44483

Христианская церковь в средние века

Доклад

История и СИД

При Иннокентии IV 12451254 было объявлено что кардинал стоит выше епископов и должен носить красную шапку символизирующую что кардинал готов бороться в защиту святой римской церкви до последней капли крови. в западной церкви было сделано дополнение непризнанное грековизантийской церковью об исхождении святого духа не только от бога отца но и от...

Русский

2013-11-13

105.5 KB

1 чел.

Христианская церковь в средние века

Христианство, ставшее в IV в., государственной религией Римской империи, со временем распространилось среди варварских народов, так как их старые религии не соответствовали условиям складывающегося феодального общества. Христианство, как всякая религиозная идеология, представляет собой определенную систему взглядов и соответствующих им учреждений.

Католическая церковь была построена по иерархическому принципу. Во главе папа римский, архиепископы, епископы, аббаты, священники, монахи. Рим не сразу после появления и распространения христианства стал считаться центром христианской общины. Около IV в., т.е. когда при императорах Константине I и Феодосии I христианство стало государственной религией, в самой христианской общине столицы Римской империи появилась легенда, что эту общину основал апостол Петр, ставший ее первым епископом. Это и определило, по мысли авторов этого утверждения, ведущую роль в христианском мире и римской общины и ее епископа. (Термин «епископ» в XIII-XIV вв. обозначал следующее. В переводе с древнегреческого «епископ» - блюститель, надзиратель. В христианском мире (со II-III вв. н.э.) епископством стала называться третья, высшая степень церковной иерархии, совмещающая в себе, по учению церкви, всю полноту «апостольской власти» на определенной территории (в диоцезе). В первые века должность епископа была выборной, с участием мирян и священнослужителей. Но в XII в. избрание епископа происходила собранием (собором) одних епископов. Этот собор выбирал 3-х кандидатов и представлял их для окончательного выбора митрополиту (епископу митрополии, т.е. главного города области (епархии). В конечном итоге в епископский сан стал возводить папа.) С целью возвеличения своего положения римские епископы еще с начала IV в. начали использовать в качестве своего титула термин «pappas» - отец. Но только с VI в. этот титул стал принадлежать исключительно епископам Рима. К VI в. относится и образование папского государства. Это был длительный процесс. Официальной датой основания папского государства считается 756 г. Владения папы именовались «Вотчиной святого Петра» (Patrimonium Sancti Petri). В этом году Пипин Короткий передал папе Стефану III отнятые у лангобардов земли в Средней Италии – Венецию, Истрию, Пентаполис (Парму, Реджио, Мантую, Сполето, Беневент) и о. Корсика. В «Пипинов дар» вошел и Рим, ставший столицей папского государства. В 774 г. Карл Великий подтвердил «дарения Пипина», включая права папы на Рим. Строго говоря, по существующим в то время международным отношениям «Пипинов дар» был незаконен, так как de jure Римская провинция входила во владения Византии. Так, появился «Константинов дар», по которому якобы Константин I предоставил римскому епископу светскую власть над всей западной частью империи, включая Италию. В IX в. появились Лжеисидоровы декреталии, - сборник различных церковных документов, где обосновывалась необходимость существования папского государства и его независимость от светских властей, превосходство над этой властью власти папы. Но really вначале папство зависело от франкских королей, а затем от СРИГН. Вначале папы избирались духовенством и крупными светскими феодалами. Один из Латеранских соборов (1059 г.) при папе Николае II вынес решение о выборах пап только кардиналами без участия остальных лиц. За императором сохранилось право утверждения папы. Кардинал – это высшее духовное лицо римско-католической иерархии, занимавшее место после папы, выше архиепископов и епископов. В V-XI в. кардиналами называли чиновников в некоторых церквах, которые были прочно связаны со своими местами, как «дверь соединена с крюком, на котором сидит» (кардинал – cardinalis – от cardo – дверной крюк). В Риме в XI в. епископы ближних к Риму областей стали называться кардиналами. Этот сан дарует папа. В XI в. кардиналы стали различаться тремя степенями священства – кардиналы-епископы, кардиналы-священники, кардиналы-диаконы. При Иннокентии IV (1245-1254) было объявлено, что кардинал стоит выше епископов и должен носить красную шапку, символизирующую, что кардинал готов бороться в защиту «святой римской церкви» до последней капли крови. При Бонифации VIII (1294-1303) кардиналы получили княжескую мантию, при Павле II (1464-1471) – право иметь белую лошадь с красным покрывалом и золотыми поводьями. Число кардиналов менялось. В XII в. -30, иногда – 7. В 1586 г. Сикст V определил его в 70 (по числу «70 старейшин израильских и 70 учеников Христовых»): 6 кардиналов-епископов, 50 кардиналов – священников, 14 – кардиналов-диаконов. Старейший кардинал стал называться деканом. С IV по начало XIV вв. резиденцией папы был Латеранский дворец (подарен епископу Рима в IV в. женой Константина) (горел в 1308 г., отстроен конце XVI в.). Право императора отклонять кандидатуру папы было аннулировано Латеранским собором в 1179 г. (11-й Вселенский собор), признавшим, что только конклав (2/3 его состава) может избирать папу. Конклав - собрание коллегии кардиналов. Следующий Латеранский собор (1215 г.) – 12-й Вселенский собор – провозгласил папу главой церковной иерархии. Но еще ранее (в 1075 г.) при Григории VII был составлен «Диктат папы» (27 статей), по которому было провозглашено верховенство духовной власти над светской. Именно папа должен назначать епископов, папа является сеньором всех государей, которые должны быть его вассалами и получать от него свою власть как лен, папа имеет право судить и наказывать государей, освобождать подданных от повиновения им, папу же никто не может судить, но эти положения императорами были приняты не сразу. (Борьба за инвеституру и Вормский конкордат 1122 г.). Именно на этом основании Григорий VII потребовал от королей вассальной присяги и т.н. «динарий св. Петра». С Григория VII начинается становление «папской монархии» - феодальной теократической монархии с организацией в масштабе всей Западной Европы материальной базы, финансами, бюрократическим аппаратом, трибуналом, дипломатией. С Вормского собора 1122 г. папы получают право носить императорские инсигнии – тиару как символ их вселенской власти. В XII в. папы стали называть себя «викариями Христа» (заместителями), до этого времени – викариями были короли и просто священники, а папа – был «викарием св. Петра». Кардинал-викарий стал представителем папы в Риме и в Италии. С 1389 г. папой мог стать только кардинал, а с 1523 г. – только итальянец, правило было нарушено в 1978 г. – Иоанн Павел II. С XII в. центральные папские учреждения в Риме стали именоваться папской курией. Низшее звено церковной иерархии – приходские священники (кюре – во Франции).

Католицизм. Духовенство обладало монополией на интеллектуальное образование. Христианство – учение Иисуса Христа. Христос – по - греч. – «помазанник» и является переводом древнеевр. слова «машиах» - «мессия» - помазанник Иеговы. Иисус – древнеевр. «Спаситель». Последователи учения Иисуса Христа – христиане, а члены общины стали называть себя братьями. Сущность учения, символ веры Христа отражен в 4 Евангелиях (Благая весть) – Матфея, Марка, Луки, Иоанна (канонических), включены в Новый Завет и богослужебные книги. В IV в. на Вселенских соборах был принят никейско-александрийский «символ веры» - официальное изложение основ христианского вероучения (позже дополнен). Центральный пункт – догмат о Троице – существовании единого бога в трех ипостасях – Бог-отец, бог-сын, бог – святой дух. В VII в. в западной церкви было сделано дополнение – непризнанное греко-византийской церковью, - об исхождении святого духа не только от бога - отца, но и от бога – сына. Бог-святой дух пребывает в апостолах, постоянно пребывает в руководителях христианской церкви – епископах и пресвитерах. Due to наитию святого духа дева Мария родила бога-сына и была объявлена Богоматерью, при смерти она был взята на небо и пребывает рядом с божественным сыном. Все три ипостаси существовали вечно и равны по достоинству. Бог – является обладателем абсолютной благости, абсолютного знания, абсолютного могущества. Все сущее в мире создано им из ничего, является его творением, результатом свободного акта его воли. Частью христианского вероучения является и христологическая догматика, догмат боговоплощения. Сущность этого догмата, сформулированного в середине V в., состоит в тезисе о 2-х естествах природы Христа, божественной и человеческой. Они реальны, но слились воедино, не поглощая друг друга. Особое значение придавалось искупительной жертве Христа. Грехопадение, т.е. непослушание богу человека, созданного по «образу и подобию» бога, разрушило это богоподобие, ввергло человечество в скверну. Своей мученической смертью Христос искупил грехи человека, его «первородный грех». Со времени появления христианских общин ее члены верили во второе пришествие Христа и установление на земле царства божьего. Идея эта была заменена в евангелиях идеей царства небесного, т.е. потустороннего. Сын божий, по посланиям ап. Павла, принял человеческую плоть, пролил свою кровь за людей, затем воскрес и воскресением своим обеспечил им воскресение из мертвых и вечную жизнь в царстве божьем на небесах. Спасение человека находится в зависимости от веры в Христа, соблюдении таинств и исполнения заповедей морали. Таинства – особые культовые действия. 7 (2) – крещение (от секты учеников Иоанна Крестителя – в воде человек умирал и воскресал, выходя из воды уже с новой природой, очищенной от первородного греха, так как в этот момент на человека переходит сила искупительной жертвы Христа. Эту свою новую природу христианин должен сберечь до второго пришествия Христа средством чего является евхаристия); покаяние (исповедь); причастие (евхаристия – совместные ужины первых христиан); священство (ординация – возведение в духовный сан, во время этого действия передается благодать святого духа); соборование (елеосвящение – тяжело больным, умирающим, сопровождалось отпущением грехов); вступление в брак (аналог – мистический брак Христа и церкви); миропомазание (конфирмация – дополнительное крещение).

В руках церкви было мощное оружие в виде – отлучения от церкви (индивидуального) или распространявшегося на целые области (интердикт – запрещение совершать в данном округе церковные службы и обряды).

С учением о врожденной греховности людей было связано представление о загробных муках и вездесущии дьявола. Неверие в дьявола представители церкви приравнивали к неверию в бога. Учение о всесилии дьявола нашло свое выражение в представлениях о «ведьмах» - женщинах, якобы одержимых дьяволом и способных причинить вред людям. Еще в 829 г. собор принял решение против ведовства, позже папы своими буллами против ведьм положили начало массовому сожжению на кострах женщин, обвиненных в общении с дьяволом. Христианская церковь насаждала веру в почитание святых мощей и веру в чудеса. Каждая церковь и монастырь старались обзавестись своими реликвиями, чтобы привлечь паломников.

К середине V в. существовало 5 центров христианской центров, 5 патриархий – епископы, которых получили титул патриархов, Константинополь, Рим, Александрия, Антиохия, Иерусалим. Христианская церковь в Византии и на Западе развивалась по-разному. В основу своей организации восточно-христианская церковь положила административное деление Восточно-римской империи. При этом из 4 патриархий, существующих на Востоке (Константинополь, Антиохия, Александрия, Иерусалим) первенствующей стала Константинопольская. С 381 г. восточно-христианская церковь находилась в полной власти императора, с V в. получил титул «императора-архиерея». На Западе положение было совершенно иное. Пользуясь слабостью «варварских государств» епископы стали претендовать на супрематию. Со временем между западно-христианской и восточно-христианской церквами возникли различия: в организации, догматике, культе. Разногласия между православной и католической церквами:

1. непризнание православной церковью изменения в символе веры, утвержденного католической церковью в IX в. и уточненного в XIII в., - о том, что святой дух исходит и от сына – a patre Filioque. Добавление к Никео-Константинопольскому символу веры тезиса о филиокве было сделано на III Толедском поместном соборе в 589 г. и подтверждено в 809 г. Признание западной церковью нисхождения святого духа и от сына упрочивало ее положения как посредницы между богом и человеком. В западной церкви возобладал иерархический принцип в понимании соотношения и связующих элементов Троицы. Никейское (восточное) понимание Троицы уравнивало положение бога-сына и бога-духа святого как параллельно связующих с богом-отцом. В византийском христианстве святой дух почитался самостоятельно;

2. догмат о непорочном зачатии Богоматери – в католицизме – дева Мария еще до своего рождения была освобождена от власти первородного греха и потому не могла грешить, православная церковь утверждала, что состояние было делом Ее подвига, хотя, конечно, не без благодатной помощи свыше»;

3. Расхождения касались и понимания структуры церковной организации. Папы претендовали на руководство всей церковью, что вступало в противоречие с поддерживающимся константинопольским и другими патриархами традиционным принципом пентархии – управлявших церковью 5 патриархами с разделением их по достоинству, но с правами каждого решать в пределах своего диоцеза вопросы веры, обрядности, церковной практики и дисциплины. Власть папы была властью авторитета по отношению к другим патриархам, но не дисциплинарно обязательной. На Востоке идея и принцип пентархии еще больше укрепился в связи с тем, что Александрийский, Антиохийский, Иерусалимский патриархаты вышли из состава Византии. Позже появился католической догмат о непогрешимости папской власти (официально подтвержденный в 1870 г.);

4. православие отвергает тезис о запасе благодати, и поэтому грешники могут освобождаться от кары с помощью индульгенции, продажа которой в XII-XIII вв. получила широкий размах;

6. православная церковь отвергает идею о чистилище;

7. Целибат на Западе стал традицией. В Византии брак духовенства стал традицией, здесь производилось причащение мирян «хлебом и вином». На Западе – так причащалось только духовенство.

Расхождения имелись во взглядах относительно поста в субботу, права на толкование мирянами «священного писания».

7. культовые разногласия.

Впервые разногласия четко обозначились в IX в., когда в 866 г. Фотий разослал послание по восточным патриархиям, где разногласиям был придан догматический и обрядовый характер. Константинопольский собор 867 г. отлучил от церкви папу Николай I, а учение о филиокве было объявлено ересью. Начался раскол – схизма (т.н. фотианская), где были сформулированы основные расхождения между западной и восточной церкви. Раскол 867 г. был преодолен, сыграла свою роль общность интересов Византии и папства в связи с арабской угрозой. Этот раскол с течением временем привел к разделению. В XI в. положение западной церкви упрочилось (после клюнийской реформы), а Византия слабела. В начале XI в. византийцы прекратили упоминать пап при богослужении, попытки 1024 г. договориться о разделе сфер влияния не привели ни к чему. Конфликт обострился во время правления патриарха Михаила Керулария (1043-1058), который отверг претензии Льва IX диктовать свою волю в догматических вопросах, закрыл подчиненные Риму церкви и монастыри в Византии, объявил ересью традиционное у латинян причащение опресноками. Папа отлучил Керулария от церкви, а 16. 07. 1054 г. папский легат кардинал Гумберт возложил на алтарь св. Софии грамоту с анафемой Керулария. Византийцы, созвав собор 20.07.1054 г., отлучили легата и всех его сторонников западной церкви и предали их анафеме. Были уточнены и другие расхождения, теперь они превратились в обвинения – филиокве, опресноки, субботний пост, целибат, обычай католических священников брить бороду, крещение не в купели, а обрызгиванием, пренебрежение культу икон, о месте скульптурных распятий в церкви. Так началась великая схизма, формальное разделение прежде единой ортодоксальной вселенской (католической) церкви на римско-католическую и греко-православную (кафолическую).

Огромную роль в христианской церкви играло монашество. Вначале – форма протеста против социального гнета. Вначале – подвиг, отшельничество, а затем опора церкви. На Востоке монашество – крупная политическая сила, влиявшая на дела государства. На Западе – опора пап и также принимала участие в политике. Монастыри - это религиозно-хозяйственные организации, во главе которых стоят аббаты (приоры). Были созданы монашеские ордена, подчинявшиеся папе. Один из видов монашеских орденов – духовно-рыцарские ордена. Началом распространения монашества в Западной Европе было восточное влияние. В IV-V вв. монастыри появились в Италии, Галлии, Германии, Испании, Ирландии, Англии, Шотландии. Монахи давали тройной обет – воздержания, послушания, бедности. В основе жизни монастырей лежал устав Бенедикта Нурсийского ((480-543), родился в знатной семье в Сполето. Предание связывает его со знатным римским родом Анциев). Основал поселение в Субьяко. Сначала жил в пещере, затем основал монастырь в Виковаро (где его пытались отравить, не устраивали порядки, которые он установил), потом перебрался в Субьяко. Образ жизни – молитвы, физический (интеллектуальный) труд, + воспитание и обучение детей окрестной знати. В 529 г. перебрался в Монте-Кассино (Кампания) из-за интриг. Установления Бенедикта должны были привести к тому, что монах = воин Христа, для этого необходимо проявлять смирение и отказаться от собственной воли. Во всех монашеских орденах существовал генеральный (общий) капитул – собрание должностных лиц ордена. Капитулы вырабатывали решения, обязательные для выполнения всеми его членами. Распорядок дня монахов (по Карсавину) – 2 обеда (во время поста один раз). От пасхи до 1 октября работали с 6 до 10 ч., моление «3 часа» - 9.00, от 10.00-12.00 – чтение, после 6 часа (12.00) – отдых, до 15.00, с 15.00. до 18.00 – работа, после обеда чтение; распорядок дня, по Лео Муллену – 0.30 – 2.30 - всенощная, 2.30-4.00 – сон, 4.00-4.30. – утреня и служба, 4.30-5.45 – сон, и подъем (восход солнца), туалет до 6.00, и индивидуальная молитва, (с 23.09. по 1.11), 6.30 – первый канонический час (1. молитва, чтение cum commento) аббата (приора), 2. административная часть – отчет должностных лиц монастыря, сообщение аббата о текущих делах; 3. дисциплинарная часть, обвинения монахов, нарушающих дисциплину, каяние), 7.30-815. – месса утренняя - все в полном составе, с 8.15-9.00 – индивидуальная молитва (с 1.11 до пасхи и от пасхи до 13.09.), с 9.00- 10.30. – третий час, затем месса, 10.45-11.30 – работа, около 11.30- шестой час, около 12.00 – трапеза, 12.45-13.45 – полуденный отдых, с 14.00 до 14.30 – девятый час, с 14.30- до 16.45 – работа – летом в саду, зимой, в плохую погоду в монастыре, скриптории, 16.30-17.15 – вечерня, с 17.30-17.50 – легкий ужин, кроме поста, около 18.00 –повечерня, около 18.45 – сон. Сон продолжался около 6ч. 20 минут летом, до 9 часов в конце сентября, в конце октября – 8 часов,  в среднем около 7 часов 10 минут. Монахам было предписано молиться в то время, когда не молится никто другой. В X в. трапеза у бенедиктинцев зимой в 15.00, в великий пост – 18.00, летом – 2 трапезы – 12.00, 17.00-18.00. Если монах не вставал с постели при первом звуке колокола, это считалось проступком. Предписано было все делать в молчании. Затем монашество обмирщилось, к концу VIII в. относится реформа монастырей, которая была связана с именем Бенедикта Аньянского (род. 750 г.), который основал в Аньяне (нед. от Нарбонны) монастырь, где стал настаивать на единообразном и строгом соблюдении всеми монастырями устава Бенедикта Нурсийского, но многие постановления Б.Н. были смягчены (одежда, еда, отношение к телу, дисциплина), но сохранен – труд в молчании. Реформа Бенедикта Аньянского нашла отклик в Клюни (910 г.), основан Берноном (отсутствие у монахов собственности, послушание, у клюнийцев тоже был свой язык жестов). Клюнийцы требовали – укрепления церковной дисциплины путем введения строгого монастырского устава, установления строгого безбрачия духовенства, независимость духовенства от светских феодалов, против симонии, против назначения светской властью епископов и аббатов. Активным проводником этой политики стал монах Гильдебранд (папа Григорий VII (1073-1085). Причина успехов клюнийского движения – реформа монашества (более строгое выполнение устава), строгость и послушание во внутренней жизни, благотворительность и гостеприимство вовне, покровительство пап, попытка объединения монашества. Сферы влияние Клюни – Италия, Франция, затем Лотарингия. В XII в. монастыри Клюни рассеялись по всей Европе. В XI-XII вв. появились новые ордена – граммонтенцы (1174 г.), цистерцианцы (св. Роберт, 1110 г.) в 1098 г. в Сито (Cistercium) в Бургундии – белые цвета одежды, строгость жизни, строгое соблюдение устава Бенедикта, мясо, рыба, молоко, белый хлеб – убрали из рациона, еда – 2 (1) раз в день, общие дормитории, спали в одежде. День – молитва и труд), в 1115 г. было основано Клерво, и т.д. В 1215 г. Латеранский собор предписал подражать всем цистерцианцам, считая, что организация их является образцом. Сито – стал богатым орденом. Действовал принцип – «Бедный монах – богатый монастырь». В начале XIII в. появились нищенствующие ордена – францисканцы и доминиканцы, в 1255 г. – августинцы (апостольская жизнь и бедность). Францисканцы – от имени Франциска Ассизского (1182-1226). Осуждая в «Правилах жизни» деньги, торговлю, всякие материальные блага, Франциск проповедовал добровольную нищету. Вначале церковь его приняла в штыки. Бенедиктинский монах Матвей Парижский (Мэтью Пэррис) (1197-1259) говорил в его адрес: «Проповедуй твои «Правила» свиньям, людям они не нужны», и называл Франциска «божьим дураком», но Иннокентий III поставил францисканцев под папский контроль, сказав, что «апостольский образ жизни нуждается в приличном для него платье». Мысль о создании ордена была одобрена, а кардинал Гуго (Григорий IX) выработал устав. Обладание имуществом уже не отвергалось, дом, в котором жили францисканцы, собственность церкви, но предоставленная в постоянное пользование членам ордена. Хотя францисканцы официально были признаны церковью, последняя всегда вносила поправки против нищенства. Причиной создания ордена доминиканцев стала борьба с альбигойской ересью. Монаху Доминику Гусману (1170-1221) были предоставлены все полномочия в борьбе с еретиками, и в 1215 г. Доминик основал орден, который был утвержден папой Гонорием III в 1216 г. Через 15 лет после своего основания у доминиканцев было 60 монастырей, имели право принимать исповедь (и даже у преступников на месте казни), занимались образованием, особенно поставкой кадров низшего и среднего персонала для инквизиционных судилищ (обыграли – Dominicanidomini canes), занимались миссионерской деятельностью – в 1247 г. – к татарам, в 1249 г. – в Персию, и даже в Китай. Доминиканцы дали самых известных средневековых философов – Альберт Великий (1206-1280), Фома Аквинский (1225-1274). Но Латеранский собор 1215 г. запретил создание новых орденов.

Наиболее видным представителем папской теократии после Григория VII был Иннокентий III (1198-1216) – он настойчиво добивался признания за папой первенствующей роли не только в духовных, но и в светских делах, заявляя, что папа – это солнце, а власть императора – это луна. Только император и самые могущественные короли могут целовать папе руку, все прочие – должны целовать крест на папской туфле. Значение римской курии возросло. Она стала арбитром в делах государств Западной Европы по всем церковным делам и вопросам вероучения, вмешивалось папство и в политику. Так, вассальную зависимость от папы признали короли Арагона и Португалии, Иннокентий заставил Иоанна Английского признать папу своим сеньором, а Англию – феодом, полученным от него. Поощрялись и крестовые походы, широко была распространена торговля святейшими мощами, индульгенциями. Доходы приносили и крестовые походы. Папы установили специальные сборы на их организацию, деньги шли в папскую казну. В 1300 г. было введено в практику празднование юбилеев, тем, кто прибывал в Рим в это время, давалось отпущение грехов. Поэтому юбилеи отмечались каждые 100, потом 50, потом 33, потом 25 лет.

XIII в. отмечен в истории Европы широким распространением ересей, направленных против церкви и феодальных порядков. Ереси (по Энгельсу) делятся на крестьянско-плебейские и бюргерские. Крестьянско-плебейские – установление имущественного и социального равенства, отмена наиболее ненавистных феодальных порядков и привилегий. Умеренно-бюргерские – моральное очищение церкви, упрощение обрядов, упразднение духовенства. Радикальную часть участников еретических учений составляли массы крестьянства и городского плебса. Наиболее известным еретическим движением была ересь катаров (альбигойцев). Появились в XII в. Учение было построено на дуализме – есть добро и зло в мире. Что-то взяли из манихейства. Катары =чистые. Распространено на юге Франции и севере Италии. Мир – порождение сил тьмы и дьявола, выступали против установлений общества, государства, церкви. Задача – духовное совершенствование и чистота жизни. В XI в. появилось учение патаров (патаренов) (от названия рынка в Милане) они осуждали богатства церкви, пороки служителей церкви, выступали против индульгенций, против городской верхушки. Ответвление – секта арнольдистов, по имени Арнольда Брешианского, призывавшего к социальной справедливости. К ним были близки вальденсы. По имени Пьера Вальдо, жителя Лиона. Существовали и интеллектуальные ереси – связанные с именами Пьера Абеляра, Сигера Брабантского, Амори Бенского, Иоахима Флорского (спиритуалы), в XIV-XV в. – Джон Виклиф, Ян Гус. С ересями боролись, используя инквизицию и священный трибунал. Особенно жестоким преследованиям подвергались спиритуалы, блюстители строгого идеала нищенства, принявшего массовый характер, их обвинили в том, что они исповедуют ересь Иаохима Флорского, осужденную Латеранским собором в 1215 г. Особенно жестокие репрессии постигли спиритуалов, когда в Парме появилась в 1252 г. книга францисканского монаха Джерардино из Борго-Сан-Донино «Введение в вечное евангелие», где говорилось, что Вечное евангелие должно было придти на место Ветхого и Нового Завета. Против этой книги выступил Бонавентура – генерал ордена францисканцев, позднее стал «серафическим доктором».

В XIII в. католическая церковь начинает переживать период сложностей, как морального (еретики, учение арабских философов о двойной истине), так и материального характера. Поэтому начинают изыскивать различные средства пополнения папской казны. За счет инквизиции, определенная часть имущества осужденных шла в казну курии, продажа индульгенций – «Если кто убьет отца, мать, брата, сестру, жену или вообще родственника, он очистится от греха и преступления, если уплатит 6 гроссов», «Если человек участвует в нескольких убийствах в одно и то же время, - 30 турских ливров», «Кто убьет свою жену с целью жениться на другой – 8 турских ливров и 2 дуката», кровосмешение – 4 турских ливра, содомский грех и скотоложство – 36 турских ливра, прелюбодеяние – по таксе. Индульгенция, выдаваемая на 3 года, стоила – 20 карлитов, на 5 лет – 40, на 6 лет – 50 карлитов и т.д. В итоге появилась «Такса святой апостолической канцелярии». Вскоре (XIV в.) к этим источникам доходов добавились другие – диспенсации (право отмены канонического закона), резервации (продажа должностей тем, кто больше платил за бенефиции), эспектации (продажа епископских мест, которые могли освободиться только в будущем), булла 1265 г. (Климент IV) оставила за папой «право постоянное» распоряжаться епископским кафедрами, если обладатели их умерли в Риме при папском дворе. Выражение «смерть в Риме» понималось своеобразно и подлежало широкому толкованию; аннаты (практика передачи в папскую казну доходов, получаемых в течение первого года владения бенефициями). В XIV в. положение папской курии стало еще более сложным. Конфликт между папой Бонифацием VIII и французским королем Филиппом IV привел к тому, что папой был избран после Бенедикта XI (1303-1304) гасконский прелат Бертран де Го, креатура французского короля, - папа Климент V(1305-1314), и резиденция пап была перенесена в Авиньон (1307-1378), т.н. авиньонское пленение пап. Папство было вынуждено отдать французскому королю орден тамплиеров. Зависимость папства от Франции вызывала недовольство в других странах и привела к их отказу в той или иной степени от платежа в пользу пап. (здесь была заложена тенденция создания национальных церквей – Англии и т.д.). Так, в 50-х гг. XIV в. арагонский король прекратил ленные платежи за Сардинию, Корсику, Англия с 1333 г. не платила своего ленного взноса в 1000 марок, также вела себя и Польша, а турецкий крестовый налог едва дал 1/6 части намеченной суммы. В 1345 г. и Германия ничего не внесла в папскую казну, платила исправно только Чехия. В XIV в. снова появились ереси – лолларды, беггарды, спиритуалы, флагелланты.

В 1378 г. папа Григорий XI (1370-1378) под угрозой потери своих итальянских владений был вынужден вернуться в Рим. После его кончины в 1378 г. в Риме состоялись выборы нового папы – был выбран итальянец Урбан VI (1378-1389), но не устраивал ни кардинальскую коллегию, ни французского короля, так как был самодуром, поэтому часть кардинальской коллегии, опираясь на французского короля, избрала папой под именем Климента VII бандита Роберта Женевского (1378-1394), так было создано двоепапство, и началась Великая схизма (1378-1417). В Авиньоне – Климент VII, в Риме – Урбан VI. Ряд стран, связанных с Францией, группировались вокруг Климента, а английские и немецкие князья – считали «своим» папой Урбана. Раздалось требование созыва собора, который бы положил конец двоепапству. (в 1409 г. собрался собор в Пизе, где были низложены оба папы – римский Григорий XII (1406-1415) и авиньонский Бенедикт XIII, и был избран третий – Александр V (1409-1410). После смерти Александра папой был избран Иоанн XXIII (1410-1415) – неаполитанский пират (Балтазар Коса). Констанцский собор 1414-1415 гг. – низложил Иоанна XXIII, отрекся и Григорий XII, все они оставались кардиналами, а Бенедикт XIII отказался это сделать и был низложен в 1417 г., с решением не согласился, бежал на Пиренейский полуостров и скрывался там, до своей смерти в 1424 г. Собором 1417 г. папой был избран Мартин V (1417-1431), с многопапством было покончено. По решению собора права папы были сильно урезаны. Он был лишен права на доходы с вакантных церковных должностей, права на присвоение имущества умершего духовного лица, лишен права на установления налогов на церковные доходы, нужно было согласия кардиналов, т.е. собор предпринял попытку укрепить позиции католической церкви путем расширения правы и возможностей ее высших прелатов.

Специфическую роль в истории католической церкви играли вселенские соборы. На вселенские соборы съезжались представители духовенства, а частью и послы светских государей. В XII в. (1123, 1139, 1177 - в Латеране – вселенский 9, 10, 11 собор) приглашались только прелаты. Соборы должны были давать лишь торжественную санкцию решениям папы. В XIII в. (Латеран – 1215, Лион – первый в 1245 и второй в 1274) на вселенские соборы стали съезжаться и светские государи, теперь на соборах обсуждались не только духовные, но и светские дела. Решения вселенских соборов XII-XIII вв. устанавливали – «божий мир», «божье перемирие», льготы крестоносцам и их семьям, ограничения в правах евреев и мусульман, запрещение пользоваться метательными снарядами в войнах с христианами, запрещение военной помощи врагам христианства, борьба с пиратством, обсуждались кандидатуры на императорский престол, низложение Фридриха II, угроза Запада со стороны монголов, столкновения между немецкими князьями, разорение Польши литовцами. В XIV в. был только один собор в Вьенне (1311/1312). На соборах голосовали поголовно. (placet – одобрение). Одним из важных вопросов, рассматривающихся на соборах XI-XV вв., был вопрос о церковной унии – 1274 г. на II Лионском соборе, (туда был приглашен Фома Аквинский, но по пути умер, его заменил Бонавентура), в 1369 г.- в Риме. В XV в. соборное движение набирает силу. Задачи – обновить церковь и приостановить раскол церкви – 1378-1417 гг. Очагом соборного движения была Сорбонна. Соборы XV в. – Пиза 1409, Констанц – 1414-1418, Базель (1431-1449 (Феррара 1438, Флоренция (1439-1443), Рим (1443-1445, Лозанна -1449) их называют «Великие соборы XV в.». Главную задачу обновить церковь не выполни, но раскол приостановили. Состав соборов расширился, теперь в них входят наряду с высшим духовенством представители университетов, богословы, юристы, низшее духовенство, государи и их послы. Кроме того, представительство на соборах приобретает «национальный характер». На Пизанском соборе (1409 г.) присутствовали кроме духовенства представители 13 университетов, свыше 300 магистров богословия, докторов права и послы почти всех католических государей. Именно на этом соборе впервые все члены были распределены по «нациям» - итальянской, французской, германской, испанской, но это деление было условно – в германской нации – Германия, Англия, Дания, Швеция, Норвегия, Чехия, Польша, Венгрия, но голосовали по-прежнему по головам. На Констанцском соборе (1414-1418) – выбрал одного папу Мартина V, англичане потребовали выделить их в отдельную нацию, был осужден виклифизм, ересь Гуса (сожжен по постановлению собора), сделал попытку примирить Англию и Францию, возобновивших Столетнюю войну, но безрезультатно. Базельский собор (1431-1449 гг.) пошел на уступки чашникам, пытался решить спор между Литвой и Польшей, предлагая в посредники по этому вопросу Тевтонский орден, решал вопрос о турецкой угрозе, и решал вопрос об унии. Возникли разногласия между папой Евгением IV и Базельским собором, поэтому папа созвал свой собор в Ферраре (1438) и Флоренции (1439). Уния была заключена, но ее не признали ни восточные патриархи, ни на Руси (игумен (митрополит) Исидор бежал в Рим) (Грабарь В.Э. Вселенские соборы западно-христианской церкви и светские конгрессы XV в. // Св. Вып. II. 1946).

Надо сказать, что папы старались, как можно дольше оттягивать созыв собора. Так поступал и Мартин V и Евгений IV. Так, большинство съехавшихся на базельский собор настаивали на подчинении папы собору. Это и требования о борьбе с ересью, испорченностью клира, заключения мира с чашниками привело к тому, что Евгений отложил заседания на 18 месяцев и местом созыва назначил Болонью, но базельцы приняли резолюцию о недопустимости роспуска собора против воли большинства его членов даже папой и потребовали прибытия папы на собор, так как папа не подчинился, то против него начался заочный процесс, признавшим его «упорствующим». Евгений был вынужден уступить, но собор продолжал настаивать на уступках со стороны папы, которого он лишил права распоряжаться епископскими и аббатскими должностями, требуя свободных выборов. В Риме противники «антисоборного» папы подняли восстание, Евгению пришлось бежать в Базель. Собор запретил злоупотреблениями интердиктами, потребовал реформы нравов духовенства. Осуждены были аннаты, взимание денег за палий и др. Собор раскололся – кардиналы Чезарини, Николай Кузанский, требовавшие подчинения папства собору, испугались слишком радикальных преобразований и ушли с собора, руководство которым перешло в руки «левых» - арльского архиепископа Луи д´ Альмана. Было установлено, что 24 человека образуют коллегию кардиналов, жалованье и доходы кардиналов были точно определены, должны были равняться половине всех доходов курии. Турецкая опасность заставила собор обложить «десятиной» все духовенство и начать переговоры с восточной церковью на предмет борьбы с турками. Эта политика базельцев побудила Евгения IV вторично распустить собор (1437 г.) и созвать новый собор в Ферраре. Луи д´Альман провел постановление о временном отстранении Евгения и о неповиновении ему в вопросу о переезде в Феррару или иной город. 8 января 1438 г. в Ферраре открылся собор, который через год был перенесен во Флоренцию. Так получилось, что одновременно работало 2 собора. Базельцы выбрали себе нового папу Феликса V (1440-1449). Этим положением воспользовались светские государи, добившись существенных прав в смысле независимости своих церквей от папства. Карл VII в Бурже издал «Прагматическую санкцию» 1438 г., провозгласив создание галликанской церкви. Германские князья и император объявили себя нейтральными в отношении обоих пап. Германия распалась на базельскую (Феликс) и флорентийскую (Евгений) и абсолютно нейтральную. Фридрих III (1440-1493) заключил венский конкордат, за что получил кличку «отчима Германии, отца Австрии» (это право он получил за 221 тыс. дукатов  и 100 бенефиций – право назначать епископов). Евгений бежал сначала в Рим, потом во Флоренцию, где вел словесную войну с собором. В 1438-1439 гг. была заключена чисто бумажная уния с восточной церковью, которая не была признана на Востоке. Рим военной помощи против турок Византии не оказал. Раскол продолжался и только на заседании собора в Лозанне (1449 г.) было достигнуто соглашение о восстановлении единства: последний антипапа Феликс отказался от своих притязаний на папский престол и Николай V остался единым главой церкви. Ликвидация «великой схизмы» не привела к восстановлению прежнего могущества римской курии. Папа все более терял роль вселенского главы католической церкви и превращался в одного из правителей Средней Италии, но папство по-прежнему оставалось организующей силой средневекового общества.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

30775. Классификация методов монтажа по степени ограничения свободы перемещения в пространстве 14.68 KB
  По степени ограничения свободы перемещения элементов: А свободный Б ограничено свободный В принудительный оснастка позволяет перемещаться только в 1 необходимом направлении Свободный монтаж при котором монтируемый элемент без какихлибо ограничений устанавливают в проектное положение при его свободном перемещении. Ограниченносвободный монтаж характеризуется тем что монтируемая конструкция устанавливается в направляющие упоры фиксаторы и другие приспособления частично ограничивающие свободу перемещения конструкции но приводящие к...
30776. Выбор самоходного стрелового крана 19.06 KB
  hо – превышение монтажного горизонта над уровнем стоянки крана hз – запас по высоте для обеспечения безопасности монтажа hэл – высота монтируемого элемента hстр – высота строповки м вылет стрелы А=сlе где расстояние от оси вращения крана до оси крепления стрелы; горизонтальная проекция стрелы длина стрелы L находится по теореме пифагора мы знаем два катета. Зная необходимые характеристики которыми должен обладать кран – поднять необходимую тяжесть с некоторой длинной стрелы. Определяем фактические грузоподьёмность длину...
30777. Подбор башенного крана 16.38 KB
  Подбор башенного крана требуемая грузоподъёмность крана Qтр = Qэл Qстр Qосн т Qэл – масса монтируемого элемента Qстр – масса строповочного приспособления Qосн –масса монтажной оснастки т. Высота подъёма крюка Hкр = hо hз hэл hстр м hо – превышение монтажного горизонта над уровнем стоянки крана hз – запас по высоте для обеспечения безопасности монтажа hэл – высота монтируемого элемента hстр – высота строповки м Расчёт вылета стрелы крана производят по формуле б = а 2 b c м где а – ширина подкраннового пути b –...
30778. Технико-экономическое сравнение вариантов 13.75 KB
  Исходя из того требуется ли нам выполнить проект быстро или дешево выбирают метод монтажа по раннее подсчитанным показателям : механоёмкости трудоёмкости продолжительности монтажа себестоимости выполнения работ и приведённым затратам. Механоёмкость – затраты машинного времени на выполнение единицы монтажа также по ЕНиР. Продолжительность монтажа считается по количеству машиночасов всех монтажных кранов с учётом частичного совмещения во времени их работы на объекте. Себестоимость монтажа – сумма прямых затрат и накладных расходов.
30779. Монтаж одноэтажных промышленных зданий. Методы монтажа. Продольная и поперечная схема 16.88 KB
  В этом случае кран двигаясь вдоль пролета монтирует все колонны а затем перемещаясь поперек пролета ведет секционный монтаж. Перед монтажом колонн проверяют их размеры и наносят риски облегчающие установку колонны в стакан фундамента или на оголовки подколенников. Тяжелые колонны обычно монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием обращенным к фундаментам. Тяжелые колонны поднимают и переводят в вертикальное положение способом поворота или скольжения.
30780. Основные технологические процессы при монтаже ж\б колонн в стаканы фундаментов 14.26 KB
  Тяжелые колонны обычно монтируют с транспортных средств или предварительно раскладывают колонны основанием обращенным к фундаментам. Колонны легкого типа как правило предварительно доставляют в зону монтажа и раскладывают вершинами обращенными к фундаменту. Тяжелые колонны поднимают и переводят в вертикальное положение способом поворота или скольжения. Особо тяжелые и нетранспортабельные железобетонные колонны бетонируют в инвентарных формах на позициях обеспечивающих удобное движение монтажного крана и установку с каждой позиции одной...
30781. Монтаж многоэтажных каркасных зданий, последовательность монтажа элементов 15.51 KB
  Монтаж многоэтажных каркасных зданий последовательность монтажа элементов. Монтаж – совокупность технологических процессов связанных с доставкой конструктивных элементов установкой и закреплением. Методы монтажа техническое решение определяющее способ возведения конструкции и последующей сборки: По степени укрупнения: А поэлементный – подъём и установка в проектное положение отдельных готовых конструктивных элементов Б крупноблочный – конструкции предварительно собираются в блок укрупнит.сборка В монтаж сооружения целиком В...
30782. Монтаж многоэтажных каркасных зданий, расположение монтажных кранов, зон складирования, привязка подкрановых путей 15.6 KB
  Монтаж многоэтажных каркасных зданий расположение монтажных кранов зон складирования привязка подкрановых путей. При размещении привязке монтажных кранов на стройгенплане должны быть удовлетворены следующие условия: четкая ритмичная работа кранов и связанных с ними других строительных механизмов и машин безопасные условия труда машинистов и обслуживающего персонала снижение себестоимости и трудоемкости работ сокращение временина установку кранов и устройство подкрановых путей. Положение оси подкрановых путей относительно строящегося...
30783. Основные технологические процессы при монтаже колонн верхних ярусов многоэтажных зданий 15.14 KB
  Колонны высотой на один или два этажа стропят фрикционными или рамочными захватами а рамы штыревыми. Эти приспособления бывают одиночными для закрепления одной колонны групповыми для четырех колонн и в виде совокупности групповых кондукторов обеспечивающей монтаж элементов яруса на значительной части здания. Нижняя обойма обхватывает выступающую над перекрытием часть колонны предыдущего яруса а две другие закрепляют устанавливаемую колонну. После окончательного закрепления колонны одиночный кондуктор разъединяют...