44069

Прокурорский надзор как юридическая гарантия охраны (защиты) прав и свобод человека и гражданина

Контрольная

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Рассмотрение и разрешение заявлений жалоб и иных обращений граждан юридических и должностных лиц является неотъемлемой и весьма значимой частью многофункциональной деятельности российской прокуратуры. Несмотря на значительное сокращение полномочий прокуратуры особенно в сфере надзора произошедшее в результате изменений процессуального законодательства поток обращений граждан в эти органы имеет постоянную тенденцию роста. Одним из объяснений такого положения может служить в целом повышение социальной и политической активности граждан их...

Русский

2013-11-10

111.5 KB

1 чел.

  1.  Прокурорский надзор как юридическая гарантия охраны (защиты) прав и свобод человека и гражданина.
  2.  Работа прокурора с обращениями граждан.

Рассмотрение и разрешение заявлений, жалоб и иных обращений граждан, юридических и должностных лиц является неотъемлемой и весьма значимой частью многофункциональной деятельности российской прокуратуры. Несмотря на значительное сокращение полномочий прокуратуры, особенно в сфере надзора, произошедшее в результате изменений процессуального законодательства, поток обращений граждан в эти органы имеет постоянную тенденцию роста.

Одним из объяснений такого положения может служить в целом повышение социальной и политической активности граждан, их стремление повлиять на улучшение функционирования государственных институтов, в том числе и прокуратуру, как одного из основных проводников законности в стране и в то же время это говорит о росте доверия граждан к органам прокуратуры. С другой стороны, свидетельствует о наличии многих негативных явлений в деятельности различных структур государства и их должностных лиц.

Прокуратура была и остается «бюро жалоб простого человека», органом, независимым от других государственных институтов и органов местного самоуправления в обеспечении единой законности, верховенства закона, защиты прав и свобод гражданина, а также охраняемых законом интересов общества и государства.1

Работа органов прокуратуры с жалобами и заявлениями граждан представляет собой важный самостоятельный вид деятельности российской прокуратуры и регулируется в первую очередь ст. 10 и 27 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», Федеральным законом от 02.05.2006 «О порядке рассмотрения обращений граждан Российской Федерации», Инструкция о порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации, утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 г. и иное федеральное законодательство.

Право обращения граждан с жалобами и заявлениями, будучи одним из важнейших социально-правовых институтов, активно используется прокурорами в качестве одного из основных способов обеспечения законности, охраны прав и свобод граждан, в определенной мере и охраны государственных интересов.2

В органах прокуратуры в соответствии с их полномочиями разрешаются заявления, жалобы и иные обращения, содержащие сведения о нарушении законов. Обращения, не подлежащие разрешению в органах прокуратуры, пересылаются по принадлежности с извещением об этом заявителя.3 Заявления, жалобы и иные обращения - важные источники информации о нарушениях законов. Они в сочетании с другими данными позволяют оперативно реагировать на нарушения прав и свобод человека и гражданина, законности издаваемых органами управления нормативных правовых актов, на иные нарушения.

Поступающая в органы прокуратуры информация о нарушении прав и свобод человека и гражданина может быть как в письменной, так и в устной формах (с личного приема прокурора). Установлено несколько способов обращения граждан в прокуратуру:

1) обращение - изложенные в письменной или устной форме предложение, заявление, жалоба или ходатайство, в том числе коллективное, гражданина, должностного и иного лица;

2) предложение - рекомендация заявителя по совершенствованию правовых актов, деятельности органов управления, улучшению деятельности государства и общества в различных сферах;

3) заявление - просьба гражданина о содействии в реализации его прав и свобод или прав и свобод других лиц, либо сообщение о нарушении законов и иных нормативных правовых актов, недостатках в работе органов управления;

4) жалоба - просьба заявителя о восстановлении или защите его нарушенных прав, свобод или законных интересов либо прав, свобод или законных интересов других лиц;

5) ходатайство - изложенное в письменной форме обращение заявителя с просьбой о признании определенного статуса, прав, свобод;

6) коллективное обращение - обращение двух или более лиц, а также обращение, принятое на митинге или собрании и подписанное организаторами или участниками митинга, собрания;

7) первичное обращение - обращение по вопросу, ранее не рассматривавшемуся в данном органе прокуратуры;

8) дубликат обращения - обращение заявителя, являющееся копией предыдущего обращения, либо экземпляр обращения по одному и тому же вопросу и в интересах одного и того же лица;

9) повторное обращение - обращение, поступившее от одного и того же лица по одному и тому же вопросу, в котором обжалуется решение, принятое по предыдущему обращению, поступившему в данную прокуратуру, или указывается на недостатки, допущенные при рассмотрении и разрешении предыдущего обращения, либо сообщается о несвоевременном рассмотрении предыдущего обращения, если со времени его поступления истек установленный законодательством срок рассмотрения;

10) парламентский запрос - запрос, принятый соответствующей палатой Федерального Собрания Российской Федерации с соблюдением требований, по вопросам, входящим в компетенцию Генерального прокурора Российской Федерации;

11) запрос - оформленный надлежащим образом документ, направленный уполномоченными должностными лицами, а также членами Совета Федерации или депутатами Государственной Думы, адресованный Генеральному прокурору Российской Федерации по вопросам, входящим в их компетенцию;

12) обращение члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы - документ, направленный в органы прокуратуры, с сообщением о нарушениях закона, а также с просьбой о предоставлении информации, сведений или документов по вопросам, связанным с их деятельностью, не оформленный как запрос.4

Обращение, поступившее в орган прокуратуры или должностному лицу, в соответствии с их компетенцией, подлежит обязательному рассмотрению и разрешению.

В понятие "рассмотрение" законодатель, очевидно, вкладывает следующий смысл - разобраться, вникнуть в проблему, обсудить и дать оценку. Данные действия относятся к должностным лицам, которые должны:

- внимательно разобраться в их существе, в случае необходимости истребовать нужные документы, направлять работников на места для проверки, принимать другие меры для объективного разрешения вопроса;

- принимать обоснованные решения по обращениям, обеспечивать контроль за своевременным и правильным исполнением этих решений;

- сообщать гражданам, как правило, в письменной форме, о решениях, принятых по их обращениям, с необходимым обоснованием, в случаях необходимости разъяснять порядок обжалования.

Под определением "разрешение" понимается поиск решения проблемы и устранения ее, разъяснения действий. В ходе разрешения предпринимаются следующие действия:

- обеспечивается объективная, всесторонняя и своевременная проверка обращения, в случае необходимости - с участием гражданина, направившего обращение;

- запрашиваются необходимые для проверки обращения документы и материалы в других государственных органах, органах местного самоуправления и у иных должностных лиц;

- принимаются меры, направленные на восстановление или защиту нарушенных прав, свобод и законных интересов гражданина;

- дается письменный ответ по существу поставленных в обращении вопросов;

- гражданин уведомляется о направлении его обращения на рассмотрение в другой государственный орган или иному должностному лицу в соответствии с их компетенцией.5

Не подлежат разрешению обращения:

1) не содержащее сведений о лице, направившем его (не указаны фамилия и почтовый адрес);

2) в которых отсутствуют сведения, достаточные для их разрешения;

3) содержание которых свидетельствует о прямом вмешательстве авторов в компетенцию органов прокуратуры;

4) если текст письменного обращения не поддается прочтению.

На эти обращения автору в 7-дневный срок сообщается о недостатках в обращениях, препятствующих их рассмотрению.

Без разрешения и ответа могут быть оставлены обращения:

1) в котором содержатся нецензурные либо оскорбительные выражения, угрозы жизни, здоровью, имуществу должностного лица или членов его семьи;

2) если по содержанию оно лишено смысла или в материалах проверки имеется решение суда о признании заявителя недееспособным в связи с наличием у него психического заболевания.

По обращению, поступившему в органы прокуратуры Российской Федерации, должно быть принято одно из следующих решений:

1) принятии к рассмотрению;

2) о прекращении проверки;

3) передаче на разрешение в нижестоящие органы прокуратуры;

4) направлении в другие органы;

5) приобщении к ранее поступившей жалобе.6

При рассмотрении обращения органами прокуратуры заявитель имеет право представлять дополнительные документы и материалы либо обращаться с просьбой об их истребовании.

По итогам разрешения обращений может быть принято одно из следующих решений:

1) «удовлетворено» - приняты меры к полному или частичному восстановлению прав и законных интересов заявителя;

2) «удовлетворено повторное обращение» - обращение, в котором обжалуются ответы соответствующей прокуратуры и по которому принималось решение об отказе в удовлетворении ранее поданного обращения. При этом первичное решение отменяется;

3) «отклонено» - требования заявителя, изложенные в обращении, признаны необоснованными;

4) «разъяснено» - по обращению, в котором не содержалось просьб об удовлетворении каких-либо требований или ходатайств, разъяснены вопросы правового характера;

5) «принято иное решение» - обращение оставлено без разрешения, приобщено к материалам уголовного дела (надзорного производства), прекращена переписка;

6) «направлено» - обращение в 7-дневный срок направлено для разрешения в другую прокуратуру или другое ведомство по принадлежности.

Решение вопросов правового и организационного обеспечения деятельности органов прокуратуры по рассмотрению и разрешению заявлений, жалоб и иных обращений граждан, юридических и других лиц показало, что в настоящее время создана основательная юридическая база и приняты дополнительные меры организационного характера по реализации конституционного права граждан на обращение в органы государственной власти и органы местного самоуправления.

В свою очередь в развитие этих положений Генеральным прокурором РФ издан ряд организационно-распорядительных документов, регламентирующих деятельность прокуроров по организации и осуществлению рассмотрения обращений. В них определен общий и детализирован специальный порядок рассмотрения и разрешения обращений, проведено разграничение компетенции прокуроров, конкретизированы организационные полномочия должностных лиц органов прокуратуры по работе с обращениями и поставлена задача обеспечения объективного и окончательного их разрешения.

Существенное значение в решении этой задачи отводится правильной организации работы с обращениями, знанию и умению каждого прокурора-руководителя упорядочивать деятельность своих подчиненных, рационально распределять обязанности, планировать и организовывать эффективное взаимодействие, осуществлять контроль и проверку исполнения, обеспечивать надлежащий учет и отчетность.7

  1.  Протест и представления прокурора.

Федеральным законом от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации» установлено, что органы прокуратуры РФ осуществляют надзорную деятельность с целью выявления и пресечения нарушений законности. Иными словами, прокурор обязан не только выявить нарушение нормативно-правовых актов, но и принять меры к его устранению, восстановлению нарушенных прав и интересов, привлечению виновных лиц к установленной законом ответственности и недопущению впредь подобных нарушений.

Деятельность органов прокуратуры при проведении надзорных проверок регламентирована Законом о прокуратуре. Из смысла статей 22, 27, 30 и 33 данного нормативного акта следует, что прокурор, реализуя свои полномочия, в случае обнаружения нарушений законности обязан на них реагировать предусмотренными законом способами и принимать необходимые меры.

Однако Закон о прокуратуре не содержит понятий «меры прокурорского реагирования», «акты прокурорского реагирования». В нем определены документы, составляемые компетентными должностными лицами органов прокуратуры и являющиеся формами реагирования на нарушения действующего законодательства. К таким документам относятся: протест прокурора (ст. 23), представление прокурора (ст. 24), постановление о возбуждении производства об административном правонарушении (ст. 25). Это специфические правовые акты, выносимые только прокурорами и их заместителями в порядке реализации их полномочий, обязательные для исполнения теми органами и их должностными лицами, которым они предписаны.8

Правовыми формами общенадзорной деятельности органов прокуратуры являются протесты, представления.

Протест - это подготавливаемый прокурором или его заместителем документ, который приносится на противоречащий закону, нарушающий права человека и гражданина правовой акт в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации в суд.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся в правовом акте противоречий закону (в целом или в определенной части), о приведении акта в соответствие с федеральным законом или его отмене. В основе этимологии термина "протест" лежит латинское слово "protestor", обозначающее публичное требование, заявление, доказывание.9

Правом принесения протеста в орган или должностному лицу, которые издали этот акт, либо в вышестоящий орган или вышестоящему должностному лицу, либо обращения в суд в порядке, предусмотренном процессуальным законодательством Российской Федерации, на незаконные правовые акты обладают прокурор и заместитель прокурора. Правовые акты федеральных министерств и ведомств могут быть опротестованы только Генеральным прокурором Российской Федерации и его заместителями. Прокуроры субъектов Российской Федерации обладают правом опротестования правовых актов представительных (законодательных) и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, органов контроля соответствующего звена их системы. Вышестоящий прокурор имеет право действовать в пределах компетенции нижестоящих прокуроров и приносить протесты на правовые акты органов не только своего уровня, но и стоящих уровнем ниже. В тех случаях, когда прокурор выявляет незаконные акты органов, должностных лиц, надзор за законностью деятельности которых осуществляет вышестоящий прокурор, он должен подготовить проект протеста и представить его в вышестоящее звено прокурорской системы.10 

Прокуроры районов, городов вправе приносить протесты на правовые акты органов местного самоуправления, органов контроля районного звена, их должностных лиц. Данный вопрос детально регламентируется в Приказе Генеральной прокуратуры РФ от 9 сентября 2002 г. № 54 "О разграничении компетенции прокуроров территориальных, приравненных к ним военных и других специализированных прокуратур", указании Генеральной прокуратуры РФ от 28 апреля 2000 г. № 91/7 "Об организации прокурорского надзора за законностью нормативных правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации в связи с Постановлением Конституционного Суда РФ от 11.04.2000 № 6-П, письме Генеральной прокуратуры РФ от 21 марта 2000 г. № I-ГП-26-2000 "О состоянии законности при издании органами государственной власти субъектов Российской Федерации нормативных правовых актов", Методических рекомендациях "Прокурорский надзор за законностью правовых актов субъектов Российской Федерации", направленных 22 июля 1997 года на места, и ряде других документов.11

Обязательными реквизитами протеста прокурора (он подается в основном в письменной форме, хотя может выноситься и в устной) являются: точное название органа, в который приносится протест; акта, являющегося, по мнению прокурора, противоречащим закону; конкретное название закона и его положений, в противоречие с которыми вступил опротестованный акт; обстоятельства, дающие основания для вывода о его незаконности; четкое изложение требований прокурора со ссылкой на правовые нормы, регламентирующие процедуру принесения и рассмотрения протеста; подпись лица, принесшего протест, с указанием должности и классного чина.

В протесте заключается требование об устранении имеющихся противоречий, приведения акта в соответствие с действующим законодательством, либо о его отмене. Круг предметов опротестования, как следует из ФЗ, ограничен только правовыми актами, несоответствующими действующему законодательству. Однако, В.И. Басков считает, что опротестованы могут быть не только правовые акты, но и любые незаконные действия должностного лица.12

Протест должен соответствовать определенным требованиям не только по форме, но и по содержанию. В содержательной части протеста прокурор отражает следующие позиции: в чем выражается несоответствие либо противоречие акта (его части), на который направлено прокурорское воздействие; точное наименование закона, с которым вступил в противоречие (несоответствие) акт; предложение устранить допущенное нарушение (необходимо изложить свое видение: в каких конкретных юридических действиях оно должно выражаться и какие правовые последствия нести); требование рассмотреть протест в оговоренные законом сроки со ссылкой на правовые нормы и указание на то, что ответ о результатах рассмотрения протеста должен быть незамедлительно отправлен прокурору в письменной форме.

В ряде случаев возникает необходимость обращения прокурора в суд с заявлением об издании противоречащего закону правового акта и о признании его недействительным.

Заявление в суд направляется в соответствии с действующими положениями процессуального законодательства о подведомственности и подсудности дел. При этом необходимо иметь в виду, что в арбитражные суды прокуроры обращаются с заявлениями о признании недействительными актов, в которых представлены вопросы, касающиеся сферы предпринимательской и иной экономической деятельности.

Срок рассмотрения протеста десять дней с момента его поступления. В исключительных случаях, когда требуется немедленно устранить нарушения закона, прокурор вправе сам установить срок рассмотрения протеста, который может быть меньше, чем установленный законом. Если протест был принесен на решение представительного (законодательного) органа субъекта Российской Федерации или органа местного самоуправления, он должен рассматриваться на ближайшем заседании данного органа.

По действующему законодательству принесение протеста не приостанавливает действия опротестованного акта. Тем не менее имеются реальные возможности снижения либо полной нейтрализации отрицательного эффекта противоречащего закону акта.13 Именно исходя из этих соображений прокурору предоставлено право устанавливать сокращенный срок рассмотрения протеста, когда этого требуют исключительные обстоятельства. Данное правило применяется в тех случаях, когда исполнение опротестованного акта сопряжено с наступлением или угрозой наступления опасных последствий: причинения материального ущерба в значительных размерах, нанесения вреда здоровью населения, дезорганизации производства и др. Срок, в течение которого должен быть рассмотрен протест, указывается в его тексте.

О результатах рассмотрения протеста прокурору в тот же день должно быть направлено письменное сообщение. Если невозможно техническое исполнение данного требования в тот же день, тогда оно исполняется на следующий день. Более позднее направление сообщения, равно как несоблюдение сроков рассмотрения протеста, является нарушением закона и может служить основанием для привлечения виновных лиц к ответственности.

Прокурор, принесший протест, может участвовать в работе заседания коллегиального органа как представитель органа, осуществляющего надзор за исполнением действующих на территории РФ законов, в соответствии с предоставленными ему полномочиями.

Режим работы коллегиального органа определяется его регламентом, поэтому прокурор, чтобы знать дату заседания, должен получить от него соответствующую информацию. О необходимости извещения прокурора о дне заседания указывается в резолютивной части текста протеста.

Обязательность извещения прокурора о дне заседания коллегиального органа обусловлена интересами обеспечения возможности личного участия прокурора в рассмотрении принесенного им протеста. Присутствие прокурора на заседании позволяет ему, во-первых, в случае необходимости дать разъяснения по существу возникших при рассмотрении протеста вопросов и, во-вторых, иметь возможность более подробно аргументировать свою позицию по отношению к опротестованному им акту.

По поручению прокурора в рассмотрении протеста может принять участие его помощник. Поручение должно быть надлежащим образом оформлено.

В определенных случаях возможен отзыв протеста. Право отзыва протеста принадлежит лицу, которым он был принесен, - прокурору или его заместителю. Возможность отзыва протеста допускается только до его рассмотрения.14 

Отзыв протеста связан с тем, что мнение прокурора может измениться в результате установления новых, ранее не известных обстоятельств, принятия новых законов, иных факторов. При наличии оснований, исключающих необходимость рассмотрения протеста, он может быть отозван.

Представление прокурора - акт прокурорского реагирования, имеющий целью устранение нарушений закона, их причин и способствующим им условий. Правом внесения представления наделены прокурор и его заместитель.

В соответствии с ФЗ "О прокуратуре Российской Федерации" "представление об устранении нарушений закона вносится прокурором или его заместителем в орган или должностному лицу, которые полномочны устранить допущенные нарушения, и подлежит безотлагательному рассмотрению.

В течение месяца со дня внесения представления должны быть приняты конкретные меры по устранению допущенных нарушений закона, их причин и условий, им способствующих; о результатах принятых мер должно быть сообщено прокурору в письменной форме".15

Представление готовится на основе материалов прокурорской проверки. Основанием для его внесения служат установленные факты нарушения закона. Обычно представление вносится на систематическое нарушение закона, однако возможно использовать данную форму реагирования и в отношении единичного грубого нарушения закона.

Представление вносится в орган или должностному лицу, компетенция которого позволяет обеспечивать принятие реальных мер по устранению нарушений закона, их причин и способствующих им условий. Такими органами и должностными лицами могут быть как те, в деятельности которых обнаружены нарушения, так и вышестоящие по отношению к ним органы и должностные лица.

Рекомендации прокурора по устранению нарушений закона должны иметь правовую направленность и не нести на себе печать вторжения в ту сферу деятельности, которую принято обозначать как оперативно-хозяйственную. Предложения по устранению обстоятельств, способствовавших нарушениям закона экономического, организационно-управленческого, технического характера, должны базироваться на заключениях специалистов, материалах проверок и ревизий. В числе требований, направленных на устранение правонарушений и их причин, в представлении допустима постановка вопроса о необходимости привлечения к ответственности (дисциплинарной, материальной) конкретных лиц, попустительствовавших нарушениям, если в их действиях отсутствуют признаки состава преступления или административного правонарушения.

Представление рассматривается безотлагательно. В месячный срок с момента внесения по результатам рассмотрения должны быть приняты конкретные меры по устранению в нем названных нарушений закона, их причин и способствовавших им условий. Закон возлагает на органы и должностных лиц, которым вносится представление, обязанность сообщить прокурору о принятых мерах в письменной форме.

  1.  Взаимодействие прокурора с общественными приемными, уполномоченным по правам человека и СМИ в сфере соблюдения прав  и свобод человека и гражданина.

 Деятельность прокуратуры по защите прав и свобод человека и гражданина тесно связана с правозащитной деятельностью других государственных органов, в том числе и правоохранительных, за исполнением законов которыми прокуратура осуществляет надзор. Вместе с тем органы прокуратуры при выполнении поставленных перед ними задач взаимодействуют и с правозащитными общественными организациями.

В системе взаимодействия прокуратуры с указанными структурами особо следует выделить блок согласованных действий и решений на различных уровнях с Уполномоченными по правам человека в Российской Федерации.

Понятно, что наличие Уполномоченного по правам человека не только не исключает выполнения задач, функций и полномочий прокуратуры, особенно по охране прав и интересов граждан, в том числе защищаемых в суде, на предварительном следствии и во многих иных сферах, на которые компетенция Уполномоченного не распространяется, но и, напротив, предъявляет к органам прокуратуры новые требования в соответствии с действующим законодательством.16

Хотя полномочия российского омбудсмена, как указывает М. Шалумов, и носят государственно-властный характер, они не позволяют омбудсмену отменять или приостанавливать действия и решения органов, организаций и должностных лиц, нарушающие права и свободы граждан, самому привлекать виновных в нарушениях лиц к юридической ответственности.17

Это обуславливает необходимость согласованных действий названных правозащитников с прокуратурой РФ и другими компетентными государственными органами. В соответствии с действующим законодательством, в том числе ФЗ «О прокуратуре РФ», органы прокуратуры и Уполномоченный по правам человека взаимодействуют и дополняют друг друга.

У их правозащитных полномочий есть общие, сходные черты, поскольку прокурор, как и омбудсмены, не вправе отменять незаконное решение должностного лица, привлекать виновное лицо к ответственности, самостоятельно, без обращения в компетентные органы, устранять допущенные нарушения. Протест, представление прокурора обязательны для исполнения лишь в части рассмотрения и дачи ответа прокурору по существу его требования. Для устранения нарушений прав и свобод человека и гражданина прокурор, равно как и Уполномоченный по правам человека, также вправе обращаться в суды, в том числе и Конституционный Суд РФ, к органам, полномочным принимать конкретные решения, в том числе о привлечении таких виновных лиц к дисциплинарной, административной и уголовной ответственности.

Но между этими органами есть и существенные различия. Они отличаются, прежде всего, по объекту надзора. Объект прокурорского надзора - исполнение законов, в том числе и тех, которые гарантируют права и свободы личности, а объектом надзора Уполномоченного по правам человека выступает только соблюдение прав и свобод человека и гражданина. В этом отношении в теории прокурорского надзора необходимо, на наш взгляд, определиться с понятием правозащитной деятельности прокуратуры, а также структурно-функциональной характеристикой этой деятельности. В научной литературе, посвященной деятельности органов прокуратуры России, нет однозначного понимания функций прокуратуры, не раскрывает это понятие и законодатель. Ни Конституция, ни ФЗ «О прокуратуре РФ» не содержат перечня функций. Нередко ученые отождествляют функции прокурорского надзора с направлениями деятельности, отраслями надзора, объектом и предметом надзора.

Правозащитная функция - это самостоятельная функция в деятельности органов прокуратуры. Содержание этой функции (предмет ведения, полномочия) обусловлено задачами защиты прав и свобод человека и гражданина. Эти задачи, как уже отмечено, выполняются прокуратурой во взаимодействии с российскими правозащитниками. В практике работы органов прокуратуры на местах в этом отношении уже накоплен определенный положительный опыт.18

Для конкретизации правовых предписаний, определяющих взаимодействие прокуратуры и уполномоченных по правам человека, в ряде субъектов Федерации приняты соответствующие соглашения. Например, в феврале 2008 г. подписан документ "О формах взаимодействия прокуратуры Ненецкого автономного округа и Уполномоченного по правам человека в целях обеспечения гарантий государственной защиты прав и свобод граждан", которым предусмотрен, в частности, обмен информацией о нарушениях законов в указанной сфере. Так, прокуратура по итогам года информирует Уполномоченного по правам человека о результатах надзора за соблюдением прав и свобод граждан и мерах, принятых в их защиту. Уполномоченный по правам человека направляет в прокуратуру свои ежегодные и специальные доклады. По мере необходимости проводят совместные совещания по вопросам защиты основных прав и свобод граждан. Уполномоченный принимает участие в заседаниях коллегии прокуратуры, координационного совещания руководителей правоохранительных органов области по вопросам, относящимся к его компетенции.

Аналогичные соглашения о сотрудничестве между органами прокуратуры и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации заключены в Республиках Башкортостан, Дагестан (2006 г.), Саха (Якутия) (2007 г.), Коми (2007 г.), Мордовской (2007 г.) и Чеченской (2008 г.) Республиках, Хабаровском крае (2008 г.), Саратовской (2007 г.), Пензенской (2008 г.), Кемеровской (2007 г.), Смоленской (2006 г.), Калужской (2008 г.), Орловской (2008 г.) и Амурской областях, г. Санкт-Петербурге (2008 г.). 5 февраля 2009 г. подписано Соглашение о сотрудничестве и взаимодействии прокуратуры с Уполномоченным по правам человека в Ненецком автономном округе.

Подписание подобных соглашений о сотрудничестве в вопросах защиты прав и свобод человека и гражданина между органами прокуратуры и уполномоченными по правам человека в субъектах Российской Федерации вызвано необходимостью эффективного, согласованного осуществления надзора и контроля за исполнением конституционных обязательств демократического правового государства о признании и соблюдении прав и свобод человека и гражданина. Подписание таких важных документов, как представляется, значительно улучшит ситуацию с обеспечением прав человека на территории субъектов Российской Федерации, ведь действенность защиты прав граждан в значительной мере зависит от уровня взаимодействия участвующих в ней государственных структур, в том числе прокуроров и уполномоченных по правам человека, как в центре, так и в регионах.19

СМИ являются одним из основных источников информации о жизни государства, действующих законах у подавляющего большинства населения России. Они оказывают значительное влияние на формирование и распространение общественного мнения, являются своего рода «проводниками» мировоззрения, идеологии, социальных ценностей, способны в известной степени «конструировать» действительность. Трудно переоценить значение СМИ в утверждении адекватного общественного мнения о праве и правосудии, преступности и мерах борьбы с ней, делах и людях, работающих в органах правоохраны. Действенность печати, радио, телевидения связана с широтой охвата событий, углом зрения, под которым подается материал, оперативностью, многообразием форм и методов информационного воздействия.20

В этих условиях эффективность взаимодействия органов прокуратуры со СМИ во многом определяется тем, как и прокуроры, и журналисты подходят к организации такого взаимодействия, каким они его представляют. Проблемы и взаимные недопонимания, как правило, связаны с широкой распространенностью ложных стереотипов, касающихся сущности этого явления.21

Взаимодействие органов прокуратуры со СМИ – это форма их совместного сотрудничества ради достижения общих целей, в первую очередь, защиты прав и свобод человека и гражданина, а также пропаганды права, разъяснения законодательства, правового воспитания населения. Для того чтобы такое взаимодействие развивалось конструктивно и эффективно, оно должно основываться на следующих принципах:

общности целей и задач, которые стороны стремятся достичь в процессе указанного взаимодействия, открытого декларирования этих целей и задач;

безусловного признания сторонами равенства каждого из участников взаимодействия;

учета презумпции добропорядочности партнера по взаимодействию;

нахождения объекта приложения совместных усилий по взаимодействию вне партнеров;

поэтапного достижения согласия между партнерами (должно происходить постепенное продвижение от изначально определенной сферы согласия к все более конфликтным темам, проблемам, зона взаимопонимания должна постоянно расширяться; необходимо различать этапы, стадии «взаимодействия»: ознакомительный этап; «пилотный»; разовый; пробный проект; долговременное сотрудничество).

Реализация перечисленных принципов в практике повседневного общения представителей прокуратуры и СМИ способствует повышению эффективности их взаимодействия, формированию реальной совместной деятельности по реализации идей законности и правопорядка.22

Генеральный прокурор Российской Федерации также ориентирует прокуроров на осуществление делового сотрудничества со СМИ, расширение и укрепление этих связей, позволяющих органам прокуратуры более эффективно решать поставленные задачи по защите интересов личности и государства, укреплению законности и правопорядка.23

1 Кобзарев, Ф.М. Организация работы с обращениями граждан в органах прокуратуры: лекция /  Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2009. – С42.

2Прокурорский надзор: Учебник / Винокуров Ю.Е. и др.; Под общ. ред. Ю.Е. Винокурова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Юрайт-М, 2001

3 Федеральный закон от 17.01.1992 N 2202-1(ред. от 21.11.2011)"О прокуратуре Российской Федерации"(с изм. и доп., вступающими в силу с 08.02.2012)

4 Инструкция «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200 (в ред. Приказов от 05.09.2008 № 178, от 17.03.2010 № 113).

5 Комментарий к Федеральному закону «О прокуратуре Российской Федерации». С приложением ведомственных нормативных актов. Под ред. Ю.И.Скуратова. - М., 1996. - с.34.

6 Инструкция «О порядке рассмотрения обращений и приема граждан в системе прокуратуры Российской Федерации», утвержденная Приказом Генерального прокурора Российской Федерации от 17.12.2007 № 200 (в ред. Приказов от 05.09.2008 № 178, от 17.03.2010 № 113).

7 Кобзарев, Ф.М. Организация работы с обращениями граждан в органах прокуратуры: лекция/ Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2009. – С42.

8  Стрельников, В.В. Об эффективности мер прокурорского реагирования//Гражданин и право. – 2009. - №12. – С. 57-56.

9 Большой юридический словарь (под ред. А.В. Малько). - "Проспект", 2009 г.

10 Гуськова А.П., Шамардин А.А. Правоохранительные органы (судоустройство): Учебник. - Москва: ИГ «Юрист», 2005. С. 224-258.

11 О практике принесения протестов в законодательные органы субъектов Федерации. Законность. 1996. N 9.

12 Басков В.И. Курс прокурорского надзора: М.: Зерцало,1998.С. 123

13 Рабко Т.А. Протест прокурора на юридический акт субъекта Федерации: теория и практика. Журнал российского права, N 2, 2002. С. 52-59

14 Кузьмин В.А., Китрова Е.В.Комментарий к федеральному закону от 17 января 1992 г. № 2202-1 «О прокуратуре Российской Федерации» (постатейный). - Москва: ИГ «Юрист», 2007. С 55-64.

15 Рохлин В.И., Стуканов А.П. Прокурорский надзор в Российской Федерации: проблемы и перспективы. Журнал "Правоведение".С. - Пб.: Изд-во С. - Петербург. ун-та, 2000, № 5.С 34-39.

16 Сунгуров А.Ю. Институт уполномоченного по правам человека и институт прокуратуры: функция защиты прав человека и функция государственного контроля (надзора) // Права человека в контексте российской модернизации. Материалы межрегиональной научно-практической конференции (17-18 мая 2006 г., г. Пермь). — Пермь: НОУ «Западно-Уральский ин-т экономики и права», 2007. — С. 165-166

17 Шалумов М.С. "Проблемы функционирования российской прокуратуры в условиях формирования демократического правового государства": Автореф. дис. ... д-ра юрид. наук. С. 33

18 Зуев В., Муравьев И. Взаимодействие прокуратуры с общественными приемными // Законность. - М., 2009, № 3. - С. 24-27.

19 Бойченко С.И. Органы прокуратуры и уполномоченные по правам человека в субъектах РФ: правовые основы сотрудничества // Адвокатская практика. — М.: Юрист, 2009, № 3. — С. 22-24.

20 Смирнов А.Ф. Организация взаимодействия прокурора с редакциями средств массовой информации и журналистами: учеб. пособие. М.: ИПК РК Ген. прокуратуры РФ, 2001.

21 Бессарабов В.Г. Взаимодействие органов прокуратуры со средствами массовой информации в сфере соблюдения прав и свобод человека и гражданина: методич. пособие /  Акад. Ген. прокуратуры Рос. Федерации. – М., 2010. –С 88.

22Бессарабов В.Г. Российские СМИ и прокуратура: противостояние или сотрудничество // Журнал. Российского права. 2001. № 7 С. 62-73

23 Приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 23.10.2009 № 341
«О взаимодействии органов прокуратуры со средствами массовой информации».


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11409. ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ 71.5 KB
  Лабораторная работа ЦИКЛИЧЕСКИЕ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫЕ ПРОЦЕССЫ Цель работы; ознакомление и приобретение навыков алгоритмизации задач методом структурной декомпозиции использования основных арифметикологических и управляющих операторов языка С/С и отладки пр...
11411. ОБРАБОТКА МАССИВОВ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ФУНКЦИЙ 50.5 KB
  Лабораторная работа ОБРАБОТКА МАССИВОВ ДАННЫХ С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ПОЛЬЗОВАТЕЛЬСКИХ ФУНКЦИЙ Цель работы: ознакомление с принципами описания и алгоритмизации обра ботки массивов однотипных данных средствами языка С/С и приобретение навыков работы и отладки...
11413. Нормализация баз данных 36 KB
  Лабораторная работа № 1. Нормализация баз данных. Задание: 1. Спроектировать реляционную базу данных состоящую из четырех связанных отношений. 2. Произвести нормализацию БД до третьей нормальной формы. Нормализация данных Один и тот же набор данных в реляцио...
11414. Запросы определения данных SQL 59.5 KB
  Лабораторная работа № 2. Запросы определения данных SQL. Задание: 1. Определить схемы разработанных отношений на SQLсервере. Обосновать выбор типов данных атрибутов отношений. 2. Определить произвольный двух или трехзначный атрибут пол статус и т.д. и ввести его в одн
11415. Запросы выборки данных SQL 41.5 KB
  Лабораторная работа № 3. Запросы выборки данных SQL. Задание: Создать запросы: 1. На выборку всех кортежей отношения 2. На выборку всех значений нескольких атрибутов отношения. 3. Запрос на выборку значений нескольких атрибутов с назначением альтернативных име
11416. Работа с РБД в MS Access 87 KB
  Лабораторная работа № 4. Работа с РБД в MS Access. Задание: 1. Создать формы для ввода данных. 2. Визуализировать схему данных. 3. Создать отчеты для вывода результатов запросов. Access: запросы формы отчеты макросы. Запрос это объект базы данных являющийся основн
11417. Оценка информационной меры Харкевича в СИИ 139.5 KB
  Лабораторная работа N 7 Оценка информационной меры Харкевича в СИИ Задание на ЛР – дать навыки количественной оценки семантической меры Харкевича путем построения моделей при синтезе экспертных систем в среде нейросетевого конструктора. Применить на практике д...