44200

Разработка методических рекомендаций к проведению деловой игры

Дипломная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы) и эмпирические (личностно-ориентированный подход, при помощи которого создаётся основа для признания приоритета личности учащихся в образовательном процессе, и позволяет строить содержание образования с учётом его индивидуальных интересов и способностей; аналогия, моделирование)

Русский

2013-11-10

373.5 KB

74 чел.

Содержание

Введение

Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения

1.1 Определение понятия  «деловая игра»……………………………………6

1.2 История возникновения деловой игры……………………………………8

1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры…………………..13

1.4 Особенности деловой игры……………………………………………….19

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

2.1 Особенности организации деловой игры………………………………..24

Заключение……………………………………………………………………31

Список используемой литературы…………………………………………...33

050501.1603.16-11

Изм

Кол

Лист

№ док

Подпись

Дата

Выполнил

Асраташвили М.Р.

Литера

Лист

Листов

Проверил

Кузнецова О.А.

у

1

34.

СТГХСТ

Принял

Журавель Ю.А.

Введение

    В настоящее время учебный процесс требует постоянного совершенствования, так как происходит смена приоритетов и социальных ценностей: мы переходим к так называемой информационной цивилизации. "Смысл образования в XXI веке заключается в том, чтобы взрастить человека свободного и творческого, способного непрерывно самоопределяться". Поэтому современная ситуация в подготовке специалистов требует коренного изменения стратегии и тактики обучения. Главными характеристиками выпускника любого образовательного учреждения являются его компетентность и мобильность. Успешность достижения этой цели зависит не только от того, что усваивается (содержание обучения), но и от того, как усваивается: индивидуально или коллективно, в авторитарных или гуманистических условиях, с опорой на внимание, восприятие, память или на весь личностный потенциал человека, с помощью репродуктивных или активных методов обучения.
   Успешность обучения обеспечивают: интерес, доброжелательность, педагогическое терпение и мыслительное творчество. "Следует обучать так, чтобы студент становился соучастником учебного процесса, чтобы он сопереживал подобно тому, как это происходит с человеком при чтении интересных книг, просмотре захватывающего спектакля или фильма. Это возможно только при педагогике сотрудничества"
   Данная работа посвящена изучению такого метода активного обучения как деловая игра. "Имитационную игру можно рассматривать как занятие по моделированию реальной деятельности специалиста в тех или иных искусственно созданных педагогических и производственных ситуациях" "Здесь моделируются "серьезная" управленческая деятельность в "несерьезных" игровых условиях". Во время игры каждый участник сам делает ошибки и сам находит удачные решения, обогащая при этом свой личный опыт, которые не забывается, потому что "это было со мной".

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

2

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

   Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе, как педагогическая технология , или один из методов активного обучения , при проведении социально-психологических тренингов  и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников. Игра - это неотъемлемая часть человеческой жизни. Знаменитый ученый Йохан Хёйзинг даже написал книгу в 1938 году «Homo ludens» («Человек играющий»), в которой он размышляет о роли игры в жизни отдельного человека и в жизни всей человеческой цивилизации.

  Сравнительно недавно в нашу жизнь вошли деловые игры. Деловая игра имитирует реальную жизнь, реальную профессиональную деятельность. Это позволяет участникам игры экспериментировать, проверять разные способы поведения и даже совершать ошибки, которые в реальности нельзя себе позволить.

  Многие преподаватели в наше время ищут разнообразные формы проведения уроков, новые построения учебных занятий, которые отличаются от стандартных. Ежедневно педагог сталкивается с различными ситуациями, в которых он не может быть только исполнителем, а в каждом конкретном случае должен принимать самостоятельные решения, быть творцом учебно-воспитательного процесса. Педагогическая деятельность всегда предполагает творчество. Среди различных активных методов, которые используются в учебной практике, хочется выделить деловую игру, так как именно она активизирует мыслительную деятельность старших школьников, развивает творческие способности будущих учителей.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

3

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

    В деловых играх на основе игрового замысла моделируются жизненные ситуации: игра представляет участнику возможность побывать в роли экскурсовода, учителя, судьи, директора и т.п. Использование деловых игр значительно укрепляет связь (ученик-учитель), раскрывает творческий потенциал каждого обучаемого. Опыт проведения деловой игры показал, что в ее процессе происходит более интенсивный обмен идеями, информацией, она побуждает участников к творческому процессу.

    Актуальность выбранной нами темы мы видим в том, что, во-первых, деловая игра выступает как форма, в которой наиболее успешно могут осваиваться содержание новой деятельности, во-вторых, это эмоциональная опора личности, в-третьих, как элемент творческого самовыражения, проявления самостоятельности и активности в среде сверстников. Все это в совокупности дает толчок в самоутверждении и самореализации взрослеющего человека.

  Разработкой и применением деловых игр для учащихся занимались Лихачев Б.Т., Выготский Л.С., Селевко Г.К., Платов В.Я. и другие.

   В работах Абрамовой Г.С., Степановича В.А., Кулешовой И.В., Алапьевой В.Г. рассматривается идея о том, что деловая игра является как формой, так методом обучения учащихся, в которой моделируется предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности.  Потому что именно форма активного обучения - это первый шаг к любознательности.

    Выготскй Л.С., Платов В.Я., Эльконин Д.Б. и другие утверждали, что деловая игра выступает как педагогическое средство и активной формой обучения, которая формирует учебную деятельность и отрабатывает профессиональные умения и навыки.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

4

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Идею о том, что деловая игра является средством развития не только профессиональных умений и навыков, но и профессионального творческого мышления, в ходе которой учащиеся приобретают способность анализировать специфические ситуации и решать для себя новые задачи, прослеживается в работе Хруцкого Е.А.

Объектом нашего исследования являются учащиеся.

Предметом нашего исследования является деловая игра как активно-образовательная технология обучения учащихся.

Целью нашей работы является изучение деловой игры как метода обучения.

Исходя из поставленной цели, можно сформулировать следующие задачи:

1.Дать понятие деловой игры.

2.Выяснить психолого-педагогические принципы организации деловой игры.

3.Выявить роль деловой игры в процессе обучения.

4.Определить цели использования деловой игры в процессе обучения.

Для решения поставленных задач использован комплекс методов исследования: теоретический (анализ психолого-педагогической и учебно-методической литературы) и эмпирические (личностно-ориентированный подход, при помощи которого создаётся основа для признания приоритета личности учащихся в образовательном процессе, и позволяет строить содержание образования с учётом его индивидуальных интересов и способностей; аналогия, моделирование).

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

5

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Глава 1. Деловая игра как один из методов обучения

1.1 Определение понятия «деловая игра»

  Деловая игра - форма и метод обучения, в которой моделируются предметный и социальный аспекты содержания профессиональной деятельности.  Предназначена  для отработки профессиональных умений и навыков. В деловой игре развертывается профессиональная деятельность обучающихся на имитационно-игровой модели, отражающей содержание, технологии и динамику профессиональной деятельности специалистов, ее целостных фрагментов.

  Деловая игра - метод имитации принятия решений руководящих работников или специалистов в различных производственных ситуациях, осуществляемый по заданным правилам группой людей или человеком с ЭВМ в диалоговом режиме, при наличии конфликтных ситуаций или информационной неопределенности (Бельчиков Я. М., Бирштейн М. М., 1989).

   Деловые игры являются педагогическим средством и активной формой обучения, которая интенсифицирует учебную деятельность, моделируя управленческие, экономические, психологические, педагогические ситуации и дает возможность их анализировать и вырабатывать оптимальные действия в дальнейшем. При проведении, например, деловых игр учащиеся входят в роль менеджера, банкира, бухгалтера и т.д., что приближает обучение к реальной действительности, требуя от школьников взаимодействия, творчества и инициативы. Игровое сопровождение изучения материала позволяет поддерживать постоянный высокий интерес у учащихся к содержанию курса, активизирует их самостоятельную деятельность, формирует и закрепляет практические навыки.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

6

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределённости и многофакторности. В настоящее время они используются в учебном процессе образовательных учреждений, как педагогическая технология, или один из методов активного обучения, при проведении социально-психологических тренингов и на производстве для решения производственных, социальных и психологических задач. Во всех случаях присутствует «двуплановость деловой игры» и решаются не только игровые или профессиональные задачи, но одновременно происходит обучение и воспитание участников.

    Первая деловая игра была разработана и проведена в СССР в 1932 году М.М. Бирштейн. В 1938 году деловые игры в СССР постигла участь ряда научных направлений, они были запрещены. Их второе рождение произошло только в 60-х гг., после того как появились первые деловые игры в США (1956 г., Ч. Абт, К. Гринблат, Ф. Грей, Г. Грэм, Г. Дюпюи, Р. Дьюк, Р. Прюдом и другие). Деловая игра зародилась как инструмент поиска управленческих решений в условиях неопределенности и многофакторности.       Первоначально деловые игры создавались с целью помочь руководителям принимать наиболее рациональные решения на производстве. В игре имитируется рабочая обстановка, которая имеет место в действительности. Ставится актуальная проблемная ситуация. Среди участников распределяются роли должностных лиц, имеющих отношение к разбираемой проблеме. Различие ролевых целей и наличие общей цели игрового коллектива способствует созданию атмосферы реальных отношений между коллегами и той обстановке, в которой предстоит принимать решения настоящим работникам.

   На сегодняшний день практика деловых игр в мире очень популярна. Особенно активно деловые игры используются в практике высшего образования, многие образовательные учреждения  являются новаторами в методике преподавания деловых игр. Сегодня насчитывается уже

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

7

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

несколько тысяч различных видов обучающих игр. Издаются пособия, каталоги и справочники по деловым играм, проводятся регулярные школы и семинары. Создана Международная ассоциация по имитационному моделированию и играм.
    Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, т.к. может включать целый комплекс методов: дискуссию, мозговой штурм.
Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков.       Значит  деловые игры помогают в теоретическом и практическом аспекте подготовки специалистов.

   В современной педагогике часто говориться об использовании активных методов обучения как составной части инновационной педагогической технологии. Современная педагогика отказывается от жесткого «авторитарного управления», где учащийся, студент или слушатель выступает «объектом» обучающих воздействий, переходит к системе организации поддержки и стимулирования познавательной самодеятельности объекта учения, созданию условий для творчества, к обучению творчеством, педагогике сотрудничества. На это направлена идеология активного обучения, в котором «школа памяти» уступает место «школе мышления».    Одним из способов создания таких условий является применение преподавателем методов активного обучения как составной части современных инновационных технологий, широко внедряемых в последнее время в практику школы. Именно активные методы обучения помогают учащемуся раскрыться как личности, являются условием подготовки конкурентно способного специалиста, позволяют студентам

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

8

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

уже в учебных аудиториях приобретать профессиональные навыки, так как предполагают вовлечение учащихся в решение проблем, максимально приближенных к будущей деятельности. При этом чрезвычайно важно, чтобы оценивались не только проявленные знания и умения, но и творческая самостоятельность, профессионально-этический аспект. Активные методы обучения являются одним из основных средств развития продуктивного мышления студентов, включения их в профессионально-ориентированную деятельность. Только они позволяют не просто воспроизвести усвоенные знания, а творчески использовать их, формировать профессионально-важные личностные качества.

   Преимущества применения активных методов обучения наличествуют в решении всех задач обучения. Так в области дидактики это расширение кругозора, активизация познавательной деятельности; возможность применения знаний и умений в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности; развитие или выработка техники перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо; умение формулировать вопросы.

     В сфере воспитания - развитие самостоятельности, активности и воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных и мировоззренческих установок; формирование умения работать в коллективе и коммуникативных качеств. Помимо этого мы приходим к выводу о том, что применение активных методов обучения, а в частности учебных деловых игр способствует развитию внимания, памяти, речи, мышления, умений сравнивать, сопоставлять, соединять воедино; творческих способностей, рефлексии, умения находить оптимальные или наиболее простые решения, предсказывать ожидаемый результат, находить способ варьирования или перестройки чего-либо. Кроме того, позволяют упростить приобщение к нормам и ценностям социума; адаптировать к условиям среды; осуществлять контроль, саморегуляцию; обучение

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

9

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата




общению; психотерапии; совершенствовать умение выразить свою мысль в устной и письменной форме, умение установить и поддерживать психологический контакт; умение слушать собеседника, понимать его мотивы, текущее психологическое состояние, навык владения широким спектром поведения; умение доказать, убедить, высказать согласие (несогласие).

   В последние годы в русле активного обучения использование моделей, игр и имитаций принимает    новые  аспекты и обозначилось в игровое обучение, которое отличается принудительной активизацией мышления (вынужденная активность). Студент должен быть активным независимо от того, желает он этого или нет; достаточно длительным временем вовлечения обучаемых в учебный процесс (практически на протяжении всего занятия); самостоятельной творческой выработкой решений, повышенной степенью мотивации и эмоциональности; постоянным взаимодействием обучаемых и преподавателей с помощью прямых и обратных связей.

   В условиях информатизации образования были выработаны механизмы, позволяющие активизировать учащегося в учебном процессе. В первую очередь к ним относятся деловые игры, а, говоря о педагогическом - учебные деловые игры. Этот метод самостоятелен, активен, нацелен на результат и обеспечивает положительные эмоции. Стремление к успеху делает обучение в процессе игры чрезвычайно эффективным.

    С другой стороны, мы понимаем, что если мы будем основывать свое обучение только лишь на игровых методах, то, во-первых, определенное информационное содержание не будет усвоено. Однако возражения о недостаточности игр для полноценного образования можно расценивать и как постановку новой педагогической задачи. Практика показала, что успешно участвовать в деловых играх могут только те студенты, которые изучение дисциплин осуществляют не путем заучивания, а посредством

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

10

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

вдумчивого осмысления и творческого подхода к самостоятельной проработке пройденного материала. Во-вторых, методики не могут быть самодостаточными, поскольку учитель может столкнуться с проблемой среднего уровня учащихся.

Практически для всех зарубежных школ характерно использование имитационного моделирования в той или иной его форме. Активно используются имитационные деловые игры. За рубежом в настоящее время выделены три основные группы игр, направленных в той или иной мере на организацию самостоятельности студентов:

1. игры, направленные на приобретение теоретических знаний;

2. игры, направленные на приобретение практических умений;

3. игры, способствующие изменению отношения к изучаемой проблеме или предмету.

Подводя итог выше изложенному, можно сделать вывод о том, что:

1. Активные методы обучения являются одним из наиболее перспективных путей совершенствования процесса организации самостоятельной работы, основанном на принципах проблемности и моделирования, отличающие их от традиционных методов образования.

2. Исследованный отечественный и зарубежный опыт свидетельствует, что деловая игра как один из методов активного обучения, представляет интенсивный способ повышения результативности самостоятельной работы учащихся, не за счет увеличения объема перерабатываемой информации, а благодаря глубине и скорости ее переработки.

3. Активность студентов, возникающая в деловой игре длительная и устойчивая, а самостоятельно принимаемые решения творчески по своему содержанию и эмоционально окрашены.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

11

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

1.3 Психолого-педагогические принципы деловой игры

   Одной из приоритетных задач современной школы является создание необходимых и полноценных условий для личностного развития каждого ребёнка, формирование активной позиции каждого учащегося в учебном процессе. Поэтому использование активных форм обучения, например, деловой игры, является основой развития познавательной компетентности учащегося. Активные познавательные способности формируются и развиваются в процессе познавательной деятельности. Когда учащийся не просто слушатель, а активный участник в познавательном процессе, своим трудом добывает знания. Эти знания более прочные.

   Именно форма активного обучения - это первая искорка, зажигающая факел любознательности. Педагог отказывается от авторитарного характера обучения в пользу демократического поисково-творческого. В качестве основных неоспоримых достоинств выступают: высокая степень самостоятельности, инициативности, развитие социальных навыков, сформированность умения добывать знания, развитие творческих способностей. Чувство свободы выбора делает обучение сознательным, продуктивным и более результативным.

   Эффективность использования деловой игры как развивающего активного метода во многом обусловлена позицией учителя, его направленностью   личностно-ориентированного педагогического пространства, демократическим стилем обучения, диалоговыми формами взаимодействия с детьми, знание реальных возможностей учащихся. А также следует отметить необходимость системности в использовании активных форм, постепенного увеличения степени детской самостоятельности в учебно-познавательной деятельности уменьшении различных видов педагогической помощи.

    Для продуктивной деятельности учащихся, безусловно, требуется:

1. Сформированность ряда коммуникативных умений.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

12

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

2. Развитие мышления учащихся.

3. Опыт оценочной деятельности.

Существует несколько принципов организации деловой игры:

- принцип имитационного моделирования конкретных условий. Моделирование реальных условий деятельности человека во всем многообразии служебных, социальных и личностных связей является основой методов активного обучения;

-  принцип игрового моделирования содержания и форм профессиональной деятельности. Реализация этого принципа является необходимым условием учебной игры, поскольку несет в себе обучающие функции;

-   принцип совместной деятельности. В деловой игре этот принцип требует реализации посредством вовлечения в познавательную деятельность нескольких участников. Он требует от разработчика выбора и характеристики ролей, определения их полномочий, интересов и средств деятельности. При этом выявляются и моделируются наиболее характерные виды профессионального взаимодействия лиц;

- принцип диалогического общения. В этом принципе заложено необходимое условие достижения учебных целей. Только диалог, дискуссия с максимальным участием всех играющих способна породить поистине творческую работу. Всестороннее коллективное обсуждение учебного материала обучающимися позволяет добиться комплексного представления ими профессионально значимых процессов и деятельности;

- принцип двуплановости. Принцип двуплановости отражает процесс развития реальных личностных характеристик специалиста в «мнимых», игровых условиях. Разработчик ставит перед обучающимся двоякого рода цели, отражающие реальный и игровой контексты в учебной деятельности.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

13

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

-  принцип проблемности содержания имитационной модели и процесса её развертывания в игровой деятельности.

Что даёт деловая игра её участникам?

-   игра дает свободу деятельности.

- игра дает перерыв в повседневности, с ее утилитаризмом, с ее монотонностью, с ее жесткой детерминацией образа жизни. Игра это неординарность.

-  игра дает выход в другое состояние души. Подчиняясь правилам игры, человек свободен от всяческих сословных, меркантильных и прочих условностей. Игра снимает то жесткое напряжение, в котором пребывает подросток в своей реальной жизни, и заменяет его добровольной и радостной мобилизацией духовных и физических сил.

-   игра дает порядок. Система правил в игре абсолютна и несомненна. Невозможно нарушать правила и быть в игре. Это качество порядок, очень ценно сейчас в нашем нестабильном, беспорядочном мире.

-  игра создает гармонию. Формирует стремление к совершенству. Игра имеет тенденцию становиться прекрасной. Хотя в игре существует элемент неопределенности, противоречия в игре стремятся к разрешению.

-   интенсивно вовлекает всего человека, активизирует его способности.

-   игра дает возможность создать и сплотить коллектив. Привлекательность игры столь велика и игровой контакт людей друг с другом столь полон и глубок, что игровые содружества обнаруживают способность сохраняться и после окончания игры, вне ее рамок.

- игра дает элемент неопределенности, который возбуждает, активизирует ум, настраивает на поиск оптимальных решений.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

14

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

- игра дает понятие о чести. Она противостоит корыстным и узкогрупповым интересам. Для нее не существенно, кто именно победит, но важно, чтобы победа была одержана по всем правилам, и чтобы в борьбе были проявлены с максимальной полнотой мужество, ум, честность и благородство. Игра дает понятие о самоограничении и самопожертвовании в пользу коллектива, поскольку только "сыгранный" коллектив добьется успеха и совершенства в игре.

-  игра дает компенсацию, нейтрализацию недостатков действительности. Противопоставляет жесткому миру реальности иллюзорный гармоничный мир - антипод. Игра дает романтизм.

-  игра дает физическое совершенствование, поскольку в активных своих формах она предполагает обучение и применение в деле игрового фехтования, умения ориентироваться и двигаться по пересеченной местности, причем в доспехах и с игровым оружием.

- игра дает возможность проявить или совершенствовать свои творческие навыки в создании необходимой игровой атрибутики. Это оружие, доспехи, одежда, различные амулеты, обереги и прочее.

- игра дает развитие воображения, поскольку оно необходимо для создания новых миров, мифов, ситуаций, правил игры.

- игра дает стойкий интерес к хорошей литературе, поскольку ролевая игра создается методом литературного моделирования. Чтобы создать свой мир нужно прочитать предварительно о других.

-игра дает возможность развить свой ум, поскольку необходимо выстроить интригу и реализовать ее.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

15

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

- игра дает развитие остроумия, поскольку процесс и пространство игры обязательно предполагают возникновение комичных ситуаций, хохм и анекдотов.

- игра дает развитие психологической пластичности. Игра далеко не одно только состязание, но и театральное искусство, способность вживаться в образ и довести его до конца.

-  игра дает радость общения с единомышленниками.

- игра дает умение ориентироваться в реальных жизненных ситуациях, проигрывая их неоднократно и как бы понарошку в своем вымышленном мире. Дает психологическую устойчивость. Снимает уровень тревожности, который так высок сейчас у родителей и передается детям. Вырабатывает активное отношение к жизни и целеустремленность в выполнении поставленной цели.

   Деловая игра как форма деятельности в условных ситуациях направлена на воссоздание и усвоение общественного и социального опыта, она позволяет осваивать социально-значимые способности личности.

К социально-значимым способностям (социально-коммуникативным) относятся:

-  способность сотрудничества и взаимодействия;

-  психологическая совместимость как способность адаптации к различным темпераментам и характерам;

-  умение работать в составе малой группы;

- умение пользоваться различными средствами коммуникации, компьютером;

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

16

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

- способность эффективно разрешать конфликты;

- способность устанавливать долговременные горизонтальные и вертикальные связи;

- умение эффективно обучать в своей профессиональной области и т.д. Использование деловой игры в ходе учебных занятий позволяет:

- преодолевать традиционные подходы в преподавании дисциплин общественного блока;

-  овладеть социально-коммуникативными способностями;

- формировать чувства коллективной ответственности за подготовку и уровень знаний каждого ученика;

- освоить определенные умения, навыки, качества, которые не могут быть отработаны иными методами обучения;

   Деловую игру следует выбирать для реализации следующих педагогических задач:

-   приобретение будущими специалистами как предметно- профессионального, так и социального опыта, в том числе принятия индивидуальных и совместных решений;

- развитие профессионального, теоретического и практического мышления;

-создание познавательной мотивации как условия появления профессиональной мотивации.

   Деловую игру можно проводить перед учебными занятиями, после прочтения тематического цикла или же осуществлять организацию всего учебного процесса на основе сквозной деловой игры.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

17

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

   В первом случае деловая игра опирается только на личный опыт играющих и должна обнаружить проблемы в знаниях, восполнение которых будет происходить в процессе обучения по данному разделу, что вызовет к ним дополнительный интерес.

   Во втором случае деловая игра опирается на знания, полученные в процессе уроков. Эти знания не только закрепляются в игре, но и приобретут качественно новую форму "существования", поскольку войдут в структуру опыта регуляции познавательной, профессиональной деятельности.

   Эффективность деловой игры можно проанализировать по следующим моментам:

- деловая игра как источник экономии учебного времени.

-  деловая игра как форма контроля.

- деловая игра как условие для овладения деятельностно- коммуникативными способностями.

1.4 Особенности деловой игры

   Характерные особенности деловой игры можно представить следующим перечнем:

- моделирование процесса труда (деятельности) руководящих работников и специалистов предприятий и организаций по выработке управленческих решений.

- реализация процесса «цепочки решений». Поскольку в деловой игре моделируемая система рассматривается как динамическая, это приводит к тому, что игра не ограничивается решением одной задачи, а требует «цепочки решений». Решение, принимаемое участниками игры на первом

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

18

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

этапе, воздействует на модель и изменяет её исходное состояние. Изменение состояния поступает в игровой комплекс, и на основе полученной информации участники игры вырабатывают решение на втором этапе игры и т.д.

-  распределение ролей между участниками игры.

-  различие ролевых целей при выработке решений, которые способствуют возникновению противоречий между участниками, конфликта интересов.

-  наличие управляемого эмоционального напряжения.

-  взаимодействие участников, исполняющих те или иные роли.

-  наличие общей игровой цели у всего игрового коллектива.

-  коллективная выработка решений участниками игры.

-  многоальтернативность решений.

- наличие системы индивидуального или группового оценивания деятельности участников игры.

  Специфика обучающих возможностей деловой игры как метода активного обучения в сравнении с традиционными играми состоит в следующем:

1) «В игре воссоздаются основные закономерности движения профессиональной деятельности и профессионального мышления на материале динамически порождаемых и разрешаемых совместными усилиями участников учебных ситуаций».

Иными словами, «процесс обучения максимально приближен к реальной практической деятельности руководителей и специалистов.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

19

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Это достигается путем использования в деловых играх моделей реальных социально-экономических отношений».

2) «Метод деловых игр представляет собой не что иное, как специально организованную деятельность по операционализации теоретических знаний, переводу их в деятельностный контекст. То, что в традиционных методах обучения «отдается на откуп» каждому учащемуся без учета его готовности и способности осуществить требуемое преобразование, в деловой игре приобретает статус метода… Происходит не механическое накопление информации, а деятельностное распредмечивание какой-то сферы человеческой реальности».

Указанные выше и многие иные особенности деловых игр обусловливают их преимущества по сравнению с традиционными методами обучения. В общем виде этот образовательный ресурс деловых игр усматривается в том, что в них моделируется более адекватный для формирования личности специалиста предметный и социальный контекст. Конкретизировать этот тезис можно в следующем виде:

- игра позволяет радикально сократить время накопления профессионального опыта;

- игра дает возможность экспериментировать с событием, пробовать разные стратегии решения поставленных проблем и т.д.

- В деловой игре «знания усваиваются не про запас, не для будущего применения, не абстрактно, а в реальном для участника процессе информационного обеспечения его игровых действий, в динамике развития сюжета деловой игры, в формировании целостного образа профессиональной ситуации»;

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

20

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

- игра позволяет формировать «у будущих специалистов целостное представление о профессиональной деятельности в ее динамике»;

- деловая игра позволяет приобрести социальный опыт (коммуникации, принятия решений и т.п.)

    

В соответствии с представлением об общей структуре методов активного обучения, ключевым, центральным элементом является имитационная модель объекта, поскольку только она позволяет реализовать цепочку решений. В качестве модели может выступать организация, профессиональная деятельность, совокупность законов или физических явлений и т. п. В сочетании со средой (внешним окружением имитационной модели), имитационная модель формирует проблемное содержание игры.

    Действующими лицами в деловой игре являются участники, организуемые в команды, и выполняющие индивидуальные или командные роли. При этом и модель, и действующие лица находятся в игровой среде, представляющей профессиональный, социальный или общественный контекст имитируемой в игре деятельности специалистов. Сама игровая деятельность предстает в виде вариативного воздействия на имитационную модель, зависящего от её состояния и осуществляемого в процессе взаимодействия участников, регламентируемого правилами.

    Систему воздействия участников на имитационную модель в процессе их взаимодействия можно рассматривать как модель управления. Все игровая деятельность происходит на фоне и в соответствии с дидактической моделью игры, включающей такие элементы, как игровую модель деятельности, систему оценивания, действия игротехника и все то, что служит обеспечением достижения учебных целей игры.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

21

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

   Итак, деловые игры, как метод обучения при умелом применении позволяют решить одновременно три учебно-организационные задачи:

1) подчинить процесс обучения управляющему воздействию преподавателя;

2) обеспечить активное участие в учебной работе как подготовленных студентов, так и не подготовленных;

3) установить непрерывный контроль за процессом усвоения учебного материала.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

22

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

    

Глава 2. Методические рекомендации к проведению деловой игры

2.1 Особенности организации деловой игры

  Деловая игра используется для решения комплексных задач, развития творческих способностей, формирования определенных знаний и умений, дает возможность учащимся понять различные позиции в решении проблем.
    Деловые игры применяются для имитационного моделирования реальных механизмов и процессов. При этом отрабатываются навыки принятия решений в условиях взаимодействия, соперничества (конкуренции) между различными решающими сторонами. В деловой игре могут моделироваться отношения конкурентной борьбы или взаимодействия, а также отношения соревнования между сторонами.

    Деловая игра является сложно устроенным методом обучения, т.к. может включать целый комплекс методов: дискуссию, мозговой штурм.
Б.Г. Ананьев, один из основоположников отечественной психологической науки, пишет, что игра занимает ведущее место в социальном формировании человека, как субъекта познания и деятельности. В искусственно воссозданных условиях человек проигрывает разные жизненные и производственные ситуации, что является необходимым для его развития, изменения его социальных позиций, ролей в обществе, для формирования профессиональных интересов, потребностей и навыков. Значит деловые игры помогают в теоретическом и практическом аспекте подготовки специалистов.
    Итак, "игры - это способ группового диалогичного исследования возможной действительности в контексте личных интересов" Что же касается непосредственно учебной деловой игры, ее определяют как "игровой метод активного обучения, представляющий собой целенаправленную организацию учебно-игровых взаимодействий

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

23

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

обучаемых в процессе моделирования или целостной профессиональной деятельности специалистов" Деловые игры позволяют моделировать различные производственные ситуации, проектировать способы действий в условиях предложенных моделей, демонстрировать процесс систематизации теоретических знаний по решению определенной практической проблемы.
    Функции преподавателя в учебной деловой игре изменяются. "Сначала он выступает как в роли информатора, затем организатора и консультанта и, наконец, выполняет функцию обобщения и оценивания деятельности, как отдельного студента, так и всей группы" Многогранна работа и студента. "И чем разнообразнее выполняемые студентом роли и занимаемые им в деятельности позиции, тем разностороннее развивается личность будущего специалиста" Его мыслительная деятельность приобретает системный характер, вырабатывается гибкость мышления и действий, умение ориентироваться в ситуации
.

 Игровое  обучение  отличается  от  других  педагогических технологий тем, что игра:

- хорошо известная, привычная и любимая форма деятельности для человека любого возраста.

- одно из наиболее эффективных средств активизации, вовлекающее участников в игровую деятельность за счет содержательной природы самой игровой ситуации, и способное вызывать у них высокое эмоциональное и физическое напряжение. В игре значительно легче преодолеваются трудности, препятствия, психологические барьеры.

- мотивационна по своей природе. По отношению к познавательной деятельности, она требует и вызывает у участников инициативу, настойчивость, творческий подход, воображение, устремленность.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

24

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

позволяет решать вопросы передачи знаний, навыков, умений; добиваться глубинного личностного осознания участниками законов природы и общества; позволяет оказывать на них воспитательное воздействие; позволяет увлекать, убеждать, а в некоторых случаях, и лечить.

-   многофункциональна, её влияние на человека невозможно ограничить каким-либо одним аспектом, но все её возможные воздействия актуализируются одновременно.

- преимущественно коллективная, групповая форма деятельности, в основе которой лежит соревновательный аспект. В качестве соперника, однако, может выступать не только человек, но и обстоятельства, и он сам (преодоление себя, своего результата).

-  нивелирует значение конечного результата. В игре участника устраивает любой приз: материальный, моральный (поощрение, грамота, широкое объявление результата), психологический (самоутверждение, подтверждение самооценки) и другие. Причем при групповой деятельности результат воспринимается им через призму общего успеха, отождествляя успех группы, команды как собственный.

- в обучении отличается наличием четко поставленной цели и соответствующего ей педагогического результата.

     Таким образом, деловая игра должна включать в себя все эти качества. Только тогда она может по праву называться эффективным методом обучения.

     В настоящее время деловую игру можно рассматривать и как область деятельности и научно-технического знания, и как имитационный

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

25

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

эксперимент, и как метод обучения, исследования, решение практических задач.

Деловая игра должна иметь основные атрибуты:

1. Игра имитирует тот или иной аспект целенаправленной человеческой деятельности.

2. Участники игры получают роли, которые определяют различие их интересов и побудительных стимулов в игре.

3. Игровые действия регламентируются системой правил.

4. В деловой игре преобразуются пространственно-временные характеристики моделируемой деятельности.

5. Игра носит условный характер.

6. Контур регулирования игры состоит из следующих блоков: концептуального, сценарного, постановочного, сценического, блока критики и рефлексии, судейского, блока обеспечения информацией.

Технология деловой игры
I этап подготовки начинается с разработки сценария – условного
 отображения ситуации и объекта и состоит из последовательных операций:

  •  Выбор темы. Обязательным условием является то, чтобы используемый в игре материал имел практический выход на профессиональную деятельность.
  •  Формирование целей и задач. Содержанием игровых целей является для участника успешное выполнение принятой роли, реализации игровых действий.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

26

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Содержание педагогических целей включается в развитие профессионального практического и теоретического мышления, формирование систем отношений с другими людьми, овладение нравственными нормами, развитие творческих и профессиональных способностей, иначе говоря – в развитии личности. В конечном итоге от цели зависит динамика игры и прогнозируемый результат.

  •  Определение структуры. Структура определяется с учетом целей, задач, выбранной темы, состава участников и включает в себя план деловой игры и общее описание процедуры игры.

4. Диагностика объективных обстоятельств. В данном случае рассматривается вопрос о том, где, когда и при каких условиях будет проходить деловая игра, т.е. оцениваются ее внешние атрибуты. 

II этап проведения – процесс игры. С начала игры никто не имеет права вмешиваться и изменять ее ход. Только ведущий может корректировать действия участников, если они уходят от главной цели игры.

III анализа, обсуждения и оценки результатов игры. Выступления экспертов, обмен мнениями, защита учащимися своих решений и выводов. В результате педагог констатирует достигнутые результаты, формулирует окончательный итог занятия. Обращается внимание на сопоставление использованной имитации с соответствующей областью реального лица, установление связи игры с содержанием воспитательной проблемы.

Алгоритм деловой игры:

I Этап подготовки
разработка игры: ввод в игру:

  •  разработка сценария
  •  постановка проблемы, целей

  •  регламент, правила
  •  содержание инструктажа
  •  

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

27

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

  •  разработка сценария
  •  постановка проблемы, целей
  •  план деловой игры
  •  условия, инструктаж
  •  общее описание игры
  •  регламент, правила
  •  содержание инструктажа
  •  распределение ролей
  •  подготовка материального обеспечения
  •  формирование групп

II Этап проведения

  •  работа в группах 
  •  выполнение индивидуальных заданий
  •  тренинг

III Этап анализа и обобщения вывод из игры

  •  анализ, рефлексия
  •  оценка и самооценка работы
  •  выводы и обобщения
  •  рекомендации

       Преимущества применения активных методов обучения наличествуют в решении всех задач обучения. Так в области дидактики это расширение кругозора, активизация познавательной деятельности; возможность применения знаний и умений в практической деятельности; формирование определенных умений и навыков, необходимых в профессиональной деятельности; развитие или выработка техники перегруппировки, реорганизации и систематизации чего-либо; умение формулировать вопросы.

     В сфере воспитания - развитие самостоятельности, активности и воли; формирование определенных подходов, позиций, нравственных и мировоззренческих установок; формирование умения работать в коллективе и коммуникативных качеств. Помимо этого мы приходим к выводу о том, что применение активных методов обучения, а в частности учебных деловых игр способствует развитию внимания, памяти, речи,

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

28

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

  1.  Рыкова Е.А. Методика организации повторительно-обобщающих уроков. – М., 1995.
  2.  Скакун В.А. Педагогические технологии производственного обучения, М.: Издательский центр НОУ ИСОМ, 2003.
  3.  Федотова Л.Д., Рыкова Е.А. Оценка качества начального профессионального образования. – М., 2000.
  4.  Якуба Ю.А. Методика тестирования качества производственного обучения: Методические рекомендации. – М.: Академия профессионального образования, изд. центр АПО, 2001.
  5.  Якуба Ю.А. Современные методы контроля качества профессионального обучения. – М., 2001.
  6.  Л.П. Шебеко: «Производственное обучение электрогазосварщиков» Москва. Высшая школа, 1984 г.
  7.  В.П. Фоминых «Методика практического обучения сварщиков ручной дуговой сварки» Москва. Высшая школа, 1979 г.
  8.  В.П. Рыбаков «Сварка и резка металлов» Москва. Высшая школа,1979 г.
  9.  В.И. Маслов «Сварные работы» Москва, 1979 г.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

29

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Заключение

Отличием активных технологий обучения от традиционных является то, что они способствуют активизации мышления студентов. Активные образовательные технологии рассматриваются как важнейший образовательный ресурс, позволяющий интенсифицировать процесс обучения, то есть значительно повысить его развивающий потенциал, углубить и расширить осваиваемое содержание образования.

В современном образовательном учреждении возникает насущная потребность в расширении активных формах обучения. К таким активным формам обучения, относятся игровые технологии.

Педагогическая игра обладает существенным признаком — четко поставленной целью обучения и соответствующим ей педагогическим результатом, которые могут быть обоснованы, выделены в явном виде и характеризуются учебно-познавательной направленностью. Педагогическая игра применяется как условие и средство создания обстановки, наиболее приближенной к реальной, игра обеспечивает эмоциональное воздействие на обучаемых, активизирует резервные возможности личности. Она облегчает овладение знаниями, навыками и умениями, способствует их актуализации. Учебная игра помогает активизировать, закрепить, проконтролировать и скорректировать знания, навыки и умения, создает учебную и педагогическую наглядность в изучении конкретного материала. Она создает условия для активной мыслительной деятельности ее участников.

Деловая игра используется для решения комплексных задач усвоения нового, закрепления материала, развития творческих способностей, формирования общеучебных умений, дает возможность учащимся понять и изучить учебный материал с различных позиций.

    Таким образом, деловые игры, несмотря на практическую значимость, приемлемы лишь в качестве дополнительного метода обучения в

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

30

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

органической связи с теоретическими занятиями. Они, в основном, не предполагают выработку единственного верного решения. Их ценность состоит в стимулировании большого количества идей и способов их реализации, в неоднозначности принимаемых решений, характер которых определяется конкретной учебной ситуацией.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

31

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Список используемой литературы

1. Айламазьян А.М. Актуальные методы воспитания и обучения: деловая игра.- М.: Владос-пресс, 2000.

2. Абрамова Г.С., Степанович В.А. Деловые игры: теория и организация. -Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

3. Алапьева В.Г. Методические рекомендации по организации учебнотехнических и деловых игр.-Екатеринбург: Деловая книга, 1999.

4. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.-М.: Высш. шк., 1991.-- 207 с

5. Выготский Л. С. Игра и её роль в психологическом развитии ребёнка // Вопросы психологии. 1996. № 6.

6. Гукасова А.М. Методика трудового обучения. - М., 1990.

7. Кулешова И.В. Деловые игры для педагогических советов и методобъединений /И. В. Кулешова //Научно-методический журнал заместителя директора школы по воспитательной работе.-2005.-Ы 5. - С. 65-71.

8. Лихачев Б. Педагогика. - М., 2000.

9. Лихачева Л.Д. Деловая методическая игра "Методическое путешествие" /Л. Д. Лихачева/ Классный руководитель.-2004.-Н 4. - С. 43-48.

10.Пидкастистый П.И., Хайдаров Ж. С. Технология игры в развитии и обучении ребёнка.-М., 1996.

11. Платов В.Я. Деловые игры: разработка, организация и проведение: Учебник.-М.: Профиздат, 1991. - 156 с.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

32

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

12. Програмно-методические материалы. Технология 5-11 классы. - М.. 2000.

13. Технология: Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек). - М., 2000.

14. Примерные программы основного общего образования. - М., 2000

15. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии.-М.: Просвещение, 1998.

16. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. Пособие для преподавателей сред. спец. учеб, заведений.- М.:Высш. шк., 1991.-- 320 с.

17. Эльконин Д.Б. Психология игры. -М.: Владос-пресс.
Белокопытов Ю., Панасенко Г. Активные методы обучения. - Высшее образование в России. - 2004. - №5. - с. 168
18.  Вербицкий А. А. Игровые формы контекстного обучения - М.: Знание КубГТУ,1983 - 96с.
19. Вербицкий А. и др. Самостоятельная работа студентов: проблемы и опыт. //Высш. образование в России - 1995. -N2. -С. 137-145.
20. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: контекстный подход: Метод. Пособие.- М.: Высш. шк., 1991.- 207 с
21. Генике Е. Как преподавать студентам, которые не хотят учиться?//Alma Mater , 1999. - №10. - с. 26-30
22. Геронимус Ю.В. Игра, модель, экономика.- М.: Знание, 1989.-208 с.
23. Загвязинский В. И. Теория обучения: Современные интерпретации: Учебное пособие для студентов вузов. - М.: Академия, 2001. -188 с.
Игротехнические приемы на практических занятиях. - Казань.: КазГаСа, 2000. - 97с.
24. Кавтарадзе Д. Н. Обучение и игра: Введение в активные методы обучения. Учеб. пособие для учителей/Академия педагогических и

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

33

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

социальных наук; М.: Психолого-социальный институт, Флинта,1998.- 192с.
25. Морозов А. В. Креативность преподавателя высшей школы. //Высшее образование сегодня. - 2004. - №3. - с. 67
26. Муртазина Э. М. Педагогические основы конструирования учебно-деловых игр. Специальность 130001. Автореферат на соискание ученой степени кандидата педагогических наук, Л, 1990. - 16с.
27. Попков В. А., Коржуев А. В. Дидактика высшей школы. - М.: Academia, 2001. - 132 с.
28. Ситаров В. А. Дидактика: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности "Педагогика" под. ред. В. А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. - 365с.
29. Хруцкий Е.А. Организация проведения деловых игр: Учеб. пособие для преподавателей.- М.: Высш. шк., 1991.-320с.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

34

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Приложение 1

Методическая разработка деловой игры «Способы проведения родительского  собрания»

   Важнейшей задачей  образовательного учреждения и семьи является создание условий, обеспечивающих  полноту и целостность пространства для жизни и гармоничного развития учащегося. Её решение невозможно без установления диалогических отношений «педагог-родитель».

    Несмотря на то, что современная педагогика располагает большим арсеналом  способов организации совместной деятельности семьи и ОУ, практика показывает, что как молодые, так и опытные педагоги, владеющие достаточным объемом профессиональных знаний, испытывают значительные трудности при выстраивании отношений с родителями. Проводимые  исследования свидетельствуют о преобладании монологической ориентации в общении педагогов с родителями  учащихся. В этой связи разработка практических материалов, призванных помочь педагогам в построении взаимодействия с родителями, приобретает все большую актуальность.

   Нами разработана деловая игра « Педагог-Родитель», направленная на профессиональной компетентности  педагогов по организации и проведению родительских собраний. Мощный информационный и организационный потенциал родительского собрания не вызывает сомнения. По этой причине мы и положили в основу игры модель одной из традиционных  форм взаимодействия педагогов и родителей. Отработка этой модели помогает развитию способности педагогов к диалогу с родителями учащихся.

Цель: расширение профессиональной компетентности педагогов на основе упражнений в выработке умений по организации и проведению родительского собрания; развитие навыков принятия коллективных решений.

Состав участников группы:

1.Ведущие игры.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

35

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

2.Руководители малых групп.

3.Участники малых групп (по 7-10 человек).

Регламентация игры:

1.Организационный этап (3-5 мин).

2.Подготовительный этап (15-20 мин).

3.Основной этап: работа в группах (25-30 мин).

4.Рефлексивный этап (7-10 мин).

Инструментарий игры: ватман-2 листа, бланки «Современные формы взаимодействия педагогов и родителей» - по количеству групп, бланки «Личный опыт» - по количеству участников; ручки, маркеры, проектор, доска, мяч.

 Структура  деловой игры:

1. Организационный этап

1.1 Разминка. Игра « Эстафета хороших известий »

Назначение: приветствие, мобилизация внимания участников, создание доброжелательной атмосферы.

Реализация: ведущий предлагает каждому участнику ответить на один из вопросов, рассказав о чем-нибудь радостном, приятном, интересном, что случилось с ним сегодня (вчера, на прошлой неделе). Участник отвечает на вопрос и передает мяч соседу.

Инструментарий: резиновый мяч.

1.2Введение в игру

Назначение: сообщение информации участникам о цели и условиях игры.

Реализация: ведущий сообщает участникам о цели игры, условиях ее проведения и знакомит с правилами деловой игры, осуществляет деление участников на группы, в которых определяется руководитель; ведущий произносит вступительное слово по обсуждаемой проблеме.

Инструментарий: бейджики для участников.

Подготовительный этап

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

36

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

2.1Построение «пирамиды взаимодействия педагогов и родителей»

Назначение: определение этапов взаимодействия педагога с родителями; включение участников в работу по осмыслению обсуждаемой проблемы.

Реализация: группам предлагается выстроить «пирамиды взаимодействия педагогов и родителей » (определить последовательность  этапов  взаимодействия педагогов и родителей) и представить полученный результат.

Инструментарий: карточки с названием этапов взаимодействия педагогов и родителей  (диагностический этап; информационно-наглядное просвещение; психолого-педагогическое просвещение и обучение родителей; включение родителей в совместную практическую деятельность); доска, магниты.

2.2Заполнение бланка «Современные формы взаимодействия педагогов и родителей»

Назначение: обращение к опыту педагогов; осмысление важности  и необходимости взаимодействия с родителями.

Реализация: участникам предлагается вспомнить те формы взаимодействия с родителями, которые они используют в практике работы. При заполнении второго столбика таблицы нужно ответить на вопросы: « Зачем нужна эта форма?» «Какой результат ее использования?» Результат групповой работы представители групп записывают поочередно на листах ватмана.

Инструментарий: бланки по количеству групп; листы ватмана; маркеры; доска.

2.3Просмотр фоторяда « Взаимодействие с семьей»

Назначение: актуализация знаний участников о формах взаимодействия педагогов и родителей.

Реализация: группам предлагается назвать форму взаимодействия педагогов и родителей, запечатленную на фотографии.

Инструментарий: экран, проектор, фоторяд «Взаимодействие  с семьей».

3.Основной этап

3.1Работа в группах. Составление плана-сценария родительского собрания

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

37

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Назначение: включение слушателей в деятельность, взаимодействие в группе и обмен опытом по обсуждаемым вопросам.

Реализация: участники групп моделируют план-сценарий родительского собрания. Обсуждается структура родительского собрания, форма проведения каждого этапа и его содержание.

3.2Презентация планов-сценариев

Назначение: закрепление практического опыта работы  при подготовке родительского собрания, присвоение нового опыта.

Реализация: осуществляется презентация плана-сценария участниками групп.

Инструментарий: фломастеры, листы бумаги, ватман.

4.Рефлексный этап

4.1Индивидуальная работа. Заполнение бланка «Личный опыт»

Назначение: самоанализ участников группы.

Реализация: каждый участник заполняет и анализирует бланк  «Личный опыт».

Инструментарий: бланки, ручки.

4.2Подведение итогов

Назначение: получение обратной связи.

Приложение 2

Бланк «Современные формы взаимодействия педагога и родителей».

Формы взаимодействия с родителями

Цель, результат

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

38

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Приложение 3

Бланк «Личный опыт»

Формы взаимодействия с родителями

всегда

Часто

иногда

редко

никогда

Приложение 4

Анализ

1.Испытывали ли вы затруднения, заполняя бланк? Какие мысли возникли при заполнении бланка?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

2.Что хочется изменить в своей работе?

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

39

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата

Приложение 5

План родительского собрания (подготовительный период).

1.Приглашение.

2.Оформление группы (иного помещения).

3.Мизансцена.

Ход собрания:

1.Творческая заставка-презентация.

2.Игра-знакомство, игра-сплочение.

3.Выступление педагога о содержании деятельности, о режиме работы.

4.Выступление специалистов ОУ.

5.Обратная связь.

6.Итог.

Применение информационных технологий тестирования как средство контроля знаний в производственном обучении

Лист

40

Изм.

Кол.

Лист

№док

Подпись

Дата


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61979. British Traditions and Customs 22.04 KB
  British nation is considered to be the most conservative in Europe. It is not a secret that every nation and every country has its own customs and traditions. In Great Britain people attach greater importance...
61982. А. Гайдар «Тимур и его команда» 19.58 KB
  Цели: познакомить учащихся с жизнью и творчеством Гайдара его повестью Тимур и его команда продолжить работу над совершенствованием качеств полноценного навыка чтения и умения работать с текстом произведения.
61983. Совершенствование прыжка в длину с места 74.73 KB
  Воспитание волевых качеств целеустремлённости Место проведения: спортивный зал Оборудование: свисток скакалки Содержание Дозировка Организационно-методические указания Вводная часть Построение приветствие сообщение темы и задач урока...
61984. Наложение повязок на конечности 101.24 KB
  Применение теоретических знаний в практической деятельности умение накладывать повязки. В зависимости от цели накладывания повязок различают: защитные повязки защищающие раны от высыхания и механического раздражения...
61985. Сталинградская битва 21.13 KB
  Предполагалось сначала изморить противника оборонительными боями сорвать его летнее наступление и подготовить условия для последующего наступления Красной Армии. Положение войск Приморской армии с каждым днём становилось всё тяжелее.