44169

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕРСОНАЛА

Дипломная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Исследовательская модель ценностей известного психолога или психологов. Рокича; Методика Оценка терминальных ценностей ОТеЦ И.Шварца для изучения ценностей личности. Рокича основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

Русский

2013-11-10

64.5 KB

87 чел.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Кафедра «Социологии и психологии»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ПЕРСОНАЛА

Кох Олег Александрович

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент Ермаков В.А.

Москва – 2010

Проблематика исследования. (Сформулировать проблему).

Ценностные ориентации личности - одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях. Ее значимость определяется тем, что ценностные ориентации, занимая место на пересечении двух больших предметных областей мотивации и мировоззренческих структур сознания, выполняют функции регуляторов поведения и всех видов человеческой деятельности.

Основной формой активности сформировавшейся личности является, как известно, профессиональная деятельность. Ее эффективность во многом зависит от совпадения ценностно-смыслового и предметно-действенного аспектов деятельности.

Цель данного исследования заключалась в выявлении ценностных ориентации и их взаимосвязи в структуре профессионально значимых качеств личности сотрудника. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность. Исследование и оценка ценностных ориентаций даёт возможность прогноза успеха в карьере работника организации.

Модель исследования.

Объект исследования.

Организация - управляющая компания “Технологии Молодежи”. Компания занимается доведением инновационных проектов до инвестиционной готовности, поиском финансирования и т.д. Является частью “Зворыкинского проекта”, который в свою очередь является программой федерального агентства по делам молодежи. Компания расположена по адресу: г. Москва, ул. Сущевская 21, офис 7.

В организации работает 24 человека в возрасте от 21 до 35 лет.

Отделы: дирекция, отдел по работе с проектами, отдел по работе со СМИ, отдел по организации мероприятий, отдел web-разработки.

В качестве объекта исследования будут взяты отдел по работе с проектами и отдел web-разработок

Модель исследования. (Т.е. исследовательская модель ценностей известного психолога или психологов).

Переменные. (Что сравниваем, какие качества, мотивы и т.д.)

Гипотеза.

Исследование ценностных ориентаций сотрудников организации позволит скорректировать их работу в лучшую сторону.

Методы исследования.

-Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

-Методика «Оценка терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.С. Сенина;

-Методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича.

М. Рокич различает два класса ценностей:

  •  терминальные
  •  инструментальные

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию». 1(см. Приложение 1)

Обработка результатов.

При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.  Данная методика основана на приеме прямого ранжирования терминальных (ценностей-целей) и инструментальных ценностей (ценностей-средств). Предлагаемые списки ценностей были сформированы в ходе анализа литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей).

Существуют различные способы проведения теста Рокича:

1. Испытуемому поочередно предлагается два набора по 18 карточек в каждом с напечатанными на них названиями ценностей (терминальных и инструментальных), и дается задание разложить их в порядке важности, как основополагающих принципов, которыми он лично руководствуется в жизни.

2. Исследуемому предъявляются два списка по 18 ценностей в каждом, отпечатанные на листах бумаги в алфавитном порядке, и предлагается поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18 по степени их субъективной важности. В ряде вариантов теста исследуемому предлагается проранжировать списки ценностей как бы не от своего имени, а с точки зрения себя в более старшем возрасте, идеальной личности, близкого человека и т.п. Подобные инструкции позволяют изучить представления личности о соотношении образов "Я реальное", "Я идеальное", "Я социальное".

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6), индифферентные, безразличные (7-12) и отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

В нашем исследовании испытуемым предлагалось оценить ценности по десятибалльной шкале: 1- наименее важная, 10 – наиболее важная.

На русском языке тест Рокича адаптирован А.А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым и модифицирован Д.А. Леонтьевым. В ходе адаптации теста список ценностей, подлежащий ранжированию, претерпел определенные изменения по сравнению с первоначальным вариантом, исходя из представления о культурологических различиях в ценностях россиян и американцев.  

Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) (И.С. Сенин) 

Опросник предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека. Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале

Перечень терминальных ценностей, в которых отражается приоритетность для индивида определённых жизненных целей, включает в себя 8 наименований:

  •  Собственный престиж
  •  Высокое материальное положение
  •  Креативность
  •  Активные социальные контакты
  •  Развитие себя
  •  Достижения
  •  Духовное удовлетворение
  •  Сохранение собственной индивидуальности2

В реальной жизни одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции, различные по своему содержанию виды деятельности, реализовывать в них определённые социальные роли. По своему сходству все эти особенности объединяются в определённые жизненные сферы:

  •  профессиональная жизнь;
  •  обучение и образование;
  •  семейная жизнь;
  •  общественная жизнь;
  •  увлечения.

Терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.

Данный опросник даёт возможность пользователю ответить на три основных вопроса:

Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида?

Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?

В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т.е. какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?

Инструкция

Предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое из утверждений опросника по 5-балльной шкале следующим образом:

  •  если лично для Вас то, что написано в утверждении, не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка ответов поставьте цифру «1»;
  •  если для вас это имеет небольшое значение, то поставьте цифру «2»;
  •  если для вас это имеет определённые значение - поставьте цифру «3»;
  •  если для вас это важно - поставьте цифру «4»;
  •  если для вас это очень важно, то поставьте цифру «5».

Просим Вас помнить о том, что здесь не может быть правильных или неправильных ответов и что самым правильным, наверное, будет самый правдивый ответ, поэтому мы очень надеемся на Вашу искренность

Предполагаемые результаты исследования.

(Улучшение деятельности организации, соотношение или расстановка персонала, психологические рекомендации и т.д.)

Литература.

  •  Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. С англ. / Фонд «За экономическую грамотность». — М., 1995
  •  Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т.5. — № 5. — с.64
  •  Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / под ред. Т. Парсонса: Пер. С англ. — М.: Прогресс, 1972.
  •  Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977
  •  Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.— М.; Воронеж, 1996.
  •  Андреева Г. М. Социальная психология. —М.: Аспект Пресс, 1997
  •  Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. — М., 1989
  •  Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990
  •  Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. — 1999. — № 5.
  •  Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988
  •  Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997
  •  Вебер М. Избранные произведения: Пер. С англ. — М.: Прогресс, 1990.
  •  Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996
  •  Глазачева Татьяна Юрьевна.  Корпоротивные бренды с позиции ценностного подхода., «Бренд-менеджмент», №3, 2008
  •  Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000
  •  Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. С франц. — М.: Канон, 1995
  •  Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2002.
  •  Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1986.
  •  Котин М., Чичваркин Е...гений. Если из 100 раз тебя посылают 99...,СПб.: Питер.-2008
  •  Крысько В., Словарь-справочник по социальной психологии, СПб, «Питер», 2003.-
  •  Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Академия, 2005
  •  Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. — М., 1992
  •  Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. —М., 1989.
  •  Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. — М.: Смысл, 1999
  •  Митин А.Н., Управление персоналом организации в условиях критических изменений// Бизнес, Менеджмент и Прав, №2/2003
  •  Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004
  •  Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. — М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998.
  •  Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1984. — с. 272
  •  Петровский А. В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.
  •  Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебное пособие для вузов - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.
  •  Поросенков C.В.– Существование и деятельность в определении ценностного отношения: Монография.- Пермь: Пермский гос. ун-т, 2002.-
  •  Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
  •  Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.
  •  Серый А.В., Яницкий М.С. Ценостно-смысловая сфера личности.- Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999
  •  Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.
  •  Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культур.//Управление перснаолом. – 1999. - №11
  •   Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000
  •  Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. — М.: Прогресс, 1990.
  •  Фромм Э. Душа человека: Пер. С англ. —М.: Республика, 1992.
  •  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер-Пресс, 1997
  •  Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. — 1982. — Т.3. — № 5.
  •  Шиповская Л.П. –Человек и его потребности: Учебное пособие. – М. Альфа-М: ИНФА-М, 2008.
  •  Юнг К. Психологические типы: Пер. С нем. — СПб.: Ювента. — М.: Прогресс-Универс. — 716 с.
  •  Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом М: Изд-во «Класс», 2005.

1Ценностные ориентации М. Рокича. Психодиагностика//URL: http://psycholines.narod.ru/rokich.html

2 Клиническая психология. Словарь. Яндекс:Словари.//URL:http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex6/article/PS6/ps6-0600.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80642. Служба маркетинга на промышленном предприятии 37 KB
  Служба маркетинга на промышленном предприятии Современная концепция маркетинга принятая в США рассматривает его как целенаправленную комплексную деятельность производственной компании состоящую из системы взаимосвязанных мероприятий: научнотехнические и конъюнктурноэкономические исследования по разработке и освоению продукции; разработка технологии и схем управления производства; организация промышленного производства продукции с учетом ее конкурентоспособности на рынке; организация оптимальной системы сбыта продукции с использованием...
80643. Характеристика промышленного маркетинга в рыночной экономике 40 KB
  Характеристика промышленного маркетинга в рыночной экономике Особенности организации современного производства товаров и услуг. Логика маркетинга ориентированного на продукт нельзя продать то чего у вас пока ещё нет. Риск существует и в информационную эру но он с лихвой оправдывается при использовании интегрированного маркетинга.
80644. ВНЕШНЯЯ ТОРГОВЛЯ РОССИИ И ЕЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ 98 KB
  Структура внешней торговли представлена следующими видами: экспорт; импорт; транзитная торговля: покупка за рубежом с одновременной продажей в третью страну; особые формы: реэкспорт или реимпорт товаров прошедших облагораживание; производство по лицензии; кооперация; компенсационные сделки. Специфика товарной структуры экспорта России ее сырьевая направленность: доля топлива энергетических товаров в 1996 г. Импорт вид предпринимательской деятельности российских резидентов связанный...
80645. МИРОВОЙ РЫНОК УСЛУГ 141 KB
  УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МИРОВОГО РЫНКА УСЛУГ Предметом обмена на мировом рынке услуг являются услуги выступающие как результаты важнейших сфер человеческой деятельности: науки техники производства и управления. Основа рынка сфера услуг предоставление которых является наиболее динамичной статьей внешней торговли. По данным МВФ стоимость услуг в 1994 г.
80646. ВЫВОЗ КАПИТАЛА КАК ФОРМА МЕЖДУНАРОДНЫХ ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ 52 KB
  СУЩНОСТЬ ВЫВОЗА КАПИТАЛА СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ Вывоз капитала это помещение капитала за границей с целью систематического присвоения прибавочной стоимости созданной трудящимися страны импортирующей иностранный капитал. Вывоз капитала наиболее развитая усовершенствованная форма международной эксплуатации. При внешней торговле происходит однократная реализация прибавочной стоимости а при вывозе капитала прибавочная стоимость присваивается непрерывно до тех пор пока помещенный за границей капитал находится в собственности иностранной...
80647. ИНОСТРАННЫЕ ИНВЕСТИЦИИ В РОССИИ 146 KB
  Свободные экономические зоны СЭЗ как форма международных экономических отношений получили широкое распространение и существенно изменили свое содержание от простых организационно-функциональных форм связанных с торговлей товарами к более сложным ориентированным на производство массовой потребительской продукции разработку и производство новых товаров предоставление различного рода услуг и т. В 80е годы в ряде регионов промышленно развитых стран появились специальные экономические зоны: технопарки НТ...
80648. ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ В МИРОВОЙ ЭКОНОМИКЕ 77.5 KB
  Экономическая интеграция определяется следующими функциями: интеграция производства и создание международных монополий нового типа к началу 90х годов на ТНК приходилось около 50 промышленного производства более 90 прямых частных вложений за рубежом; глубокие сдвиги в структуре международного разделения труда; НТР обусловившая необходимость международного обмена результатами достижений науки и техники; открытость национальных экономик и свобода торговли. Выделяют условно пять основных видов интеграционных объединений различающихся...
80649. МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОРГАНИЗАЦИИ 78.5 KB
  Приоритет в МЭО сохраняется за внешнеторговыми отношениями которые раньше строились на межстрановой узкорегиональной основе в основе которых строились принцип свободной внешней торговли и протекционизм. Глобализация МЭО обуславливает появление межрегиональных международных организаций: ОПЕК организация стран экспортеров нефти основанная в 1960 г. состоящая из 13 стран трех континентов; ОЭСР организация экономического сотрудничества и развития основанная в 1961 г. и состоящая из 24 стран четырех континентов.
80650. ГЛОБАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ И МЕЖДУНАРОДНЫЕ ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОТНОШЕНИЯ 60 KB
  Глобальные проблемы носят универсальный характер так как они касаются всех стран независимо от их общественно-политического строя и не могут быть решены одной или группой государств. НИОКР направлено на военные цели; обеспечение экономической стабильности для государств путем перестройки и повышения эффективности международных экономических отношений снижение инфляции и безработицы стабильный товарообмен более открытый доступ на мировые рынки эффективные меры для стран строящих...