43973

Психологическое желание материнства

Курсовая

Психология и эзотерика

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно.

Русский

2014-12-26

209 KB

19 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное  учреждение высшего

профессионального образования

«Пермский государственный гуманитарно-педагогический

университет»

кафедра теоретической и прикладной психологии

Курсовая работа

Психологическое желание  материнства

Работу выполнила:

студентка группы 1121

___________________

              (подпись)      

«Допущена к защите»
Руководитель: _________________
                                   (подпись)
«____» ___________ 2013 г.
Дата защиты: «___» ________ 2013 г.

Оценка:______________________

Руководитель: ________________
                                   (подпись)
Руководитель:
кандидат психологических наук, доцент

Пермь

2013


Содержание

Введение …………………………………………………………………………..3

Глава 1.Теоретические аспекты психологической готовности к материнству ……………………………………………………………………………………...5

    1.1. Понятие «материнство» и его функции…………………………………5

    1.2. Определение понятия «Психологическая готовность к  материнству» и характеристика её составляющих ……………………………………………….8

1.3 Психофизиологическая готовность женщин к материнству……………...19

Глава 2. Исследование степени психологической готовности к материнству………………………………………………………………………23

  2.1. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования…………………………23

  2.2. Метод исследования… …………………………………………………...24

  2.3. Результаты и их анализ…………………………………………………...32

Заключение……………………………………………………………………….34

Литература……………………………………………………………………….35

Приложения……………………………………………………………………..37

Введение

Проблема психологической готовности к материнству является важнейшей в плане развивающей, профилактической и коррекционной работы в области психологии материнства. В практике работы с беременными чаще всего предлагается следующее: повышение уровня знаний о беременности, родах, развитии ребенка; подготовка к родам; личностный рост; освоение навыков ухода за ребенком.

Теоретические и практические исследования в области психологии материнства свидетельствуют, что для эффективной подготовки женщины к рождению и воспитанию ребенка необходимо осуществлять психологическую работу в нескольких направлениях: повышение личностной зрелости; коррекция родительских установок и форм взаимодействия с ребенком; оптимизация мотивации рождения ребенка; повышение материнской компетентности. Для осуществления этих целей необходимо применять соответствующие методы индивидуальной диагностики, индивидуального консультирования и индивидуальной и групповой психологической работы с женщиной и ее семьей.

Актуальность моей темы продиктована общей ситуацией в обществе по отношению к вопросам материнства, желанию и возможностью стать матерью.

       Мне бы хотелось исследовать вопрос о желании к материнству у девушек 20-25 лет, поскольку со временем желание стать матерью откладывается во времени из-за такого вопроса, как возможность.

Гипотеза исследования:

1. Девушки 20-25, ориентированные на ценность семейной жизни, хотят иметь детей.

2. В возрасте 24-26 лет большее желание возникает у девушек иметь детей, сделавших карьеру.

     Цель работы: изучить мотивы и желания стать матерью.

     Эту цель я раскрою через задачи:

1.Опишу теоретическое видение проблемы

2.Проведу опросник по решению данной проблемы

3.Сделаю выводы в подтверждение своей гипотезы

Я считаю, что моя работа имеет практическое значение для любого возраста и пола, так как вопрос готовности стать матерью волновала общество в любые времена.

  


Глава 1. Теоретические аспекты психологической готовности

к материнству.

1.1. Понятие  «материнство» и его функции.

Материнство изучается в русле различных наук: истории, культурологи, медицины, физиологии, биологии поведения, социологии, психологии. Каждая наука изучает и определяет материнство, исходя из своих целей  и задач. Интерес к комплексному изучению материнства появился сравнительно недавно. Но на сегодняшний день единого определения понятия «материнство» нет.

В словаре русского языка С.И.Ожегова «материнство» трактуется как «состояние женщины в период беременности, родов, кормления ребёнка; свойственное матери сознание родственной её связи с детьми».

 Филиппова Г.Г. рассматривает материнство как психосоциальный феномен: как обеспечение условий для развития ребёнка, как часть личностной сферы женщины.

Большая же часть теорий материнства (психоанализ, биосоциология, теории, опирающиеся на идеи Руссо) рассматривают материнство, прежде всего как долг, работу. (Филиппова Г.Г., 2001)

Брутман В.И. определяет материнство как одну из социальных женских ролей, на содержание которой детерминирующее влияние оказывают общественные нормы и ценности.  (Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю, 2002)

«Материнство, - утверждает итальянский психолог А. Минегетти, - в действительности всего лишь исполнение женщиной заученной с детства роли».

Хорват Ф. определяет материнство как личностные качества женщины, её биологические и психологические особенности, которые женщина имеет как бы в себе, как какую-то художественную способность, вроде врождённого таланта.

Таким образом, нет единого, однозначного понятия «материнство». Для целостного видения материнства необходимо обозначить функции, присущие матери.

Функции матери достаточно сложны и многообразны. Они состоят в удовлетворении всех физиологических потребностей ребёнка, обеспечении  его эмоционального благополучия, в развитии привязанности, базовых структур отношения к миру, общения, основных личностных качеств ребёнка и его деятельности.

Филиппова Г.Г. выделяет две взаимосвязанные группы материнских функций: видотипичную  и конкретно-культурную.

К видотипичным функциям матери относятся следующие:

  1.  Обеспечение стимульной среды для пре- и постнатального развития когнитивных и эмоциональных процессов.
  2.  Обеспечение условий (в форме разделения деятельности с ребёнком) для развития видотипичной структуры деятельности.
  3.  Обеспечение условий для возникновения прижизненно формирующихся видотипичных потребностей: потребности в эмоциональном взаимодействии со взрослым,  в получении положительных эмоций от взрослого, включения взрослого в чувственно-практическую деятельность, потребность в оценке взрослым своей активности и её результатов, познавательная потребность и др., а также формирование привязанности.
  4.  Обеспечение условий для освоения видотипичных средств отражения в форме формирования потребности в общении, как системообразущих для сферы общения.
  5.  Обеспечение условий для развития мотивационных механизмов.

Конкретно-культурные функции охарактеризовать сложнее. Все указанные выше видотипичные функции мать осуществляет согласно имеющейся в её культуре модели материнства, в которую входит не только операционный состав и технология ухода воспитания, но и модель переживаний матери, её отношения к ребёнку и своим функциям, а также способы эмоционального взаимодействия с ребёнком. К этой группе материнских функций Филиппова относит следующие:

  1.  Обеспечение матерью предметной среды и условий чувственно-практической, игровой деятельности и общения, которые способствуют образованию культурных особенностей  когнитивной сферы и моторики.
  2.  Обеспечение условий для формирования культурной модели привязанности.
  3.  Обеспечение условий для  формирования культурных особенностей социально-комфортной среды.
  4.  Организация условий (предметной, игровой среды, общения) для формирования культурных особенностей стиля мотивации достижения.
  5.  Обеспечение условий для формирования  у ребёнка основных культурных моделей: ценностно-смысловых ориентаций, семьи, материнства и детства и др. (Филиппова Г.Г., 2002)

Филиппова Г.Г. отмечает, что далеко не все эти функции осознаются матерью. Даже науке многие из них стали известны только в последние десятилетия, и, нет оснований считать, что их познание уже закончено. Однако мать успешно выполняет эти функции много тысячелетий. Культурой они также хорошо освоены  и представлены в своде правил, норм, в обрядах, поверьях, обычаях. Некоторые из материнских функций, такие, как удовлетворение органических потребностей ребёнка, формирование у него некоторых личностных качеств,  в достаточной мере осознаются матерью и обществом. Другие существуют в общественном сознании и сознании матери в преобразованной форме, представления об их значении для ребёнка в разной степени приближаются к биологическим и социокультурным задачам его развития.

Взгляд Филипповой Г.Г. относительно материнских функций не является единственно правильным и окончательно определённым. Различные направления  в психологии имеют свой предмет исследования и в зависимости от этого оценивает и интерпретирует функции матери.

1.2. Определение понятия «Психологическая готовность к        материнству» и характеристика её составляющих.

Изучение  материнства  в последние годы ведётся в различных аспектах, но при всём многообразии подходов к изучению данной темы систематического  исследования  связи готовности к материнству, реального материнского поведения  и развития ребёнка не проводилось. Поэтому вопрос  о ведущем факторе, обеспечивающем эту связь,  остаётся открытым.

Рождение ребёнка принесёт много перемен, к которым женщина должна быть готова. То есть она должна быть готова стать матерью, должна осознанно принять на себя выполнение материнских функций.

Большинство авторов (Брутман В.И., Батуев А.С., Винникот Д.В., Минюрова С.А., Хамитова И.Ю), исследующих проблему готовности к материнству, считают, что желание  материнства формируется на протяжении всей жизни. На процесс формирования влияют как биологические, так и социальные факторы, поскольку готовность к материнству имеет с одной стороны мощную инстинктивную основу, а с другой выступает как личностное образование, в котором отражается весь предыдущий опыт её взаимоотношений со своими родителями, сверстниками, мужем и другими людьми.

Одна из исследователей психологической готовности к материнству Мещерякова С.Ю. рассматривает этот концепт как специфическое личностное образование, стержневой образующей которого является субъектно-объектная ориентация в отношении к ещё не родившемуся ребёнку. Такая позиция в определении готовности к материнству объясняется предположением Мещеряковой С.Ю. о том, что субъектное отношение к будущему ребёнку проецируется в стиль материнского поведения и тем самым обеспечивает наиболее благоприятные условия для психического развития младенца, важнейшими показателями которого являются уровень общения ребёнка с матерью, особенности становления у него образа себя  и потребности в сопереживании.( Мещерякова С.Ю., 2002)

Автор выделяет несколько групп показателей психологической готовности  к материнству.

  1.   В первую  группу включены особенности коммуникативного опыта женщин из её раннего детства.

Эта составляющая была определена Мещеряковой С.Ю., которая считает, что основы личности, отношение человека к миру и к самому себе закладываются с первых дней жизни в общении с близкими взрослыми. Складывающееся в общении первое личностное образование может рассматриваться и как вклад в становление будущего родительского поведения. Если опыт общения с близкими был положительным, это означает, что стартовые условия для формирования субъектного отношения к другим людям были благоприятными и основа для формирования субъектного отношения к своему ребёнку заложена. Мещерякова С.Ю. предположила, что о характере раннего коммуникативного опыта, полученного будущей матерью в общении с близкими взрослыми, можно судить по аффективным следам, оставленным в её первых воспоминаниях о себе и родителях, об их стиле воспитания, о своих привязанностях. Большое значение в становлении родительского поведения автор придаёт общению со сверстниками, старшими и младшими детьми.

  1.  К показателям второй группы отнесены переживание женщиной отношения к ещё не родившемуся ребёнку.

Наиболее благоприятной ситуацией для будущего материнского поведения являются желанность ребёнка, наличие субъектного отношения матери к ещё не родившемуся младенцу, которое проявляется в любви к нему, мысленной или вербальной адресованности, стремлении интерпретировать движения плода как акты общения.

  1.  Третью группу показателей составили установки на стратегию воспитания ребёнка.

То, как будущая мать намеревается осуществлять уход за ним, с точки зрения автора, также свидетельствует о преобладании субъектного или объектного отношения к ребёнку. (Мещерякова С.Ю., 2002)

Мещерякова С.Ю., не претендуя на полноту и окончательную завершённость модели психологической готовности к материнству, предполагает, что выделенные показатели в совокупности могут  отражать её уровень и служить основанием для прогноза эффективности последующего материнского поведения.

Милосердова Е. выделяет два основных фактора, позволяющие определить психологическую готовность к материнству:

  1.  Отношение к беременности.

Самый благоприятный вариант, когда беременность желанна, принимается с радостью на уровне осознания. Это несёт за собой спокойное протекание беременности на психологическом  и физиологическом уровне. Такая женщина готова к материнству и способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения.

  1.  Поведение женщины в процессе родов.

Зачастую женщина, вместо того чтобы думать только об успешном завершении этого процесса для ребёнка, о его проблемах и состоянии, вместо того чтобы сопереживать малышу, мысленно помогать и поддерживать его, понимая как ему нелегко, женщина полностью переключается на свои ощущения, на свою собственную персону, начинает себя жалеть, обвинять всех и вся, думая о том, чтобы всё поскорее закончилось.

Филиппова Г.Г., исследуя психологические факторы нарушения материнства, рассматривала психологическую готовность к материнству как ведущий фактор адаптации к беременности  и материнству. В качестве составляющих психологической готовности к материнству были выделены ценность будущего ребёнка; себя как матери; материнская компетентность.(Филиппова Г.Г., 2002)

Матвеева Е.В.определяет психологическую готовность к материнству, как специфическое личностное образование, включающее в себя три блока готовности: потребностно-мотивационный блок; когнитивно-операционный блок и блок социально-личностной готовности к материнству.

Потребностно-мотивационная готовность  к материнству подразумевает потребность в материнстве и включает потребностно-эмоциональный  и ценностно-смысловой компоненты. 

Потребность в материнстве – комплексная потребность. Она подразумевает рефлексию своих состояний  и стремление к их переживанию в процессе взаимодействия с ребёнком и не исчерпывается желанием иметь детей (Матвеева Е.В., 2004).

Филиппова Г.Г. выделяет следующие основные мотивы материнства:

  •  достичь желаемого социального и возрастного статуса (я – взрослая, самостоятельная девушка, занимающая определённое положение в обществе, имеющая право на соответствующее отношение к себе в семье и обществе);
  •  удовлетворение модели «полноценной жизни» (человек должен и может иметь определённые вещи, без этого его жизнь не полная, не такая как у других);
  •  стремление продолжить себя, свой род (оставить после себя что-то в жизни, что само также будет это продолжение обеспечивать, - рожать детей, моих внуков, правнуков);
  •  реализация своих возможностей (воспитать ребёнка, передать ему свои знания, жизненный опыт);
  •  компенсация своих жизненных проблем (чтобы стал лучше, умнее, красивее, счастливее меня, получил то, что не смогла получить в жизни я);
  •  решение своих жизненных проблем (заключить или укрепить брак, доказать себе и другим, что я способна родить и быть матерью; спастись от одиночества; обрести помощника в старости);
  •  любовь к детям (самый сложный мотив, в котором  сочетается удовольствие от общения с ребёнком, интерес к его внутреннему миру, умение и желание способствовать развитию его индивидуальности и осознание того, что ребёнок станет самостоятельным, «не моим», будет любить других  и т.п.);
  •  достижение критического для деторождения возраста.

Желание иметь детей может возникнуть неожиданно, может быть выражено неявно. Известно, что и у мужчин, и у женщин желание иметь детей напрямую зависит от их детских переживаний, отношений с родителями, модели той семьи, в которой они выросли. Печать прошлого столь отчётлива, что зачастую она и определяет наше желание или, наоборот, нежелание дать начало новой жизни. (Филиппова Г.Г., 2002)

Потребностно-эмоциональная готовность к материнству обеспечивает позитивное отношение женщины к беременности и настрой (без страха) на  роды, эмоционально-положительный образ ребёнка, желание заботится о нём, радостно-счастливое отношение к роли матери.

Положительное отношение к беременности влечёт за собой спокойное её протекание. Такая женщина способна совершенно сознательно перенести ради ребёнка любые трудности и ограничения. Несмотря на последнее, образ будущего ребёнка у женщины вызывает положительные эмоции, она находится в «предвкушении» будущего материнства.

В ходе проведённых исследований было выявлено, что для девушек с отрицательным отношением к беременности будущий ребёнок является источником отрицательных эмоций. Девушки с положительным отношением к беременности  говорят о желании проявлять любовь к будущему ребёнку. Материнские чувства у них развиваются сильнее и не подвергаются  сомнениям. Беременность для таких девушек является важной функцией материнства и характеризуется устойчивым положительным отношением к ребёнку, новым смыслом жизни. (Караханова Т.М., 2003)

Большое значение имеет и то, как женщина настроена  на процесс родов. В современной психологии и психотерапии считается, что отношение женщины к процессу родов существенным образом влияет на успешность родов, а также отражает общее отношение к  беременности, будущему ребёнку, своей новой роли матери.

Отрицательные переживания, острые стрессовые состояния, устойчивые страхи, возникновение неоднозначных чувств к будущему ребёнку или к самой себе, а иногда своеобразное игнорирование беременности могут свидетельствовать о наличии у будущей матери неосознаваемых внутренних проблем, конфликта между желанием иметь ребёнка и неготовностью к решительным переменам в себе и в жизни.

В период беременности женщина чувствует, что с первенцем приходит конец её беззаботной юности. Исчезает прелесть девичьей фигуры, кажется утерянным очарованье молодости. Возникают различного рода опасения и страхи. Девушка должна осознавать трудности этого периода, соответственно настроиться и суметь пережить его.

Ценностно-смыловая готовность к материнству предполагает осознание девушкой  высокой степени ценности ребёнка и материнства среди других ценностей, «правильные» представления о смысле детей и материнства.

Любая девушка, хочет она того или нет, неразрывно связана со своей матерью. Психологическая готовность или неготовность к материнству обусловлена тем, насколько гармоничной была эта связь. Если девочка была для матери желанным ребёнком и не чувствовала себя в семье ненужной и одинокой, то, вырастая, она, как правило, не испытывает проблем, создавая свою семью. С самого детства между дочерью и матерью происходит неосознанная передача опыта, закладывается основа женского поведения, а также представления об основных жизненных ценностях.( Матвеева Е.В, 2004)

Уровень ценности материнства для женщины определяется уровнем ценности  ребёнка. Филиппова Г.Г. выделяет четыре основных типа ценности ребёнка:

  1.  эмоциональная (основное содержание взаимодействия с ребёнком – положительно-эмоциональные переживания матери);
  2.  повышенно-эмоциональная (с вариантами: аффективная, эйфорическая или концентрация  на ребёнке всей потребности в эмоциональной привязанности при отсутствии других объектов эмоциональной привязанности у матери);
  3.  замена самостоятельной ценности ребёнка на ценности из социально-комфортной сферы (ребёнок -  как средство для достижения других ценностей: повышение социального и семейного статуса матери, избавления от страха одиночества в будущем, реже - как источник благ  и т.п.)
  4.  полное отсутствие ценности.

Девушка, для которой дети являются жизненной ценностью, стремится увидеть в них своё продолжение, воспитать у них способности, которые помогут им найти своё место в жизни. Человек хочет жить дальше – в своих детях. Однако это желание не является инстинктивным, врождённым, оно приобретается в процессе воспитания. Почти каждый человек нуждается в осознании того, что в детях он найдёт своё продолжение (Филиппова Г.Г., 2003). Когда ребёнок появляется на свет, он становится для родителей самым дорогим существом, для воспитания которого необходима их активная жизнедеятельность, то есть возникает благородная цель, обогащающая смысл жизни человека (Хорват Ф.). Ребёнок даёт взрослому очень много. Гораздо больше, чем обычно думают: он помогает человеку стать Человеком, делает его жизнь полнее, полноценнее.

Хорват Ф. считает, что материнство всегда будет главной частью жизнедеятельности девушки. Из материнства она черпает сознание смысла своей жизни во всей полноте. Оптимистическое отношение к жизни  является результатом счастливого материнства. Ничто не может с такой силой принести удовлетворение женщине-матери, дать ей более полное сознание осмысленности прожитой жизни, как убеждённость в том, что её материнские предназначения реализованы успешно. Материнство в жизни женщины играет совершенно уникальную, очень важную роль.

Большое значение имеет то, каковы знания будущей матери о психическом и физическом развитии ребёнка. Филиппова Г.Г. считает, всё чаще родители в преддверии рождения ребёнка оказываются неосведомлёнными об элементарных особенностях его развития и своих функций в уходе за ним и общении. Интересным является тот факт, что, помимо осознания низкого уровня родительской компетентности, молодые мамы осознают нехватку эмоциональных переживаний, неготовность к возникновению материнских чувств.

Материнство сопряжено с процессом воспитания, передачей общественно ценных образцов поведения подрастающему поколению. Но треть семей сталкиваются с  серьёзными   трудностями в воспитании детей. Одной из причин, которые называют родители, является недостаток педагогического опыта и знаний. Родители, не владея в достаточной степени знанием возрастных и индивидуальных особенностях ребёнка, его развитии, зачастую осуществляют воспитание вслепую.  Поэтому каждая будущая мама должна уделить серьёзное внимание вопросу воспитания ребёнка, должна знать  основы  процесса воспитания.( Смирнова Е.О, 2004)

Чем более поведение матери ориентировано на личность ребёнка, на сопереживание ему, на желание создать максимально благоприятные условия, чем больше открыто и эмоционально она может выразить свою любовь, тем более благоприятные условия она обеспечит ребёнку в первые месяцы и годы его жизни.

Блок социально-личностной готовности к материнству включает развитие половой идентификации женщины, установки на стратегию воспитания ребёнка, представление о важных для развития ребёнка личностных качеств матери, позитивное восприятие своей родительской роли, осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию, готовность преодолевать трудности, связанные с рождением и воспитанием ребёнка. (Исупова О.Г., 2000)

Женщина, как будущая мать, принимает на себя новую социальную роль, роль матери. Новая роль изменяет социальный статус, требуют выполнения новых обязанностей. Происходит установка по отношению к себе, происходит глубинная идентификация с «настоящими» женщинами. Ей присваивается «титул» матери. Появляется поло-ролевая идентификация «мы – матери».

Но с каждым годом растёт число лиц женского пола, не желающих быть женщиной. Объясняют они это тем, что мужчина освобождён от необходимости рожать детей, содержать семью. У него больше прав и меньше ответственности – вот что ценят подобные женщины в своём представлении о мужчинах. Такие женщины считают, что рождение, воспитание и уход за детьми  дискриминирует их.

Одной из составляющих данного блока являются установки на стратегию воспитания ребёнка. Большое значение имеет то, как женщина планирует ухаживать за ребёнком (следовать ли строгому режиму, предлагать ли соску, брать ли на руки или стремиться  приучать к самостоятельности», т.е. ориентироваться на потребности младенца  или на собственные представления о необходимом ему); каких принципов  собирается придерживаться при воспитании малыша; какие цели ставит при воспитании ребёнка (Мещерякова С.Ю.,2002). Воспитание детей в наше время – серьёзная проблема. Этому учат в книгах и с экранов телевизоров, предлагают различные теории воспитания. Будущая мать, владея информацией из этого «океана», должна выбрать свою стратегию воспитания ребёнка.

Дети – отражение и продолжение родителей. Отражение – потому то вбирают в себя то, что взрослые им дают. Продолжение, потому что они изменяют, развивают, используют в своей жизни полученное от родителей. Если мать  ощущает себя как нечто  неизменное, не подлежащее совершенствованию, если родители не представляют, что такое работа над собой, не имеют внутреннего опыта такой работы, - это отражается на их отношении к ребёнку. Если мать рассматривает свои собственные изменения под углом приобретения новых знаний, «внешних» умений, она будет замечать это и в ребёнке. Если родители свои изменения рассматривают ещё с точки зрения развития внутренних качеств, воспитания в себе, например, большей терпимости, большей последовательности и целенаправленности, большей доброжелательности и т.д., то отношение к развитию ребёнка будет более полным. Чем лучше мать умеет воспитывать себя, тем лучше она понимает что значит -  воспитывать ребёнка. (Орлевская М., 2004)

Рассуждая о личностных качествах матери, можно привести слова великого Конфуция: «Если ты хочешь изменить государство, начни с провинции. Если ты хочешь изменить провинцию, начни с районов. Если ты хочешь изменить районы, начни с городов. Если ты хочешь изменить город, начни  с улиц. Если ты хочешь изменить улицу, начни с домов. Если ты хочешь изменить дома, начни с семьи. Если ты хочешь изменить семью, начни с себя». Это высказывание говорит о том, что развитие ребёнка определяют личностные качества матери; дети и осознанно и неосознанно перенимают у взрослых их поведение, привычки, манеры, черты характера, причём, как положительные, так и отрицательные. Личностные качества матери имеют огромное значение при воспитании ребёнка, так как обязательно отразятся в нём. Поэтому  каждая будущая мама должна задуматься над тем, какого человека она хочет воспитать из своего малыша и  прежде чем начать воспитывать ребёнка, воспитать себя.

Неотъемлемой частью психологической готовности к материнству является осознание ответственности за развитие ребёнка и свою материнскую позицию. Хорват Ф. считает, что ответственность – это результат чувства любви. Ответственность основывается на любви, развивается из этого чувства и появляется благодаря материнской любви. Материнская любовь неразрывно связана  с чувством ответственности за судьбу своих детей. Мать в силу своей любви к ним несёт ответственность за детей в первую очередь перед собой. Однако осознавать ответственность можно лишь при более или менее ясном представлении о поставленных целях, при ясном понимании мотивов, при определённом и обязательном осознании смысла своей  деятельности, своих намерений и усилий. Женщина полностью несёт ответственность за своё желание стать матерью. Она решает проблему серьёзного и ответственного выбора, определяющего всю её дальнейшую жизнь.

Ответственность за ребёнка – элемент осознанного материнства. Осознанное материнство – это, прежде всего отказ от стихийного наступления материнства. Осознание материнства, помимо желания иметь детей, заключается ещё в осмыслении, в положительном отношении к тем новым обязанностям, к той новой жизни, в которую вступает женщина, когда она решает стать матерью. Большое значение имеют те мотивы, которыми женщина руководствовалась при решении вопроса о рождении ребёнка, какие действительные побуждения приводят её к желанию стать матерью. О действительно ответственном отношении к материнству можно говорить тогда, когда будущая мать полностью осознаёт его смысл с общественной и личной точки зрения, когда она понимает реальные проблемы, связанные с материнством, сознательно берёт на себя их решение, правильно готовит себя к их реализации (Хорват Ф.).

Правильная подготовка себя к выполнению родительской роли включает позитивное видение материнства – это не взгляд на материнство сквозь «розовые очки», а это новые возможности для мобилизации своего потенциала.

Е.В.Матвеева полагает, что перечисленные выше составляющие могут отражать уровень готовности женщины к материнству и служить основанием для прогноза качества материнской позиции и последующего материнского поведения. (Матвеева Е.В., 2004)

1.3 Психофизиологическая готовность женщин к материнству

Психофизиологическая готовность женщин к материнству. На уровень психологической готовности к материнству влияют различные факторы, в том числе степень психофизиологической зрелости. Большое значение играет возраст женщины, так как для женщин различных возрастных групп характерны физиологические и психологические особенности, влияющие на готовность к материнству. Учёные утверждают, что возраст от 16 до 18 лет не является благоприятным для рождения ребёнка ни в физиологическом, ни в психологическом плане.

Так, Э.Фенвик - автор «Настольной книги для родителей» утверждает, что женщина моложе 18 лет рискует родить мёртвого или недоношенного ребёнка. Современной наукой установлено, что, несмотря на акселерацию - ускорение темпа индивидуального развития, - физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 - 18 лет, увы, не наступает. Первого ребёнка женщина должна родить в возрасте 19 - 28 лет.

Кашапова С.О., исследуя психоэмоциональные и личностные особенности у девушек в возрасте от 16 до 18 лет, ожидающих рождение ребёнка, делает вывод о том, что для беременных этого возраста характерны неадекватная самооценка, внутренняя конфликтность, инфантилизм. При сравнении полученных результатов с данными становления материнской сферы у женщин оптимального детородного возраста, автор отмечает искажённое формирование материнской сферы девушек, не достигших 19 лет, которые ожидают рождение ребёнка.

« У девушек 18 лет ещё не завершено развитие организма» - пишет Анна де Кервасдуэ. В частности автор отмечает, что незрелость костей таза является причиной преждевременных родов, врождённых уродств. Большое значение в этом возрасте имеют проблемы морально-социального порядка. Это и проблемы в семье (например, реакция родителей), и проблемы с учёбой, которую молодой маме придётся прервать или вовсе бросить. Как следствие, уменьшаются шансы найти работу и занять достойное положение в обществе. Это и проблемы личного характера. Девочка чувствует всеобщее осуждение, у неё понижается самооценка, она отдаляется от окружающих, усиливается чувство одиночества, ненужности. Возникают и проблемы в отношении с ребёнком. Автор утверждает, что девочки 16 - 18 лет ощущают внутреннюю растерянность, а пережитые трудности могут стать причиной жестокого отношения к ребёнку. Таким образом, девушка в возрасте 16 - 18 лет не готова стать матерью. Такая ранняя беременность не желательна не только ввиду медицинского риска для матери и ребёнка, но и из-за морально-социального климата, отнюдь не благоприятного для дальнейшего развития молодой мамы и её малыша. У женщин в возрасте 19 -21 года организм вполне сформирован для рождения ребёнка, но для этого возраста характерно то, что большинство девушек заняты учёбой, что является главным мотивом ограничения рождаемости в этом возрасте. Первостепенное значение имеет образование, овладение специальностью, чтобы в дальнейшем иметь достойную работу. (Анна де Карвасдуэ, 2001)

Долбик-Воробей Т.А. в ходе проведённых исследований выявила, что для студенческой молодёжи характерна семейная дезорганизация, что ведёт к ослаблению чувства семейного долга, семейных традиций. В связи с этим важной проблемой становится рождаемость в молодых семьях. Студенческие семьи, имеющие детей, сталкиваются с самыми большими трудностями, например, - совмещение учёбы с решением проблем устройства быта семьи и воспитания детей. Подтверждением этому являются письма читательниц журнала «Счастливые родители». Таким образом, период с 19 до 21 года также не достаточно благоприятен для рождения ребёнка в том плане, что для женщины на данном этапе главной целью является получение образования, а не рождение малыша. В возрасте от 21 года до23 лет обучение в основном заканчивается, женщина задумывается о своём будущем. А именно о замужестве, семье, ребёнке, а также работе. Последнее имеет немаловажное значение. Работа должна быть интересной, с достойной зарплатой. Кроме того,

женщины считают, что необходимо какое-то время, чтобы обосноваться на новом рабочем месте, достичь определённого постоянства в профессиональной деятельности. Всё это необходимо для того, чтобы «построить основу» (бытовая обустроенность, хорошая зарплата, материальное благополучие) для планируемой семейной жизни и, в частности, для рождения ребёнка. (Долбик-Воробей  Т.А., 2003)

В.С. Корсако указывает, что молодые супруги, которым от 20 до 22 лет находятся в самом расцвете физической формы. Сейчас им всё по силам, у них достаточно энергии, чтобы вырастить здорового ребёнка, беременность и роды проходят без особых осложнений. Но большинство пар в этом возрасте ещё не решили свои материальные и жилищные проблемы. Кроме того, желание сделать карьеру, реализовать свои возможности может помешать выполнить свои и родительские и супружеские обязанности. Женщина 20-25 лет в основном определяется в профессиональном плане. Также происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно, к созданию семьи и рождению ребёнка. Корсако В.С. считает, что самый лучший возраст у женщин для рождения первенца 24-27 лет. Учёные-медики также считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка.    У женщин, старше 29, лет выше частота рождения детей с недостаточной массой тела и недоношенных. Смертность на первой неделе у таких детей в 20 раз выше, выше и вероятность врождённых пороков развития. Связано это с тем, что возможности половой системы женщины после 29 лет снижаются. Кроме того, граница в 26 лет объясняется тем, что, начиная с 25 лет, проявляется следующая закономерность: чем старше женщина, тем чаще она отказывается от рождения ребёнка. Поэтому возраст, в пределах 24-26, лет наиболее благоприятный для становления женщины матерью. Таким образом, женщины каждой возрастной группы обнаруживают определённые характеристики, влияющие на уровень её готовности к материнству.

Проведённый нами анализ существующих подходов и положений, касающихся материнства, позволил заключить следующее: · единого определения материнства в настоящее время не существует; · нет строгого определения понятия «психологическая готовность к материнству»; · существуют различные взгляды относительно составляющих компонентов психологической готовности к материнству.

Глава 2. Исследование степени психологической готовности к материнству женщин различных возрастов.

2.1. Цель, задачи, гипотеза, предмет исследования.

Для нас представляло интерес изучение степени психологического желания к материнству девушек 20-25 лет, поскольку мы полагаем, что  желание к материнству характеризует «стартовый уровень» содержания материнской сферы, образует фундамент, на котором строится реальное поведение женщин.

Знания степени готовности  женщины позволили бы своевременно диагностировать нарушения материнского поведения, спроектировать способы его коррекции и профилактики. Последнее особенно важно в современных условиях, когда актуальны проблемы, связанные не только с матерями, отказывающимися от своих детей и проявляющими по отношению к ним открытое пренебрежение и насилие, но и проблемы нарушения материнско-детских отношений, которые служат причинами снижения эмоционального благополучия ребёнка и отклонений в его оптимальном психическом развитии в младенческом, раннем и дошкольном возрастах.

Указанные обстоятельства обусловили

Цель нашего исследования: Изучение степени психологического желания к материнству  девушки.

Гипотеза исследования: 

1. Девушки 20-25, ориентированные на ценность семейной жизни, хотят иметь детей.

2. В возрасте 24-26 лет большее желание возникает у девушек иметь детей, сделавших карьеру.

Предмет исследования – процесс возникновения желания к материнству.

2.2. Методы исследования.

В качестве основного исследовательского метода можно было  применить специально разработанную анкету, которая позволила выявить степень ценности ребёнка для женщины, тип материнского отношения к ребёнку, уровень знаний женщин о воспитании, развитии детей.

Предполагаемые вопросы для анкеты: «Хотели бы Вы иметь детей?»,

«Сколько Вы хотите детей?»,

«Что для Вас значит ребёнок?»,

«Какие эмоции у Вас вызывают маленькие дети?».

Ценность ребёнка для женщины анализировалась бы  по следующим критериям:

  1.  высокая ценность определялась при наличии самостоятельной ценности ребёнка для женщины;
  2.  сниженная ценность ребёнка обусловлена другими ценностями (например: обеспечение семейного и социального положения; своего будущего; восприятие ребёнка, как средства удержания полового партнёра, как средства самореализации; удовлетворение потребности в объекте эмоционального воздействия.

При анализе материнского отношения к ребёнку можно было бы использовались следующие критерии:

  •  эмоцианально-тёплое отношение;
  •  эмоционально-холодное отношение;
  •  отстранённое отношение.

Эмоционально-тёплое отношение (отношение к ребёнку, как к субъекту, с ориентацией на себя и одновременно на состояние ребёнка).

Эмоционально-холодное отношение (негативное отношение к маленьким детям).

Отстранённое отношение (безразличие по отношению к ребёнку).

  

 Другим исследовательским методом является рисуночный проективный тест «Мой малыш». Данную методику я могла бы использовать в своей дальнейшей исследовательской деятельности, которая будет направлена на исследования эмоциональной готовности к материнству. Данная методика  представляет собой рисуночную технику - модификацию проективных методик «Рисунок моей семьи» (Л.Кормана, Р.Бернса, С.Кауфмана, А.И.Захарова, В.В.Столина). Методика будет  отражать  переживание и восприятие женщинами, девушками ребёнка и отношение к нему. Согласно методике требуется  нарисовать ребёнка, как его себе представляют испытуемые. Для исследования необходимы: лист белой бумаги, цветные карандаши, стирательная резинка. Время задания не ограничивалось.

   Анализ рисунка можно провести по типу анализа «любимого-нелюбимого» человека и включает два типа графической презентации:

- графическое качество рисунка (количество деталей тела, использование цвета, декорирование, характер линий, аккуратность выполнения рисунка);

- формальная структура (величина изображения ребёнка, пропорции частей тела, возраст ребёнка).

   При оценке эмоционального отношения к ребёнку следует обращать внимание на следующие моменты графических презентаций:

1) количество деталей тела. Присутствуют ли голова, волосы, уши, глаза, зрачки, ресницы, брови, нос, щёки, рот, шея, плечи, руки, ладони, пальцы, ноги, ступни.

2) декорирование (детали одежды и украшения): шапочка, воротник, банты, карманы, пуговицы, элементы, причёски, сложность одежды, украшения, узоры на одежде и т.п.

3) количество использованных цветов.

  Как правило, хорошее эмоциональное отношение к человеку сопровождается позитивной концентрацией его на рисовании, что в результате будет  отражаться  в большом количестве деталей тела, декорировании, использовании разнообразных цветов. И наоборот, негативное отношение к человеку ведёт к большой схематичности, неоконченности его графической презентации, иногда пропуск в рисунке существенных частей тела (головы, рук, ног) может указывать наряду с негативным отношением к нему также на агрессивные побуждения относительно этого человека.

   Испытуемые, переживающие эмоционально тёплое отношение к маленькому ребёнку, будут рисовать его как целостную фигуру с атрибутами младенца. Негативный эмоциональный фон создают схематичность изображения ребёнка, его маленькая величина, мрачная цветовая гамма. Значительно уменьшают фигуру ребёнка, когда чувствуют его незначительность, ненужность. Очень маленькие фигуры связаны с тревожностью, чувством небезопасности. Большие, через весь лист, фигуры рисуют уверенные в себе испытуемые. Крупная фигура ребёнка указывает на значимость ребёнка для женщины. Изображение детей подросткового и более старшего возраста указывает на обесценивание маленьких детей, избегание необходимости заботиться о них.

   Негативные переживания испытуемых, связанные с маленьким ребёнком, отражаются уже в самом отношении к заданию: наблюдаются защитные реакции, приобретающие форму отказа от изображения малыша либо форму трансформации задания (рисуются только голова ребёнка или конверт для  младенца, в котором якобы ребёнок, не видимо, находится).

   В этой методике можно обратить внимание и на рисование отдельных частей тела. Руки являются основными средствами воздействия на мир, физического контроля поведения других людей. Изображение ребёнка без рук - символическое средство ограничения его активности. Отсутствие головы, глаз, рта может указывать на серьёзные нарушения в сфере общения с маленьким ребёнком, отгороженность от него. Если при рисовании пропускается голова, черты лица или лицо штрихуется, то это часто связано с конфликтным, враждебным отношением к человеку. Выражение лиц нарисованных людей также может быть индикатором чувств испытуемых.

   Приятное общее впечатление - положительный признак, позволяющий предположить, что эмоциональное состояние человека благоприятно.

В своей будущей исследовательской работе, я бы могла бы применить методику   "Ценностные ориентации" разработанную  Милтоном Рокичем как тест личности, направленный на изучение ценностно-мотивационной сферы человека. Система ценностных ориентаций определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизненной активности, основу жизненной концепции и "философии жизни".

Методика

Обследование лучше проводить индивидуально, но возможно и групповое тестирование.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты.

Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция к тесту

"Сейчас  будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача – разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.

Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию".

Тестовый материал

Список А (терминальные ценности):

  1.  активная деятельная жизнь (полнота и эмоциональная насыщенность жизни);
  2.  жизненная мудрость (зрелость суждений и здравый смысл, достигаемые жизненным опытом);
  3.  здоровье (физическое и психическое);
  4.  интересная работа;
  5.  красота природы и искусства (переживание прекрасного в природе и в искусстве);
  6.  любовь (духовная и физическая близость с любимым человеком);
  7.  материально обеспеченная жизнь (отсутствие материальных затруднений);
  8.  наличие хороших и верных друзей;
  9.  общественное призвание (уважение окружающих, коллектива, товарищей по работе);
  10.  познание (возможность расширения своего образования, кругозора, общей культуры, интеллектуальное развитие);
  11.  продуктивная жизнь (максимально полное использование своих возможностей, сил и способностей);
  12.  развитие (работа над собой, постоянное физическое и духовное совершенствование);
  13.  развлечения (приятное, необременительное времяпрепровождение, отсутствие обязанностей)
  14.  свобода (самостоятельность, независимость в суждениях и поступках)
  15.  счастливая семейная жизнь
  16.  счастье других (благосостояние, развитие и совершенствование других людей, всего народа, человечества в целом)
  17.  творчество (возможность творческой деятельности)
  18.  уверенность в себе (внутренняя гармония, свобода от внутренних противоречий; сомнений).

Список Б (инструментальные ценности):

  1.  аккуратность (чистоплотность), умение содержать в порядке вещи, порядок в делах;
  2.  воспитанность (хорошие манеры);
  3.  высокие запросы (высокие требования к жизни и высокие притязания);
  4.  жизнерадостность (чувство юмора);
  5.  исполнительность (дисциплинированность);
  6.  независимость (способность действовать самостоятельно, решительно);
  7.  непримиримость к недостаткам в себе и других;
  8.  образованность (широта знаний, высокая общая культура);
  9.  ответственность (чувство долга, умение держать свое слово);
  10.  рационализм (умение здраво и логично мыслить, принимать обдуманные, рациональные решения);
  11.  самоконтроль (сдержанность, самодисциплина);
  12.  смелость в отстаиваниях своего мнения, взглядов;
  13.  твердая воля (умение настоять на своем, не отступать перед трудностями)
  14.  терпимость (к взглядам и мнениям других, умение прощать другим их ошибки и заблуждения)
  15.  широта взглядов (умение понять чужую точку зрения, уважать иные вкусы, обычаи, привычки)
  16.  честность (правдивость, искренность)
  17.  эффективность в делах (трудолюбие, продуктивность в работе)
  18.  чуткость (заботливость)

Интерпретация результатов теста

Анализируя иерархию ценностей, следует обратить внимание на их группировку испытуемым в содержательные блоки по разным основаниям. Так, например, выделяются "конкретные" и "абстрактные" ценности, ценности профессиональной самореализации и личной жизни и т.д. Инструментальные ценности могут группироваться в этические ценности, ценности общения, ценности дела; индивидуалистические и конформистские ценности, альтруистические ценности; ценности самоутверждения и ценности принятия других и т.д. Это далеко не все возможности субъективного структурирования системы ценностных ориентаций. Психолог должен попытаться уловить индивидуальную закономерность.

Если не удается выявить ни одной закономерности, можно предположить несформированность у респондента системы ценностей или даже неискренность ответов.

Достоинства и недостатки методики

Достоинством методики является универсальность, удобство и экономичность в проведении обследования и обработке результатов, гибкость — возможность варьировать как стимульный материал (списки ценностей), так и инструкции. Существенным ее недостатком является влияние социальной желательности, возможность неискренности. Поэтому особую роль в данном случае играет мотивация диагностики, добровольный характер тестирования и наличие контакта между психологом и испытуемым. Методику не рекомендуется применять в целях отбора и экспертизы.

Для преодоления указанных недостатков и более глубокого проникновения в систему ценностных ориентации возможны изменения инструкции, которые дают дополнительную диагностическую информацию и позволяют сделать более обоснованные выводы. Так, после основной серии можно попросить испытуемого ранжировать карточки, отвечая на следующие вопросы:

  •  "В каком порядке и в какой степени (в процентах) реализованы данные ценности в Вашей жизни?"
  •  "Как бы Вы расположили эти ценности, если бы стали таким, каким мечтали?"
  •  "Как, на Ваш взгляд, это сделал бы человек, совершенный во всех отношениях?"
  •  "Как сделало бы это, по Вашему мнению, большинство людей?"
  •  "Как это сделали бы Вы 5 или 10 лет назад?"

2.3. Результаты и их анализ

Данные исследования взяты из работы Филипповой Г.Г., на их основании можно продемонстрировать ход моей будущей практической деятельности. Дальнейшие исследования по данной теме могут быть направлены:

  •  на дополнительное изучение личностных особенностей женщин, ожидающих ребёнка;
  •  на своевременную диагностику и предупреждение девиантного материнства.

Исследование проводилось среди девушек 20-25 лет, которые дали ответы на вопросы.

Полученные ответы дают возможность сделать выводы:

В показатели ценностно-смысловой готовности к материнству девушек 20-25 лет мы взяли:

        Количество респондентов, желающих иметь детей, количество желаемых детей и ценность по отношению к ребенку и материнству.

Показатели ценностно-смысловой готовности к материнству девушек 20-25 лет

Количество респондентов, желающих иметь детей

Количество детей

Ценность

«вообще»

в ближайшие

5 лет

желаемое

возможное

ребёнка

Материнства

100%

60%

2

1

1 место

2 место

Из таблицы видно, что все опрошенные девушки хотели бы иметь детей ( одного или двух). Но каждая девушка в понятие ценности вкладывает свой смысл. Для одной более ценно- ребенок, а для другой – само материнство.

Показатели потребностно-мотивационной готовности к материнству

женщин 20-25 лет

Положительно-эмоциональный образ

Положительно-эмоциональный настрой

Необходимость материнского ухода за ребёнком

Ребёнка

материнства

На беременность

на роды

80%

20%

80%

20%

до 3 лет

Из второй таблицы следует, что образ детей девушки представляют чаще, чем само материнство. Положительно-эмоциональный настрой больше приходится на беременность, нежели на роды, так как это обусловлено чувством страха.

Полученные результаты  указывают на высокий уровень потребностно-мотивационной готовности к материнству.

Заключение

Как мы указывали во введении, цель  нашего исследования состояла в изучении степени психологического желания к материнству девушек в возрасте 20-25 лет.

Мы предполагали:

Что девушки в возрасте 20-25 лет задумываются о материнстве, но психологически более готовы к материнству женщины в возрасте 24-26 лет, так как женщина в этом возрасте в основном определяется в профессиональном плане. Ведь не зря  природой заложено то, что у девушки возникает желание создать семью и родить детей. Происходит осознание того, что цели относительно учёбы, работы достигнуты и поэтому необходимо «переходить» к постановке и достижению следующих, а именно,  к созданию семьи и рождению ребёнка.  Кроме того, учёные-медики  считают этот возраст наиболее благоприятным для рождения ребёнка. Наименее готовы к выполнению материнских функций женщины 16 – 18 лет, так как современной наукой установлено, что физическая, интеллектуальная и социальная зрелость, необходимая для рождения и воспитания ребёнка, в 16 – 18 лет не наступает.

Проанализировав определенную литературу, мы выполнили поставленную перед нами цель и подтвердили гипотезу.

Таким образом, гипотеза исследования подтверждена, цель достигнута, задачи выполнены.


                                           Литература

  1.  Анна де Карвасдуэ. Девочка. Девушка. Женщина. Мир книги.-М., 2001.
  2.  Бурменская Г.В., Захарова Е.И. Возрастно-психологический подход в консультировании детей и подростков: учебное пособие для ВУЗов.-М.:Акадкмия,2002.
  3.  Брутман В.И., Филиппова Г.Г., Хамитова И.Ю.Динамика психического состояния женщины во время беременности и после родов//Вопросы психологии.-2002.-№1.-с.59-69, №3.-с.109-117.
  4.  Венгер А.Л. Психологические рисуночные тесты: иллюстрированное руководство.- М.:ВЛАДОС-ПРЕСС,2002.
  5.  Долбик-Воробей  Т.А. Студенческая молодежь о проблемах брака и рождаемости//Cоцис.-2003.-№11.-с.78-83.
  6.  Исупова О.Г. Социальный смысл материнства в современной России//Социс.-2000.-№11.
  7.  Караханова Т.М. Ценностные ориентации работающих женщин и использование времени//Социс.-2003.-№3.-с.74-81.
  8.  Матвеева Е.В. Анализ материнства с позиции теории деятельности. К.:ВГГУ,2004.
  9.  Матвеева Е.В. Проект исследования на тему «Способы воспитания готовности к материнству и качество материнской позиции в российской и американской культурах современного общества».-Москва-Нью-Йорк.:2004.
  10.  Мещерякова С.Ю. Психологическая готовность к материнству//Вопросы психологии.-2002.-№5.-с.18-27.
  11.  Минюрова С.А. Тетерлева Е.А Диалогический подход к анализу смыслового переживания материнства//Психологический журнал.-2002.-№5.-с.63-75.
  12.  Орлевская М. Я хочу ребёнка//Cчастливые родители.-2004.-№3.-с.76-78.
  13.  Папушек Х., Папушек М. Значение невербального общения в младенческом возрасте для психического развития//Психологический журнал.-2000.-№3.-с.65-72.
  14.  Самоукина Н.В. Симбиотические аспекты отношений между матерью и ребёнком//Вопросы психологии.-2000.-№3.-с 67-81.
  15.  Смирнова Е.О. Генезис общения ребёнка от рождения до семи лет//Вопросы психологии.-2004.-№2.-с.15-19.
  16.  Филиппова Г.Г. Девять месяцев, меняющих жизнь//Семья и школа,.-2001.-№3.-с.14-17.
  17.  Филиппова Г.Г. Психология материнства. М.,2002.
  18.  Филиппова Г.Г. Материнство и основные аспекты его исследования в психологии//Вопросы психологии.-2001.-№2.-с.22-37.
  19.  Филиппова Г.Г. Трудная радость материнства//Семья и школа.-2001.-№1-2.
  20.  Филиппова Г.Г. Ребёнок для родителей и родители для ребёнк//Cемья и школа.-2003.-№2.-с.7-9.

Приложения

5 блоков готовности к материнству. Филиппова Г.Г.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2481. Высшая математика. Исследование интегралов и теоремы гипотез 147.5 KB
  Неопределённый интеграл и его свойства. Вычисление пути, пройденного точкой. Основные понятия и свойства числовых рядов. Разложение функций в ряд Тейлора. Формула Байеса (теорема гипотез). Формула Бернулли. Определение комплексного числа. Действия над комплексными числами в алгебраической форме.
2482. Організація готельного господарства та туристичної діяльності 895.5 KB
  Типізація готельного господарства. Характеристика ПГГ для масового туризму. Особливості організації праці в готелі. Культура обслуговування. Сутність гостинності. Прийом, розміщення мешканців. Використання платіжного документа. Обслуговуючі господарства. Ресторан при готелі.
2483. Методы измерения материалов и процессов 828.5 KB
  Методы измерения ферромагнитных свойств. Методы определения термического расширения, дилатометрические исследования. Антифрикционные материалы. Материалы с высокими упругими свойствами. Материалы с малой плотностью и высокой удельной прочностью. Последующая обработка гальванопокрытий. Формирование сплошных покрытий.
2484. Оценка финансовых результатов и маржинальный анализ 237.5 KB
  Оценка финансовых результатов на основе метода маржинального анализа. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами и их использование. Анализ угрозы банкротства (отечественный опыт). Анализ дебиторской и кредиторской задолженности. Анализ рентабельности продаж и производства продукции.
2485. Изучение динамики вращательного движения на крестообразном маятнике (маятник Обербека) 169.89 KB
  Определение момента инерции грузов, находящихся на стержнях маятника Обербека. Определение момента инерции маятника Обербека с учетом сил трения в подшипниках маятника, определение отношения моментов сил, действующих на маятник при его движения для случаев, когда нить намотана на шкивы разных радиусов.
2486. Определение скорости пули при помощи баллистического маятника 235.68 KB
  Цель работы. Определить скорость пули и потери механической энергии при неупругом взаимодействии пули и ловушки, используя закон сохранения момента импульса, закон сохранения и превращения энергии.
2487. Изучение физического маятника. Лабораторная работа 74.77 KB
  Выполнив лабораторную работу, научились определять ускорение свободного падения методом Бесселя.
2488. Изучение свободных и вынужденных колебаний пружинного маятника 77.26 KB
  Цель работы: ознакомление с основными законами колебательного движения, определение коэффициента жесткости пружины, проверка формулы периода колебаний пружинного маятника, определение логарифмического декремента затухания и коэффициента затухания, изучение явления резонанса при вынужденных колебаниях.
2489. Общий физический практикум. Задача 125.79 KB
  Цель работы: Изучение законов динамики вращательного движения. Экспериментальное определение момента инерции диска с помощью маятника Максвелла.