44784

Создание базы данных, состоящей из трех таблиц

Практическая работа

Информатика, кибернетика и программирование

В данном случае таблицы Группы и Список объединены связью «один-ко-многим», таблицы Список и Личные данные — связью «один-к-одному». Таблицы Группы и Личные данные прямо не связаны

Русский

2013-11-13

2.07 MB

108 чел.

Работа 3. Создание базы данных,

состоящей из трех таблиц

Цели работы:

  1. научиться создавать таблицу базы данных с помощью Мастера таблиц;
  2. закрепить навыки по добавлению и удалению записей;
  3. закрепить навыки по заполнению и редактированию таблиц базы данных;
  4. научиться использовать фильтр в таблице.

Этапы работы

1. Проектирование структуры базы данных.

Создадим более сложный вариант базы данных.

В ней будет три таблицы: Список, Группы и Личные данные.

2. Конструирование пустых таблиц базы данных.

Воспользуемся еще одним способом изготовления таблиц.

Новую таблицу Личные данные создадим с помощью Мастера таблиц.

Структуру таблиц Список и Группы скопируем из базы прошлого занятия.

3. Создание схемы базы данных.

В данном случае таблицы Группы и Список объединены связью «один-ко-многим», таблицы Список и Личные данные — связью «один-к-одному». Таблицы Группы и Личные данные прямо не связаны.

4. Ввод данных в таблицы.

Создадим форму для ввода данных и воспользуемся ею.

5. Использование базы данных для практических задач.

Ход работы

Задание 1. Откройте учебную базу данных, созданную на прошлом занятии.

Порядок работы:

  1. Вызовите программу Microsoft Access. Перед вами откроется окно системы управления базами данных, в котором появится меню.
  2. Включите мышкой переключатель Открыть базу данных, выделите из списка баз данных имя вашей базы и щелкните по кнопке ОК. На экране появится окно с основными элементами базы данных.

Замечание. Используем готовые таблицы этой базы для конструирования новой. Таблицу Группа оставим в прежнем виде, восстановив удаленные записи, а из таблицы Список возьмем только структуру.

Задание 2. Откорректируйте данные в таблице Группы.

Порядок работы:

  1. Откройте таблицу Группы, выделив ее и щелкнув по кнопке. Открыть.
  2. Добавьте недостающие записи. Исправьте существующие (см. табл. 6).
  3. Закройте таблицу, предварительно сохранив ее.

Таблица 6

Учебная группа

Преподаватель

101

Верзаков С.А.

102

Белоусов А.И.

103

Масалова В.А.

104

Новикова Е.В.

105

Зачесова Т.П.

Задание 3. Удалите все записи таблицы Список, оставив ее структуру.

Порядок работы:

  1. Откройте таблицу Список.
  2. Выделите все записи.
  3. Нажмите клавишу [Delete]. Щелкните по кнопке Да в вопросе о подтверждении удаления. (Можно выполнить команду Правка/Удалить запись или щелкнуть по кнопке Удалить запись).
  4. Закройте таблицу, сохранив ее.

Замечание. Если теперь вводить данные в эту таблицу снова, то счетчик будет меняться с того номера, который был присвоен последней записи.

  1. Чтобы нумерация снова начиналась с 1, выполните команду Сервис/Служебные программы/Сжать базу данных. Подождите, чтобы программа отработала.

Задание 4. Используя Мастер таблиц, создайте таблицу Личные данные.

Порядок работы:

  1. Выберите закладку Таблица, если находитесь в другом окне.
  2. Щелкните по кнопке Создать. В результате перейдем к работе со следующим диалоговым окном: Новая таблица. Здесь несколько вариантов, но вы выберите Мастер таблиц и щелкните по кнопке ОК. Появится диалоговое окно, представленное на рис.14.

Рис. 14

  1. В этом окне следует выбрать: в поле Образцы таблиц — поле Студенты; в поле Образцы полей — поля КодСтудента, Адрес, НомерТелефона, щелкая после каждого выбора по кнопке . Эти поля попадут в Поля новой таблицы. Щелкните по кнопке Далее.
  2. В диалоговом окне задайте имя новой таблицы Личные данные. Оставьте автоматический выбор ключа. Щелкните по кнопке Далее.

Замечание. Access проверит связи данной таблицы с другими таблицами. Так как вы еще не устанавливали связи, то они не будут найдены автоматически. В этот момент можно установить новые связи, но мы пока этого делать не будем.

  1. Щелкните по кнопке Далее.
  2. После появления вопроса о действиях после создания таблицы автоматически выбирайте ввод в режиме таблицы (но можно изготовить и форму). Щелкните по кнопке Готово. Вы попадете в пустую таблицу, у которой есть поля, но нет записей.
  3. Добавьте в таблицу Личные данные еще три поля Word, Excel, Access, в которых будут находиться семестровые оценки по этим предметам: выберите Конструктор и
    добавьте в конец списка полей три поля с именами Word, Excel, Access и типом данных — числовой.
  4. Щелкните по кнопке  Сохранить.
  5. Перейдите в режим таблицы, щелкнув по кнопке  .
  6. Закройте таблицу, предварительно сохранив ее. В результате вы получите три таблицы, две из которых связаны, а третья нет.

Задание 5. Исправьте схему данных

Порядок работы:

  1. Щелкните по кнопке   Схема данных. Появится диалоговое окно Схема данных.
  2. Щелкните по кнопке Добавить таблицу. В появившемся окне Добавление таблицы выделите таблицу Личные данные и щелкните по кнопке Добавить, а затем по кнопке Закрыть окна Добавление таблицы.
  3. Поставьте мышку на имя поля КодСтудента в таблице Личные данные и, не отпуская кнопку мышки, перетащите ее на поле Код в таблице Список. Отпустите мышку. Появится диалоговое окно Связи.
  4. Включите флажок Обеспечение целостности данных. Это невозможно сделать, если типы обоих полей заданы неодинаково.
  5. Щелкните по кнопке Создать. Появится связь «один-к-одному». Это значит, что одной записи в таблице Список соответствует одна запись в таблице Личные данные. Схема данных представлена на рис. 15.

Рис. 15

  1. Закройте схему данных, сохранив ее.

Пояснение. Теперь встает задача ввода записей одновременно в разные таблицы: Список и Личные данные. ФИО мы храним в одной таблице, а адрес и номер телефона - в другой. Можно, конечно, попробовать ввести значения в каждую таблицу отдельно, но удобнее видеть клетки обеих таблиц для ввода данных одновременно. Эту задачу легко решить вводом значений через специально созданную форму, в которой присутствуют поля всех необходимых таблиц. Данные вводим в форму, а в результате заполняются обе таблицы.

Задание 6. Создайте форму для ввода данных.

Порядок работы:

  1. В окне базы данных выберите вкладку Формы.
  2. Щелкните по кнопке Создать.
  3. В диалоговом окне Новая форма выберите Мастер форм. Описание Мастера появляется в левой части диалогового окна. В нижнем поле имя таблицы или запроса в качестве источника данных можно не указывать. При использовании Мастера форм источник данных для формы следует указывать в диалоговом окне Мастера.
  4. Щелкните по кнопке ОК. Появится окно создания форм, представленное на рис. 16.
  5. Выберите все поля из таблицы Список и все поля из таблицы Личные данные. Для этого выберите имя таблицы Список в поле Таблицы/запросы. В результате появляется список полей в окне Доступные поля. Щелкните по кнопке , которая переносит все поля из списка. Затем выберите имя таблицы Личные данные в поле Таблицы/запросы и вновь щелкните по кнопке . Щелкните по кнопке Далее.

Рис. 16

  1. Оставьте внешний вид формы в один столбец (выбран по умолчанию).
  2. Щелкните по кнопке Далее.
  3. Выберите требуемый стиль (например, Обычный). Щелкните по кнопке Далее.
  4. Задайте имя формы: Общая форма. Щелкните по кнопке Готово. В результате вы получите форму, в которой можно менять существующие данные и вводить новые значения. Эти значения будут попадать в ту таблицу, в которую нужно (часть значений — в таблицу Список, часть — в таблицу Личные данные).

Задание 7. Заполните таблицы данными.

Порядок работы:

  1. Заполните таблицу Список по табл.7, а таблицу Личные данные — по табл. 8.

Замечание. Поля Код и КодСтудента заполняются автоматически.

  1. Закройте форму, предварительно сохранив ее.
  2. Перейдите на закладку Таблицы.
  3. Откройте таблицу Список и убедитесь, что в ней появились данные. Закройте таблицу.
  4. Откройте таблицу Личные данные и убедитесь, что в ней появились данные. Закройте таблицу.

Таблица 7

Код

Фамилия

Имя

Отчество

Год
рождения

Курс

Группа
в колледже

Учебная группа

1

Иванова

Анна

Ивановна

1984

101

2

Баранова

Ирина

Алексеевна

1983

102

3

Корнилова

Ольга

Владимировна

1984

103

4

Воробьев

Алексей

Петрович

1983

101

5

Воробьев

Алексеи

Иванович

1984

104

6

Воробьев

Олег

Григорьевич

1985

105

7

Скоркин

Александр

Евгеньевич

1982

101

8

Володина

Анна

Алексеевна

1984

102

9

Новоселов

Алексеи

Антонович

1983

103

10

Алексина

Елена

Алексеевна

1984

101

Таблица 8

Код
Студента

Адрес

Номер
Телефона

Word

Excel

Access

1

Центральная 11-5

21-17-22

5

5

5

2

Солнечная 8-117

21-18-22

4

4

4

3

Сиреневый 7-16

21-19-22

3

4

5

4

Центральная 14-81

21-20-22

5

5

4

5

Сиреневый 7-16

21-21-22

5

4

4

6

Солнечная 2-121

21-22-22

4

4

4

7

Школьная 5-34

21-23-22

5

5

5

8

Центральная 30-7

21-24-22

3

3

3

9

Сиреневый 7-16

21-25-22

3

4

4

10

Солнечная 6-34

21-26-22

5

5

5

Задание 8. Добавьте новое поле Портрет (рисунки или фотографии) в таблицу Список.

Пояснение. Возможен вариант, когда появляется необходимость добавить новые поля в существующую таблицу. Это можно сделать, например, описанным ниже способом.

Порядок работы:

  1. Откройте таблицу Список, если она закрыта.
  2. Перейдите в режим Конструктора.
  3. Добавьте еще одно поле (вводите имя поля ниже поля Учебная группа), имя которого Портрет, тип данных — Поле объекта OLE, общие свойства поля оставить по умолчанию.
  4. Щелкните по кнопке   Сохранить.
  5. Перейдите в режим таблицы, щелкнув по кнопке  .
  6. Щелкните мышкой по клетке, где должно быть значение поля Портрет.
  7. Выполните команду Вставка/Объект/Точечный рисунок/Paintbrush — ОК.
  8. Нарисуйте портрет.
  9. Щелкните по кнопке    в правом верхнем углу окна рисунка, в результате чего вы вернетесь в таблицу. Рисунок будет обозначен словами. Чтобы увидеть портрет, дважды щелкните мышкой по названию рисунка, возвращаясь в программу, где изготовлен портрет.

Самостоятельное задание. Нарисуйте портреты всех учеников из таблицы Список.

Задание 9. Научитесь использовать фильтр.

Справочная информация. Выражения в фильтре могут состоять из точных значений, которые Access использует для сравнения в том виде, в котором они вводятся. Числа вводятся без ограничителей, например, 22. Текст должен быть заключен в кавычки, например «Александров». Даты ограничиваются символами #; например, #10/01/99#. Элементы выражения могут быть связаны операторами:

арифметическими: *, +, -, /, А;

сравнения: <, <=, >, >=, =,<>;

логическими: And (И), Not (Нет), Or (Или);

Like — для использования логики замены в выражениях;

In — для определения, содержится ли элемент данных в списке значений;

Between...And —  для выбора значений из определенного интервала.

Порядок работы:

  1. Щелкните по кнопке Изменить фильтр. Появится окно выбора, представленное на рис. 17.

Рис. 17

  1. Щелкните мышкой по полю Год рождения. У поля появится стрелка выбора.
  2. Выберите Год рождения 1984 и щелкните по кнопке Применить фильтр. Вы автоматически попадете в таблицу, в которой будут только выбранные записи.
  3. Отмените выбор. Для этого необходимо отжать эту же кнопку, которая теперь называется Удалить фильтр.
  4.  Щелкните по кнопке Изменить фильтр.
  5. Удалите все в поле Год рождения, выделив значение и нажав клавишу [Delete].
  6. Измените фильтр так, чтобы в таблице были видны только студенты 1 курса, одной группы (одновременный запрос в двух полях — Курс и Группа в колледже).
  7. Щелкните по кнопке Применить фильтр.
  8.  Измените фильтр. Допустимо указывать границы изменения значений. В поле Год рождения наберите:  >1982. Щелкнув по кнопке Применить фильтр, вы получите таблицу, в которой присутствуют записи с годами рождения больше 1982.
  9. Чтобы получить записи учеников, у которых фамилии начинаются на букву «В», в соответствующем поле наберите: Like «В*» (В – в данном случае русская буква).
  10. Запрос Not «В*» будет означать все записи, кроме указанных (в данном случае все записи, у которых фамилии не начинаются на букву «В»). Составьте этот запрос, щелкнув по кнопке Применить фильтр.

Самостоятельное задание:

1. Выберите студентов всех курсов, кроме 1.

2. Выберите всех студентов 1 курса, фамилии которых начинаются на букву «А».

3. Выберите студентов, год рождения которых 1982 или 1983 (запрос: 1982 OR 1983).

4. Отмените все запросы.

Замечание. Кнопка Фильтр по выделенному позволяет оставить видимыми в таблице только те записи, в которых есть предварительно выделенный элемент.

Предъявите преподавателю:  таблицы Список, Группы, Личные данные.

Задание 10. Завершите работу с программой Access.

Порядок работы:

  1. Выберите пункт меню Файл/Выход.
  2. Если вы производили редактирование в базе данных, появится вопрос о сохранении изменений. Отвечайте на него утвердительно.

 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

50418. Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса-Штейнера 250.5 KB
  Цель работы: Определение моментов инерции твёрдых тел и проверка теоремы Гюгенса-Штейнера. Приборы и принадлежности: крутильный маятник, набор тел. Ход работы: I)Определение моментов инерции длинного стержня: 1)Период колебания рамки без закреплённых в ней тел
50420. Влияние сотового телефона на здоровье человека 66.5 KB
  Влияет ли сотовый телефон на здоровье человека, если да, то как уберечь себя от отрицательного влияния сотового телефона. Найти информацию о развитии сотовой связи. Исследование общественного мнения по вопросу влияния мобильного телефона на здоровье человека и изучение различных вариантов использования сотовой связи «за» и «против»
50421. Изучение физического маятника. Экспериментальная проверка зависимостей между физическими величинами, характеризующими колебаниями математического и оборотного маятников 100.5 KB
  Экспериментальное определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника. – экспериментальное определение ускорения свободного падения с помощью оборотного маятника. Определение ускорения свободного падения с помощью математического маятника.