44616

Древний Рим

Лекция

История и СИД

Основные понятия Квестор Должностное лицо магистрат выполнявший судебные функции в раннереспубликанский период а позднее ведавшее казной архивом; помощник правителя провинции. Квириты Коренные жители римской общины члены курий в период формирования римского государства; имели привилегированное правовое положение исключительно носители квиритского права квиритской собственности и т. Колонат Форма зависимости сельского населения от крупных землевладельцев сдавших участки земли арендаторам колонам периода домината. Комиции...

Русский

2013-11-13

95.5 KB

7 чел.

Составил:

профессор, д.и.н. Личман Б.В.

Тема 7: Древний Рим

План:

  1.  Образование государства. Реформы Сервия Туллия.
  2.  Римская республика (509 - 27 гг. до н.э.).
  3.  Римская империя (монархия) (27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Основные понятия

Квестор

Должностное лицо (магистрат), выполнявший судебные функции в раннереспубликанский период, а позднее ведавшее казной, архивом; помощник правителя провинции.

Квириты

Коренные жители римской общины, члены курий в период формирования римского государства; имели привилегированное правовое положение (исключительно носители «квиритского права», «квиритской собственности» и т.п.).   

Колонат

Форма зависимости сельского населения от крупных землевладельцев, сдавших участки земли арендаторам (колонам), периода домината. Послужил основой зарождения феодальных отношений.

Комиции

Народные собрания в Древнем Риме периода республики; место на форуме, где созывались народные собрания.

Консисториум

Государственный Совет – при императоре.

Курия

Совокупность 10 патрицианских родов в древнем Риме, 10 курий составляли трибу; здание, в котором заседал Сенат.

Куриатные комиции

Народное собрание по куриям в раннереспубликанский период; в последующем утратили политическое значение.

Латины

Италийские племена, заселявшие Лаций. По преданию латины и сабины основали Рим.

Претор

Один из высших магистратов в период республики. Заместитель консула, а в последующем судебный магистрат.

Префект

Административная, судебная, и военная должность, а также лицо, исполнявшее ее в период республики.

Префект назначался для ведения дел в Риме в период отсутствия консула.

Принципат

Форма государственного правления в Древнем Риме, переходная от республиканской к монархической (доминату) – 27 г. до н.э. -284 г. н.э.

Принцепс сената

Первоначально – первый по списку сенатор, в период перехода к монархии – высшее должностное лицо в государстве.

Трибы

Три племени, из которых состояла римская патрицианская община при первобытнообщинном строе; административно-территориальный округ в Древнем Риме по реформе С. Туллия.

Трибутные комиции

Народные собрания по трибам в республиканский период.

Трибуны плебейские

Высшие магистраты в Древнем Риме (трибунат утвержден в 494 г. до н.э.), избираемые трибутными, собраниями. Могли налагать вето на постановления сената, народных собраний, других магистратов.

Центуриатные комиции

Собрания по центуриям (сотням). Высший орган власти в раннереспубликанский период, избиравший всех высших магистратов республики.

Эдилы

Должностные лица, осуществлявшие надзор за общественным порядком, за раздачей хлеба свободным неимущим.

  1.  Образование государства.

Реформы Сервия Туллия

Государство Древний Рим образовалось в 753 г. до н.э., путем объединения  синойкизма трех племен (триб).

Каждое племя (триба) делилось на 10 общин (курий).

Каждая община  (курия) делилась на 10 родов.

В каждом племени (триба)  было 100 родов, главы которых входили в совет старейшин (сенат).

Во главе объединенных 3-х триб находился военный вождь, жрец, судья – царь (rex). Первым царем был Ромул. В истории Рима всего было 7 царей.

Народные собрания (комиции) действовали:

1. В общине (куриатные).

2. Племенах (трибутные).

Римляне-мужчины входящие в род назывались патриции.

На основе роста товарно-денежных отношений, появления частной собственности, шло расслоения римлян патриций на богатых – патронов и бедных, зависимых от них – клиентов.

Рим наполнялся пришельцами (чужеземцами). Они не входили в Римскую общину и поэтому не имели политических прав. Число их быстро пополнялось, и их стали называть плебсом (plere –наполнять).

Шестой царь Сервий Туллий провел три реформы, которые ускорили процесс формирования республики, объединения патрициев и плебеев.

 

  1.  Имущественная (цензовая) реформа

(подобную реформу в Афинах провел Солон).

Все мужское население Рима, включая патрициев и плебеев, было разделено на шесть разрядов согласно имущественному положению.

Каждый имущественный разряд выставлял определенное количество восковых единиц – центурий (сотен).

Политические последствия имущественной реформы в том, что был создан новый вид народных собраний – центуриатные комиции.

Каждая центурия (а их было 193) имела один голос. Решение центруиатных комиций имели силу закона.

  1.  Военная реформа

Сервий Туллий создал постоянное общее войско, состоящее из патрициев и плебеев. Все граждане, имевшие землю, в возрасте от 16 до 46 лет обязаны были нести военную службу.

  1.  Административно-территориальная реформа  (напоминает реформу Клисфена в Афинах).

Территория Рима была поделена на 21 округ (триб): 4 городских и 17 сельских. Возникли территориальные трибутные комиции (собрания). Каждая триба имела один голос, где патриции и плебеи имели одинаковые права и обязанности.

Последний 7 царь (гех) Рима Тарквиний Гордый подвергал репрессиям сенаторов, единолично вершил суд и расправу. В 510 г. до н.э. родовая знать при поддержке народа, изгнала Тарквиния Гордого и его род, и установила Республику.

2. Римская республика (509 - 27 гг. до н.э.)

Форма государственного устройства Рима аристократическая (сенатская) рабовладельческая республика.

Республика действовал на основе принципов:

  1.  Разделения функций высших органов власти (народного собрания, сената, магистратур).
  2.  Выборности.
  3.  Сменяемости.
  4.  Ответственности должностных лиц.
  5.  Коллегиальности в принятии решений.

Римская рабовладельческая аристократическая Республика имел следующую  систему сдержек и противовесов.

  1.  Коллегиальность магистратур с правом интерцессии (вето).
  2.  Срочность всех магистратур.
  3.  Ответственность магистратов за злоупотребление
  4.  Исключительные полномочия народных трибуков.
  5.  Наличие сената как назначаемого органа, обладающим высшим авторитетом, но лишенного исполнительной власти.

Органы власти Республики

Народные собрания

  1.  Центуриальные – выбирали высшую магистратуру.
  2.  Трибутные – выбирали низшую магистратуру.
  3.  Куриатные – решали проблемы, связанные с семьей, религией.

Сенат

Сенат был постоянно действующим органом римской аристократии.

Компетенция сената выражалось формулой: «Сенат полагает, советует и рекомендует».

Мнение сената было авторитетным для народных собраний и магистратов.

Полномочия сената:  

  1.  Контролировал деятельность народных собраний.
  2.  Контролировал казну, устанавливал налоги, определял расходы.
  3.  Заключал мирные договора, разрешал набор в армию, распределял легионы между командующими.

Исполнительная власть - 

магистратуры

Магистрат - это выборная должность. Постоянного чиновнического аппарата в Римской республике не было. В магистратуру выбирали на один год, после окончания магистратуры следовал отчет. Работа в магистратуре была почетная, но неоплачиваемая.

Магистратура была обычной (год) и экстраординарной (6 месяцев), которая избиралась при наличии в стране чрезвычайных обстоятельств.

Все магистратуры были коллегиальными: 2 консула, 2 претора, 5 цензоров, 4 эдила, 10 народных трибунов, 4 квестора.

Распоряжение магистратов являлись обязательным для всех граждан.

Высшая магистратура

1. Консулы – осуществляли высшую административную власть. В экстраординарных случаях консул на 6 месяц становился диктатором с неограниченной властью.

2. Преторы – осуществляли правосудие.

3. Цензоры  - распределяли граждан по имущественным разрядам. Избирались из бывших консулов на 5 лет.

4. Народные трибуны – защищали всех граждан и охраняли закон. Народный трибун мог наложить вето на решение сената, консула и любого магистрата.

Низшая магистратура

1. Курульные эдилы – наблюдали за порядком на рынках.

2. Квесторы – заведовали казной, хранили архивы, расследовали уголовные преступления.

Население Рима делилось на:

  1.  свободных
  2.  рабов.

Рабы

Источниками рабство был плен, в конце республики  распространилось самопродажа в рабство. Раб был вещью, власть хозяина была неограниченной. Рабы были государственные и частные.

Свободные

  1.  Патриции.
  2.  Плебеи.
  3.  Колоны – свободные арендаторы земли.
  4.  Вольноотпущенники.

Богатые люди Рима делились:

  1.  Нобили – сенаторская сословия (имущественный ценз 1 млн. цистерций).
  2.  Всадники – зажиточные горожане (имущественный ценз 400000 цистерций).
  3.  Нобили и всадники занимали руководящие должности в республике.

В конце I века до н.э. Римская Республика. Пережила кризис, а затем пала.

Причины гибели республики в Риме:

1. Полисная система государства (город и прилегающая сельская местность), основанная на республиканских принципах: выборности, коллегиальности, прямого народоправства, была неэффективна для управления завоеванной огромной территорией.

2. Обострение социальных и классовых противоречий:

а) Между рабами и рабовладельцами (восстания Спарта).

б) Между богатевшими от завоеваний нобилям, всадникам (оптиматами), и разорявшимися мелкими собственниками (популярами).

Восстание рабов 138-132 гг. до н.э., 73-71 гг. до н.э., гражданские войны 83-32 гг. до н.э., 49-45 гг. до н.э. завершились установлением диктатура Корнеля Суллы 82 г. до н.э., а затем Юлия Цезаря (44 г. до н.э.).  

3. Римская империя (монархия)

(27 г. до н.э. – 476 г. н.э.).

Период империи делится на два этапа:

  1.  Ранняя империя – принципат (27 г. до н.э. – 283 г. н.э.).
  2.  Поздняя империя – доминат (283 -476 гг.).

Период принципата

Республиканские учреждения юридически еще сохраняются (де юре).

Однако фактически (де факто), единственным верховным правителем стал принцепс – первый в списке сенаторов.

В 27 г. Сенат объявил Актавианы (племянника Юлия Цезаря) императором.

Император является республиканским магистром (пожизненным)  и обладал высшей властью - империум.

Он занимал должности: командующего армией, верховного жреца, консула, претора, цензора, народного трибуна.

В конце II в. н.э. государственный аппарат стал относительно централизованным. Основную  роль стала играть императорская канцелярия, состоящая из нескольких отделений. Народные собрания приходят в упадок, так как перестают избирать магистратов и принимать законы.

Сенат пополнился провинциальной знатью, завысившей от принцепса, который назначал сенаторов.

Законы в сенат поступали от принцепса и обеспечивались его авторитетом.

Армия стало постоянной и наемной. Солдаты служили 30 лет, получая жалования, а выходя в отставку - землю.

Население Рима

1. Первым сословием в Риме были сенаторы. Они занимали высшие государственные посты, получая огромное жалование 600 тыс. сестерциев.

2. Вторым сословием были всадники. Это служилые люди занимали посты в имперских канцеляриях армии. Получали жалование 100-300 тыс. сестерций.

3. Третьим сословием была муниципальная знать. Из них выбирали должностных лиц в органы городского самоуправления. Владели имуществом от 100 тыс. систерций и выше.

4. Крестьяне.

Свободный землевладелец все более превращался в арендатора земли – колонна.

5. Рабство стало более мягким, так как стал исчезать источник рабства – завоевательные войны. Количество рабов уменьшилось.

Период домината (283 – 476 гг.)

Власть в государстве принадлежит одному лицу – господину (доминусу).

Император - доминус управлял страной опираясь:

  1.  На государственный совет (консистория).
  2.  На центральные ведомства.

а) финансовое;

б) военное.

Реформы императора Доклитиана (282-305 г.)

Реформы привели к строгой централизации страны и сделали власть императора абсолютной.

  1.  Реформа государственного управления.  

Страна была разделена на 2 части, Западную и Восточную.

Власть в Риме была поделена между четырьмя соправителями (тетрархами): два августа и два цезаря. Старший август – Диоклетиан.

Через 20 лет августы передавали власть цезарям.  Передача была направлена против узурпации власти.

  1.  Реформа административная

Территориально империя была разделена на 101 провинцию. Для преодоления сепаратизма была разделена гражданская и военная власть, ранее находящаяся у префекта.

Несколько провинций составляли диоцез во главе с викарием. Им подчинялись наместники провинций во главе с ректором.

  1.  Реформа военная

Армия  увеличена на треть и разделена на две части:

  1.  Постоянная - размещенная на границах, для отражения вторжения.
  2.  Мобильная – для обеспечения порядка внутри империи.

4. Денежная реформа 

Диоклетиан выпустил полноценную золотую монету.

5. Налоговая реформа

Для обеспечения растущего бюрократического аппарата и армии, был введен подушный налог.

Налог был натуральный и собирался один раз в 5 лет.

6. Регулирование цен.

В 301 г.  Диоклетиан издал закон о твердых ценах на продаваемые товары. За повышение цен налагалось наказание вплоть до смертной казни.

Был принят закон о максимальном размере заработной платы – парикмахеру, учителю и т.д.

Император Константин (306-337 гг.) продолжил начатые Диоклетианом реформы.

В 313 г. Миланским эдиктом Константин объявил христианство равноправной религией.

Никейский собор 325 г. провозгласил христианство государственной религией.

Христианство стало опорой абсолютной власти в Риме.

В 375 г. Римская империя была разделена на Западную со столицей в Риме и Восточную (ставшую Византией) со столицей в Константинополе.

В 476 г. германские племена во главе с Одоакром покорили Западную Римскую империю.      

Вопросы и задания

1. Причины реформ Сервия Туллия?

2. Назовите систему сдержек и противовесов государственных структур в Римской Республике?

3. Почему погибла Республика в Риме?

4. Отличие принципата от домината?

5. Причины реформ императора Диоклетиана?

6. Почему ранее преследуемая Христианство с 325 г. н.э. стало государственной религией?

Литература

 1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 28-167 с.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 53-217 с.

3. История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008. – 12-119 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. /Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2007.

Ресурсы сети Интернет

1. История государства и права зарубежных стран – электронная: учебн. часть 1 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

2. История государства и права зарубежных стран: учебн. часть 2 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

3. История государства и права зарубежных стран: учебн. / Гаврилин А.К., Есиков С.А., 2004 г. (http://www.yandex.ru).

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

76045. Расчёт технико-экономических показателей сборочного участка 350 KB
  Основным исходным материалом для разработки курсовой работы служит производственная программа. Она определяет также важные количественные характеристики участка как: необходимое количество рабочих мест по операциям; производственные площади; численность работающих; затраты на выпуск продукции.
76048. Цифровой измеритель температуры и давления 187 KB
  В данной курсовой работе разрабатывается цифровой измеритель температуры и давления, а также программное обеспечение для данного устройства. Приводятся структурная, функциональная и принципиальная схемы разрабатываемого устройства. Выполняется описание заданных процедур программного обеспечения.