43955

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Курсовая

Психология и эзотерика

Изучить литературу по проблеме эмоционального интеллекта и юношеского возраста (понятие ЭИ, модели ЭИ, характеристика особенностей данного возрастного периода). Проведение эмпирического исследования с целью выявления особенностей показателей эмоционального интеллекта у юношей и девушек.

Русский

2014-12-28

346 KB

22 чел.

Курсовая работа

ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ  ЭМОЦИОНАЛЬНОГО ИНТЕЛЛЕКТА

В ЮНОШЕСКОМ ВОЗРАСТЕ

Оглавление

Введение…………………………………………………………….…….……….3

Глава 1. Теоретический обзор по проблеме исследования………………..…...5

  1.  История становления понятия «эмоциональный интеллект»….5
    1.  Модели эмоционального интеллекта………………………..…..7
    2.  Общая характеристика юношеского возраста………………….10

Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта у юношей и девушек…………………………………………………………………………..13

2.1. Организация и проведение эмпирического исследования………….…..13

Заключение………………………………………………………………………15

Библиографический список……………………………………………..……...17

Приложения………………………………………………………….…….…….18


Введение

С 90-х годов прошлого века предметом обсуждения стало понятие эмоционального интеллекта, EQ.  EQ – это умение сопереживать другому человеку, умение общаться с другими людьми, умение осознать свои эмоции и понимать чувства других людей [11].  

Эмоциона́льный интеллект (ЭИ, EI) (англ. Emotional intelligence) — группа ментальных способностей, которые участвуют в осознании и понимании собственных эмоций и эмоций окружающих [12]. 

Актуальность исследования определяется многообразием сформулированных методических и методологических подходов, средств и форм психологического изучения особенностей эмоционального интеллекта, а также интенсивным интересом к поставленной проблеме со стороны общества.

Цель исследования – выявить гендерные отличия развитости компонентов эмоционального интеллекта у юношей и девушек, а также  наличие взаимосвязи между лидерским потенциалом и шкалами ЭИ.

Объект исследования – эмоциональный интеллект.

Таким образом, предмет исследования – особенности развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте.

Гипотеза исследования:

Но: «Между юношами и девушками не существуют гендерные различия развитости компонентов ЭИ, а также прямо пропорциональная связь между лидерским потенциалом и шкалами ЭИ».

На: «Между юношами и девушками существуют гендерные различия развитости компонентов ЭИ, а также прямо пропорциональная связь между лидерским потенциалом и шкалами ЭИ».

Задачи исследования:

  1.  Изучить литературу по проблеме эмоционального интеллекта и юношеского возраста (понятие ЭИ, модели ЭИ, характеристика особенностей данного возрастного периода).
  2.  Проведение эмпирического исследования с целью выявления особенностей показателей эмоционального интеллекта у юношей и девушек.

Методы исследования: анализ, синтез, методы обобщения изученного материала, диагностика (диагностика эмоционального интеллекта Н. Холла), качественный и количественный анализ полученных данных с помощью программы Statistiсa 6.0. 

Характеристика выборки:  В исследовании участвовало 128 человек (студенты АКВТ и АГУ).  Из них 94 человека женского пола и 34 – мужского. За основу были взяты студенты различных факультетов и специальностей, входящих в состав АКВТ и АГУ.

Структура курсовой работы. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографического списка и приложения, размещенных на 22 страницах.

Научная новизна заключается в изучении уже известного в науке психического явления на новой экспериментальной выборке, что дает «свежий» материал для возможных последующих изысканий в этой области.

Практическая значимость исследования  - результаты могут применяться в последующих исследованиях по данной теме, использоваться при чтении лекций по психодиагностике, возрастной психологии, истории психологии.

 

Глава 1. Теоретический обзор по проблеме исследования

  1.  История становления понятия «эмоциональный интеллект»

В психологии еще с начала ХХ в. велись поиски способностей, которые в отличие от традиционно выделяемого общего интеллекта связаны с социально-эмоциональной сферой психики. Ведущие специалисты в области психологии интеллекта, в том числе – социального интеллекта (Торндайк Э, Спирмен Ч., Векслер Д., Гилфорд Дж., Айзенк Г.) и др. утверждали, что люди различаются по способности понимать других людей и управлять ими, т.е. действовать разумным образом в человеческих отношениях.

В отечественной психологии идея единства аффекта и интеллекта нашла свое отражение в трудах Выготского Л.С. , Рубинштейна С.Л., Леонтьева А.Н.

Единство аффекта и интеллекта, по мнению Выготского, обнаруживается, во-первых, во взаимосвязи и взаимовлиянии этих сторон психики на всех ступенях развития, во-вторых, в том, что эта связь является динамической, причем всякой ступени в развитии мышления соответствует своя ступень в развитии аффекта. Рубинштейн С.Л., развивая идеи Выготского Л.С., отмечал, что мышление уже само по себе является единством эмоционального и рационального. Однако намеченные Л.С. Выготским подходы к пониманию единства аффекта и интеллекта в процессе развития человека в свое время не получили должной разработки.

Особенно близко к понятию эмоционального интеллекта подошёл Гарднер Х., который в рамках личностного интеллекта различал внутриличностный и межличностный интеллект. Способности, включённые им в эти понятия, имеют непосредственное отношение к эмоциональному интеллекту. Так, внутриличностный интеллект трактуется им как "доступ к собственной эмоциональной жизни, к своим аффектам и эмоциям: способность мгновенно различать чувства, называть их, переводить в символические коды и использовать в качестве средств для понимания и управления собственным поведением".

В 1988 г. Рувен Бар-Он (Reuven Bar-On) ввел понятие эмоционально-социальный интеллект и предположил, что он состоит из многих, как глубоко личных, так и межличностных способностей, навыков и умений, которые, объединяясь, определяют поведение человека. Бар-Он впервые ввел обозначение EQ – emotional quotinent, коэффициент эмоциональности, по аналогии с IQ – коэффициентом интеллекта (см. таблицу 1).

В научной и популярной литературе стало появляться все больше работ, посвященных способностям в социальной и эмоциональной области, и, как отмечал Кэррол Изард, с полным правом можно было говорить о перевороте в этой сфере. Кроме того, проблемой идентификации и понимания эмоций занимались не только психологи, но и специалисты других наук – эволюционные биологи, психиатры, программисты и т.д., которые выявили многие способности человека в этой области исследований. Для того, чтобы избежать разночтения при исследовании проблемы идентификации и понимания эмоций человеком, американские психологи Сэловей П. и Мейер Дж. в 1990 году предложили, чтобы эти способности составляли унитарное понятие – "эмоциональный интеллект".

Сами вышеназванные авторы рассматривают эмоциональный интеллект как подструктуру социального интеллекта, которая включает способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий.

Таким образом, можно выделить следующие этапы становления эмоционального интеллекта:

  •  1937 — Роберт Торндайк (Robert Thorndike) написал о социальном интеллекте
  •  1940 — Дэвид Векслер (David Wechsler) написал об интеллектуальных и неинтеллектуальных компонентах (аффективные, личностные и социальные факторы)
  •  1983 — Горвард Гарднер (Horvard Gardner) написал о множественном интеллекте (внутриличностные и межличностные интеллекты)
  •  1990 — Джон Мейер (John Mayer) и Питер Сэловей (Peter Salovey) придумали термин ЭИ, начали исследовательскую программу по измерению ЭИ.
  •  1995 — Дэниел Гоулман (Daniel Goleman) опубликовал книгу «Emotional Intelligence»
    1.  Модели эмоционального интеллекта

Первая и наиболее известная в научной психологии модель эмоционального интеллекта (ЭИ) была разработана Питером Сэловеем и Джоном Мэйером; ими же был введён в психологию и сам термин «эмоциональный интеллект». Первоначальный вариант этой модели был предложен в 1990 году (Salovey, Mayer, 1990). Они определили ЭИ как «способность отслеживать собственные и чужие чувства и эмоции, различать их и использовать эту информацию для направления мышления и действий» (Salovey, Mayer, 1990, p. 189). ЭИ трактовался как сложный конструкт, состоящий из способностей трёх типов:

1) идентификация и выражение эмоций,

2) регуляция эмоций,

3) использование эмоциональной информации в мышлении и деятельности.

Позже Сэловей и Мэйер доработали и уточнили предложенную модель, что отражено в ряде их публикаций (например: Mayer, Salovey, 1997; Mayer et al., 2001; Caruso, Mayer, Salovey, 2002). Этот переработанный вариант модели основывается на представлениях о том, что эмоции содержат информацию о связях человека с другими людьми или предметами (Mayer et al., 2001). Иначе можно было бы сказать, что они «информируют» человека о характере этих связей. При этом связи могут быть не только актуальными, но и вспоминаемыми и даже воображаемыми. Изменение связей с другими людьми и предметами приводит к изменению эмоций, переживаемых по этому поводу. В свете этих представлений эмоциональный интеллект трактуется как способность перерабатывать информацию, содержащуюся в эмоциях: определять значение эмоций, их связи друг с другом, использовать эмоциональную информацию в качестве основы для мышления и принятия решений.

Анализ способностей, связанных с переработкой эмоциональной информации, позволил Сэловею и Мэйеру выделить четыре компонента, которые были названы «ветвями». Эти компоненты выстраиваются в иерархию, уровни которой, по предположению авторов, осваиваются в онтогенезе последовательно. Важно отметить, что каждый компонент касается как собственных эмоций человека, так и эмоций других людей.

1. Идентификация эмоций. Включает ряд связанных между собой способностей, таких, как восприятие эмоций (т. е. способность заметить сам факт наличия эмоции), их идентификация, адекватное выражение, различение подлинных эмоций и их имитации.

2. Использование эмоций для повышения эффективности мышления и деятельности. Включает способность использовать эмоции для направления внимания на важные события, вызывать эмоции, которые способствуют решению задач (например, использовать хорошее настроение для порождения творческих идей), использовать колебания настроения как средство анализа разных точек зрения на проблему.

3. Понимание эмоций. Способность понимать комплексы эмоций, связи между эмоциями, переходы от одной эмоции к другой, причины эмоций, вербальную информацию об эмоциях.

4. Управление эмоциями. Способность к контролю за эмоциями, снижению интенсивности отрицательных эмоций, осознанию своих эмоций, в том числе и неприятных, способность к решению эмоционально нагруженных проблем без подавления связанных с ними отрицательных эмоций. Способствует личностному росту и улучшению межличностных отношений [2, 5]. 

Модель Р. Бар-Она даёт очень широкую трактовку понятия ЭИ (см. таблица 1). Он определяет ЭИ как все некогнитивные способности, знания и компетентность, дающие человеку возможность успешно справляться с различными жизненными ситуациями Р. Бар-Он выделил пять сфер компетентности, которые можно отождествить с пятью компонентами ЭИ; каждый из этих компонентов состоит из нескольких субкомпонентов:

1. Познание себя: осознание своих эмоций, уверенность в себе, самоуважение, самоактуализация, независимость.

2. Навыки межличностного общения: эмпатия, межличностные взаимоотношения, социальная ответственность.

3. Способность к адаптации: решение проблем, связь с реальностью, гибкость.

4. Управление стрессовыми ситуациями: устойчивость к стрессу, контроль за импульсивностью.

5. Преобладающее настроение: счастье, оптимизм [10].  

Отталкиваясь от существующих концепций, Д.В. Люсин предложил свою модель ЭИ. Ранее им уже давалось определение ЭИ как способности к пониманию своих и чужих эмоций и управлению ими. Для уточнения этого определения следует раскрыть, что имеется в виду под способностью к пониманию и управлению эмоциями.

Способность к пониманию эмоций означает, что человек

  •  может распознать эмоцию, т.е. установить сам факт наличия эмоционального переживания у себя или у другого человека;
  •  может идентифицировать эмоцию, т.е. установить, какую именно эмоцию испытывает он сам или другой человек, и найти для неё словесное выражение;
  •  понимает причины, вызвавшие данную эмоцию, и следствия, к которым она приведёт.

Способность к управлению эмоциями означает, что человек:

  •  может контролировать интенсивность эмоций, прежде всего приглушать чрезмерно сильные эмоции;
  •  может контролировать внешнее выражение эмоций;
  •  может при необходимости произвольно вызвать ту или иную эмоцию.

Разумно предположить, что способность к пониманию эмоций и управлению ими очень тесно связана с общей направленностью личности на эмоциональную сферу, т.е. с интересом к внутреннему миру людей (в том числе и к своему собственному), склонностью к психологическому анализу поведения, с ценностями, приписываемыми эмоциональным переживаниям. Поэтому ЭИ можно представить как конструкт, имеющий двойственную природу и связанный, с одной стороны, с когнитивными способностями, а с другой стороны - с личностными характеристиками. ЭИ - это психологическое образование, формирующееся в ходе жизни человека под влиянием ряда факторов, которые обуславливают его уровень и специфические индивидуальные особенности [1, 3,4].

1.3. Общая характеристика юношеского возраста

Юность не так давно выделилась в самостоятельный период жизни человека, исторически относясь к «переходному этапу» возмужания, взросления. Внутри перехода от детства к взрослости границы между подростковым и юношеским возрастом условны и часто пересекаются. Никто не назовет 11-13-летнего мальчика юношей, а 18-19-летнего – подростком, но возраст между 14-15 и 16-17 годами не обладает такой определенностью и в одних случаях относится к юности, а в других – к концу отрочества. В схеме возрастной периодизации онтогенеза границы юношеского возраста обозначены между 17-21 годом для юношей и 16-20 годами для девушек, но в физиологии его верхнюю границу часто отодвигают к 22-23 годам у юношей и 19-20 годам у девушек [7].

В зарубежной возрастной психологии нет разделения подростничества и юности. 
Ведущий вид деятельности в позиции деятельностного подхода — учебно-профессиональная деятельность и самоопределение. Психологические новообразования периода: чувство ответственности за свое будущее, решение проблемы идентичности в профессиональной сфере (выбор будущей профессии и обучение) и в сфере семейных отношений (выбор потенциального брачного партнера), в личностном развитии («Кто Я?», «Чего Я хочу?», «Каким Я должен быть?»). 

В юношеском возрасте новое развитие приобретает механизм идентификация-обособление. Обостряется способность к эмпатии, к сопереживанию другим людям и различным произведениям искусства: литературным, музыкальным, изобразительным. Происходит идентификация не только с людьми, но и с природой, искусством. В результате сфера чувствований молодого человека становится тоньше, богаче. Одновременно с выраженной потребностью к идентификации с другими обостряется потребность в обособлении, без которого невозможно адекватное решение вопроса идентичности. На этом фоне интенсивно идет развитие рефлексивных процессов, что выводит молодого человека за пределы внутреннего мира и позволяет занять собственную позицию в мире. Построение и переоценка ценностей, которая начинается в подростничестве, интенсивно продолжается в юности. Основная цель этого процесса переоценки - взглянуть на мир иными глазами и построить систему ценностей, отличную от родительской. Переоценка является центральным моментом нравственного роста. На основе указанных процессов в юности происходит окончательное оформление такого психологического новообразования, как мировоззрение [6].

В юношеском возрасте значительно расширяется круг факторов, способных вызвать эмоциональный отклик; способы выражения эмоций становятся более гибкими и разнообразными; увеличивается продолжительность эмоциональных реакций и т.д. В целом юношеский возраст характеризуется большей, по сравнению с подростковым, дифференцированностью эмоциональных реакций и способов выражения эмоциональных состояний, а также повышением самоконтроля и саморегуляции. Юность характеризуется и расширением круга личности» значимых отношений, которые всегда эмоционально окрашены (морально-нравственные чувства, эмпатия, потребность в дружбе, сотрудничестве и любви, политические, религиозные чувства и т.д.). Это связано также с установлением внутренних норм поведения, и нарушение собственных норм всегда связано с актуализацией чувства вины [7].


Глава 2. Эмпирическое исследование эмоционального интеллекта у юношей и девушек

  1.  Организация и проведение эмпирического исследования

Целью нашего исследования является выявление гендерных отличий развитости компонентов эмоционального интеллекта у юношей и девушек, а также  наличие взаимосвязи между лидерским потенциалом и шкалами ЭИ.

Гипотезы исследования:

Но: «Между юношами и девушками не существуют гендерные различия развитости компонентов ЭИ, а также прямо пропорциональная связь между лидерским потенциалом и шкалами ЭИ».

На: «Между юношами и девушками существуют гендерные различия развитости компонентов ЭИ, а также прямо пропорциональная связь между лидерским потенциалом и шкалами ЭИ».

Задачи исследования:

  1.  Изучить литературу по проблеме эмоционального интеллекта и юношеского возраста (понятие ЭИ, модели ЭИ, характеристика особенностей данного возрастного периода).
  2.  Проведение эмпирического исследования с целью выявления особенностей показателей эмоционального интеллекта у юношей и девушек.

Эмпирическое исследование проводилось на выборке в 128 человек: студентов Астраханского Государственного Университета и Астраханского Колледжа Вычислительной Техники, из которых 94 девушки и 34 юноши.

Условия проведения: эмпирическое исследование осуществлялось на базе аудиторных помещений вышеназванных учебных заведений. Исследование проводилось зимой 2011 года.

При проведении эмпирического исследования нами была использована «Диагностика эмоционального интеллекта» Н.Холла, направленная на выявление способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях, и управлять эмоциональной сферой на основе принятия решений.

Для выявления взаимосвязи между лидерским потенциалом и шкалами «ЭО», «УСЭ», «РЭДЛ», «Общее» мы рассчитали коэффициент линейной корреляции Пирсона (см. табл. 2).

Для выявления взаимосвязи между лидерским потенциалом и шкалами «Самомотивация», «Эмпатия» мы рассчитали коэффициент ранговой корреляции Спирмена (см. табл. 3).

С помощью критерия Стьюдента для независимых выборок мы изучили половые различия для признаков, распределение которых значимо не отличается от нормального закона (см. табл.4).

С помощью непараметрического критерия Манна-Уитни мы изучили половые различия для признаков, распределение которых значимо отличается от нормального закона (см. табл.5).


Заключение

В последние десятилетия понятие эмоционального интеллекта вызывает пристальное внимание ученых. Особенно важным в теории эмоционального интеллекта, на наш взгляд, является то, что в ней раскрыта динамическая, функциональная роль эмоций в саморегуляции. Чувства людей - это не эпифеноменальное сопровождение мотивированных действий; они сами детерминанты поведения [9].

Замысел нашей исследовательской работы состоял в исследовании особенностей развития эмоционального интеллекта в юношеском возрасте. Экспериментальная группа состояла из 128 студентов Астраханского Государственного Университета и Астраханского Колледжа Вычислительной Техники (94 девушки и 34 юноши). Уровень эмоционального интеллекта мы измеряли с помощью методики оценки «эмоционального интеллекта» (опросник EQ) предложенной Н. Холлом для выявления способности понимать отношения личности, репрезентируемые в эмоциях и управлять эмоциональной сферой.

Для выявления взаимосвязи между лидерским потенциалом и шкалами ЭИ были рассчитаны коэффициенты корреляции Пирсона и Спирмена. В результате анализа выявлено, что взаимосвязь между этими характеристиками существует (см. Приложения).

С помощью критерия Стьюдента для независимых переменных, а также непараметрического критерия Манна-Уитни, мы изучили половые различия показателей эмоционального интеллекта. Женская часть испытуемых показала, что наиболее развитыми качествами ЭИ являются эмоциональная осведомленность, эмпатия, распознавание эмоций других людей, причем превалирует эмоциональная осведомленность. Мужская половина аудитории показала высокое среднее значение по шкале «самомотивация». Таким образом, подтвердилась  альтернативная гипотеза исследования.

В заключение приводим методы развития эмоционального интеллекта:

  •  Групповой тренинг
  •  Индивидуальный тренинг
  •  Коучинг
  •  Тренинг детей в семейно-общественных детских центрах
  •  Семейное воспитание
  •  Пренапедия
  •  Гаптономия

По поводу возможности развития ЭИ в психологии существует два отличных друг от друга мнения. Ряд ученых (к примеру, Дж. Мейер) придерживаются позиции, что повысить уровень ЭИ невозможно, поскольку это относительно устойчивая способность. Однако увеличить эмоциональную компетентность путем обучения вполне возможно. Их оппоненты (в частности, Д. Гоулман) считают, что ЭИ можно развивать. Аргументом в пользу этой позиции служит тот факт, что нервные пути мозга продолжают развиваться вплоть до середины человеческой жизни [12].


Библиографический список

1.Айзенк Г.Ю. Интеллект: новый взгляд // Вопросы психологии. 1995. №1. С. 111-131.

2. Люсин Д.В. Современные представления об эмоциональном интеллекте // Социальный интеллект: теория, измерение, исследования / Под ред. Д.В. Люсина, Д.В. Ушакова. – М.: Институт психологии РАН, 2004. – С.30-31.

3.Люсин Д.В. Способность к пониманию эмоций: Психометрический и когнитивный аспекты // Г.А. Емельянов (ред.), Социальное познание в эпоху быстрых политических и экономических перемен. М.: Смысл, 2000.

4.Стернберг Р.Дж. и др. Практический интеллект. СПб.: Питер, 2002.

5.http://eft.taba.ru/blog/arhiv/emointelligence/6025_Model_emocionalnogo_intellekta_P_Seloveya_i__Dzh_Meyera.html сэловей мэйер

6. http://psychology.net.ru/talk/viewtopic.php?t=25182

7. http://psylist.net/age/00014.htm

8. http://psixologiya.org/socialnaya/emocionalnyj-intellekt/1673-sushhnost-ponyatiya-i-osnovnye-teorii-emoczionalnogo-intellekta.html

9. http://revolution.allbest.ru/psychology/00160016_0.html

10. http://revolution.allbest.ru/psychology/00373655_0.html

11.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-5785/

12.http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AD%D0%BC%D0%BE%D1%86%D0%B8%D0%BE%D0%BD%D0%B0%D0%BB%D1%8C%D0%BD%D1%8B%D0%B9_%D0%B8%D0%BD%D1%82%D0%B5%D0%BB%D0%BB%D0%B5%D0%BA%D1%82

Приложения

Таблица 1

Показатели эмоционального интеллекта и их интерпретация по Бар-Ону [8]

Показатели эмоционального интеллекта

Способности и навыки эмоционального интеллекта, 
оцениваемые по каждому показателю

Внутриличностные

Самосознание и самовыражение:

Самоуважение

Осознание своих эмоций

Уверенность в себе

Независимость

Самоактуализация

Безошибочно воспринимать, понимать и принимать себя

Знать и понимать эмоции

Эффективно и конструктивно выражать эмоции

Быть уверенным в себе и свободным от эмоциональной зависимости от других

Стремиться достигнуть личных целей и реализовать потенциал

Межличностные

Социальная компетентность и межличностные отношения:

Эмпатия

Социальная ответственность


Межличностные взаимоотношения

Знать и понимать чувства других

Идентифицировать себя с социальной группой и сотрудничать с другими

Устанавливать взаимно удовлетворяющие отношения и иметь хорошие отношения с другими

Управление стрессовыми ситуациями

Эмоциональное управление и регуляция:

Терпимость по отношению к стрессовым ситуациям

Контроль импульсивности

Эффективно и конструктивно управлять эмоциями

Эффективно и конструктивно контролировать эмоции

Адаптируемость

Управление изменениями:

Тестирование реальности


Приспосабливаемость


Принятие решений

Объективно обосновывать свои чувства и мысли об окружающей реальности

Адаптировать и корректировать чувства и мысли в соответствии с новой ситуацией

Эффективно решать проблемы личного и межличностного характера

Преобладающее настроение

Самопобуждение:

Оптимизм
Счастье

Быть позитивным и смотреть на более яркую сторону жизни

Чувствовать себя довольным собой, другими и жизнью

Таблица 2

Результаты расчета коэффициента корреляции Пирсона

Переменные

Значение коэффициента корреляции

Уровень значимости

Эмоц. осведомл-ть

0,1775

p=0,029

Упр-е своими эмоц.

0,3454

p=0,000

Распозн.эмоций др. людей

0,3437

p=0,000

Общее

0,4743

p=0,000

Таблица 3

Результаты расчета коэффициента корреляции Спирмена

Переменные

Значение коэффициента корреляции

Уровень значимости

УЛП

Самомотивация

0,411572

0,000000

Эмпатия

0,337541

0,000020

Таблица 4

Результаты расчета критерия Стьюдента для независимых выборок

Переменные

Среднее значение

Значение t- критерия

Уровень значимости

Мужской пол (1)

Женский пол (2)

«Эо»

6,77500

10,05263

-3,58855

0,000448

«усэ»

3,40000

0,40351

2,38124

0,018493

«рэдл»

4,95000

7,34211

-2,23896

0,026611

Таблица 5

Результаты расчета критерия Манна-Уитни

Переменные

Среднее значение

Значение U - критерия

Уровень значимости

Мужской пол (1)

Женский пол (2)

сам

7,625000

6,956140

1995,500

0,241093

эм

6,250000

8,394737

1754,500

0,030367

Диаграмма 1

Коэффициент линейной корреляции Пирсона

Диаграмма 2

Коэффициент ранговой корреляции Спирмена

Диаграмма 3

Половые различия для признаков, распределение которых значимо не отличается от нормального закона

Диаграмма 4

Половые различия для признаков, распределение которых значимо отличается от нормального закона

PAGE   \* MERGEFORMAT 1


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66791. ЧАСТНАЯ И ОБЩЕСТВЕННАЯ ФОРМЫ СОБСТВЕННОСТИ: СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИЙ АНАЛИЗ 748 KB
  Проблема собственности - одна из центральных проблем сегодняшнего времени, и она существенна не только для России, так и для других стран. Исследование данной темы важно для целей постижения её детерминант и причин двух основных форм собственности: частной и общественной.
66792. Конституційне право зарубіжних країн 682 KB
  Конституційне право в кожній зарубіжній країні — це основоположна, фундаментальна галузь усієї національної системи права. Як і будь-яка інша галузь права, вона являє собою сукупність конституційно-правових норм, що закріплюють економічну
66793. Основи теорії держави та права 3.37 MB
  У світі завжди існувало безліч теорій що пояснюють виникнення держави і права основними з яких є зокрема: Патріархальна теорія була поширена у Стародавній Греції та рабовласницькому Римі й трактувала державу як велику сім'ю. Теологічна теорія походження держави і права пояснювала...
66794. ОБГРУТНУВАННЯ ЕФЕКТИВНОСТІ НОРМ ВИЗНАЧЕННЯ ТА УЗГОДЖЕННЯ ПОДАТКОВИХ ЗОБОВЯЗАНЬ В КОНТЕКСТІ ЧИННОЇ ПРАКТИКИ ПОДАТКОВОГО АДМІНІСТРУВАННЯ В УКРАЇНІ 139 KB
  Відповідно до Податкового кодексу України від 2 грудня 2010 року податкове зобов’язання це сума коштів яку платник податків у тому числі податковий агент повинен сплатити до відповідного бюджету як податок або збір на підставі в порядку та строки визначені податковим законодавством.
66796. Контрольная работа по экономическому анализу 61 KB
  Розрахувати методом факторного аналізу вплив на відхилення фактичного значення показника продуктивності праці робітника за рік від планового наступних факторів: а зміни числа робочих днів; б зміни тривалості зміни; в зміни годинного виробітку робітників.
66797. КОНЦЕПТ «PUNISHMENT» В СОВРЕМЕННОМ АНГЛИЙСКОМ ЯЗЫКЕ 121 KB
  Проблема наказания изучается многими науками в фокусе которых находится человек. Объектом исследования являются языковые репрезентации объективирующие концепт PUNISHMENT и представляющие собой как отдельные лексические единицы так и словосочетания а также метафорические выражения и высказывания значение...