44618

Спарта в период рабовладельческой аристократической республики (VIII в. до н.э. - середина II в. до н.э.)

Лекция

История и СИД

Возникновения государства. Илоты Жители побежденных лаконийских племен превращенные в рабов были собственностью государства. Возникновения государства. Победа Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне привел к появлению роскоши развитию товарноденежных отношений и гибели Спарты как военизированного аристократического рабовладельческого государства во II в.

Русский

2013-11-13

60.5 KB

12 чел.

Составил:

профессор, д.и.н. Личман Б.В.

Тема 6: Спарта в период рабовладельческой аристократической республики

(VIII в. до н.э. - середина  II в. до н.э.)

План:

  1.  Возникновения государства. Законы Ликурга.
  2.  Государственное устройство.
  3.  Слои населения.
  4.  Право Древней Спарты.

Основные понятия

Аппела

Народное собрание, в котором участвовали все спартиаты, достигшие 30-летнего возраста.

Архагеты

Два царя Спарты с наследственной властью.

Геруссия

Совет старейшин – орган власти, унаследованный от родоплеменной организации.

Илоты

Жители побежденных лаконийских племен, превращенные в рабов, были собственностью государства.

Клера

Земельный надел с прикрепленными к нему рабами-илотами.

Ликург

Легендарный законодатель, царь Спарты (VIII в. до н.э.). Ему предписывается издание важнейших законов. С помощью ретры пытался решить две основные задачи – обеспечить единство спартиатов путем сдерживания их имущественной дифференциации и создать организацию их совместного господства над завоеванным населением.

Периэки

Жители периферийных горных неплодородных районов Спарты, лично свободные, но не пользовавшиеся политическими правами.  

Ретра

Договор, закрепивший создание основ общественного и государственного строя.

Сиссития

Общественные трапезы, проводимые в целях поддержания единства, организуемые за счет установленных ежемесячных взносов спартиатов.

Эфоры

Появились в VIII в до н.э., избирались на народном собрании в количестве пяти человек и составляли единую коллегию. Первоначально являлись помощниками царей, позднее их полномочия заметно расширились.

  1.  Возникновения государства. Законы Ликурга.

Спартанское государство возникло в IX в. до н.э., в результате завоевания дорийцами Юга Ереции-Лаконики и Мессении, где проживали ахейские племена.

Установление государственного строя и общества на завоеванных землях, связанное с именем царя Ликурга (VIII в. до н.э.).

В законах Ликург закрепил форму протогосударств «Военную демократию» на 800 лет.

1. Земля принадлежала государству и роздана в равных долях (клер) мужчинам – воинам.

2. Розданная земля обрабатывалась государственными рабами (илотами).

3. Запрещены товарно-денежные отношения. Из оборота изъяты деньги.

4. Спартиаты жили военно-лагерным строем.

5. Спартиаты питались простой пищей за одним столом.

6. Женщины были на равне с мужчинами.

7. Обязательное обучение военному делу.

Победа Спарты над Афинами в Пелопоннесской войне привел к появлению роскоши, развитию товарно-денежных отношений и гибели Спарты, как военизированного аристократического рабовладельческого государства во II в. до н.э.

  1.  Государственное устройство.

Государственный строй Спарты – это рабовладельческая – аристократическая республика.

Высший орган – народное собрание (аппела).

В собрании участвовали спартиаты, достигшие 30 лет.

Решало вопросы:

  1.  Избрание должностных лиц.
  2.  Выборы главы военного похода.
  3.  Вопросы войны и мира.

Народное (аппела) собрание имело особенности.

1. Народное собрание (аппела) не играло значительной роли в жизни страны.

2. Законы не обсуждались: они либо принимались, либо отвергались (голосом).

3. Решение собрания неугодное совету старейшин (герусси) отвергалось.

Глава государства

Во главе стояли два наследственных царя (архагеты).

Они были:

  1.  Командующими армиями.
  2.  Судьями.
  3.  Жрецы.

Исполнительная власть

Коллегия эфоров (5 человек) была органом спартанской олигархии.

Они избирались ежегодно народным собранием, но отчитывались перед новым составом эфором.

Функции коллегии эфоров:

  1.  Созывали народное собрание и руководили им.
  2.  Контроль за деятельностью царей.
  3.  Руководили внешней и внутренней политикой.
  4.  Контролировали всех должностных лиц.

Совет старейшин (геруссия)

Орган, унаследованный от родоплеменной организации.

Полномочия герусии были очень широкими.

С усилением власти эфоров (рабовладельческой аристократии) значение герусии (родовой аристократии) уменьшилось.

  1.  Слои населения.

Для общественного строя Спарты характерно длительное сохранение пережитков военной демократии.

Спартиаты

Полноправные граждане (завоеватели дорийцы) государства.

Они использовали военную организацию для укрепления своего господства над покоренными народами. Всякий труд, кроме военного дела считали для себя позорным.

Илоты

Порабощенные жители Мессении превращенные в государственных рабов. Особенность в том, что илоты были рабами по завоеванию. Они владели своим имуществом и обязаны были кормить спартиатов, отдавая 50% урожая. Илоты не были товаром подобно рабам и несли военную повинность.

Периэки

Лично свободные жители окрестных мест. Не имели политических прав (не принадлежали к спартанской общине). Несли воинскую повинность во вспомогательных отрядах, платили налоги.

  1.  Право Древней Спарты.

Источники права:

  1.  Обычное право.
  2.  Законодательный опыт других стран.
  3.  Четыре ретры (законодательные изречения Ликурга).

Одна из ретр Ликурга запрещала издавать письменные законы. Отсюда Спартанское право письменно не зафиксированы.

Ретры Ликурга жестоко регламентировали все сферы жизни общества.

Главная цель:

  1.  Достижение мира и согласия.
  2.  Искоренение богатства и бедности.
  3.  Борьба против илотов.

Имущественные отношения

Господствовал натуральный обмен, и отсутствовали товарно-денежные отношения. Указывалось,  как можно строить дома, какую одежду носить и какую пищу принимать. Это делалось для того, чтобы не допустить имущественного неравенства.

Семейно-брачные отношения

Заключение брака разрешала община. Мужчины находились в военных подразделениях, домой приходили только ночевать.

Дети не принадлежали родителям. С 7 лет мальчиков воспитывали в военных отрядах.    

 Вопросы и задания

1. Какую цель преследовал Ликург своими законами?

2. Почему Афины VI в. до н.э. назывались рабовладельческой демократической республикой и Спарта рабовладельческой аристократической республикой?

3. Причины гибели Древней Спарты?  

 Литература

 1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 28-167 с.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 53-217 с.

3. История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008. – 12-119 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. /Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2007.

Ресурсы сети Интернет

1. История государства и права зарубежных стран – электронная: учебн. часть 1 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

2. История государства и права зарубежных стран: учебн. часть 2 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

3. История государства и права зарубежных стран: учебн. / Гаврилин А.К., Есиков С.А., 2004 г. (http://www.yandex.ru).

5


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55397. Проект по профориентации 467.5 KB
  С этого момента начинается работа над проектами. Каждый ребёнок получил задание в результате выполнения которого он должен прийти к выводу почему именно эта профессия ему нравится.
55398. МИР ПРОФЕССИЙ 241.5 KB
  Познакомить обучающихся с престижными редкими и новыми профессиями охарактеризовать предмет труда каждой профессии. Воспитывать житейское отношение к выбору профессии.
55399. Вибір майбутньої професії 145 KB
  У цьому випадку людина вивчає власні можливості інтереси здібності переглядає багато професій і свідомо обирає ту яка підходить саме для неї з урахуванням сучасних проблем суспільства та особливостей ринку праці.
55400. Пишаюся своєю професією 167 KB
  Метою даної методичної розробки є удосконалення досвіду проведення поззаудиторних заходів. На сучасному етапі перед професійною освітою багато завдань, але найголовніше – виховувати гідних громадян...
55401. ВИБІР ПРОФЕСІЙНОЇ КАР’ЄРИ БУХГАЛТЕРА 5.35 MB
  Ідеї проектів належали викладачам, але студентам було запропоновано розповісти про своє бачення розв’язання проблеми або висунути ідею для нового проекту. Для того, щоб досягти реалізації проекту, важливо створити дружню атмосферу, заохотити студентів до спілкування англійською мовою під час обговорення і здійснення проекту.
55402. What are you? Professions 52 KB
  We must all work together to create a better place. A. Barry Explain the expression. (Pupils try to say their opinion, e.g. everyone has to work hard on our lesson, we have to study good to build our future...) Well, we use this idiom in our lesson: we’ll work hard together today and that’s why it will be one more step to understand what you would like to be in future.
55403. MY FUTURE PROFESSION 7.13 MB
  All professions are important, All professions are necessary. Do you want to choose any profession? What will you be? What will your friend be?
55404. My future profession 97 KB
  I offer you to do an exercise from the theory of solving research tasks (TSRT-pedagogics) called “the tree of assosiations”. You have an algoritm of doing this exercise. Let us start. Write the starting word “profession”.What assosiations do you have with the word “profession”? Write in column as many words as you can and do it very quickly.
55405. PROFESSIONS 122.5 KB
  Nick is a little boy from Oxford. He is 6. He is a pupil. His family is big. His mother`s name is Helen. She is 43. She is a teacher and works at school. His mother teaches children. His father`s name is Bill. He is 44 and he is a businessman. He works at the office. He works with papers. His brother Sam is 22.