44191

Теоретическая и прикладная лингвистика

Книга

Иностранные языки, филология и лингвистика

Избранная тема необязательно должна быть абсолютно новаторской. Каждое исследование базируется на известных научных достижениях, являющихся опорой в поисковой работе, которая предполагает получение новых результатов, самостоятельные наблюдения и выводы.

Русский

2013-11-10

187 KB

10 чел.

PAGE  19

Минобрнауки России

ФГБОУ ВПО «Пермский государственный национальный

исследовательский университет»

Филологический факультет

Кафедра речевой коммуникации

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ

(ДИПЛОМНАЯ) РАБОТА

Методические рекомендации для студентов

специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика»

Пермь 2011


ВВЕДЕНИЕ

Государственными образовательными стандартами Высшего профессионального образования установлено, что выпускники университетов, в том числе специальности «Теоретическая и прикладная лингвистика», получают дипломы о высшем образовании, если сумеют пройти процедуру итоговой государственной аттестации.

Целью итоговой государственной аттестации Пермского государственного университета является оценка теоретической и практической подготовленности выпускника к осуществлению профессиональной деятельности и соответствия его подготовки требованиям Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (включая федеральный, национально-региональный и вузовский компоненты).

Итоговая государственная аттестация проводится Государственной аттестационной комиссией (ГАК) во главе с Председателем, утверждаемым Министерством образования и науки РФ; состав ГАК утверждается приказом Ректора Пермского государственного университета. В состав ГАК включаются представители работодателей.

К итоговым аттестационным испытаниям допускаются студенты, успешно завершившие освоение основной образовательной программы в соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования.

Итоговая государственная аттестация включает в себя два испытания профессиональной зрелости. Выпускник должен, во-первых, успешно сдать государственные экзамены (для студентов, специализирующихся по лингвистике, это экзамены по прикладной лингвистике и основному иностранному языку); во-вторых, написать и защитить перед Государственной аттестационной комиссией выпускную квалификационную работу (так официально именуется то, что чаще называют дипломной работой, дипломным сочинением или проектом).

Выпускная квалификационная (дипломная) работа определяет уровень научной и профессиональной подготовки выпускника. Она должна представлять собой самостоятельное научное исследование, в котором выпускник должен продемонстрировать умение выделить и исследовать проблему, актуальную в определенной области лингвистики; проявить способность исследовать проблему, анализировать имеющийся эмпирический материал и научную литературу, делать обоснованные выводы, используя базовые теоретические и практические знания, полученные в процессе общепрофессиональной и специально-профессиональной подготовки.

Хорошая дипломная работа, и исследовательская и профессионально-практическая, всегда является авторским произведением. Ее содержание, выводы и стиль определяются автором (при помощи научного руководителя). Эти стороны работы трудно регламентировать. Однако существуют строгие правила, определяющие жанровые признаки дипломной работы, ее формальные особенности и процедуру защиты. Настоящие методические рекомендации посвящены изложению этих простых, но обязательных правил. Они помогут студентам успешно представить результаты своего творческого труда.

1. ЭТАПЫ РАБОТЫ НАД ДИПЛОМНЫМ СОЧИНЕНИЕМ

Работа над дипломным сочинением включает в себя несколько этапов: 1) выбор и официальное утверждение темы, 2) библиографический поиск и исследование истории и теории вопроса, 3) сбор и анализ материала исследования, 4) работу над текстом дипломного сочинения.

Охарактеризуем каждый из этапов, помня, что их последовательность имеет не столько хронологический, сколько логический характер. Иначе говоря, в реальной практике указанные этапы не следуют жестко один за другим, а совмещаются, частично накладываются один на другой. Например, сформулированная вначале тема может существенно уточниться в ходе исследования, работа над фрагментами текста идет на фоне изучения истории вопроса и т. д.

1.1. Выбор и официальное утверждение темы

Выбор темы исследования – дело ответственное, и отнестись к нему следует со всей серьезностью. Точно найденная и сформулированная тема – залог успеха. Объект и предмет исследования должны представлять научный и профессионально-практический интерес; отраженный в формулировке темы ракурс их изучения должен обеспечивать актуальность и новизну работы. Избранная тема необязательно должна быть абсолютно новаторской. Каждое исследование базируется на известных научных достижениях, являющихся опорой в поисковой работе, которая предполагает получение новых результатов, самостоятельные наблюдения и выводы.

При выборе темы студент исходит из собственных предпочтений, интересов, но учитывает также научные интересы и направления работы преподавателей кафедры. Так, темы исследовательских дипломных работ, выполняемых на кафедре речевой коммуникации Пермского университета, можно сгруппировать по следующим направлениям:

1. Фундаментальные исследования в области речеведения (теории речевой коммуникации) и психолингвистики.

2. Компьютерное моделирование речевой коммуникации (автоматическая обработка текста, ИКТ в преподавании иностранного языка и др.).

3. Изучение активных процессов в современной коммуникации (блогосфера, социальные сети, политический и рекламный дискурс), в том числе противодействие противоправному дискурсу.

Студент может выбрать тему из списка, рекомендуемого кафедрой. Но не исключается и инициатива: можно предложить собственную тему для дипломной работы.  

При выборе темы следует руководствоваться следующими соображениями:

– тема должна соответствовать личным профессиональным интересам студента;

– тема должна содержать элементы новизны;

– тема должна быть значима в отношении возможностей практического применения результатов исследования;

– целесообразно браться за тему, изучение которой уже начато студентом ранее в курсовых работах. Опыт показывает, что поэтапное углубление одной и той же темы приводит к достойному результату, в то время как частая смена исследовательских интересов не способствует качественной специальной подготовке и осложняет выполнение итогового исследования.

Типичная ошибка автора дипломной работы – стремление объять необъятное. Чтобы достичь значимых результатов, желательно учесть следующие требования:

– формулировать тему узко и конкретно;

– точно выделить в ней предмет исследования;

– определить хронологические рамки и объем анализируемого материала;

– в рассмотрении проблемы опираться на имеющийся журналистский и исследовательский опыт.

Темы могут быть традиционными и новаторскими. В любом случае их разработка потребует нелегкой самостоятельной и творческой – поисковой, аналитической, практической и теоретической – деятельности.

Тема, избранная студентом и согласованная с научным руководителем, должна пройти обязательную процедуру утверждения. Свое желание писать диплом по той или иной теме, под руководством того или иного научного руководителя студент официально выражает в письменном заявлении (см. Приложение 1). Заявление, согласованное с научным руководителем, представляется студентами 4-го курса дневного отделения на кафедру речевой коммуникации не позднее 15 апреля (студентами 5-го курса заочной формы обучения – в течение 10 первых дней летней сессии). Далее утверждение тем дипломных работ проходит следующим путем: решение апрельского или майского заседания кафедры журналистики, решение майского заседания Ученого совета филологического факультета, издание деканом филологического факультета распоряжения об утверждении тем работ и научных руководителей выпускников.

1.2. Библиографический поиск и исследование истории вопроса

Серьезное изучение истории вопроса – необходимое условие любого исследования. Не надо изобретать велосипеды, открывать Америку, ломиться в открытые двери. Прежде чем выносить суждения о чем-либо в дипломной работе, следует выяснить, что уже сказано по интересующей вас проблеме, какие точки зрения и подходы существуют, какие выводы сформулированы, какой материал проработан. Разберитесь с тем, что уже сделано, и двигайтесь дальше. Иначе говоря, дипломнику необходимо как следует поработать с имеющейся по его теме исследовательской литературой.

Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Прежде всего, нелегко отыскать нужные источники в безбрежном море книг, сборников статей, журналов и сайтов. Основные работы вам подскажет, разумеется, научный руководитель, но большую часть пути придется пройти самостоятельно. Предстоит основательный библиографический поиск по вашей проблеме. Начинать надо с каталогов университетской библиотеки. Там вы найдете хотя бы основные монографии и сборники статей по теме. Но фонды вузовских библиотек не так богаты, как хотелось бы. Специальные, малотиражные издания в них зачастую отсутствуют. Не все закупается из новейшей литературы.

Внимательно просматривайте библиографические списки, помещенные в обнаруженных вами монографиях и статьях. Это проверенный и удобный способ поиска нужной литературы.

В качестве библиографических источников можно использовать указатели вышедших за год статей в последних годовых номерах профессиональных журналов, таких как «Вопросы языкознания», «Вестник Пермского университета. Серия Филология», «Вопросы психолингвистики» и др.

Но для полноты обзора нужно обязательно обратиться к специальным библиографическим источникам. Это журнальные, газетные и книжные летописи, тематические указатели и справочники, которые издает Книжная палата. Такие издания есть в научно-справочном отделе фундаментальной библиотеки Пермского университета. В отделе работают отличные специалисты-библиографы, которые помогут найти искомое.

Наконец, все большее значение в качестве источника информации и материалов приобретает Интернет. Воспользуйтесь его поисковыми системами и посмотрите, что есть в сети на ключевые слова вашей темы. Не забывайте при этом, что Интернет – это свободная информационная система. Здесь никто не отвечает за достоверность и качество представляемой информации. Поэтому следует разборчиво относиться к источникам. Предпочитайте сайты авторитетных организаций и авторов. Не пользуйтесь анонимными источниками.

Просматривая обнаруженные издания, обязательно делайте необходимые для дипломной работы выписки. Можно фиксировать материалы в любом виде: переписывать нужные места на карточки, ксерокопировать или сканировать страницы статей и книг. При этом не забывайте тщательно документировать источник. На каждой выписке (электронной или письменной) нужно обязательно отмечать, у кого и откуда она взята. Должны быть указаны автор, название статьи или книги, место и год издания, страница и общее количество страниц в источнике (последнее потребуется для составления списка литературы).  

Из выписок у вас постепенно сложится более или менее полное досье по вашей проблеме. Это будет ваш источник нужных цитат и основа для изложения истории вопроса в тексте работы. Другим продуктом библиографического поиска и изучения вопроса станет список использованной литературы в конце дипломной работы. Он должен быть достаточно обширным, репрезентативным и библиографически грамотным. Опытному рецензенту достаточно заглянуть в составленный вами список литературы, чтобы предварительно оценить уровень и качество работы.

1.3. Сбор и анализ материала исследования

Этот этап работы требует и значительных трудовых затрат, и максимальной тщательности. Прежде всего нужно точно ограничить хронологические рамки и объем анализируемого лингвистического материала. Это ограничение может быть сформулировано, например, в подзаголовке темы вашей работы. Его необходимо внятно обосновать во введении. Например, если вас интересуют особенности коммуникации в блогосфере, вам при помощи научного руководителя следует точно определить, какие блоги вы будете анализировать и за какой временной период. При этом следует обосновать, почему именно эти источники и именно за этот период вы анализируете. Установив рамки материала, вы берете на себя ответственность за полноту его обзора.  

1.4. Работа над текстом дипломного сочинения

Дипломная работа принадлежит к жанрам, имеющим жесткую каноническую структуру. Существуют четкие требования к каждой композиционной части работы, куда относятся введение, две или три главы (основная часть), заключение, список литературы и в некоторых случаях приложение. Охарактеризуем эти структурные части.

1.4.1. Введение

По объему введение составляет небольшую часть дипломной работы. Как правило, оно занимает от 5 до 7 страниц. Тем не менее по значению это едва ли не самая важная часть текста. Здесь содержатся почти все основные признаки, квалифицирующие работу.

 Во введении предлагается обоснование выбора темы (постановки проблемы), связанного с ее актуальностью и новизной, указывается объект и предмет изучения, дается краткий обзор литературы (историографическая справка). На этой основе формулируется цель и выдвигаются задачи. Предварительно оценивается значимость исследования (прежде всего практическая). Приводится характеристика источников, указываются принципы отбора и объем фактического материала. Обосновывается выбор методов исследования, принципов и способов описания фактического материала. Дается также интерпретация терминов, наиболее активно употребляемых в работе, определяется структура дипломной работы. 

Описание проблемы.

Проблема – это заявка, постановка тех вопросов, которые требуют своего разрешения и на которые будут даны ответы в дипломном исследовании. Обычно указывается на наличие ряда нерешенных проблем, из которых выделяется одна, и объясняется, почему рассматривается именно она.

Введение может начинаться фразой «Дипломная работа посвящена исследованию проблемы…».

Актуальность темы.

Обосновать актуальность – значит указать причины или факторы, обусловливающие необходимость исследования проблемы.

Можно предложить несколько путей обоснования актуальности темы:

– адресовать читателя к жизненным явлениям, к реальным фактам в лингвистике, сослаться на публикации в научной периодике, подтверждающие актуальность проблемы;

– сослаться на имеющиеся по теме научные исследования, указать, что выбранная вами проблема обсуждалась в лингвистике, но не получила достаточного освещения. В данном случае обоснование актуальности темы вашей работы совмещается с обзором литературы вопроса;

– привести социологические статистические данные (например, результаты опроса по данной проблеме) как доказательство наличия проблемы, что поможет понять ее составляющие и будет способствовать решению.

Возможны и другие версии обоснования.

Объект и предмет исследования.

Объект и предмет исследования в дипломных работах часто формулируются неточно, а иногда ошибочно воспринимаются как синонимы.

Объект – это то, что исследуется; это явление, порождающее проблемную ситуацию. Оно существует независимо от субъекта – исследователя (объект в данном случае можно ассоциировать с выражением «объективная реальность»).

Предмет формируется самим исследователем, исходя из накопленных знаний об объекте. Предмет – это то, что в границах объекта получает научное объяснение, та или иная сторона объекта, конкретный аспект его анализа.

Объект (а часто и предмет) находит отражение в названии дипломного сочинения. Приведем пример.  В работе на тему «Анализ содержания концептов на материале базы данных ассоциаций» объектом исследования является содержание концептов, связанных с обозначениями СМИ. Предметом же может быть вариативность содержания концептов, связанных со  средствами массовой коммуникации, в сознании молодых россиян. неверно было бы в качестве объекта указывать в данном случае базу данных вербальных ассоциаций молодых россиян – это не объект, а материал исследования.

Цель работы.

Цель дипломной работы по лингвистике состоит в решении основной проблемы исследования, обеспечивающей внесение некоторого вклада в теорию или практику лингвистики. Цель – это конечный результат исследования, то, чего автор намерен достичь в итоге.

Определение цели происходит на начальном этапе исследования, и в течение работы она редко меняется кардинально.  

Задачи работы.

Необходимо сформулировать несколько (обычно от 3 до 5) задач, которые нужно решить для достижения главной цели исследования. Это решение подпроблем, приводящее к решению общей проблемы. Формулировка задач исследования полезна еще и в том отношении, что каждая из задач способна формировать отдельную композиционную часть работы (главу, параграф).

Теоретико-методологическая основа исследования.

В данном разделе введения приводятся основные исходные положения, опираясь на которые автор строит собственные рассуждения. Следует назвать научные школы или отдельных ученых, труды которых послужили теоретической базой для вашего исследования.

Методы исследования.

Методы исследования определяются поставленными задачами и природой изучаемого объекта. Методы могут быть следующие историко-типологический, сравнительно-исторический («компаративистский»), историко-функциональный («герменевтический»), структурно-семиотический и культурно-контекстуальный и другие методы. Целесообразно указать, чему способствовало использование того или иного метода, для чего конкретно он применялся.

Материал исследования, или фактологическая база.

Фактологическая база – факты, явления, феномены, анализ которых осуществляется в работе; конкретный материал исследования. В состав материалов входят источники: СМИ, публикации которых подвергаются изучению, архивные фонды, компьютерные базы данных и пр. Материал следует кратко охарактеризовать. Если, например, в качестве источника используется научный журнал, то в работе приводятся все данные этого издания (редактор, тираж, годы существования, издательство, периодичность и т. д.).

Новизна работы.

Данный раздел введения предполагает определение того, что нового вносит работа в теорию и практический анализ проблемы. Новыми могут быть тема (проблема), если к ней обращаются впервые, материал, введенный вами в научный оборот, новый метод (подход), модификация уже известных методик исследования, полученные результаты.

Характеристика полученных результатов (или: теоретическое и практическое значение работы).

Необходимо указать, как результаты исследования используются или могут быть использованы в разного рода практической деятельности, прежде всего – в сфере журналистики.  

Оценка теоретической значимости исследования – это освещение полученных результатов с точки зрения их значения для развития науки, в вашем случае – лингвистики и, возможно, смежных с ней наук.

Апробация работы.

Данный раздел включается в работу в том случае, если автор имеет опубликованные научные труды, выступал с докладами на серьезных научных конференциях и т. п.

Структура работы.

Дается описание структуры, указывается количество иллюстраций, приложений и др.

Порядок композиционных частей введения варьируется исходя из логики рассуждения. Их раскрытие может быть дано как ответы на следующие вопросы: «Что я рассматриваю? (объект, предмет); «Почему я это рассматриваю?» (актуальность, новизна); «Как я это рассматриваю?» (проблемный срез, задачи, основные категории, метод); «Зачем (для чего) я это рассматриваю?» (цель); «Кому, зачем данная работа будет нужна, где она может быть использована?» (практическая и теоретическая значимость); «Что подвигло на написание работы, ради чего она предпринята?» (постановка проблемы).

Работая над введением, учитывайте, что по нему, даже без прочтения всего текста работы, можно достаточно адекватно оценить и полученные результаты (новизну, ценность), и квалификационные возможности автора (ясность мысли, четкость формулировок, логичность изложения и т. д.).

1.4.2. Основная часть

Структура основной части полностью определяется ее автором и зависит от поставленных задач, используемого материала.

Продумывая структуру своего исследования, следует учитывать некоторые общие принципы. Текст основной части делится на главы, главы – на параграфы. Построение глав, их очередность зависят от логики изложения. Смысловая последовательность является непременным условием научного сочинения. Разделы работы должны иметь такие заголовки, которые позволяют судить о логике повествования, являясь звеньями единой смысловой цепи. Названия глав не должны повторять название всей работы.

Каждая глава завершается краткими выводами – конспективными ответами на поставленные в параграфах вопросы. Выводы могут быть оформлены в виде тезисов. На основе выводов затем пишется заключение.

В исследовательской дипломной работе первую главу можно построить как историографическую. В этом случае глава посвящается обзору и анализу литературы по данной проблеме. Здесь проводится анализ ситуации в избранной для исследования области лингвистики, обосновываются новые пути решения соответствующих проблем. Главный вопрос этой главы: «Освещалась ли вообще ваша проблема до вас и если рассматривалась, то как?».

В обзоре литературы вопроса решаются следующие задачи:

– обозначается место, которое занимает выбранная проблема среди других проблем лингвистики;

– обнаруживается предыстория решения обозначенной проблемы: кто и что делал, какие достижения имеются, какова успешность предпринимавшихся попыток, в чем кроются причины неудач и пр.; на этой основе определяются степень изученности и новизна проблемы;

– освещается теоретическая значимость проблемы;

– демонстрируется осведомленность в литературе по данной теме.

Вступая в полемику, следует критиковать не самого автора, а оспаривать его суждения и аргументы. Надо вести с оппонентом конструктивный и обоснованный диалог, соблюдая принципы научной этики. Несогласие следует выражать корректно, используя такие, например, конструкции: «Требует дополнительной аргументации…», «Вызывает сомнение…», «Трудно согласиться с...» и т. п.

Необходимо продумать логику изложения материала. Логику можно позаимствовать у известного ученого, сославшись на него. Можно задать ее и самостоятельно. Это значит подчинить изложение последовательности своей мысли, своему видению проблемы, освещать чужие взгляды с собственной позиции, точки зрения, идеи, которая с доказательностью развернется в следующих главах. В этом случае ваша работа будет отличаться оригинальным, творческим подходом к анализу литературы. Логика обзора отражает логику последующего изложения в дипломной работе.

Названия главам, параграфам принято давать содержательные. Если в работе имеется раздел, содержащий обзор литературы, необходимо озаглавить его так, чтобы было понятно, о чем конкретно в нем пойдет речь. Словосочетание «обзор литературы» в названии не употребляется. Пишется, например, так: «Вариативность толкований термина концепт».

Если обзор литературы вошел во введение, то первая глава дипломной работы может быть теоретической, связанной с проблемами специфики лингвистических исследований (проблемами речевого воздействия и др.), с особенностями дискурса  или другими проблемами в соответствии с темой, материалом, задачами работы. В любом случае теоретическая обоснованность должна проявляться во всей работе. Каждая из глав качественного дипломного исследования отличается аналитизмом, сочетающим наблюдения предшественников и свои собственные.

Следующая глава, как правило, практическая, в которой проблема рассматривается на материале конкретных фактов, явлений лингвистики. Эта глава непременно должна отличаться доказательностью. Обычно практическая глава – основная в исследовании. Предыдущие части работы служат лишь подготовкой к ней: изучение истории и теории вопроса проводится для того, чтобы применить эти знания в конкретном анализе материала. Вместе с тем допустимы и даже желательны и работы мировоззренческие, теоретические; в этом случае практическая глава не будет играть главной роли в структуре работы.

Изложение материала в дипломном сочинении должно включать элементы синхронии и диахронии, поскольку обычно приходится изучать современные явления, имеющие свою историю.

Все названия композиционных частей работы в комплексе представлены в специальном разделе – оглавлении.

Важно помнить, что оглавление, цель которого – раскрытие логики мысли в исследовании, выстраивается в зависимости от поставленной проблемы, цели и задач, от формулировки темы. Поэтому структура основной части, отраженная в оглавлении, может свободно варьироваться.

По оглавлению можно предварительно судить об актуальности исследования, глубине анализа, широте изучения вопросов темы, особенностях ее раскрытия, поэтому построению и формулировкам оглавления следует уделить серьезное внимание.

1.4.3. Заключение

В заключении подводятся основные итоги исследования проблемы, формулируются практические и теоретические выводы и предлагаются перспективы на будущее. Это могут быть перспективы практического применения работы. Это могут быть и перспективы дальнейшего изучения проблемы. Осмысление последних показывает, что студент способен самостоятельно развиваться как исследователь.

Заключительные тезисы, обычно объемом 3-5 страниц, отличаются суммарностью теоретических суждений, комплексностью показателей, характеризующих уровень профессиональной подготовки выпускника.

1.4.4. Приложение

В качестве приложений к дипломному сочинению могут быть помещены материалы вспомогательного характера, дополняющие основной текст исследования, важные для понимания, интерпретации и практического использования результатов.

В приложении могут быть помещены:

– схемы;

– рисунки;

– таблицы, графики, данные эмпирических исследований и другие справочные материалы, содержание которых необязательно для понимания основного текста.

В основную часть включаются лишь те таблицы и документы, без которых трудно проследить логику изложения, а также те, которые подробно обсуждаются, анализируются в тексте. Материалы, только упоминаемые в тексте, лучше вынести в приложение, сделав в работе соответствующие ссылки.

В приложениях каждый документ должен получить свой порядковый номер и название.

Все таблицы и рисунки должны иметь отдельную друг от друга сквозную нумерацию. Ссылки на таблицы и рисунки в тексте делаются согласно их номерам. Таблицам и рисункам дают заглавия или снабжают их подписями, чтобы читателю не приходилось выискивать объяснения в тексте.

2. ОФОРМЛЕНИЕ ДИПЛОМНОЙ РАБОТЫ

2.1. Общие требования к оформлению текста

Главное требование к оформлению дипломной работы – единство технических принципов. Встречают по одежке, и исключений из этого правила не бывает. Нет более верного способа испортить впечатление о себе, чем представить на защиту неряшливо оформленную работу с разнобоем в шрифтах и интервалах, варьированием отступов в абзацах и т. п. Мы даже не говорим об опечатках и тем более – об орфографических и пунктуационных ошибках: работа должна быть тщательно вычитана. Если сомневаетесь в себе, обратитесь к помощи корректора.

Итак, дипломная работа оформляется следующим образом.

Объем текста (без приложений) составляет не менее 50 страниц. Текст набирается на компьютере в редакторе Microsoft Word: шрифт Times New Roman, кегль 14, интервал 1,5. В сносках используются уменьшенные шрифты и интервалы. Ширина полей: левое – 30 мм, правое – 15 мм, верхнее и нижнее – 20 мм.

После титульного листа (см. Приложение 2) следует оглавление с точным наименованием всех глав, параграфов и указанием номеров страниц.

Каждая глава (а также введение, заключение, библиографический список, приложение) начинается на новой странице, каждый новый параграф – на странице окончания предыдущего.

Названия глав следует набирать заглавными буквами, жирным шрифтом, без точки в конце и помещать по центру страницы (абзацный отступ в этом случае не нужен) или по левому краю. Например:

ГЛАВА 2

ОСОБЕННОСТИ СОВРЕМЕННОГО РАЗВЛЕКАТЕЛЬНОГО ТЕЛЕВИДЕНИЯ

Названия параграфов набираются строчными буквами, жирным шрифтом:

2.2. Характеристика молодежных юмористических передач («КВН», «Даёшь молодёжь», «Камеди Клаб»)

Названия глав и названия параграфов отделяются друг от друга дополнительным интервалом.

В заголовках не допускаются знаки переноса.

Текст дипломной работы распечатывается на листах формата А4 с одной стороны.

В ГАК представляется один экземпляр качественно отпечатанной работы, с подписями научного руководителя и заведующего кафедрой на титульном листе. Листы помещаются в стандартную твердую папку для дипломных работ. В папку вкладывается и диск с полным текстом сочинения (электронная копия).

2.2. Оформление приложения и таблиц

Приложения помещаются после списка литературы в порядке их упоминания в тексте. Каждое приложение следует начинать с нового листа. Слово «Приложение» и его номер пишутся обычно в правом верхнем углу страницы, например:

Приложение 1

 Если приложениями являются собственные публикации студента, то они располагаются в хронологическом порядке и нумеруются. На первой странице приложения (под заголовком «Приложение») помещается список прилагаемых публикаций: названия и даты опубликования. Публикации должны быть представлены в виде вырезок из газет или журналов. Допускается ксерокопирование или сканирование высокого качества.

Нумерация таблиц, размещенных в тексте дипломного сочинения, должна быть сквозной на протяжении всей работы. Слово «таблица» и ее порядковый номер (без знака «№») пишется сверху и справа от таблицы. Название таблицы размещается по центру. Например:

Таблица 1

Особенности реализации коммуникативных стратегий и тактик в юмористических передачах российского телевидения

При ссылке на таблицу указывается номер таблицы и страница, на которой она расположена.

2..3. Оформление сносок

В дипломной работе используются два типа сносок: внутритекстовые и подстрочные.

Подстрочные используются обычно для дополнительных (не основных для данного исследования) замечаний. Внутритекстовые служат для оформления ссылок на цитируемую или упоминаемую литературу.

Внутритекстовые сноски оформляются в самом тексте, обычно в квадратных скобках (или в круглых), в которых указывается фамилия автора исследования, год издания и номер цитируемой страницы. Например:

«…» [Арутюнова 1999: 53], где «Арутюнова» – автор монографии, «1999» – год издания, «53» – номер страницы. В списке литературы источник (полное название работы и ее выходные данные) обнаруживается по фамилии и году издания. По такому же принципу оформляются сноски на статьи из сборников, журналов и периодических изданий. Например:

«…» [Якобсон 2000: 24], где «Якобсон» – автор статьи, «2000» – год издания, «24» – номер цитируемой страницы. В списке литературы обязательно указываются полные выходные данные статьи: Якобсон Р.О. Новейшая русская поэзия. Набросок первый: подступы к Хлебникову / Р.О. Якобсон // Мир Велимира Хлебникова. – М., 2000. С. 20 – 77.

В том случае, если у книги или статьи имеются два автора, в скобках через запятую указываются фамилии обоих. Если авторов больше двух, то после фамилии второго ставится указание «и др.». Например: [Дускаева, Кожина и др. 2008: 49].

Если автором (авторами) в один год было издано две или более работы, в круглых скобках после года издания указывается порядковый номер источника в списке литературы. Например:

«…» [Ворошилов 2000(3): 74], где «Ворошилов» – автор монографии или статьи, «2000» – год издания, (3) – порядковый номер работы Ворошилова в списке литературы, «74» – номер страницы.  

Если цитата расположена на нескольких страницах, все они указываются в сноске: [Лотман 2001: 23 – 24].

Если в пределах одного предложения дипломной работы цитируется несколько положений, сноска выглядит так: [Бахтин 1998: 23, 47].

Если текст цитируется не по первоисточнику, а по другому изданию, сноску следует оформить так: [цит. по: Лотман 2001: 72].

Подобное цитирование возможно лишь в том случае, если первоначальный источник недоступен. Не забудьте при этом назвать в тексте автора цитируемой мысли.

Если в тексте не приводится конкретная цитата, а формулируется общая идея автора или идет ссылка на исследование (либо несколько исследований) в целом, то номер страницы не указывается. Например: Например: [Бахтин 1998]; [Гаспаров 2001; Лотман 2002].

Если в библиографическую сноску попадает несколько исследований (разных авторов), они располагаются по алфавитному принципу или по общепризнанной степени значимости работ в теории и практике журналистики.

Обратите внимание на пробелы и знаки препинания внутри скобок. Внутритекстовая сноска – это часть предложения, поэтому знаки препинания ставятся по обычным правилам:

«…» [Лотман 2001: 53]. – Точка после скобок, а не после кавычек;

«…» [Лотман 2001: 53], текст. – Запятая после сноски, если она расположена в середине предложения.

Если ссылка на тот или иной источник используется несколько раз (два или более) на одной и той же странице, повторная ссылка заменяется обозначением: [там же]. Если цитируется фрагмент, расположенный в первоисточнике на той же странице, что указана в первоначальной сноске, то номер страницы вторично не приводится. Если страницы не совпадают, то они указываются, например: [там же: 75].

При использовании подстрочных сносок в тексте помещается номер сноски, а внизу на данной странице под соответствующей цифрой приводится высказывание. Нумерация сносок может на каждой странице начинаться заново, а может быть сквозной, т. е. продолжаться на протяжении всей работы. Подстрочные сноски набираются более мелким шрифтом (кегль 12).

 

2.4. Оформление списка литературы

Источники в списке литературы располагаются в алфавитном порядке: по алфавиту авторов или названий произведений. Книги, статьи, периодические издания, справочная и иная литература не разбиваются по отдельным разделам списка.

Содержащиеся в списке литературы источники должны быть пронумерованы (сквозная нумерация). Список должен содержать только те источники, с которыми студент действительно работал.

Если в список входит литература на иностранных языках, она следует за литературой на русском языке. Источники из Интернета указываются после литературы, изданной на традиционных бумажных носителях.

Анализируемые в дипломной работе издания – подшивки газет, журналов, электронные материалы – указываются в конце списка использованной литературы или оформляются отдельно как «Список исследованных материалов».

Список литературы оформляется в соответствии с установленными правилами библиографического описания источников (см. примеры ниже). Указывать издательство необязательно. Но необходимо соблюдать принцип единообразия: или вы нигде не указываете издательство, или указываете его во всех источниках. Количество страниц желательно указать.

Приведем примеры библиографического описания.

Книга:

1.  Жолковский А.К. Работы по поэтике выразительности. Инварианты – тема – приемы – текст / А.К. Жолковский, Ю.К. Щеглов. – М.: АО Издательская группа «Прогресс», 1996. – 344 с.

2. Баранов А.Н. Введение в прикладную лингвистику: Учебное пособие. М.: Эдиториал УРСС, 2001. – 360 с.

Сборник:

3. Стереотипность и творчество в тексте / под ред. М.П. Котюровой. – Пермь: Перм. ун-т, 2005. –  Вып. 8. – 372 с.

4. Проблемы филологии глазами молодых исследователей / сост. Е.В. Овчинникова. – Пермь: Перм. ун-т,, 2009. – 186 с.

Автореферат диссертации: 

5. Овчинникова Е.В. Грамматикализация неопределенного местоименя «один» (на материале македонского языка): автореф. дис.  ...  канд. филол. наук / Е.В. Овчинникова. – Пермь, 2008. – 22 с.

Статьи в журналах и сборниках материалов конференций:

6. Горохов М.Ю. Реклама – двигатель регресса? / М.Ю. Горохов // Проблемы массовой коммуникации на рубеже тысячелетий: материалы Всероссийской науч.-практ. конф. – Воронеж, 2003. – С. 120-121.

7. Кобозева И.М. Семантические проблемы анализа политической метафоры, Вестник МГУ. Серия 9. Филологические науки. 2001. -  №6. - С. 132-149. 

Материал в газете:

Номер газетной страницы, на которой расположена статья,  указывается обычно в том случае, если объем издания составляет более 8 страниц. При оформлении газеты в списке исследованных текстов указывается не номер выпуска, а его число и месяц. Приняты следующие сокращения названий месяцев: янв., февр., апр., авг., сент., окт., нояб., дек. Март, май, июнь, июль – не сокращаются. В тексте работы и в списке исследованных материалов можно использовать и цифровое обозначение даты выпуска, например: [Известия, 02.11.05].

Беседа, интервью:

Если преобладает текст ответов на вопросы журналиста, описание источника составляют под фамилией того, кто отвечал, а фамилию журналиста приводят в сведениях об ответственности (после одной косой черты):

Чупринин С. Русская литература жива, и живет она по-прежнему / беседовал Е. Лесин // Книжное обозрение, 1998. – № 11. – С. 8.

Если в тексте преобладают комментарии журналиста, то описание составляют под его фамилией, а фамилию собеседника указывают в сведениях об ответственности:

Василевецкий А. Бытие и сознание / [Интервью с М.А. Александровичем] // Литературная газета. – 1995. – 27 сент. – С. 6.

Источники из Интернета:

http://media.utmn.ru

Абашев В.В. Пермь как текст: пермский текст в русской культуре и литературе XX века // http://yuryatin.psu.ru

 

Внимательно прочтите следующие рекомендации, чтобы не допустить типичных ошибок:

1. Данные о лицах, участвовавших в подготовке издания (составители, редакторы и т. д.), помещаются в сведениях об ответственности – после одной косой черты. Например: Языковые механизмы воздействия на человека: монография/ С.А. Осокина. – Барнаул: Изд-во «Графикс», 2007. – 224 с.

2. Перед одной и двумя косыми чертами точка не ставится. До и после знаков / и // необходимо делать пробел.

3. Старайтесь, чтобы в библиографическом списке у авторов были указаны инициалы имени и отчества. Исключения составляют иностранные авторы (указывается лишь инициал имени) и русскоязычные авторы газетных и журнальных публикаций, чье отчество может быть вам неизвестно.

4. Обратите внимание на то, что в указании на автора книги в начале описания инициалы идут после фамилии: Засурский Я.Н. После одной косой черты при указании на автора, редактора или составителя сначала приводятся инициалы, а потом фамилия: Я.Н. Засурский; под ред. Я.Н. Засурского; сост. Я.Н. Засурский.

5. Номер выпуска, части, тома и т. д. обозначается арабскими цифрами: Вып. 2; Ч. 1; Т. 14.

2..5. Особенности оформления профессионально-практической

дипломной работы

Теоретическая часть дипломного исследования профессионально-практического типа оформляется в соответствии с общими рекомендациями к дипломным работам.

Для оформления творческой части может быть предложено несколько вариантов.

Если в качестве творческой основы дипломного проекта на защиту представлены книга очерков, сборник статей, то они уже сами по себе являются неотъемлемой частью дипломной работы, сдаются для рецензирования и ознакомления членам ГАК.

Подборку газетных публикаций можно сдать в специальной папке или в виде подшивки, сформировав ее в логической последовательности: по хронологии, по жанрам, по динамике и т. д.

Материалы радиоэфира с тем же условием логической последовательности монтируются на аудиокассету или записываются на СD диск; вместе с кассетой к дипломному проекту прилагается микрофонная папка передачи, сообщающая все исходные данные радиоэфира и содержащая полную расшифровку радиосценария.

Видеофильм, телеочерк или подборка видеоматериалов записываются на видеокассету формата УН8 (в чистовом варианте, с раккордами); вместе с кассетой сдается микрофонная папка данной телепередачи. Если на кассете смонтирована подборка видеосюжетов, сценарии их объединяются в общую папку с указанием времени выхода в эфир. В качестве электронного носителя информации могут быть представлены к защите компакт-диски с записью теле- и радиопрограмм, рекламных роликов и т. д. Не исключается возможность использования других носителей (дискет и т. п.), если это является необходимым аргументом темы дипломного проекта.

Объем творческой части дипломного проекта не регламентирован, однако не следует увеличивать его искусственно. Оптимальный вариант для печатной продукции – не более 2 печатных листов, для эфирных материалов – 15-25 мин.

Все представленные материалы должны быть заверены печатью соответствующего СМИ и подписью редактора.

3. Процедура защиты дипломной работы

3.1. Предзащита

Примерно за три недели до защиты на кафедре проходит предзащита дипломных работ. Это позволяет студенту лучше подготовиться к защите, увидеть и исправить имеющиеся ошибки, понять, каких замечаний и вопросов следует ожидать, и, что особенно важно, оценить степень готовности работы.

В случае успешной предзащиты выпускник получает допуск к защите, на кафедре утверждается его оппонент.

Окончательный вариант работы студент представляет научному руководителю не позднее, чем за 10 дней до защиты, а оппоненту – за неделю.

На титульном листе должны стоять подписи автора, научного руководителя и заведующего кафедрой. К работе прилагается отзыв научного руководителя.

3.2. Отзыв научного руководителя

Отзыв научного руководителя включает в себя:

– характеристику работы (в целом и по всем разделам), указание ее достоинств и недостатков;

– оценку полученных в работе результатов с точки зрения их соответствия поставленным задачам;

– определение степени самостоятельности студента, проявленной в ходе выполнении работы.

Научный руководитель может обозначить и «историю» дипломной работы: формирование и разработку темы в предыдущих (курсовых) проектах, связь проведенного исследования с практической деятельностью выпускника.

3.3. Рецензирование

Оппонент, назначаемый из числа преподавателей кафедры журналистики или специалистов-практиков, дает независимую объективную оценку дипломной работы.

Рецензия на дипломную работу может быть написана в произвольной форме, но в ней должна содержаться следующая информация:

1. Констатирующее описание рецензируемой работы: указание темы, направления, предмета исследования, структуры, объема и других объективных признаков.

2. Общая оценка – определение места данного исследования в поле научных проблем: указание на степень новизны и актуальности, на практическую (и возможно – теоретическую) ценность работы, широту охвата и глубину разработки темы, на особенности решаемых проблем и др.

3. Детализированная оценка дипломной работы. В рецензии отмечаются положительные стороны (успешные моменты) работы и формулируются замечания, которые могут относиться:

а) к содержанию – положениям, утверждениям, мнениям, интерпретации, результатам и т. п.;

б) к структуре – размерам, соотношению частей, их последовательности, раскрытию материала, общему объему и т. д.;

в) к логике мышления (изложения) автора, его методологии и др.;

г) к приемам, использованным в обсуждаемой работе, – статистическим, социологическим и др.;

д) к характеру изложения – стилю, степени понятности текста и т. п.;

е) к оформлению работы.

4. Экспертное заключение, которое включает в себя:

а) общую оценку квалификационного уровня работы;

б) возможность ее использования в практической деятельности;

в) констатацию соответствия (несоответствия) требованиям, предъявляемым к дипломным работам;

г) оценку, которой заслуживает данная работа.

Рецензия должна завершаться выводом о соответствии (или несоответствии) работы основным требованиям, предъявляемым к выпускной квалификационной работе.

3.4. Защита

Защита дипломной работы происходит на открытом заседании Государственной аттестационной комиссии (ГАК), на котором могут присутствовать и задавать вопросы все желающие. Для успешной защиты необходимо хорошо подготовить свое выступление, так как дипломная работа оценивается не только научным руководителем и оппонентом, но и ГАК. Оценка последней, в отличие от двух первых, зависит не только от письменного, но и – главным образом – устного представления работы.

3.4.1. Выступление дипломника

Защитная речь – краткое (реферативное) изложение содержания работы. Здесь дается общее представление о дипломном проекте, отражается содержание проделанной работы. Обычно выступление готовится на основе введения, выводов основной части и заключения. Защитную речь принято начинать словами: «Уважаемые председатель и члены Государственной аттестационной комиссии! Вашему вниманию предлагается работа на тему...»

Текст выступления должен содержать основные идеи дипломной работы, за которые автор готов взять на себя ответственность: исходные теоретические положения (то, что было сделано раньше) и результаты собственного исследования.

Стиль выступления должен быть всецело рассчитан на устное восприятие. В защитной речи обязательно наличие ключевых слов, которые очерчивают круг основных понятий, использованных в дипломной работе. Для легкости восприятия сложные термины следует кратко пояснить.

Время выступления дипломника – не более 10 минут.

3.4.2. Дискуссия

На защите профессионально-практического дипломного проекта особое значение приобретают вопросы членов ГАК к будущему лингвисту. Весьма вероятно возникновение дискуссии.

Умение отвечать на вопросы, ориентироваться в ситуации, отстаивать свою позицию – слагаемые факторы удачной защиты дипломной работы любого типа.

Процедура защиты предполагает определенную последовательность действий. После краткого изложения дипломником содержания своей работы следуют вопросы членов комиссии и ответы на них автора дипломного проекта. Ответы должны быть краткими и четкими, по существу. Затем выступает оппонент. Он анализирует работу, высказывает критические замечания, дает общую оценку проведенного исследования. Выпускник отвечает на замечания оппонента. После этого возможность выступить дается всем желающим принять участие в обсуждении. В завершение процедуры студенту предоставляется заключительное слово.

3.4.3. Решение ГАК

После защиты члены ГАК остаются на закрытое заседание для определения оценки за дипломную работу и ее защиту. При обсуждении учитываются содержание работы, глубина и качество исследования, степень самостоятельности, уровень профессиональных знаний, выводы и предложения, качество оформления и уровень защиты. Комиссия должна быть убеждена, что по уровню профессиональной компетенции выпускник готов к самостоятельной работе. Результаты защиты дипломного исследования определяются оценками «отлично», «хорошо», «удовлетворительно», «неудовлетворительно».

Свое решение ГАК принимает на закрытом заседании путем открытого голосования – простым большинством голосов присутствующих членов ГАК. При равном числе голосов решающим является голос председателя. Решение ГАК объявляется председателем публично в тот же день, после оформления протоколов заседания. Название темы защищенной дипломной работы и полученная оценка заносятся в зачетную книжку и в выписку из экзаменационных ведомостей (вкладыш), прилагаемую к диплому об окончании университета.

Экземпляр дипломной работы, который был представлен на защиту, студенту не возвращается. Он хранится в архиве кафедры.

В случае признания дипломной работы и (или) ее защиты неудовлетворительной ГАК устанавливает, может ли студент представить к повторной защите тот же дипломный проект после его доработки или он должен подготовить работу по новой теме.

В случае повторно полученной неудовлетворительной оценки выпускник лишается права на последующую защиту и ему выдается справка установленного образца о завершении теоретического курса обучения или – по его просьбе и по решению университета – диплом о неполном высшем образовании.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

  1.  Басаков М.И. От реферата до дипломной работы. Рекомендации студентам по оформлению текста / М.И. Басаков. – Ростов-на-Дону, 2001.
  2.  Келоник В.В. Работа над дипломным сочинением. В помощь студентам-журналистам / В.В. Келоник, В.Г. Сесюнин. – Свердловск, 1981.
  3.  Кузнецов И.Н. Научное исследование: методика проведения и оформление / И.Н. Кузнецов. – М., 2004.
  4.  Методика изучения периодической печати. – М., 1977.
  5.  Методические рекомендации студентам-филологам по написанию дипломной работы / сост. А.М. Корокотина, Н.К. Фролов. – Тюмень, 1991.
  6.  Памятка дипломнику (методические указания) / сост. М.И. Алексеева. – М., 1999.
  7.  Рогожкин Ю.М. Подготовка и защита письменных работ: учебно-практическое пособие / Ю.М. Рогожкин. – М., 2002.
  8.  Эко У. Как написать дипломную работу. Гуманитарные науки. Учебно-методическое пособие / У. Эко. Пер. с ит. Е. Костюкович. – М., 2003.

Приложение 1

Образец заявления студента о написании и защите

дипломной работы

                         Декану филологического факультета

                                  Пермского государственного университета

                                           профессору Б.В. Кондакову

                                           студентки 5 курса

                                   специальности «Теоретическая и приклад  

                                   ная лингвистика»

                                   очного отделения

                                   филологического факультета

           Деминой Полины Сергеевны

ЗАЯВЛЕНИЕ

 


Прошу разрешить мне в 2010-2011 учебном году написание и защиту выпускной квалификационной работы на тему «Анализ содержания концептов на материале базы данных ассоциаций» под   руководством профессора кафедры речевой коммуникации И.Г. Овчинниковой

              05.11.2010                                   Подпись студента

                                               

                                                         Подпись научного руководителя

Приложение 2

Образец титульного листа дипломной работы

ФЕДЕРАЛЬНОЕ АГЕНТСТВО ПО ОБРАЗОВАНИЮ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ПЕРМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Филологический факультет

 

                                                     Кафедра речевой коммуникации

АНАЛИЗ СОДЕРЖАНИЯ КОНЦЕПТОВ НА МАТЕРИАЛЕ БАЗЫ ДАННЫХ АССОЦИАЦИЙ

                    Дипломная работа студентки 5 курса

                       дневного отделения  филологического

                                 факультета специальности

                                 «Теоретическая и прикладная лингвистика»

                                  Деминой Полины Сергеевны

  Научный руководитель –

         доктор филологических наук

                                  профессор кафедры речевой коммуникации

                                           Овчинникова Ирина Германовна

Пермь 2011

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

2

1.       Этапы работы над дипломным сочинением

2

1.1.    Выбор и официальное утверждение темы

3

1.2.    Библиографический поиск и исследование истории  

         вопроса

4

1.3.    Сбор и анализ материала исследования

5

1.4.    Работа над текстом дипломного сочинения

5

1.4.1. Введение

5

1.4.2. Основная часть

7

1.4.3. Заключение

8

1.4.4. Приложение

9

2.       Оформление дипломной работы

9

2.1.    Общие требования к оформлению текста

9

2.2.    Оформление приложения и таблиц

10

2.3.    Оформление сносок

10

2.4.    Оформление списка литературы

12

2.5.    Особенности оформления профессионально-практической       

         дипломной работы

13

3.       Процедура защиты дипломной работы

14

3.1.    Предзащита

14

3.2.    Отзыв научного руководителя

14

3.3.    Рецензирование

14

3.4.    Защита

15

3.4.1. Выступление дипломника

15

3.4.2. Дискуссия

15

3.4.3. Решение ГАК

16

Рекомендуемая литература

17

Приложение 1. Образец заявления студента о написании и

                          защите дипломной работы

17

Приложение 2. Образец титульного листа дипломной работы

18


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66884. Системное проектирование программных средств 173 KB
  Цели и принципы системного проектирования сложных программных средств Комплекс формально организованных мероприятий по достижению единой цели создания сложной системы с требуемыми характеристиками качества при ограниченных ресурсах получил название...
66886. МОДЕЛИРОВАНИЕ КАК МЕТОД НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ 206.5 KB
  Компьютерная модель это программная реализация математической модели дополненная различными служебными программами например рисующими и изменяющими графические образы во времени. Это лишь другая форма абстрактной модели которая однако может интерпретироваться не только математиками...
66887. Предмет теории моделирования 105 KB
  Познание любой системы S сводится по существу к созданию её модели. Сами ВС как сложные и дорогостоящие технические системы могут являться объектами моделирования. Обычно процесс разработки сложной системы осуществляется итерационно с использованием моделирования проектных решений.
66888. Побудова розгорток паперових моделей будівлі засобами комп’ютерної графіки 647 KB
  Графіка – вид мистецтва, що включає малюнок і художнє зображення (походить від грецькі слова графо, що означає пишу, креслю, малюю). Комп’ютерна графіка – це галузь знань, що вивчає та розробляє методи і засоби синтезу, збереження й перетворення цифрових зображень за допомогою ЕОМ та інших технічних пристроїв.
66889. Базовые понятия цифровой электроники 215 KB
  К тому же поведение цифровых устройств всегда можно абсолютно точно рассчитать и предсказать. Однако у цифровых сигналов есть и крупный недостаток. Поэтому максимально достижимое быстродействие аналоговых устройств всегда принципиально больше чем цифровых.
66890. Программная инженерия в жизненном цикле программных средств 143 KB
  Первый класс составляют относительно небольшие программы создаваемые одиночками или небольшими коллективами 3 –5 специалистов которые: создаются преимущественно для получения конкретных результатов автоматизации научных исследований или для анализа относительно простых...
66891. ХРОНОЛОГИЧЕСКАЯ СПРАВКА 53 KB
  От 2 млн. лет назад Первые свидетельства протокультурной деятельности на Земле. Обработка камня и кости, использование примитивных орудий - начало каменного века. Полуживотное собирательство и охота. Естественные жилища - норы и пещеры.
66892. Принципы и понятия планирования 73 KB
  Планирование представляет собой особую форму деятельности направленную на разработку и обоснование программы экономического развития предприятия и его структурных звеньев на определенный календарный период в соответствии с целью его функционирования и ресурсным обеспечением.