44438

Изобразительный товарный знак «Школа паркура» на основе формы мартышки

Курсовая

Косметология, дизайн и стилистика

В рамках курсового проекта был создан знак на основе формы мартышки для школы паркура. Паркур — искусство перемещения и преодоления препятствий. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах

Русский

2013-11-12

1.79 MB

12 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Архитектурно-строительный факультет

Кафедра дизайна

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ №2

по дисциплине «Проектирование»

Изобразительный товарный знак «Школа паркура»

на основе формы мартышки

Пояснительная записка

ГОУ ОГУ 072500.62.4311.10 ПЗ

                                   Руководители работы

                                                       ________________ Мазурина Т.А.

                                                        __________________ Попова Д.М.

                                                        «____»__________________2011г.

                   Исполнитель

                                студент гр. 11Д(б)ГД

                                                        ________________ Смирнова А.С.

                                                        «____»__________________2011г.

Оренбург 2011


Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Смысловая концепция знака…………………………………………………..4

2. Функциональный анализ знака………………………………………………..4

3. Образное решение знака……………………………………………………….5

4. Пропорционально-модульная гармонизация знака………………………….5

5.  Принципы формообразования знака…………………………………………5

6. Графическая концепция знака………………………………………………...6

7. Комбинаторика на основе знака………………………………………………6

8. Степень читаемости знака……………………………………………………..7

9. Новизна и красота знака……………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………..7

Список использованной литературы…………………………………………….8

Приложение А - Товарный знак «Школа паркура»…………………………….9

Приложение Б - Товарные знаки фирм-конкурентов………………………….10

Приложение В - Товарные знаки, аналогичные по образу……………………11

Приложение Г - Художественный образ………………………………………..12

Приложение Д - Модульная организация знака………………………………..13

Приложение Е - Знак-индекс…………………………………………………….14

Приложение Ж - Графическая подача проекта…………………………………15


Введение

В настоящее время возрастает роль товарного знака как основного элемента стиля предприятия в позиционировании и идентификации продукции. В связи с этим товарный знак необходимо рассматривать не как обособленный, оторванный от рекламируемого объекта образ, но как непосредственную характеристику самого объекта торговой реализации, который своей узнаваемостью и новизной привлекает внимание потенциальных потребителей. Важнейшими качествами товарного знака является его условность и объясняемость. Условность товарного знака – характеристика его формы, достигается при помощи приема стилистики – стилизации и способствует усилению технологичности, функциональности. Объясняемость товарного знака – характеристика его смыслового содержания, достигается при помощи символики и обеспечивает информативность и художественную образность. Степень условности товарного знака определяется степенью его стилизации. В свою очередь, объясняемость  знака зависит от степени его условности. Таким образом, стилизация – ключевой приём формообразования товарного знака.

Как известно, качество любого продукта дизайна заключается в соответствии формы её содержанию. Благодаря единству формы и содержания достигается художественная образность, функциональность и композиционная целостность товарного знака. [1] Все выше сказанное обуславливает актуальность выполнения данного курсового проекта, целью которого является освоение методов проектирования и принципов формообразования изобразительных знаковых изображений.

Задачами проекта являются:

- достижение коммуникативности, визуальной выразительности и образной содержательности элементов проекта посредством графических преобразований;

- знакомство с понятиями: условность, стилизация, объясняемость;

- освоение методов анализа графических знаковых форм по следующим характеристикам: функция, художественный образ, система композиционных средств, принципы формообразования, морфология, модульная организация, читаемость, особенности комбинаторики, новизна.

Для выполнения проекта взят образ мартышки Дианы.

1. Смысловая концепция знака

В рамках курсового проекта был создан знак на основе формы мартышки для школы паркура [Приложение А]. Паркур — искусство перемещения и преодоления препятствий. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах. Сутью паркура является движение и преодоление препятствий различного характера. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и тренировок). Паркур не учит использовать какие-либо средства или приспособления, а позволяет использовать только собственное тело и развивать навыки поведения в условиях «здесь и сейчас». Крайне важны скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности [2].

Именно обезьяна отличается ловкостью, цепкостью, умением управлять собственным телом и перемещаться в пространстве так, как большинство людей не способно. Трейсеры (люди, занимающиеся паркуром), многое переняли от обезьян, научились владеть своим телом, они так же цепки, ловки и увертливы. Именно поэтому обезьяна вместе с образом человека использовалась для создания знака школы паркура.

2. Функциональный анализ знака

Зарождающаяся конкурентная борьба за кошелек покупателя должна начинаться с обозначения борющихся сторон, участвующих в процессе купли-продажи. Для этого как нельзя лучше подходит товарный знак как средство идентификации своих товаров или услуг, применяемый предприятиями и организациями повсеместно. Какую бы форму товарные знаки не принимали, главная функция их заключается в том, чтобы позволить отличить конкретное изделие или услугу одного предприятия от продукции конкурентов [3].

Исследуемый знак в ряду с товарными знаками компаний, занимающихся аналогичной деятельностью [Приложение Б], выглядит стильно, современно, в ряде случаев более лаконично. Так что следует отметить, что ни один из конкурентов не проводит в своем знаке аналогию с обезьяной.

По сравнению с товарными знаками, использующие тот же художественный образ – обезьяну [Приложение В], товарный знак «Школа паркура» не столь понятно изображает обезьяну, однако, как уже было сказано выше, специфика школы определила необходимость узнаваемости также и человека.

3. Образное решение знака

Для создания товарного знака «Школа паркура» был использован образ обезьяны [Приложение Г]. В египетской иконографии бабуин является символом мудрости. Индийский бог обезьян Хануман олицетворяет храбрость, стойкость и самопожертвование. Истории о королях-обезьянах встречаются также и в китайских и индийских мифах, где они выступают в роли ловких и умных героев. В китайском искусстве гиббон символизирует материнскую заботу. В Японии игрушечные обезьяны считаются талисманами, охраняющими детей. Известная символическая фигура «кочин» — три обезьяны, которые не видят зла, не слышат зла и не говорят, — что удивительно, символизирует мудрую осторожность, хотя в западной традиции обезьяны, наоборот, считаются олицетворением любознательности и болтливости. Эти резные фигурки считались на Востоке талисманом, охраняющим от клеветы [4].

В знаке сочетается изображение обезьяны и человека, что отражает единство их физических возможностей и умений, что и демонстрируют трейсеры.

4. Пропорционально-модульная гармонизация знака

Модульность – один из основных приемов дизайн-проектирования, качество композиции, организованной на основе комбинаторики. Модульная сетка является важным средством гармонизации и стилеобразования в товарных знаках и печатных изданиях. Значение модульной сетки проявляется при тиражировании и построении товарного знака, составлении рекламных изданий, созданных на основе единого фирменного стиля [5, с 19].

Основой модульной сетки рассматриваемого знака [Приложение Д] является модульный шаг, представляющий собой параллелограмм, с углом наклона 84 градуса. Модульная сетка состоит из двадцати модулей. Знак является рисованным, поэтому он не симметричен, однако определенные закономерности построения выявлены.

5.  Принципы формообразования знака

Условием успешности и рекламоспособности товарного знака является гармоничность его графической формы. Формообразование начинается с замысла автора и происходит при помощи средств композиции и средств создания гармоничности. Осознание гармоничности возникает в процессе восприятия грамотно созданной формы объекта дизайна как результат воплощения замысла[6, с 12].

Бионика — наука об использовании в технике и архитектуре знаний о конструкциях и формах, принципах и технологических процессах живой природы. Основу бионики составляют исследования по моделированию различных живых систем. Изучение природы (растений, животных и особенно самого человека) раскрывает непревзойденное совершенство естественных форм, возникших и отобранных в ходе эволюции [7].

Товарный знак был создан на основе знака-индекса [Приложение Е], изображающего сидящую на дереве обезьяну, которая цепко держится всеми конечностями за ствол.

Форма знака динамическая, композиционным центром является фигура, сидящая, но, однако устремленная вперед и вверх, готовая в любой момент к прыжку.

6. Графическая концепция знака

Знак отражает внутреннюю сущность объекта, сходную с особенностями профиля деятельности предприятия и перевоплощенную в графическую форму  с помощью метафоры. Метафора способна усилить художественную образность товарного знака, которая, в свою очередь, увеличивает его воспринимаемость и функциональность.

Если рассматривать главную форму знака, предстающую перед зрителем, то следует говорить о рисованной фигуре, которая демонстрирует ловкость и готовность к движению. При создании знака использовались такие графические формы как линия и пятно, образующие собой узнаваемый образ обезьяны.

Цветовое исполнение знака включает в себя темно-красный либо черный цвета.  

Знак сильно стилизован и потому весьма условен. Стилизация является фундаментальным ключевым приемом формообразования товарного знака, а условность – результатом ее применения.

7. Комбинаторика на основе знака

В дизайне комбинаторика – это искусство находить в плоскости или пространстве гармоничные соединения, сочетания и перестановки однотипных или чередующихся модулей. Композиция, составленная по правилам комбинаторики, представляет собой систему, чаще всего – в виде просто ритма, раппорта [6, с 19]. С целью выявления новых выразительных возможностей знакового изображения в процессе исследования мною были составлены варианты раппортов, применяемых в фирменном стиле в качестве декоративных элементов, в виде полосы, полотна и кругового орнамента.

8. Степень читаемости знака

Степень читаемости знака очень важна при разработке, ведь если знак будет нечитабелен, неузнаваем, с излишком деталей или цветов, потребитель не сможет его быстро и легко запомнить.

Представленный знак легко читаем, он состоит всего из нескольких линий, лишен мелких или ненужных деталей, одинаково хорошо выглядит как в цветном исполнении, так и в ахроматическом или инверсном.

9. Новизна и красота знака

Исследуемый товарный знак для современного потребителя не нов по используемому образу, однако как видно из проведенного исследования, фирмы-конкуренты не проводили аналогию с обезьяной, поэтому в данном качестве можно говорить о новом подходе к метафоричности.

Благодаря лаконичной цветовой схеме, правильному композиционному решению, четкому и гармоничному построению, выдержанным пропорциям, знак выглядит красиво, эстетично и приятен для визуального восприятия.

Заключение

В последнее десятилетие бионика получила сильный импульс к новому развитию, поскольку современные технологии позволяют копировать миниатюрные природные конструкции с небывалой ранее точностью. В то же время, современная бионика во многом связана не с ажурными конструкциями прошлого, а с разработкой новых материалов, копирующих природные аналоги, робототехникой и искусственными органами. Бионика в графическом дизайне позволяет находить узнаваемые гармоничные формы и использовать их.  

В процессе исследования были выявлены закономерности и композиционные принципы построения знакового изображения, освоены методы анализа графических знаковых форм. С графической подачей проведенного исследования можно ознакомиться в Приложении Ж.

Список использованной литературы:

1. Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика/Автореферат диссертации/Т.А. Мазурина. - Москва, 2008.

2. Материалы сайта http://ru.wikipedia.org

3. Материалы сайта http://rosdesign.com

4. Материалы сайта http://www.ta1.ru

5. Исследование товарного знака: методические указания к курсовому проекту №4 / Т.А. Мазурина. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 36 с.

6. Мазурина Т.А. Изобразительный товарный знак на основе природной формы: методические указания к курсовому проекту №5/Оренбург: ИПК ГОУ ОГ, 2008, - 52 с.

7. Материалы сайта http://stoneholdbooks.com

 

Приложение А

(справочное)

Товарный знак «Школа паркура»

 

Приложение Б

(справочное)

Товарные знаки фирм-конкурентов

Приложение В

(справочное)

Товарные знаки, аналогичные по образу

Приложение Г

(справочное)

Художественный образ

Приложение Д

(справочное)

Модульная организация знака

Приложение Е

(справочное)

Знак-индекс

Приложение Ж

(справочное)

Графическая подача проекта

 

PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

17457. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕС-ПРОЦЕССОВ СРЕДСТВАМИ BPWIN. Стоимостный анализ 346 KB
  ЛЕКЦИЯ №8. МОДЕЛИРОВАНИЕ БИЗНЕСПРОЦЕССОВ СРЕДСТВАМИ BPWIN ЧАСТЬ 2. Стоимостный анализ: объект затрат двигатель затрат центр затрат. Свойства определяемые пользователем UDP. Диаграммы потоков данных Data Flow Diagramming: работы внешние сущности ссылки потоки работ хранилища...
17458. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС 235.5 KB
  ЛЕКЦИЯ №9. ИНФОРМАЦИОННОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИС.Информационное обеспечение ИС. Внемашинное информационное обеспечение. Основные понятия классификации информации. Понятия и основные требования к системе кодирования информации. Состав и содержание операций проектирования кла
17459. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ 224.5 KB
  ЛЕКЦИЯ №10. МОДЕЛИРОВАНИЕ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ. Моделирование данных. Метод IDEFI. Отображение модели данных в инструментальном средстве ERwin. Интерфейс ERwin. Уровни отображения модели. Создание логической модели данных: уровни логической модели; сущности и атрибуты; ...
17460. Унифицированный язык визуального моделирования Unified Modeling Language (UML) 204 KB
  Лекция №11. Унифицированный язык визуального моделирования Unified Modeling Language UML. Диаграммы в UML. Классы и стереотипы классов. Ассоциативные классы. Основные элементы диаграмм взаимодействия объекты сообщения. Диаграммы состояний: начального состояния конечного состояния...
17461. Этапы проектирования ИС с применением UML 347.5 KB
  Лекция №12 Этапы проектирования ИС с применением UML. Основные типы UMLдиаграмм используемые в проектировании информационных систем. Взаимосвязи между диаграммами. Поддержка UML итеративного процесса проектирования ИС. Этапы проектирования ИС: моделирование бизнеспреце...
17462. Информационное обеспечение (ИО) АИС 95.5 KB
  Информационное обеспечение ИО АИС Цели изучения темы общеобразовательная прочное усвоение знаний об информационном обеспечении ИО АИС; развивающая развитие логического мышления; воспитательная формирование представлений о значении информационного...
17463. История создания и развития автоматизированных информационных систем 87.5 KB
  История создания и развития автоматизированных информационных систем Цели изучения темы общеобразовательная прочное усвоение теоретических основ АИС; развивающая развитие логического мышления; воспитательная формирование представлений об основах АИ...
17464. Информация и информационные системы. Основные понятия и классификация 156 KB
  Лекция №1 Тема: Информация и информационные системы. Основные понятия и классификация Прежде чем перейти к рассмотрению предмета информационные системы следует разобраться как в истории вопроса так и найти его место в общем контексте процессов и задач информат
17465. Экспертные системы. Подсистемы ЭКС 66 KB
  Лекция №10 Экспертные системы Идея подобных систем способных сделать знания специалистов экспертов достоянием пользователей зародилась в 50 60е гг. XX в. По мнению многих исследователей экспертные системы ЭС являются наиболее перспективным и быстроразвивающимся н...