44198

СТРУКТУРА, ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Книга

Архивоведение и делопроизводство

Курсовая работа проект Курсовые работы проекты являются составной частью учебного процесса одной из самостоятельных форм деятельности студента. Курсовые работы выполняемые студентами II III и IV курсов дневного и заочного отделений на кафедре документоведения и библиотековедения занимают определенное место в системе профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации. Общий характер курсовых работ: Специальность Библиотечноинформационная деятельность На 2 курсе дневного и заочного отделения студенты выполняют...

Русский

2013-11-10

231 KB

1 чел.

УЛЬЯНОВСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА

КАФЕДРА ДОКУМЕНТОВЕДЕНИЯ И БИБЛИОТЕКОВЕДЕНИЯ

Методические рекомендации по выполнению

курсовых и дипломных работ (проектов)

для студентов по специальностям

«Библиотечно-информационная деятельность»,

«Документоведение и документационное обеспечение управления»

Ульяновск, 2009

СТРУКТУРА, ПРАВИЛА ПОДГОТОВКИ И ОФОРМЛЕНИЯ РЕЗУЛЬТАТОВ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ УЧЕБНОЙ И НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТОВ

Раздел 1. КУРСОВАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

1.1. Курсовая работа (проект): назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к курсовым работам (проектам).

1.2. Особенности содержания курсовых работ (проектов) в зависимости от года обучения и специальности.

1.3. Порядок выполнения курсовых работ (проектов).

1.1. Курсовая работа (проект)

Курсовые работы (проекты)  являются составной частью учебного процесса, одной из самостоятельных форм деятельности студента. Они способствуют углублению и закреплению теоретических знаний, приобретенных в ходе изучения общенаучных и специальных дисциплин.

Значение курсовых работ определяется тем, что они приучают профессионально мыслить, формируют творческое мышление, учат применять в конкретных условиях разнообразные методы научных исследований.

Курсовые работы, выполняемые студентами II, III и IV курсов дневного и заочного отделений, на кафедре документоведения и библиотековедения, занимают определенное место в системе профессиональной подготовки специалистов высшей квалификации.

Общий характер курсовых работ:

Специальность «Библиотечно-информационная деятельность»

  •  На 2 курсе дневного и заочного отделения студенты выполняют теоретические работы в рамках следующих дисциплин «Введение в специальность», «Информационная культура», «Документоведение», «Социальные коммуникации», «История библиотечного дела», «История библиографии»;
  •  На 3 курсе дневного и заочного отделения студенты составляют рекомендательные и научно-вспомогательные библиографические указатели;
  •  На 4 курсе дневного и заочного отделения студентам дается возможность углубить свои теоретические знания в любой специальной дисциплине специальности.

Специальность «Документоведение и документационное обеспечение управления»

  •  На 2 курсе дневного отделения студенты выполняют теоретические работы в рамках дисциплины «Документоведение»;
  •  На 3 курсе дневного отделения студенты выполняют теоретические работы в рамках дисциплины «Документационное обеспечение управления»;
  •  На 4 курсе дневного отделения студентам дается возможность углубить свои теоретические знания в любой специальной дисциплине специальности.

Такая последовательность позволяет студенту от процессов ознакомления, аннотирования перейти к теоретическому анализу и обобщению практического опыта библиотечно-библиографической и информационной деятельности.

При формировании тематики курсовых работ учитываются актуальные вопросы истории, теории и практики книгоиздательского, библиотечно-библиографического, архивного и информационного дела. Тема курсовой работы выбирается студентом с его творческих возможностей, интересов и специализации.

1.2. Особенности содержания курсовых работ (проектов)

Курсовая работа II курса носит теоретический характер, ориентирована на закрепление материала по основным курсам специальностей «Библиотечно-информационная деятельность» и «Документоведение и документационное обеспечение управления». Начатое студентом исследование на II курсе может быть продолжено, развито в курсовых работах (проектах) на III и IV курсе и завершено в дипломной работе.

Проблематика и тематика курсовых работ II курса связана в основном с изучением современной информационной ситуацией в России и за рубежом, с историей библиотечного дела и библиографии, с проблемами источниковедческого характера, со спецификой информационного обслуживания различных категорий пользователей.

Курсовая работа III курса специальности «Библиотечно-информационная деятельность» выполняется в виде рекомендательного или научно-вспомогательного библиографического указателя. Основная задача данной работы заключается в том, чтобы овладеть общей и специальной методикой библиографирования произведений искусства, художественной литературы, научно-технической и краеведческой литературы, а также критических материалов как гуманитарной, так и технической и естественнонаучной области знания.

При выполнении курсовой работы (проекта) студент должен показать знания теории и методики общей и отраслевой библиографии, системы отечественных, а подчас и зарубежных, библиографических пособий, умение самостоятельно создавать библиографическую продукцию.

Курсовая работа III курса специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» носит узкотеоретический характер в рамках дисциплины специальности «Документационное обеспечение управления».

Курсовая работа IV курса носит теоретико-методический характер, является важным этапом в подготовке студента к выполнению дипломного исследования и может быть выполнена в любой из дисциплин специальности. От дипломной работы она отличается степенью обобщения и нацелена на решение более частных вопросов информационно-библиографической теории и практики.

В связи с разнообразием тематики основные этапы выполнения курсовой работы (проекта) и требования к его структуре и содержанию нельзя строго регламентировать, как для курсовой III курса. Последовательность выполнения работы, ее структура и характер определяются совместно со студентом и научным руководителем в зависимости от выбранной темы. Поэтому методическими рекомендациями по выполнению этой курсовой работы будут идентичны со структурой и требованиями к дипломной работе (проекту).

1.3. Порядок выполнения курсовых работ (проектов)

Курсовая работа выполняется под руководством преподавателей кафедры документоведения и библиотековедения. Научный руководитель вместе со студентом составляет план работы, обосновывает ее структуру, определяет методику решения конкретных задач. Поскольку, курсовая работа выполняется студентом самостоятельно, научный руководитель консультирует его, рекомендует соответствующую работу, указывает на ошибки и недостатки в работе, предлагает пути их устранения. Руководитель контролирует ритмичность работы, своевременно знакомится с материалом курсовой, дает предварительную оценку полученных результатов и выводов. Итоговая оценка определяется качеством выполненной работы, ее содержанием и оформлением.

По итогам выполнения работ лучшие работы могут быть рекомендованы в качестве докладов на студенческих, научных конференциях, в конкурсах по специальности, для использования в библиотеках, музеях, архивах и фирмах города.

Основные этапы выполнения работы:

  •  Выявление, отбор и систематизация необходимой документальной информации;
    •  Описание, изучение, содержательная характеристика, анализ специальной литературы, и получение на основе этого анализа новой, ценной и полезной информации;
    •  Осмысление и формулировка обобщений и выводов, их аргументаций, рекомендаций и прогноза относительно рассматриваемого предмета.

Курсовая работа должна быть выполнена и оформлена в соответствии с требованиями, указанными в подразделах 2.2., 2.4.

Работа представляется на кафедру документоведения и библиотековедения в одном экземпляре в отпечатанном или рукописном виде. Титульный лист оформляется по установленному образцу (см. приложение 2).


Раздел 2. ДИПЛОМНАЯ РАБОТА (ПРОЕКТ)

2.1. Дипломная работа (проект): назначение, цели, задачи. Общие и специальные требования к дипломным работам (проектам).

2.2. Структура дипломной, курсовой работы (проекта): обложка, титульный лист, оглавление, введение, основная часть, заключение, список использованной литературы, вспомогательные указатели, приложения.

2.3. Порядок выполнения дипломных работ (проектов).

2.4. Требования к представлению содержания и оформлению дипломной, курсовой работы (проекта).

2.5. Порядок защиты дипломной работы (проекта).

2.1. Дипломная работа (проект)

Дипломная работа – это самостоятельно выполненное студентом задание под руководством преподавателя, в котором обстоятельно и творчески разработаны актуальные вопросы библиотечно-библиографической и информационной теории, истории, методики и практики.

Выполнение и защита дипломной работы (проекта) является заключительным  этапом подготовки специалиста высшей квалификации.

Дипломная работа должна:

  1.  носить комплексный характер;
  2.  содержать элементы самостоятельного исследования, проведенного на основе анализа документов или деятельности информационных органов, собственных наблюдений, эксперимента, а также предложения по совершенствованию информационного и библиотечно-библиографического обслуживания.
  3.  показать высокий уровень общенаучной и специальной подготовки студента-выпускника, способность применять полученные знания при выполнении конкретного задания по профилю своей специальности;
  4.  выявить умение вести библиографический поиск, творчески анализировать документы первичной и вторичной информации, критически их оценивать, улавливать закономерности, делать собственные обобщения и выводы;
  5.  четко строить и в правильной литературной форме формулировать и излагать свои гипотезы и концепции, обоснованно их отстаивать.
  6.  Студент – дипломник несёт полную ответственность за научную добросовестность и достоверность результатов проведённого исследования.
  7.  Студент, не выполнивший дипломную работу в срок, считается окончившим университет, но не защитившим дипломную работу. Ему предоставляется право защиты в течение трёх лет после окончания курса обучения.

2.2. Структура дипломной, курсовой работы (проекта)

Обложка дипломной, курсовой работы (проекта) должна содержать следующие сведения: наименование учебного заведения, название темы, наименование места и год выполнения (см. приложение 1).

Титульный лист должен содержать сведения: наименование учебного заведения, наименование выпускающего факультета и кафедры, название темы, сведения об исполнителе и научном руководителе с указанием ученой степени и должности, наименование места и год выполнения, отметка заведующего кафедрой о допуске к защите (см. приложение 2). Заглавие должно быть по возможности кратким, точным и соответствовать ее основному содержанию. Не следует допускать в заглавии неопределенных формулировок.

Оглавление включает перечень всех структурных элементов дипломной, курсовой работы (проекта) с указанием номеров страниц, с которых начинается их месторасположение в тексте.

Обязательными структурными элементами работы (проекта) являются введение, основная часть, заключение, список использованной литературы и приложения.

Во Введении нужно указать новизну и актуальность темы работы, научно-практическое значение ее разработки, степень ее информационного отражения, то есть разработанность темы в литературе, ее дискуссионность, проблематичность, вклад в ее разработку отдельных ученых и организаций, наличие связи с другими темами, а также возможные ограничения, обусловленные как состоянием темы, так и задачами, рамками и условиями выполнения курсовой, дипломной работы (проекта). Кроме того, во введении обосновывается структура, формулируются основные задачи работы, характеризуется круг использованных источников, экспериментальная база исследование, определяются методы, которыми проводилось исследование.

Историография темы включает: характеристику литературы в хронологической последовательности изданий работ или по проблемно-хронологическому принципу с учётом того нового, что содержит каждая работа для освещения данной темы. При изучении литературы нужно определить, что даёт данная работа для изучения поставленной проблемы, обратить внимание, на какие источники опирается названный автор, дать общую оценку монографии (статьи), её достоинств и недостатков. Не допускается подменять критический анализ исследовательской литературы её перечислением. Затем формулируется цель и задачи работы, обосновываются её хронологические рамки, даётся обзор источников по теме (сначала опубликованных, затем неопубликованных).

При анализе источников необходимо определить, к какому виду относится изучаемый источник (источники) – законодательство, актовые источники, делопроизводственные документы, статистические источники, периодическая печать, источники личного происхождения и др., выяснить вопросы происхождения источников, авторство, высказать свои суждения об их подлинности, достоверности и полноте информации об освещаемых в них событиях, значении источников для изучения данной темы. Завершается источниковедческий анализ общим выводом: насколько обеспечена данная тема источниками и позволяет ли источниковедческая база осветить поставленную проблему.

В дипломных работах по специальности «Документоведение и документационное обеспечение управления» анализ источников и литературы может быть выделен и в самостоятельный раздел.

В главах основной части подробно рассматриваются и анализируются изучаемые явления и факты, описывается методика и техника самого исследования. Особое внимание обращается на обработку и систематизацию фактов. Текстовая часть должна быть тщательно отредактирована и соответствовать установленным требованиям к содержанию.

В Заключении формулируются общие выводы, даются рекомендации, намечаются пути дальнейшего изучения темы, заново оценивается, с учетом проделанной работы информационная ситуация относительно исследуемой темы. По форме это может быть перечень наиболее значимых выводов или их изложение связанным текстом. Заключение должно быть логично связано с введением, особенно с той его частью, где формулируются задачи: в заключении необходимо четко показать, как они были решены в ходе исследования. Заключительная часть выполняет роль концовки, обусловленной логикой проведенного исследования, которая носит форму синтеза накопленной в основной части научной информации. Именно здесь содержится так называемое «выводное знание», которое является новым по отношению к исходному знанию.

Список использованных источников и литературы – это упорядоченный в алфавитно-хронологической последовательности перечень библиографических описаний документальных источников информации по теме курсовой, дипломной работы (проекта).

Все записи в «Списке…» даются в строгом соответствии с действующими государственными стандартами. Отступление от стандарта считается недостатком работы (см. приложение 7).

Приложение - это часть основного текста, которая имеет самостоятельное (обычно справочное) значение, но является необходимой для более полного освещения темы. По форме приложения могут быть представлены в виде схем, таблиц, рисунков и других иллюстративных материалов, не включенных в текст, но на которые имеются ссылки в тексте работы. В приложения нельзя включать список использованной литературы, справочные комментарии и примечания. Приложения оформляются как продолжение курсовой, дипломной работы (проекта) на последних ее страницах.

2.3. Порядок выполнения дипломной работы (проекта)

К выполнению дипломной работы допускаются студенты, успешно выполнившие учебный план, представившие в установленные сроки в деканат зачетные книжки со всеми оценками и положительные отзывы на дипломную работу (проект).

Студенты-дипломники, избранные ими темы дипломных работ (проектов), а также темы курсовых работ (проектов) и научные руководители утверждаются на ученом совете факультета.

Подготовка к выполнению дипломной работы (проекта) может быть начата на II курсе.

Тематика курсовых, дипломных работ (проектов) устанавливается выпускающей кафедрой, студентам предоставляется право выбора темы проекта. Вместе с тем студент может предложить для курсовой, дипломной темы (проекта) свою тему. В соответствии с избранной темой студенту выдается задание по изучению, исследованию и освещению темы, а также определяется рабочий план и график подготовки работы.

Научное руководство курсовой, дипломной работой (проектом) студента возлагается на преподавателя, выделенного выпускающей кафедрой. Научный руководитель должен:

  •  систематически контролировать выполнение рабочего и календарного плана студента;
  •  направлять библиографический и творческий поиск студента;
  •  регулярно в установленные сроки, а также по мере необходимости консультировать студента;
  •  проверять качество отдельных частей выполненной работы, делать указания по установлению обнаруженных недостатков;
  •  периодически, в установленные сроки, информировать деканат о ходе работы над дипломом;
  •  в случае, если студент срывает установленные календарным планом сроки или неудовлетворительно работает, научный руководитель обязан своевременно доложить об этом заведующему кафедрой или декану.

2.4. Основные требования к представлению

содержания и оформлению дипломной, курсовой работы (проекта)

Композиционная структура курсовой, дипломной работы (проекта) традиционно состоит из следующих компонентов: титульный лист, оглавление, введение, главы основной части, заключение, список использованной литературы, приложения.

Титульный лист является первой, или второй после обложки, страницей работы и заполняется по строго определенным правилам. В верхнем поле дипломной, курсовой работы (проекта) указывается полное наименование учебного заведения, где выполнена работа (проект), наименование выпускающего факультета и кафедры.

В среднем поле дается название темы, которое приводится без слова «Тема» и в кавычки не заключается. Ниже могут быть указаны подзаголовочные данные, который должен быть предельно кратким и не превращаться в новое заглавие. После заглавия курсовой, дипломной работы помещаются сведения о специальности. Титульный лист включается в общую нумерацию страниц текста. Номер страницы на титульном листе не проставляется, на следующей после него странице ставится цифра «2».

Далее ближе к правому краю титульного листа курсовой, дипломной работы (проекта) указывается фамилия и инициалы исполнителя и научного руководителя, его ученое звание и ученая степень.

В левом нижнем углу титульного листа дипломной работы (проекта) ставится отметка заведующего кафедрой о допуске к защите.

В нижнем поле указывается место выполнения курсовой, дипломной работы (проекта) и год ее написания (без слова «год») (см. приложение 2).

После титульного листа помещается оглавление, в котором приводятся все заголовки курсовой, дипломной работы (проекта) и указываются страницы, с которых они начинаются. Сокращать или давать их в другой формулировке, последовательности или соподчиненности нельзя.

Заголовки одинаковых ступеней рубрикации необходимо располагать друг под другом. Заголовки каждой последующей ступени смещают на 3-5 знаков вправо по отношению к заголовкам предыдущей ступени. Все заголовки начинаются с прописной буквы без точки на конце. Нумерация рубрик делается по индексационной системе. Разделы, подразделы, пункты и подпункты текста нумеруются арабскими цифрами с точкой, например: 1., 1. 1., 1. 1. 1. и т. д. Например:

ГЛАВА 1. ОРГАНИЗАЦИОННОЕ УСТРОЙСТВО ВСНХ РСФСР

1.1. Задачи и функции ВСНХ РСФСР

1.2. Структура аппарата

Содержательная структура основной части работы должна соответствовать современным представлениям о предмете, современной классификации и терминологии. Следует уделить внимание четкой структуре и четкой тематической или проблемной направленности работы; культуре цитирования; логичности и выразительности подачи материала; многоаспектности и глубине анализа специальной литературы.

Основная Содержательная Часть подразделяется на логически связанные между собой разделы и подразделы. Каждое структурное подразделение должно иметь краткое и информативное заглавие, определяющее его содержание. Количество глав, разделов и подразделов устанавливается студентом по согласованию с руководителем.

Содержание текстовой части курсовой, дипломной работы (проекта) может быть представлено в виде собственно текста, таблиц, иллюстраций, диаграмм и других составляющих. В тексте могут быть использованы следующие виды ссылок:

  •  ссылки на структурные элементы курсовой, дипломной работы (проекта), таблицы, диаграммы, иллюстрации, перечисления, приложения и т.д.;
  •  ссылки на документы (библиографические ссылки).

Ссылки на структурные элементы и фрагменты  текста оформляются по правилам ГОСТ 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка. Общие правила»:

  •  при ссылках в тексте на структурные элементы курсовой, дипломной работы или другие формы представления материала необходимо указывать их названия и порядковые номера. Например: «… в разделе 1 были рассмотрены ..», «… согласно 1.1.», «… в соответствии с табл. 1», (табл. 1), «… в перечислении (1)», «… в приложении 1», (приложение 1) и т.п.;
    •  если в тексте приводится только одна иллюстрация, одна таблица, одна диаграмма, одно приложение, то в ссылке следует указывать: «… на рисунке», «в таблице», «… в перечислении», «… в приложении»;
    •  в ссылках на неопубликованные источники указывается место хранения документа (в сокращённом виде), номер фонда, номер описи, номер дела и номера листов, например:
    •  ГАРФ. Ф. 601. Оп. 1. Д. 238. Л. 5 – 6 об.
    •  ОР РГБ. Ф. 238/III. Оп. 2. Д. 16 в. Л. 7.
    •  При ссылке на неопубликованные документы, хранящиеся в архиве автора дипломной работы или другом частном собрании, указывается вид документа, способ фиксации, дата и место хранения, например:
    •  Письмо В.С. Пикуля от 20 окт. 1978 г. хранится в личном архиве П.П. Дудочкина.

Допускаются следующие виды ссылок на документы (библиографических ссылок): на документ в целом, на определенный фрагмент документа, на группу документов.

Ссылки на документ в целом приводятся в виде порядкового номера этого документа в списке литературы, который указывается в скобках без точки, например: (1).

Ссылки на определенный фрагмент документа отличаются от предыдущих обязательным указанием страниц рассматриваемого или цитируемого документа. Ссылки на фрагмент документа следует приводить в скобках в виде порядкового номера документа по списку литературы с отделенным от него запятой порядковым номером страницы, содержащей данный фрагмент, перед которым записывается буква «с» с точкой. Например: (1, с. 3). Если фрагмент в источнике размещается на нескольких страницах, их номера записываются через тире, например: (1, с. 201-203).

Ссылки на мнение, разделяемое рядом авторов либо аргументированной в нескольких работах одного и того же автора, оформляются путем указания в скобках всех порядковых номеров документов в списке литературы, например: (7; 12-15; 21).

Законодательные и ведомственные акты цитируются по  их официальным изданиям.

Допускается использование подстрочных ссылок. Подстрочные ссылки располагаются внизу страницы, под строками основного текста, в сноске печатаются с абзацного отступа арабскими цифрами без скобки и оформляются по ГОСТ 7.0.5 – 2008 «Библиографическая ссылка. Общие правила». Подстрочные ссылки нумеруются в последовательном порядке в пределах каждой страницы. Подстрочные ссылки на электронные ресурсы оформляются в соответствии с ГОСТ 7.82-2001. «Библиографическая запись. Библиографическое описание электронных ресурсов: Общие требования и правила составления».

В случае выявления чужого материала без ссылки на автора и источник заимствования дипломная работа не допускается к защите.

В курсовой, дипломных работах (проектах) в словообразовании часто встречаются сокращения. Это усеченные слова, а так же часть слова или целое слово, образованное путем такого усечения.

К общепринятым условным сокращениям, которые делаются после перечисления: т.е.(то есть), и т.д. (и так далее), и т.п. (и тому подобное), и др. (и другие), и пр. (и прочие)., “волость”, “уезд”, “губерния”, термины: “организационно-распорядительная документация”, “вотчинно-хозяйственные книги”.

Общепринятые условные сокращения, которые делаются при ссылках: см. (смотри), ср. (сравни).

Общепринятые условные сокращения при обозначении цифрами веков и годов: в. (век), вв. (века), г. (год), гг. (годы).

Слова «и другие», «и тому подобное», «и прочие» внутри предложения не сокращаются. Не допускается сокращение слов «так называемый» (т.н.), «так как» (т.к.), «например» (напр.), «около» (ок.), «формула» (ф-ла).

Список сокращений представляет собой перечень, в котором в алфавитном порядке перечислены аббревиатуры и сокращённые слова с расшифровкой:

вел. кн. –       великий князь

ВИ –              Вопросы истории

вол. –             волость

ГАРФ –         Государственный архив Российской Федерации

дер. –             деревня

ОПК –           Общее положение о крестьянах

ПСЗ –            Полное собрание законов Российской империи

РГБ –             Российская государственная библиотека

слоб. –            слобода

УГС –            Устав гражданского судопроизводства          

УН –              Уложение о наказаниях уголовных и исправительных

ЦАОДМ –      Центральный  архив общественных движений г. Москвы

ЦИАМ –        Центральный исторический архив Москвы

В списке использованных источников и литературы при упорядочении отобранных документов за основу берется первый элемент их библиографического описания (фамилия автора или основное заглавие) на уровне первых трех букв. Документы, принадлежащие одному автору или имеющие одинаковое заглавие, располагаются друг за другом с учетом года их издания, начиная с новейших. Библиографическое описание документов на языках с разной графикой допускается группировать в два алфавитных ряда:

  •  вначале на русском языке или языках с кириллической графикой;
  •  затем на языках с другой графикой (например, английском, немецком и др.).

При подготовке дипломной работы по специальности “Документоведение и документационное обеспечение управления” примерная структура списка использованных источников и литературы может выглядеть следующим образом:

     1. Источники

         Опубликованные

         Неопубликованные

     2. Нормативно-методические издания

     3. Литература

     4. Периодическая печать

     5. Справочные и информационные издания

При необходимости в Списке могут присутствовать и другие разделы. Разделы «Списка…» нумеруются арабскими цифрами. Подразделы, как правило, не нумеруются.

Опубликованные документы располагаются в иерархии видов  источников: законодательство, актовые источники, делопроизводственные документы, статистические источники, периодическая печать, публицистика, источники личного происхождения (мемуары, дневники, переписка).

В пределах своего вида законодательство, а также нормативно-правовые акты размещаются в Списке в хронологической последовательности. Для остальных видов источников могут быть также использованы другие способы их группировки: по алфавиту фамилий авторов (например, мемуары); по тематике (например, сборники документов), по видам изданий, по характеру содержания и др. При большом видовом разнообразии источников можно использовать смешанную схему систематизации, например, сначала по видам, а внутри вида по одному из названных способов: по алфавиту, по хронологии, тематике и т.п. В отдельных случаях возможно также расположение всех источников по хронологическому принципу.

Порядок расположения изданий источников в «Списке…» определяется в зависимости от цели дипломной работы.

Сведения о неопубликованных источниках приводятся в порядке перечисления учреждений, хранящих документы: архивы, музеи, библиотеки. Фонды в пределах одного хранилища документов указываются в порядке возрастания их нумерации. В этот раздел включаются отчёты о научно-исследовательских работах, диссертации, неопубликованные переводы. Кроме того, могут быть включены неопубликованные стандарты предприятий, инструкции по делопроизводству, распорядительные документы (приказы, регламенты, решения и др.), классификаторы, номенклатуры дел.

В разделе “Нормативно-методические издания” принят следующий порядок их расположения: стандарты и методические указания по их применению, технические условия, патентные документы, каталоги, правила, инструкции и пр. Внутри каждой группы – по времени издания.

Каждое приложение должно начинаться с нового листа с указанием в правом верхнем углу слова «Приложение» и иметь тематический заголовок. При наличии в курсовой, дипломной работе (проекте) более одного приложения они нумеруются арабскими цифрами (без знака №), например: «Приложение 1» и т.д. Нумерация страниц, на которых дается приложение, должна быть сквозной и продолжать общую нумерацию страниц основного текста.

Связь основного текста с приложениями осуществляется через ссылки, которые употребляются со словом «смотри»; оно обычно сокращается и заключается вместе с цифрой в круглые скобки по форме: (см. приложение 4). Каждое приложение, как правило, имеет самостоятельное значение и может использоваться независимо от основного текста.

Отражение приложений в оглавлении курсовой, дипломной работы (проекта) обычно бывает в виде самостоятельной рубрики с полным названием каждого приложения.

Если в качестве приложения используется документ, имеющий самостоятельное значение (например: копия подлинного документа, ранее неопубликованного текста, переписки и т.д.), его вкладывают в дипломную работу (проект) без изменений в оригинале. На титульном листе документа в правом верхнем углу печатают слово «Приложение» и проставляют его номер, а страницы, на которых размещен документ, включают в общую нумерацию страниц курсовой, дипломной работы (проекта).

В приложениях к курсовой, дипломной работе (проекту) используются таблицы, рисунки, графики и другой иллюстративный материал.

Таблицы представляют собой форму организации материала, позволяющую систематизировать и  сократить текст, обеспечить обозримость и наглядность информации. По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые для информации.

Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Правила обозначения таблиц:

  •  каждая таблица должна иметь название, точно и кратко отражающее ее содержание. Название таблицы помещаются над ней;
  •  таблицы нумеруются арабскими цифрами порядковой нумерацией в пределах всего текста;
  •  слово «Таблица» и порядковый номер таблицы помещают над ней в правом верхнем углу над названием таблицы;
  •  если в тексте имеется одна таблица, то ни нумерационный заголовок, ни слово «Таблица» не пишут.

При использовании схем и блок-схем в курсовой, дипломной работе (проекте) для большей ясности и наглядности требует соблюдения некоторых правил:

  •  схема должна нести существенную, важную и определяющую информацию;
  •  схемой можно изображать не только предметы, вещные объекты, но и процессы, коммуникации, траектории и т.п.;
  •  слово «схема» обычно пишется прописными буквами и не нумеруется.

Результаты обработки статистических и числовых данных можно представить в виде графиков, то есть условных изображений величин и их соотношений через геометрические фигуры, точки и линии. Графики используются как для анализа, так и для повышения наглядности иллюстрируемого материала. Кроме геометрического образа, график должен содержать следующие элементы:

  •  общий заголовок графика и его порядковый номер;
  •  словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;
  •  оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;
  •  числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных на график показателей.

Все иллюстрации в курсовой, дипломной работе (проекте) должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, т.е. через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. В тексте на иллюстрации делаются ссылки, содержащие порядковые номера, под которыми иллюстрации помещены в курсовой, дипломной работе (проекте). Каждую иллюстрацию необходимо снабжать подрисуночной подписью, которая должна соответствовать основному тексту и самой иллюстрации.

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

  •  наименование графического сюжета, обозначаемого сокращенным словом «Рис.»;
  •  порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака «№» арабскими цифрами;
  •  тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме.

Рукописи, рисунки, фотокопии должны быть без пометок, карандашных исправлений, пятен и загибов, набивка буквы на букву и дорисовка не допускаются.

Особое внимание должно быть  обращено на оформление курсовой, дипломной работы. Текст дипломной работы (проекта) может быть выполнен машинописным способом или с применением печатающих и графических устройств ЭВМ. Его качество должно удовлетворять требованиям четкого воспроизведения средствами репрографии. Текст курсовой работы может быть представлен как в рукописном, так и машинописном виде.

Страницы текста нумеруются арабскими цифрами в середине верхнего поля страницы с соблюдением сквозной нумерации по всему тексту. Иллюстрации, таблицы и диаграммы учитываются как страницы текста.

Введение, разделы основной части, заключение, список использованной литературы, вспомогательные указатели и приложения должны начинаться с новой страницы и иметь заголовок, напечатанный прописными буквами. Подразделы, пункты и подпункты располагаются по порядку друг за другом.

Заголовки структурных элементов текста следует располагать в середине строки без точки в конце, не подчеркивая. Подчёркивать заголовки и переносить слова в заголовке не допускается, предлоги и союзы в конце строки не оставляются. Расстояние между заголовками и текстом должно быть не менее 2 интервалов.

Страницы текста курсовой, дипломной работы (проекта), в том числе и распечатки на ПЭВМ, должны соответствовать формату А 4. Объем курсовой работы (проекта) – не менее 30 страниц, дипломной работы (проекта) – не менее 80 страниц текста.  Приложения в общий объём не входят.

Текст курсовой, дипломной работы (проекта) следует печатать 14 кеглем, шрифт «Times New Roman», межстрочный интервал – 1,5. Размещать на одной стороне листа бумаги с соблюдением следующих размеров полей: левое не менее 30 мм., правое не менее 10 мм., верхнее не менее 15 мм., нижнее не менее 20 мм. В дипломной работе не допускается использование шрифта разных гарнитур. Возможно выделение фрагментов текста жирным шрифтом, курсивом или подчеркивание, а также разрядка текста.

Подготовленная в соответствии с вышеуказанными требованиями дипломная работа (проект) тиражируется в количестве 2-х экз. в традиционном виде и в электронном виде на диске, оформляются в специальную папку или переплетаются. На электронном носителе указывается фамилия, инициалы студента-исполнителя, тема дипломной работы (проекта), фамилия и инициалы научного руководителя.

Порядок защиты дипломной работы (проекта)

До 15 апреля дипломная работа (проект) должна быть проверена руководителем и направлена на рецензирование. Недоброкачественно выполненная работа возвращается студенту с письменным заключением руководителя, в котором указывается, что необходимо исправить, доработать и в какой срок.

Защита дипломной работы (проекта) проводится в мае перед Государственной экзаменационной комиссией.

Составными частями дипломной работы также являются отзыв руководителя и рецензия.

В отзыве руководителя должна быть характеристика проделанной работы по всем разделам, отмечены теоретическое и практическое значение, степень самостоятельности и творческой инициативы студента, качество оформления работы, новизну. В конце отзыва руководитель приводит рекомендуемую оценку работы (см. приложение 3).

В рецензировании дипломных работ могут принимать участие специалисты библиотечного, архивного, музейного дела. В качестве рецензентов могут привлекаться профессора и преподаватели других вузов города. На рецензента возлагается рассмотрение и оценка дипломной работы при постановке её на защиту. Письменный отзыв рецензента представляется на предварительную защиту, а затем в ГАК не позднее, чем за 3 дня до защиты. В отзыве отмечается значение и актуальность темы, полнота использования опубликованных и неопубликованных источников, глубина их анализа, характеризуется структура и содержание работы, наличие элементов самостоятельного научного творчества, обоснованность выводов, правильность оформления научно-справочного аппарата, язык и стиль работы, а также  дается заключении о соответствии дипломной работы  квалификационным требованием по специальности. Внутреннее рецензирование осуществляется по мере необходимости.

Защита дипломных работ проводится в университете на открытом заседании Государственной экзаменационной комиссии. Дата и часы защиты устанавливаются председателем Государственной экзаменационной комиссии. Члены комиссии предварительно знакомятся с содержанием дипломных работ (проектов). На защиту могут быть приглашены руководители информационных служб, библиотек, архивов, которые знакомы с содержанием работы и желают высказать мнение о качестве дипломной работы. Продолжительность защиты дипломной работы (проекта), как правило, не должна превышать 20 минут.

Защита дипломной работы проводится в следующем порядке:

  1.  Доклад студента в течение 7-10 минут с демонстрацией (в случае необходимости) наглядного материала. В докладе студент кратко и четко излагает содержание работы, ее результаты и выводы, отмечает методы решения поставленных задач, указывает возможности использования результатов дипломной работы (проекта) в научной и практической деятельности.
  2.  Оглашение отзыва научного руководителя и рецензий.
  3.  Вопросы к студенту со стороны членов Государственной аттестационной комиссии и лиц, присутствующих на защите.
  4.  Ответы на вопросы и замечания.
  5.  Выступления неофициальных оппонентов (если есть желающие).
  6.  Заключительное слово студента-дипломника.

Оценка дипломной работы принимается на закрытом заседании ГАК и оформляется протоколом. При определении оценки дипломной работы принимается во внимание уровень научной и практической подготовки студента. Результату защиты объявляются в тот же день после оформления протокола заседания ГАК.

Основными критериями для вынесения балльной оценки дипломной работе являются:

- актуальность и новизна темы, сложность её разработки;

- полнота использования источников, отечественной и иностранной специальной литературы по рассматриваемым вопросам;

- полнота и качество собранных фактических данных по объекту исследования;

- творческий характер анализа и обобщения фактических данных на основе современных методов и научных достижений;

- научное и практическое значение предложений, выводов и рекомендаций, степень их обоснованности и возможность реального внедрения в работу учреждений и организаций;

- навыки лаконичного, чёткого и грамотного изложения материала, оформление работы в соответствии с методическими указаниями;

- умение вести полемику по теоретическим и практическим вопросам дипломной работы, глубина и правильность ответов на замечания рецензентов и вопросы членов ГАКа.

Оценку “отлично” заслуживают дипломные работы, темы которых научно обоснованы, представляют теоретический или практический интерес, свидетельствуют об использовании автором приёмов историографического и источниковедческого анализа и способствуют творческому решению научно-теоретических и практических проблем исторической науки, архивоведения, правоведения, документационного обеспечения управления.

Структура работы, оцененной на “отлично”, стройна, логична, соответствует содержанию. В Заключении содержатся чёткие, всесторонне обоснованные выводы, которые вносят вклад в развитие поставленной проблемы, намечают перспективу для дальнейшей разработки. Работа написана литературным языком, тщательно выверена, научно-справочный аппарат и оформление соответствуют действующим государственным стандартам и настоящим Методическим указаниям. Желательны приложения в виде схем, таблиц, графиков, иллюстраций и т.д.

При отличной оценке дипломной работы следует учитывать краткость и логичность вступительного слова студента, в котором отражены основные положения работы, а также чёткие и аргументированные ответы на вопросы, заданные членами ГАК.

Дипломная работа оценивается на “хорошо”, если историография проблемы и анализ источников неполный, выводы недостаточно аргументированы, в её структуре и содержании есть отдельные погрешности, не имеющие принципиального характера. Все остальные требования, предъявляемые к “отличной” дипломной работе сохраняются.

Дипломная работа оценивается “удовлетворительно”, если историография проблемы, анализ источников подменены библиографическим обзором, документальная основа работы представлена недостаточно, выводы не конкретны, рекомендации и предложения слабо аргументированы, в литературном стиле и оформлении работы имеются погрешности, дипломником проявлена неуверенность во время дискуссии.

ГАК имеет право рекомендовать дипломные работы к публикации, на конкурс, к практическому использованию.

Защищенные дипломные работы (проекты) сдаются в деканат факультета.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Гендина Н. И., Колкова Н. И. Нормативно-методическое обеспечение учебного процесса в вузе. Стандарты высшего учебного заведения .- Кемерово, 1998 .- С. 63-81.
  2.  Дипломная работа: Методические указания по написанию, оформлению и защите дипломных работ по специальностям № 020800 – “Историко-архивоведение”, № 350800 – “Документоведение и документационное обеспечение управления” / Сост.: Е.П.Малышева, Л.Д.Шаповалова; Рос.гос.гуманит. ун-т. Ист.-архив. ин-т.. – М., 2002. – 39  с.
  3.  Дипломные работы: Методические рекомендации для студентов библиотечно-информационных факультетов всех форм обучения / Сост. М. М. Клепикова, В. Г. Пачкова, МГУКИ. – М., 1998. – 11с.
  4.  Информационные проблемы гуманитарных наук: Методические указания по выполнению курсовых работ на 3-4 курсах / Сост. О. Н. Ильина, И. П. Кузнецова. – СПб., 1997. – 26 с.
  5.  Кузин Ф. А. Магистерская диссертация. Методика написания, правила оформления и порядок защиты: Практическое пособие для студентов-магистрантов /Ф. А. Кузин .- М., 1997. – 304 с.
  6.  Основы научных исследований / Под ред. В. И. Крутова, В. В. Попова. – М., 1989. - 306 с.
  7.  Стандарты по издательскому делу/ Сост. А. А. Джиго, С. Ю. Калинин .- М., 1998. – 376 с.


Приложение 1

Обложка курсовой, дипломной работы (проекта)

Ульяновский государственный университет

Информационные ресурсы архивов:

структурно-содержательный анализ

(Название темы)

Ульяновск, 2009

(наименование места и года выполнения)

Приложение 2

Титульный лист курсовой, дипломной работы (проекта)

Министерство образования и науки РФ

Государственное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

Ульяновский государственный университет

Факультет культуры и искусства

Кафедра документоведения и библиотековедения

Информационные ресурсы архивов:

структурно-содержательный анализ

(Название темы)

Дипломная работа

по специальности ………………………………………………………..

(например: «Документоведение и документационное обеспечение управления»)

Исполнитель-студент:

……………………….

(Ф.И.О)                        (подпись)

Научный руководитель:

…………………………

(Ф.И.О)                            (подпись)

Ульяновск, 2009

(наименование места и года выполнения)

Допустить к защите:

Зав.кафедрой документоведения

и библиотековедения………………….......

«…»……………………  2009 г.


Приложение 3

Аспект-маркер

Аспект содержания

Маркер

1

2

Семантический блок 1 «Введение»

1. Актуальность темы, проблемы

Одна из актуальных проблем …. В настоящее время является …

Огромную важность приобретают вопросы ….

Особое значение приобретает вопрос…

Социальная значимость темы определяется …

Среди проблем, связанных с …., пристальное внимание исследователей в последние годы привлекает вопрос о ….

В связи с …. Большое значение приобрела проблема …

Интерес к проблеме …. обусловлен ….

2. Известный вариант решения

Известно, что …

Известны способы …

Широкое применение получили …

Теме ….посвящено значительное количество публикаций (10-18)

Вопросу …. Отводится большое место в работах (5-9)

В последние годы данной проблеме уделялось большое внимание в таких работах, как (14-19)

Освещение проблемы … нашло отражение в монографиях (2-5); в ряде статей (12-18); диссертаций (3-5)

3. Достоинство известного варианта решения

Предложенный в (20) метод выгодно отличается от …., позволяя повысить …, улучшить …, устранить…

К числу достоинств описанного в монографии (10) подхода следует отнести …

Преимуществом предложенного В. П. Ивановым (3) способа является ….

Концепция …, сформированная коллективом авторов монографии (15), позволяет …., открывает возможности …

4. Недостатки известного варианта решения

Недостатком известных способов … является …

Использование … связано с серьезными трудностями

Однако подход к решению вопроса о …, описанный в (11), не дает ответа на …, неоправданно сужает возможности …

Наряду с достоинствами предложенный авторами работы (8) подход обладает следующими недостатками …

5. Целевая аудитория

Цель данной работы состоит в …

В задачу данной публикации входит ….

Настоящая работа имеет целью …

К числу основных задач исследования относятся …

Основная задача проекта …

Семантический блок 2 «Основная часть»

6. Описание предлагаемого варианта решения или предмета рассмотрения

Предлагаемая …форма …. базируется на …

Предлагается такой метод … , при котором …

Предлагаемый подход …. Основан на ….

7. Особенность (новизна) предлагаемого варианта решения

Особенностью … является…

Характерным признаком, отличающим наш способ .., является…

Новизна предлагаемого подхода состоит в …

Новизна …. проявляется в ….

Принципиальное отличие и новизна предложенной нами модели заключается в …

8. Назначение предмета рассмотрения

…. используются для ….

…..предназначен для ..

….служит для….

….может быть использован в качестве ….

….. возможно его использование как …..

9. Место исследования

В МГУ разработан …

Сотрудниками ВИНИТИ предложен …

На базе школы-гимназии № 32 г. Ульяновска проведен …

10. Технические средства, оборудование

Система реализована на ….

Базой исследования послужил(а) ….

Для …. применялось оборудование, включавшее ….

11. Метод исследования

В данной работе используется метод …

Исследование предполагало комплексное использование таких методов, как …

Для … использовалось интервью …

Применение таких методов, как …., дало возможность …

Сочетание наблюдения и тестирования позволило …

….применялась методика …

Семантический блок «Заключение»

12. Результаты

Результаты показали следующее …

Из полученных результатов видно, что …

Полученные результаты … позволяют утверждать, что …

Основные результаты исследования заключаются в следующем ….

13. Выводы

Итак, можно сделать вывод, что …

В заключении отметим, что …

Резюмируя, можно сказать …

Подводя итоги нашего анализа, следует отметить…

….. работа позволяет сделать вывод, что …

14. Преимущества предложенного варианта решения

Предлагаемый способ позволяет повысить …, ускорить …, снизить …

Анализ показал преимущества метода …

Следовательно, преимущества состоят в ….

15. Рекомендации

Этот метод может быть рекомендован для …

Система может быть рекомендована для …

…. может найти применение для …

Приложение 4

Классификатор характерных ошибок при написании

курсовых и дипломных работ (проектов)

При составлении плана:

  •  Не раскрыта сущность темы;
  •  Отсутствует внутренняя логика плана;
  •  Название темы, раздела, подраздела и т.д. дублируют друг друга;
  •  Отсутствуют «Введение» и «Заключение»;
  •  Имеются избыточные повторы терминов в названиях разделов, подразделов, пунктов, подпунктов;
  •  Неправильно составлены цифровые обозначения элементов плана.

При составлении списка литературы:

  •  Библиографическое описание документов не соответствует требованиям ГОСТ;
  •  В библиографических описаниях документов используются сокращения, не отвечающие требованиям ГОСТ 7.11-78 и 7.12-93;
  •  Нарушен алфавитно-хронологический принцип упорядочения документов;
  •  Присутствуют устаревшие документы;
  •  Не обеспечена требуемая широта видового состава документов;
  •  Отсутствуют зарубежные документы;
  •  Имеются искажения фактографических сведений.

При подготовке содержательной части текста:

  •  Не раскрыто содержание раздела, подраздела, пункта, подпункта;
  •  Отсутствует или неправильно оформлены ссылки на использованные первичные документы;
  •  Документы, включенные в список литературы, представлены неполно в тексте;
  •  Имеются устаревшие сведения;
  •  Нарушена точность изложения материала;
  •  Отсутствуют необходимые обобщения материала;
  •  Отсутствует оценка противоречивых точек зрения на проблему;
  •  Используются излишне пространные и сложно построенные предложения;
  •  Изложение материала ведется от первого лица;
  •  Используются приемы построения публицистических текстов;
  •  Нарушена логичность изложения материала;
  •  Не обеспечена композиционная целостность текста;
  •  Не обеспечена ясность, четкость и лаконичность изложения материала;
  •  Не аргументированы выводы и рекомендации;
  •  Не соблюдены требования к структуре «Введения», «» Заключения;
  •  Имеются грамматические ошибки

При оформлении работы:

  •  Нарушены требования к оформлению элементов текста;
  •  Нарушена последовательность элементов текста;
  •  Нарушены требования к оформлению заголовков разделов, подразделов, пунктов и подпунктов работы;
  •  Нарушены требования к оформлению таблиц и рисунков;
  •  Нарушены требования к нумерации страниц.

При составлении проспекта к библиографическому указателю:

  •  Неправильно определены формальные (хронологические, видовые, географические, языковые) границы отбора документов;
  •  Результаты структурно-семантического анализа неполно (неточно) раскрывают содержание темы указателя и определяют семантические границы отбора документов.

При составлении вспомогательных указателей:

  •  Не обеспечена полнота указателя;
  •  Имеются ошибки в отсылках к порядковым номерам документов;
  •  Имеются погрешности в записях имен собственных;
  •  Сокращения не соответствуют требованиям ГОСТ 7.11-78 и 7.12-93

Приложение 5

Примерный перечень возвратных глаголов

и соответствующих им кратких страдательных

причастий, рекомендуемых к использованию

Анализируются

Проанализирован

Вводятся

Введен

Выделяются

Выделен

Выясняются

Выяснен

Даются

Дан

Делаются

Сделан

Показываются

Показан

Излагаются

Изложен

Используются

Использован

Исследуются

Исследован

Испытываются

Испытан

Классифицируются

Предпринята классификация

Намечаются

Намечен

Обосновываются

Обоснован

Обсуждаются

Обсужден

Определяются

Определен

Отмечаются

Отмечен

Описываются

Описан

Обобщается

Обобщен

Оценивается

Оценен

Показывается

Показан

Подчеркивается

Подчеркнут

Перечисляется

Перечислен

Приводятся

Приведен

Предлагаются

Предложен

Рассматриваются

Рассмотрен

Указываются

Указан

Утверждается

Утвержден

Характеризуется

Охарактеризован

формулируется

Сформулирован

Приложение 6

Примеры библиографического описания по ГОСТ 7.1.-2003

Без автора

  1.  Мировая экономика: учеб. пособие / под ред.И.П.Николаевой. - 3-е изд., перераб.и доп. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2005. - 510 с.
  2.  Транс иллюминационная компрессионная ангиотензометрия челюстно-лицевой  области в клинической практике: метод. рекомендации /Казан. гос. мед. ун-т; сост. С. С. Ксембаев, Е. В.Крешетов.- Казань: Медицина, 1995.- 14 с.
  3.  Информатика: базовый курс: учеб. пособие для втузов / под ред. С. В. Симоновича. - 2-е изд. - СПб.: Питер, 2005.- 639 с.
  4.  Основы теории коммуникации: учебник для студентов вузов / под ред. проф. М. А. Василика. - М.: Гардарики, 2005.

Один автор

  1.  Дегтя Б.С.  Антистрессовая   аптека   /Б. С. Дегтяр.-  М.:  Терраспорт,   2000.- 126 с.
  2.  Дубоносов Евгений Серафимович. Судебная бухгалтерия: учебно-практ. пособие для студентов вузов / Дубоносов Евгений Серафимович. - М.: Кн. мир, 2005 (ПИК ВИНИТИ). - 251 с.
  3.  Мещерский Иван Всеволодович. Задачи по теоретической механике: учеб. пособие для вузов по техн. спец. / Мещерский Иван Всеволодович; под ред. В. А. Пальмова, Д. Р. Меркина. - 43-е изд., стер. - СПб. и др.: Лань, 2005. - 448 с. 

Два автора:

  1.  Олифер Виктор Григорьевич. Сетевые операционные системы: учеб. пособие для вузов / Олифер Виктор Григорьевич, Н. А. Олифер. - СПб. и др.: Питер, 2005. - 538 с.
  2.  Алексеев Петр Васильевич.   Философия: учебник по курсу "Философия" для студентов вузов / Алексеев Петр Васильевич, А. В. Панин; МГУ им. М.В. Ломоносова. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Проспект: Велби, 2005. - 603 с.

Три автора:

  1.  Гусев Эдуард Борисович.   Выставочная деятельность в России и за рубежом: учебно-методическое пособие / Гусев Эдуард Борисович, В. А. Прокудин, А. Г. Салащенко; под ред. Н. П. Лаверова; Рос. экон. акад. им. Г. В. Плеханова. - М.: Дашков и К°, 2005. - 514 с.
  2.  Вайнбаум Яков Семенович.  Гигиена физического воспитания и спорта: учеб. пособие для вузов / Вайнбаум Яков Семенович, В. И. Коваль, Т. А. Родионова. - 3-е изд., стереотип. - М.: Академия, 2005.

Четыре автора:

  1.  Финансы: Учебник / С. А. Белозеров, С. Г. Горбушина, В. В. Иванов, Г. В. Кальварский; под ред.В.В.Ковалева. - 2-е изд.,перераб.и доп. - М.: Проспект, 2004. - 511с.
  2.  Экономика сельского хозяйства: Практикум:Учебное пособие / М.Н.Малыша,Т.Н.Волкова,Т.В.Смирнова,Н.Б.Суховольская. - СПб.: Лань, 2004. - 223с.
  3.  Теоретическая фонетика английского языка: учебник для студ. вузов по спец. "Филология" / М. А. Соколова, К. П. Гинтовт, И. С. Тихонова, Р. М. Тихонова. - 3-е изд., стер. - М.: ВЛАДОС, 2004. - 285,[1] c.

Пять авторов и более:

  1.  Травматология   и  ортопедия   /Х.А.Мусалатов,   Г.С.Юмашев,  Л.Л. Силин и др.- М.: Медицина, 1995.- 559 с.
  2.  Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник /  Алексеева Л. Б., Воскобитова Л. А., Давыдов В. А. и др.; отв. ред. [и авт. предисл.] П. А. Лупинская; м-во образования Рос. Федерации, Моск. гос. юрид. акад. - М.: Юристъ, 2004. - 795 с.
  3.  Финансовое право: учебник / О. Н. Горбунова, д.ю.н., проф., Е. Ю. Грачева, д.ю.н., доц., М. Ф. Ивлиева, к.ю.н., доц. и др.; под ред. докторов юрид. наук, профессоров Е. Ю. Грачевой, Г. П. Толстопятенко. - М.: Проспект, 2004.- 572 с.
     

Многотомное издание:

  1.  Руководство  по гематологии: В 3 т.  /Под ред.  А.И.Воробьева.-  М.: Ньюдимед, 2002.- Т.1.- 280 с.
  2.  Доказательная медицина: ежегодник: справочник.:  Пер. с англ.-  М.: Медиа-сфера, 2002.- Вып.1.- 1399 с.  

Диссертация:

  1.  Янголенко Г.И.    Хирургическое   лечение  язвенной   болезни  двенадцатиперстной    кишки  с   сохранением    пилорического    жома:  Дис… канд.   мед.   наук    /Г.И.Янголенко;   Курск.   мед.   ин-т.-  Курск, 1993.- 143 с.
  2.  Автореферат диссертации : Комарова А.Я.  Клинико-лабораторные особенности течения репликативных форм вирусного гепатита Д:  Автореф. дис… д-ра мед. наук   /А.Я.Комарова;  С.-Петерб. мед.  акад.   последиплом.  образования.- СПб., 2001.-22 с.

Статьи из книг, журналов, сборников статей

 

Один  автор:

  1.  Зеленская Т.М.  Медицинская услуга как товар в  рыночных отношениях /Т.М.Зеленская  //Проблемы городского здравоохранения:  Сб.науч. тр.- М., 2000.- Вып. 5.- С.31-35.
  2.  Измеров  Н.Ф.   Прошлое,   настоящее  и   будущее   профпатологии /Н.Ф.Измеров    //Медицина   труда   и  промышленная    экология.- 2001.- № 1.- С.1-9.  

Два автора:

  1.  Дронов А.Ф.   Лапароскопичекие   операции  при   острой  спаечной тонкокишечной   непроходимости    /А. Ф. Дронов,   И. В.Поддубный //Эндоскопическая    хирургия .- 2000 .- Т.6,  № 6.- С. 43- 48.  

Три автора:

  1.  Булатов В.Л.   Взаимосвязь   между  состоянием  органов  гастродуоденальной  зоны  у детей и качественным  составом  питьевой  воды  /В. Л.Булатов,  А. В. Иванов,  Н. В. Рылова   //Казанский  медицин. журнал.- 2001.- Т.82, № 6.- С.464-465.

Четыре автора:

  1.  К вопросу  о физиологической  оценке  компонентов сенсомоторной работоспособности  /А. Я. Жухорев,   Н. П. Степанкова,  Т. Г. Кремлева,  О. О. Копкарева    //Проблемы   психологии   и   эргономики .- 2001 .- Вып.5. - С.33-35.  

Пять авторов и более:

  1.  Шунтирующие операции при иноперабельном раке  пищевода   /М. И. Давыдов,  Ж. А. Арзыгулов, А. Б. Германов и др.  //Современные проблемы  гастроэнтерологии .- Курган, 1994 .- С. 122- 124. 
  2.  Перспективы использования клеевых субстанций  в  лапароскопической  хирургии   /Б. К. Шуркалин,  В. П. Горский, А. Г. Кригер и др.  //Эндоскопическая хирургия.- 2000 .- Т.6, № 6 .- С.4-8.

Глава  из книги:

  1.  Ремизов К.С. Нормирование труда  /К.С.Ремизов   //Справочник  экономиста по труду .- М., 1982 .- Гл.1 .- С.132-220.
  2.  Столяров Ю.Н.  Онтологическая  сущность  информации /Ю.Н.Столяров.- М., 2000 .- Гл. 2, § 1 .- С.43-57.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

66706. Дослідження інтерференції по основному та побічних каналах 1.57 MB
  Модель для дослідження дії завад по основному та побічних каналах. Реалізовано два передавачі основний канал з 8-PSK (TRANSMITTER) та канал завад (також 8-PSK TRANSMITTER INTRFERENCE). Файл Co_Channel_Interferenct.mdl
66707. Дружинне виховання в Київській Русі 57 KB
  У VI столітті в історії структури племінних об'єднань відбуваються значні зміни, зв'язані з переходом від родоплеменної форми громади до сусідського. 1 дані події дозволили відбутися виділенню військового прошарку і перетворення її в дружини...
66708. Міжнародні стандарти в галузі захисту інформації 31.44 KB
  В Одесском регионе функции основной организации по стандартизации и метрологии возложены на ГП «Одессастандартметрология». История предприятия началась ещё в 1902 году, когда Государственный совет Российской империи создал 12 поверочных палаток, среди которых была и одесская.
66709. Елітарні заклади Росії 19 століття 572 KB
  За наказом царя 3 (15) липня 1868 року ліцей був перетворений у юридичний ліцей. Курс навчання став чотирирічним. Навчальні предмети - ті ж, що на юридичних факультетах університетів. Відтепер ліцей давав вищу юридичну освіту. В 1886 р. для студентів ліцею уведений спеціальний одяг, такий же...
66711. Жидкокристаллический дисплей 251 KB
  Усилитель TFT для каждого субпиксела применяется для повышения быстродействия контрастности и чёткости изображения дисплея. TFT экран состоит из целой сетки таких пикселей где работой каждого цветового участка каждого пикселя управляет отдельный транзистор.
66712. Классификация генов. Генные и хромосомные мутации. Понятие о генных, геномных и хромосомных болезнях 29.97 KB
  Мутации могут приводить к изменению последовательности а следовательно изменению биологических характеристик белка или РНК которые в свою очередь могут иметь результатом общее или локальное изменённое или анормальное функционирование организма.
66713. Российское государство в XVI. Иван Грозный. Политика реформ 34.5 KB
  XVI в. – время Ивана IV Грозного, правившего 51 год, больше, чем любой российский государь. Иван Грозный в три года отсался без отца (Василия III). За него правила мать Елена Глинская, но она была отравлена, когда сыну было 8 лет. Иван IV рос в обстановке ожесточенной борьбы за власть боярских группировок...
66714. Ипотечное жилищное кредитование в НСО: особенности и проблемы 123.5 KB
  Система ипотечного кредитования занимает уникальное положение в национальной экономике. Во-первых, в настоящее время ипотечное кредитование в большинстве экономически развитых стран не только является основной формой улучшения жилищных условий...