44360

Финансовое право. Н.М. Погребной

Книга

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Данное учебное пособие написано с целью оказания учебно-методической помощи студентам и другим заинтересованным лицам при изучении ими основных положений по финансовому праву. Разработанный материал позволит студентам использовать его в ходе лекционных занятий, при подготовке к семинарским, практическим занятиям, при написании курсовых работ и подготовке к экзаменам.

Русский

2014-03-31

912.5 KB

10 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

Федеральное агентство по образованию

Ярославский государственный университет им. П.Г. Демидова

Н.М. Погребной

Финансовое право

Учебное пособие
(в схемах)

Ярославль 2007


УДК 347.73

ББК Х 622я73

 П 43

Рекомендовано
Редакционно-издательским советом университета
в качестве учебного издания. План 2007 года

Рецензент
Кафедрой бухгалтерского учета и финансов

Ярославского государственного университета им. П.Г. Демидова

д-р эконом. наук А. Кальсин

П 43

Погребной Н.М. Финансовое право: учебное наглядное пособие

/ Н.М. Погребной; Яросл. гос. университет. – Ярославль: ЯрГУ, 2007. – 84 с.

Данное учебное пособие написано с целью оказания учебно-методической помощи студентам и другим заинтересованным лицам при изучении ими основных положений по финансовому праву.

Разработанный материал позволит студентам использовать его в ходе лекционных занятий, при подготовке к семинарским, практическим занятиям, при написании курсовых работ и подготовке к экзаменам.

Учебное пособие построено, исходя из учебных программ, в основном в виде схем, рисунков и таблиц. Материал изложен в максимально доступной форме.

Предназначено для студентов, обучающихся по специальности Правоведение (Финансовое право).

УДК 347.73

ББК Х 622я73

 Ярославский
государственный
университет, 2007

 Н.М. Погребной, 2007


Раздел 1


ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА

Финансовая деятельность любого государства представляет собой процесс собирания, распределения (перераспределения) и использования денежных средств, обеспечивающих практическое выполнение функций государства (социальной, экономической, военной и др.)

Финансовая деятельность вызвана объективной необходимостью распределения и перераспределения в денежной форме национального дохода. Это первое объективное условие существования финансовой деятельности.

Товарное производство и действие закона стоимости объективно определили необходимость существования денег, кредита, других экономических категорий, что является вторым условием существования финансовой деятельности (см. схему I).

В процессе осуществления финансовой деятельности государство решает в данной сфере следующие три задачи:

1. В соответствии с федеральным бюджетом – финансовым планом обеспечить плановое собирание и распределение (перераспределение) денежных фондов в соответствии с целями государства.

2. Распределить фонды денежных средств таким образом, чтобы стимулировать развитие процесса производства.

3. Осуществить финансовый контроль за законностью и целесообразностью собирания, распределения и использования денежных ресурсов (см. схему 2).

Финансовая деятельность осуществляется государством с помощью разнообразных методов, различие которых определяется тем, с какими субъектами государство вступает в отношения, и какие конкретные условия собирания и распределения денежных фондов стоят перед ними. В зависимости от двух сторон финансовой деятельности, методы ее осуществления делятся на две группы:

1) методы собирания фондов денежных средств;

2) методы их распределения и использования (см. схему 3).

Методы собирания (мобилизации) фондов денежных средств делятся на следующие виды:

а) налоговый метод – используется государством для изъятия части доходов граждан, государственных и негосударственных предприятий, организаций и учреждений в бюджет;

б) метод обязательных взносов (платежей) юридическими лицами в Пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования и др.;

в) метод добровольного привлечения денежных средств в форме вкладов населения в банк, приобретение облигаций и других ценных бумаг;

г) метод взимания пошлин, то есть платы за услуги, оказываемые уполномоченными на то органами (судебная, таможенная пошлина и т п.);

д) метод страхования, с помощью которого образуются страховые фонды;

е) эмиссия денег – дополнительный выпуск денежных средств в обращение (см. схему 4).

Ко второй группе – методам распределения фондов денежных средств – относятся (см. схему 5):

а) финансирование – плановая, целевая, безвозмездная и безвозвратная выдача государственных денежных средств из бюджета;

б) кредитование – плановая, целевая, но возвратная и возмездная выдача средств в форме банковских ссуд;

в) выплаты страховых возмещений, пенсий, пособий, выигрышей, осуществляемые из образованных ранее соответствующих фондов;

г) осуществление расчетов между различными субъектами (см. схему 8 – 13). Согласно Положению ЦБ РФ «О безналичных расчетах в РФ» от 3.10.2002 г. № 2П».

Понятие финансов

(см. схему 6)

Совокупность однородных, взаимосвязанных по формам и методам аккумуляции или распределения денежных средств, экономических отношений принято называть финансовым институтом, к которым относятся, например, все отношения в области бюджета или все отношения в области налогов или кредита.

В свою очередь, совокупность и взаимосвязь всех финансовых институтов (групп экономических отношений) образует финансовую систему (см. схему 7).

1. Государственные финансы включают в себя бюджетную систему, внебюджетные фонды (социального страхования, обязательного медицинского страхования, пенсионный фонд), государственный кредит.

2. Институт финансов предприятий, учреждений и организаций объединяет финансы предприятий, функционирующих на коммерческих началах, финансы учреждений и организаций, осуществляющих некоммерческую деятельность и финансы общественных объединений.

3. Институт кредитования образует отношения, возникающие между вкладчиками и банками, иными кредитными организациями по поводу привлечения денежных средств, а также предоставления банковских ссуд.

4. В сфере страховых отношений каждое из звеньев, представленное особой отраслью страхования, подразделяется по видам страхования: личное, имущественное, страхование ответственности и перестрахование.


Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства

Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства

Схема 3. Методы финансовой деятельности

Схема 4. Методы мобилизации фондов денежных средств


Схема 5. Методы распределения и перераспределения
фондов денежных средств

 

Схема 6. Понятие финансов


Схема 7. Финансовая система государства


Безналичные расчеты

Схема 8. Безналичные расчёты. Принципы безналичных расчетов.

Безналичные расчеты – это платежи, осуществляемые без применения наличных денег.

Принципы безналичных расчётов:

1. Безналичные расчёты производятся через банки, в которых открываются соответствующие счета.

2. Списание средств со счёта предприятия может быть осуществлено только с его согласия (акцепта).

3. Принципы очерёдности списания средств со счёта клиента.

4. Принцип срочности платежа.

5. Принцип обеспеченности платежа.

Для открытия расчётного счёта

в банк представляются следующие документы:

1. Заявление.

2. Карточки с образцами подписей в двух экземплярах с оттиском печати, заверенные нотариально.

3. Копия устава АО (заверенные нотариально).

4. Справка о государственной регистрации.

5. Справки от налоговой инспекции, ПФ, ФСС, ФОМС.

6. Баланс (бизнес-план).


Расчётные документы. Виды. Правила оформления

Расчётный документ представляет собой оформленное в виде документа на бумажном носителе или (в установленных случаях) электронноплатёжного документа:

- распоряжение плательщика о списании денежных средств со своего счёта и их перечислении на счёт получателя средств;

- распоряжение получателя средств (взыскателя) на списание денежных средств со счёта плательщика и перечисление на счёт, указанный получателем средств.

Виды расчётных документов:

1. Платежные поручения.

2. Аккредитивы.

3. Чеки.

4. Платежные требования.

5. Инкассовые поручения.

Правила оформления

   Исправления, помарки и подчистки, а также использование корректирующей
            жидкости в расчётных документах не допускаются.

Расчётные документы действительны в течение 10 дней, не считая дня выписки.

Реквизиты расчётного документа:

1. Наименование.

2. Номер документа, число, месяц и год его выписки.

3. Вид платежа.

4. Наименование плательщика, номер его счёта, ИНН.

5. Наименование и местонахождение банка плательщика, номер счёта.

6. Наименование получателя средств, номер его счёта, ИНН.

7. Наименование и местонахождение банка получателя, номер счёта.

8. Назначение платежа.

9. Сумма платежа, обозначенная цифрами и прописью.

10. Очередность платежа.

11. Вид операции.

12. Подписи уполномоченных лиц и оттиск печати.


Расчёты платёжными поручениями

Схема 9. Документооборот при последующей оплате

Схема 10. Документооборот при предварительной оплате


Расчеты чеками

Схема 11. Документооборот при расчетах чеками

Схема 12. Расчеты платежными требованиями

Аккредитивная форма расчетов

Схема 13. Документооборот при аккредитивной форме расчетов


Раздел 2


ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА

Предметом финансового права, как и всякой другой отрасли права, являются определенные общественные отношения, имеющие свои специфические особенности. Важнейшие черты отношений, составляющих предмет финансового права, заключаются в том, что они:

1) складываются в сфере финансовой деятельности и связаны с организующей ролью государства по распределению и перераспределению национального дохода в целях образования необходимых обществу фондов потребления и фондов накопления (см. схему 14);

2) связаны с плановым образованием и использованием денежных фондов в обществе;

3) объектом этих отношений рассмартивают деньги или денежные обязательства, связанные с образованием и использованием денежных фондов (см. схему 15).

Под системой финансового права следует понимать единство, взаимосвязь и дифференциацию финансово-правовых норм по разделам этой отрасли, институтам с учетом особенностей содержания регулируемых ими общественных отношений. Система финансового права делится на общую и особенную части.

Нормы общей части закрепляют основные начала финансовой деятельности государства, ее задачи, формы и методы осуществления, устанавливают правовые основы финансового контроля, круг и компетенцию органов, участвующих в финансовой деятельности.

Особенная часть финансового права включает в себя разделы, группы норм, регулирующих отношения в области бюджета, государственных доходов, государственных расходов, государственного кредита, страхования, банковского кредита и расчетов, денежного обращения и валюты.

Названные разделы, в свою очередь, объединяют ряд институтов, обусловленных известной спецификой регулируемых отношений. В системе финансового права выделяют также подотрасли налогового, банковского права (см. схему 16).

Юридической формой осуществления финансовой деятельности являются финансово-правовые акты. Они издаются уполномоченными на то государственными органами. Финансово-правовые акты весьма многообразны. Их можно классифицировать по различным критериям:

- по юридической силе финансово-правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты, которые, как правило, устанавливают общие правила поведения, обращены к широкому кругу лиц и организаций, рассчитаны на неоднократное, длительное применение;

- по органам, издающим финансовые акты, они делятся на две группы:

а) акты органов представительной власти;

б) акты органов исполнительной власти.

Названные акты в области финансов подразделяются на:

1) Указы Президента Российской Федерации;

2) финансовые акты, издаваемые органами общей компетенции (Правительство РФ);

3) финансовые акты, издаваемые специальными финансовыми и кредитными органами (Министерство финансов, Центральный банк и др.);

4) финансовые акты, издаваемые отраслевыми министерствами, ведомствами, отделами и управлениями местных органов (см. схему 17).

Отношения, складывающиеся в процессе планового собирания и распределения денежных средств, – финансовые отношения, которые обусловлены необходимостью распределения национального дохода для удовлетворения общественных потребностей. Урегулированность их финансово-правовыми нормами придает им форму финансовых правоотношений.

Следовательно, общественные отношения, складывающиеся в процессе финансовой деятельности государства и урегулированные нормами финансового права, представляют собой финансовые правоотношения.

Они имеют ряд особенностей:

1. Одним из субъектов всегда является само государство, которое выступает в них непосредственно или через специально управомоченные органы (финансовые, кредитные), чем обусловлено неравное положение субъектов правоотношений.

2. Объектом финансовых правоотношений являются деньги или денежные обязательства в связи с образованием и использованием общегосударственного и других денежных фондов, с формированием доходов и расходов.

3. Права и обязанности субъектов финансовых правоотношений определяются не договором или другой формой соглашения сторон, а непосредственно законом (или подзаконным актом) (см. схему 18).

Группы финансовых отношений (см. схемы 19- 25).


Схема 14. Предмет финансового права

Схема 15. Финансовое право как отрасль права

Схема 16. Система финансового права

Схема 17. Юридические формы финансовой деятельности

(виды финансово-правовых актов)


Схема 18. Финансовые правоотношения


 

Схема  19. Структура финансовых отношений предприятий

Схема 20. Финансовые потоки в экономике

Схема 21.Финансовые отношения между государством и населением

   Схема 22. Финансовые отношения между государством и предприятиями

         Схема 23. Финансовые отношения между предприятием и населением

      Схема 24. Финансовые отношения между государством и регионами

   

Схема 25. Финансовые отношения между предприятиями

Раздел 3

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ

Финансовый контроль представляет собой один из видов государственного контроля за образованием, распределением и использованием ресурсов всех звеньев финансовой системы. Он направлен на проверку расходования государственных средств, своевременности и полноты мобилизации государственных ресурсов, законности расходов и доходов всех звеньев финансовой системы, соблюдения правил учета и отчетности.

В зависимости от органов, его осуществляющих, он подразделяется на государственный, внутрихозяйственный, аудит. Государственный контроль, в свою очередь, делится на общегосударственный и ведомственный.

Общегосударственный контроль осуществляют парламент, Правительство, Федеральная налоговая служба, Федеральное казначейство, Министерство финансов, Центральный банк России, правоохранительные органы и др.

Ведомственный контроль осуществляется в отраслях ревизорами вышестоящих органов на подчиненных предприятиях и в организациях.

Внутрихозяйственный контроль осуществляется специализированными подразделениями в структуре хозяйствующих субъектов.

Аудит – негосударственные, независимые, хозрасчетные контрольные органы, проводящие ревизии и проверки на предприятиях и в организациях всех форм собственности.

По времени осуществления финансовых проверок контроль делится на предварительный, текущий и последующий (см. схему 26).

По содержанию финансовый контроль подразделяется на:

1) бюджетный — проводимый такими органами, как Парламент, Правительство, Федеральное казначейство, правоохранительные органы.

2) налоговый – осуществляют Федеральная налоговая служба,  иные правоохранительные органы;

3) банковский — контроль, проводимый ЦБ РФ, аудиторскими фирмами, правоохранительными органами;

4) валютный контроль – осуществляет ЦБ РФ, Федеральная служба России по валютному и экспортному контролю, иные органы и агенты валютного контроля; правоохранительные органы;

5) контроль за страховой деятельностью – проводится Департаментом страхового надзора Министерства финансов РФ и правоохранительными  органами;

6) таможенный контроль – осуществляется Федеральной таможенной службой (см. схему 27).

Роль финансового контроля (см. схему 28).

Структура государственной налоговой службы установлена Указом Президента Российской Федерации «О Государственной налоговой службе Российской Федерации» от 31 декабря 1991 года и включает в себя главное управление – Федеральную налоговую службу Российской Федерации, возглавляемую председателем, назначаемым Президентом страны.

В республиках в составе Российской Федерации, в краях, областях, автономных образованиях созданы Государственные налоговые инспекции, в районах, городах и районах в городах также функционируют местные государственные налоговые инспекции.

Цели и задачи налоговой службы как единой и независимой системы контроля за соблюдением налогового законодательства, права и обязанности налоговых инспекторов закреплены в Законе РСФСР «О Государственной налоговой службе РСФСР» от 21 марта 1991 года.

Структура ФНС изображена на схемах 29.

Финансовый контроль осуществляется с помощью различных способов, т. е. методов, к которым относятся: проверка, обследование, анализ материалов и другие (см. схему 30). Основным методом финансового контроля является ревизия, которая осуществляется специально созданной комиссией. По окончании ревизии составляется акт ревизии – документ, имеющий важное юридическое значение. Он подписывается членами комиссии, руководителем и главным бухгалтером проверяемого предприятия, организации. В акте ревизии указываются ее цели, основные результаты проверки, выявленные факты нарушений, виновные лица и предлагаются меры ответственности для виновных должностных лиц (см. схему 31).

Независимый финансовый контроль осуществляется аудиторами (аудиторскими фирмами). В соответствии с правилами аудиторской деятельности в Российской Федерации, утвержденными Указом Президента РФ от 7 августа 2001 г. № 119-ФЗ аудиторские проверки делятся на обязательные, прямо предусмотренные законодательными актами РФ или по поручению правоохранительных органов, и инициативные — по решению хозяйствующего субъекта. В зависимости от сферы проведения аудита он делится на банковский, аудит внебюджетных, инвестиционных фондов и бирж, аудит страховых организаций и общий аудит. Аудиторская проверка может проводиться силами самих хозяйствующих субъектов и в этом случае она называется внутрифирменным аудитом, если же проверку проводит аудиторская фирма (аудитор), она относится к внешнему аудиту (см. схему  32).

Схема 26. Виды финансового контроля


 

Схема 27. Виды финансового контроля


Схема 28. Роль финансового контроля в охране собственности 

Схема 29. Структура Федеральной налоговой службы РФ

Схема 30. Методы финансового контроля

Схема 31. Классификация (виды) ревизий


 

Схема 32. Виды аудита


Раздел 4

БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РФ.

Внебюджетные социальные фонды.

Бюджет может быть рассмотрен как категория экономическая и правовая, и в этом смысле он определяется как закон, которым утверждается основной финансовый план государства. В данном определении выделяются следующие признаки:

1. Бюджет – это общегосударственный, централизованный фонд денежных средств, создаваемый для покрытия государственных расходов.

2. Бюджет – это финансовый план государства, в котором указаны его доходы и расходы в предстоящем году.

3. Бюджет – это основной финансовый план государства, на основании и во исполнение которого принимаются все остальные финансовые планы – схемы  33 - 39.

Бюджетная система представляет собой совокупность федерального бюджета РФ, республиканских бюджетов республик, входящих в РФ, иных бюджетов субъектов федерации и местных бюджетов (см. ст. 10 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ с изменениями и дополнениями).

Под бюджетным устройством понимается организация бюджетной системы; принципы ее построения, к которым относится единство, полнота, реальность, гласность и самостоятельность всех бюджетов, входящих в бюджетную систему РФ –  схема 40 (см. раздел 1 части 2 Бюджетного кодекса Российской Федерации от 31.07.1998 г. № 145-ФЗ).

Бюджетный процесс – регламентированная законная деятельность органов власти по составлению, рассмотрению, утверждению и исполнению бюджетов.

Финансовый (бюджетный) год устанавливается в 12 месяцев (с 1 января по 31 декабря).

Закон четко определяет стадии бюджетного процесса – схему 42.

В целях достижения сбалансированности бюджетов всех уровней используются различные методы бюджетного регулирования: закрепленные доходы — доходы, которые полностью или в твердофиксированной доле на постоянной или долговременной основе в установленном порядке поступают в соответствующий бюджет; регулирующие доходы – доходы, которые в целях сбалансирования доходов и расходов поступают в соответствующий бюджет в виде процентных отчислений от налогов или других платежей по нормативам, утвержденным в установленном порядке на следующий финансовый год; дотация – сумма, выделяемая из бюджета вышестоящего уровня в случаях, если закрепленных и регулирующих доходов недостаточно для формирования минимального бюджета нижестоящего территориального уровня; субвенция – сумма, выделяемая на определенный срок из бюджета вышестоящего уровня на конкретные цели для выравнивания социально-экономического развития соответствующего национально-государственного или административно-территориального образования; субсидия – сумма, выделяемая на финансирование определенных мероприятий и предполагающая долевое участие нижестоящих бюджетов в этом финансировании; трансферт – перевод средств из фонда финансовой поддержки регионов в бюджеты нижестоящего территориального уровня; секвестр – специальный механизм бюджетного регулирования, заключающийся в пропорциональном снижении государственных расходов ежемесячно по всем незащищенным статьям бюджета – см. схему 58       (Закон РФ от 15 июля 1992 г. «О субвенциях республикам в составе Российской Федерации; краям, областям, автономной области, автономным округам, городам Москве, Санкт-Петербургу»; Закон РФ от 15 апреля 1993 г. «Об основах бюджетных прав и прав по формированию использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе Российской Федерации, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления»; Федеральный закон от 10 сентября 1997 г. «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации».

Внебюджетные социальные фонды приводятся на стр. 47-51.

Схема 33. Понятие бюджета

Схема 34. Триединство бюджета

Функции бюджета

   1.  Главное орудие перераспределения государственного дохода и валового внутреннего продукта. Используется для межотраслевого и территориального перераспределения.

   2.  Важный инструмент регулирования и стимулирования экономики и инвестиций, повышения эффективности производства.

   3.  Имеет социальную направленность: поддержка наименее    защищенных слоев населения, учреждений образования, здравоохранения и культуры.

   4.  Оказывает воздействие на отрасли хозяйства и учреждения производственной сферы.

   5.  Организатор распределительных процессов в народном хозяйстве. Влияет на размеры накоплений, определяет степень участия предприятий в формировании доходов бюджетной сферы РФ.

   6.  Контрольная функция позволяет узнать, насколько своевременно и полно финансовые ресурсы поступают в распоряжение государства, как фактически складываются пропорции в распределении бюджетных средств, эффективно ли они используются.

Роль бюджета

1. Создаёт материальную основу функционирования государства.

2. Развивает государственный сектор экономики, создаёт производственную и социальную инфраструктуру, стимулирует научно-технический прогресс.

3. Воздействует на производство и накопление капитала, сферу потребления и демонополизацию.

4. Проведении политики социального маневрирования.

Схема 35. Построение консолидированного бюджета Российской

Федерации (цифрами обозначены соответствующие уровни бюджетов)

Схема  36. Построение консолидированного бюджета сельского района

Схема  37. Построение консолидированного бюджета субъекта РФ

(на примере области)

Схема 38. Построение консолидированного бюджета города,

имеющего районное деление

состоит

Схема 39. Структура Федерального бюджета

Схема 40. Бюджетная система государства

Таблица 1

Принципы бюджетной системы Российской Федерации

Принципы

Определение

1 . Единство бюджетной системы.

Единообразие правовой базы, денежной системы, форм бюджетной документации, принципов бюджетного процесса, санкций за нарушения бюджетного законодательства, единый порядок финансирования расходов и ведения бухгалтерского учета бюджетов.

2. Разграничение доходов и расходов между уровнями бюджета.

Закрепление видов доходов (полностью или частично) и полномочий по осуществлению расходов за соответствующим уровнем органов власти.

3 . Самостоятельность бюджетов.

Право законодательных органов власти самостоятельно осуществлять бюджетный процесс, наличие собственных источников доходов бюджетов, определение направлений расходования средств бюджетов, недопустимость и изъятия дополнительных доходов и сэкономленных средств.

4. Полнота отражения доходов и расходов бюджетов.

Все доходы и расходы подлежат отражению в бюджетах в обязательном порядке и в полном объеме. Все государственные расходы подлежат финансированию за счет бюджетных средств.

5. Сбалансированность бюджетов.

Объем бюджетных расходов должен соответствовать объему доходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита с целью минимизации дефицита бюджета.

6. Эффективность и экономность использования бюджетных средств.

Необходимость достижения заданных результатов с использованием наименьшего объема средств.

7. Общее (совокупное) покрытие расходов бюджетов.

Все расходы должны покрываться доходами бюджета, которые не могут быть увязаны с определенными расходами бюджета за исключением доходов целевых бюджетных фондов.

8. Гласность.

Обязательное опубликование в открытой печати утвержденных бюджетов и отчетов об их исполнении, полнота предоставления информации о ходе исполнения бюджетов.

9. Достоверность бюджета.

Надежность показателей прогноза социально-экономического развития данной территории и реалистичность расчета показателей бюджета.

10. Адресность и целевой характер бюджетных средств.

Бюджетные средства выделяются конкретным получателям бюджетных средств с обозначением направления их на финансирование конкретных целей.

Бюджетный механизм

Бюджетный механизм – это система мероприятий, проводимая государством по линии бюджетных расходов и доходов.

Задачи бюджетного механизма:

1. Удержать экономику от спада производства.

2. Обеспечить финансовую стабилизацию.

3. Стимулировать     инвестиционную     деятельность, увеличить долю накопления в НД.

4. Сократить непроизводительные расходы бюджета на дотации.

5. Укрепить    доходную    базу    бюджета    за    счёт совершенствования  налогообложения  и  контроля над полнотой уплаты налогов.

6. Создание    системы    финансового    контроля    за эффективным и целенаправленным использованием госрасходов.

7. Усиление   контроля   над  величиной государственного долга.

Бюджетный дефицит и методы его покрытия

Бюджетный дефицит –  это превышение расходов бюджета над его доходами.

Последствия:

1. Рост государственного долга.

2. Рост налогов, повышение инфляции.

3. Снижение темпов экономического роста, увеличение безработицы.

Схема 41. Бюджетный дефицит и методы его покрытия

Таблица 2

Доходы федерального бюджета в 2001-2003 гг.

Виды доходов

Годы

2001 г.

2002 г.

2003 г.

Испол-нено, млрд. руб.

уд. вес, %

ожидаемое исполнение, млрд. руб

уд. вес, %

Проект ФБ, млрд. руб.

уд. вес, %

I Налоговые доходы

1460,4

91,6

1701,8

77,9

1892,4

78,3

в том числе:

1. НДС

639,0

40,1    I

770,6

35,3     I

946,2

39,1       I

2. Акцизы

203,1

12,7  IV

217,7

10,0   IV

231,4

9,6      IV

3. Таможенные пошлины и сборы

в том числе:

331,3

20,8   II

318,6

14,6   III

290,9

12,0    III

ввозимые пошлины

104,2

6,5

126,5

5,8

105,3

4,4

вывозимые пошлины

227,1

14,3

192,1

8,8

185,6

7,6

4. Налоги на совокупный доход

4,8

0,3

5,0

0,2

8,5

0,4

5. Платежи за пользование природными ресурсами

49,7

3,1

195,5

8,9      V

183,1

7,6      V

6. Прочие налоги

232,5

14,6  III

194,4

8,9

232,3

1,0

II Неналоговые доходы, всего

116,3

7,3

130,5

6,0

145,7

6,0

в том числе:

1. доходы от имущества, находящегося в государственной собственности

60,0

3,8

64,9

3,0

83,2

3,4

2. доходы от внешнеэкономической деятельности

51,5

3,2

59,8

2,7

55,9

2,3

3. Прочие неналоговые поступления

4,8

0,3

5,8

0,3

6,6

0,3

III Доходы целевых бюджетных фондов

17,3

1,1

351,1

16,1    II

379,7

15,7      II

Итого:

1594

100,0

2183,4

100,0

2417,8

100,0

Таблица 3

Расходы федерального бюджета в 2001-2003 гг.

Виды расходов

2001г.

2002 г.

2003 г.

Фактически исполнено, млрд. руб.

уд. вес, %

ожидаемое исполнение млрд. руб.

уд. вес, %

проект ФБ, млрд. руб.

уд. вес, %

1. Государственное управление

53,8

4,1

78,6

3,7

92,0

3,9

2. Международная деятельность

23,8

1,8

42,8

2,0

49,7

2,1

3. Национальная оборона, правоохранительная деятельность и обеспечение безопасности

396,6

30,0  I

485,9

23    II

590,4

25,2   II

4. Фундаментальные исследования и содействие НТГР

23,7

1,8

29,9

1,4

40,3

1,7

5. Народное хозяйство

105,0

8,0    

139,7

6,7    V

98,8

4,2

6. Охрана окружающей среды

5,3

0,4     

9,6

0,5

10,8

0,5

7. Развитие рыночной инфраструктуры

0,1

-

-

-

0,1

-

8. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

6,9

0,5

8,7

0,4

20,7

0,9

9.Образование

54,5

4,1

79,9

3,8

97,6

4,2

10.Культура

6,7

0,5

10,2

0,5

13,9

0,6

11.СМИ

7,5

0,6

10,1

0,5

11,9

0,5

12.Здравоохранение и физическая культура

23,1

1,7

31,5

1,5

39,3

1,7

13.Социальная политика

112,3

8,5   IV

501,9

23,8    I

150,7

6,4    IV

14.Обслуживание государственного долга

231,1

17,5   I

266,6

12,7   IV

277,5

11,8  III

15.Пополнение государственных запасов

0,3

-

0,7

-

21,0

0,9

16. Финансовая помощь бюджетам других уровней

230,0

17,4  III

274,8

13,0   III

711,4

30,3    I

17.Утилизация и ликвидация вооружений

6,6

0,5

10,3

0,5

10,8

0,5

18.Мобподготовка

0,9

0,1

0,5

-

0,5

19.Исследование и испытания космического пространства

7,0

0,5

9,6

0,5

7,6

0,3

20.Военная реформа

5,5

0,4

16,6

0,8

14,6

0,6

21.Дорожное хозяйство

-

-

67,2

3,2

79,1

3,4

22.Целевые бюджетные фонды

14,5

1,1

13,9

0,7

14,0

0,6

23.Прочие расходы

6,7

0,5

17,0

0,8

-7,1

-0,3

Всего:

1321,9

100,0

2106,0

100,0

2345,6

100,0

Таблица 4

Доходы и расходы федерального бюджета на 2006 г.

Доходы Федерального бюджета на 2006 г.

млрд.руб.

%

Всего поступлений в т.ч.

5046,1

100

1.

Налоги на прибыль

344,8

6,8

V

2.

ЕСН

302,1

6,0

VI

3.

Налоги на  товары,  реализуемые на территории  РФ в т.ч. НДС

1212,2

1123,7

24,0

22,3

II

4.

Налоги на  товары, ввозимые на территории  РФ  

532,3

10,5

IV

5.

Налоги за пользование природными ресурсами

753,3

14,9

III

6.

Госпошлина

23,1

0,5

7.

Доходы  от внешнеэкономической  деятельности (там.пошлина)

1662,9

33,0

I

8.

Доходы от использования имущества, находящегося в государственной   и муниципальной собственности

85,8

1,7

9.

Платежи при пользовании природными ресурсами

29,5

0,6

10.

Доходы от оказания платных услуг

89,8

1,8

11.

Доходы от продажи материальных и нематериальных активов

1,3

-

12.

Административные платежи  и сборы

3,5

0,1

13.

Штрафы, санкции, возмещение ущерба

2,1

-

14.

Прочие неналоговые доходы  

3,3

0,1

15.

Целевые отчисления от государственных  лотерей    

0,1

-

Расходы Федерального

бюджета на 2006 г.

млрд.руб.

%

Всего поступлений в т.ч.

4270

100

1.

Общегосударственные расходы

638,9

14,96

III

2.

Национальная оборона

666,0

15,6

II

3.

Национальная безопасность и правоохранительная деятельность

541,6

12,68

IV

4.

Национальная экономика             

339,3

7,95

V

5.

ЖКХ

38,9

0,91

6.

Охрана окружающей среды            

6,3

0,15

7.

Образование

201,6

4,72

8.

Культура,  кинематография, СМИ   

51,2

1,2

9.

Здравоохранение и спорт            

149,1

3,49

10.

Социальная политика

205,3

4,81

11.

Межбюджетные трансферты

1431,8

33,53

I

 

ФЗ № 189 – 26.12.2005 г.

Доходы – 5046 млрд.руб.

Расходы – 4270 млрд.руб.

--------------------------------

Профицит – 776 млрд.руб.

Схема 42. Бюджетный процесс

Задачи, критерии и направления бюджета

Бюджет выполняет следующие задачи:

  •  перераспределение ВВП;
  •  государственное регулирование и стимулирование экономики;
  •  финансовое обеспечение бюджетной сферы;
  •  контроль за образованием и использованием централизованных фондов

денежных средств.

Критерии эффективности бюджетной политики:

  •  уровень собираемости бюджетных доходов;
  •  уровень выполнения бюджетных обязательств;
  •  величина бюджетного дефицита и темпы роста государственного долга;
  •  объем ресурсов, отвлекаемых на обслуживание госдолга;
  •  масштабы эмиссии денежных суррогатов (казначейские обязательства,

налоговые освобождения, зачеты);

  •  величина просроченной задолженности по оплате труда и оплате госзаказа.

Направления совершенствования межбюджетных отношений:

  •  устойчивая сбалансированность всех уровней бюджетной системы;
  •  сокращение обязательств, не обеспеченных источниками финансирования;
  •  совершенствование методики распределения трансфертов;
  •  принятие Программы развития бюджетного федерализма в России на период до 2005 года.


Схема 43. Порядок составления проекта федерального бюджета (ст. 184 БК)


Схема 44. Порядок рассмотрения федерального бюджета

Схема 45. Порядок внесения изменений в бюджет


Схема 46. Порядок исполнения  сводной бюджетной росписи федерального бюджета


Бюджетное финансирование

Бюджетное финансирование – это система предоставления денежных средств юридическим лицам на проведение мероприятий, предусмотренных бюджетом.

Принципы бюджетного финансирования

•  Эффективность

•  Целевой характер

•  Предоставление средств в меру выполнения производственных показателей

•  Безвозвратность

•  Бесплатность

Формы бюджетного финансирования

Нетто – бюджет

Бюджетные ассигнования

выделяются на ограниченный

круг затрат

Брутто – бюджет

Бюджетные ассигнования выделяются на все виды расходов, как текущего содержания, так и расширения деятельности бюджетных учреждений

Схема 47. Бюджетное финансирование

Схема 48. Бюджетное регулирование

Внебюджетные социальные фонды

К социальным внебюджетным фондам в Российской Федерации относятся: пенсионный фонд, фонд социального страхования и фонды обязательного медицинского страхования.

 Главные задачи социальных внебюджетных фондов следующие:

1. Собрать денежные средства от юридических и физических лиц.

2. Распределить денежные средства по назначению.

3. Контроль за правильностью и законностью их использования.

Источники формирования внебюджетных социальных фондов:

1. Единый социальный налог.

2. Средства выделяемые из федерального бюджета.

3. Доходы от вложения в ценные бумаги.

4. Добровольные взносы физических и юридических лиц.

5. Кредиты банков.

Цели, проблемы пенсионного фонда, задачи

Пенсионный фонд Российской Федерации образован в соответствии с Постановлением Верховного Совета РСФСР от 22 декабря 1990 г. как самостоятельное финансово-кредитное учреждение, осуществляющее свою деятельность по закону в целях государственного управления пенсионным обеспечением. Его правовой режим определён Положением о Пенсионном фонде РФ, утвержденным Постановлением Верховного Совета РФ от 27 декабря 1991 г.

Цель пенсионного фонда – обеспечить заработанный человеком уровень жизненных благ путём перераспределения средств по времени (нынешние работники содержат вчерашних, завтрашние – возьмут обеспечение нынешних) и в пространстве – где бы человек не жил (даже за границей), он своим трудом и прошлыми социальными отчислениями гарантирует себе определённый прожиточный уровень в будущем.

Пенсионный фонд используется на выплату:

1) трудовых пенсий по старости;

2) пенсии по инвалидности;

3) пенсии по случаю потери кормильца;

4) пенсии за выслугу лет;

5) социальных пенсий;

6) пенсии военнослужащим срочной службы и их семьям;

7) повышение пенсий участникам Великой Отечественной войны;

8) компенсации;

9) пособие пострадавшим от аварии Чернобыльской АЭС;

10) содержание органов Пенсионного фонда;

11) расходы по доставке и пересылке пенсий.

Проблемы Пенсионного фонда РФ:

1. Уклонение плательщиков от уплаты страховых взносов в ПФ.

2. Низкий уровень пенсионного обеспечения, то есть средний размер
пенсии не обеспечивает промежуточного минимума пенсионера.

3. Уравнительность при назначении пенсии, т.е. размер пенсии зависит
от трудового стажа, а не от размера получаемой зарплаты.

4. Несовершенство законодательной базы.

5. Высокие штрафные санкции за несвоевременность перечисления
средств в ПФ.

6. Сокращение «донорских» территорий (в основном это северные
районы, специализирующие на добыче полезных ископаемых, вывозимых на мировой рынок), имеющие превышение доходов над расходами по причине малочисленности лиц пенсионного возраста.

7. Рост расходов ПФ, связанных с уплатой по банковским ссудам.

8. Высокие проценты страховых взносов повышают цены товаров и уменьшают доходы плательщиков.

9. Недобросовестность   банковской системы (прокручивание   средств
коммерческими банками в своих интересах).

10. Рост расходов в связи с ведением  системы индивидуального учёта
будущих пенсионеров.

Задачи реформирования пенсионного обеспечения:

1. Активизировать работу по мобилизации средств на выплату пенсии
и в первую очередь за счет сокращения и ликвидации задолженности по платежам в пенсионный фонд.

2. Законодательно закрепить меры административной и уголовной ответственности за нарушение дисциплины расчетов по платежам в
пенсионный фонд.

3. Обеспечить соответствие размера минимальной пенсии величине
прожиточного минимума пенсионера.

4. Разработать механизм расчета заработка для исчисления и перерасчета пенсии, позволяющий более объективно учитывать трудовой
вклад каждого работника.

5. Содействовать развитию негосударственных пенсионных фондов за
счет работодателей и самих работников.

6. Снять ограничение на максимальный размер выплачиваемых пенсий
в зависимости от трудового вклада работника.

7. Упорядочить льготы, предъявляемые работникам в связи с их условиями труда.

8. Расходы по предоставлению льгот работникам в связи с условиями
их труда перенести на работодателя посредством создания профессиональных пенсионных систем.

Задачи и  цели фонда социального страхования

Фонд социального страхования РФ определен Постановлением Правительства РФ «О фонде социального страхования РФ» от 12 февраля 1994 г.

Фонд создан Указом Президента РФ «О фонде социального страхования РФ» от 7 августа 1992 г. Основными задачами фонда социального страхования являются:

1. Обеспечение выплаты гарантированных государством пособий.

2. Участие в разработке и реализации государственных программ охраны здоровья работников.

3. Подготовка мер по совершенствованию социального страхования в РФ.

Фонд социального страхования РФ используется:

1) на выплату пособий по временной нетрудоспособности;

2) единовременных и ежемесячных выплат по случаю утраты профессиональной трудоспособности от несчастного случая на производстве или профессионального заболевания;

3) пособий по беременности и родам;

4) единовременного пособия при рождении ребёнка;

5) ежемесячного пособия на период по уходу за ребенком до достижения им возраста полутора лет;

6) социального пособия на погребения;

7) на оплату путевок на санаторно-курортное лечение и отдых работников и членов их семей;

8) на лечебное (диетическое) питание;

9) на частичное содержание санаториев, профилакториев и оздорови
тельных лагерей для детей и юношества, находящихся на балансе
страхователей.

В «Программе социальных реформ РФ», принятой Правительством 26 февраля 1997 года сказано, что целью реформ в этой области является формирование системы социальных пособий, обеспечивающих помощь реально нуждающимся семьям и отдельным гражданам.

Реформа социальной системы предусматривает:

1) при определении размеров социальных пособий отказаться от использования в качестве нормы минимального размера оплаты труда;

2) при назначении пособий, выплачиваемых в порядке социальной по-
мощи, учитывать среднедушевой совокупный семейный доход;

3) законодательно закрепить право на получение только одного, наиболее выгодного для получателя вида социальной помощи;

4) расходы на выплату социальных пособий за счет средств бюджета
включить в состав защищенных статей;

5) осуществить меры по этапному ведению в практику системы пособий по нуждаемости.

Источники образования и развития

фондов медицинского страхования

Федеральный и территориальные фонды обязательного медицинского страхования созданы во исполнение Закона РФ «О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28 июня 1991 г.

Правовой режим этих фондов определен Уставом Федерального фонда обязательного медицинского страхования, утвержденным Постановлением Правительства РФ от 28 июля 1998 г., а также Положением о территориальном фонде медицинского страхования.

Источники образования фонда обязательного медицинского страхования являются следующие:

1. Единый социальный налог.

2. Средства бюджета, за счет которых осуществляются платежи за не
работающих граждан.

3. Доходы, получаемые от использования временно свободных финансовых средств в депозитных вкладах и государственных ценных бумаг.

4. Средств, взыскиваемых со страхователей и медицинских учреждений, полученных от применения финансовых санкций.

5. Добровольные взносы юридических и физических лиц.

6. Другие поступления, незапрещенные законом.

Территориальный фонд обязательного медицинского страхования          субъекта Российской Федерации расходуется на:

1) финансирование страховых компаний по дифференцированным
подушевым нормативам,  устанавливаемым Правлением территориального фонда;

2) выравнивание финансовых ресурсов городов и районов, направляемых на проведение ОМС;

3) предоставлением льготных кредитов страховщиков при нехватке у
них финансовых средств;

4) накопление резервов для обеспечения устойчивости системы ОМС;

5) содержание ФОМС.

Денежные средства, полученные от фонда ОМС, медицинские учреждения расходуют на:

- выплату зарплаты медицинским работникам – 55%;

- приобретение медикаментов — 18%;

- питание больных – 8%;

- содержание и развитие материальной базы медицинских учреждений -19%.

Учитывая бедственное положение с финансированием здравоохранения за счет средств бюджета, необходимо сделать упор на дальнейшее развитие системы ОМС. Для этого необходимо:

1. Разработать и принять законодательные акты о государственной и
частной системе здравоохранения, правах пациентов, ответственности медицинских работников, обеспечения качества медицинской помощи и снабжении граждан лекарствами.

2. Прекратить практику предоставления предприятиям и организациям льгот по уплате взносов в фонды ОМС.

3. Повысить тарифы страховых взносов до 10% к фонду оплаты труда с дифференциацией их по отраслям народного хозяйства в зависимости от влияния условий производства на здоровье работников.

4. Разработать механизм личного участия граждан в уплате взносов в
размере 3%, как части подоходного налога. В результате повысится их ответственность за собственное здоровье.

5. Установить фиксированную величину платежа на страхование неработающих граждан – в размере не менее минимального размера оплаты труда.

6. Отнести расходные ОМС неработающих граждан к числу защищенных и не подлежащих расходованию не по назначению.

7. Утвердить полис единого образца и формата с использованием пластиковых карточек и ввести персонифицированный учет застрахованных граждан.

Для налогоплательщиков, производящих выплаты физическим лицам с           6.12.2005 г. будут применяться следующие ставки:

Налог, база

на каждое физическое лицо нарастающим итогом с начала года, руб.

Федеральный

бюджет

ФСС

Фонды обязательного

медицинского страхования

Итого

Федеральный фонд

Территориальные

фонды

До 280000

20,0%

2,9%

1,1%

2,0%

26,0%

от 280001 до 600000

56000+7,9%

с суммы    св.

280000

8120+1% с суммы

св.280000

3080+0,6% с суммы

св. 280000

5600+0,5%         с суммы

св. 280000

72800+10% с суммы

св. 280000

свыше 600000

81280+2,0%

с суммы            св. 600000

11320

5000

7200

104800+2% с суммы

св. 600000

Вывод: Внебюджетные социальные фонды играют важную роль в жизни каждого человека. У каждого фонда имеются проблемы и пути их решения.

Раздел 5

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ

Государственные доходы представляют собой часть национального дохода страны, обращаемого в процессе его распределения и перераспределения через различные виды денежных поступлений в собственность государства с целью создания финансовой базы для осуществления его задач и функций.

Доходы государственного бюджета имеют решающее значение в составе государственных доходов и сами представляют определенную систему, под которой понимается совокупность включаемых в него доходов, их единство и дифференциация на отдельные группы и виды (см. схему 49).


Схема 49. Система доходов федерального бюджета


Раздел 6

НАЛОГОВОЕ ПРАВО

Важным источником доходов государственного бюджета являются налоги, то есть обязательные, безвозмездные и безвозвратные платежи в бюджет, уплачиваемые юридическими или физическими лицами в установленные законом сроки и в установленных размерах.

Каждый налог содержит следующие элементы: субъект (физическое или юридическое лицо), объект налога (доход, имущество), единица обложения (единица измерения, объекта); налоговая ставка (величина налога на единицу обложения, выраженная в процентах), налоговый оклад (сумма налога, уплачиваемая субъектом с одного объекта), сроки уплаты, льготы.

В соответствии с Законом РФ «Об основах налоговой системы» от 27 декабря 1991 г. под налоговой системой понимается совокупность всех видов налогов, взимаемых на территории Российской Федерации, которые подразделяются на:

1) федеральные налоги (взимаемые на всей территории РФ);

2) региональные налоги;

3) местные налоги и сборы (поступающие в местные бюджеты).

Налоги делятся на прямые и косвенные. Прямыми называются те налоги, при уплате которых налогоплательщик непосредственно вступает в налоговые правоотношения с органами государства, то есть между ними нет посредников.

К косвенным налогам относятся такие налоги, при взимании которых в правоотношениях участвуют три субъекта: два плательщика – фактический и юридический – и орган государства. К фактическому плательщику относится покупатель товара (работ, услуг), а к юридическому – производитель или продавец товара. Следовательно, уплата налога производится косвенно, через цену товара. В соответствии с законодательством РФ к косвенным налогам относятся акцизы, налог на добавленную стоимость и таможенные пошлины.

По характеру собирания и использования налоги подразделяются на две группы: целевые, поступающие в бюджет на заранее определенные цели и расходуемые только в соответствии с ними, например налоги в дорожные фонды, а также налоги, имеющие общий характер.

В зависимости от субъектов-налогоплательщиков налоги подразделяются на уплачиваемые только физическими или только юридическими лицами, а также смешанные налоги, например, земельный налог субъектами которого являются как физические, так и юридические лица (см. схему  50).

В соответствии со статьей 11 Закона РФ от 27 декабря 1991 г. «Об основах налоговой системы в РФ» на налогоплательщика возлагаются обязанности (см. схему 52), а статья 12 того же закона предоставляет им определенные права (см. схему 51).


Схема 50. Структура налоговой системы РФ


Схема  51. Права налогоплательщиков

Схема 52. Обязанности налогоплательщиков 
Раздел 7

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

И СТРАХОВАНИЯ

С целью образования денежных фондов государство использует добровольный метод их привлечения – займы и вклады, вносимые населением на хранение в банки. Возникшие при этом отношения основываются на принципах срочности, возвратности, платности и добровольности. Государство выступает в качестве должника, а население и юридические лица – в качестве кредиторов. Совокупность финансово-правовых норм, регулирующих данные отношения, образуют самостоятельный институт финансового права – государственный кредит. Осуществление государственного кредита ведет к образованию государственного долга. В зависимости от субъекта-кредитора различают внутренний и внешний государственный долг. Возникающие в данном случае общественные отношения регулируются различными нормативными актами, к которым, в первую очередь, относятся Федеральный закон от 26 декабря 1994 г. «О государственных внешних заимствованиях Российской Федерации и государственных кредитах, предоставляемых Российской Федерации иностранными государствами, их юридическими лицами и международными организациями», а также Закон РФ от 13 ноября 1992 г. «О государственном внутреннем долге Российской Федерации», в соответствии с которым государственный внутренний долг представляет собой долговые обязательства Правительства Российской Федерации, выраженные в валюте Российской Федерации, перед юридическими и физическими лицами, если иное не установлено законодательными актами. Долговые обязательства могут быть в форме: кредитов, полученных Правительством РФ, государственных займов, осуществляемых посредством выпуска ценных бумаг от имени Правительства РФ, других долговых обязательств, гарантированных Правительством РФ (см. схему 53).

Различают капитальный государственный долг, то есть вся сумма выпущенных и непогашенных долговых обязательств государства, включая проценты, которые должны быть уплачены по этим обязательствам, а также текущий долг – расходы по выплате доходов кредиторам по всем долговым обязательствам государства и по погашению обязательств, срок оплаты которых наступил (см. схему  54).

Совокупность мероприятий государства по выплате доходов кредиторам и погашению займов, изменению условий уже выпущенных займов, а также порядок, условия выпуска (выдачи) и размещения долговых обязательств РФ называются управлением государственным внутренним долгом, которое осуществляется различными методами. Это:

рефинансирование – погашение старой государственной задолженности путем выпуска новых займов;

конверсия – изменение размера доходности займа, т. е. снижение или повышение процентной ставки дохода, выплачиваемого государством своим кредиторам,

консолидация – увеличение срока действия уже выпущенных займов;

унификация – объединение нескольких займов в один;

отсрочка – перенос срока погашения долга;

аннулирование долга – отказ государства от долговых обязательств (см. схему 55).

Как отмечалось ранее, одной из форм государственного долга является проведение внутренних государственных займов, при которых свободные денежные средства населения и юридических лиц привлекаются на финансирование общественных потребностей путем выпуска и реализации облигаций, казначейских обязательств и других видов ценных бумаг. Государственные займы делятся на различные виды (см. схему 56).

Для привлечения дополнительных временно свободных денежных средств и для формирования специальных денежных фондов для защиты имущественных интересов юридических и физических лиц государство использует метод мобилизации денежных средств – страхование. Возникаю-щие в процессе страхования отношения регулируются Законом РФ от 17 декабря 1997 г. «Об организации страхового дела в Российской Федерации».

В зависимости от форм страхования оно делится на добровольное и обязательное (ст. 3 Закона).

В зависимости от объекта страхования оно подразделяется на личное, имущественное, страхование ответственности и перестрахование (см. схему 57).

В целях соблюдения требований законодательства о страховании, развития страховых услуг, защиты прав и интересов страхователей, страховщиков и иных лиц государство осуществляет надзор за страховой деятельностью, возложив его реализацию на Департамент страхового надзора Министерства финансов РФ, основными функциями которого являются:

а) выдача страховщикам лицензий на осуществление страховой деятельности;

б) ведение единого Государственного реестра страховщиков и объединений страховщиков, а также реестра страховых брокеров;

в) контроль за обоснованностью страховых тарифов и обеспечением платежеспособности страховщиков;

г) установление правил формирования и размещения страховых резервов, показателей и форм учета страховых операций о страховой деятельности;

д) разработка нормативных и методических документов по вопросам страховой деятельности, разработка и представление в установленном порядке предложений по развитию и совершенствованию законодательства о страховании (см. схему 58)

Схема  53. Формы государственного долга

Схема 54. Виды государственного долга

Схема 55. Методы управления государственным долгом


Схема  56. Виды государственных займов

Схема 57. Виды страхования


Схема 58. Правовое регулирование государственного страхового надзора


Раздел 8

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ГОСУДАРСТВЕННЫХ РАСХОДОВ

Государственные расходы – это планомерное использование государством централизованных и децентрализованных фондов. Все государственные расходы подразделяются на две группы: расходы на развитие производственной сферы и расходы на содержание и развитие непроизводственной сферы.

Первая группа включает в себя расходы на развитие промышленности, сельского хозяйства, транспорта, связи, торговли, строительства.

Ко второй группе относятся такие непосредственные расходы как затраты на социально-культурную сферу (развитие образования, здравоохранения, науки, спорта, культуры, на экологические мероприятия), а также расходы, связанные с содержанием аппарата управления и обороны страны (см. схему 59).

Расходование государственных денежных средств осуществляется всеми юридическими лицами в соответствии с финансовыми планами, которые делятся на:

1) балансы доходов и расходов – финансовые планы хозяйствующих субъектов;

2) сметы – финансовые планы бюджетных учреждений (см. схему 60).

Сметы делятся на различные виды. В каждом учреждении и организации составляются индивидуальные сметы; в отраслевых министерствах, ведомствах составляются сводные сметы, включающие расходы отрасли в целом; для проведения конкретных мероприятий, например избирательной кампании, составляются целевые сметы. В зависимости от типа учреждения, в котором составляется смета, различают сметы образовательных, медицинских и иных учреждений (см. схему 61).


Схема 59. Виды государственных расходов


Схема 60. Виды финансовых планов

предприятий, организаций, учреждений

Схема 61. Виды смет

Раздел 9

ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА

Банковское кредитование – форма мобилизации государством временно свободных денежных средств и планомерное их использование на условиях возвратности, платности, срочности. Названные и иные принципы банковского кредитования закреплены в главе 42 ГК РФ (см. схему 62).

Отношения, возникающие в процессе образования и использования данных денежных фондов, регулируются нормами финансового права, совокупность которых образует самостоятельный институт финансового права – банковский кредит. Аккумулирование и распределение денежных средств названным образом осуществляется посредством функционирования банковской системы. Ее структура, полномочия всех ее звеньев урегулированы Федеральным законом № 17-ФЗ «О банках и банковской деятельности» в ред. от 3 февраля 1996 г. В соответствии со ст. 2 названного закона банковская система РФ включает в себя Банк России, кредитные организации, а также филиалы и представительства иностранных банков (см. схему  63).

В соответствии со ст. 1 закона кредитная организация – юридическое лицо, которое для извлечения прибыли как основной цели своей деятельности на основании специального разрешения (лицензии) Центрального банка РФ (Банка России) имеет право осуществлять банковские операции (см. схему 64).

Кредитные организации делятся на два вида: банки и небанковские кредитные организации (см. схему 65).

К банкам относятся кредитные организации, имеющие исключительное право осуществлять в совокупности следующие банковские операции: привлечение во вклады денежных средств физических и юридических лиц, размещение указанных средств от своего имени за свой счет на условиях возвратности, платности, срочности, открытие и ведение банковских счетов физических и юридических лиц (см. схему 66). В отличие от банка небанковская кредитная организация – кредитная организация, имеющая право осуществлять отдельные банковские операции.

В статье 5 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» дан исчерпывающий перечень операций, охватываемых понятием «банковские операции» (см. схему 67).

Регистрация и лицензирование осуществления банковских операций возложена на Центральный банк Российской Федерации. Отказ в государственной регистрации кредитной организации и выдаче лицензии на осуществление банковских операций допускается только по следующим основаниям, указанным в статье 16 Федерального закона «О банках и банковской деятельности»: 1) несоответствие квалификационным требованиям, предъявляемым к предлагаемым кандидатам на должности руководителей или главных бухгалтеров, под которым понимается: отсутствие у них высшего юридического или экономического образования, требуемого опыта работы; наличие судимости за совершение преступлений против собственности, хозяйственных и должностных преступлений; совершение в течение года административного правонарушения в области торговли и финансов; наличие в течение последних двух лет фактов расторжения с указанными лицами трудового договора по инициативе администрации; 2) неудовлетворительное финансовое положение учредителей кредитной организации или невыполнение ими своих обязательств перед бюджетами всех уровней за последние три года; 3) несоответствие документов, поданных для государственной регистрации кредитной организации и получения лицензии, требованиям законов. Решение об отказе в государственной регистрации и лицензировании могут быть обжалованы в арбитражном суде (см. схему 68).

В целях поддержания стабилизации банковской системы Федеральным законом «О банках и банковской деятельности» (статья 20) Банку России предоставлено право отзывать лицензии у кредитных организаций на осуществление банковских операций в следующих случаях: 1) установления недостоверности сведений, на основании которых выдана лицензия; 2) задержки начала осуществления банковских операций, предусмотренных лицензией, более чем на год со дня ее выдачи; 3) установления фактов недостоверности отчетных данных; 4) осуществления, в том числе однократного, банковских операций, не предусмотренных лицензией Банка России; 5) неисполнения требований федеральных законов, регулирующих банковскую деятельность, а также нормативных актов Банка России, если в течение года к кредитной организации неоднократно применялись меры, предусмотренные Федеральным законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)»; 6) неудовлетворительного финансового положения кредитной организации, неисполнения ею своих обязательств перед вкладчиками и кредиторами, являющегося основанием для подачи заявления о возбуждении в арбитражном суде производства по делу о несостоятельности (банкротстве) кредитной организации. Отзыв лицензии по другим основаниям не допускается (см. схему 69).

В соответствии со статьей 26 Федерального закона «О банках и банковской деятельности» кредитная организация, Банк России гарантируют сохранение тайны об операциях, о счетах и вкладах своих клиентов и корреспондентов. Законом предусмотрены исключения из этого общего правила. Справки по операциям и счетам юридических лиц и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, выдаются кредитной организацией: 1) им самим; 2) судам, арбитражным судам и судьям; 3) Счетной палате РФ; 4) органам государственной налоговой службы; 5) таможенным органам РФ; 6) органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве, при наличии согласия прокурора.

Справки по счетам и вкладам физических лиц выдаются: 1) им самим; 2) судам; 3) при наличии согласия прокурора – органам предварительного следствия по делам, находящимся в их производстве (см. схему 70)

Схема 62. Принципы банковского кредитования

Схема 63. Банковская система РФ

Схема 64. Признаки кредитной организации

Схема 65. Виды кредитных организаций

Схема 66. Признаки банка


Схема 67. Виды банковских операций


Схема 68. Основания отказа в государственной регистрации и

лицензировании осуществления банковских операций

Схема 69. Основания отзыва лицензии у кредитной организации

Схема 70. Правовое регулирование банковской тайны


Раздел 10

ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ

ДЕНЕЖНОГО ОБРАЩЕНИЯ В РФ

В соответствии с Федеральным законом РФ № 86-ФЗ «О Центральном банке РФ (Банке России)» в редакции от 10 июля 2002 г. денежная система России включает в себя банковские билеты (банкноты) и металлическую монету (см. схему 71).

Законом закреплены полномочия Центрального банка РФ по регулированию денежного обращения в стране, которое осуществляется с помощью таких способов, как проведение денежной реформы, деноминации и эмиссии денег.

Под денежной реформой понимается полное или частичное преобразование всей денежной системы, проводимое государством с целью стабилизации и укрепления денежного обращения.

Деноминация в отличие от денежной реформы является технической операцией, выражающейся в замене старых денег новыми с приравниванием одной денежной единицы в новых знаках к большему количеству рублей в старых знаках (см.               схему 72).

Под эмиссией понимается выпуск в обращение денежных знаков. Эмиссия наличных денег, организация их обращения и изъятия из обращения на территории Российской Федерации осуществляется исключительно Банком России (ст. 29 названного Федерального закона). Поступления наличных денег в кассы Центрального банка должны соответствовать суммам их выплат. Если поступления превышают расходы, часть наличных средств направляется в резервный фонд Центрального Банка. Если положение с наличными средствами изменится, в обращение выпускаются дополнительные денежные средства из резервного фонда Банка России (см. схему 73).

Для осуществления расчетов между участниками хозяйственного оборота открываются различные виды счетов в кредитных организациях (см. схему 74).

Схема 71. Структура денежной системы РФ

Схема 72. Способы правового регулирования денежного обращения

Схема 73. Понятие эмиссионного права ЦБ РФ

Схема 74. Виды банковских счетов


Раздел 11

ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ

Основные принципы осуществления валютных операций, полномочия и функции органов валютного регулирования и валютного контроля, а также структура валютного правоотношения регулируются Законом РФ от 10 декабря 2003 г. № 173-ФЗ  «О валютном регулировании и валютном контроле» (см. схему 75).

В соответствии с названным Законом субъекты валютных правоотношении подразделяются на резидентов и нерезидентов. К резидентам относятся, в частности, физические лица, имеющие постоянное место жительства в РФ, и юридические лица, образованные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ и другие лица (см. п. 6 ст. 1 Закона) – см. схему 79. К нерезидентам Закон относит, например, физических лиц, имеющих постоянное место жительства за пределами РФ, в том числе временно находящихся в РФ, а также юридических лиц, созданных в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ и др. лиц (п. 7 ст. 1) – см схему 80 .

Объектами валютных правоотношений выступает: валюта РФ (п. 1 ст. 1); ценные бумаги в валюте РФ (п. 3 ст. 1); иностранная валюта (п. 2 ст. 1); валютные ценности (п. 5 ст. 1) – см. схему 81 . К валютным ценностям, в свою очередь, Закон относит иностранную валюту и внешние ценные бумаги  (см. схему 82).

Содержание валютного правоотношения включает в себя право на совершение валютных операций и связанные с этим обязанности субъектов (ст. 6-8 Закона). К валютным операциям относятся операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе операции, связанные с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте (п.п. 9 ст. 1) (см. схему 76).

Операции с иностранной валютой и ценными бумагами в иностранной валюте подразделяются на текущие валютные операции и валютные операции, связанные с движением капитала (см. схему 77). В свою очередь, к текущим валютным операциям Закон относит, в частности, переводы в РФ и из РФ неторгового характера (см.      схему 77). К валютным операциям, связанным с движением капитала относятся прямые, портфельные инвестиции и иные операции (см. схему 78).

В целях соблюдения валютного законодательства государство осуществляет специальный вид финансового контроля – валютный контроль. Его проводят органы валютного контроля, к которым относятся Правительство РФ и Банк России. Органам валютного контроля предоставлено право передавать часть своих контрольных полномочий иным организациям, называемым в этом случае агентами валютного контроля (см. схему 83).


Схема 75. Структура валютных правоотношений

Схема 76. Понятие валютных операций


Схема 77. Виды валютных операций

Схема 78. Виды валютных операций, связанных с движением капитала

Схема 79. Субъекты валютных правоотношений

Схема 80. Субъекты валютных правоотношений


Схема 81. Объекты валютных правоотношений

Схема 82. Понятие и виды валютных ценностей


Схема 83. Органы, осуществляющие валютный контроль

СОДЕРЖАНИЕ

Раздел 1. ФИНАНСОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА.................................................. 3

Схема 1. Понятие финансовой деятельности государства ......................................................... 5

Схема 2. Задачи финансовой деятельности государства .......................................................... 5

Схема 3. Методы финансовой деятельности ............................................................................... 6

Схема 4. Методы мобилизации фондов денежных средств..................................................... 6

Схема 5. Методы распределения и перераспределения фондов денежных средств.............. 7

Схема 6. Понятие финансов........................................................................................................ 7

Схема 7. Финансовая система государства................................................................................ 8

Схема 8. Безналичные расчёты. Принципы безналичных расчетов......................................... 9

Расчётные документы. Виды. Правила оформления............................................................... 10

Расчёты платёжными поручениями............................................................................................. 11

Схема 9. Документооборот при последующей оплате.............................................................. 11

Схема 10. Документооборот при предварительной оплате...................................................... 11

Расчеты чеками........................................................................................................................... 12

Схема 11. Документооборот при расчетах чеками.............................................................. 12

Схема 12. Расчеты платежными требованиями........................................................................ 12

Аккредитивная форма расчетов.................................................................................................... 13

Схема 13. Документооборот при аккредитивной форме расчетов......................................... 13

Раздел 2. ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА ФИНАНСОВОГО ПРАВА.................................................. 14

Схема 14. Предмет финансового права .................................................................................... 16

Схема 15. Финансовое право как отрасль права........................................................................ 16

Схема 16. Система финансового права....................................................................................... 17

Схема 17. Юридические формы финансовой деятельности (виды финансово-

правовых актов)........................................................................................................................... 17

Схема 18. Финансовые правоотношения................................................................................. 18

Схема 19. Структура финансовых отношений предприятий ................................................ 19

Схема 20. Финансовые потоки в экономике ....................................................................... 19

Схема 21.Финансовые отношения между государством и населением.................................. 19

Схема 22. Финансовые отношения между государством и предприятиями ......................... 20

Схема 23. Финансовые отношения между предприятием и населением................................ 20

Схема 24. Финансовые отношения между государством и регионами................................... 21

Схема 25. Финансовые отношения между предприятиями...................................................... 21

Раздел 3. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ФИНАНСОВОГО КОНТРОЛЯ.......................... 22

Схема 26. Виды финансового контроля ................................................................................... 23

Схема 27. Виды финансового контроля.................................................................................... 24

Схема 28. Роль финансового контроля в охране собственности............................................. 25

Схема 29. Структура Федеральной налоговой службы РФ...................................................... 26

Схема 30. Методы финансового контроля............................................................................... 27

Схема 31. Классификация (виды) ревизий............................................................................. 27

Схема 32. Виды аудита.............................................................................................................. 28

Раздел 4.  БЮДЖЕТНОЕ ПРАВО РФ. ВНЕБЮДЖЕТНЫЕ СОЦИАЛЬНЫЕ

ФОНДЫ.................................................................................................................................................. 29

Схема 33. Понятие бюджета................................................................................................................ 30

Схема 34. Триединство бюджета....................................................................................................... 31

Функции бюджета.................................................................................................................................. 31

Роль бюджета.......................................................................................................................................... 32

Схема 35. Построение консолидированного бюджета Российской Федерации

(цифрами обозначены соответствующие уровни бюджетов)................................ 32

Схема 36. Построение консолидированного бюджета сельского района............................... 32

Схема 37. Построение консолидированного бюджета субъекта РФ

(на примере области)......................................................................................................... 33

Схема 38. Построение консолидированного бюджета города, имеющего

районное деление............................................................................................................... 33

Схема 39. Структура Федерального бюджета................................................................................ 34

Схема 40. Бюджетная система государства..................................................................................... 34

Таблица 1. Принципы бюджетной системы Российской Федерации...................................... 35

Схема 41. Бюджетный дефицит и методы его покрытия............................................................ 36

Таблица 2. Доходы федерального бюджета в 2001 - 2003 гг...................................................... 37

Таблица 3. Расходы федерального бюджета в 2001 - 2003 гг..................................................... 38

Таблица 4. Доходы и расходы федерального бюджета на 2006 г.............................................. 39

Схема 42. Бюджетный процесс........................................................................................................... 41

Задачи, критерии и направления бюджета...................................................................................... 41

Схема 43. Порядок составления проекта федерального бюджета (ст. 184 БК)………....... 42

Схема 44. Порядок рассмотрения федерального бюджета......................................................... 43

Схема 45. Порядок внесения изменений в бюджет....................................................................... 44

Схема 46. Порядок исполнения сводной бюджетной росписи

Федерального бюджета......................................................................................................................... 45

Бюджетное финансирование............................................................................................................... 46

Схема 47. Бюджетное финансирование........................................................................................... 46

Схема 48. Бюджетное регулирование............................................................................................... 46

Внебюджетные социальные фонды.................................................................................................. 47

Цели, проблемы пенсионного фонда, задачи.................................................................................. 47

Задачи и цели фонда социального страхования............................................................................. 49

Источники образования и развития фондов медицинского страхования............................... 49

Раздел 5. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ДОХОДОВ……… 51

Схема 49. Система доходов федерального бюджета.................................................................... 52

Раздел 6. НАЛОГОВОЕ ПРАВО .............................................................................................................. 53

Схема 50. Структура налоговой системы РФ................................................................................. 54

Схема 51. Права налогоплательщиков............................................................................................. 55

Схема 52. Обязанности налогоплательщиков................................................................................ 55

Раздел 7. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО КРЕДИТА

И СТРАХОВАНИЯ…………………………………………………………………........ 56

Схема 53. Формы государственного долга...................................................................................... 58

Схема 54. Виды государственного долга......................................................................................... 58

Схема 55. Методы управления государственным долгом........................................................... 58

Схема 56. Виды государственных займов....................................................................................... 59

Схема 57. Виды страхования............................................................................................................... 60

Схема 58. Правовое регулирование государственного страхового надзора........................... 61

Раздел 8. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ГОСУДАРСТВЕННЫХ

РАСХОДОВ........................................................................................................................................... 62

Схема 59. Виды государственных расходов................................................................................... 63

Схема 60. Виды финансовых планов предприятий, организаций, учреждений………...... 64

Схема 61. Виды смет............................................................................................................................. 64

Раздел 9. ПРАВОВЫЕ ОСНОВЫ БАНКОВСКОГО ДЕЛА......................................................... 65

Схема 62. Принципы банковского кредитования.......................................................................... 67

Схема 63. Банковская система РФ..................................................................................................... 67

Схема 64. Признаки кредитной организации.................................................................................. 68

Схема 65. Виды кредитных организаций......................................................................................... 68

Схема 66. Признаки банка.................................................................................................................... 68

Схема 67. Виды банковских операций............................................................................................. 69

Схема 68. Основания отказа в государственной регистрации и лицензировании

осуществления банковских операций............................................................................................... 70

Схема 69. Основания отзыва лицензии у кредитной организации........................................... 70

Схема 70. Правовое регулирование банковской тайны............................................................... 71

Раздел 10. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ДЕНЕЖНОГО

ОБРАЩЕНИЯ В РФ ......................................................................................................................... 72

Схема 71. Структура денежной системы РФ.................................................................................. 72

Схема 72. Способы правового регулирования денежного обращения.................................... 73

Схема 73. Понятие эмиссионного права ЦБ РФ............................................................................ 73

Схема 74. Виды банковских счетов................................................................................................... 73

Раздел 11. ОСНОВЫ ВАЛЮТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА

И ВАЛЮТНОГО КОНТРОЛЯ..................................................................................................... 74

Схема 75. Структура валютных правоотношений........................................................................ 75

Схема 76. Понятие валютных операций.......................................................................................... 75

Схема 77. Виды валютных операций................................................................................................ 76

Схема 78. Виды валютных операций, связанных с движением капитала............................... 76

Схема 79. Субъекты валютных правоотношений......................................................................... 77

Схема 80. Субъекты валютных правоотношений......................................................................... 77

Схема 81. Объекты валютных правоотношений........................................................................... 78

Схема 82. Понятие и виды валютных ценностей .......................................................................... 78

Схема 83. Органы, осуществляющие валютный контроль......................................................... 79

Учебное издание

Н.М. Погребной

Финансовое право

Учебное наглядное пособие

Редактор, корректор Л.Н. Селиванова

Компьютерная верстка И.Н. Ивановой

Подписано в печать 14.03.2007 г. Формат 60x84/8. Бумага тип.

Усл. печ. л. 9,76. Уч.-изд. л. 8,18. Тираж 100 экз. Заказ 165

Оригинал-макет подготовлен

в редакционно-издательском отделе ЯрГУ.

Ярославский государственный университет.

150000 Ярославль, ул. Советская, 14.

Отпечатано

ООО «Ремдер» ЛР ИД № 06151 от 26.10.2001.

г. Ярославль, пр. Октября, 94, оф. 37

тел. (4852) 73-35-03, 58-03-48, факс 58-03-49.

PAGE 83


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11920. Определение термоэмиссионных характеристик вольфрама. 701 KB
  Лабораторная работа № 6 Определение термоэмиссионных характеристик вольфрама. Цель работы: Цель работы: экспериментальное изучение характеристик вакуумного диода и определение работы выхода электронов из вольфрама. Приборы и оборудование: 1. Модуль Ф
11921. Измерение горизонтальной составляющей магнитного поля Земли 196 KB
  1.ТЕОРИЯ РАБОТЫ Земля представляет собой шаровой магнит и в любой точке на ее поверхности и в окружающем пространстве обнаруживается созданное ею магнитное поле. Вектор индукции магнитного поля Земли можно разложить на две составляющие: горизонтальную и вертикальну
11922. Анализ кредитования юридических лиц в коммерческом банке ОАО «УРАЛСИБ» 620.5 KB
  Активная работа коммерческих банков в области кредитования осуществляется в двух основных направлениях. Задачей первого направления является привлечения в банк денежных средств извне путем их «дешевой покупки» с использованием различных финансовых инструментов...
11923. Изучение тока в вакуумном диоде 363 KB
  1. ТЕОРИЯ РАБОТЫ Цель работы получение вольтамперной характеристики вакуумного диода и определение удельного заряда электрона. При достаточно малых анодных напряжениях при которых не достигается ток насыщения зависимость силы тока от анодного напряжения в вакуум
11924. Экспериментальное изучение характеристик вакуумного диода и определение работы выхода электронов из вольфрама 30 KB
  Лабораторная работа № 6 Цель работы: экспериментальное изучение характеристик вакуумного диода и определение работы выхода электронов из вольфрама. Приборы и оборудование: источник питания ИП 2 цифровых вольтметра соединительные провода. Содержание работы: В д...
11925. ЦИФРОВОЙ АДАПТИВНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ ЦАИВИ-1 455.5 KB
  Лабораторная работа № 44 ЦИФРОВОЙ АДАПТИВНЫЙ ИЗМЕРИТЕЛЬ ВРЕМЕННЫХ ИНТЕРВАЛОВ ЦАИВИ1. Цель работы Изучение цифровых методов измерения временных интервалов. Изучение способов автоматического переключения пределов измерения в цифровых приборах. ...
11926. Исследование интегральных цифро-аналоговых и аналого-цифровых преобразователей 1.1 MB
  Исследование интегральных цифроаналоговых и аналогоцифровых преобразователей. I. Цель работы Целью работы является изучение принципа действия особенностей использования точности и быстродействия интегральных ЦАП и аналогоцифровых АЦП преобразователей. ...
11927. Автоматический выбор диапазонов измерения в цифровых вольтметрах 85 KB
  ЦИФРОВЫЕ МЕТОДЫ И СРЕДСТВА ИЗМЕРЕНИЯ Адаптивные измерительные устройства Лабораторная работа № 45 Автоматический выбор диапазонов измерения в цифровых вольтметрах. 1. Цель работы: Изучение цифровых интегрирующих методов измерения напряжения. ...
11928. Цифровой частотомер с автоматическим выбором диапазонов измерения 64 KB
  Цифровой частотомер с автоматическим выбором диапазонов измерения Цифровой частотомер с автоматическим выбором диапазонов измерения: Методические указания к лабораторной работе / Рязан. гос. радиотехн. университет; Сост.: Е.М. Прошин Рязань 2006. 9 с. Содержат описан...