44514

Синхронные машины общего назначения

Курсовая

Производство и промышленные технологии

Синхронные машины общего назначения выпускают в виде ряда серий. Каждая серия включает в себя машины в определенном диапазоне мощностей и частот вращения, их выполняют на несколько нормализованных внешних диаметров статора, которые определяют габарит машины.

Русский

2014-03-25

522.35 KB

6 чел.

Содержание

Введение                     6

Обзор информационных источников                                                            7

1 Данные проектирования 14

2 Магнитная цепь машины. Размеры, конфигурация, материалы 15

2.1 Конфигурация 15

2.2 Главные размеры 15

2.3 Сердечник статора 17

2.4 Сердечник ротора 19

2.5 Сердечник полюса и полюсный наконечник 19

3 Обмотка статора 21

4 Демпферная (пусковая) обмотка 27

5 Расчет магнитной цепи                22

5.1 Воздушный зазор 29

5.2 Зубцы статора 30

5.3 Спинка статора 30

5.4 Зубцы полюсного наконечника 31

5.5 Полюсы 31

5.6 Спинка ротора 33

5.7 Воздушный зазор в стыке полюса 34

5.8 Общие параметры магнитной цепи 34

6 Активное и индуктивное сопротивление обмотки статора для установившегося режима 31

7 Расчет магнитной цепи при нагрузке 33

8 Обмотка возбуждения 37

9 Параметры обмоток и постоянные времени 40

9.1 Сопротивления обмоток статора при установившемся режиме 40

9.2 Сопротивления обмотки возбуждения 40

9.3 Сопротивления демпферной обмотки 41

9.4 Переходные и сверхпереходные сопротивления обмотки статора 43

9.5 Сопротивления для токов обратной и нулевой последовательности 44

9.6 Постоянные времени обмоток 45

10 Потери и КПД 46

11 Характеристики машин 48

12 Тепловой и вентиляционный расчеты 49

12.1 Тепловой расчет обмотки статора 52

12.2 Тепловой расчет обмотки возбуждения 54

12.3 Вентиляционный расчет 55

13 Масса и динамический момент инерции 57

13.1 Масса 57

13.2 Динамический момент инерции ротора 58

Заключение 59

Литература 60

Введение

Синхронные машины имеют широкое распространение и выпускаются в большом диапазоне мощностей и частот вращения. В энергетике их применяют в качестве турбогенераторов и гидрогенераторов на электростанциях. В промышленных установках большое применение находят синхронные двигатели и генераторы.

Синхронные двигатели предназначаются для приводов не требующих регулирования частоты вращения, таких как насосы, компрессоры, шаровые мельницы, вентиляторы, двигатель генераторные установки и т.п.

Двигатели изготавливаются как с явнополюсными, так и с неявнополюсными роторами.

В неявнополюсном исполнении двигатели − турбодвигатели выпускают с частотой вращения 3000 об/мин на мощности от 630 до 12500 кВт. Более широкое распространение имеют явнополюсные синхронные двигатели с диапазоном частот вращения от 1500 до 100 об/мин при мощностях от нескольких сотен до нескольких десятков тысяч киловатт.

Основное исполнение синхронных машин общепромышленного применения − с горизонтальным расположением вала. По способу защиты и вентиляции − защищенные или закрытые с самовентиляцией. Охлаждение − воздушное.

Синхронные машины общего назначения выпускают в виде ряда серий. Каждая серия включает в себя машины в определенном диапазоне мощностей и частот вращения, их выполняют на несколько нормализованных внешних диаметров статора, которые определяют габарит машины.

Как уже отмечалось, серии синхронных машин выпускают чаще всего в защищенном исполнении с горизонтальным исполнением вала. Поэтому в приведенной методике будут рассматриваться машины такого типа.

Все расчеты в курсовом проекте произведены по [1].

Обзор информационных источников

Известно техническое решение, где запуск синхронного двигателя осуществляется в два этапа: разбег до подсинхронной частоты вращения и последующая синхронизация двигателя. Для синхронизации применяется способ так называемой «грубой синхронизации», которая реализуется подключением обмотки возбуждения к возбудителю в произвольный момент времени после завершения разбега двигателя [4]. Для реализации этого способа обмотка возбуждения подключается к возбудителю по сигналу реле времени.

Недостатком этого способа является низкая надежность синхронизации при его использовании для двигателей с системой возбуждения, обладающей сильным компаундированием. При включении возбуждения таких двигателей иногда вместо синхронизации происходит их резкое торможение. Возникающие при этом динамические силы воздействуют на элементы конструкции двигателя, снижая его конструктивную надежность. Последующие запуски двигателя усложняют его эксплуатацию.

Устройство для реализации этого способа  [4] содержит синхронный двигатель с трехфазной статорной обмоткой и обмоткой возбуждения на роторе, возбудитель, коммутатор для включения возбуждения после завершения первого этапа запуска.

Недостатком устройства является его неспособность определения благоприятного момента времени для включения возбуждения двигателя.

Наиболее близким техническим решением является способ синхронизации синхронного двигателя [5] , где включение возбуждения производится в точно заданное время, чем повышают входной момент двигателя и увеличивают вероятность его успешной синхронизации. В известном способе определение момента включения возбуждения производится по сигналу, генерируемому при совпадении полярности наведенной в обмотке возбуждения электродвижущей силы (ЭДС) с напряжением возбудителя и при времени полупериода этой ЭДС больше времени возврата реле контроля скорости.

К недостаткам способа относятся сложность в настройке и наладке оборудования для его реализации и то, что при настройке оборудования необходимо учитывать собственное время включения контактора возбуждения, что иногда вызывает существенные сложности и как следствие снижает надежность синхронизации.

Устройство для реализации указанного способа [2] содержит синхронный двигатель с трехфазной обмоткой на статоре и обмоткой возбуждения на роторе. Обмотка статора выключателем подключается к трехфазной сети. Для возбуждения двигателя использован статический возбудитель с трансформатором и трехфазным тиристорным выпрямителем. Тиристоры выпрямителя выполняют функции регулятора тока возбуждения и коммутатора, отключающего обмотку возбуждения от возбудителя на период асинхронного разбега двигателя и включающего обмотку возбуждения под напряжение при синхронизации. Блок управления тиристорным выпрямителем формирует сигнал на включение тиристоров в точно заданный момент времени. Этот момент времени определяется электромагнитным реле после разрешающего сигнала реле контроля скорости, определяющего, что двигатель уже достиг подсинхронной частоты вращения. Сигнал на включение возбуждения производится в полупериод, когда полярность наведенной в обмотке возбуждения ЭДС совпадет с напряжением возбудителя при условии, что время полупериода ЭДС будет больше времени возврата этого реле.

К недостаткам устройства относятся сложность в его настройке и наладке.

Технической задачей является повышение надежности синхронизации синхронного двигателя после достижения им подсинхронной частоты вращения и упрощение устройства управления двигателем.

Решение задачи достигается тем, что в способе синхронизации синхронного двигателя путем подключения обмотки возбуждения к возбудителю в точно заданный момент времени после достижения подсинхронной частоты вращения, согласно изобретению, включение возбуждения производят от сигнала, формируемого при мгновенном значении ЭДС в обмотке возбуждения равном нулю, и первой производной по времени от временной функции этой ЭДС, имеющей положительное значение по отношению к напряжению возбудителя.

Способ синхронизации реализуется устройством, содержащим синхронный двигатель с трехфазной статорной обмоткой и обмоткой возбуждения на роторе, возбудитель, трехфазный выключатель для подключения статорной обмотки к питающей сети, коммутатор возбуждения для подключения обмотки возбуждения к возбудителю, датчик мгновенного значения ЭДС в обмотке возбуждения, согласно изобретению имеющим также блок дифференцирования по времени, блок сравнения входного сигнала с нулевым сигналом, который генерирует сигнал на выходе при отсутствии сигнала на входе, блок определения знака сигнала, который генерирует выходной сигнал при положительном значении производной по времени от входного сигнала по отношению к напряжению возбудителя, блок логики типа «И», усилитель, блок управления коммутатором возбуждения, и блок питания, при этом вход блока дифференцирования по времени подключен к датчику ЭДС, а выход подключен к входу блока определения знака производной, блок сравнения с нулевым сигналом подключен своим входом к датчику ЭДС, выходы блоков определения знака сигнала и сравнения с нулевым сигналом соединены с двумя входами блока логики, выход которого соединен с входом усилителя, выход которого соединен с блоком управления коммутатором возбуждения, а блок питания подключен ко всем вышеназванным блокам.

Положительный результат от использования предложенного способа и устройства заключается в том, что включение обмотки возбуждения происходит при благоприятном расположении оси полюсов по отношению к оси вращающегося магнитного поля обмотки статора, при этом увеличивается входной момент и возрастает вероятность успешной синхронизации для широкого круга синхронных двигателей, включая двигатели с сильным компаундированием. При этом устройство комплектуется изделиями серийного производства и не требует сложной настройки.

Сущность изобретения поясняется чертежами на рис.1, где представлена упрощенная схема управления синхронным двигателем, и рис.2, где представлена функциональная схема устройства формирования сигнала на включение возбуждения двигателя при синхронизации.

Устройство управления синхронным двигателем (рис.1) содержит трехфазный выключатель 1 для подключения обмотки статора 2 двигателя к сети, обмотку возбуждения 3, которая контактом коммутатора возбуждения 4 подключается к возбудителю 5. Коммутатор возбуждения 4 может иметь как контактное, так и бесконтактное исполнение с аналогичными функциями.

Датчик ЭДС 6 (рис.2) подключен к обмотке возбуждения 3, его электрический сигнал на выходе пропорционален мгновенному значению ЭДС в обмотке возбуждения. Блок дифференцирования 7 генерирует на выходе сигнал, пропорциональный производной по времени от входного сигнала (в данном случае - ). Вход блока 7 подключен к датчику ЭДС 6, а выход подключен к входу блока определения знака сигнала 8, который определяет знак указанной производной по отношению к напряжению возбудителя 5 и генерирует сигнал на выходе при положительном значении производной 

Блок сравнения с нулевым сигналом 9 своим входом подключен к датчику ЭДС 6, определяет отсутствие сигнала от датчика 6 и при е=0 генерирует сигнал на выходе. Выходы блоков 8 и 9 соединены с двумя входами блока логики 10 типа «И». Сигнал на выходе блока логики 10 генерируется при наличии сигналов на обоих входах. Выход блока логики 10 соединен с входом усилителя 11, который усиливает сигнал до значений, необходимых для воздействия на устройство управления коммутатором возбуждения 12. Выход усилителя 11 соединен с входом устройства управления коммутатором возбуждения 12. Устройство управления коммутатором возбуждения управляет контактом коммутатора возбуждения 4. Блок питания 13 обеспечивает питание блоков 7-12.

Способ синхронизации синхронного двигателя реализуется следующим образом. После достижения двигателем подсинхронной частоты вращения, что контролируется одним из известных методов (по времени от начала разбега, по спаданию тока якоря или по величине скольжения, на рис. 1 и 2 соответствующие устройства не показаны), ЭДС в обмотке возбуждения изменяется по синусоидальному закону с частотой скольжения. Замыкание контакта коммутатора возбуждения 4 и подключение обмотки возбуждения 3 к возбудителю 5 производят в точно заданный момент времени от сигнала, формируемого при мгновенном значении ЭДС в обмотке возбуждения 3, равном нулю, и первой производной по времени от временной функции этой ЭДС, имеющей положительное значение по отношению к напряжению возбудителя 5. Для формирования указанного сигнала на замыкание контакта коммутатора возбуждения 4 датчик ЭДС 6 передает сигнал, пропорциональный мгновенному значению ЭДС в обмотке возбуждения 3, блокам дифференцирования 7 и сравнения с нулевым сигналом 9. Блок 8 определяет знак производной и при  генерирует сигнал на выходе. Одновременное выполнении обоих условий е=0 и происходит в момент перехода синусоидальной ЭДС в обмотке возбуждения 3 из отрицательной полуволны в положительную. В этот момент сигналы от блоков 8 и 9 поступают на вход блока логики 10 типа «И», который генерирует импульсный сигнал на выходе. С выхода блока логики 10 импульсный сигнал передается на вход усилителя 11. Усилитель 11 усиливает сигнал и передает его на вход устройства управления

коммутатором возбуждения 12, который фиксирует сигнал и замыкает контакт коммутатора возбуждения 4, в результате чего обмотка возбуждения 3 подключается к возбудителю 5. При этом происходит синхронизация двигателя.

1. Способ синхронизации синхронного двигателя путем подключения обмотки возбуждения к возбудителю в точно заданный момент времени, отличающийся тем, что включение возбуждения производят от сигнала, формируемого при мгновенном значении ЭДС в обмотке возбуждения, равном нулю, и первой производной по времени от временной функции этой ЭДС, имеющей положительное значение по отношению к напряжению возбудителя.

2. Устройство синхронизации синхронного двигателя, содержащее синхронный двигатель с трехфазной статорной обмоткой и обмоткой возбуждения на роторе, возбудитель, трехфазный выключатель для подключения статорной обмотки к питающей сети, коммутатор возбуждения для подключения обмотки возбуждения к возбудителю, датчик мгновенного значения ЭДС в обмотке возбуждения, отличающееся тем, что имеет блок дифференцирования, блок сравнения с нулевым сигналом, блок определения знака сигнала, блок логики типа И, усилитель, блок управления коммутатором возбуждения, блок питания, при этом вход блока дифференцирования по времени подключен к датчику ЭДС, а выход подключен к входу блока определения знака сигнала, блок сравнения с нулевым сигналом подключен своим входом к датчику ЭДС, выходы блоков определения знака сигнала и сравнения с нулевым сигналом соединены с двумя входами блока логики типа И, а его выход соединен с входом усилителя, выход которого соединен с блоком управления коммутатором возбуждения, блок питания подключен ко всем вышеназванным блокам [6]. 


1 Данные для проектирования

Наименование заданных параметров и их условные обозначения

Синхронный двигатель СД-2

  1.  

Номинальный режим работы

Продолжительный

  1.  

Номинальная мощность Рн, кВт

200

  1.  

Номинальное напряжение (линейное) Uн, В

6000

  1.  

Номинальная частота вращения n, об/мин

750

  1.  

Частота питающей сети, Гц

50

  1.  

Коэффициент мощности, cos

0,8

  1.  

Способ соединения фаз статора

звезда

  1.  

Способ возбуждения

От специальной обмотки, вложенной в паз статора

  1.  

Степень защиты от внешних воздействий

IP23

  1.  

Способ охлаждения

IC01

  1.  

Исполнение по способу монтажа  

IM1001

  1.  

Климатические условия и категория размещения

У2

  1.  

Форма выступающего конца вала

Цилиндрическая

  1.  

Способ соединения с приводным механизмом или приводным двигателем

Упругая муфта


2 Магнитная цепь машины. Размеры, конфигурация, материалы

2.1 Конфигурация

Принимаем изоляцию класса нагревостойкости F

2.1.1 Количество пар полюсов [9-1]

р=60∙f/n1=60∙50/750=4.

2.1.2 Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки статора  [рис. 11-1]

х'σ*=0,14 o.e.

2.1.3 Коэффициент мощности нагрузки [11-1]

кн=.

2.1.4 Предварительное значение КПД [рис. 11-2]

η'=0,93.

2.2 Главные размеры

2.2.1 Расчетная мощность  [1-12]

Р'=кнР2/ cos φ=1,089∙200·103/0,93∙0,8 = 292,742 кВт.

2.2.2 Высота оси вращения   [табл. 11-1]

h = 400 мм.

  1.   Допустимое расстояние от корпуса до опорной поверхности

[табл. 9-2]

h1 = 14 мм.

2.2.4 Наружный диаметр корпуса  [1-27]

Dкорп=2(h-h1) = 2(400-14) =772 мм.

2.2.5 Максимально допустимый наружный диаметр сердечника статора   [табл. 9-2]

Dн1max=740 мм.

2.2.6 Выбираемый наружный диаметр сердечника статора  [§ 11-3]

Dн1 = 740 мм.

2.2.7 Внутренний диаметр сердечника статора  [§ 11-3]

D1=43+0,72Dн1=43+0,72·740 =553 мм.

2.2.8 Предварительное значение линейной нагрузки статора  [рис. 11-3]

А'1= 460 А/см.

2.2.9 Предварительное значение магнитной индукции в воздушном зазоре в номинальном режиме,   [рис. 11-4]

В'б = 0,8 Тл.

2.2.10 Предварительное значение максимальной магнитной индукции в воздушном зазоре машины при х.х. [11-3]

В'б0=В'бн=0,8/1,089 = 0,73 Тл.φφφφφφφφφφφφφφφ∙∙φφ

2.2.11 Полюсное деление статора  [1-5]

мм.

2.2.12 Индуктивное сопротивление машины по продольной оси  [рис. 1-5]

хd*=2,375 о. е.

2.2.13 Индуктивное сопротивление реакции якоря по продольной оси [11-4]

хad*d* - хσ*=2,375-0,14=2,235 о. е.

2.2.14 Коэффициент, учитывающий наличие зазоров в стыке полюса и сердечника ротора или полюсного наконечника и полюса [§ 11-3]

к'=1,05.

2.2.15 Расчетная величина воздушного зазора между полюсным наконечником и сердечником статора  [11-2]

мм.

2.2.16 Уточненная величина воздушного зазора  [§ 11-3]

δ=2,1 мм.

2.2.17 В машинах с h=315-450 мм по [§ 11-3] применяем эксцентричную форму воздушного зазора по [рис. 11-8]

2.2.18 Отношение максимальной величины зазора к минимальной [§ 11-3]

δ''/δ' = 1,5.

2.2.19 Воздушный зазор по оси полюса [11-13]

δ' = δ/1,125 = 2,1/1,125 = 1,86 мм.

2.2.20 Воздушный зазор под краем полюсного наконечника [11-14]

δ'' = δ/0,75 = 2,1/0,75 = 2,8 мм.

2.2.21 Коэффициент полюсной дуги действительный [§ 11-3]

α = 0,73 – 3,33∙10-5Dн1=0,73 – 3,33∙10-5∙740=0,7.

2.2.22 Коэффициент полюсной дуги расчетный [рис. 11-9]

α' = 0,66.

2.3 Сердечник статора

Марка стали 2312, изолировка листов лакировка, толщина стали 0,5 мм

2.3.1 Коэффициент заполнения сердечника статора сталью [§ 9-3]

кс = 0,95.

2.3.2 Коэффициент формы поля возбуждения [рис. 11-9]

кв = 1,16.

2.3.3 Обмоточный коэффициент [§ 9-3, стр. 119]

коб1 = 0,91.

2.3.4 Расчетная длина сердечника статора [1-31]

мм.

Принимаем ℓ'1 = 305 мм.

2.3.5 Количество пакетов стали в сердечнике статора [11-16]

nn1= ℓ'1/ ℓп1 = 305/61 = 5.

2.3.6 Конструктивная длина сердечника статора  [1-33, § 9-3]

Сердечники статора длиной более 300-350 мм собирают из отдельных пакетов с радиальными вентиляционными каналами между ними.

nк1= nn1 –1 = 5–1 = 4;

1 = 305+4∙10 = 345 мм.

2.3.7 Отношение конструктивной длины к внутреннему диаметру сердечника статора [9-2]

λ=ℓ1/D1=345/553=0,623.

2.3.8 Проверка по условию λ< λmax [рис. 11-10]

λmax= 1,1>0,623 = λ.

2.3.9 Количество пазов на полюс и фазу [§ 11-3]

q1=3.

2.3.10 Количество пазов сердечника статора [9-3]

z1=2∙р∙m1q1=2∙4∙3∙3=72.

2.3.11 Проверка правильности выбора значения z1   [11-15]

z1/gm1=K,

где К – целое число;

g – общий делитель чисел z1 и p;

72/4∙3 = 6 – целое число.

2.4 Сердечник ротора

Марка стали Ст3, толщина листов 1,5 мм, листы без изоляции, коэффициент заполнения сердечника ротора сталью кс=0,98

2.4.1 Длина сердечник ротора [11-20]

2=ℓ1+15=345+15=360 мм.

2.5 Сердечник полюса и полюсный наконечник

Марка стали Ст3, толщина листов 1,5 мм, листы без изоляции, коэффициент заполнения сердечника полюса и полюсного наконечника сталью кс=0,98

2.5.1 Длина шихтованного сердечника полюса [11-19]

п = ℓ1+15 = 345+15 = 360 мм.

2.5.2 Магнитная индукция в основании сердечника полюса  [§ 11-3]

В'п=1,45 Тл.

2.5.3 Предварительное значение магнитного потока [9-14]

Ф'=В'бD1∙ℓ'1∙10-6/р=0,8∙553∙305∙10-6/4=0,0337 Вб.

2.5.4 Ширина дуги полюсного наконечника [11-25]

bн.п = α∙τ =0,7∙217 = 152 мм.

2.5.5 Радиус очертания полюсного наконечника при эксцентричном воздушном зазоре   [11-26]

мм.

2.5.6 Ширина полюсного наконечника, определяемая хордой   [11-28]

b'н.п=2Rн.пsin(0.5bн.п/Rн.п)=2∙254∙sin(0,5∙152/254)=150 мм.

2.5.7 Высота полюсного наконечника у его края [§ 11-3]

h'н.п=17 мм.

2.5.8 Высота полюсного наконечника по оси полюса для машин с эксцентричным зазором   [11-29]

hн.п. = мм.

2.5.9 Поправочный коэффициент [11-24]

кσ = 1,25∙hн.п+25 = 1,25∙28+25 = 60.

2.5.10 Предварительное значение коэффициента магнитного рассеяния полюсов  [11-22]

σ'=1+кσ∙35∙б/2 = 1+60∙35∙2,1/2172 =1,093.

  1.   Ширина сердечника полюса [11-21]

bп=σ'∙Ф'∙106/(кс∙ℓп∙В'п)=1,093∙33,7∙10-3∙106/(0,98∙360∙1,45)=72 мм.

2.5.12 Высота выступа у основания сердечника [11-32]

h'п=10,5∙б'+0,18∙D1=10,5∙1,86+0,18∙553=119 мм.

2.5.13 Предварительный внутренний диаметр сердечника ротора [11-33]

мм.

2.5.14   Высота спинки ротора  [11-34]

hс2 = 0,5∙D1- б- h'п - hн.п - 0,5∙D'2 = 0,5∙553-2,1-119-28-0,5∙154=50 мм.

2.5.15 Расчетная высота спинки ротора с учетом прохождения части магнитного потока по валу  [11-35]

h'с2=hс2+0,5∙D'2=50+0,5∙154=127 мм.

2.5.16 Магнитная индукция в спинке ротора  [11-36]

Вс2= Тл.


3 Обмотка статора

3.1 По [табл. 9-4, § 9-4] принимаем двухслойную петлевую обмотку с жесткими секциями из провода марки ПЭТП-155, укладываемую в прямоугольные открытые пазы.

3.2 Коэффициент распределения [9-9]

кр1=,

где  α=60/q1.

  1.  Укорочение шага [§ 9-4]

при 2p≥4 принимаем β'1=0,8.

3.4 Шаг обмотки [9-11]

уп1= β1z1/(2∙p) = 0,8∙60/8 = 7,2.

Принимаем уп1= 8.

3.5 Укорочение шага обмотки статора по пазам  [11-37]

β1=2∙р∙уп1/z1=8∙8/72=0,89.

3.6 Коэффициент укорочения [9-12]

ку1=sin1∙90˚)=sin(0,89∙90)=0,98.

3.7 Обмоточный коэффициент [9-13]

коб1р1∙ку1=0,96∙0,98=0,94.

3.8 Предварительное количество витков в обмотке фазы [9-15]

w'1=.

3.9 Количество параллельных ветвей обмотки статора [§ 9-3]

а1=1.

3.10 Предварительное количество эффективных проводников в пазу [9-16]

N'п1=.

Принимаем Nп1=45.

3.11 Уточненное количество витков [9-17]

.

3.12 Количество эффективных проводников дополнительной обмотки в пазу [§ 11-4]

Nд=1.

3.13 Количество параллельных ветвей фазы дополнительной обмотки     [§ 11-4]

ад=4.

3.14 Количество витков дополнительной обмотки статора [11-38]

.

3.15 Уточненное значение магнитного потока  [9-18]

Ф = Ф'(w'1/w1) = 0,0337·(536/540) = 0,0334 Вб.

3.16 Уточненное значение индукции в воздушном зазоре  [9-19]

Вб = В'б(w'1/w1) = 0,8∙(536/540) = 0,794 Тл.

3.17 Предварительное значение номинального фазного тока  [11-40]

А.

3.18 Уточненная линейная нагрузка статора  [9-21]

А/см.

3.19 Среднее значение магнитной индукции в спинке статора  [табл.9-13]

Вс1=1,5 Тл.

  1.  Обмотка статора с прямоугольными открытыми пазами  [табл. 9-16]

В'з1max = 1,8 Тл.

3.21 Зубцовое деление по внутреннему диаметру статора  [9-22]

t1 = πD1/z1 = 3,14∙553/72 = 24,1 мм.

3.22 Предельная ширина зубца в наиболее узком месте  [9-47]

b'з1min= мм.

3.23 Предварительная ширина открытого паза в штампе  [9-48]

b'п1=t1min-b'з1min= 24,1 – 11,2= 12,9 мм.

3.24 Высота спинки статора  [9-24]

hc1= мм.

3.25 Высота паза  [9-25]

hn1= мм.

3.26 Общая толщина изоляции обмотки в пазу по высоте  [прил. 28]

hи= 14,2 мм.

3.27 Общая толщина изоляции обмотки в пазу по щирине  [прил. 28]

2bи=4,3 мм.

3.28 Высота шлица  [§ 9-4]

hш=1,0 мм.

3.29 Высота клина  [§ 9-4, стр. 135]

hк=3,5 мм.

3.30   Ширина зубца в наиболее узком месте [§ 9-4]

b'з1min=11,27 мм.

3.31 Предварительная ширина паза в штампе  [9-48]

b'п1=t1min-b'з1min=24,1-11,27=12,83 мм.

3.32 Припуск на сборку сердечника по ширине  [§ 9-4]

bc=0,35 мм.

3.33 Припуск на сборку сердечника по высоте  [§ 9-4]

hc=0,35 мм.

3.34 Количество эффективных проводников по ширине паза [§ 9-4]

Nш=1.

3.35 Допустимая ширина эффективного проводника с витковой изоляцией [9-50]

b'эф = (b'n1-2bи1-bc)/Nш = (12,83-4,3-0,35)/1 = 8,18 мм.

3.36 Количество эффективных проводников по высоте паза [9-52]

Nв = Nп1/Nш = 45/1 = 45.

 

3.37 Допустимая высота эффективного проводника [11-49] (с0=0,9)

а'эф=(с0hn1-hи-hk-hш-hс)/Nв=(0,9∙59,5-14,2-3,5-1-0,35)/45=0,76 мм.

3.38 Площадь эффективного проводника  [9-53]

S'эф = а'эф b'эф = 0,76∙8,18 = 6,2 мм2.

3.39 Количество элементарных проводников в одном эффективном [§ 9-4]

с=2.

3.40 Меньший размер неизолированного элементарного провода  [9-54]

а' = (а'эфа)-Δи = 0,76/1–0,15= 0,61 мм;

где Δи=0,15 мм – двухсторонняя толщина изоляции провода [прил. 3].

3.41 Больший размер неизолированного элементарного провода  [9-55]

b'=(b'эфb)-Δи=8,18/2-0,15= 3,59 мм.

3.42 Размеры провода  [прил. 2]

а × b = 0,8 × 3,55 мм;

S = 2,703 мм2.

  1.  Размер по ширине паза в штампе  [9-57]

bn1 = Nш∙сb(b+Δи)+2∙bи1+bс = 1∙2(4,75+0,22)+4,1+0,35 = 12,83 мм.

3.44 Уточненная ширина зубца в наиболее узкой части  [9-58]

bз1min=t1min -bn1=24,1-12,83 = 11,27 мм.

3.45 Уточненная магнитная индукция в узкой части зубца статора [9-59]

Вз1max=t1Bб/(bз1minkc)=24,1∙0,794/(11,27∙0,95)=1,78 Тл.

3.46 Размер основной обмотки статора по высоте паза  [11-50]

hп.о=Nв.осо.в(а+Δи.а)+hи.о=30∙1(1,12+0,3)+12,4 = 55 мм.

3.47 Изоляция обмотки статора [прил. 28]

hи.д=0,5+1,1+0,2= 1,8 мм.

3.48 Размер дополнительной обмотки статора по высоте паза  [11-51]

hп.д=Nв.дсд.в(а+Δи.а)+hи.д=1∙2(1,12+0,30)+1,8=4,64 мм.

3.49 Уточненная высота паза статора в штампе [11-52]

hп1=hп.о+hп.д+hк+hш+hс=55+4,64+3,5+1,0+0,35 = 59,5 мм.

3.50 Среднее зубцовое деление статора  [9-40]

tср1=π(D1+hп1)/z1=3,14·(553+59,5)/72= 27 мм.

3.51 Средняя ширина катушки обмотки статора  [9-41]

bср1 = tср1∙уп1 = 27∙8 = 216 мм.

  1.  Средняя длина одной лобовой части обмотки  [9-60]

л1 = 1,2∙bср1+hп1+90 = 1,2∙216+59,5+90 = 409 мм.

3.53 Средняя длина витка обмотки  [9-43]

ср1 = 2∙(ℓ1+ℓл1) = 2∙(345+409) = 1508 мм.

3.54 Длина вылета лобовой части обмотки   [9-63]

в1=0,35∙bср1+hп1/2+25 = 0,35∙216+59,5/2+45 = 150 мм.

3.55 Плотность тока в обмотке статора  [9-39]

J1 = I1/(Sca1) = 25,8/(2,207∙2∙1) = 4,77 А/мм2.

3.56 Определяем значение А1*J1

А1*J1 = 481,4∙4,77 = 2296 A2/(cм∙мм2).

3.57 Допустимое значение (А1*J1)доп  [рис. 11-12]

1*J1)доп = 2200.


4 Демпферная (пусковая) обмотка

4.1 Суммарная площадь поперечного сечения стержней демпферной обмотки на один полюс  [11-53]

S= 0,015∙τ∙А1/J1 = 0,015∙217∙481,4/4,77 = 328,5 мм2.

4.2 Зубцовое деление полюсного наконечника ротора  [§ 11-5]

t'2= 21,7 мм.

4.3 Предварительное количество стержней демпферной обмотки на один полюс [11-54]

N'2 = 1+(bн.п-20)/t'2 = 1+(152-20)/21,7 ≈ 6,6 = 7.

4.4 Предварительный диаметр стержня демпферной обмотки  [11-55]

d'с=1,13· мм.

4.5 Диаметр и сечение стержня  [§ 11-5]

dс = 8 мм;  S= 100,5 мм2.

4.6 Определяем отношение h'н.п/d  [§ 11-5]

h'н.п/dс = 20,7/8 = 2,07 ≥ 1,7.

4.7 Минимальная ширина крайнего зубца  полюсного наконечника [§ 11-5]

bз2min= 8 мм.

4.8 Уточненное значение зубцового деления полюсного наконечника

[11-56]

t2 = (bн.п dc – 2bз2min)/(N2-1) = (152-8-2∙8)/(7-1) = 21,3 мм.

4.9 Диаметр круглой части паза полюсного наконечника  [11-57]

dп2=dс+0,1=8+0,1=8,1 мм.

4.10   Размеры шлица паза демпферной обмотки  [§ 11-5]

bш2×hш2=3×2 мм.

4.11 Предварительная длина стержня демпферной обмотки  [11-58]

ℓ'ст = ℓ1+0,2∙τ = 345+0,2∙217 = 388,4 мм.

4.12 Площадь поперечного сечения  [11-59]

S'с = 0,5·S= 0,5∙328,5 = 164 мм2.

4.13 Высота короткозамыкающего сегмента  [§ 11-5]

h'с≥2∙dс=2∙8=16 мм.

4.14 Ширина короткозамыкающего сегмента  [§ 11-5]

ℓ'с≥0,7∙dс=0,7∙8 = 5,6 мм.

4.15 Уточненные размеры и сечение короткозамыкающего сегмента

[прил. 2]

hc×ℓс = 20×10 мм;

Sс = 198,1 мм2.


5 Расчет магнитной цепи

5.1 Воздушный зазор

5.1.1 Расчетная площадь поперечного сечения воздушного зазора  [11-60]

Sб = α'∙τ(ℓ'1+2∙б) = 0,66∙217∙(305+2∙2,1) = 44284 мм2.

5.1.2 Уточненное значение магнитной индукции в воздушном зазоре

[11-61]

Вб = Ф∙106/Sб = 0,0334∙106/44284 = 0,75 Тл.

5.1.3 Коэффициент, учитывающий увеличение магнитного сопротивления воздушного зазора вследствие зубчатого строения статора  [9-116]

кб1=1+.

5.1.4 Коэффициент, учитывающий увеличение магнитного сопротивления воздушного зазора вследствие зубчатого строения ротора [9-117]

кб2=1+.

5.1.5 Коэффициент, учитывающий уменьшение магнитного сопротивления воздушного зазора при наличии радиальных каналов  [§ 9-7]

.

5.1.6 Общий коэффициент воздушного зазора [9-120]

кб = кб1∙кб2∙кк = 1,4∙1,03∙0,989 = 1,42.

5.1.7 МДС для воздушного зазора  [9-121]

Fб = 0,8∙ δ∙кб∙Вб∙103 = 0,8∙1,42∙0,75∙103 = 1789 А.

5.2 Зубцы статора 

  1.   Зубцовое деление статора в минимальном сечении зубца [9-46]

мм.

5.2.2 Ширина зубца [9-126]

bз1 (1/3) = t1 (1/3)bп1 = 25,8–12,8 = 13 мм.

5.2.3 Расчетная площадь поперечного сечения зубцов статора на расстоянии 1/3 его высоты от окружности [11-64]

мм.

5.2.4 Магнитная индукция в зубце статора на расстоянии 1/3 его высоты от окружности [9-136]

ВЗ 1(1/3) = Ф∙106/S1(1/3) = 0,0334∙106/22374,5 = 1,49 Тл.

5.2.5 Напряженность магнитного поля в зубцах  [прил. 10]

Hз1 = 5,96 А/см.

  1.   Средняя длина пути магнитного потока

Lз1 = hп1 = 59,5 мм.

5.2.7 МДС для зубцов  [9-125]

Fз1 = 0,1∙Нз1Lз1 = 0,1∙5,96∙59,5 = 35,46 А.

5.3 Спинка статора 

5.3.1 Расчетная площадь поперечного сечения спинки статора  [11-66]

Sc1 = hc1∙ℓc1kc = 34∙345∙0,95 = 11143,5 мм2.

5.3.2 Расчетная магнитная индукция  [11-67]

Вс1 = Ф∙106/2(Sc1) = 0,0334∙106/(2∙11143,5) = 1,5 Тл.

 

5.3.3 Напряженность магнитного поля  [прил. 12]

Нс1= 8,2 А/см.

5.3.4 Средняя длина пути магнитного потока  [9-166]

Lс1= π∙ (Dн1-hс1)/(4р) = 3,14∙ (740-34)/4∙4 = 138,5 мм.

5.3.5 МДС для спинки статора  [11-68]

Fс1 = 0,1∙Нс1Lс1 = 0,1∙8,2∙138,5 = 113,57 А.

5.4 Зубцы полюсного наконечника

5.4.1 Магнитная индукция в зубцах полюсного наконечника  [11-69]

Вз2= Тл.

5.4.2 Напряженность магнитного поля в зубцах полюсного наконечника  [прил. 21]

Нз2 = 12,7 А/см.

5.4.3 Средняя длина пути магнитного потока в зубцах полюсного наконечника  [11-70]

Lз2 = hш2+dп2 = 2+8,1 = 10,1 мм.

5.4.4 МДС для зубцов полюсного наконечника  [11-71]

Fз2 = 0,1Hз2Lз2 = 0,1∙12,7∙10,1 = 12,8 А.

5.5 Полюсы

5.5.1 Величина выступа полюсного наконечника  [11-72]

b''п = 0,5(b'н.п bп) = 0,5·(150-72) = 39 мм.

5.5.2 Высота полюсного наконечника   [11-83]

hн = (2hн.п+h'н.п)/3 = (2∙28+17)/3 = 24,3 мм.

5.5.3 Расстояние между боковыми поверхностями смежных полюсных наконечников   [11-84]

ан.п = [π(D1-2б''-h'н.п)/2р]-b'н.п = [3,14·(553-2∙2,8-17)/8]-150 = 58 мм.

5.5.4 Коэффициент магнитной проводимости потока рассеяния [11-85]

λн.п==

=.

5.5.5 Длина пути магнитного потока в полюсе  [11-87]

Lн = h'п+0,5∙hн.пLз2 = 119+0,5∙28-10,1 = 123 мм.

5.5.6 Коэффициент магнитной проводимости потока рассеяния по сердечникам полюсов [11-88]

λп.с==.

5.5.7 Коэффициент магнитной проводимости потока рассеяния по торцам полюсов [11-89]

λп.в=37∙bп/ℓп=37∙72/360=7,4.

5.5.8 Коэффициент магнитной проводимости потока рассеяния полюсов [11-90]

λпн.пп.сп.в=69+87,26+7,4= 163,66.

5.5.9 МДС для статора и воздушного зазора  [11-91]

Fбзс=Fб+Fз1+Fс1=1789+35,46+113,57= 1938 А.

5.5.10 Магнитный поток рассеяния полюсов  [11-92]

Фσ=4∙λп∙ℓн.пFбзс∙10-11=4∙163,66∙1938 ∙10-11=0,00456 Вб.

5.5.11 Коэффициент рассеяния магнитного потока [11-93]

σ=1+Фσ/Ф=1+0,00456/0,0334= 1,13.

5.5.12 Расчетная площадь поперечного сечения сердечника полюса  [11-94]

Sпспbп=0,98∙360∙72= 24624 мм2.

5.5.13 Магнитный поток в сердечнике полюса  [11-95]

Фп= Ф+Фσ =0,0334+0,00456= 0,038 Вб.

5.5.14 Магнитная индукция в сердечнике полюса  [11-96]

Вп = Фп/(Sп∙10-6)= 0,038/(24624 ∙10-6)= 1,54 Тл.

5.5.15 Напряженность магнитного поля в сердечнике полюса  [прил. 21]

Нп=33,2 А/см.

5.5.16 Длина пути магнитного потока в полюсе

Lп = Lн = 123 мм.

5.5.17 МДС для полюса  [11-104]

Fп=0,1∙Lп∙Нп=0,1∙123∙33,2= 408,36 А.

5.6 Спинка ротора

5.6.1 Расчетная площадь поперечного сечения спинки ротора  [11-105]

Sс2=ℓ2h'с2∙кс=360∙50∙0,98 = 17640 мм2.

5.6.2 Среднее значение индукции в спинке ротора  [11-106]

Вc2=σ∙Ф∙106/(2∙Sс2)=1,13∙0,00334∙106/(2∙17640)= 1,07 Тл.

5.6.3 Напряженность магнитного поля в спинке ротора  [прил. 21]

Нc2= 10,4 А/см.

5.6.4 Средняя длина пути магнитного потока в спинке ротора  [11-107]

Lс2=[π(D2+2hc2)/(4p)]+0,5h'с2=[3,14·(154+100)/16+0,5∙127= 49,8 мм.

5.6.5 МДС для спинки ротора [9-170]

Fc2=0,1∙Lc2Hc2=0,1∙49,8∙10,4 = 51,7 А.

5.7 Воздушный зазор в стыке полюса

5.7.1 Зазор в стыке  [11-108]

δп2=2ℓп∙10-4+0,1=2∙360∙10-4+0,1 = 0,172 мм.

5.7.2 МДС для зазора в стыке между сердечником полюса и п. н. [11-110]

Fп2=0,8бп2Вп∙103=0,8∙0,172∙1,54∙103= 212 А.

5.7.3 Суммарная МДС для полюса и спинки ротора,  [11-117]

Fпс=Fп+Fс2+Fп2+Fз2= 408,36+51,7+212+12,8 = 684,86 А.

5.8 Общие параметры магнитной цепи

5.8.1 Суммарная МДС магнитной цепи (на один полюс)  [11-111]

FΣ(1)= Fбзс +Fпс=1938+684,86=2622,86 А.

5.8.2 Коэффициент насыщения [11-112]

кнас=FΣ/(Fб+Fп2) = 2622,86/(1789+212) = 1,31.


 

  

Таблица 5-2

Рисунок 5-1 Характеристика холостого хода двигателя

Таблица 5-2 Нормальная характеристика холостого хода двигателя [§ 11-6]

E*=E/U1, о.е.

0

0,5

1,0

1,1

1,2

1,3

F*=F/F∑(1), о.е.

0

0,47

1,0

1,17

1,4

2,0


6 Активное и индуктивное сопротивление обмотки статора для установившегося режима

6.1 Активное сопротивление обмотки фазы при 20 0С  [9-178]

r1= Ом.

6.2 Активное сопротивление в относительных единицах [9-179]

r1*=r1I1/U1=2,642∙25,8∙/6000=0,0196 о.е.

6.3 Проверка правильности определения r1*  [9-180]

r1*= о.е.

6.4 Активное сопротивление демпферной обмотки [9-178]

rд= Ом.

6.5 Размеры паза [рис. 9-9, табл. 9-21]

bп1= 12,9 мм; hш1= 1 мм; hк1= 3,5 мм; h2= 2,55 мм;

hп1= 59,5 мм; h3= 5 мм; h4= 5 мм;

h1= hп1-hш1- hк1- h2- h4 = 59,5-1-3,5-2,55-5 = 47,5 мм

6.6 Коэффициенты, учитывающие укорочение шага [9-181, 9-182]

кβ1=0,4+0,6β1=0,4+0,6∙0,89 =0,93;

к'β1=0,2+0,8β1=0,2+0,8∙0,89 =0,91.

6.7 Коэффициент проводимости рассеяния  [9-186]

λп1=

.

6.8 Коэффициент проводимости дифференциального рассеяния [11-118]

λд1=.

6.9 Коэффициент проводимости рассеяния лобовых частей обмотки [9-191]

λл1=.

6.10 Коэффициент зубцовой зоны статора [11-120]

квδ =.

6.11 Коэффициент, учитывающий влияние открытия пазов статора на магнитную проницаемость рассеяния между коронками зубцов [§ 11-7]

кк=0,01.

6.12 Коэффициент проводимости рассеяния между коронками зубцов

[11-119]

λк=.

6.13 Суммарный коэффициент магнитной проводимости потока рассеяния обмотки статора [11-121]

λ1=λп1+λл1+λд1+λк=1,61+0,456+0,84+0,115=3,021.

6.14 Индуктивное сопротивление обмотки статора  [9-193]

хσ =1,58∙f1∙ℓ1w21λ1/(pq1∙108)=1,58∙50∙345∙5402∙3,021/(4∙3∙108)=20 Ом.

6.15 Индуктивное сопротивление обмотки фазы статора [9-194]

хσ*σI1/U1=20∙25,8∙/6000=0,1489 о.е.

6.16 Проверка правильности определения хσ*  [9-195]

хσ*= о.е.

7 Расчет магнитной цепи при нагрузке

 Рис. 7-1 – Частичные характеристики намагничивания Е; Ф=f(Fδзс), Фп=f(Fпс), Фσ=f(Fδзс)

Рисунок 7.2 – Векторная диаграмма Блонделя


7.1 ЭДС, индуктированная магнитным потоком воздушного зазора

(рис. 7-2)

Eб* = 1,1 о.е.

7.2 МДС для воздушного зазора и статора (рис. 7-1)

Fб* = 0,78 о.е.

7.3 МДС для магнитной цепи воздушного зазора и статора (рис. 7-1)

Fбзс* = 0,92 о.е.

7.4 Предварительный коэффициент насыщения магнитной цепи статора

[11-126]

к'нас = Fбзс/Fб = 0,92/0,78 = 1,18.

  1.  Поправочные коэффициенты, учитывающие насыщение магнитной   цепи [рис. 11-17]

xd = 0,96;  xq = 0,70;  kqd = 0,003.

7.6 Коэффициенты реакции якоря  [табл. 11-4]

каd = 0,87;  каq = 0,34.

7.7 Коэффициент формы  поля реакции якоря  [§ 11-8]

кФа = 1.

7.8 Амплитуда МДС обмотки статора [11-125]

Fa = 0,45∙m1w1∙коб1I1∙кфа/р = 0,45∙3∙540∙0,94∙25,8∙1/4 = 4420 А.

7.9 Амплитуда МДС обмотки статора в относительных единицах [11-127]

Fа* = о.е.

7.10 Поперечная составляющая МДС реакции якоря, с учетом насыщения, отнесенная к обмотке возбуждения  [11.128]

Faq*/cosψ = xqkaqFa* = 0,8∙0,35∙1,68 = 0,41 о.е.

7.11 ЭДС обмотки статора, обусловленная действием МДС (7-1)

Eaq/cosψ = 0,56 о.е.

7.12 Направление вектора ЭДС Ебd, определяемое построением вектора Еaq/cosψ  (7-2)

ψ=58˚; cosψ=0,53; sinψ = 0,85.

7.13 Продольная МДС реакции якоря с учетом влияния поперечного поля

[11-130]

F'ad*=xdkadFa*sinψ+kqdFa*cosψτ/δ=0,96∙0,87∙1,68∙0,85+

+0,003∙1,68∙0,53∙217·0,66/2,1=1,19 о.е.

7.14 Продольная составляющая ЭДС (рис. 7-2)

Eбd*бd*=1,06 о.е.

7.15 МДС по продольной оси  (рис. 7-1)

Fбd*=0,76 о.е.

7.16 Результирующая МДС по продольной оси  [11-131]

Fба* = Fбd*+F'ad* = 0,76+1,19 = 1,95 о.е.

7.17 Магнитный поток рассеяния  (рис. 7-1)

Фσ* = 0,4 о.е.

7.18 Результирующий магнитный поток  [11-132]

Фп* = Фбd*σ* =0,76+0,4 = 1,16 о.е.

7.19 МДС, необходимая для создания магнитного потока (рис. 7-1)

Fпс* = 0,42 о.е.

7.20 МДС обмотки возбуждения при нагрузке [11-133]

Fп.н* = Fба*+Fпс* = 1,95+0,42 = 2,73 о.е.

 

7.21 МДС обмотки возбуждения при нагрузке [11-134]

Fп.н = Fп.н*FΣ(1) = 2,73∙2622,86 = 7160 А.


8 Обмотка возбуждения

8.1 Напряжение дополнительной обмотки статора [11-135]

Uд = U1wd/w1 = 6000∙3/540 = 33,3 В.

8.2 Предварительная средняя длина витка обмотки возбуждения  [11-136]

ℓ'ср.п = 2,5∙(ℓп+bп) = 2,5∙(360+72) = 1080 мм.

8.3 Предварительная площадь поперечного сечения проводника обмотки возбуждения [11-173]

S'= мм2.

8.4 Предварительная плотность тока в обмотке возбуждения  [рис. 11-21]

J'п = 4,3 А/мм2.

8.5 Предварительное количество витков одной полюсной катушки [11-138]

w'п=.

8.6 Расстояние между катушками смежных полюсов [11-139]

ак= мм.

По [§ 11-9] принимаем неизолированный ленточный медный провод. Изоляция между витками – асбестовая бумага толщиной 0,3 мм, катушка однослойная.

8.7 Предварительный размер проводника обмотки из неизолированной полосовой меди, навиваемой на ребро, по ширине [11-145]

мм.

8.8 Предварительный размер проводника обмотки из неизолированной полосовой меди, навиваемой на ребро, по толщине

мм.

8.9 Размера проводника без изоляции [прил. 2]

a×b = 3,75×12,5 мм;

S= 46,02 мм2.

8.10 Минимальный допустимый радиус закругления проводника, навиваемого на ребро [11-147]

мм.

8.11 Фактический средний радиус закругления проводника, навиваемого на ребро [11-148]

мм.

8.12 Размер полюсной катушки по ширине [по рис. 11-22 б]

bк.п=b= 12,5 мм.

8.13 Раскладка витков по высоте катушки [по рис. 11-22 б]

Nв=wп=35.

8.14 Количество параллельных ветвей в цепи обмотки возбуждения [§ 11-9]

ап=3,75.

8.15 Размер полюсной катушки по высоте [11-150]

мм.

8.16 Средняя длина витка катушки [11-151]

ср.п=2∙(ℓп+2bп- r1)+2π(r1+ bк.п)=2∙(360-2∙12,5)+2∙3,14∙(39,5+8)= 968,3 мм.

8.15 Ток возбуждения при номинальной нагрузке [11-153]

Iп.н=Fп.н/wп=7160/35= 204,57 А.

8.17 Уточненная плотность тока в обмотке возбуждения [11-154]

Jп=Iп.н/(апS) = 204,57/(1∙46,02) = 4,4 А/мм2.

8.18 Общая длина всех витков обмотки возбуждения [11-155]

Lп = 2р∙wп∙ℓср.п∙10-3 = 8∙35∙968,3∙10-3 = 271 м.

8.19 Массам меди обмотки возбуждения  [11-156]

mм.п = 8,9∙LпS∙10-3 = 8,9∙271∙46,02∙10-3 = 111 кг.

8.20 Сопротивление обмотки возбуждения при температуре 20˚ С  [11-157]

rп = Lп/ρм20∙апS = 271/57∙1∙46,02= 0,1 Ом.

8.21 Максимальный ток возбуждения  [11-158]

Iп max = Uп/(rпmт) = (33,3-2)/(0,1∙1,38) = 226,8 А.

8.22 Коэффициент запаса возбуждения  [11-159]

Iп max/Iп.н = 226,8/204,57 = 1,1.

8.23 Номинальная мощность возбуждения  [11-160]

Рп = UпIп max = (33,3-2)∙226,8 = 7098,84 Вт.


9 Параметры обмоток и постоянные времени

9.1 Сопротивления обмоток статора при установившемся режиме

9.1.1 Коэффициент насыщения при Е=0,5 (табл. 5-1), [11-161]

кнас(0,5)=.

9.1.2 МДС для воздушного зазора при Е=1,0 (табл. 5-1)

Fб(1)*= 1789 А.

9.1.3 Индуктивное сопротивление продольной реакции якоря  [11-162]

хad*= о.е.

9.1.4 Коэффициент поперечного реакции якоря [табл. 11-4]

кaq=0,35.

9.1.5 Индуктивное сопротивление поперечной реакции якоря [11-163]

хaq*= о.е.

9.1.6 Синхронное индуктивное сопротивление по продольной оси [11-164]

хd*ad*σ*=3,28+0,149= 3,429 о.е.

9.1.7 Синхронное индуктивное сопротивление по поперечной оси [11-165]

хq*aq*σ*= 1,6+0,149=1,749 о.е.

9.2 Сопротивления обмотки возбуждения

9.2.1 Активное сопротивление обмотки возбуждения, приведенное к обмотке статора [11-166]

о.е.

9.2.2 Коэффициент магнитной проводимости потоков рассеяния обмотки возбуждения [11-167]

λпΣн.п+0,65∙λп.с+0,38∙λп.в=69+0,65∙87,26+0,38∙7,4= 128,5.

9.2.3 Индуктивное сопротивление обмотки возбуждения  [11-168]

хп*=1,27∙кad∙хad*(1+о.е.

9.2.4 Индуктивное сопротивление рассеяния обмотки возбуждения [11-169]

хпσ* = хп*ad* = 3,86-3,28 = 0,58 о.е.

9.3 Сопротивления демпферной обмотки

9.3.1 Относительное зубцовое деление демпферной обмотки [11-170]

t2*=π∙t2/τ=3,14∙21,3/217=0,308 о.е.

9.3.2 Коэффициент распределения демпферной обмотки [11-171]

кр2=.

9.3.3 Коэффициент магнитной проводимости потока рассеяния по зубцам полюсного наконечника [11-172]

λдз=t2/(gд∙б)=21,3/(16,5∙2,1) = 0,614.

9.3.4 Коэффициент магнитной проводимости пазового рассеяния полюсов [11-173]

λdп=.

  1.   Коэффициенты [рис. 11-23]

Сd=1,2; Cq=1,9.

9.3.6 Коэффициент магнитной проводимости рассеяния лобовых частей демпферной обмотки по продольной оси [11-174]

λдлd=0,019∙τCd/N2=0,019∙217∙1,2/7 = 0,7.

9.3.7 Коэффициент магнитной проводимости рассеяния лобовых частей демпферной обмотки по поперечной оси [11-175]

λдлq=0,019∙τCd/N2=0,019∙217∙1,9/7=1,1.

9.3.8 Коэффициент магнитной проводимости рассеяния демпферной обмотки по продольной оси [11-176]

λдd=.

9.3.9 Коэффициент магнитной проводимости рассеяния демпферной обмотки по поперечной оси [11-177]

λдq=.

9.3.10 Индуктивной сопротивление полной демпферной обмотки по продольной оси [11-178]

хдd*=о.е.

9.3.11 Индуктивной сопротивление полной демпферной обмотки по поперечной оси [11-179]

хдq*= о.е.

9.3.12 Активное сопротивление стержней демпферной обмотки по продольной оси [11-181]

rcd*=

о.е.

где μ0=4π∙10-7 Гн/м – магнитная проницаемость воздуха;

ρ2(t)к(t)=0,0242 – удельное сопротивление стержня и сегмента при t=155 0C.

9.3.13 Активное сопротивление стержней демпферной обмотки по поперечной оси  [11-182]

rcq*=0,75∙rcd*=0,75∙0,0299=0,0224 о.е.

9.3.14 Активное сопротивление короткозамыкающих колец демпферной обмотки по продольной оси [11-183]

rkd*=

о.е.

9.3.15 Активное сопротивление короткозамыкающих колец демпферной обмотки по поперечной оси [11-184]

rkq*=1,5∙rkd*=1,5∙0,017=0,0255 о.е.

9.3.16 Активное сопротивление полной демпферной обмотки по продольной оси [11-185]

rдd*=rcd*+rkd*=0,0299+0,017=0,0469 о.е.

9.3.17 Активное сопротивление полной демпферной обмотки по поперечной оси [11-186]

rдq*=rcq*+rkq*=0,0224+0,0255=0,0479 о.е.

9.4 Переходные и сверхпереходные сопротивления обмотки статора

9.4.1 Переходное индуктивное сопротивление обмотки статора по продольной оси [11-188]

x'd*=xσ*+ о.е.

9.4.2 Переходное индуктивное сопротивление обмотки статора по поперечной оси [11-189]

х'q*=xq*=1,749 о.е.

9.4.3 Сверхпереходное индуктивное сопротивление обмотки статора по продольной оси  [11-190]

x''d*=xσ*+о.е.

9.4.4 Сверхпереходное индуктивное сопротивление обмотки статора по поперечной оси  [11-191]

x''q*=xσ*+о.е.

9.5 Сопротивления для токов обратной и нулевой последовательности

  1.  Индуктивное сопротивление обмотки статора для токов обратной последовательности при работе машины на малое внешнее сопротивление [11-194]

х2*=о.е.

9.5.2 Индуктивное сопротивление обмотки статора для токов обратной последовательности при большом внешнем индуктивном сопротивлении [11-195]

х2*=0,5(х''d*+х''q*)=0,5(0,223 +0,187)=0,205 о.е.

9.5.3   Индуктивное  сопротивление двухслойной обмотки статора для токов нулевой последовательности [11-196]

9.5.4 Активное сопротивление обмотки фазы статора для тока нулевой последовательности при рабочей температуре [11-197]

r0*=r1*(20)mт=0,0144∙1,38= 0,0198 о.е.

9.6 Постоянные времени обмоток

9.6.1   Обмотка возбуждения при разомкнутых обмотках статора и демпферной [11-198]

Тd0=xп*/ω1rп*=3,86/(2∙3,14∙50∙0,006) = 2,048 с.

9.6.2 Обмотка возбуждения при замкнутых обмотках статора и демпферной [11-199]

Т'd = Td0x'd*/xd* = 2,048∙0,641/3,429= 0,382 с.

9.6.3 Демпферная обмотка при разомкнутых обмотках статора и возбуждения по продольной оси [11-200]

Tдd0=с.

9.6.4 Демпферная обмотка при разомкнутых обмотках статора и возбуждения по поперечной оси [11-201]

Tдq0= с.

9.6.5 Демпферная обмотка по продольной оси при разомкнутой обмотке статора и замкнутой обмотке возбуждения [11-202]

T''d0= с.

9.6.6 Демпферная обмотка по продольной оси при короткозамкнутых обмотках возбуждения и статора [11-203]

T''d = T'''d0x''d*/x'd* = 0,039∙0,233/0,641 = 0,013 с.

9.6.7 Демпферная обмотка по поперечной оси при короткозамкнутой обмотке статора  [11-204]

T''q = Tдq0x''q*/xq* = 0,109∙0,187/1,749 = 0,011 с.

9.6.8 Обмотка статора при короткозамкнутых обмотках ротора [11-205]

Ta = x2*/ω1r1* = 0,204/(2∙3,14∙50∙0,0144) = 0,045 с.


10 Потери и КПД

10.1 Зубцовое деление статора в максимальном сечении зубца [9-128]

t1max=π∙ (D1-2hп)/z1= 3,14∙(553+2∙119)/72 = 34,49 мм.

10.2 Ширина зубца в наиболее широкой части [9-129]

bз1max = t1max-bn1 = 34,49-12,83 = 21,66 мм.

10.3 Ширина зубца в средней части [9-130]

bз1cp=(bз1min+bз1max)/2=(11,27+21,66)/2 = 16,465 мм.

10.4 Расчетная масса стали зубцов статора [9-260]

mз1=7,8∙z1bз1срhn1∙ℓ1kc∙10-6 = 7,8∙72∙16,465∙59,5∙345∙0,95∙10-6 = 180,3 кг.

10.5 Магнитные потери в зубцах статора [9-252]

Pз1=3∙В2з1срmз1=2,7∙1,152∙180,3 = 643,8 Вт.

 

10.6 Масса стали спинки статора [9-261]

mc1=7,8∙π∙(Dн1-hc1) ∙hc1∙ℓ1kc∙10-6=7,8∙3,14(740-34)∙34∙345∙0,95∙10-6  =

= 192,68 кг.

10.7 Магнитные потери в спинке статора [9-255]

Рс1=3∙В2с1mc1=2,7∙1,52∙192,686 = 780,378 Вт.

10.8 Амплитуда колебаний индукции [11-206]

В00∙кб∙Вб=0,35∙1,42∙0,75=0,372 Тл.

10.9 Среднее значение удельных поверхностных потерь [11-207]

рпов0∙(z1n1∙10-4)1,5(0,1∙В0t1)2=6(72∙750∙10-4)1,5∙(0,1∙0,372∙24,1)2 = 60,5 Вт/м2.

10.10 Поверхностные потери машины [11-208]

Рпов=2∙р∙τ∙α∙ℓпр∙пов∙кп∙10-6 = 8∙217,3∙0,7∙360∙60,5∙0,6∙10-6 = 15,88 Вт.

  1.  Суммарные магнитные потери [11-213]

РсΣс1з1пов=780,378+643,8+15,88=1440 Вт.

10.12 Потери в обмотке статора [11-209]

Рм1=m1I21r1mт+m1∙(I'пн/)2rдmт=

=3∙25,82∙2,642∙1,38+3∙(204,57/)2∙0,0037∙1,38 = 7494 Вт.

10.13 Потери на возбуждение синхронной машины при питании от дополнительной обмотки статора [11-214]

Рп=I2п.нrпmт+2Iп.н=204,572∙0,1∙1,38+2∙204,57= 4594 Вт.

10.14 Добавочные потери в обмотке статора и стали магнитопровода при нагрузке  [11-216]

Рдоб=0,005∙Рн / η =0,005∙200∙103/0,93=1075 Вт.

10.15 Потери на трение в подшипниках и на вентиляцию [11-211]

Р'мх = Рт.п + Рвен =

= Вт.

10.16 Потери на трение щеток о контактные кольца [11-212]

Рт.щ=2,6∙Iп.нD1n1∙10-6 =2,6∙204,57∙553∙750∙10-6= 220,6 Вт.

10.17 Механические потери  [11-217]

Рмх=Р'мхтщ=1141,5+220,6= 1362,1 Вт.

  1.  Суммарные потери  [11-218]

РΣ = РсΣм1добпмх =1440+7494+1075+4594+1362,1 = 15965 Вт.

10.19 КПД при номинальной нагрузке  [11-219]

η = [1-РΣ/(РΣ)] ∙100 = [1-15965/(200000+15965)] ∙100 = 92,6 %.


11 Характеристики машин

11.1.2 Значение ОКЗ [11-227]

ОКЗ=Е'0*d*=1/3,429=0,29 о.е.

11.1.3 Кратность установившегося тока к.з. [11-228]

Ik/I=ОКЗ∙Iп.н*=0,29∙2,73=0,79 о.е.

11.1.4 Наибольшее мгновенное значение тока  [11-229]

iуд=1,89/х''d*=1,89/0,223=8,47 о.е.

11.1.5 Статическая перегружаемость [11-223]

S=E'0о*kp/xd*cosφн=2,73∙1,055/3,429∙0,8=1,05 о.е.

11.1.6 Определяем ЭДС (рис. 5-1)

Е'0*= 2,73 о.е.

11.1.7 Определяем уравнение [11-221]

Р*=(Е'0*d*)sinθ+0,5(1/хq*-1/xd*)sin2θ=

=2,73/3,429∙sinθ+0,5(1/1,749-1/3,429)sin2θ=0,796∙sinθ+0,14∙sin2θ.

Рис. 11-1 – Угловая характеристика


11.2.1 Пусковые характеристики при S=1

   

   11.2.2 Приведенное сопротивление обмотки возбуждения(11-230)

   

11.2.3 Приведенное сопротивление демпферной обмотки

   11.2.4. По продольной оси (11-231)

  11.2.5 По поперечной оси (11-232)

   11.2.6 Проводимость обмотки статора по продольной оси (11-233)

   11.2.7  Приведенная проводимость обмотки возбуждения(11-234)

   11.2.8  Приведенная проводимость пусковой обмотки по продольной оси(11-235)

 

  11.2.9 Полная приведенная проводимость по продольной оси (11-236)

11.2.10  Полное приведенное сопротивление по продольной оси (11-237)

           11.2.11 Проводимость обмотки статора по поперечной оси (11-238)

            11.2.12 Полная приведенная проводимость по поперечной оси (11-240)

   11.2.13 Полное приведенное сопротивление по поперечной оси (11-241)

    11.2.14 Пусковой ток статора

   

            Прямого следования (11-242)

  Обратного следования (11-243)

   11.2.15 Полный пусковой ток статора (11-244)

11.2.16 Активная составляющая пускового  тока статора прямого следования (11-245)

11.2.17 Пусковой момент (11-246)

12 Тепловой и вентиляционный расчеты

12.1 Тепловой расчет обмотки статора

12.1.1 Потери в основной и дополнительной обмотках статора [11-247]

Р'м1=m1mт'[I'12r1+(Iп.н/)2rд]=

=3∙1,48∙[25,8 2∙2,642+(204,57/)2∙0,0037)= 11895,421 Вт.

где m'т=1,48 – коэффициент для класса нагревостойкости изоляции F [§ 5-1]

12.1.2 Условная внутренняя поверхность охлаждения активной части статора [9-379]

Sп1=πD11=π∙553∙345=599000 мм2.

12.1.3 Условный периметр поперечного сечения [9-381]

П1=2(hn1+bп1)=2(59,5+12,83)=144,66 мм.

12.1.4 Условная поверхность охлаждения пазов [9-382]

Sи.п1=z1П11=72∙144,66∙345=3590000 мм2.

12.1.5 Условная поверхность охлаждения лобовых частей обмотки [9-383]

Sл1=4πD1в1=4∙3,14∙553∙150=1040000 мм2.

12.1.6 Условная поверхность охлаждения генераторов без охлаждающих ребер на станине [9-384]

SмашDн1(ℓ1+2ℓв1)=3,14∙740(345+2∙150)=1498700 мм2.

12.1.7 Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки и от потерь в стали, отнесенных к внутренней поверхности охлаждения активной части статора  [9-386]

рп1= Вт/мм2;

где к=0,78 – коэффициент [табл. 9-25].

12.1.8 Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки и от потерь в стали, отнесенных к поверхности охлаждения пазов [9-387]

ри.п1= Вт/мм2.

12.1.9 Удельный тепловой поток от потерь в активной части обмотки и от потерь в стали, отнесенных к поверхности охлаждения лобовых частей обмотки [9-388]

рл1== Вт/мм2.

12.1.10 Окружная скорость ротора [9-389]

v2= м/с.

12.1.11 Превышение температуры внутренней поверхности активной части статора над температурой воздуха внутри машины [9-390]

Δtп1= ºС,

где  α1=12∙10-5 Вт/(мм2∙град) – коэффициент теплоотдачи поверхности статора.

12.1.12 Односторонняя толщина изоляции в пазу статора [§ 9-13]

bи1=(bп1-Nшb)/2=(12,83-1∙3,55)/2=4,64 мм.

Перепад температуры в изоляции паза и жестких катушек [9-392]

Δtи.п1= ºС.

12.1.13 Превышение температуры наружной поверхности лобовых частей обмотки над температурой воздуха внутри машины [9-393]

Δtл1л11=0,0062/12∙10-5=51,6 ºС.

12.1.14 Перепад температуры в изоляции лобовых частей из жестких катушек [9-395]

Δtи..л1л1 = ºС.

12.1.15 Среднее превышение температуры обмотки над температурой воздуха внутри машины [9-396]

Δt'1=(Δtп1tи.п1)+(Δtл1tи.л1) =

=(74,58+43,5)+(51,6+77,5) ºС.

12.1.16 Потери в двигателе, передаваемые воздуху внутри машины [9-397]

Р'Σ=к(Р'м1сΣ)+Р'м1+Р'м2мхΣд=0,78(11895,421∙ Вт.

12.1.17 Среднее превышение температуры воздуха внутри двигателя над температурой наружного воздуха [9-399]

Δtв= ºС.

12.1.28 Среднее превышение температуры обмотки над температурой наружного воздуха [9-400]

Δt1t'1tв=104+7,6=101,6 ºС.

12.2 Тепловой расчет обмотки возбуждения

12.2.1 Условная поверхность охлаждения многослойных катушек из изолированных проводов [11-248]

Sп2=2р∙ℓср.пhkп=8∙968,3∙108= 836000 мм2.

12.2.2 Удельный тепловой поток от потерь в обмотке, отнесенных к поверхности охлаждения обмотки [11-250]

рп=к∙Рп/Sп2=0,9∙4594/836000 =0,0494 Вт/мм2.

12.2.3 Коэффициент теплоотдачи катушки [§ 11-13]

αТ=(3+0,42∙v2)∙10-5=(3+0,42∙21,5)∙10-5=12∙10-5 Вт/(мм2 ˚С).

12.2.4 Превышение температуры наружной поверхности охлаждения обмотки [11-251]

Δtп.лпТ=0,0494/12∙10-5 =41,16 ˚С.

12.2.5 Перепад температуры в наружной и внутренней изоляции многослойных катушек из изолированных проводов [11-252]

Δtи.лп ˚С.

12.2.6 Среднее превышение температуры обмотки над температурой воздуха внутри машины [11-253]

Δt'пtп.п= 41,16˚С.

12.2.7 Среднее превышение температуры обмотки над температурой охлаждающего воздуха [11-254]

Δtпt'пtв=41,16+7,6=48,76 ˚С.

12.3 Вентиляционный расчет

Принята система вентиляции радиальная [§ 11-13]

12.3.1 Необходимый расход воздуха [5-28]

Vв = м3/с.

12.3.2 Коэффициент, зависящий от частоты вращения n1  [5-40]

.

  1.   Приближенный расход воздуха[5-39]

 м3/с.

  1.  3.3 Напор воздуха, развиваемый при радиальной системе  [5-41]

Па.


13 Масса и динамический момент инерции

13.1 Масса

13.1.1 Масса стали сердечника статора [11-255]

mс1Σ=mз1+mс1=180,3+192,686=373 кг.

13.1.2 Масса стали полюсов [11-256]

mсп=7,8∙10-6ксп(bпh'пкbнпhнп)2р=

=7,8∙10-6∙0,98∙360∙ (72∙119+0,8∙150∙28)∙8=262,6 кг.

13.1.3 Масса стали сердечника ротора [11-257]

mс2=6,12кс10-61[(2,05hс2+D2)2-D2]=

=6,12∙0,98∙10-6∙345[(2,05∙50+154)-154]=137,59 кг.

13.1.4 Суммарная масса активной стали статора и ротора [11-258]

mсΣ=mс1Σ+mсп+mс2=373+262,6+137,59 =773,19 кг.

13.1.5 Масса меди обмотки статора [11-259]

mм1=8,9∙10-6m1(a1w1ср1S0+adwdсрдSэфд)=

=8,9∙10-6∙3(1∙540∙1508∙2,703+4∙3∙1508∙6,2)=61,765 кг.

13.1.6 Масса меди демпферной обмотки [11-260]

mм.д=8,9∙10-62р(N'2Sℓ'ст+b'н.пSс+0,6SсСп)=

=8,9∙10-6∙8(7∙100,5∙388,4+150∙164+0,6∙164∙2)=21,2 кг.

13.1.7 Суммарная масса меди [11-261]

mмΣ= mм1+ mм.п +mмд =61,765+111+21,2=193,965 кг.

13.1.8 Суммарная масса изоляции [11-262]

mи=(3,8D1,5н1+0,2Dн11)10-4=(6,6∙7401,5+0,6∙740∙345)∙10-4=28,6 кг.

13.1.9 Масса конструкционных материалов [11-264]

mкDн1+В=0,32∙740+400=636,8 кг.

  1.   Масса машины [11-265]

mмаш=mсΣ+mмΣ+mи+mк=773,19+193,965+28,6+636,8=1632,5 кг.

13.2 Динамический момент инерции ротора

13.2.1 Радиус инерции полюсов с катушками [11-266]

Rп.ср=0,5[(0,5D21+(0,85÷0,96)(0,5D2+hc2)2]∙10-6 =

=0,5[(0,5∙5532+0,85(0,5∙154+50)2]∙10-6=0,083 м.

13.2.2 Динамический момент инерции полюсов с катушками [11-267]

Jп=(mс.п+mм.п+mм.д)4R2п.ср=(262,6+111+21,2)∙4∙0,0832=10,88 кг∙м2.

13.2.3 Динамический момент инерции сердечника ротора [11-268]

Jс2=0,5mс2∙10-6[(0,5D2+hс2)2-(0,5D2)2]=

=0,5∙137,59∙10-6[(0,5∙154+50)2-(0,5∙154)2]=0,7 кг∙м2.

13.2.4 Масса вала [11-269]

mв=15∙10-6∙ℓ1D22=15∙10-6∙345∙1542=122,73 кг.

13.2.5 Динамический момент инерции вала [11-270]

Jв=0,5mв(0,5D2)210-6=0,5∙122,73∙(0,5∙154)2∙10-6=0,36 кг∙м2.

13.2.6 Суммарный динамический момент инерции ротора [11-271]

Jи.д=Jп+Jc2+Jв=10,88+0,7+0,36=11,94 кг∙м2.


Заключение

Ускорение научно-технического прогресса требует всемерной автоматизации производственных процессов. Для этого необходимо создавать электрические машины, удовлетворяющие своим показателям и характеристикам, весьма разнообразным требованиям различных отраслей народного хозяйства.

Процесс создания электрических машин включает в себя проектирование, изготовление и испытание. Под проектированием электрической машины понимается расчет размеров отдельных ее частей, параметров обмоток, рабочих и других характеристик машины, конструирование машины в целом, а также ее отдельных деталей и сборочных единиц, оценка технико-экономических показателей спроектированной машины, включая показатели надежности.


Список литературы

1. О.Д. Гольдберг, Я.С. Гурин, И.С. Свириденко Проектирование электрических машин: Учеб. для втузов – М.: Высш. шк., 1984.

2. Копылов  Справочник по машиностроительному черчению: Учеб. для втузов – М.: Высш. шк., 1982.

3. Анурьев В. И. Справочник конструктора-машиностроителя: В 3-х т. Т. 1. – 5-е изд., перераб. и доп. - М.; Машиностроение, 1979 – 728 с.

4. Пат. RU 2084075, Н02Р 1/50, Н02Р 9/14. Регулятор возбуждения синхронного двигателя. Опубл. 1997.07.10

5. Слодарж М.И. Режимы работы, релейная защита и автоматика синхронных электродвигателей. М.: Энергия, 1977, с.76-88

  6. Пат. RU 2316885, H02P 1/48, H02K19/02.  Способ синхронизации синхронного двигателя и устройство для его реализации. Опубл. 2008.06.15


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

10369. Шпаргалка по педагогике (для педагогов) 1.87 MB
  Шпаргалка по педагогике для педагогов 1. Понятие педагогики и этапы ее развития Слово педагогика греческого происхождения. В дословном переводе означает детовождение. В современном понимании педагогика представляет собой совокупность знаний и умений по...
10370. АВГУСТИН Блаженный (Augustinus Sanctus) Аврелий 45.72 KB
  АВГУСТИН Блаженный Augustinus Sanctus Аврелий 13.11.354 Тагаст Сев. Африка Нумидия 28.8.430 Гишюн Сев. Африка христ. теолог представитель зап. патристики. Прошёл через увлечение манихейством и скептицизмом в 387 принял крещение. С 395 епископ Гиппона. Онтология А. и его уч...
10371. АДЛЕР (Adler) Альфред 33.73 KB
  АДЛЕР Adler Альфред 7.2.1870 Вела 28.5.1937 Абердин Шотландия австр. врач и психолог создатель индивидуальной психологии. Примыкал сначала к сторонникам 3. Фрейда затем основал собств. школу получившую наибольшее влияние в 20х гг. с созданием Междунар. ассоциации инд
10372. ФОМА АКВЙНСКИЙ, (Thomas Aquinas) 47.64 KB
  ФОМА АКВЙНСКИЙ Thomas Aquinas 1225 или 122i замок Роккасекка близ Акуино Юж. Италия 7. 3. 1274 монастырь Фоссануова Юж. Италия ср.век философ и теолог систематизатор ортодоксальной схоластики основатель томизма; монахдоминиканец с 1244. В 1567 признан пятым учителем ...
10373. Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений 55.5 KB
  Предмет и задачи политологии. Методы изучения политических явлений. Политология это наука о политической власти и управлении о закономерностях развития политических отношений и процессов функционирования политических систем и институтов политического поведения и...
10374. Основные понятия категории науки о политике 61.5 KB
  Всякий раз, когда мы ставим перед собой задачу вычленить какую-либо научную дисциплину из всей совокупности научных дисциплин, мы сталкиваемся с вопросом о ее понятийно-категоричном аппарате. Политика зачастую представляет собой не только четко очерченную, раз и навсегда...
10375. Место политологии среди других обществоведческих дисциплин 29 KB
  Место политологии среди других обществоведческих дисциплин. Политики представляя собой очевидную сторону общественной жизни детерминируется множеством явных и скрытых от глаз мене ощутимых факторов и процессов в совокупности составляющих ее социологические основ...
10376. История развития политической мысли. Основные тенденц 35.5 KB
  История развития политической мысли. Основные тенденции. Чрезвычайно огромный объём материалов по истории развития политической мысли включающий в себя исторические правовые политические географические философские и другие источники не позволяют авторам подробн
10377. Сущность и особенности внешней политики России на современном этапе 30 KB
  Сущность и особенности внешней политики России на современном этапе. Проблемы формирования новой государственности в России с точки зрения ее роли в мировом политическом процессе нельзя рассматривать без учета взаимозависимости основных субъектов международных о