44676

Имя существительное как часть речи

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи

Русский

2013-11-13

57 KB

26 чел.

ОУ «Беломестненская сош», Белоусова Ольга Александровна,  учитель начальных классов

МОУ «Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

«Имя существительное

как часть речи».

(3 класс «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградова)

Подготовила: учитель начальных классов Белоусова Ольга Александровна
Тема:
 «Имя существительное как часть речи».

Цель урока: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи.

Задачи урока: 

1. создать условия для ознакомления с обобщенным лексическим значением имени существительного; организовать работу по формированию понятия «имя существительное»;

2. содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; содействовать развитию вербального мышления (выявление отношения противоположности); повторение, правописания безударных гласных, парных согласных, слов из словаря; повторение тем: «Члены предложения», «Словосочетание»;  

3. воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Межпредметная связь с уроками математики и природоведения.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

(слайд №2)

  1.  Организация учащихся.

В класс крадётся тишина,

Подожди её пока,

Ну, а чтобы подождать

Надо просто замолчать.

Раз, два, смолк звонок,

Три – ротик на замок,

На четыре помолчи,

А на пять – урок начни!

  1.  Организация рабочего места учащихся.

- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

(слайд №3)

II. Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку я, вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь!

  1.  Записать число, классная работа, день недели (один ученик комментирует)
  2.  Записать минутку чистописания.

(слайд №4)

III. Словарная работа.

- Прочитайте записанные словарные слова. Спишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в три столбика: в первый - с непроверяемой гласной О, во второй – с непроверяемой гласной А, в третий – с непроверяемой гласной Е.

собака  картофель  пенал

морковь      герой

горох

яблоко

победа

помидор

- Проверьте работу. (слайд №5)

IV. Изучение нового материала.

— В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие в мир слов.

(слайд №6)

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино. 

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

- А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)

- А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)

- А как называются эти слова, вы  вспомните, когда расшифруете запись.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

(слайд №7)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Я

Е

И

М

С

В

Л

Н

О

Щ

Ь

У

Т

(имя существительное.)

- Что же такое имя существительное? Выберите правильный ответ:

Имя существительное — это...

1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

2) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

3) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

А сейчас внимательно

Мы правило прочтем,

И все, что мы узнали,

Теперь мы назовем.

(слайд №8)

- А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, память.

(слайд №9)

V. Физкультминутка.

Звучит песня «Вместе весело шагать»

(учащиеся выполняют движения под музыку)

VI. Закрепление нового материала.

(слайд №10)

(ученики читают хором)

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Игра.

— Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

(слайд №11)

Выполните задание.

повар

варить

варёный

цветок

цвести

цветной

старушка

стареть

старый

коля

— В каком столбике имена существительные? Докажите.

На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков?

Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля.)

- Кто-нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы.)

(слайд №12)

Пословица: Газета для человека, что окно для дома.

— Объясните смысл пословицы, запишите ее по памяти. Подчеркните имена существительные.

(слайд №13)

Дом зелёный тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Это слово из словаря: горох.

— Назовите в загадке имена существительные и все орфограммы.

(зелёный – зелень, тесноват – тесен, узкий – узенький, длинный, гладкий – гладенький, сидят – сидя, ребятки – словарное слово)  

— Подберите родственные слова к существительному горох и выделите корень.

Составьте предложение и, комментируя, запишите его.

Летом в огороде вырос сладкий горох.

1) Назвать существительные.

2) Подчеркнуть главные члены предложения.

3) Назвать словосочетания.

(слайд №14)

Игра «Кто я?». Соедините слова.

В школе я

В магазине я

На улице я                           кто?

В транспорте я

Дома я

пешеход

ученик

покупатель

пассажир

сын, дочка

— Слова, какой части речи использовали?

VII. Итог.

— Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.

(выставление оценок, рефлексия, домашнее задание)

(слайд №15)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50882. Анимация во Flash mx 2004 9.29 MB
  Практическая часть Задание: Ознакомьтесь с ключевыми принципами работы с анимацией во FLSH MX 2004. Анимация и интерактивные мультимедийные приложения вот то что привлекает к Flsh MX 2004 большинство пользователей. Если его нет когда вы только запустили программу либо закрыли проект Timeline Временная шкала не будет отображена в рабочем окне Flsh.
50883. Временные характеристики линейных систем управления. Определение реакции системы на произвольное входное воздействие 237.5 KB
  Определение свободного и вынужденного движения системы. при ненулевых начальных условиях Cхема моделирования системы с использованием пакета Simulink Осциллограмма системы. Определить с использованием пакета Simulink реакцию системы с передаточной функцией при подаче на вход сигнала: 1. Определение реакции системы на сигнал сложной формы.
50884. Программирование в Delphi. Разработка программ со сложным ветвлением 737 KB
  Даны три стороны а в с. Если все стороны равны то Равносторонний если две стороны равны Равнобедренный если стороны не равны Разносторонний Даны три числа найти сумму отрицательных из них Даны три числа возвести в квадрат те из них значения которых не отрицательны а затем сложить. Даны три числа найти произведение тех чисел значение которых положительны Составить программу определяющую уровень облученности студента низкий средний достаточный высокий по его среднему балу Даны три числа вычислите корень...
50885. Анимация движения во FLASH MX 2004. Движение по маршруту. Программная анимация 4.82 MB
  Анимация трансформации формы (морфинг). Этот вид анимации следует реализовывать тогда, когда один графический объект мультфильма должен плавно видоизмениться в другой. Вы задаете только начальную и конечную формы, а промежуточные кадры будут заполнены автоматически.
50886. Программирование в Delphi. Разработка циклических программ. Цикл с пошаговой сменой аргумента 5.46 MB
  Научиться составлять и реализовывать программы решения задач с использованием оператора цикла с пошаговой сменой аргумента FOR. Эта последовательность действий образует тело цикла. В теле цикла используется переменная которая при каждом повторении тела цикла меняется и определяет число повторений цикла. Такая переменная называется параметром цикла.
50888. Определение частотных характеристик систем автоматического управления 516 KB
  Экспериментально определим частотные характеристики пропорционального (усилительного) звена. Передаточная функция звена. Построение...
50890. Создание простых сценариев в Flash 8 229.5 KB
  Прежде чем приступить к созданию сценария вспомните что: Сценарий это небольшой независимый блок кода который помещается в кадр анимации или присваивается экземпляру символа чаще кнопке реже клипу. Сценарий срабатывает при зданнoм событии; например при показе данного кадра при щелчке на кнопке или при загрузке клипа. Сценарий составляется из операторов коротких команд выполняющих одно действие например: переход на заданный кадр остановку головки воспроизведения на какомлибо кадре загрузку в браузер заданного файла и т. Сценарий...