44405

Проект участа автомобильной дороги протяженностью 3,066 км

Курсовая

Архитектура, проектирование и строительство

Определение требуемого модуля упругости дорожной одежды Расчетные характеристики дорожной одежды Расчетные характеристики грунта земляного полотна и характеристика материалов дорожной одежды Определение оптимального соотношения толщины слоев дорожной одежды

Русский

2013-11-12

1023 KB

8 чел.

Титульный
Задание
Содержание

[0.1] 2.1 Назначение технической категории дороги

[0.2] 2.2 Определение расчетного расстояния видимости

[0.3] 2.3 Определение радиусов вертикальных и горизонтальных кривых

[0.4] 5.1 Определение требуемого модуля упругости дорожной одежды

[0.5] 5.1.1 Расчетные характеристики транспортной нагрузки

[0.6] 5.1.2 Расчетные характеристики дорожной одежды

[0.7] 5.1.3 Расчетные характеристики грунта земляного полотна и характеристика материалов дорожной одежды

[0.8] 5.1.4 Определение оптимального соотношения толщины слоев дорожной одежды

[0.9] 5.1.5 Проверка трещиностойкости монолитных слоев дорожной одежды

[0.10] 6.1 Продольный профиль

[0.11] 6.2.1 Нанесение исходной информации

[0.12] 6.2.2 Назначение контрольных и руководящих отметок

[0.13] 6.2.3 Составление вариантов проектной линии

[0.14] 6.2.4 Проектирование кюветов

[0.15] 6.2.5 Нанесение геологического профиля

[0.16]
6.2.6 Оформление чертежа “Продольный профиль”

[0.17] 10.1 Определение объемов земляных работ

[0.18] 10.2 Определение стоимости строительства


1 Природные условия района строительства

Ивановская область


2 Обоснование технической категории дороги и норм проектирования

2.1 Назначение технической категории дороги

 

Категория  автомобильной дороги назначается  по интенсивности  движения физический автомобилей на перспективу 20 лет табл. 1.5[1].

Интенсивность  движения на перспективу tр  вычисляется по формуле:

где NO  – исходная интенсивность  движения в год ввода дороги в эксплуатацию;

Р– ежегодный прирост интенсивности движения;

t – перспективный период для назначения категории дороги (t = 20 лет).

Принимается IV техническая категория автомобильной дороги .

Для окончательного назначения категории дороги устанавливают интенсивность движения приведенную к легковому автомобилю на перспективу 20 лет.

Nпр=ΣкiNi, где

кi – коэффициент приведения отдельных типов автомобилей к легковому:

 легковые автомобили – 1,0;

грузовые автомобили грузоподъемностью:

до 2т – 1,5;

4т – 2,0;

8т – 2,5;

12т – 3,0;

свыше 12т – 3,5;

автопоезда грузоподъемностью:

до 6т – 3,0;

   12т – 3,5;

автобусы – 3,5.

Ni – интенсивность движения отдельных типов автомобилей

Nпр=4386*(1*0,10+1,5*0,21+2*0,52+3*0,08+3,5*0,01+3,5*0,06+3*0,02)=6798авт./сут.

Согласно ТКП 456-3.03-19-2006 «Автомобильные дороги»  назначаем ТКД 3 (3000-7000 авт./сут.)

2.2 Определение расчетного расстояния видимости

Расчётное расстояние видимости определяют по трём схемам:

1) остановка автомобиля перед препятствием;

2) торможение двух автомобилей, двигающихся навстречу друг другу;

3) обгон легковым автомобилем грузового автомобиля при наличии встречного движения.

По первой схеме расчётное расстояние видимости S1 называют видимостью поверхности дороги:

S1=V*tp/3,6 + (Kэ*V2)/(254(1-i)) + lзб =100*2,6/3,6+(1,3*1002)/(254(0,5+0,06))+5=190 м;   

где V – скорость движения автомобиля, км/ч, принимаем равной расчётной для дороги IV технической категории;

tp – время реакции водителя и включения тормозов, tp=2,6 с;

Kэ–коэффициент, учитывающий эффективность действия тормозов, принимаем Kэ=1,85 для грузовых автомобилей;

1=0,5 – коэффициент продольного сцепления;

i – максимальный продольный уклон (знак “+“ на подъеме);

lзб – зазор безопасности (lзб =5 м).

 

По второй схеме расчётное расстояние видимости равно:

S2=V*tp/1.8+(Kэ*V2*1)/(127*(12 – i2))+lзб=                                                                                 =100*2,6/1,8 +(1,3*1002*0,5)/(127*(0,52 -0,062))+5=409 м;

 По схеме обгона расчётное расстояние видимости вычисляют по формуле:

S3=V21/(1,8*(V1-V2))+(Kэ*V1*(V1+V2))/(1271*)+[( Kэ*V22)/(254*)+ lзб]*2V1/( V1-V2)=

   = 802/(1,8*20)+(1,3*80*140)/(127*0,5)+[(1,3*602)/(254*0,5)+5]*2*80/20=804 м;

где V1 и V2 –скорости движения легкового и грузового автомобилей.

Боковую видимость вычисляем по формуле:  

Sбок=2(S1 * Vn)/V=2(122*10)/80=40 м.

где Vn-скорость бегущего пешехода, пересекающего дорогу (Vn=10 км/ч).

S1 – расчётное расстояние видимости по первой схеме.

V – скорость движения автомобиля.

2.3 Определение радиусов вертикальных и горизонтальных кривых

Минимальный радиус вертикальной выпуклой кривой определяем из условия обеспечения видимости поверхности дороги:

Rвып.min= S12/(2*(d1+d2)2) =1902/(2*(1,2+0,2)) 2=7661м;

где S1 – из формулы (см. п.2.2.);

d1 - высота глаза водителя легкового автомобиля над поверхностью дороги;

d2 – высота препятствия на дороге, которое должен видеть водитель;

Рекомендуемый радиус вертикальной выпуклой кривой вычисляют по условию обеспечения безопасного обгона:

Rвып.рек= S32/(2*(d1+Н)2) = 742 2/(2*(1,2+1,45)2= 70235 м;

где S3 – из формулы (см. п.2.2.);

Н – высота встречного легкового автомобиля.

 

Минимальный радиус вертикальной вогнутой кривой определяем из условия недопущения перегрузки рессор:

Rвог.мин= V2/(13*a0) =1802/(13*0,6)=1538 м;

 где a0 – допускаемое центробежное ускорение (a0=0,5-0,7 м/с2).

Рекомендуемый радиус вертикальной вогнутой кривой определяем из условия обеспечения видимости дороги ночью:

Rвог.рек= S12/(2*(hф+S1*sin(a/2)) = 1902/(2*(0,8+122* sin(2°/2))  = 4772 м;

где S1 – определяется из формулы (см. п. 2.3.);

hф – возвышение центра фары над поверхностью дороги, принимаем по приложению;

а – угол рассеивания пучка света фар, а=2;   

Минимальный радиус горизонтальной кривой вычисляем по формуле:

Rмин= V2/(127*(+iв)) = 802/(127*(0,15+0,04)) = 414м,

где V – расчётная скорость для дороги II категории;

- коэффициент поперечной силы по условиям удобства пассажиров (=0,15);

iв – поперечный уклон виража, принимается равным 0,04.

Рекомендуемый радиус горизонтальных кривых равен:

Rрек= V2/(127*(-in)) = 802/(127*(0,1-0,02))=984м;

где   - коэффициент поперечной силы из условия минимального износа шин (=0,1);

iп – поперечный уклон проезжей части с двухскатным поперечным профилем, зависит от типа покрытия (iп =0,02).


Таблица 2.1 – Технические параметры дороги


N

 Наименование  технического  показателя

Изме-ритель

По

расчету

  По

ТКП

Принято для проектирова-ния

1

Максимальный  продольный  уклон

-

60

60

    

2

Расчетное расстояние       видимости

S1

м

190

-

122

S2

    м

5254

-

5254

S3

м

742

-

742

3

     

Радиусы  кривых

Вертикальные

Выпукл.

миним.

м

3128

4000

40000

рек.

м

52477

-

-

Вогнут.

миним.

м

820

2500

2500

рек.

м

2540

-

-

Горизонтальные

миним.

м

265

2000

2000

рек.

м

630

-

-

4

Ширина  проезжей  части

м

4

6

6

5

Ширина  обочины     

м

2

2


3 Проектирование плана дороги

3.1. План автомобильной дороги

Проектирование плана трассы включает:

1)  выяснение препятствий трассированию и контрольных точек;

2)  проложение вариантов плана трассы;

3)  подбор радиусов и длин переходных кривых закруглений;

4)  пикетаж и составление ведомости углов поворота, прямых и кривых;

5)  составление чертежа "План трассы".

В курсовом проекте исходной информацией для проектирования плана трассы являются карта местности масштабом 1:25000, начальный и конечный пункты и направления входа в них, препятствия трассированию.

С целью детальной проработки вариантов трассы и продольного профиля изменяют масштаб карты на 1:5000. Для этого увеличивают карту местности в 5 раз с помощью множительной техники и используют в качестве черновика.

Перед проложением трассы выясняют препятствия трассированию и контрольные точки. Препятствиями являются озера, населенные пункты, запретные зоны, заштрихованные на выданной карте. Контрольными точками могут быть места пересечения с железными и автомобильными дорогами, реками.

Вариант плана трассы рекомендуется проектировать методом упругой линии с помощью гибкой линейки с учетом контрольных точек и препятствий

Полученное криволинейное очертание плана трассы представляет примерное положение трассы (предварительный вариант). Для обеспечения возможности выноски этой трассы на местность кривую заменяют ломаной прямой.

После этого измеряют углы поворота трассы (α1, α2, α3) в местах изменения направления прямых, расстояние между вершинами углов (П2, П3), расстояние от начала (точка А) и конца (точка В) участка трассы до ближайших ВУ.


Таблица 3.1 – Ведомость углов поворота прямых и кривых трассы

а

Положение

R

Т

К

Б

Д

L

t

β

Р

Ко

лево

право

ПК

+

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

НХ

0

0,00

ВУ1

30043

5

33,51

1000,00

274,61

0,00

37,02

13,41

100,00

50,08

2,86

0,42

435,97

 

ВУ2

42047

19

89,66

2100,00

822,53

1567,92

155,64

77,14

0,00

0,00

0,00

0,00

0,00

КХ

30

66,16

НЗ

НКК(НПК)

ККК(НПК)

КЗ

Длина прямой

Румб

ПК

+

ПК

+

ПК

+

ПК

+

1

16

17

18

19

20

21

22

23

24

25

НХ

208,82

ЮВ:52038

ВУ1

2

8,82

3

8,82

7

44,79

8

44,79

 

322,34

ЮВ:83021

ВУ2

11

67,13

11

67,13

27

35,05

27

35,05

КХ

331,11

СВ:54032


4 Назначение размеров малых водопропускных сооружений

В курсовом проекте отверстия водопропускных сооружений и расчетные уровни воды в зоне сооружений назначают без расчета и вычисляют контрольные отметки Нпр у труб и мостов.

У труб контрольная отметка равна:

а) по засыпке над трубой (не менее 0,5 м)

Нпр = Нч + d + t + 0,5 + Н + (0,5b+c) in

где Нч - отметка черного профиля;

d - внутренний диаметр круглой трубы или высота прямоугольной;

t - толщина стенки трубы (в курсовом проекте допускается принимать 0,08 м для d = 0,8 и 0,1 м - для остальных труб);

Н - толщина дорожной одежды (по заданию);

b – ширина проезжей части дорог IIVI категорий или одного направления I категории;

c – ширина укрепительной полосы;

in – уклон проезжей части.

б) по возвышению бровки земляного полотна над уровнем воды (УПВ), равное 0,5 м при безнапорном режиме и 1,0 м - при напорном,

Нпр = УПВ + 1,0 + (0,5b + c) in + (a - c) io

 где а,  iо – ширина и поперечный уклон обочины.

Безнапорный режим устанавливается: в круглых трубах с цилиндрическим входным звеном - при отношении глубины воды перед трубой к диаметру h/d ≤ 1,27, в прямоугольных трубах - при h/hвх ≤ 1,15. Глубина воды перед трубой назначается условно студентом, таким образом, чтобы трубы работали в безнапорном режиме.

Для трубы  с оголовками теоретическая длина ее поверху равна

где  р – ширина площадки  над оголовками  трубы, включая  и ширину  портальной стенки (р = 0,8 м);

m – заложение откоса  земляного полотна  у трубы, принимается m= 1,5;

h – высота портала, 1,93м.

Фактическая длина трубы поверху  для длинномерных труб с   оголовками определяется по формуле:

где   n – число звеньев;

0,35 – толщина портальной стенки.

Принимаем следующие искусственные сооружения:

На ПК 10+00 – круглая жел.-бет. труба диаметром 1,0м

Труба работает в безнапорном режиме.

На ПК 23+00 – круглая жел.-бет. трехочковая труба диаметром 1,6м

Труба работает в безнапорном режиме.


5 Проектирование дорожной одежды и проезжей части

5.1 Определение требуемого модуля упругости дорожной одежды

 5.1.1 Расчетные характеристики транспортной нагрузки

Дорожные  одежды  на перегонах автомобильных дорог  следует  рассчитывать  на кратковременное  многократное действие  транспортных нагрузок, продолжительностью 0,1 с, а на остановках  автомобилей и обочинах дорог на единичное действие транспортной нагрузки продолжительностью действия 10 минут.

Для проектирования  дорожной одежды автомобильных дорог принимаются расчетные нормированные  нагрузки А1, А2, А3 на одиночную  наиболее нагруженную ось  двухосного автомобиля.

Согласно ТКП 45-3.03-19-2006 местные автомобильные дороги VI технической категории рассчитываются на нагрузку на одиночную  наиболее нагруженную ось  двухосного автомобиля 100 кН – А1.

 

Таблица 5.1 – Основные параметры   нормированной нагрузки А1

Параметры

Расчетные автомобили

А1

1

Нагрузка на ось, кН

100

2

Расчетное  давление колеса на покрытие, Мпа

0,6

3

Расчетный диаметр следа  неподвижного автомобиля, см

33

4

То же, для  движущегося автомобиля, см

37

 

Транспортный поток  состоит из различных транспортных средств. При расчете  дорожной одежды учитывают только грузовые автомобили  и автобусы. Повторность приложения  нормированной  нагрузки на одну полосу проезжей части  в течении суток в конце срока  службы дорожной одежды определяется по формуле:

,

где fпол – коэффициент, учитывающий число полос движения и распределения     движения  по ним (таблица 9[4]) fпол=0,55;

N– интенсивность движения на дороге  в конце срока  службы дорожной одежды до капитального ремонта, авт/сут (таблица 5[4]), для ТКД VI и облегченного типа покрытия срок службы срок службы для капитального ремонта (по таблице 10 [4]) 8  лет:

n – количество типов  транспортных средств грузоподъемностью более 5 тонн в транспортном потоке;

Sm– коэффициент приведения  рассматриваемого типа  автомобилей к  расчетному (таблица 11[4]);

Pm– доля данного (m–го) типа  автомобилей в транспортном потоке(таблица 12.3[5]);

Расчет величины представим в табличной форме:

Таблица 5.2 – Расчет величины

Марка транспортного средства и грузоподъемность, т

Коэффициент приведения  рассматриваемого типа  автомобилей к  расчетному Sm

Доля данного (n–го) типа  автомобилей в транспортном потоке,

Pm

1

2

3

4

Грузовые автомобили

УАЗ, 1т

0,00

0,21

0,00

ГАЗ-53А, 4т

0,08

0,52

0,0416

КрАЗ-257Б1, 12т

2,71

0,08

0,2168

МАЗ-516Б, 14,5т

2,46

0,01

0,0246

Автобусы

Икарус-280

0,81

0,06

0,0486

Автопоезда:

Volvo F89-32 (6х4), 13,85т

5,23

0,02

0,1046

0,4362

5.1.2 Расчетные характеристики дорожной одежды

Расчет дорожной  одежды выполняется  из условия обеспечения ее надежности. Надежность дорожной одежды – вероятность  ее безопасной работы в течении всего  периода между капитальными  ремонтами. Количественным показателем  надежности дорожной одежды  является уровень надежности , представляющий собой отношение  протяженности  прочных , не требующих капитального ремонта  участков дорожной одежды, к общей протяженности  участка автомобильной дороги  с данной конструкцией дорожной одежды.  

Допустимый уровень надежности  принимается в зависимости от категории дороги и типа дорожной одежды  по таблице 12[4], для ТКД VI и облегченного типа дорожной одежды kН=0,85.

При расчете дорожной одежды   по упругому прогибу  расчетной характеристикой  является требуемый модуль упругости  дорожной одежды Етр. В случае  расчета дорожной одежды от нагрузки А1 требуемый модуль упругости определяется по зависимости:

,

где – а и в эмпирические  коэффициенты, принимаемые для нагрузки А1 равными 65 и 65 ;

NА1–  расчетное число приложения нагрузки А1.

Требуемый модуль упругости должен быть не менее значения приведенного в таблице 13[4] для ТКД VI облегченного типа дорожной одежды Етр≥125 МПа, условие удовлетворяется окончательно принимаем Етр А1=199 МПа.

5.1.3 Расчетные характеристики грунта земляного полотна и характеристика материалов дорожной одежды

 Расчетные характеристики грунта земляного полотна и характеристики материалов слоев дорожной одежды приведем в таблице 5.3.

В курсовом проекте примем один тип дорожной одежды. Для расчета дорожной одежды в качестве грунта земляного полотна примем наиболее слабый грунт – суглинок легкий.

Расчетное сопротивление асфальтобетона  на растяжение при изгибе.

где    Ru– среднее значение сопротивления растяжению при изгибе, МПа (таблица 6);

t – коэффициент  нормированного  отклонения Ru , принимаемый в зависимости от уровня надежности Kн по таблице 12[4];

Cv– коэффициент вариации прочности на растяжение при изгибе асфальтобетона, равный 0,1;

Ky– коэффициент усталости , учитывающий повторность нагружения от расчетной интенсивности движения Np,  определяемый по графику рис.2[4] и равный для Np=NA1=347 авт/сутКу=1,14;

Km –коэффициент снижения прочности асфальтобетона под воздействием природно–климатических факторов: назначается для асфальтобетона марки I и II  на щебне   изверженных пород Km= 1,0 и III марки – 0,8 ;  для асфальтобетона I марки на щебне осадочных пород и гравийных материалов – Km= 0,9; для II и III марки – 0,7.


Таблице 5.3 – Характеристики мат
ериалов слоев дорожной одежды, МПа»

Материал слоя

Характеристики материалов

по упругому прогибу,

Е

по трещиностойкости

модуль упругости,

Е

сопротивление растяжению при изгибе,

R

Плотный, мелкозернистый асфальтобетон марки III тип Б на битуме БНД 90/130

2400

3600

2,4

Пористый, крупнозернистый асфальтобетон марки II тип Б на битуме БНД 90/130

1400

2200

1,4

Щебень второй марки по способу заклинки

400

400

ПГС с содержанием зерен крупнее 5мм более 30%

180

180

-

Песок крупнозернистый

130

130

Суглинок легкий

50

5.1.4 Определение оптимального соотношения толщины слоев дорожной одежды

Оптимальным  является такое  соотношение толщин слоев  дорожной одежды, при котором выполнены критерии долговременной прочности, и стоимость дорожной одежды будет минимальной.

Оптимизация конструкции дорожной одежды выполняется по критерию упругого прогиба.

где Еобщ –общий модуль упругости  дорожной конструкции;

Кпр=0,90 – коэффициент  прочности  дорожной одежды, зависящий  от допустимого уровня, надежности   (таблица 12[4]).          

Етр=230 МПа – требуемый модуль упругости дорожной одежды, определяемый по формуле для расчетной нагрузки А1.

Выбор материалов  для конструктивных слоев дорожной одежды, кроме верхнего  слоя покрытия и дренирующего слоя, производится по методу минимальной строительной  стоимости  равнопрочных слоев. Этим методом для каждого слоя дорожной одежды из всех имеющихся в районе строительных материалов (местных и привозных), которые могут быть применены в данном конструктивном слое, определяется материал, обеспечивающий  минимальную стоимость единицы прочности  данного слоя. При практически одинаковой или близкой стоимости  вариантов  следует учитывать при выборе и другие факторы: технологичность, максимальное использование  местных материалов и др.

При выборе материалов для нижнего  слоя основания из имеющихся  местных материалов, пригодных для устройства этого слоя, составляются двухслойные системы с одинаковым общим модулем упругости Еобщ (не выше наименьшего модуля  упругости рассматриваемых материалов) и одинаковым модулем упругости полупространства, равным модулю упругости грунта земляного полотна Егр, т.е. равнопрочные системы.

   

Рис. 1. Схема конструкции дорожной одежды.

а)                                                                    б)

 

Рис.2. Варианты равнопрочных систем: а) щебень первой марки устроенный по способу заклинки; б) гравий с содержанием частиц крупнее 5мм более 30.

Для технико-экономического сравнения вариантов стоимости материалов примем равными отпускной цене на природные нерудные материалы по ССЦ на местные строительные материалы, изделия и конструкции для строительства в Республике Беларусь Ч.4.


Таблица 5.4 – Стоимость материалов

Индекс позиции

Наименование материала

Оптовая цена, руб.

С412-1250-2

Щебень марки 1000, фр. 40-70 мм

5,75

С412-1266

Песок для строительных работ природный

2,20

С412-1267

Песок природный обогащенный

3,74

С412-1268

Смеси песчано-гравийные природные

4,62

Для  системы (а) :

вычисляем соотношения:

По номограмме (рис.7[4]) определяем соотношение тогда толщина слоя равна но минимальная толщина слоя 15 см, принимаем    

Стоимость 1 м2:  С=0,15∙1∙5,75=0,86 руб./м2

Для  системы (б) :

вычисляем соотношения:

По номограмме (рис.7[4]) определяем соотношение тогда толщина слоя равна    

Стоимость 1 м2:  С=0,25∙1∙4,62=1,16 руб./м2

 

Из рассмотренных вариантов для дальнейшего проектирования основания  принимаем  щебень первой марки с минимальной стоимостью равнопрочного слоя.

Определим материал для дополнительного слоя основания.


а)                                                                    б)

 

Рис.2. Варианты равнопрочных систем: а) песок к/з; б) песок с/з.

Для  системы (а) :

вычисляем соотношения:

По номограмме (рис.7[4]) определяем соотношение тогда толщина слоя равна

Стоимость 1 м2:  С=0,25∙1∙3,74=0,94 руб./м2

Для  системы (б) :

вычисляем соотношения:

По номограмме (рис.7[4]) определяем соотношение тогда толщина слоя равна    

Стоимость 1 м2:  С=0,29∙1∙2,20=0,64 руб./м2

Из рассмотренных вариантов для дальнейшего проектирования дополнительного слоя основания  принимаем  песок с/з с минимальной стоимостью равнопрочного слоя.

На рисунке 1 представлена в общем виде конструкция дорожной одежды, состоящая  из двухслойного покрытия (h1+h2), основания h3 и  дренирующего слоя h4. Модули упругости  материалов слоев дорожной одежды соответственно Е1, Е2, Е3 и Е4, грунта рабочего слоя Егр. Требуемый общий модуль упругости Еобщ всей дорожной конструкции (дорожная одежда и рабочий слой) .

Назначается общая толщина верхних слоев из материалов, содержащих органическое вяжущее (покрытие) в зависимости от требуемого  модуля упругости (таблица 6) и значения минимальной  толщины слоев.


Таблица 6 «Зависимость толщины покрытия от требуемого модуля упругости»

Модуль упругости Етр, МПа

125

125–180

180–220

220–250

250–300

Толщина слоя, см

4–6

6–8

8–10

10–13

13–16

Количество слоев

1

1;2

2

2

2;3

Принимаем толщину верхнего слоя асфальтобетона , нижнего – , тогда общая толщина слоев содержащих органическое вяжущее . Толщину основания принимаем минимально допустимой – 15 см.

 

Рис. 3. Схема для расчета дорожной одежды.

 Определяется  требуемый общий  модуль упругости на поверхности основания  слоя (рис. 3), пользуясь номограммой, представленной  на рисунке 7[4] . Для этого рассматривается двухслойная система: верхний слой покрытия толщиной h1 с модулем упругости  расположен на полупространстве с  модулем упругости   (рис.3). Вычисляются соотношения:

где  Д=0,37 м  – диметр отпечатка колеса расчетного автомобиля на покрытии.

 

 

Рис. 4. Схема к определению общего модуля упругости  .

Пользуясь номограммой (рис.7[4]) определяем величину :

и вычисляем  требуемый  общий модуль упругости на поверхности  слоя h2 (рис.4):

Рис.5 Схема к определению общего модуля упругости  .

Далее рассматривается  двухслойная система, представленная на рисунке 5, и вычисляем соотношения :

С помощью номограммы (рис.7[4]) определяем величину :

и вычисляем  требуемый  общий модуль упругости на поверхности  слоя h3 (рис.5):

 

Рис.6 Схема к определению общего модуля упругости  .

Далее рассматривается  двухслойная система, представленная на рисунке 6, и вычисляем соотношения :

С помощью номограммы (рис.7[4]) определяем величину :

и вычисляем  требуемый  общий модуль упругости на поверхности  слоя h3 (рис.6):

Вычисляем требуемую толщину дренирующего слоя  h4. Для этого рассматривается двухслойная система (рис. 7) и вычисляются соотношения:

Рис. 7. Схема к определению h4.

По номограмме (рис.7[4]) определяем соотношение  тогда толщина соответствующего слоя равна

Итоговая конструкция дорожной одежды:

Рис. 8 Конструкция дорожной одежды

5.1.5 Проверка трещиностойкости монолитных слоев дорожной одежды

Критерий трещиностойкости:

где   σр   – максимальные  растягивающие  напряжения в   нижней  зоне монолитного слоя, МПа;

Rрu – предел прочности на растяжение при изгибе с учетом повторности нагружения, МПа;

Кпр – требуемый коэффициент прочности  с учетом заданного уровня  надежности (таблица 12[4]).

Наибольшие растягивающие напряжения σр   вычисляют по формуле:

,

где     К=0,85  – коэффициент, учитывающий  особенности  напряженного состояния  монолитного слоя;

Р –  расчетное давление колеса на покрытие , МПа (таблица 1.4);

_

σр – максимальное растяжение на напряжение  при давлении от колеса Р=1 МПа.

Возможны два случая проверки трещиностойкости :

–      проверка трещиностойкости асфальтобетонного покрытия;

–    проверка трещиностойкости основания (для укрепленных материалов основания).

Двухслойное асфальтобетонное покрытие принимают за один  слой толщиною, равной сумме толщины т.е. h= h1 +h2=5+7=12 см  со средневзвешенным модулем упругости Еср , равным:

где Е1 и Е2 – модули упругости  верхнего и нижнего   слоев   двухслойного покрытия;

h1  и h2– толщины верхнего и нижнего слоев, 5 и 7 см соответственно;

Рис. 9 Схема к расчёту  проверки на трещиностойкость

Напряжение растяжения σр  в нижнем слое двухслойного  покрытия  определяют с помощью номограммы (рис.12[1]), принимая  Е1ср.

       _

Отсюда σр=2,32 МПа и следовательно .

Проверяем условие трещиностойкости

условие трещиностойкости выполняется.

 

Рис. 10 – Конструкция дорожной одежды


6 Проектирование продольного профиля дороги

6.1 Продольный профиль

Проектирование продольного профиля включает:

  1.  нанесение исходной информации;
  2.  назначение контрольных точек и руководящих отметок;
  3.  составление вариантов проектной линии;
  4.  проектирование кюветов.

6.2.1 Нанесение исходной информации

 

К исходной информации относятся:

а) план трассы;

б) чёрный профиль по оси трассы;

в) геологическое строение местности по оси дороги.

План трассы составляют по данным топографической карты. Обозначают угодья, пересекаемые дороги, водотоки, линии связи и электропередач, временные репера, положения вершин углов поворота и направления поворота трассы. По данным ведомости углов поворота, прямых и кривых наносят элемента плана оси дороги: прямые, закругления, указывают номера пикетов и километры.

Чёрный профиль – продольный профиль поверхности земли вдоль оси трассы. Для его построения по карте в горизонталях на всех пикетах, переломах местности, в местах пересечения с водотоками, автомобильными и железными дорогами определяем отметку поверхности с точностью до 1 см. Если точка находится между горизонталями карты, то её отметку находим методом интерполяции. Если точка находится в пределах замкнутой горизонтали, то её отметку вычисляем методом интерполяции. Точки черного профиля соединяют сплошной тонкой линией. Параллельно ей на расстоянии 2 см проводят вторую сплошную тонкую линию и соединяют одновременно точки этих профилей вертикальными кривыми.

 

6.2.2 Назначение контрольных и руководящих отметок

 

Контрольными точками продольного профиля являются пересечения с железными и автомобильными дорогами, водотоками.

а) Пересечение водотоков.

Водотоки бывают постоянные (реки, ручьи), отмеченные на карте синей линией, и периодически действующие. Для установления положения последних анализируем все понижения чёрного профиля с помощью карты местности. (см. п.4)

в) Руководящие рабочие отметки.

Проектную линию (бровку земляного полотна) следует проектировать по обертывающей

(в насыпях). Руководящие рабочие отметки hр   (минимальные высоты насыпи) вычисляют:

 - по обеспечению снегонезаносимости дороги на открытых участках:

hр = hCH5%+Δh=0,6+0,7=1,3 м;

где hCH5% - высота снега в данной местности с вероятностью превышения 5%  

            Δh – запас высоты насыпи над снежным покровом для размещения сбрасываемого с дороги снега и увеличения скорости снежного потока над дорогой для IV категории.

 –  по обеспечению хорошего водного режима земполотна на участках второго типа местности по увлажнению

hр 2= Нмин2+а∙i0=0,9+2,0∙0,04=0,98 м;

Для дальнейшего расчета принимаем руководящую отметку hр=1,00м

Таблица 4.1 – Нормы возвышения покрытия при грунтах рабочего слоя

грунт рабочего слоя

наименование возвышения поверхности покрытия для типов местности,м

2

3

песок мелкий, супесь легкая крупная, супесь легкая

0,9

1,1

песок пылеватый, супесь пылеватая

1,2

1,5

суглинок легкий, суглинок тяжелый, глины

1,6

2,2

супесь тяжелая пылеватая, суглинок легкий пылеватый, тяжелый пылеватый

1,8

2,4

г) пересечения автомобильных дорог с железными дорогами

в данном курсовом проекте на ПК 3+20 м автомобильная дорога пересекает железнодорожное полотно в одном уровне, пересечение располагается в плане на переходной кривой (ВУ1)  закругления радиусом 1000м (минимум при новом строительстве 800м), в профиле – прямая с продольным уклоном 0 промилле. На подходах на расстоянии 2м от каждого рельса поперечный уклон дороги приведен к уклону рельс. Пересечение проходит по отметке 175,00м.

 

д) пересечение автомобильных дорог с другими дорогами

на ПК 10+50м автомобильная дорога пересекает а/д ТКД II – отметка по оси дороги принимается равной отметке пересекаемой дороги (171,04). В плане пересечение расположено на прямолинейном участке, в профиле – прямая, продольный уклон 14 промилле.

6.2.3 Составление вариантов проектной линии

Проектную линию проектируют методом тангенсов. Для этого намечаем на профиле контрольные точки и положение руководящих рабочих отметок. В переломы проектной линии вписывают кривые. Расчёт элементов кривых ведут исходя их схемы.

Длина вертикальной кривой К радиуса R и тангенса Т равна:

К=ω*R=i1– (i2)*R;                                                T=0.5K;

Пикетное положение начала и конца кривой: НЗ=ВУ-Т; КЗ=ВУ+Т;

Отметки начала и конца закругления: ННЗВУi1; НКЗВУ+Т(-i2);

Вершина кривой расположена на расстоянии l1 от её начала и l2 от её конца:

l1= i1*R; l2= i2*R;

 Отметка вершины кривой:       НВНЗ+(l1)2/2R;

Отметка точек на кривой (например точки М):

НМ=НМ - y=ННЗ+x*i1-x2/2R;

НМВ - hВ-l2/2R;

Вычисляем рабочие отметки (высоту насыпей и глубину выемок) как разность отметок на чёрном профиле и проектных. На участках перехода насыпи в выемку вычисляем положение нулевых точек. Х=(hH-h)*l/(hH+hb)

где    h-снижение верха земполотна по отношению к бровке

         l-расстояние между пикетами

6.2.4 Проектирование кюветов

Кюветы необходимо устраивать в выступах, на участках низких насыпей и нулевых отметках, там, где высота насыпи меньше глубины кювета.

Глубину кюветов назначают в зависимости от вида грунта, конструкции дорожной одежды и продольного уклона. Если продольный уклон кювета – более 20‰, то его глубина должна быть такой, чтобы низ дренирующего слоя дорожной одежды был выше дна кювета не менее, чем на 0,2м. Толщину дорожной одежды принимают по расчету по п.5. На участках дороги, где продольный уклон кювета менее 20‰, глубина кювета равна руководящей рабочей отметке для 2-го типа местности. Минимальный уклон дна кювета -5‰.

Проектирование кюветов включает:

1.проектирование продольного профиля дна кювета;

2.назначение укрепления кюветов;

Для предотвращения разрыва дно и стены кювета укрепляют. Принимают следующие

Типы укрепления в зависимости от продольного уклона:

а) засев трав с планировкой при уклонах до 20‰;

б) 0дерновка откосов и укрепление дна гравием (щебнем) при продольных уклонах дна до 30‰;

в) мощение откосов и дна камнем, бетонными плитами при уклоне 30-50‰;

г) перепады, быстротоки при уклоне >50‰.

Типы укрепления назначают по величине продольного уклона проектной линии.

В данном курсовом проекте были предусмотрены кюветы в местах, где дорога проходила в выемке и где высота насыпи была менее 2м.

 

Таблица 4.2 – Устройство кюветов

Начало участка

Конец участка

Протяженность, м

Укрепление

ПК

+

ПК

+

1

0,00

6

0,00

500

засев трав

26

32

30

0,00

368

каменная наброска

6.2.5 Нанесение геологического профиля

Геологическое строение местности наносим по данным задания ниже линии чёрного профиля в масштабе 1:50. Вдоль трассы через 200-300 м намечаем шурфы глубиной до 2,0м или скважины (в выемках, у искусственных сооружений).

Геологический профиль снизу ограничивается тонкой пунктирной линией. Проводим вертикальные линии, соответствующие пикетам и плюсовым точкам, как на чёрном профиле.

Шурфы на геологическом профиле обозначаем в виде колонки шириной 4 мм, скважины – шириной 2 мм. У колонки снизу обозначаем положение слоя грунта, считая от поверхности, глубину шурфа.

Согласно задания, по трассе расположены следующие виды грунтов: ПК 0+00 – ПК 9 +00 песок мелкий,  ПК 9+00 – ПК 27+00 – супесь пылеватая, ПК 27+00 – ПК 30+66,16 – суглинок лекий.


6.2.6 Оформление чертежа “Продольный профиль”

В курсовом проекте под продольным профилем находят временные репера (не менее двух), труб, мосты и путепроводы по месту их расположения, пересечения с имеющимися железными и автомобильными дорогами, линиями связи и электропередачи, водоотводные и нагорные канавы в соответствии с условными обозначениями этих сооружений . При этом расчетные уровни высокой воды у мостов (РУВВ) и УПВ у труб принимаются те же, что и при расчете контрольных отметок .

 Продольный профиль выполнен в следующих масштабах:

– горизонтальный 1:5000

– вертикальный     1:500

– для грунтов        1:50

 


7 Проектирование поперечных профилей земляного полотна. Подсчет объемов земляных работ

Поперечные профиля земляного полотна приняты типовыми по П2-01 к СНиП 2.05.02-85 Приложение Г. Схему поперечных профилей см. чертеж №3 «Поперечные профили земляного полотна».

Границы устройства типов поперечных профилей представим в таблице.

Таблица 7.1 – Границы устройства типов поперечных профилей

Начало участка

Конец участка

Протяженность, м

Тип поперечного профиля

ПК

+

ПК

+

0

0,0

1

0,0

100

2

1

0,0

6

0,0

500

1

6

0,0

14

84

884

2

14

84

25

20

1036

3

25

20

26

32,5

112,5

2

26

32,5

26

67

34,5

1

26

67

28

67,16

200,16

4

28

67,16

30

0,0

132,84

1

30

0,0

30

66,16

66,16

2


8 Проектирование автобусных остановок

Автобусную остановку расположим на ПК 2+00. В плане это закругление радиусом 1000м , в продольном профиле – прямая с продольным уклоном 0 промилле.

Автобусную остановку устраиваем карманного типа, ширину остановочной полосы примем равной ширине основных полос движения, отгон полосы примем, согласно ТКП 45–3.03–19–2006, равным 1:20, т.е. на 1 м уширяемой полосы приходится 20 м длины. Длину остановочной полосы принимаем 20м, длина и ширина посадочной площадки соответственно 12м и 2,5м.

Конструкция дорожной одежды на остановочной полосе принимается, как и на основной дороге.

Конструктивные решения по автобусной остановке см. чертеж №4 «Автобусная остановка».

9 Организация и безопасность движения

Проектом предусматривается обеспечение безопасных условий для движения транспорта. Для информации водителей о режиме и условиях движения предусматривается установка светоотражающих дорожных знаков согласно СТБ 1300-2002 "Технические средства организации дорожного движения" и СТБ 1140-99 "Знаки дорожные". Знаки устанавливаются  на железобетонных стойках. Типоразмер знаков – 2.

Основная разметка – осевая линия для разделения транспортных потоков противоположных  направлений. Разметка выполнена согласно СТБ1231-2000.

Проектом предусматривается установка сигнальных столбиков на железобетонных трубах ПК 10+00, ПК 23+00.

На участке ПК 6+75 – ПК 26+00, где насыпь выше 3м, проектом предусматривается установка ограждения энергопоглащающего типа ММ.2.2. – общей протяженностью 1925м.

Таблица 9.1 – Ведомость устройства дорожной разметки

Начало участка

Конец участка

Протяженность, м

Обозначение

Примеч.

ПК

+

ПК

+

0

0

36

66,16

3066,16

1.6

по оси

0

0

36

66,16

3066,16

1.4(жел.)

левая кромка

0

0

1

20

120

1.4

правая кромка

1

20

1

30

10

1.5

1

30

2

70

140

1.1

2

70

2

80

10

1.5

2

80

30

66,16

2786,16

1.4(жел.)

Таблица 4.2 – Ведомость установки дорожных знаков

Пикетное положение

Положение

Номер

ПК

+

1

10

право

5.8.3

0

0

право

5.8.3

2

30

право

5.8.5

1

20

право

5.12.1

0

0

право

5.12.1

1(4)

00(70)

право(лево)

1.2

2(3)

90(50)

право(лево)

1.2, 1.3.1,1.4.1

3(3)

00(40)

право(лево)

1.4.2

3(3)

10(30)

право(лево)

1.4.3

3(3)

30(10)

право(лево)

1.4.4

3(3)

40(00)

право(лево)

1.4.5

3(2)

50(90)

право(лево)

1.4.6

10(11)

00(00)

право(лево)

2.4

9(12)

00(00)

право(лево)

2.4

2.4

 

 

 

Рис. 11 – Эскизы применяемых дорожных знаков

10 Определение объемов работ и стоимости строительства

10.1 Определение объемов земляных работ

Объемы земляных работ включают объемы насыпей, выемок, присыпных обочин, кюветов, снимаемого плодородного слоя.

Рис. 12 –  Схема к определению объема насыпи и присыпных обочин.

Площади откосов выемок Ав, насыпей Ан, дна кюветов Адн, закюветной полки Ап   вычисляются по формулам:

а) выемка                      

б) насыпь высотой откоса до 6 м         

б) насыпь высотой откоса более 6 м     

в) дно кюветов (кювет-резервов)          

г) закюветных полок                              

где  h1, h2 – рабочие отметки по концам участка выемки или насыпи длиною ℓ;

      ∆У – разность отметок оси и бровки, определяется по формуле (3.18);

hк – глубина кювета;

aк – ширина по дну кювета (кювет-резерва);


Расстояние, м

Рабочая отметка, м

Объем, м3

Площадь, м2

насыпи

выемки

кювета

верха зем. полотна

откосов насыми

откосов выемки

на кювета

1

2

3

4

5

6

7

8

9

0,00

2,50

2984,28

0,00

0,00

2180,00

670,50

0,00

0,00

100,00

1,97

1665,66

0,00

248,60

2180,00

414,00

0,00

40,00

200,00

0,79

636,33

0,00

183,01

2180,00

175,50

0,00

40,00

300,00

0,38

1402,42

0,00

232,93

2180,00

357,00

0,00

40,00

400,00

2,00

1150,00

0,00

217,25

2180,00

300,00

0,00

40,00

500,00

0,00

1268,22

0,00

224,68

2180,00

327,00

1506,00

40,00

600,00

2,18

3948,43

0,00

364,51

2180,00

835,50

993,00

40,00

700,00

3,39

1513,93

0,00

0,00

588,60

294,05

516,00

0,00

727,00

3,87

5425,91

0,00

0,00

1591,40

975,71

879,00

0,00

800,00

5,04

9474,68

0,00

0,00

2180,00

1585,50

765,00

0,00

900,00

5,53

10263,83

0,00

0,00

2180,00

1675,50

819,00

0,00

1000,00

5,64

715,54

0,00

0,00

152,60

116,96

1836,00

0,00

1007,00

5,50

7173,14

0,00

0,00

2027,40

1276,24

632,66

0,00

1100,00

3,65

2324,59

0,00

0,00

2180,00

547,50

2071,87

0,00

1200,00

0,00

1991,40

0,00

0,00

2180,00

481,50

0,00

0,00

1300,00

3,21

6214,08

0,00

0,00

2180,00

1174,50

0,00

0,00

1400,00

4,62

4953,42

0,00

0,00

2180,00

993,00

0,00

0,00

1500,00

2,00

7821,66

0,00

0,00

2180,00

1386,00

0,00

0,00

1600,00

7,24

14598,96

0,00

0,00

2180,00

2124,00

0,00

0,00

1700,00

6,92

14536,54

0,00

0,00

2180,00

2118,00

0,00

0,00

1800,00

7,20

13339,03

0,00

0,00

1853,00

1893,25

0,00

0,00

1885,00

7,65

2464,01

0,00

0,00

327,00

344,23

0,00

0,00

1900,00

7,65

17515,09

0,00

0,00

2180,00

2392,50

0,00

0,00

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1900,00

7,65

17515,09

0,00

0,00

2180,00

2392,50

0,00

0,00

2000,00

8,30

4828,83

0,00

0,00

545,00

637,03

0,00

0,00

2025,00

8,69

17144,82

0,00

0,00

1635,00

2127,09

0,00

0,00

2100,00

10,22

31159,74

0,00

0,00

2180,00

3438,00

0,00

0,00

2200,00

12,70

45371,09

0,00

0,00

2180,00

4312,50

0,00

0,00

2300,00

16,05

37983,34

0,00

0,00

2180,00

3877,50

0,00

0,00

2400,00

9,80

16099,02

0,00

0,00

1853,00

2138,81

0,00

0,00

2485,00

6,97

2041,06

0,00

0,00

327,00

304,09

0,00

0,00

2500,00

6,54

9617,34

0,00

0,00

2180,00

1602,00

0,00

0,00

2600,00

4,14

1817,53

0,00

0,00

1460,60

416,07

0,00

0,00

2667,00

0,00

0,00

170,29

31,81

719,40

0,00

7920,00

13,20

2700,00

-0,93

0,00

68,23

52,66

2180,00

0,00

4417,88

40,00

2800,00

-1,06

0,00

56,12

21,46

788,29

0,00

632,92

14,46

2836,16

-0,77

0,00

130,61

31,96

675,80

0,00

3369,00

12,40

2867,16

0,00

131,91

0,00

54,55

715,91

37,44

0,00

13,14

2900,00

0,76

1903,05

0,00

262,21

2180,00

463,50

0,00

40,00

3000,00

2,33

905,46

0,00

152,74

1442,29

231,23

0,00

26,46

3066,16

 

Всего:

302384,37

425,25

2078,36

66842,29

42043,20

26358,33

399,66


10.2 Определение стоимости строительства 

Сметная документация составляется по нормам, ценам и тарифам 1991 года.

Сводный сметно-финансовый расчет определяет окончательную цену строительства объекта, является  неизменяемым документом на весь период строительства и является необходимым условием для открытия финансирования объекта.

Для определения сметной стоимости строительства примем:

стоимость производства 1000 м3 земляных работ – 5600 руб.

в том числе:

основная заработная плата – 52 руб.

эксплуатация машин – 2219 руб.

материалы – 11руб.

накладные расходы – 1468 руб.

плановые накопления – 1850 руб.

стоимость производства 1000 м2 укрепительных работ – 3430 руб.

в том числе:

основная заработная плата – 50 руб.

эксплуатация машин – 933 руб.

материалы – 1015 руб.

накладные расходы – 635 руб.

плановые накопления – 797 руб.

стоимость устройства 1000 м2 дорожной одежды – 17540 руб.

в том числе:

основная заработная плата – 302 руб.

эксплуатация машин – 1552 руб.

материалы – 12580руб.

накладные расходы – 1198 руб.

плановые накопления – 1908 руб.

Объемы работ:

Земляные работы – 304888 м3.

Укрепительные работы – 68801 м2

Устройство дорожной одежды – 21463,12 м2


Итого сметная стоимость строительства в ценах 1991г. составляет 3251,371 тыс. руб.

Стоимость строительства 1км дороги – 1060,40 тыс. руб.


11 Заключение

В данном курсовом проекте запроектирован участок автомобильной дороги протяженностью 3,066 км, причем с ПК 26+67 – ПК 28+67,16 дорога проходит в выемке, а на остальных участках – в насыпи.

Запроектирован план трассы с двумя углами поворота радиусами 1000м и 2100м, продольный и поперечные профиля. На проектируемом участке применяется четыре типа поперечных профилей, причем на участках где высота насыпи была более 12 м поперечный профиль не проектировался отдельно, а был принят (условно) по типу 3..

Рассчитана дорожная одежда.

Определены объемы земляных и планировочных работ.

Сметная стоимость строительства составила 3251,371 тыс. руб. в ценах 1991г. Стоимость строительства 1 км дороги составила  1060,40 тыс. руб. в ценах 1991г.


Литература

1. Яцевич И.К. Учебное пособие по выполнению курсового проекта №1 «Основы проектирования» по дисциплине «Проектирование автомобильных дорог» для студентов специальности 70.03.01 «Автомобильные дороги» - Мн.: БНТУ, 2005.

2. Методическое пособие по курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности J.07.03.01 «Автомобильные дороги». Учебное электронное издание.

3. Краткий справочник по трубам и малым мостам. Под ред. Проф. Е.В. Болдакова. – М.: Транспорт, 1972. 176с.

4. Методическое пособие по курсовому и дипломному проектированию для студентов специальности J.07.03.01 «Автомобильные дороги». Учебное электронное издание.

5. Андреев О.В., Апестин В.К., Бабков В.Ф., Проектирование автомобильных дорог. Справочник инженера-дорожника. Справочное издание. – М.: Транспорт, 1989. 438с.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

3741. Диагностика новообразований личности подростка 490.5 KB
  Подростковый возраст – трудный период психологического взросления и полового созревания ребёнка. В самосознании происходят значительные изменения: появляется чувство взрослости – возникает страстное желание быть или хотя бы казаться и считаться взрослым.
3742. Учёные-ядерщики В истории советского атомного проекта 70.5 KB
  Ученые-ядерщики в истории советского атомного проекта Введение Обширный массив публикаций по истории создания ядерного оружия в СНГ, особенно мемуаров ветеранов атомного проекта и интервью с ними, появившихся в последние годы, впервые открыл реальну...
3743. Понятие и содержание ученического договора 74.5 KB
  Ученический договор является одним из институтов трудового права. Это соглашение между работодателем и работником, предусматривающее их обязанности. В нем должно быть закреплены обязательные условий, также могут включаться дополнительные ус...
3744. Мировые масштабы и направления потоков интеллектуальной миграции 53 KB
  Мировые масштабы и направления потоков интеллектуальной миграции По оценкам, к началу третьего тысячелетия в мире насчитывалось около 168 млн. иммигрантов, из которых не менее половины были нелегалами. По данным МОТ, в конце 90-х годов общее число...
3745. Вознаграждение персонала и другие меры поощрения 157 KB
  Стимулирование работы сотрудников осуществляется на двух уровнях. Первый уровень - это стимулирование каждого работника, а второй - стимулирование всего коллектива работников. На том и другом уровне управляющий должен определить, каков долж...
3746. Допуск членов экипажей к полётам 26.5 KB
  Допуск членов экипажей к полётам. Члены экипажей ВС могут быть допущены к самостоятельному выполнению заданий при условии: наличия пилотского свидетельства (лицензии пилота) соблюдения режима предполётного отдыха соблюдения норм лё...
3747. Туберкульоз та його профілактика 69 KB
  Проблема раннього, виявлення туберкульозу полягає у відсутності характерних, достовірних, кілінічних симптомів хвороби. Через те, що паренхіма легень не має больових нервових рецепторів, наявність специфічного інфільтрату в ній не викликає болі.
3748. Влияние низких температур на работоспособность сварных соединений 96.5 KB
  Свойства низкоуглеродистых и низколегированных сталей, а также сварных соединений из них наиболее заметно изменяются при понижении температуры. При испытании гладких образцов из этих сталей пределы текучести, прочности и выносливости повышаются, а о...
3749. Механизация земляных работ в строительстве 463 KB
  Земляные работы выполняются при строительстве любых зданий и сооружений. В состав земляных работ входят: вертикальная планировка площадок, разработка котлованов и траншей, обратная засыпка грунта, сооружение дамб, каналов, а в отдельн...