44517

Основы знаний об арбитражном процессе

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Специализация органов гражданской юрисдикции на рассмотрении споров в сфере коммерческого оборота известна многим странам мира. В России первый коммерческий суд был создан в 1832 году

Русский

2014-03-28

49.45 KB

6 чел.

Тема 4. Основы знаний об арбитражном процессе

§ 1. Система арбитражных судов, их задачи

Рассмотрение и разрешение споров о праве гражданском и других дел в области гражданской юрисдикции осуществляют наряду с судами общей юрисдикцииарбитражные суды. Арбитражные суды осуществляют правосудие в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности путем разрешения экономических споров и других дел, отнесенных к их компетенции АПК и федеральными законами (ст.1 АПК РФ).

Арбитражные суды являются судами специальной юрисдикции, они созданы для рассмотрения и разрешения гражданско-правовых споров, возникающих между субъектами предпринимательской и иной экономической деятельности, а также иных споров и других дел в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности.

Специализация органов гражданской юрисдикции на рассмотрении споров в сфере коммерческого оборота известна многим странам мира. В России первый коммерческий суд был создан в 1832 году. После революции 1917 года в условиях советской плановой экономики на смену коммерческим судам пришли сначала арбитражные комиссии, а затем государственные и ведомственные арбитражи, которые были созданы при исполнительных органах власти. Они осуществляли рассмотрение гражданских споров между государственными предприятиями и организациями, но органами правосудия в полном смысле не являлись, т.к. состояли при органах исполнительной власти и обладали нормотворческими полномочиями1.

Экономические реформы конца 80 - начала 90 годов 20 века и появление частного предпринимательства обусловили необходимость создания полноценной системы органов правосудия, которые осуществляли бы рассмотрение экономических споров между гражданами-предпринимателями и юридическими лицами. В ходе работы над соответствующими законопроектами выдвигались различные предложения: от создания системы специальных судов для разрешения споров в сфере бизнеса до передачи всех таких дел в ведение судов общей юрисдикции. Сторонники первого подхода указывали на специфику торговых споров, которая требует специализации судей для качественного и своевременного рассмотрения дел; сторонники второго подхода полагали, что дуализм органов гражданской юрисдикции породит споры о подведомственности дел и приведет к различному применению гражданского законодательства судами общей юрисдикции и арбитражными судами. Законодатель избрал первый путь. В 1991 году государственные арбитражи были упразднены и созданы арбитражные суды. В 1992 году был принят первый Арбитражный процессуальный кодекс РФ. В 1995 году вводится в действие второй АПК, который действовал в течение 7 лет. В настоящее время судопроизводство в арбитражных судах осуществляется в соответствии с Арбитражным процессуальным кодексом 2002 года.

Изменениям в течение последних лет подвергались не только процессуальные законы, регламентирующие рассмотрение дел в арбитражных судах, но и сама система арбитражных судов. В настоящее время она выглядит следующим образом.

Возглавляет систему арбитражных судов Высший Арбитражный Суд РФ. Он учрежден Конституцией РФ, статья 127 которой провозглашает, что ВАС РФ является высшим судебным органом по разрешению экономических споров и иных дел, рассматриваемых арбитражными судами, осуществляет в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью и дает разъяснения по вопросам судебной практики. В структуре Высшего Арбитражного Суда созданы Пленум; Президиум; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений; судебная коллегия по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений; судебные составы.

ВАС является судом первой инстанции в отношении дел, перечисленных в ч. 2 ст. 34 АПК РФ:

  1.  дела об оспаривании нормативных правовых актов Президента РФ, Правительства РФ, федеральных органов исполнительной власти, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  2.  дела об оспаривании ненормативных правовых актов Президента РФ, Совета Федерации и Государственной Думы Федерального Собрания РФ, Правительства РФ, не соответствующих закону и затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3.  экономические споры между Российской Федерацией и субъектами Российской Федерации, между субъектами Российской Федерации.

По первой инстанции дела рассматриваются судебными коллегиями.

Президиум ВАС является единственным органом в системе арбитражных судов, пересматривающим вступившие в законную силу судебные акты арбитражных судов в порядке надзора.

Компетенция Пленума ВАС определена ст. 13 Федерального конституционного закона «Об арбитражных судах». Пленум принимает постановления по вопросам судебной практики, которые являются обязательными для арбитражных судов. Правом отправления правосудия по конкретным делам Пленум не наделен.

Следующее звено системы арбитражных судов представлено федеральными арбитражными судами округов. Для целей построения системы арбитражных судов вся территория России разделена на 10 судебных округов, не совпадающих с административно-территориальным делением страны. В каждом округе создан Федеральный арбитражный суд округа, осуществляющий проверку в кассационном порядке вступивших в законную силу судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации и апелляционных арбитражных судов. Данная функция возложена на судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из гражданских и иных правоотношений, и судебную коллегию по рассмотрению споров, возникающих из административных правоотношений. В составе окружного суда функционирует Президиум, который обеспечивает решение организационных вопросов, а также рассматривает вопросы судебной практики.

Согласно изменениям, внесенным в ФКЗ «Об арбитражных судах» в 2003 году, в каждом судебном кассационном округе должно быть создано по два апелляционных арбитражных суда. В общей сложности их будет создано 20, а процесс их формирования должен завершиться к 01.01.2006 года. Апелляционные арбитражные суды осуществляют рассмотрение в апелляционном порядке судебных актов арбитражных судов субъектов Федерации, принятых по первой инстанции и не вступивших в законную силу. Структура апелляционного суда аналогична структуре окружного суда.

Первым звеном в системе арбитражных судов являются арбитражные суды субъектов Федерации. Закон допускает создание одного суда на территории нескольких субъектов Федерации, и наоборот – нескольких судов, осуществляющих судебную власть на территории одного субъекта Федерации.

В составе арбитражного суда субъекта Федерации образуется Президиум и могут быть созданы судебные коллегии по гражданским и административным. Важнейшая функция арбитражных судов субъектов Федерации – рассмотрение дел, отнесенных к подведомственности арбитражных судов, по первой инстанции. Эти суды рассматривают по первой инстанции все дела, отнесенные к подведомственности арбитражных судов, кроме дел, рассматриваемых Высшим Арбитражным Судом.

Таким образом, система арбитражных судов является четырехзвенной, каждое звено системы представлено судом соответствующей инстанции. Общими для всех звеньев системы арбитражных судов являются полномочия по пересмотру принятых ими судебных актов по вновь открывшимся обстоятельствам, обращению в Конституционный Суд РФ с запросом о проверке конституционности примененного или подлежащего применению в конкретном деле федерального закона, анализу судебной практики и ведению судебной статистики, выработке предложений по совершенствованию действующего законодательства.

Особенностью системы арбитражных судов является то обстоятельство, что суды первого и второго звена осуществляют судебную власть на очень большой территории (как известно, территории отдельных субъектов Федерации в несколько раз превышают территории крупных европейских государств). Это создает проблему доступности судебной защиты прав и интересов предпринимателей, проживающих на значительной удаленности от административных центров соответствующих территорий, в которых находятся арбитражные суды. В целях приближения правосудия к месту нахождения или месту жительства участвующих в деле лиц, находящихся или проживающих в отдаленных местностях, а также с учетом количества дел, рассматриваемых арбитражными апелляционными судами в отдельных местностях, по решению Пленума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации в составе арбитражных апелляционных судов и судов субъектов Федерации могут быть образованы постоянные судебные присутствия, расположенные вне места постоянного пребывания этих судов. Постоянное судебное присутствие арбитражного апелляционного суда или уда субъекта Федерации является обособленным подразделением соответствующего арбитражного суда вне места постоянного пребывания этого суда и осуществляет его полномочия.

§ 2. Источники законодательства об арбитражном процессе. Принципы арбитражного процесса

Как и гражданское процессуальное законодательство, арбитражное процессуальное законодательство отнесено к исключительному ведению Российской Федерации (п. «о» ст. 71 Конституции). Основным нормативным актом, регулирующим рассмотрение дел в арбитражных судах, является Арбитражный процессуальный кодекс РФ 2002 года. Деятельность арбитражных судов по рассмотрению дел о несостоятельности (банкротстве) урегулирована наряду с АПК Федеральным законом «О несостоятельности (банкротстве)» № 127-ФЗ от 26.10.2002. Согласно ст.3 АПК РФ порядок судопроизводства в арбитражных судах может определяться иными федеральными законами, которые должны приниматься в соответствии с АПК. Подзаконное регулирование процессуальной деятельности арбитражных судов не допускается.

Принятию АПК 2002 года предшествовала 10-летняя дискуссия о месте арбитражного процессуального права в системе российского права, которая своей предшественницей имеет дискуссию о правовой природе норм, регулирующих деятельность органов государственного арбитража в советский период нашей истории. Проблеме отраслевой самостоятельности арбитражного процессуального права посвящена обширная литература2. Основных точек зрения две.

Первая точка зрения состоит в том, что арбитражное процессуальное право является самостоятельной отраслью права в системе российского права. Эту позицию поддерживают Т. Е. Абова, И. В. Решетникова, Н. И. Клейн, Л. Ф. Лесницкая, И. П. Бакланова, В. В. Ярков.

Вторая, разделяемая М. С. Шакарян, Н. А. Чечиной, И. М. Зайцевым, Т. В. Сахновой, состоит в признании арбитражного процессуального права составной частью или подотраслью гражданского процессуального права3.

Полагаем, что арбитражное процессуальное право является частью (подотраслью) гражданского процессуального права. Следует полностью согласиться со следующим высказыванием Н. А. Чечиной: «Отличия, которые существуют между правилами, регламентирующими деятельность судов общей юрисдикции и арбитражных судов, не могут быть признаны достаточными для разделения этих правил на две самостоятельные системы права. У правил деятельности судов общей юрисдикции и арбитражных судов больше общих объединяющих компонентов, чем компонентов, отличающих их друг от друга. При этом существующие между ними отличия не являются кардинальными и не противопоставляют эти правила друг другу. Особенности этих правил основаны на их общности как регуляторов деятельности органов судебной власти»4.

Кодификации гражданского и арбитражного процессуального законодательства 2002 года убедительно доказали правильность позиции тех авторов, которые утверждали о необходимости унификации порядка рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах5. «Сближение» двух кодексов не оставляет сомнений в том, что создание единого законодательного акта, регулирующего порядок рассмотрения дел в судах общей юрисдикции и арбитражных судах (Кодекс гражданского судопроизводства (Н. А. Чечина)6, ГПК (А. М. Гребенцов))7 – не утопия, а реальность. Представляется верной точка зрения о том, что существование самостоятельной системы хозяйственных (арбитражных) судов не исключает создание единого нормативного акта, регулирующего процесс рассмотрения ими гражданских дел. Дальнейшее развитие арбитражного процессуального законодательства должно опираться на объективно существующие предпосылки и основания дифференциации правового регулирования процессуальной деятельности, не зависящие от создания отдельной системы судов.

Учитывая общность подавляющего большинства институтов, категорий, принципов гражданского и арбитражного процесса в целях избежания повторов в дальнейшем будут излагаться главным образом правила, отличающие порядок рассмотрения дел в арбитражных судах, от порядка рассмотрения дел в судах общей юрисдикции.

§ 3. Состав суда. Лица, участвующие в деле. Представительство

Как и в гражданском процессе, подавляющее большинство дел в арбитражных судах рассматривается судьей единолично. Однако круг дел, подлежащих рассмотрению коллегиально, шире, чем в гражданском процессе. К ним относятся дела, относящиеся к подсудности Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации, дела об оспаривании нормативных правовых актов и дела о несостоятельности (банкротстве), если иное не установлено федеральным законом.

В соответствии с ч. 5 ст. 32 Конституции АПК предусматривает участие граждан в рассмотрении дел, возникающих из гражданских правоотношений. Эти дела могут рассматриваться с участием арбитражных заседателей, которыми могут стать граждане, достигшие 25 лет, с безупречной репутацией, имеющие высшее профессиональное образование и стаж работы в сфере экономической, финансовой, юридической, управленческой или предпринимательской деятельности не менее пяти лет. Арбитражные заседатели принимают участие в рассмотрении дела и принятии решения наравне с профессиональными судьями. При осуществлении правосудия они пользуются правами и несут обязанности судьи. Порядок выдвижения, отбора, включения в список арбитражных заседателей, их статус и гарантии установленыФедеральным законом «Об арбитражных заседателях арбитражных судов субъектов Российской Федерации» №70-ФЗ от 30.05.2001.

АПК РФ известно деление участников процесса на лиц, участвующих в деле, и иных участников процесса, в основе которого лежит критерий заинтересованности в исходе дела. Состав лиц, участвующих в деле, в арбитражном процессе является идентичным их составу в гражданском процессе. Основные отличия касаются процессуального положения прокурора и государственных органов, органов местного самоуправления, выступающих в защиту публичных интересов.

Согласно ст. 52 АПК прокурор вправе обратиться в арбитражный суд только с тремя видами требований:

  1.  с заявлениями об оспаривании нормативных правовых актов и ненормативных правовых актов органов государственной власти и органов местного самоуправления;
  2.  с иском о признании недействительными сделок, совершенных органами государственной власти Российской Федерации, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, государственными и муниципальными унитарными предприятиями, государственными учреждениями, а также юридическими лицами, в уставном капитале (фонде) которых есть доля участия Российской Федерации, доля участия субъектов Российской Федерации, доля участия муниципальных образований;
  3.  с иском о применении последствий недействительности ничтожной сделки, совершенной перечисленными выше субъектами.

Прокурор также вправе в любой инстанции вступить в дело, относящееся к любой из перечисленных категорий, с целью обеспечения законности. Таким образом, в отличие от гражданского процесса прокурор вправе обжаловать решение по делу, даже если он не принимал участия в рассмотрении дела по первой инстанции.

Относительно государственных органов и органов местного самоуправления отметим, что в арбитражном процессе они вправе обратиться в суд с заявлением в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных законом. Права вступить в дело в целях дачи заключения АПК для этих субъектов не предусматривает.

Относительно представительства арбитражном процессе необходимо отметить, что круг лиц, которые вправе выступать в качестве представителей в арбитражном суде, как и в гражданском процессе практически не ограничен (за исключением прокуроров, следователей, судей, помощников судей и работников аппарата суда –ст. 60 АПК). Но перечень специальных полномочий представителя, требующих специального указания в доверенности, по ГПК и АПК не совпадает: по АПК к специальным полномочиям относятся право представителя на подписание заявления об обеспечении иска, заключение соглашения по фактическим обстоятельствам (ч. 2 ст. 62 АПК).

§ 4. Предъявление иска. Обеспечительные меры

Правила предъявления иска в гражданском и арбитражном процессе очень сходны, но имеется и ряд отличий. В первую очередь, в исковом заявлении, подаваемом, в арбитражный суд, истец обязан указать закон или иной нормативный правовой акт, который, по его мнению, должен быть применен по данному делу. Во-вторых, уведомление ответчика о направлении в суд иска возложено на истца: он обязан приложить к исковому заявлению, подаваемому в суд, доказательства направления копии искового заявления ответчику и другим лицам, участвующим в деле.

АПК неизвестен институт отказа в принятии искового заявления. При отсутствии предпосылок права на предъявление иска (в частности, неподведомственность спора арбитражному суду) судья арбитражного суда не вправе отказать в принятии заявления, но обязан возбудить производство и в последующем прекратить его. Такое нерациональное с практической точки зрения положение может быть объяснено тем, что АПК не содержит понятия экономического спора, поэтому судья возбуждает дело по любому заявлению, а затем на стадии подготовки дела к судебному разбирательству с участием сторон определяет возможность его рассмотрения в арбитражном суде с точки зрения установленных правил подведомственности. При отсутствии необходимых предпосылок права на предъявление иска суд прекращает производство по делу.

Последствия нарушения порядка предъявления иска по ГПК и АПК различаются. Несоблюдение досудебного (претензионного) порядка урегулирования спора, неподписание заявления или подписание его недееспособным лицом влекут оставление искового заявления без движения (ст. 128 АПК), а не возвращение искового заявления (ст. 135 ГПК). Последствия неисполнения требований, выраженных в определении об оставлении искового заявления без движения, являются по ГПК и АПК одинаковыми: заявление в этом случае подлежит возвращению. Ст. 128 АПК не предусматривает возможности обжалования определения об оставлении искового заявления без движения.

Институт обеспечительных мер в арбитражном процессе имеет ряд существенных отличий от такого же института в гражданском процессе. Во-первых, перечень оснований принятия обеспечительных мер дополнен таким основанием как предотвращение причинения значительного ущерба заявителю (ч. 2 ст. 90 АПК). Во-вторых, значительно более детально урегулированы требования к форме, содержанию и порядку подачи заявления о принятии обеспечительных мер. В-третьих, АПК содержит значительно более подробные правила встречного обеспечения, предоставляемого лицом, ходатайствующим о принятии обеспечительных мер, в целях обеспечения возмещения возможных для ответчика убытков, причиненных действием этих мер. В-четвертых, АПК предусматривает рассмотрение вопросов об отмене и замене обеспечительных мер без вызова сторон в судебное заседание. В-пятых, ст. 99 АПК предусматривает возможность применения предварительного обеспечения имущественных интересов, т.е. применения обеспечительных мер еще до предъявления иска и возбуждения дела в суде. В случае принятия судом таких мер иск должен быть предъявлен в срок, не превышающий 15 дней со дня принятияпредварительных обеспечительных мер8.

§ 5. Доказательства и доказывание

Принципиальным отличием арбитражного процесса от гражданского процесса является установление в АПК открытого перечня средств доказывания. Наряду с известными и общими для гражданского и арбитражного процесса средствами доказывания АПК предусматривает возможность использования так называемых «иных документов и материалов» (ст. 89 АПК). Признаков и режима исследования этих доказательств АПК не содержит.

Согласно принципу состязательности доказательства представляются лицами, участвующими в деле. Суд оказывает им содействие в получении доказательств, но по собственной инициативе вправе собирать доказательства только в случаях, предусмотренных АПК. Особенность арбитражного процесса состоит в том, что согласно АПК ответственность в виде штрафа за непредоставление без уважительных причин доказательств, истребованных судом, установлена как для субъектов, не принимающих участия в рассмотрении дела, так и для лиц, участвующих в деле (ч. 9 ст. 66 АПК)9.

Наряду с признанием факта как односторонним волеизъявлением стороны АПК предусматривает возможность достижения сторонами соглашения в оценке обстоятельств дела как двустороннего волеизъявления сторон (ст. 70 АПК). Как признанные, так и согласованные факты не подлежат доказыванию. Однако право на подписание соглашения в оценке обстоятельств дела является специальным полномочием представителя, в отличие от признания факта, которое не требует специального указания в доверенности.

Еще одна особенность доказывания по АПК состоит во введении процедурыраскрытия доказательствСт. 65 АПК предусматривает обязанность каждого лица, участвующего в деле, раскрыть доказательства, на которые оно ссылается как на основание своих требований и возражений, перед другими лицами, участвующими в деле, до начала судебного заседания, если иное не установлено настоящим Кодексом. Лица, участвующие в деле, вправе ссылаться только на те доказательства, с которыми другие лица, участвующие в деле, были ознакомлены заблаговременно (ч. 4 и 5 ст. 65 АПК). Раскрытие доказательств осуществляется сторонами на стадии подготовки дела к судебному разбирательству с участием арбитражного суда: в ходе обмена исковым заявлением и отзывом на иск (ст. 131 АПК), на собеседовании у судьи (п. 1 ч. 1 ст. 135 АПК), в ходе предварительного судебного заседания (ст. 136 АПК). При изменении предмета доказывания в связи с изменением предмета или основания иска, предъявлением встречного иска (эти действия могут быть совершены по всему ходу судебного разбирательства), суд обязан предоставить сторонам возможность предоставить дополнительные доказательства (ч. 3 ст. 66 АПК). Раскрытие доказательств направлено на расширение состязательности, повышение ответственности сторон за представление доказательств в дело, предотвращение злоупотреблений и затягивание процесса рассмотрения дела10.

§ 6. Подготовка дела к судебному разбирательству. Судебное разбирательство

Как уже отмечено выше, основная задача подготовки дела к судебному разбирательству – раскрытие доказательств. Именно эту задачу преследует и проведение предварительного заседания. В отличие от ГПК в арбитражном процессе в предварительном заседании не может быть вынесено судебное решение в связи с пропуском исковой давности или срока на обращение в суд за защитой. Вторая задача подготовки дела – поиск компромисса, выяснение возможности достижения сторонами мирового соглашения. Если в предварительном судебном заседании присутствуют все лица, участвующие в деле, и от них не поступит возражений, суд вправе, окончив предварительное заседание, перейти к рассмотрению дела по существу (ст.137 АПК). В противном случае суд назначает дату разбирательства по существу и извещает о ней участников процесса.

Стадия судебного разбирательства урегулирована в АПК значительно менее детально, чем это сделано в ГПК. Порядок судебного заседания определяется судом с учетом мнения лиц, участвующих в деле. Традиционные институты - отложение разбирательства дела (ст. 158), перерыв в судебном заседании (ст. 163), приостановление производства по делу (гл. 16) – закреплены и в арбитражном процессе. К числу особенностей необходимо отнести отказ законодателя от принципа непрерывности в арбитражном процессе. Согласно ч. 10 ст. 158 АПК судебное разбирательство в новом судебном заседании возобновляется с того момента, с которого оно было отложено. Повторное исследование доказательств, исследованных до отложения судебного разбирательства, не производится.

Другое важное отличие состоит в том, что в арбитражном процессе неявка истца или обеих сторон, не просивших о рассмотрении дела в их отсутствие, не влечет оставления иска без рассмотрения. Если в гражданском процессе двукратная неявка истца в судебное заседание при отсутствии возражений ответчика влечет оставление иска без рассмотрения, то арбитражный суд рассмотрит дело по существу при неявке истца.

В судебном заседании арбитражного суда ведется протокол. На протокол могут поданы замечания лицами, участвующими в деле, в течение 3 дней со дня подписания протокола. Отсутствие протокола является безусловным основанием к отмене решения суда (п. 6 ч. 4 ст. 270 АПК).

Завершается судебное заседание судебными прениями, после которых суд удаляется на вынесение решения.

Особенность вынесения решения в арбитражном суде состоит в том, что датой принятия решения считается не день провозглашения резолютивной части решения, а день составления решения в окончательном виде (ст. 176 АПК). Требования, предъявляемые к судебному решению и порядок его вынесения, по ГПК и АПК совпадают.

Разбирательство дела может быть окончено и без вынесения решения. АПК закрепляет традиционные способы завершения разбирательства без вынесения решения: оставление иска без рассмотрения (гл. 17) и прекращение производства по делу (гл. 18). Перечень оснований для оставления искового заявления без рассмотрения и прекращения производства по делу по ГПК и АПК в основном совпадает. Различия не носят существенного характера и связаны с тем, что в АПК законодатель «собрал» в соответствующих статьях все возможные основания совершения этих действий, в то же время в ГПК некоторые из них не включены в единый перечень, а находятся в других статьях (например, оставление заявления, поданного в порядке особого производства, без рассмотрения в связи с возникновением спора о праве предусмотрено ч. 3 ст. 263 ГПК, в то время как общий перечень оснований для оставления заявления без рассмотрения содержится в ст. 222 ГПК).

§ 8. Производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений. Особое производство

Как и гражданскому процессу, арбитражному процессу известно деление производства на виды: исковое, производство по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, особое производство. В основе этого деления лежит традиционный критерий – предмет судебной деятельности.

Производству по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, посвящен раздел III АПК. В порядке производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, арбитражные суды рассматривают следующие категории дел:

  1.  об оспаривании нормативных правовых актов, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  2.  об оспаривании ненормативных правовых актов органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, решений и действий (бездействия) государственных органов, органов местного самоуправления, иных органов и должностных лиц, затрагивающих права и законные интересы заявителя в сфере предпринимательской и иной экономической деятельности;
  3.  об административных правонарушениях, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда;
  4.  о взыскании с организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую и иную экономическую деятельность, обязательных платежей, санкций, если федеральным законом не предусмотрен иной порядок их взыскания;
  5.  другие дела, возникающие из административных и иных публичных правоотношений, если федеральным законом их рассмотрение отнесено к компетенции арбитражного суда.

В основу конструирования нормативных положений о порядке рассмотрения этой категории дел положен принцип, известный из гражданского процесса – дела рассматриваются по правилам искового производства с особенностями, установленными в соответствующем разделе АПК. «Набор» этих особенностей в гражданском и арбитражном процессе в основном совпадает: право суда истребовать доказательства по собственной инициативе; возложение бремени доказывания оснований совершения действий (принятия актов, решений) или допущения бездействия и обоснование их законности возложено на орган публичной власти (должностное лицо); суд не связан доводами и основаниями поданного в суд заявления, средством судебной защиты является в делах этой категории заявление, а не иск; отсутствие сторон и участие заявителя и заинтересованных лиц; право суда обязать представителей административного органа явкой в судебное заседание; другие известные гражданскому процессу особенности.

Различия в процессуальном регламенте рассмотрения дел данной категории между гражданским и арбитражным процессом в основном сводятся к следующему.

АПК предусматривает возможность окончания рассмотрения дела, возникающего из административных и иных публичных правоотношений, примирением сторон путем достижения соглашения. Это соглашение не названо в законе мировым, однако принципиальная возможность урегулирования публично-правового конфликта таким образом АПК предусмотрена. Анализ статьи 190 АПК показывает отсутствие четкой концепции производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений: с одной стороны в этих делах не сторон, а значит, нет спора (ст. 4 АПК), с другой – стороны могут урегулировать экономический спор, возникший из публичных правоотношений, путем достижения соглашения (ст. 190 АПК).

Отсутствие субъективных пределов законной силы судебного решения установлено в АПК только для решений по делам об оспаривании нормативных правовых актов (ч. 7 ст. 194 АПК), а не для всех решений, выносимых по данным делам (как это предусмотрено ст.248, 250 ГПК).

 Решения арбитражных судов по делам об оспаривании нормативных правовых актов вступают в законную силу немедленно после их принятия и могут быть обжалованы только в кассационном порядке (ч. 4 ст. 195 АПК). Решения по делам об оспаривании ненормативных правовых актов, решений, действий и бездействия государственных органов, органов местного самоуправления и должностных лиц подлежат немедленному исполнению (ч. 7 ст. 201 АПК)11.

Принципиальное отличие арбитражного процесса от гражданского состоит в том, что производство по делам об административных правонарушениях (как в отношении привлечения судами граждан и организаций к административной ответственности, так и в отношении рассмотрения судами жалоб на постановления о привлечении к административной ответственности) не является частью гражданского процесса12, но является составной частью производства по делам, возникающим из административных и иных публичных правоотношений, в арбитражных судах. Глава 25 АПК регламентирует порядок рассмотрения арбитражными судами дел о привлечении к административной ответственности, отнесенных к их подведомственности согласност. 23.1 КоАП РФ (§1 гл. 25), и порядок рассмотрения дел об оспаривании решений административных органов о привлечении к административной ответственности (§2 гл. 25). При этом порядок рассмотрения дел о привлечении к административной ответственности арбитражными судами существенно отличается от аналогичного порядка, предусмотренного КоАП РФ, по которому эти дела рассматриваются судами общей юрисдикции. Суть этих изменений состоит в придании порядку рассмотрения дел об административных правонарушениях состязательной формы. Должностное лицо, возбудившие дело и составившее протокол об административных правонарушениях по правилам КоАП, занимает положение стороны в этом производстве, оно не просто передает материалы о правонарушении по подведомственности в арбитражный суд для рассмотрения по существу, но выдвигает требование о привлечении к ответственности в форме заявления и отстаивает его в состязательном процессе. Явка должностного лица или представителя государственного органа может быть признана обязательной (ч. 4 ст. 205 АПК), рассмотрение возбуждается на основании заявления (ст. 203 АПК), а не протокола, по результатам рассмотрения принимается решение, а не постановление (ст. 206 АПК). Данные изменения отражают тенденции по формированию административного судопроизводства, которое, как и прочие формы осуществления правосудия, должно осуществляться на основе состязательности13.

В порядке особого производства арбитражные суды рассматривают дела об установлении фактов, имеющих юридическое значение. Каких-либо отличий в порядке рассмотрения этой категории дел между АПК и ГПК нет.

§ 9. Упрощенное производство

Потребность ускорения рассмотрения несложных или бесспорных дел обусловила появление в арбитражном процессе упрощенного производства (гл. 29 АПК). Законодатель отказался от введения в арбитражный процесс института судебного приказа и предпочел пойти по пути конструирования самостоятельного порядка упрощенного рассмотрения дел. Как и в приказном производстве, в упрощенном производстве рассмотрение заявленных требований осуществляется без вызова сторон исключительно на основе письменных доказательств. Однако средством судебной защиты в этом производстве является, как и в исковом, исковое заявление, а согласие сторон на рассмотрение дела в упрощенном порядке должно быть получено судом уже после возбуждения дела, которое осуществляется по общим правилам. АПК содержит открытый перечень требований, которые могут быть рассмотрены в порядке упрощенного производства (ст. 227 АПК), главным условием такого рассмотрения является согласие обеих сторон на рассмотрение дела в упрощенном порядке. Сами требования должны иметь бесспорный характер, признаваться ответчиком, или иск должен быть заявлен на незначительную сумму (ст. 226 АПК). К сожалению, АПК не стимулирует стороны на рассмотрение дела в упрощенном порядке, ибо размер государственной пошлины не изменяется в зависимости о того, в каком порядке будет рассмотрено дело (как известно заявление о выдаче судебного приказа в гражданском процессе обусловлено уплатой государственной пошлины в размере 50% от размере пошлины, уплачиваемой при подаче искового заявления). Это снижает эффективность упрощенного производства.

§ 10. Производство по пересмотру судебных актов

Порядок обжалования судебных актов в арбитражном процессе существенно отличается от порядка обжалования в гражданском процессе.

1. Решение арбитражного суда, не вступившее в законную силу, в течение месяца с момента его принятия может быть обжаловано в суд апелляционной инстанции путем подачи апелляционной жалобы. Правом на подачу жалобы обладают не только лица, участвующие в деле, но и лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

Апелляционная жалоба в обязательном порядке должна содержать мотивы, по которым податель жалобы не согласен с решением (ст. 260 АПК).

Существо апелляционного производства раскрыто в ст. 268 АПК «Пределы рассмотрения дела арбитражным судом апелляционной инстанции». При рассмотрении дела в порядке апелляционного производства арбитражный суд по имеющимся в деле и дополнительно представленным доказательствам повторно рассматривает дело. Дополнительные доказательства принимаются арбитражным судом апелляционной инстанции, если лицо, участвующее в деле, обосновало невозможность их представления в суд первой инстанции по причинам, не зависящим от него, и суд признает эти причины уважительными14. Документы, представленные для обоснования возражений относительно апелляционной жалобы, принимаются и рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции по существу. При рассмотрении дела в арбитражном суде апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, вправе заявлять ходатайства о вызове новых свидетелей, проведении экспертизы, приобщении к делу или об истребовании письменных и вещественных доказательств, в исследовании или истребовании которых им было отказано судом первой инстанции. Суд апелляционной инстанции не вправе отказать в удовлетворении указанных ходатайств на том основании, что они не были удовлетворены судом первой инстанции.

В случае, если в порядке апелляционного производства обжалуется только часть решения, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет законность и обоснованность решения только в обжалуемой части, если при этом лица, участвующие в деле, не заявят возражений. Закон не регламентирует порядок и форму подачи таких возражений.

Вне зависимости от доводов, содержащихся в апелляционной жалобе, арбитражный суд апелляционной инстанции проверяет, не нарушены ли судом первой инстанции нормы процессуального права, являющиеся в соответствии с частью 4 статьи 270настоящего Кодекса безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции. Перечень безусловных оснований к отмене решения по ГПК и АПК совпадает.

Арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело в судебном заседании коллегиальным составом судей по правилам рассмотрения дела арбитражным судом первой инстанции с особенностями, предусмотренными главой 34 АПК. В частности, в арбитражном суде апелляционной инстанции не применяются правила о соединении и разъединении нескольких требований, об изменении предмета или основания иска, об изменении размера исковых требований, о предъявлении встречного иска, о замене ненадлежащего ответчика, о привлечении к участию в деле третьих лиц, а также иные правила, установленные АПК только для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции. Новые требования, которые не были предметом рассмотрения в арбитражном суде первой инстанции, также не принимаются и не рассматриваются арбитражным судом апелляционной инстанции.

Однако при отмене решения по безусловным основаниям (ч. 4 ст. 270 АПК), арбитражный суд апелляционной инстанции рассматривает дело по правилам, установленным для рассмотрения дела в арбитражном суде первой инстанции, т. е. фактически превращается в первую инстанцию и рассматривает дело без каких-либо ограничений, установленных для апелляционной инстанции (принимает новые доказательства, привлекает новых участников процесса и т. д.) Это связано с тем, что суд апелляционной инстанции не вправе отменить решение и передать дело на новое рассмотрение в суд первой инстанции: все ошибки, допущенные судом первой инстанции, должны быть исправлены апелляционным судом.

Постановление суда апелляционной инстанции вступает в законную силу с момента принятия и может быть обжаловано в суд кассационной инстанции.

2. Вступившие в законную силу судебные акты арбитражного суда первой инстанции (в том числе не обжалованные в апелляционном порядке) и постановления суда апелляционной инстанции могут быть обжалованы в кассационном порядке в федеральный арбитражный суд округа. Срок на подачу жалобы – 2 месяца со дня вступления в законную силу судебного акта.

Правом на подачу жалобы обладают не только лица, участвующие в деле, но и лица, не привлеченные к участию в деле, о правах и об обязанностях которых арбитражный суд принял судебный акт. Такие лица пользуются правами и несут обязанности лиц, участвующих в деле.

Кассационная жалоба в обязательном порядке должна содержать мотивы, по которым податель жалобы не согласен с судебным актом (ст. 277 АПК).

Существо кассационного производство раскрыто в ст. 286 АПК «Пределы рассмотрения дела арбитражным судом кассационной инстанции». Арбитражный суд кассационной инстанции проверяет законность решений, постановлений, принятых арбитражным судом первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного акта и исходя из доводов, содержащихся в кассационной жалобе и возражениях относительно жалобы.

Независимо от доводов, содержащихся в кассационной жалобе, арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, не нарушены ли арбитражным судом первой и апелляционной инстанций нормы процессуального права, являющиеся безусловным основанием для отмены решения арбитражного суда первой инстанции, постановления арбитражного суда апелляционной инстанции.

При рассмотрении дела арбитражный суд кассационной инстанции проверяет, соответствуют ли выводы арбитражного суда первой и апелляционной инстанций о применении нормы права установленным ими по делу обстоятельствам и имеющимся в деле доказательствам.

Таким образом, целью кассационного производства в арбитражном процессе является проверка законности принятых и вступивших в законную силу судебных актов нижестоящих судебных инстанций в обжалованной части. Направленность кассационного обжалования на опровержение законной силы судебного акта позволяет охарактеризовать кассационное производство как экстраординарное, исключительное. Кассационная инстанция не рассматривает дело по существу, ибо судебные акты уже вступили в законную силу. Представление и исследование в кассационной инстанции новых доказательств не допускается.

Относительно полномочий суда кассационной инстанции (ст. 287 АПК) необходимо отметить, что он обладает как правом оставления судебного акта без изменений, так и правом передачи дела на новое рассмотрение в нижестоящий суд. Вынести новое решение по делу суд кассационной инстанции вправе только в том случае, если фактические обстоятельства установлены нижестоящим судом правильно, но допущена ошибка в применении к этим обстоятельствам нормы права. Если же судом допущены ошибки в установлении обстоятельств дела (неправильно решены вопросы относимости и допустимости доказательств, нарушены правила о недопустимости использования доказательств, полученных в с нарушением закона и т. д.), суд кассационной инстанции обязан передать дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд. Переоценивать собранные по делу доказательства и тем самым исправлять ошибки нижестоящего суда в установлении фактических обстоятельств дела суд кассационной инстанции не вправе. Новое решение он вправе вынести, только если это не связано с переоценкой имеющихся в деле доказательств.

Постановление суда кассационной инстанции вступает в законную силу немедленно после его принятия и не подлежит обжалованию.

3. В числе стадий арбитражного процесса АПК предусматривает пересмотр судебных актов, вступивших в законную силу, в порядке надзора. В отличие от гражданского процесса в арбитражном процессе существует только один судебный орган, уполномоченный пересматривать вступившие в законную силу судебные акты в порядке надзора – Президиум Высшего Арбитражного Суда. Надзорная жалоба может быть подана в Высший Арбитражный Суд в срок, не превышающий трех месяцев со дня вступления в законную силу последнего оспариваемого судебного акта, принятого по данному делу, если исчерпаны другие имеющиеся возможности для проверки в судебном порядке законности указанного акта. Пропущенный срок может быть восстановлен при наличии уважительных причин его пропуска и при условии, что ходатайство о его восстановлении поступило в срок, не превышающий шесть месяцев с момента начала течения этого срока.

Поданная с соблюдением всех установленных требований надзорная жалоба рассматривается коллегиальным составом судей Высшего Арбитражного Суда, которые определяют, имеются ли основания для пересмотра оспариваемого судебного акта, исходя из доводов, содержащихся в надзорной жалобе, а также из содержания оспариваемого судебного акта (напомним, что в гражданском процессе этот вопрос решается судьей суда надзорной инстанции единолично). Принципиальное отличие надзорного производства в арбитражном процессе от аналогичной стадии в гражданском процессе состоит в том, что АПК устанавливает основания для пересмотра судебных актов в порядке надзора (в гражданском процессе такими основаниями являются незаконность или необоснованность судебного акта). Они предусмотрены ст. 304 АПК. Судебная коллегия из трех судей Высшего Арбитражного Суда передает дело в Президиум Высшего Арбитражного Суда для пересмотра в порядке надзора, если установит, что оспариваемый судебный акт:

  1.  нарушает единообразие в толковании и применении арбитражными судами норм права;
  2.  нарушает права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права, международным договорам Российской Федерации;
  3.  нарушает права и законные интересы неопределенного круга лиц или иные публичные интересы.

Таким образом, в арбитражном процессе установлены основания для возбуждения надзорного производства. Эти же основания являются и основаниями для отмены или изменения судебного акта Президиумом Высшего Арбитражного Суда. Иными словами, в арбитражном процессе для пересмотра судебного акта в порядке надзора недостаточно установить его незаконность или необоснованность, необходимо, чтобы эти незаконность или необоснованность привели к перечисленным выше последствиям.

Полномочия Президиума Высшего Арбитражного Суда РФ аналогичны полномочиям суда кассационной инстанции. Президиум Высшего Арбитражного Суда не вправе пронимать и исследовать новые доказательства, а также переоценивать имеющиеся в деле доказательства.

4. АПК предусматривает и возможность пересмотра судебного акта, вступившего в законную силу, по вновь открывшимся обстоятельствам. Регулирование рассмотрения дела по вновь открывшимся обстоятельствам в арбитражном процессе очень схоже с аналогичным порядком в гражданском процессе. Отличается только перечень оснований для пересмотра по вновь открывшимся обстоятельствам. К известным ГПК четырем таким основаниям АПК (ст. 311) добавляет еще три:

  1.  признанная вступившим в законную силу судебным актом арбитражного суда или суда общей юрисдикции недействительной сделка, повлекшая за собой принятие незаконного или необоснованного судебного акта по данному делу;
  2.  признание Конституционным Судом Российской Федерации не соответствующим Конституции Российской Федерации закона, примененного арбитражным судом в конкретном деле, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Конституционный Суд Российской Федерации;
  3.  установленное Европейским Судом по правам человека нарушение положений Конвенции о защите прав человека и основных свобод при рассмотрении арбитражным судом конкретного дела, в связи с принятием решения по которому заявитель обращался в Европейский Суд по правам человека.

Такое регулирование является более полным и оправданным. В остальном порядок рассмотрения дела по вновь открывшимся обстоятельствам является аналогичным этому порядку по ГПК.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

12062. Проблеми та перспективи розвитку валютних операцій в АКБ «Фінанси та кредит» та у банках України 411 KB
  Вступ Актуальність обраної теми полягає в тому що валютні операції банків займають важливе місце серед статей прибутку сучасного банку але питання здійснення зазначених операцій є досить складним і потребує детального вивчення. Сьогодні банк може запропонувати кл
12063. ШЛЯХИ ПІДВИЩЕННЯ ПРИБУТКОВОСТІ КОМЕРЦІЙНИХ БАНКІВ 325 KB
  ВСТУП Банківська система є важливою складовою економічної системи держави. Забезпечення стабільного прозорого функціонування банківських установ є однією з умов забезпечення конкурентоспроможності української економіки. У вітчизняній еконо
12064. НАПРАВЛЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ОАО «СБЕРЕГАТЕЛЬНОГО БАНКА» НА ВАЛЮТНОМ РЫНКЕ 450 KB
  Сделки покупки-продажи иностранной валюты Наличные сделки покупки-продажи today omorrow spot Срочные сделки покупки-продажи forward futures option swap Сделки с разрывами даты валютирования Чистая балансовая позиция Открытая валютна...
12065. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЛЕНИНСКОГО ОТДЕЛЕНИЯ № 4158 АК СБ РФ 127.5 KB
  Введение Расчетнокассовый центр одно из центральных звеньев банковской системы. Развитие их деятельности – необходимое условие реального создания банковского механизма. Процесс экономических преобразований начался с реформирования банковс...
12066. Основные направления совершенствования денежно-кредитной политики в Российской Федерации 173 KB
  Введение Денежнокредитная политика – одно из четырех направлений единой финансовой политики государства обеспечивающих устойчивость экономики и достижение экономического роста. Именно она контролирует инфляцию и рост денежной массы. Наличие в Российской Федерац
12067. Совершенствование системы финансового анализа банковской деятельности 1.49 MB
  Введение Актуальность темы. Банки – неотъемлемая составляющая современного денежного хозяйства их деятельность тесно связана с потребностями производства. Банки создают основу рыночного механизма с помощью которого функционирует экономика
12068. Платежный баланс страны (на примере Казахстана) 478.5 KB
  Платежный баланс страны на примере Казахстана Содержание Введение 1 Платежный баланс страны его роль и значение 1.1 Сущность и структура платежного баланса ...
12069. Анализ потребительского кредитования на примере ОАО «Русский Банк Развития» 417 KB
  Введение Актуальность темы дипломного исследования определяется тем что в условиях перехода к рыночной экономике в России существенно изменились состав и структура денежных доходов населения. В частности увеличился временной интервал необходимый для накопления оп
12070. Совершенствование системы управления человеческими ресурсами ОАО АИКБ «Татфондбанк» 379.5 KB
  Введение На рубеже XXI века в экономически развитых странах родилась характерная для новой эпохи постиндустриального развития новая стратегия управления предприятиями краеугольным камнем которой является решающая роль человека в их деятельности. Трудовые ресурсы а...