44320

Методические рекомендации. Социология

Книга

Социология, социальная работа и статистика

Подготовка выпускной квалификационной работы студентами позволяет преподавателям выявить уровень освоения методики проведения экспериментальной работы во время прохождения практик; осуществить контроль за качеством профессиональной подготовки студентов по специализации

Русский

2013-11-11

237.5 KB

0 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Факультет социологии

Кафедра социальных технологий, рекламы и управления

ТРЕБОВАНИЯ

К КУРСОВЫМ И ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ

РАБОТЕ СТУДЕНТА

ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ

032401 РЕКЛАМА

Методические рекомендации

для студентов

дневного и заочного отделений

факультета социологии

.

Барнаул 2011


Рецензент –  Колесникова О.Н., к.с.н., профессор

Требования к курсовым и  выпускной квалификационной работе студентов по специальности 032401 «Реклама»: методические рекомендации для студентов дневного и заочного отделений рассмотрены и одобрены на заседании кафедры социальных технологий, рекламы и управления «7» ноября 2011 г., протокол №3.

Методический и информационно-обучающий материал является основным справочным и методическим пособием для студентов специальности 032401 «Реклама» социологического факультета АлтГУ при написании курсовых и выпускной квалификационной работы.

Цель данных методических рекомендаций – помочь студентам овладеть технологией выполнения курсовых и выпускных квалификационных работ, раскрыть их сущность и особенности оформления, определить порядок защиты.

Зав. кафедрой социальных технологий,    Колесникова О.Н.,

рекламы и управления      к.с.н., профессор


Содержание

[1] ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

[2]
МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ВЫПУСКНОЙ
КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

[2.1] Актуальность

[2.2] Степень научной разработанности проблемы

[2.3] Объект и предмет

[2.4] Цель и задачи

[2.5] Гипотезы

[2.6] Методы исследования

[2.7] Практическая значимость работы

[2.8] Структура работы

[3]
3. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

[4]
Приложение 1

[5] Форма заявления на выпускную квалификационную работу

[6] Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы

[7]
Приложение 3

[8] Образец оформления табличного материала

[9]
Приложение 4

[10] Образец последней страницы выпускной квалификационной работы

[11]
Приложение 5

[12] Образец отзыва научного руководителя

[13]
Приложение 6

[14] Образец рецензии


1. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ЭТАПОВ ПОДГОТОВКИ КУРСОВЫХ И

ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Курсовая работа – это самостоятельное исследование студентом определенной проблемы, призванное решить следующие задачи:

- стимулирование потребность студентов в углублении знаний в конкретной области науки или социальной сфере;

- способствовать развитию творческого и логического начал, побуждать к экспериментированию, сбору фактического материала, овладению методами научного исследования;

- развивать умение определять круг необходимой литературы по выбранной теме, выделять главные идеи изучаемых источников;

-сформировать умение планировать научно-исследовательскую работу, определять объект, предмет, цели, задачи, гипотезы исследования;

- выделять в структуре курсовой работы введение, основную часть, заключение;

Способствовать формированию личностной научной позиции, умения определять свое отношение к существующим различным точкам зрения, дискуссионным вопросам, обосновывать выдвигаемые положения;

-совершенствовать навыки изложения прочитанного и осмысленного в соответствии с планом;

- уметь грамотно оформлять справочный аппарат (сноски, список литературы).

Существуют два основных направления исследования, которые взаимодополняют друг друга:

- изучение научной литературы по данной проблеме;

- экспериментально-практическая работа (которая может быть выполнена либо в процессе прохождения практики студента, либо в рамках темы, в которой участвует студент).

Курсовая работа не может быть простой компиляцией и составляться из фрагментов статей, монографий, пособий. Кроме простого изложения фактов и цитат, в курсовой работе должно проявляться авторское видение проблемы и ее решения.

При подготовке курсовой работы студенту необходимо:

  1.  Выбрать тему. На кафедре имеется перечень тем, предложенных преподавателями и утвержденных на заседании кафедры. Кроме того, студент может предложить собственную тему курсовой работы.
  2.  Уточнить с руководителем курсовой работы тему и структуру работы.
  3.  Собрать материал по теме, составить библиографический указатель.
  4.  Обсудить план работы и основные направления исследования с руководителем (во время консультаций).
  5.  Набрать текст на компьютере и оформить в соответствии с требованиями.
  6.  Сдать курсовую работу руководителю.
  7.  Обсудить с руководителем замечания и подготовить окончательный вариант курсовой работы.
  8.  Сдать курсовую работу на кафедру.

Исследования по темам курсовых работ могут быть продолжены на следующих курсах положены в основу выпускной квалификационной работы.

Выпускная квалификационная работа (ВКР) - самостоятельное исследование на основе блока общепрофессиональных дисциплин, которое систематизирует, закрепляет и углубляет теоретические знания, а также практические навыки при анализе изучаемой проблемы, выявляет научные интересы, способности и творческие возможности студента, характеризующие квалификационный уровень выпускника. Данная работа является свидетельством профессиональной компетентности выпускника.

В процессе подготовки и написания ВКР студенты:

  •  обобщают и углубляют свои теоретические знания и практические умения, совершенствуют навыки организации научного исследования;
  •  изучают и обобщают позитивный опыт социальной практики.

Подготовка выпускной квалификационной работы студентами позволяет преподавателям выявить уровень освоения методики проведения экспериментальной работы во время прохождения практик; осуществить контроль за качеством профессиональной подготовки студентов по специализации.

При подготовке выпускной квалификационной работы студенту необходимо:

  1.  Подать заявление на кафедру с указанием темы.
  2.  Уточнить с научным руководителем тему и структуру работы.
  3.  Утвердить тему на заседании кафедры.
  4.  Собрать материал по теме, составить библиографический указатель.
  5.  Обсудить план работы и основные направления исследования с руководителем (во время консультаций).
  6.  Оформить работу в соответствии с требованиями и сдать руководителю.
  7.  Пройти предзащиту на кафедре и получить рекомендации к защите.
  8.  Обсудить с руководителем замечания и подготовить окончательный вариант выпускной квалификационной работы.
  9.  Получить отзывы от руководителя и рецензента (приложения 5,6).
  10.  Сдать печатный вариант работы вместе с ее электронным вариантом на кафедру не позднее 3-х дней до защиты.

Выполнение ВКР начинается с выбора темы. Выбор темы выпускного исследования должен соответствовать следующим требованиям:

  •  актуальность;
    •  теоретическая и практическая значимость, возможность использования на практике.

При формулировке темы важно отразить проблему и область исследования.

При выборе темы следует учитывать требования государственного  образовательного стандарта высшего профессионального образования к выпускной квалификационной  работе специалиста по рекламе.

Согласно Госстандарту выпускная квалификационная работа специалиста по рекламе представляет собой законченную разработку, в которой могут решаться рекламные задачи по следующим направлениям:

  •  организация рекламной кампании;
    •  организационно-методические рекомендации по маркетинговым исследованиям для подготовки рекламного задания;
    •  анализ и  обобщение зарубежных и отечественных теорий и практики рыночного хозяйствования для формирования и развития рекламной деятельности;
    •  определение концептуальных основ развития рекламной деятельности на предприятии;
    •  оптимизация технологий рекламного дела;
    •  информационно-компьютерное обеспечение рекламной деятельности фирмы;
    •  разработка рекламных коммуникационных систем;
    •  разработка рекламного продукта;
    •  разработка и анализ технологий производства рекламы;
    •  реклама и маркетинг;
    •  реклама и маркетинговые коммуникации.

После выбора темы необходимо написать заявление на имя заведующего кафедрой (приложение 1). После утверждения руководителя ВКР студент приходит на первую консультацию к руководителю, которая предусматривает:

  •  обсуждение цели и задач работы, основных моментов избранной темы;
  •  консультирование по вопросам подбора литературы;
  •  составление предварительного плана;
  •  составление графика выполнения выпускной квалификационной работы.

Следующим этапом является работа с литературой. Необходимая литература подбирается студентами самостоятельно. Вначале целесообразно определить достаточно широкий круг источников по теме. Работая с литературой, необходимо: точно указывать фамилии и инициалы авторов, редакторов; записывать полностью название книг и статей; указывать место и год издания книг, их объем (количество страниц); выписывать названия журналов, их номер, год издания.

После подбора литературы целесообразно сделать рабочий вариант плана работы. В нем нужно выделить основные вопросы темы и подвопросы, раскрывающие их содержание. Составленный список литературы и предварительный вариант плана уточняются, согласуются на очередной консультации с руководителем.

Затем начинается следующий этап работы - изучение литературы. Только внимательно читая и конспектируя литературу, можно разобраться в основных вопросах избранной темы и подготовиться к самостоятельному (авторскому) изложению содержания выпускной квалификационной работы.

По мере накопления изученного материала возможны уточнения предварительного варианта плана или темы работы.

Систематизация и анализ изученной литературы по проблеме исследования позволяют студенту написать первую (теоретическую) главу. В ней раскрываются основные понятия, подходы к решению данной проблемы.

Выполнение выпускной квалификационной работы предполагает не только теоретическую, но и практическую часть, которая может включать в себя проведение определенного экспериментального исследования, разработку рекламной кампании; разработку рекламных коммуникационных систем, рекламного продукта; технологий производства рекламы. На основе разработанной программы студент осуществляет экспериментальную работу, результаты которой подвергаются анализу, статистической, математической обработке и представляются в виде текстового описания, таблиц, графиков, гистограмм и т.д. Практическая часть ВКР, включая программу экспериментального исследования и анализ полученных результатов, составляют содержание второй главы.

Рабочий вариант текста выпускной работы предоставляется руководителю на проверку. На основе рабочего варианта текста руководитель вместе со студентом обсуждает возможности доработки текста, его оформление и т.д.

После завершения работы над текстом на кафедре проходит предзащита выпускной квалификационной работы. После этого студент получает рекомендацию для защиты своей работы перед государственной экзаменационной комиссией. Не менее чем за 3 дня до защиты студент передает на кафедру окончательный вариант (печатный и электронный) выпускной квалификационной работы с отзывами руководителя и рецензента.

Защита выпускной работы включает:

вступительное слово студента (7-10 минут), в котором излагаются: актуальность проблемы; объект, предмет и цель исследования; раскрываются основные задачи и пути их решения; делается вывод о практической и теоретической значимости исследования, излагаются его основные результаты;

вопросы членов государственной аттестационной комиссии;

выступление научного руководителя с краткой характеристикой проделанной студентом работы;

выступление рецензента;

выступление и обмен мнениями членов государственной аттестационной комиссии;

подведение итогов защиты членами государственной аттестационной комиссии, которая выносит оценку ВКР на закрытом заседании.

При обсуждении оценки учитываются:

логика и научность вступительного слова;

степень сложности и актуальности проблемы;

практическая и теоретическая значимость работы;

ясность изложения, самостоятельное суждение, владение материалом;

умение студента отвечать на вопросы и замечания;

оформление работы;

мнение научного руководителя об отношении студента к подготовке и написанию работы;

оценка рецензента.

  1.  
    МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЙ АППАРАТ ВЫПУСКНОЙ
    КВАЛИФИКАЦ
    ИОННОЙ РАБОТЫ

Грамотно оформленный теоретико-методологический аппарат (актуальность, объект, предмет, цели, задачи и т.д.) выпускной работы является обязательным ее атрибутом и излагается во введении.

Актуальность

Выпускная работа, является квалификационной работой, и то, как ее автор умеет выбрать тему и насколько правильно он эту тему понимает и оценивает с точки зрения своевременности и социальной значимости, характеризует его научную зрелость и профессиональную подготовленность.

В работе должны быть четко определены тема и проблема исследования, которая отражает противоречия между определенным состоянием предмета исследования и требованиями его эффективного функционирования, а также между имеющимися теоретическими положениями в рамках исследуемой проблемы и новыми фактами.

Освещение актуальности должно быть немногословным. Начинать ее описание издалека нет особой необходимости. Достаточно в пределах 1-2 страниц показать главное - суть проблемной ситуации, из чего и будет видна актуальность темы.

Степень научной разработанности проблемы

Чтобы читателю выпускной работы сообщить о состоянии разработки выбранной темы, составляется краткий обзор литературы, который в итоге должен привести к выводу, что именно данная тема еще не раскрыта (или раскрыта лишь частично или не в том аспекте) и потому нуждается в дальнейшей разработке.

Обзор литературы по теме должен показать основательное знакомство студента со специальной литературой, его умение систематизировать источники, критически их рассматривать, выделять существенное, оценивать ранее сделанное другими исследователями, определять главное в современном состоянии изученности темы.

Материалы такого обзора следует систематизировать в определенной логической связи и последовательности и потому перечень работ и их критический разбор необязательно давать только в хронологическим порядке их публикации. Поскольку выпускная квалификационная работа обычно посвящается сравнительно узкой теме, то обзор работ следует делать только по вопросам выбранной темы, а вовсе не по всей проблеме в целом. В таком обзоре незачем также излагать все, что стало известно студенту из прочитанного, и что имеет лишь косвенное отношение к его работе. Но все сколько-нибудь ценные публикации, имеющие прямое и непосредственное отношение к теме выпускной работы, должны быть названы.

Иногда студент, не находя в доступной ему литературе необходимых сведений, берет на себя смелость утверждать, что именно ему принадлежит первое слово в описании изучаемого явления, однако позднее это не подтверждается. Разумеется, такие ответственные выводы можно делать только после тщательного и всестороннего изучения литературных источников и консультаций со своим научным руководителем.

Объект и предмет

Обязательным элементом введения является формулировка объекта и предмета исследования.

Объект — это процесс или явление, порождающее проблемную ситуацию и избранное для изучения.

Предмет — это то, что находится в границах объекта.

Объект и предмет исследования как категории научного процесса соотносятся между собой как общее и частное. В объекте выделяется та его часть, которая служит предметом исследования. Именно на него и направлено основное внимание, именно предмет исследования определяет тему работы, которая обозначается на титульном листе как ее заглавие.

Другими словами объект - это реально существующая действительность (природная и социальная). Под объектом познания принято понимать часть объективной реальности, которая на данном этапе становится предметом практической и (или) теоретической деятельности человека.

Совокупность особых законов и закономерностей функционирования и развития объекта исследования составляет предмет данной конкретной науки. Предметом познания считают зафиксированные в опыте и включенные в процесс практической деятельности человека стороны, свойства и отношения объекта, исследуемые с определенной целью в данных обстоятельствах и условиях. Таким образом, предмет исследования является более узким понятием, чем объект. Предмет является частью, стороной, элементом объекта.

Например,

  1.  объектом исследования может быть социальная реклама, а предметом исследования - особенности, закономерности развития наружной социальной рекламы в конкретном регионе в определенный период времени.
  2.  объект - здоровый образ жизни как социальная проблема. Предмет - особенности продвижения здорового образа жизни средствами рекламы.

Определять объект исследования необходимо таким образом, чтобы в него в качестве важнейшего элемента был включен предмет исследования, который соотносится с другими элементами данного объекта.

Цель и задачи

Цель и задачи исследования вытекают из проблемы, т.е. цель исследования состоит в том, чтобы разрешить какую-то проблему. Планируемый результат выпускного квалификационного исследования и выступает в качестве его цели.

Цели исследования могут быть связаны с:

обоснованием системы мер, направленных на решение проблемы;

обоснованием закономерностей общего или частного характера;

выявлением комплекса условий успешного решения некоторой задачи;

обоснованием подходов к решению проблемы и т.д.

Для достижения цели исследования выделяются конкретные задачи (их не должно быть много (не более 5-7)).

Задачи исследования могут включать в себя следующее (в зависимости от характера научной проблемы):

  •  решение определенных теоретических вопросов, входящих в общую проблему (выявление сущности исследуемого понятия; дальнейшее совершенствование его определения; разработка критериев эффективности и т.п.);
  •  экспериментальное изучение практики решения данной проблемы (выявление ее определенного состояния, недостатков и затруднений, причин и т.п.);
  •  обоснование необходимой системы мер для достижения цели;
  •  экспериментальная проверка предложенной системы мер с точки зрения соответствия ее критериям оптимальности (эффективности);
  •  разработка методических рекомендаций.

Формулировка задач обычно делается в форме перечисления (изучить..., описать..., установить..., выявить..., систематизировать…, разработать... и т.п.).

Формулировки задач необходимо делать как можно более тщательно, поскольку описание их решения должно составить содержание работы.

Задачи исследования должны быть относительно соизмеримы, не следует располагать рядом общие и частные задачи, которые являются элементом предыдущих. Формулировка задач не должна быть громоздкой.

Пример 1.

Цель - анализ особенностей развития наружной социальной рекламы в современной России.

Задачи:

  •  Проанализировать феномен социальной рекламы, его роль в жизни современного российского общества;
  •  Рассмотреть различные подходы к пониманию социальной рекламы;
  •  Изучить особенности использования наружных носителей, как средства передачи социальной рекламы;
  •  Изучить взаимосвязь между общезначимыми социальными, экономическими, политическими событиями и рынком социальной рекламы в целом, рынком наружной социальной рекламы – в частности;
  •  Разработать методику исследования особенностей и динамики развития наружной социальной рекламы в г. Барнауле в период с 2008 г. по 2011 г.;
  •  Выявить критерии эффективности наружной социальной рекламы г. Барнаула;
  •  Определить какие характеристики наружной социальной рекламы г. Барнаула наиболее эффективно воздействуют на целевую аудиторию.

Пример 2.

 Цель - сформировать модель продвижения здорового образа жизни средствами рекламы в условиях современного российского региона.

Задачи:

  •  Охарактеризовать категорию «образ жизни» с позиции разных научных подходов.
  •  Выявить сущностные характеристики здорового образа жизни и его ценностные составляющие.
  •  Охарактеризовать современное состояние проблемы формирования и продвижения здорового образа жизни в России.
  •  Обозначить место рекламы в продвижении здорового образа жизни.
  •  Проанализировать технологические аспекты создания эффективной рекламы здорового образа жизни.
  •  Разработать модель рекламной кампании по продвижению здорового образа  жизни для современного российского региона.
  •  Выработать критерии оценки эффективности рекламных мероприятий, направленных на продвижение здорового образа жизни.

Непременным требованием к выпускной квалификационной работе является логическое соответствие наименования темы исследования, объекта, предмета, целей и задач исследования структуре работы. Совокупность выдвинутых задач должна отражать цель исследования, которая, в свою очередь, должна соответствовать проблеме исследования.

Гипотезы

Гипотеза – форма предположения или допущения, содержащиеся в которой знания носят вероятностный характер, но пригодны для рассуждения о непонятном, ставшем предметом исследования.

Гипотеза это:

  •  вероятностное знание;
  •  достаточно обоснованное, но не истинное знание;
  •  знание, которое предполагает разрешение противоречия, лежащего в основе изучаемой проблемы;
  •  знание, которое содержит качественно новые моменты по сравнению с имеющимися;
  •  принципиально проверяемое знание.

Существуют следующие типы гипотез:

  •  описательного характера (с указанием причин и возможных следствий) и объяснительного (когда раскрываются возможные следствия из определенных факторов, а также условия, при которых эти следствия обязательно произойдут, т.е. раскрывается, в силу каких причин и обстоятельств данное исследование имеет место);
  •  основные и не основные (в соответствии с задачами исследования);
  •  первичные и вторичные (по последовательности выдвижения);
  •  гипотезы-основания и гипотезы-следствия (по степени общности).

Выдвижение гипотез – основной вид научного творчества,  связанный с объективной потребностью в новом знании, которое выступает средством поиска нового способа объяснения фактов, имеющихся в конкретных условиях и с определенной вероятностью влияющих на изучаемое явление.

В качестве источников гипотезы выступают новые факты, в которых предметная область включена в научно-практическое исследование. Т.е. когда для объяснения новых фактов недостаточно имеющихся знаний.

Цель выдвижения гипотез:

  •  сузить количество возможных догадок и предположений при решении проблемы;
  •  обеспечить ориентацию движения исследовательского поиска к желаемому результату.

Требования к выдвижению гипотез:

  •  гипотеза должна быть достаточно теоретически надежна и не противоречить научным фактам;
  •  гипотеза должна быть однозначно логически согласована с проблемой и целью;
  •  гипотеза должна быть применима к данным, заключенным в предварительном описании объекта и предмета исследования;
  •  количество выдвигаемых гипотез должно соответствовать количеству задач;
  •  гипотезы и задачи должны соответствовать друг другу в содержательном контексте;
  •  гипотеза должна заключать возможность эмпирической проверки;
  •  гипотеза не может содержать очевидные положения, не требующие доказательств, в формулировке гипотезы не должна идти речь об обосновании нормы («должна принадлежать», «должна развиваться», «необходимо организовать», «следует добиться» и пр.).

В заключении работы необходимо отметить, какие из первоначально выдвинутых гипотез подтвердились, от чего пришлось отказаться, что изменить, какие положения дали отрицательный результат и почему.

Пример.

Мы предполагаем, что:

  1.  Рассмотрение категории «образ жизни» с позиций разных научных подходов позволит выявить ее сущностные черты.
  2.  К сущностным характеристикам здорового образа жизни можно отнести негативное отношение к вредным привычкам и занятие физической культурой и спортом.
  3.  Современное состояние проблемы формирования и продвижения здорового образа жизни характеризуется низкой степенью разработанности.
  4.  В системе средств продвижения здорового образа жизни реклама играет ведущую роль.
  5.  К наиболее эффективным рекламным средствам продвижения здорового образа жизни можно отнести прямую рекламу в средствах массовой информации и наружную рекламу.
  6.  Значимая роль в рекламной кампании здорового образа жизни  может быть отведена событийным мероприятиям.
  7.  К наиболее важным критериям оценки эффективности рекламной кампании здорового образа жизни в современном российском регионе может быть отнесена степень охвата целевой аудитории.

Методы исследования

Обязательным элементом введения работы является также указание на методы исследования, которые служат инструментом в добывании фактического материала, являясь необходимым условием достижения поставленной в работе цели, в соответствии с учетом специфики задач, поставленных в выпускной работе.

Выбор методов исследования при выполнении выпускной квалификационной работы не является произвольным, а определяется особенностями решаемых ими задач, спецификой содержания проблем и возможностями исследования.

В работе целесообразно выделять теоретические и эмпирические методы.

Теоретические методы – анализ (традиционный анализ литературы), синтез (концептуальный синтез), моделирование, исторический метод, индукция и дедукция и др.

Эмпирические методы (методы сбора и анализа эмпирических данных):

  •  Методы сбора информации: наблюдение, анкетирование, интервью, контент-анализ, метод семантического дифференциала и др.
  •  Методы анализа данных: сравнительно-сопоставительный анализ, корреляционный анализ, факторный анализ, статистические методы анализа информации и др.

Практическая значимость работы 

Практическая значимость выпускной работы может проявить себя в обосновании новых и развитию действующих систем, методов и средств того или иного вида деятельности (рекомендации, аналитические материалы, формирование, реализация, совершенствование программ и т.п.).

Например,

Практическая значимость работы обусловлена разработкой модели рекламной кампании здорового образа жизни для Алтайского краевого общественного фонда Алексея Смертина «Юные дарования», которая реализуется в настоящее время.

Структура работы

Краткая структура выпускной квалификационной работы может быть изложена следующим образом: «Работа состоит из введения, двух глав, заключении, списка литературы и приложений». Рекомендуется краткое изложение, в одном-двух предложениях содержания каждой из глав.

Все, о чем говорилось выше, излагается во введении выпускной квалификационной работы, за которым следует основная часть.

Целесообразно основную часть выпускной квалификационной работы делить на теоретическую и практическую части.

Первая глава имеет теоретико-методологический характер и обычно называется «Теоретико-методологические основания анализа … (далее указывается предмет выпускной квалификационной работы)». Во второй главе излагаются результаты эмпирической части выпускной работы. Ее название должно соответствовать предмету исследования, но не должно буквально повторять ни его, ни темы выпускного исследования.

Каждая глава делится на несколько параграфов (обычно выделяют по 2-4 параграфа в каждой главе). Параграф - это текст внутри главы, содержащий логически важную часть главы. Параграфы делятся на абзацы, в которых содержится небольшая, но законченная мысль. Заголовки глав и параграфов должны быть краткими, четкими, последовательно раскрывающими содержание работы в целом. Необходимо соблюдать соответствие содержания главы или параграфа их заголовкам. В конце каждой главы, параграфа необходим обобщающий вывод и логический переход к следующему. В этой связи рекомендуется заканчивать каждый параграф и главу подведением итогов, из которых бы логически следовала необходимость дальнейшего рассмотрения проблемы. 

Все главы и параграфы должны быть соразмерны друг другу по структурному делению и по объему. Новую главу необходимо начинать с новой страницы.

В конце работы необходимо заключение, в котором делаются выводы на основе проведенного исследования и даются практические рекомендации. Выводы по проведенному студентом исследованию должны соответствовать гипотезам и поставленным задачам. Важно показать, решена ли каждая задача и как конкретно.

Фактически в заключении еще раз заходит речь об актуальности темы, но под новым углом зрения, а именно: с точки зрения перспектив дальнейших исследований проблемы. Поэтому в заключении, помимо формулировки результатов, говорится о том, какие вопросы остались неизученными, какие новые исследовательские вопросы возникли в результате работы.


3. ОФОРМЛЕНИЕ ВЫПУСКНОЙ КВАЛИФИКАЦИОННОЙ РАБОТЫ

Общие требования к оформлению выпускной квалификационной работы: шрифт - Times New Roman; размер - 14 пт; интервал - 1,5; поля - слева - 30 мм, справа - 15 мм, сверху - 20 мм, снизу - 20 мм. Текст печатается на одной стороне листа формата А 4. Страницы должны быть пронумерованы. Первой страницей считается титульный лист, цифра 1 на ней не ставится. На следующей странице (с содержанием работы) сразу ставится цифра 2, а затем 3 и т.д. Порядковый номер обычно ставится в правом нижнем углу.

Выпускная квалификационная работа должна иметь: титульный лист (см. приложение 2), содержание, текст работы (введение, основная часть, заключение), список литературы, приложения (иллюстрации, таблицы, диаграммы, схемы и т.д.).

Объем дипломной работы должен составлять 60-80 печатных страниц. Листы с текстом дипломной работы должны быть сшиты в переплет.

В содержании работы должна быть отражена ее структура с указанием страниц:

  •  введение;
  •  основная часть, которая обычно разбивается на 2 главы (первая глава содержит теоретико-методологические основания исследуемой проблемы, вторая (практическая) – анализ изучаемой проблемы, проведенный студентом), каждая из них, в свою очередь, должна быть разбита на 2-4 параграфа;
  •  заключение;
  •  список литературы;
  •  приложения.

При этом необходимо иметь в виду, что объем глав и параграфов должен быть соразмерен, названия глав не должны дублировать общее название работы.

Во введении должно быть отражено следующее:

  •  обоснование выбора темы, определение ее актуальности и значимости для науки и практики (приблизительно 1,5 страницы);
  •  степень научной разработанности темы (краткий обзор литературы по данной теме с указанием взглядов наиболее видных ученых на исследуемую проблему; фамилии ученых должны быть перечислены в алфавитном порядке);
  •  определение границ исследования (объект и предмет);
  •  указание основной цели работы и выделение задач;
  •  формулировка гипотез;
  •  указание методов исследования;
  •  описание теоретической и практической значимости дипломной работы;
  •  краткое изложение структуры работы.

Объем введения составляет до 10% текста работы, обычно около 5 страниц.

За введением следует основная часть, которая обычно состоит из двух глав. Существует несколько формальных систем структурирования текста в главы и параграфы.

Первая называется десятичной системой, в ней применяются только арабские цифры для глав, а нумерация параграфа образуется путем приписывания к номеру главы номера параграфа, который разделяют точкой. Таким образом, цифры «1.1» и «1.2» обозначают номера параграфов главы 1.

Стиль написания выпускной квалификационной работы должен быть научным, работа пишется от третьего лица (местоимение «я» не употребляются), рекомендуется использование выражений «можно считать», «допустим, что...» и т.д. При обсуждении научных положений того или иного автора следует применять одну и ту же форму времени настоящего или прошедшего. Следует избегать неопределенных слов и выражений, например: «что-то», «кое-что», «что-нибудь», «очевидно», «общеизвестно», «само собой разумеется», «естественно» и т.п.

В выпускной работе отражается значительный объем литературы, изученный студентом при ее написании. В работе используются цитаты, которые выполняют вполне определенную функцию, связанную с первоначальным латинским звучанием этого слова - подтверждение своей мысли или довода. При цитировании особого внимания заслуживают современная литература и первоисточники, вторичную литературу следует цитировать лишь в том случае, если требуется заимствовать аргументы или, наоборот, оспорить некоторые выводы авторов.

Цитирование не должно быть ни избыточным, ни недостаточным, так как и то и другое снижает уровень научной работы: избыточное цитирование создает впечатление компилятивности работы, а недостаточное цитирование при необходимости приведения цитат из использованных источников или хотя бы ссылки на них снижает научную ценность излагаемого в работе.

Цитируемый фрагмент должен быть небольшим по объему и заключаться в кавычки. В конце цитаты ставится цифра в квадратных скобках, обозначающая порядковый номер источника по списку литературы, который расположен в конце выпускной работы. После цифры через запятую указывается страница, откуда была взята цитата. Например, [5, с. 37]. Если цитируется одна и та же книга во второй раз, то в ссылке на нее изменяется только номер страницы. Например, [5, с. 41].

Литература, используемая при выполнении работы, должна быть соответствующим образом описана и изложена в виде списка, располагающегося в работе после заключения. В описание книги должны входить:

  •  фамилия и инициалы автора (фамилия предшествует инициалам);
  •  полное и точное название работы;
  •  после точки указывается название города, в котором издана книга. Название места издания приводится полностью, например: Барнаул, исключение составляют Москва (М.), Ленинград (Л.), Санкт-Петербург (СПб.), Киев (К.).
  •  после двоеточия указывается издательство, которое выпустило книгу;
  •  после запятой - год издания;
  •  через тире - общее количество страниц.

 Например: Огилви Д. Огилви о рекламе. М.: Эксмо, 2004. – 350 с.

Если не указывается издательство (что допустимо), то после места издания через запятую указывается год издания.

Например: Огилви Д. Огилви о рекламе. М., 2004. – 350 с.

Описание используемой журнальной или газетной статьи включает:

  •  фамилию и инициалы автора;
  •  полное и точное название статьи;
  •  наименование журнала или газеты (указывается после двойной косой черты);
  •  год издания (после запятой от наименования журнала/газеты; обозначается арабскими цифрами, слово «год» не пишется);
  •  номер журнала/газеты либо день и месяц издания (для газет);
  •  страницы журнала/газеты, на которых помещена статья.

 Например: Шигильчева И. На каждой улице - реклама! // Рекламные технологии, 2001, №8(37). С. 28-29.

Количество страниц (объем) работы обозначается одной буквой "с", стоящей после цифры, если описывается книга в целом (350 с.) или перед цифрой, если описывается статья из журнала или газеты (С. 45-83).

Использованные при выполнении работы литературные источники располагаются в списке в следующей очередности:

  1.  Официальные документы (законы, указы Президента, постановления правительства и т.п.) в хронологическом порядке.
  2.  Книги и статьи авторов на русском языке в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий книг, если автор не указан.
  3.  Литература на иностранных языках в алфавитном порядке фамилий авторов или заглавий книг, если автор не указан.
  4.  Интернет-ресурсы.

Иногда работа сопровождается приложениями, которые следуют за списком литературы в порядке их упоминания в тексте. В приложения обычно включают таблицы, графики, дополнительные материалы. Каждое приложение следует начинать с нового листа. В правом верхнем углу должно быть написано «Приложение» с указанием его номера. Каждое приложение должно иметь название.

Существуют определенные правила представления табличного материала. Цифровой материал, когда его много или когда имеется необходимость в сопоставлении и выводе определенных закономерностей, оформляют в виде таблиц. Таблицы могут быть представлены в основном тексте выпускной квалификационной работы. Большие таблицы (занимающие более 0,5 страницы) выносят в приложения.

Таблица представляет собой такой способ подачи информации, при котором цифровой или текстовой материал группируется в колонки, отграниченные одна от другой вертикальными и горизонтальными линиями.

По содержанию таблицы делятся на аналитические и неаналитические. Аналитические таблицы являются результатом обработки и анализа цифровых показателей. Как правило, после таких таблиц делается обобщение в качестве нового знания, которое вводится в текст словами: «таблица позволяет сделать вывод, что...», «из таблицы видно, что...», «таблица позволит заключить, что...» и т.п. Часто такие таблицы дают возможность выявить и сформулировать определенные закономерности. В неаналитических таблицах помещаются, как правило, необработанные статистические данные, необходимые лишь для информации или констатации.

Обычно таблица состоит из следующих элементов: порядкового номера и тематического заголовка, боковика, заголовков вертикальных граф, горизонтальных и вертикальных граф (основной части). Каждый заголовок над графой должен относиться ко всем данным в этой графе, а каждый заголовок строки в боковине – ко всем данным этой строки. Заголовок каждой графы должен быть по возможности кратким. Следует устранять повторы тематического заголовка в заголовках граф; устранять ярус с указанием единицы измерения, перенося ее в тематический заголовок; выносить в объединяющие заголовки повторяющиеся слова.

Все таблицы, если их несколько, нумеруют арабскими цифрами в пределах всего текста. Над правым верхним углом таблицы помещают надпись «Таблица...» с указанием порядкового номера таблицы (например «Таблица 4») без значка № перед цифрой и точки после нее. Если в тексте дипломной работы только одна таблица, то номер ей не присваивается. Таблицы снабжают тематическими заголовками, которые располагают посередине страницы и пишут с прописной буквы без точки на конце.

При переносе таблицы на следующую страницу «шапку» таблицы следует повторить и над ней поместить слова «Продолжение таблицы 4». Если «шапка» громоздкая, допускается ее не повторять. В этом случае пронумеровывают графы и повторяют их нумерацию на следующей странице. Заголовок таблицы не повторяют.

Все приводимые в таблицах данные должны быть достоверны, однородны и сопоставимы, в основе их группировки должны лежать существенные признаки.

Довольно часто студенты приводят цифровой материал в таблицах, когда его удобнее поместить в тексте. Такие таблицы производят неблагоприятное впечатление и свидетельствуют о неумении обращаться с табличным материалом. Поэтому перед тем как помещать какой-то материал в виде таблицы, следует решить, нельзя ли представить его в обычной текстовой форме. Помещать следует только те таблицы, которые трудно передать обычным текстом.

Пример оформления таблицы представлен в приложении 3.

При оформлении иллюстративного материала также существуют определенные правила.

Иллюстрировать выпускную квалификационную работу необходимо исходя из определенного общего замысла, который помогает избавиться от случайных иллюстраций, связанных с второстепенными деталями текста и предупредить неоправданные пропуски иллюстраций к важнейшим темам.

Все иллюстрации должны быть пронумерованы. Нумерация их обычно бывает сквозной, то есть через всю работу. Если иллюстрация в работе единственная, то она не нумеруется. В том месте, где речь идет о теме, связанной с иллюстрацией и где читателя нужно отослать к ней, помещают ссылку либо в виде заключенного в круглые скобки выражения «(рис. 3)», либо в виде оборота типа «как это видно на рис. 3» или «как это видно из рис. 3».

Подпись под иллюстрацией обычно имеет четыре основных элемента:

  •  обозначение иллюстрации сокращенным словом «Рис.» в верхнем правом углу;
  •  порядковый номер иллюстрации, который указывается без знака номера арабскими цифрами;
  •  тематический заголовок иллюстрации, содержащий текст с характеристикой изображаемого в наиболее краткой форме.

Схема — это изображение, передающее обычно с помощью условных обозначений и без соблюдения масштаба основную идею какого-либо предмета или процесса и показывающие взаимосвязь их главных элементов.

Диаграмма — один из способов графического изображения зависимости между величинами. Диаграммы составляются для наглядного изображения и анализа данных. В соответствии с формой построения различают диаграммы плоскостные, линейные и объемные. В ВКР наибольшее распространение имеют линейные диаграммы, а из плоскостных — столбиковые (ленточные) и секторные.

Кроме геометрического образа, диаграмма должна содержать ряд вспомогательных элементов:

  •  общий заголовок диаграммы;
  •  словесные пояснения условных знаков и смысла отдельных элементов графического образа;
  •  оси координат, шкалу с масштабами и числовые сетки;
  •  числовые данные, дополняющие или уточняющие величину нанесенных показателей.


Приложение 1

Форма заявления на выпускную квалификационную работу

Зав. кафедрой СТРиУ

___________________

(Ф.И.О., ученая степень, звание)

Студента ___ курса, группы ____

______________

(Ф.И.О. студента)

заявление.

Прошу разрешить написание выпускной квалификационной работы
по т
еме_________________________________________________________________

________________________________________________________________________

под научным руководством ________________________________________________

(Ф.И.О., ученая степень, звание научного руководителя)

Дата Подпись студента


Приложение 2

Образец оформления титульного листа выпускной квалификационной работы

Министерство образования и науки Российской федерации

федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального образования

«Алтайский государственный университет»

Факультет социологии

Кафедра социальных технологий, рекламы и управления

ВЫПУСКНАЯ КВАЛИФИКАЦИОННАЯ РАБОТА

по специальности 032401 - реклама

Тема: ______________________________________________________

Работа допускается к защите Выполнил

«___»__________ 201__ г. студент ____ курса,

Зав. кафедрой СТРиУ группы _____ ДО/ОЗО

Колесникова О.Н.,

к.с.н., профессор Ф.И.О.

______________________ ___________________

             (подпись)  (подпись)

                                                                                         Научный руководитель

                                                                 ___________________________

                                                               Ф.И.О., ученая степень, звание

                                                            _________________________

                                             (подпись)

                                       Работа защищена

                                                     «___»__________ 201__ г.

                                                Оценка _____________

                                         Председатель ГАК

                                                 ____________________

                                             (подпись)

Барнаул 201__


Приложение 3

Образец оформления табличного материала

          Таблица 1

Крупнейшие товарные категории на рынке наружной рекламы России в 2007 г.1

Товарная категория

Бюджет, млн. руб.

Доля, %

  1.  

Услуги сотовой связи

2 455,6

7,8

  1.  

Услуги банков

1 659,0

5,3

  1.  

Пиво

1 396,5

4,4

  1.  

Недвижимость

1 350,3

4,3

  1.  

Магазины бытовой техники

1 344,7

4,3

  1.  

СМИ

1 296,1

4,1

  1.  

Отдых и развлечения

1 233,3

3,9

  1.  

Мебельный магазины

1 211,1

3,9

  1.  

Автосалоны

1 127,8

3,6

  1.  

Автомобили

1 104,4

3,5

Итого

14 178,9

45,2


Приложение 4

Образец последней страницы выпускной квалификационной работы

Данная выпускная квалификационная работа  выполнена мной самостоятельно, плагиата не содержит. Все использованные в ней из опубликованной научной литературы и иных документов идеи, концепции, статистические материалы и факты сопровождены соответствующими ссылками.

«___» ___________201__г.

______________________   _______________________

(подпись студента) (расшифровка подписи)


Приложение 5

Образец отзыва научного руководителя

ОТЗЫВ

на выпускную квалификационную работу

Студента (ки)______________________________________________________

Группа____________________________________________________________

Специальность реклама

Специализация_____________________________________________________  

Факультет социологии

Тема ВКР_________________________________________________________

Научный руководитель______________________________________________

(Текст отзыва).

В целом работа отвечает требованиям, предъявляемым к дипломным работам и допускается к защите.

Научный руководитель  (Ф.И.О., ученая степень, звание,
дол
жность)

     _____________________________

     (подпись научного руководителя)

«___» ___________201__г.


Приложение 6

Образец рецензии

РЕЦЕНЗИЯ

на выпускную квалификационную работу

Студента (ки)______________________________________________________

Группа____________________________________________________________

Специальность реклама

Специализация_____________________________________________________  

Факультет социологии

Тема ВКР_________________________________________________________

Научный руководитель______________________________________________

(Текст рецензии).

В целом работа отвечает требованиям, предъявляемым к дипломным работам и заслуживает оценки ____________.

_____________________  ______________________________

(подпись рецензента)  (Ф.И.О., ученая степень, звание,
дол
жность, место работы рецензента)

М.П.

    

«___» ___________200__г.

1 Российский рекламный ежегодник. 2007. М.: ООО Домино, 2008. – С.214.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26635. САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ЧУМЕ КРС 9.74 KB
  Акт дефекации болезненный слизистая оболочка прямой кишки выпячивается приобретает темнокрасный цвет. При подостром течении отмечают снижение температуры заживление язв и эрозий на слизистых оболочках ротовой полости исчезновение признаков поражения желудочнокишечного тракта. Слизистая оболочка стенки ротовой полости покрыта толстым слоем тягучей слизи. Слизистая оболочка зева покрасневшая отечная местами покрыта крупозными пленками которые иногда снимаются легко а иногда после снятия их остается изъязвленная поверхность.
26636. САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ЧУМЕ СВИНЕЙ И БОЛЕЗНИ АУЕСКИ 6.13 KB
  САНИТАРНАЯ ОЦЕНКА ТУШ И ОРГАНОВ ПРИ ЧУМЕ СВИНЕЙ И БОЛЕЗНИ АУЕСКИ. БОЛЕЗНЬ АУЕСКИ острое инфекционное вирусное заболевание животных характеризующееся поражением ЦНС органов дыхания и сильным зудом в месте проникновения возбудителя; у свиней зуда не бывает. У взрослых свиней доброкачественно 13 дня выздоровление. У свиней овец отек гортани легких в дыхательных путях пенистая жидкость; часто поражаются гортань трахея.
26637. СЕПАРИРОВАНИЕ МОЛОКА. РАСЧЕТ ВЫХОДА СЛИВОК 7.84 KB
  СЕПАРИРОВАНИЕ МОЛОКА. Сепаратор аппарат служащий для разделения цельного молока на сливки и обезжиренное молоко. Через соответствующие отверстия разделенные фракции молока направляются в приемники рожки. Сепараторы могут быть открытые с поступлением молока и отводом сливок и обезжиренного молока открытыми потоками.
26638. СОЗРЕВАНИЕ МЯСА. ТОКСИКОИНФЕКЦИИ ПАРАТИФОЗНОГО ХАРАКТЕРА 21.82 KB
  СОЗРЕВАНИЕ МЯСА. Мясо только что убитого животного имеет плотную консистенцию при варке дает неароматный бульон из такого мяса почти невозможно выделить мясной сок реакция его близка к нейтральной оно жесткое плохо усваивается. В течение первых 24 часов после убоя животного в зависимости от температуры и других факторов пищевые качества и внешние показатели мяса резко меняются: мясо становится нежным мясной сок легко отделяется при варке мясо дает прозрачный ароматный бульон реакция его смещается в кислую сторону мясо хорошо...
26639. СОРТИРОВКА ЖИВОТНЫХ ПО УПИТАННОСТИ 26.52 KB
  Животные как сырье для мясоперерабатывающих предприятий должны отвечать определенным категориям упитанности. 1 категория мускулатура развита удовлетворительно формы туловища несколько угловатые лопатки выделяются бедра слегка подтянуты; остистые отростки спинных и поясничных позвонков седалищные бугры и маклоки выступают но не резко; отложения подкожного жира прощупываются у основания хвоста и на седалищных буграх щуп выполнен слабо; у волов мошонка слабо заполнена жиром и на ощупь мягкая. II категория мускулатура развита менее...
26640. СОСТАВ КОРОВЬЕГО МОЛОКА 14.01 KB
  СОСТАВ КОРОВЬЕГО МОЛОКА. Коровье молоко материнское молоко коров производится в больших количествах и является наиболее продаваемым видом молока животных. Витамины пигменты ферменты гормоны микроколичества Газы 5÷7 см на 100 см молока Углекислый газ 50÷70 Азот 20÷30 Кислород 5÷10 Аммиак следы. Сухой молочный остаток остаток после высушивания навески молока до постоянного веса при t=102÷105 C.
26641. Вертикальная зональность океана 158 KB
  Общепринятой во всех странах схемы вертикальных зон океана к сожалению пока не существует. Кроме того в некоторых частях Мирового океана различают также: псевдобатиаль фауну внутришельфовых депрессий от 250400 до 1200 м отделенных более или менее мелководными порогами обычно менее 200 м от собственно батиальной зоны примеры: фауна более или менее изолированных глубинных котловин норвежских фьордов и района Магелланова пролива Белого и Балтийского морей южной Аляски антарктического шельфа; псевдоабиссаль фауну обширных...
26642. Круговорот веществ в биосфере 88 KB
  Биогеохимические круговороты. Круговорот веществ в биосфере. Круговорот углерода. Круговорот кислорода.
26643. КУЛЬТУРНЫЙ ЛАНДШАФТ 27 KB
  Ландшафт культурный географический ландшафт измененный хозяйственной деятельностью человеческого общества и насыщенный результатами его труда. и природным ландшафтом нет резкой грани: в Л. основывается на познании связей как между компонентами ландшафта так и между его морфологическими составными частями урочищами фациями и предусматривает достижение максимального воспроизводства естественных в первую очередь биологических ресурсов предотвращение неблагоприятных природных процессов создание здоровой среды для жизни человека...