44230

Обоснование эффективности расширения деятельности ООО «ДЕЛАН»

Дипломная

Менеджмент, консалтинг и предпринимательство

Сущность и основные показатели экономической эффективности деятельности предприятия Сущность и критерии экономической эффективности деятельности предприятия Показатели эффективности деятельности и факторы влияющие на эффективность предприятия Пути повышения эффективности деятельности предприятия

Русский

2013-11-11

624.5 KB

97 чел.

PAGE  

PAGE  64

СОДЕРЖАНИЕ

[1] Глава 1. сущность и основные показатели экономической эффективности деятельности предприятия

[1.1] 1.1 Сущность и критерии экономической эффективности деятельности предприятия

[1.2] 1.2 Показатели эффективности деятельности и факторы влияющие на эффективность предприятия

[1.3] 1.3 Пути повышения эффективности деятельности предприятия

[2]
2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ДЕЛАН»

[2.1]
2.1 Анализ организационной структуры и управление персоналом

[2.2]
2.2 Анализ производственно-экономических показателей

[2.3] 2.4 Анализ финансового состояния и результатов

[3] Таблица 2.12

[3.1] Годы

[3.2] 2009

[3.3] 2010

[3.4] 2011

[4] 3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЕМ ООО «Делан» И РАСЧЕТ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

[4.1] 3.1 Расширение производственных мощностей

[4.2] 3.2 Расчет эффективности предложения

[5] заключение

[6] Список  литературы

Введение

Рыночная экономика обусловливает необходимость развития экономического анализа в первую очередь на микроуровне – то есть на уровне отдельных предприятий, так как именно предприятия (при любой форме собственности) составляют основу рыночной экономики.

Анализ на микроуровне наполняется совершенно конкретным содержанием, связанным с повседневной  деятельностью как предприятия, так и его коллектива, менеджеров, владельцев-собственников.

В настоящее время возникает необходимость проведения анализа бизнес-планов, маркетинговых исследований, возможностей производства и сбыта, внутренних и внешнеэкономических ситуаций, влияющих на производство и сбыт, соотношения спроса и предложения, конкретных потребителей и  поставщиков, затрат живого и овеществленного труда с необходимой их детализацией.

Анализ эффективности  деятельности предприятия необходим не только его руководителю для  оценки финансового положения, но и ряду лиц, которые принимают непосредственное участие в хозяйственной практике:

1) инвесторам, которым необходимо принять решение о формировании портфеля ценных бумаг предприятия

2) кредиторам, которые должны выдать при необходимости кредиты предприятию и быть уверенными, что их кредиты вернут вместе с процентами, раньше чем предприятие обанкротится;

3) аудиторам, которым необходимо проверить отчетность и                    хозяйственную деятельность предприятия и дать соответствующие рекомендации по ведению бухгалтерского учета;

5) руководителям маркетинговых и рекламных отделов, которые на основе этой информации создают стратегию продвижения товара на рынки

Объектом изучения является ООО «Делан», расположенное в г. Архангельске и осуществляющее свою деятельность на территории города Северодвинска, Архангельска, Новодвинска, Воронежа и Липецка а предметом его производственно-торговая деятельность.

Целью данной дипломной работы является обоснование эффективности расширения деятельности предприятия.

Для этого в первой главе изучены теоретические аспекты анализа эффективности работы предприятия и изыскание резервов по повышению эффективности его деятельности.

Во второй главе дипломной работы проведен анализ финансово-хозяйственной деятельности анализируемого объекта, выявлены основные проблемы и намечены пути решения.

В третьей главе произведен расчет экономической эффективности расширения деятельности предприятия, путем открытия новой линии продукции и расширения производства.

Глава 1. сущность и основные показатели экономической эффективности деятельности предприятия

1.1 Сущность и критерии экономической эффективности деятельности предприятия

Вся целесообразная деятельность человека так или иначе связана с проблемой эффективности. В основе этого понятия лежит ограниченность ресурсов, желание экономить время, получать как можно больше продукции из доступных ресурсов.

Проблема эффективности - это всегда проблема выбора. Выбор касается того, что производить, какие виды продукции, каким способом, как их распределить и какой объем ресурсов использовать для текущего и будущего потребления.

Уровень эффективности оказывает влияние на решение целого ряда социальных и экономических задач, таких как быстрый экономический рост, повышение уровня жизни населения, снижение инфляции, улучшение условий труда и отдыха.

Эффективность от латинского слова «effectus» – исполнение, действие. Вначале понятие эффективности относили к технике и технологии. При этом под эффективностью понимали меру выполненной работы по отношению к затраченной энергии или соотношение между фактическим и потенциальным результатом любого процесса. Однако, что подразумевается под работой? Паровой двигатель считается менее эффективным, чем  дизельный, поскольку в первом больший процент энергии затрачивается впустую. Но с физической точки зрения потерянная энергия тоже выполняет работу, которая кому-то нужна. Это значит, что эффективность не является чисто объективным или технологическим свойством, а неизбежно зависит от оценок и является оценочной категорией.

Позднее стали применять понятие эффективности к экономической деятельности, рассматривая эффективность производственного процесса как отношение того, что произведено к тому, что необходимо для производства, в частности, отношение выпуска продукции к затратам ресурсов.

Эффективность экономической деятельности ещё более четко подчеркивает оценочный характер категории «эффективность». Она всегда связана с отношением ценности результата к ценности затрат и может меняться с изменением оценок.

В примере с паровым двигателем и дизелем рост ценности нефти по сравнению с ценностью угля может изменить все так, что работающий на угле паровой двигатель станет эффективнее дизеля. Дизелем просто не будут пользоваться из-за дороговизны. Не существует такого процесса, машины, устройства, настолько эффективного, чтобы его нельзя было сделать неэффективным (или настолько неэффективного, чтобы его нельзя было сделать эффективным) при соответствующем изменении ценностей. Все зависит от того, какая цель должна быть достигнута в результате производственной, экономической или любой другой целесообразной деятельности. Подчеркнем эту особенность категории эффективности  - ее оценочный характер.

Экономическая эффективность - важнейшая социально-экономическая категория, для которой характерны свойства динамичности и историчности. Эффективность производственной деятельности присуща различному уровню развития производительных сил каждой общественной формации. На всех этапах исторического развития общество всегда интересовал вопрос: ценой каких затрат и ресурсов достигается конечный производственный результат. Следовательно, исходная модель количественной оценки эффективности представляет собой соотношение между экономическими результатами и затратами, ресурсами. Максимизация конечных результатов с единицы затрат и ресурсов или минимизация затрат и ресурсов на единицу конечного результата - такова первичная цель общества, трудового коллектива, отдельной личности (работника). Эта цель, метод ее достижения, пути и резервы повышения экономической эффективности (их классификация и количественная оценка) являются содержанием экономической науки и экономических дисциплин (отраслевых и функциональных).

Исходные принципы измерения эффективности производства для всех общественных формаций аналогичны. Безусловно, имеются и различия, обусловленные местом, временем и практическим назначением конкретного метода измерения, в конечном итоге - характером экономических отношений, в том числе организацией управления экономикой.

В условиях перехода к рыночной экономике и ее становления изменяется трактовка и иерархия критериев эффективности, их содержания и характеристики. Поскольку основой рыночной экономики и предпринимательства является прибыль, доход, то в качестве первичного критерия экономической эффективности выступает максимизация  прибыли на единицу затрат и ресурсов при высоком качестве продукции, работ и услуг, обеспечения их конкурентоспособности. Сохраняется в новых условиях и общенациональный критерий эффективности: максимизация национального дохода, валового национального продукта на единицу затрат и ресурсов при повышающемся уровне благосостояния жизни народа. Такая иерархия критериев эффективности логична и отражает положение в рыночной экономике, ибо общенациональная эффективность производства зависит от эффективности производственной деятельности первичных ячеек производства (предприятий, объединений, акционерных обществ, совместных предприятий). Чем эффективнее производственная деятельность первичных звеньев, тем выше и эффективность общенациональной экономики в целом, тем больше у общества, государства ресурсов для решения социальных и экономических задач.

Различают общую (абсолютную) и сравнительную (относительную) эффективность. Общая эффективность необходима для оценки и анализа общеэкономических результатов и эффективности на различных уровнях экономики (макро- и микроуровнях) за определенный период времени и в динамике для сопоставления уровня эффективности по предприятиям и регионам.

Сравнительная эффективность рассчитывается и анализируется при обосновании принимаемых производственно-хозяйственных, технических и организационных решений, для отбора из альтернативных вариантов наилучшего (оптимального). Такой отбор осуществляется на основе сопоставления (сравнения) по вариантам системы технико-экономических показателей, расчета срока окупаемости или коэффициента эффективности дополнительных капитальных вложений, величины экономического эффекта.

Сущность экономической эффективности наряду с ее критериями конкретизируется на основе классификации экономического эффекта (результата), а также затрат и ресурсов.

Реальность информации об уровне эффективности всего связана с классификацией и формами выражения экономического эффекта. Оценка экономического эффекта, как правило, включает три группы показателей: объемные, конечные и социальные результаты.

Объемные показатели экономического эффекта являются исходными и включают в себя натуральные и стоимостные показатели объема произведенной  продукции и услуг: объем производства продукции в натуральных измерителях, валовую, товарную продукцию, объем строительно-монтажных работ, нормативную стоимость обработки и др.

Следующая группа показателей эффекта отражает конечные результаты производственно-хозяйственной деятельности на различных уровнях управления, удовлетворение потребностей рынка, качественную структуру производства. К ним относятся: национальный доход, чистая продукция, валовой национальный продукт, прибыль, экономия от снижения себестоимости, объем продаж в соответствующих ценах, ввод в действие производственных мощностей и фондов, качество продукции и услуг.

Объемные результаты учитываются при расчете дифференцированных показателей эффективности, а конечные экономические результаты- при расчете обобщающих (комплексных) показателей эффективности.

Важное место в оценке эффективности производства принадлежит социальным результатам, выражающим соответствие результата производственно-хозяйственной деятельности социальным целям общества, коллектива, приоритетность человеческого (личностного) фактора в развитии экономики. Социальные результаты выражают все, что связано с жизнедеятельностью людей, как в сфере производства, так и вне ее. Экономические интересы производителей находятся в тесной взаимосвязи с социальными результатами: чем выше экономические результаты, тем выше должны быть и социальные результаты и наоборот. Социальные результаты отражаются в таких показателях: как повышение уровня жизни (рост оплаты труда, реальных доходов, прожиточный минимум, обеспеченность жильем, уровень медицинского обслуживания, общеобразовательный и профессиональный уровень работников), свободное время и эффективность его использования, условия труда (сокращение травматизма, текучесть кадров, занятость населения), состояние экологии и влияние производства на экологическую обстановку в стране и регионе. Следует отметить, что социальные результаты и их влияние на экономические результаты не всегда поддаются точной количественной оценке, широко распространена их косвенная оценка, ранжирование целей.

Классификация затрат и ресурсов в мировой практике универсальная, в ней выделяются следующие основные виды затрат и ресурсов: затраты живого труда (отработанное время, фонд заработной платы), материальные затраты (затраты сырья, материалов, топлива, энергии), производственные фонды (основные производственные фонды, оборотные фонды, фонды обращения), капитальные вложения, инвестиции (затраты на расширенное воспроизводство основных фондов и прирост оборотных фондов), природные ресурсы (земля, запасы полезных ископаемых, леса, воды), информационные ресурсы (знания, результаты научных исследований, изобретения и рационализаторские предложения), время, как экономическая категория (рабочий период, время производства, сроки реализации инвестиций, инноваций, внедрения новой техники). Все затраты и ресурсы подразделяются на текущие (издержки производства и обращения) и единовременные (капитальные вложения) затраты, потребленные и  применяемые ресурсы, единичные и совокупные.

Затраты - это потребленные в течение года производственны ресурсы в виде трудовых и материальных затрат. Производственные ресурсы - это накопленные за ряд лет материальные и финансовые средства, фонды (основные фонды и оборотные средства), а также потенциальные людские ресурсы (трудовые ресурсы) с количественной и качественной характеристиками.

Текущие затраты представляют собой постоянные материальные расходы и трудовые затраты, необходимые для производства продукции и услуг в течение года, единовременные затраты – это авансируемые на ряд лет финансовые и материально-технические средства (инвестиции), необходимые для расширенного воспроизводства производственных фондов, технического совершенствования производства. В отличие от текущих затрат, которые приносят эффект, как правило в течение года, единовременные затраты дают эффект  через определенный период времени, как правило, больше года, после ввода в действие производственных мощностей.

1.2 Показатели эффективности деятельности и факторы влияющие на эффективность предприятия

Эффективность деятельности предприятия характеризуется его финансовым итогом. Финансовый итог предпринимательства характеризуется в первую очередь прибылью, которую получает предприниматель. В экономической литературе нет единого подхода к определению понятия прибыли. Хотя, конечно, все авторы сходятся в том, что прибыль представляет собой разницу, отклонение, остаток.

В современном экономическом словаре дается следующее определение: Прибыль – превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров. Это один из наиболее важных показателей финансовых результатов хозяйственной деятельности предприятий и предпринимателей. Прибыль исчисляется как разность между выручкой от реализации продукта хозяйственной деятельности и суммой затрат факторов производства на эту деятельность в денежном выражении.

Получение прибыли – это непосредственная цель предприятия. Но получить прибыль предприятие может только в том случае, если оно производит продукцию или услуги, которые реализуются, т.е. удовлетворяют общественным потребностям. Соподчиненность этих двух целей – удовлетворение потребности и получение прибыли – следующая: нельзя получить прибыль, не изучив потребности и не начав производить тот продукт, который удовлетворяет потребности. Необходимо произвести продукт, который удовлетворит потребности и притом по такой цене, которая удовлетворила бы платежеспособные потребности. А приемлемая цена возможна только в том случае, когда предприятие выдерживает определенный уровень издержек, когда все затраты потребляемых ресурсов меньше, чем полученная выручка. В этом смысле прибыль – непосредственная цель функционирования предприятия и одновременно  - это результат его деятельности. Предприниматель всегда ставит своей целью прибыль, но не всегда ее извлекает. Когда выручка превышает себестоимость, финансовый результат свидетельствует о получении прибыли. Если выручка равна себестоимости, то удалось лишь возместить затраты на производство и реализацию продукции. Реализация состоялась без убытков, но отсутствует и прибыль как источник производственного, научно-технического и социального развития. При затратах, превышающих выручку, предприятие получает убытки – отрицательный финансовый результат, что ставит его в достаточно сложное финансовое положение, не исключающее и банкротство.

Прибыль является показателем, который наиболее точно отражает эффективность производства, объем и качество произведенной продукции, состояние производительности труда, уровень себестоимости. Прибыль один из основных финансовых показателей плана и оценки хозяйственной деятельности предприятий. За счет прибыли осуществляется финансирование предприятий по научно-техническому и социально-экономическому развитию предприятий, увеличение фонда оплаты труда их работников. Благодаря прибыли выполняются также обязательства предприятия перед бюджетом, банками, другими предприятиями и организациями.

Доходность предприятия отражается в его отчете по прибыли. На основе данного отчета проводится анализ доходности предприятия. В процессе анализа изучают динамику изменения объема чистой прибыли, уровня рентабельности и факторы, их определяющие. Различают:

- полную, общую прибыль, называемую валовой (балансовой), Использование термина «балансовая прибыль» связано с тем, что конечный финансовый результат работы предприятия отражается в его балансе, составляемом по итогам квартала, года.

- чистую прибыль, остающуюся после уплаты из валовой прибыли налогов и отчислений,

- бухгалтерскую, рассчитываемую как разницу между выручкой от реализации и денежными (явными) издержками,

- экономическую прибыль, учитывает временные, альтернативные издержки. Обычно экономическая прибыль меньше бухгалтерской на величину некомпенсированных собственных издержек предпринимателя, не учтенных в себестоимости, в них иногда включают упущенные возможности. Кроме того, возможны издержки, не отраженные в балансе. Экономическая прибыль может быть равна нулю. Это означает, что предприниматель использует свои ресурсы с минимально допустимой для общества эффективностью.

Рассматривая прибыль как экономическую категорию, мы говорим о ней абстрактно. Но при планировании и оценке хозяйственной и финансовой деятельности предприятия, распределении прибыли, оставшейся в распоряжении предприятия, используются конкретные показатели прибыли. Поэтому, прежде всего, важно определить состав прибыли предприятия. Приведем схему ее формирования  на рис.1.1.

Емким информативным показателем является балансовая прибыль. В составе балансовой прибыли учитывается прибыль от всех видов деятельности предприятия. Основными составными элементами балансовой прибыли являются:

- прибыль от реализации продукции, выполнения работ, оказания услуг;

- прибыль   от   реализации   основных   средств, их    прочего   выбытия, реализации иного имущества предприятия;

- финансовые результаты от внереализационных операций.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) характеризует чистый доход, созданный на предприятии. Остальные элементы балансовой прибыли отражают в основном перераспределение ранее созданных доходов.

Рис. 1.1 Структурно-логическая модель формирования показателей прибыли

Рассмотрим подробно все составные части балансовой прибыли.

Прибыль от реализации продукции (работ, услуг) – это финансовый результат, полученный от основной деятельности предприятия, которая может осуществляться в любых видах, зафиксированных в его уставе, и не запрещенных законом. Финансовый результат определяется раздельно по каждому виду деятельности предприятия, относящемуся к реализации продукции, выполнению работ, оказанию услуг. Он равен разнице между выручкой  от реализации продукции (работ, услуг) в действующих ценах и затратами на ее производство и реализацию.

Выручка принимается в расчет без налога на добавленную стоимость и акцизов, которые, являясь косвенными налогами, поступают в бюджет. Из выручки также исключается сумма наценок (скидок), поступающие торговым и снабженческо-сбытовым организациям, участвующим в сбыте продукции. Предприятие, экспортирующее продукцию, исключает и экспортные тарифы, направляемые в доход государства. При этом денежные поступления, связанные с выбытием основных средств, материальных (оборотных) и нематериальных активов, продажная стоимость валютных ценностей, ценных бумаг не включаются в состав выручки.

В отраслях сферы товарного обращения (торговля, общественное питание, материально-техническое снабжение, заготовки) вместо категории «выручка от реализации продукции» используется категория «товарооборот». Сущность товарооборота составляют экономические отношения, связанные с обменом денежных доходов на товары в порядке купли-продажи.

Себестоимость продукции (работ, услуг) представляет собой стоимостную оценку используемых в процессе производства продукции природных ресурсов, сырья, материалов, топлива, энергии, основных фондов, а также других затрат на ее производство и реализацию. Их состав регулируется законодательно. Затраты, образующие себестоимость, группируются по следующим элементам:

- материальные затраты,

- затраты на оплату труда,

- отчисления на социальные нужды,

- амортизация основных фондов,

- прочие затраты.

Прибыль от реализации основных средств, их прочего выбытия, реализации иного имущества предприятия – это финансовый результат, не связанный с основными видами деятельности предприятия. Она отражает прибыль, полученную от реализации основных фондов, и другого имущества хозяйственного субъекта, отходов, нематериальных активов и т.п.

Прибыль от прочей реализации определяется как разница между выручкой от реализации и затратами на эту реализацию. При установлении прибыли от реализации ОФ и иного имущества учитывается разница (превышение) между продажной ценой и первоначальной или остаточной стоимостью этих фондов и имущества. При этом остаточная стоимость имущества применяется к основным фондам, нематериальным активам, малоценным и быстроизнашивающимся предметам. Остаточная стоимость – это балансовая (первоначальная или восстановительная) стоимость за минусом износа.

Финансовые результаты от внереализационных операций – это прибыль по операциям различного характера, не относящимся к основной деятельности предприятия и на связанным с реализацией продукции, основных средств, иного имущества предприятия, выполнением работ, оказанием услуг. Финансовый результат определяется как доходы за минусом расходов по внереализационным операциям.

Перечень внереализационных прибылей предприятия разнороден и довольно обширен. Он включает:

- доходы, полученные от долевого участия в деятельности других хозяйственных субъектов, дивиденды по акциям, доходы по облигациям и др. ценным бумагам, принадлежащим хоз. субъекту.

- доходы  от сдачи имущества в аренду,

- доходы от дооценки производственных запасов и готовой продукции,

- присужденные или признанные должником штрафы, пени, неустойки, др. виды санкций за нарушение условий хоз. договоров, а также доходы от возмещения причиненных  убытков,

- прибыль прошлых лет, выявленная в отчетном году, положительные курсовые разницы по валютным счетам, а также операциям в иностранной валюте, суммы средств, полученных безвозмездно от других предприятий при отсутствии совместной деятельности,

- прочие доходы от операций, непосредственно не связанных с производством и реализацией продукции.

К расходам и потерям относятся:

- убытки по операциям прошлых лет, выявленные в отчетном году, от уценки товаров, от списания безнадежной дебиторской задолженности,

- недостачи материальных ценностей, выявленные при инвентаризации,

- отрицательные   курсовые   разницы   по   валютным   счетам,   а  также операциям в иностранной валюте,

- судебные издержки и арбитражные сборы и др.

Если прибыль выражается в абсолютной сумме, то рентабельность  - это относительный показатель доходности предприятия. Под рентабельностью предприятия понимается его способность к приращению вложенного капитала. Предприятие рентабельно, если суммы выручки от реализации продукции достаточно не только для покрытия затрат на производство, но и для образования прибыли. Величина рентабельности измеряется уровнем рентабельности. Уровень и динамика рентабельности дают реальное представление о финансовом благополучии фирмы. Применение этого показателя наиболее рационально при внутрихозяйственных аналитических расчетах, при контроле за прибыльностью (убыточностью) отдельных видов продукции. Существует несколько десятков способов расчета рентабельности, весьма различных по своим задачам и по качеству.

Рентабельность продукции можно рассчитать по всей реализованной продукции и по отдельным ее видам. Рентабельность отдельных видов продукции зависит от цены, по которой продукция реализуется потребителю, и себестоимости по данному виду. В зарубежной литературе этот показатель называется маржой прибыли (коммерческой маржой). Экономический смысл его – в отражении удельного веса чистой прибыли в каждом рубле оборота.

Рентабельность реализованной продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство и реализацию

Рентабельность всей реализованной продукции рассчитывается и как отношение прибыли от реализации товарной продукции к выручке от реализации продукции; по отношению балансовой прибыли к выручке от реализации продукции (РП); по отношению чистой прибыли к выручке от РП. Показатели рентабельности всей реализованной продукции дают представление об эффективности текущих затрат предприятия и доходности реализованной продукции.

Рентабельность товарной продукции определяется как отношение прибыли от реализации продукции к затратам на ее производство.

Рентабельность вложений в предприятие определяется по стоимости имущества, имеющегося в его распоряжении. Этот показатель характеризует уровень продаж на 1 рубль вложений в имущество предприятия.

При расчете используются показатели балансовой и чистой прибыли. Стоимость имущества определяется по бухгалтерскому отчету. Рентабельность собственных средств предприятия определяется отношением чистой прибыли к его собственным средствам, определенным по балансу.

В условиях рыночной экономики на доходность предприятия влияют самые разнообразные факторы. В зависимости от направленности, деятельность их можно объединить в 2 группы: позитивные и негативные.

Позитивные – это такие факторы, которые благотворно влияют на деятельность предприятия, а негативные – наоборот. Нередко отрицательное воздействие одних факторов способно снизить или даже свести на нет позитивное влияние других.

Наличие множества разнообразных факторов делает необходимой их группировку. В основу классификации факторов могут быть положены различные признаки:

- по месту возникновения различают внешние и внутренние факторы;

- по важности результата – основные и второстепенные;

- по времени действия – постоянные и временные.

Любая классификация факторов служит определенным целям. Учитывая, что производство является одновременно и субъектом и объектом отношений в рыночной экономике, а также то, что оно обладает разными возможностями влиять на динамику разных факторов, наиболее важным представляется деление их на внутренние и внешние.

Внутренние факторы зависят от деятельности самого предприятия, т.е. само предприятие их порождает. Внешние же почти или совсем не подвластны воле предприятия. Причем для предприятия особое значение имеют прежде всего внешние обстоятельства, которые он изменить не может и вынужден к ним приспосабливаться.  Внутренние возможности фирмы используются таким образом, чтобы эффективно задействовать внешние факторы.

В первую очередь рассмотрим внутренние факторы. Они действуют на доходность предприятия через увеличение объема выпуска и реализации продукции, улучшение качества продукции, повышение отпускных цен и снижение издержек производства и реализации продукции. К ним относятся: ускорение НТП, уровень хозяйствования, компетентность руководства и менеджеров, конкурентоспособность продукции, уровень организации производства и труда и  т.д.

В значительной степени на деятельность предприятия оказывают влияние внешние факторы: конъюнктура рынка, уровень цен на потребляемые материально-технические ресурсы, влияние природных, географических, транспортных и технических условий на производство и реализацию продукции, нормы амортизации, система налогообложения и др.

Эффективность деятельности предприятия в немалой степени зависит от влияния государства, прежде всего, необходимо создание цивилизованного рынка и правил игры на этом рынке. Действие государства проявляется главным образом через налоги.

1.3 Пути повышения эффективности деятельности предприятия

Одной из самых первостепенных задач предприятия является отыскание возможных путей избежания банкротства и повышения доходности. В экономической литературе различные авторы предлагают разнообразные способы улучшения финансового состояния предприятий.

Основной источник денежных накоплений предприятий – выручка от реализации продукции, а именно та ее часть, которая остается за вычетом материальных, трудовых и денежных затрат на производство и реализацию этой продукции. Поэтому важная задача хозяйственного субъекта – получить больше прибыли при наименьших затратах путем соблюдения строгого режима экономии в расходовании средств и наиболее эффективного их использования.

Затраты на производство и реализацию продукции определяют уровень и структуру ее себестоимости. Количественно в структуре цены она занимает значительный удельный вес, поэтому снижение себестоимости очень заметно сказывается на росте прибыли при прочих равных условиях. Отсюда рост прибыли, который является основным показателем безубыточной работы предприятия, зависит прежде всего от снижения затрат на производство продукции, а также от увеличения объема реализованной продукции, при этом должны производиться такие изделия и товары, которые отвечают требованиям потребителей и пользуются большим спросом.

На многих предприятиях существуют подразделения экономических служб, которые занимаются постатейным анализом себестоимости и разработкой программы ее снижения. Эта программа должна носить комплексный характер, т.е. должна учитывать все факторы, которые влияют на снижение издержек производства и реализации продукции. Содержание и сущность программы зависит от специфики предприятия, текущего состояния и перспективы его развития.

Существенное влияние на снижение себестоимости оказывают мероприятия, связанные с улучшением использования рабочего времени:

- определение и поддержание оптимальной численности персонала

- повышение уровня квалификации, обеспечения опережающего роста производительности труда по сравнению со средней зарплатой

- применение прогрессивных систем и форм оплаты труда

- улучшение условий труда

- механизация и автоматизация всех производственных процессов

обеспечение  мотивации  высокопроизводительного  труда  и  др.

Для многих производств, являющихся материалоемкими или энергоемкими, важнейшим направлением снижения себестоимости является экономия материалов и энергетических средств.

Возможны следующие пути улучшения использование материальных ресурсов на предприятии:

- внедрение новой техники и безотходной технологии

- совершенствование нормативной базы предприятия

- внедрение и использование более прогрессивных материалов

- комплексное использование сырья и материалов

- использование отходов производства

улучшение качества продукции и снижение процента брака и др.

Имеет значение также и сокращение накладных расходов по обслуживанию и управлению производством, которому способствует рост объемов производства за счет реконструкции и технического перевооружения предприятий, улучшение, использование основных фондов, а также уменьшение численности административно-управленческого персонала и вспомогательных рабочих за счет совершенствования управления и обслуживания производства.

Наряду с перечисленными внутренними факторами на изменение себестоимости могут оказывать влияние и внешние факторы (централизованное изменение цен и тарифов на топливо и энергию; норм амортизации, ставок зарплаты и т.п.). Все перечисленные технико-экономические факторы используют при планировании снижения себестоимости. В настоящее время снижение себестоимости должно стать главным условием роста прибыльности и рентабельности производства. Дело в том, что развитие производства за счет экономии ресурсов на данном этапе намного дешевле, чем разработка новых месторождений и вовлечение в производство новых ресурсов.

Не менее важными факторами, влияющие на величину доходности предприятия, является изменение объема и рентабельности производства. Чем больше объем реализации, в конечном счете, тем больше прибыли получит предприятие, и наоборот. Зависимость прибыли от этого фактора при прочих равных условиях прямо пропорциональная

Падение объема производства при нынешних экономических условиях, не считая ряда противодействующих факторов, как, например, роста цен, неизбежно влечет сокращение объема прибыли. Отсюда вывод о необходимости принятия неотложных мер по обеспечению роста объема производства продукции на основе технического его обновления и повышения эффективности производства. В свою очередь, совершенствование расчетно-платежных отношений между предприятиями будет способствовать улучшению условий реализации продукции, а следовательно, росту прибыли.

Эффективность производства может повышаться даже при сокращении объема реализации, но это возможно только в том случае, если качество продукции растет более быстрыми темпами, чем темпы снижения объема выпуска и реализации продукции. Улучшение качества производимой продукции можно добиться за счет многих факторов, таких как техническое совершенствование производства, проведение работ по модернизации и т.д.

Очевидно, что качество продукции определяет уровень цен на предприятии, что в значительной степени влияет на величину прибыли. При росте затрат на производство продукции и снижении объемов ее выпуска прибыль может расти вследствии постоянно повышающихся цен.

Свободные цены в условиях их либерализации устанавливаются предприятиями в зависимости от конкурентоспособности данной продукции, спроса и предложения аналогичной продукции другими производителями. Поэтому, уровень свободных цен на продукцию в определенной степени является фактором, зависящим от предприятия.

Не зависящим от предприятия фактором выступают государственные регулирующие цены, устанавливаемые на продукцию предприятий-монополистов.

Следует также учесть, что на величину прибыли, а значит и доходность предприятия влияет изменение остатков нереализованной продукции. Значительная величина остатков приводит к неполному поступлению выручки и недополучению ожидаемой прибыли. Величина нереализованной продукции зависит от ряда причин, обусловленных коммерческой деятельностью и условиями реализации продукции. Предприятие может произвести продукции больше, чем ее реализовать. Кроме того, в нереализованных остатках готовой продукции может возрасти удельный вес более рентабельных изделий, что повлечет суммарный рост этих остатков. В целях увеличения прибыли предприятие должно принять соответствующие меры по сокращению остатков нереализованной продукции как в количественном, так и в суммарном выражении.

Повышение эффективности производства возможно за счет рационального использования на предприятии основных средств. Улучшение использования основных средств отражается на финансовых результатах работы предприятия за счет:

- увеличения выпуска продукции

- снижения себестоимости

- улучшения качества продукции

- снижения налога на имущество

- увеличение балансовой стоимости.

Пути улучшения использования  основных средств зависят от конкретных условий, сложившихся на предприятии. В общем плане эта цель может быть достигнута за счет внедрения новой техники и технологии, механизации и автоматизации производственных процессов, проведение грамотной воспроизводственной политики, своевременного и качественного ремонта, ликвидации излишнего оборудования и др.

В последнее время в условиях развития предпринимательства появилось больше возможностей увеличить объем прибыли за счет внереализационных операций. В этой области наиболее доходными могут быть финансовые вложения. Конкретные направления и структура финансовых вложений должны быть результатом продуманной политики предприятия на основе достоверной оценки их эффективности. Непрофессиональный подход к этому вопросу может привести к потере средств, вложенных в уставный капитал других предприятий или совместную деятельность.

Предприятие также может сдать часть своего имущества, включая помещения, сооружения, оборудование и т.д., в  аренду  на более или менее длительный срок. Сдача имущества в аренду может принять в результате, форму аренды с последующим выкупом. В итоге предприятие получает доход, увеличивающий внереализационные доходы и валовую прибыль.

Из этого перечня мероприятий вытекает, что они тесно связаны с другими мероприятиями на предприятии, направленными на снижение издержек производства, на улучшение качества продукции, на более эффективное использование всех факторов производства.


2. АНАЛИЗ ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ОРГАНИЗАЦИИ УПРАВЛЕНИЯ ООО «ДЕЛАН»

Объектом исследования данной дипломной работы является ООО «Делан».

В конце прошлого века, середине 90- х россияне даже не предполагали что вода станет товаром. Россия страна контрастов. Обладая четвертью мировых запасов воды, она умудряется около половины своего населения централизованно поить не вполне доброкачественной водой.

Дополнительная серьезная проблема XXI века - истечение сроков службы и низкое качество существующей водоразводящей системы, что все еще является причиной вторичного загрязнения частично очищенной питьевой воды. Парадокс, но мы без содрогания моем лапы любимой собаке в ванне и столь же спокойно пьем чай из-под крана, что приводит в ужас европейцев.

Бесперебойное снабжение населения чистой питьевой водой проблема государственного уровня, однако большинство управленческих решений направлены лишь на улучшение качества воды, подаваемой потребителю по системе коммунального снабжения. Понимая потребность в улучшении качества воды государственные структуры начинают осознавать разницу между питьевым и хозяйственным водоснабжением. Прогресс не стоит на месте, забота о здоровье и переход нашего мышления на много ступеней вперёд продвинул производство воды в отдельную успешную сферу.

Компания «Делан» занимается производством питьевой бутилированной воды с 1998г. Она была первой компанией, которая начала производство воды в Архангельской области.

Компания «Делан» участник и лауреат многих Международных и Российских выставок, в том числе «Питьевая вода России», «Мир чистой воды», «Вода-здоровье», «Экологически безопасная продукция» и др.

Компания «Делан» - с 2001 года член Европейской ассоциации производителей бутылированной воды (EBWA), участник конвенций в Феррере (2002г.), Барселоне (2003г.), в Париже (10-я юбилейная, 2004г.)

В 2002 году открыт филиал по производству воды «Делан» в Воронеже, Липецке, а в 2006 году в Санкт-Петербурге.

Компания осуществляет свою деятельность под патронажем Института экологии человека и окружающей среды им. Сысина РАМН, ГУНИИ питания РАМН, ФГУ «Центр испытаний и сертификации» – г. Санкт- Петербург. Производственный контроль осуществляется в Архангельских аккредитованных лабораториях ЦГСЭН.

Компания постоянно совершенствует технологии и управление качеством производимой продукции. В апреле 2003 года компания представила свою продукцию на конкурс «Экологически чистой безопасной продукции», в мае 2004 года решением экспертной комиссии Международного Экологического фонда занесена в Реестр производителей и поставщиков натуральной и безопасной продукции отвечающей экологическим требованиям, под номером 389.

Одна из первых в отрасли компания разработала и защитила стандарт организации (СТО) на питьевую воду. Право получить свой сертификат на продукцию явилось результатом многолетней работы компании по совершенствованию технологий водоочистки и производству бутилированной воды.

На сегодняшний день компания имеет установку 5-го поколения. Компания предлагает свои технологии для использования в различных отраслях, там где требуется водоподготовка, корректировка воды: в пищевой промышленности, в учреждениях с проблемным централизованным водоснабжением (д/сады, больницы и т.д.), в ситуациях где оперативно требуется улучшить качество воды и других случаях локального применения водоочистных установок.


2.1 Анализ организационной структуры и управление персоналом

Организационная структура предприятия выглядит следующим образом: во главе предприятия находится  директор, ему непосредственно подчиняются главный бухгалтер ,старший менеджер по сбыту и старший менеджер по производству, которые в свою очередь заведуют вверенными им подразделениями, все это схематично представлено на рис. 2.1.

Директор осуществляет руководство работой предприятия, решает все финансовые вопросы, связанные с постоянной работой. Бухгалтерия ведет бухучет фирмы, снимает кассу, подготавливает финансовые отчеты, осуществляет выплату зарплаты.

Старший менеджер по производству выполняет функции директора во время его отсутствия. Координирует работу всех служб предприятия, участвующих в выпуске готовой продукции. Совместно со специалистом по снабжению принимает решения о закупе составляющих компонентов и изделий для производства готовой продукции. Определяет контроль за исправностью оборудования. Старший менеджер по сбыту осуществляет все необходимые контакты с клиентами, которые не входят в компетенцию простого сотрудника. Обеспечивает доставку готовой продукции оптовым и розничным клиентам.

Из рисунка следует, что на предприятии создана линейно-функциональная структура управления.

Основой линейно-функциональных структур составляет так называемый «шахтный» принцип построения и специализация управленческого процесса по функциональным подсистемам организации (маркетинг, производство, исследования и разработки, финансы, персонал и т. д.). По каждой подсистеме формируется иерархия служб («шахта»), пронизывающая всю организацию сверху донизу (см. рис. 2.1). Результаты работы каждой службы оцениваются показателями, характеризующими выполнение ими своих целей и задач.

Данная система функционирует на анализируемом предприятии с самого начала и вполне соответствует специфике деятельности.

Проведем анализ структуры персонала.


Рис. 2.1 Организационная структура предприятия


Таблица 1

Структура персонала

Категория персонала

Годы

Изменения

2009

2010

2011

2010-2009

2011-2010

2011-2009

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

чел.

%

Управленческий персонал

5

17,9

8

17,0

8

15,4

3

60,0

0

0,0

3

60,0

Производственный персонал

9

32,1

19

40,4

19

36,5

10

111,1

0

0,0

10

111,1

Работники оптового отдела

2

8,3

2

4,9

3

6,7

0

0,0

1

50,0

1

50,0

Работники розничного отдела

8

28,6

12

25,5

15

28,8

4

50,0

3

25,0

7

87,5

Всего

28

100

47

100

52

100

19

67,9

5

10,6

24

85,7

Рис. 2.2 Структура численности персонала

Анализ показал, что структура персонала предприятия в 2010 году претерпела значительные изменения, так численность производственного персонала по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 10 чел., или 111,1 %, что объясняется ростом спроса на продукцию и переводом производства на двухсменный режим работы.

Значительно снизилась доля работников управленческого персонала, которая в 2011 году по отношению к базисному году снизилась на 3,1 % и составила 17,8 % к общей численности персонала.

По остальным категориям изменения незначительны.


2.2 Анализ производственно-экономических показателей 

Анализ основных показателей деятельности предприятия начнем с анализа товарооборота.

Анализ товарооборота ООО «Делан» начнем с изучения базисных и цепных темпов прироста.

Таблица 2.2

Динамика товарооборота предприятия

Период

Товарооборот, тыс. руб.

Темп прироста, %

базисный

Цепной

2009 год

6 317

0

0

2010 год

6 730

6,5

6,5

2011 год

7 242

14,6

7,6

Рис. 2.3 Динамика товарооборота предприятия

Как следует из таблицы 2.2 и наглядно представлено на рисунке 2.3 объем товарооборота за три года возрос на 14,6 %. Но следует отметить, что в 2011 году темп прироста относительно предыдущего года увеличился и составил 7,6 %, против 6,5 в 2010 году.

Среднегодовой темп прироста товарооборота предприятия рассчитаем по среднегеометрической взвешенной:

             (2.1)

где Т1, Т2, Т3 – цепной темп прироста показателя за первый, второй и третий год соответственно

или 14,6 %

Как отмечалось ООО «Делан» занимается как оптовой, так и розничной торговлей продукции, поэтому проанализируем структуру товарооборота в разрезе формы торговой деятельности в динамике за 3 года.

Таблица 2.3

Структура товарооборота предприятия

Направление деятельности

Товарооборот

2009 год

2010 год

2011 год

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

Розничная торговля

2 364

37,4

2 769

41,1

3 174

43,8

Оптовая торговля

3 953

62,6

3 961

58,9

4 068

56,2

ИТОГО

6 317

100

6 730

100

7 242

100

Рис. 2.4 Структура товарооборота в 2009 году

Рис. 2.5 Структура товарооборота в 2010 году

Рис. 2.6 Структура товарооборота в 2011 году

Основную долю в товарообороте предприятия на протяжении всего анализируемого периода занимают выручка от реализации оптовой торговли, так ее величина варьировалась от 62,6 % в 2009 году до 56,2 % в 2011 году.

Рассчитаем темпы прироста товарооборота предприятия по каждому виду деятельности.

Таблица 2.4

Темп прироста товарооборота розничной торговли

Период

Товарооборот, тыс. руб.

Темп прироста, %

базисный

Цепной

2009 год

2 364

0

0

2010 год

2 769

17,1

17,1

2011 год

3 174

34,3

14,6

Таблица 2.5

Темп прироста товарооборота оптовой торговли

Период

Товарооборот, тыс. руб.

Темп прироста, %

базисный

Цепной

2009 год

3 953

0

0

2010 год

3 961

0,2

0,2

2011 год

4 068

2,9

2,7

Рис. 2.8 Динамика товарооборота предприятия относительно видов деятельности

Проведенный анализ показал, что товарооборот предприятия при работе в розничной торговле имеет стабильную тенденцию повышения. Так в 2011 году он повысился относительно базисного периода на 34,3 %.

Темп прироста товарооборота предприятия в оптовой сфере увеличился за три года на 2,9 %.

Таким образом, проведенный анализ показал, что предприятие в целом функционирует достаточно эффективно, но в то же время оптовая торговля развивается гораздо менее эффективно, чем розничная, что нельзя оценить положительно, так как предприятие теряет рынок, а, следовательно, недополучает доход.

Функция – обязанность, круг деятельности; назначение, роль. Функция управления – особый вид управленческой деятельности, продукт разделения и специализации труда в сфере управления, представляющий собой часть этого процесса, выделенную по определенному признаку.

Поэтому в табл. 2.6 представим анализ функций управления.

Таблица 2.6

Анализ реализаций функций управления

Функция управления

Содержание функции

Выполнение

Организация

Распределение задач между отдельными подразделениями или работниками

+

Планирование

Определение целей и путей их достижения

+

Мотивация

Процесс побуждения к деятельности для достижения целей

+

Контроль

Изучение данных о состоянии и функционировании объекта управления

+ /–

Координация

Обеспечение взаимосвязей и распределение функций между подразделениями

Таким образом, проведенный анализ показал, что на предприятии недостаточно эффективно реализуется функция координации: неэффективно обеспечивается взаимосвязь и распределение функций между подразделениями, что выражается в несогласованности объемов производства и реальным спросом на продукцию. Следовательно, функция контроля так же используется не в полной мере.

Поэтому, одним из направлений дипломной работы должна стать разработка предложений по повышению эффективности функции координации управления на предприятии путем оптимизации спроса и предложения.

2.3 Анализ издержек предприятия

Рассмотрим динамику изменений производственных издержек предприятия за анализируемый период.

В таблице 2.7 произведем анализ структуры издержек предприятия в целом.

Таблица 2.7

Структура издержек предприятия

Элементы затрат

2009 год

2010 год

2011 год

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

Сырье и материалы

374

14,0

410

12,8

468

12,1

Заработная плата

935

32,5

1322

38,4

1 536

36,9

ЕСН

243

11,6

344

13,7

399

13,1

Амортизация

414

15,4

415

12,9

624

16,0

Прочие

712

26,6

712

22,2

853

22,0

Итого

2 678

100,0

3 203

100,0

3 880

100,0

Из таблицы 2.7 следует, что структура издержек предприятия претерпела значительные изменения, в частности издержки были значительно увеличены. На протяжении всего анализируемого периода основную долю занимают расходы на сырье, материалы и заработную плату, что объясняется спецификой деятельности предприятия.

Произведем группировку затрат на условно-постоянные и условно-переменные и представим результаты в таблице 2.8.

Таблица 2.8

Структура постоянных и переменных издержек предприятия

Элементы затрат

2009 год

2010 год

2011 год

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс.

руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

Условно-переменные расходы, в том числе

789

29,5

876

27,3

975

25,1

 сырье и материалы

374

14,0

410

12,8

468

12,1

 прочие

415

15,5

466

14,5

507

13,1

Условно-постоянные расходы

1 889

70,5

2 327

72,7

2 905

74,9

Итого

2 678

100,0

3 203

100,0

3 880

100,0

Рис. 2.10 Структура издержек предприятия

Таким образом, группировка издержек на переменные и постоянные показала, что наблюдается динамика роста, как переменных, так и постоянных издержек.

Далее рассмотрим издержки предприятия относительно товарных групп, распределяя условно-постоянные расходы пропорционально товарообороту.

Таблица 2.9

Издержки предприятия

Показатели

2009 год

2010 год

2011 год

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

тыс. руб.

уд. вес, %

Оптовая торговля

Условно-переменные

612

42,1

647

41,0

694

36,4

Условно-постоянные

842

57,9

932

59,0

1 212

63,6

ВСЕГО

1 455

100,0

1 579

100,0

1 906

100,0

Розничная торговля

Условно-переменные

177

14,4

229

14,1

281

14,2

Условно-постоянные

1 046

85,6

1 395

85,9

1 693

85,8

ВСЕГО

1 223

100,0

1 624

100,0

1 974

100,0

Всего по предприятию

Условно-переменные

789

29,5

876

27,3

975

25,1

Условно-постоянные

1 889

70,5

2 327

72,7

2 905

74,9

ВСЕГО

2 678

100,0

3 203

100,0

3 880

100,0

Анализ показал, что структура издержек предприятия претерпела изменения. Так, увеличилась доля расходов оптовой торговли, которая произошла в основном из-за роста как постоянных, так и переменных издержек.

В таблице 2.10 проанализируем динамику издержек предприятия, приняв за базис 2009 год.

Таблица 2.10

Динамика издержек предприятия

Товарная группа

Темп прироста ,%

2010 год

2011 год

Оптовая торговля всего, в т.ч.

8,6

31,0

 условно-переменные расходы

5,7

13,4

 условно-постоянные расходы

10,6

43,9

Розничная торговля всего, в т.ч.

32,8

61,4

 условно-переменные расходы

29,4

58,9

 условно-постоянные расходы

33,3

61,8

Всего по предприятию, в т.ч.

19,6

44,9

 условно-переменные расходы

11,0

23,6

 условно-постоянные расходы

23,2

53,8

Проведенный анализ показал, что в подразделениях розничной торговли наблюдается устойчивая тенденция повышения всех издержек.

2.4 Анализ финансового состояния и результатов

Оценка финансового состояния предприятия осуществляется на основе  показателей ликвидности и показателей финансовой устойчивости.

Показатели ликвидности позволяют определить способности предприятия отплачивать свои краткосрочные обязательства, реализуя свои текущие активы. Для анализа используем следующие показатели ликвидности: коэффициент текущей (общей) ликвидности, коэффициент быстрой ликвидности, коэффициент абсолютной ликвидности.

Коэффициент текущей (общей) ликвидности отражает, достаточно ли у предприятия средств, которые могут быть использованы им для погашения своих краткосрочных обязательств в течение предстоящего года. Коэффициент быстрой ликвидности показывает, какая часть краткосрочных обязательств может быть погашена за счет имеющихся денежных средств и ожидаемых поступлений от дебиторов. Коэффициент определяется как отношение ликвидной части оборотных средств (т.е. без учета материально-производственных запасов) к текущим обязательствам. Отношение денежных средств и их «эквивалентов» к краткосрочным обязательствам называется коэффициентом абсолютной ликвидности. Значения данных показателей приведены в таблице 2.11

                    Таблица 2.11

Показатели ликвидности

Показатель

Значение показателя

Рекомендуемый критерий

на 2009 год

на 2010 год

на 2011 год

Коэффициент текущей (общей) ликвидности

1,41

1,36

1,24

Min -1; необход. -1,5

Коэффициент быстрой ликвидности

0,69

0,76

0,83

Допустимое-0,7-0,8;

Желательное-1,0

Коэффициент абсолютной ликвидности

0,1

0,3

0,4

0,2-0,3

Проанализировав динамику данных показателей  делаем заключение, что коэффициент текущей ликвидности имеет тенденцию к снижению и приближается к минимальному критерию, т.е. к значению 1; коэффициент быстрой ликвидности находился у нижней границы допустимого значения на  2009 год, а на 2011 год его перешел; коэффициент абсолютной ликвидности приблизился к нормативу. Общий вывод – показатели ликвидности предприятия средние.

Для оценки деятельности предприятия проведем анализ его финансовых результатов.

Финансовые результаты деятельности предприятия характеризуются суммой полученной прибыли и уровнем рентабельности. Прибыль предприятия получают главным образом от реализации продукции, а также от других видов деятельности (сдача в аренду основных фондов, коммерческая деятельность на финансовых и валютных рынках и т.п.).

Прибыль – это часть чистого дохода, который непосредственно получают субъекты хозяйствования после реализации продукции.

В процессе анализа мы будем использовать валовую прибыль.

Валовая прибыль включает в себя результаты от реализации продукции, работ, услуг, доходы и расходы от финансовой и инвестиционной деятельности, внереализационные доходы и расходы.

Показатели рентабельности характеризуют эффективность работы предприятия в целом, доходность различных направлений деятельности, окупаемость затрат и т.д. Они более полно, чем прибыль отражают окончательные результаты хозяйствования, потому, что их величина показывает соотношение эффекта с наличными или использованными ресурсами. Их используют для оценки деятельности предприятия и как инструмент в инвестиционной политике и ценообразовании.

Рентабельность производственной деятельности (окупаемость издержек) Rз исчисляется путем отношения валовой прибыли (ВП) к сумме затрат по реализованной продукции (З):

          (2.2)

где  ВП – валовая прибыль предприятия;

З – затраты предприятия.

Она показывает, сколько предприятие имеет прибыли с каждого рубля, затраченного на производство и реализацию продукции.

Рентабельность продаж рассчитывается делением валовой прибыли на сумму полученной выручки (ТО).

          (2.3)

где  ВП – валовая прибыль предприятия;

ТО – товарооборот предприятия.

Данный показатель характеризует эффективность производственной и коммерческой деятельности: сколько прибыли имеет предприятие с рубля продаж.

На основе выше произведенных расчетов рассчитаем величину прибыли и показатели рентабельности продукции в целом по предприятию и по направлениям деятельности.

Таблица 2.11

Анализ финансовых результатов деятельности предприятия

Показатель

Год

Изменения

2009

2010

2011

2010/ 2009

2011/ 2010

Товарооборот, тыс. руб.

6 317

6 730

7 242

6 317

6 730

Издержки, тыс. руб.

2 678

3 203

3 880

2 678

3 203

Валовая прибыль, тыс. руб.

3 639

3 527

3 362

3 639

3 527

Рентабельность деятельности, %

135,9

110,1

86,6

135,9

110,1

Рентабельность продаж, %

57,6

52,4

46,4

57,6

52,4

Рис. 2.14 Динамика валовой прибыли предприятия

Рис. 2.16 Динамика рентабельности продаж

Таким образом, на предприятии в целом наблюдается тенденция снижения валовой прибыли и снижения рентабельности продаж.

2.5. Анализ ценовой политики предприятия

Ценовая политика в маркетинге заключается в том, чтобы так устанавливать цены и изменять их в зависимости от ситуации на рынке, чтобы:

  •  овладеть определенной долей рынка и удержать ее;
  •  получить целевую прибыль;
  •  адекватно реагировать на действия конкурентов.

Таким образом, ценовая политика тесно связана с целями и стратегиями маркетинга. На первом этапе развития маркетинга роль цен в решении проблем сбыта считалась определяющей.

На предприятии ООО «Делан» цена формируется линейным методом: суммирования прямых и косвенных издержек.

К прямым издержкам относятся:

  •  транспортные расходы по доставке товара;
  •  затраты на аренду помещения;
  •   заработная плата производственных служащих;
  •  отчисления на социальные нужды с заработной платы производственных служащих и т.п.

К косвенным издержкам относятся:

  •  транспортные расходы по доставке товара в черте города и области;
  •  заработная плата управленческого персонала;
  •  заработная плата обслуживающего персонала;
  •  отчисления на социальные нужды с заработной платы управленческого и обслуживающего персонала;
  •  расходы на рекламу;
  •  прочие расходы.

Чтобы оценить ценовую политику предприятия рассмотрим в таблице 2.12 уровень рентабельности продукции по отдельным направлениям и в целом по предприятию в динамике за три года.                            

Таблица 2.12

Динамика рентабельности продукции

№ п/п

Годы

Товарооборот, тыс.руб.

Себестоимость, тыс.руб.

Прибыль, тыс.руб.

Рентабельность продаж, %

1

2009

6317

2 678

3 639

57,6

2

2010

6730

3 203

3 527

52,4

3

2011

7242

3 880

3 362

46,4

Рис. 2.18. Динамика рентабельности валового дохода предприятия

Предприятие  «Делан»  в последний момент увеличило наценку на свои товары и услуги.

Подобная ценовая политика приносит сиюминутную прибыль, но не дает перспективы предприятию развиваться дальше, так предприятие «Делан» процветает за счет наценки и ориентируется на покупателя с высоким уровнем дохода, конкуренты займут большую часть рынка.

Это приводит к уменьшению числа клиентов, которые могут позволить себе  воспользоваться услугами и товарами нашего предприятия, что не может продолжаться вечно и в конечном итоге может привести предприятие к полной потери клиентуры.

На предприятии «Делан» продвижение товара происходит только редким информированием потенциального покупателя через средства массовой информации (газеты, радио, телевидение).

Показателем работы по продвижению товара может служить рекламный бюджет предприятия, рассмотрим его динамику за анализируемый период в таблице 2.11:

Таблица 2.11

Анализ рекламного бюджета предприятия

Наименование

2009 год

2010 год

2011 год

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

тыс. руб.

%

Рекламный бюджет

150,0

2,4

125,0

1,9

90,0

1,2

Рис.2.19. Динамика рекламного бюджета предприятия

Из таблицы 2.11 и рисунка 2.19 наглядно видно, что предприятие уделяет слишком мало внимания продвижению своих товаров.

Рекламный бюджет снижается ежегодно за весь анализируемый период, несмотря на то, что тарифы предприятий, оказывающих рекламные услуги неизбежно возрастают.

Подводя итог, проделанному в главе 2 анализу состояния  предприятия, можно сделать следующий вывод:

  •  не эффективно обеспечивается взаимосвязь между подразделениями, что выражается в несогласованности объемов производства и реальным спросом на продукцию;
  •  повышается товарооборот розничной торговли, что приведет к созданию постоянной клиентской базы;
  •  очень мало уделяется внимание рекламе, маркетинговым компаниям, внедрению новшеств, что ведет к замедлению развития предприятия и продвижения его продукции.

3. ПРЕДЛОЖЕНИЯ ПО СОВЕРШЕНСТВОВАНИЮ УПРАВЛЕНИЕМ ООО «Делан» И РАСЧЕТ ИХ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ ЭФФЕКТИВНОСТИ

3.1 Расширение производственных мощностей

В настоящее время доставка питьевой воды клиентам переживает своеобразный «бум», и, по мнению экспертов, в дальнейшем эта тенденция сохранится. Так что перед инвесторами открываются весьма заманчивые перспективы. Ведь с течением времени экологическая ситуация не улучшается, а постепенный рост доходов населения дает возможность платить за очищенную воду. Если человек уже перешел на привозную питьевую воду, ощутил ее качество и чистоту, то отказаться от данного продукта его могут заставить только экстраординарные события.

Значительные темпы роста, как считают игроки, вызваны не только ростом доходов граждан и развитием культуры потребления - очевидно движение от воды из чайника к воде из бутылки. Более того, минералка "оттягивает" потребителей от самых разных напитков - чая, соков, пива, газировки.

Примерные нормы потребления бутилированной воды в офисе — 0,5 л на человека в день, или около 10 л в месяц. То есть снабжение обычной питьевой водой только одного среднего офиса с 50 сотрудниками может приносить компании ежегодную выручку от 1900 до 2500 долл. И это без учета поступлений от аренды клиентами оборудования для потребления воды.

Проведенный в главе 2 анализ основных технико-экономических показателей деятельности предприятия показал, что предприятие функционирует не достаточно эффективно, о чем свидетельствует снижение прибыли и рентабельности.

Но как отмечалось выше основной проблемой предприятия является нехватка производственных мощностей с целью занятия более большого целевого сегмента.

В связи с этим в данной дипломной работе предлагается закупить новую линию по разливу питьевой воды в бутыли емкость 19 л.

Следующая статья затрат — расходы на тару, мировым стандартом которой являются 19-литровые бутыли, изготавливаемые из поликарбоната (срок хранения воды в них — 6 мес.). Стоимость — 150–180 руб. Бутыли можно приобретать, а можно, предварительно выплатив залоговую стоимость, брать в аренду у компании, разливающей воду. Можно использовать и более дешевые бутыли из полиэтилена, однако их прочность ниже, а срок хранения воды небольшой. После того как клиент использует всю воду, бутыли отвозятся в компанию для повторной эксплуатации. Обычно бутыли используются 30–40 раз, затем их меняют на новые. Практика показывает, что фирма, доставляющая воду, ежегодно заменяет около 10–15% «парка» бутылей.

Таблица 3.1

Положение ООО «Делан» на целевом рынке Архангельской области

Наименование воды

Количество клиентов

Уд. вес. %

Делан

37 500

32,4

Акварель

42 000

36,3

Соловецкая

21 800

18,8

Снежок

14 500

12,5

ВСЕГО

115 800

100,0

Рис. 3.1 Структура участников рынка.

Таким образом, на сегодняшний день предприятие делит лидерство на целевом рынке вместе с питьевой водой «Акварель», следовательно, конкурентоспособность предприятия достаточно высока.

Далее определим объем целевого рынка розничных покупателей воды «Делан».

Прежде всего, известно, что на территории основных городов Архангельской области (Архангельска, Северодвинска и Новодвинска) проживает 749 тысяч человек.

Средняя величина семьи по городу составляет 4 человека, то есть потенциальных клиентов 182,25 тыс. человек.  При средней частоте покупки воды 2 раза в месяц количество бутылей составляет 364,5 тыс. ед. Это верхняя оценка емкости рынка.

Следовательно, емкость рынка остаточно велика, поэтому, зная, что производительность новой линии составляет 10 тыс. бутылей в месяц, можно предположить, что новая линия по разливу воды будет работать на полную мощность с первого месяца запуска нового оборудования.

3.2 Расчет эффективности предложения

Для внедрения предложения потребуется вложение единовременных затрат, которые представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.2

Единовременные затраты проекта

Показатель

Сумма, тыс. руб.

Сроки вложения, месяцы

Покупка оборудования

300,0

1-2

Монтаж оборудования

15,0

2

Обучение персонала

150,0

3-4

ВСЕГО

465,0

Для работы на линии по розливу воды требуется дополнительно нанять 8 человек, следовательно, ежемесячные дополнительные постоянные затраты составят 160 тыс. руб.

Для определения величины переменных затрат воспользуемся показателем величины затрат на 1 руб. товарооборота, расчет которого представлен в таблице 3.3.

Таблица 3.3

Расчет переменных затрат на 1 рубль товарооборота розничной торговли продукцией предприятия

Показатель

Период

2009 год

2010 год

2011 год

Товарооборот, тыс. руб.

6 317

6 730

7 242

Переменные затраты, тыс. руб.

789

876

975

Переменные затраты на 1 руб. товарной продукции, руб.

0,12

0,13

0,13

Рис. 3.2 Динамика переменных издержек предприятия на 1 руб. товарной продукции

В таблице 3.4 произведем сравнительный анализ валовой прибыли за первый год реализации проекта.

Стоимость питьевой воды – 330 рублей за бутылку 19 литровой продукции.

Расчет себестоимости.

По структуре участников рынка можно предположить, что компании “Делан” принадлежит примерно треть рынка питьевой воды Архангельской области.

Исходя из того, что производительность новой линии составляет 20 тысяч бутылей в месяц, то в год будет реализовано примерно 60 тысяч таких бутылей. При средней реализации бутылей равной 250 рублей общая сумма дохода составит 15000 тысяч рублей. К расходам компании необходимо отнести единовременные затраты равные 425 тысячам рублей, стоимость каждой бутылки в среднем равной 165 рублей, стоимость найма дополнительной рабочей силы равной 100 тысяч рублей в месяц.

Себестоимость одной единицы продукции = (425000+170*60000+160000*12)/60000=219 рублей.

Прибыль с одной единицы товара 250-219=31 рубль.

Годовая прибыль проекта 31*60000=1860000.

Таблица 3.4

Эффективность внедрения предложения

Показатель

До внедрения

После внедрения

Изменения

абс.

относ., %

Выручка от реализации,

тыс. руб.

7 242

9 102

1 860

25,68

Расходы,

тыс. руб.

3 880

4 508

628

16,19

Валовая прибыль,

тыс. руб.

3 362

4 594

1 232

36,64

Рентабельность, %

46,42

50,47

4,05

8,72

Рис. 3.3 Рентабельность продаж предприятия

Таким образом, расчеты показали, что с внедрением проекта валовая прибыль от реализации за первый год вырастет на 1 860 тыс. руб., или 25,68 %, а рентабельность предприятия возрастет на 4,05 % и составит 8,72 %.

Следовательно, происходит согласование спроса и предложения на рынке питьевой воды за счет расширения производственной мощности.

3.3. Стратегия сбыта.

Для эффективной организации сбыта предлагается следующая система распределения обязанностей в рамках отдела продаж предприятия:

Торговый представитель, в дальнейшем возможно менеджер (требуется введение новой штатной единицы) - специализируется только  на организации поставок бутилированной воды, организует систему поиска и проводит поиск (с заключением договоров) клиентов, отвечает за работу системы по продажам и поставке воды.

Торговые представители отдела продаж - работа с корпоративными клиентами в закрепленных районах городов (с обязательным включением в план на месяц, задания на привлечение клиентов на поставку бутилированной воды).

Внештатные сотрудники (от 3 до 5 человек) - на первом этапе деятельности, для массового привлечения клиентов, возможно использование внештатных сотрудников (в основном студентов).

Внештатные сотрудники располагаются в местах скопления потенциальных клиентов (крупные магазины, торговые центры, выставки и т.д.) с образцами бутилированной воды, оборудованием для ее разлива, одноразовыми стаканами, комплектами для заключения договоров и рекламными материалами.

Оплата работы внештатных сотрудников может строиться от количества заключенных договоров.

Тактика сбыта

  1.   Сбор заявок
  •  предварительная заявка по телефону, через диспетчеров, менеджеров отдела продаж или продавцов фирменных магазинов-пунктов обмена бутилированной воды
  •  предварительная заявка по e-mail, с последующим уточнением или подтверждением (в случае необходимости) заявки от магазинов
  •  принимаются в обычном порядке
  1.   Доставка

- специальными рейсами - без выходных дней (поставка до офиса или квартиры)

- без предварительной заявки, самовывоз покупателем с места обмена бутылей

 

Для стимулирования продаж предлагается принять следующую систему:

  1.  Скидка в 10 руб. от стоимости каждой 19л. бутыли при заказе от 10 бутылей единовременно с доставкой на дом или офис.
  2.  Предоставление клиентам заказывающим более 20 бутылей в месяц (в основном это касается организаций с персоналом более 25 человек при среднем потреблении воды 0,5 литра в день на человека) бесплатную аренду кулеров для воды. На первом этапе необходимо закупить 20 полевых кулеров. Выберем кулер Кулер HotFrost 35AN стоимостью 14 850 рублей. Общий расход будет равен 297 000 рублей.

Таблица 3.5

Эффективность внедрения предложения

Показатель

До внедрения

После внедрения

Изменения

абс.

относ., %

Выручка от реализации,

тыс. руб.

7 242

7 870

628

8,67

Расходы,

тыс. руб.

3 880

4 177

297

7,65

Валовая прибыль,

тыс. руб.

3 362

3 693

331

9,85

Рентабельность, %

46,42

46,93

0,50

1,08

Рис. 3.4 Рентабельность продаж предприятия

3.4. Маркетинговая компания по продвижению товара.

С целью завоевания высокого уровня конкурентоспособности ООО «Делан» планирует стратегию ценообразования «высокое качество – средние цены» и  на первых этапах раскрутки нового вида товара уделять рекламе самое пристальное внимание.

Для рекламной кампании предполагается использовать следующие мероприятия:

  1.  Прямая реклама

Прямая почтовая реклама - рассылка рекламных сообщений с помощью почты, а также   e-mail по корпоративным клиентам - предприятиям Архангельской области, а также в случае получения БД клиентов "Делан" отправка писем по данной категории клиентов, в том числе частным лицам. В общей сложности, в течение первых 3-х месяцев предполагается сделать 2-3 рассылки.

Активные продажи - раздача рекламных сообщений (буклеты) при посещение потенциальных клиентов(корпоративных) торговыми представителями отдела продаж и внештатными сотрудниками в местах дегустации бутилированной воды.

  1.  Реклама в средствах массовой информации

Газеты:

-  в газетах на массового потребителя

- в специализированных газетах распространяющихся по фирмам и предприятиям

Радио:

- изготовление и прокат ролика по заказу воды и приобретению в магазинах

- размещение информации в радиопрогнозах погоды

Телевидение:

- Изготовление и прокат видеозаставки по заказу воды на дом и приобретению в магазинах

  1.  Реклама в местах продаж:

Дегустации в фирменных магазинах - устанавливаются в свободном доступе для покупателей 19л. бутыли с устройством для розлива и одноразовые стаканы с объявлением о бесплатной дегустации бутилированной воды

Раздача рекламных материалов в местах продаж - в фирменных магазинах в свободном доступе выставляются информационные буклеты с информацией о бутилированной воде, условиях ее поставок, стоимости

Штендеры - выставляются вблизи фирменных магазинов, с обозначением что данный магазин является местом заказа и обмена бутилированной воды

Плакаты формата А3 или А2 - для размещения в фирменных магазинах и магазинах города с рекламой  бутылей с бутилированной водой, с телефонами заказа воды.

  1.  Реклама на транспорте:

Реклама на заводских автомобилях - оформление части автомобилей завода занимающихся доставкой продукции по городу рекламной информацией о поставках бутилированной воды

  1.  Реклама в Интернете:

Баннеры - рекламные баннеры размещаются на наиболее посещаемых сайтах Архангельской области и содержат в себе рекламу бутилированной воды.

Для внедрения предложения потребуется вложение единовременных затрат, которые представлены в таблице 3.2.

Таблица 3.6

Рекламный бюджет

Показатель

Стоимость, тыс. рублей

Рекламный ролик на Архангельском телевидении

108,00

Банеры

34,00

Крупная реклама (газетная страница) в газете «Всё для вас»

12,00

Информационные сообщения в различных печатных изданиях города

15,00

Рекламные баннеры

10

Реклама на автобусах

34

ИТОГО

213

Таким образом, в первый месяц реализации проекта единовременные затраты на рекламу составят 213 тыс. руб. В дальнейшем, предприятие будет выделять на цели «напоминающей» рекламы определенную долю от продаж – в размере 1,0% выручки от реализации услуг. Такой подход предполагает выделение равномерно распределенных затрат на рекламу в течение всего года.

Для определения величины переменных затрат воспользуемся показателем величины затрат на 1 руб. товарооборота, расчет которого представлен в таблице 3.

Таблица 3.7

Расчет переменных затрат на 1 рубль товарооборота розничной торговли продукцией предприятия

Показатель

Период

2009 год

2010 год

2011 год

Товарооборот, тыс. руб.

6 317

6 730

7 242

Переменные затраты, тыс. руб.

789

876

975

Переменные затраты на 1 руб. товарной продукции, руб.

0,03

0,03

0,04

Рис. 3.5 Динамика переменных издержек предприятия

Таблица 3.8

Эффективность внедрения предложения

Показатель

До внедрения

После внедрения

Изменения

абс.

относ., %

Выручка от реализации,

тыс. руб.

7 242

8 100

858

11,85

Расходы,

тыс. руб.

3 880

4 093

213

5,49

Валовая прибыль,

тыс. руб.

3 362

4 007

645

19,19

Рентабельность, %

46,42

49,47

3,05

6,56

Рис. 3.6 Рентабельность продаж предприятия

3.5. Расчет общей эффективности внедрения проекта.

В табл. 3.9 произведем расчет окупаемости проекта, с учетом капитальных вложений и дополнительных постоянных и переменных издержек.

Таблица 3.9

Эффективность внедрения предложения

Показатель

До внедрения

После внедрения

Изменения

абс.

относ., %

Выручка от реализации,

тыс. руб.

7 242

10 588

3 346

46,20

Расходы,

тыс. руб.

3 880

5 018

1 138

29,33

Валовая прибыль,

тыс. руб.

3 362

5 570

2 208

65,68

Рентабельность, %

46,42

52,61

6,18

13,32

Рис. 3.7 Рентабельность продаж предприятия

Таким образом, расчеты показали, что с внедрением проекта валовая прибыль от реализации за первый год вырастет на 2 208 тыс. руб., или 65,68 %, а рентабельность предприятия возрастет на 6,18 % и составит 13,32 %.

Таким образом, введение в товарооборот новой линейки продукции позволит увеличить товарооборот предприятия.

заключение

Для достижения поставлено цели был проведен анализ основных показателей деятельности предприятия, который показал следующие результаты:

Структура персонала предприятия в 2010 году претерпела значительные изменения, так численность производственного персонала по сравнению с предыдущим годом увеличилась на 10 чел., или 111,1 %, что объясняется ростом спроса на продукцию и переводом производства на двухсменный режим работы.

Значительно снизилась доля работников управленческого персонала, которая в 2011 году по отношению к базисному году снизилась на 3,1 % и составила 17,8 % к общей численности персонала.

По остальным категориям изменения незначительны.

Объем товарооборота за три года возрос на 14,6 %. Темпы прироста одного года относительно другого увеличились незначительно.

В оптовой торговле товарооборот имеет стабильную тенденцию. Так в 2010 году он увеличился на 0,2 % относительно базисного периода, а в 2011 году на 2,9 % относительно базисного периода.

Темп прироста товарооборота предприятия в розничной сфере увеличился за три года на 34,3 %, но наметилась тенденция ее снижения, так в 2011 году темп прироста составил 17,1 %, против 14,6 % аналогичного показателя за 2010 год.

Таким образом, проведенный анализ показал, что предприятие в целом функционирует достаточно эффективно, но рентабельность продаж  снижается с каждым годом. Так в 2009 году рентабельность продаж составляла 57,6 %, в 2010 - 52,4 %, а в 2011 - 46,4 %.

В связи с этим в данной дипломной работе предлагается ряд решений данной проблемы.

Одни из предложения является закупка новой линии по разливу питьевой воды в бутыли емкость 19 л.

Целесообразность данного предложения подтверждается тем, что на сегодняшний момент предприятие делит лидерство на целевом рынке вместе с питьевой водой «Акварель», следовательно, конкурентоспособность предприятия достаточно высока.

Емкость рынка достаточно велика, поэтому предположим, что новая линия по разливу воды будет работать на полную мощность с начала реализации проекта.

Также в проект входят стратегия сбыта и маркетинговая компания по продвижению товара.

Дальнейшие расчеты показали, что данный проект окупается на первый год реализации. Данный проект наряду с другими мероприятиями по увеличению прибыли приведут к тому, что валовая прибыль от реализации проекта за первый год вырастет на 2 208 тыс. руб., или 65,68 %, а рентабельность предприятия возрастет на 6,18 % и составит 13,32 %.

Таким образом, происходит согласование спроса и предложения на рынке питьевой воды за счет расширения производственной мощности и грамотной маркетинговой компании.

Список  литературы

  1.  Абрюмова М.С., Грачев А.В.. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия; Учебно-практическое пособие; Издание 2-е, исправленное. М.: Дело и Сервис, 2006
  2.  Абчук В.А. Коммерция, СПб.: Изд. Михалова В.А., 2010
  3.  Артеменко В.Г., Белендир М.В. Финансовый анализ. М.: Дело и сервис, 2006
  4.  Архипов В.Е. Принципы эффективного менеджмента и маркетинга. М.: Инфра-М, 2008
  5.  Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория анализа хозяйственной деятельности. М.: Финансы и статистика, 2006
  6.  Богатин Ю. В. Оценка эффективности бизнеса и инвестиций. Учеб. Пособие для вузов. – М.: Финансы, ЮНИТИ – ДАМА, 2007 – 284 с.
  7.  Венеделин, А.Г. Подготовка и принятие управленческого решения: Методологический аспект/ А.Г.Венделин. М.: Экономика, 2008
  8.  Герчикова И.Н. Менеджмент: Учебник. М.: Банки и биржи, ЮНИТИ, 2009
  9.  Глазунов В.Н. Анализ финансового состояния предприятия // Финансы. 2010, № 2
  10.  Голованев Ю.К. Эффективность управленческих решений. М.: ИНФРА-М, 2002
  11.  Горшкова Л.А. Анализ организации управления. М.: ИНФРА-М, 2008
  12.  Графов А.В. Оценка финансово-экономического состояния предприятия. // Финансы, 2006, № 7
  13.  Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. М.: ДИС, 2005
  14.  Екатеринославский Ю.Ю. Управленческие ситуации: анализ и решения. М.: Экономика, 2007
  15.  Карданская Н.Л. Основы принятия управленческих решений, М.: Русская деловая литература, 2009
  16.  Ковалев В.В. Введение в финансовый менеджмент. М.: Финансы и статистика, 2008
  17.  Ларичев О. И. Наука и искусство принятия решений. М: Наука, 2009
  18.  Ларичев О. И. Теория и методы принятия решений. М: Логос, 2005
  19.  Литвак Б.Г. Управленческие решения, М.: ЭКМОС, 2004
  20.  Международный менеджмент. Учебник для вузов / Под ред. С.Э. Пивоварова, Д.И.Баркана, Л.С.Тарасевича, А.И.Майзеля. СПб: Питер, 2010
  21.  Менеджмент. Учебник / под ред. В.В. Томилова. М.: Юрайт-издат, 2003. – 591 с.
  22.  Мескон М., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента, М.: Дело, 2003
  23.  Молодчик А.В. Менеджмент. М.: Высшая школа экономики, 2008
  24.  Основы предпринимательского дела. // под редакцией Осипова Ю.М. М.: БЕК, 2006
  25.  Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Новое знание, 2003
  26.  Чупров С.В. Анализ нормативных показателей финансовой устойчивости предприятия. // Финансы, 2003, № 2
  27.  Экономическая отчетность ООО «Делан» за 2009-2011 годы
  28.  Экономический анализ хозяйственной деятельности предприятий и объединений под ред-ей  С.Б. Банкгольц, Г.М. Таций. М.: Финансы и статистика, 2009


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

64015. Оценка качества образцов кожаной обуви, реализуемых ИП «Щербакова» 6.4 MB
  В этом наиболее важна экспертиза качества и конкурентоспособности обуви. Цель такой экспертизы – на основе тщательного анализа качества обуви определить ее потребительскую ценность, то есть эффективность, полезность, удобство пользования и эстетическое совершенство.
64016. Дoгoвopныe oтнoшeния в cфepe peклaмнoй дeятeльнocти 454.28 KB
  Цeлью дaннoгo иccлeдoвaния являeтcя изyчeниe oбщeпpaвoвoй xapaктepиcтики peклaмнoй дeятeльнocти, дoгoвopныx oтнoшeний в peклaмнoй дeятeльнocти, a тaкжe выявлeниe ocoбeннocтeй пpaвoвoгo peгyлиpoвaния peклaмнoй дeятeльнocти в PФ.