44185

Маркетинг. Методические указания

Книга

Маркетинг и реклама

Название организации ООО АВС условное. Разработка стратегии развития продуктов ОО АВС на различных рынках. Выбор географических рынков для ООО АВС Разработка бизнес-плана вывода на рынок новой услуги. Оценка эффективности инвестиционного проекта по внедрению CRMсистемы для предприятия на рынке В2В на примере ООО АВС Разработка процедуры исследования внутренней и внешней среды ООО АВС.

Русский

2013-11-10

676 KB

11 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный
политехнический университет»

Утверждаю

Зав.кафедрой предпринимательства и коммерции

В.А.Дуболазов

«____» _______________ 2012 г.

Методические указания по дипломному

проектированию по специальности

080111.65   – Маркетинг

Санкт-Петербург
2012


УДК 339.138 (075.4)

Методические указания по дипломному проектированию по специальности 080111.65 – Маркетинг /Сост.: В.А. Дуболазов, Н.В. Неёлова, И.Г. Чачина, А.И. Климин. СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. 44 с.

Методические указания соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования по специальности 080111.65 – Маркетинг к выпускной квалификационной работе специалиста.

В методических указаниях определены цель и задачи дипломного проектирования,  требования к содержанию,  структуре и оформлению  дипломного проекта, порядок проведения защиты. Приведены примерные темы дипломных проектов, образцы оформления их отдельных частей, содержание отзыва и рецензии.

Данные методические указания предназначены для студентов факультета экономики и менеджмента специальности 080111.65    –  Маркетинг.

Печатаются по решению редакционно-издательского совета Санкт-Петербургского государственного политехнического университета.

Санкт-Петербургский государственный

политехнический университет, 2012


СОДЕРЖАНИЕ

1. Цель и задачи дипломного проектирования

4

2. Назначение руководителя и выбор темы дипломного проекта

5

3. Структура и содержание дипломного проекта

9

4. Содержание аналитической части дипломного проекта

13

5. Защита дипломного проекта

25

6. Особенности дипломного проектирования и защиты дипломного проекта при заочной и дистанционной формах обучения

27

Список использованных источников

28

Приложение 1. Образцы титульных листов.

Приложение 2. Бланк задания на дипломное проектирование.

Приложение 3. Образец оформления задания.

Приложение 4. Образец оформления реферата.

Приложение 5. Образец оформления содержания.

Приложение 6. Содержание и оформление рецензии .

Приложение 7. Содержание и оформление отзыва руководителя.

Приложение 8. Расчет выручки в ценах базисного года.

Приложение 9. Средние значения финансовых показателей по отраслям и видам деятельности зарубежных компаний

Приложение 10. Рентабельность отраслей промышленности РФ по данным налоговых инспекций.


1. ЦЕЛЬ И ЗАДАЧИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ

Дипломное проектирование является заключительным этапом учебного процесса.  Его цель состоит в систематизации,  закреплении  и расширении полученных при обучении теоретических знаний,  в развитии навыков самостоятельной практической и  исследовательской  работы  в  области маркетинга.

Квалификация выпускников - маркетолог по специальности  080111.65 – Маркетинг. Это специалисты, способные занять должность руководителя отдела маркетинга, руководителя отдела рекламы, коммерческого директора, маркетолога - аналитика.

В соответствии с государственным образовательным стандартом и квалификационной характеристикой выпускники могут работать по различным направлениям маркетинговой деятельности: сбору, анализу и обработке маркетинговой информации о состоянии и тенденциях развития рынков, поведении потребителей; изучению и анализу цен и товаров конкурентов; ценообразованию; управлению каналами распределения и логистике; разработке и планированию рекламы, в том числе в Интернет; брендингу; управлению продуктовым портфелем предприятия; бизнес-планированию и экономическому анализу.

По результатам выполнения и защиты дипломного проекта Государственная аттестационная комиссия  (ГАК)  решает  вопрос о присвоении автору квалификации маркетолога по специальности  080111.65 – Маркетинг.


2. Назначение руководителя и выбор темы дипломного проекта

Один из самых ответственных моментов в дипломном проектировании – назначение руководителя и формулировка темы дипломного проекта. Контакт руководителя и студента – взаимный процесс: преподаватель может предложить студенту тему и работу над ней под его руководством; в свою очередь студент может обратиться к преподавателю с просьбой быть его руководителем. Круг научных интересов руководителя студент знает из преподаваемых дисциплин или может посмотреть на сайте кафедры http://www.kafedrapik.ru. Руководителями могут быть ведущие специалисты-практики, что приветствуется кафедрой, аспиранты и магистры.

Темы дипломных проектов должны быть связаны с маркетинговой деятельностью организации. Необходимо стремиться, чтобы тема дипломного проектирования была актуальна для организации,  в которой дипломник проходил практику, собирается работать после окончания университета,  и на материалах которого основана дипломный проект.

Большое значение придается тому, чтобы тема соответствовала  современному подходу  к решению маркетинговых, экономических проблем, способствовала внедрению более совершенных, в том числе международных, методов управления маркетингом и деятельностью организации в целом,  направленных на повышение эффективности хозяйственной и финансовой деятельности организации,  предполагала выполнение достаточного объема самостоятельной работы.

Требования к темам дипломных проектов:

1. Название темы должно быть сформулировано конкретно и отражать основное содержание дипломного проекта, показывая, что это проектная или исследовательская работа,  достаточно оригинальная, самостоятельная, актуальная в теоретическом или практическом плане.

2. Дипломные проекты, как правило, выполняются на базе конкретной организации, поэтому рекомендуется указывать их в названии работы: (на примере ООО "Азимут"), …для ЗАО "Ленвест" и т.д.

3. Рекомендуется не более 12 слов в названии без учета предлогов и союзов.

Тема дипломного проекта  и руководитель утверждаются на заседании кафедры. Тема дипломного проекта не может быть изменена без составления нового задания и его утверждения.

Примерные темы дипломных проектов по различным направлениям маркетинговой деятельности. Название организации ООО «АВС» - условное.

Управление маркетингом.

  1.  Разработка стратегии развития продуктов ОО «АВС» на различных рынках.
  2.  Выбор географических рынков для ООО «АВС»
  3.  Разработка бизнес-плана вывода на рынок новой услуги.
  4.  Разработка комплекса маркетинг  микс для нового товара.
  5.  Оценка эффективности инвестиционного проекта по внедрению CRM-системы для предприятия на рынке В2В (на примере ООО «АВС»)
  6.  Разработка процедуры исследования внутренней и внешней среды ООО «АВС».
  7.  Исследование и сравнительный анализ условий для развития малого предпринимательства в … (название страны) и России.
  8.  Организация и планирование работы отдела маркетинга для ООО «АВС»
  9.  Разработка плана маркетинга и его оптимизация для ООО «АВС»
  10.  Исследование ключевых компетенций в розничной торговле (или в другой отрасли).
  11.  Разработка и внедрение информационной системы маркетинга для ООО «АВС».
  12.  Анализ конкурентной среды для ООО «АВС».

Брендинг.

  1.  Инвестиции в создание собственных торговых марок розничной сети (на примере ООО «АВС» ).
  2.  Маркетинговые исследования по тестированию названий бренда для ООО «АВС» .
  3.  Стратегия  международного брендинга в условиях репозиционирования.
  4.  Повышение лояльности к бренду … (название бренда) посредством проведения BTL- акций (с использованием event – маркетинга и т.п.) (на примере ООО «АВС»).
  5.  Оценка целесообразности ребрендинга товара промышленного назначения (на примере ООО «АВС»).
  6.  Разработка элементов идентификации бренда для продукции ООО «АВС».

Маркетинговые исследования. Прогнозирование спроса, изучение конъюнктуры рынка.

  1.  Исследование кросс-секционных данных и временных рядов (на примере ООО «АВС»)
  2.  Разработка модели прогнозирования спроса на основе аналитической платформы «Deductor» (пакета «Статистика» и т.п.)
  3.  Прогнозирование спроса на продукцию ООО «АВС».
  4.  Исследование сезонности спроса на продукцию ООО «АВС».
  5.  Анализ конъюнктуры рынка на продукцию ООО «АВС».
  6.  Определение конкурентной ситуации и способов повышения конкурентоспособности товара для ООО «АВС».
  7.  Организация и проведение фокус-групп для определения отношения к торговой марке (название марки) для ООО «АВС»

Маркетинговые коммуникации.

  1.  Организация и проведение PR-кампании  в сфере В2В для ООО «АВС»
  2.  Разработка медиаплана рекламной кампании для ООО «АВС».
  3.  Исследование полочной навигации методом включенного наблюдения (на примере ООО «АВС»).
  4.  Анализ размещения рекламы конкурентов и медиапланирование для ООО «АВС».
  5.  Анализ эффективности и выбор средств рекламы для ООО «АВС» .
  6.  Разработка медиаплана в медиамиксе для ООО «АВС».
  7.  Планирование рекламных кампаний в регионах (на примере ООО «АВС»).
  8.  Оценка эффективности рекламных  кампаний в Интернет для ООО «АВС» .
  9.  Разработка программы стимулирования потребителей … (название товара) для ООО «АВС» .
  10.  Методы расчета показателей медиаплана при планировании рекламной кампании на наружных рекламоносителях.
  11.  Разработка плана и оценки эффективности участия в выставках для ООО «АВС».
  12.  Продвижение товаров на промышленных рынках для ООО «АВС».
  13.  Планирование, проведение и оценка эффективности выставок для ООО «АВС».

Поведение потребителей и взаимоотношения с клиентами.

  1.  Изучение процесса покупки  … (название товара, услуги) клиентами (потребителями)   ООО «АВС».
  2.  Методы исследования предпочтений потребителей на основе построения карт восприятия для ООО «АВС».
  3.  Исследование мотивации потребителей … (название товара, услуги).
  4.  Разработка плана маркетингового исследования потребителей … (название товара, услуги).
  5.  Построение шкалы ценностей потребителей отечественных автомобилей для ООО «АВС».
  6.  Сравнительный анализ мотивов приобретения … (название товара) в России и в … (название страны).
  7.  Применение дискриминантного (кластерного, факторного или других методов анализа) для сегментации потребителей … (название товара).
  8.  Внедрение CRM-систем в ООО «АВС».

Дистрибуция,  логистика, сбыт продукции, закупки

  1.  Организация участия (название организации) в  государственных и коммерческих тендерах.
  2.  Ценообразование в канале распределения на примере ООО «АВС».
  3.  Выбор маркетинговых посредников для ООО «АВС».
  4.  Анализ эффективности функционирования канала распределения (на примере ООО «АВС»).
  5.  Разработка рекомендаций по мотивации и выбору системы оплаты труда персонала отдела сбыта для ООО «АВС» .
  6.  Разработка организационной структуры управления продажами для ООО «АВС».
  7.  Исследование и разработка каналов распределения … (название товара) для ООО «АВС».
  8.  Разработка и внедрение модели управления запасами для ООО «АВС».
  9.  Разработка методики оценки поставщиков продукции для ООО «АВС».
  10.  Совершенствование системы работы с агентами по продаже ООО «АВС».

Товар.

  1.  Разработка нового вида (название товара) для производства и продажи на рынке Санкт-Петербурга (на примере ООО «АВС»).
  2.  Анализ конкурентоспособности  продукции (название организации)
  3.  Проведение АВС-XYZ анализа ассортимента  продукции ООО «АВС».
  4.  Определение направлений разработки новых товаров для ООО «АВС».
  5.  Исследование направлений научно-технических разработок в области новых материалов для производства … (название товара).
  6.  Исследование и совершенствование ассортимента товаров и услуг (на примере ООО «АВС»)
  7.  Маркетинг взаимоотношений в производстве … (название товара).
  8.  Исследование и определение разработок нового товара для ООО «АВС».

Ценообразование.

  1.  Методы ценообразования на продукцию ООО «АВС».
  2.  Установление цены на новый товар (на примере ООО «АВС»).
  3.  Исследование влияния факторов формирования себестоимости продукции (на примере ООО «АВС»).
  4.  Разработка параметрического метода ценообразования на … (название товара) для ООО «АВС».
  5.  Исследование цен конкурентов для ООО «АВС».
  6.  Установление цены на новый товар (услугу) на основе опросов потребителей для  ООО «АВС» .
  7.  Выбор метода ценообразования  на … (название товара) для ООО «АВС».


3. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ

ДИПЛОМНОМНОГО ПРОЕКТА

Тема и основное содержание дипломного проекта  отражается  в задании на дипломное проектирование, которое оформляется руководителем работы на специальном бланке (приложения 2 и 3), утверждается заведующим  кафедрой, подшивается в дипломный проект вторым листом.

В пункте 3 задания должно быть максимально конкретно и полезно для студента указаны исходные данные к дипломному проекту (см. образец в приложении 3).

Результаты дипломного проектирования оформляются в виде пояснительной записки (дипломного проекта)  и  графических  материалов, представляемых на защите работы. В пункте 4 задания приводится содержание дипломного проекта в соответствии с разделом 4  данных методических указаний. Содержание не является окончательным и может быть уточнено в ходе дипломного проектирования.  

Графический материал, который будет представлен на защите (пункт 5), должен иллюстрировать выполненную работу и помогать в докладе ее основных положений.

Общие требования к содержанию и оформлению дипломного проекта установлены в методических указаниях «Правила оформления студенческих работ» [9].

Дипломный проект должен содержать:

1. Титульный лист,  оформляемый по форме, приведенной в приложении 1. На обратной стороне титульного листа ничего не печатается.

2. Задание на дипломное проектирование, утвержденное заведующим кафедрой, подшивается вторым листом (приложения 2, 3).

3. Реферат (приложение 4),  содержащий:

  •  сведения о работе  (автор, название темы, количество  страниц,  иллюстраций,  таблиц, приложений и библиографических источников);
  •  перечень ключевых слов (слов или словосочетаний,  характеризующих содержание  дипломного проекта),  включающий не более 5 понятий в именительном падеже через запятую заглавными буквами;
  •  текст реферата (500 - 1000 знаков), содержащий сокращенное изложение дипломного проекта с основными выводами.

Объем реферата не должен превышать одну страницу.

Типовые ошибки при оформлении:

  •  неполное соответствие названия дипломного проекта на титульном листе, в задании и в реферате;
  •  большое (более 5) число ключевых слов.

На обратной стороне реферата либо ничего не печатается, либо может быть приведен реферат на английском языке.

4. Содержание, включающее названия всех разделов (одна цифра), подразделов (две цифры) и пунктов (три цифры) с указанием номера страницы, на которой помещено их начало (приложение 5). Титульный лист,  задание и реферат в раздел "Содержание"  не включают, но в нумерации страниц они учитываются. Страница «Содержание» имеет номер 5.

Типовые ошибки раздела "Содержание":

  •  нет строгого соответствия заголовков в содержании и в тексте;
  •  неправильно указаны номера страниц или их отсутствие;
  •  использование в содержании дополнительных обозначений типа «стр. 12» или «стр. 5-10»;
  •  автоматическое включение в содержание заголовка самого содержания; установите в MS Word параметры заголовка содержания так, чтобы он не попадал в содержание.

5. Введение,  характеризующее современное состояние выбранной проблемы, цель и актуальность темы, объект и предмет исследования, что конкретно намечено сделать в дипломном проекте, значение ее результатов для теории и практики.

Типовые ошибка: слишком большой объем введения из-за включения в него общеизвестных сведений или попыток вместить в него аналитический, теоретический, практический аспекты работы и обоснование.

6. Основная часть,  содержащая изложение выполненной  работы. Она состоит из четырех разделов (частей).

6.1.  Характеристика деятельности организации и рынка.  Это аналитическая часть. Содержит материалы, полученные в ходе преддипломной  практики: описание организации, ее основные технико-экономические и финансовые показатели и их анализ; общее состояние системы маркетинга в организации; анализ деятельности конкурентов; исследование потребителей; анализ других факторов внешней среды; выбор темы дипломного проекта, сущность рассматриваемой проблемы. В работах исследовательского характера, не связанными с конкретной организацией, в первом разделе приводится обоснование выбора темы и характеристика предмета исследования в целом, в регионе, отрасли, РФ, мировой практике.

Содержание аналитической части приведено в п.4 данных методических указаний.

6.2. Методы, применяемые в проектной части. Это теоретическая часть. Содержит краткий обзор основных методов для решения задач третьего раздела. Ее объем не может составлять более 20% от объема проекта.

Теоретический материал подбирается исходя из формулировки темы дипломного проекта, должен быть основой решения задач проектной части. Цель данного раздела – показать, почему вы воспользовались одним методом, а не другими. В нем анализируется, что имеется в литературе по данной проблеме, что используется на практике, в частности, в исследуемой организации.

Описываются методы, модели, концепции, предлагаемые различными авторами. Уделите внимание последовательности шагов решения, которое будет реализовано в практической части. Например, если вы разрабатываете план маркетинговых коммуникаций, опишите основные решения и методы их принятия. Если вы проводите маркетинговые исследования, опишите последовательность этапов исследования, методы исследования, применимые для решения вашей задачи, какой метод вы выбрали и почему. Рассмотрите типы вопросов анкеты, выбранный вами тип вопросов для решения задач исследования, обоснуйте его. Какие методы формирования выборки существуют, какие вы выбрали. Какие методы обработки собранного материала применяются, какие вы выбрали.

Должно быть краткое описание сущности предложенного метода, оценка возможности его применения для решения сформулированной задачи. Укажите положительные и отрицательные стороны каждого метода, проведите сравнение методов.

Обзор методов должен соответствовать поставленной задаче. Если вы разрабатываете план маркетинга для хлебобулочных изделий, не включайте в обзор тонкости продажи сложных технических изделий,  организацию гарантийного ремонта.

6.3. Проектная (исследовательская). Имеет название, близкое к теме проекта. Содержит материал личных разработок студента по теме дипломного проекта с расчетами, обоснованием принимаемых решений, основанным на теоретических положениях, рассмотренных во втором разделе работы.  Этот раздел является основным в проекте;  должен составлять не менее 50% объема пояснительной записки, не менее 75% раздела входит в  презентацию дипломного проекта.

Примеры названий разделов приведены в приложении 5.

Решения в четвертой части основаны на материале третьего раздела. Например, во втором разделе вы описали методы выбора средств коммуникации и показали целесообразность применения компьютерной программы медиапланирования «Проба Медиа» исследовательской фирмы «ГОРТИС» для решения вашей задачи. В третьем разделе вы должны показать расчеты по программе и обосновать решения по выбору СМИ для размещения рекламы. В теоретической части вы описали методы и модели определения размера бюджета на маркетинговые коммуникации и показали возможность применения некоторых из них в вашей ситуации исходя из имеющейся информации об организации, конкурентах и других параметрах, влияющих на бюджет на маркетинговые коммуникации. В практической части вы должны провести расчеты, определить конкретный размер бюджета на маркетинговые коммуникации выбранными методами.

6.4. Технико-экономическое обоснование. Содержит расчеты и прогнозы результатов и затрат по проекту, включает  исходные  данные  по конкретной задаче, факторы повышения эффективности,  источники и величину экономии или дополнительной прибыли от предлагаемых мероприятий; детальный состав и величину единовременных и текущих затрат; выбор системы показателей эффекта и эффективности, их расчет.  

Методы и показатели оценки эффекта и эффективности выбираются в соответствии с темой проекта на основе предлагаемых в литературе методов. Специфические методы и показатели должны быть описаны  в теоретической части или в разделе технико-экономического обоснования.

Если не предлагается своего  способа расчета эффективности предложенных мероприятий,  соответствующего специфике проекта, то расчет показателей коммерческой эффективности проводится в соответствии с методическими указаниями «Расчет коммерческой эффективности» [7].

7. Заключение. Дает общую оценку результатов работы и краткие выводы,  предложения  по  использованию  результатов  работы, оценку экономической эффективности.

8. Список  использованных источников. Оформляется согласно методическим указаниям «Правила оформления студенческих работ» [9].

На всю литературу  из списка должны быть ссылки в тексте, указывающие  порядковый номер по списку источников в квадратных  скобках. В список использованных источников нельзя включать методические указания по дисциплинам.

Типовые ошибки в списке источников:

  •  нарушение порядка перечисления источников;
  •  нарушение правил библиографического описания (отсутствие обязательных частей библиографического описания - названия города, издательства, количества страниц; наличие лишних кавычек;  отсутствие необходимых знаков препинания; ссылка на один или несколько номеров журналов или газет, а не на конкретную статью в нем);
  •  указание имени сайта вместо ссылки на статью или другой материал на этом сайте;
  •  устаревшие источники (более пяти лет давности, за исключением фундаментальных работ по теме проекта).

9. Приложения. Содержат вспомогательный материал (таблицы, расчеты,  иллюстрации,  описание алгоритмов и программ для решения задач на ЭВМ, материалы анкетирования и т.д.). Нумеруются в порядке общей нумерации страниц.

Типовые ошибки:

  1.  Введение в основной текст подробных расчетов, всех таблиц промежуточных результатов. Их лучше располагать в приложении.
  2.  Выведение в приложения важных итоговых и сводных таблиц и графиков, по которым делаются выводы, их лучше располагать в основном тексте, кроме случаев, когда они не умещаются в формате А5.


4.
СОДЕРЖАНИЕ АНАЛИТИЧЕСКОЙ ЧАСТИ

ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

4.1.1 Общая характеристика организации

Излагается история организации. Год основания организации, её организационно-правовая форма, учредители, основные участники на данный момент. Для организаций с длительной историей освещаются основные этапы её развития, роль в народном хозяйстве в различные  периоды,  реорганизация  (в  том  числе  приватизация) и т.д.

Основные виды деятельности, выпускаемая продукция, выполняемые работы, оказываемые услуги. Достижения организации, её имидж и конкурентоспособность на рынке.

Если организация входит в состав взаимосвязанных организаций (холдинга, сети и т.п.), указать ее место и правовой статус в этом комплексе, взаимоотношения (производственные, финансовые, управленческие и т.п.) с другими организациями. Международные связи, основной экспорт и импорт.

Состав и производственная структура организации: основные, вспомогательные и обслуживающие подразделения (цехи, подразделения и т.п.), их основное назначение и технико-экономические показатели (см. пример в табл.4.1).

Таблица 4.1

Состав и производственная структура организации

Наименование подразделения

Вид деятельности. Номенклатура выпускаемой продукции, выполняемых работ, оказываемых услуг

Технико-экономические показатели: объем работ, численность работников и др.

Основные подразделения

Механический цех № 1

Гальванический цех № 2

Вспомогательные подразделения

Инструментальный цех

Котельная

Обслуживающие подразделения

Транспортный цех

(гараж)

Склад

Другие подразделения, входящие в состав организации

Администрация

Охрана

Столовая

Общая структура органов управления организацией (без подробного изложения функций органов управления) в виде схемы подчинения.

Финансовые результаты (табл.4.2)  и технико-экономические показатели организации (табл.4.3)  за 3-5 лет и их анализ в динамике. Расчет финансовых показателей и их анализ в динамике, а также в сравнении со среднеотраслевыми показателями (табл.4.4). После табл. 4.3 и 4.4 привести расшифровки принятых обозначений с указанием единиц измерения. Единицы измерения должны быть указаны в формулах, рисунках, таблицах.

Состав показателей и степень их детализации может быть и иной. Например, выручку организации можно привести по видам деятельности, видам продукции; в финансовых показателях можно рассчитать коэффициент восстановления платежеспособности в случае, если коэффициенты ликвидности находятся ниже средних по отрасли значений и т.д. Для кредитных, страховых, бюджетных, некоммерческих и др. организаций состав показателей в табл.4.2 и 4.3 будет иным в соответствии с формами бухгалтерской отчетности, отражающих специфику их деятельности. Для организаций и лиц, не составляющих бухгалтерскую отчетность (организаций, применяющих упрощенную систему налогообложения, индивидуальных предпринимателей), можно привести показатели по данным налогового учета (доходы и расходы, величина имущества и т.п.).

Итогом написания раздела 4.1 должен стать всесторонний анализ представленных в таблицах показателей, т.е. вывод об экономическом и финансовом положении организации, описание выявленных проблем и рекомендаций по их устранению. При написании выводов следует избегать повторения числовых  значений, указанных в аналитических таблицах, если это не имеет прямого отношения к выводам о состоянии организации, рассматривать изменение одного показателя в связи с другим, это позволит повысить обоснованность выводов и сделает результаты анализа более интересными.

При подготовке выводов по табл. 4.2, 4.3, 4.4 следует придерживаться   следующего порядка:

1) анализируется уровень показателя за последний отчетный период в сравнении со средними по отрасли, региону, конкурентами;

2) проводится анализ динамики показателей на основе рассчитанного темпа роста;

3) сравниваются уровни и динамика отдельных взаимосвязанных показателей между собой.

При написании выводов в этом разделе можно использовать аналитические заключения крупных российских организаций, размещенных в открытом доступе в сети Интернет, учебники, конспекты лекций преподавателей кафедры [3,4].   

При анализе финансовых результатов деятельности организации следует обратить внимание на следующие моменты (табл. 4.2).

Таблица 4.2

Основные финансовые результаты деятельности _____________________

                                                                                                 (наименование организации)

(из отчета о прибылях и убытках), тыс.руб.

Показатели

Обозначе

ние

Фактическое значение

20__г.

20__г.

20__г.

Абсолютная  величии

на

Абсо

лютная  величина

Темп роста, %

Абсо

лютная величина

Темп роста, %

Выручка

В

1000

Себестоимость  продаж

С

(800)

Валовая прибыль

ВП = В-С

200

Коммерческие расходы

КР

(50)

Управленческие расходы

УР

(60)

Прибыль (убыток) от продаж

ПП = ВП-КР – УР

90

Сальдо прочих доходов и расходов

-

(10)

Прибыль (убыток) до налогообложения

ПН

80

Текущий налог на прибыль

ТНП

(25)

Чистая прибыль (убыток) отчетного периода

ЧП

60

1. Написать, какие виды доходов и расходов внесли вклад в формирование финансового результата. Отразить структурное изменение финансового результата под влиянием разных видов доходов и расходов (валовая прибыль, прибыль от продаж, прибыль до налогообложения). Пояснить, что оказало большее положительное или отрицательное влияние на его формирование, в результате каких событий это произошло (финансовый кризис, реорганизация, изменение вида деятельности и пр.). Следует помнить, что, если финансовый результат изменяется с прибыли на убыток и наоборот, то темп роста не рассчитывается;

       2. Сравнить темпы роста выручки и себестоимости и их влияние на финансовый результат. Если темпы роста выручки опережают темпы роста себестоимости и коммерческих и управленческих расходов, то это говорит о сбалансированном росте основных показателей и оценивается положительно.


Таблица 4.3

Основные технико-экономические показатели _____________________

                                         (наименование организации)

Показатели

Обоз

наче

ние

Еди

ница изме

ре

ния

Источ

ник данных или форму

ла расчета

Значение показателей

20__г

20__г.

20__г.

Абсо

лютная  величина

Абсо

лютная  величина

Темп роста, %

Расчет

Абсо

лют

ная величина

Темп роста, %

Уставный капитал

УК

тыс. руб.

Баланс, стр.1310

-

Валюта баланса

ВБ

тыс. руб.

стр.1600 или 1700

-

Внеоборотные активы

ВА

тыс. руб.

стр.1100

-

Оборотные активы

ОА

тыс. руб.

стр.1200

-

Запасы

З

тыс. руб.

стр.1210

Денежные средства

ДС

тыс. руб.

стр.1250

-

Краткосрочные финансовые вложения

КФВ

тыс. руб.

стр.1240

-

Дебиторская задолженность

ДЗ

тыс. руб.

стр.1230

-

Краткосрочные обязательства

КО

тыс. руб.

стр.1500

-

Долгосрочные обязательства

ДО

тыс. руб.

стр.1400

-

Собственные средства

СС

тыс. руб.

стр.1300

-

Заемные средства

ЗС

тыс. руб.

стр.

(1400 + 1500)

-

Среднегодовая величина собственного капитала

тыс. руб.

0,5* (СКн+

СКк)*

Пример: 0,5* (400 +

500)

450

Среднегодовая стоимость активов

__

А

тыс. руб.

0,5* (Ан+ Ак)

Среднегодовая стоимость оборотных активов

__
ОА

тыс. руб.

0,5* (ОАн+

ОАк)


Продолжение табл. 4.3

Показатели

Обоз

наче

ние

Еди

ница изме

ре

ния

Источ

ник данных или форму

ла расчета

Значение показателей

20__г

20__г.

20__г.

Абсо

лют

ная  вели

чина

Абсо

лют

ная  вели

чина

Темп роста, %

Расчет

Абсолют

ная величина

Темп роста, %

Среднегодовая стоимость основных средств

тыс. руб.

0,5* (ОСн+

ОСк)

Среднесписочная численность работников

Ч

чел.

Среднемесячная заработная плата  одного работника

ЗП

тыс. руб./чел.

Выручка в ценах  базисного ______ года

Вб

тыс. руб.

Показатели эффективности использования производственного потенциала

Фондоотдача

ФО

руб./ руб.

В/

Среднегодовая выработка на одного работника (производитель

ность труда)

ВР

тыс. руб./ чел.

В/Ч

Прибыль от продаж на рубль основных средств

ППф

руб./ руб.

ПП/

Прибыль от продаж на рубль зарплаты

ППз

руб./ руб.

ПП /

(Ч*ЗП*12)

Прибыль от продаж на одного работника

ППр

тыс. руб./ чел.

ПП/Ч

 *СКн и СКк – величина собственного капитала на начало и конец года.

3. Как изменились за анализируемый период объемы дебиторской задолженности: а) возросли большими темпами, чем выручка, что  может быть вызвано проблемами, связанными с оплатой отгруженной продукции предприятия, либо активным предоставлением коммерческого кредита покупателям; б) снизились, что является позитивным изменением и может свидетельствовать об улучшении ситуации с оплатой продукции предприятия и о выборе подходящей кредитной политики;

4. Сравниваются темпы роста заработной платы и темпы роста производительности труда. Если темпы роста производительности труда опережают темпы роста заработной платы, то организация развивается пропорционально, если наоборот, то имеют место диспропорции в развитии, необоснованный рост расходов. Оценивается влияние изменения численности работников на производительность труда, на фондоотдачу, на показатель прибыли от продаж на одного работника;

5. Также следует проверить соотношение расходов на оплату труда и полной себестоимости: расходы на оплату труда с учетом страховых взносов не могут превышать величину полной себестоимости проданной продукции (С+КР+УР).

При анализе динамики стоимостных обобщающих показателей необходимо соблюдать принцип сопоставимости данных, поэтому показатели фондоотдачи и производительности труда рассчитываются на основе выручки в ценах базисного года.

Выручка в ценах базисного года рассчитывается делением фактической выручки за год на индекс цен производителей промышленной продукции этого года. При этом необходимо помнить, что в случае, если период анализа три  года и более, то выручка за отчетный период делится на произведение индексов предшествующих периодов. Пример такого расчета приведен в приложении 8.  

Приступая к анализу финансовых показателей деятельности организации (табл. 4.4), следует помнить, что на их основе можно сделать заключение о ее финансовой стабильности, либо о плохом финансовом положении, которое впоследствии может обернуться для нее банкротством. Интерпретируя значение показателя, необходимо принимать во внимание специфику и особенности деятельности анализируемой организации. Вместе с тем, если наблюдается существенное отклонение значений полученных коэффициентов от средних значений по отрасли, необходимо выяснить причину таких отклонений. В качестве источников информации о средних значениях финансовых коэффициентов по отраслям РФ можно использовать данные приложения 9, приказ ФНС России «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок», выдержка из которого приведена в таблице приложения 10 [2], данные Федеральной службы государственной статистики[8].

При анализе финансовых коэффициентов нужно учитывать ряд моментов.

1. Платежеспособность и финансовая устойчивость организации взаимно влияют друг на друга, поэтому при подготовке выводов следует сравнивать группы финансовых коэффициентов между собой;

Таблица 4.4

Финансовые показатели _____________________

                                     (наименование организации)

Показатели

Единица изме-

рения

Формула расчета

Среднее значение по отрасли

[источник]

Фактическое значение

Расчет

20__г.

20__г.

20__г.

20__г.

Показатели платежеспособности

Абсолютная ликвидность

-

Текущая ликвидность (коэффициент покрытия)

-

Показатели финансовой устойчивости

Коэффициент автономии

-

Коэффициент обеспечения собственными оборотными средствами

-

Соотношение и заемных и собственных средств (финансовый леверидж)

-

Показатели деловой активности

Период оборота оборотных активов

дни

Период оборота собственного капитала

дни

Период оборота дебиторской задолженности

дни

Период оборота кредиторской задолженности

дни

Период оборота запасов

дни

Показатели прибыльности

Рентабельность продаж по прибыли от продаж

%

Продолжение табл. 4.4

Показатели

Единица изме-

рения

Формула расчета

Среднее значение по отрасли

[источник]

Фактическое значение

Расчет

20__г.

20__г.

20__г.

20__г.

Рентабельность расходов по обычным видам деятельности по прибыли от продаж

%

Рентабельность активов по прибыли от продаж

%

Рентабельность активов по прибыли до налогообложения

%

Рентабельность собственного капитала по прибыли от  продаж

%

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

%

2. Увеличение скорости оборота при прочих равных условиях способствует повышению объема производства организации. Высокая оборачиваемость обеспечивает увеличение объемов продаж и способствует увеличению выручки. Вместе с тем, значительное снижение этого показателя по сравнению с данными предыдущего года (низкая величина по сравнению со среднеотраслевыми значениями) может свидетельствовать о присутствии риска, связанного с нехваткой оборотных активов, следствием которого может стать снижение объемов выручки. Чем меньше значение периода оборота дебиторской задолженности, тем больше дополнительных денежных средств получает предприятие от своевременного вложения в оборот и отказа от коммерческого кредитования покупателей. Однако относительно длительный период оборота не всегда является негативным моментом при увеличении объемов продаж: если дополнительная прибыль, получаемая от увеличения выручки при использовании механизма рассрочки платежей, превышает издержки по финансированию дебиторской задолженности, такая политика является эффективной;

3. На рентабельность организации оказывают влияние большое число факторов, поэтому именно рентабельность является результирующим показателем деятельности. Этот показатель применяется для сравнения организаций одной отрасли. Стабильный рост показателя отражает высокую эффективность управления всеми видами ресурсов и затрат организации. В то же время значительное превышение среднеотраслевого значения требует тщательного анализа показателя и выявления причин отклонения, в том числе и по причине арифметических ошибок в расчетах. Типичной причиной высокого значения рентабельности собственного капитала большинства российских организаций, созданных в форме ООО, является отражение в отчетности  минимально допустимой величины уставного капитала в размере 10 тыс. руб. В результате показатель рентабельности собственных средств достигает гипертрофированно высоких значений и не может быть интерпретирован при проведении анализа. Показатели рентабельности не рассчитываются, если финансовый результат деятельности организации отрицательный.

4.1.2. Характеристика маркетинга

В дипломном проекте описываются структура и функции органов маркетинговой службы, степень ее децентрализации, функции ее отдельных подразделений, отдельных работников. Рассматривается формирование бюджета на маркетинг; стратегическое и оперативное планирование маркетинга; составление плана маркетинга (отбор маркетинговых мероприятий, определение сроков и затрат на их выполнение, оценка их эффективности); технико-экономические показатели, планируемые и отслеживаемые службой маркетинга, система оплаты труда маркетологов и персонала, занимающегося продажами.      

Если в организации есть средства автоматизации управления маркетингом (технические средства, комплекс программных средств,  информационная база) необходимо рассмотреть их взаимосвязь с другими функциональными подсистемами в интегрированной системе управления предприятием. Отдельно описывается (при ее наличии) CMR-система.

В ходе подготовки проекта надо описать и охарактеризовать:

  •  систему маркетинговых исследований,
  •  товарную политику организации,
  •  деятельность организации по разработке новых товаров и услуг,
  •  систему продвижения товаров,
  •  систему ценообразования,

и другие аспекты маркетинговой деятельности организации.

Рекомендуется провести SWOT и PEST анализ, оценить общее состояние потребительского рынка, его целевых сегментов, основных конкурентов.

В табл. 4.5 приведен пример характеристики расходов на маркетинг, которую необходимо дать в ходе написания дипломного проекта.

Таблица 4.5

Характеристика расходов на маркетинг организации

Показатели

Обозначение,

формула

расчета

Еди

ница измере-

ния

Значение показателей

20__г

20__г.

20__г.

Абсо

лютная  величина

Абсо

лютная  величина

Темп роста, %

Абсо-

Лют-

ная величина

Темп роста, %

Выручка

В

тыс. руб.

Суммарные расходы

СР=С+УР+КР

тыс. руб.

Прибыль (убыток) от продаж

ПП=В-СР

тыс. руб.

Расходы на маркетинговые коммуникации, в т. ч.:

МК=А+В+С

тыс. руб.

ATL реклама

А

тыс. руб.

BTL реклама (без учет расходов на связи с общественностью)

В

тыс. руб.

Связи с общественностью

С

тыс. руб.

Рентабельность расходов на МК по ПП

руб./ руб.

Доля расходов на МК в выручке

%

Доля расходов на МК в прибыли до вычета расходов на МК

%

Доля расходов на ATL рекламу в расходах на МК

%

Доля расходов на ВTL рекламу в расходах на МК

%

Доля расходов на СО в расходах на МК

%

Продолжение табл. 4.5

Показатели

Обозначение, формула

расчета

Еди-

ница измере-

ния

Значение показателей

20__г

20__г.

20__г.

Абсо-

лютная  величина

Абсо

лютная  величина

Темп роста, %

Абсо-

лютная  величина

Темп роста, %

Расходы на маркетинговые исследования

МИ

тыс. руб.

Расходы на разработку товаров

РТ

тыс. руб.

ФОТ персонала, занимающегося продажами и маркетингом, в т.ч.

З=ЗП+ЗМ

тыс. руб.

ФОТ персонала, занимающегося продажами

ЗП

тыс. руб.

ФОТ персонала, занимающегося маркетингом

ЗМ

тыс. руб.

Прочие расходы на сбыт1

ПС

тыс. руб.

ИТОГО расходы на маркетинг

РМ=МК+МИ+РТ+З+ПС

тыс. руб.

Доля расходов на маркетинг в выручке

%

Доля расходов на маркетинг в прибыли до вычета расходов на маркетинг

%

Расходы на маркетинг по различным статьям можно детализировать, например,  более подробно рассмотреть расходы на маркетинговые коммуникации в отдельной таблице.

Согласно табл. 4.5 можно проанализировать структуру расходов на маркетинг, рассчитав доли расходов на маркетинговые исследования, продажи, разработку товаров аналогично расчета доли затрат на маркетинговые коммуникации.

Необходимо привести и другие показатели, характеризующие маркетинговую деятельность организации. Они различны для организаций, занимающихся разными видами деятельности, не все показатели организации измеряют. Пример показателей приведен табл. 4.6.

Таблица 4.6

Маркетинговые показатели деятельности организации

Показатели

Единица измере-

ния

Значение показателей

20__г

20__г.

20__г.

Абсо-

лютная  величина

Абсо

лютная  величина

Темп роста, %

Абсо-

лютная  

величина

Темп роста, %

Количество точек дистрибуции

шт.

Доля рынка

%

Уровень известности торговой марки2.

%

Количество наименований выпускаемой продукции

шт.

Стоимость бренда

тыс. руб.

4.1.3. Выбор темы дипломного проекта

Примерные темы дипломных проектов и принципы выбора руководителя описаны в разделе 2. При выборе темы надо учитывать наличие информации для написания первой и третьей частей дипломного проекта.

Источниками информации могут быть:

- в первую очередь место прохождения преддипломной практики;

- место работы (обычно для студентов очно-заочного и заочного отделений);

- научная литература, интернет (для написания работ исследовательского характера).

Следует помнить, что тема выпускной работы определяется перед выходом студента на преддипломную практику. Во время преддипломной практики необходимо собрать материал для выпускной работы и включить его в отчет по преддипломной практике.


5. ЗАЩИТА ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА

Дипломный проект сшивается пружинным брошюратором после его подписания проверки на антиплагиат. На подписание проекта к защите представляются:

1. Задание (второй лист дипломного проекта)

2. Распечатанный, разрезанный, сложенный, но не сшитый проект в формате А5, печать с двух сторон. Если будут замечания и исправления, возможно надо будет перепечатать некоторые листы. Нельзя прокалывать дырки в листах и сшивать проект в скоросшиватель!

3. На титульном листе должны быть: подпись студента, подпись руководителя, подпись рецензента. Печать организации на титульном листе не ставится.

4. Дипломный проект в электронном виде, подготовленный для печати.

5. Электронная версия (MS PowerPoint) и распечатка презентации к докладу. Презентация должна быть подписана руководителем. Фон слайдов светлый (белый), буквы темные (черные), без анимации.

6. Подписанная рецензентом рецензия. Печать организации на рецензии обязательна.

7. Распечатка проверки на антиплагиат

Проект к защите подписывают назначенные заведующим кафедрой преподаватели по установленному графику примерно за неделю до даты защиты.


На защиту представляются:

1. Задание (подшито в работу вторым листом)

2. Сшитый пружинным брошюратором проект в формате А5, печать с двух сторон со всеми подписями на титульном листе.

3. Подписанная рецензентом рецензия с печатью организации, где работает рецензент.

4. 6 комплектов раздаточных материалов, основой которых является распечатка презентации.

5. Презентация в MS PowerPoint.

Приходить на защиту следует к 9.30 для копирования файлов презентаций на компьютер. Защита начинается в 10.00. Защита не проводится без руководителя. Руководитель представляет в ГАК свой отзыв.

Порядок проведения защиты:

1. Доклад защищающегося – до 10 мин.

2. Вопросы к защищающемуся – до 10 мин.

3. Оглашение рецензии и отзыва.

После того, как защитились все студенты, ГАК выставляет оценки, которые потом оглашаются защищавшимся.

Рекомендуемая структура доклада и сопровождающих доклад слайдов презентации, которых может быть от 10 до 25 в зависимости от скорости показа и содержания доклада:

1. До 5 слайдов с технико-экономическими показателями деятельности организации, характеристикой рынка, конкурентов, постановкой задачи дипломного проекта.

2. До 15 слайдов с результатами лично выполненных дипломником исследований и разработок по проекту.

3. До 5 слайдов с расчетом показателей эффективности.

В презентацию не следует включать материал теоретического раздела за исключением важных для практической части концепций, методов, моделей, формул (1-3 слайда)

Текст доклада надо составить заранее с учетом времени проговаривания (до 10 мин.) и соответствия содержанию слайдов. Скорость показа слайдов может быть различной. Рекомендуемая скорость – не более 1 мин. на слайд. Не следует зачитывать содержание слайдов в качестве доклада. Доклад надо выучить, чтение «по бумажке» на защите не допускается.


6. ОСОБЕННОСТИ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТИРОВАНИЯ И ЗАЩИТЫ ДИПЛОМНОГО ПРОЕКТА ПРИ ЗАОЧНОЙ И ДИСТАНЦИОННОЙ ФОРМАХ ОБУЧЕНИЯ

За полгода с будущим руководителем согласовывается тема и план дипломного проекта, место сбора информации. Руководитель составляет задание на дипломное проектирования, согласовывая его с заведующим кафедрой, и передает задание дипломнику. Дальнейшая работа руководителя с дипломником производится по электронной почте: консультации, проверка отдельных разделов, рекомендации. За полмесяца до защиты готовый дипломный  проект направляется руководителю, после его одобрения подписывается и передается заведующему кафедрой, который утверждает дипломный проект к защите в ГАК. Защита проводится в СПбГПУ, по месту жительства дипломника (при заочном обучении) или по Интернету в режиме видео-конференции. Подробнее см. на сайте кафедры http://www.kafedrapik.ru в разделе «Дистанционное обучение».


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

  1.  Методические рекомендации по составлению плана (программы) финансового оздоровления: Приказ Минэкономразвития России от 25 апреля 2007 г. № 57/134.
  2.  О внесении изменений в приказ «Об утверждении Концепции системы планирования выездных налоговых проверок»: Приказ ФНС РФ от 08.04.2011 г. № ММВ-7-2/258.
  3.  Авторский конспект лекции по дисциплине «Маркетинг». – Режим доступа: http://kafedrapik.ru/page.php?partkey=stud&razdelkey=metods&podrazdelkey=marke1
  4.  Авторский конспект лекций по дисциплине «Финансовый менеджмент». – Режим доступа: http://pages.kafedrapik.ru/course .
  5.  Авторский конспект лекций по дисциплине «Комплексный экономический анализ финансово-хозяйственной деятельности». – Режим доступа: http://pages.kafedrapik.ru/course.
  6.  Бригхем Ю., Эрхардт М. Финансовый менеджмент. / Под общ. ред. Е.А. Дорофеевой. .- СПб.: Питер, 2009. – 960с.
  7.  Гаранин Д.А. Оценка коммерческой эффективности проектов: Метод. указания. – Режим доступа: http://www.kafedrapik.ru.
  8.  Официальный сайт Федеральной службы государственной статистики. – Режим доступа: http://petrostat.gks.ru.
  9.  Правила оформления студенческих работ: Метод. указания / Сост.: В.А. Дуболазов, Н.В. Павлов. – СПб.: Изд-во Политехн. ун-та, 2012. – 24 с. – Режим доступа: http://www.kafedrapik.ru.


Приложение 1

Образец оформления титульных листов

 



Приложение 2

Бланк  задания на дипломное проектирование

  Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

политехнический университет»

Кафедра  предпринимательства  и  коммерции

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                       “____” _______________ 20__г.

                                         Зав.кафедрой      

__________________ В.А.Дуболазов

З А Д А Н И Е 

по  дипломному  проектированию

студенту __________________________________

1.  Тема  проекта    (работы)________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

(утверждена  распоряжением  по  факультету  от __________№ _________)

2.  Срок  сдачи  студентом  законченного  проекта  (работы) _____________

3.  Исходные данные  к  проекту  (работе) ____________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4.  Содержание  расчетно-пояснительной  записки  (перечень  подлежащих  разработке  вопросов)_____________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

5.  Перечень  графического  материала  (с  точным  указанием обязательных  чертежей) ___________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________

6.  Консультанты  по  проекту  (с  указанием  относящихся  к  ним  разделов  проекта,  работы) _________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________

7.  Дата  выдачи  задания _________________________________________

Руководитель ____________________________________________________

 

Задание  принял  к  исполнению ____________________________________

( дата )

________________________________________________________________

( подпись  студента )

ПРИМЕЧАНИЕ   1. Это задание  прилагается  к  законченному  проекту и вместе  с  проектом  представляется в ГАК.

2. Кроме  задания   студент  должен  получить  от руководителя  календарный  график  работы  над  проектом на весь  период   проектирования  (с  указанием   сроков выполнения  и  трудоемкости  отдельных  этапов).


Приложение 3

Образец оформления задания

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Санкт-Петербургский государственный

политехнический университет»

Кафедра  предпринимательства  и  коммерции

                                                                                                    УТВЕРЖДАЮ

                                                                       “____” _______________ 20__ г.

                                          Зав.кафедрой _________________ В.А. Дуболазов

З А Д А Н И Е 

по  дипломному  проектированию

студентке Ивановой И.Ю., гр. з6077/21

1.  Тема  проекта    (работы)  Разработка плана маркетинговых коммуникаций по выводу на рынок новой услуги «Абонементное обслуживание» в ООО «АВС».

(утверждена  распоряжением  по  факультету  от __________№ _________)

2.  Срок  сдачи  студентом  законченного  проекта  (работы) ____________.

3.  Исходные данные  к  проекту  (работе): 1. Данные о хозяйственной деятельности организации. 2. Данные о состоянии рынка и конкуренции по результатам анализа вторичной информации. 3. Климин А.И. Стимулирование продаж. – М: Вершина, 2007. – 272 с.  4. Аренс. Бове. Современная реклама. 5. Методические указания кафедры по дипломному проектированию.

4.  Содержание  расчетно-пояснительной  записки  (перечень  подлежащих  разработке  вопросов). Введение. 1. Характеристика рынка и деятельности организации. 1.1. Характеристика и технико-экономический анализ деятельности организации 1.2. Анализ рынка компьютерной техники и услуг в Санкт-Петербурге. 1.3. Формулировка задачи дипломного проектирования. 2. Маркетинговые коммуникации на рынках В2С. 2.1. Состав комплекса маркетинговых коммуникаций. 2.2. Специфика продвижения услуг на рынках В2С. 2.3. Анализ рекламы конкурентов. 3. Разработка плана маркетинговых коммуникаций новой услуги. 3.1. Описание новой услуги  3.2. Анализ конкурентных предложений . 3.3. Выбор  средств коммуникации. 3.4.  Разработка коммуникационных обращений 3.5. Календарный план маркетинговых коммуникаций 4. Технико-экономическое обоснование эффективности плана маркетинговых коммуникаций. 4.1. Прогнозирование дополнительной выручки от мероприятий. 4.2. Расчет затрат на проведение мероприятий. 4.3. Расчет показателей эффекта и эффективности. Заключение. Список использованных источников.                                                                              

5.  Перечень  графического  материала  (с  точным  указанием обязательных  чертежей, слайдов) 1 Технико-экономические показатели деятельности организации. 2. Характеристика рынка и сравнительный конкурентный анализ новой услуги. 3. План маркетинговых коммуникаций. 4. Анализ эффективности предложенных мероприятий.

6.  Консультанты  по  проекту  (с  указанием  относящихся  к  ним  разделов  проекта,  работы) _______________________________________________

7.  Дата  выдачи  задания: 17.06.10.

Руководитель: к.э.н., доцент ________________________ / А.И. Климин/

Задание  принял  к  исполнению ____________________________________

( дата )   ( подпись  студента )

ПРИМЕЧАНИЕ   1. Это задание  прилагается  к  законченному  проекту и вместе  с  проектом представляется в ГАК.

2. Кроме  задания   студент  должен  получить  от руководителя  календарный  график  работы  над  проектом на весь  период   проектирования  (с  указанием   сроков выполнения  и  трудоемкости  отдельных  этапов).

График выполнения работ

Глава 1 – 01.10.2010

Глава 2 – 25.11.2010

Глава 3 – 25% - 01.10.210, 100% - 01.11.2010

Глава 4 – 25.11.2010

e-mail: (указать)

тел.: (указать)


Приложение
4

Образец оформления реферата


Приложение 5

Образец оформления содержания

Содержание

          

ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………..

6

1. ХАРАКТЕРИСТИКА РЫНКА И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОРГАНИЗАЦИИ …………………………………………………………

8

  1.  Анализ технико-экономических показателей ООО «АВС»

8

  1.  Анализ рынка компьютерной техники и услуг в Санкт-Петербурге ……………………………………………………….………..

12

  1.  Анализ рекламы конкурентов ………………………………..

20

  1.  Формулировка задачи дипломного проекта ………………..

28

  1.  МАРКЕТИНГОВЫЕ КОММУНИКАЦИИ НА РЫНКАХ В2С

29

  1.  Состав комплекса маркетинговых коммуникаций ………….

29

  1.  Специфика продвижения услуг на рынках В2С  ...….……….

31

  1.  Основные решения при разработке плана маркетинговых коммуникаций …………………………………………………………….

34

  1.  РАЗРАБОТКА ПЛАНА МАРКЕТИНГОВЫХ КОММУНИКАЦИЙ.

39

  1.  Описание новой услуги  ………………………….……………

39

3.2. Выбор средств коммуникации ………………………..………

44

3.3. Разработка коммуникационных обращений ………………...

58

3.4. Бюджет на маркетинговые коммуникации …………………..

65

3.5. Календарный план  ……………………….....….........................

72

4. ТЕХНИКО-ЭКОНОМИЧЕСКОЕ ОБОСНОВАНИЕ  ……………….

76

4.1. Прогнозирование дополнительной выручки ……………..…

76

4.2. Расчет единовременных и текущих затрат …………………

82

4.3. Расчет показателей эффективности  ………………….………

87

ЗАКЛЮЧЕНИЕ…………………………………………..……………….

91

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ……………………

92

Приложение 1. Баланс ООО «АВС» (форма 1)

Приложение 2. Отчет о прибылях и убытках ООО «АВС» (форма 2)

Приложение 3. Расчет показателей технико-экономического обоснования


Приложение 6

Содержание и оформление рецензии

Рецензия
на дипломный проект студента гр. 5077/1 Иванова А.А

на тему "Разработка плана маркетинга для ООО "Азимут"

Рецензия содержит мнение рецензента по следующим вопросам:

  1.  Актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость.
  2.  Оценка корректности  поставленной  задачи,  обоснованность выбора метода ее решения,  полнота и достаточность анализа существующих методов решения,  использование типового программного обеспечения.
  3.  Оценка личного вклада дипломника  в  решение  поставленной задачи.
  4.  Завершенность проработки основных вопросов.
  5.  Качество выполненной работы,  ее достоинства, оформление и грамотность пояснительной записки.
  6.  Недостатки и замечания по дипломной работе (обязательны).
  7.  Особые отметки:  практическая значимость,  рекомендация  к внедрению,  исследовательский характер, рекомендация к публикации и др.

Заключение:  общий уровень выполненной работы, ее оценка, заслуживает ли дипломник присвоения квалификации маркетолога по специальности  080111.65   – Маркетинг.

Должность, место работы,

ученая степень, звание        подпись     Фамилия И.О.

Печать организации

Дата

Примечание: печать организации обязательна.


Приложение 7

Содержание и оформление отзыва руководителя

Отзыв руководителя
на дипломный проект студента гр. 5077/1 Иванова А.А

на тему "Разработка плана маркетинга для ООО "Азимут"

Руководитель обосновывает выбор темы дипломного проекта и характеризует работу дипломника:

  1.  Актуальность выбранной темы, ее теоретическая и практическая значимость.
  2.  Какая конкретно была поставлена задача перед дипломником (что обследовать, проанализировать, разработать и т.д.).
  3.  Как справился дипломник с темой,  поставленными  задачами, законченность разработки.
  4.  Характеристика дипломника и его работы: уровень подготовки,  самостоятельность,  творческий подход, умение работать с литературой, равномерность работы и т.п.
  5.  Замечания по выполнению  дипломной  работы:  какие поставленные перед  дипломником задачи не решены, недостаточно проработаны, в чем причины этого.
  6.  Особые отметки:  практическая значимость,  рекомендация  к внедрению,  исследовательский характер, рекомендация к публикации, рекомендация к продолжению обучения в аспирантуре и др.
  7.  Заключение: как дипломник в целом справился с темой, оценка, заслуживает ли дипломник присвоения квалификации маркетолога по специальности  080111.65   – Маркетинг.

Должность, место работы,

ученая степень, звание   подпись   Фамилия И.О.

Дата


                                                                                                Приложение 8

Расчет выручки в ценах базисного года

Показатели

Год

2009

2010

2011

Выручка в  текущих ценах, тыс. руб.

1500

2600

4000

Индекс цен на продукцию (работы, услуги), производимую организацией 3

1,06

1,09

1,07

Выручка в ценах базисного года, тыс. руб.

1500

        


Приложение 9

Средние значения финансовых показателей по отраслям и видам деятельности зарубежных компаний [6, с. 146 ]

Отрасль

Текущая ликвид-ность

Оборот

активов,

раз

Уровень заемных средств в пассиве, %

Период оборота

дебиторской

задолженности, дни

Рентабель-ность продаж, %

Рентабель-ность активов, %

Рентабель-ность соб-ственного капитала, %

Промышленность

   Аэрокосмическая и оборонная

1,21

1,01

58,81

47,08

4,02

4,05

13,39

   Автомобильная

1,41

0,77

64,89

163,15

3,95

3,05

17,06

   Лесная и бумажная

1,58

0,83

50,24

40,02

1,93

1,61

4,88

   Текстильная

2,41

1,23

59,12

50,02

3,30

4,06

12,59

   Табачная

1,18

0,92

40,46

24,24

7,01

6,48

35,71

   Пищевая

1,53

1,36

47,30

33,30

5,03

6,86

17,33

   Напитки

1,00

0,94

53,65

36,67

10,59

9,91

33,26

   Электроника

2,16

1,37

46,75

59,42

3,40

4,66

9,78

Бытовая техника

1,40

1,09

53,73

61,20

2,40

2,62

9,08

Строительство

2,18

1,04

58,14

26,79

3,17

3,30

9,81

Транспорт

Услуги связи

     Интернет

1,58

1,18

51,32

82,67

-6,67

-7,89

-17,67

     Газеты и прочие СМИ

1,14

0,62

50,77

57,63

7,05

4,39

13,91

     Телекомуникационые услуги

0,86

0,56

53,23

7,22

7,17

4,01

13,09

Реклама

0,96

0,69

73,47

184,39

4,46

3,10

14,51

Услуги образования

1,90

1,02

31,89

50,79

6,44

6,61

11,01

Здравоохранение

1,88

0,97

34,05

83,06

9,94

9,61

16,91

Досуг

1,37

0,45

49,15

61,23

2,95

1,31

3,49

Медицинское обслуживание

1,60

0,51

25,24

61,26

3,21

1,63

8,34

Гостиничный бизнес

1,13

0,64

49,23

26,96

5,52

3,54

8,57

Компьютерное ПО

1,62

1,01

47,78

72,30

8,06

8,13

17,05

Ресторанный бизнес

0,73

1,13

50,45

7,68

5,10

5,76

15,10

Водоснабжение

0,52

0,26

52,63

31,68

11,97

3,07

10,59

Розничная торговля

1,77

1,83

58,59

38,87

2,78

6,10

18,02


Приложение 10

Рентабельность отраслей промышленности РФ по данным налоговых

инспекций [2]

Отрасль

Рентабельность

продаж по прибыли от продаж, %

Рентабельность активов по прибыли

от продаж, %

2008 год

2009 год

2008 год

2009 год

Сельское хозяйство, охота и лесное хозяйство

10,8

8,4

5,1

3,1

Рыболовство, рыбоводство

8,8

21,4

2,7

14,5

Добыча полезных ископаемых, в том числе:

27,6

29,7

12,9

10,6

добыча топливно-энергетических полезных ископаемых

24,7

29,2

12,9

11,3

добыча полезных ископаемых, кроме топливно-энергетических

49,6

32,9

13,0

6,8

Обрабатывающие производства, в том числе:

17,7

12,5

11,1

5,6

производство пищевых продуктов, включая напитки, и табака

10,8

12,8

6,3

7,7

текстильное и швейное производство

4,7

6,4

1,0

0,4

производство кожи, изделий из кожи и производство обуви

8,0

5,8

4,0

1,4

обработка древесины и производство изделий из дерева

3,0

0,4

целлюлозно-бумажное производство; издательская и полиграфическая деятельность

9,4

9,4

4,3

4,9

производство кокса и нефтепродуктов

28,6

21,7

18,3

12,5

химическое производство

32,8

10,9

22,3

5,2

производство резиновых и пластмассовых изделий

7,0

7,3

2,6

2,3

производство прочих неметаллических минеральных продуктов

22,6

8,8

10,2

1,6

металлургическое производство и производство готовых металлических изделий, в том числе:

25,9

14,4

16,5

6,5

металлургическое производство

29,1

15,8

17,6

6,8

производство готовых металлических изделий

8,4

6,4

7,0

3,7

производство машин и оборудования

8,7

8,8

5,9

4,2

производство электрооборудования, электронного и оптического оборудования

9,1

8,3

6,7

3,5

производство транспортных средств и оборудования

4,4

1,2

Производство и распределение электроэнергии, газа и воды

4,7

7,4

2,1

4,0

Продолжение приложения 10

Отрасль

Рентабельность

продаж по прибыли от продаж, %

Рентабельность активов по прибыли

от продаж, %

2008 год

2009 год

2008 год

2009 год

Строительство

6,9

6,7

3,8

2,9

Оптовая торговля, включая торговлю через агентов, кроме торговли автотранспортными средствами и мотоциклами

15,1

10,3

3,8

8,4

Оптовая и розничная торговля; ремонт автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования, в том числе:

11,7

8,3

4,1

7,8

торговля автотранспортными средствами и мотоциклами, их техническое обслуживание и ремонт

5,3

3,5

9,3

2,0

Гостиницы и рестораны

10,7

9,0

8,9

4,8

Транспорт и связь

13,7

14,1

5,2

4,0

из них связь

30,6

31,9

14,3

10,5

Финансовая деятельность

5,5

4,8

Операции с недвижимым имуществом, аренда и предоставление услуг, в том числе:

12,3

10,4

3,7

3,9

научные исследования и разработки

10,9

9,1

3,8

3,3

Государственное управление и обеспечение военной безопасности; обязательное социальное обеспечение

6,1

5,1

4,5

1,0

Образование

8,3

8,2

6,0

6,4

Здравоохранение и предоставление социальных услуг

8,7

8,5

6,0

5,4

Предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг

15,4

9,4

4,0

Среднее значение показателя  по отраслям

14,1

11,5

6,0

5,7

1 Например, расходы на ГСМ и мобильную связь, командировочные расходы персонала, занимающегося продажами; проведение семинаров с дилерами и т.д.

2 Указать спонтанная или наведенная известность и дату измерения. Можно показать минимальный, максимальный и средний уровень известности бренда в течение года.

3 Информацию об индексе цен на продукцию можно найти на сайте Федеральной службы государственной статистики [8].

PAGE  1


PAGE 11 NUMPAGES 36PAGE  


PAGE  45


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17816. КРЕДИТ У РИНКОВІЙ ЕКОНОМІЦІ 72.5 KB
  ЛЕКЦІЇ ПО ДИСЦИПЛІНІ ГРОШІ ТА КРЕДИТ ТЕМА 6. КРЕДИТ У РИНКОВІЙ ЕКОНОМІЦІ ПЛАН 6.1. Кредит: необхідність сутність теорії формита види. 6.2. Процент за кредит. 6.3. Функції та роль кредиту. 6.1. Кредит: необхідність сутність теорії форми та види Необхідність к...
17817. ВАЛЮТНІ ВІДНОСИНИ І ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ 151.5 KB
  ЛЕКЦІЇ ПО ДИСЦИПЛІНІ ГРОШІ ТА КРЕДИТ ТЕМА 7. ВАЛЮТНІ ВІДНОСИНИ І ВАЛЮТНІ СИСТЕМИ ПЛАН 7.1. Поняття валюти валютний курс та конвертованість валют. 7.2. Валютний ринок: суть та основи функціонування. 7.3. Суть та необхідність валютного регулювання. 7.4. Валютні системи...
17818. ФІНАНСОВІ ОПЕРАЦІЇ НА ФОНДОВОМУ РИНКУ (РИНКУ ЦІННИХ ПАПЕРІВ) 165.5 KB
  ЛЕКЦІЇ ПО ДИСЦИПЛІНІ ГРОШІ ТА КРЕДИТ ТЕМА 8. ФІНАНСОВІ ОПЕРАЦІЇ НА ФОНДОВОМУ РИНКУ РИНКУ ЦІННИХ ПАПЕРІВ ПЛАН 8.1. Загальна характеристика фондового ринку. 8.2. Регулювання фондового ринку. 8.3. Інструментарій фондового ринку. 8.1. Загальна характеристика...
17819. Введение в микроэкономику 297.5 KB
  Лекция 1 Вводная Тема: Введение в микроэкономику Учебная цель лекции: изложить основные особенности объекта являющегося предметом изучения микроэкономики получение ответа на вопросы: 1 Что изучает микроэкономика 2 Для чего нужны экономические знания 3 С помо
17820. Основы теории производства и предложения благ 941.5 KB
  Лекция 2 Тема: Основы теории производства и предложения благ Учебная цель лекции: изложить основы теории производства выявить основные мотивы функционирования и параметры хозяйственной деятельности предприятия оказать содействие ра...
17821. Теория потребительского спроса. Понятие потребности, виды потребностей. Экономические блага 775.5 KB
  Теория потребительского спроса Учебная цель лекции: изложить основные положения теории потребительского спроса дать понятия потребностей экономических благ равновесия потребителя оказать содействие развитию у студентов
17822. Ценообразование на рынке совершенной конкуренции 1.6 MB
  15 Лекция 4 Тема: Ценообразование на рынке совершенной конкуренции Учебная цель лекции: изложить основные положения теории конкуренции дать характеристику рынка совершенной конкуренции как модели идеального рынка оказать содействие развитию ...
17823. Діяльність ЮНЕСКО 133 KB
  Міжнародна організація, спеціалізована установа рганізації Обєднаних Націй, яка при співпраці своїх членів-держав у галузі освіти, науки, культури сприяє ліквідації неписьменності, підготовці національних кадрів, розвиткові національної культури, охороні
17824. Ценообразование факторов производства 330 KB
  9 Лекция 6 Тема: Ценообразование факторов производства Учебная цель лекции: изложить основные положения теории факторов производства дать понятия прокатной и капитальной цены факторов производства оказать содействие развитию у студентов эк...