44676

Имя существительное как часть речи

Конспект урока

Иностранные языки, филология и лингвистика

Создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи

Русский

2013-11-13

57 KB

26 чел.

ОУ «Беломестненская сош», Белоусова Ольга Александровна,  учитель начальных классов

МОУ «Беломестненская средняя общеобразовательная школа Белгородского района Белгородской области»

ПЛАН-КОНСПЕКТ УРОКА

РУССКОГО ЯЗЫКА

«Имя существительное

как часть речи».

(3 класс «Начальная школа 21 века» Н.Ф.Виноградова)

Подготовила: учитель начальных классов Белоусова Ольга Александровна
Тема:
 «Имя существительное как часть речи».

Цель урока: создать благоприятные условия для ознакомления учащихся с обобщённым лексическим значением имени существительного как части речи.

Задачи урока: 

1. создать условия для ознакомления с обобщенным лексическим значением имени существительного; организовать работу по формированию понятия «имя существительное»;

2. содействовать развитию умения распознавать слова, отвечающие на вопрос кто? что?; содействовать развитию вербального мышления (выявление отношения противоположности); повторение, правописания безударных гласных, парных согласных, слов из словаря; повторение тем: «Члены предложения», «Словосочетание»;  

3. воспитывать интерес к родному языку, создать условия для воспитания товарищества, взаимоуважения, дисциплины.

Межпредметная связь с уроками математики и природоведения.

Ход урока.

  1.  Организационный момент.

(слайд №2)

  1.  Организация учащихся.

В класс крадётся тишина,

Подожди её пока,

Ну, а чтобы подождать

Надо просто замолчать.

Раз, два, смолк звонок,

Три – ротик на замок,

На четыре помолчи,

А на пять – урок начни!

  1.  Организация рабочего места учащихся.

- Ребята, проверьте готовность принадлежностей к уроку.

- Проверьте порядок на рабочем месте. Садитесь. Начнём наш урок.

(слайд №3)

II. Минутка чистописания.

Я тетрадь свою открою,

И наклонно положу.

Я от вас друзья не скрою

Ручку я, вот так держу.

Сяду ровно, не согнусь,

За работу я возьмусь!

  1.  Записать число, классная работа, день недели (один ученик комментирует)
  2.  Записать минутку чистописания.

(слайд №4)

III. Словарная работа.

- Прочитайте записанные словарные слова. Спишите их в тетрадь, вставляя пропущенные буквы в три столбика: в первый - с непроверяемой гласной О, во второй – с непроверяемой гласной А, в третий – с непроверяемой гласной Е.

собака  картофель  пенал

морковь      герой

горох

яблоко

победа

помидор

- Проверьте работу. (слайд №5)

IV. Изучение нового материала.

— В некотором царстве, которое называется Русский язык, есть город Морфология. В этом городе в большом районе живет очень важный житель. А кто этот господин, мы узнаем, если отправимся в путешествие в мир слов.

(слайд №6)

Есть много интересных слов,

Их знаете давно.

Вот, например: собака, стол,

Часы, жираф, кино. 

И долго можно говорить

Про разные предметы.

Возьмем слова: утюг, пенал,

Котенок и конфеты.

И будем с ними мы дружить,

Писать, читать, произносить.

- Что объединяет эти выделенные слова? (Они обозначают предметы и отвечают на вопросы кто? что?)

- А теперь внимание! Сложное задание! Приведите свои примеры слов, отвечающих на вопросы кто? что?

- Что обозначают слова, отвечающие на вопрос кто? (Людей, животных.)

- А что обозначают слова, отвечающие на вопрос что? (Неживые предметы, явления природы.)

- А как называются эти слова, вы  вспомните, когда расшифруете запись.

3, 4, 1, 5, 12, 10, 2, 5, 13, 6, 3, 13, 2, 7, 11, 8, 9, 2.

(слайд №7)

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

Я

Е

И

М

С

В

Л

Н

О

Щ

Ь

У

Т

(имя существительное.)

- Что же такое имя существительное? Выберите правильный ответ:

Имя существительное — это...

1) часть речи, которая обозначает действие предмета и отвечает на вопросы что делает? что сделает?

2) часть речи, которая обозначает предмет и отвечает на вопросы кто? что?

3) часть речи, которая обозначает признак предмета и отвечает на вопросы какой? какая? какое? какие?

А сейчас внимательно

Мы правило прочтем,

И все, что мы узнали,

Теперь мы назовем.

(слайд №8)

- А какие предметы обозначает имя существительное? Назовем: людей, животных, неживые предметы, вещества, явления природы, отвлеченные, которые нельзя представить предметно, так как они живут в мыслях: добро, зло, память.

(слайд №9)

V. Физкультминутка.

Звучит песня «Вместе весело шагать»

(учащиеся выполняют движения под музыку)

VI. Закрепление нового материала.

(слайд №10)

(ученики читают хором)

Имя существительное,

Очень удивительное,

На вопросы кто? и что?

Отвечать оно должно.

Игра.

— Если слово отвечает на вопрос кто? — поднимите руки вверх, а если на вопрос что? — руки вперед. Если встретили другие части речи, то надо присесть.

Люстра, мальчик, бегать, гроза, кролик, окно, зелёный, ученик, часы, умный, отец, радость.

(слайд №11)

Выполните задание.

повар

варить

варёный

цветок

цвести

цветной

старушка

стареть

старый

коля

— В каком столбике имена существительные? Докажите.

На какой вопрос отвечают слова второго и третьего столбиков?

Все ли в них благополучно? (Ученики называют лишнее слово Коля.)

- Кто-нибудь заметил ошибку? (Это имя мальчика, поэтому писать надо с большой буквы.)

(слайд №12)

Пословица: Газета для человека, что окно для дома.

— Объясните смысл пословицы, запишите ее по памяти. Подчеркните имена существительные.

(слайд №13)

Дом зелёный тесноват,

Узкий, длинный, гладкий.

В доме рядышком сидят

Круглые ребятки.

Это слово из словаря: горох.

— Назовите в загадке имена существительные и все орфограммы.

(зелёный – зелень, тесноват – тесен, узкий – узенький, длинный, гладкий – гладенький, сидят – сидя, ребятки – словарное слово)  

— Подберите родственные слова к существительному горох и выделите корень.

Составьте предложение и, комментируя, запишите его.

Летом в огороде вырос сладкий горох.

1) Назвать существительные.

2) Подчеркнуть главные члены предложения.

3) Назвать словосочетания.

(слайд №14)

Игра «Кто я?». Соедините слова.

В школе я

В магазине я

На улице я                           кто?

В транспорте я

Дома я

пешеход

ученик

покупатель

пассажир

сын, дочка

— Слова, какой части речи использовали?

VII. Итог.

— Подошло к концу наше путешествие, но мы не говорим имени существительному «До свидания!», потому что мы еще будем говорить о нем на следующих уроках.

(выставление оценок, рефлексия, домашнее задание)

(слайд №15)


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

60354. Особливості роботи вихователя з окремими групами дітей 34.5 KB
  Важкі діти і їх поведінка в шкільному колективі: а поняття типи важких дітей і особливості їх поведінки; б основні напрями і методи перевиховання. Обдаровані діти і методика роботи з ними...
60356. Робота вихователя з батьками учнів 34 KB
  Шляхи і засоби підвищення психологопедагогічної культури батьків. На заключному етапі практичного заняття потрібно намітити шляхи і підібрати засоби підвищення психологопедагогічної культури батьків учнів а також подумати над тим які проблеми можуть...
60357. Businessmen. Ділові люди 210.5 KB
  In a takeover one company buys a controlling interest in another company by acquiring at least 51% of its shares. The company does this by making a direct approach to the companys shareholders for their shares.
60359. Code of conduct 44.5 KB
  When you are introduced listen carefully to each name and use it later in your conversation. This will help you to remember the name. If you forget a persons name or did not hear the name do not hesitate to say...
60361. Виховання здорового способу життя 41 KB
  Поняття здорового способу життя і його структурні компоненти. Педагогічні умови і шляхи формування здорового способу життя: а у дітей молодшого шкільного віку; б у підлітків і старшокласників. Проблеми і труднощі виховання здорового способу життя в сучасній школі.
60362. Що треба і що не треба робити у пошуках роботи 126 KB
  On the next page, in the left column, write the names and phone numbers of individuals and associations you will contact. In the right column, write the names of people, companies, and organizations where you are referred.