44169

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕРСОНАЛА

Дипломная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Исследовательская модель ценностей известного психолога или психологов. Рокича; Методика Оценка терминальных ценностей ОТеЦ И.Шварца для изучения ценностей личности. Рокича основанная на прямом ранжировании списка ценностей.

Русский

2013-11-10

64.5 KB

77 чел.

ДИПЛОМНАЯ РАБОТА

Кафедра «Социологии и психологии»

ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ

ПЕРСОНАЛА

Кох Олег Александрович

Научный руководитель:

к.ф.н., доцент Ермаков В.А.

Москва – 2010

Проблематика исследования. (Сформулировать проблему).

Ценностные ориентации личности - одна из важнейших общенаучных проблем, исследуемых в настоящее время на философском, социологическом, педагогическом, индивидуально-психологическом и социально-психологическом уровнях. Ее значимость определяется тем, что ценностные ориентации, занимая место на пересечении двух больших предметных областей мотивации и мировоззренческих структур сознания, выполняют функции регуляторов поведения и всех видов человеческой деятельности.

Основной формой активности сформировавшейся личности является, как известно, профессиональная деятельность. Ее эффективность во многом зависит от совпадения ценностно-смыслового и предметно-действенного аспектов деятельности.

Цель данного исследования заключалась в выявлении ценностных ориентации и их взаимосвязи в структуре профессионально значимых качеств личности сотрудника. Совпадение важнейших ценностных ориентаций членов группы обеспечивает ее сплоченность. Исследование и оценка ценностных ориентаций даёт возможность прогноза успеха в карьере работника организации.

Модель исследования.

Объект исследования.

Организация - управляющая компания “Технологии Молодежи”. Компания занимается доведением инновационных проектов до инвестиционной готовности, поиском финансирования и т.д. Является частью “Зворыкинского проекта”, который в свою очередь является программой федерального агентства по делам молодежи. Компания расположена по адресу: г. Москва, ул. Сущевская 21, офис 7.

В организации работает 24 человека в возрасте от 21 до 35 лет.

Отделы: дирекция, отдел по работе с проектами, отдел по работе со СМИ, отдел по организации мероприятий, отдел web-разработки.

В качестве объекта исследования будут взяты отдел по работе с проектами и отдел web-разработок

Модель исследования. (Т.е. исследовательская модель ценностей известного психолога или психологов).

Переменные. (Что сравниваем, какие качества, мотивы и т.д.)

Гипотеза.

Исследование ценностных ориентаций сотрудников организации позволит скорректировать их работу в лучшую сторону.

Методы исследования.

-Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича;

-Методика «Оценка терминальных ценностей (ОТеЦ)» И.С. Сенина;

-Методика Ш.Шварца для изучения ценностей личности.

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича

Система ценностных ориентации определяет содержательную сторону направленности личности и составляет основу ее отношений к окружающему миру, к другим людям, к себе самой, основу мировоззрения и ядро мотивации жизнедеятельности, основу жизненной концепции и «философии жизни».

Наиболее распространенной в настоящее время является методика изучения ценностных ориентации М. Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. Последнее обстоятельство заставляет многих авторов сомневаться в надежности методики, так как ее результат сильно зависит от адекватности самооценки испытуемого. Поэтому данные, полученные с помощью теста Рокича желательно подкреплять данными других методик.

Исследование проводилось на основе адаптированного варианта методики ценностных ориентации М. Рокича.

М. Рокич различает два класса ценностей:

  •  терминальные
  •  инструментальные

Это деление соответствует традиционному делению на ценности-цели и ценности-средства.

Респонденту предъявлены два списка ценностей (по 18 в каждом), либо на листах бумаги в алфавитном порядке, либо на карточках. В списках испытуемый присваивает каждой ценности ранговый номер, а карточки раскладывает по порядку значимости. Последняя форма подачи материала дает более надежные результаты. Вначале предъявляется набор терминальных, а затем набор инструментальных ценностей.

Инструкция: «Сейчас Вам будет предъявлен набор из 18 карточек с обозначением ценностей. Ваша задача - разложить их по порядку значимости для Вас как принципов, которыми Вы руководствуетесь в Вашей жизни.
Внимательно изучите таблицу и, выбрав ту ценность, которая для Вас наиболее значима, поместите ее на первое место. Затем выберите вторую по значимости ценность и поместите ее вслед за первой. Затем проделайте то же со всеми оставшимися ценностями. Наименее важная останется последней и займет 18 место.

Разработайте не спеша, вдумчиво. Конечный результат должен отражать Вашу истинную позицию». 1(см. Приложение 1)

Обработка результатов.

При обработке полученных данных, кроме качественного сравнения (индивидуального восприятия), использовался количественный анализ, в котором учитывались две переменные: принимаемые ценности-цели, стоящие на 1-м, 2-м, 3-м местах в индивидуальных анкетах (то есть ценности, являющиеся самыми главными в жизни конкретного человека), и отвергаемые ценности-цели, занимающие последнее место (17-е, 18-е) в иерархии жизненных ценностей данного человека (существование ради которых просто недостойно).

Методика «Ценностные ориентации» М. Рокича.  Данная методика основана на приеме прямого ранжирования терминальных (ценностей-целей) и инструментальных ценностей (ценностей-средств). Предлагаемые списки ценностей были сформированы в ходе анализа литературных данных (для терминальных ценностей) и лингвистического анализа (для инструментальных ценностей).

Существуют различные способы проведения теста Рокича:

1. Испытуемому поочередно предлагается два набора по 18 карточек в каждом с напечатанными на них названиями ценностей (терминальных и инструментальных), и дается задание разложить их в порядке важности, как основополагающих принципов, которыми он лично руководствуется в жизни.

2. Исследуемому предъявляются два списка по 18 ценностей в каждом, отпечатанные на листах бумаги в алфавитном порядке, и предлагается поставить против каждого обозначения соответствующее ранговое число от 1 до 18 по степени их субъективной важности. В ряде вариантов теста исследуемому предлагается проранжировать списки ценностей как бы не от своего имени, а с точки зрения себя в более старшем возрасте, идеальной личности, близкого человека и т.п. Подобные инструкции позволяют изучить представления личности о соотношении образов "Я реальное", "Я идеальное", "Я социальное".

Полученная в результате исследования индивидуальная иерархия ценностей может быть разделена на три равные группы: предпочитаемые, значимые (ранги с 1 по 6), индифферентные, безразличные (7-12) и отвергаемые, незначимые (13-18 ранг иерархии).

В нашем исследовании испытуемым предлагалось оценить ценности по десятибалльной шкале: 1- наименее важная, 10 – наиболее важная.

На русском языке тест Рокича адаптирован А.А. Гоштаутасом, А.А. Семеновым, В.А. Ядовым и модифицирован Д.А. Леонтьевым. В ходе адаптации теста список ценностей, подлежащий ранжированию, претерпел определенные изменения по сравнению с первоначальным вариантом, исходя из представления о культурологических различиях в ценностях россиян и американцев.  

Опросник терминальных ценностей (ОтеЦ) (И.С. Сенин) 

Опросник предложен И. Г. Сениным в 1991 г. и предназначен для диагностики жизненных целей (терминальных ценностей) человека. Опросник состоит из 80 утверждений, каждое из которых испытуемый оценивает по 5-балльной шкале

Перечень терминальных ценностей, в которых отражается приоритетность для индивида определённых жизненных целей, включает в себя 8 наименований:

  •  Собственный престиж
  •  Высокое материальное положение
  •  Креативность
  •  Активные социальные контакты
  •  Развитие себя
  •  Достижения
  •  Духовное удовлетворение
  •  Сохранение собственной индивидуальности2

В реальной жизни одному и тому же человеку приходится выполнять разнообразные функции, различные по своему содержанию виды деятельности, реализовывать в них определённые социальные роли. По своему сходству все эти особенности объединяются в определённые жизненные сферы:

  •  профессиональная жизнь;
  •  обучение и образование;
  •  семейная жизнь;
  •  общественная жизнь;
  •  увлечения.

Терминальные ценности в той или иной мере проявляются во всех названных выше жизненных сферах, каждая из которых в силу своей объективной обусловленности в различной степени способствует реализации тех или иных терминальных ценностей, поэтому сферы, способствующие этой реализации в наибольшей степени, приобретают для индивида наибольшую значимость.

Данный опросник даёт возможность пользователю ответить на три основных вопроса:

Какая терминальная ценность является преобладающей в жизни данного индивида?

Какая жизненная сфера наиболее значима для данного индивида?

В какой жизненной сфере преобладающая терминальная ценность реализуется в наибольшей степени, т.е. какая жизненная сфера наиболее значима для реализации преобладающей терминальной ценности?

Инструкция

Предлагается опросник, в котором описаны различные желания и стремления человека. Просим Вас оценить каждое из утверждений опросника по 5-балльной шкале следующим образом:

  •  если лично для Вас то, что написано в утверждении, не имеет никакого значения, то в соответствующей клетке бланка ответов поставьте цифру «1»;
  •  если для вас это имеет небольшое значение, то поставьте цифру «2»;
  •  если для вас это имеет определённые значение - поставьте цифру «3»;
  •  если для вас это важно - поставьте цифру «4»;
  •  если для вас это очень важно, то поставьте цифру «5».

Просим Вас помнить о том, что здесь не может быть правильных или неправильных ответов и что самым правильным, наверное, будет самый правдивый ответ, поэтому мы очень надеемся на Вашу искренность

Предполагаемые результаты исследования.

(Улучшение деятельности организации, соотношение или расстановка персонала, психологические рекомендации и т.д.)

Литература.

  •  Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии: Пер. С англ. / Фонд «За экономическую грамотность». — М., 1995
  •  Алексеева В. Г. Ценностные ориентации как фактор жизнедеятельности и развития личности // Психол. журн. — 1984. — Т.5. — № 5. — с.64
  •  Американская социология. Перспективы, проблемы, методы / под ред. Т. Парсонса: Пер. С англ. — М.: Прогресс, 1972.
  •  Ананьев Б. Г. О проблемах современного человекознания. — М.: Наука, 1977
  •  Ананьев Б.Г. Психология и проблемы человекознания.— М.; Воронеж, 1996.
  •  Андреева Г. М. Социальная психология. —М.: Аспект Пресс, 1997
  •  Анцыферова Л. И. Психология формирования и развития личности // Человек в системе наук. — М., 1989
  •  Асмолов А. Г. Психология личности. — М.: Изд-во МГУ, 1990
  •  Бубнова С. С, Ценностные ориентации личности как многомерная нелинейная система // Психол. журн. — 1999. — № 5.
  •  Братусь Б. С. Аномалии личности. — М.: Мысль, 1988
  •  Василюк Ф. Е. Психотехника выбора // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / под ред. Д. А. Леонтьева, В. Г. Щур. — М.: Смысл, 1997
  •  Вебер М. Избранные произведения: Пер. С англ. — М.: Прогресс, 1990.
  •  Выготский Л. С. Педагогическая психология / под ред. В. В. Давыдова. — М.: Педагогика-Пресс, 1996
  •  Глазачева Татьяна Юрьевна.  Корпоротивные бренды с позиции ценностного подхода., «Бренд-менеджмент», №3, 2008
  •  Головаха Е. И. Жизненная перспектива и ценностные ориентации личности // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000
  •  Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение: Пер. С франц. — М.: Канон, 1995
  •  Занковский А.Н. Организационная психология: Учебное пособие для вузов по специальности «Организационная психология». - 2-е изд. - М.: Флинта: МПСИ, 2002.
  •  Здравомыслов А. Г. Потребности, интересы, ценности. — М.: Политиздат, 1986.
  •  Котин М., Чичваркин Е...гений. Если из 100 раз тебя посылают 99...,СПб.: Питер.-2008
  •  Крысько В., Словарь-справочник по социальной психологии, СПб, «Питер», 2003.-
  •  Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность. — М.: Академия, 2005
  •  Леонтьев Д. А. Методика изучения ценностных ориентации. — М., 1992
  •  Ломов Б. Ф. Личность как продукт и субъект общественных отношений // Психология личности в социалистическом обществе: Активность и развитие личности. —М., 1989.
  •  Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы: Пер с англ. — М.: Смысл, 1999
  •  Митин А.Н., Управление персоналом организации в условиях критических изменений// Бизнес, Менеджмент и Прав, №2/2003
  •  Наследов А. Д. Математические методы психологического исследования. СПб., 2004
  •  Оллпорт Г. Личность в психологии: Пер. С англ. — М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1998.
  •  Петровский А. В. Вопросы истории и теории психологии: Избранные труды. — М.: Педагогика, 1984. — с. 272
  •  Петровский А. В. Теория личности с позиций категориального анализа психологии // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000.
  •  Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. Учебное пособие для вузов - М.: ИНФРА-М, 1998. - 528 с.
  •  Поросенков C.В.– Существование и деятельность в определении ценностного отношения: Монография.- Пермь: Пермский гос. ун-т, 2002.-
  •  Саморегуляция и прогнозирование социального поведения личности / Под. ред. В.А. Ядова. Л.: Наука, 1979.
  •  Серый А. В. Ценностные ориентации как фактор формирования и развития системы личностных смыслов индивида // Вопросы общей и дифференциальной психологии. — Кемерово: Кузбассвузиздат, 1999.
  •  Серый А.В., Яницкий М.С. Ценостно-смысловая сфера личности.- Кемерово: Кемеровский государственный университет, 1999
  •  Современная западная социология: Словарь. — М.: Политиздат, 1990.
  •  Сухорукова М. Ценности как ключевой элемент организационной культур.//Управление перснаолом. – 1999. - №11
  •   Узнадзе Д. Н. Установка у человека. Проблема объективации // Психология личности в трудах отечественных психологов. — СПб.: Питер, 2000
  •  Франкл В. Человек в поисках смысла: Пер. С англ. И нем. — М.: Прогресс, 1990.
  •  Фромм Э. Душа человека: Пер. С англ. —М.: Республика, 1992.
  •  Хьелл Л., Зиглер Д. Теории личности. — СПб.: Питер-Пресс, 1997
  •  Шерковин Ю. А. Проблема ценностных ориентации и массовые информационные процессы // Психол. журн. — 1982. — Т.3. — № 5.
  •  Шиповская Л.П. –Человек и его потребности: Учебное пособие. – М. Альфа-М: ИНФА-М, 2008.
  •  Юнг К. Психологические типы: Пер. С нем. — СПб.: Ювента. — М.: Прогресс-Универс. — 716 с.
  •  Ялом И. Экзистенциальная психотерапия / И. Ялом М: Изд-во «Класс», 2005.

1Ценностные ориентации М. Рокича. Психодиагностика//URL: http://psycholines.narod.ru/rokich.html

2 Клиническая психология. Словарь. Яндекс:Словари.//URL:http://slovari.yandex.ru/dict/psychlex6/article/PS6/ps6-0600.htm


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

23177. Історичні типи світогляду 39 KB
  Історичні типи світогляду Підкреслимо що світогляд не просто узагальнене уявлення про світ а форма суспільної самосвідомості людини вузловими категоріями якої виступають поняття світ і людина . Через ці поняття суб'єкт світогляду усвідомлює своє призначення у світі і формує життєві установки. Світогляд за самою своєю суттю є універсальним і практич ним оскільки орієнтує на вирішення найважливіших проблем людського існування виражає імперативи поведінки людини та сенс її життя. В цьому і полягає функціональне призначення світогляду.
23178. Класична онтологія та її фундаментальні проблеми 40.5 KB
  Класична онтологія та її фундаментальні проблеми Онтологія розділ філософії що вивчає проблеми буття. ТермінОнтологія був запропонований Р. Вольфом явно розділили семантику термінівонтологія іметафізика. Формально онтологія складається з понять термінів організованих в таксономія їх описів і правил виводу.
23179. Технология Token Ring 81.5 KB
  Сети Token Ring, так же как и сети Ethernet, характеризует разделяемая среда передачи данных, которая в данном случае состоит из отрезков кабеля, соединяющих все станции сети в кольцо. Кольцо рассматривается как общий разделяемый ресурс, и для доступа к нему требуется не случайный алгоритм
23180. Філософський зміст категорії матерія 37 KB
  Якщо для філософів стародавнього світу матерія це матеріал з якого складаються тіла предмети а кожний предметтіло складається з матерії та форми як духовного першопочатку то для Р.Ньютон додає до Декартового визначення матерії як субстанції ще три атрибути: протяжність непроникність непорушна цілісність тілаінертність пасивність нездатність самостійно змінювати швидкість згідно із законами динаміки; вага зумовлена дією закону всесвітньої гравітації. Причому інертність та вага потім об'єднуються ним у поняття маси яка виступає...
23181. Рух, як спосіб простір та час як форми існування матерії 37 KB
  Рухяк спосіб простір та час як форми існування матерії Простір і час це філософські категорії за допомогою яких позначаються основні форми існування матерії. Філософію цікавить насамперед питання про відношення простору і часу до матерії тобто чи є вони реальними чи це тільки абстракціїфеномени свідомості. Сучасна наука розглядає простір і час як форми існування матерії. Матеріалізм підкреслює об'єктивний характер простору і часу невіддільність від руху матерії: матерія рухається у просторі і часі.
23182. Онтологія 128.5 KB
  Поняття онтологія не має однозначного тлумачення у філософії. Існує принаймні три значення цього поняття: Поперше під онтологією розуміють ту частину філософії яка з'ясовує основні фундаментальні принципи буття першоначала всього сутнісного. Саме поняття онтологія у перекладі з грецької мови означає вчення про суще сутнісне найважливіше онто суще сутнісне логія вчення. Подруге у марксистській філософії поняття онтологія вживається для з'ясування сутності явищ що існують незалежно від людини її свідомості та...
23183. Визначальні категоріальні характеристики світу 40 KB
  Визначальні категоріальні характеристики світу. Визначення змісту поняття світ можливе і дійсне тільки у системі відношення людина світ . Іншими словами світ є все те що відмінне від людини і що одночасно органічно має людину в собі. Отже на противагу об'єктивно існуючому світу є внутрішній світ людини .
23184. Поняття природи 115 KB
  природаангл. В побуті слово природа часто вживається у значенні природне середовище в якому живе людина все що нас оточує за винятком створеного людиною. 4 Друга природа створені людиною матеріальні умови її існування. У широкому розумінні природа органічний і неорганічний матеріальний світ Всесвіт у всій сукупності і зв'язках його форм що є об'єктом людської діяльності і пізнання основний об'єкт вивчення науки включно з тим що створене діяльністю людини.
23185. Народонаселення як природне явище 45.5 KB
  Народонаселення як природне явище Насе́лення лю́дність сукупність людей що постійно живуть в межах якоїсь конкретно вказанної територіїрайоні місті області частини країни країні континенту чи всієї земної кулі тощо. Наука яка вивчає розмір структури динаміку руху і розвиток населення зветься д е мо г ра фі я. Сукупність людей які здатні до самовідтворення та саморозвитку й проживають на певній територіїкраїна регіон континент чи будьяка інша частина планети називають населенням або народонаселенням. Населення в...