44118

Модель создания единого информационного пространства образовательного учреждения с применением сетевых информационных технологий

Дипломная

Информатика, кибернетика и программирование

Особую роль в данной форме самообразования могут занять социальные сети и социальные сообщества функционирующие в Интернете. Все больше преподавателей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. При условии создания в учебном заведении Интернет-системы следующим шагом становится выход на более высокий уровень функционирования информационного пространства Интернет предусматривающий создание и открытие доступа всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к сайту учебного...

Русский

2013-11-10

1.25 MB

50 чел.

Введение

На основе анализа представленных ниже документов и материалов:

- «Стратегия развития направления информатизации образования ФЦПРО на 2008-2010 годы», одобренной решением Научно-координационного совета Минобрнауки (протокол №7 от 30 июля 2007 г.);

- решение коллегии Рособразования «О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ от 29 мая 2008 г.;

-  проект Государственной программы «Обоснование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»;

- стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, посвященного реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (21 июля 2008 г., г. Петрозаводск),

- результаты, полученные в течение 2006-2007 гг.  в рамках проектов ПНПО, ФЦПРО, ФЦП «Электронная Россия» и «Информатизация системы образования»;

следует отметить, что в последние годы в России складываются благоприятные условия для дальнейшего развития информационного образовательного пространства. Растёт потребность населения на продукцию и услуги в области ИКТ, повышается его информационная грамотность, быстрыми темпами развивается инфраструктура для внедрения новых информационных технологий.

Анализ указанных выше материалов позволил выделить также следующие основные тенденции развития информационных технологий на современном этапе развития образования:

- интенсивное обновление технологий обучения, способных готовить людей к жизни в быстро меняющихся условиях, давать им возможность обучаться на протяжении всей жизни;

- расширение масштабов межкультурного взаимодействия, обуславливающие особую важность коммуникативной и информационной компетентности личности;

- интенсивное использование информационных технологий в целях сокращения сферы неквалифицированного и малоквалифицированного труда;

- повышение роли информационных технологий в процессах управления с учетом развития инновационного профессионального образования.

Несмотря на существенные успехи развития ИКТ в сфере образования, в этой области есть еще и немало барьеров.

Необходимы качественно новые информационно-педагогические технологии, повышающие компьютерную грамотность и ИКТ-компетентность обучающихся в системе непрерывного образования, с учетом конкретизации требований профессиональных стандартов для всех уровней образования. Особое внимание здесь необходимо уделить подготовке кадров в области ИКТ непосредственно для сферы образования. Развитие ИКТ требует постоянного совершенствования и развития полученных педагогами знаний, умений и навыков, причем уже не только в форме повышения квалификации, но и посредством постоянного общения, обмена опытом. Особую роль в данной форме самообразования могут занять социальные сети и социальные сообщества, функционирующие в Интернете.

Недостаточно интенсивно развивается направление, связанное с разработкой цифрового образовательного контента. Особенно это касается профессионального образования по наиболее востребованным на рынке труда профессиям НПО и СПО. С учетом тенденций развития информационных технологий и телекоммуникаций все большую значимость приобретают опыт и возможности педагогов образовательных учреждений регионов. Особую роль при стимулировании педагогов-разработчиков должны сыграть региональные программы информатизации. Отдельное внимание при разработке цифровых образовательных ресурсов необходимо уделять стандартизации. Данное важное направление практически не имеет системного развития в отечественной системе образования. Как следствие, практически отсутствуют для педагогической работы доступные инструментальные программные средства по созданию и использованию цифрового образовательного контента. Требования основных положений Болонского процесса, в части обеспечения прозрачности и открытости систем образования, могут быть выполнены только на основе информационных технологий и электронно-образовательных ресурсов совместного использования. Не утверждена концепция развития и использования в учебном процессе лицензионного и свободного программного обеспечения (ПО), соотнесённого к требованиям образовательных стандартов, к обеспечению учебного процесса. Как следствие, отсутствует общая стратегия подготовки педагогических работников образовательных учреждений в области использования данного ПО в профессиональной деятельности.

Недостаточно интенсивно развиваются современные дистанционные образовательные технологии, особенно с использованием Интернет. В деятельности ОУ по-прежнему доминируют устаревшие формы дистанционного обучения. Реализация подхода «распределённого обучения» в качестве  технологической  платформы на федеральном уровне,  применяемой для всех уровней и ступеней образования - в рамках аудиторных занятий, для активных форм самообразования, при интенсивном использовании в дистанционных формах  обучения, при условии обеспечения новых дидактических возможностей, - позволит   достичь качественно новых  показателей в эффективности обучения.  Ключевым компонентом технологий распределенного обучения является сетевое взаимодействие всех участников образовательного процесса в виртуальных учебных средах, реализуемых на базе WWW-технологий. [24, 25, 26, 27]

Глобальное развитие информационных технологий, их стремительное проникновение в сферу образования определяет развитие образовательных учреждений в течение последнего времени. Обсуждение вопросов, связанных с внедрением информационных технологий в деятельность учебных учреждений свелось к обсуждению путей решения одной основополагающей задачи – построения единого информационного пространства образовательных учреждений. В общем виде единое информационное пространство образовательных учреждений представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участки учебного процесса. Современный этап модернизации образования обозначил усиление интереса со стороны всех основных участников образовательного процесса и в первую очередь основных «заказчиков» образовательных услуг и качества обучения студентов, их родителей и государства к проблеме информатизации образовательных учреждений.[3, c.26]

Целью моего дипломного проекта было выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель создания единого информационного пространства образовательного учреждения с применением сетевых информационных технологий.

Объектом исследования являлась создание единого информационного пространства образовательного учреждения.

Предметом исследования – использование сетевых информационных технологий для  создания единого информационного пространства образовательного учреждения СПО - Братского профессионального техникума.

Были поставлены следующие задачи:

  1.  Выявить и теоретически обосновать модель создания единого информационного пространства с применением сетевых информационных технологий
  2.  Выявить и обосновать цели внедрения модели создания единого информационного пространства с применением сетевых информационных технологий
  3.  Определить специфику внедрения сетевых информационных технологий в деятельность образовательного учреждения СПО - Братского профессионального техникума
  4.  Определить организационные этапы и механизмы реализации внедрения модели создания единого информационного пространства с применением сетевых информационных технологий в деятельность образовательного учреждения СПО - Братского профессионального техникума

Анализируя основные направления работы образовательных учреждений и задач, им решаемых, можно разделить основные процессы учреждения на 3 группы:

  1.  Планирование, организация и оперативное управление учебным процессом как базовым производственным процессом образовательных учреждений.
  2.  Административное управление функционированием образовательных учреждений и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности.
  3.  Организация и обеспечение содержания образовательного процесса.

Следовательно, компоновка единой базы данных и организация постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса является решением задачи реализации единого информационного пространства образовательного учреждения.

1 Теоретические аспекты создания единого информационного пространства образовательного учреждения

  1.  Понятие единого информационного пространства образовательного учреждения и проблемы его формирования

Происходящие сегодня крупномасштабные преобразования во всем мире обусловлены стремительным развитием информационно-коммуникационных технологий.

Одной из основополагающих характеристик нового информационного общества является его глобальный характер. В процессе формирования нового информационного общества  постепенно модернизируются способы и методы распространения и обмена информацией, сжимается время, размываются национальные границы и барьеры, радикально меняется структура мирового информационного пространства, экономики, торговли, финансов, других сфер человеческой жизнедеятельности, отмечается интенсивная гомогенизация мировоззрения людей и человеческих ценностей, универсализация (упрощение) культуры и культурных моделей, усиливается динамизм и обостряется конкуренция.

Сегодня уже трудно представить работу учебных заведений без доступа в глобальное информационное пространство. Интернет является универсальным средством поиска информации и передачи знаний. Многие преподаватели  осваивают и разрабатывают новые методики обучения, в той или иной степени ориентированные на Интернет. С распространением Интернета в образовательных учреждениях развивается и потребность в доступе к нему среди преподавателей и студентов. Все больше преподавателей осваивают работу в Сети и начинают использовать ее в образовательном процессе. Но сегодня ситуация значительно изменилась в сторону развития и теперь уже не всегда преподавателю достаточно простого выхода в Интернет.

Современный уровень развития технологий информатизации и коммуникации предоставляет широкие возможности для их применения в образовательном учреждении – в образовательном процессе (при подготовке и проведении занятий), в управлении образовательным процессом и деятельностью образовательного учреждения в целом, а также при организации взаимодействия между различными уровнями системы образования.

Обсуждение вопросов, связанных с информатизацией учреждения образования, сводится, по сути, к обсуждению путей решения одной основополагающей задачи – задачи формирования единого информационного пространства образовательного учреждения. При этом присутствует не только множество различных мнений о том, что собственно представляет собой единое информационное пространство, но как и какими путями его (данное пространство) строить, какие программные средства для этого использовать. [6, с.128]

В последние несколько лет обсуждение вопросов, связанных с внедрением информационных технологий в деятельность образовательных учреждений, свелось, по сути, к обсуждению путей решения одной основополагающей задачи - построения единого информационного пространства образовательного учреждения. При этом присутствует не только множество различных мнений о том, что собственно представляет собой единое информационное пространство, но как и какими путями его (данное пространство) строить.

В самом общем виде единое информационное пространство образовательного учреждения представляет собой систему, в которой задействованы и на информационном уровне связаны между собой все участники учебного процесса.

Участниками информационного пространства, непосредственно вовлекаемыми в процесс создания и функционирования единого информационного пространства образовательного учреждения, являются следующие устойчивые группы:

Администрация;

Преподаватели;

Обучающиеся;

Родители.

Дополнительным звеном в данной схеме с точки зрения функционирующих информационных потоков может являться группа с условным названием «Руководители высшего уровня», которая на самом деле включает в себя все основные внешние контакты образовательного учреждения: органы управления образованием, местные органы власти, общественные организации и т.д.

В настоящее время наиболее популярными программными продуктами, используемыми для построения единого информационного пространства образовательного учреждения являются: «GS-Ведомости», АИАС «Управление образовательным учреждением», 1С:Хронограф Школа» , «Net ШКОЛА».

Перечисленные выше информационные системы и информационные модули дополнительного обеспечения представляют собой конкретные приложения. Каждое из них решает свои специфические задачи. В зависимости от этих решаемых задач конкретные приложения могут представлять собой АРМы - автоматизированные рабочие места пользователей, к которым относятся все участники информационного пространства.

Любое из конкретных приложений работает с определенным набором информации - базой данных. Для того чтобы воспользоваться обобщенными данными этих баз, получить возможность анализировать процессы, происходящие на конкретных участках деятельности, и принимать обоснованные управленческие решения, необходимо эти данные свести воедино. Поэтому процесс формирования единого информационного пространства включает в себя также решение задачи интеграции баз данных информационных систем и модулей и компоновки на их основе единой базы данных.

Компоновка единой базы данных - компьютерного отображения соответствующего информационного поля и организация постоянного доступа к ней всех участников учебного процесса через информационные системы и модули - и есть по сути своей решение задачи построения компьютерной реализации единого информационного пространства образовательного учреждения.

Формирование подобной базы требует решения достаточно сложных задач, связанных в первую очередь с необходимостью ее определения, структурирования, мотивации конкретных исполнителей, установления иерархии и объема пользовательских прав, организации взаимосвязи с другими структурными звеньями (информационными системами и дополнительными информационными блоками) общего информационного пространства.

Поскольку задача формирования общей базы данных достаточно сложна, имеет большое значение, а основными пользователями хранящейся в ней информации являются администраторы, то за ее реализацию отвечает одна из основных информационных систем, а именно - система администрирования деятельности образовательного учреждения.

Следовательно, единственный путь обеспечения формирования информационного пространства - отбор целевых, полностью мотивированных к использованию компьютерных приложений, причем таких, которые:

обеспечивали бы значительное сокращение времени и трудозатрат на наиболее значимых направлениях деятельности;

поддерживали бы выработанную годами и весьма традиционную методику работы с информацией всех ключевых пользователей - сотрудников учреждений образования: директора и его заместителей, секретаря и диспетчера, классных руководителей и преподавателей-предметников;

обеспечивали бы функциональную надежность информационных модулей дополнительного обеспечения (библиотека, социально-педагогическая и психологическая службы, медицинское обеспечение, организация питания, бухгалтерия, хозяйственная служба и т.д.) и постоянный взаимообмен данными между ними и основными информационными системами;

поддерживали бы «доступность» необходимой информации для родителей;

обеспечивали бы подготовку и передачу необходимой информации для вышестоящих органов управления образованием.[6, c. 134]

  1.  Структура информационной среды образовательного учреждения

Анализ основных направлений работы образовательного учреждения и задач, им решаемых, позволяет разделить основные производственные процессы учреждения на три большие группы:

Планирование, организация и оперативное управление учебным процессом как базовым производственным процессом образовательного учреждения.

Административное управление функционированием образовательного учреждения и обеспечением образовательного процесса с соблюдением всех необходимых внешних и внутренних форм отчетности.

Организация и обеспечение содержания образовательного процесса.

Следовательно, можно сделать вывод о том, что информационные связи основных групп участников информационного пространства представляют собой информационные потоки, которые делятся на три основные группы, реально отражающие базовые производственные процессы образовательного учреждения, а также ряд самостоятельных дополнительных информационных потоков, отражающих выполнение вспомогательных функций обеспечения деятельности образовательного учреждения. К таким дополнительным информационным потокам можно отнести потоки, отражающие вопросы работы библиотеки, медицинского и социально-педагогического обслуживания, организации питания и другие.

Исходя из основных групп информационных потоков, можно предположить, что в состав единого информационного пространства образовательного учреждения входят:

Информационная система планирования, организации и управления учебным процессом. Реализацией такой системы являются системы разработки расписания учебных занятий и его оперативного ведения.

Информационная система администрирования деятельности образовательного учреждения. Под подобными системами подразумеваются программы создания и ведения общей информационной базы, включающие пользовательские интерфейсы администраторов - руководителей учреждения.

Информационная система обеспечения содержания учебного процесса цифровыми образовательными ресурсами. В качестве подобных систем выступают как программные оболочки, позволяющие конструировать содержание цифровых образовательных ресурсов любых учебных предметов, так и конкретные предметные разработки, входящие в состав медиатеки (электронной библиотеки образовательных ресурсов).

До окончательного формирования структуры единого информационного пространства основные системы должны быть дополнены информационными модулями обеспечения образовательного процесса. [3, с. 54]

Сегодня речь идет о необходимости создания сетевой инфраструктуры в самом учебном заведении, необходимой для организации внутреннего информационного пространства.

Создание такого пространства преследует две основные цели:

  1.  Организацию доставки информации, полученной из внешних источников, внутри учебного заведения;
  2.  Интеграцию внутренних процессов (учебного, организационного) и информационных технологий.

Создание информационного пространства образовательного учреждения в настоящее время является главной задачей, решение которой определяет успех внедрения информационных технологий в образование на всех его уровнях.

Организация работы по формированию информационного пространства предполагает решение следующих задач:

  •  описание структуры данного пространства и всех его информационных уровней и подуровней,
  •  определение информационных потоков,
  •  определение участников информационного пространства, степени их заинтересованности и форм взаимодействия внутри и за пределами информационного поля образовательного учреждения.

В данном контексте информационное пространство образовательного учреждения может рассматриваться как совокупность базы данных и модулей конкретных пользователей, формирующихся на основе мотивационного подхода.
Единое образовательно-информационное пространство (ЕОИП) образовательного учреждения — это система, которая:

  1.  Включает материально-технические, информационные и кадровые ресурсы;
  2.  Обеспечивает автоматизацию управленческих и педагогических процессов, согласованную обработку и использование информации, полноценный информационный обмен;
  3.  Предполагает наличие нормативно-организационной базы, технического и методического сопровождения.

Создание единого информационного пространства может стать ключом к решению проблем любой степени сложности для всех участников образовательного процесса. При этом надо учитывать, что само создание единого информационного пространства далеко не простой процесс.

Сформировав структуру единого информационного пространства учебного заведения, создав общую базу данных с конкретными приложениями, необходимо учитывать, что реальная работа по их использованию во многом зависит от состояния материально-технической базы и возможностей конкретного учебного заведения.

1.3 Создание модели построения единого информационного пространства образовательного учреждения

Проведя анализ теоретических выкладок по разработке модели единого информационного пространства образовательного учреждения на примере моделей Б.П. Сайкова [29], МОУ Вашутинская ООШ [30], Регионального сетевого проекта «Проектирование ИОС» [31], МОУ «Лицей № 5», г. Зарайск  [32], можно сделать вывод, что модель построения информационного пространства может состоять из нескольких уровней.

Первый уровень - наличие в учебном заведении одного компьютера (или нескольких, не связанных между собой). При этом общая база и приложения устанавливаются на данный компьютер. Учитывая, что задачи, решаемые приложениями, не являются задачами "реального времени", можно организовать работу конкретных исполнителей по очереди. Таким образом, мы получаем минимальную, но достаточно работоспособную реализацию единого информационного пространства учебного заведения.

Второй уровень Интранет (внутренняя сеть), или наличие нескольких, объединенных в одну сеть компьютеров. В идеальном варианте Интранет в учебном заведении представляет наличие компьютеров на столах у реальных пользователей, общего сервера и специального программного обеспечения, предназначенного для организации персонального доступа участников учебного процесса к общей информационной базе. Реальность, как правило, значительно скромнее, однако решение задачи вполне возможно при наличии в учебном заведении одного компьютерного класса. При этом неудобства, возникающие из-за необходимости организационного деления работы кабинета на условные части - учебные занятия и работа по информатизации учебного заведения или предоставления возможного доступа к общей информационной базе данных. [3, c. 88]

При условии создания в учебном заведении Интранет-системы, следующим шагом становится выход на более высокий уровень функционирования информационного пространства - Интернет, предусматривающий создание и открытие доступа всем непосредственным участникам учебного процесса и внешним посетителям к сайту учебного заведения, который должен предусматривать, как минимум, следующие возможности:

  •  интерактивное общение участников учебного процесса;
  •  размещение информации для всеобщего просмотра;
  •  размещение служебной информации, доступ к которой предусмотрен только после ввода соответствующего кода или пароля;
  •  размещение индивидуальных информационных полей участников, содержащих персонализированную информацию.

Организованные подобным образом структура информационного поля и оперативный обмен информацией между всеми участниками учебного процесса позволяют говорить о наличии единого информационного пространства учебного заведения.

Средства, составляющие единое информационное пространство учебного заведения можно условно разделить на 3 группы:

  •  средства организации и управления;
  •  средства коммуникации;
  •  средства обучения.

К средствам организации и управления можно отнести информационно-аналитические системы, построенные на основе электронных баз данных. Их назначение – повышение оперативности и качества работы учреждения в целом и индивидуального пользователя (администратора, преподавателя, учащегося).

Средства коммуникации обеспечивают доступ к информационным ресурсам, доставку, хранение, обмен информацией. Наряду с традиционными средствами информационного взаимодействия (почтой, телефоном, факсом), уже стали привычными электронная почта (E-mail), Web-серверы сети Internet, телеконференции, видеоконференции.

Учебные заведения, ведущие дистанционное обучение, активно используют возможности этих средств.

Электронная почта обеспечивает доставку учебных материалов, создавая тем самым условия для регулярного оперативного общения преподавателя и студента, администрации и преподавателя и т.д.

Сеть Internet открывает доступ к неисчерпаемым информационным ресурсам.

База данных образовательного заведения предоставляет необходимые для организации учебного процесса сведения (расписание занятий, график проведения консультаций и т.д.), структурированную учебную информацию по учебным дисциплинам, а также ссылки на полезные ресурсы (электронные библиотеки, тематические образовательные порталы и т.п.).

Телеконференции (теле- от греч. "далеко" – часть сложных слов, обозначающая дальность, действие на большом расстоянии) являются активной формой групповой работы, они позволяют организовать обсуждение вопросов и обмен мнениями учеников между собой и с учителем.

Видеоконференция представляет собой современную технологию общения, которая позволяет в режиме реального времени передавать всем участникам звук и изображение, а также различные электронные документы, включающие текст, таблицы, графики, компьютерную анимацию, видеоматериалы.[6, c. 135]

Основой информационного пространства образовательного учреждения могут стать компьютеризированные рабочие места преподавателей, объединенные в единую сеть.

Таким образом, единое пространство образовательного учреждения является одним из важнейших и необходимых компонентов единого образовательного информационного пространства, работа над построением модели которого, является одной из приоритетных задач в рамках создания единой информационной образовательной среды.

2 Построение и реализация модели создания единого информационного пространства образовательного учреждения

2.1 Построение модели создания единого информационного пространства на примере  Братского профессионального техникума

Исходя из теоретических выкладок, изложенных выше вытекает необходимость  внедрения в практику организационно-управленческой деятельности техникума информационных технологий, позволяющих принимать управленческие решения на основе оперативной и достоверной информации.

Важным компонентом информатизации образования является информационное управление, т.е. создание информационных потоков и процессов решения административно- управленческих задач и осуществление поддержки принятия управленческих решений. Создание единого механизма управления информационными потоками позволяет оперативно получать информацию, проводить статистические, динамические и аналитические исследования, с целью формирования управляющих воздействий для повышения качества образовательного процесса.

Таким механизмом может быть единая информационная система управления техникумом. Для этого необходим хорошо отлаженный процесс своевременной передачи информации от одной структуры к другой как по вертикали, так и по горизонтали. Для этих целей создается новое инновационное подразделение - Центр сетевых и информационных технологий.

В него включаются:

1.  Компьютерные классы;

2.  Мультимедиа - аудитории;

3.  Отделение сетевых и информационных технологий;

4.  Лаборатория информационных технологий;

5.  Лаборатория технических средств;

6.  Лаборатория сетевых технологий;

7.  Медиатека;

8.  Электронная библиотека.

В составе этого подразделения лаборатория информационных технологий является координирующим и направляющим центром этого направления деятельности.

Основными задачами лаборатории информационных технологий являются:

  •  Разработка мультимедийных учебных материалов по изучаемым дисциплинам;
    •  Разработка средств сетевого тестирования и контроля;
      •  Создание   системы   методической   поддержки   преподавателей   в области информационных технологий;
      •  Создание  и  поддержание  в рабочем  состоянии локальной  сети, обеспечение ее входа в глобальную информационную сеть;
      •  Проведение     кружковой    работы    со    студентами    в    области информационных технологий;
  •  Автоматизация  управленческой  деятельности  техникума;   
  •  Сопровождение и обновление используемого программного обеспечения;
    •  Обучение преподавателей использованию информационных  технологий в своей работе;
      •  Обслуживание компьютерной техники и сетевого оборудования техникума;

Рисунок 1 Модель создания единого информационного пространства образовательного учреждения

На I этапе становления Центра сетевых и информационных технологий основным является решение триединой задачи:

  1.  Строительство локальной информационно-образовательной сети техникума.
  2.  Создание базы данных и организация работы по ее ведению.
  3.   Обеспечение ее надежной интеграции с глобальной сетью Internet.

2.2  Реализация модели. Построение локальной информационно - образовательной сети техникума

    Локальная вычислительная сеть (ЛВС) состоит из нескольких компьютеров и периферийных устройств, соединенных кабелем в пределах ограниченной территории, например в одном из отделов компании или внутри небольшого здания. Сеть позволяет совместно использовать ресурсы, например файлы и принтеры, а также работать с интерактивными приложениями, например планировщиками и электронной почтой.

Существует большое число способов, которыми можно соединить компьютеры между собой в единую компьютерную сеть. Чем больше разных компьютеров, тем больше таких способов соединения. Каждое соединение – это новый маршрут для передачи данных.

Термин «топология сети» или просто «топология» характеризует физическое расположение компьютеров, сетевых сред передачи данных и других компонентов сети. Топология – это стандартный термин, который:

  •  используется при описании основной компоновки сети;
  •  дает способ сравнивать и классифицировать различные сети.[2, c.59]

Топология сети обуславливает ее технические характеристики. В частности, выбор той или иной топологии влияет на:

  •  состав необходимого сетевого оборудования и его характеристики;
  •  возможность расширения сети и ее надежность;
  •  способ управления сетью.[10, c. 184]

При построении сети просто подключить компьютер к сетевому кабелю, соединяющему другие компьютеры, недостаточно. Различные типы кабелей в сочетании с различными сетевыми адаптерами, сетевыми ОС и другими компонентами требуют и различного взаимного расположения компьютеров.

Любая топология сети может диктовать не только тип кабеля, но и способ его прокладки, а также определять метод доступа компьютеров в сеть. Все сети строятся на основе трех базовых топологий: шина (bus); звезда (star); кольцо (ring). Если компьютеры подключены вдоль одного кабеля (сегмента), топология называется "шина". В том случае, когда компьютеры подключены к сегментам кабеля, исходящим из одной точки (или концентратора), топология называется "звезда". Если кабель, к которому подключены компьютеры, замкнут, то такая топология носит название "кольцо".

Топология  «шина» относится к наиболее простым и широко распространенным топологиям. В ней используется один сетевой кабель, именуемый магистралью или сегментом, вдоль которого подключены все компьютеры  сети ( см. рис. 2.2.1).

Рисунок 2.2.1 Топология типа «шина»

При передаче пакетов данных каждый компьютер адресует его конкретному компьютеру ЛВС, передавая его по сетевому кабелю в виде электрических сигналов. Пакет в виде электрических сигналов передается по шине в обоих направлениях всем компьютерам сети. Однако информацию принимает только тот адрес, который соответствует адресу получателя, указанному в заголовке пакета. Так как в каждый момент времени в сети может вести передачу только один компьютер, то производительности ЛВС зависит от количества рабочих станций, подключенных к шине. Чем их больше, тем больше ожидающих передачи данных, тем ниже производительности сети. Однако нельзя указать прямую зависимость пропускной способности сети от количества рабочих станций, так как на нее также влияет:

  •  характеристики аппаратного обеспечения рабочих станций сети;
  •  частота, с которой передают сообщения рабочие станции;
  •  тип работающих сетевых приложений;
  •  тип кабеля и расстояние между рабочими станциями в сети. [12, c. 99]

Шина – пассивная топология. Это значит, что компьютеры только «слушают» передаваемые по сети данные, но не перемещают их от отправителя к получателю. Поэтому, если один из компьютеров выйдет из строя, это не скажется на работе всей сети. Данные в виде электрических сигналов распространяются по всей сети от одного конца кабеля к другому, и, достигая конца кабеля, будут отражаться и занимать шину, что не позволит другим компьютерам осуществлять передачу. Чтобы предотвратить отражение электрических сигналов, на каждом конце кабеля устанавливаются терминаторы (Т), поглощающие сигналы, прошедшие по шине. При значительном расстоянии между рабочей станции (например, 180м для тонкого коаксиального кабеля) в сегменте шины может наблюдаться ослабление электрического сигнала, что может привести к искажению или потере передаваемого пакета данных. В этом случае исходный сегмент следует разделить на два, установив между ними дополнительное устройство – репитер (повторитель), который усиливает принятый сигнал перед тем, как послать его дальше (см. рис.2.2.2).

Рисунок 2.2.2 Подключение репитера (повторителя)

Правильно размещенные на длине сети повторители позволяют увеличить длину обслуживаемой сети и расстояние между соседними компьютерами. Следует помнить, что все концы сетевого кабеля должны быть к чему-либо подключены: к рабочей станции, терминатору или повторителю.

Разрыв сетевого кабеля или отсоединение одного из его концов приводит к прекращению функционирования сети. Сеть «падает». Сами рабочие станции сети остаются полностью работоспособными, но не могут взаимодействовать друг с другом. Если ЛВС на основе сервера, где большая часть программных и информационных ресурсов хранится на сервере, то рабочие станции, хотя и остаются работоспособными, но для практической работы малопригодны.[15, c. 238]

При топологии «звезда» все компьютеры с помощью сегментов кабеля подключаются к центральному компоненту – концентратору (Hub) (см. рис. 2.2.3).

        Рисунок 2.2.3 Топология типа «звезда»

Пакеты данных от каждого компьютера направляются к центральному концентратору. Он, в свою очередь, перенаправляет пакеты к месту назначения. Основное достоинство этой топологии в том, что если повреждена какая-либо рабочая станция или отдельное соединение между рабочими станциями  и  концентратором, вся сеть остается работоспособной. Положительным является и то, что подключение кабеля и управление конфигурацией сети централизовано, а также просто конфигурировать сеть при добавлении новых рабочих станций. Как недостатки организации такой топологии следует отметить следующее:

  •  Так как все рабочие станции подключены к центральной точке, то для больших ЛВС значительно увеличивается расход кабеля.
  •  Если поврежденным оказался сам концентратор, то нарушится и работа всей сети, хотя рабочие станции останутся работоспособными.

Концентраторы являются центральным узлом в топологии «звезда». Однако в настоящее время они становятся  одним из стандартных компонентов большинства ЛВС. Среди концентраторов выделяют активные и пассивные. Активные концентраторы регенерируют и передают сигналы, также как это делают репитеры. Иногда их называют еще многопортовыми репитерами. Они имеют от 8 до 12 портов для подключения компьютеров. Пассивные концентраторы – это монтажные панели или коммутирующие блоки. Они просто пропускают через себя сигнал, не усиливая и не восстанавливая его. Пассивные, в отличие от активных, не надо подключать к источнику питания. Гибридными называют концентраторы, к которым можно подключить кабели различных типов.(см. рис 2.2.4)

Рисунок 2.2.4 Возможное соединение концентраторов

Концентраторы можно соединить между собой. При такой топологии разрыв кабеля, подключенного к концентратору, нарушит работу только одного конкретного сегмента сети. При топологии  «кольцо» сеть замкнута, образуя неразрывное кольцо (см. рис. 2.2.5).

          Рисунок 2.2.5Топология типа «кольцо»

Поэтому у кабеля просто не может быть свободного конца, к которому надо подключить терминатор. Начав движение в какой-либо точке кольца, пакет данных в конце концов попадает в его начало. Из-за такой особенности данные в кольце движутся всегда в одном направлении.

В отличие от пассивной топологии «шина», здесь каждый компьютер выступает в роли репитера, усиливая сигналы и передавая их следующему компьютеру. В отличие от «звезды» «кольцу» необходим неразрывный путь между всеми сетевыми рабочими станциями. Поэтому при выходе из строя какой-либо одной рабочей станции сеть прекращает функционировать.

Другое слабое место «кольца» состоит в том, что данные проходят через каждый сетевой компьютер, давая возможность "не очень хорошим" людям заниматься перехватом информации, не предназначенной посторонним.  Кроме того, изменение конфигурации сети или подключение новой рабочей станции требует остановки всей сети.

В настоящее время используются топологии ЛВС, которые комбинируют компоновку сети по принципу шины, звезды и кольца. При этом широкое применение находят концентраторы, использование которых дает ряд существенных преимуществ:

  •  простота изменения или расширения сети, так как достаточно просто подключить еще один компьютер или концентратор;
  •  возможность подключения кабелей различных типов;
  •  централизованный контроль над работой сети и сетевым трафиком, так как во многих сетях активные концентраторы наделены диагностическими возможностями, позволяющими определить работоспособность соединения.[16, c. 170]

На сегодня большая часть компьютерных сетей используют для соединения провода и кабели. Они выступают в качестве среды передачи сигналов между компьютерами. Наиболее распространенные: коаксиальный кабель, витая пара, оптоволоконный кабель.

До недавнего времени самой распространенной средой передачи данных был коаксиальный кабель: относительно недорогой, легкий и гибкий, безопасный и простой в установке. На рис. 2.2.6 приведена конструкция коаксиального кабеля.

Рисунок 2.2.6 Конструкция коаксиального кабеля

Электрические сигналы, кодирующие данные, передаются по жиле. Она изоляцией отделяется от металлической оплетки, которая играет роль заземления и защищает передаваемые по жиле сигналы от:

  •  внешних электромагнитных шумов (атмосферных, промышленных);
  •  перекрестных помех – электрических наводок, вызванных сигналами в соседних проводах.

     Витая пара (twisted pair) представляет собой  два перевитых друг вокруг друга изолированных провода. Существует два вида такого кабеля (см. рис. 2.2.7):

Рисунок 2.2.7Виды типа кабеля «витой пары»

  •  неэкранированная витая пара (UTP);
  •  экранированная витая пара (STP).

Часто несколько витых пар помещают в одну защитную оболочку (типа телефонного кабеля). Наиболее распространена в ЛВС неэкранированная витая пара стандарта 10 baseT с эффективной длиной сегмента – 100 м. [17, c. 208] Определено 5 категорий на основе UTP (таблица 1.1).

Таблица 1.1- Категории кабальных соединений на неэкранированной витой паре

Категория

Скорость передачи (Мбит/с)

Количество пар

1

Телефонный кабель только для передачи речи

1 пара

2

До 4

4 пары

3

До 10

4пары с 9-ю витками на 1 м

4

До 16

4 пары

5

До 100

4 медных пары

Одной из проблем всех этих кабелей являются перекрестные помехи, т.е. наводки со стороны соседних линий, что может приводить к искажению передаваемых данных. Для уменьшения их влияния используют экран. В кабелях на основе экранированных витых пар каждая пара обматывается фольгой, а сам кабель заключается в медную оплетку, что позволяет передавать данные с более высокой скоростью и на большие расстояния.

При построении развитой кабельной системы ЛВС и для упрощения работы с ней используются следующие компоненты:

  •  Концентраторы. Для подключения витой пары к компьютеру используется телефонный коннектор RJ-45, который отличается от используемых в современных телефонах и факсах RJ-11 тем, что имеет 8 контактов вместо 4.
  •  Распределительные стойки и полки, которые позволяют организовать множество соединений и занимают мало места.
  •  Коммутационные панели. Существуют разные панели расширения. Они поддерживают до 96 портов и скорость передачи до 100 Мбит/с.
  •  Соединители. Одинарные или двойные витки RJ-45 для подключения к панели расширения или настенным розеткам. Обеспечивают скорость до 100 Мбит/с.
  •  Настенные розетки к которым можно подключить два или более соединителя.[20, c.259]

Достоинством использования компонентов кабельной системы ЛВС является то, что на их основе можно компоновать сети различной топологии. Один из вариантов использования компонентов кабельной системы ЛВС может иметь вид, в соответствие с  рис. 2.2.8

Рисунок . 2.2.8

Использование компонентов кабельной системы ЛВС

При разработке топологии и построении конкретных ЛВС рекомендуется использовать витую пару в тех случаях, если:

  •  есть ограничения на материальные затраты при организации ЛВС;
  •  нужна достаточно простая установка, при которой подключение компьютеров – несложная операция.

Следует воздержаться от использования витой пары, если Вы хотите быть абсолютно уверенными в целостности данных, передаваемых на большие расстояния с высокой скоростью. В этих случаях более надежным является применение оптоволоконного кабеля.

В оптоволоконном кабеле цифровые данные распространяются по оптическим волокнам в виде модулированных световых импульсов, а не электрических сигналов. Следовательно, его нельзя вскрыть и перехватить данные.

Передача по оптоволоконному кабелю не подвержена электрическим помехам и ведется на чрезвычайно высокой скорости (до 100 Мбит/с, а теоретически возможно до 200 Мбит/с).

Основа кабеля – оптическое волокно – тонкий стеклянный цилиндр (жила), покрытая слоем стекла, называемого оболочкой и имеющей отличный от жилы коэффициент преломления (см. рис. 2.2.9, 2.2.10).

Рисунок . 2.2.9 Структура       оптоволокна   

Рисунок 2.2.10 Оптоволоконный    кабель

Каждое стеклянное оптоволокно передает сигналы только в одном направлении, поэтому кабель состоит из двух волокон с отдельными коннекторами (см. рис. 2.2.10). Жесткость обеспечивает покрытие из пластика, а прочность – волокна кевлара. Оптоволоконный кабель рекомендуется использовать:

  •  при передаче данных на большие расстояния с высокой скоростью по надежной среде передачи.

Не рекомендуется использовать:

  •  при ограниченности денежных средств;
  •  при отсутствии навыков установки и корректного подключения оптоволоконных сетевых устройств.[22, c.280]

Плата сетевого адаптера (СА)

Плата сетевого адаптера выступает в качестве физического интерфейса или соединения между компьютером и сетевым кабелем. Платы вставляются в слоты расширения системной шины всех сетевых компьютеров и серверов. Назначение платы сетевого адаптера:

  •  подготовка данных, поступающих от компьютера, к передаче по сетевому кабелю;
  •  передача (или прием) данных другому компьютеру;
  •  управление потоком данных между компьютером и кабельной системой.
  1.  Подготовка данных.

Плата сетевого адаптера принимает циркулирующие по системной шине параллельные данные, организует их для последовательной (побитовой) передачи. Этот процесс завершается переводом цифровых данных компьютера в электрические или оптические сигналы, которые и передаются по сетевым кабелям. Отвечает за это преобразование трансивер.

  1.  Сетевой адрес.

Помимо преобразования данных плата СА должна указать свой адрес, чтобы ее можно было отличить от других плат. За каждым производителем СА закреплен стандартом IEEE некоторый интервал адресов. Производители «прошивают» эти адреса в микросхеме плат. Благодаря этому, каждый СА и, следовательно, каждый сетевой компьютер имеет уникальный адрес в сети.

При передаче данные из памяти  компьютера через системную шину поступают в СА. Обычно они поступают быстрее, чем их способна передать плата СА, поэтому она должна иметь буфер для их временного хранения. Это позволяет согласовать скорости передачи по шине без потерь производительности и искажения данных.

  1.  Передача и управление данными.

Перед посылкой данных по сети плата СА проводит «электронный диалог» с принимающим СА, во время которого они «оговаривают»:

  •  максимальный размер блока передаваемых данных;
  •  объем данных, передаваемый без подтверждения о получении;
  •  интервалы между передачами блоков;
  •  объем данных, который может принять СА, не переполняясь;
  •  скорость передачи данных.
  1.  Сетевые кабели и соединители. Каждый тип кабеля имеет различные сетевые характеристики, которым должен соответствовать и СА. Поэтому платы СА рассчитаны на работу с определенным видом кабеля (коаксиал, витая пара и т. д.). Некоторые СА могут содержать несколько типов соединителей для различных физических сред, к которым относится сетевая архитектура. [18, c.160]

Сетевая архитектура – это комбинация стандартов, топологий и протоколов, необходимых для создания работоспособной сети. В соответствии со стандартными протоколами физического уровня выделяют сетевые архитектуры: 10Base2 , 10Base5 ,10BaseT, 10BaseF, Fast Ethernet 100 Base - TX; Fast Ethernet 100 Base - FX ,Gigabit Ethernet, 10 Gigabit Ethernet; Token Ring .

Ethernet 10Base2

Сеть такого типа ориентирована на тонкий коаксиальный кабель с максимальной длиной сегмента 185 м и возможностью подключения к одному сегменту до 30 подключений. [10, c.228] Преимущества и недостатки  Ethernet 10Base2 рассмотрены в таблице 1.2

Таблица 1.2 - Преимущества и недостатки Ethernet 10Base2

Преимущества

Недостатки

дешевая в построении сеть

ограничения в длине сегмента,

хорошо подходит для организации с небольшим количеством компьютеров

при образовании колец из кабеля возникают наводки и помехи сигнала

легкая расширяемость сети

в случае повреждения центрального кабеля перестает функционировать вся сеть

снижение скорости передачи данных при большом количестве компьютеров

максимальная теоретическая скорость передачи составляет всего 10Мбит/с

   Ethernet 10Base5 сетевая архитектура на толстом коаксиальном кабеле. Логическая и физическая структура представляет собой «шину». Магистральный сегмент имеет длину до 500 м и возможность подключения до 100 компьютеров. С использованием репитеров, которые также подключаются к магистральному сегменту через трансиверы, общая длина сети может составить 2500 м.  Преимущества и недостатки  Ethernet 10Base2 рассмотрены в таблице 1.3

Таблица 1.3 - Преимущества и недостатки Ethernet 10Base5

Преимущества

Недостатки

устойчивый к помехам сигнал

дорогая в построении

легкая расширяемость сети

в случае повреждения центрального кабеля перестает функционировать вся сеть

большая длина сегмента

снижение скорости передачи данных при большом количестве компьютеров

необходимо дополнительное устройство - трансивер

максимальная теоретическая скорость передачи составляет всего 10Мбит/с

Ethernet 10BaseT – на основе витой пары.

Физическая топология представляет собой «звезду» на основе витой пары, соединяющей все узлы сети с концентратором, используя две пары проводов: одну для передачи, другую – для приема.

Логически (т.е. по системе передачи сигналов) данная архитектура представляет собой «шину» как и все архитектуры Ethernet. Концентратор выступает как многопортовый репитер. Длина сегмента от 2,5 до100 м. ЛВС стандарта 10BaseT  может обслуживать до 1024 компьютеров. Преимущества и недостатки  Ethernet 10BaseT рассмотрены в таблице 1.4.

Таблица 1.4 - Преимущества и недостатки Ethernet 10BaseT

Преимущества

Недостатки

Дешевая в построении сеть

Ограничения в длине сегмента

Хорошо подходит для организации из любого  количеством компьютеров

Выход из строя центрального концентратора приводит к сбою всей сети

Легкая расширяемость сети

Достаточная защищенность

Простая локализация неисправностей

В случае повреждения  центрального кабеля выходит из строя только один сегмент сети

Ethernet 10BaseF – на оптоволокне.

Данная архитектура строится на оптоволоконном кабеле, доступ к которому со стороны компьютеров и репитеров осуществляется с помощью трансиверов. Особенность этих трансиверов в том, что их передатчики преобразуют электрические сигналы от ЭВМ в световые импульсы, а приемники – световые в электрические. Популярность использования 10BaseF обусловлена:

  •  высокой помехозащищенностью;
  •  возможностью прокладки кабеля между репитерами на большие расстояния, т. к. длина сегмента до 2 – 4 км;
  •  использование повторителей позволяющих реализовать «каскадные звезды» путем соединения оптических ответвителей.

Преимущества и недостатки  Ethernet 10BaseF рассмотрены в таблице 1.5.

Таблица 1.5 - Преимущества и недостатки Ethernet 10BaseT

Преимущества

Недостатки

Количество  компьютеров  не ограничено

Дорогая в построение сеть

Максимальная защищенность

Легкая расширяемость сети

Достаточная защищенность

Простая локализация неисправностей

В случае повреждения  центрального кабеля выходит из строя только один сегмент сети

Fast Ethernet 100Base-TX 

Этот стандарт, является расширением существующей сетевой архитектуры Ethernet и соответствует протоколу физического уровня IEEE 802.30. Его особенностью является то, что он сохранил стандартный для Ethernet метод доступа CSMA/CD, от которого отходили разработчики других технологий повышенной скорости передачи в сети. Сохранение метода доступа означает, что имеющиеся в наличие драйверы для Ethernet будут работать без изменений.

Преимуществом этой технологии, ее совместимость с Ethernet–сетями, позволяет интегрировать ее в эти сети с помощью двухскоростных сетевых адаптеров или мостов. Данная сетевая архитектура использует физическую топологию «звезда» или «звезда – шина» (подобно 10BaseT), где все кабели подключаются к концентратору. Преимущества и недостатки  Fast Ethernet 100BaseTX рассмотрены в таблице 1.6.

Таблица 1.6 - Преимущества и недостатки Fast Ethernet 100BaseTX

Преимущества

Недостатки

Колличество компьютеров не ограничено

Дорогая в построение сеть

Максимальная защищенность

Легкая расширяемость сети

Достаточная защищенность

Простая локализация неисправностей

В случае повреждения  центрального кабеля выходит из строя только один сегмент сети

Существует несколько стандартов, которые входят в состав Gigabit Ethernet. В частности, стандарт 1000Base –T подразумевает использование кабеля, на основе витой пары 5-й категории. Максимальная длина сегмента составляет 100м. Существуют также стандарты, например 1000Base – LX,  которые в качестве системы используют оптоволокно. В этом случае максимальная длина сегмента составляет 5км.

На сегодняшний день стандарты  10 Gigabit Ethernet являются самыми перспективными и позволяют построить наиболее производительную сеть. Для этой цели используется оптоволоконный кабель. Максимальная длина сегмента  может составлять 40км. Чтобы достичь таких результатов , используется высокая частота передачи сигнала и длина волны лазера.

Token Ring

Token Ring относится к топологии  «кольцо»  и работает на максимальной скорости 16Мбит/с. Для создания сети используют экранированный и неэкранированный кабель на основе витой пары. Длина сегмента составляет 150-300м. Максимальное количество пользователей  - 72. Преимущества и недостатки проводной сети рассмотрены в таблице 1.7.

Таблица 1.7 - Преимущества и недостатки проводной сети

Преимущества

Недостатки

Высокая производительность. Скорость передачи данных достигает 100Мбит/с

При большом количестве компьютеров дорогая в создании

Практически неограниченна расширяемость сети

Сложность добавления нового рабочего места в случае использования топологии «звезда»

Возможность обслуживания сегментов сети с разными топологиями

Необходимо знания основ прокладки кабеля  и обжима  коннектора

Широкие возможности настройки сетевого окружения

Требуется четкая организация рабочих мест

Защищенность сети

Очень плохая мобильность сетевых устройств

Несложная локализация неисправностей

Возможность выбора среди стандартов сети оптимального показателя качество/цена

Возможность высокоскоростного доступа в Интернет

Проанализировав преимущества и недостатки существующих сетевых технологий и архитектуру сети, была выбрана технология Fast Ethernet 100BaseTX.

Трансивер – это устройство для подключения компьютера к сети, т. е. устройство, осуществляющее прием и передачу сигналов. Термин образован от двух английских слов передатчик-приемник (TRANS mitter-re CEIVER).

Локальные сети и их расширения используют передатчики и приемники, принадлежащие той организации, в которой функционирует сеть.

При проектировании сети рекомендовалось использовать следующие предположения:

Для учебных аудиторий количество рабочих мест должно составлять половину от посадочных мест студентов, плюс рабочее место преподавателя;

Для вспомогательных помещений должно быть проведено обоснование количества рабочих мест;

Для остальных подразделений техникума количество рабочих мест должно соответствовать количеству посадочных мест в их помещениях;

Предполагалось, что на компьютерах выполняются приложения, соответствующие характеру работ подразделения, в которых они установлены;

Разделение ресурсов между пользователями должно происходить так, чтобы:

  •  предоставить им доступ к их рабочему пространству из любого помещения, где они могут работать.
  •  для обеспечения безопасности не давать возможности пользователям заходить в чужое рабочее пространство и подключаться к сети из помещений, где они работать не могут.

Для выполнения поставленной задачи было необходимо:

  1.  Провести обследование помещений, где должна быть установлена сеть;
  2.  Разработать логическую структуру сети;
  3.  Разработать кабельную систему для сети, включая предположение о вертикальной кабельной системе трехэтажного здания;
  4.  Произвести выбор технических средств  для сети, включая компьютеры;
  5.  Произвести  выбор и обоснование системного сетевого ПО;
  6.  Произвести выбор и обоснование прикладного ПО  для организации рабочего процесса в сети;
  7.  Разработать категории пользователей для сети, определить права доступа и используемые ресурсы.

Для подготовки проекта компьютерной сети была произведена проверка поэтажного плана колледжа, обмер помещений и уточнение их номеров, выяснено количество рабочих мест, род проводимых занятий в аудиториях и лабораториях.

Количество рабочих мест в аудиториях определялось как половина от посадочных мест студентов плюс рабочее место преподавателя. Количество рабочих мест в лабораториях, преподавательских определялось исходя из профиля проводимых работ, количества посадочных мест и персонала.

На рисунке 2.2.11 представлен план помещений 1этажа техникума.

Рисунок 2.2.11 -  План  помещений  1 этажа  техникума

В зависимости от профиля проводимых работ пользователи могут использовать следующие приложения:

  •  документоориентированная СУБД + клиентская часть; 
  •  офисные приложения; 
  •  языки программирования и средства разработки приложений;
  •  WEB, FTP, почтовые серверы + приложения для работы с интернет;
  •  специальные приложения; 

Документоориентированная СУБД может использоваться для организации внутреннего документооборота и информационных БД (информация о студентах, преподавателях и т.п.).

Офисные приложения для работы с документами, включающие в себя текстовые и графические редакторы, электронные таблицы, программы для создания презентаций и т. п. предполагалось использовать на всех компьютерах сети всеми ее пользователями.

Языки программирования и средства разработки приложений предполагалось использовать только в лабораториях, где это необходимо, для разработки собственного ПО.

WEB сервер должен быть установлен на сервере, где необходимо для обеспечения информационной наполненности интрасети, а также для обеспечения информацией внешних пользователей, получающих доступ к ней посредством Internet. FTP серверы устанавливаются на сервере и служат для получения файлов внутренними и внешними пользователями. Приложения для работы с интернет предполагается использовать на всех компьютерах сети всеми ее пользователями.

Специальные приложения могут использоваться в компьютерных кабинетах  по необходимости. 

Рабочие места в техникуме можно разделить на следующие группы:

Рабочие места студентов в аудиториях и лабораториях;

Рабочие места преподавателей в аудиториях;

Рабочие места сотрудников техникума, занимающихся организационными вопросами.

Исходя из плана здания, расположения кабинетов, помещений и их назначения предлагалась следующая логическая структура сети.

На каждое рабочее место ставится по компьютеру.

Планировалось установить один сервер на  первом этаже здания. Этим достигается разгрузка сетевого трафика. Большее количество серверов нецелесообразно ввиду приведенного выше расчета нагрузки на сеть. Кроме того, организованные таким образом сегменты легче администрируются, а ресурсы, предоставляемые сетью, могут быть оптимально настроены на нужды пользователей в соответствии с их профилем. На рисунке 2.2.12, 2.2.13, 2.2.14, 2.2.15. представлена подробная логическая структура сети.

Рис. 2.2.12. Логическая структура сети 1 этажа

Рис. 2.2.13. Логическая структура сети 2 этажа

Рис. 2.2.44. Логическая структура сети 3 этажа

Рис. 2.2.15. Логическая структура сети 3-х этажей

Исходя из профиля и назначения рабочих мест, а также организации доступа, основным видом трафика в сети будет информация, передаваемая с web-узлов, так как она будет доступна для всех пользователей сети, в том числе и с рабочих мест студентов. Поэтому, условно полагая, что данный сервис постоянно используется и для каждого рабочего места информация, запрошенная по сети, равна до 15 условных страниц информации, каждая из которых условно весит до 100 кб (текст и графика), т.е. в сумме около 1,5 Мб на место на 1,5 часа. Получим, что среднее значение данного вида трафика составляет 0.017 МБ/c.

В среднем это составляет около 0,2 процентов пропускной способности 100-мегабитного Ethernet. Трафик, связанный с документооборотом, частично входит в рассмотренный выше, остальная  же часть его пренебрежимо мала, поэтому в расчете он не учитывается. 

Основная загрузка сети будет происходить в результате передачи больших массивов информации, файлов и т. д. В целом же объем передаваемых файлов с одного рабочего места не превышает в среднем 10 Мбайт за пару, причем 90% этого трафика проходит в пределах одной аудитории, поэтому локальный трафик составит примерно 0,15 МБ/c, или 1,5 процентов пропускной способности 100-мегабитного Ethernet. 

На основании приведенных выше значений средний трафик, проходящий по основной магистрали, не превышает нескольких Мбайт.

Разработана кабельная система для сети, включая предположение о вертикальной кабельной системе многоэтажного объединения.

Всем требованиям отвечает структурированная кабельная система (СКС). Под СКС в дальнейшем мы будем понимать кабельную систему, принцип построения которой отвечает трем основным и нескольким дополнительным условиями. К основным признакам СКС относятся: структуризация, универсальность и избыточность.

В основу любой структурированной кабельной системы положена древовидная топология, которую иногда называют также структурой иерархической звезды. Узлами структуры являются кроссовые, которые соединяются друг с другом и с рабочими местами электрическими и оптическими кабелями. Все кабели, входящие в кроссовые, обязательно заводятся на коммутационное оборудование, на котором осуществляются переключения в процессе текущей эксплуатации кабельной системы. Это обеспечивает гибкость СКС, возможность легкой переконфигурации и адаптируемость под конкретное приложение.

Для построения СКС необходимы технические помещения двух видов: аппаратные и кроссовые.

Аппаратной называется техническое помещение, в котором располагается сетевое оборудование коллективного пользования (АТС, серверы, концентраторы). В том случае, если основной объем установленных в этом помещении технических средств составляет оборудование ЛВС, его иногда называют серверной, а если учрежденческая АТС и системы внешних телекоммуникаций — узлом связи. Аппаратные оборудуются фальшполами, системами пожаротушения, кондиционирования и контроля доступа.

Кроссовая представляет собой помещение, в котором размещается коммутационное оборудование СКС, сетевое и другое вспомогательное оборудование. Желательно ее размещение вблизи вертикального стояка, оборудование телефоном и системой контроля доступа

Аппаратная  может быть совмещена с кроссовой здания (КЗ). В этом случае сетевое оборудование может подключаться непосредственно к коммутационному оборудованию СКС. Если аппаратная расположена отдельно, то ее сетевое оборудование подключается к локально расположенному коммутационному оборудованию или к обычным информационным розеткам рабочих мест.

Исходя из рассмотренного выше предполагается кроссовую в данном помещение на данный этап не организовывать.

Аудиторные и проч. коммутаторы 10/100 соединяются с сервером неэкранированной витой парой.

Розетки рабочих мест соединяются с портами концентраторов неэкранированной витой парой 5-й категории, что обеспечит максимальное быстродействие при минимальных затратах.

Все кабели прокладываются вдоль стен в коробах для защиты от внешних повреждений и улучшения внешнего вида.

Розетки располагаются в аудиториях – рядами вдоль стен, либо по полу параллельно рядам рабочих мест в больших аудиториях. В других помещениях розетки располагаются вдоль стен или загородок в количестве, зависящем не только от количества рабочих мест, но и от размеров помещения.

Категории прокладываемых кабелей позволят в будущем подключать более быстродействующее оборудование без перекладывания кабельной сети престо путем замены сетевого оборудования на более совершенное.

При выполнении этих требований достигается оптимальная конфигурация СКС, удовлетворяющая описанным выше требованиям. 

В качестве сетевого оборудования предлагается использовать оборудование фирмы Compex, которое зарекомендовало себя с самой лучшей стороны и является одним из наиболее качественных продуктов.

Для оптимизации работы сети были введены следующие категории пользователей:

  •  default user. Эта категория пользователей, в основном – студенты, обладает минимальными правами доступа, такими, как общедоступные документы на сервере, обслуживающем данное подразделение, доступ к общеинститутским web-ресурсам, а также ко всем ресурсам рабочей станции.
  •  advanced user. Эта категория пользователей – преподавателей, сотрудники техникума, которые имеют доступ ко всем ресурсам сети, за исключением административных БД, документооборота и т. д. Им доступны все файловые архивы, а также сетевое периферийное оборудование.
  •  stuff user. Эта категория пользователей – секретари, администрация – имеют доступ к административным БД, делопроизводству internet user. Эта категория пользователей имеет выход в интернет.
  •  local administrator. Эта категория пользователей имеет доступ ко всем без исключения ресурсам сети внутри подразделения.
  •  supervisor. Эта категория пользователей имеет доступ ко всем без исключения ресурсам сети.

При этом для всех категорий пользователей кроме администраторов сети предполагается доступ на чтение без прав изменения свойств сетевых ресурсов, например, изменение прав доступа к директории на сервере.

2.3 Создание базы данных образовательного учреждения и работа по ее ведению

Второй задачей первого этапа становления Центра сетевых и информационных технологий является создание базы данных образовательного учреждения и выбор программы для управления образовательным учреждением.

Система автоматизации учебного процесса «GS-Ведомости ССУЗ» — это современный, не имеющий аналогов программный продукт, позволяющий автоматизировать процессы, связанные с управлением деятельностью средне-специальных учебных заведений — лицеев, колледжей, техникумов, профессиональных училищ.

Требования к системе «GS-Ведомости» формировались на основе длительного и всестороннего анализа рынка средств автоматизации образовательных учреждений, с учетом их сильных и слабых сторон. Результатом такого анализа явилось создание программного продукта, который, по мнению многих учебных заведений, является одним из лучших представленных на рынке программного обеспечения. В настоящее время система «GS-Ведомости» активно используется в ряде крупных учебных заведений Ижевска, Москвы, Казани, Перми, Архангельска и других городов России и СНГ. В мае 2009 года система «GS-Ведомости» прошла сертификацию на соответствие стандарту ГОСТ по качеству программных продуктов. Полученный сертификат соответствия подтверждает высокие потребительские качества системы «GS-Ведомости».

Большинство существующих продуктов для автоматизации учебного процесса позволяют автоматизировать лишь отдельные участки учебного процесса, например: только хранение личных карточек студентов, или формирование выписок в диплом, или только кадровый учет, формирование расписания, и т.д.. Хотя очевидным является тот факт, что все эти процессы очень тесно друг с другом связаны, отделить их друг от друга невозможно, а значит и автоматизировать их отдельно друг от друга – неэффективно. Это - тупиковый путь, который не решает основной задачи любой автоматизации: обеспечение оперативного доступа к любой информации касающейся автоматизируемой предметной области, с возможностью отслеживать взаимосвязи между несколькими процессами. С моей точки зрения, все процессы внутри учебного заведения должны автоматизироваться в комплексе, а вся информация, сопровождающая их, должна находится в консолидированной форме в единой базе данных.

Исходя из этих предпосылок, система автоматизации учебного процесса «GS-Ведомости» имеет модульную архитектуру, т.е. отдельные функции системы вынесены в отдельные модули, состав которых пользователь выбирает самостоятельно, однако все модули работают с общей, консолидированной базой данных.

Внедрение системы комплексной автоматизации учебного процесса «GS-Ведомости» позволяет:

Руководителям учебного заведения:

  •  Уменьшить временные затраты в процессе планирования и управления деятельностью учебного заведения;
  •  Получить оперативный доступ к информации, сопровождающей учебный процесс для принятия эффективных управленческих решений;
  •  Повысить эффективность управления образовательным процессом и образовательным заведением в целом;
  •  Предоставить обучащимся, и их родителям, дополнительные информационные ресурсы, которые можно организовать на платных основаниях, что становится дополнительным источником заработка для учебного заведения;

Сотрудникам учебного заведения:

  •  Получить оперативный доступ к документам, регламентирующим образовательный процесс – учебным планам, графикам, расписанию занятий, спискам контрольных мероприятий;
  •  Получить оперативный доступ к информации об обучающихся, их успеваемости, посещаемости занятий. Организовать автоматизированный сбор статистических данных по контингенту обучащихся.
  •  Организовать процесс централизованного планирования личного времени, работы подразделений;
  •  Координировать совместную работу по организации и проведению различных мероприятий в реальном времени;
  •  Организовать внутри учебного заведения систему электронного документооборота;
  •  Уменьшить временные издержки на согласование различных документов;
  •  Организовать централизованную проверку качества преподавания посредством тестов;

Обучащимся:

  •  Получить быстрый, простой и оперативный доступ к информации касающейся учебного процесса посредством web-интерфейса – расписания занятий, экзаменов, зачетов, информации о собственной успеваемости, задолженности по оплате;
  •  Получить возможность общения он-лайн между обучащимися посредством web-интерфейса системы;

Родителям:

  •  Контролировать успеваемость своих детей;
  •  Получить быстрый, простой и оперативный доступ к информации касающейся учебного процесса посредством web-интерфейса – расписания занятий, экзаменов, зачетов;
  •  Получить возможность общения с сотрудниками и администрацией учебного заведения в режиме on-line;

Основные преимущества системы «GS-Ведомости»:

  1.  Модульная архитектура. Вы можете самостоятельно сформировать необходимый набор функций системы из существующих модулей. Если же необходимы функции, которых не предусмотрено существующими модулями, то вы можете разработать уникальный модуль с необходимым функционалом самостоятельно, либо заказать его разработку разработчикам;
  2.  Использование условно-бесплатной СУБД с открытым кодом - FireBird позволяет снизить стоимость системы, а также стоимость её внедрения и сопровождения. «GS-Ведомости» не использует в качестве СУБД таких дорогих решений как MS SQL Server, или Oracle, внедрение которых потребует высокооплачиваемых сотрудников для обслуживания и поддержки, и материальных вложений в оборудование;
  3.  Возможность использования системы в гетерогенной среде, как под операционными системами Windows, так и под Unix/Linux;
  4.  Использование единой базы данных. В отличие от многих других систем автоматизации образовательного процесса все модули системы «GS-Ведомости» работают с единой базой данных. Таким образом решается основная задача комплексной автоматизации - хранение информации о системе связанных процессов и сущностей внутри образовательного процесса;
  5.  Высокое быстродействие клиентской части благодаря вынесению бизнес-логики приложения на уровень СУБД;
  6.  Простой и интуитивно понятный интерфейс, что позволит освоить систему в рекордно короткие сроки. Вам не придется разбираться в большом количестве форм, окон и элементов управления - все, что нужно, всегда у вас под рукой;
  7.  Высокая степень интеграции продукта с основными офисными приложениями, такими как Word и Excel, что обеспечивает привычные и удобные способы работы с печатными формами и документами;
  8.  Мощный инструментарий для создания отчетов - мастер отчетов на базе генератора отчетов FastReport позволяет создавать отчеты любой сложности;
  9.  Возможность интеграции с 1С и прочими системами автоматизации - выгрузка и загрузка данных через открытые промежуточные форматы;
  10.  Возможность импорта и экспорта данных из/в других систем автоматизации. Вы можете загрузить данные в систему посредством файлов MS Excel, или со сканера, либо выгрузить данные из системы в файлы MS Excel, XML, либо файлы произвольной структуры, определять которую Вы можете самостоятельно;
  11.  Возможность прямого импорта данных с первичных документов путем сканирования (требуется установка пакета Abbyy FormReader);
  12.  Возможность работы с общероссийским классификатором адресов КЛАДР - обеспечивает хранение адресных данных по учащимся и сотрудникам в соответствии с утвержденным общероссийским стандартом представления адресной информации, использующимся в налоговых органах, ПФР и других государственных учреждениях;
  13.  Богатые возможности по конфигурированию системы под конкретное учебное заведение без привлечения разработчиков и технических специалистов;
  14.  Богатые возможности по администрированию базы данных, управлению пользователями, назначению прав доступа к информации и ведению протоколов работы отдельных пользователей системы;
  15.  Технология CSU (Centralized System Update) позволяющая обновлять компоненты системы на рабочих местах пользователей по сети, не прибегая к ручному обновлению на каждом рабочем месте, что значительно экономит рабочее время системного администратора при установке обновлений. Технология CSU является авторской разработкой Гуру-Софт.
  16.  Наличие открытого API (Application Programming Interface) позволяет пользователю, путем разработки расширений системы, самостоятельно наращивать функционал системы, не прибегая к помощи разработчиков;
  17.  Низкие системные требования - можно использовать систему на недорогом аппаратном обеспечении - система не требовательная к аппаратуре. И серверная, и клиентская часть могут нормально работать на аппаратном обеспечении выпуска начала 2000-х годов;

Эффект от внедрения GS-Ведомости

Внедрение любой автоматизированной системы значительным образом увеличивает эффективность деятельности организации. Внедрение системы комплексной автоматизации учебного процесса «GS-Ведомости» позволяет:

  •  Обеспечить прозрачность учебного процесса. Автоматизация учебного процесса делает управление образовательным учреждением более эффективным и контролируемым, а сам процесс более прозрачным.
  •  Обеспечить оперативный доступ к информации сопровождающей учебный процесс. Это даёт возможность оперативной выборки любой информации из базы данных в различных разрезах, построения аналитических отчетов и так далее.
  •  Сократить временные затраты руководителей и сотрудников. Использование «GS-Ведомости» значительно сокращает временные затраты на все рутинные операции с документами, а также значительно сокращает время, необходимое на сбор аналитической и статистической информации.
  •  Исключить многократное дублирование информации и ошибки ввода данных. «GS-Ведомости» использует единую консолидированную базу данных для хранения информации, что исключает необходимость повторного ввода данных на различных этапах образовательного процесса, сокращает количество ошибок ввода данных, которые неизбежны при ручной работе или "очаговой автоматизации", когда отдельные участки образовательного процесса автоматизируются отдельными, не связанными между собой, программными продуктами.
  •  Максимально использовать уже имеющиеся в образовательном учреждении аппаратные средства. «GS-Ведомости» не требует серьезных вложений в аппаратное обеспечение и серверное оборудование, т.к. построена на основе быстродействующих и эффективных технологических решениях. Вы можете максимально использовать уже имеющееся в организации серверное оборудование и пользовательские рабочие места, не докупая дорогостоящих серверов для развёртывания системы.
  •  Обеспечить устойчивое развитие образовательного учреждения, рост конкурентных преимуществ. Внедрение системы автоматизации учебного процесса отражается на конкурентных преимуществах образовательного учреждения на рынке образовательных услуг, особенно в ситуации перевода большинства образовательных учреждений на "рыночные рельсы". Повышается скорость и качество работы с контингентом учащихся и сотрудниками, что делает образовательное учреждение более привлекательным как для талантливых абитуриентов, так и для опытных преподавателей. Функционирование образовательного учреждения становится менее зависимым от конкретных "незаменимых" сотрудников, которые "всё держат в голове".[28]

Проведя исследование среди сотрудников техникума (преподавателей и руководителей), был сделан следующий вывод: с внедрением автоматизированной системы «GS-Ведомости» уменьшилась трудоемкость документооборота. Было опрошено 40 сотрудников техникума. Если трудоемкость определить как время, затрачиваемое работником на составление документа, заполнение отчета или проведения мониторинга, и обозначить Т, то Т1- это трудоемкость до внедрения автоматизированной системы «GS-Ведомости», а Т2 – после внедрения. Тогда эффект от внедрения автоматизированной системы мы можем определить как  ∆Т=Т1/Т2.

Рисунок 2.3.1 -  Уменьшение трудоемкости ведения документооборота

Рисунок 2.3.2 -  Уменьшение трудоемкости заполнения документов

Рисунок 2.3.3 -  Уменьшение трудоемкости составления отчетов

3 Расчет экономических затрат на приобретение модулей системы «GS-Ведомости»

Таблица 1.8-Стоимость системы «GS-Ведомости»

п/п

Наименование модуля системы «GS-Ведомости»

Стоимость,

руб.

  1.  

Версия: GS-Ведомости СПО и НПО Серверные компоненты

15000.00

  1.  

Модуль «GS-Ведомости: Контингент учащихся»

12000.00

  1.  

Версия: GS-Ведомости СПО и НПО Расширение «Мониторинг успеваемости»

2000.00

  1.  

Версия: GS-Ведомости СПО и НПО Расширение «Учет посещаемости»

3500.00

  1.  

Версия: GS-Ведомости СПО и НПО «Тестирование учащихся»

9000.00

  1.  

Версия: GS-Ведомости СПО и НПО Модуль «Планирование учебной нагрузки»

8000.00

  1.  

Версия: GS-Ведомости СПО и НПО Модуль «Кадровый учет»

6000.00

  1.  

Версия: GS-Ведомости СПО и НПО Расширение «Отчет СПО-1/ НПО-1»

2500.00

  1.  

Версия: GS-Ведомости СПО и НПО «Документооборот»

1000.00

  1.  

Версия: GS-Ведомости СПО и НПО Модуль «Учебные планы»

8000.00

  1.  

«GS-Ведомости: Конструктор расписаний»

12000.00

  1.  

Версия: GS-Ведомости СПО и НПО Расширение «Рейтинги учащихся»

2000.00

ИТОГО:

81000.00

Заключение

Управление образовательными учреждениями включает в себя большой круг вопросов. Важным фактором совершенствования управления является создание единого информационного пространства образовательного учреждения, которое предоставляют много новых возможностей. Оно позволяют накапливать и обновлять большие объемы информации, является инструментом оптимизации времени и средств, расходуемых на решение за счет предоставления оперативной информации о состоянии управления объекта.

Целью исследования было выявить, теоретически обосновать и экспериментально проверить модель создания единого информационного пространства как одного из этапов управления образовательным учреждением.

По результатам проведенного исследования были сделаны следующие выводы.

Выявлена и теоретически обоснована модель создания единого информационного пространства образовательного учреждения.

Выявлены и обоснованы управленческие цели внедрения модели создания единого информационного пространства образовательного учреждения.

Определена специфика внедрения сетевых информационных технологий в деятельность образовательного учреждения СПО – Братского профессионального техникума.

Определены организационные этапы и механизмы реализации внедрения модели создания единого информационного пространства в деятельность образовательного учреждения СПО - Братского профессионального техникума.

Дальнейшие пути развития этой деятельности — это создание с использованием возможностей компьютерной техники и информационной базы данных активной системы управления качеством образования в техникуме и совершенствование информационно-образовательного пространства сети, в насыщении её собственными разработками. 

Список использованной литературы

1. Блэк Ю. Сети ЭВМ: протоколы, стандарты, интерфейсы / Ю. Блэк - М.: Мир, 2005. – 345 с. (Среднее профессиональное образование).

2. Богуславский Л.Б. Основы построения вычислительных сетей для автоматизированных систем / Л.Б. Богуславский, В.И. Дрожжинов – М.: Энергоатомиздат, 2005. – 450 с. (Профессиональное образование).

3. Гайдамакин Н.А. Автоматизированные информационные системы, базы и банки знаний. Вводный курс: Учебное пособие. – М.: Гелиос АРВ, 2002. – 368 с.

4. Гохберг Г.С. Информационные технологии: практикум для студ. среднего проф. образования / Г.С.  Гохберг, А.В Зафиевский, А.А. Короткин. – М.: Академия, 2009. -  206 с. (Среднее профессиональное образование).

5. Гребенюк Е.И. Технические средства информации / Е.И. Гребенюк, Н.А. Гребенюк. – М.: Академия, 2005. – 267 с. (Среднее профессиональное образование).

6. Гудков П.Г., Хожаева Т.С. Информационно-аналитические системы для создания единой образовательной среды региона // Телематика 2006: Труды XIII Всероссийской научно-методической конференции.

7. Келим Ю.М. Вычислительная техника /  Ю.М. Келим. – М.: Питер, 2006. -  145 с. (Учебник).

8. Киселев С. В.  Современные офисные технологии:  учеб. пособие для студ. среднего проф. образования / С. В. Киселев, И. Л. Киселев – М.: Академия, 2005. -  206 с. - (Профессиональное образование).

9. Колесниченко О.Г. Аппаратные средства PC: энциклопедия аппаратных ресурсов персональных компьютеров / О.Г. Колесниченко, И.В.  Шишигин. – М.: Санкт-Петербург, 2009. – 643 с. (учебник).

10. Кулаков Ю.А. Компьютерные сети: практикум для студ. высшего проф. образования / Ю.А. Кулаков, Г.М. Луцкий - М.: Юниор, 2008. – 384 с. (высшее профессиональное образование).

11. Мельников В.В. Безопасность информации в автоматизированных системах / В.В. Мельников. – М.: Питер, 2005. - 275 стр. (Учебник для вузов).

12. Милославская Н.Г. Администрирование сети на основе Microsoft Windows 2003. Учебный курс / Н.Г. Милославская. – М.: Русская редакция, 2005. – 197 с. (Учебное пособие).

13. Михеева Е.В. Практикум по информационным технологиям в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. – М.: Академия, 2007. – 192 с. (Профессиональное образование).

14. Михеева Е.В. Информационные технологии в профессиональной деятельности / Е.В. Михеева. – М.: Академия, 2007. – 248 с. (Профессиональное образование).

15. Новиков Ю.В. Локальные сети: архитектура, алгоритмы, проектирование / Ю.В. Новиков. – М.: ЭКОМ, 2008. – 438 с. (Учебник).

16. Олифер В.Г. Компьютерные сети. Типы и характеристики: Учебник для вузов 1-е издание./ В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. - М.: Питер, 2007. – 871 с. (Среднее профессиональное образование).

17. Олифер В.Г. Компьютерные сети. Принципы, технологии, протоколы: Учебник для вузов 2-е издание./ В.Г. Олифер, Н.А. Олифер. - М.: Питер, 2007. – 864 с. (Среднее профессиональное образование).

18. Пятибратов А.П. Вычислительные системы сети и телекоммуникации / А.П. Пятибратов, Л.П. Гудыно, А.А. Кириченко. – М.: Юниор, 2008. -  567 с. (Учебник для вузов).

19. Семенов М.И. Автоматизированные информационные технологии  в экономике / М.И. Семенов, И.Т. Трубилина. – М.: Питер, 2008. – 415 с. (Учебник для вузов).

20. Черникин Д.В. Проектирование ЛВС с применением SADT-методологий. Методические указания по дисциплине "Вычислительные сети и системы телекоммуникаций" / Д.В. Черникин, Л.П. Гудыно, Ю.М. Келим. – М.: Уфа, 2009. – 578 с. (Учебник для вузов).

21. Черников Б.В.  Офисные информационные технологии: практикум для студ. среднего проф. образования / Б.В. Черников. – М.: Академия, 2006. -  397 с. - (Среднее профессиональное образование).

22. Локальные вычислительные сети. Финансы и статистика: учеб. Пособие для Вузов / Под ред. С.В.Назарова. –СПб.: Санкт-Петербург, 2006. – 534 с. (Учебник для вузов).

23. Информатика. Базовый курс : учеб. пособие для техн. Вузов / Под ред. С.В.Семоновича. – 2-е изд. – СПб.: Питер, 2007. – 640 с. (Учебник для вузов).

24. Проект Государственной программы «Обоснование и развитие инновационной экономики: внедрение современной модели образования в 2009-2012 годы»

25. Решение коллегии Рособразования «О развитии информатизации образования в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование» и федеральных целевых программ от 29 мая 2008 г.

26. Стенографический отчёт о заседании президиума Государственного совета Российской Федерации, посвященного реализации Стратегии развития информационного общества в Российской Федерации (21 июля 2008 г., г. Петрозаводск)

27. «Стратегия развития направления информатизации образования ФЦПРО на 2008-2010 годы», одобренной решением Научно-координационного совета Минобрнауки (протокол №7 от 30 июля 2007 г.)

28. http://www.gs-vedomosti.ru/

29. http://uo-prohladny.narod.ru/ikt/sem_ikt/sikt1.htm

30. http://www.schvas.gvili.ru/subdmn/schvas/index.php?option=

com_content&view=article&id=88&Itemid=97

31. http://sites.google.com/site/setevojproektnn/model-ios-ou

32. http://ito.edu.ru/2008/Moscow/V/V-0-7812.html


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15252. ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА 96.5 KB
  ПРИМЕНЕНИЕ ГЕНЕТИЧЕСКОГО АЛГОРИТМА К РЕШЕНИЮ ЗАДАЧИ КОММИВОЯЖЁРА Студент гр. В наши дни всё чаще даёт о себе знать проблема низкой производительности каких-либо расчётов. Вот и транспортная задача не стала ис...
15253. Анализ системы статистических данных 41.5 KB
  Лабораторная работа 4 Анализ системы статистических данных Цель работы Изучение информационных ресурсов сайта Федеральной службы государственной статистики. Учебное задание На сайте www.gks.ru в разделе Официальная статистическая информация найдите группу показ
15254. СВОБОДНОЕ И ВЫНУЖДЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ 414 KB
  Лабораторная работа №5 СВОБОДНОЕ И ВЫНУЖДЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ ЛИНЕЙНЫХ СИСТЕМ Цель работы. Исследование динамических свойств линейных систем второго порядка. Рассмотрим систему второго порядка Переменные состояния рассматриваемой системы могут быть определ...
15255. Информационная деятельность менеджера в Интернете 646 KB
  Меняев М.Ф. Информационные ресурсы в менеджменте Часть 2: Информационная деятельность менеджера в Интернете Методические указания Общие сведения о глобальной сети Интернет. Internet предоставляет доступ к набору информационных служб сервисов основными среди кот
15256. Анализ влияния нулей и полюсов передаточной функции на динамические свойства системы 228.5 KB
  Лабораторная работа №6 Анализ влияния нулей и полюсов передаточной функции на динамические свойства системы по курсу Теория управления вариант 1 Цель работы: исследование связи переходной функции и динамических свойств системы с размещением на комплексной...
15257. Анализ точности систем управления 180.61 KB
  Лабораторная работа №7 Анализ точности систем управления Вариант №1 Цель работы. Исследование точностных свойств систем управления. 1. Исследование системы с астатизмом нулевого порядка. Задана замкнутая система с регулятором и передаточной функцией разомкну...
15258. Преобразование координат из одной зоны в другую путем непосредственного перехода от прямоугольных координат к прямоугольным 22.26 KB
  Лабораторная работа № 12 Преобразование координат из одной зоны в другую путем непосредственного перехода от прямоугольных координат к прямоугольным. Этот способ проще первого и требует значительно меньше вычислительного труда но для его применения необходимы зара
15259. Решение сферических треугольников 140.82 KB
  Лабораторная работа № 13 Решение сферических треугольников. Решение малых сферических и сфероидических треугольников. Треугольники триангуляции являются сфероидическими или эллипоидальными треугольниками поскольку они образованы на поверхности эллипсоида. Так ...
15260. Вычисление сближения меридианов 17.6 KB
  Лабораторная работа № 8 Вычисление сближения меридианов Сближение меридианов используется при переходе от азимута геодезической линии к дирекционному углу её изображения на плоскости по формуле: α=А