4426
Логистика производства Учебное пособие
Книга
Логистика и транспорт
Введение Логистика производства непосредственно связана с управлением материальными потоками в процессе производства материальных благ. Характерной чертой производства является его территориальная компактность. Однако объекты инфраструктуры производ...
Русский
2012-11-20
1.02 MB
152 чел.
Введение
Логистика производства непосредственно связана с управлением материальными потоками в процессе производства материальных благ. Характерной чертой производства является его территориальная компактность. Однако объекты инфраструктуры производства разобщены территориально, характеризуются неопределенностью выполнения логистических операций по снабжению и сбыту.
К объектам инфраструктуры относят поставщиков, потребителей, другие производства, склады, оптовые предприятия. Таким образом, производство и объекты его инфраструктуры образуют макрологистическую систему, морфология которой зависит от цены, качества предметов труда и показателей рынка. Работа объектов инфраструктуры производства подчинена его производственной программе, которая, в свою очередь, зависит от ситуации на рынке готовой продукции.
На микроуровне производство представляет собой совокупность подразделений, связанных между собой информационным потоком, а также переделов производства, связанных между собой материальным потоком. Потоки обеспечивают целостность производства как объекта логистики.
Учебное пособие содержит пять разделов. Компонентный состав каждого раздела представляет собой некоторый тезаурус, позволяющий в некоторой степени решить вопрос контроля компетенции .
Ключевыми словами системы образования на современном этапе его развития являются фундаментальность, целостность образования и компетентность. Понятие «фундаментальность образования» связывают со свойством систем знаний, объясняющим строение объекта в целом, отношения между его компонентами, свойства каждого компонента. Объекты, которыми оперируют специалисты разных специальностей, не одинаковы, поэтому понятие «фундаментальность» необходимо трактовать не вообще, а конкретно для каждой дисциплины. Однако с позиции совершенствования образования требование фундаментальности является необходимым, но не достаточным условием надо рассматривать и целостность образовательного процесса.
Понятие «компетентность» тесно связано с фундаментальностью и целостностью образования, его трактуют как способность специалиста находить им применение в различных производственных ситуациях. Понятие
«компетентность» включает: знание и понимание той или иной теории, знание действий для разрешения проблем (ситуаций), знание бытия.
Содержание разделов учебного пособия с позиции целостности должно быть организовано как единый процесс, отражающий логику и структуру связей между компонентами разделов, что и реализовано. Структура связей между компонентами показана в метабазах пособия.
Цель и задачи изучения учебного пособия
Цель пособия состоит в формировании у студентов знаний и профессиональных навыков в области управления сквозными потоковыми процессами на всех этапах воспроизводственного цикла в соответствии с рыночным спросом, обеспечении системной взаимосвязи распределения с производством и закупками, а также профессионального решения следующих задач:
В результате изучения курса студент должен
иметь представление:
1. Логистика наука о потоках.
2. Объектом логистики являются производство, потоки, распределительная система, поставщики, потребители, а также склад и транспорт.
3. Задача специалиста по логистике на объекте состоит в синхронизации работы его компонентов.
4. Логистика наука с широкими междисциплинарными связями.
5. В логистике широко используют компромисс.
6. Объекты логистики находятся под влиянием внешней среды;
знать цели, задачи логистики, терминологию данной предметной области, назначение объектов логистики; логистический, системный, ситуационный подходы к управлению объектами логистики, задачи в области закупок и реализации товаров; систему обращения товаров и услуг в предметной области, современные системы управления производством и распределением товарной массы и др.;
уметь ставить и решать задачи, связанные с организацией производства, товароснабжения, распределения и сбыта;
приобрести навыки по анализу ситуаций на объекте; построения дерева решений; формулировки требований к информационным процессам;
владеть терминологией, являющейся тканью любой науки; иметь опыт использования ретроспективных знаний при решении задач логистики.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Введение ……………………………………………………………. |
4 |
Раздел 1. Производство и его инфраструктура ………........... |
6 |
Раздел 2. Снабженческо-сбытовая деятельность производства…. |
43 |
Раздел 3. Распределение готовой продукции ……………….. |
65 |
Раздел 4. Канал распределения ………………………………. |
85 |
Раздел 5. Материальный поток …………………………………. |
102 |
Заключение ………………………………………………….……… |
122 |
Раздел 1. ПРОИЗВОДСТВО И ЕГО ИНФРАСТРУКТУРА
Инструменты логистики активно употребляют в производственно-хозяйственной деятельности на микро/макроуровнях производства, охватывая весь спектр их деятельности:
Перечисленный спектр деятельности производства можно выполнить традиционным подходом или путем применения концепций логистики: «черного ящика», «тощего производства» и «реагирования на спрос» и др. Перечисленные концепции к организации производства позволяют рассмотреть его как единое целое, его взаимодействия с поставщиками и потребителями, а также его организационную и функциональную структуры, определить цель производства. Структура смысловыражающих компонентов раздела приведена в табл. 1.1.
Таблица 1.1 |
||||||||
Метабаза раздела |
||||||||
Структура смысловыражающих компонентов раздела |
Лек. |
Сем. |
СРС |
|||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
Производство и его составные части |
||||||||
Организационная часть производства |
||||||||
Характеристики организационной структуры |
||||||||
Сильная, слабая связь, коэффициент целостности, коэффициент неопределенности |
||||||||
Функциональная часть производства |
||||||||
Цель производства |
||||||||
Цель производства с позиции менеджмента, цель производства с позиции логистики |
||||||||
Функция прогнозирования и планирования |
||||||||
Внешняя среда производства Концепции организации производства |
||||||||
Окончание табл. 1.1 |
||||||||
1 |
2 |
3 |
4 |
|||||
Традиционная концепция организации производства и ее принципы |
||||||||
Принцип пропорциональности производства, принцип параллельности процессов производства, принцип непрерывности производства, принцип «прямоточности» процессов производства, принцип ритмичности производства |
||||||||
Логистические концепции организации производства при его моделировании «черным ящиком» и его характеристики |
||||||||
Концепция «тощего» производства, концепция «реагирование на спрос» Характеристики производства |
||||||||
Конкурентоспособность производства, эффективность производства, издержки производства |
||||||||
Концепция организации производства путем раскрытия алгоритма функционирования «черного ящика» (производственного процесса) |
||||||||
Системы управления внутрипроизводственными материальными потоками |
||||||||
Толкающая система управления, тянущая система управления |
||||||||
Производственные процессы и их классификация |
||||||||
Уровни управления производством |
||||||||
Итого часов |
Содержание компонентов раздела
- производство и его составные части. Слово «производство» используют в двух смыслах: как самостоятельную организацию (статика) и как общественный процесс создания материальных благ, в котором люди находятся в определенных производственных отношениях (динамика). Динамику производства представляют в виде разнообразных процессов, переводящих материальные потоки из одного состояния в другое, и тогда она выглядит как некоторая функция.
В первом случае организацию рассматривают как некоторый абстрактный объект («черный ящик»), имеющий входной и выходной интерфейсы, настроенные на отношения с внешней средой, цель и имидж, формирующие закон его функционирования во внешней среде. Во втором случае организацию рассматривают изнутри, представляя алгоритм (технологию, метод) преобразования входного потока (предметов труда) в выходной (готовую продукцию) и ее организационно-функциональную структуру.
Производство представляет собой естественное условие человеческой жизни и материальную основу других видов деятельности и характеризуется производительными силами, производственными отношениями. Логистика в области производства рассматривает процессы, происходящие в сфере производства материальных благ и производства материальных услуг. Как наука и практика логистика имеет своей целью повышение организованности производственных систем, поэтому она тесно взаимодействует с математикой, теорией систем и кибернетикой, наукой о проектировании, создании и развитии производственных систем, теорией организации.
Концепция теории организации как универсальной науки впервые была сформулирована русским ученым А.А. Богдановым в работе [3], изданной в 1913 г. Теорию организации Богданов рассматривал как науку об окружающем мире, сконцентрировавшую в себе наиболее общие, фундаментальные положения таких наук, как физика, химия, биология, психология, социология, экономика и т.д. Настоящее представление о теории организации непосредственно связано с теорией систем, кибернетикой и математикой, изучающих не только формы организации в природе и обществе, но и процессы в них. Этому способствовали в первую очередь работы ученых: в биологии Берталанфи Л. фон [2]; математике У. Росс Эшби [24] и Н. Винер [4]; экономике Р.Л. Акофф [1].
К производству в логистике относят промышленное предприятие, оптовое предприятие, склад региона, узловую грузовую станцию, узловой морской узел. В каждом таком объекте можно выделить следующие подобъекты.
Рис. 1.1. Абстрактная модель производства
Таким образом, первый и третий подобъекты осуществляют управление внешними материальными потоками, обеспечивающими продуцента необходимыми предметами труда, а также доведение его готовой продукции до потребителей в соответствии с их интересами и требованиями. Решение этих вопросов предусматривает, во-первых, выбор поставщиков и оценку эффективности их работы, структуру и ритмичности поставок; во-вторых, своевременную обработку заказов покупателей, поддержание необходимого ассортиментного перечня предметов труда, поиск новых форм и методов сбыта, анализ деятельности по распределению готовой продукции. Кроме того, слово «производство» используют в сложных словосочетаниях, таких как производственная единица, производственная логистика, производственный процесс, производственная функция. Логистика на производстве это наука об организации совместной деятельности всех функционально-производственных подразделений производства по прохождению материальных, финансовых и информационных потоков от поставщиков предметов труда и превращении их в готовую продукцию. Таким образом, цель логистики на производстве состоит в синхронизации его подразделений, направленной на улучшение деятельности сотрудников, снижение уровня общих затрат и получение максимальной прибыли. Данную цель логистики достигают путем исключения операций, которые не приносят пользу потребителю и не увеличивают доход.
Состав оборудования определяется выпускаемой продукцией и технологией его использования. Оборудование распределяют по участкам, называемым переделами. Например, при производстве шин такими переделами являются: подготовки сырья, производства колец, боковин, протекторов, передел, осуществляющий сборку. Работа переделов производства происходит согласно технологической карте, разработанной под каждый тип готовой продукции. Для согласованной работы переделов производства необходимо их синхронное взаимодействие с работой отдела закупок и отдела распределения готовой продукции. Перемещение предметов труда по переделам осуществляет внутрипроизводственный транспорт.
Основная задача анализа элементного состава производства состоит не только в выявлении типов используемого оборудования, сколько в выявлении их соответствия выбранной технологии, квалификации рабочей силы, качеству предметов труда. Проблема взаимного соответствия компонентов процесса производства особенно актуальна в сложных высокомеханизированных и автоматизированных процессах при динамичной номенклатуре производства. Взаимодействие производственных процессов между собой обеспечивает пространственная и временная их организация.
Наиболее полно работу пространственного и временного согласования процессов проводят при их проектировании. На действующем производстве работу ведут по мере накопления изменений, происходящих в производстве. Большую работу по пространственной организации производства проводят при создании производственных объединений, расширении и реконструкции предприятий, переспециализации производства. Пространственная организация производства это статическая сторона организационной части любого подобъекта производства. Организационную часть производства обычно представляют структурой, объединяющей его подразделения и выполняющие ими функции в единое целое, определяющей правила и динамику их взаимодействия и приводящее к повышению организованности функционирования производства при относительно стабильных воздействиях внешней среды.
-- организационная часть производства. Организационное описание дает представление о составе и взаимосвязях компонентов объекта логистики. Известно, что эффективность работы производства промышленных товаров зависит от организационной структуры, характеризующейся коэффициентом иерархии, трудоемкостью решаемых задач, затратами на управление. Проблема совершенствования организационной структуры производства одна из сложных проблем; при ее решении должно быть обеспечено соответствие организационной структуры целям производства, параметрам внешней среды, в которой оно функционирует.
В любой организационной структуре присутствует иерархическая подчиненность одних компонентов другим ее компонентам. Компонентами организационной структуры являются люди, группы людей, объединенные по профессиональным интересам или решаемым задачам. Группы постоянно вступают в различные взаимодействия для решения общей задачи данного момента времени. В зависимости от числа уровней иерархии структуры различают плоскую и высокую (пирамидальную) структуры. Плоская структура обладает простыми связями (связи менее формализованы) между руководителями и подчиненными, простыми коммуникациями. Недостаток плоской структуры состоит в большой перегрузке руководителя по обработке информации и принятию решения. Высокая структура отличается от плоской структуры большим числом руководителей, что создает дополнительные трудности в реализации управленческих решений, однако в таких структурах на руководителя приходится меньше подчиненных.
--- характеристики организационной структуры. Связи в иерархической структуре бывают сильными и слабыми. Сильные связи это связи, когда компонента (элемент) нижестоящего уровня подчинена только одной компоненте (узлу) вышестоящего уровня (это должно выполняться для всех уровней иерархии). Слабая связь это связь, когда компонента (элемент) нижестоящего уровня подчинена одновременно нескольким компонентам (узлам) вышестоящего уровня иерархии. Анализ семантической структуры основан на законах функционирования и развития систем различной физической природы [5].
Существуют разные подходы анализа сложных систем: подход, основанный на теории поля (теория информационного поля); подход, основанный на выделении в системе дискретных элементов (теория информационных цепей). Обобщением этих подходов является информационный подход к анализу систем, в основу которого положено понятие информации. В работе [7] введено понятие сложности системы Сс = С0 + Св. Собственная сложность системы С0 представляет собой суммарную сложность ее компонентов вне связей между ними, системная сложность Св это характеристика использования компонентов системы (взаимная сложность). Другими важными характеристиками системы являются коэффициент целостности системы α = Св/С0 и коэффициент неопределенности (использования возможностей компонентов системы) β = Сс/С0. Ставится задача оценить характеристики системы от ее структуры (α + β = 1). В работе [17] рассмотрены характеристики трех типов организационных структур из 11 компонентов в зависимости от количества уровней иерархии: плоской одноуровневой, плоской двухуровневой и высокой четырехуровневой. Показано уменьшение неопределенности в оценке состояния структуры в зависимости от числа уровней иерархии организационной структуры.
Достаточным условием существования производства является его внутренняя гибкость, т. е. способность оперативно, с минимальными затратами адаптироваться к изменениям производственной программы, условиям на рынке товаров и услуг, нормам государственного регулирования. Гибкость адаптации предприятия к изменениям внешних и внутренних условий работы обеспечивают за счет многих факторов, основными из которых являются гибкость технологии, уровень профессионализма кадров, гибкость организации и управления производством.
Различают тактическую и стратегическую гибкость. Первая определяет время, необходимое предприятию для освоения производства нового изделия или для реконструкции (создания) отдельного производства, связанного с нововведениями в технике, технологии, или то и другое вместе. Вторая определяет значимость возможных капиталовложений, эффекты, объем и время реконструкции предприятия.
В итоге может быть сформирована динамичная организационная структура предприятия. Это как бы структура некоторой взаимосвязанной совокупности методов организации и управления процессами производства в пространстве и во времени, соответствующая достигнутому уровню знаний и обеспечивающая динамическое взаимодействие между компонентами системы в соответствии с их функциональным назначением.
-- функциональная часть производства. Функциональный аспект производства это функция, которую устанавливают в соответствии с его целью. Цели производства:
Так, однонаправленное движение предметов труда в производстве обеспечивает:
Целевую организацию производственных процессов осуществляют в соответствии с главной целью предприятия годовой производственной программой.
Раскрытие содержания взаимосвязанной совокупности функций с одинаковой целевой направленностью определяет состав простейших функциональных задач и последовательность их решения. В итоге формируют логику действий каждой функциональной подсистемы и логику функционирования системы в целом. Функциональный состав задач, подлежащих реализации в процессе функционирования предприятия, и спроектированная производственная структура предприятия вместе определяют организационную структуру управления предприятием, или его субъектную структуру.
Закон функционирования производства состоит в разложении функции управления по уровням иерархии организационной структуры U = =F(F(1)(F(2)(F(3)(Xi)))). Результатом функции F(3)(Xi) является множество результатов R(3)i решения задач третьего уровня иерархии над исходными данными Xi (i = 1…n1).
Результатом функции F(2)(R(3)i) является множество результатов R(2)i решения задач второго уровня иерархии над исходными данными R(3)i (i = =1…n2, n2 < n1). Результатом функции F(1)(R(2)i) является множество результатов R(1)i решения задач второго уровня иерархии над исходными данными R(2)i (i = 1…n3, n3 < n2).
Результатом функции U(R(1)i) является множество результатов R(0)i решения задач второго уровня иерархии над исходными данными R(1)i (i = =1…n4, n4 < n3).
--- цель производства. Понятие «цель» и связанные с ним понятия целесообразности, целенаправленности, целеобразования лежат в основе функционирования и развития производства. В понятие «цель» вкладывают и идеальные устремления (если они не поддержаны ресурсами, то такие устремления являются мечтой), и конечные результаты, достижимые в пределах некоторого интервала времени. Понятие «цель» может изменяться в зависимости от уровня познания системы (объекта).
Во время Второй мировой войны было принято решение установить на торговых судах огневые точки с целью сбивать самолеты противника. Анализ количества сбитых самолетов показал низкую эффективность огневых точек. Однако вовремя обратили внимание на то, что точность бомбометания упала. Тогда была сформулирована другая цель отпугнуть самолеты врага с низкой высоты на более высокую [14].
Цель это стремление к чему-либо. На производстве такой целью может быть увеличение выпуска конкурентоспособной продукции, повышение рентабельности производства и ритмичности производства, повышение обоснованности производственных планов, обоснование и разработка программы развития и т.д. Для достижения поставленной цели необходимо изучить рынок сбыта выпускаемой продукции; финансовое состояние производства; работу производственно-диспетчерской службы; работу планово-экономического отдела и отдела маркетинга, а также разработать конкретные бизнес-планы по каждому типу готовой продукции. Понятие цели можно рассматривать с позиций логистики и менеджмента.
---- цель производства с позиции логистики. Цель производства с позиции логистики состоит в синхронизации операций во взаимосвязанных переделах производства и с объектами прямого воздействия внешней среды. К объектам прямого воздействия производства в логистике относят другие производственные предприятия, являющиеся для производителя поставщиками сырья, полуфабрикатов, материалов; предприятия торговли, оптовые посредники (предприятия), транспортные предприятия.
Задачи производственной логистики касаются управления материальными потоками внутри производства, создающими материальные блага или оказывающие материальные услуги. Характерной чертой объектов в производственной логистике является их территориальная компактность, что послужило поводом назвать их «островными объектами логистики» [20]. Однако такой «островной объект» требует хорошо отлаженной инфраструктуры, включающей транспорт, внешнюю среду, настроенную на снабжение его необходимыми предметами и средствами труда и на потребление его результатов труда в виде готовой продукции, услуг.
Процесс транспортировки материального потока внутри производства является объектом изучения производственной логистики, поскольку он осуществляется его собственным транспортом. Перемещение внутрипроизводственным потоком осуществляют техническими средствами дискретного и непрерывного действия [15]. Процесс транспортировки материального потока во внешней среде производителя является объектом изучения транспортной логистики, поскольку он осуществляется транспортом общего пользования. Для изучения ТЭП транспорта общего пользования исходная информация о величине внешнего потока поступает из сфер снабжения и сбыта предприятия-производителя.
Системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название производственных логистических систем, к которым относят промышленные и оптовые предприятия, имеющие склады; узловые станции; узловой морской порт, которые можно рассматривать на макро/микро- уровне.
На макроуровне внутрипроизводственная система логистики выступает в качестве подсистемы более сложной макрологистической системы, задающей ритм ее работы, являющейся источником потоков. Возможность адаптации макрологистической системы к изменениям внешней среды прямого и косвенного воздействия определяется способностью ее внутрипроизводственной системы быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукции.
На микроуровне внутрипроизводственная система логистики представляет собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующих определенную целостность, единство. Такими подсистемами являются подсистемы: закупки, складирования и запасов, обслуживания производства, транспорта, информации, сбыта и кадров; они обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы в виде готовой продукции.
В зависимости от периода времени, необходимого для достижения цели, ее разделяют на долгосрочную и краткосрочную. Краткосрочная цель является конкретизацией и детализацией долгосрочной цели она подчинена ей и определяет деятельность производства в краткосрочной перспективе, являясь очередным шагом долгосрочной перспективы. При необходимости устанавливают среднесрочную цель.
Изменять долгосрочную цель можно двумя путями: цель корректируют тогда, когда этого требуют обстоятельства (ситуационный подход), и путем систематического упреждающего изменения цели. Суть систематического упреждающего изменения цели состоит в разработке детализированных краткосрочных целей по долгосрочной цели. По достижении краткосрочных целей разрабатывают новую долгосрочную цель, учитывающую изменения во внешней среде. На основе новой долгосрочной цели разрабатывают новые краткосрочные цели. Такой итерационный процесс не ведет к достижению долгосрочной цели, однако в деятельности производства всегда присутствует долгосрочная целевая установка и ее корректировка.
---- цель производства с позиции менеджмента. В менеджменте различают три типа целей: официальную, оперативную, операционную [12,21].
Официальная цель определяет общее назначение производства (его миссию), записанное в его уставе или положении о нем, а также заявлено публично руководителем. Как правило, официальная цель абстрактна, имеет долгосрочный характер, описана в качественных показателях. Внешняя направленность официальной цели состоит в том, чтобы оправдать перед обществом существование производства и создать ему благоприятный имидж. Она не дает полной информации о том, чем на самом деле будет занято производство.
Анализ процессов формулирования официальной цели в сложных социально-экономических объектах показал, что она первоначально возникает в сознании руководителя в виде некоторых достаточно «размытых» областей целей, обладающих большой семантической неопределенностью. Постановка такой цели должна быть подготовлена на основе анализа внешней среды, которой предшествует ряд операций.
Оперативная цель. Имеет внутреннюю направленность, она важна для членов производства и обычно мало известна внешней среде. Формой ее выражения является план работы производства, отражающий действительную его политику, часто не совпадающую с тем, что заявлено в официальной цели.
Операционная цель еще более специфична и более измеряема в сравнении с оперативной целью. Ее разрабатывают до деталей и выражают в количественных показателях, она выступает в форме конкретных заданий отдельным исполнителям и рабочим группам.
Для стратегического управления производством важны т.н. цели роста производства, отражающие соотношение темпа изменения объема продаж и прибыли. В зависимости от того, каково соотношение, темпа/роста производство может развиваться быстрыми темпами, или стабильными, или может наблюдаться сокращение темпов. Соответственно этим темпам роста устанавливают цель быстрого, стабильного роста и цель сокращения.
Цель быстрого роста является сложной задачей для достижения даже для производства, у которого есть все необходимые предпосылки: его руководство знает рынок и его сегменты, умеет хорошо использовать имеющиеся у производства ресурсы, хорошо контролирует протекающие в нем процессы (информационные, производственные, организационные).
Цель стабильного роста предполагает, что при ее достижении производство развивается примерно таким же темпом, как и отрасль в целом. Цель означает, что производство стремится сохранить свою долю на рынке.
Цель сокращения роста ставится производством тогда, когда по целому ряду причин оно вынуждено развиваться более медленными темпами либо даже в абсолютном выражении сокращать свое присутствие на рынке. Постановка такой цели не означает, что у него протекают кризисные явления. Например, после периода быстрого роста может возникнуть необходимость сокращения. Здесь проявляется одна из интересных особенностей трех данных целей роста. Являясь различными по своей направленности, они могут спокойно, последовательно совмещаться во времени, сменяя одна другую. При этом отсутствует какой-либо обязательный порядок в следовании этих целей одна за другой. Таким образом, процесс целеполагания в социально-экономическом объекте состоит из этапов: анализ существующих объектов на рынке и нахождение отличительных признаков данного объекта от других, формулировка официальной цели (миссии) и разработка оперативных, операционных и целей роста объекта.
Наличие целей роста у производства является важным, так как они определяют направления действий по организационно-техническим и организационно-технологическим мероприятиям для эффективной его работы. Цели роста определяют состав практических функций по управлению производством, понимание самого его существования и поведения людей в нем. Такими функциями являются:
--- функция прогнозирование и планирование. Прогнозирование это взгляд в будущее, оценка возможных путей развития, последствий тех или иных решений. Иногда прогноз основан на хорошо изученных закономерностях и осуществляется наверняка: никто не сомневается, что вслед за ночью наступит день. Методы прогнозирования движения космических аппаратов разработаны настолько, что возможна автоматическая стыковка кораблей. Однако встающие перед менеджером проблемы прогнозирования обычно не позволяют дать однозначный обоснованный прогноз. Причина в том, что остается неопределенность, которую нередко рассматривают как синоним случайности, что является неверным: неопределенность это самостоятельное системное понятие, которое включает случайность в качестве компонента [8]. Целью прогнозирования является установление вероятностной оценки путей и темпов развития, уровня и структуры производства. В основе прогнозирования лежат вероятностно-статистические и эвристические методы. В работе [18] рассмотрены виды и методы прогнозирования. Планирование это разработка последовательности действий, позволяющей достигнуть желаемого. Прогнозирование и планирование в работе логистика тесно связаны: данные прогноза являются основой для составления плана, а фактическое его выполнение учитывают при составлении прогноза. В основе планирования лежат балансовые и оптимальные методы составления плана. В ходе планирования учитывают ряд факторов, в частности: темпы инфляции и возможность девальвации валют ряда стран, ведущие к росту цен; рост концентрации капиталов на рынке поставок; технологическое развитие производства; появление новых материалов и т.д. Целью планирования является установление конкретных путей и темпов развития для достижения директивных уровней и структуры производства.
- внешняя среда производства. Внешней средой считают совокупность объектов, в окружении которых находится рассматриваемый объект (исследователь находится внутри этого объекта). При этом внешняя среда по отношению объекта может быть безразличной, агрессивной или способствовать его благополучному существованию. Понятие «внешняя среда» имеет полисемантическое звучание, которое часто заменяют другими словосочетаниями: «экономическая среда», «хозяйственная среда», «предпринимательская среда», «деловая среда». По нашему мнению, эти словосочетания являются синонимами понятия «внешняя среда», в которой одновременно происходят экономические и юридические отношения хозяйствующих субъектов, производственная, предпринимательская их деятельность и т.д.
В литературе по менеджменту, логистике можно встретить словосочетание «внутренняя среда», что явно противоречит понятию «среда» как окружению, в котором происходят какие-либо процессы, явления либо расположен какой-либо объект. По нашему мнению, словосочетание «внутренняя среда» следует заменять словосочетанием «внутреннее состояние» объекта, подразумевая при этом множество значений его параметров либо точку в многопараметрическом пространстве. Подтверждение этому можно найти в теории автоматов, в которой автомат как математическая модель объекта (устройства) определяется заданием трех алфавитов входного, выходного и алфавита состояний.
- концепции организации производства. Рассмотрены две концепции организации производства [11]. Современные процессы изготовления продукции характеризуются сращиванием и переплетением основных, вспомогательных и обслуживающих процессов, при этом вспомогательные и обслуживающие процессы занимают все большее место в общем производственном цикле. Это связано с известным отставанием механизации и автоматизации обслуживания производства по сравнению с оснащенностью основных производственных процессов. Поэтому регламентация технологии и организации выполнения не только основных, но и вспомогательных и обслуживающих процессов производства становится актуальной.
-- традиционная концепция организации производства и ее принципы. Традиционная концепция организации производства предполагает: никогда не останавливать основное оборудование и поддерживать во что бы то ни стало высокий коэффициент его использования; изготавливать продукцию как можно более крупными партиями; иметь максимально большой запас материальных ресурсов «на всякий случай». Содержание концептуальных положений свидетельствует о том, что традиционная концепция организации производства наиболее приемлема для условий «рынка продавца». Когда спрос превышает предложение, можно с достаточной уверенностью полагать, что изготовленная с учетом конъюнктуры рынка партия изделий будет реализована. Поэтому приоритет получает цель максимальной загрузки оборудования. Причем чем крупнее будет изготовленная партия, тем ниже окажется себестоимость единицы изделия. Задача реализации на первом плане не стоит.В работе [9] рассмотрены принципы и законы: упорядоченности движения предметов труда; закон непрерывности хода производства; закон ритма производства, цикла изготовления изделия; закон календарной синхронизации циклов процессов. Эти принципы и законы регламентируют протекание производственного процесса в традиционной трактовке. Так, время протекания производственного процесса характеризуется длительностью производственного цикла, временем простоя рабочих мест и временем пролеживания предметов труда в производстве. Время простоя рабочих мест и время пролеживания предметов труда в значительной мере зависят от значения максимальной продолжительности одной из операций, от средней продолжительности всех операций и от степени асинхронности продолжительностей операций.
Рациональная организация производства должна отвечать ряду требований, строиться на определенных принципах [9].
--- принцип пропорциональности производства. Принцип предполагает соответствие пропускной способности (относительной производительности в единицу времени) всех подразделений предприятия цехов, участков, отдельных рабочих мест по выпуску готовой продукции. Степень пропорциональности производства r может быть охарактеризована величиной отклонения пропускной способности (мощности) каждого передела от запланированного ритма выпуска продукции.
,
где m количество переделов или стадий изготовления продукта; k пропускная способность i - го передела; k1 запланированный ритм выпуска продукции (объем производства по плану).
Пропорциональность производства исключает перегрузку одних участков, и недоиспользование мощностей других (возникновение «узких мест»). Пропорциональность производства обеспечивает оперативно-календарное планирование работы каждого передела производства с учетом выпуска продукции и наиболее полного использования их возможностей. При этом необходимы современные уровни механизации и автоматизации производства, технологии производства на базе современных орудий труда и т. д. Это требует системного подхода к решению вопросов реконструкции и технического переоснащения производства, планирования, освоения и пуска новых производственных мощностей.
--- принцип параллельности процессов. Под параллельностью понимают одновременную обработку разных деталей одной партии на нескольких рабочих местах, сокращающую длительность изготовления продукции. Уровень параллельности производственного процесса характеризуют коэффициентом параллельности Кn.
,
где m количество переделов; Т1 длительность движения параллельного движения предметов труда на i - м переделе; Т2 длительность цикла.
--- принцип непрерывности производства. Повышение непрерывности важнейшее направление интенсификации производства. На рабочем месте ее достигают путем сокращения времени на вспомогательные операции (внутриоперационные перерывы), на участке и в цехе при передаче полуфабриката с одного рабочего места на другое (межоперационных перерывов) и на предприятии в целом, сведения перерывов до минимума в целях максимального ускорения оборачиваемости материально-энергетических ресурсов (межцехового пролеживания).
Непрерывность производства рассматривают в двух аспектах: непрерывного поступления предметов труда и непрерывной работы средств труда. Непрерывность поступления предметов труда обеспечивают правильным планированием работы службы снабжения. Непрерывность работы средств труда обеспечивают путем минимизации остановки оборудования для его переналадки, а также использования современного быстропереналаживаемого оборудования (станков с программным управлением), копировальных станков, станков с ЧПУ и т. д.
Степень непрерывности производственного процесса характеризуют коэффициентом непрерывности Кн.
,
где m общее количество переделов; Т1 длительность технологических перерывов производственного цикла; Т2 продолжительность цикла.
Одной из предпосылок непрерывности производства является прямоточность в организации производственного процесса, т.е. кратчайший путь прохождения изделием всех стадий и операций производственного процесса: от запуска в производство исходных материалов и до выхода готовой продукции. Поток материалов, полуфабрикатов и изделий должен быть поступательным и кратчайшим, без встречных и возвратных движений. Вспомогательные цеха и склады должны быть размещены как можно ближе к обслуживаемым ими основным цехам.
--- принцип ритмичности производства. Принцип ритмичности предполагает равномерный выпуск продукции и ритмичный ход производства, принцип является основополагающим принципом организации производства. Уровень ритмичности характеризуют коэффициентом Кр, который определяется как сумма отрицательных отклонений выпуска продукции от заданного плана:
,
где А отрицательное отклонение выпуска продукции; n количество плановых периодов, дни; Р плановый выпуск продукции.
Причинами отрицательных отклонений могут быть: низкая производительность труда, отсутствие синхронизации работы участков между собой, отсутствие предметов труда заданного качества, устаревшие средства труда, проблемы технологической подготовки.
Равномерный выпуск продукции означает изготовление в равные промежутки времени одинакового или постепенно возрастающего количества продукции. Ритмичность производства выражают в повторении через равные промежутки времени частных производственных процессов на всех стадиях производства и осуществлении на каждом рабочем месте в равные промежутки времени одинакового объема работ, содержание которых в зависимости от метода организации рабочих мест может быть одинаковым или различным.
Таким образом, традиционные принципы организации производства рассчитаны на его устойчивый характер стабильную номенклатуру продукции, стабильный состав оборудования и стабильную топологию его размещения в цехах. Поэтому некоторые производства просто не пригодны для работы в современных условиях.
-- логистические концепции организации производства при его моделировании «черным ящиком». Современный рынок требует новых принципов организации производства, обеспечивающих соответствующую гибкость организации производства за счет изменения производственной структуры, быстрой смены оборудования, использования типовых процессов и синхронизации основных и вспомогательных процессов.
Использование типовых процессов выполнения отдельных стадий производства позволит повысить гибкость организации производства. Типовые процессы организуют, например, построением переменно-поточных линий, гибких автоматизированных производств на базе роботов и микропроцессорной техники, стандартизацией сырья и полуфабрикатов. Большие возможности в этом плане обеспечивает стандартизация полуфабрикатов, позволяющая при переходе на выпуск новой продукции или освоении новых процессов не перестраивать все частичные процессы и звенья производства.
Концепция организации производства включает в себя следующие основные положения:
Снижение себестоимости в условиях конкуренции может быть достигнуто не увеличением размеров выпускаемых партий и другими экстенсивными мерами, а логистической организацией не только отдельного производства, но и всей товаропроводящей системы в целом. Концепция производственной логистики существенно изменяет традиционные представления об его экономике предприятия. Так, задача полной загрузки мощностей уступает задаче минимизации сроков оборачиваемости оборотных средств, борьба за снижение себестоимости производства заменяется стремлением к наиболее быстрому удовлетворению спроса и гибкому маркетингу. В настоящее время производство отказывается от содержания сверхнормативных запасов сырья и готовой продукции. Существует тенденция снижения запасов, вплоть до «работы с колес».
В условиях рынка производство выживает за счет быстрого изменения ассортимента, количества выпускаемой продукции и за счет запаса производственной мощности, возникающей, в свою очередь, за счет наличия качественной и количественной гибкости производства.
Качественная гибкость (тактическая гибкость) определяет время, необходимое производству для освоения выпуска нового изделия или для создания нового производства, связанного с нововведениями в технике, технологии, или то и другое вместе.
Количественная гибкость обеспечивается различными способами, например, на некоторых предприятиях Японии основной персонал составляет не более 20% от максимальной численности работающих. Остальные 80% это временные работники, причем до 50% от числа временных работников составляют женщины и пенсионеры. Таким образом, при численности персонала в 200 человек предприятие в любой момент может поставить на выполнение заказа до 1000 человек. Резерв рабочей силы дополняется адекватным резервом оборудования.
Качественная и количественная гибкости образуют стратегическую гибкость, которая определяет значимость возможных капиталовложений. Системы логистики таких ведущих капиталистических стран, как США, Япония, Германия, Франция и Великобритания, обеспечивают получение 2030% валового национального продукта.
Как показывает зарубежный опыт, сокращение на 1% удельных расходов на выполнение функций логистики обеспечивает производству эффект, равный эффекту от увеличения объема реализации ее продукции на 10%. Успешная реализация имеющихся резервов в сфере производства и обращения при применении логистического подхода к управлению материальными и информационными потоками, по некоторым оценкам, позволяет предприятиям более чем на 40% увеличить свою прибыль [15].
Содержание концептуальных положений логистики характерно для условий, созданных «рынком покупателей» в условиях конкуренции. Задача реализации произведенного продукта в условиях конкуренции выходит на первое место («диктат» покупателя). Непостоянство и непредсказуемость рыночного спроса делают нецелесообразным создание и содержание больших запасов. В то же время производственник уже не имеет права упустить ни одного заказа. Отсюда возникает необходимость исследования производства методом «черного ящика», а также создания гибких производственных мощностей, способных быстро отреагировать производством на возникший спрос.
Метод «черного ящика» метод, позволяющий на первоначальной стадии исследования любого объекта не рассматривать его внутреннее содержание. Все внимание исследователя должно быть сосредоточено на его входных и выходных параметрах, т.е. сырье, полуфабрикатах, материалах и готовой продукции (входной и выходной интерфейсы). Входной интерфейс производства должен обеспечить его эффективное функционирование, а выходной интерфейс сбыт его готовой продукции. Объективно в теории и практике производства (при его рассмотрении с позиции «черного ящика») существует две концепции «тощего производства» и «реагирования на спрос».
--- концепция «тощего производства». Концепция возникла на Западе в 90-е гг. прошлого века и реализована на фирме «Тойота». Ее основу составляют системы «Канбан» и МРП. Обе эти системы предусматривают использование меньшего количества ресурсов и времени при организации производства по сравнению с традиционной концепцией массового производства. Сравнительный анализ принципов тощего и массового производства приведен в табл. 1.2 [22].
Сущность концепции «тощего производства» состоит в следующем:
* достижение высокого качества продукции;
* уменьшение размера партий производимой продукции и времени;
* обеспечение низкого уровня запасов;
* подготовка квалифицированного персонала;
* использование «гибкого» оборудования и коротких периодов его переналадки.
Таблица 1.2 |
|
Анализ концепций массового и «тощего производства» |
|
Концепция массового производства |
Концепция «тощего производства» |
1. Принципы Форда, Тейлора, Файоля |
1. Требования рынка |
2. Рост масштабов производства, уровня специализации и стандартизации |
2. Увеличение номенклатуры изделий, уменьшение партий выпуска, повышение уровня качества продукции и услуг |
3. Люди как продолжение машин |
3. Люди и машины дополняют друг друга |
4. Люди как средство экономии затрат |
4. Люди как ресурсы |
5. Сложная система организации |
5. Простая система организации |
6. Авторитарный стиль руководства |
6. Участие работников в управлении |
7. Стремление избежать риска |
7. Нововведение |
8. Внешний контроль |
8. Внутренний контроль |
9. Возможность частой смены поставщиков |
9. Поставщики как партнеры |
10. Большая величина запасов |
10. Минимальные запасы |
11. Циклический характер производства |
11. Гибкость реагирования на спрос |
--- концепция «реагирования на спрос». Целью концепции является сокращение времени реакции на изменение спроса путем быстрого пополнения запасов в тех точках рынка, где прогнозируется его рост; координация взаимоотношений производителей, оптовиков и розничных торговцев как звеньев интегрированной системы логистики.
Основой концепции являются [22]:
* информация о потребностях покупателей, процедуре заказов и графиках доставки готовой продукции;
* знания об объемах продаж и запасов в оптовой (розничной) сети, которые позволяют точнее планировать поставки;
* быстрое реагирование поставщиков на колебания спроса;
* эффективное принятие решений поставщиками о размещении складов, производственных подразделениях и сборе заказов;
* длительные партнерские отношения производителей, оптовых и розничных торговцев, что уменьшает риски и повышает эффективность логистических операций.
Данная концепция имеет следующие варианты: концепция точки заказа; концепция быстрого реагирования (концепция непрерывного пополнения запасов и концепция автоматического пополнения запасов).
Под точкой заказа понимают параметр состояния запаса, обозначающий нижнюю границу расходования запаса со склада, при достижении которой необходимо делать очередной заказ на поставку. Концепция «быстрого реагирования» может быть реализована производством при его тесном взаимодействии с поставщиками. Сущность концепции состоит в планировании и регулировании поставок в распределительные центры и на предприятия розничной и оптовой торговли при оптимальных запасах. Оптимизация состоит в том, что розничные и оптовые торговцы могут потребовать от производителя сократить длительность производственного цикла, например на 5 суток, и цикл пополнения запасов, например на трое суток.
Концепция «непрерывного пополнения запасов» представляет собой модификацию концепции «быстрого реагирования» на основе постоянного (с меньшим периодом) пополнения запасов. Эффект от использования этой концепции будет, если выполнены два условия: 1) если есть достоверная информация о конъюнктуре рынка; 2) если надежная доставка готовой продукции и размеры грузовых отправок соответствуют грузоподъемности транспортного средства.
Концепция «автоматическое пополнение запасов» является развитием концепций «быстрого реагирования» и «непрерывного пополнения запасов». Концепция основана на определенных правилах принятия решений по товарным характеристикам и товарным категориям.
--- характеристики производства. К характеристикам производства относят его конкурентоспособность, эффективность, производительность и издержки производства.
Конкурентоспособность производства. Большинство ученых-эконо-мистов рассматривают это понятие довольно пространно как преимущество для субъекта экономического соревнования. Понятие «конкуренция» носит двойственный характер. С одной стороны, это процесс удовлетворения конкретной потребности в сравнении с другим процессом на данном рынке. С другой стороны, конкуренцию рассматривают как часть многоуровневой экономической системы, т.е. производство, как некоторую конструкцию сложной системы. В этом случае конкурентоспособность это способность выдерживать конкуренцию в сравнении с аналогичными объектами на данном рынке. В качестве рынка можно рассматривать рынок какой-то страны (международная конкуренция), рынок своей страны (национальная конкуренция), рынок региона страны (региональная конкуренция), рынок отрасли страны (отраслевая конкуренция). Таким образом, конкурентоспособность производства определяют по отношению к конкретному рынку либо к конкретной группе потребителей. Если не указан рынок, на котором конкурентоспособен объект, это означает, что он является в это время лучшим мировым образцом.
В условиях рыночных отношений конкурентоспособность является главным фактором успеха. Однако к настоящему времени в этом направлении сделано явно недостаточно: стандарты ИСО 9000, а также законы РФ «О сертификации продукции и услуг», «О защите прав потребителей», «О стандартизации» проблемы конкурентоспособности затрагивают частично [21]. Конкурентоспособность организации определяют в статике и динамике; в статике конкурентоспособность определяют с учетом удельного веса аi товаров и значимости рынков bj, на которых их реализуют.
Кjорг = ,
где n количество товара; b = 1 для рынков промышленно развитых стран, b = 0,5 для остальных стран, k конкурентоспособность i-го товара на j-м рынке. В динамике конкурентоспособность организации определяют по той же формуле, только в качестве исходных данных принимают показатели на прогнозируемый период свыше 3 лет.
Эффективность производства. Эффективность организации (объекта) это результативность создания и использования объекта как отношение суммарного полезного эффекта к совокупным затратам за его жизненный цикл. Известно, что любая организация соприкасается с внешней средой, и для своего выживания и достижения успеха она просто обязана быть не только внутренне, но и внешне эффективной.
Внешние и внутренние факторы одновременно влияют на эффективность организации в целом. Зависимость уровня общей эффективности Э от того или иного уровня обеих ее составляющих можно условно выразить так: Э = Э1·Э2, где Э1 уровень внешней эффективности (степень использования рыночных возможностей); Э2 уровень внутренней эффективности (степень использования внутренних возможностей). Таким образом, общая эффективность представлена композицией двух ее составляющих.
Очевидно, что высокий уровень Э2 обеспечивает повышение эффективности Э. Однако при высоком уровне Э2 организация не будет иметь высокий уровень Э, если не будет высоким уровень Э1. Для получения организацией максимально высоких результатов необходимо наиболее полно обеспечить максимально высокий уровень ее внутренней эффективности. Производство товаров, заведомо не имеющих спроса на рынке, делает бессмысленными всякие усилия по повышению эффективности этого производства. С одной стороны, производство пользующихся спросом товаров при низком уровне его эффективности (высокие производственные затраты, высокая себестоимость) приведет в конце концов к снижению спроса на них и уменьшению доли рынка. С другой стороны, высокий уровень эффективности организации не страхует от низких результатов и даже банкротства, если работа по изучению потребительского спроса, разработке и внедрению на рынке новых видов продукции, проведению рекламных кампаний и т.д. ведется некомпетентно.
Допустим, на рынке есть монополист, и у него появился конкурент. Пусть монополист находится в более выгодном стратегическом положении по отношению к конкуренту и рынок сбыта и рынок сырья монополиста географически находятся значительно ближе.
Пусть с точки зрения использования благоприятных внешних условий потенциал монополиста реализован на 100% (Э1 =1), а потенциал конкурента, в силу невыгодного стратегического положения, реализован лишь на 60% (Э1 =0,7). Пусть при этом уровень внутренней эффективности монополиста составляет 30% от максимально возможного (Э2 =0,3), а конкурента 70% (Э2 =0,7). Тогда Э монополиста равно 1,0·0,3 =0,30; Э конкурента равно 0,7·0,7 = 0.49. Лидерство монополиста само по себе не является залогом того, что он получит от своей деятельности высокую Э, если ее внутренняя эффективность будет низкой. Данная ситуация характерна для американского автомобильного рынка, на котором вольготно чувствуют себя японские фирмы.
Принято выражать эффективность организации через производительность труда. Считают, что чем выше уровень внутренней производительности, тем выше уровень производительности. В классической теории управления подход к повышению внутренней эффективности организации в целом основан на методах научной организации труда Тейлора и пяти принципах управления, сформулированных Анри Файолем [14].
Однако до сих пор отсутствие четких и однозначных критериев внутренней эффективности не позволяет рассматривать ее как источник повышения производительности. В свою очередь отсутствие необходимого арсенала методов повышения производительности труда является причиной отсутствия критериев внутренней эффективности организации. Здесь образуется порочный круг.
Причиной, сдерживающей повышение внутренней эффективности организации, является факт низкой производительности труда на каждом рабочем месте. Выяснение такого факта порождает новую задачу определить причину (причины) и нахождение способов ее (их) устранения. Решение этой задачи позволит руководителям и предпринимателям уяснить для себя главное: как при насыщенном товарном рынке добиться существенного снижения затрат на производство товаров и услуг до уровня, обеспечивающего наивысший уровень эффективности организации в целом и добиться конкурентного положения на рынке.
Издержки производства. Все издержки производства делят на постоянные, переменные, общие, средние и предельные [23].
Постоянные издержки издержки, не зависящие от хода производства; к ним относят, например, арендную плату за складские помещения, которую вносят повременно, независимо от его использования.
Переменные издержки издержки, зависящие от хода производства, от уровня сбыта (времени нахождения готовой продукции на складе). Примером переменных расходов могут служить расходы на закупку сырья, оплату транспортных услуг.
Средние издержки затраты, определяемые величиной соответствующих издержек (постоянных, переменных или общих), приходящихся на единицу материального потока.
Предельные издержки приращение соответствующих затрат (постоянных, переменных, общих или средних), возникающих вследствие увеличения принимаемого в расчет материального потока на одну единицу.
--- концепция организации производства путем раскрытия алгоритма функционирования «черного ящика». Алгоритм функционирования производства с позиции логистики должен:
1) организовать производственные процессы, ориентированные на рынок, с целью перехода на малосерийное и индивидуальное производство;
2) наладить партнерские отношения с поставщиками;
5) привести численность вспомогательных рабочих в соответствие с технологией процессов;
6) улучшить использование производственных и складских площадей. Неопределенность потоковых процессов заставляет резервировать большие добавочные площади, например на складах предметов труда и готовой продукции. В частности, при проектировании торговых оптовых баз неопределенность потоковых процессов вынуждает на 30% увеличивать площади складских помещений;
7) улучшить качество выпускаемой продукции;
8) снизить расходы на логистические операции. Любая логистическая операция это потенциальные потери. По данным фирм «Мицубиси», «Дженерал моторс», 1% сокращения расходов на выполнение логистических функций имел тот же эффект, что и увеличение на 10% объема сбыта;
9) совершенствовать погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы. Известно, что 9598% времени, в течение которого материал находится на производственном предприятии, приходится на выполнение погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ. Этим обусловливается их значительная доля в себестоимости выпускаемой продукции;
10) снизить травматизм. Логистический подход органически вписывает в себя систему безопасности труда.
---- системы управления внутрипроизводственными материальными потоками. Материальные потоки в производстве играют большую роль, от их правильной организации зависят основные его характеристики. Методологическим подходом к повышению эффективности функционирования производства является решение вопросов синхронизации и оптимизации материальных потоков.
Функциями управления материальным потоком являются: совершенствование организации и управления материальными потоками, обеспечение ритмичной, согласованной работы всех звеньев производства, обеспечение непрерывности процессов производства, обеспечение надежности планирования, обеспечение гибкости и маневренности в реализации цели при возникновении различных отклонений от плана, соответствие системы оперативного управления производством типу и характеру конкретного производства.
Толкающая система управления. Толкающая система представляет собой систему организации производства, в которой предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются (рис. 1.2).
Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления производством. Толкающие модели управления потоками характерны для традиционных методов организации производства. Возможность их применения для логистической организации производства появилась в связи с массовым распространением вычислительной техники. Эти системы, первые разработки которых относят к 60-м гг., позволили согласовывать и оперативно корректировать планы и действия всех подразделений предприятия (снабженческих, производственных, сбытовых) с учетом постоянных изменений на рынке.
Рис. 1.2. Схема толкающей системы управления материальными потоками:
материальный поток; информационный поток
Толкающие системы, способные с помощью микроэлектроники увязать сложный производственный механизм в единое целое, тем не менее имеют естественные границы своих возможностей. Параметры «выталкиваемого» на участок материального потока оптимальны настолько, насколько управляющая система в состоянии учесть и оценить все факторы, влияющие на производственную ситуацию на этом участке.
Однако чем больше факторов по каждому из многочисленных участков предприятия должна учитывать управляющая система, тем совершеннее и дороже должно быть ее программное, информационное и техническое обеспечение.
Тянущая система управления. Тянущая система представляет собой систему организации производства, в которой детали и полуфабрикаты подаются на последующую технологическую операцию с предыдущей по мере необходимости (рис. 1.3).
При этом центральная система управления не вмешивается в процесс управления материальными потоками между участками производства, не устанавливает для них текущих производственных заданий. Производственная программа отдельного технологического звена определяется размером заказа последующего звена. Система управления ставит задачу лишь перед конечным звеном производственной технологической цепи.
Допустим, предприятие получило заказ на изготовление 10 единиц продукции. Этот заказ система управления передает в цех сборки. Цех сборки для выполнения заказа запрашивает 10 деталей из цеха № 1. Передав из своего запаса 10 деталей, цех № 1 с целью восполнения запаса заказывает у цеха № 2 десять заготовок. В свою очередь, цех № 2, передав 10 заготовок, заказывает на складе сырья материалы для изготовления переданного количества также с целью восстановления запаса. Таким образом, материальный поток «вытягивается» каждым последующим звеном. Причем персонал отдельного цеха в состоянии учесть гораздо больше специфических факторов, определяющих размер оптимального заказа, чем это смогла бы сделать центральная система управления.
Рис. 1.3. Схема тянущей системы управления материальным потоком:
материальный поток; информационный поток
На практике реализованы различные варианты толкающих и тянущих систем. Толкающие системы известны под названием системы МРП; характеризуются высоким уровнем автоматизации управления, позволяющим реализовать следующие основные функции: обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов; в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия снабженческих, производственных, сбытовых. В современных развитых вариантах систем МРП решают также различные задачи прогнозирования с применением имитационного моделирования и других методов исследования операций.
К тянущим внутрипроизводственным логистическим системам относят систему Канбан (в переводе с японского языка карточка), разработанную и впервые в мире реализованную фирмой Toyota.
Система Канбан не требует тотальной компьютеризации производства, однако она предполагает высокую дисциплину подставок, а также высокую ответственность персонала, так как централизованное регулирование внутрипроизводственного процесса ограничено. Система позволяет:
---- производственные процессы и их классификация. Производственный процесс есть процесс воспроизводства материальных благ и производственных отношений. Как процесс воспроизводства материальных благ производственный процесс является совокупностью процессов труда и естественных процессов, необходимых для изготовления определенного вида продукции. Основными элементами процесса труда являются целесообразность самого труда, предметы труда и средства труда.
Производственные процессы можно классифицировать по их роли в процессе изготовления готовой продукции, по характеру воздействия на предмет труда, по формам взаимосвязи со смежными процессами, по уровню механизации.