44619

Афинское государство (VIII-IV вв. до н.э.)

Лекция

История и СИД

Основные понятия Ареопаг Высший орган государственной и судебной власти в Афинах. Булевты Члены Совета пятисот булэ в Древних Афинах в компетенции которого находились вопросы управления внешних сношений финансов государства. Гелиасты Члены судебной коллегии гелиэи в Древних Афинах. Демы Территориальные округа в Древних Афинах со времен реформы Клисфена.

Русский

2013-11-13

105 KB

15 чел.

Составил:

профессор, д.и.н. Личман Б.В.

Тема 5. Афинское государство (VIII-IV вв. до н.э.)

План:

  1.  Государство Афины (VIII-V вв. до н.э.). Реформы: Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла.
  2.   Афинское государство периода рабовладельческой демократической республики (IV в. до н.э.).

Основные понятия

Ареопаг

Высший орган государственной и судебной власти в Афинах.

Архонт

Высшее должностное лицо в древнегреческих полисах (городах-государствах).

Атимия

Бесчестье, лишение осужденного политических прав (на участие в народном собрании, занятие государственных должностей и др.).

Базилевс

У древних греков племенной вождь, военачальник племени, верховный судья и верховный жрец.

Булевты

Члены Совета пятисот (булэ) в Древних Афинах, в компетенции которого находились вопросы управления, внешних сношений, финансов государства.

Гелиасты

Члены судебной коллегии (гелиэи) в Древних Афинах.

Гелиэя

Законодательный, высший судебный орган и орган управления Афинского государства (V-IV вв. до н.э.).

Гоплиты

Тяжеловооруженные воины.

Демы

Территориальные округа в Древних Афинах со времен реформы Клисфена.

Докимасия

Особая проверка должностных лиц перед вступлением в должность, во время которой выяснились их личные качества, политическая благонадежность и т.д.

Законы Драконта

Сборник правовых обычаев Древних Афин (621 г. до н.э.), содержащий в основном перечень наказаний за убийство и другие преступления. Законы отличались большой жестокостью.

Полис

Форма рабовладельческого государства в Древней Греции. Государство-город, состоявшее из нескольких сельских поселений, объединявшихся вокруг городского центра.

Пританы

Члены афинского совета 500, занимавшиеся текущими делами по управлению государством.

Псефизмы

Постановления народного собрания Афин, касавшиеся отдельных лиц (иногда содержали общие нормы, как и законы).

Сикофант

Доносчик в Древних Афинах, который выступал против кого-либо с обвинением и угрожал судом, чтобы путем такой угрозы получить отступную плату, или возбуждал уголовное преследование, чтобы в случае обвинения этого лица судом получить часть отобранного по суду имущества.  

Синойкизм

Объединение племен, населявших Аттику, в единый афинский народ (VIII в. до н.э.).

Сисахвия

Отмена долговой кабалы по реформе Солона.

Клисфен

Выходец из знатной семьи Алкмеонидов, возглавил движение широких кругов афинского общества против писистратидов и положил конец тирании. Провел в 509 г. и т.д.).

Литургии

Государственные повинности в Древних Афинах, выполнявшиеся состоятельными гражданами (постройка судов для флота, устройство общественных праздников, зрелищ и т.д.).

Метеки

Чужеземцы, а также рабы, отпущенные на волю; не имели политических прав.

Остракизм

Процедура, введенная Клисфеном в период возникновения государства, направленная против возможности установления тирании в Афинах, согласно которой народное собрание могло изгнать за пределы страны гражданина, который представляет угрозу для рабовладельческой демократии.

Полемарх

Один из афинских архонтов, предводитель войска.

Солон

640-559 гг. до н.э.) афинский политический деятель, архонт, провел в Афинах ряд реформ.

Тритии

Территориальные округа, на которые были разделены Афины по реформе Клисфена в период образования Афинского государства.

Феты

Свободные неимущие граждане в Древних Афинах, отнесенные к четвертому разряду по реформе Солона.

Фесмофеты

Высшие должностные лица в Древних Афинах, исполнявшие судейские функции. Входили в коллегию 9 архонтов.

Фратрия

Объединения родов в Древних Афинах.

Эвпатриды

Аристократическая родоплеменная верхушка, благородные в Древних Афинах.

 

  1.  Изменение государственного устройства Афин, в результате реформ: Солона, Клисфена, Эфиальта, Перикла (VIII-V вв. до н.э.)

На полуострове Аттика (юг Греции) в VIII-VI вв. до н.э. возникло государство.

Предпосылки возникновения государства

  1.  Территориальная предпосылка 

Переход к территориальной организации общества происходит на основе слияние (синойкизм) племенных поселений в одно целое с центром в Афинах. Создается город с прилегающей сельской местностью (полис).

  1.  Социальная предпосылка

На основе возникновения частной собственности и разделения труда, община стала делиться на три социальные группы:

а) Эвпатридов – родовая знать;

б) Геоморов – земледельцы;

в) Демиургов – ремесленники.

Эвпатриды (родовая знать) стала господствующей социальной группой угнетавшая геоморов и демиургов (демос – народ).

  1.  Политическая предпосылка 

Разложение родоплеменных отношений, вместо военного вождя (базилевса – царя) из среды евпатридов стали избирать архонтов.

- Ежегодна, избирали коллегию из 9 архонтов (исполнительный орган).

- Совет старейшин был преобразован в ареопаг – высший государственный совет.

- Традиции родовой демократии сохранили народное собрание (экклесия), считавшееся верховным органом управления.

На практике вся власть в государстве принадлежала архонтам и ареопагу.

В Афинах формой государственного устройства стала республика – рабовладельческая, аристократическая.

В последующие два века V-VI вв. до н.э., в результате ряда реформ, республика изменила форму рабовладельческой республикой, на рабовладельческую демократию.

Власть в государстве перешла от аристократии (евпатридов) к народу (демосу).

Возникновение демократической республики связано с реформами архонтов: Солона (594 г. до н.э.), Клисфена (509 г. до н.э.), Эфиальта (462 г. до н.э.), Перикла (442 г. до н.э.).

Реформы Солона

В VII в. до н.э., в Афинах на основе роста частной собственности возникла угроза существования государства. Разрыв между богатой и бедной частью общества был громадный:

1. Часть общества беднела и за долги попадала в рабство.

2. Часть богатых людей не принадлежала к родовой знати (эвпатридам) и была отстранена от управления государством.

Реформы Солона нанесли удар по аристократической республике и стали началом становления демократии.

Архонт Солон:

В экономической сфере:

а) отменил долговую кабалу (сисахвия), а проданные в рабство за пределы Афин выкуплены за общественный счет;

б) установил максимум земельного надела.

В политической сфере:

а) установил имущественный ценз. Так, политические права, привилегии, доступ к власти завысил не от знатности, а от богатства.

Все афиняне в зависимости от богатства были разделены на 4 разряда.

Только граждане первого разряда (пентакосиомедины) занимали высшие должности в государстве. Граждане второго разряда (всадники) и третьего (зевчиты) занимали средние и низшие должности. Граждане четвертого разряда (феты) могли только избирать, но не избираться.

В государственной сфере:  

а) создал совет четырехсот (булэ). Новый совещательный орган готовивший решения для народного собрания. В него входили по 100 человек от каждой племени. Совет оттеснил на второй план совет старейшин (Ареопаг);

б) создал новый судебный орган – суд присяжных (Гелиэя) 6000 судей ежегодно избирались по 4 племенам (филам) из граждан всех 4 разрядов, включая фетов. Судьи не только рассматривали уголовные и гражданские дела, но и контролировали должностные лица.

Реформы Клисфена

Клисфен уничтожил остатки родового строя и утвердил государство в форме рабовладельческой демократической республики.

  1.  Упразднил родовое деление населения, ввел территориальное деление.

Страна была поделена на три округа:

- город Афины;

- прибрежная полоса;

- земледельческая полоса.

Каждый округ состоял из десяти равных частей – тритий. Три Тритии, по одному из каждого округа, составляли одну новую филу.

Этим Клисфен разъединил роды, смешал все населения. Вместо 4 фил, создал 10 фил.

  1.  Вместо совета четырехсот создал Совет пятисот.

Каждая фила (их десять) выбирала по пятьдесят человек 10*50=500.

  1.  Создал новый орган – коллегия стратегов, по одному от каждой филы. Стратегии  командовали армией, занимались внешней политикой.
  2.  Создан суд черепков (остракизм) для борьбы с противниками демократии. Не менее 6000 граждан писали на остракона (черепке) имя человека угрожавшего демократии, который на 10 лет изгонялся из Афин.

Реформы Эфиальта

Были направлены против аристократии:

1. Через народное собрание (экклесию) лишил ареопаг (совет старейшины) политической власти. Ареопаг стал заниматься только умышленными убийствами и религиозными преступлениями.

2. На должность архонтов стали выбираться и граждане третьего разряда – зевчиты.

3. В народном собрании (экклесии) любой гражданин имел право выступить с заявлением о государственных преступлениях 9против лиц, внесших в народное собрание предложение, нарушающее существующие законы).

 

Реформы Перикла

Период расцвета демократии:

  1.  Ввел оплату гражданам за выполнение ими должностей.
  2.  Изменил порядок избрания на должности (все, кроме стратегов и казначейств избирались по жребию.
  3.  Упразднил цензовую структура общества (четыре разряда), которую ввел Солон. Установлен  принцип формального равенства на занятие должностей.

 

2.  Государственное и общественное устройство Афины, периоды рабовладельческой демократической республики (V-VI вв. до н.э.).

Демократическая республика времен Перикла действовала на основе ряда принципов:

- народоправство;

- выборность;

- сменяемость;

- коллегиальность;

- подотчетность;

- возмездность;

- разделение функций между органами власти.

  1.   Верховным  и первым по значимости органом власти являлось народное собрание (экклесия) состоящее из граждан мужчин.

Экклесия:

- принимало законы;

- решало вопросы войны и мира;

- избирало должностных лиц;

- заслушивало отчеты магистратов после окончания их полномочий;

- обсуждало и утверждало бюджет.

Экклесия собиралось каждый 10 дней. Каждый мог высказаться и внести любой законопроект. Голосование было тайным.

  1.  Вторым по значению органом власти был Совет пятисот (булэ).

Он действовал в промежутках между народными собраниями и выполнял административные функции.

- Совет рассматривал вопросы, которое решало народное собрание.

- Контролировал исполнение решений народного собрания, должностных лиц, управлял государственным имуществом.

Совет пятисот (булэ) включал 10 комиссий – пританий – по 50 человек.

Членом Совета мог стать любой гражданин с 30-летнего возраста. Перед избранием он проходил докимасию (проверку на благонадежность).

  1.  Исполнительная власть принадлежала коллегиям, в составе 10 человек ежегодно избираемых народным собранием, подчиненным Экклесии и Буле.

- коллегия стратегов;

- коллегия наблюдателей за рынком;

- коллегия наблюдателей за хлебом;

- коллегия наблюдателей за сбором налогов;

- коллегия наблюдателей казны;

- и др.

Коллегия архонтов со времен Эфиальта превратилась в суд по религиозным делам, умышленных убийствах, поджогов. Чтобы быть беспристрастными, архонты заседали ночью и на глаза надевали повязки.

Армия

Служба была обязательной, для всех граждан – мужчин. Начиная с 18 лет до 60 лет.

Согласно имущественному цензу, они приобретали оружие и расписывались по разрядам.

  1.  Самые богатые – всадники.
  2.  Средние – гоплиты (тяжеловооруженный воин).
  3.  Малоимущие – легковооруженный воин и вспомогательные войска.

Командующий войсками (стратегов) выбирало народное собрание.

Полиция была наемная и состояла из иностранцев (скифов) и государственных рабов (тохотан).

Суд

Судебные дела рассматривал суд присяжных (гелиэя).

Насчитывал суд 6 тыс. разделенных на 10 частей.

Для избежания подкупы судей гелиэя, путем жеребьевки назначала одну десятую часть своих членов, для очередного рассмотрения дела. Приговор выносился голосованием.

Решение гелиэи не обжаловалось. Суд не знал ни прокуратуры, ни адвокатуры. Истец и ответчик сами защищали свои интересы. Обвиняемый не дожидаясь вынесения приговора, мог избавить себя от наказания добровольным изгнанием.    

Население Афин (V-IV вв. до н.э.)

Общество состояло из двух групп населения: свободные и рабы.

I. Свободные

а) полноправные граждане – это афиняне;

б) неполноправные граждане – чужеземцы (не родившееся от афинянки). Они назывались метеки.

1. Метеки не обладали политическими правами;

2. Метеки не могли приобретать недвижимость и заключать браки с афинянками.

Метеки несли обязанность: платили особый налог, зарегистрированы по месту жительства, несли военную службу.

Свои интересы (имущественные и личные) они защищали через своего опекуна афинянина – простата.

II. Рабы.

Раб – вещь. Различались рабы частные и государственные. Государственные - могли иметь имущество.

Право Афин

Источниками право были:

  1.  Обычное право.
  2.  Судебная практика.
  3.  Предшествующие законы.
  4.  Постановление народного собрания, которые вывешивались на досках.

В 621 г. до н.э. архонт Драконт, впервые осуществил кодификацию.

1. Была запрещена кровная месть.

2. Утвердить частную собственность.

3. Установил смертную казнь, даже за малые проступки.

Имущественные отношения

Имущество подразделялось на видимое (земля, дом, рабы, скот) и невидимые (способное ускользнуть от налога) – деньги, драгоценности.

 

Обязательственные отношения возникли из договоров и деликтов (причинение вреда).

Гарантий исполнения обязательств была личная ответственность должника до реформ Солона и имущественное обеспечение обязательств: задаток, залог, поручительство, ипотека – залог земли.

Семейно-брачные отношения

Вступление в брак считалось обязательным, уклонения морально осуждалось.

Брак заключался договором между главами семей с уплатой за невесту.

Разрешался брак между родными: братом и сестрой, дядей и племянницей. Семья была моногамной, с неограниченной властью отца. Муж имел право иметь наложниц.

Солон ввел исследования по завещанию.

Уголовное право

Преступление можно разделить по объекту посягательств.

  1.  Против государства (измена, обман народа, оскорбление богов и др.).
  2.  Против личности (убийство, клевета, телесные повреждения).
  3.  Против семьи (измена жены, оскорбление родителей, похищение девушки).
  4.  Против имущества (кража, поджог).

Преступление против государства каралась смертной казнью.

Казнь применялась за умышленное убийство. За умышленное убийство изгоняли из страны.

При наказании смертной казнью осужденному предлагали самому исполнить приговор, ему предлагали меч, яд, веревку.

Посягательства на интересы личности наказывалась штрафом. Грабители и разбойники продавались в рабство.

Применялось такое наказание, как лишение гражданских прав, бесчестия.

Суд и процесс

Процесс был обвинительным. Дела возбуждались потерпевшим или его родственником.

Рассмотрение состояло из двух стадий:

  1.  Предварительного (или административного) расследования.
  2.  Судебного разбирательства.

Суд присяжных (гелиэя) определял – виновен или невиновен.

Если вердикт был обвинительный, то происходило тайное голосование, определяющее меру наказания.

Вопросы и задания

1. Какая форма государственного устройства была в Афинах в VII-VI вв. до н.э.?

2. Какая форма государственного устройства была в Афинах в V-IV вв. до н.э.?

3. Что явилось экономической основой реформ Солона?

4. В чем значение реформ Перикла?

5. Могли бы появится рабовладельческие демократические республики в других государствах Греции.

6. Назовите систему сдержек и противовесов в Афинской государстве: рабовладельческой, демократической республики?

7. Перечислите органы государственной власти в Афинах периода IV в. до н.э.

8. Почему законы Архонта Драконта были жестокими?

9. Почему Архонт Солон отменил долговую кабалу, а проданные в рабство за пределы Афины выкупленные за общественный счет?

Литература

 1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 28-167 с.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 53-217 с.

3. История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008. – 12-119 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. /Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2007.

Ресурсы сети Интернет

1. История государства и права зарубежных стран – электронная: учебн. часть 1 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

2. История государства и права зарубежных стран: учебн. часть 2 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

3. История государства и права зарубежных стран: учебн. / Гаврилин А.К., Есиков С.А., 2004 г. (http://www.yandex.ru).

 

 

 

9


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52475. Про що шепотіли дерева 99 KB
  вихователь м. Вихователь. Вихователь. Дідусь заблукав і прийшов до нас але це дідусь не простий а казковий з ним завжди трапляються якісь пригоди вихователь читає вірш: Жив у світі старий дідусь Маленького зросту І сміявся старий дідусь Надзвичайно просто.
52476. СИМВОЛЫ И ЗНАКИ В ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОМ ИСКУССТВЕ. «ДЕРЕВО ЖИЗНИ» 271 KB
  ДЕРЕВО ЖИЗНИ ЦЕЛЬ: О. Оформление доски: дерево из картона радуга название урока запись темы. Это – Дерево Жизни. Итак тема сегодняшнего урока – Дерево Жизни.
52477. Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича 87.5 KB
  Утворення Галицько-Волинської держави за Романа Мстиславича Мета уроку. –утворення ГалицькоВолинської держави 1199-1205 рр. визначати поняття і терміни: ГалицькоВолинська держава громадянська війна самодержавство; давати коротку характеристику князям Роману Мстиславичу; Данилу Романовичу; показувати на карті територію держави утвореної Романом Мстиславичем та її столицю; території сусідніх держав; називати історичні писемні джерела що стосуються утворення ГалицькоВолинської держави зокрема періоду правління Романа...
52478. Провідні держави світу в 20 - 30-х рр. ХХ ст 48 KB
  Бойка Тип уроку: Урок – узагальнення Вид уроку: урок змагання Мета: Повторити та узагальнити вивчений матеріал з теми; Розвивати вміння учнів працювати з підручником документами історичною картою додатковим матеріалом в групах парах логічне мислення шляхом аналізу історичних подій підвести учнів до самостійного визначення ролі політичних постатей в історії формувати вміння висловлювати та аргументувати власну думку; Формувати творчий підхід у вивченні історії демократичні погляди інтерес до історії; Обладнання: карта...
52479. Describing people / The pen-friends 49.5 KB
  Прийоми. Прийом: бесіда з учнями класу. Прийом 1: хорове та індивідуальне повторення звуків за вчителем. Прийом 2:слухання скоромовки у виконанні вчителя.
52480. Десмургия. Правила наложения мягких повязок 1.1 MB
  Правила наложения мягких повязок. Тема занятия: Изучение правил наложения мягких повязок. Изучение техники наложения повязок на голову. Правила наложения мягких повязок.
52481. Урок-воспоминание «Дети военной поры» 49 KB
  В бывшем фашистском лагере Равенсбрюк где в ад душегубок и печей отправлялись лишь дети и женщины есть фотография детского сердца. Но дети в ту суровую пору были не только жертвами они становились и воинами Ещё не достигнув совершеннолетия ребята достигали таких высот мужества что оказывались достойными Золотых звёзд героев орденов медалей.Воронов Ученица: Из дневника Миши Тихомирова Из книги Дети военной порыМ.
52483. Тест Кеттелла, дитячий варіант. Адаптований Е.М.Александровською 12ФЛО-120 551.5 KB
  Читаючи питання вибирай ту частину яка підходить тобі більше. Тоді відмічай ту яка підходить тобі більше чи як частіше буває. Коли учитель вибирає іншого хлопчика для роботи яку ти сам хотів зробити тобі стає образливо чи ти швидко про це забуваєш 10. Тобі сподобалося б більше працювати з книгами в бібліотеці чи бути капітаном дальнього плавання 15.