44525

Негосударственные правоохранительные структуры - субъекты правоохранительной деятельности, их роль и участие в обеспечении экономической безопасности субъектов хозяйствования

Лекция

Государство и право, юриспруденция и процессуальное право

Субъекты безопасности предпринимательской деятельности, как отмечалось, делятся на гос. и негос-е. Негос. организации - охранные и детективные структуры, аналитические центры, информационные службы, учебные, консультационные и др.., кот. начали создаваться параллельно с гос-ми с началом рыночных реформ в Украине.

Русский

2014-03-28

85.41 KB

25 чел.

25

Тема 5. Негосударственные правоохранительные структуры - субъекты правоохранительной деятельности, их роль и участие в обеспечении экономической безопасности субъектов хозяйствования

5.1. Основные понятия и сущность деятельности негосударственных правоохранительных структур - субъектов .

5.2. Основные направления деятельности служб безопасности юридических лиц и частных детективных организаций в сфере обеспечения экономической безопасности предприятий.

5.1. Субъекты безопасности предпринимательской деятельности, как отмечалось, делятся на гос. и негос-е. Негос. организации - охранные и детективные структуры, аналитические центры, информационные службы, учебные, консультационные и др.., кот. начали создаваться параллельно с гос-ми с началом рыночных реформ в Украине.

На сегодня система негосударственной безопасности предусматривает практически полный комплекс услуг в области организации защиты предпр-тва и бизнеса, а именно:

1.физическую охрану объектов и субъектов,

2.сопровождение грузов,

3.техническая защита от несанкционированного доступа к конфиденц. информации,

4.ведении бухгалтерского, кадрового, энергетического и других видов аудита,

5.предоставления информационно-аналитических консалт. услуг в сфере без-ти,

6.юр. помощи и консультаций,

7.организация защиты коммерческой тайны,

8.предоставление услуг по переподготовке спец-в в информационно-аналитической сфере,

9.методической помощи в организации и развития деятельности служб безопасности, борьбе с рейдерством и другие.

Уже сегодня в нашей стране фактически созданы основные элементы индустрии безопасности. Однако, по ряду субъективных и объективных причин негос. система безопасности не решает всего комплекса проблем, связанных с организацией всесторонней защиты действующих предприятий от имеющихся опасностей. Причины этому - проблемы становления: недостаточное правовое регулирование; ортодоксальность представления отдельных чиновников по развитию сектора безопасности в рыночных условиях; недостаточно эффективна координация субъектов данного вида деятельности, недостаточное информационно-аналитическое, научное, кадровое обеспечение и т.п..

Несмотря на все это, уже сегодня можно говорить, что в сфере безопасности предпринимательства сформировались дееспособные и перспективные элементы общей, необходимой обществу системы .

Прежде всего, речь идет 1.О службы безопасности предприятий. Они создавались практически с началом деятельности предприятий и прошли полный путь эволюции к профессиональным структур в их составе, наиболее гибко приспосабливаясь к безопасности потребностей в зависимости от условий и направлений экономической деятельности. Они являются наиболее активным и платежеспособным пользователем продуктов и услуг на рынке такого рода товаров, многочисленной и разнообразной по организации и формами деятельности составляющей индустрии безопасности.

Еще одна составляющая, из числа активно действующих на рынке безопасности услуг, - 2.охран. предприятия, специализирующегося на удовлетворении запросов в сфере безопасности личности и охраны собственности. Близкой к этой по содержанию, но отдельной, исходя из специфики деятельности, есть составная индустрии безопасности предпринимательства, объединяющая фирмы сферы безопасности, которые предоставляют услуги техническими средствами и средствами противопожарной защиты.

Еще один субъект системы- это 3. предприятия по предоставлению услуг по информационной безопасности и защиты информации.

К индустрии безопасности в качестве важных составляющих входят учебные заведения и специальные учебные центры, которые готовят различные категории специалистов в сфере безопасности. Наряду с ними развиваются информационно - аналитические, прогнозно-аналитические структуры, ведутся, край нужны для системы научные исследования по проблемам формирования национальной индустрии безопасности.

Особую роль среди субъектов организации безопасности предпринимательства занимает заказчик и потребитель безопасности услуг - большой, средний и малый бизнес Украины, а также иностранный бизнес.

История развития национальной экономики за время независимости Украины свидетельствует о том, что предпринимательская деятельность возникла вследствие кардинальных изменений в социальной, экономической и политической жизни страны.

В связи с тем, что система государственного управления экономикой того времени совершенно не была готова к этим трансформациям, бизнес фактически развивался стихийно. Согласно стихийно формировался и рынок услуг в сфере безопасности, что негативно сказывалось на защищенности отечественного предпринимательства.

К сожалению, в этом вопросе общественные отношения находятся лишь на начальном этапе. Можно констатировать, что только небольшая часть владельцев, руководителей, менеджеров обладает современными знаниями по технологии безопасности и поддерживает их в процессе осуществления хозяйственной деятельности. Большая часть из них не понимает и даже не хочет понимать важности и необходимости заблаговременного решения этих вопросов. Как следствие, распространены факты, когда предупредить угрозы или опасности по отношению к их бизнесу уже поздно. И тогда наступает жесткая фаза форс - мажора, что требует задействования мощного морально - психологического, кадрового, материального и другого ресурса, без гарантии положительного решения проблемы.

Надо согласиться, что обеспечение безопасности стоит не дешево. Но затраты на преодоление реальной проблемы в случае отсутствия системы безопасности, как показывает практика, будут намного больше (не считая морально-психологических убытков, потерю времени, имиджа и т.д.). Для подтверждения изложенного, достаточно провести только одну цифру, опирается на печальную отечественную статистику последних лет. В случае, когда объект рейдерской атаки раньше времени не выстроит систему защиты, он проигрывает более в 90 % случаев проведения к нему противозаконного поглощения, без дальнейшей возможности возвращения утраченного . Поэтому красноречивым статистике для отечественного предпринимателя может служить европейский опыт, где свою безопасность бизнес отводит от 9 до 12 % полученной прибыли. Украинские бизнесмены используют в среднем 1%, что не позволяет полноценно защитить их хозяйственную деятельность и, что чрезвычайно важно, сформировать мощный и высокопрофессиональный рынок безопасности услуг, способный адекватно реагировать на реальные и потенциальные вызовы и угрозы национальному предпринимательству .

В связи с изложенным , органы государственной власти , субъекты предоставления услуг в сфере безопасности , неправительственные и общественные организации при активном участии отечественного бизнеса , должны выстроить четкие , прозрачные и эффективные отношения в процессе организации безопасности предпринимательской деятельност, интенсивного формирования соответствующего рынка услуг , обеспечение его необходимой поддержкой и ресурсами на уровне современных требований и потребностей. Только в таком случае можно говорить о реальных основания налаживания равноправного социального партнерства власти и бизнеса , а также сферы его защиты , создание необходимых условий для устойчивого развития национальной экономики в жесткой конкурентной среде глобального мира .

Разнообразие структурных составляющих индустрии безопасности, многогранность потребностей и ситуаций развивающегося рынка , проблемы практической реализации , непродуктивный параллелизм - эти и другие факторы обусловили развитие еще ​​одной составляющей системы : создание и развитие общественных организаций, выполняющих функции координации деятельности безопасности предприятий, представляют их интересы при решении вопросов сотрудничества с властными структурами, способствуют законотворческой деятельности, изучению и внедрению опыта, популяризации безопасности деятельности , активизации зарубежных контактов .

Заслуживают поддержки выводы, что сейчас «многие предприятия сами ищут организационные формы укрепления своих позиций на рынке и своей надежности и репутации в глазах предпринимателей. На практике это выражается в ряда союзов, ассоциаций, федераций, объединений частных структур различного профиля деятельности. И предпринимателям - клиентам безопасности услуг давно необходимо понять, что, с точки зрения надежности, выгоднее иметь дело не с отдельными предприятиями , а с объединениями, поскольку в этом случае появляется звено, берет на себя ответственность за надежность и качество работы конкретного предприятия . Это выгодно и малому предпринимательству, каждый заинтересованный представитель которого не в состоянии удерживать деятельность целого предприятия или подразделения безопасности».

Стоит также отметить, что формирование общественных органов координации деятельности индустрии безопасности позволяет наладить эффективное сотрудничество также с различными организациями и структурами, кот. проблемами безопасности занимаются только с учетом необходимости поддержания собственной дееспособности, однако своей профессиональной деятельностью способствуют совершенствованию эффективности работы индустрии безопасности бизнеса. А. А. Одинцов относит их к группе сопутствующих (аудиторские фирмы, рекламные бюро, СМИ, органы занятости). Очевидно, что в эту группу учреждений и организаций можно отнести и ряд научных учреждений, учебных заведений и общественных организаций.

Рассматривая направления организации безопасности предпринимательства в условиях специфики украинского рынка следует отметить, что основой этой работы является информационно - аналитическая деятельность - систематизация и обработка имеющейся информации, необходимой при выработке оптимального решения , которое должно стать основой для действий, необходимых для функционирования и развития предприятия, выявление закономерностей, тенденций и процессов, отраженных в информации, их обобщение и формулирование выводов, рекомендаций и прогнозов развития событий. Информационно - аналитической деятельности, в том числе и коммерческой, предшествует поиск и получение информации.

Наиболее продуктивным при этом является эффективное использование собственных информационных ресурсов. Эти ресурсы должны быть хорошо организованы, оснащены эффективной системой поиска. Однако, сейчас это источник информации в большинстве предприятий еще недостаточно эффективным. Это объясняется недостаточным осознанием значения информации, необходимостью финансировать формирования собственных информационных баз, отсутствием специалистов, технических средств и т.д. .

В аналитической работе желательно максимально использовать все имеющиеся массивы данных, в том числе и устаревшие, поскольку нередко только с их помощью удается отследить смену собственников, переселение юридических и физических лиц, переход с одного места работы на другое , некоторые другие моменты, которые лучше просматриваются при анализе косвенной информации .

Развитию информационно - аналитической деятельности может способствовать создание правового поля для функционирования института т.н. «Деловой разведки» или «бизнес разведки», активно и на законных основаниях работают в развитых странах мира. При этом, деловая разведка ни в коем случае не является альтернативной разведывательной деятельности гос. органов. Она должна действовать исключительно в интересах субъектов хозяйствования и направлена, как правило, на предупреждение недружественных действий со стороны конкурентов или партнеров .

Несмотря на то, что в Украине существуют специализированные фирмы, которые занимаются бизнес - разведкой, этот сегмент рынка является слабым и главное - несистемным. А такой мощный механизм сбора необходимой для обеспечения безопасности предпринимательства информации как аналитическая разведка средствами Интернет вообще неразвитым. И это в то время, когда в мире для коммерческого использования поступивших ранее засекреченные системы поиска данных в Интернет, которые ранее использовались специальными службами .

Основная проблема для украинских частных служб безопасности заключается в чрезвычайно большой стоимости процессов сбора данных. Имеющийся опыт свидетельствует, что почти 10-15 % необходимой информации есть в Интернете уже в готовом виде, а остальные являются результатом сравнения, анализа и синтеза разрозненных и разбросанных по разным источникам фактов, на базе которых можно составить общую картину деятельности объекта исследования .

Одной из главных задач социального и правового государства является обеспечение конституционных прав человека на защиту своих законных прав и интересов. Выполнение этой задачи происходит путем создания системы правоохранительных органов. Однако деятельность только государственных правоохранительных органов не всегда способна в полной мере обеспечить конституционное право человека на защиту своих законных прав и интересов .

Современный мировой опыт свидетельствует о том , что многие страны мира в обеспечении правопорядка и безопасности полагаются не только на государственные правоохранительные органы , но и на негосударственные субъекты правоохранительной деятельности . Доля работников негосударственных правоохранительных структур в ряде стран мира , занятых в индустрии обеспечения безопасности , колеблется от 50% до 80 % от общего количества лиц , профессионально занятых борьбой с преступностью .

В Украине до сих пор такой вид деятельности нормативно не закреплено , в законодательстве отсутствует и само понятие "негосударственная правоохранительная деятельность". Порядок осуществления негосударственной правоохранительной деятельности в Украине регулируется как нормами публичного , так и нормами частного права . Правовой основой для осуществления догосударственной правоохранительной деятельности в Украине является положение ст.3 КУ, которая установила, что человек  его жизнь и здоровье честь и достоинство, неприкосновенность и безопасность признаются наивысшей социальной ценностью, положения ч. 4 ст. 55 КУ, закрепило право каждого защищать свои права и свободы от нарушений и противоправных посягательств любыми не запрещенными законом средствами и положения ч. 1 ст . 59 КУ, которая установила, что каждый имеет право на правовую помощь.

В условиях современной Украины уже сложилась система субъектов негосударственной правоохранительной деятельности, но процесс законодательного оформления правового статуса отдельных видов субъектов негосударственной правоохранительной деятельности остался незавершенным. Регулируется ЗУ Об охранной деятельности. Сейчас в нашем государстве такую ​​деятельность осуществляет негосударственная система, представленная частными охранными, охраннотехническими и детективными предприятиями, коммерческими службами безопасности, предприятиями различных форм собственности, информационными бюро, службами безопасности банков учебными центрами, профильными фондами, научно-исследовательскими структурами, профильными факультетами высших учебных заведений. Необходимо отметить, что значительную часть последней составляют профессионалы, бывшие сотрудники Службы безопасности, органов внутренних дел  вооруженных сил и подразделений специального назначения.

Решаемые негосударственной системой, направленные на защиту законных прав и интересов предпринимателей и способствуют общему развитию предпринимательства в Украине. Поэтому негос. система обеспечения безопасности предпринимательства и личности выступает объективным союзником государственной системы, и это определяет возможность и необходимость взаимодействия государственных служб и органов безопасности с представителями негосударственной системы безопасности .

Возникновение негосударственной правоохранительной деятельности в Украине в начале 90 - гг . XX в . связано с коренными преобразованиями, которые произошли в политической , экономической и правовой сферах общества.

Именно в условиях повышенной криминогенной ситуации в стране, рост коррупции, несовершенства юридических механизмов защиты прав человека оказалась неспособность государственных правоохранительных структур мобильно и полностью собственными силами обеспечить безопасность во всех социальных сферах жизнедеятельности общества. Это, с одной стороны, обусловило возникновение негосударственного сектора правоохранительной деятельности, которая призвана защищать лиц, занимающихся профессиональной деятельностью, связанной с повышенным риском для жизни и безопасности (предприниматели, журналисты и т.д. ), а также удовлетворять потребности общества в услугах охранного характера. С другой стороны, осуществление негосударственной правоохранительной деятельности объясняется тем , что она в определенных случаях выступает как предпринимательская деятельность, целью которой является получение прибыли.

Основные признаки, характерные для гос. и негос. правоохранительной деяти:

1. Негосударственная правоохранительная деятельность может осуществляться только с помощью применения юр. мер воздействия, определенных в конкретном законе. К ним относятся меры предотвращения, пресечения и административно- процессуального обеспечения .

2. Применение мер юридического воздействия, которое должно строго соответствовать предписаниям закона или иного правового акта (например, договора). Только закон или иной правовой акт могут служить основанием применения конкретной меры юридического воздействия и четко определять его содержание .

3 . Реализация их в установленном законом порядке с соблюдением определенных процедур .

4. Реализация этой деятельности возлагается прежде всего на специально созданные предприятия, которые прошли государственную регистрацию и получили лицензию на право осуществления определенного вида негосударственной правоохранительной деятельности. Комплектуются эти предприятия соответствующим образом подготовленными специалистами - в основном лицами, обладающими знаниями в области юриспруденции, криминалистики и других дисциплин, которые прошли специальную подготовку и получили государственную лицензию. Организация и деятельность таких предприятий детально и всесторонне регламентируются в законодательном порядке, в частности ведомственными подзаконными актами различных министерств и ведомств, устанавливающие отдельные процедурные правила при решении наиболее ответственных вопросов .

Осуществляется в строгом соответствии с принципами, присущими правоохранительной деятельности.

Характерными чертами, отличающими негосударственную правоохранительную деятельность от государственной, есть цель осуществления ( прежде всего защита негосударственных интересов), субъектный состав (носители негосударственной правоохранительной деятельности не являются официальными агентами государства), невозможность применения к правонарушителям в ходе реализации западе юридической ответственности .

Отличительные особенности, дифференцирующих негос. и гос. правоохранительную деятельность :

1. В ходе осуществления негосударственной правоохранительной деятельности подлежат охране и защите негосударственные (частноправовые) интересы. Защита общественных, государственных интересов в этой ситуации преимущественно производной целью.

2. Негосударственные правоохранительные субъекты (носители негосударственной правоохранительной деятельности) не выступают от имени государства, не является ее агентами или уполномоченными официальными представителями, а действуют исключительно по поручению своих клиентов, их наняли, от их имени.

3. Негосударственные правоохранительные субъекты в ходе осуществления негосударственной правоохранительной деятельности не имеют права применять к нарушителям закона меры юридической ответственности, включая санкции.

В зависимости от цели деятельности негосударственные правоохранительные субъекты делятся на коммерческие, основной целью которых является получение прибыли, и некоммерческие. Это , в свою очередь , означает , что в условиях правового государства субъектом осуществления негосударственной правоохранительной деятельности может быть предприниматель.

Субъектами осуществления негосударственной правоохранительной деятельности являются участники общественных отношений, возникающих в связи с обеспечением безопасности частно-правовой сферы общественной жизни, защиты прав и законных интересов негосударственных образований и отдельных граждан .

В отличие от государственной, негосударственная правоохранительная деятельность преимущественно является совокупностью договорных отношений, в которых четко определяются границы и время возникновения и прекращения этих отношений. Государственная правоохранительная деятельность по объему, времени и кругу лиц ограничений нет.

Виды нег. правоохранительной деятельности:

• коммерческая и некоммерческая ;

• охранно-детективная и правозащитная ( адвокатская )

• образовательная деятельность в области негосударственной правоохранительной деятельности ;

• деятельность, осуществляемая в пользу индивидуально определенных лиц (клиентов ) и деятельность, осуществляемая в интересах неограниченного круга лиц ) .

Охранно -детективное деятельность ( частный сыск ) имеет автономный характер, охватывающий сферу безопасности предпринимательства и не вмешивается в сферу других видов правоохранительной деятельности .

Законодательством предусмотрена возможность существования как коллективных , так и индивидуальных субъектов Негосударственной правоохранительной деятельности .

В зависимости от цели деятельности негосударственные правоохранительные субъекты делятся на тех, в которых эта деятельность выступает как основная деятельность (частные охранники), и тех, в которых эта деятельность не является основной (образовательные заведения, готовящие специалистов в области безопасности) , а также на коммерческих и некоммерческих . При правового государства субъектом негосударственной правоохранительной деятельности может быть предприниматель.

В зависимости от сферы действия эти субъекты делятся на тех, которые выполняют свои функции исключительно в пределах публично-правовых отношений (общественные помощники органов внутренних дел, добровольные общественные объединения, созданные для защиты государственной границы, адвокаты, которые специализируются в области уголовного права), и тех, кот. выполняют свои функции в сфере как публичного, так и частного права (частные детективы или охранники, негосударственные службы безопасности, частные нотариусы).

Независимо от сферы применения профессиональных навыков, негосударственные правоохранительные субъекты делятся на тех, кто осуществляет эту деятельность на постоянной профессиональной основе (частные охранники, адвокаты) , и тех , для кого он не является основным родом занятий (​​например , народные дружинники, специалисты учебных заведений, готовящих кадры для негосударственных правоохранительных структур). Зависимости цели деятельности негосударственные правоохранительные субъекты делятся на коммерческие , основной целью которых является получение прибыли, и некоммерческие . Это , в свою очередь , как уже отмечалось выше, означает, что при условии правового государства субъектом осуществления негосударственной правоохраны деятельности может быть предприниматель.

В свою очередь негосударственные правоохранительные субъекты, действующие исключительно в пределах публичного права, подразделяются на: 1) тех, что способствуют надлежащему дознания, следственной и судебной функции по уголовным делам 2) тех , что способствуют реализации оперативно - розыскной деятельности (например, частные детективы, которые осуществляют поиск вести пропавших), 3) тех, что способствуют обеспечению порядка в общественных местах .

5.3 . Основные функции негос. правоохранительной деятельности:

• правозащитная ;

• превентивная ;

• охранная ;

• детективная ;

• функция уголовной или административной юстиции.

Контроль за негосударственной правоохранительной деятельностью осуществляют МВД Украины и другие субъекты контроля, в частности те государственные органы, которые осуществляют контрольную деятельность за соблюдением законодательства в области предпринимательской деятельности . Контроль МВД Украины осуществляется в форме инспектировании зонального контроля . Требованиями, предъявляемыми к контрольной деятельности, являются: результативность, гласность, объективность, универсальность, систематичность , своевременность , всеобъемлющий характер.

Недостаточность научно-теоретической базы, отсутствие однозначных представлений о правовой и организационной сути взаимодействия подразделений государственных и негосударственных правоохранительных субъектов негативно влияют на состояние такого взаимодействия. Например , в Российской Федерации , несмотря на то, что законодательство в сфере регулирования негосударственной правоохранительной деятельности существует, все же между негосударственными правоохранительными субъектами и государственными правоохранительными органами до сих пор сохранились элементы взаимного недоверия, основанные на противопоставлении этих субъектов государственным правоохранительным органам .

Так, негосударственная (частная) детективная деятельность как отдельный вид полезной человеческой деятельности в Российской Федерации появилась после принятия 11 марта 1992 Закона "О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации". Ее появление было обусловлено экономическими и политическими изменениями в России, которые произошли в конце 80 - х - начале 90 - х годов прошлого века, потребностями в информационном обеспечении предпринимательской деятельности, защите интеллектуальной собственности юридических и физических лиц, а также прав и законных интересов участников гражданского и уголовного процесса путем сбора для них сведений по гражданским и уголовным делам .

Пятнадцатилетний опыт осуществления детективной деятельности в России свидетельствует, что потребность в ней существует - ее необходимость и полезность как для государства, так и для юридических лиц и граждан не вызывает сомнений. Будучи частной, коммерческой деятельностью , детективная деятельность вместе с тем успешно сочетает в себе частные и публичные интересы, поскольку направлена ​​на создание благоприятных условий для успешного осуществления предпринимательской деятельности, защиты прав и законных интересов граждан, осуществления сотрудничества с правоохранительными органами в решении их задач.

В Украине Закон "О частной детективной и охранной деятельности" не принят, но осуществление этой деятельности прямо не запрещено законодательством Украины. Регулирование порядка осуществления негосударственной охранной деятельности как особого вида предпринимательской деятельности предусмотрено ведомственными нормативными актами МВД Украины. Более того , анализируя порядок осуществления отдельных видов негосударственной правоохранительной деятельности как определенных видов предпринимательской деятельности , необходимо отметить , что в соответствии со ст. 9 Закона Украины "О лицензировании определенных видов хозяйственной деятельности " лицензированию подлежит также охранная деятельность подлежат в соответствии с настоящим Законом с учетом особенностей, определенных законами Украины " Об охранной деятельности" .

Итак, все вышесказанное подтверждает, что негосударственные субъекты правоохранительной деятельности прежде участвуют в осуществлении основных видов правоохранительной деятельности, способствуя их эффективному проведению . Здесь складывается, так сказать, парадоксальная ситуация, когда негосударственные субъекты осуществляют основные функции государственных правоохранительных органов. Вместе с тем, безусловно, следует признать деятельность негосударственных субъектов правоохранительной деятельности лишь дополнительной, как это имеет место в связи с их ролью в осуществлении административно-правовой, оперативно-розыскной, дознания, следственной, судебной и уголовно-исполнительной функции. Это объясняется тем, что в ряде предусмотренных законодателем случаев частный сыск и частная охрана осуществляются в автономном режиме и не направлены на надлежащее осуществление других видов правоохранительной деятельности.

5.2. Анализируя возможности дальнейшего совершенствования работы по защите предпринимательства , нельзя не упомянуть и проблему детективной деятельности .

Такое направление законодательно оформлен и успешно используется в мировой практике . В частности , в Российской Федерации еще в 1992 году был принят закон «О частной детективной и охранной деятельности» .

На рынке украинских безопасности услуг принятия соответствующего закона не только расширит их ассортимент , но и придаст гибкости , особенно в тех ситуациях , когда заказчики услуг не желают лишней огласки , имеют определенные сомнения относительно проблемных ситуаций и необходимых фактов для их официального рассмотрения и т.д. . В необходимых случаях , контактируя с государственными органами , детективы смогут способствовать предупреждению криминальных ситуаций и т.п. .

Сейчас инициативной группой подготовлен законопроект , который предлагается легализовать частную детективную деятельность и установить правовые нормы ее ведения . Он построен по принципу отделения определенных групп правовых норм по предмету правового регулирования . В законопроекте предлагается сформулировать общие принципы государственной политики в сфере частной детективной деятельности , дано определение основных терминов , определенные права, которыми могут пользоваться названные субъекты частной детективной деятельности , установленные требования к претендентам - физических лиц на получение лицензии на право занятия детективной деятельностью , регламентирован порядок получения лицензий и разрешений в сфере частной детективной деятельности , условия регистрации служб безопасности субъектов хозяйствования и т.д. . К основным видам услуг, субъекты частной детективной деятельности имеют право предоставлять заказчикам , согласно законопроекту , может относится :

 - Поиск , сбор , фиксация и накопление сведений, необходимых для защиты прав и частных интересов заказчиков ;

 - Поиск граждан , пропавших без вести , установления их местонахождения , выяснения причин и обстоятельств исчезновения , возможности и условиях их возврата;

 - Розыск пропавшего имущества клиента ;

 - Воспроизведение для заказчика потерянной информации по его частных интересов ;

 - Поиск и сбор данных о фактах , которые могут быть использованы как доказательства в гражданских , уголовных делах, или делам об административных правонарушениях ;

 - Поиск и сбор биографических и иных сведений о лицах - потенциальных или существующих клиентах и ​​партнерах заказчика услуг ;

 - Защиту заказчиков ( субъектов) от предпринимательской шпионажа ;

 - Другие услуги.

Повышению эффективности национальной индустрии безопасности предпринимательства может способствовать и активная работа третейских судов. Опыт стран с рыночной экономикой , где уже традиционно и успешно работают эти суды , является подтверждением необходимости совершенствования этого направления деятельности . Пока в предпринимательских кругах Украины с определенной предвзятостью относятся к такого рода судов. В то же время в условиях рыночной деятельности обращение к ним иногда имеет ощутимые преимущества по сравнению , скажем, с судами арбитражными .

Учитывая сложность ситуации в сфере безопасности предпринимательства координирующие органы индустрии безопасности, научные, информационно-аналитические структуры, учебные заведения должны обеспечить два основных направления работы, направленной на помощь предприятиям в организации собственной безопасности. Это научно - методическое, информационно - аналитическое обеспечение безопасности предпринимательства и социальная подготовка работников безопасности .

3.2. Проблемы законодательного регулирования правоотношений в негосударственном секторе безопасности

Одной из основных проблем в развитии негосударственной системы безопасности предпринимательской деятельности является неразвитая правовая база, существенно тормозит развитие этой сферы деятельности . Сегодня предоставление частных безопасности услуг осуществляют как физические так и юридические лица . Их деятельность по своим признакам подпадает под определение предпринимательской . Однако, наряду с ними в сфере негосударственной системы безопасности предпринимательства возникают и успешно действуют общественные организации, деятельность которых сосредоточена на координационных, методических, пропагандистских и других функциях. Все эти субъекты деятельности на рынке безопасности услуг, как частные, так и общественные, в совокупности формируют системные черты негосударственного сектора безопасности. Эта, созданная реальной практикой система, связанная своему содержанию и организационным принципам с объективными процессами демократизации общества , нуждается в правовой поддержки как путем уточнения имеющихся законодательных актов так и при помощи нового законотворчества. (Как принято в мировой практике, правовая регламентация деятельности негосударственных субъектов сектора безопасности осуществляется в контексте защиты национальных интересов и национальной безопасности Украины. В ЗУ «Об основах национальной безопасности Украины») .

В 1996 году был принят Закон «О защите от недобросовестной конкуренции» , которым предусмотрена ответственность юридических и физических лиц за 37 Постановление Кабинета Министров Украины "О перечне сведений , которые не составляют коммерческой тайны" от 9.08.93, № 611 // Собрание постановлений правительства Украина . - 1993 . - № 12 . 38 Закон Украины « О защите от недобросовестной конкуренции » от 7.06.96 // Ведомости Верховной Рады Украины . - 1996 . - № 36. 64 неправомерное сохранения , разглашение и использование информации, составляющей коммерческую тайну. В соответствии с данным законом

С распространением в украинском обществе информационно - компьютерных технологий и их использования в поисковой и охранной деятельности, возникла общественная потребность в правовой регламентации этого вида деятельности . В связи с этим в Уголовном кодексе Украины было предусмотрено, что «незаконное вмешательство в работу автоматизированных электронно - вычислительных машин, их систем или компьютерных систем , что привело к изменению или уничтожению компьютерной информации или носителей такой информации , а также распространение компьютерного вируса путем использования программных и технических средств, предназначенных для незаконного проникновения в эти машины , системы или компьютерные сети и способных причинить изменение или уничтожение компьютерной информации или носителей такой информации, наказывается штрафом или исправительными работами, ограничением или лишением свободы.

Данные нормативные акты на время своего введения в действие были очень актуальными для структур, занимающихся безопасностью предпринимательства, способствовали развитию их деятельности , поскольку позволяли более полно удовлетворить запросы их клиентов относительно надежности потенциальных партнеров.

По оценкам экспертов, «в системе государственного управления предпринимательством Украины созданы благоприятные условия, позволяющие разработать необходимую нормативную базу для цивилизованного предоставления услуг юридическим и физическим лицам в сфере обеспечения безопасности, а также организации хозяйствующими субъектами собственных служб безопасности».

Для развития правовой базы, ориентированной на создание условий для повышения эффективности безопасности услуг для отечественного предпринимательства , было принято и другие нормативные акты . Среди них законы «Об оперативно - розыскной деятельности» , «О государственной тайне» и др.. В т.ч. определено понятие специальных технических средств как оборудования, аппаратуры , приборов , препаратов и других изделий , специально изготовленных , разработанных , модернизированных , запрограммированных или приспособленных для выполнения задач негласного получения информации при осуществлении оперативно - розыскной деятельности .

Применение специальных технических средств в Украине разрешается только оперативным подразделениям, определенным Законом Украины «Об оперативно-розыскной деятельности». Исключительно для таких подразделений разрешается разработка , изготовление и реализация специальных технических средств.

 

Практика безопасности деятельности в Украине показала необходимость расширения услуг , связанных также с охраной лица, его здоровья, свободы , гражданских, имущественных прав и др. . В связи с этим назрела необходимость координации деятельности правоохранительных органов, спецслужб и негосударственных структур безопасности , в т.ч. детективных. Эта точка зрения объединяет большинство экспертов.

Как отмечает Е. И. Низенко , «по своему характеру детективная деятельность является гласной, но связана с поисковыми действиями и определенными ограничениями компетенции лиц, ее осуществляющих . Поэтому одним из реальных шагов в направлении развития детективной деятельности может стать разработка нормативной базы для осуществления данного вида предпринимательства ». Этим же автором обоснованно ставится вопрос о необходимости правового регулирования предпринимательской деятельности , связанной с техническим и криптографической защитой информации. Он справедливо замечает , что имеющиеся по этому поводу документы ориентированы на узкий круг высококвалифицированных специалистов и малодоступны для всех остальных практиков . Относительно последних малодоступными остаются также и технические средства для фиксации аудио - и видеоинформации относительно противоправных действий , что тоже является еще нерешенной проблемой для негосударственных структур безопасности .

В течение последних 12 лет проект Закона Украины «Об оружии» не раз выносился на рассмотрение ВРУ разных созывов, но так и не был принят. Основным камнем преткновения стали дебаты вокруг возможных последствий принятия данного законопроекта. Распространенными во всех дебатах по этому поводу есть опасения , что владение огнестрельным оружием способствовать росту преступности . То есть, частным охранникам, как отмечает О.Ермоленко, «оставляют возможность бороться с вооруженными преступниками в рукопашную, прикрывая «персон охраны » собственными телами» .

Заслуживают внимания и выводы президента Украинской Федерации работников негосударственных служб безопасности С.Шабовта, который сравнивая российский рынок безопасности услуг по украинским заявил, что в России существует государственное регулирование рынка безопасности и есть соответствующая система законов . В то время как в Украине нет ни одного закона , который регулировал бы вопросы функционирования этого рынка . При этом он пояснил, что речь идет об отсутствии правового регулирования в сфере охранной и детективной деятельности , защиты коммерческой тайны и т.д. ..

В целом, по результатам проведенного анализа, с целью правового урегулирования правоотношений, связанных с деятельностью негосударственных субъектов сектора безопасности Украины считается необходимым :

1) разработать (или доработать ранее подготовленные законопроекты ) и принять:

- Закон Украины «Об основах национальной безопасности» , в котором более четко определить возможность функционирования и роль негосударственных субъектов сектора безопасности в системе обеспечения национальной безопасности Украины ;

- Специальные законы «Об охранной деятельности» , «О детективной деятельности» , «Об оружии» , «О коммерческой тайне» , «О противоправное поглощение и захват предприятий» и «О службе безопасности субъектов хозяйствования и других юридических лиц» ;

2) разработать и принять «Общенациональная программа организации безопасности предпринимательства в Украине», а также соответствующие акты Кабинета Министров Украины и других центральных органов исполнительной власти;

3) разработать вопрос о систематизации и кодификации законодательства в сфере национальной безопасности и деятельности государственных и негосударственных субъектов сектора безопасности Украины.

Реализация указанного, по нашим оценкам, будет способствовать формированию надлежащей правовой базы для полноценного функционирования системы защиты украинского предпринимательства и бизнеса от реальных и потенциальных угроз в современных условиях глобализации и мировой экономической интеграции .

3.3 . Проблемы научного обеспечения и подготовки кадров для негосударственных субъектов сектора безопасности

Сегодня объективно сформировались условия для создания негосударственной системы безопасности предпринимательства, в перспективе должен стать одним из основных субъектов обеспечения экономической безопасности государства. Сейчас почти 100 % банков Украины уже имеют собственные структуры безопасности . Практически все предпринимательские структуры, бизнес которых существенно влияет на экономику страны или определенного региона, также создали структуры безопасности. Большинство субъектов среднего бизнеса принимают меры безопасности. Указанные процессы, как отмечалось , требуют соответствующего кадрового и научного обеспечения .

Следует поддержать выводы , что в современных условиях безопасность субъектов предпринимательства преимущественно находится в плоскости правовых и экономических отношений , поэтому ее организации должны осуществлять специалисты, профессионально осведомлены в направлениях права, финансов и других сфер экономических знаний. Признавая потребность в таких специалистах, отдельные учебные заведения начали осуществлять подготовку специалистов по вопросам безопасности .

В то же время, как показывает анализ содержания такой подготовки , последняя не в полном объеме отвечает потребностям предпринимательской деятельности, в основном является односторонней и не формирует специалистов как менеджеров в сфере безопасности бизнеса.

Кроме этого, отсутствует образовательный стандарт базовой подготовки специалистов по безопасности бизнеса и единое понимание содержания работы, которую должны выполнять эти специалисты.

Указанное обусловило разнообразие программ и объемов подготовки специалистов по безопасности бизнеса, а также сконцентрировало их подготовку , в основном , на уровне высшего образования. Подготовка специалистов на уровне младшего специалиста осуществляется эпизодически, без учета общегосударственных потребностей .

Следует также указать на отсутствие получения знаний по основам безопасности предпринимательской деятельности специалистами других специальностей, которые используются в современном бизнесе. Учитывая, что деятельность предприятий осуществляется в условиях высокой степени риска и не только производственного или коммерческого, а также риска взаимоотношений, наличие таких знаний для любого специалиста должно быть обязательным и адекватной современным угрозам и вызовам .

При подготовке специалистов всего охвачены такие направления безопасности как информационная безопасность (в основном технического и программного защиты) и экономическая безопасность. При этом практически не осуществлялась подготовка специалистов по комплексной организации безопасности предпринимательской деятельности, управления безопасностью предприятия , банка, является наиболее актуальным для бизнеса.

В целом можно констатировать , что сейчас в Украине недостаточны уровень и качество подготовки специалистов в области безопасности бизнеса. Отдельные побеги подготовки, существующих в некоторых «вузах», прежде Киевского региона, не формируют системного подхода и не обеспечивают решения современных проблем с подготовкой кадров для сферы безопасности бизнеса.

Учитывая актуальность данной проблемы, на заседании Совета УСПП по корпоративной безопасности в феврале 2007 года было принято решение о формировании системы подготовки специалистов по безопасности предприятий. С этой целью в марте - мае 2007 года членами Экспертного совета и Совета УСПП по корпоративной безопасности был разработан отраслевой стандарт по специальности «Управление финансово-экономической безопасностью» по образовательно - квалификационному уровню «магистр». При активной поддержке МОН Украины проведена процедура его согласования и утверждения руководством соответствующих министерств.

Первым высшим учебным заведением, получившим право готовить магистров по специальности «Управление финансово-экономической безопасностью» стал Университет экономики и права «КРОК», на базе которого создан Учебно-научный институт менеджмента безопасности .

Следует подчеркнуть, что Украина первой среди государств - членов СНГ сумела ввести стандарт с безопасноведческой специальности. Как следствие, представители РФ и Молдавии уже обращались с просьбой оказать им помощь в открытии этой специальности .

Вместе с этим понятно, что только объединение усилий специалистов, преподавателей, представителей общественности позволит качественно готовить специалистов по безопасности, успешно развивать систему переподготовки и повышения квалификации кадров .

Учитывая это , по инициативе УСПП , ​​ИМЕЕТ и Университета «КРОК » , в сентябре 2007 года был образован Учебно - научно - производственный комплекс «Образование - Безопасность - Антитеррор» , утвержден МОН Украины, который активно работает в сфере образования и в направлении развития негосударственной системы безопасности предпринимательства .

Актуальной была подготовка необходимых специалистов по безопасности в контексте проведения чемпионата Европы по футболу в 2012 году . Это событие в Украине требует активного объединения усилий соответствующих международных организаций , национальных государственных органов и субъектов негосударственной системы безопасности .

Международный опыт развитых стран мира (США, ФРГ, Израиля, Франции), свидетельствует, что для организации безопасности проведения международных форумов , соревнований и других массовых мероприятий используется весь потенциал систем национальной безопасности этих стран, обеспечивается взаимодействие государственного правоохранительного сектора и негосударственной системы безопасности .

Как показывает опыт Израиля, США, Великобритании, специалистов негосударственного сектора безопасности готовят в высших учебных заведениях по отдельным программам , в направлении «Секьюрити менеджмент» - аналог нашей программы подготовки магистров по «управлению финансово-экономической безопасностью» .

Подготовка этих специалистов занимает от 1 года до 3-х лет с обязательным стажировкой . Такие специалисты прикрепляются к командам - участникам соревнований , официальных представителей и полностью обеспечивают при взаимодействии с правоохранительными органами безопасность участников , не только во время соревнований, а в процессе всего пребывания на территории страны .

Украина имеет опыт подготовки таких специалистов . Так, «Университетом экономики и права« КРОК » осуществляется повышение квалификации специалистов по специальности «Руководитель службы безопасности предприятий Украины», «Руководитель охранного предприятия» , «Главный специалист по имущественной и личной безопасности». Для этого Университет «КРОК» сотрудничает с учебными заведениями стран, где готовят специалистов для организации безопасности на международном уровне (Лестернський университет- Великобритания; Колледж безопасности и следствия - Израиль , Институт управления и безопасности - Россия и др.)

Деятельность по подготовке специалистов в области безопасности предприятий осуществляется и другими учебными заведениями. В частности, Европейским университетом, где успешно действует Институт права и безопасности предпринимательства ,

Учебно-научным институтом информационной безопасности Национальной академии СБ Украины и др. .

В общем, профессиональное кадровое обеспечение всех составляющих индустрии безопасности квалифицированными специалистами должны осуществить негосударственные и другие учебные заведения, успешно действующих на рынке образовательных услуг. На их базе должны быть организованы различные формы подготовки , переподготовки и повышения квалификации кадров . С учетом динамики изменений , происходящих в бизнесе , система подготовки кадров в сфере безопасности предпринимательства должно стать постоянным процессом , по-современному организованным , с применением новейших методик и форм обучения .

Важность наук . работы подтверждается и тем , что Экспертным советом ВАК Украины по вопросам национальной безопасности принято решение о введении научной специальности «Безопасность хозяйственной деятельности » и группы специальностей « Негосударственная система безопасности», которые создают условия для защиты кандидатских и докторских диссертаций по четырем отраслям наук .

Кроме этого, научная и научно - методическая работа, ориентированная на предприятия, работающие в индустрии безопасности, должен предоставлять оперативную помощь по наиболее актуальным для предприятий вопросов:

 - Организации информационной безопасности , защиты данных , важных для жизни и работы предприятий , противодействия техническим разведкам , организации эффективной работы компьютерных систем , безопасности каналов связи ;

 - Наработка методик противодействия внутренней коррупции , некомпетентности , выработки критериев подбора новых сотрудников ;

 - Противодействия криминальным угрозам , выявление возможных источников информирования криминала в коллективе предприятия ;

 - Совершенствование обеспечения физической безопасности руководства и персонала ;

 - Использование современных средств безопасности движимого и недвижимого имущества ,

интеллектуальной собственности ;

 - Участия в законотворческой деятельности , обновлении нормативно-правовой базы функционирования предприятия ;

 - Изучение возможностей современного рынка безопасности услуг и их использование в организации безопасности предприятия и правил пользования ими ;

 - Анализа возможностей эффективного сотрудничества в сфере безопасности с властными структурами ;

 - Изучение и использование возможностей ресурса индустрии безопасности для безопасной работы за рубежом и с иностранными партнерами . +

Иногда на защиту бизнеса в нашей стране некоторые субъекты хозяйственной деятельности уже тратят до 10 % прибыли , а некоторые и больше. Однако , в целом на этот важный сектор сегодня направляется только до 1 % прибыли . При этом мало кто из предпринимателей задумывается над вопросом необходимости перехода в ближайшем будущем к европейским стандартам безопасности ISO в связи с желанием активного выхода Украины на зарубежные рынки.

Но этот переход требует больших средств на построение эффективной системы их безопасности .

Остается уже не так много времени до того момента , когда значительная часть украинских предприятий , которые не отвечают европейским стандартам безопасности , может быть фактически выброшена « за борт » полноценных внешнеэкономических отношений с привлекательными иностранными партнерами .

Как реакция на криминализацию в сфере предпр . деятельности в 1991 году в Украине появились первые коммерческие структуры, актуализировались в сфере охраны имущества , обеспечения личной охраны предпринимателей , сопровождения грузов и т.п. Среди них «Сакура » (Дичек А. , Василенко И. ) , « Сич» (Балабанов И. , Попов Ю.) , «Партнер » (Лысюк В. , Калинин Г.) , « ИBS » (Онищенко Г. ) и др. .

Уже с самого начала своей деятельности данные фирмы почувствовали недостаточный уровень имеющейся для данного вида деятельности правовой базы . Фактически законодательство по организации безопасности предпринимательской деятельности отсутствовало. Фирмы , которые специализировались на предоставлении безопасности услуг почувствовали также потребность в поддержке общественных организаций , в объединении на базе общих интересов общественных усилий , которые обеспечивали бы повышение эффективности их деятельности .

В связи с этим в 1993 году по инициативе Союза юристов Украины , Фонда юристов Украины и фирмы « Сакура » была создана первая в Украине общественная организация, которая взяла на себя вопросы организации правовой защиты украинского предпринимательства - Международная неправительственная ассоциация «Безопасность частного бизнеса » под руководством А. Дичека . Повышение эффективности деятельности негосударственных структур безопасности в это время уже позволили значительно уменьшить влияние негативного явления в отечественной экономике, прямо влияло на уровень национальной безопасности - сократить уголовный отток финансов из Украины .

Сейчас можно констатировать начало нового этапа эволюции украинского общества, характеризуется завершением процесса конвертации власти в капитал . В итоге , в течение последних двух лет рейдерство и другие правонарушения в экономической сфере , стали , новым самостоятельным политико -экономическим явлением, представляет собой наиболее видимую , ощутимую угрозу для деятельности субъектов хозяйствования , а значит и для нормального функционирования государства .

Активное рейдерство сегодня ставит под угрозу ведения бизнеса и право на частную собственность . Под ударами чаще оказываются предприятия среднего и малого бизнеса, которые не имеют тех возможностей , которые существуют в крупных финансово - промышленных группах , для защиты от недружественных поглощений.

Как следствие - сокращение деловой активности и падения макроэкономических показателей, ухудшение инвестиционного климата в стране для внешних и для внутренних инвесторов.

Для обеспечения устойчивого и эффективного развития экономических отношений в Украине уже давно назрела необходимость создания системы безопасности негосударственного сектора экономики . С одной стороны , это обеспечит равные условия в экономических отношениях всем субъектам рынка , независимо от форм собственности, с другой - этот процесс диктуется все время растущим общегражданским значением результатов деятельности частного предпринимательства .

Заслуживают внимания выводы одного из экспертов , который считает , что « существующие государственные механизмы с традиционными методами обеспечения безопасности предпринимательской деятельности оказываются в нынешней ситуации малоэффективными и даже неприемлемыми для организации защиты законных интересов как украинских предпринимателей , так и их зарубежных партнеров.

К этому можно добавить и то, что спорные , многогранные рыночные отношения во всех развитых странах давно уже обусловили сложно контролируемое органами государственной власти рост функций и направлений предпринимательской деятельности . Из этой ситуации государства успешно выходят путем делегирования значительного объема функций по обеспечению безопасности предпринимательства специальным структурам, которые близки к его проблемам и способны эффективно помочь в их правовом решении . Эта тенденция сегодня уже стала актуальной и для Украины .

Следует отметить также, что характерной закономерностью во взаимоотношениях государства и бизнеса является наличие встречного процесса со стороны предпринимательства, причем предпринимательства организованной . Этот процесс обусловлен рядом прагматических факторов.

Во-первых, возможностью минимизировать при вхождении в определенное объединение расходы предприятия на организацию безопасности , что очень важно особенно для субъектов экономической деятельности средних и небольших .

Во-вторых, сам факт вхождения в определенные объединения способствует росту имиджа предприятия, дает возможность прикрытия от потенциальных опасностей и угроз.

В-третьих, нахождение в корпоративном объединении позволяет более ощутимо влиять на нормотворческую деятельность, на действенность принятых законов и введенных правил.

В-четвертых , статус члена объединения способствует налаживанию продуктивного диалога с государственными структурами, усиливает потенциал переговорной силы с властью и т.д. .

К этому можно добавить, что в некоторых странах эффективное лоббирование интересов безопасности предпр-ва осуществляется через создание собственных политических организаций и введение таким образом своих собственных представителей в сферу законотворческой деятельности . В других, например, в Японии, вхождение вновь созданного предприятия в профессиональное объединение вообще обязательным .

Современная Украина в сфере создания негосударственного сектора предпринимательства делает только первые организационные шаги . Это очень сложная задача , поскольку его реализация осуществляются в условиях хаотического развития рынка безопасности услуг , без надлежащего организационно -правового регулирования и действенных попыток государственных органов в его составлении . На данном этапе общественного развития количество людей , которые имеют непосредственное отношение или оказывающих услуги в сфере безопасности предпринимательства, составляет уже более полумиллиона специалистов . При этом , они отличаются по квалификации , уровню профессионализма , морального состояния , воспитании. Сегодня охранники действуют самостоятельно, практически будучи не подконтрольными государственным органам управления . Таким образом, складывается ситуация , когда, с одной стороны государство не осуществляет необходимого контроля за стихийными процессам в стране , с другой - слишком широко использует свою юрисдикцию , сдерживая самоорганизации гражданского общества .

Негосударственная составляющая обеспечения национальной безопасности Украины в экономической сфере как раз и начала механизм централизованной защиты предпринимательства на всех уровнях (физическая и техническая охрана, информационно-аналитическое сопровождение, аудит безопасности и др. . ), Проведение значительной работы с предприятиями в регионах Украины , разработку и внедрение в жизнь методических рекомендаций по вопросам противодействия предприятий рейдерским атакам .

В то же время она объективно способствует повышению эффективности управленческой деятельности . Однако , пока можно говорить лишь о том , что система безопасности бизнеса , соответствующей международным стандартам и удовлетворяла бы потребности каждого субъекта предпринимательской деятельности в нашей стране , только создается .

2.2 . Система корпоративной безопасности УСПП, ​​как временный координационный центр формирования негосударственной системы безопасности предпринимательства

По инициативе Украинского союза промышленников и предпринимателей , который объединяет 38 тысяч представителей различных отраслей экономики и форм собственности , в последние годы интенсивно нарабатываются необходимые механизмы для создания негосударственной системы безопасности предпринимательства и впервые за годы независимости стали формироваться негосударственные субъекты сектора безопасности как составная обеспечения национальной безопасности Украины .

Главным внутренним механизмом негосударственной системы безопасности предпринимательства является заключение социально - партнерских соглашений между государственными институтами и обществом , соответствующими общественными организациями и предпринимателями , объединения усилий государственных и негосударственных субъектов сектора безопасности Украины .

В 2005 году с обострением объективной потребности развития гражданской составляющей в структуре безопасности частного предпринимательства в Украинском союзе промышленников и предпринимателей было принято Программа по формированию политики , которая способствовала бы развитию организационных принципов в этой сфере. В рамках данной Программы были созданы Комиссия по экономической безопасности и защиты инвестиций , а также соответствующее Бюро федерации работодателей Украины . О необходимости в организационном оформлении индустрии безопасности свидетельствовал также и анализ материалов , обобщение практического опыта , что было связано с созданием Гражданского проекта «Формирование негосударственной системы безопасности» по инициативе УСПП , ​​МАЭ и других креативных в нашей стране общественных организаций .

В октябре 2006 года при участии и поддержке Кинаха , В.Крутова , П.Пригунова , А.Дичек и других специалистов , с учетом предыдущего практического опыта и теоретических наработок , была разработана Концепция корпоративной безопасности предприятий - членов УСПП. Этот факт стал заметным явлением в развитии индустрии безопасности , поскольку данная концепция отразила интересы крупнейшего в стране общественного объединения, сегодня производит львиную долю национального продукта в Украине . Концепция определила принципы организационно - правового обеспечения нейтрализации всего комплекса угроз , приводящих сегодня к дестабилизации в деятельности предприятий - членов УСПП.

Концепция корпоративной безопасности является научно обоснованной системой взглядов и разработана с учетом необходимости скорейшей адаптации украинских предприятий , осуществляющих внешнеэкономическую деятельность , к европейским стандартам по безопасности ISO , в связи с интеграцией в мировую экономику и завершением процесса вхождения Украины в ВТО. Определение цели , целей и задач , предусмотренных концепцией и их реализация в рамках деятельности УСПП создали необходимые и достаточные условия для развертывания мощной и эффективной системы корпоративной безопасности членов Союза .

Корпоративная безопасность членов УСПП стала ныне платформой , на которой осуществляется защита интересов владельцев , руководства , работников и клиентов предприятий , материальных ценностей , информационных ресурсов от внутренних и внешних рисков и угроз .

На основе изучения современных вызовов и угроз безопасности предпринимательству были проработаны определенные стратегические параметры и комплекс первоочередных мер развития негосударственной системы безопасности предпринимательства (системы) по следующим направлениям:

1) постоянная работа над учетом изменений в экономической ситуации и других факторов, влияющих на предпринимательскую деятельность, с целью совершенствования идеологических, концептуальных основах функционирования Системы в Украине ;

2) разработка и совершенствование действующего законодательства в соответствии с общественно-экономических потребностей становления и развития Системы ;

3) структурирование частных экономических субъектов, которые предоставляют услуги в сфере безопасности, под эгидой УСПП как временного координационного центра

4) создание механизмов взаимодействия негосударственных и государственных субъектов сектора безопасности на центральном и региональном уровнях ;

5) внедрение в Украине общепризнанных международных стандартов в области безопасности предпринимательства,

6) налаживание эффективного взаимодействия с наиболее известными международными компаниями в этой сфере.

Реализация указанных стратегических инициатив сначала началась среди предприятий - членов УСПП, ​​которые сейчас производят более 80 % валового внутреннего продукта (ВВП ) Украины . И когда речь идет о таких масштабах и влияние на создание ВВП государства, организация экономической безопасности каждого из УСПП - это забота не только об их процветании, а фактор утверждения свободы , могущества и благосостояния всей Украине .

Решение организационно-методических проблем совершенствования безопасности предпринимательства УСПП был ускорен использованием наработок , осуществленных общественными организациями в рамках Гражданского проекта по формированию негосударственной системы безопасности предпринимательства . Это уникальный пример сотрудничества общественности и бизнеса.

Основной направленностью реализации указанной Концепции и Гражданского проекта является обеспечение гарантии стабильности развития бизнеса каждого предприятия , обеспечение привлекательности предпринимательства в Украине для иностранных инвесторов , уменьшение материальных затрат и экономии времени предпринимателя на защиту собственного бизнеса от противоправных посягательств . В конечном счете это должно быть обеспечено построением новой архитектуры отношений в системе «органы государственной власти - предприниматели » , создание на общегосударственном уровне предпосылок для формирования негосударственной системы безопасности , как важной составляющей национальной безопасности Украины .

Для реализации поставленных целей по построению Системы был сформирован Совет УСПП по вопросам корпоративной безопасности, к работе которой привлечены руководящие сотрудники органов государственной власти и управления , выдающиеся ученые, представители влиятельных общественных организаций, директора стратегически важных предприятий , руководители основных негосударственных структур безопасности .

Для тщательного анализа имеющихся у субъектов хозяйствования проблем, проведения экспертных оценок документов , решений по обеспечению и реализации мер безопасности , была создана Экспертная комиссия по вопросам корпоративной безопасности , сформирован Департамент по корпоративной безопасности УСПП. При региональных представительствах УСПП введены должности заместителей руководителей региональных представительств по вопросам безопасности

Совместно с региональными отделами УСПП по корпоративной безопасности в регионах начался процесс развертывания и отладки работы третейских судов ( для функционирования этих судов зарегистрировано более 60 судей в Киеве, Полтавской, Запорожской и других областях) . В их деятельности уже зафиксированы положительные результаты. Однако, развертывание работы системы третейских судов пока не находит эффективной поддержки со стороны части представителей действующей судебной власти, видят в третейских судей своих коллег, а конкурентов. Этот субъективный фактор, считаем, является временным и в целом не сможет остановить процесс организованного общественного влияния на неправовые действия в отношении частного бизнеса.

Кроме того, начался процесс создания сети страховых компаний, главной целью своей деятельности ставят работу с корпоративными членами системы безопасности, прежде всего, членами УСПП.

В целом, к организационной структуре УСПП вошло 27 региональных отделений системы корпоративной безопасности (СКБ). Существенным также является привлечение к работе СКБ 371 корпоративного члена УСПП.

По инициативе УСПП в центральных органах исполнительной власти , причастных к обеспечению безопасности предпринимательства, определяются и закрепляются представители в ранге заместителей руководителей этих органов, обеспечивать связи с системой корпоративной безопасности .

Результатом сотрудничества с Кабинетом министров Украины стало подписание 20 марта 2007 Меморандума о партнерстве и сотрудничестве между Кабинетом Министров Украины и Украинским союзом промышленников и предпринимателей. Сейчас налаживаются и рабочие отношения с Кабинетом Министров Украины, что позволит :

- Продемонстрировать обществу и иностранным партнерам механизмы реального взаимодействия исполнительной власти с общественными организациями ; 42

- Создать новый в украинской истории прецедент совместного участия властных структур и структур сферы негосударственной безопасности в организации эффективной экономической безопасности в государстве ;

- Организовать современную, эффективную систему защиты основных бюджетообразующих предприятий ;

- Системно, а не фрагментарно, подойти к организации безопасности каждого предприятия в различных сферах деятельности ( информационной , технической , физической и др.);

 - Привлечь к сотрудничеству значительное количество субъектов хозяйствования. Для налаживания взаимодействия между негосударственным и государственным субъектами сектора безопасности по инициативе УСПП начато создание общественно - консультативных советов при Кабинете Министров Украины, МВД Украины, СБ Украины, Минэкономики, Государственной налоговой службе, Государственной таможенной службе, Администрации Государственной пограничной службы и других органах государственной власти. Указанные общественные советы начали работу по координации усилий государственных органов, профильных общественных объединений, представителей промышленности и предпринимательства не только в сфере защиты субъектов хозяйствования всех форм собственности, но и в борьбе с экстремизмом , коррупцией, организованной преступностью и другими посягательствами на национальную безопасность Украины .

Созданная и Координационный совет МВД Украины по взаимодействию органов внутренних дел с охранными предприятиями, их объединениями и службами безопасности субъектов хозяйствования . Согласно приказу министра внутренних дел от 19.03.2007 № 96 начальникам региональных органов МВД поставлена ​​задача по созданию и деятельности соответствующих координационных советов на местах.

В интересах системы корпоративной безопасности также была создана Украинская национальная служба экономической безопасности и защиты инвестиций (УНСЕБ), которая тоже разворачивает свои представительства в регионах по следующим направлениям деятельности: консалтинг по вопросам безопасности бизнеса, обеспечение безопасности коммерческой деятельности, обеспечение безопасности банковской , страховой и инвестиционной деятельности, обеспечение техническими средствами безопасности и связи, обеспечение охранными услугами.

Для развития системы корпоративной безопасности УСПП также проведен ряд других мероприятий. В результате, сейчас система корпоративной безопасности имеет возможность предоставлять практически полный комплекс услуг в сфере безопасности предпринимательства: физическую охрану объектов и субъектов предпринимательства, сопровождение грузов, техническая защита от несанкционированного доступа к конфиденциальной информации, ведении бухгалтерского, кадрового, энергетического и других видов аудита, предоставления информационно - аналитических и консалтинговых услуг в сфере безопасности, юридической помощи, организации защиты коммерческой тайны, предоставление услуг по переподготовке специалистов в информационно-аналитической сфере, помощи в организации служб безопасности, в борьбе с рейдерством и другие.

На сегодня создана в УСПП система корпоративной безопасности предпринимательства имеет четыре уровня функционирования. Этим достигается возможность всесторонней защиты деятельности любого предприятия - члена УСПП, ​​создаются условия его устойчивого развития:

 - Первый уровень (тактический) - когда безопасность обеспечивается самим  предприятием, ее службой безопасности на основании предоставленных методических рекомендаций и консультаций СКБ ;

 - Второй уровень (тактический региональный) - когда безопасность обеспечивается с помощью регионального представительства с привлечением региональных субъектов безопасности УСПП - УНСЕБ ;

 - Третий уровень (тактический центральный) - когда безопасность обеспечивается с помощью сил аппарата , влияния вице -президента УСПП по вопросам безопасности ;

 - Четвертый уровень (стратегический) - когда безопасность обеспечивается с помощью решений Совета УСПП по вопросам безопасности с привлечением руководящих органов государственной власти .

Для управления этой системой осуществляет Совет УСПП по корпоративной безопасности. К субъектам обеспечения корпоративной безопасности членов УСПП также относятся :

- Президент УСПП, ​​Вице -президент по безопасности, Департамент по безопасности ;

- Комиссия УСПП по вопросам экономической безопасности субъектов хозяйствования

и защиты инвестиций;

- Бюро Федерации работодателей Украины по вопросам координации безопасности бизнеса , энергосбережения и защиты инвестиций ;

- Украинская национальная служба экономической безопасности и защиты инвестиций ;

- Региональные представительства УСПП по корпоративной безопасности.

Сегодня уже можно говорить и о фактах конкретной помощи созданной системы предприятиям в нейтрализации угроз со стороны правонарушителей. Среди них - АОЗТ «Сумской фарфоровый завод» , где благодаря юридически консультационной помощи со стороны специалистов Экспертной комиссии при Совете УСПП по корпоративной безопасности, широкому освещению неправомерных действий рейдеров в СМИ и обращением от имени Президента УСПП в соответствующие судебные инстанции было прекращено рейдерский захват предприятия; удалось нейтрализовать и рейдерском нападении на ОАО «Институт транспорта и нефти» в г. Киеве. Специалистами СКБ УСПП, ​​были приняты меры , позволившие избежать силового захвата ООО «СП МДМ» , в настоящее время ведется напряженная работа по защите ряда других предприятий . Одним из результатов работы СКБ УСПП стало содействие в привлечении к юридической ответственности ряда судей, выносили решения с нарушением законодательства и способствовали незаконным действиям относительно предприятий и тому подобное.

В дальнейшем, для удовлетворения потребностей субъектов предпринимательства в информационно - аналитических продуктах по различным вопросам экономической безопасности принято решение о необходимости развития цивилизованного рынка деловой информации. Вместе с тем, предусматривается создание механизмов для выполнения функций общественного контроля за качеством конкуренции на этом рынке. Учитывая указанное, в рамках СКБ УСПП началось создание соответствующего внутреннего массива деловой информации, в том числе специальных баз данных о недобросовестных клиентов, страхователей, фирмы и лиц, связанных с криминальными структурами или случаями мошенничества с финансовыми ресурсами и т.д. .

Планируется создание негосударственного Всеукраинского реестра служб безопасности предприятий, учреждений и организаций. Наряду с этим предусматривается выполнение департаментом корпоративной безопасности УСПП некоторых третейских функций по поводу потенциальных конфликтов в сфере коммерческой информации и правовых коллизий, связанных с этим видом бизнес - деятельности ,

С целью осуществления эффективной политики развития негосударственных служб безопасности субъектов хозяйствования различных форм собственности , повышение качества их деятельности , координации и взаимодействия с правоохранительными органами и специальными службами государства , осуществляется активная работа по созданию

Всеукраинского объединения « Союз негосударственных служб безопасности» .

В контексте налаживания эффективного взаимодействия с известными международными компаниями в сфере безопасности проведен ряд консультаций с представителями , специализирующихся на разработке новейших технологий и товаров в сфере безопасности . Их результатом стало создание специальной комиссии по вопросам международного сотрудничества при Совете УСПП по корпоративной безопасности , а также инициирование сотрудничества и взаимодействия с наиболее креативными иностранными партнерами на украинском рынке безопасности .

Международными соглашениями, подписаны с рядом зарубежных структур предусмотрен обмен нормативной и методической документации, регламентирующей деятельность сторон и организацию безопасности предпринимательства , обмен специалистами для изучения опыта и оказания практической помощи в этой сфере , осуществление совместных научных исследований и другие мероприятия.

В контексте подготовки и проведения в Украине в 2012 году Чемпионата Европы по футболу департамент по корпоративной безопасности УСПП выступил с предложением активного сотрудничества негосударственного сектора с правительственными и другими структурами по комплексному решению вопроса организации безопасности этой важной для имиджа Украины международного события .

С учетом необходимости организационно -правовой развития системы безопасности разработан проект концепции негосударственного обеспечения безопасности личности и предпринимательской деятельности, проходит активное обсуждение в обществе .

Вместе с практическими мерами по развертыванию системы негосударственной экономической безопасности продолжается процесс перевода в формат законодательной инициативы наработанного общественными объединениями пакета законопроектов, должны регламентировать сферу негосударственной системы безопасности предпринимательства .

Для обеспечения полного цикла организации безопасности предприятий- участников корпоративной безопасности является актуальным и необходимым создание системы подготовки специалистов безопасности направлении. С целью эффективного решения этой важной задачи разработана Концепция научно - методического и образовательного обеспечения подготовки специалистов к деятельности в сфере негосударственной системы безопасности .

Очень важным является налаживание работы региональных представительств по корпоративной безопасности членов УСПП , ​​на которые возлагаются задачи оказания помощи членам УСПП региона, мониторинга состояния безопасности предприятий в регионах, подготовку запросов к вице -президента по безопасности, донесение до пользователей рекомендованных Советом УСПП методических материалов , обобщение лучшего опыта в сфере организации безопасности предпринимательства . В случае необходимости по решению Совета УСПП в регионах могут создаваться также региональный совет по корпоративной безопасности членов УСПП.

Сейчас безопасность каждого предприятия может обеспечиваться сотрудниками уже созданного этим предприятием подразделения безопасности ( в том числе с помощью корпоративной системы) , или же эту функцию могут выполнять представители региональных подразделений Украинской национальной службы экономической безопасности и защиты инвестиций (УНСЕБ) . Руководитель предприятия , в зависимости от уровня потребности, интегрирует свою систему безопасности в общую систему корпоративной безопасности членов УСПП. Таким образом, система корпоративной безопасности может развиваться благодаря встречной инициативе предприятия . Такая интеграция позволит эффективно реализовывать все механизмы нейтрализации угроз для предприятий и организации в целом.

Всего рассмотрен вопрос можно суммировать следующим основным выводам :

1) система корпоративной безопасности УСПП фактически позиционирует себя как основной системообразующий элемент общенациональной системы негосударственной безопасности и объединяет различные секторы рынка услуг в сфере защиты отечественного предпринимательства . Особую роль при этом играет Совет УСПП по корпоративной безопасности - интеллектуальный центр для адекватной системного ответа на современные вызовы в сфере безопасности предпринимательской деятельности . С созданием Совета был начат процесс формирования основ целостного механизма организации негосударственной системы безопасности предпринимательства, поиск оптимальных форм работы по совершенствованию безопасности общества и государства в экономической сфере с участием негосударственных субъектов сектора безопасности ;

2) для формирования общих согласованных позиций по вопросам организации безопасности предпринимательской деятельности , содействие устойчивому развитию предприятий независимо от их формы собственности , укрепление правопорядка и общественного согласия , обеспечения безопасности граждан , борьбы с преступностью , развития негосударственной системы безопасности , в том числе путем совершенствования действующего законодательства актуален вопрос о создании при Кабинете Министров Украины Экспертно -общественного совета по вопросам безопасности предпринимательства ;

3) общественно значимым событием является инициирование УСПП создания Всеукраинской общественной организации «Союз негосударственных служб безопасности Украины», который должен создать благоприятные условия для развития индустрии безопасности, проведения независимой общественной экспертизы законопроектов , регулирующих работу служб безопасности отечественных кампаний; разработки стратегических направлений реформирования системы безопасности с учетом реальных потребностей предпринимательства, организации аналитической работы , научных и маркетинговых исследований товаров и услуг рынка безопасности и т.д. ;

4) система негосударственной безопасности предпринимательства, формируется на базе системы корпоративной безопасности УСПП приобретает черты полноправного составляющей национальной безопасности Украины. Дальнейшем актуализируется проблема развития системы негосударственных субъектов сектора безопасности и легитимизации их деятельности соответствующими законами и другими нормативно - правовыми актами Украины .


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

146. Перевірка організації руху дизельного тепловозу 536.5 KB
  При русі тепловоза зі складом машиніст контролює роботу всіх агрегатів і систем по приладах, встановлених на пульті керування і розподільному щиті, звертаючи особливу увагу на показання кіло-амперметра.
147. Разработка предложений по повышению эффективности маркетинговой дятельности предприятия 1.25 MB
  В условиях централизованного планирования, осуществляя плановые поставки выпускаемой продукции. Маркетинг представляет собой нечто большее, чем просто продвижение товаров и услуг на рынок. Предприятие вырабатывает представления о желательном уровне спроса на свою продукцию.
148. Аналіз процесу управління маркетингом на підприємстві СТОВ НВФ Насіння-сервіс 94.2 KB
  Організаційно-економічна характеристика СТОВ НВФ Насіння-сервіс. Характеристика процесу управління маркетингом на СТОВ НВФ Насіння-сервіс. Економічна ефективність маркетингової діяльності на підприємстві.
149. Основные понятия теории информации 517 KB
  Понятие информации. Виды и структура информации. Геометрическая, комбинаторная и аддитивная мера Хартли. Статистическая мера информации. Связь энтропии с количеством информации. Количество информации дискретных сообщений. Определение бита и байта.
150. Возведение подземной части здания 571 KB
  Выбор комплекта машин для производства земляных работ. Технико-экономическое сравнение вариантов. Нормативные требования к качеству производства работ и техники безопасности. Земляные работы, и работы по устройству ленточного монолитного фундамента при возведении подземной части здания в зимних условиях.
151. Создание усилителя с обратной связью 614 KB
  В настоящее время трудно назвать такую отрасль, в которой в той или иной степени не применялась бы электроника. Космические и авиационные летательный аппараты, техника, все виды транспорта, медицина, атомная физика, машиностроение используют электронику во все нарастающих масштабах.
152. Понятие, признаки и социальное значение государства и права 415.5 KB
  Государство и право как социальный институт. Понятие, признаки и социальное значение права. Многочисленная классификация содержит перечень и характеристику широко известных режимов. Право возникает на определенном этапе развития человеческого общества для упорядочения взаимоотношений людей.
153. Предприятие общественного питания 417.5 KB
  Основной задачей бригадира является организация работы бригады с целью своевременного и качественного выполнения плановых заданий по выпуску блюд и изделий в заданном объеме и ассортименте высокого качества.
154. Сервисный центр 424.06 KB
  Описания и обоснование используемых методов и средств обеспечения информационной безопасности. Организация, программное обеспечение и информационная безопасность сервисного центра.