44239

Специфика коллективного любительского творчества

Дипломная

Психология и эзотерика

Творчество превращается в важный фактор общественного развития способствует реализации потенциала личности и социумов различного уровня. Любительское творчество органично вписывается в духовную жизнь общества как область социальнокультурной деятельности отвечая потребностям творческой релаксации в сложных условиях переходного периода а также самореализации личности в ответственных но неформальных отношениях досугового коллектива. Концепции личности в психологии В психологической науке категория личности относится к числу...

Русский

2013-11-13

135.5 KB

60 чел.

ВВЕДЕНИЕ

В современном мире все большее значение приобретает коллективное творчество, как проявление активности, созидание нового, генерация идей и стимул деятельности. Политическое, законодательное, экономическое, научное, художественное, социальное, бытовое и т.д. творчество превращается в важный фактор общественного развития, способствует реализации потенциала личности и социумов различного уровня. Создаваемые во всех сферах общественной жизни, творческие коллективы приобретают ведущее значение, поскольку в рамках организованной коллективной деятельности решение творческих, социальных и экономических задач происходит эффективнее, быстрее и плодотворнее, чем индивидуально. Любая коллективная деятельность требует эффективного управления, а, следовательно, глубокого теоретического осмысления, поиска закономерностей этого процесса и актуализации в деятельности современных творческих коллективов. Коллективному творчеству и творческим коллективам, социально-психологическим особенностям их функционирования посвящены исследования Ч.М. Гаджиева, Ч. Грина, Б.Ф. Ломова, В.В. Максимова, М. Мидлтона, Д. Пельца, Б.А. Фролова, Ф. Эндрюса, М.Г. Ярошевского и др.

Любительское творчество органично вписывается в духовную жизнь общества, как область социально-культурной деятельности, отвечая потребностям творческой релаксации в сложных условиях переходного периода, а также самореализации личности в ответственных, но неформальных отношениях досугового коллектива. Однако оно становится социально-культурной деятельностью только при условии peaлизации творческого потенциала участников, их гражданского и культурного роста, становления индивидуальности, независимо от социального статуса, природных и профессиональных различий людей при сохранении ориентации на истинное искусство.

Актуальность данной работы заключается в том, что если исследование творчества имеет уже достаточно длительную и богатую историю, то разработке проблематики коллективного любительского уделялось недостаточно внимания. С одной стороны, творческие любительские коллективы достаточно широко распространенное явление в современной жизни. С другой стороны, проблема изучения развития личностного роста в любительских хоровых коллективах решена не в полной мере.

1.      Концепции личности в психологии

В психологической науке категория личности относится к числу базовых категорий. Наряду с другими принципами в психологии сформулирован личностный принцип (Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, К.К. Платонов).

По мнению А.Н. Леонтьева, в основании личности лежат отношения соподчиненности человеческих деятельностей, порождаемых ходом их развития. Личность по Леонтьеву – высшее единство человека, изменчивое и вместе с тем сохраняющее свое постоянство, свою аутоидентичность, психологическое образование особого типа, порождаемое жизнью человека в обществе [1, c. 96].

Б.Д. Парыгин считает, что личность - это интегральное понятие, характеризующее человека в качестве объекта и субъекта биосоциальных отношений и объединяющее в нем общечеловеческое, социально-специфическое и индивидуально-неповторимое [33, c. 34].

По определению Б.Г. Ананьева,  личность - субъект общественного поведения и коммуникации. К.Маркс считал, что личность не может быть сведена только к совокупности выделенных внутренних психических свойств и качеств, не может находиться в изоляции от объективных условий, связей и отношений личности с окружающим миром. По определению Р.С. Немова, личность – это человек, взятый в системе его психологических характеристик, которые социально обусловлены, проявляются в общественных по природе связях и отношениях, являются устойчивыми и определяют нравственные поступки человека, имеющие существенное значение для него самого и окружающих [47, c. 192].

С.Л. Рубинштейн считает, что человек является личностью, лишь поскольку он выделяет себя из природы и отношение его к природе и к другим людям дано ему как отношение, т.е. поскольку у него есть сознание. Процесс становления личности включает в себя поэтому как неотъемлемый компонент формирование сознания и самосознания [40, c. 73].

По мнению И.С. Кона, понятие личности обозначает человеческого индивида как члена общества, обобщает интегрированные в нем социально значимые черты. Наряду с понятием «личность» употребляются термины «индивид», «индивидуальность». Содержательно эти понятия переплетены между собой [28, c. 104].

Понятие индивид, по мнению А.Н. Леонтьева, отражает целостность и неделимость отдельной особи данного биологического вида, особенности конкретного представителя вида, отличающие его от других представителей данного вида. К индивидным свойствам человека относятся физическая конституция, тип нервной системы, темперамент, динамические силы биологических потребностей, аффективность, природные задатки, а также прижизненно приобретенные знания, умения, навыки [36, c. 54].

Индивидуальность – сочетание психологических особенностей человека, составляющих его своеобразие, отличие от других людей. Индивидуальность проявляется в чертах характера, темперамента, привычках, преобладающих интересах, в качествах познавательных процессов, индивидуальном стиле деятельности.

Становление личности есть процесс социализации человека, который состоит в освоении им родовой, общественной сущности. Это освоение всегда осуществляется в конкретно-исторических обстоятельствах жизни человека. Становление личности связано с принятием индивидом выработанных в обществе социальных функций и ролей, социальных норм и правил поведения, с формированием умений строить отношения с другими людьми. Сформированная личность есть субъект свободного, самостоятельного и ответственного поведения в социуме.

А.Г. Ковалев ставит вопрос о целостном духовном облике личности, его происхождении и строении как вопрос о синтезе сложных структур [38, c. 142]:  

- темперамента (структуры природных свойств),

  - направленности (система потребностей, интересов, идеалов),

  - способностей (система интеллектуальных, волевых и эмоциональных свойств).

  Все эти структуры возникают из взаимосвязи психических свойств личности, характеризующих устойчивый, постоянный уровень активности, обеспечивающий наилучшее приспособление индивида к воздействующим раздражителям вследствие наибольшей адекватности их отражения. В процессе деятельности свойства определенным образом связываются друг с другом в соответствии с требованиями деятельности.

  В.Н. Мясищев единство личности характеризует: направленностью (доминирующие отношения: к людям, к себе, к предметам внешнего мира), общим уровнем развития (в процессе развития повышается общий уровень развития личности), структурой личности и динамикой нервно-психической реактивности (имеется в виду не только динамика высшей нервной деятельности (ВНД), но и объективная динамика условий жизни) [43, c. 217].

Структура личности рассматривается А.В. Петровским и В.А. Петровским как «сверхчувственное» системное качество индивида. Рассматривая личность в системе структурных отношений, они выделяют 3 типа атрибуции личностного бытия индивида [31, c. 82]:

  1.  интраиндивидная личностная атрибуция. Личность трактуется как свойство, присущее самому субъекту, личностное оказывается погруженным во внутреннее бытие индивида.
  2.  интериндивидная личностная атрибуция (способ понимания личности, когда сферой ее определения и существования является «пространство межиндивидных связей»)
  3.  метаиндивидная личностная атрибуция. Изучает воздействие, которое оказывает индивид на других людей своей деятельностью.

Разумеется, личность может быть характеризуема только в единстве всех 3 аспектов рассмотрения.

Различают статистическую и динамическую структуры личности. Под статистической структурой понимается отвлеченная от реально функционирующей личности абстрактная модель, характеризующая основные компоненты психики индивида. Основанием для выделения параметров личности в ее статистической модели является различие всех компонентов психики человека по степени их представленности в структуре личности. Выделяются следующие составляющие:

- всеобщие свойства психики, т.е. общие для всех людей (ощущения, восприятие, мышление, эмоции);

- социально-специфические особенности, т.е. присущие только тем или иным группам людей или общностям (социальные установки, ценностные ориентации);

- индивидуально-неповторимые свойства психики, т.е. характеризующие индивидуально-типологические особенности. Свойственные только той или иной конкретной личности (темперамент, характер, способности).

В отличие от статистической модели структуры личности модель динамической  структуры фиксирует основные компоненты в психике индивида уже не отвлеченно от каждодневного существования человека, а наоборот, лишь в непосредственном контексте человеческой жизнедеятельности. В каждый конкретный момент своей жизни человек предстает не как набор тех или иных образований, а как личность, пребывающая в определенном психическом состоянии, которое так или иначе отражается в сиюминутном поведении индивида. Если мы начинаем рассматривать основные компоненты статистической структуры личности в их движении, изменении, взаимодействии и живой циркуляции, то тем самым совершаем переход от статистической к динамической структуре личности [7, c. 16].

Наиболее распространенной является предложенная К.Платоновым концепция динамической функциональной структуры личности. Которая выделяет детерминанты, определяющие те или иные свойства и особенности психики человека, обусловленные социальным, биологическим и индивидуальным жизненным опытом [35, c. 219]. Данные представлены в таблице 1.1.

Таблица 1.1.

Динамическая структура личности по К. Платонову

Название подструктуры

Подструктуры подструктур

Соотношение социального и биологического

Уровень анализа

Виды формирования

Направление личности

Опыт

Особенности психических процессов

Биопсихиче-ские свойства

Убеждения, мировоззрение, идеалы, стремления, интересы, желания

Привычки, умения, навыки, знания

Воля, чувства, восприятие, мышление, ощущения, эмоции, память

Темперамент, половые, возрастные свойства

Биологического почти нет

Значительно больше социального

Чаще больше социального

Социального почти нет

Социально-психологи-ческий

Психолого-педагогичес-ки

Индивидуа-льно- психоло-гический

Психофизи-логический

Нейропсихологический

Воспитание

Обучение

Упражнения

Тренировка

Наряду с социальной приспособленностью развитая личность обладает личностной автономией, утверждением своей индивидуальности. В критических ситуациях такая личность сохраняет свою жизненную стратегию, остается приверженной своим позициям и ценностным ориентациям (целостность личности). Возможные психические срывы в экстремальных ситуациях она предупреждает системой средств психологической защиты (рационализацией, вытеснением, переоценкой ценностей и др.).

Т.о., в отечественной психологии понятие личности рассматривается как индивидуальность человека, приобретаемая в процессе социализации, что находит свое подтверждение в трудах А.Н. Леонтьева, Б.Д. Парыгина, С.Л. Рубинштейна, И.С. Кона и т.д.

В зарубежной психологии можно выделить множество теорий личности.

1. Психоаналитические теории

По З. Фрейду, личность включает в себя 3 структурных компонента: Ид (инстинктивное ядро личности, подчиняется принципу удовольствия), Эго (рациональная часть личности, принцип реальности), Супер-Эго (формируется последним, это моральная сторона личности). [43, c. 106]

А. Адлер считает, что люди стараются компенсировать чувство собственной неполноценности, которое испытывали в детстве. Отсюда борьба за превосходство (или стремление к власти). Такие импульсы присутствуют в каждом человеке. Для достижения своих фиктивных целей человек вырабатывает свой уникальный стиль жизни (наиболее отчетливо проявляется в решении трех задач: работа, дружба и любовь). На формирование личности влияет порядок рождения. Последний конструкт личности - социальный интерес (внутренняя тенденция человека к участию в создании идеального общества). Степень его выраженности - показатель психологического здоровья.

К.Г.Юнг выделяет в  личности 3 взаимодействующих структур: Эго (все то, что человек осознает), личное бессознательное (все подавленное и комплексы), коллективное бессознательное (состоит из архетипов, в которых заключен весь опыт человечества). [50, c. 84-87]

2. Эго-психология

Э Эриксон рассматривает эго как автономную структуру личности, основным направлением развития которой является социальная адаптация.Ж параллельно идет развитие ид и инстинктов. Автор также выделил 8 стадий психосоциального развития личности (орально-сенсорная, мышечно-анальная, локомоторно-генитальная, латентная, подростковая. ранняя зрелость, средняя зрелость, поздняя зрелость). [49, c. 220]

Э.Фромм в своей гуманистической теории личности описывает связь типов личности с определенными социальными структурами.

К. Хорни подчеркивает важность культурных и социальных влияний на личность. Согласно ее теории, в детстве у человека существует 2 базисные потребности – потребность в удовлетворении и потребность в безопасности [25, c. 96].

3. Диспозициональное направление.

Г.Олпорт определяет личность как динамичную организацию тех психологических систем внутри индивидуума, которые определяют характерное для него поведение и мышление. Олпорт вводит понятие «черты личности», определяя их как предрасположенность вести себя сходным образом в широком диапазоне ситуаций. [32, 114]

Р. Кеттелл определяет личность как то, что позволяет нам предсказывать поведение человека в данной ситуации. Автору принадлежит факторная теория личности.

Г. Айзенк описывал роль наследственности в развитии черт личности. Он расположил элементы личности иерархически [2, c. 182].

4. Бихевиоризм

Б.Ф. Скиннер определяет личность как результат взаимодействия индивида (с его жизненным опытом) и окружающей среды. Согласно его теории, поведение детерминировано, предсказуемо и контролируется окружением. Отвергается идея о внутренних автономных факторах как причинах действий человека, а также физиолого-генетическое объяснение поведения. [34, 144]

5. Социально-конгитивное направление

А. Бандура полагает, что поведение, личностные аспекты и социальные взаимодействия – взаимосвязанные детерминанты. Основной акцент Бандура делает на роли научения через наблюдение в приобретении навыков поведения.

Д. Роттер рассматривал личность через призму локуса контроля.

6. Когнитивная психология

Дж. Келли создал теорию личностных конструктов. по данной теории, человек судит о своем мире с помощью понятийных систем или моделей, которые он создает и затем пытается приспособить к окружающей действительности. По определению Келли, личность – абстракция, созданная персонологами из психических процессов, которые они наблюдают в других [36, c. 126].

7. Гуманистическая психология

А. Маслоу рассматривает личность кА целостное явление. а не совокупность отдельных черт. Он определяет личность через иерархию потребностей. (физиологические потребности, потребности безопасности, потребности принадлежности и любви, потребность самоуважения, потребности самоактуализации) [31, c. 82].

8. Феминологическое направление.

К. Роджерс пишет о том. что поведение можно понять с точки зрения субъективных переживаний. Единственная реальность - это личный мир переживаний человека, это и есть личность. Центральное место занимает Я-концепция. [49, c. 192]

Таким образом, в отечественной и зарубежной психологии выделено множество теорий личности. Но, если в отечественной психологии личность рассматривается как приобретение человеком индивидуальности в процессе социализации, то в зарубежной психологии личность рассматривается в различных направлениях.

2.  Специфика коллективного любительского творчества

Традиционно в психологии исследования коллективного творчества проводятся на материале либо научных, либо художественных коллективов, т.е. тех, которые являются творческими, что называется, по определению, или в силу творческого содержания своей деятельности.

М.А. Некрасова выделяет следующие формы существования творчества [26, c. 92]:

- Первая форма – это народное искусство, не вычлененное из своего этнографического бытования. Подобную форму можно встретить у аборигенного населения, народностей крайнего севера, представителей племенных общин экваториальной Африки и Амазонии. Здесь фольклор является неотъемлемой частью быта и образа жизни людей, он непосредственно сопровождает их труд и отдых.

- Вторая форма – это коллективное творчество на основе промысла или творческого любительского объединения.

-Третья форма – это творчество единичных исполнителей или мастеров, сохраняющих коллективный художественный опыт.

- Четвертая форма – это профессиональные коллективы и творческие мастерские.

Особенности творческих коллективов как социальных групп проявляется в трех наиболее значимых аспектах − творческом, социально-психологическом и организационно-управленческом. Первый аспект выражается в творческом саморазвитии, стремлении к тесному творческому общению, творческой согласованности действий и творческом взаимопонимании. Второй − в обостренном чувстве творческой индивидуальности, творческой состязательности и творческом лидерстве, высокой значимости эмоциональных факторов во внутригрупповом взаимодействии, референтности, коллективистской идентификации, надситуативной активности [44, c. 16].

Такие качества как повышенная способность к самоорганизации, целенаправленность, мотивированность, целостность (интегрированность), структурированность, организованность, согласованность, результативность отражают организационно-управленческие особенности творческих коллективов.

По мнению Тихонова Н.Ю., цель творческих коллективов - достижение творческих и хозяйственных результатов - должно быть согласовано с выполнением их основных общественнозначимых функций. Главная задача, стоящая перед творческим коллективом – это удовлетворение потребностей личности и общества в качественной продукции в сфере материально-духовного производства. Решение этой и других задач творческих коллективов возможно в условиях адекватной социальной среды, или совокупности институтов политического, правового, экономического, информационного, социокультурного характера. То есть социологический анализ деятельности творческих коллективов должен осуществляться с учетом взаимодействия и взаимовлияния широкого спектра социальных институтов и процессов [44, c. 27].

В индивидуальном творчестве главенствующим является стремление творческой личности к самостоятельности, свободе действий. Коллективное творчество предполагает необходимость сотрудничества (кооперации), личные интересы учитываются при этом опосредованно. Понятно, что различие между названными формами творчества не следует абсолютизировать, поскольку в "чистом виде" они не встречаются. Индивидуальное творчество так или иначе осуществляется в определенном коллективе. В свою очередь, плодотворное сотрудничество не только не исключает, но, напротив, требует ярких индивидуальностей. Применяемые в единстве обе формы творчества позволяют реализовать присущие личности потребности в самореализации, общении и придать коллективу необходимые ему стабильность и динамику [19, c. 35].

В современной социокультурной ситуации руководитель любительского коллектива не только становится организатором но выступает как педагог, способный объединить творческие индивидуальности в единый коллектив.

Способность субъекта творчества (как индивидуального, так и коллективного) к саморазвитию своей творческой способности есть его способность к развитию своих регулятивов мышления, общения, взаимодействия. Эти регулятивы можно представить, как подразумеваемые (имплицитные) содержания (Степанов С. Ю., Семенов И. Н., 1990), которые в ситуации совместного творчества выступают смыслопорождающей основой отношений членов коллектива к четырем сферам сотворчества [12, c. 23]:

1) творческая задача,

2) индивидуально-психологические особенности членов группы,

3) процессы взаимопонимания в коллективе,

4) процессы взаимодействия и кооперации совместных усилий.

В процессе сотворчества происходит переосмысление индивидуальных и коллективных подразумеваемых содержаний, их развитие. Механизмом такого развития выступает рефлексия. Коллективная рефлексия позволяет, с одной стороны, эксплицировать имплицитные коллективные представления о совместном творчестве и концептуализировать их (т. е. осмыслить их как адекватные, но только для определенного круга творческих ситуаций и задач), а с другой стороны, персонифицировать новые представления о сотворчестве, которые в данной творческой ситуации будут более адекватными и будут выступать в качестве реальных регулятивов поведения.

Красавчиков О. А. выделяет следующие черты, которые характеризуют групповое творчество [6, c. 119]:

Во-первых, наличие между членами коллектива формализованных, т. е. поставленных законом в определенные юридические рамки общественных отношений. Это, как правило, служебные отношения, которые не исключают образование и реализацию в адекватных правовых формах иных социальных юридических связей, например взаимоотношений киностудии с различного рода консультантами (научными, техническими, военными и иными специалистами).

Во-вторых, формирующиеся и реализуемые в творческом процессе по созданию определенного нематериального блага (например, кинофильма, спектакля, конструкции нового самолета) социальные связи являются подсистемой в общей совокупности общественных отношений, образующих данное творческое объединение (соответственно — киностудию, театр, конструкторское бюро). Подобное положение существует в связи с тем, что любой творческой организации присущи некоторые сугубо «прозаические» (имущественные, организационные и иные аналогичные) функции.

В-третьих, для коллективной формы творчества характерно наличие и единства цели, и единства руководства, функциональной и структурной дифференциации соответствующего социального образования, что позволяет не только поставить соответствующие творческие задачи, но и организовать работу коллектива.

В-четвертых, социальный организм, сочетающий в себе указанные творческие и нетворческие общественные отношения, обладающий отмеченным руководящим, функциональным и структурным единством, выступает как единое социальное целое и рассматривается законом в качестве юридического лица [11, c. 74].

Коллективы любительского  художественного   творчества – это форма организованной деятельности группы людей, основанной на общности художественных интересов, совместном учебно-творческом процессе по освоению теоретических основ и исполнительских навыков музыкального, хореографического, театрального, циркового, изобразительного и декоративно-прикладного искусства. Это уникальная система по развитию и совершенствованию личности в процессе художественной деятельности [12, c. 21].             

Содержание занятий  в коллективах музыкального искусства (хорах,  музыкальных,   вокальных, фольклорных  ансамблях,  оркестрах)  должно предусматривать занятия по изучению истории и теории музыки, традиционных  в данной местности особенностей музыки и исполнительства, народного костюма, работу по постановке голоса, разучивание произведений с солистами и ансамблями, разучивание произведений для хора и оркестра (ансамбля), проведение репетиционных занятий.

Коллективность любительского творчества не исключает личного творческого вклада отдельных участников в общую работу, но коллективность - не арифметическая сумма многих произведений, каждое из которых создано отдельным человеком.

При постижении социально-культурной динамики любительского коллективного творчества, мы в праве говорить о процессе социализации, касающемся ряда особенностей, которые влияют на организационные формы воздействия на личность. Это неоднородность коллектива, изолированность системы которого в результате наличия общего увлечения приводит к достижению равновесия-однородности коллектива. Творческая любительская деятельность в рамках такого коллектива помогает его членам реализовывать свои духовные потребности, выразить свое «Я». При этом самобытность внутреннего мира личности не нарушается. Напротив, в процессе обучения индивид получает возможность обрести свободу творческого выбора. Сущность человека - как существа, культурного по своей природе, позволяет говорить о его деятельности в соответствии с культурой и внутри культуры. Так, все связанное с художественной культурой является процессом, аспектом деятельности (художественно - творческий аспект деятельности любителей, процесс художественной и трудовой деятельности и т.п.) [39, c. 218].

Сущность художественно-творческого начала раскрывается посредством созидания - самодеятельности, через реализацию двух типов мотивации - общения и достижения результата практической деятельности человека, даже если это не представляет значимых ценностей. Стремление к самовыражению, к более полной реализации своих потенциальных возможностей, является одним из движущих мотивов в различных областях человеческой жизни, в том числе и в сфере свободного времени. Поэтому важным условием гармонического развития личности является организация культурно-досуговой деятельности, способствующая самоопределению ее в обществе. С помощью полученных знаний и навыков человек углубляет свой практический опыт, саморазвивается, самообразовывается, самореализуется [21, c. 73].

Параллельно с аспектами научного познания и познания средствами искусства проходит соотношение двух процессов - социализации и индивидуализации. В результате взаимодействия их, создается современное представление о деятельности личности в художественных самодеятельных организациях. Являясь организованным аспектом культурной дея тельности, самодеятельное художественное творчество предполагает как коллективные, так и индивидуальные, неорганизованные действа и наиболее доступно всем желающим. Особая роль в нем отводится любителям-энтузиастам, сосредотачивающим вокруг себя общую массу народа, где каждый по-своему талантлив. В художественной деятельности основой культурного мировосприятия выступает личностная сущность - любительство, как самостоятельное явление. «Духовно богатая талантливая личность не может не осознавать себя таковой, способна к подлинному самоуважению. Вот это - осознание человеком своего нравственного значения и есть первоначальный элемент нравственной культуры, которая эффективно может развиваться в процессе любительской творческой деятельности» [45, с.33]. Самодеятельное творчество имеет в своей основе возможность привлечения интеллекта человека к анализу своих потребностей, как способа свободного выбора путей и форм раскрытия своего потенциала, своих дарований.

Раскрывая свои способности через внутреннюю эмоциональную потребность к выражению накопившегося чувства, человек самостоятельно осмысливает предполагаемую деятельность и реализует свои потребности. Тонус чувств и убеждений, проявляющийся в эмоциях, является важным уровнем активности мозга человека. На основании врожденных особенностей мозга и неадекватных природе воздействиях общества, развиваются различные увлечения, вплоть до талантов. Талантливая личность, направляемая активностью, развивается в любом разуме, т.е. мысли редко повторяют себя в точности. Все это говорит о рождении процесса творчества. Увлечение же искусством раскрывает человека изнутри, воздействует на творческое сознание, т.е. происходит раскрытие его эмоционально - психологических чувств через формирование нравственно-эстетической культуры, что значительно расширяет круг любителей за пределами массового творчества клубных учреждений [15, c. 95].

Таким образом, способность коллектива к творческому саморазвитию определяется его способностью к рефлексии своих имплицитных представлений. Эта идея лежит в основе построения рефлепрактики. Наиболее конструктивное и нетравмирующее самопознание (рефлексия) возможно при саморазотождсствлении субъекта с самим собой, поэтому в рефлепрактике организуются условия для безопасного самопознания через создание особого психологического мира. В рефлексивном мире становится возможным проживание человеком другой, отличной от его собственной, профессиональной позиции и существование в ином психологическом альтер-эго, благодаря чему отдельный человек и весь коллектив в целом могут опробовать новые способы поведения и с иной точки зрения взглянуть на свои привычные пути профессионального и личностного самоосуществления.

3.  Психолого – педагогическая особенность среднего возраста (акме)

Под акмеологией понимают научную дисциплину, изучающую закономерности и феномены развития человека до ступени его зрелости, при достижении им наиболее высокого уровня в этом развитии. Акмеология изучает развивающегося человека как индивида, личность, субъекта труда в процессе высокопрофессиональной деятельности {Абулъханова-Славская, 1990; Бодалев, 1998; Деркач, Зазыкин, Маркова, 2000; Маркова, 1996) [46, c. 142].

Акме (от грен. — вершина, цветущая пора) — высшая точка, период расцвета личности, наивысших ее достижений, когда личность проявляет свою зрелость во всех сферах жизнедеятельности и, прежде всего, в профессиональной деятельности. Под акме подразумевается максимальное развитие способностей и дарований; считается, что акме приходится на период возрастной взрослости, социальной и личностной зрелости человека. Акмеологический подход — базисная обобщающая категория, описывающая совокупность принципов, приемов и методов научного исследования, позволяющих изучать и решать научные и практические проблемы и задачи в объеме их реального онтологического бытия [20, c. 99].

В акмеологии обсуждаемая тема отчасти выступает в своем прагматическом аспекте — как крайне актуальная проблема поиска и разработки психотехнологий, алгоритмов, позволяющих или, формулируя мягче — способствующих, помогающих деятельному человеку наиболее полноценно и гармонично состояться в разных сферах его жизнедеятельности. Один из магистральных путей к ее разрешению — рассмотрение человека как активного субъекта своей жизнедеятельности (Абулъханова-Славская) [5, c. 82]. Следовательно, речь должна идти прежде всего о социальных детерминантах высших профессиональных достижений человека как «внешних условиях» и «внутренних», их обусловливающих (С.Л. Рубинштейн), специфических личностных новообразованиях (самоактуализации, самоэффективности, самодетерминации и т.п.).

Согласно возрастной периодизации А.А. Реана,  средний возраст  представляет собой временной промежуток, охватывающий отрезок жизни примерно от 40 до 60-65 лет [37, c. 265]. Однако в работах различных авторов имеются существенные различия в определении начала и конца данного возраста. На сегодняшний день в психологической науке средний возраст определяется возрастными границами от 35 до 60 лет.

Одна из главных особенностей периода средней взрослости состоит в крайнем субъективизме человека при оценке своего возраста. Вместе с тем это совершенно не означает, что нет никаких изменений как на психологическом, так и на биологическом уровнях. Изменения происходят и влекут за собой изменения в личностной сфере [1, c. 98].

У зрелых личностей усиливается когнитивный компонент самооценки, так как к этапу средней взрослости у успешно функционирующей личности достаточно знаний о себе, чтобы объективно себя оценивать. В этом случае редкими оказываются «аффекты на себя», связанные с мерой удовлетворенности своими действиями, результатами реализации намеченных целей.

В более зрелом возрасте, когда интериоризация оценок других уже призошла, самооценка человека уже в большей мере ориентирована на его внутренние эталоны. При этом эмоциональное сопровождение самооценки становится более сдержанным и свернутым к категориальным характеристикам. По мнению А. В. Захаровой (1989), эмоционально-ценностное отношение к себе с возрастом постепенно дифференцируется и обобщается [30, c.284]. Сбалансированность когнитивного и эмоционального компонента в самооценке, характерная для наиболее гармонично развивающихся личностей на этапе ранней взрослости, к моменту зрелости приобретает тенденцию усиления когнитивного звена. Осознанное, взвешенное, реалистичное отношение к себе ведет к тому, что знания о себе начинают регулировать и вести за собой эмоции, адресующиеся собственному «Я».

У людей, достигших возраста средней взрослости, отмечается относительное снижение характеристик психофизических функций. Однако это никак не отражается на функционировании когнитивной сферы человека, не снижает его работоспособность, позволяя ему сохранять трудовую и творческую активность. Поэтому вопреки ожиданиям снижения интеллектуального развития после того, как оно достигает своего пика в период юности, развитие отдельных способностей человека продолжается в течение всего среднего возраста. Особенно это относится к тем из них, которые связаны с трудовой деятельностью человека и его повседневной жизнью [24, c. 172].

Одна из составляющих развития человека средних лет – неуспокоенность. По Э. Эриксону, это понятие близкое к самоактуализации, которую Абрахам Маслоу определяет как стремление стать как можно лучше. Самоактуализирующиеся люди стараются развить свои достоинства и по возможности устранить свои недостатки. В той мере, в какой личность оказывается «успокоенной», она перестает расти и обогащаться. Последнее Эриксон называет застоем. В тяжелых случаях «наблюдается регрессия к навязчивой потребности в псевдоинтимности, нередко сопровождающейся растущим чувством личностного опустошения» (Эриксон, 1963) [47, c. 219].

Среднему возрасту присущ еще ряд проблем. Убывание физических сил и привлекательности – одна из них. (Пек, 1968). Для тех, кто полагался на свои физические качества, когда был моложе, средний возраст может стать периодом тяжелой депрессии [8, c. 40].

Согласие в среднем возрасте требует значительной гибкости. Один важный вид гибкости включает «способность изменять эмоциональный вклад от человека к человеку и от деятельности к деятельности» (Пек, 1968). Эмоциональная гибкость необходима, конечно, в любом возрасте, но в среднем возрасте она становится особенно важной по мере того, как умирают родители, подрастают и покидают дом дети. Неспособность к эмоциональной отдаче по отношению к новым людям и новым занятиям ведет к такого рода застою, который описал Э. Эриксон.

По исследованиям Б.Г. Ананьева, психические функции снижаются неравномерно, т.е. на зрелый возраст приходятся как спады, так и подъемы. Например, в 40-45 лет наблюдается кульминация научного творчества. А при активном обучении и самообразовании психические функции сохраняются на высоком уровне до 46 лет [36, c. 85].

Во многих классификациях возраст 45 лет рассматривается как узловой пункт развития, а период с 30 до 45 – как «вершина жизни», «плато», «вершина накопленных сил», «гребень вершины», «акме». Средний возраст в психологической литературе часто называется «поколением руководителей», поскольку именно в этом возрасте человек обычно достигает вершины своей карьеры. Данный возраст может быть для человека периодом расцвета его семейной жизни, карьеры или творческих способностей. Но при этом он все чаще начинает задумываются о том, что он смертен и что его время уходит.

Развитие аффективной сферы человека в период средней взрослости протекает неравномерно. Большинство людей, испытывающих к кому-либо привязанность, чувствуют себя счастливее, чем те, кто этого лишен. По сравнению со вдовами и одинокими людьми, особенно с разведенными и брошенными, люди, состоящие в браке, чувствуют себя более удовлетворенными жизнью [37, c. 77].

Труд становится важнейшим источником человеческих чувств. Те эмоции, которые играют в жизни обычно очень большую роль и существенно сказываются на общем эмоциональном состоянии, настроении человека, связаны с ходом его трудовой деятельности, ее успехом или неуспехом.

Этот период жизни человека обладает чрезвычайно высоким потенциалом для развития стресса, который способствует развитию многих заболеваний среднего возраста. В зрелом возрасте люди часто испытывают депрессию и чувство одиночества.

Проанализировав литературу по проблеме среднего возраста, мы выделили отличительные признаки среднего возраста:

  1.  удовлетворенность карьерой, вершина профессиональной карьеры (управление)
  2.  стабильное семейное положение (дети, внуки). Человек занимает промежуточное положение между стареющими родителями и молодыми детьми, что дает ему возможность стать главой семьи
  3.  Генеративность (стремление влиять на следующее поколение через своих детей)
  4.  наличие свободного времени
  5.  материальная обеспеченность.

Особенностью среднего возраста является возникновение кризиса середины жизни (кризис среднего возраста). Кризис середины жизни — психологический феномен, переживаемый людьми, достигшими возраста 40-45 лет, и заключающийся в критической оценке и переоценке того, что было достигнуто в жизни к этому времени. К сожалению, очень часто эта переоценка приводит к пониманию того, что «жизнь прошла бессмысленно и время уже потеряно». В результате депрессивные состояния становятся доминирующими в общем фоне настроений. Кризис середины жизни чаще всего и в первую очередь грозит тем, кто склонен избегать самоанализа и использует защитный механизм отрицания, стараясь не замечать перемен, происходящих в его жизни и в организме (Кесслер). При этом, кризис середины жизни более типичен для мужчин, а большинство женщин он не затрагивает.

Кризис середины жизни обычно связывают с  обострением социально-психологического противоречия, неудовлетворенностью жизнью, напряженностью и внутренним конфликтом. Однако, существует альтернативная точка зрения. По мнению Кесслера, кризис середины жизни скорее исключение, чем правило. Розенберг и Хельсон считают, что развитие человека характеризуется последовательностью ожидаемых важных событий его жизни. Поэтому кризиса можно избежать.

Успешное разрешение кризиса среднего возраста включает обычно переформулировку целей в рамках более реалистичной и сдержанной точки зрения и осознание ограниченности времени жизни всякого человека. Супруг, друзья и дети приобретают все большее значение, тогда как собственное Я все более лишается своего исключительного положения (Гоулд, 1972). Наблюдается все усиливающаяся тенденция довольствоваться тем, что есть, и меньше думать о вещах, которых, скорее всего, никогда не удастся достичь. Отмечается отчетливая тенденция чувствовать свое собственное положение вполне приличным. Все эти изменения знаменуют собой следующую стадию развития личности, период «новой стабильности» (Гоулд, 1975) [14, c. 296].

Поздняя зрелость (45-60 лет) — протекает неодинаково у людей, ярко переживших кризис середины жизни, и у людей, которым удалось его избежать. Последние не производили осознанно ревизии своих планов и достижений и гораздо легче теряют энергичность и живость, так необходимую для продолжения своего личностного роста в последующие годы.

Б.Г.Ананьев со своими учениками установил, что достижению человеком уровня акме в какой-то области деятельности, связанной, например, с познанием, с общением, тем или иным видом профессионального труда, предшествуют далеко не равноуспешные периоды вхождения в нее, когда более или менее заметные замедления и даже спады, а также ошибочные ходы в планировании и осуществлении замыслов сменяются перспективными находками и выходом на качественно новый, более высокий уровень решения проблемы ими реализации задуманного.

Ряд исследователей — Б.Г.Ананьев, Я.А.Пономарев, Д.И.Фельдштейн, Д.Б.Эльконин и другие — писали о так называемых кризисах в развитии, когда происходят сначала скрытые, а затем явные существенные перестройки в картине мира, которая имелась у человека, в его ценностных ориента-циях и их иерархизации, в стратегии и тактике решения жизненных задач различной сложности. В.Л.Дранков и А.Ф.Эсаулов об этих временных кризисах говорили более конкретно — первый в приложении к деятельности великих писателей, артистов и художников, второй — имея в виду труд выдающихся изобретателей [14, c. 293].

Очень интересные суждения о том, какое акме у человека, когда оно состоится и состоится ли оно вообще, высказал Е.А.Климов. Имея в виду ход процесса развития человека как индивида, как личности, как субъекта деятельности, он настойчиво подчеркивал, что в различных временных точках жизненного пути человека, к моменту достижения которых последний уже накопил какой-то определенный опыт познания, труда, общения, наложивший печать на особенности характеристик познавательных процессов, его эмоционально-волевой сферы, его поведения, постоянно возникают объективные ситуации, которые ставят человека перед выбором: что и как делать дальше и как дальше жить? И в этих коллизиях ситуаций, которые могут ставить человека перед очень непростыми проблемами — и его как личность, определяющую свое отношение к происходящему, и его как обладающего свободой воли субъекта, который должен сделать выбор, какое будущее для себя он дальше предпочтет, — он должен принять решение и начать его осуществлять [46, c. 142].

Таким образом, с одной стороны, средний возраст является периодом акме – расцвета творческих способностей, карьеры и личной жизни человека. С другой стороны, многие лица среднего возраста переживают кризис середины жизни, характеризуются личностными изменениями, переживанием чувства разочарованности и одиночества, потерей смысла жизни. То есть, можно сделать вывод о том, что средний возраст является противоречивым периодом в жизни человека.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ:

  1.  Абрамова Г.С. Возрастная психология. – М., 1997
  2.  Айзенк Г.Ю. Структура личности. - Спб: Ювента. - 1999.
  3.  Алексеева Л.Я. От рабочих кружков к народным коллективам. М.,1993
  4.  Абульханова – Славская К.А. Психология и сознание личности. – М: Модэк, 2004. – 224 с.
  5.  Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Мысль, 1990. 300 с
  6.  Бакланова Т.И. Педагогика художественной самодеятельности. - М.: МГУК, 1992. - 126 с.
  7.  Битянова Н.Р. Проблема саморазвития личности в психологии: Аналитический обзор. - М.: Флинта, 1998. - 48 с.
  8.  Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. М., 1998
  9.  Божков Ю.И. Самодеятельное творчество как педагогическая проблема// Автореф. дис. канд. пед. наук. – М., 1984. – 28 с.
  10.  Быкова Э.В. Сопоставление критериев оценки художественной самодеятельности и профессионального искусствах/Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального художественного творчества. Сб. научных трудов НИИ культуры. Т. 110. М., 1982
  11.  Гаджиев Ч.М. Организация коллективного изобретательства. // Исследование проблем психологии творчества. –М.: Наука, 1983
  12.  Генкин П. Д. Развитие самодеятельного коллектива как система удовлетворения интересов его участников: Методическая разработка: ВПШК. – .Л, 1989. – 45 с.
  13.  Голицин Г.А. Информационный подход в психологии творчества //Исследование проблем психологии творчества. –М., 1983
  14.  Деркач А.А. Акмеология: личностное и профессиональное развитие человека. М.: РАГС, 2000. Кн. 2. 536 с.
  15.  Дуликов В.З. О критериях социально-культурной деятельности // Вестник МГУКИ, 2004. - №1. – С. 94 - 98.
  16.  Иванов И.П. Методика коллективных творческих дел. М., 1988.- 46 с.
  17.  Кон И.С. Психология юношеского возраста. – М., 1979
  18.  Красавчиков, О. А. Творчество и гражданское право: Понятие, предмет и состав подотрасли /О. А. Красавчиков. //Правоведение. -1984. - № 4. - С. 14 – 23
  19.  Вартанов А.И. Самодеятельное художественное творчество и профессиональное искусство//Искусство и народ. - М., 2001
  20.  Вахромов Е. Самоактуализация и жизненный путь человека //Современные проблемы смысла жизни и акме: Материалы VI-VII симпозиумов ПИРАО / Под ред. А.А. Бондырева, В.Э. Чудновского. – Самара: Изд. «Н.Т.У.», 2002
  21.  Дружкин Ю.С. Самодеятельное начало и проблемы профессионализации жанра (Анализ ВИА и дискотек)// Проблемы взаимодействия самодеятельного и профессионального художественного творчества. Сб. научных трудов НИИ культуры. Т. 110. С. 65-84.
  22.  Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности. – М., 1998.- 120 с.
  23.  Киселева Т.Г., Красильников Ю.Д., Социально-культурная деятельность: учебное пособие. – М., 2004. – 580 с.
  24.  Крайг Г.Психология развития.- СПб.,2000
  25.  Мадди С.Р. Теории личности: сравнительный анализ/ Пер. с англ. – СПб: Речь, 2002. – 463 с.
  26.  Михайлова Н.Г. Самодеятельное художественное творчество в современных условиях и направления его исследованиях/Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. Сб. научных трудов НИИ культуры. - М., 1990
  27.  Мосалев Б.Г. Социально-культурное многообразие: Опыт целостного осмысления. – М.: МГУК, 1998. – 265 с.
  28.  Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. – 4-е изд. – Кн.1: Общие основы психологии. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001– 688 с.
  29.  Новикова Г.Н. Технологические основы социально-культурной деятельности: Учебное пособие. -М.: МГУКИ, 2004. - 120 с.
  30.  Обухова Л.Ф. Возрастная психология. – М., 2002
  31.  Общая психология. / Под ред А.В.Петровского. - М.: Просвещение, 1986.- 463 с.
  32.  Олпорт Г. Личность в психологии. – СПб: Питре, 1998. – 345 с.
  33.  Первин Л. , Джон О.Психология личности: Теория и исследования/Пер, с англ. М. С. Жамкочьян под ред. В. С. Магуна — М.: Аспект Пресс, 2001.— 607 с.
  34.  Платонов К.К. Структура и развитие личности. М., 2002. - 255 с.
  35.  Психология. Под ред. В.Н.Дружинина. – СПб.: Питер, 2000. – 321 с.
  36.  Психология человека: от рождения до смерти. Под ред. А.А. Реана. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. - 656 с.
  37.  Райгородский Д.Я. Психология личности. Т. 1. Хрестоматия. – Самара: Издательский Дом «Бахрах-М», 2004. – 345 с.
  38.  Рогачевская Е.М. Творческие .тенденции и социальные организации театрального любительского движения (театры-студии)//Народное творчество: перспективы развития и формы социальной организации. Сб. научных трудов НИИ культуры. М., 1990
  39.  Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. - СПб.: Питер, 1999. – 720с.
  40.  Социально-культурная деятельность : Учебник. М.: МГУКи, 2004. – 539 с.
  41.  Стрельцов Ю. А. Культурология досуга: Учебное пособие.- М.: МГУКИ, 2002. – 145 с.
  42.  Теории личности: познание человека. 3-е изд./ С. Клонингер. – СПб.: Питер, 2003. – 512 с.
  43.  Тихонов М.Ю. Управление деятельностью творческих коллективов (на примере студий озвучивания)// автореф. канд. социол. наук. – М., 2006
  44.  Толмачев Ю.А. Народное музыкальное творчество : учебное пособие. - Тамбов : Изд-во Тамб. гос. техн. ун-та, 2006. – 120 с.
  45.  Толочек В.А. Акмеология и смыслы жизни человека в период кризиса общества // Мир психологии. 2001. № 2. С. 140—149
  46.  Фельдштейн Д.И. Психология развития человека как личности. Избранные труды в 2-х томах. Том 1. – М: МПСИ, 2007. – 432 с.
  47.   Хилько Н.Ф. Педагогика аудиовизуального творчества в социально-культурной сфере. -  Омск: Изд-во ОмГУ, 2008.
  48.  Хьелл Л. Зиглер Д. Теории личности. – СПб.: Питер Пресс, 1997. –608с.
  49.  Юнг К.Г. Психология бессознательного. - М.: ООО «ИздательствоАСТ», 2001. – 400с.
  50.  Ярошенко Н.Н. Педагогические парадигмы социально-культурной деятельности// Автореф. дис. канд. пед. наук. М.: МГУК, 1999. - 36 с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9386. Фармакодинамика Зависимость действия ЛВ от химической структуры 27.01 KB
  Биотрансформация (метаболизм) - изменение химической структуры ЛВ и их физико-химических свойств под действием различных ферментов. В результате, как правило, структура меняется ЛВ и переходит в более удобную для выведения форму - водную....
9387. Частная фармакология. Вещества медиаторного действия (вегетотропные средства) 26.21 KB
  Общая фармакология. Продолжение Кумуляция (от лат Увеличение, скопление). Виды кумуляции: Материальная - накопление вещества в организме. Ей подвергаются порфирины, хорошо связываются с белками. Например: фенобарбитал...
9388. Вещества медиаторного действия. Вегетотропные средства 23.27 KB
  Лекция №4 Вещества медиаторного действия Вегетотропные средства (продолжение) Ацетилхолины. Резорбтивные (после всасывания в кровь) М-эффекты Брадикардия М2 Расширение сосудов М3 (в не иннервированном слое сосуда) Повышение секре...
9389. Механизм спазмолитического действия атропина. Н-ХБ (ганглиоблокаторы и миорелаксанты) 26.32 KB
  Механизм спазмолитического действия атропина Понижается М3 - Gq - понижается ФСЛ С - понижаетсягидролиз ФТИ - сниж. Диацилглицерол сниж. IP3 Показания к применению Аритмии (ав блок – атрио-вентрикулярная блокада)...
9390. Механизм действия АДП. Адренотропные средства 25.96 KB
  Вещества медиаторного действия (Вегетотропные средства) Продолжение Н-ХБ (миорелаксанты) Механизм действия АДП Прямой конкурентный антагонизм с АцХ за ХР При передозировке - АХЭ Прозерин Механизм действия ДП Химическая структура - ди...
9391. Адреномиметики. Побочные эффекты. Вещества медиаторного действия 28.1 KB
  Вещества медиаторного действия (Вегетотропные средства) Адреномиметики адреномиметики: Неселективные: Изопреналин (Изадрин) Орципреналин (Астмопент (больше действия на), Алупент) Селективные: Добутамин...
9392. Адреноблокаторы. Средства, влияющие на ЦНС. Средства для наркоза 29.28 KB
  Вещества медиаторного действия (Вегетотропные средства) Адреноблокаторы Побочные эффекты ?1 Сердечная недостаточность ав блок В2 Бронхоспазм В2 Сокращение миометрия В2 Угнетается гликогенолиз - повышение гипогликемии (м...
9393. Средства для наркоза. Снотворные средства 39.58 KB
  Средства для наркоза Натрия оксибутират - неингаляционный Усиливает ГАМК-ергические (тормозомедиатор) процессы ЦНС. Эффекты: седативный, снотворный, антигипокический. Показания: наркоз (базисный), бессонница, невроз. вм, вв, внутрь, ректально...
9394. Сущность и назначение (задачи) российского уголовного процесса 52.5 KB
  Тема №1: Сущность и назначение (задачи) российского уголовного процесса. Понятие, сущность и структура УПР. Соотношение УПР, уголовного судопроизводства и правосудия. Стадии УПР. Уголовный процесс и уголовно процессуальное п...