44465

ДЕТСКИЙ АЛКОГОЛИЗМ КАК СОЦИАЛЬНАЯ ПРОБЛЕМА

Дипломная

Социология, социальная работа и статистика

Современное состояние проблемы детского алкоголизма в стране Социальные корни причин проблемы детского алкоголизма Направления в социальной работе по решению проблемы детского алкоголизма В наше время когда разрушены многие ценности и методы воспитания а нового ничего пока не создано человек по большей части подчинен сам себе и часто вынужден не жить а...

Русский

2013-11-12

183.5 KB

57 чел.

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ           3

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ДЕТСКОГО АЛКОГОЛИЗМА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ    6

1.1. Современное состояние проблемы детского алкоголизма в стране

1.2. Социальные корни причин проблемы детского алкоголизма  11

1.3. Направления в социальной работе по решению проблемы детского  алкоголизма          18

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

ВВЕДЕНИЕ

В наше время, когда разрушены многие ценности и методы воспитания, а нового ничего пока не создано, человек по большей части подчинен сам себе, и часто вынужден не жить, а бороться за свое существование, преодолевая проблемы бытового уровня  за счет только своих сил и возможностей. Воспитание детей родителями, которые вынуждены больше думать о том, как прокормить семью и выжить в этом сложном мире, часто уделяется не тот уровень внимания, которого они требуют. Житейские проблемы, комом висящие на взрослых членах семьи, не дают им возможности, а часто и сил, на нормальное и полноценное воспитание подрастающего поколения.  Дети, часто подчиненные сами себе, и видящие в большинстве взрослых, апатию и уныние, сами начинают уподобляться этим взрослым  и поступать так, чтобы хоть как- то скрасить свой неорганизованный досуг и разбавить яркими красками, свои серые и невеселые будни. Делают они это с помощью способов, которые они в избытке видят в окружающем их мире, а именно с помощью алкоголя, доступного в наше время на каждом шагу и смотрящего на нас со всех рекламных плакатов. Проблема детского алкоголизма стоит очень остро в наше время и выходит на первый план в большинстве стран с неразвитой переходной экономикой и невнимательным отношением государства и общества к проблемам подрастающего поколения.

Об актуальности данной проблемы говорит то, что ей посвящено огромное количество публикаций. Газета «Новые Известия», например, в своем номере за 17 октября 2007 г. написала, что министр внутренних дел РФ заявил о том, что доля преступлений, совершаемых несовершеннолетними в России, доросла до 8%. По оценкам экспертов, именно проблемы подростковой преступности, наркомании, алкоголизма, детской проституции требуют срочного решения.(Сквозь призму российских СМИ)

Мы читаем о проблеме в «Независимой» газете: «О проблеме детского алкоголизма в России специалисты впервые заговорили в начале 90-х гг. И с каждым годом этот социальный недуг прогрессирует: как показывает статистика, за последние 10 лет количество детей и подростков, систематически употребляющих алкоголь, увеличилось почти в три раза. Создание в столице стационара для страдающих алкоголизмом детей можно расценивать как первую серьезную попытку хоть как-то исправить ситуацию». (20 окт. 2006. В Москве открылась лечебница для детей и подростков, страдающих алкоголизмом. Вытрезвитель продленного дня)

Вместе с тем низка выявляемость несовершеннолетних на этапе злоупотребления алкоголем, когда еще возможно предотвратить формирование синдрома зависимости, применив комплекс мер медико-психологического, педагогического и социального характера. Социальный ущерб, проявляющийся во всем негативном многообразии, сводится к следующему: криминализация общества; деформация общественных ценностей; ухудшение демографических показателей (в том числе ранняя смертность и снижение рождаемости в ближайшем будущем).

Теоретико-практическая значимость данного исследования и его научная новизна состоит в том, состоит в том, что хотя проблема формирования алкогольной зависимости и избавления от неё рассматривается в многочисленных научных публикациях и является одной из наиболее исследованных, но подавляющее число этих работ имеет медико-биологический характер. Работ же социального плана, особенно в решении проблемы, совсем немного, приходится опираться на газетные и журнальные публикации, которые наиболее полно исследуют как состояние детского алкоголизма, так и пути решения проблемы. Таким образом, в исследовании сделана тщательная выборка по проблеме на основе практического опыта, обобщена и систематизирована практика, спроецированная на теорию также в виде рекомендаций по решению проблемы.

Цель исследования состоит в том, чтобы рассмотреть детский алкоголизм как проблему  и пути ее решения.

Соответственно данной цели ставятся следующие задачи:

1. Проанализировать социальную составляющую проблемы детского алкоголизма на основе научных исследований и публикаций;

2. Определить причины детского алкоголизма;

3. Рассмотреть направления в социальной работе по решению проблемы детского алкоголизма;

4. Исследовать состояние проблемы и опыт решения проблемы детского алкоголизма в Чувашии;

5. Охарактеризовать деятельность Новочебоксарского отделения по делам несовершеннолетних по направлению решения проблемы  детского алкоголизма.

Методы исследования: изучение научно-исследовательской, учебной и публицистической литературы по проблеме, анализ, сравнение, обобщение, практическое исследование опыта решения проблемы на региональном примере.

Данной проблеме в газетных публикациях уделено очень много внимания; такие публикации основываются на статистических данных научных исследованиях, практическом опыте. Также для написания исследования используется литература научно-исследовательского и научно-учебного характера, где обобщены основные положения проблемы. Следует отметить пособия и журналы, где изложены возможные пути решения проблемы.

 

ГЛАВА 1. ПОНЯТИЕ, СУЩНОСТЬ И СПЕЦИФИКА ДЕТСКОГО АЛКОГОЛИЗМА КАК СОЦИАЛЬНОЙ ПРОБЛЕМЫ

1.1. Современное состояние проблемы детского алкоголизма в стране

По статистике (Нов известия 17.10.07), в России 88% школьников употребляют алкогольные напитки. В последние годы число подростков, страдающих алкоголизмом, возросло 2,5 раза. Число юных наркоманов еще выше – более одного млн. человек в возрасте 11–24 лет. Однако на учете в наркологических диспансерах стоят только 126 тыс. несовершеннолетних. В Москве, по данным исследований, наркотики пробовали 23% старшеклассников. А еще большее количество человек употребляют наркотики время от времени.

Возраст несовершеннолетних, пьющих спиртные напитки, в России стремительно снижается. В больницы Екатеринбурга в алкогольном опьянении доставляют совсем маленьких детей. Самому молодому пациенту 3,5 года. Всплеск таких несчастных случаев приходится на массовые городские праздники.

(Детский алкоголизм в России//Свобода. -  20.10.2007.) Сегодня детский алкоголизм встречается начиная с 12 лет. Все чаще в больницу поступают пациенты уже на тяжелых - первой и второй - стадиях. То есть с зависимостью как психической, так и физической. В основном привыкание происходит к легким алкогольным напиткам, например, пиво или джин-тоник. Как правило, такие случаи встречаются в неблагополучных семьях. Как правило, родители также страдают алкоголизмом. Врачи считают, что если полностью не запретить рекламу алкогольной продукции как в средствах массовой информации, так и на городских щитах, эта цифра будет расти и дальше. Научно-исследовательские институты собирают печальную статистику: более 10 миллионов россиян больны алкоголизмом, и с каждым годом в ряды пьющих спиртное вливается все больше подростков. Сейчас потребителей наркотиков в молодежной среде стало меньше, но стало, естественно, больше, хотя это противоестественно, потребителей спиртных напитков.

Принято считать главным социальным злом приобщение подростков к наркотикам, отодвигая на второй план проблему алкоголизма. Однако именно в связи с недостаточным вниманием общества к этому асоциальному явлению подростковый алкоголизм закрепляется и приобретает тяжёлую форму психического заболевания — алкогольного психоза.   По данным исследования в учебных заведениях, лишь 11% подростков не употребляют никаких алкогольных напитков. В то же время 6% учащихся потребляют алкоголь ежедневно, каждый пятый выпивает один раз в два-три дня. Меняется природа подросткового алкоголизма, в рамках которой серьёзной социальной проблемой становится пивной алкоголизм: 76% всех несовершеннолетних потребляют пиво.

Алкоголизм и наркомания среди детей и подростков - уже давно не пустые слова. Врачи-наркологи бьют тревогу: проблема назрела настолько, что в каждом муниципальном образовании впору создавать детские реабилитационные центры  по борьбе этими недугами. Дошло до того, что уже устраиваются конкурсы на лучшую среднюю общеобразовательную школу, свободную от алкоголя и психоактивных веществ. Проблема детского алкоголизма и детской токсикомании уже вышла за пороги чердаков и подвалов. Недуги стремительно молодеют. Некоторые дети ещё не научились читать и писать, но им уже знаком вкус сигареты и пива. Довольно рано дети проявляют интерес и к бытовой химии. Лариса Самошкина, заведующая социально-психологической лабораторией Владимирского Областного наркодиспансера: «Раньше начинают употреблять пиво, также, табакокурение. Тоже значительно. Даже с 5-ти-6-ти лет есть дети, которые начинаю курить. - А пиво пить со скольки? - И пиво у нас тоже случаи бывают и с 6-7 лет. Но с 11 лет  уже очень многие дети попробовали пиво». (Проблема детского алкоголизма и токсикомании уже вышла за пороги чердаков и подвалов. Семейный город. 14 дек 2007)

Новосибирск, по данным Минздравсоцразвития, лидирует в России по уровню детского алкоголизма - в городе насчитывается две тысячи зарегистрированных алкоголиков в возрасте до 14 лет. Всего же в России 60 тысяч детей, признанных алкоголиками, говорится в справке департамента медико-социальных проблем семьи Министерства здравоохранения и социального развития. (8 февраля 2006 Новосибирск лидирует в России по уровню детского алкоголизма. Лаборатория новостей)

Известно, что алкоголь притупляет самоконтроль и способствует аффективным поведенческим проявлениям: только в 2006 году 31,1 тысячи несовершеннолетних были привлечены к уголовной ответственности за совершение тяжких преступлений в состоянии алкогольного опьянения.

( Чебатко М. Россия растит детей-алкоголиков. РБК дейли. 2007. 22 ноября) Заместитель начальника управления государственного и лицензионного контроля оборота алкогольной продукции департамента потребительского рынка и услуг столичного правительства О. Барышников заявил, что с января по октябрь 2007 года в Москве было госпитализировано более 200 детей в возрасте до 14 лет с диагнозом «алкогольное отравление». «Зачастую причиной отравления детей алкоголем является продукция, незаконно приобретенная в магазинах, – отметил он. – На сегодняшний день это для нас острая проблема». Эксперты считают, что доступность алкогольной продукции в России может привести не только к массовым отравлениям, но и к вспышке алкоголизма в молодежной среде.

Официальная статистика гласит, что за девять месяцев 2007 года за употребление алкоголя несовершеннолетними к административной ответственности было привлечено 22 тысячи человек. Сегодня, согласно закону города Москвы «О лицензировании и декларировании розничной продажи алкогольной продукции», за продажу алкогольной продукции несовершеннолетним в столице установлена ответственность в виде аннулирования лицензии на продажу алкоголя. С 1 октября лицензий были лишены восемь торговых организаций в Москве. Эксперты, впрочем, сомневаются в эффективности этой меры. Как сказал РБК daily депутат Госдумы Е.Ройзман, «это только дает дополнительный инструмент для коррупции». «Россия – единственная страна, где дети могут купить алкогольную продукцию настолько беспрепятственно. Нужен закон об уголовной ответственности за продажу детям алкоголя. Это может покалечить ребенка, а значит, вполне попадает под Уголовный кодекс», – уверен депутат. Опасность детского алкоголизма заключается в том, что именно в подростковом возрасте происходит формирование личности. Если подросток провел это время «в пьяном угаре» – это может пагубно отразиться на его будущем. Как сказала РБК daily руководитель отдела реабилитации детей и лиц молодого возраста НИИ наркологии Минздрава РФ, доктор медицинских наук М.Демина, детский алкоголизм – это «смерть на взлете». «Понятно, что это обрубает многие возможности. Алкоголизм – это хроническая болезнь. Можно добиться многолетней, а иногда и пожизненной ремиссии, но всегда нужно быть готовым и к срыву», – заявила она. Решение проблемы роста количества детей-алкоголиков сегодня должно приниматься на федеральном уровне, считают эксперты. Максимально жесткие санкции за продажу алкоголя – это лишь профилактические меры. «Необходимо разрешить принудительное лечение несовершеннолетних от алкоголизма. Дети не осознают масштаба своей проблемы и не хотят обращаться к врачу. Молодого человека специалисты еще могут вернуть к нормальной жизни. Чем позже алкоголик обращается за помощью, тем меньше вероятности, что его организм будет еще способен победить этот страшный недуг», – заключает А. Самохин. Детский алкоголизм – это показатель социального благополучия общества. Насколько несчастливым должно быть детство, чтобы ребенок взялся за бутылку. Эксперты предупреждают, что если государство не займется этим вопросом всерьез, то скоро наше общество станет обществом наркоманов и алкоголиков.

К сожалению, сегодня подросток с бутылкой пива или алкогольного коктейля никого не удивит. На первый взгляд, статистика правоохранительных органов говорит об улучшении ситуации: в 2006 году задержано на 2% меньше юных алкоголиков, чем на год раньше. Но абсолютная цифра - 178 тысяч детей - ужасает. К тому же, и общее число детей в стране уменьшилось, поэтому о позитивном сдвиге говорить рано. «Прежде всего абсолютная цифра по-прежнему остается очень большой: в пьянстве замечено более 178 тысяч подростков. Кроме того, нужно учитывать и то обстоятельство, что численность детей в стране уменьшилась, а это значит, что положение дел практически не изменилось», - прокомментировала ситуацию «Российской газете» начальник отдела по делам несовершеннолетних и молодежи Генпрокуратуры М. Зайцева.(Как лечить детский алкоголизм? 24.07.2007 AlcoNews)

У детей алкоголизм, в отличие от взрослых, имеет ряд характерных особенностей:

Быстрое привыкание к спиртным напиткам. Если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Это объясняется анатомо-физиологическим строением детского организма;

Злокачественное течение болезни. Это объясняется тем, что в подростковом и юношеском возрасте организм находится в стадии формирования и устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения;

Принятие ребенком больших доз алкоголя. Это связано с тем, что принятие алкоголя детьми не одобряется обществом, поэтому подростки, как правило, пьют тайком, обычно без закуски, принимая всю дозу одномоментно;

Быстрое развитие запойного пьянства. Для подростков становится нормой пить по любому поводу, при этом в состоянии легкого опьянения они начинают чувствовать себя неуверенно. Более того, трезвость становится для них странным состоянием. Ежегодно регистрируется более тысячи преступлений, совершенных подростками в состоянии алкогольного опьянения.

Поэтому характерно стремление к полному опьянению – только в этом случае выпивка расценивается как удачная, полноценная;

Низкая эффективность лечения. У широкого круга подростков употребление алкоголя включается в структуру потребностей, о чем свидетельствует: высокий уровень распространенности употребления спиртных напитков среди опрошенных несовершеннолетних и их товарищей; высокая активность в поисках алкогольных напитков или средств для их приобретения; широкий набор поводов для употребления алкоголя; систематическое употребление алкогольных напитков.

1.2. Социальные корни причин проблемы детского алкоголизма

Детский алкоголизм является сегодня оной из серьезнейших социально-педагогических проблем. Эта проблема имеет глубокие культурные, политические и социально-экономические корни. Интерес детей и подростков к веществам, изменяющим сознание - это не столько медицинская, сколько социальная проблема. Дети, пробующие алкоголь, как правило, из неполных или неблагополучных семей с отягощённой наследственностью. (Проблема детского алкоголизма и токсикомании уже вышла за пороги чердаков и подвалов. 13.12.2007. 6ТВ)

Алкоголь в жизни ребенка, по мнению И.Баушевой, появляется, когда он безуспешно пытается найти свое место в окружающей его социальной среде. Причины давно известны: отсутствие родительской любви, семейного тепла, невозможность найти контакт со сверстниками, а алкоголь как антидепрессант давно и прочно вошел в нашу жизнь. По словам детских наркологов, если у взрослого человека переход от пьянства к алкоголизму занимает 5-10 лет, то у ребенка формирование хронического алкоголизма происходит в 3-4 раза быстрее. Кроме того, в подростковом возрасте устойчивость центральной нервной системы к действию алкоголя снижена, вследствие чего происходят глубокие и необратимые процессы ее разрушения. «Лечить таких детей крайне сложно, - считает И.Баушева. - В отличие от взрослых у них нет «позитивной исторической памяти» о моментах, к которым хотелось бы вернуться: счастливая семья, любимая работа, благополучная жизнь. Ребенок необратимо подходит к моральному разложению личности».( Вытрезвитель продленного дня. Независимая. 20 окт 2006)

Е.Брюн, главный нарколог Москвы, видит причину алкоголизма детей в следующем: «То, что молодежь начала употреблять алкогольные напитки неизмеримо больше, чем десять-пятнадцать лет назад – факт неоспоримый. Ведь реклама умело пропагандирует не употребление спиртного, а связанный с этим стиль жизни, который на телеэкране выглядит привлекательно. И, как следствие этого, среди несовершеннолетних неуклонно растет количество злоупотребляющих алкоголем и алкогольсодержащими напитками. Кроме того, с ростом числа безнадзорных детей количество наркологических больных в этой категории намного выше, чем в других категориях населения… Можно говорить о социальной генетике, когда дети подражают своим пьющим родителям». (Потенциал независимости. В Правительстве Москвы всерьез задумались о профилактике в наркологии. С.Светланов. Москва и москвичи. 2006)

Эта проблема - завершение других проблем, которые существуют в обществе, то есть как в макросоциальной группе, и в семье, как в микросоциальной группе. Поэтому обычно внимание концентрируется на том, прекратить рекламу, не прекратить, как ребенка оторвать от спиртного, а как его не допустить. Но это следствие более сложных причин, которые сложились и в обществе, и в семье.(детс алког в Рос)

Эксперты убеждены, что рост подросткового алкоголизма вызван не только доступностью алкоголя для детей. Как сказал РБК daily психиатр А.Самохин, есть несколько причин, заставляющих ребенка «взяться за бутылку». Во-первых, дело в наследственности, но не генетической (ее медики отрицают), а моральной. Если ребенок с рождения наблюдает, как его родители выпивают, то со временем он перенимает эту привычку. Во-вторых, серьезное влияние оказывает воспитание. При этом речь не обязательно идет о неблагополучных семьях. Важно, чтобы ребенку уделяли достаточно внимания. Также негативное влияние могут оказывать неполные семьи, в которых дети растут с одним родителем. Третьим важным фактором эксперт назвал социальную среду. «Дети, которые все свободное время проводят в различных кружках и секциях, вряд ли свяжутся с плохой компанией – у них просто нет на это времени», – полагает психиатр. Кроме того, большое влияние на детей оказывает реклама, которая пропагандирует потребление алкоголя. «Сегодня ребенок уже не понимает, что пиво – это тоже алкогольный напиток, употребление которого может быть также опасно для здоровья», – отметил Самохин.(РБК дейли)

Около полутора месяцев назад к нам на лечение привезли двух мальчишек, — рассказывает заведующая амбулаторно-реабилитационным отделением для детей и подростков городского наркологического центра Л. Селенкова, — шести и семи лет. Оба, как выяснилось, пристрастились к алкоголю в семье, где всегда были початые бутылки с вином. Причины, по которым мальчишки и девчонки начинают «пить горькую», разные. Кто-то начинает пить из-за неразделенной любви, кому-то алкоголь помогает стать смелым, кто-то от скуки. Двенадцатилетний Вова уже третий раз лечится в наркодиспансере, но тяга к спиртному у него так и не проходит. Пролечится — и опять к бутылке. Врачи говорят, что убедить его в том, что он страдает алкогольной зависимостью, невозможно. На все у Вовки один ответ: «Я же водку не пью, только джин-тоник. В день всего пару баночек, для смелости. Какой же я алкоголик?» (Корнилова М. 21.02.2006 Чемпионы алкоголизма? ВН)

Отдельно стоит причина  алкоголизма после принятия пива, считаемого легким напитком. «В последнее время мы уже зарегистрировали два невиданных в прежней практике случая алкогольных психозов (в просторечии - белой горячки) у детей, - говорит В.Дроздова - заместитель главного врача по амбулаторно-поликлинической работе омского областного наркологического диспансера. - Даже учитывая, что у подростков путь от первой рюмки или бутылки пива до заболевания гораздо короче, чем у взрослых, порой - молниеносный, все равно, чтобы получить алкогольный психоз, надо беспробудно пить несколько лет. Так и поступали эти ребята из сельских районов. А начинали они с пива». ( Омская газета. 06.11.2006 Детская болезнь алкоголизм. Малолетние омичи научились допиваться до белой горячки)

По данным Центра мониторинга, поводом выпить для 48,3% мальчиков и 50,8% девочек служит праздник в кругу друзей, для 25% - семейные торжества. Не нуждаются в поводе 6% подростков, а 1,5% сообщили, что употребляют алкоголь, потому что хочется. Чаще всего подростки злоупотребляют пивом, которое считают абсолютно безвредным.( Детский алкоголизм: первый глоток. 14.07.2008. ЛейдиМейл)

Приобщение к спиртным напиткам детей и подростков наиболее интенсивно происходит в трех возрастных периодах: раннего детства, дошкольного и младшего школьного возраста, детского и юношеского возраста. Рассмотрим последовательно каждый из трех периодов.

Первый период - раннее детство, в котором алкоголизация детей носит неосознанный, непроизвольный характер. Этому способствуют следующие основные причины: пьяное зачатие, употребление алкоголя во время беременности и кормления грудью, что ведет к аномалиям физического и психического развития ребенка.

Второй период - дошкольный и младший школьный возраст. В этот период наиболее существенными причинами являются две - педагогическая неграмотность родителей, которая приводит к алкогольному отравлению организма, и семейные алкогольные традиции, приводящие к формированию интереса к спиртному.

Педагогическая неграмотность родителей проявляется в существующих предрассудках и заблуждениях о целебном действии алкоголя: алкоголь усиливает аппетит, излечивает малокровие, улучшает сон, облегчает прорезывание зубов. Расплачиваются родители за свою неграмотность алкогольным отравлением детей, которое может даже привести к смертельному исходу.

Алкоголизация детей и подростков способствует алкогольное окружение, которое составляют пьющие ближайшие родственники.

Биологическими исследованиями доказано, что сам алкоголизм генетически не передается, передается только склонность к нему, вытекающая из особенностей характера, полученного от родителей. В развитии пьянства у детей решающую роль играют дурные примеры родителей, обстановка пьянства в семье.

Третий период - подростковый и юношеский возраст. В качестве основных причин можно назвать следующие семь: неблагополучие семьи; позитивная реклама в средствах массовой информации; незанятость свободного времени; отсутствие знаний о последствиях алкоголизма; уход от проблем; психологические особенности личности; самоутверждение. В этот период происходит формирование влечения к алкоголю, которое перерастает в привычку, приводя в большинстве случаев к алкогольной зависимости ребенка.

Алкоголь как показатель неблагополучия семьи. Нравственно-эмоциональная сторона семейных отношений - важнейшее условие нравственного развития ребенка. Выделяют несколько типов семей, в которых ребенок чаще начинает употреблять спиртные напитки, чем в других:

1) конфликтные семьи, когда отношения между членами семьи строятся по типу соперничества, изоляции, невротического дополнения. Чтобы добиться каких-либо уступок, дети начинают злоупотреблять спиртным;

2) десоциализированные семьи, ведущие аморальный, а в большинстве случаев антисоциальный образ жизни, с низким материальным уровнем, санитарной запущенностью, неорганизованным бытом. В таких семьях отсутствует контроль за ребёнком.

У ребёнка формируется потребность скрывать алкоголизм своей семьи, переживая внутри свою неполноценность. Эти дети становятся социально изолированными. Ребёнок чувствует себя в опасности в своём доме, где должен был бы чувствовать себя более защищенным.

Алкоголь как средство самоутверждения. Одна из причин пьянства подростков - усиленные притязания на взрослость. Потребление алкоголя в подростковом возрасте считается символом мужественности, состоятельности. Отсутствие у пьющего подростка навыков полезной деятельности и интереса к ней приводит его к употреблению спиртного как к форме самоутверждения, влекущей за собой пагубные последствия.

Стремясь избежать насмешек других членов группы, подростки начинают «тренировать» себя спиртным. При появлении тошноты и позыва к рвоте они убегают подальше, чтобы их не увидели, и после прекращения рвоты снова присоединяются к сверстникам и продолжают пить с ними. Некоторые ребята заранее уходят и вызывают рвоту искусственно, чтобы иметь возможность пить дальше (Шарыгина И. Трудности взросления и алкоголь С.50.).

Алкоголь как времяпрепровождение. Объединенные в компании, не занятые полезной деятельностью подростки, как правило, начинают употреблять спиртные напитки.

Употребление спиртного становится патологически необходимым атрибутом времяпрепровождения, расширяется число поводов и мотивов пьянства.

Влечение к алкоголю проявляется в том, что подростку начинает нравиться состояние опьянения как состояние веселья, интересных «приключений». Они редко сидят и напиваются, как взрослые алкоголики. Выпив, ребята становятся активными, их «тянет на подвиги», и именно это им особенно нравится.

Алкоголь как компенсация психических отклонений от нормы. Психологической предпосылкой развития алкоголизма у детей часто становятся отклонения от нормы психического здоровья или патологии, затрудняющие социальную адаптацию личности. Независимо от причин появления дефекта у ребенка нарушаются гармоничные отношения с социумом, формируется неадекватность самооценки.

В литературе выделено 4 типа личности ребенка, наиболее предрасположенных к вовлечению в алкоголизацию: 1) дети, с завышенной самооценкой; 2) дети, с повышенным чувством жестокости и агрессивности; 3) дети, не приспособленные к жизни в силу повышенной опеки со стороны родителей; 4) дети, подверженные депрессиям и паранойе.

Пьянство среди несовершеннолетних тесно связано с их отклоняющимся поведением. В основе этой связи лежит самая главная для подростков опасность алкоголизма – он резко ослабляет самоконтроль. Взаимосвязь пьянства и преступности несовершеннолетних проявляется в нескольких отношениях:

Большинство преступлений несовершеннолетних совершаются в нетрезвом состоянии. Наиболее часто в состоянии опьянения совершаются насильственные (агрессивные) преступления. Это обусловлено тем, что опьянение снимает действующие в обычных условиях навыки социально одобряемого поведения;

Многие преступления совершаются с целью добычи спиртного или средств для его приобретения;

Пьянство способствует формированию у несовершеннолетних мотива и умысла на совершение многих преступлений;

Пьянство способствует созданию криминальной ситуации;

Пьянство выступает как средство приобщения несовершеннолетних к группе сверстников с антиобщественным поведением;

Пьянство является способом вовлечения несовершеннолетних в преступную деятельность, организаторами которой выступают взрослые.

Пьяный подросток становится социально опасным как для себя, так и для окружающих.

1.3. Направления в социальной работе по решению проблемы детского алкоголизма

Без профилактики алкоголизма решить проблему подростковой преступности невозможно, уверены эксперты, ведь в целом каждое четвертое преступление в России совершается в состоянии алкогольного или наркотического опьянения, а для подростков эта доля еще больше.

Эксперты уверены, что государство должно применять нестандартные подходы в решении проблемы детского алкоголизма. Просто увеличение числа реабилитационных центров не поможет. Тут нужна помощь и поддержка в первую очередь семьи. Поэтому государство должно добиваться серьезных социальных изменений, которые бы влияли на отношения в семьях, отмечается в монографии Н.Г. Россина  «Семья в решении социальных проблем детей» (М.: ВЭТРИ, 2008. – 102с. С.22)

Наркологи утверждают, что копать надо глубже и бороться с причиной, а не с последствиями. Необходимо работать с семьями, ведь зачастую именно там подростка впервые угощают алкоголем.(детск. алкоголизм: первый глоток)

Семья практически никак не противостоит приобщению детей к спиртным напиткам, поскольку алкоголизм в настоящее время приобрёл характер «семейной болезни». В связи с высокой массовостью такая форма поведения населения пользуется определённой терпимостью со стороны общества. Дети в алкогольной семье репродуцируют родительские пристрастия, поэтому профилактика подросткового алкоголизма может быть успешной только при вовлечении в лечебный процесс всей семьи.

Необходимо расширение реабилитационного пространства потребителей алкоголя в рамках социальной работы:

  организация специализированных детских и подростковых реабилитационных центров для лиц, зависимых от алкоголя;

  развитие негосударственных реабилитационных программ для зависимых от алкоголя, содействие созданию негосударственных реабилитационных центров;

  создание кабинетов анонимной помощи зависимым от алкоголя от социальной службы;

  создание анонимных консультативных пунктов для потребителей алкоголя в структуре органов социальной защиты;

  обучение специалистов государственных и негосударственных социальных организаций реабилитационным технологиям.

Самое сложное в профилактике детского алкоголизма — вывести «на чистую воду» пьющих подростков. В этом специалистов сильно выручает «скорая помощь». По словам С.Кабанова, обо всех нетрезвых подростках, которые обращаются за медицинской помощью, специалисты "неотложки" информируют наркодиспансер. Последний передает данные в комиссию по делам несовершеннолетних, которая, в свою очередь, заносит информацию в базу данных. В Тюмени есть учреждения, которые занимаются профилактикой детского алкоголизма, его лечением и последующей реабилитацией. Так, предупреждением алкоголизма в школах Тюмени занимается МУ «Перекресток». Организация проводит масштабные общегородские акции по пропаганде здорового образа жизни. К примеру, в акции «Я люблю тебя, жизнь» приняло участие более 20 тыс. школьников, в городском Дне здоровья — более 50 тысяч. «Перекресток» также организует методическую работу с педагогами и оказывает психологическую помощь родителям. В 2003 году в Тюмени создана организация, которая проводит реабилитацию ребят, прошедших лечение от алкогольной зависимости. Муниципальное учреждение «Берег» рассчитано на 15 мест и за истекший год в ее стенах привыкали к нормальной жизни 50 человек. Недавно «Берег» заключил соглашение с тюменским благочиньем о совместной работе по реабилитации подростков, излечившихся от алкоголизма. (Депутаты Тюмени обсудили проблему детского алкоголизма. Урал. 2006 16 апреля)

В НД № 12 ЮЗАО (г.Москва) развернуто 25 реабилитационных коек для детей и подростков и 35 коек для оказания медико-социальной помощи детям и подросткам (приют).

Главная роль в решении этой острейшей проблемы отводится социальной педагогике, хотя, конечно, решить ее можно только комплексно, с привлечением всех сил общества. Однако интеграция усилий общества может осуществиться лишь в рамках научно обоснованной, обеспеченной эффективными технологиями социально-педагогической системы перевоспитания личности несовершеннолетнего посредством последовательных педагогических и воспитательно-профилактических воздействий, обеспечивающих формирование личности с твердыми и правильными жизненными установками.

Социально-педагогическая концепция профилактики позволяет успешно преодолевать преобладавший на протяжении многих лет односторонний подход, рассматривавший личность только как продукт «воспитательного воздействия», а поэтому не учитывавший другие объективные факторы, например, социальные условия, оказывающие воздействие на личность. (Социальная педагогика. Курс лекций/под общ. Ред. М.А.Галагузовой. – М.: Владос, 2007. – 416 с.)

Цели социальной педагогики в решении проблемы:

  1. Разработка и реализация программы по развитию системы личного противостояния алкоголю, формированию устойчивости к алкоголю на основе самозапрета и формированию навыков:

          управления собой в состоянии напряжения, в стрессовых ситуациях;

          коммуникативной и социальной компетентности;

          конструктивного поведения в конфликтах;

          отстаивания и защиты своей точки зрения и своих интересов;

          ответственного принятия решений;

          рефлексии особых состояний сознания;

          осознанного отношения к алкоголю.

  2. Антиалкогольное просвещение учащихся, родителей, педагогов. Наличие достоверной, предоставленной в соответствии с возрастными особенностями информации, является важным условием профилактики употребления алкоголя.

      Исходя из выше сказанного, выделяем следующие задачи первичной профилактики:

          предоставление несовершеннолетним достоверной информации об алкоголе с учетом их возрастных особенностей;

          минимизация факторов психологического характера;

          овладение учащимися психотехнологией преобразования негативных установок в личностно-развивающие;

          развитие здорового самопознания;

          психологическое просвещение родителей, педагогов по вопросам профилактики алкоголизма;

          содействие раскрытию способностей и интересов учащихся.

Основным субъектом деятельности является социальный педагог, но, кроме того, в данном случае, могут привлекаться другие специалисты по социальной работе, валеолог, нарколог, родители.

Функции деятельности вытекают из конкретных функций работы субъектов деятельности. У социального педагога такими основными функциями являются три:

1. Социально – педагогическая, заключающаяся в оказании помощи ребёнку и в процессе социального взаимодействия, в налаживании социальных связей и отношений, создании благополучной социальной среды для развития ребёнка, осуществление контроля за ребёнком.

2.  Социально - обучающая функция направлена на овладение ребёнком знаниями о проблеме пьянства и алкоголизма, а также необходимыми специальными умениями и навыками противостояния вовлечения в процесс алкоголизации.

3. Правозащитная, предусматривающая соблюдение и защиту прав ребёнка, склонного к алкоголизму.

Методами социально-педагогической деятельности можно назвать способы организации и осмысления деятельности, которые восстанавливают или формируют заново социально-значимые качества личности школьника, склонного к алкоголизму, и способствуют преодолению проблемы алкоголизма.

Можно выделить основные направления в деятельности социального педагога при работе со школьниками, склонными к употреблению спиртных напитков.

1. Деятельность по повышению уровня социальной адаптации школьника, склонного к употреблению спиртных напитков, посредством его личностного развития.

2. Деятельность по профилактике алкоголизма, включающая противоалкогольное обучение и воспитание школьников с целью формирования у них отрицательного отношения к употреблению алкоголя.

3. Деятельность по просвещению родителей с целью оздоровления семьи, ее быта и культуры взаимоотношений между ее членами.

4. Деятельность по социальной реабилитации школьника, имеющего алкогольную, психическую или физическую зависимость.

5. Посредническую деятельность между школьником и окружающего его социума по преодолению явлений дезадаптации.

Социально-педагогическая деятельность предусматривает выполнение социальным педагогом следующих основных функций:

Первая функция деятельности социального педагога – диагностическая, нацеленная на ликвидацию факторов риска приобщения школьников к спиртному, реализуется путем сбора информации о ребенке, склонному к употреблению алкоголя; изучение и оценивание разных особенностей его личности; выявление информации о семье школьника; изучение источников негативного влияния на ребенка и устойчивости его к этому влиянию; определение алкогольных лидеров; изучение негативных факторов провоцирующих алкоголизацию ребенка; изучение влияния на школьника микросреды.

Сбор информации происходит посредством опроса (устного или письменного) самого подростка, его родителей, классного руководителя, при необходимости других значимых для ребенка людей. Также применяются стандартизированное интервьюирование, наблюдение, изучение документации на семью и ребенка.

Результатом реализации этой функции является постановка социального диагноза развития ребенка, вовлечение его в процесс алкоголизации и определение конкретных задач социально-педагогической деятельности. Ими могут быть профилактика, коррекция, реабилитация и комплекс каких-то других мероприятий.

Вторая функция – прогностическая. Сущность ее заключается в том, что на основе поставленного диагноза разрабатывается комплексная социально-педагогическая программа деятельности со школьником склонным к алкоголизму, которая предусматривает этапные изменения и конечный результат социальной адаптации, коррекции и реабилитации.

Третья функция – образовательно-воспитательная, предусматривающая отбор содержания социально-педагогической деятельности, а так же методов ее осуществления; определение тех или иных социально значимых качеств, которые должны быть воспитаны у ребенка в процессе его социальной реабилитации; обеспечение целенаправленного педагогического влияния на поведение и деятельность детей и взрослых; восполнение пробелов воспитания и образования ребенка, употребляющего спиртные напитки, формирование социальных умений и навыков, необходимых для преодоления проблемы.

Четвертая функция – правозащитная, обеспечивающаяся тем, что социально-педагогическая деятельность строится на правовой основе, предусматривающей как соблюдение, так и защиту прав школьника.

Пятая функция – организаторская. Она обусловлена тем, что социально-педагогическая деятельность со школьниками, склонными к алкоголизму, требует участия и скоординированности действий разных специалистов в зависимости от глубины проблемы; создает условия для проведения свободного времени и досуга; организации социально значимой деятельности детей и взрослых, общественности в решении задач социально-педагогической помощи, в поддержке воспитания и развития школьника, склонного к алкоголизму.

Шестая функция – коммуникативная. Ее сущность заключается в том, что в ходе реализации социально-педагогической деятельности возникает необходимость установления множества контактов между ее участниками с целью обмена информации.

Седьмая функция – предупредительно – профилактическая, которая обеспечивает закрепление полученных положительных результатов и предотвращает возможность появления рецидивов пьянства и алкоголизма, что достигается социальным патронажем подопечных и оперативным реагированием в экстремальной ситуации.

В своей деятельности социальный педагог выступает в трех основных ролях:

советника, информирующего семью о важности возможности бесконфликтного взаимодействия родителей и детей в семье, рассказывающего о развитии ребенка, дающего социально-педагогический совет;

консультанта, разъясняющего вопросы семейного, трудового, административного и уголовного характера, а так же вопросы, касающиеся области психологии, педагогики, социальной педагогики; консультирует по вопросам решения проблемных жизненных ситуация, по вопросам воспитания детей в семье;

защитника, действующего в случаях нарушения прав ребенка со стороны родителей, учителей, ближайшего окружения.

Центральное место в деятельности социальных педагогов со школьниками, склонными к употреблению алкоголя, отводится антиалкогольному воспитанию, являющемуся частью нравственного и социального воспитания, нацеленному на формирование у школьников отрицательного отношения к алкоголю.

Целью антиалкогольного воспитания школьников с отклонениями в поведении является возврат их к норме.

В процессе воспитания необходимо развить различные потребности, нагружать детей различными полезными делами, организовать их деятельность, чтобы у них практически не было ничем не занятого времени.

В процессе социального воспитания необходимо раскрыть безнравственность употребления алкоголя, в том числе и в небольших дозах. Следует делать акцент не только на последствия алкоголизма, сколько на безнравственность самого факта употребления алкоголя. Необходимо обратить внимание на моральный урон, который наносит алкоголик окружающим людям, родным, близким. Следует опровергнуть мнение, что употребление алкоголя – это признак  выносливости и возмужания.

Особенности социально-педагогической деятельности с различными возрастными категориями детей, склонных к употреблению алкоголя.

Дети младшего школьного возраста. Социально-педагогическая деятельность с родителями младших школьников, склонных к алкоголизму, должна заключаться в оказании помощи родителям в воспитании, в устранении проблемы алкоголизации детей, в психолого-педагогическом просвещении семей, в коррекции семейного воспитания, в организации досуга семей.

Работа с детьми младшего школьного возраста нацелена на:

• формирование у младшего школьника потребности в обучении, так как если ребёнок склонен к употреблению спиртных напитков, то, как правило, бывают серьёзные проблемы с успеваемостью в школе и желанием учиться.

•  формирование и развитие качеств личности, таких, как сила воли, чувство собственного достоинства, а также активного отношения к действительности, объективно препятствующего алкогольным интересам, стремлениям, интересам

 Методы работы: яркий эмоциональный рассказ, иллюстрации, сюжетно-ролевая игра.

Подростки. В подростковом возрасте, начиная с 11 лет, взрослые утрачивают своё влияние на ребёнка, и всё большую значимость приобретает общение со сверстниками, причем, чем ниже социальный статус ребёнка, тем меньше его влияние на группу, а значит больше действий, с которыми он не согласен и совершает ради групповой нормы.

Поэтому основной акцент работы социального педагога со школьниками этого возраста - это работа с группой через следующие направления деятельности:

1. Профилактика причин и последствий алкоголизма. Это можно осуществить через проведение групповых дискуссий на темы, связанные с алкоголизмом. Результатом таких занятий должно являться формирование группового мнения, которого будут придерживаться все участники группы. Кроме дискуссий возможны и другие формы работы: проведение ролевых игр, в ходе которых проигрываются основные ситуации, связанные с потреблением алкоголя и давлением сверстников. В  ролевой игре направленной на профилактику алкоголизма, можно достичь личностного развития ребёнка, сформировать умение противостоять уговорам принять спиртное. Основные социальные умения, которые может сформировать социальный педагог в подростковой группе: это умение чётко формулировать аргументы отказа от алкоголя и противостоять давлению сверстников. Формы работы: диспут, в ходе которого происходит обмен информацией о вреде алкоголя, где социальный педагог выступает в роли арбитра, деловая игра, беседа. Методы, которые запугивают детей, применять не целесообразно.

2. Организация свободного времени подростков, поскольку бессодержательный досуг является ведущим фактором риска в развитии злоупотребления подростком алкоголя. Необходима яркая своеобразная реклама деятельности кружков, секций, клубов, детских и юношеских организаций, чтобы подросток мог выбрать себе занятие по душе. Социальный педагог должен знать интересы, склонности и увлеченья подростка и помочь организовать ему содержательный досуг. В силу психологических особенностей возраста важно развивать для подростков конкретные групповые формы досуга. Следует учитывать, что наибольший интерес подростки проявляют не к интеллектуальной деятельности, а к занятиям спортом. Поэтому необходимо всячески поощрять занятия в спортивных секциях, организовывать походы, спортивные состязания и другое.

3. Антиалкогольное воспитание, проводимое социальным педагогом и направленное на формирование у подростка твёрдых антиалкогольных убеждений: о необходимости трезвого образа жизни, о недопустимости употребления алкоголя в период формирования организма, о безнравственности пьянства и алкоголизма, о формировании антисоциальной личности подростка злоупотребляющего алкоголем. Важно для социального педагога обращать внимание не сколько на вред употребления алкоголя для здоровья пьющего, сколько на вред его в социальном плане – в плане взаимоотношений школьника с окружающим миром.

4. Антиалкогольное просвещение педагогического коллектива школы тоже является функцией социального педагога. На основе знакомства с образовательными программами учреждения социальный педагог может предложить включить элементы антиалкогольного воспитания во все предметы школьного цикла. Благодаря этим дополнениям будут расширены знания учащихся о вредном воздействии алкоголя на здоровье человека и его потомство, о несовместимости употребления алкоголя с социальным образом жизни. Социальному педагогу необходимо стремиться к тому, чтобы все учителя следовали антиалкогольным установкам, были примером трезвого образа жизни, отрицательно относились к алкоголю во всех ситуациях школьной и внешкольной жизни.

5. Посредническая деятельность социального педагога- подключение к профессиональной работе не только родителей, учащихся, но и сотрудников милиции, врачей, работников ближайших предприятий, общественности.

6. Преодоление социально- педагогической запущенности школьника, проявляющегося в виде ограниченного словарного запаса, бедности знаний об окружающем мире, недостаточной усвоенности различных навыков.

Примерная тематика лекций социального педагога (Якимова,см. также):

  1. Стоит задуматься, или Крайне тревожная статистика.

  2. Опасные заблуждения, или Что мы думаем о пиве.

  3. Алкоголь и подросток, или Педагогические проблемы становления личности подростка.

  4. Формирование пристрастия к пиву, или Почему подростки пьют пиво.

  5. Этапы приобщения к алкоголю, или Как становятся алкоголиками.

  6. Семья и алкоголь, или Влияние дисгармоничных семейных отношений на детский алкоголизм.

  7. Алкоголь и пиво и их жертвы, или Что нужно знать об алкоголе.

  8. В преддверии опасности, или Как распознать алкоголизм.

  9. Целевая программа «Школа без алкоголя, или Что может современная школа».

 10. Профилактика алкоголизма, или всем миром на борьбу с употреблением алкоголя.

ВЫВОДЫ:

Один из наиболее больных вопросов современной жизни России нарастание алкоголизации общества, что имеет следствием катастрофически высокий уровень смертности населения, особенно мужского, падение рождаемости и в целом - депопуляцию народа России. В последние десятилетия наблюдается тенденция к омоложению алкоголизма, что вызвало необходимость создания подростковой и даже детской наркологии. Решение проблемы алкогольной зависимости детей является одним из ключевых и обязательных условий в социальной работе, т.к. это в основном социальная проблема, имеющая в своей основе социальные причины.  Алкоголизм среди детей и подростков - уже давно не пустые слова. Врачи-наркологи бьют тревогу: проблема назрела настолько, что в каждом муниципальном образовании впору создавать детские реабилитационные центры  по борьбе этими недугами, необходимо рассматривать и анализировать возможные пути решения проблемы силами социальных работников различных направлений и служб. Привлекать к решению проблемы алкоголизации среди школьников службы: социальные (органы опеки и попечительства, реабилитационные центры и т. д.), правоохранительные (отделение милиции, комиссию по делам несовершеннолетних и т.д.) и медицинских работников (нарколога, психотерапевта).

ГЛАВА 2.

Специалист по социальной работе обеспечивает связь с органами социальной защиты населения, правоохранительными органами, службами опеки и попечительства, учебно-воспитательными учреждениями, участвует в «социальном патронаже», разрабатывает индивидуальную программу работы с семьей, подростками. Исходя из интересов ребенка, совместно с правоохранительными органами ведет открытый контроль за ходом реабилитационных мероприятий, оказывает необходимое директивное воздействие в случае низкой реабилитационной активности семьи, в том числе прибегают к карательным мерам, выступая, например, инициатором лишения родителей прав на воспитание ребенка.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Одной из самых актуальных и социально значимых задач, стоящих перед нашим обществом сегодня, является поиск путей снижения роста алкоголезависимых среди детей и повышения эффективности их профилактики. Необходимость скорейшего решения этой задачи обусловлена не только тем, что в стране продолжает сохраняться достаточно сложная криминогенная обстановка, но прежде всего тем, что в сферы организованной преступности втягивается все больше и больше несовершеннолетних, криминальными группировками, созданными подростками, совершаются опасные преступления, и число их неуклонно растет и это по причине пристрастия к алкоголю.

Выводы и рекомендации исследования являются одним из теоретических оснований для социальной работы с целью формирования здорового образа жизни в детском и подростковом возрасте. Выявленные механизмы формирования алкогольной зависимости позволяют выработать социально обоснованные рекомендации и программы антиалкогольного и антинаркотического воспитания, разработать эффективные меры по профилактике алкоголизма в рамках социальной работы.

Для достижения цели по решению проблемы детского алкоголизма социальным службам и находящимся с ними в сотрудничестве учреждениям (в частности, отделению по делам несовершеннолетних) можно рекомендовать решать следующие задачи:

 -  Сконцентрировать усилия субъектов профилактики алкоголизма, в четырех сферах: место жительства (семья, микрорайон), общественные места (улицы, рынки, парки и пр.), сфера досуга (дискотеки, ночные клубы и иные места досуга), учреждения образования (детские дошкольные учреждения, общеобразовательные учреждения, учреждения начального, среднего и высшего профессионального образования, учреждения дополнительного образования для детей и молодежи);

 -  Дифференцировать профилактические технологии по целевым группам: не употребляющие алкоголь; начинающие потребители; зависимые от алкоголя; находящиеся в ремиссии, с дифференциацией по ступеням образования: воспитанники детских дошкольных учреждений, учащиеся 1-4-х классов, 5-9-х классов, 10-11-х классов общеобразовательных учреждений, учащиеся учреждений начального, среднего и высшего профессионального образования;

 -  Обеспечить координацию и нормативно-правовое регулирование деятельности субъектов профилактики алкоголизма, организовать их работу в соответствии с научными разработками, данными мониторинга, социологическими и иными исследованиями;

 -  Способствовать формированию у детей и молодежи социальной компетентности, жизненных навыков, стресс-преодолевающего поведения, системы ценностей, ориентированных на ведение здорового образа жизни;

 -  Обеспечить реализацию системы раннего выявления детей и молодежи, незаконно употребляющих алкоголь, в семье, учебных заведениях, местах досуга и контроля за ними.

 -  Стимулировать и поддерживать гражданские инициативы, направленные против употребления алкоголя, привлекать к деятельности по профилактике общественные и религиозные организации, социально ответственный бизнес, активизировать потенциал семьи в вопросах профилактики алкоголизма;

 -  Способствовать созданию благополучной неалкогольной среды для детей и молодежи, обеспечить занятость детей и молодежи (преимущественно из групп риска девиантного поведения), привлекать их к активным формам досуга;

 -  Добиться эффективной реализации действующей нормативно-правовой базы по вопросам профилактики алкоголизма;

 -  Обеспечить подготовку, переподготовку и повышение квалификации специалистов социальной сферы, причастных к работе по профилактике употребления алкоголя и формированию здорового образа жизни;

 -  Формировать единую информационную стратегию при освещении вопросов, связанных с алкоголизмом;

 -  Способствовать созданию обстановки общественной нетерпимости к употреблению алкоголя, стимулировать и поощрять граждан, информирующих общественность и компетентные органы о местах приобретения, сбыта, распространения и употребления алкоголя несовершеннолетним;

 -  Расширить лечебное и реабилитационное пространство потребителей алкоголя, повысить объем и качество лечебных и реабилитационных услуг соответствующего профиля.

Среди основных мероприятий по решению медико-социальных проблем детского алкоголизма, осуществляемых при взаимодействии различных связанных с проблемой учреждений, можно выделить такие, как проведение конкурсов, целевых программ по профилактики алкоголизма  несовершеннолетних; проведение межведомственных комплексных операций: «Защита», «Подросток», профилактических операций: «Контакт», «Каникулы». Проведение межведомственных профилактических рейдов; продолжение работы реабилитационные площадки для детей-алкоголиков на базе медико-педагогической школы в каникулярное время. Возрождение системы родительского всеобуча с целью развития разнообразных форм медико-психолого-педагогического просвещения родителей; проведение научно-практических конференций и семинаров по решению   медико-социальных проблем детского алкоголизма.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

В Москве открылась лечебница для детей и подростков, страдающих алкоголизмом. Вытрезвитель продленного дня//Независимая. – 20.10.2006.

Депутаты Тюмени обсудили проблему детского алкоголизма//Урал. -16.04.2006.

Детская болезнь алкоголизм. Малолетние омичи научились допиваться до белой горячки// Омская газета. - 06.11.2006.

Детский алкоголизм в России//Свобода. -  20.10.2007.

Детский алкоголизм: первый глоток// ЛейдиМейл. - 14.07.2008.

Дмитриева М. Детский алкоголизм входит в норму//Россiя. -  № 185. – 2006.

Додонова Г.У. Социальные учреждения. - М.: Учебник, 2004. - 465 с.

Иващенко Г.М., Кантонистова Н.С., Плоткин М.М. и др. Социальная реабилитация детей и подростков в специализированном учреждении: Пособие для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних. – М.: КЕЙСИ, 2008. – 450с.

Как лечить детский алкоголизм?//AlcoNews. -  24.07.2007.

Касаткин В. Влияние социальных проблем на связанные со здоровьем качества жизни подростков //Школа здоровья. -  2006.  - № 4. - С.13.  

Корнилова М. Чемпионы алкоголизма?// ВН. - 21.02.2006.

Личко А.Е., Битенский В.С. Подростковая наркология: Руководство для врачей. – СПб.: Петр Первый, 2008. – 470с.

Машин М.Ю. История детского алкоголизма. – СПб.: СПБл, 2007. – 246 с.

Подросток: проблемы социальной адаптации: Документы и материалы / Ред. В.К. Криворученко. – М.: Окраина, 2007. – 412с.

Некрасов Е. Утомленные пивом //Народное образование. – 2005. – №6. - С.194.

Новосибирск лидирует в России по уровню детского алкоголизма// Лаборатория новостей. – 8.02.2006.

Панина П.П. Профилактика в социальной работе.– М.: ТРуР, 2007. –270 с.

Проблема детского алкоголизма и токсикомании уже вышла за пороги чердаков и подвалов//6ТВ. - 13.12.2007.

Проблема детского алкоголизма и токсикомании уже вышла за пороги чердаков и подвалов// Семейный город. – 14.12.2007.

Профилактика наркомании и алкоголизма в подростково-молодежной среде/ Соств.: Сирота Н.А., Чистова Е.А., Суховерхова З.И., Васильченко О.Ю. (Серия: государственная молодежная политика в Российской Федерации). – М.: МЭГ, 2008. – 524с.

Реабилитация социально дезаптированных детей и подростков: Краткий словарь для сотрудников специализированных учреждений социальной реабилитации несовершеннолетних/Под ред. Г.М. Иващенко, В.Н. Бушуева при участии В.И. Ширинского. – М.: МИО, 2007. – 168с.

 Россин Н.Г. Алкоголизм России. Монография. – М.: СтолицаКнига, 2006. – 284с.

Россин  Н.Г. Семья в решении социальных проблем детей. Монография. - М.: ВЭТРИ, 2008. – 102с.

Сборщикова К. Ребенок в алкогольной семье: возможности психокоррекции и реабилитации//Социальная педагогика. – 2004. – №2.  - С.98.  

Светланов С. Потенциал независимости. В Правительстве Москвы всерьез задумались о профилактике в наркологии. //Москва и москвичи. – 01.12.2006.

Сквозь призму российских СМИ//Новые Известия. – 17.10.2007.

Социальная и социально-педагогическая работа в разных учреждениях/ Синянский Н.И. – М.: ПНИ, 2005. – 320с.

Социальная педагогика. Курс лекций/Под общ. ред. М.А.Галагузовой. – М.: Владос, 2007. – 416с.

Социальная работа: теория и организация: учеб. пособие / П.П. Украинец, С.В. Лапина, С.Н. Бурова и др.; под ред. П.П. Украинец. - Мн.: ТетраСистемс, 2005. - 288с.

Социальная работа с неблагополучными детьми и подростками: конспект лекций / Н.Ф. Дивицына. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 287с.

Социальная реабилитация безнадзорных детей и несовершеннолетних с девиантным поведением: Учебно-методическое пособие/Под ред. М.А. Новиковой. – М.: АзБуКи, 2008.  – 460с.

Социально-реабилитационный центр для несовершеннолетних: содержание и организация деятельности: Пособие для сотрудников центров/ Под ред. Г.М. Иващенко. – М.: УРС, 2007. – 400с.

Социальные службы для молодежи (Федеральный информационный центр молодежных программ). – СПб.: ЦЕНТР, 2007. – 340с.

Чебатко М. Россия растит детей-алкоголиков//РБК дейли. – 22.11.2007.

Шарыгина И. Трудности взросления и алкоголь. – М.: УРС, 2006. – 214с.

Штуклер А.Б., Немиринский  О.В. Проблемы взаимодействия психиатра, психолога и социального работника. – М.: ВК, 2006. – 302с.

Шульга Р.И. Методика работы с детьми «группы риска». – М.: ПедЛит, 2006. – 390с.

Якимова Т. Конференция на актуальную тему «Алкоголизм - социальное зло» //Открытая школа. – 2006. –№3.  - С.60.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

13306. Анализ комплекса геодезических работ выполняемых на объекте Многоквартирный жилой дом в р.п. Ванино 4.51 MB
  Рассмотрены вопросы проектирования и строительства инженерных сооружений. Раскрыт состав геодезических работ. На примере данного объекта рассмотрен комплекс инженерно-геодезических изысканий. Затронут вопрос геодезического контроля и сроках сдачи исполнительных съёмок.
13307. Розробка програмного забезпечення для візуалізації управління технологічною ділянкою 1.32 MB
  Лабораторна робота №5 Розробка програмного забезпечення для візуалізації управління технологічною ділянкою Тема: Дослідження мікропроцесорного контролера МІК51 для керування технологічною ділянкою Мета: Навчитись працювати з мікропроцесорного контролера МІК5...
13308. Дослідження автоматичної системи регулювання на базі регуляторів ТРМ-101 548 KB
  Лабораторна робота №4 Дослідження автоматичної системи регулювання на базі регуляторів ТРМ101 Тема: Вивчення і дослідження автоматичної системи позиційного регулювання Мета: Навчитись працювати з універсальним локальним регулятором ТРМ101 в якості системи пози
13309. Вивчення і дослідження автоматичної системи позиційного та ПИД регулювання 1.5 MB
  Тема: Вивчення і дослідження автоматичної системи позиційного та ПИД регулювання. Мета: Навчитись працювати з регуляторами температури одно канальний РТпозиційний та двоканальний РТПИД фірми ТЕРА. Вступ Автоматизація повсюдно рахується головним найбільш персп...
13310. Дослідження мікропроцесорного контролера МІК-51 для каскадного керування технологічною ділянкою 1.19 MB
  Лабораторна робота №1 Дослідження мікропроцесорного контролера МІК51 для каскадного керування технологічною ділянкою Тема: Дослідження мікропроцесорного контролера МІК51 для керування технологічною ділянкою Мета: Навчитись працювати з мікропроцесорного контр
13311. Дослідження локального регулятора SIPARD DR21 для керування технологічною ділянкою 1.8 MB
  Тема: Дослідження локального регулятора SIPARD DR21 для керування технологічною ділянкою Мета: Навчитись працювати з локальними регуляторами SIPARD DR21 для керування технологічною ділянкою 1. Вступ Автоматизація виробництва завжди була однією з основних складових
13312. Исследование взаимосвязи содержания Я-концепция ребёнка с ДЦП с характером отношения родителей к болезни ребёнка 197.5 KB
  Очевидно, что семья играет важную роль в адаптации и интеграции ребенка в общество. Для гармоничного развития ребенка большое значение имеет и психологический микроклимат в семье. Семья, в которой живет «особый» ребенок, оказывается особой группой
13314. Дослідження характеристик регулюючих органів 1.41 MB
  Лабораторна робота №6 Тема: Дослідження характеристик регулюючих органів Мета: Навчитись вибирати регулюючі органи в залежності від вимог до системи управління 1.Вступ Автоматизація виробничих процесів створює певні технікоекономічні переваги у всіх галу