44620

Древний Вавилон

Лекция

История и СИД

Законы Хаммурапи. Законы Хаммурапи Сборник законов Древнего Вавилона названный именем царя Вавилона. Мушкенум Жители покоренных Хаммурапи областей. Хаммурапи Царь Вавилона в период правления которого XVIII в.

Русский

2013-11-13

72 KB

59 чел.

Составил:

профессор, д.и.н. Личман Б.В.

Тема 3. Древний Вавилон

План:

  1.  Государственное устройство.
  2.  Законы Хаммурапи.

Основные понятия

Авилум

Высшие слои рабовладельцев древневавилонского общества.

Баирум (редум)

Воин, находящийся на царской службе.

Вардум

Раб.

Декум (луббутум)

Военноначальник.

Деликт

Правонарушение (преступление, проступок).

Законы Хаммурапи

Сборник законов Древнего Вавилона, названный именем царя Вавилона.

Имущество «илку»

Участки земли и др. имущество, предоставляемое воинам за выполнение служебных обязанностей.

Мушкенум

Жители покоренных Хаммурапи областей. По правому положению стояли ниже авилум.

Ордалии

«Божий суд» или испытание подозреваемого в совершении преступления водой, железом (одно из судебных доказательств в государствах Древнего Востока).

Рабианум

Глава общинного совета (староста).

Ростовщичество

Предоставление денежных ссуд под проценты.

Талион

Принцип ответственности в уголовном праве, состоящий в причинении виновному такого же вреда, какой им был причинен потерпевшему («око за око, зуб за зуб»).

Тамкар

Чиновник финансового ведомства.

Хаммурапи

Царь Вавилона, в период правления которого (XVIII в. до н.э.) товарно-денежные отношения, централизация государства достигла значительного развития и сильно укрепилась царская власть.

Шакканакум

Царские чиновники, направляемые в области Вавилона для осуществления контроля за деятельностью местной администрации.

Шаммалум

Мелкий торговец.

1. Государственное устройство.

На территории передней Азии в Междуречье рек Тигр и Ефрат, примерно в 2000-1500 г. до н.э. располагалось государство центром, которого был г. Вавилон.

С 1792 по 1750 г. государством правил царь Хаммурапи.

Формой государственного устройства Древнего Вавилона была Восточная деспотия.

Центральная власть

Вся власть принадлежала царю (административная, политическая).

Царь Вавилона не считался божеством. Он назначал верховного жреца, который был его первым помощником. Царю подчинялись храмы, в которых он назначал жрецов администраторов.

Местная власть

Города – области возглавляли Шакканакумы, которые управляли от имени Хаммурапи.

Общины возглавляли назначаемые от имени верховной власти старосты - рабианумы.

Суды

Высшего суда при царе не было. Он не вмешивался в решении судьи. Царь в случае вынесения смертной казни имел право помиловать, также рассматривал жалобы на волокиту, отказы в права суда.

Суд не был отделен от административной власти. Суды были: в городах (царские), храмовые, общинные.

Армия

Армия состояла из двух частей:

а) профессиональной;

б) ополчения.

Профессиональный воин на время службы получал участок земли – илку.

После окончания службы земля возвращалась государству. Воины также выполняли и полицейские функции.

Вавилонское общество делилась на:

  1.  Авилумы – потомки завоевателей, общинники владели землей (человек, сын человека);
  2.  Мушкенумы – потомки покоренных, не владели землей – были вне общины;
  3.  Вардумы – рабы, рассматривались как вещь.

  1.  Законы Хаммурапи.

Царь Хаммурапи издал свод законов.

Свод законов составлен в категорической, казуистической форме, где отсутствуют общие правовые понятия.

Казуистическая форма изложения – это перечень случаев (казусов) из судебной практики.

Источниками права были:

  1.   Предшествующие законы.
  2.  Обычное право.
  3.  Распоряжение царей.
  4.  Административные распоряжения чиновников.
  5.  Судебные решения.

Имущественное (вещное) право

В имущественных отношениях главное место занимает институт собственности.

Объектами собственности по законам Хаммурапи являлось движимые и недвижимые вещи.

Субъектами собственности являлись царь, храмы, общины, физические лица.

Рабы были не субъектами, а объектами права (движимое имущество).

Царскими и храмовыми землями управлял царь. Это 30-40% пахотной земли в государстве. Земля сдавалась в аренду.

Общинная земля находилась как в коллективном владении (луга, пустоши, выгоны для скота дамбы, каналы), так и частносемейном (пахотная земля) владении.

Продажа земли общинником была равносильна отказу от прав в общине.

Участок воина - илку, был исключен из торгового оборота и сделки по нему были юридически недействительны.

Серединное месторасположение Вавилона на Востоке вызвало развитие в стране торговли товарно-денежных отношений. В связи с этим, в государстве более чем в других странах шел процесс расслоение общества на бедных и богатых.

Обязательственное право

Это право возникло из договора и из деликта (причинение вреда одного частного лица другому, действием или бездействием).

Известны в Вавилоне договора: займа, обмены, аренды, купли-продажи, хранения, перевозки, товарищества.

Ответственность за неисполнения договора была имущественной и личной.

С развитием товарно-денежных отношений усиливалось влияние государство на составление договоров.

Государство было против нищеты и защищало экономически слабую сторону в договоре:

1. Несостоятельный должник должен был отдать для отработки долга членов своей семьи, но срок обработки был ограничен тремя годами.

2. Устанавливался предельный размер процента 20% серебром по денежным займам и 33% по займам зерна. А при превышения нормы процента заимодатель терял долг.

Брачно-семейное право

Если у египтян присутствовали элементы матриархата, то у вавилонян господствовал патриархат.

Муж был главой семьи. Мог отдать в рабство жену и детей в качестве должников на три года. Муж мог, усыновит детей от рабыни.

Наследование было по закону и по завещанию.

Уголовное право

В законах Хаммурапи выделяются три вида преступлений:

1. Против личности.

2. Против собственности.

3. Против семьи.

Целью наказания являлось возмездие:

За тяжкие преступления применялась квалифицированная казнь: утопление в реке (жены за прелюбодеяние), посаженые на пол (жены за участие в убийстве мужа), сожжение (за кражу на пожаре), закапывание в землю (за кражу с проломом в доме). Наказание смертной казнью применялось около 30 раз.

Возмездие как главная цель наказания, осуществлялась в форме талиона. А именно:  винного постигла та же учесть, как и потерпевшего.

Различались три вида талиона.

1. Натуральный (или зеркальный):

– наказание равным за равное (ст. 197. Если человек сломает кость человека, то должны сломать его кость).

2. Символический – повреждение частей виновного, при помощи которого был причинен вред.

(ст. 218. Если больной умер при операции, следует отсечь пальцы врача; ст. 192. Если приемный сын скажет родителям, что они не его родители, то ему следует отрезать язык).

3. Опосредованный (или абсурдный):

- наказание невинных родственников преступника.

(ст. 230. Строитель непрочно построил дом, и тот отвалился, убив сына хозяина дома. Решение – казнить сына строителя);

- наказаниями были также: обращение в рабство, штрафы (композиции), изгнание из общины.

Суд и процесс

Суд не был отделен от администрации (судьями были чиновники). Различие между уголовным и гражданским судопроизводством не проводилось.

Процесс носил обвинительно-состязательный характер.

Дело начиналось с подачи иска потерпевшей стороной.

Доказательства добывали сами, обвинитель (истец) и обвиняемый (ответчик).

Доказательствами являлись:

  1.  Собственное признание обвиняемого;
  2.  Свидетельские показания;
  3.  Вещественные доказательства;
  4.  Клятвы свидетелей;
  5.  Ордалии (Божий суд).

Вопросы и задания

1. Хаммурапи не являясь живым Богом почему руководил религией?

2. Почему в Вавилоне были развиты торгово-денежные отношения?

3. Почему государство защищало экономически слабую сторону в договоре?

4. Почему в Вавилоне не было тюрем?

Литература

 1. История государства и права зарубежных стран: Учебник для студентов вузов / Р.Т. Мухаев. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2008. – 28-167 с.

2. Графский В.Г. Всеобщая история права и государства: Учебник для вузов. – М.: Издательство НОРМА, 2008. – 53-217 с.

3. История государства и права зарубежных стран: учеб. / К.И. Батыр, И.А. Исаев, Г.С. Кнопов [и др.]; под ред. К.И. Батыра. – 5-е изд., перераб. И доп. – М.: Проспект, 2008. – 12-119 с.

4. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран. В 2 Т. /Отв. ред. Н.А.Крашенинникова. М., 2007.

Ресурсы сети Интернет

1. История государства и права зарубежных стран – электронная: учебн. часть 1 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

2. История государства и права зарубежных стран: учебн. часть 2 / Н.А.Крашенинникова, О. Жидков (http://www.yandex.ru).

3. История государства и права зарубежных стран: учебн. / Гаврилин А.К., Есиков С.А., 2004 г. (http://www.yandex.ru).

 

6


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

58359. Надёжная защита организма 60.5 KB
  Как вы думаете почему сплошной слой краски так повлиял на мальчика понизилась температура тела кожа не могла дышать поры были закрыты краской Какой орган мы будем изучать сегодня Орган осязания кожу. Какая кожа На доске карточки.
58360. Строение тела человека 60.5 KB
  Цель урока: Дать первоначальные сведения о работе внутренних органов человека. Задачи урока: обучающие: ввести понятие «внешнее» и «внутреннее» строение тела человека; познакомить с частями и внутренними органами человека...
58361. Урок Памяти, посвященный празднованию 65-летней годовщине Великой Победы 52.5 KB
  О Великой Отечественной войне; нарисовать рисунок на военную тематику; поинтересоваться у родителей бабушек дедушек об участии родственников в войне а по возможности найти и принести на урок фотографии того времени. Выставку подборку книг о войне так же можно составить с помощью детей.
58363. Урок письма 79.5 KB
  С этим трудно спорить но скажите вы любите получать письма от родных и близких Вам нравится их читать А чего не хватает коротким электронным сообщениям или мобильным звонкам Им не хватает теплоты душевности ведь когда читаешь письмо словно разговариваешь с близким тебе человеком.
58365. Свойства равнобедренного треугольника 1.51 MB
  Организационный момент Учитель: Здравствуйте ребята Сегодня на уроке мы совершим путешествие в Страну Треугольников. Остров высказываний Учитель: Мы только начали изучать великую страну Геометрия ее законы и обычаи. Учитель раздает карточки учащимся.
58366. Природа и люди Древней Индии 100.5 KB
  Учащиеся должны знать: географическое положение природные условия занятия религиозные верования жителей Индии. Стадия вызова: На доске иллюстрации по Индии и звучит музыка. Ребята как вы думаете что объединяет эту музыку и иллюстрации которые вы увидели...
58367. Отечественная война 1812 года 47 KB
  Цели урока: Обучающие цели: создать условия для формирования представления о войне 1812 года; показать общую картину Отечественной войны кто начал когда между какими государствами происходила итоги войны.