44438

Изобразительный товарный знак «Школа паркура» на основе формы мартышки

Курсовая

Косметология, дизайн и стилистика

В рамках курсового проекта был создан знак на основе формы мартышки для школы паркура. Паркур — искусство перемещения и преодоления препятствий. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах

Русский

2013-11-12

1.79 MB

11 чел.

Министерство образования и науки Российской Федерации

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Архитектурно-строительный факультет

Кафедра дизайна

КУРСОВОЙ ПРОЕКТ №2

по дисциплине «Проектирование»

Изобразительный товарный знак «Школа паркура»

на основе формы мартышки

Пояснительная записка

ГОУ ОГУ 072500.62.4311.10 ПЗ

                                   Руководители работы

                                                       ________________ Мазурина Т.А.

                                                        __________________ Попова Д.М.

                                                        «____»__________________2011г.

                   Исполнитель

                                студент гр. 11Д(б)ГД

                                                        ________________ Смирнова А.С.

                                                        «____»__________________2011г.

Оренбург 2011


Содержание:

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Смысловая концепция знака…………………………………………………..4

2. Функциональный анализ знака………………………………………………..4

3. Образное решение знака……………………………………………………….5

4. Пропорционально-модульная гармонизация знака………………………….5

5.  Принципы формообразования знака…………………………………………5

6. Графическая концепция знака………………………………………………...6

7. Комбинаторика на основе знака………………………………………………6

8. Степень читаемости знака……………………………………………………..7

9. Новизна и красота знака……………………………………………………….7

Заключение………………………………………………………………………..7

Список использованной литературы…………………………………………….8

Приложение А - Товарный знак «Школа паркура»…………………………….9

Приложение Б - Товарные знаки фирм-конкурентов………………………….10

Приложение В - Товарные знаки, аналогичные по образу……………………11

Приложение Г - Художественный образ………………………………………..12

Приложение Д - Модульная организация знака………………………………..13

Приложение Е - Знак-индекс…………………………………………………….14

Приложение Ж - Графическая подача проекта…………………………………15


Введение

В настоящее время возрастает роль товарного знака как основного элемента стиля предприятия в позиционировании и идентификации продукции. В связи с этим товарный знак необходимо рассматривать не как обособленный, оторванный от рекламируемого объекта образ, но как непосредственную характеристику самого объекта торговой реализации, который своей узнаваемостью и новизной привлекает внимание потенциальных потребителей. Важнейшими качествами товарного знака является его условность и объясняемость. Условность товарного знака – характеристика его формы, достигается при помощи приема стилистики – стилизации и способствует усилению технологичности, функциональности. Объясняемость товарного знака – характеристика его смыслового содержания, достигается при помощи символики и обеспечивает информативность и художественную образность. Степень условности товарного знака определяется степенью его стилизации. В свою очередь, объясняемость  знака зависит от степени его условности. Таким образом, стилизация – ключевой приём формообразования товарного знака.

Как известно, качество любого продукта дизайна заключается в соответствии формы её содержанию. Благодаря единству формы и содержания достигается художественная образность, функциональность и композиционная целостность товарного знака. [1] Все выше сказанное обуславливает актуальность выполнения данного курсового проекта, целью которого является освоение методов проектирования и принципов формообразования изобразительных знаковых изображений.

Задачами проекта являются:

- достижение коммуникативности, визуальной выразительности и образной содержательности элементов проекта посредством графических преобразований;

- знакомство с понятиями: условность, стилизация, объясняемость;

- освоение методов анализа графических знаковых форм по следующим характеристикам: функция, художественный образ, система композиционных средств, принципы формообразования, морфология, модульная организация, читаемость, особенности комбинаторики, новизна.

Для выполнения проекта взят образ мартышки Дианы.

1. Смысловая концепция знака

В рамках курсового проекта был создан знак на основе формы мартышки для школы паркура [Приложение А]. Паркур — искусство перемещения и преодоления препятствий. Многими занимающимися воспринимается как стиль жизни. В настоящее время активно практикуется и развивается многими объединениями и частными лицами во многих странах. Сутью паркура является движение и преодоление препятствий различного характера. Таковыми могут считаться как существующие архитектурные сооружения (перила, парапеты, стены и пр.), так и специально изготовленные конструкции (применяемые во время различных мероприятий и тренировок). Паркур не учит использовать какие-либо средства или приспособления, а позволяет использовать только собственное тело и развивать навыки поведения в условиях «здесь и сейчас». Крайне важны скорость реакции, умение оценивать обстановку и свои возможности [2].

Именно обезьяна отличается ловкостью, цепкостью, умением управлять собственным телом и перемещаться в пространстве так, как большинство людей не способно. Трейсеры (люди, занимающиеся паркуром), многое переняли от обезьян, научились владеть своим телом, они так же цепки, ловки и увертливы. Именно поэтому обезьяна вместе с образом человека использовалась для создания знака школы паркура.

2. Функциональный анализ знака

Зарождающаяся конкурентная борьба за кошелек покупателя должна начинаться с обозначения борющихся сторон, участвующих в процессе купли-продажи. Для этого как нельзя лучше подходит товарный знак как средство идентификации своих товаров или услуг, применяемый предприятиями и организациями повсеместно. Какую бы форму товарные знаки не принимали, главная функция их заключается в том, чтобы позволить отличить конкретное изделие или услугу одного предприятия от продукции конкурентов [3].

Исследуемый знак в ряду с товарными знаками компаний, занимающихся аналогичной деятельностью [Приложение Б], выглядит стильно, современно, в ряде случаев более лаконично. Так что следует отметить, что ни один из конкурентов не проводит в своем знаке аналогию с обезьяной.

По сравнению с товарными знаками, использующие тот же художественный образ – обезьяну [Приложение В], товарный знак «Школа паркура» не столь понятно изображает обезьяну, однако, как уже было сказано выше, специфика школы определила необходимость узнаваемости также и человека.

3. Образное решение знака

Для создания товарного знака «Школа паркура» был использован образ обезьяны [Приложение Г]. В египетской иконографии бабуин является символом мудрости. Индийский бог обезьян Хануман олицетворяет храбрость, стойкость и самопожертвование. Истории о королях-обезьянах встречаются также и в китайских и индийских мифах, где они выступают в роли ловких и умных героев. В китайском искусстве гиббон символизирует материнскую заботу. В Японии игрушечные обезьяны считаются талисманами, охраняющими детей. Известная символическая фигура «кочин» — три обезьяны, которые не видят зла, не слышат зла и не говорят, — что удивительно, символизирует мудрую осторожность, хотя в западной традиции обезьяны, наоборот, считаются олицетворением любознательности и болтливости. Эти резные фигурки считались на Востоке талисманом, охраняющим от клеветы [4].

В знаке сочетается изображение обезьяны и человека, что отражает единство их физических возможностей и умений, что и демонстрируют трейсеры.

4. Пропорционально-модульная гармонизация знака

Модульность – один из основных приемов дизайн-проектирования, качество композиции, организованной на основе комбинаторики. Модульная сетка является важным средством гармонизации и стилеобразования в товарных знаках и печатных изданиях. Значение модульной сетки проявляется при тиражировании и построении товарного знака, составлении рекламных изданий, созданных на основе единого фирменного стиля [5, с 19].

Основой модульной сетки рассматриваемого знака [Приложение Д] является модульный шаг, представляющий собой параллелограмм, с углом наклона 84 градуса. Модульная сетка состоит из двадцати модулей. Знак является рисованным, поэтому он не симметричен, однако определенные закономерности построения выявлены.

5.  Принципы формообразования знака

Условием успешности и рекламоспособности товарного знака является гармоничность его графической формы. Формообразование начинается с замысла автора и происходит при помощи средств композиции и средств создания гармоничности. Осознание гармоничности возникает в процессе восприятия грамотно созданной формы объекта дизайна как результат воплощения замысла[6, с 12].

Бионика — наука об использовании в технике и архитектуре знаний о конструкциях и формах, принципах и технологических процессах живой природы. Основу бионики составляют исследования по моделированию различных живых систем. Изучение природы (растений, животных и особенно самого человека) раскрывает непревзойденное совершенство естественных форм, возникших и отобранных в ходе эволюции [7].

Товарный знак был создан на основе знака-индекса [Приложение Е], изображающего сидящую на дереве обезьяну, которая цепко держится всеми конечностями за ствол.

Форма знака динамическая, композиционным центром является фигура, сидящая, но, однако устремленная вперед и вверх, готовая в любой момент к прыжку.

6. Графическая концепция знака

Знак отражает внутреннюю сущность объекта, сходную с особенностями профиля деятельности предприятия и перевоплощенную в графическую форму  с помощью метафоры. Метафора способна усилить художественную образность товарного знака, которая, в свою очередь, увеличивает его воспринимаемость и функциональность.

Если рассматривать главную форму знака, предстающую перед зрителем, то следует говорить о рисованной фигуре, которая демонстрирует ловкость и готовность к движению. При создании знака использовались такие графические формы как линия и пятно, образующие собой узнаваемый образ обезьяны.

Цветовое исполнение знака включает в себя темно-красный либо черный цвета.  

Знак сильно стилизован и потому весьма условен. Стилизация является фундаментальным ключевым приемом формообразования товарного знака, а условность – результатом ее применения.

7. Комбинаторика на основе знака

В дизайне комбинаторика – это искусство находить в плоскости или пространстве гармоничные соединения, сочетания и перестановки однотипных или чередующихся модулей. Композиция, составленная по правилам комбинаторики, представляет собой систему, чаще всего – в виде просто ритма, раппорта [6, с 19]. С целью выявления новых выразительных возможностей знакового изображения в процессе исследования мною были составлены варианты раппортов, применяемых в фирменном стиле в качестве декоративных элементов, в виде полосы, полотна и кругового орнамента.

8. Степень читаемости знака

Степень читаемости знака очень важна при разработке, ведь если знак будет нечитабелен, неузнаваем, с излишком деталей или цветов, потребитель не сможет его быстро и легко запомнить.

Представленный знак легко читаем, он состоит всего из нескольких линий, лишен мелких или ненужных деталей, одинаково хорошо выглядит как в цветном исполнении, так и в ахроматическом или инверсном.

9. Новизна и красота знака

Исследуемый товарный знак для современного потребителя не нов по используемому образу, однако как видно из проведенного исследования, фирмы-конкуренты не проводили аналогию с обезьяной, поэтому в данном качестве можно говорить о новом подходе к метафоричности.

Благодаря лаконичной цветовой схеме, правильному композиционному решению, четкому и гармоничному построению, выдержанным пропорциям, знак выглядит красиво, эстетично и приятен для визуального восприятия.

Заключение

В последнее десятилетие бионика получила сильный импульс к новому развитию, поскольку современные технологии позволяют копировать миниатюрные природные конструкции с небывалой ранее точностью. В то же время, современная бионика во многом связана не с ажурными конструкциями прошлого, а с разработкой новых материалов, копирующих природные аналоги, робототехникой и искусственными органами. Бионика в графическом дизайне позволяет находить узнаваемые гармоничные формы и использовать их.  

В процессе исследования были выявлены закономерности и композиционные принципы построения знакового изображения, освоены методы анализа графических знаковых форм. С графической подачей проведенного исследования можно ознакомиться в Приложении Ж.

Список использованной литературы:

1. Дизайн отечественного товарного знака: символика и стилистика/Автореферат диссертации/Т.А. Мазурина. - Москва, 2008.

2. Материалы сайта http://ru.wikipedia.org

3. Материалы сайта http://rosdesign.com

4. Материалы сайта http://www.ta1.ru

5. Исследование товарного знака: методические указания к курсовому проекту №4 / Т.А. Мазурина. – Оренбург: ИПК ГОУ ОГУ, 2008. – 36 с.

6. Мазурина Т.А. Изобразительный товарный знак на основе природной формы: методические указания к курсовому проекту №5/Оренбург: ИПК ГОУ ОГ, 2008, - 52 с.

7. Материалы сайта http://stoneholdbooks.com

 

Приложение А

(справочное)

Товарный знак «Школа паркура»

 

Приложение Б

(справочное)

Товарные знаки фирм-конкурентов

Приложение В

(справочное)

Товарные знаки, аналогичные по образу

Приложение Г

(справочное)

Художественный образ

Приложение Д

(справочное)

Модульная организация знака

Приложение Е

(справочное)

Знак-индекс

Приложение Ж

(справочное)

Графическая подача проекта

 

PAGE   \* MERGEFORMAT 3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54818. Разнообразие Паукообразных 641.5 KB
  Учитель объясняет ученикам что ее необходимо заполнить в ходе урока а именно после показа 1 слайда презентации и дополнительной информации о пауках подготовленной учениками дома из дополнительной литературы. Учитель стимулирует учеников к активности говоря о дополнительных баллах за правильно заполненную таблицу. Учитель: 1. Учитель: 1.
54819. Різноманітність павукоподібних та їхня роль у екосистемах. Значення в житті людини 173 KB
  Мета заняття: навчальна: поглибити знання учнів про різноманітність павукоподібних та риси пристосованості до середовища і способу життя; сформувати поняття про значне поширення представників класу їхню роль у різних екосистемах і господарській діяльності людини; пояснити небезпеку деяких видів павукоподібних що є паразитами людини й переносниками небезпечних вірусних інфекцій або збудниками деяких захворювань; знати заходи профілактики захворювань які...
54820. Іван Іванович Кирій «Незвичайний пацієнт» 65.5 KB
  Форми методи і прийоми роботи на уроці: робота в групах самостійна робота учнів робота з підручником робота з картками підсумкового контролю словникова робота інтерактивний метод Мікрофон вправа на вдосконалення читацьких навичок. Робота в картках підсумкового контролю У скільки років І. Словникова робота Учитель. Словникова робота.
54822. НОВОРІЧНІ ЛІНГВІСТИЧНІ ПАЗЛИ 157 KB
  Нікополь Сама форма пазлів на мою думкуналаштовує дитину на гру робить цікавим сам процес навчання чи виховання. Що значить скласти пазл Поперше зібрати ціле за його частинами; подругесистематизувати знання про частини та про ціле; потретєпобачити цілісну картину представленого. Пропоную вашій увазі новорічні лінгво етимологічні пазли.
54823. Клуб внимательных пешеходов 60.5 KB
  Сегодня мы проверим насколько хорошо вы знаете правила дорожного движения и умело применяете знания на практике Юные пешеходы Будущие водители Дети и родители Велосипедисты и автомобилисты. Азбуку эту помни всегда чтобы с тобой не случилась беда Везде и всюду правила Их надо знать всегда Свои имеют правила шофер и пешеход Как табличку умножения как урок Помни правила движения назубок Внимание Внимание Вас ожидает состязание На лучшее знание и выполнения Правил дорожного движения Перед нами 2 команды. Послушайте правила игры.
54824. Воспитательный час по ПДД 46 KB
  Денис: Приветствую Вас ребята Здесь в лесу проходит дорога. Вот теперь идите смело Пешеходам путь открыт Проходите разрешаю Не беда что я один Я надежно защищаю От трамваев и машин Денис Ну что ребята запомним сигналы Светофора. Заяц Денис помоги Денис Что случилось Зайчик Заяц Большая беда может произойти Денис Я слушаю рассказывай.
54825. Правила дорожнього руху знай – життя і здоров’я зберігай 49.5 KB
  Мета заходу: закріпити навички учнів з ПДР; навчити їх постійно дотримуватися правил ПДР, аналізувати їх значення, не ризикувати своїм життям і здоров’ям, перебуваючи на дорозі; виховувати почуття відповідальності, свідомого ставлення до реальних подій, дисциплінованості; формувати соціальну і здоров’язберігаючу компетенцію.
54826. МИР У ВСЬОМУ СВІТІ 73 KB
  Preparation: To create props for the assembly, which say: «To Peace in the world» and «People become terrorists because…», and will be displayed on the stage of the Assembly Hall. Pictures about terrorism will be displayed on the screen. Materials needed: Multimedia equipment, notebook, cards with the songs and poems about «To Peace in the world»