44676

Имя существительное как часть речи

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи

Русский

2013-11-13

57 KB

26 чел.

ОУ «Беломестненская сош», Белоусова Ольга Александровна,  учитель начальных классов

МОУ «Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

«Имя существительное

как часть речи».

(3 класс «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградова)

Подготовила: учитель начальных классов Белоусова Ольга Александровна
Тема:
 «Имя существительное как часть речи».

Цель урока: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи.

Задачи урока: 

1. создать условия для ознакомления с обобщенным лексическим значением имени существительного; организовать работу по формированию понятия «имя существительное»;

2. содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; содействовать развитию вербального мышления (выявление отношения противоположности); повторение, правописания безударных гласных, парных согласных, слов из словаря; повторение тем: «Члены предложения», «Словосочетание»;  

3. воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Межпредметная связь с уроками математики и природоведения.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

(слайд №2)

  1.  Организация учащихся.

В класс крадётся тишина,

Подожди её пока,

Ну, а чтобы подождать

Надо просто замолчать.

Раз, два, смолк звонок,

Три – ротик на замок,

На четыре помолчи,

А на пять – урок начни!

  1.  Организация рабочего места учащихся.

- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

(слайд №3)

II. Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку я, вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь!

  1.  Записать число, классная работа, день недели (один ученик комментирует)
  2.  Записать минутку чистописания.

(слайд №4)

III. Словарная работа.

- Прочитайте записанные словарные слова. Спишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в три столбика: в первый - с непроверяемой гласной О, во второй – с непроверяемой гласной А, в третий – с непроверяемой гласной Е.

собака  картофель  пенал

морковь      герой

горох

яблоко

победа

помидор

- Проверьте работу. (слайд №5)

IV. Изучение нового материала.

— В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие в мир слов.

(слайд №6)

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино. 

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

- А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)

- А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)

- А как называются эти слова, вы  вспомните, когда расшифруете запись.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

(слайд №7)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Я

Е

И

М

С

В

Л

Н

О

Щ

Ь

У

Т

(имя существительное.)

- Что же такое имя существительное? Выберите правильный ответ:

Имя существительное — это...

1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

2) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

3) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

А сейчас внимательно

Мы правило прочтем,

И все, что мы узнали,

Теперь мы назовем.

(слайд №8)

- А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, память.

(слайд №9)

V. Физкультминутка.

Звучит песня «Вместе весело шагать»

(учащиеся выполняют движения под музыку)

VI. Закрепление нового материала.

(слайд №10)

(ученики читают хором)

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Игра.

— Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

(слайд №11)

Выполните задание.

повар

варить

варёный

цветок

цвести

цветной

старушка

стареть

старый

коля

— В каком столбике имена существительные? Докажите.

На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков?

Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля.)

- Кто-нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы.)

(слайд №12)

Пословица: Газета для человека, что окно для дома.

— Объясните смысл пословицы, запишите ее по памяти. Подчеркните имена существительные.

(слайд №13)

Дом зелёный тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Это слово из словаря: горох.

— Назовите в загадке имена существительные и все орфограммы.

(зелёный – зелень, тесноват – тесен, узкий – узенький, длинный, гладкий – гладенький, сидят – сидя, ребятки – словарное слово)  

— Подберите родственные слова к существительному горох и выделите корень.

Составьте предложение и, комментируя, запишите его.

Летом в огороде вырос сладкий горох.

1) Назвать существительные.

2) Подчеркнуть главные члены предложения.

3) Назвать словосочетания.

(слайд №14)

Игра «Кто я?». Соедините слова.

В школе я

В магазине я

На улице я                           кто?

В транспорте я

Дома я

пешеход

ученик

покупатель

пассажир

сын, дочка

— Слова, какой части речи использовали?

VII. Итог.

— Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.

(выставление оценок, рефлексия, домашнее задание)

(слайд №15)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

5523. Физико-математические принципы построения и концептуальный анализ первичных уравнений современной полевой теории электромагнетизма 449.5 KB
  Физико-математические принципы построения и концептуальный анализ первичных уравнений современной полевой теории электромагнетизма Известно, что в теории электричества базовой физической характеристикой материального тела является его электрический...
5524. Воля. Лекционное занятие. Методический проект. Проявления волевого поведения на практике 120 KB
  Воля Аудитория: студенты 2 курса дневного отделения факультета психологии. Обоснование темы: Волевые способности есть у каждого человека, лишь степень их развития может быть разной. Без воли человек не был бы те, кем является, а именно, разумным сущ...
5525. Климатическое описание воздушных трасс субарктической зоны 108 KB
  Климатическое описание воздушных трасс субарктической зоны. Введение. При организации воздушных рейсов различной протяженности должны быть обеспечены безопасность, высокая регулярность и экономичность полетов. В решении этих задач важную роль играет...
5526. Розрахунок аерації промислових будівель 115.82 KB
  Аерація промислових будівель Аерація - це організована та керована загальнообмінна природна вентиляція. При аераци зовнішнє повітря поступає у приміщення крізь відчинені нижні отвори - фрамуги вікон. Внутрішнє відпрацьоване повітря, що виносить...
5527. Сельское хозяйство Болгарии 57.5 KB
  Сельское хозяйство Болгарии Республика Болгария, государство в Восточной Европе. Болгария расположена в восточной части Балканского полуострова. Граничит на севере с Румынией - вдоль Дуная, на юге - с Грецией и Турцией, на западе...
5528. Процесс учета вложений в во внеоборотные активы действующей организации на примере ООО Металлострой 156 KB
  В настоящее время основной и важной задачей Российского Правительства и всех властных структур является развитие экономики нашей страны и, прежде всего производства. А согласно мнению многих специалистов для этого необходимы долгосрочные...
5529. Поверочный тепловой расчёт парового котла 1.65 MB
  Описание котла. Схема компоновки поверхностей нагрева Проектирование котельной установки электростанции предполагает выполнение теплового, гидродинамического и прочностного расчётов котла, аэродинамического расчёта газовоздушного тракта с выбор...
5530. Проектирование гибридной интегральной микросхемы 337 KB
  Реализация принципов, идей, методов полупроводниковой микроэлектроники привела к созданию БИС и СБИС, представляющие собой целые устройства и даже системы, размещенные в одном полупроводниковом кристалле. Однако не все устройства можно изго...
5531. Женщина как объект дискриминации 384.5 KB
  Проблема насилия и женщин в современном Российском обществе на сегодняшний день весьма актуальна. Насилие в отношении женщин проявляется во всех сферах их жизнедеятельности, включая работу и семью. Одной из основных форм насилия является...