44615

Древний Египет

Лекция

История и СИД

Древний Египет План Особенности развития государства и общества. Деспотия Форма государства в странах Древнего Востока. С возникновением государства обычай и стал источником права. Восточная деспотия форма государства при которой глава государства обладающий всей полнотой власти обожествляется управление осуществляется с помощью чиновников а население несет различные государственные повинности.

Русский

2013-11-13

74.5 KB

18 чел.

Составил:

профессор, д.и.н. Личман Б.В.

Тема 2. Древний Египет

План

  1.  Особенности развития государства и общества.
  2.  Периоды государственного устройства:

а) ранее царство;

б) древнее царство;

в) среднее царство;

г) новое царство;

д) позднее царство.

3. Право

Основные понятия

Везир (джати)

Верховный сановник, ближайший помощник фараона по управлению страной (сосредотачивал в своих руках всю полноту законодательной, высшей судебной и военной власти).

Гиксосы

Кочевые азиатские племена Гиксосов, около 1700 г. до н.э. захватившие Египет. Поселившись в Дельте Нила, основали столицу Аварис.

В начале XVI в. до н.э. господство гиксосов было ликвидировано египтянами.

Деспотия

Форма государства в странах Древнего Востока.

Жречество

Общественная группа, занимавшаяся отправлением религиозных культов (жертвоприношением, молитвами и т.д.).

Источники права

Акты государственных органов, устанавливающие или санкционирующие нормы права;

Источники познания права, материалы, позволяющие познать характер и содержание права.

Неджес

Свободные крестьяне-общинники.

Ном

Административный округ, имевший политический и религиозный центр, герб и др. атрибуты.

Номарх

Правитель нома – царский наместник (возглавлял административный, судебный аппарат, войско нома и ведал др. вопросами).

Обычай

Правило поведения, сложившееся вследствие фактического его применения в течение длительного времени. С возникновением государства обычай и стал источником права.

Обычное право

Совокупность обычаев, санкционированных государством в качестве общеобязательных правил поведения.

Фараон

Титул древнеегипетских царей.

  1.  Особенности развития государственного

и общественного строя.

Формой государственного устройства всего Древнего Востока была Восточная деспотия.

Восточная деспотия -  форма государства, при которой глава государства обладающий всей полнотой власти обожествляется, управление осуществляется с помощью чиновников, а население несет различные государственные повинности.

Особенностью государственно-экономического развития Египта, как и всего Древнего Востока, была сельская община, которая поддерживала и развивала ирригационную систему (поливную).

Периоды государства.

I период - Ранее царство (около 3200-2800 гг. до н.э.).

В период раннего царства произошло покорение Нижнего Египта Верхним и в 3300 г. до н.э. фараоном Менесом создано единое государство.

Формируется государственный аппарат и  войско.

Основная экономическая задача государства - организация ирригации  по всей долине Нила.

II период - Древнее царство (около 2800-2400 гг. до н.э.).

Завершилось консолидация страны, и самостоятельность номов была окончательна ликвидирована. В Египте сложилось государство, в форме Восточной деспотии.

Центральная власть

- Глава государства (фараон) был живым Богом на Земле;

- фараон управлял страной посредством чиновников, армию;

- помощник фараона – джати, выражал волю Бога;

- члены царской семьи – высшие чиновники.

- ведомства: военное, общественных работ, финансово-налоговое, судебное.

Местная власть

Номархи (главы областей):

  1.  Осуществляли функции главы государства на местах;
  2.  Отдавали приказы о строительстве плотин, посева и уборки урожая, распределения урожая среди населения.

Армия

Состояла из:

а) обученных солдат;

б) ополчения из крестьян на несколько месяцев освобожденных от полевых работ.

в) специальных отрядов выполнявших полицейские функции.

Суды

1. Суд фараона из 30 человек.

2. Судейские коллегии в столице (шесть Великих Домов).

3. В номах и городах действовал суд номарха;

4. Храмовые суди, во главе с верховным жрецом;

5. общинный суд, во главе со старостой.

В конце Древнего царства, возвышение номов, сепаратизм номархов привел к распаду государства.

III период - Среднее царство (около 2160-1700 гг. до н.э.).

В начале среднего царства фараон ограничил власть номархов. Заменил старых правителей областей новыми. Однако, со временем опять укрепляются позиции жрецов, царских вельмож, номархов.

С развитием товарно-денежных отношений, собственности, торговли, из общей массы слуг царя выделяются собственники – неджес. Идет процесс расслоения общества на бедных и богатых.

Возрастает политическое и экономическое влияние многочисленных городов – храмов. Жрецы стали на пути централизации государства. Фараон Аменхатеп IV для ослабления влияние жрецов, заменяет культ Бога Амона-Ра на новый культ Атона (диск Солнца) и  меняет свое имя на Эхнатон. Смена культа позволила ослабить верхушку жречества, устранить сепаратизм в стране.

Правил царь реформатор 17 лет. При жизни его реформы открытого сопротивления не встретили. Но время не хватило (17 лет). Его преемники правили недолго и были людьми юными. Сопротивление возрастало. Традиции восстанавливались.

Его преемник фараон Тутанхамон (ранее он именовался Тутанхатоном) перенес столицу в Мемфис, представив жрецам Амона-Ра утерянные ими права и привилегии.

Были восстановлены старые традиции, имя фараона - еретика (Эхнатона),  предано проклятию, его столице Ахатон срыта, снесена с лица земли.    

В конце среднего царства, расслоение общества привело к обострение имущих и неимущих (рабов), которое вылилось в восстание рабов.

Результаты восстания содержатся Лейденском папирусе (хранится в музее города Лейдена (Нидерланды). Текст вложен в уста и по верам.

В папирусе «Речение Ипувера» говорится:

«Рабы стали владельцами рабов. Царь захвачен бедными людьми, детей знатных разбивают о стены… Люди зажиточные поставлены к работе…».

Египет, ослабленный сменой религии и восстанием рабов, в 1750 г. был захвачен гиксосами. Среднее царство перестала существовать.

Жрец Манефан писал:

«Неожиданно из восточных краев люди не известного племени предприняли дерзкий поход на страну и легко без боя, взяли ее штурмом.  

… А племена назывались Гиксос, то есть «цари – пастухи».

IV период - Новое царство (около 1580-1088 гг. до н.э.).

Фараон в этот период покровительствует сановником, вышедшим из низов. В результате служилая знать отодвигает на второй план аристократическую знать.

В Новом царстве существует на ряду с ополчением, большое постоянное войско. Полиция отделяется от армии. В армии служат наемники (иноземцы). Фараоны Тутмос III (1500 г. до н.э.), Рамзес II (1300 г. до н.э.) ведут успешные завоевательные войны. Создается профессиональный флот.

Есть версия, что адмирал Нехо обогнул Африку. Египет становился самим сильным государством Востока.

В конце периода в результате сепаратизма номархов новое царство распалось.

V период - Позднее царство (около 1087-525 гг. до н.э.).

Период кризисных явлений в государстве. Центральная власть ослаблена. Возросла власть номархов. Резко обозначилось деление общества на свободных и рабов. Солдаты – иноземцы становятся  новой знатью.

В середине X в. д.н.э. военачальник родом из Ливии Шешонок захватил власть и положил начало ливийской династии (ливийцы контролируют Дельту Нила). Верховье Нила контролируют нубийцы (эфиопы). В результате произошел раздел страны на зоны влияния.

В конце периода Египет был захвачен Персией (525 г. до н.э.), а затем Римом (30 г. до н.э.). Древний период Египта закончился.

3. Право

Право – это обязательные правила поведения людей в государстве, установленные государством и поддерживаемые государством.

Источники права

  1.  Обычное право (это обычаи, поддерживаемые государством);
  2.  Религиозное обоснование права фараона (божественное происхождение право);
  3.  Указы фараонов;
  4.  Административные распоряжения чиновников;
  5.  Судебные решения.

Право Древнего Египта регулировало правоотношения:

  1.  имущественные (собственности);
  2.  обязательственные (договора, деликты);
  3.  брачно-семейные;
  4.  уголовные.

Имущественные правоотношения

Недвижимым имуществом была земля:

  1.  государственная (фараона);
  2.  храмовая;
  3.  общинная;
  4.  частная.

Землю можно было продавать, дарить, передавать по наследству.

Движимым имуществом  были рабы, рабочий скот, инвентарь.

Движимое имущество намного раньше, чем земля перешли в частные руки и были предметом различных сделок.

Обязательственные правоотношения

Обязательственные споры возникли из договоров и из деликтов.

В Египте знали договора: займа, найма, купли-продажи, аренды земли, товарищества.

Брачно-семейные правоотношения

Особенностью Египта является пережиток матриархата, что накладывало отпечаток на брачно-семейные отношения, определяло высокое положение женщин в семье.

  1.  Брак заключался между мужам и женой;
  2.  Жена была собственником своего имущества;
  3.  Свободно осуществляется развод;
  4.  Наследниками были дети обоего пола;
  5.  Завещание мог оставить и муж, и жена.

Уголовное право

Цель наказание – устрашение.

Виды наказаний:

- Смертная казнь;

- Членовредительние наказания;

- Отдача в рабство;

- Тюремное заключение;

- Принудительные работы;

- Телесные наказания;

- Позорящие наказания.

Преступления по тяжести квалифицировались:

- государственные (заговор., измена, мятеж);

- против религии (чародейство, убийство священных животных);

- против личности (убийство, ложный донос, причинение повреждений тела);

- против собственности (кража, обвешивание, повреждение, имущества);

- против нравственности (супружеская измена, изнасилование, честь);

- иные преступления (поджог, откапывание могил и др.).

Судебный процесс

Процесс не делил преступления (уголовный) и проступки (гражданские дела) и носил обвинительный характер.

Доказательствами были:

- свидетельства;

- клятвы.

Для получения доказательств применялись пытки.

Делопроизводство было письменным.

Вопросы и задания

1. Почему история государства в Древнем Египте разбито на периоды?

2. В чем причина гибели и в чем причина возникновения государств?

3. Почему фараон Эхнатон хотел создать оду религию в Египте?

4. В чем разница в государственном устройстве между Древним, Средним и Новым царством?

5. Как пережитки патриархата оказались на брачно-семейных отношениях в Египте?

Литература

1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 28-167 с.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 53-217 с.

3. История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008. – 12-119 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. /Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2007.

Ресурсы сети Интернет

1. История государства и права зарубежных стран – электронная: учебн. часть 1 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

2. История государства и права зарубежных стран: учебн. часть 2 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

3. История государства и права зарубежных стран: учебн. / Гаврилин А.К., Есиков С.А., 2004 г. (http://www.yandex.ru).

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54290. ЗАГАЛЬНА ХАРАКТЕРИСТИКА АВСТРАЛІЇ ТА ОКЕАНІЇ 268.5 KB
  Мета: Сформувати в студентів систему знань про специфіку ЕГП Австралії та території Океанії; навчити визначати особливості природи населення та господарства; розкрити роль Австралії в міжнародному географічному поділі; розвивати в студентів геопросторове мислення розуміння доцільності науково обґрунтованого підходу до природокористування системної єдності довкілля людини та її діяльності в територіальному аспекті;...
54291. Майстерня професійного самовдосконалення 71 KB
  Підготовка педагогічних і науковопедагогічних працівників їх професійне самовдосконалення важлива умова модернізації освіти Національна доктрина розвитку освіти Таким чином основною формою удосконалення рівня професійної компетентності педагога є професійне самовдосконалення шляхом цілеспрямованої самоосвітньої...
54292. УРОКИ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ 7-11 классы 4.89 MB
  Тем более мы с вами будем касаться таких острых и острейших вопросов как спасение Человека избавление от зависимостей рождение новой цивилизации здравосозидателей решение проблем наркотизма формирование здорового и оптимального образа жизни. Авторы РАЗДЕЛ I В ЗДОРОВОМ ТЕЛЕ ЗДОРОВЫЙ ДУХ Урок 1 Здравствуйте На этом уроке ты: ознакомишься с понятием здоровый образ жизни ; узнаешь отношение к ЗОЖ Всемирной организации здравоохранения; выяснишь какие качества жизни тебя больше всего устраивают; вместе с педагогом разберешь...
54293. Украина в годы правления Ивана Мазепы 63 KB
  Мазепы и начало его правления; определить основные направления его внутренней и внешней политики; развивать умение учащихся работать с учебником электронным атласом; умение анализировать и систематизировать исторический материал; развивать умение работать с историческими источниками умение составлять систематические схемы и таблицы развивать умение учащихся высказывать свою точку зрения подтверждая её фактами; воспитывать учащихся в духе патриотизма. Мазепы гетманом. Внутренняя и внешняя политика Ивана Мазепы.
54294. Кто же он, Иван Мазепа? ( Гетьманщина в конце 17-в нач. 18 вв. И. Мазепа) 38.5 KB
  Интерактивная часть Ведущий представляет участников токшоу и приглашает озвучить результаты работы. Ведущий: Слово предоставляется группе социологов. Ведущий: А теперь я прошу всех занять места в зале в соответствии голосованию за против не определился. Ведущий: Я выражаю огромную благодарность докладчикам за такие содержательные факты.
54295. Meals 55.5 KB
  Look at the first page of our magazine. There is a basket full of words (вивішується перша сторінка журналу) Lets repeat them after the record in a quick way/ (Звучить магнітофонний запис) Soup, pie, salad, cutlet, beefsteak, juice, potatoes, milk, porridge, beetroot soup, sausage, minerals, corn flakes, spaghetti.
54296. Феномен стрічки Мебіуса 2.17 MB
  Основне питання: В чому полягає феномен стрічки Мебіуса Основні проблеми: Звідки у стрічки така назва У чому її властивості що так турбують людство Чому космічний корабель може повернутись до місця старту Що таке топологія Який звязок між стрічкою Мебіуса і життям людини У кожного з нас є інтуїтивне поняття про те що таке поверхня. Чи може бути щось несподіване чи навіть таємне у такому звичному понятті Приклад стрічки Мебіуса показує що може. Основні питання: Як отримати ЛМ лист Мебіуса Якщо зафарбовувати ЛМ у...
54297. Виховна година: «У кого бджоли – у того й мед» 285.5 KB
  Ознайомити із лікувальними властивостями меду та життям бджіл; інформувати про легендиповязані з бджолами. Обладнання: таблиці сюжетні та предметні малюнки роздатковий матеріал презентація про бджоли та мед. А як ота муха чинить мед не пояснює уже двадцять віків: боїться конкуренції.
54298. Meet Great Britain. The Geographical Position of the Country 231.5 KB
  Goals: to give students basic information about the subject they are going to learn about; to inform students about the geographical position of the UK; to enrich the outlook; to develop skills of listening, reading, speaking and writing; to teach students to listen carefully, to summarize, to work in groups and individually.