4438

Центральные банки

Лекция

Банковское дело и рынок ценных бумаг

Центральные банки Правовой статус Центральных банков Взаимоотношения Центральных банков и органов управления государством Цели, задачи и функции Центральных банков Особенности структуры и деятельности Центральных банков разны...

Русский

2012-11-20

126 KB

48 чел.

Центральные банки

  1.  Правовой статус Центральных банков
  2.  Взаимоотношения Центральных банков и органов управления государством
  3.  Цели, задачи и функции Центральных банков
  4.  Особенности структуры и деятельности Центральных банков разных стран (США, Великобритании, Франции, Германии, Италии, Японии и др.)

Вопрос 1. Правовой статус Центральных банков

Главным звеном банковской системы любого государства является центральный банк страны. В различных государствах такие банки называются по-разному: народные, государственные, эмиссионные, резервные, Федеральная резервная система (США), Банк Англии, Банк Японии, Банк Италии, Центральный банк России и др.

Возникновение центральных банков исторически связано с централизацией банкнотной эмиссии в наиболее надежных коммерческих банках, пользовавшихся всеобщим доверием, чьи банкноты могли успешно выполнять функцию всеобщего кредитного орудия обращения. Государство, издавая соответствующие законы, активно способствовало этому процессу, так как выпускавшиеся для выдачи ссуд многочисленными мелкими банками банкноты лишались способности к обращению в случае банкротства эмитентов и уже в конце XIX–начале XX вв. в большинстве стран эмиссия всех банкнот была сосредоточена в одном банке, который стал называться центральным эмиссионным банком, а на современном этапе – центральным банком.

Создание центрального эмиссионного банка было обусловлено также процессами концентрации и централизации капитала, переходом к единым национальным денежным системам. Поэтому впоследствии, кроме эмиссии банкнот, за центральными банками закрепилась роль государственного казначея, посредника между государством и коммерческими банками, проводящим денежно-кредитную политику в рамках экономической политики государства.

Несмотря на то, что первым банком, осуществившим эмиссию, был Банк Стокгольма (в 1650 году он выпустил депозитные сертификаты на золотые монеты, которые выписывались на предъявителя и обращались наравне с другими видами денег на всей территории королевства Швеции), первым эмиссионным банком считается созданный в 1694 году Банк Англии, поскольку он начал выпускать банкноты и учитывать коммерческие векселя.

Деятельность центральных банков разных стран регулируется рядом законов, в которых сформулированы и закреплены задачи и функции центрального банка, определены инструменты и методы их осуществления. В некоторых государствах главная задача центрального банка излагается в конституции.

Традиционно основным правовым актом, регулирующим деятельность национального банка, служит закон о центральном банке страны, в котором устанавливается организационно-правовой статус, процедура назначения или выборов его руководящего состава, статус во взаимоотношениях с государством и национальной банковской системой. Данным законом закрепляются полномочия центрального банка как эмиссионного центра страны.

Наряду с законом о центральном банке взаимодействия между центральным банком и банковской системой регулируются законом о банковской деятельности. Такой закон определяет основные права и обязанности кредитных институтов по отношению к центральному банку.

Правовой статус Центрального банка имеет свои особенности. С одной стороны, он, как правило, является юридическим лицом и может совершать определенные гражданско-правовые сделки с коммерческими банками и государством (бюджетом). С другой стороны, он же, как правило, наделяется властными полномочиями по управлению денежно-кредитной системой страны. Таким образом, ЦБ имеет двойственную правовую природу.

Он одновременно является органом государственного управления специальной компетенции и юридическим лицом, осуществляющим хозяйственную деятельность. Осуществление ЦБ хозяйственной деятельности и выполнение им одновременно административно-контрольных полномочий не совершается независимо друг от друга. Заключая гражданско-правовые сделки с коммерческими банками в целях реализации своего хозяйственного интереса и получения прибыли (продажа государственных облигаций, переучет векселей и т. д.), он, прежде всего, оказывает тем самым соответствующее целенаправленное воздействие на развитие системы кредитных учреждений и определяет кредитную политику в государстве. Условия, на которых заключаются такие сделки, вырабатываются ЦБ в рамках общей государственной денежно-кредитной политики. По сути дела, управление денежно-кредитной системой ЦБ осуществляет двумя способами: во-первых и в основном, экономическими методами, т.е. путем совершения различных сделок с коммерческими банками, другими организациями, во-вторых, с помощью властных предписаний.

С точки зрения собственности на капитал центральные банки бывают:

- государственные, капитал которых принадлежит государству (Австралия, Великобритания, Германия, Россия, Франция, Швеция);

- акционерные, капитал которых принадлежит акционерам - частным лицам (США, Италия);

-смешанные - акционерные общества, часть капитала которых принадлежит государству или местным органам государственного управления (Австрия, Швейцария, Япония).

Некоторые центральные банки были сразу образованы в качестве государственных (в Германии, России); другие создавались как акционерные, а затем национализировались (в Великобритании, Франции). Но независимо от того, принадлежит ли капитал центрального банка государству, исторически между банком и правительством сложились тесные связи, которые особенно усилились на современном этапе. Правительство заинтересовано в надежности центрального банка в силу особой роли последнего в кредитной системе страны, в проведении ее экономической политики.

Однако тесные связи центрального банка с государством не означают, что последнее может безгранично влиять на его политику. Центральный банк независимо от принадлежности его капитала является юридически самостоятельным: его имущество обособлено от имущества государства, центральный банк распоряжается им как собственник.

Определенная степень независимости центрального банка от правительства является необходимым условием эффективности его деятельности по поддержанию денежно-кредитной и валютной стабильности, которая нередко вступает в противоречие с краткосрочными целями правительства, озабоченного, скажем, приближением очередных выборов. Это особенно важно в плане ограничения возможностей правительства использовать ресурсы центрального банка для покрытия бюджетного дефицита. В конце XX века тенденция независимости центральных банков от правительства усилилась.

Независимость Центрального банка - означает, что при принятии решений о выборе инструментов и методов денежно-кредитной политики руководящие органы Банка России способны действовать самостоятельно, независимо от законодательной, исполнительной и судебной власти.

При оценке степени реальной независимости ЦБ необходимо учитывать ряд обстоятельств.

Во-первых, пределы независимости ЦБ определяются конкретизируются в законодательстве о Центральном банке. Поэтому изменение степени независимости ЦБ связано с необходимостью внесения изменений в законодательство.

Во-вторых, осуществляя свою деятельность ЦБ должен исходить из высших интересов государства и общества, учитывать при этом цели и действия других государственных органов, согласовывать с ними свои действия. Таким образом, независимость Центрального банка не носит абсолютного характера.

В-третьих, независимость Центрального банка не является величиной фиксированной. По мере совершенствования деятельности ЦБ, роста его авторитета, меняется и степень его независимости. Как правило, каждый подъем на новый уровень развития сопровождается изменением степени независимости Центрального банка. Это новое соотношение фиксируется путем внесения соответствующих изменений в законодательство.

Различают политическую и экономическую независимость Центрального банка.

Выражением политической независимости ЦБ может служить отсутствие прямой подчиненности и формальных связей между ним и Правительством страны, а также самостоятельность при решении кадровых вопросов.

Экономическая независимость ЦБ проявляется в организационном и финансовом аспектах.

Организационный аспект независимости связан с тем, что ЦБ является обособленным юридическим лицом с особым правовым статусом, закрепленным законодательно.

Финансовый аспект независимости проявляется в наличии прямого запрета на использование возможностей ЦБ для кредитования дефицита государственного бюджета.

Степень независимости центрального банка от исполнительной власти в разных странах различна.

В то же время независимость центрального банка имеет относительный характер, поскольку экономическая политика правительства не может быть успешной без согласования и тесной увязки ее основных элементов: денежно-кредитной и финансовой политики. Поэтому в долгосрочном плане политика центрального банка прямо определяется приоритетами макроэкономического курса правительства. В конечном счете, любой центральный банк в той или иной степени сочетает черты и банка, и государственного органа.

Центральные банки экономически развитых стран классифицируются по степени их независимости в решении вопросов денежно-кредитной политик с учетом различных объективных и субъективных факторов.

Степень независимости центрального банка от государства различна и характеризуется следующими законодательно закрепленными моментами:

  1.  Участие государства в капитале центрального банка и в распределении прибыли;
  2.  Процедура назначения (выбора) руководства банка – влияет на политическую независимость ЦБ от органов государственного управления;
  3.  Степень отражения в законодательстве целей и задач центрального банка - определяет, с одной стороны, рамки свободы деятельности ЦБ, с другой – его законодательно установленные полномочия. В большинстве стран (Австрии, Германии, Дании, Нидерландах, России, Франции, Швейцарии, Японии) основные цели и сфера деятельности ЦБ отражены в конституции или подробно изложены в законах о ЦБ и банковской деятельности.

В ряде стран (например, США, Швеции, Италии) формулировка задач ЦБ в законодательстве дана лишь в общих чертах. Тем не менее это несущественно для определения степени независимости ЦБ. Фактор подробности определения законодательством целей и задач ЦБ играет второстепенную роль, и его влияние необходимо рассматривать только в совокупности с анализом традиций и условий функционирования ЦБ;

  1.  Права государства на вмешательство в денежно-кредитную политику. Наличие установленного законодательством права государственных органов отклонять решения руководства ЦБ, а со стороны ЦБ – обязательства координировать проводимые мероприятия с общей стратегией государственного регулирования прежде всего влияет на политическую независимость ЦБ.

Большей самостоятельностью пользуются банки, по закону подотчетные парламенту (в США, Германии, Швейцарии, Швеции, Голландии, России), меньшей подотчетные Министерству финансов (Япония, Франция, Великобритания, Италия). Наиболее низкой степенью независимости от вмешательства государственных органов в денежно-кредитную политику обладают центральные банки Франции и Италии. В этих странах право определения направлений вмешательства законодательным путем передано правительству. Центральный банк выступает в роли консультанта и призван руководствоваться решениями правительства.

В законодательстве Великобритании, Нидерландов, Швеции, Японии четко установлена возможность государственных органов вмешиваться в политику ЦБ, инструктировать его, отменять его решения

На более высокой ступени независимости находятся ЦБ Австрии и ЦБ Дании. Законодательство этих стран не содержит формального права государства на вмешательство в ДКП ЦБ, однако, обязывает его координировать свою стратегию с политикой правительства.

Наиболее независимыми являются центральные банки стран, в законодательстве которых отсутствует право государства вмешиваться в денежную политику ЦБ (Германия, Швейцария);

  1.  Правила, регулирующие возможность прямого и косвенного финансирования государственных расходов центральным банком страны. Выражается в наличии законодательного ограничения кредитования правительства и влияет как на экономическую, так и на политическую независимость ЦБ. Данный фактор имеет значение только при наличии системы непосредственного финансирования правительства центральным банком. Такая система распространена в большинстве развитых стран мира. Исключение составляют США и Великобритания, где государственные займы распределяются на открытом рынке. Наиболее независимы ЦБ Австрии, Германии и Нидерландов.

К субъективным факторам относятся сложившиеся взаимоотношения между центральным банком страны и правительством с учетом неформальны контактов руководителей.

В систему Центрального Банка входят центральный аппарат, территориальные учреждения, расчетно-кассовые центры, вычислительные центры, полевые учреждения, учебные заведения и другие организации, в том числе подразделения безопасности и объединение инкассации, которые необходимы для осуществления деятельности ЦБ. Высшим органом управления является Совет директоров. Как правило, создается и коллегиальный орган ЦБ – Национальный банковский совет.

Вопрос 2. Цели, задачи и функции Центральных банков

Основными целями деятельности любого центрального банка являются:

  1.  Обеспечение стабильности покупательной способности и валютного курса национальной денежной единицы;
  2.  Поддержание стабильности и ликвидности банковской системы;
  3.  Повышение эффективности и надежности платежной системы.

Традиционно перед центральным банком ставится пять основных задач. Центральный банк призван быть:

эмиссионным центром страны, т.е. пользоваться монопольным правом на выпуск банкнот; За центральным банком законодательно закреплена эмиссионная монополия только в отношении банкнот, то есть общенациональных кредитных денег, которые являются общепризнанным окончательным средством погашения долговых обязательств в стране.

В некоторых странах центральный банк имеет право на монопольное осуществление эмиссии монет, но обычно их чеканкой занимается министерство финансов (казначейство).

Эмиссионная монополия превратила центральный банк в эмиссионно-кассовый центр банковской системы, поскольку обязательства центрального банка (как в форме банкнот, так и в форме депозитов коммерческих банков в центральном банке) служат кассовым резервом любого коммерческого банка.

  •  банком банков. Центральный банк непосредственно не обслуживает коммерческие предприятия и организации, не работает с населением. Основными клиентами центрального банка являются коммерческие банки, которым он оказывает услуги по хранению свободной денежной наличности, организации и проведению межбанковских расчетов, кредитованию (рефинансированию), лицензированию деятельности и/или отдельных операций, осуществляет надзор, поддерживая необходимый уровень стандартизации и профессионализма в национальной кредитной системе;

Начиная с XX в. коммерческие банки в большинстве стран в соответствии с законом обязаны хранить часть своих кассовых резервов (обязательные банковские резервы) в центральном банке. Центральный банк устанавливает для коммерческих банков минимальное отношение обязательных резервов к их обязательствам по депозитам (норму обязательных резервов).

  •  банкиром правительства, выступая его кассиром, кредитором, финансовым консультантом. В центральном банке открыты счета правительства и правительственных ведомств. В большинстве стран центральный банк осуществляет кассовое исполнение государственного бюджета. Доходы правительства, поступившие от налогов и займов, зачисляются на беспроцентный счет казначейства (министерства финансов) в центральном банке, все правительственные расходы покрываются с этого счета.

ЦБ кредитует государство, консультирует Минфин по вопросам размещения и погашения государственных займов, выбора дат эмиссии и определения доходности государственных ценных бумаг в зависимости от рыночной ситуации. Центральный банк анализирует и публикует информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, что позволяет при необходимости дать рекомендации и скоординировать действия государственных органов.

Центральный банк управляет государственным долгом (размещение и погашение займов, организация выплат доходов по ним, проведение конверсии и консолидации), используя различные методы управления: покупает или продает государственные обязательства с целью воздействия на их курсы и доходность, изменяет условия продажи, повышает привлекательность государственных обязательств для частных инвесторов.

  •  главным расчетным центром страны, выступая посредником между другими банками страны при выполнении безналичных расчетов, в т.ч. основанных на зачете взаимных требований и обязательств (клирингов), координируя и регулируя организацию расчетных систем;
    •  органом регулирования экономики денежно-кредитными методами.

Сущность денежно-кредитного регулирования заключается в регулировании экономики путем воздействия на состояние кредита и денежного оборота, что является составным элементом экономической политики правительства.

Возможность денежно-кредитного регулирования определяется способностью банковской системы изменять размер денежной массы в соответствии с эффектом мультипликативного расширения и свойством денежного оборота по обеспечению свободного перелива денежного капитала из одной сферы рыночных отношений в другую посредством изменения структуры денежного оборота.

Традиционными инструментами регулирования экономики для центральных банков являются дисконтная (учетная) и залоговая политика, политика минимальных резервов, операции на открытом рынке, депозитная и валютная политика. Однако содержание стандартного набора методов воздействия и сочетание их применения банками разных стран отличаются, что объясняется различной ориентацией и уровнем стабильности национальной экономики. Но общая тенденция такова, что в настоящее время при реализации стратегии центральных банков все чаще приоритет отдается рыночным механизмам по сравнению с административными методами регулирования.

Дисконтная (учетная) политика центрального банка одна из форм денежно-кредитной политики ЦБ, направленная на регулирование экономики. Осуществляется путем повышения или понижения официальной учетной ставки в целях воздействия на объем кредита в стране, темп инфляции, а также состояние платежного баланса и валютный курс.

Залоговая политика центрального банка также является одной из форм денежно-кредитной политики ЦБ, направленной на регулирование экономики. Осуществляется при помощи выдачи гарантий выполнения денежных обязательств. Смысл дисконтной (учетной) и залоговой политики заключается в том, чтобы методом изменения условий рефинансирования коммерческих банков влиять на ситуацию на денежном рынке и рынке капиталов.

 

Если цель ЦБ - удорожание рефинансирования кредитных институтов для уменьшения их кредитного потенциала, он должен поднять учетную ставку. Если целью ЦБ является облегчение доступа коммерческих банков к рефинансированию путем переучета векселей, он снижает учетную ставку. Во втором случае кредитный потенциал коммерческих банков увеличится, а проценты по предоставляемым ими кредитам получат импульс к снижению. При осуществлении дисконтной или залоговой политики ЦБ может селективно воздействовать на определенные отрасли народного хозяйства путем поощрения или ограничения приема к переучету или в залог векселей определенного рода изменением требований к качеству принимаемых в залог и к переучету векселей.

Политика обязательных (минимальных) резервов - требования минимальных резервов появились как страховка ликвидности кредитных институтов, как гарантия по вкладам клиентов. Поддерживая ликвидность банков, ЦБ выполняет свою задачу «кредитора последней инстанции». Как инструмент денежной политики минимальные резервы выполняют двоякую роль: служат текущему регулированию ликвидности на денежном рынке и одновременно играют роль тормоза эмиссии кредитных денег коммерческими банками.

Эффективность инструмента обязательных резервов зависит от широты охвата ими различных категорий обязательств. Увеличивая спектр таких обязательств, ЦБ уменьшает возможность обхода своих требований со стороны кредитных институтов. Размеры ставок по минимальным резервам существенно колеблются по странам. В некоторых странах минимальные резервы практически не используются как инструмент жесткого регулирования, там ЦБ перешли на более гибкую политику открытого рынка.

Политика открытого рынка - проведение операций по покупке и продаже твердо процентных ценных бумаг центральным банком за свой счет на открытом рынке. К ценным бумагам, с которыми обычно совершаются операции на открытом рынке, относятся: казначейские векселя, беспроцентные казначейские обязательства, облигации государственного займа, промышленные облигации, первоклассные краткосрочные ценные бумаги и др. Для оживления экономики ЦБ увеличивает спрос на ценные бумаги. Он либо фиксирует курс, при достижении которого он скупает любой предлагаемый объем, либо приобретает определенное количество ценных бумаг данного типа независимо от курса предложения.

Если целью ЦБ является уменьшение резервов банковского сектора, то он выступает на открытом рынке на стороне предложения. В этом случае у ЦБ есть две возможности реализации своей цели: либо объявить курс, при достижении которого ЦБ будет предложено любое количество ценных бумаг; либо предложить определенное количество ценных бумаг дополнительно. Данная политика открытого рынка приводит к возрастанию доходов от государственных ценных бумаг и к потере кредитными институтами части своих резервов.

Депозитная политика - регулирует движение потоков денежных средств между коммерческими банками и ЦБ и тем самым оказывает влияние на состояние резервов кредитных институтов. Если проводится экспансивная депозитная политика, денежные средства государственного сектора экономики, размещенные в ЦБ, уменьшаются на определенную величину. Соответственно на эту величину возрастают резервы кредитных институтов. При увеличении резервов возрастает кредитный потенциал коммерческих банков, что при уравновешенном рынке ведет к снижению процентных ставок и росту инфляции. При проведении контр активной депозитной политики достигается обратный результат - уменьшение банковских резервов, сокращение кредитного потенциала, рост процентных ставок, снижение темпов инфляции.

Валютная политика (внешнеэкономическая функция ЦБ) - ее направление и формы зависят от внутриэкономического положения данной страны и ее места в мировом хозяйстве. Средством реализации служат валютное регулирование и валютный контроль.

Валютное регулирование представляет собой комплекс мер по управлению внутренними валютными потоками, внешними платежами и переводами в целях воздействия на экономику и национальный валютным рынок. Валютное регулирование является одним из инструментов государственной денежно-кредитной политики. Это означает, что валютное регулирование должно органично вписываться в общую систему денежно-кредитного регулирования и отвечать целям валютной политики государства — поддержанию стабильности национальной валюты, оптимизации платежного баланса, формированию золотовалютных резервов страны, обеспечению международных расчетов.

С помощью инструментов валютного регулирования центральный банк страны создает условия для функционирования внутреннего валютного рынка, вырабатывает эффективные механизмы управления валютными потоками, обеспечивает возможность переориентации валютных ресурсов в приоритетные сферы экономики, позволяющие максимально учитывать интересы участников валютного рынка и внешнеэкономической деятельности. Система валютного регулирования представляет собой комплекс особых отношений, возникающих между хозяйствующими субъектами в процессе совершения ими валютных операций и контролирующими субъектами (органами и агентами валютного контроля).

Валютный контроль в данном случае является одной из систем мер, принимаемых государством в целях обеспечения экономической безопасности. Это составная часть единой общегосударственной политики в области организации контроля за соблюдением законодательства в сфере валютных, экспортно-импортных и иных внешнеэкономических операций.

Центральный банк обычно использует две основные формы валютной политики: дисконтную (учетную) политику, направленную на регулирование валютного курса и платежного баланса и девизную политику - при покупке или продаже иностранных валют (девизов), воздействуя в нужном направлении на изменение курса национальной денежной единицы.

Валютная политика центрального банка в форме проведения операций на валютном рынке проявляется в стимулировании экспорта или импорта. Направление желаемого движения капиталов зависит от приоритета политики ЦБ в каждой конкретной экономической ситуации, что может выражаться в стимулировании товарного экспорта (демпинговая политика), либо в поддержании стабильного курса национальной валюты по отношению к иностранной.

При решении своих задач центральный банк выполняет три основные функции:

- регулирующую - регулирует денежную массу в обращении, что достигается путем сокращения или расширения наличной и безналичной эмиссии при проведения дисконтной (учетной) политики, политики минимальных резервов, открытого рынка, валютной политики;

- контролирующую - определяет соответствие требованиям к качественному составу банковской системы, т.е. осуществляет допуск (государственную регистрацию и выдачу лицензий на осуществление банковских операций) кредитных институтов на национальный банковский рынок; устанавливает правила проведения банковских операций, бухгалтерского учета и отчетности для банковской системы; разрабатывает набор необходимых для кредитных институтов экономических коэффициентов и норм, а также осуществляет контроль за их соблюдением;

- обслуживающая функция включает в себя выполнение роли финансового агента правительства и создание научно-исследовательского, информационно-аналитического центра. Центральный банк, собирая, анализируя и публикуя объективную информацию о ситуации в денежно-кредитной сфере, может оперативно реагировать на глобальные и локальные экономические процессы. От достоверности оценки информации зависит выбор направлений денежно-кредитной политики в целом. Принимая решение о дополнительном выпуске денежных средств, центральный банк основывается на соответствующем экономическом анализе ситуации в стране. При необходимости дает рекомендации и, тем самым, может скоординировать действия государственных органов.

Информационно-исследовательская деятельность центрального банка предполагает также консультирование. В порядке информационного обмена, а также целью проведения консультаций центральные банки организуют встречи, конференции, в том числе на международном уровне.

Функции центрального банка (ЦБ) зачастую переплетаются, из одной вытекает другая, если этого требует достижение поставленной цели или решение какой то определенной задачи.

Вопрос 3. Операции центральных банков

Центральный банк осуществляет свои функции через пассивные и активные банковские операции.

Пассивные операции центральных банков

Пассивные операции центральных банков–это банковские операции, в результате проведения которых формируется пассив баланса центрального банка–собственные, заемные и привлеченные средства.

К основным пассивным операциям центральных банков относятся:

  1.  Эмиссия банкнот и долговых обязательств;
  2.  Прием вкладов и депозитов коммерческих банков и казначейства;
  3.  Формирование собственных средств.

Эмиссия банкнот в большинстве стран является основной банковской операцией центральных банков, так как в результате ее проведения формируется от 40 до 85% пассива баланса. На современном этапе эмиссия банкнот является фидуциарной (не обеспечена золотом), что связано с отменой золотого обеспечения банкнот.

Современный механизм эмиссии банкнот основан на кредитовании коммерческих банков, покупке государственных ценных бумаг и увеличении золотовалютных резервов.

Эмиссия банкнот, осуществляемая при кредитовании банков, обеспечена их обязательствами; при покупке государственных долговых обязательств, золота и иностранной валюты – соответственно государственными обязательствами, золотом и иностранной валютой. В результате, обеспечением банкнотной эмиссии служат активы центрального банка, что есть форма взаимосвязи его пассивных и активных операций.

Кроме эмиссии банкнот центральные банки формируют свои пассивы из вкладов и депозитов казначейства и коммерческих банков.

Коммерческие банки могут помещать на беспроцентные счета в центральных банках часть своих кассовых резервов, в том числе обязательные. В ряде стран обязательные резервы зачисляются на специальные беспроцентные счета (например, в России).

Центральные банки также могут открывать коммерческим банкам и срочные счета с фиксированной процентной ставкой.

Собственные средства центральных банков обычно составляет не более 4% пассива и образуются из уставного, резервных и прочих фондов, прибыли.

Принципиальной особенностью центрального банка является первичность активных операций центрального банка по отношению к пассивным.

Активные операции центральных банков

Активные операции центральных банков – это банковские операции, в результате проведения которых формируется актив баланса центрального банка – денежные средства и драгоценные металлы, ценные бумаги, кредиты и прочие требования.

К основным активным операциям центральных банков относятся:

  1.  Учетно-ссудные операции;
  2.  Вложения в ценные бумаги;
  3.  Операции с золотом и иностранной валютой.

Учетно-ссудные операции включают в себя операции по покупке центральным банком векселей у государства и банков и прямое краткосрочное кредитование банков и государства на срок до 1 года. При этом обеспечением по кредитам коммерческим банкам являются государственные долговые обязательства, простые и переводные векселя, ценные бумаги и другие активы.

В результате покупки векселей у коммерческих банков (переучет) происходит вторичный учет векселей, которые коммерческие банки купили у своих клиентов. Учет казначейских векселей служит в большинстве промышленно развитых стран главным инструментом краткосрочного кредитования государства для покрытия временных кассовых разрывов.

Вложения в ценные бумаги может осуществляться центральными банками либо как форма кредитования государства, либо как инструмент денежно-кредитной политики.

Покупка государственных облигаций в большинстве промышленно развитых стран является главной (иногда единственной) формой кредитования правительства для покрытия бюджетного дефицита. Прямое кредитование государства для финансирования бюджетного дефицита в этих странах практически отсутствует (США, Канада, Япония, Великобритания, Швейцария, Швеция) или ограничено законом (ФРГ, Франция).

Покупка-продажа центральными банками ценных бумаг осуществляется и для достижения целей денежно-кредитной политики посредством регулирования ликвидности банковской системы, денежной массы и курса государственных облигаций.

Операции с золотом и иностранной валютой также служат целям денежно-кредитной политики и позволяют регулировать ликвидность банковской системы, денежную массу, валютный курс и динамику торгового и платежного балансов.

Контрольные вопросы

1. Что собой представляет центральный банк и какова его роль в банковской системе?

2. Какие функции выполняет центральный банк?

3. Когда был создан первый центральный банк, где, почему?

4. Какую роль играет экономическая независимость центрального банка?

5. Назовите факторы, которые влияют на денежно-кредитную политику проводимую центральным банком.

6. Каковы цели, задачи и функции центральных банков?

7. Какие инструменты регулирования применяют центральные банки?

8. Как осуществляется дисконтная и залоговая политика центральных банков?

9. Что такое обязательные резервы и за счет чего они формируются?

10. В чем выражается депозитная политика центральных банков?


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

68042. Музыкально-библиотечный урок «Следствие ведут колобки!» 5.74 MB
  Извините вы кто У нас идет урок Знаю Но следы ведут именно в этот кабинет Следствие не может быть остановлено Я должен срочно найти этого человека Я располагаю сведениями что он близко знаком вот с ним Слайд 1 Чебурашка А еще с ними: Слайд 2 3 Герои из мультфильма Каникулы в Простоквашино...
68043. Ранок «Новорічний Колобок» 77.5 KB
  З Новим роком добрі люди! Щастя, сили вам, добра! Хай у Вас все добре буде! Свято починать пора! З Новим роком вас вітаю Зичу свят веселих вам. Щастя, радості бажаю Дітям, гостям і батькам.
68044. ЭКОЛОГИЧЕСКАЯ СКАЗКА «КОЛОБОК» 52 KB
  Вступительное слово Сегодня 3-Б класс приглашает вас на сказку. А о чем она подумайте сами. Не зря говорится: «Сказка ложь да в ней намек, добрым молодцам урок. Занавес раздвигается. Декорации – избушка с окошком. Из трубы дым идет. Вдали лес. Звучит музыка «В гостях у сказки».
68045. Монотипія «Світ комах» 184.5 KB
  Актуалізація опорних знань Діти сьогодні ми з вами здійснимо подорож до дивовижного світу найменших створінь природи світу комах. Яких комах ви знаєте Чим комахи відрізняються від інших істот Чим вони корисні та чим вони шкідливі Як слід ставитись до комах.
68046. Конфликт, конфликтные ситуации, компромисс 50 KB
  Цель: Изучить основные понятия: конфликт конфликтные ситуации компромисс; Ознакомить учащихся и родителей с разными стилями реагирования в конфликтных ситуациях; Учить применять навыки конструктивного решения конфликтов; Развивать в учениках способность к формированию собственных способов...
68048. Регіональний конкурс «Найкращий відгук на сучасну дитячу прозу» 36.5 KB
  Матеріал до підготовки: мікрофон музика книжкові виставки: Книги які знають усе Сучасна дитяча проза формуляри читачів 4 та 5 класів. Щоб дізнаємося які книги подобаються нашим конкурсантам ми заглянемо у їхні формуляри. Запитання для читачів: Яка книга залишила у твоїй пам’яті...
68049. Виховний захід: «Інформація» 173 KB
  Після того як перший учасник закінчив розповідь він займає місце в аудиторії слухачів. Визначте хто яке місце зайняв якщо відомо що Галя зайняла друге місце Наталя хоч і не стала переможцем але в призери попала а Віра програла Ані. Аня Віра Галя Наталя 1 місце 2 місце 3 місце...
68050. Конкурс кмітливих та винахідливих «Мій розпорядок дня» 36 KB
  - Heute haben wir Wiederholungsstunde zum Thema «Unser Tageslauf». - Sagt, an welchem Thema haben wir gearbeitet? - Woruber haben wir zu diesem Thema gesprochen? - An welchem grammatischen Stoff haben wir in dieserZeit gearbeitet (Perfekt)?