44617

Древняя Индия

Лекция

История и СИД

Индостан и образовавшие первые государства. Развитие государства Древней Индии имеет особенности отличающий его от других стран Востока. Форма государственного устройства всего Древнего Востока Восточная деспотия Индии имела особенность – власть правителя была ограничена индийской общиной некоторая коллегиальность управления; Существенное влияние на развитие государства оказала религия. Центральная власть Глава государства царь власть которого обожествлялась.

Русский

2013-11-13

72.5 KB

21 чел.

Составил:

профессор, д.и.н. Личман Б.В.

Тема 4. Древняя Индия

План:

  1.  Государственное устройство.
  2.  Законы Ману.

Основные понятия

Арии

Племена, захватившие в середине II тыс. до н.э. Индостан и образовавшие первые государства.

Артхашастра

Древнеиндийский политический трактат, собрание наставлений по государственному управлению в эпоху Маурьев. Составлен примерно в IV-III вв. до н.э.

Ашока

Правитель (из династии Маурьев) древнеиндийской Магадхской империи в 262-232 гг. до н.э.

Бали

Налог на содержание брахманов и кшатриев, взыскиваемый с рядовых крестьян-общинников.

Варны

Замкнутые социальные группы общества, в основе деления на которые лежала принадлежность к ариям или неариям, род занятий и имущественное положение.

Веды

Сборник гимнов, магических заклинаний и ритуальных формул (Ригведа, Яджурведа, Атхарваведа) на древнеиндийском (ведийском) языке конца II – начала I тыс. до н.э.

Дхармашастры

Сборники религиозно-ритуальных и правовых брахматических компиляций.

Законы Ману

Сборник правовых норм, религиозных и моральных предписаний, составленный одной из брахманских школ.

Охармадьякша

Верховный судебный чиновник, глава судебного ведомства.

Парии, чандалы

Представители низших слоев населения, выполнявшие самую унизительную работу и не входившие первоначально в систему варн.

Паришад

Совещательный орган при царе для решения важных вопросов внутренней и внешней политики.

Пурохита

Главный советник и жрец царя.

Раджа

Титул индийского царя.

Сенапати

Командующий армией.

  1.  Государственное устройство.

На полуострове Индостан в начале V в. – 185 г. до н.э. существовала Магадхское государство.

Столицей был город Магадха. В правлении царя, из династии Маурьев, государство Ашока (268-231) достигло могущества. Государственное устройство и право Маурийско - Магдагской державы является предметов изучения.

Развитие государства Древней Индии имеет особенности, отличающий его от других стран Востока.

  1.  Форма государственного устройства всего Древнего Востока, Восточная деспотия Индии имела особенность – власть правителя была ограничена (индийской общиной (некоторая коллегиальность управления);
  2.  Существенное влияние на развитие государства, оказала религия.

Центральная власть

Глава государства царь, власть которого обожествлялась.

Ограничивалась власть царя совещанием с наследственной знатью опирающихся на традицию общин.

- Паришад – совет при царе из знати военной и жреческой;

- Тайный совет паришада  – состоял из верхушки знати;

- Сабха – совет менее знатных людей;

- Раджа – сабха, состоял из знатных людей.

Большую роль при дворе играл царский жрец, принадлежавший к влиятельному брахманскому роду.

Система управления была жестоко централизованной. Царь назначал чиновников. Чиновники центрального аппарата были объединены в ведомства: военное, финансовое, налоговое, судебное.

Местная власть

Государство делилось на наместничества, во главе которых, стояли царевичи.

Наместничества были разбиты на провинции (джанипады) управляли ими раджуки – чиновники, назначаемые царем.

Провинции были разделены на области (прадеши).

Области (прадеши) были разделении на округа и города (ахале).

Низовой  системой управления были деревенские общины из пяти или десяти селений.

Отдельными деревнями управлял староста (грамма).

Система местного управления была централизована.

Во главе каждой административно-территориальной единицы стоял чиновник, назначаемый сверху.

Надзор за огромным центральным и местным бюрократическим аппаратом, осуществляло специальное контрольное ведомство: царские тайные агенты, шпионы.

Суды

В Древней Индии существовали две системы судов:

1. Царские суды (верховный судья – Охармадьякша);

2. Внутриобщинные суды.

Армия

Главнокомандующий царь, его помощником был командующий армией (сенапати).

Армия состояла из:

  1.  Кшатриев (наследственных воинов);
  2.  Наемников;
  3.  Отряды зависимых союзников.

Население Магадхской державы состояла из группы – Варн: не равных по своему общественному положению, правом, обязанностям.

Варны были замкнуты, нельзя было переходить из одной в другую. Варны были созданы богом Брахмой, и принадлежность в каждой варне, определялось рождением человека. Браки между варнами запрещались.

Бог Брахма для каждой варны дал закон жизни – дхарму.

  1.  Брахманы должны выполнять жреческие обязанности (они были созданы из уст Бога Брахмы).
  2.  Кматрии должны заниматься военным делом (созданы из рук Бога Брахмы).
  3.   Вайшьи – заниматься земледелием, скотоводством, ремеслом, торговлей (они были созданы из бедер Бога Брахмы).
  4.  Шудры должны находится в услужении у брахманов, кматриев, Вайшьи (они  созданы из ступней Бога Брахмы).

Члены первых трех Варн, считались дважды рождение (двиджати), так как знали учения Бога Брахмы.

Члены четвертой варны – шудры, считались единожды рожденные. Не знали учение Бога Брахмы.

Особое место в государстве занимали лица, оказавшиеся вне варн (парии и чандалы).

Будучи свободными, они являлись совершенно бесправными и составляли особую касту неприкосновенных. Это были палачи, мусорщики, могильщики.

В Древней Индии были рабы, но в права отсутствует, четкое противопоставление свободных и рабов. Варны заслонили собой классы. Свободный становясь рабом, не терял своих семейных, родовых и кастовых связей.

Раб мог иметь семью, собственность, право на наследование. Хозяин при использовании труд раба, обязан был учитывать его кастовое положение.

  1.  Законы Ману.

Законы Ману – это религиозное индусское право (Ману сын Бога Брахмы, прародитель человечества).

Законы имеют 12 глав, в которых подробно описывается устройство варн.

В законах Ману правовое содержание имеют лишь три главы – 7, 8 и 9.

Источником законов Ману являются священные книги – «Веды (знание).

Веды – это сборники религиозных гимнов, жертвенных и магических формул, ритуалов полукочевых племен Ариев, покоривших Индию в середине II тыс. до н.э.

Законы Ману написаны в форме двустиший (школа), в казуальной форме изложения.

Имущественное (вещное) право

Объектами имущества (собственности), по законам Ману являлись движимые и недвижимые вещи.

Существовало общинное, царское и частное землевладение.

В Древней Индии царь не был верховным собственником земли, в отличие от других стран. Царь взимал с земледельцев налог, как глава государства.

Законы различали права собственника и владельца. Не собственник не мог засеять чужое поле.

Обязательственное право

Обязательства возникали из договора и из деликта.

В гл. 8 указаны различные виды договоров: займа, найма, купли-продажи, хранения и др.

Определялись условия действительности договоров:

  1.  письменная форма;
  2.  свидетели;
  3.  место жительства;
  4.  род, каста;
  5.  гарантия исполнения (залог, поручительство).

Договор считался недействительным:

  1.  заключен без свидетелей;
  2.  с обманом, насилием;
  3.  с пьяным, безумным;
  4.  с ребенком, стариком.

Обязательства из деликта возникли в связи с порчей имущества (потрава посевов стадом животных, потеря пастухом  животного, вред городскому хозяйству). Виновный должен был возместить причиненный ущерб и выплатить штраф царю.

Брачно-семейное право

Большая патриархальная семья. Брак представлял сделку, в результате которой, муж покупал себе жену, и та становилась его собственностью. Муж мог иметь несколько жен.

Наследование было только по закону, по которому имущество переходило к старшему сыну, который становился опекуном матери и братьев. Дочери выделялось ¼ часть имущества для приданного.

Уголовное право

Наибольшее влияние на уголовное право, оказала религия.

Под преступлением (общественно-опасном деянии) понималось нарушение закона Брахмы - дхарма (грех), требующий искупления.

Уголовное право предусматривало различные меры наказания за одни и те же преступления для разных каст.

В уголовно-правовых отношениях присутствовали элементы обычного права: ордалии, объективное вменение (ответственность общины за преступления, совершенное на ее территории, если неизвестен преступник).

На первом месте стоял преступления против государства и царя, затем шли преступления против личности и имущества.

Жизнь и достоинство людей охранялись в зависимости от сословно - варновой принадлежности. Так, смертная казнь для брахмана заменялась бритьем головы.

Различали квалифицированную смертную казнь (саженые на кол, утопление в реке, затравливание собаками, сожжение на кровати, костре и

простую (отрубание головы).

Судебный процесс

Процесс был обвинительный. Начинался с подачи иска потерпевшей стороной.

Истец и ответчик сами предоставляли свидетельства и доказательства.

Человек низшей касты не мог свидетельствовать против людей высшей касты.

Не могли быть свидетелями: женщины, родственники, рабы, дети, старики. Доказательствами в суде были клятвы, применялись ордалии.

Вопросы и задания

1. Как община влияла на государственного устройства Индии?

2. Как религия влияла на государственное устройство Индии?

3. Почему глава государства был из варны, кматриев и в чем проявлялось божественность его власти?

Литература

 1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 28-167 с.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 53-217 с.

3. История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008. – 12-119 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. /Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2007.

Ресурсы сети Интернет

1. История государства и права зарубежных стран – электронная: учебн. часть 1 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

2. История государства и права зарубежных стран: учебн. часть 2 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

3. История государства и права зарубежных стран: учебн. / Гаврилин А.К., Есиков С.А., 2004 г. (http://www.yandex.ru).

PAGE  3


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54298. Meet Great Britain. The Geographical Position of the Country 231.5 KB
  Goals: to give students basic information about the subject they are going to learn about; to inform students about the geographical position of the UK; to enrich the outlook; to develop skills of listening, reading, speaking and writing; to teach students to listen carefully, to summarize, to work in groups and individually.
54300. Значение эпохи Возрождения в истории европейской культуры 16.82 KB
  Эпоха Возрождения – один из самых ярких периодов в истории развития европейской культуры. Примерные хронологические рамки эпохи: начало XIV — последняя четверть XVI века и в некоторых случаях — первые десятилетия XVII века (например, в Англии и, особенно, в Испании).
54301. Перший і другий закони Г. Менделя, їх статистичний характер і цитологічні основи 927 KB
  Вивчення визначеної теми в рамках усієї дисципліни сприяє формуванню у студентів знань про закони спадковості: домінування і розщеплення, про їх статистичний характер і цитологічні основи, а також формуванню умінь застосовувати ЦІ знання в вирішенні проблем людства/спадкових захворювання, селекції організмів.
54302. Luminaries of 19-th Century. Dmytro Mendeleiev. Значення періодичного закону 611 KB
  Шляхом інтеграції англійської мови та хімії розширити світогляд учнів і збагатити їхні знання в груповій роботі - вчити виділяти головне порівнювати, робити висновки, виховувати товариськість взаємодопомогу, зокрема, на прикладі багатогранної наукової діяльності Д. І. Менделєєва підкреслити оригінальність, широкий діапазон його наукових інтересів. Розвивати бажання продовжувати освіту.
54303. КОМУНІКАЦІЇ В МЕНЕДЖМЕНТІ 141 KB
  Методичне забезпечення: Роздатковий матеріал: Комплект карток Ситуаційні вправи з мотивацій в менеджменті Комплект карток Вправа на розпізнавання термінів Комплект карток Характерні ознаки комунікацій Комплект карток Ситуаційні вправи з комунікацій в менеджменті Ілюстративний матеріал схеми рисунки таблиці до теми Комунікації в менеджменті Наочні посібники: ПЕОМ MS PowerPoint Куточок Менеджеру на замітку Опорний конспект з курсу Менеджмент Термінологічний словник менеджера – початківця Реферати та...
54304. Частини тіла 5 клас 169 KB
  Wir haben in der vorigen Stunde das Thema „ Der Mensch“ begonnen und haben die Körperteile des Menschen gelernt. Wie ihr diese Wörter kennt, zeigt ein Wortdiktat. Aber ihr werdet das Diktat nicht schreiben, sondern malen.
54305. СЕТЕВОЕ И КАЛЕНДАРНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ 750.5 KB
  В методических указаниях изложены основные особенности планирования и управления проектами. Рассмотрены основные шаги при составлении примерного плана-графика проекта создания требований к экономической и информационной безопасности для СДО ОАО РЖД с использованием Microsoft Project 2003 в среде Windows 2000/ХР. Рассмотрены основные средства Microsoft Project 2003 для эффективного управления всеми задачами и ресурсами проекта.
54306. Де творчість – там і успіх 73.5 KB
  А до звичайних учнів які не підходять здавалось би ні під яку категорію все якось не доходять руки. Їх можна об’єднати в три групи: високий рівень управління системою виховної роботи який забезпечує досягнення найоптимальнішого за певних умов результату; високий рівень функціонування системи виховної роботи який обумовлює успішне виконання завдань поставлених перед навчальним закладом; високий рівень вихованості учнів їх готовності до самостійного життя та праці. Велика роль при цьому відводиться учнівському самоврядуванню.