44560

Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Научная статья

Педагогика и дидактика

Визуальный соматоскопический метод количественной оценки осанки является доступным и простым в использовании. Он обладает высокими показателями согласованности, воспроизводимости и информативности. Его можно рекомендовать как специалистам физической культуры, так и родителям для оценки текущего состояния и анализа динамики осанки.

Русский

2015-01-06

197.5 KB

5 чел.

Некоммерческая организация

«Ассоциация московских вузов»

РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ

ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ, СПОРТА, МОЛОДЁЖИ И ТУРИЗМА

Научно-ИНФОРМАЦИОный материал

 

Организация занятий лечебным плаванием с детьми, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата

Состав научно-образовательного коллектива:

Попов О.И., руководитель, д.п.н., профессор

Павлова Т.Н., к.п.н., доцент

Чистова Н.А., к.п.н., доцент

Москва –2011

I. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей, профилактика, коррекция с использованием средств лечебного плавания.

К нарушениям опорно-двигательного аппарата принято относить следующие заболевания: нарушение осанки, сколиоз и плоскостопие.

1.1. Нарушение осанки.

Тенденции ухудшения осанки школьников в последние десятилетия связаны с технологизацией общества, глобальной компьютеризацией, гиподинамией молодого поколения в период активного роста. Нарушения осанки у детей среднего школьного возраста наблюдаются в 60-90% случаев, что требует решения проблемы массовой диагностики.

Визуальный соматоскопический метод количественной оценки осанки является доступным и простым в использовании. Он обладает высокими показателями согласованности, воспроизводимости и информативности. Его можно рекомендовать как специалистам физической культуры, так и родителям для оценки текущего состояния и анализа динамики осанки.

Данный метод позволяет выделить наиболее важную степень нарушения осанки – стадию предпатологиии, когда имеющиеся деформации легко поддаются коррекции физическими упражнениями. Осанка более 60 процентов школьников соответствует этой стадии, что повышает значимость разработки эффективных профилактических мероприятий и программ физической реабилитации при нарушениях осанки на начальной стадии.

Осанкой принято называть привычную позу непринужденно стоящего человека, принимаемую без активного мышечного напряжения или привычное положение тела в пространстве в покое и при движении.  

Позвоночный столб имеет четыре физиологических изгиба: шейный, обращенный выпуклостью вперед; грудной – выпуклостью назад; поясничный – выпуклостью вперед; крестцово-копчиковый – выпуклостью назад. Благодаря изгибам он выполняет рессорную функцию, защищает головной и спинной мозг от сотрясения, а также увеличивается его устойчивость, подвижность и прочность.

Форма позвоночника, основа осанки, изменяется с возрастом. В конце первого года жизни у ребенка формируются физиологические изгибы позвоночника, к 5-7 годам они становятся четко выраженными, а к 14-15 годам - становятся постоянными. Окончательное формирование происходит лишь к 20 - 25 годам.

1.2. Виды нарушений осанки.

Правильная осанка.  Нормальная сформировавшаяся осанка выглядит так: вертикальные оси головы (подбородок приподнят, взгляд направлен вперед) и позвоночного столба (умеренная величина физиологических изгибов); симметричные шейно-плечевые линии (плечи слегка отведены назад), углы лопаток (лопатки прижаты к спине), гребни подвздошных костей, ягодичные складки; одинаковые треугольники талии, длина ног (ноги выпрямлены), правильное положение стоп; живот подтянут, угол наклона таза 35-45°, несколько приподнята грудная клетка; гармоничное развитие мышечного корсета.

Классификация нарушений осанки. Нарушения осанки – это функциональные изменения, мышечный дисбаланс, слабость мышц и связок, возникающие при гиподинамии, неправильной рабочей позе. Эти нарушения еще не носят стойкий, фиксированный характер. В настоящее время наиболее распространена классификация нарушений осанки, предложенная Л. П. Николаевым. Выделяют два основных типа нарушений осанки, а именно – нарушение в сагиттальной плоскости и во фронтальной плоскости. В сагиттальной плоскости различают следующие виды нарушений: круглая (сутулость), кругло-вогнутая, плоская, плосковогнутая спина. Во фронтальной плоскости – асимметричная осанка.

Круглая спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов шейного и особенно – поясничного и увеличением изгиба грудного отдела позвоночника. Мышцы брюшного пресса при круглой спине укорочены, а мышцы спины растянуты. Все это связано со слабостью мышечного корсета. Характерные внешние признаки: наклоненная вперед голова, плечи свисают вперед, лопатки отстоят от позвоночника, спина дугообразная, выпяченный живот, уплощенные ягодицы, уменьшенный угол наклона таза, слегка согнутые в коленях ноги, иногда согнутые в локтях руки.

Кругло-вогнутая спина характеризуется увеличением грудного и поясничного физиологических изгибов. В верхней половине туловища изменения почти те же, что и при круглой спине (уплощенная грудная клетка, свисающие и наклоненные вперед плечи и т. д.). В нижней половине происходят противоположные изменения: вследствие увеличения угла наклона таза, резко увеличена поясничная кривизна, поясничная область сильно прогнута вперед, брюшная стенка вялая, растянутая (отвислый живот).

Плоская спина характеризуется уменьшением физиологических изгибов и даже, иногда, перемещением их. Уменьшение изгиба особенно заметно в поясничной области позвоночника.

Плосковогнутая спина является вариантом плоской спины, встречается редко. Этот тип осанки имеет черты сходства с плоской спиной, но сопровождается увеличением поясничного лордоза. Таз сильно наклонен вперед и смещен кзади, укорочены мышцы поясницы (в частности – квадратная) и растянуты мышцы живота. Сильно выпячены кзади ягодицы. Грудная и шейные области уплощены.

Асимметричная осанка - характеризуется несимметричным положением надплечий, лопаток, молочных желез, косым положением таза, неодинаковой формой треугольников талии, слабым развитием мышц туловища, наклоненным вперед плечевым поясом, разной длиной ног. На стороне вогнутости позвоночника надплечья и лопатки опущены, а расстояние между линией талии и опущенной рукой увеличено (увеличен треугольник талии). На противоположной стороне контуры этого треугольника сглажены. Данные изменения осанки не сопровождаются торсией (скручиванием) и структурными изменениями позвонков, характерными для сколиоза; отклонения от срединной оси, исчезают при напряжении мышц спины.

Характеристика нарушений осанки.

В школьном возрасте число детей с нарушением осанки значительно увеличивается. Причина этого у младших школьников (7-10 лет) – длительные занятия в положении сидя в школе и дома при относительной слабости опорно-двигательного аппарата. В среднем же в школьном возрасте (11-15 лет) процесс окостенения еще не закончен, позвоночник отличается большой гибкостью и пластичностью, а рост мышечной ткани несколько отстает от развития костного скелета.

Пубертатный период, во время которого происходит бурный рост скелета, можно считать самым опасным для ребенка с нарушением осанки. С началом его отмечается прогрессирование нарушений. С окончанием роста позвоночника прекращается прогрессирование и, следовательно, можно завершать лечебные мероприятия.

При увеличении грудного изгиба позвоночника (круглая, кругло-вогнутая спина) укорочение грудных мышц ограничивает движение в плечевом суставе. Растянутые слабые мышцы спины не обеспечивают максимального разгибания позвоночника, что уменьшает глубину вдоха, а это, в свою очередь, снижает ЖЕЛ, дыхание становится поверхностным. Легкие не могут обеспечить организм достаточным количеством кислорода. Поэтому у детей могут быть головные боли, потеря аппетита, нарушение сердечной деятельности, ухудшение зрения. Поверхностное дыхание приводит к уменьшению присасывающей силы грудной клетки и затрудняет работу сердца, еще не окрепшего в детском возрасте. Понижение сердечной деятельности может привести к застою крови в области черепа, в брюшной полости и полости таза.

При увеличении поясничного изгиба (кругло-вогнутая, плоско-вогнутая спина) растянутые мышцы брюшной стенки (отвислый живот), могут служить причиной птоза (опущения органов брюшной полости). Слабость этих мышц также может содействовать нарушениям пищеварения  и местного  кровообращения.

При уменьшении физиологических изгибов позвоночника (плоская, плоско-вогнутая спина) рессорная функция позвоночника снижена, что отрицательно сказывается на состоянии спинного и головного мозга при беге, прыжках и других передвижениях. В связи с этим дети жалуются на быструю утомляемость, головные боли, снижение физической работоспособности. Эта неблагоприятная деформация часто проявляется ранними болями в спине и распространенным остеохондрозом.

Нарушение осанки во фронтальной плоскости может представлять собой начальную стадию развития сколиоза. Почти у половины детей с асимметричной осанкой в последующем выявляются достоверные признаки этой болезни. Если вовремя не принять мер для исправления асимметричной осанки, могут возникнуть изменения в межпозвоночных дисках и костной ткани, ведущие к сколиозу.

Нарушениям осанки нередко сопутствует плоскостопие. Расстройства нервной, дыхательной, сердечно-сосудистой, пищеварительной и выделительной систем организма, вызванные плохой осанкой, ухудшают белковый, углеводный, жировой, минеральный и водный обмены организма, тем самым нарушая рост костной и мышечной систем. Нарушения осанки влияют и на психику детей, понижают жизненный тонус, активность, что, в конечном счете, приводит к гиподинамии со всеми ее отрицательными последствиями. Поэтому борьбу  с  дефектами   осанки   следует рассматривать как дело общего оздоровления организма.

Первые признаки нарушения осанки часто остаются незамеченными и к врачу-ортопеду дети попадают уже со значительными отклонениями, с трудом поддающимися исправлению.

Основные факторы, определяющие оценку осанки.

 Первый фактор включает следующие взаимосвязанные показатели: симметричность шейно-плечевых линий, симметричность углов лопаток, симметричность туловища, симметричность таза. Данный фактор можно охарактеризовать как фактор осанки во фронтальной плоскости, а для его оценки – просуммировать полученные баллы по выделенным показателям.

Второй фактор включает такие взаимосвязанные признаки осанки, как форма грудной клетки, отставание лопаток, величина грудного кифоза, отклонение туловища и величина поясничного лордоза. Данный фактор можно охарактеризовать как фактор осанки в сагиттальной плоскости и оценивать по сумме баллов перечисленных показателей.

Обобщенная оценка определяется суммой баллов экспертных оценок морфологических показателей осанки во фронтальной и сагиттальной плоскостях. Оценки осанки во фронтальной плоскости, в сагиттальной плоскости и обобщенная оценка – более надежные и информативные характеристики, чем отдельные признаки нарушения осанки, и являются основными критериями оценки осанки.

При своевременном выявлении предпатологической стадии осанки у школьника возможны своевременная коррекция и профилактика дальнейших нарушений средствами физических упражнений. Если же осанка патологическая, а также в случае отсутствия изменений или ухудшения по окончании реабилитационных мероприятий, проводимых в течение учебного года, ребенка следует направлять к врачу-ортопеду на детальное обследование и консультацию.

Разработана градация нарушений осанки: идеал, норма, предпатология, патология. Количественная оценка дает возможность дифференцировать программу реабилитации  по восстановлению и закреплению навыка правильной осанки – распределять школьников по группам в зависимости от степени нарушения или направлять на консультации для диагноза к врачу-ортопеду.

Наилучший эффект исправления осанки достигается применением корригирующих упражнений в раннем возрасте, в момент роста позвонков. Если дефекты осанки перейдут в фиксированные формы, исправить их будет намного труднее. Так, значительно легче предупредить нарушения осанки в младшем и среднем школьном возрасте, чем исправлять эти нарушения у старших школьников.

Основные средства физической реабилитации при нарушениях осанки.

В физической реабилитации на фоне режима разгрузки позвоночника осуществляются меры по укреплению мышечной системы, воспитанию правильной осанки.

В занятиях со школьниками, имеющими  нарушения осанки, необходимо применять, как специальные, корригирующие, так и общеразвивающие упражнения. Физические упражнения могут применяться в форме утренней гимнастики, физкультминуток, занятий каким-нибудь видом спорта.

В процессе занятий решаются следующие задачи, определяющие подбор упражнений:

Полное восстановление сниженных функций, общеукрепляющее воздействие на организм.

Укрепление мышечной системы и развитие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса.

Формирование и совершенствование координации движений.

Формирование навыка правильной осанки.

Исправление дефектов осанки.

Исправление нарушений осанки достигается с помощью специальных упражнений, которые позволяют исправить угол наклона таза, нарушенные физиологические кривизны позвоночника, положение и форму грудной клетки, добиться симметричного расположения пояса верхних конечностей, укрепить брюшной пресс. Правильное положение частей тела во время выполнения физических упражнений закрепляется с помощью сильного естественного мышечного корсета. Использование упражнений на статическую выносливость позволяет вырабатывать стойкий навык активного типа правильной осанки.

Разгрузка позвоночника. Наиболее рациональным исходным положением для развития и укрепления мышц туловища является такое, при котором возможна максимальная разгрузка позвоночника по оси и исключается влияние мышц на угол наклона таза (положения: лежа на спине, на животе, в упоре стоя на коленях, в висе). Такие исходные положения способствуют выпрямлению позвоночника, позволяют симметрично располагать тело и избирательно укреплять мышцы спины и брюшного пресса.

Вытяжение позвоночника – действие тяжести тела или активной тяги (самовытяжение) мышц на растяжение связочно-мышечного аппарата, фиксирующего позвоночник.

Гиперкоррекция позвоночника – выгибание в противоположном искривлению направлении. Однако чрезмерное увлечение наклонами назад (например, при сутулости) и другими упражнениями на гибкость может привести к перерастяжению связок и патологическим изменениям позвоночного столба.

Создание крепкого мышечного корсета, который будет без напряжения удерживать позвоночник в правильном положении. Для развития мышечной выносливости подбирают упражнения, обеспечивающие длительное  удерживание тела в различных вертикальных положениях. К числу мышц, развитие и укрепление которых оказывает благоприятное воздействие на осанку, в первую очередь относятся: мышцы - разгибатели туловища, мышцы, отводящие плечи (лопатки) назад, мышцы брюшного пресса, в отдельных случаях мышцы - сгибатели и разгибатели бедра. Необходимо помнить, что сочетание однонаправленных движений не обеспечивает гармоничного и симметричного развития мышц туловища, обязательно применение правила «перекрестной нагрузки» на мышечные группы.

Упражнения должны иметь симметричный характер. В том числе это касается и комплексов для детей с асимметричной осанкой. По данным исследований, выполнение симметричных упражнений вызывает напряжение мышц больше на стороне ослабленной, растянутой и, следовательно, стимулирует выравнивание тяги мышц.

Для выработки навыка правильной осанки необходимо тонкое восприятие ощущений положения и отдельных его частей, поэтому применяются упражнения на балансирование, в равновесии, на координацию, у вертикальной опоры, стоя перед зеркалом. Навык правильной осанки формируется на основе поздних рефлексов, среди которых наиболее известны и изучены шейно-тонические и вестибулярные рефлексы, связанные с положением головы относительно туловища. Когда человек опускает голову, у него резко понижается тонус мышц плечевого пояса и верхней части туловища: сгибается спина, сводятся вперед плечи, выпячивается живот. Если же поднять голову вверх, тело невольно «подтягивается», плечи расправляются, спина выпрямляется, живот подтягивается, – непроизвольно принимается поза правильной осанки. Поэтому в занятиях большое внимание уделяется тренировке правильного положения головы относительно туловища. Сохранение навыка правильной осанки достигается посредством многократного повторения правильных положений тела (лежа, сидя, стоя).

В занятии динамические упражнения (применяемые с учетом принципа рассеянности нагрузки – последовательного ее распределение на различные мышечные группы) следует чередовать с упражнениями в статических напряжениях (в изометрическом режиме). Чередование силовых упражнений с упражнениями на расслабление способствует улучшению кровообращения в уставших мышцах, снижению напряжения в них. Контролируется темп выполнения упражнений – счет медленный, по секунде. Целесообразно периодическое выполнение упражнений в расслаблении и дыхательных, смена исходных положений. Дыхание должно быть равномерным, глубоким, без задержки, при большом напряжении – свободным. Специальные дыхательные упражнения выполняются между сериями упражнений и в паузах отдыха. Физические упражнения, направленные на создание и укрепление мышечного корсета, нужно сочетать со специальными упражнениями, способствующими исправлению дефектов осанки.

Занятие обязательно должно носить положительную эмоциональную окраску. После занятия желателен отдых в положении  лежа с полным расслаблением мышц в течение 5-10 минут.

Музыкальное сопровождение во время занятий повышает работоспособность, может на время снять мышечную усталость. Мышечная деятельность усиливается, если началу работы предшествует прослушивание музыкальных произведений. При спокойной мелодии дыхание обычно становится глубоким и равномерным. В большинстве случаев мажорный характер музыки усиливает работу мышц. Наиболее сильный и ярко выраженный эффект дает однородная по своему характеру музыка.

Дети со стойкими нарушениями осанки требуют индивидуального подхода (так, упражнения асимметричного типа назначаются строго индивидуально и требуют безупречного выполнения), поэтому они должны лечиться под регулярным контролем специалиста.

Лечебное плавание.

 Многие врачи и педагоги рассматривают и уверенно рекомендуют плавание в качестве средства, оказывающего существенное воздействие на состояние здоровья и физического развития человека. Плавание приводит к образованию у человека новых жизненно необходимых двигательных навыков. Занятия плаванием оказывают общетонизирующее и закаливающее воздействие, способствуют нормализации деятельности нервной системы, положительно влияют на сердечно-сосудистую систему, оказывают специфическое действие на работу сердца, циркуляцию крови, укрепляют дыхательные мышцы, стимулируют гемодинамику, улучшают кровообращение в брюшной полости, секреторную и моторную функцию органов пищеварения. Помимо этого само плавание представляет собой циклические симметричные (брасс, дельфин) движения с четко согласованным ритмом дыхания и равномерным участием больших групп мышц.

При плавании позвоночник полностью разгружается от силы тяжести тела и принимает наиболее вытянутую форму. В работе участвуют почти все группы мышц. Это создает оптимальные условия для формирования мышечного корсета, который на суше поддержит вытянутый во время плавания позвоночник.

При плавании брассом и дельфином исчезает асимметричная работа межпозвонковых мышц, восстанавливаются условия для нормального роста тел позвонков. Самовытяжение позвоночника во время скольжения дополняет разгрузку зон роста. Одновременно укрепляются мышцы позвоночника и всего скелета, совершенствуется координация движений, воспитывается чувство правильной осанки. В связи с вышеизложенным, плавание рекомендуется всем детям с нарушениями осанки и искривлениями позвоночника.

Задачи, решаемые в курсах лечебного плавания – приобретение навыка правильной осанки, коррекция искривления позвоночника, развитие правильного дыхания, увеличение силы мышц, улучшение функции кардиореспираторной системы, закаливание, приобретение навыков плавания.

Основные требования к проведению занятий – плавание не реже 2-3 раз в неделю по 35-45 минут в течение 6-12 месяцев. Температура воды 26-28 градусов. Занятия малогрупповые (по 8-10 человек), ввиду обязательного учета степени умения держаться на воде, функциональных возможностей сердечно-сосудистой, мышечной и других систем организма ребенка; строго индивидуального подбора исходных положений, плавательных упражнений и способов плавания (в зависимости от локализации и степени нарушения). Обязателен строгий контроль правильности выполнения упражнений.

Предварительная разминка в зале. Упражнения на суше подготавливают сердечно - сосудистую, дыхательную и мышечную системы к работе детей в воде, повышают эффективность занятий лечебным плаванием. Более того, они позволяют предварительно осваивать элементы каждого упражнения на суше (т.к. необходимо учитывать несовершенную координацию у детей), еще до занятий в воде.

Помимо плавания рекомендуется проводить гимнастику в воде: продвижение по дну большими шагами, помогая руками, спиной вперед, боком, бег в воде; ходьба на месте, следя за осанкой; стоя, движения руками как при полоскании белья; «бокс» под водой с выставленными вперед ладонями; держась за бортик – упражнение «велосипед» и многие другие упражнения.

При подборе плавательных упражнений в воде необходимо учитывать форму спины. Так, при плоской спине не рекомендуют выполнять плавательные упражнения на спине, а при кифозе – наоборот, следует больше плавать на спине. При лордозе в грудном отделе рекомендуют делать узкий гребок руками брассом или узкий гребок руками баттерфляем без выноса рук из воды. При выраженном лордозе поясничного отдела при плавании на груди под живот подкладывают пенопластовую доску.

В любом случае исключаются упражнения,  мобилизующие позвоночник, увеличивающие его гибкость, вращающие и с колебаниями, осторожно применяются несимметричные упражнения. Основная задача – добиться увеличения паузы скольжения с самовытяжением позвоночника.

Одним из важных приемов, позволяющих снижать физическую нагрузку на занятиях лечебным плаванием, является увеличение времени отдыха в процессе плавания. Достигается это путем более длительного скольжения, во время которого тело расслабляется и организм отдыхает, а также  применением специальных упражнений на расслабление.

Обязательно включение дыхательных упражнений, которые улучшают, активизируют функцию внешнего дыхания, способствуют восстановлению после физической нагрузки. Дыхательные упражнения выполняются после 1-4-х упражнений (в зависимости от подготовленности ребенка). Особое внимание обращается на постановку правильного дыхания при плавании.

Игры на воде, в том числе – с мячом, способствуют повышению эмоциональности занятий.

Можно с полным правом утверждать, что если бы все дети со школьного возраста или раньше и систематически занимались плаванием, сколиоз, сутулость и другие дефекты осанки отошли бы в прошлое.

Комплексная методика восстановления осанки школьников.

Основу программы составляют занятия по плаванию, общая физическая подготовка и корригирующая гимнастика в зале, самостоятельные занятия. Программа рассчитана на детей среднего школьного возраста с нарушениями осанки  в начальной стадии, не имеющих серьезных отклонений в состоянии здоровья.

Выбор среднего школьного возраста обусловлен следующими причинами:

1) дети этого возраста обычно имеют нарушения осанки в начальной стадии, подлежащие коррекции физическими упражнениями;

2) в начальной школе дети проходят раздел “Плавание” предмета “Физическая культура”, поэтому в данном возрасте они, как правило, держатся на воде, что позволяет увеличить время на обучение способам лечебного плавания;

3) возраст до 12-ти лет является оптимальным для быстрого и качественного освоения техники плавания и по окончании курса в зависимости от результатов лечения возможен перевод в спортивную группу.

Первичное обследование школьников проводится по следующей программе:

предварительная беседа с объяснением целей и задач курса;

антропометрические измерения;

соматоскопия и фотометрия;

специальные контрольные упражнения, характеризующие гибкость и статическую силовую выносливость;

диагностика состояния осанки врачом-ортопедом и допуск к занятиям.

По окончании занятий в конце учебного года проводится повторное обследование с выявлением изменений в показателях, влияющих на состояние осанки.

Программа занятий на основе применения плавания для школьников с нарушением осанки.

Целью программы является укрепление здоровья, разносторонняя физическая подготовка, формирование и закрепление навыка правильной осанки школьников.

Специальные задачи, решаемые в течение прохождения курса:

исправление дефектов осанки, формирование и закрепление навыка правильной осанки; коррекция плоскостопия (при его наличии);

овладение навыком плавания;

укрепление «мышечного корсета» (развитие силовой выносливости мышц спины и брюшного пресса); совершенствование координации движений;

повышение функциональных возможностей организма (тренировка дыхательной и сердечно-сосудистой систем);

укрепление здоровья, повышение иммунитета, закаливание;

формирование интереса к занятиям спортом;

развитие волевых качеств, поддержка хорошего эмоционального состояния.

Занятия проводятся 2 раза в неделю (минимальное количество для эффективного воздействия на осанку, и только при обязательных самостоятельных занятиях дома) по 2 академических часа в день в течение учебного года с октября по апрель (сентябрь и май – этапное обследование), включая каникулы.

Физическая подготовка в зале. 

Общая физическая подготовка. Строевые, общеразвивающие упражнения, ходьба (на носках, на наружных и внутренних сторонах стопы с различными положениями рук), бег, упражнения на гибкость (в суставах рук и ног), расслабление, координацию движений, равновесие, подвижные игры, эстафеты.

Корригирующая гимнастика. Применяются специальные упражнения, основная направленность которых – освоение навыка правильной осанки, вытяжение позвоночника, укрепление мускулатуры туловища в разгрузочных для позвоночника исходных положениях, коррекция имеющихся нарушений.

Упражнения у вертикальной опоры, стоя перед зеркалом. Освоение навыка правильной осанки посредством многократного повторения правильного положения – голову не опускать, подбородок с шеей образуют прямой угол, макушкой тянуться вверх, плечи развернуты, поясничный отдел без прогиба, мышцы живота и ягодиц напряжены.

Упражнения в равновесии и на координацию движений (удержание груза на голове, длительное  удержание  тела  в  различных вертикальных положениях с постепенным увеличением нагрузки). Специальные упражнения на вытяжение (выполняются в разных исходных положениях, в том числе на гимнастической стенке).

Применяются упражнения на развитие и укрепление мышц туловища в исходных положениях с максимальной разгрузкой позвоночника – лежа на спине, на животе, в упоре стоя на коленях. В положении лежа на спине детям с круглой спиной подкладывают валик под лопатки, с плоской спиной – под голову; лежа на груди детям с вогнутой спиной – под живот. Постепенно нагрузка увеличивается, в дальнейшем применяются гимнастические палки, гантели до 2кг, резиновые эспандеры.

Упражнения должны иметь симметричный характер, согласовываться с дыханием, динамические упражнения чередуются со статическими; периодически (после 1-2-х упражнений  в начале курса и 3-4-х упражнений впоследствии) выполняются упражнения на расслабление и дыхательные упражнения, меняются исходные положения. Применяется правило «перекрестной нагрузки» на мышечные группы. Темп – медленный (обычно – одно движение в секунду для динамических упражнений). Число повторений – 6-10 раз.

В качестве формы организации занятия можно использовать круговую тренировку. В момент перехода выполняются дыхательные упражнения, упражнения на расслабление, проверка правильности осанки у стены.

Основная направленность упражнений для исправления различных нарушений осанки:

при плоской спине – упражнения для глубоких мышц спины; мышц-сгибателей тазобедренных суставов; мышц, удерживающих лопатки в правильном положении;

при круглой спине – укрепление глубоких мышц спины; растяжение передних связок грудного отдела позвоночника; укрепление мышц, удерживающих лопатки в правильном положении; мышц,  увеличивающих наклон таза;

при кругло-вогнутой спине – упражнения для укрепления мышц спины; для укрепления мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов; на растяжение передних связок грудного и поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; упражнения для мышц брюшного пресса и мышц, удерживающих лопатки в правильном положении;

при плосковогнутой спине - упражнения для укрепления мышц-разгибателей и растяжения мышц-сгибателей тазобедренных суставов; на растяжение задних связок поясничного отдела позвоночника и мышц поясничной области; упражнения для мышц, удерживающих лопатки в правильном положении, а также мышц брюшного пресса и спины;

при крыловидных лопатках – укрепление глубоких и поверхностно расположенных мышц спины; мышц, фиксирующих лопатки и плечи в правильном положении; улучшение формы грудной клетки.

Применяются следующие специальные и имитационные упражнения: упражнения для укрепления мышц, участвующих в гребковых движениях, на растягивание и подвижность в голеностопных и плечевых суставах; упражнения, имитирующие технику спортивных и лечебных способов плавания (освоение каждого элемента); ограничивается разучивание работы рук стоя с наклоном вперед.

Плавательная подготовка.

В подготовительные упражнения по освоению с водой входят: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением воды (всевозможные передвижения в воде с гребковыми движениями ногами и руками); погружения в воду с головой, ныряния и открывание глаз; всплывание и лежание; выдохи в воду; скольжения.

Изучение техники спортивных способов плавания проводится по общепринятой методике. Аналогично изучается техника способов, рекомендуемых при нарушениях осанки: движения ногами, ногами в согласовании с дыханием; руками, руками в согласовании с дыханием;  руками и ногами, в полной координации.

Все упражнения по изучению техники выполняются в следующей последовательности: имитационные упражнения на суше, упражнения в воде с неподвижной опорой, упражнения в воде с подвижной опорой, упражнения в воде в скольжении и плавании. Совершенствование техники плавания спортивными способами осуществляется путем проплывания  дистанций длиной до 200м спортивным способом.

Плавание является основной частью занятия. Большое внимание уделяется длительным скольжениям и работе ногами, постановке правильного дыхания. Также применяется проплывание дистанций до 400м в медленном темпе без остановок индивидуально рекомендуемым способом в полной координации и брассом на груди с удлиненной паузой скольжения. Специальные упражнения в плавании применяются в зависимости от задач занятия. Используются упражнения той или иной группы – для освоения с водой, упражнения в плавании при помощи движений руками, ногами до 50м, в полной координации - дифференцированно для каждого вида нарушения осанки. При асимметричной осанке в сочетании с нарушениями в сагиттальной плоскости применяются упражнения для асимметричной осанки, но  не противоречащие разрешенным при данном нарушении в сагиттальной плоскости. Задания чередуются с дыхательными упражнениями, упражнениями на расслабление, лежанием на воде.

Прикладное плавание. Применяются некоторые способы прикладного плавания: ныряние в длину до 10-15м; плавание брассом на спине и  на груди, ныряние с помощью движений ногами кролем в ластах. Из прыжков в воду используются спады из положения в группировке с низкого бортика при плоской спине и шагом вперед из положения стоя («солдатиком») – при круглой спине.

Игры на воде. Для улучшения эмоционального состояния детей, снятия усталости от монотонности занятия, закрепления и совершенствования плавательных умений и навыков применяются такие игры для освоения с водой, как «Спрячься!», «Водолазы», «Охотники и утки», «Авария», «Пятнашки» (со спасительным положением «поплавок» или «звездочка»), «Кто сильнее?» (на груди и спине) и другие. Применяются также эстафеты, игры с элементами водного поло, с нырянием в длину и глубину.

Упражнения для обучения технике плавания спортивными и индивидуально рекомендованными способами.

Подготовительные упражнения по освоению с водной средой. Упражнения проводятся в следующей последовательности: упражнения для ознакомления с плотностью и сопротивлением  воды, погружения в воду с головой, ныряния и открывание глаз в воде, всплывание и лежание на воде, выдохи в воду, скольжения. В дальнейшем постоянно выполняются и совершенствуются только упражнения в скольжениях и выдохах в воду.

Учебные прыжки в воду. Выполнение прыжков в воду помогает быстрее освоиться с водой, подготавливает к хорошему и быстрому освоению стартового прыжка, плаванию под водой (ныряние в длину и глубину). Прыгать разрешается только в водоем, дно которого занимающиеся могут легко достать ногами. В основном, это соскоки вниз ногами и спады в воду из положения сидя на бортике, при выполнении которых дети практически плашмя падают в воду.

Игры и развлечения. При обучении плаванию детей и подростков обязательно проводятся игры и развлечения на воде.

Упражнения для обучения плаванию кролем на груди и на спине.

Упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения для изучения движений ногами, упражнения для изучения движений ногами в согласовании с дыханием; упражнения для изучения движений руками, упражнения для изучения движений руками в согласовании с дыханием; упражнения для изучения согласования движений руками и ногами; упражнения для изучения общего согласования движений.

Упражнения для обучения плаванию брассом на спине и на груди.

Упражнения выполняются в следующей последовательности: упражнения для изучения движений ногами на задержке дыхания;   упражнения для изучения движений ногами в согласовании с дыханием;  упражнения для изучения движений рукам на задержке дыхания; упражнения для изучения движений руками в согласовании с дыханием; упражнения для изучения согласования движений руками и ногами на задержке дыхания; упражнения для изучения общего согласования движений руками, ногами с дыханием.

Результат влияния двигательной активности на состояние осанки показывает, что только целенаправленное комплексное воздействие различных видов физических упражнений, плавания и форм лечебной физкультуры в течение продолжительного времени с учетом локализации нарушений приводит к положительным сдвигам. Это позволяет избежать большинства хронических заболеваний, которые школьник может получить в процессе обучения.

Основной особенностью предлагаемой программы является сочетание в ней лечебной гимнастики в зале, обучения плаванию с использованием специальных средств и самостоятельных занятий по специально разработанным комплексам упражнений  (с учетом локализации нарушений в той или иной плоскости). По существу она является дополнением к стандартной программе физического воспитания школьников и программе обучения плаванию.

По окончании прохождения программы, при наличии положительной динамики состояния осанки (переход в норму), детям можно рекомендовать занятия в спортивных группах.

Для поддержания нормальной осанки школьникам достаточно регулярных занятий плаванием и физической культурой с включением в режим дня выполнение нескольких специальных упражнений.

II. Сколиоз.

Сколиоз – это прогрессирующее заболевание опорно-двигательной системы ребенка, приводящее к деформациям скелета и негативно влияющее на общее состояние здоровья. Сколиоз может быть врожденным, когда аномалия строения позвоночника вызывает нервно-мышечные нарушения. Причиной развития сколиоза могут быть травмы и операции на грудной клетке.

Однако основную часть составляют сколиозы идиопатические, то есть неизвестной природы. Их часто называют «статические», «школьные», «профессиональные», то есть привычная поза играет главную роль в возникновении  сколиоза.

Деформация позвоночника – основное проявление  сколиоза. Как правило, позвоночник при сколиозе имеет три дуги бокового искривления, одна из дуг является основной, или первичной, а две другие, расположенные выше или ниже, - компенсаторные, или вторичные. В поясничном отделе при некоторых типах сколиоза может развиться не дуга, а только наклон.

По положению основной дуги различают шейно-грудной (верхнегрудной) сколиоз, грудной, пояснично-грудной  (нижнегрудной), поясничный и пояснично-крестцовый сколиоз. Возможен вариант тотального сколиоза, который занимает два отдела позвоночника, а также дуги в разных отделах позвоночника -  S-образный сколиоз.

В зависимости от величины деформации сколиозы делятся по степеням. Во врачебной практике используется следующая классификация:

  1.  Сколиоз 1-й степени: искривление основной дуги до 100.
  2.  Сколиоз 2-й степени: искривление основной дуги до 250.
  3.  Сколиоз 3-й степени: искривление основной дуги до 400.
  4.  Сколиоз 4-й степени: искривление основной дуги более 400.

При сильной деформации позвонки приобретают клиновидную форму. Грудная клетка искривляется, таз перекашивается, нарушается нормальное взаимное расположение внутренних органов. Тяжелый сколиоз (4-й степени) настолько нарушает работу жизненно важных  органов, что требует хирургического вмешательства.

Сколиоз определяется так же, как и нарушение осанки, - при внимательном осмотре ребенка. Особое внимание обращают на конфигурацию позвоночника, его физиологические изгибы. В норме позвоночник имеет умеренно выраженные изгибы (шейный лордоз, грудной кифоз, поясничный лордоз и крестцовый кифоз), которые формируются к 6-7-ми годам.

Важно отличать сколиоз от нарушения осанки. При сколиозе признаки ассиметрии, то есть неправильного положения плечевого пояса и таза, стойкие. Ребенок не может самостоятельно исправить положение тела.

Реберный горб и мышечный валик свидетельствуют о торсии позвонков, при нарушениях осанки их не бывает.

Сколиотическое искривление отличается стабильностью и в положении лежа не исправляется даже на ранних стадиях.

При сколиозе формируется порочный двигательный стереотип, то есть привычка неправильно держать тело или совершать движения, которые только усугубляют тяжесть заболевания.

При постановке диагноза обязательно рентгенологическое обследование и  оценка общего состояния здоровья ребенка.

В профилактике сколиоза  значение имеют ряд факторов: условия жизни, полноценное питание, правильный режим труда и отдыха, двигательная активность ребенка. Не рекомендуется освобождать от физической нагрузки детей с нарушениями осанки и даже со сколиозом 1-ой степени. Корригируют нарушения осанки лечебной физической культурой, массажем, воспитанием правильных поз при сидении и стоянии, контролем и вниманием со стороны взрослых.

При лечении сколиоза следует учитывать особенности развития детского организма. Занятия проводят до времени полного формирования скелета, при этом ориентируются не только на паспортный, но и костный возраст.

Одним из методов лечения сколиоза является лечебная физкультура.  При слабом мышечном корсете ребенку трудно долго удерживать правильную осанку, однако систематические занятия дают положительный эффект. Начинают тренировку мышц из облегченных положений – в положении лежа на груди и на спине, более сложными являются упражнения, выполняемые в положениях сидя и стоя. Спектр упражнений для формирования правильной осанки  у детей достаточно большой. В  удержании вертикальной позы огромную роль играют мышцы, образующие мышечный корсет: мышцы спины и ягодичной области, мышцы брюшного пресса. В удержании в нормальном положении плечевого пояса участвуют мышцы верхней части спины, шеи и верхней части груди. Положение позвонков зависит от состояния глубоких мышц спины.

Упражнения должны соответствовать возрасту и общему физическому развитию ребенка, не нужно ждать быстрых результатов. Выполнение  упражнений проходит в медленном темпе, с задержкой в определенных положениях. Упражнения для разных мышечных групп чередуют, в занятие обязательно включают дыхательные упражнения. Дыхательные упражнения могут быть как статические (в положениях сидя, стоя, лежа), так и динамические (в сочетании с движениями). Развитию дыхательной системы способствуют бег, ходьба, лыжи, плавание.

Во время занятий обязательно проводится самовытяжение, в процессе которого происходит растяжение околопозвоночных мышц и глубоких мышц позвоночника, увеличивается расстояние между позвонками, и, следовательно, уменьшается давление на межпозвоночные диски, на нервные окончания и кровеносные сосуды. В результате улучшается кровоснабжение, питание  межпозвоночных дисков, исчезают рефлекторные боли, уменьшаются искривления позвоночника. Упражнения на самовытяжение – обязательная часть любого комплекса лечебной гимнастики, направленной на исправление нарушений осанки, лечение сколиоза и остеохондроза, стимуляцию роста.

Особенности лечения сколиоза 2-й степени.

Лечение сколиоза 2-й степени является комплексным, цель – остановить прогрессирование заболевания и стабилизация деформации позвоночника.

Лечебная гимнастика. Основной метод лечения сколиоза. Каждому больному составляется индивидуальный план, применяют упражнения: 1) общеукрепляющие; 2) развивающие силовую выносливость мышц; 3) направленные на восстановление навыка правильного положения тела; 4) ассиметричные, исправляющие деформацию. Следует помнить, что неправильное применение упражнений может нанести большой вред. Исключаются упражнения, повышающие подвижность позвоночника: повороты, висы. Для исключения статической нагрузки на позвоночник большую часть упражнений выполняют в положении лежа.

Лечебная гимнастика требует сознательного участия ребенка, в противном случае занятия будут неэффективными, а результаты нестойкими.

Лечебное плавание. Плавание является эффективным средством оздоровления организма в целом и способствует коррекции имеющихся нарушений. Наиболее часто используются способы брасс, дельфин, плавание с помощью ног с доской на груди и на спине. Не рекомендуется плавание кролем на груди, так как в этом способе присутствует скручивание позвоночника.

Ортопедический режим. Необходимо ограничение статической нагрузки (сидя за столом, компьютером) и увеличение время двигательной активности ребенка, а также  исключение ношения тяжестей.

Массаж и мануальная терапия. Проводится по специальной методике с учетом состояния мышц и рефлекторных изменений в тканях. Применяются приемы, направленные на исправление костных деформаций.

Метод электростимуляции. Позволяет избирательно воздействовать на мышцы, ослабленные и растянутые в результате деформации.

Корсет. В случае прогрессирования заболевания ношение корсета является обязательным. Корсет должен быть полужестким, хорошо фиксирующим позвоночник. Ношение корсета не исключает занятий гимнастикой и массажа.

III. Плоскостопие.

Плоскостопие является распространенным заболеванием. Основная причина болей в стопах мышцах голени, в коленных и даже тазобедренных суставах - уплощение стоп.

Дети имеют свою индивидуальную форму стопы. Правильно подобранная, удобная обувь очень важна для нормального развития стоп ребенка и  профилактики плоскостопия.

Тесная и слишком свободная обувь вредна и может быть причиной некоторых заболеваний стоп. Короткая и узкая обувь ограничивает движение в суставах, почти полностью исключает подвижность пальцев, приводит к их искривлению, врастанию ногтей, а также нарушает потоотделение и кровообращение. Поэтому ноги в тесной обуви быстро замерзают, что может явиться причиной частых  простудных заболеваний, воспалительных процессов в почках и мочевом пузыре. Слишком широкая и свободная обувь приводит к смещению стопы при движении, в результате чего возможны подвывихи в голеностопном суставе и  нарушение походки.

Профилактика плоскостопия.

Причины появления плоскостопия могут быть разнообразны: наследственность, плохое питание, неподходящая обувь, сидячий образ жизни, излишняя нагрузка, но основная причина - неправильное физическое развитие в годы раннего детства. Врожденное плоскостопие, особенно грубые его формы, врожденная косолапость определяются ортопедами еще в первые дни жизни ребенка и требуют ортопедического и даже хирургического лечения, однако такие заболевания встречаются достаточно редко. Чаще всего дефекты стоп развиваются медленно, годами и  их можно предупредить.

Самым эффективным средством предупреждения плоскостопия является общее оздоровление ребенка, правильное и своевременное развитие у него различных двигательных навыков.

Массаж и гимнастика, проводимые с ребенком  в раннем возрасте, укрепляют детский организм, улучшают обмен веществ, способствуют развитию всех органов и систем, особенно костно-мышечного аппарата, и таким образом хорошо подготавливают ребенка к предстоящим нагрузкам.

С момента рождения ребёнка необходимо следить за стопами. Нельзя стеснять их тесными носками, тугими ползунками, не желательно детям до года надевать ботинки. Свободные, неограниченные движения способствует правильному развитию мышц, связок и костей, определяют строение и форму стоп.

Ответственный этап развития ребёнка - вставание на ноги и первые шаги. Попытка родителей  ускорить его,  может навредить правильному формированию стоп ребенка, но как только ребенок самостоятельно встанет и пойдет, не нужно ограничивать его в движениях. Длительное стояние вредно для неокрепших ног малыша.

Ребенок начинает ходить с широко расставленными ногами, увеличивая, таким образом, площадь опоры. К 2-3-м годам должна сформироваться правильная походка, при которой ребенок ставит стопы почти параллельно и на небольшом расстоянии друг от друга, чтобы нагрузка на стопы распределялась равномерно. В противном случае велик риск формирования плоско-вальгусных стоп. Для предупреждения и лечения этой весьма распространенной патологической установки широко используется специальный массаж и лечебная гимнастика        

Для гармоничного развития детей с 2-х лет применяют: общеразвивающие упражнения, массаж и  лечебное плавание.

Очень полезно предоставлять малышу возможность ходить босиком по различным поверхностям -  по земле, траве, песку или гальке, дома - по полу, по коврикам с рельефными поверхностями. Хорошо, если ребенок лазает босиком по шведской стенке, по лесенкам.

Во время прогулок нельзя  ограничивать ребенка в движении. В случае, если ребенок жалуется на усталость и боли в ногах, следует обратиться к ортопеду для квалифицированного осмотра. Боль, онемение стоп, чрезмерная усталость может указывать  на наличие заболевания. В это время еще может не быть изменений в строении стопы. Но если родители не обращают внимания на жалобы и не принимают своевременных мер - появляется плоскостопие.

В процессе развития ребёнок растет, прибавляет в весе, нагрузка на стопы все время увеличивается. Если ребенок мало двигается, его мышцы не тренируются, плохо снабжаются кровью, что приводит к ослаблению мышц, связок, соединяющих кости – они растягиваются, а стопы сплющиваются. Это подтверждается частым появлением плоскостопия, как у детей, так и у взрослых, которые из-за болезни долго пролежали в постели или быстро прибавили в весе.

Родителям необходимо методично приучать ребенка к правильной походке, к равномерному распределению веса тела на обе стопы. Необходимо позволять ребенку  ходить дома босиком, выполнять различные задания: ходить по «узкой дорожке», на носочках, на пятках, на наружных краях стопы,  поднимать с пола мелкие предметы пальцами ног, катать стопами мячик.

Особенности детской  стопы.

Стопа ребенка не является уменьшенной копией стопы взрослого человека, а имеет свои анатомические и функциональные особенности.

В первые годы жизни ребенка костный аппарат стопы имеет во многом еще хрящевую структуру, связки более эластичны и растяжимы, мышцы недостаточно сильны и выносливы.

Кроме того, у детей величина отношения общего веса к размеру стопы значительно больше, чем у взрослых. Поэтому на всю опорную поверхность, особенно на область свода, падают более значительные нагрузки.

У ребенка до трех лет плоская стопа, без признаков отклонения пятки кнаружи или переднего отдела стопы вовнутрь - не болезнь, а физиологическая норма. У ребенка старше трех лет наличие плоских стоп  является  серьезной проблемой.

Плоскостопие - достаточно серьезное ортопедическое заболевание, которое значительно нарушает функцию всего опорно-двигательного аппарата ребенка, негативно влияет на его общее самочувствие, снижает выносливость к физическим нагрузкам, ухудшает работоспособность и настроение.

При плоскостопии в результате снижения высоты сводов стопы и некоторого отклонения ее кнаружи теряется способность стопы противостоять нагрузкам, то  есть  нарушается ее рессорная функция. При движении удары стоп о поверхность земли передаются вверх почти без изменения и, достигая головного мозга, приводят к его микротравмам. Дети, страдающие плоскостопием, могут жаловаться на головные боли; они часто нервозны, рассеяны, быстро утомляются.

Во время стояния  область внутреннего свода стопы  касается поверхности опоры и на него падает общий вес тела. Расположенные на уровне свода мышцы, сосуды, нервы растягиваются, вследствие чего возникают неприятные ощущения в стопах и мышцах голени: чувство усталости, онемения и даже боли.

Ребенок, страдающий плоскостопием, быстро устает от ходьбы и бега, плохо переносит статические нагрузки, вследствие чего не может полноценно участвовать в подвижных играх, соревнованиях, ходить в длительные прогулки, походы.  Это в свою очередь отрицательно сказывается на его общефизическом развитии, способности находить общий язык со сверстниками, снижает самооценку.

Плоскостопие  -  заболевание прогрессирующее, поэтому, чем раньше начато лечение, тем лучшие результаты оно приносит.

Лечение плоскостопия должно быть комплексным и направленным на укрепление всего организма. Широко используются лечебная гимнастика, массаж, плавание, физиотерапевтические процедуры, ортопедические стельки или обувь. Важно, чтобы процесс коррекции был регулярным и продолжался до полного выздоровления.

Ортопедическое лечение.

Важное внимание следует уделить обуви, она должна быть устойчивой, плотно охватывать стопу, не мешая при этом движениям. Небольшой каблучок, тонкая подошва и материал, позволяющий стопам «дышать», также являются необходимыми качествами хорошей детской обуви.

Детям с плоскостопием  (особенно с плоско-вальгусными стопами) нельзя носить мягкую обувь, например, валенки, резиновые сапоги, мягкие тапочки, чешки, сандалии без задника. Для лечения применяют, с достаточным эффектом, ортопедические стельки или ортопедическую обувь (только под контролем врача), которые облегчают ходьбу, берут на себя часть нагрузки, предотвращают дальнейшее развитие заболевания. Ортопедические стельки вкладывают в обувь, хорошо фиксирующую стопу. Необходимо учитывать, что специальная обувь и стельки не исправляют деформацию, а только предотвращают ее дальнейшее развитие. Пользоваться ими постоянно не рекомендуется, так как мышцы стопы слабеют еще больше.

При отсутствии  эффекта от коррекции с помощью ортопедической обуви используют этапные гипсовые повязки для того, чтобы нормализовать соотношение костей в суставах стопы. Во время сна применяют лонгеты. При тяжелых формах плоскостопия с сильными постоянными болями показано оперативное лечение.

Ортопедическая коррекция стоп проводится обязательно в сочетании и на фоне других методов лечения: физиотерапии, массажа и лечебной гимнастики.

Физиотерапевтические процедуры при лечении плоскостопия назначаются достаточно широко и проводятся, в основном, в условиях поликлиники. В домашних условиях можно применять контрастные ножные ванны. Ванны не только укрепляют мышцы и тренируют сосуды стоп, но и обладают замечательным закаливающим эффектом.

Массаж - необходимая часть комплексного лечения плоскостопия. Он позволяет нормализовать тонус мышц стопы и голени: укрепить ослабленные, растянутые мышцы и расслабить напряженные, что очень важно для восстановления их согласованной работы. Кроме того, улучшая кровоснабжение и иннервацию, массаж способствует улучшению питания мышц, связок и костей стопы, а также приносит облегчение в случае болей в стопах и восстанавливает нормальные условия для развития и роста нижних конечностей.

В педиатрической практике специальный массаж чаще проводится на фоне общеукрепляющего массажа всего тела (за исключением рук). Если это по каким-либо причинам невозможно (мало времени или нет достаточной подготовки), то можно ограничиться массажем спины и ног. Управление мышцами нижних конечностей осуществляется нервами, которые начинаются в поясничном отделе спинного мозга. Поэтому любой массаж ног должен начинаться с массажа спины или хотя бы поясничной области.

Плоскостопие  часто возникает из-за недостаточной двигательной  активности. Исправить имеющиеся или предотвратить возможные нарушения можно при помощи лечебной гимнастики. Важнейшее условие эффективности занятий - их регулярность и последовательность.

Профилактика плоскостопия.

Очень важно научить ребенка стоять, правильно распределяя вес тела на стопы. Для того чтобы проверить правильность стойки ребенок, можно оценить отпечатки его ног на песке или мягкой земле. В норме они будут иметь практически одинаковую глубину со стороны носка и пятки, выемку с внутренней стороны.

Для совершенствования этого навыка можно предложить ребенку выполнять различные упражнения на  прогулке, стараясь использовать все неровности рельефа, приспособления на детской площадке. Детям очень полезно ходить по скошенной доске, бревну, балансировать на округлых камнях, передвигаться по небольшим камешкам, кочкам. Если ребенок вынужден спокойно стоять в ожидании транспорта или в очереди, необходимо выполнять различные упражнения для стоп: поднимание пальцев, перекаты с пятки на носок и обратно, стойка на наружных краях  стоп.  Эти упражнения не только развлекут ребенка, но и послужат хорошей тренировкой.

Формирование правильного навыка ходьбы.

При ходьбе важно, чтобы стопы шли параллельно. Для тренировки этого навыка ребенку предлагают  пройти по «узкой дорожке» шириной до 15-20 см по бортику тротуара, бревну, доске.  В момент шага, когда нога ставится на землю, она должна опираться прежде всего пяткой, а потом - передней частью. В это время дуги стопы  сплющиваются под тяжестью тела. Нормальная стопа возвращается в свое прежнее положение в результате активности мышц и эластичности связок. Плоская стопа в сочетании с неправильным положением носков или пяток не в состоянии компенсировать нагрузку, что приводит к еще большей деформации.

Недопустимо разворачивать носки вовнутрь или кнаружи, в обоих этих

Навык правильной ходьбы формируется продолжительное время, поэтому самое главное - постоянный контроль и внимание со стороны взрослых.

  Упражнения для лечения плоскостопия.

Лечебная гимнастика является важнейшим методом лечения плоскостопия или его профилактики. Необходимым условием эффективности лечебной гимнастики является сознательное отношение ребенка и систематичность занятий.

При плоскостопии необходимо укреплять мышцы, сгибающие стопу и пальцы, и (особенно при плоско-вальгусной деформации стоп) мышцы, поворачивающие стопу подошвой вовнутрь.

Для исключения статической нагрузки на ослабленные мышцы ног  лучше начинать с упражнений, выполняемых в положении сидя или лежа, потом – в положении стоя или в ходьбе. Упражнения следует делать медленно, тщательно, до появления ощущения легкой усталости. Количество движений определяется индивидуально, в зависимости от возраста ребенка и его физического развития.

Упражнения ЛФК выполняются в положении лёжа, стоя, держась за опору на уровне груди, с гимнастической палкой, кеглями, скакалкой, на гимнастической скамейке, лесенке или шведской стенке.

Для начала занятий выбирают несколько самых простых упражнений и ребенок делает их  до тех пор, пока не освоит. Затем постепенно вводят новые, более сложные движения. Наращивать интенсивность занятий необходимо, но очень постепенно: увеличивая количество повторений одного упражнения или введя новое, более сложное. Особое внимание следует уделять не количеству, а качеству выполнения движений.

Для увеличения эмоциональности и повышения интереса к занятиям в занятия включают специальные игры и общеразвивающие упражнения. Значение игры в процессе воспитания ребенка огромно. Однако в самостоятельных играх дети не сразу могут проявить себя, свою активность,  движения их однообразны и ограничены. В играх организованных, с определенным заданием, их действия приобретают целенаправленный характер: несколько раз повторяя движения, ребенок закрепляет двигательные навыки, развивает подвижность и ловкость.

Для детей старше 5-6-ти лет большое значение приобретают занятия спортом (футбол,  лыжный спорт, велоспорт, плавание). Для детей с плоскостопием или другими дефектами стоп годятся практически все виды спорта,  за исключением фигурного катания и хоккея. Главное, чтобы ребенок регулярно получал положенную физическую нагрузку, мог реализовать свою подвижность и занимался с удовольствием.

В детском возрасте плоскостопие чаще сочетается с отклонением пяток кнаружи, такие стопы называют плоско-вальгусными. Лечение и профилактика этого дефекта практически такие же, как и обычного плоскостопия, однако есть некоторые особенности массажа и лечебной гимнастики.

Лечебное плавание.

Одним из средств ЛФК является дозированное плавание, как разновидность физических упражнений. Однако его можно считать и ее самостоятельной формой.

Лечебное плавание рекомендовано для всех случаев нарушений опорно-двигательного аппарата у детей. Двигательная деятельность в водной среде вызывает изменения в деятельности органов и систем организма. Оздоровительная роль плавания по сравнению с другими видами физических упражнений заключается в разнообразном воздействии воды на организм человека, а именно, это связано с физическими, термическими, химическими и механическими свойствами водной среды.

Вестибулярный аппарат. Тренировка в плавании повышает функциональную устойчивость вестибулярного аппарата, статокинетическую устойчивость, улучшают чувство равновесия. Это обусловлено многократными раздражениями вестибулярного аппарата при поворотах головы во время вдоха и воздействием на него.

Сердечно-сосудистая система. Особенности функционирования сердечно-сосудистой системы при плавании, присущие только этому виду физических упражнений:

  •  вследствие горизонтального положения тела сердцу не приходится преодолевать гидростатическое давление крови, поэтому оно выполняет меньший объем работы;
  •  в связи с состоянием гидростатической невесомости воздействие массы тела на выполнение движений ослаблено;
  •  ритмические сокращения больших групп мышц сочетаются с быстрыми и глубокими вдохами и активными выдохами;
  •   усиленно присасывающее действие грудной клетки (форсированное дыхание), давление воды на венозные сосуды, отсутствие статического напряжения способствуют уменьшению кровенаполнения периферических сосудистых областей, увеличению кровенаполнения сосудов органов грудной клетки, облегчают приток венозной крови к сердцу.

Эти особенности гемодинамики облегчают регуляцию кровообращения при напряженной мышечной деятельности пловца. Так, благодаря занятиям плаванием укрепляется мышца сердца, кровеносные сосуды делаются эластичнее, артериальное давление крови снижается.

Дыхательная система. Плавание предъявляет большие требования к функции дыхательной системы, поскольку дыхание осуществляется в необычных условиях. При плавании требуется перестройка системы управления дыханием и подавление привычного дыхательного автоматизма, выработка и автоматизация нового навыка. Дыхательный цикл на суше состоит из двух фаз – вдох и выдох, при плавании же добавляются еще две фазы – задержки дыхания на вдохе и выдохе. По мере повышения скорости плавания  и учащения дыхания, длительность дыхательного цикла уменьшается, в основном за счет укорочения вдоха.

Занятия плаванием повышает функциональные возможности дыхания. Объясняется это следующими особенностями:

  •  интенсивная мышечная работа при плавании требует усиленного дыхания;
  •  выдох затруднен, так как выполняется в более плотную среду (воду);
  •  вдох затруднен, вследствие давления воды на грудную клетку;
  •  фазы дыхания органически сочетаются с движениями рук.

Пловцы занимают ведущее место среди представителей циклических видов спорта по величине жизненной емкости легких (ЖЕЛ), которая достигает  6500 мл и более. При такой «дыхательной гимнастике» постепенно развивается грудная клетка, в дыхании участвуют самые отдаленные участки легких и исключаются застойные явления в них, укрепляются и тренируются дыхательные мышцы, что является прекрасным средством профилактики легочных заболеваний.

Воздействие на кожу. Водные процедуры перед плаванием способствуют очищению кожи от пыли, отмерших чешуек, выделений потовых и сальных желез, улучшает питание кожи. Плавание способствует улучшению кожного дыхания. Один см² кожи потребляет кислорода больше чем один см² легких. Только благодаря строению легочной ткани общая поверхность, которой в значительной степени превосходит поверхность тела, мы дышим легкими. Выполнение энергичных гребковых движений интенсивно массирует кожу (гидромассаж).

Нервная система. Гидростатическое давление воды как «универсальный иглотерапевт» воздействует на биологически активные точки, связанные с внутренними органами нервными окончаниями, что стимулирует их работу. Это активизирует «игру сосудов»,   повышает обмен веществ, облегчает отток крови, укрепляет нервную систему.

Обмен веществ. Повышенная теплоотдача в воде активизирует обмен веществ в организме, поэтому при занятиях плаванием расходуется больше энергии (в зависимости от температуры воды и темпа выполнения движений), чем в «наземных» видах спорта. В целом этот эффект можно использовать для снижения веса тела, оптимального соотношения в нем активной (мышечной массы) и пассивной (жировой) тканей. При плавании температура воды всегда ниже температуры тела человека, поэтому, когда человек находится в воде, его тело отдает на 50-80% больше тепла, чем на воздухе (теплопроводность воды в 30 раз, а теплоемкость – 4 раза больше, чем воздуха). Вода является хорошим проводником тепла, поэтому только за 15 минут пребывания в воде (при температуре 24°С) человек теряет около 100 ккал тепла.

Опорно-двигательный аппарат. В воде человек находится в состоянии гидростатической невесомости. Это разгружает опорно-двигательный аппарат от давления на него веса тела, создает условия для коррекции осанки, восстановления двигательных функций, нарушенных вследствие травм. Работа мышц при отсутствии твердой опоры (когда преобладает динамический режим сокращения) способствует более длительному сохранению эпифизарных хрящей в сочленениях костей у детей, что стимулирует рост длины тела.

Плавание повышает сопротивляемость организма человека к воздействию температурных колебаний, воспитывает стойкость к простудным заболеваниям. При проведении занятий в открытом водоеме закаливающий эффект подкрепляют такие факторы природы, как солнце и воздух.

Воздействие на физические способности пловца. Плавание – уникальный вид циклических упражнений. В работе участвуют все основные группы мышц. Нагрузка на мышцы туловища распределяется равномерно. В воде, благодаря ее физическим свойствам, движения выполняются плавно, с большой амплитудой (сопротивление воды), без давления массы тела на опорно-двигательный аппарат, что снижает статическое напряжение мышц и исключает риск травматизма.

Интеллект. Интеллект, как основная форма познания человеком действительности, обобщает все познавательные процессы: внимание, ощущения и восприятие, память, мышление.

Занятия  плаванием требуют от занимающегося, прежде всего проявления внимания – направленности и сосредоточенности сознания на внешних объектах (объяснение, показ упражнений, сигналы) или на самом себе (ощущения, восприятия, переживания, мысли) в зависимости от установки тренера. Внимание способствует  повышению качества проявления других познавательных способностей. Свойства произвольного внимания: концентрация (степень сосредоточенности), устойчивость (способность сохранения требуемой концентрации в течение длительного времени) и подвижность (преднамеренное изменение концентрации внимания) – отражают соответствующие свойства волевых усилий. В процессе занятий плаванием формируется внимательность, являющаяся основой сознательной дисциплинированности при занятиях плаванием.

В комплексной программе физической реабилитации детей с нарушениями осанки лечебно-оздоровительное плавание – максимально эффективное средство. В условиях гидростатической невесомости и горизонтального положения тела в воде позвоночник разгружается от веса тела. Равномерное и симметричное распределение нагрузки на все группы мышц (в этом отношении у плавания нет конкурентов среди других видов спорта) и «рабочая поза пловца» способствуют формированию мышечного корсета и правильной осанки.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

  1.  Белякова Н.Т. Формирование правильной осанки: для бесед с родителями учащихся/ Н.Т. Белякова// Физическая культура в школе. – 1999, №4. –С. 55-59.
  2.  Бородич Л.А. Занятия плаванием при сколиозе у детей и подростков. / Бородич Л.А., Назарова Р.Д. – М.: Просвещение, 1988.- 78с.
  3.  Бутрин В.М. Влияние плавания на осанку школьников / В.М. Бутрин // Физкультура в школе. – 1963, №5. – С. 8-9.
  4.  Валик Б.В. Школа семейной физкультуры: подготовка мышц, обеспечивающих правильную осанку и упругие свойства стопы / Б.В. Валик // Физическая культура в школе. – 1990, №8. –С. 55-58.
  5.  Губарева Т.И. Физическая реабилитация при нарушениях осанки, сколиозах и плоскостопии / Т.И. Губарева (и др.) // Физическая реабилитация: учебник для академий и институтов физической культуры. Под общ. Ред. Попова С.Н. - Ростов н/Д.: Феникс, 1999. – С. 203-238.
  6.  Захарова Л.С. Методика ЛФК для детей с кифотической деформацией позвоночника: методическая разработка для студентов, слушателей ФПК, аспирантов и методистов по ЛФК / Л.С. Захарова (и др.). – М.: ГЦОЛИФК, 1983. – 39с.
  7.  Как исправить сутулость: комплекс упражнений. – Минск: Полымя, 1986. – 5с.
  8.  Красикова И.С. Сколиоз. Профилактика и лечение.- Спб.:Издательство «Корона.Век», 2011.- 192 с.
  9.   Красикова И.С. Осанка: Воспитание правильной осанки. Лечение нарушений осанки. – 4-е изд. - Спб.:Издательство «КОРОНА.Век», 2008.- 176 с.
  10.   Красикова И.С. Осанка: Плоскостопие. Профилактика и лечение. –Спб.:Издательство «Корона.Век», 2011.- 176 с.
  11.  Мацкеплишвили Т.Я. Нарушение осанки и искривление позвоночника у детей / Т.Я. Мацкеплишвили. – М.: Издательство НЦССХ им. А.Н. Бакулева РАМН, 1999. – 64с.
  12.  Морозова Т.С. Эффективность применения плавания в физической реабилитации школьников с нарушениями осанки (дис…канд.пед.наук) / Т.С. Морозова. –М.: РГАФК, 2003.
  13.  Морозова Т.С. Плавание в физической реабилитации школьников с нарушениями осанки: учебное пособие / Т.С. Морозова, С.Н. Морозов. –М.: Физкультура и спорт, 2008. -52с.
  14.  Оздоровительное, лечебное и адаптивное плавание: учебное пособие для студ.высш.учеб.заведений  / Под ред. Н.Ж. Булгаковой. –М.: Академия, 2005. - 432 с.
  15.  Потапчук А.А. Осанка и физическое развитие детей. Программы диагностики и коррекции нарушений / Потапчук А.А., Дидур М.Д. – СПб.: Речь, 2001. –С. 7-85, 133-148.
  16.  Рубцова А.Д. ЛФК при расстройствах осанки и сколиозах у школьников: учебно-практическое и наглядное пособие для врачей и методистов по ЛФК / А.Д. Рубцова. – М.: Медгиз, 1955. – 199с.
  17.  Сурорг. О методике лечебного плавания для детей со сколиозом. // Актуальные проблемы управления физкультурным движением и учебно-тренировочным процессом. – Тарту, 1990. –С. 110.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18568. МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИНТЕЗА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ 69 KB
  МАТЕМАТИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ СИНТЕЗА ПРОЕКТНЫХ РЕШЕНИЙ Постановка задач параметрического синтеза Место процедур синтеза в проектировании Сущность проектирования заключается в принятии проектных решений обеспечивающих выполнение будущим объектом предъявляемых к
18569. Оптимизация технических объектов в системах автоматизированного проектирования 272.5 KB
  Оптимизация технических объектов в системах автоматизированного проектирования. Данная глава посвящена вопросам постановки и решения задач оптимизации при техническом проектировании. Главное внимание уделяется параметрической оптимизации непрерывных объектов.
18570. Общие сведения об ОС 124.5 KB
  Общие сведения об ОС. Операционная система комплекс системных управляющих и обрабатывающих программ предназначенных для наиболее эффективного использования всех ресурсов ВС и удобства работы с ней. В настоящее время только с помощью ОС можно полностью загружат
18571. ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САПР 109 KB
  ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ САПР Структура и требования к ТО САПР Техническое обеспечение САПР включает в себя различные технические средства hardware используемые для выполнения автоматизированного проектирования а именно: ЭВМ периферийные устройства сетевое оборуд
18572. Сети ЭВМ и средства телекоммуникационного метода доступа 63 KB
  Сети ЭВМ и средства телекоммуникационного метода доступа Для современного этапа развития средств вычислительной техники характерно использование сравнительно дешевых мини микро и персональных ЭВМ обладающих достаточно большими вычислительными возможностями. По...
18573. Базы данных. Логическая область базы данных 145.5 KB
  Базы данных. Лекция № 1. 1. Предметная область базы: данных сварное соединение стыковое нахлесточное и т.п. Объекты предметной области. Логическая область базы данных цифры записи и т.п.. 2.Характеристика объекта предметной области называется атрибуткоторый прин
18574. НАЗНАЧЕНИЕ, СУЩНОСТЬ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САПР 93.5 KB
  НАЗНАЧЕНИЕ СУЩНОСТЬ И СОСТАВНЫЕ ЧАСТИ ИНФОРМАЦИОННОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ САПР Основное назначение ИО САПР уменьшение объемов информации требуемой в процессе проектирования от разработчика РЭС и исключение дублирования данных в прикладном программном и техническом обе...
18575. УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ 117.5 KB
  УРОВНИ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ДАННЫХ Существует три уровня представления данных: уровень пользователя предметная область логический и физический. Каждый объект предметной области характеризуется своими атрибутами каждый атрибут имеет имя и значение. Например объект осц
18576. ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ 42.5 KB
  ПРОЕКТИРОВАНИЕ БАЗЫ ДАННЫХ Процесс разработки структуры БД на основании требований пользователя называют проектированием БД ПБД. Результатами ПБД являются структураБД состоящая из логических и физических компонент и руководство для прикладных программистов. Р...