44143

Определение взаимосвязи развития координационных способностей с техникой владения мячом

Дипломная

Физкультура и спорт

Теоретическое обоснование развития координационных способностей в среднем школьном возрасте. Проявление координационных способностей в волейболе. Роль координационных способностей. Средства развития координационных способностей.

Русский

2013-11-10

270.5 KB

54 чел.

PAGE  36

Содержание

Введение

1. Теоретическое обоснование развития координационных способностей в среднем школьном возрасте.

1.1 Понятие  «координационные  способности»

1.2 Анатомо-физиологические особенности детей  среднего  школьного возраста.

2. Проявление координационных способностей в волейболе.

2.1 Роль координационных способностей.

2.2 Средства развития координационных способностей.

3.Исследование  взаимосвязи развития координационных способностей с  техникой владения мячом в волейболе.

3.1 Методика проведения исследования.

3.2 Полученные результаты и их обсуждение.

3.3. Практические рекомендации

Заключение

Библиографический список


Введение

Волейбол – это ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно-координационный характер. При малых размерах и ограничений касаний мяча, выполнение всех технических и тактических элементов требует точности и целенаправленности движений.

Двигательные действия волейболистов  в игре заключаются во множестве молниеносных стартов и ускорений, в прыжках, в большом количестве взрывных ударных движений при длительном, быстром и почти непрерывном реагировании на изменяющуюся обстановку, что предъявляет высокие требования к физической и технической  подготовленности волейболистов[1, С. 53].

Координационные способности это умение человека наиболее совершенно, быстро, целесообразно, экономно, точно и находчиво решать двигательные задачи, при возникновении сложных и неожиданных ситуаций.[4, С. 31].

 Развитие координационных способностей волейболиста - это совершенствование координации движений, а главное - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении

Всякое произвольное движение направлено на решение какой-либо конкретной задачи  (так называемой двигательной задачи: пригнуть,  как можно выше, поймать мяч, поднять штангу и т.п. Это задание может быть различной сложности. Сложность двигательной задачи определяется многими причинами, в частности требованиями к согласованности одновременно или последовательно выполняемых движений. Координационная сложность двигательных действий служит первым мерилом ловкости. [31, С. 23].

Однако, волейбол интересен тем, что он удовлетворяет самые разнообразные запросы и потребности, он существует в разных видах: игра не полным составом, игра на ограниченной площади, игра на время и др.

Во время игры в волейбол создаются благоприятные возможности для проявления смекалки, ловкости, силы, быстроты выносливости, волевых качеств, взаимопомощи и других свойств личности, т. е тех знаний, умений и навыков, которые необходимы в жизни, полезны в трудовой и общественной деятельности. Это во многом объясняет то, что волейбол включен в программу по физической культуре.

В тренировочном процессе волейболистов для успешного решения возникающих перед ними в процессе игры не только скоростных, скоростно-силовых задач, но и координационных комбинаций, необходимо совершенствовать точность движений  у игроков, обусловливающих ловкость.  Так как  высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся  игровых ситуациях, быстро переходить от одних  технических действий к другим [4, С. 29].

Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела, выбора технического приёма для осуществления игрового действия, поэтому выбранная нами тема является актуальной.

Объект исследования выпускной квалификационной работы является развитие координационных способностей на занятиях волейболом.

Предмет  выпускной квалификационной работы является влияние развития координационных способностей на технику владения мячом.

Цель выпускной квалификационной работы: определение взаимосвязи развития координационных способностей с  техникой владения мячом.

Поэтому перед нами стояли следующие задачи:

1. Раскрыть понятие «координационные способности» на основе  обзора научно-методической  литературы.

2. Описать анатомо-физиологические особенности школьников среднего школьного возраста.

3.Раскрыть роль координационных способностей и рассмотреть основные средства развития координационных способностей на занятиях  волейболом.

4. Исследовать взаимосвязь развития координационных способностей на  технику владения мячом в волейболе.

5.Дать практические рекомендации.

Гипотеза: можно предположить, что если использовать различные  средства на развитие координационных способностей на занятиях, то они будут  способствовать повышению технического уровня подготовленности волейболистов 14 лет.

Практическая значимость нашего исследования заключается в возможности использования предложенных средств для развития координационных способностей среднего школьного возраста  на занятиях по волейболу.

Новизна исследования состоит в проведении исследования по выявлению влияния координационных способностей  на технику владения мячом в волейболе и выявлена корреляционная зависимость между ними.

Методы исследования: анализ научно-методической литературы по данной теме, первичное и контрольное тестирование, статистическая обработка результатов исследования.


1.ТЕОРЕТИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ В СРЕДНЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

1.1 Понятие  «координационные  способности»

Все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту и в физическом воспитании, можно условно разделить на 2 группы:

1) относительно стереотипные (бег по легкоатлетической дорожке, легкоатлетические метания и прыжки, гимнастические упражнения, ходьба по ровной поверхности. Точность в стереотипных движениях зависит, в частности, от того, как долго человек обучался их выполнению.

2) нестереотипные (движения в спортивных играх, единоборствах, слаломе, кроссе и т.п.).  В нестереотипных движениях многое зависит от времени между сигналом к движению и началом его выполнения. Здесь мерилом ловкости является то минимальное время, которое достаточно человеку для выполнения движения с требуемой точностью[2, С. 47].

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности в отечественной теории и методике физической культуры долгое время применялся термин «ловкость». Ловкость можно определить как,  во-первых, способность овладевать новыми движениями (способность «быстро обучаться») и, во-вторых, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Начиная с середины 70-х гг. для их обозначения все чаще используют термин «координационные способности».  Эти понятия близки по смыслу, но не тождественны по содержанию. Различие между координационными способностями и ловкостью в том, что координационные способности проявляются во всех видах деятельности, связанных с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость в тех, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений[6, С. 57].

Координационные способности - способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки [8, С. 33].

С физиологической  же точки зрения  выделять три вида координации при выполнении двигательных действий - нервную, мышечную и двигательную.

Нервная координация – согласование нервных процессов, управляющих движениями через мышечные напряжения. Это согласованное сочетание нервных процессов, приводящее в конкретных условиях (внешних и внутренних) к решению двигательной задачи.

Мышечная координация – это согласование напряжения мышц, передающих команды управления на звенья тела, как от нервной системы, так и от других факторов. Мышечная координация не однозначна нервной, хотя и управляется ею.

Двигательная координация это согласованное сочетание движений звеньев тела в пространстве и во времени, одновременное и последовательное, соответствующее двигательной задаче, внешнему окружению и состоянию человека. И она не однозначна мышечной координации, хотя и определяется ею.

При одной и той же задаче, но разных внешних условиях, разном состоянии человека сочетание движений обязательно изменится для успешного решения задачи. При этом координация движений - это не одно и то же, что нервная и мышечная координация, хотя она и зависит от них. Координация движений, прежде всего, содержит критерий (показатель) качества системы движений, ее целесообразность, соответствие задаче и условиям. Качество определяется не вне процесса координации, не до него, а в самом процессе, по ходу двигательного действия [9, С. 12].

Двигательные акты человека, как и все другие виды деятельности, являются проявлением функций целостного организма. Любое мышечное движение в той или иной мере связано с деятельностью вегетативных систем, обеспечивающих мышечную деятельность (дыхательной, сердечнососудистой, гуморальной, выделительной и др.). Поэтому на успешность решения двигательных задач при выполнении физических упражнений координация вегетативных функций оказывает не меньшее влияние, чем координация и чисто двигательных функций.

Следовательно, координацию движений (двигательную координацию) можно рассматривать как результат согласованного сочетания функциональной деятельности различных органов и систем организма в тесной связи между собой, т.е. как единое целое (системный уровень) либо как результат согласованного функционирования какой-то одной или нескольких систем организма (местный, локальный согласованный) [13, С.27].

Координация движений как качественная характеристика двигательной деятельности может быть в одних случаях более, а в других менее совершенной. В связи с этим следует говорить о координированности человека как одной из характеристик его двигательно-координационных возможностей.

Координированность - есть результат согласованного сочетания движений в соответствии с поставленной задачей, состоянием организма и условиями деятельности. Она имеет разную меру выраженности у конкретного индивида. Мера индивидуальной выраженности координированности обнаруживается в успешности и качественном своеобразии организации и регулирования движений. При оценке индивидуальной выраженности координированности человека, целесообразно использовать целый ряд критериев (свойств), отражающих разнообразные координационные способности. На основе данных критериев можно судить о степени эффективности управления определенными двигательными действиями у разных людей [21, С.86].

Таким образом, координационные способности можно определить как совокупность свойств человека, проявляющихся в процессе решения двигательных задач разной координационной сложности и обусловливающих успешность управления двигательными действиями и их регуляции.

1.2 Анатомо-физиологические особенности  детей среднего  школьного возраста

Средний школьный возраст (11-14 лет) совпадает с периодом завершения биологического созревания организма. В это время окончательно оформляется моторная индивидуальность, присущая взрослому человеку. В сфере психики идет сложный процесс становления характера, формирование интересов, склонностей, вкусов[4, С. 29].

Основная направленность физического воспитания подростков - формирование интереса к систематической, спортивной и оздоровительной подготовке. Важным элементом физического воспитания в этот период является формирование спортивного характера, его умение мобилизовать себя на преодоление трудностей, не пасовать перед неудачами, настойчиво трудиться для достижения поставленных целей.

Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации [7, С. 54].

Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма человека и отдельных его звеньев. Он характеризуется усилением окислительных процессов, резко выраженными эндокринными сдвигами, усилением процесса полового созревания. Интенсивный рост и увеличение всех размеров тела получили название второго ростового скачка, или второго «вытягивания».

В подростковом возрасте имеются существенные отличия в ритме развития тела у девочек и мальчиков. Так у девочек максимальный темп роста в длину отмечается в 11 - 12 лет. В этот период быстро изменяются пропорции тела, приближаясь к параметрам взрослого человека.

Усиленно растут трубчатые, длинные кости конечностей и позвонки. При этом кости растут в длину, а в ширину их рост незначителен. При этом чрезмерные мышечные нагрузки, как факторы ускорения процесса окисления могут замедлить рост трубчатых костей. Заканчивается окостенение запястья и пястных костей, а межпозвоночных дисках только лишь появляются зоны окостенения. Позвоночный столб подростка по-прежнему очень подвижен.

В этом возрасте мышечная система развивается довольно быстрыми темпами, что особенно выражено в развитии мышц, сухожилий, суставно-связочного аппарата[30, С. 38].

Существенные изменения происходят в сердечно-сосудистой системе. Особенно заметно увеличение массы желудочков, преимущественно, быстро увеличивается объём сердца, несколько медленнее утолщаются стенки сердца. Наибольшие размеры прибавки сердца у девочек отмечается в возрасте 12-14 лет. Изменяется и микроструктура миокарда, прежде всего размеры мышечных волокон и ядер. Сердце подростка по структурным показателям практически не отличается от сердца взрослого человека.

Разнонаправленные изменения происходят в строении лёгочной артерии, она шире аорты, а к концу периода устанавливаются обратные соотношения. Увеличение объёма сердца опережает рост ёмкости сосудистой сети, что служит повышению сосудистого тонуса как предпосылку к росту артериального давления. По своим темпам рост сердца перегоняет в этом возрасте рост всего тела; в то время как масса сердца подростка увеличивается более чем в 2 раза, вес тела - лишь в 1,5 раза. Увеличение мощности сердца превосходит те возможности для его работы, которые предоставляются всё ещё относительно небольшими просветами артерий, в результате чего при мышечной работе значительно повышается кровяное давление. Поэтому подросткам противопоказаны чрезмерные силовые упражнения, требующие резких сильных движений или натуживания, а также соревнования в скоростном беге. Наиболее пригодны для данного возраста физические  упражнения средней интенсивности при относительно длительной мышечной работе (напр., ходьба на лыжах по пересечённой местности, катание на коньках и др.)[31, С. 44].

Период полового созревания отличается наиболее высокий темп развития дыхательной системы. Объём лёгких увеличивается почти в два раза с 11-14 лет, значительно повышается МОД и растёт показатель ЖЕЛ. В этом возрасте увеличивается показатель гемоглобина в крови, эритроцитов, приближается к показателям взрослого человека. Аэробные возможности улучшаются быстрее, чем анаэробные. У мальчиков этого возраста максимальное потребление крови (МПК) увеличивается на 28%, а кислородный пульс на 24%, а у девочек на 17% и 18% [5, С. 23].

Экономичность кислородных режимов подростков при физических нагрузках ещё значительно ниже, чем у взрослых, но выше чем у детей младшего возраста. В тоже время ликвидация кислородного долга у подростка происходит с высокой интенсивностью.

В подростковом возрасте глубокая перестройка происходит в эндокринной системе. В этот период начинается усиленный рост половых желез, повышается активность надпочечников и щитовидной железы. Активизация гормональной функции увеличивает количество хромаффинных клеток.

Период полового созревания сопровождается резким усилением функций половых и других желез внутренней секреции. Это приводит к ускорению темпов роста и развитию организма. Умеренные физические нагрузки не оказывают существенного влияния на процесс полового созревания и функции желез внутренней секреции. Чрезмерные физические напряжения могут замедлить нормальные темпы развития подростков, а тем самым снизить их координационные способности

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях), силовые и скоростно-силовые способности; умеренно увеличиваются скоростные способности и выносливость. Низкие темпы наблюдаются в развитии гибкости [33, С. 39-43].

Можно констатировать, что подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся.


2. ПРОЯВЛЕНИЕ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ

В ВОЛЕЙБОЛЕ

2.1 Роль координационных способностей в волейболе

Волейбол входит в программу по физической культуре в школе и является одним из средств решения основных задач физического воспитания учащихся: укрепления здоровья, формирования двигательных навыков и умений, развитие силы, быстроты, ловкости, гибкости. [26, С. 3]

Изучение техники и элементарной тактики игры в волейбол осуществляется на уроках физической культуры в 5-11 классах и в спортивных секциях (внеклассная форма работы).  Волейбол - ациклическая командная игра, где мышечная работа носит скоростно-силовой, точностно - координационный характер. При малых размерах и ограничении касаний мяча выполнение всех технических и тактических элементов требует точности  и целенаправленности движений.[20, С. 44]

Координационные способности волейболиста выполняют в управлении его движениями важную функцию, а именно согласование, упорядочение разнообразных двигательных движений в единое целое соответственной поставленной задачи.

Хорошо развитые координационные способности являются необходимыми предпосылками для успешного освоения технического приёма. Они влияют на темп, вид и способ усвоения спортивной техники, а также на ее дальнейшую стабилизацию и ситуационно-адекватное разнообразное применение. Координационные способности ведут к большей плотности и вариативности процессов управления движениями, к увеличению двигательного опыта. Координационные способности обеспечивают экономное расходование энергетических ресурсов игроков, влияют на величину их использования, так как точно дозированное во времени, пространстве и по степени наполнения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию сил в игре [12, С. 56].

Координационные способности в волейболе проявляются при выполнении всех технико-тактических действий и тесно связаны с силой, быстротой, выносливостью, гибкостью.

Эти способности в волейболе условно делятся на акробатические (двигательные действия в защите) и прыжковые (двигательные действия в нападении, при блокировании, при вторых передачах в прыжке).

Составляющими координационных способностей волейболиста являются:

  •  координация движений - способность выполнять двигательные действия, соразмеряя их во времени, в пространстве и по усилию (от координации движений зависят быстрота, точность и своевременность выполнения технического приема);
  •  быстрота и точность действий - от них зависит результативность всей игры (выполнить технический прием правильно - значит выполнить его быстро и точно); точность реакции на движущийся объект совершенствуется параллельно с развитием быстроты и зависит от подвижности нервных процессов;
  •  способность распределять и переключать внимание - функция, которая обеспечивается суммарной деятельностью анализаторов и подвижностью нервных процессов;
  •  устойчивость вестибулярных реакций - непременное условие проявления координационных способностей в игре, которая изобилует падениями, ускорениями, рывками, прыжками, внезапными остановками. [3, С. 25]

Чрезмерное возбуждение вестибулярного аппарата (анализатора) вызывает снижение работоспособности других (зрительного, кожного), что уменьшает точность движений, в результате чего появляются ошибки в технике и тактике игры.

Высокая подвижность нервных процессов при проявлении координационных способностей дает возможность волейболисту быстро ориентироваться в постоянно изменяющихся ситуациях, быстро переходить от одних действий к другим.

Уровень развития координационных способностей в значительной степени зависит от того, насколько развита у волейболиста способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела.

Поэтому развитие координационных способностей волейболиста - это совершенствование координации движений, а главное - способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с постоянно меняющимися ситуациями игры и владение своим телом в безопорном положении. Ловкость является в известной мере качеством врожденным, однако в процессе тренировки ее можно в значительной степени совершенствовать. Любое движение, любой технический прием строится на основе старых координационных связей, из знакомых волейболисту двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно овладевать новыми движениями во многом зависит от того, какой запас двигательных навыков уже накоплен игроком. B связи с этим основная задача занятия по воспитанию ловкости заключается в накоплении запаса элементов движений и совершенствовании способности к их объединению в более сложные двигательные навыки [22, С. 43].

Развивать координационные способности необходимо по четырем основным причинам:

1. Хорошо развитые координационные способности  способствуют успешному освоению физических упражнений.

2. Полно сформированные координационные способности - необходимые условия подготовки школьников к жизни, труду, службе в армии.

3. Координационные способности  обеспечивают экономное расходование энергетических потенций (физических способностей - силы, быстроты, выносливости) учащихся, так как точно дозированное по времени, пространству и степени напряжения мышечное усилие и оптимальное использование соответствующих фаз расслабления ведут к рациональному расходованию энергетических сил.

4. Разнообразные варианты упражнений, используемые для развития координационные способности, позволяют избежать монотонности и однообразия в тренировке, приносят радость от участия в спортивной деятельности [27, С. 76].

Таким образом, определяя роль координационных способностей в волейболе, можно сказать, что они являются важной составляющей при выполнении технических приемов. Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Иными словами: чем точнее волейболист ощущает свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.        

2.2.  Средства развития координационных способностей при занятиях волейболом

Основным средством воспитания координационных способностей являются физические упражнения повышенной координационной сложности и содержащие элементы новизны. Сложность физических упражнений можно увеличить за счет изменения пространственных, временных и динамических параметров, а также за счет внешних условий, изменяя порядок расположения снарядов, их вес, высоту;  изменяя площадь опоры или увеличивая ее подвижность в упражнениях на равновесие и т.п.; комбинируя  двигательные навыки; сочетая ходьбу с прыжками, бег и ловлю предметов; выполняя упражнения по сигналу или за ограниченное время. [17, С. 89]

  •  Наиболее широкую и доступную группу средств для воспитания координационных способностей составляют общеподготовительные гимнастические упражнения динамического характера, одновременно охватывающие основные группы мышц. Это упражнения без предметов и с предметами (мячами, гимнастическими палками, скакалками, булавами и др.), относительно простые и достаточно сложные, выполняемые в измененных условиях, при различных положениях тела или его частей, в разные стороны: элементы акробатики (кувырки, различные перекаты и др.), упражнения в равновесии.
  •  Большое влияние на развитие координационных способностей оказывает освоение правильной техники естественных движений: бега, различных прыжков (в длину, высоту и глубину, опорных прыжков), метаний, лазанья. [18, С. 65]

Примерные прыжковые упражнения для развития ловкости и координации:

1. Одиночные и многократные прыжки с разбега и с места с поворотом на 360, 270, 180, 90 градусов.

2. Многократные и одиночные кувырки назад и вперед в разной последовательности.

3. То же упражнение, но в сочетании с выполнением или имитацией отдельных технических приемов.

4. Прыжки с подкидного мостика с имитацией передач в безопорном положении, нападающих ударов и блокирования.

5. Прыжки через разнообразные снаряды и предметы (конь, скамейка, веревка) как без поворотов, так и с поворотами.

6. Прыжки с подкидного мостика с отдельными движениями и поворотами в воздухе.

7. Прыжки на батуде (с имитацией отдельных технических приемов, с различными движениями в безопорном положении, с поворотами вокруг горизонтальной и вертикальной осей).

8. Игроки делятся на пары и располагаются следующим образом: один с мячом под сеткой, второй на лицевой линии в разных начальных положениях (сидя спиной или лицом к партнеру, лежа на спине или на животе и т.д.). Первый игрок ударяет мяч в пол, второй после отскока мяча от пола должен встать, выйти под мяч и совершить передачу партнеру[15, С. 145].

Особую группу средств составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Это упражнения по выработке чувства пространства, времени, степени развиваемых мышечных усилий [11].

Примерные упражнения для воспитания специальной ловкости волейболиста:

1.  Игрок делает два кувырка вперед (назад) и выполняет прием мяча (от подачи или наброшенного мяча партнером).

2.  То же, только игрок делает переворот боком вправо или влево.

3.  Игрок делает кувырок (2,3) вперед, затем выполняет передачу партнеру, кувырок (2,3) назад - передача партнеру и т. д.

4.   Передача над собой, поворот на 360°, передача партнеру. Партнер выполняет то же.

5. Прыжок через препятствие с хлопком над головой, с поворотами.

6. Одновременный прыжок двух партнеров через препятствие, повернуться лицом друг к другу и коснуться вытянутыми вверх руками рук партнера.

7.  На лицевой линии игрок 5 - 10 раз отжимается, затем выполняет подачу на точность по заданию учителя.

8.  Четыре игрока выполняют передачу над собой, один игрок без мяча стоит напротив, в произвольном порядке игроки дают передачу этому игроку, он должен вернуть мяч тому, кто передавал.

9.  Прыжки с подкидного мостика с выполнением различных движений в воздухе и имитацией нападающего удара или блока.

10.  Прыжки на батуте с выполнением различных движений руками и ногами, поворотами.

Упражнения на ловкость требуют повышенного внимания и точности движений. Поэтому их целесообразно включать в первую половину занятия, когда волейболист еще достаточно внимателен и собран. Не следует применять их в большом количестве и длительными сериями: они быстро утомляют нервную систему и, следовательно, перестают оказывать тренирующее воздействие [16, С. 48].

Для воспитания способности быстро и целесообразно перестраивать двигательную деятельность в связи с внезапно меняющейся обстановкой высокоэффективными средствами служат подвижные игры и эстафеты.

Примерные упражнения для совершенствования техники владения мячом в  волейболе:

1.Приём мяча сверху на высоту 10см с выпадом вперёд поочерёдно правой и левой ногой.

2.Передачи мяча сверху в стенку на уровне головы с продвижением вдоль стены.

3. В парах: сед на полу- передачи мяча сверху.

4.В парах: первый набрасывает мяч на середину площадки, второй выбегает и выполняет приём снизу и перемещается на исходную позицию (выполняют по очереди).

5.Подбрасывание мяча над собой и передача партнеру, меняющему свое место.

6.

7.

8.

Игры и эстафеты, способствующие развитию ловкости и координации движения:

1. Две команды становится по обе стороны волейбольной площадки произвольно. У каждого игрока в руках  волейбольный мяч. По сигналу тренера игроки  бросают мячи над сеткой одной, двумя руками как можно быстрее. Выигрывает команда на стороне, которой не будет ни одного мяча. [19, С. 13]

2. Две команды становится по обе стороны волейбольной площадки произвольно. У каждого игрока в руках мяч. По сигналу тренера игроки  бросают мячи в прыжке с замахом рук через сетку. Выигрывает команда на стороне, которой не будет ни одного мяча. Перемещение к мячу шагом, бегом, приставными шагами с последующим падением. [23, С. 37]

3. Игроки делятся на равные команды и по сигналу тренера начинают эстафетный бег с обеганием препятствий (стоек, набивных мячей и т.д.). После обегания препятствий каждый участник эстафеты обязан повернуться кругом и сделать бросок для приема мяча, заканчивающийся кувырком. Выигрывает команда, быстрее закончившая эстафету и правильнее выполнившая задания. [24, С. 56]

4. Участники эстафеты делятся на равные команды и выстраиваются в колонны перед акробатическими дорожками. По сигналу тренера они с разбега в темпе выполняют подряд четыре броска, имитируя прием мяча с кувырком через правое или левое плечо, далее делают рывок на 10-15 м и прыжками на обеих ногах возвращаются к колонне. Как только возвратившийся игрок перебежит черту, эстафету начинает следующий игрок. Побеждает та команда, которая быстрее и технически правильнее закончит эстафету. [28, С. 113]

5. Эстафета с жонглированием. Игроки делятся на равные команды. По сигналу тренера игрок, стоящий во главе колонны, устремляется вперед, жонглируя волейбольным мячом, как при приеме мяча снизу. Обежав стойку или любое другое препятствие, на обратном пути игрок продолжает жонглировать мячом способом приема мяча сверху. Побеждает команда, игроки которой пройдут дистанцию эстафеты быстрее и технически правильнее. [29, С. 87]

6. Участники делятся на две равные команды и выстраиваются друг против друга на боковых линиях волейбольной площадки. По сигналу тренера игрок крайний справа бросает мяч или выполняет нападающий удар по направлению к игроку, стоящему на противоположной стороне площадки. Тот игрок обязан отбить мяч на противоположную сторону. Его ловит следующий и бросает или бьет игроку, стоящему напротив. Так продолжается до тех пор, пока очередь не дойдет до крайнего игрока, который должен поймать мяч. После этого команды меняются ролями.

Выигрывает команда, которая отобьет больше мячей.

7. Игра «Петухи». Участники разделяются на несколько команд по 3 человека, предварительно рассчитавшись по три. Первый номер становится лицом ко второму, третий становится сзади второго. Второй номер из упора, присев, выполняет кувырок вперед и встает с поворотом кругом. Третий выполняет прыжок ноги врозь через первого. Так выполняются 10 кувырков с прыжками. Выигрывает та команда, которая выполнит 10 кувырков с прыжками ноги врозь быстрее (по времени). [32, С. 43]

8. Играющие становятся в круг. Тренер назначает центрального, который вращает веревку с привязанным к концу грузом (мешочком, наполненным песком). Стоящие в кругу должны перепрыгивать через приближающуюся веревку. Тот, кто задел груз, становится в круг и продолжает водить. Игру можно усложнить, изменяя высоту вращения веревки, выполняя прыжки на одной ноге или прыжки с поворотом кругом.

9. Игра «Пятнашки». Условие: участники передвигаются только прыжками на одной или обеих ногах, а также в приседе. Игрока, который, убегая от водящего, успеет правильно выполнить прыжок у сетки, имитируя блок или нападающий удар, салить нельзя. Выигрывает тот, кто меньшее количество раз становится водящим. Побеждает команда, которая пройдет путь быстрее. [14, С. 147]

Любое движение, любой технический прием строится на основе старых координационных связей, из знакомых волейболисту двигательных элементов. Поэтому способность быстро и точно овладевать новыми движениями во многом зависит от того, какой запас двигательных навыков уже накоплен игроком. B связи с этим основная задача занятия по воспитанию ловкости заключается в накоплении запаса элементов движений и совершенствовании способности к их объединению в более сложные двигательные навыки. [34, С. 54]

Исходя из этого, можно сделать вывод, что особую группу средств и методов развития взрывной силы и координационных способностей составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях с определенными двигательными действиями.


3. ИССЛЕДОВАНИЕ РАЗВИТИЯ КООРДИНАЦИОННЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА ТЕХНИКУ ВЛАДЕНИЯ МЯЧОМ В ВОЛЕЙБОЛЕ

3.1.Организация и методика исследования

Данное исследование было организованно на базе МОУ «Средняя образовательная школа № 12 имени О. Кошевого» г. Сыктывкара в три  этапа. На первом этапе исследования на основе анализа научно-методической  литературы по данной теме, подобраны средства развития координационных способностей на занятиях волейболом. Кроме этого, в феврале месяце было проведено первичное тестирование. В исследовании принимали участие девочки 14 лет (n=10)  посещающие секцию волейбола два раза в неделю, продолжительностью 1,5 часа.

Тесты дают возможность получить объективные данные об уровне развития двигательных способностей учащихся.

Преимущество названных тестов заключается в том, что они сравнительно легко запоминаются и их выполнение не требует от школьников длительного разучивания.

При проведении контрольных испытаний необходимо руководствоваться следующими требованиями.

1. Контрольные испытания должны проводиться в одинаковой для всех детей обстановке и в одно и то же время.

2. Методика контрольных проверок должна обеспечивать минимальные затраты времени на выполнение тестов.

3. Контрольные упражнения должны быть доступными для всех учащихся, независимо от их физической подготовленности и отличаться простотой измерения и оценки результатов.

4. Перед проведением тестирования должна быть проведена разминка [35, С. 20-22].

Для определения уровня развития координационных способностей на занятиях волейболом были подобраны следующие тесты:

Тест 1. Челночный бег 4x9м с переноской кубиков

Выполняется на ровной площадке с размеченными линиями старта и поворота. На расстоянии 9 м от старта находятся два кубика. Из исходного положения «высокого старта», по сигналу следует с максимальной скоростью добежать до первого кубика, взять его, вернуться обратно и положить на линию старта. То же самое повторить со вторым кубиком.

Секундомер выключается, когда совершается финиширование (по  касанию кубиком линии финиша она же является линией старта). Результат измеряется в секундах, бросать кубик не разрешается. [25, С. 10]

Тест 2. Бег «ёлочкой» по разметке волейбольной площадки.

Игрок  по сигналу перемещается от середины лицевой линии последовательно к каждой отметке (1, 2, 3, 4, 5, 6), касаясь ее рукой и возвращается в исходное положение. Результат фиксируется в секундах. [25, С. 11]

Для определения уровня владения мячом были подобраны следующие тесты:

Тест 1. Прием мяча  над собой.

Приём  мяча сверху двумя руками выполняется в соответствии с правильной техникой изученного движения. При выполнении упражнения не разрешается выходить за пределы круга, диаметром 360 см (центральный и другие круги, обозначенные на разметке баскетбольной площадки), а также чередовать способ приёма-передачи мяча. При допущении ошибки испытание заканчивается. Даётся 3 попытки, после выполнения, которых засчитывается максимальное количество передач, выполненных до ошибки.

Тест 2. Приём мяча снизу двумя руками.

Приём мяча снизу двумя руками выполняется в соответствии с правильной техникой изученного движения. При выполнении упражнения не разрешается выходить за пределы круга, диаметром 360 см (центральный и другие круги, обозначенные на разметке баскетбольной площадки), а также чередовать способ приёма-передачи мяча. При допущении ошибки испытание заканчивается. Даётся 3 попытки, после выполнения, которых засчитывается максимальное количество передач, выполненных до ошибки.

Тест 3. Передачи мяча   сверху и снизу через сетку в зону 2 и 4.

В парах двое игроков располагаются с мячом у сетки в зонах 2 и 4. Игроки с этих зон  поочередно выполняют передачу мяча через сетку. Подсчитывается   количество  выполненных передач через сетку заданным способом  до первой ошибки  или первого падения мяча. [25, С. 13]

На протяжении формирующего эксперимента (февраль-март) на тренировочных занятиях были предложены подобранные нами средства развития координационных способностей.

Средства развития координационных способностей применялись как в подготовительной, так и в основной частях тренировочного занятия. Игры и эстафеты, которые способствуют развитию ловкости и координации движения использовали в подготовительной части тренировочного занятия, а подводящие упражнения в основной части. Время уделялось в соответствии с темой тренировочного занятия, некоторые упражнения выполняются по сигналу или за ограниченное время.  

Для развития координационных способностей в физическом воспитании и спорте используются следующие методы:

  •  стандартно-повторного упражнения - при разучивании новых достаточно сложных двигательных действий применяют стандартно-повторный метод, так как овладеть такими движениями можно только после большого количества повторений их в относительно стандартных условиях;
  •  вариативного упражнения с его многими разновидностями имеет более широкое применение, (изменение силовых параметров, например прыжки в длину или вверх с места в полную силу, в пол силы), изменение исходных и конечных положений (бег из положения приседа, упора лежа),  изменение способов выполнения действия (бег лицом вперед, спиной, боком по направлению движения), «зеркальное» выполнение упражнений (смена толчковой и маховой ноги в прыжках в высоту и длину с разбега, метание спортивных снарядов «неведущей» рукой и т.п.);
  •  соревновательный - это способ выполнения упражнений в форме соревнований. Сущность метода заключается в использовании соревнований в качестве средства повышения уровня подготовленности занимающихся. Обязательным условием соревновательного метода является подготовленность занимающихся к выполнению тех упражнений, в которых они должны соревноваться.
  •  эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях с определенными двигательными действиями.  

Исходя из этого можно сделать вывод, что особую группу средств и методов развития координационных способностей составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий.

(В какой части тренировочного занятия они включались, сколько им уделялось времени, какой метод использовали, на что именно они были направлены)

В апреле 2012 года, на котором проводилось контрольное тестирование (контрольный этап). Сравнивали динамику результатов в отдельных тестах по сравнению с констатирующим этапом. Полученные результаты математически обработаны с помощью программы Statismat и в дальнейшем использовались при построении графиков. (Приложение 1,2)


3.2 Полученные результаты и их обсуждение.

В ходе проведённого исследования были получены следующие результаты (табл. 1).

Таблица 1

Результаты проведённого тестирования.

Показатели

Первичное

тестирование (n=10)

контрольное

тестирование (n=10)

R

m

p

челночный бег 49 м с переноской кубиков (с)

11,07

10,78

0,60

±0,20

>0,05

бег «ёлочкой» (с)

30,05

29,29

2,16

±0,72

>0,05

приём мяча над собой (кол-во)

15,7

18,6

7,14

±2,38

>0,05

приём мяча снизу двумя руками в кругу (кол-во)

19,2

15,4

7,49

±2,49

>0,05

передачи мяча через сетку (кол-во)

33

36,8

22,08

±7,36

>0,05

В результате проведенных исследований влияния развития координационных способностей выяснилось, что у спортсменов-волейболистов, контрольные измерения  и показатели  исходных данных в тесте «челночный бег» (49м), который используется для оценки развития ловкости,  занимающиеся волейболом, оказались  практически идентичными  и прирост результата составил всего 0,29 сек. Это  может быть связано с тем, что возрастной период 14 лет характеризуется ускоренными ростовыми изменениями тела спортсмена, который в свою очередь, накладывает отпечаток на действия спортсменов связанные с таким качеством как ловкость.

В тесте 2 связанной с проявлением скоростной выносливости (Табл. 1) произошли определенные положительные изменения. Так, если среднее время пробегания теста 2 "Елочка", в начале исследования (февраль 2012 г.) составило 30,05 сек, то в конце (апрель) оно улучшилось на 0,76 сек. и составило 29,29сек. Полученные изменения в тесте  на скоростную выносливость говорят о возросшей тренированности юных спортсменов-волейболистов на данный короткий период  тренированности. Однако, по всей вероятности, изменения весоростовых показателей спортсменов в сторону увеличения (феномен акселерации) не дает возможности существенного  улучшения в результатах по данным обоих тестов. (Рис 1)

Здесь подписи слились и непонятно к какому столбцу, какая из них относится?

Рис.1. Развитие координационных способностей.

Полученные данные теста на  владение мячом: «Прием мяча сверху над собой» у 70% спортсменов данной группы изменились в лучшую сторону. И  прирост усредненных данных составил в среднем на 3 передачи, что может свидетельствовать о том, что включение в тренировочный процесс больше упражнений на точность и целенаправленность способствуют овладению техническими приёмами в  волейболе.

А результаты теста «Приём мяча снизу» имеют отрицательную динамику на 3приёма и лишь у 20% занимающихся в данной группе имеют положительную динамику. Объяснить падение прироста результативности в данном тесте можно о недостаточности внимания тренера  к развитию ловкости и координации при интенсивном приросте длины тела занимающихся в данном возрасте, что может привести к достаточному количеству технических ошибок в игре, связанных с приёмом мяча после подачи (первый приём мяча).

Рассматривая результаты теста «Передачи мяча сверху и снизу через сетку в зону 2 и 4», по которому можно судить об изменении в развитии двигательных моторных способностей, следует отметить тенденцию прироста результата у 40% занимающихся и среднее значение в данном тесте изменилось на 3 передачи (Рис 2)

 

Рис.2. Результаты оценки техники владения мячом спортсменов-волейболистов

 

Таким образом, рассматривая результаты использования в волейболе средств для развития координационных способностей на занятиях по волейболу можно констатировать, что прослеживается сильная и средняя  взаимосвязь развития  координационных способностей с техникой владения мячом в среднем школьном  возрасте (Рис. 3).

      -  сильная связь

              -  средняя связь

Рис.3. Взаимосвязь развития координационных способностей с техникой владения мячом.

А именно:

1. Сильная связь прослеживается между развитием ловкости (челночный бег) и  скоростью перемещений (скоростная выносливость), что в свою очередь  способствует развитию двигательной моторной способности (тест «Передачи мяча   сверху и снизу через сетку в зону 2 и 4».

2.Результаты остальных экспериментальных данных, отражающих изменения в технике  владения мячом (средняя связь) претерпели незначительные изменения (p >0,05),но наибольший прирост  имеет тест на точность «Прием мяча сверху над собой», что может способствовать запасу технических элементов движения, помогающих образованию новых координационных связей в волейболе.

Таким образом, гипотеза нашего исследования подтвердилась.

3.3. Практические рекомендации

1.Учитывая, что выполнение всех технических и тактических элементов волейбола требует точности и целенаправленности движений, а большинство технических приемов в волейболе требует проявления координационных комбинаций, поэтому необходимо в тренировочном занятии данной группы больше включать упражнений на совершенствование  точности движений  у игроков.

2.Тренеру рекомендовать в средней возрастной группе (период максимальных темпов роста всего организма) увеличить временя на упражнения скоростно-силовой направленности, что может способствовать повышению уровня стабильности технических действий волейболистов.

3.  Набор волейболистов в группу начальной подготовки вести раньше ( с 10 лет) и включать средства и методы развития координационных способностей с  целью оптимизации тренировочного процесса, так как 14 лет является возрастным барьером в развитии данного качества (координации).


В ВКР должны быть выводы, а не заключение!!!

Заключение

Проанализировав литературу по данной теме, мы раскрыли понятие «координационные способности» и пришли к выводу, что все движения, с которыми приходится сталкиваться в быту и в физическом воспитании, можно условно разделить на 2 группы:

1) относительно стереотипные (бег по легкоатлетической дорожке,  гимнастические упражнения, ходьба по ровной поверхности).

2) нестереотипные (движения в спортивных играх, единоборствах, слаломе, кроссе и т.п.).

Для характеристики координационных возможностей человека при выполнении какой-либо двигательной деятельности долгое время применялся термин «ловкость». Ловкость можно определить как -  способность овладевать новыми движениями (способность «быстро обучаться») и, как способность быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки. Эти понятия близки, но существует и различие между ними. Координационные способности проявляются тех видах деятельности, которые связаны с управлением согласованностью и соразмерностью движений и с утверждением позы, а ловкость, где есть не только регуляция движений, но и элементы неожиданности, внезапности, которые требуют находчивости, быстроты, переключаемости движений.

Координационные способности - способность управлять своими движениями и быстро перестраивать двигательную деятельность в соответствии с требованиями меняющейся обстановки.

Описали анатомо - физиологические особенности детей среднего школьного возраста. Подростковый возраст - период максимальных темпов роста всего организма, ответственный этап не только биологического созревания, но и социального взросления личности. В этот период происходит рост его самосознания, осуществляется переход от конкретного способа мышления к абстрактному, быстро развивается вторая сигнальная система. Возрастает ее роль в образовании новых условных рефлексов и навыков. Усиливается степень концентрации процессов возбуждения и торможения. При этом тормозящая функция коры больших полушарий головного мозга становится все более эффективной, возрастает ее контроль над эмоциональными реакциями. При осуществлении физического воспитания необходимо учитывать и некоторые особенности морфофункциональной организации.

У детей среднего школьного возраста достаточно высокими темпами улучшаются отдельные координационные способности (в метаниях на меткость и на дальность, в спортивно-игровых двигательных действиях).

Можно констатировать, что подростковый возраст - это период продолжающегося двигательного совершенствования моторных способностей, больших возможностей в развитии двигательных качеств. При правильной методике спортивные занятия в подростковом возрасте оказывают положительное влияние на формирование организма занимающихся.

Раскрыли роль координационных способностей  и рассмотрели основные средства развития координационных способностей на занятиях волейболом.

Ролью координационных способностей в волейболе являются важной составляющей при выполнении технических приемов. Уровень развития ловкости в значительной степени зависит от того, насколько развита способность к правильному восприятию и оценке собственных движений, положения тела. Иными словами: чем точнее волейболист ощущает свои движения, тем более высока его способность ко всякого рода двигательной перестройке и быстрому овладению новыми двигательными навыками.

Особую группу средств развития  координационных способностей составляют упражнения с преимущественной направленностью на отдельные психофизиологические функции, обеспечивающие управление и регуляцию двигательных действий. Эффективным методом воспитания координационных способностей является игровой метод с дополнительными заданиями, предусматривающий выполнение упражнений либо в ограниченное время, либо в определенных условиях с определенными двигательными действиями.

Исследовали взаимосвязь развития координационных способностей на технику владения мячом в волейболе.

Рассматривая результаты использования в волейболе средств для развития координационных способностей на занятиях по волейболу можно констатировать, что прослеживается сильная и средняя  взаимосвязь развития  координационных способностей  с  техникой владения мячом в  среднем  школьном  возрасте.

А именно:

1.Сильная связь прослеживается между развитием ловкости (челночный бег) и  скоростью перемещений (скоростная выносливость), что в свою очередь  способствует развитию двигательной моторной способности (тест «Передачи мяча   сверху и снизу через сетку в зону 2 и 4».

2.Результаты остальных экспериментальных данных, отражающих изменения   в технике  владения мячом (средняя связь) претерпели незначительные изменения (p >0,05),но наибольший прирост  имеет тест на точность «Прием мяча   сверху над собой», что может способствовать запасу технических элементов движения, помогающих образованию новых координационных связей в волейболе.

Таким образом, гипотеза  нашего исследования подтвердилась.

Библиографический список

  1.  Ашмарин, Б.А. Теория и методика физического воспитания [Текст]./ Б.А. Ашмарин - М.: Физкультура и спорт, 1990. -  С 235.
  2.  Барбара, Л. Волейбол [Текст]./. Л.Барбара, Б. Фергюсон;  - М.: ООО «Издательство АСТ», 2004. -  180 с.
  3.  Белинович, В.В. Обучение в физическом воспитании [Текст]./. В.В. Белинович. - М.: Физкультура и спорт, 2000. - 240 с.
  4.  Беляев А. В., Савин М. В., Волейбол [Текст]./. А. В. Беляев, М. В. Савина, -  М.: «Физкультура, образование, наука», 2000. - 368 с., ил.
  5.  Васильев, Г.В. Значение общей физической подготовки для спортсмена [Текст]./. Г.В.Васильев. - М.: ФиС, 2004. - 158 с.
  6.  Волейбол. [Текст]./ Под общ. ред. А.В. Беляева, М.В. Савина, - 3 изд., перераб. И доп. - М.: «Физкультура и спорт». 2006. - С 360.
  7.  Габай, Т.В. Педагогическая психология [Текст]./. Т.В. Габай. - М.: Издательский центр «Академия», 2005. - 240 с.
  8.  Гандельсман А.Б. Физическое воспитание детей школьного возраста [Текст]. / А. Б. Гандельсман, Д.М. Смирнов. - М.: Просвещение, 1986. 398 с.
  9.  Голомазов, В.А. Волейбол в школе [Текст]./ В.А. Голомазов. М.: «Просвещение». 1976.-348с.
  10.  Голощапов, Б.Р. История физической культуры и спорта [Текст]./.  / Б.Р. Голощапов. - М.: Педагогика, 2001.-с.154
  11.  Для подготовки данной работы были использованы материалы с сайта http://lib.sportedu.ru
  12.  Железняк, Ю. Д. Теория и методика обучения предмету «Физическая культура» [Текст]./. Ю.Д. Железняк. - М.: Издательский центр «Академия», 2004.- 195 с. – Это учебники, оформи правильно!
  13.  Железняк, Ю.Д. Волейбол [Текст]./. Ю.Д. Железняк,  В.А. Кунянский, А.В. Чачин - М.: Олимпия Пресс, 2005. -220 с.
  14.  Железняк, Ю.Д. Портнова, Ю.М, Савин, В.П. Лексаков, А.В, Техника, тактика обучения [Текст]./. Ю.Д Железняка, Ю.М. Портнова., В.П Савин, А.В Лексаков, - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 520 с.
  15.  Железняк, Ю.Д. Спортивные игры  [Текст]./. Ю.Д. Железняк, Ю.М. Портнов, В.П. Савин. - М.: Издательский центр «Академия», 2004. - 250 с.
  16.   Жуков М.Н. Подвижные игры [Текст]./.  М.Н.  Жуков  - М.: Издательский центр «Академия», 2000. - 160 с.
  17.  Ивойлова  А.В. Волейбол для всех [Текст]./.  А.В. Ивойлова. - М.: Физкультура и спорт, 2005. - 180 с.
  18.  Кашин А.П. Некоторые аспекты автоматизации обучения. В ст.: Программированное обучение за рубежом [Текст]./ А.П. Кашин. - М.: Просвещение, 1981. 248 с.
  19.  Ковалёв, В.Д. Спортивные игры [Текст]./ В.Д. Ковалев, В.А. Голомазов, С.А. Кераминас. - М.: Просвещение, 2001. - 220 с.
  20.  Кофман, П.К. Настольная книга учителя физической культуры. [Текст]./ М.: «Физкультура и спорт», 1998.-146с.
  21.  Кузнецов, В. С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст]./ В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: изд. центр ВЛАДОС. 2002. - 176 с.
  22.   Кузнецов, С. Методика обучения основным видам движений на уроках физической культуры в школе [Текст]./. С. Кузнецов, А. Колодицкий; - М.: ВЛАДОС , 2004. - 176 с.
  23.  Кузнецов, В. С. Физические упражнения и подвижные игры: метод, пособие [Текст]./. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС. 2006. - 152 с.
  24.  Кузнецов, В. С. Физическая культура. Упражнения и игры с мячами: метод, пособие [Текст]./. В. С. Кузнецов, Г. А. Колодницкий. - М.: Изд-во НЦ ЭНАС, 2005. 136 с.
  25.   Лях, В.И. Тесты в физическом воспитании школьников. [Текст]./. В.И Лях - М.: «Физкультура и спорт», 1998. - 204с.
  26.   Матвеев, А.П. Программы общеобразовательных учреждений по физической культуре [Текст]./. А.П. Матвеев. - М.: Москва «Просвещение», 2008. - 144 с.
  27.  Матвеев, Л.П. Теория и методика физической культуры. [Текст]./. Л.П.  Матвеев - М.: «Физкультура и спорт», 1991 - 211с.
  28.  Осколкова, В. Волейбол [Текст]./.  В. Осколкова,  М. Сунгуров. - М.: ФиС, 2005. - 176 с.
  29.   Прокошев, А.В. Волейбол [Текст]./.  А.В. Прокошев. - М.: Физкультура и спорт, 2004. - 180 с.
  30.   Сальников, В. А. Возрастное и индивидуальное развитие в структуре спортивной деятельности [Текст]./ В. А. Сальников. Омск.: «СибАДК», 2000. - 160 с.
  31.   Сапин, М. Р.  Анатомия и физиология детей и подростков [Текст]./. М.Р. Сапин, З. Г. Брыксина. - М.: Издательский центр « Академия», 2002. - 136 с.
  32.  Тер-Ованесян А.А. Спорт (обучение, воспитание, тренировка). [Текст]./ А.А. 36. Тер-Ованесян  - М.: ФиС, 2001.-208с.
  33.   Филиппович, В. И. О принципах спортивной ориентации детей и подростков в связи с возрастной изменчивостью структуры двигательных способностей [Текст]./ В. И. Филиппович, И. М. Туревский Теория и практика физической культуры. 1977 - № 4. - С. 39-43.
  34.   Холодов, Ж. К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов [Текст]./. Ж. К. Холодов, В. С. Кузнецов. - М.: «Академия» 2010. 348 с.
  35.   Яруллин, P. X. Качества двигательной деятельности человека [Текст]./. P. X. Яруллин // Теория и практика физической культуры. 1999. - № 8. - С. 20-22


челночный бег

4х9 м

приём мяча снизу

приём мяча сверху

ег

«ёлочкой»

передачи мяча через сетку


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

15921. Злочинність неповнолітніх причини наслідки шляхи запобігання 1.54 MB
  Даний навчальний посібник має за мету надати необхідну інформацію про причини та наслідки злочинності неповнолітніх, запропонувати нові підходи щодо її зниження на ґрунті використання методів мікрокримінологічного аналізу й проактивних методів управління ситуацією
15922. Оценка малозначительности деяния 155 KB
  Якименко Н.М. Оценка малозначительности деяния: Учеб.пособие . – Волгоград 1987. 28 c. Согласно ч. 2 ст. 7 Основ уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик ч. 2 ст. 7 УК РСФСР не является преступлением действие или бездействие хотя формально и содержащее призна...
15923. Расследование организованной преступной деятельности 1.06 MB
  УДК 343.132 ББК 67.52 Я14 Моему ученику и коллеге по научным интересам В.И. Куликову безвременно ушедшему из жизни посвящаю эту книгу Яблоков Н.П. Расследование организованной преступной деятельности М.: Юристъ 2002. 172 с. Библиотека следователя. 15ВЫ 5797504774 В книге раскр
15924. Практикум по криминалистике 4 MB
  Практикум по криминалистике Учебное пособие Под редакцией проф. Н. П. Яблокова Рекомендовано Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова Издательство БЕК Москва. 1995 ББК 67.99294 К 82 Коллектив авторов: В. Я. Колдин В.В. Крылов М....
15925. Криминалистика. Учебник 3.29 MB
  КРИМИНАЛИСТИКА Издание второе переработанное и дополненное Учебник отражает современное состояние криминалистики как науки учебной дисциплины криминалистической практики и последние достижения в этих областях. Его авторы в основном придерживаясь традиционно
15926. Издательский договор 572 KB
  Юрченко А. К. Издательский договор. Л.: Издательство Ленинградского университета. –1988. 104 с. В монографии освещаются следующие вопросы: понятие издательского договора его виды порядок заключения договора его элементы договаривающиеся стороны предмет договора фор...
15927. Міжнародне приватне право 1.96 MB
  Матеріали цього підручника сприятимуть набуттю знань і вмінь, необхідних для підготовки фахівців (спеціалістів і магістрів) правознавства високого рівня, здатних вирішувати інте-граційні проблеми сьогодення. Саме такі завдання сформульовані в межах державної освітянської політики в нашій країні. Так, у Рішенні Державної ради з питань європейської та євроатлантичної інтеграції України
15928. Конституция правовое государство конституционный суд 1.43 MB
  Б.С. ЭБЗЕЕВ КОНСТИТУЦИЯ ПРАВОВОЕ ГОСУДАРСТВО КОНСТИТУЦИОННЫЙ СУД Москва Закон и право Издательское объединение ЮНИТИ 1996 ББК 67.400я73 Э13 Рецензенты: др юрид. наук проф. В.Г. Стрекозов Судья Конституционного Суда РФ; др юрид. наук проф. М.А. Шафир помощн
15929. Менеджмент. Общая теория управления 578 KB
  Конечная цель менеджмента состоит в обеспечении прибыльности, или доходности, а деятельности фирмы путем рациональной организации производственного процесса, включая управление производством и развитие технико-технологической базы, а также эффективное использование кадрового потенциала при одновременном повышении квалификации, творческой активности и лояльности каждого работника.