44788

Русский язык как предмет изучения и обучения. Место РЯ среди других учебных дисциплин

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета Русский язык менялся в зависимости от целей изучения русского языка от уровня развития науки о русском языке и наук психологопедагогического цикла. Изучение языка усвоение сведений добытых учёнымилингвистами в области фонетики лексики словообразования грамматики стилистики. Обучение речи развитие навыков употребления языка для общения мышления.

Русский

2013-11-13

14.62 KB

48 чел.

 РЯ как предмет изучения и обучения. Место РЯ среди др.учебных дисциплин.

Учебный предмет в школе - приспособленная к изучению научная дисциплина или область деятельности. Основу русского языка как школьного учебного предмета составляет наука о русском языке. Она многопрофильна: в нее входит современный русский язык, его история и диалектология, смежные науки - графика, орфография и пунктуация. В разные периоды развития отечественной школы состав учебного предмета "Русский язык" менялся в зависимости от целей изучения русского языка, от уровня развития науки о русском языке и наук психолого-педагогического цикла.

Русский язык как родной относится к числу важнейших учебных предметов, составляющих вместе с другими школьными дисциплинами основу общего образования выпускников. В отличие от остальных учебных предметов русский язык как родной в школе выполняет две функции: он является, во-первых, предметом изучения и обучения ему и, во-вторых, средством изучения всех остальных предметов. От уровня его преподавания зависят успехи учащихся в овладении как самим русским языком в качестве средства общения во всех формах его применения, так и всеми остальными учебными предметами.

Изучение языка – усвоение сведений, добытых учёными-лингвистами в области фонетики, лексики, словообразования, грамматики, стилистики. Обучение речи – развитие навыков употребления языка для общения, мышления.

Содержание предмета – система лингвистических понятий, фактов + правописные и коммуникативные умения.

Межпредметные связи - целевые и содержательные совпадения, объективно существующие между учебными дисциплинами; организационные формы использования данного материала в процессе изучения тех или иных явлений. Лингвистические понятия, связанные с функциями языка, с его строением, изучаются в других языковых предметах, а связанные с художественной (эстетической) функцией языка - на уроках литературы; понятия, связанные с происхождением и развитием языка, со становлением национального языка, - на уроках истории; звуковая сторона речи - на уроках музыки; мышление и речь - на уроках анатомии; языковые семьи и многообразие народов мира - на уроках географии. РЯ – средство изучения абсолютно всех предметов.

3 вида межпредметного материала: 1. Понятийно-терминологический. 2. Коммуникативно-речевой. 3. Учебно-дидактический (пр.: текст из других наук в упр.).

Все учебные предметы учат языковой норме (правильному произношению, употреблению и правописанию своих терминов), формируют умение связно излагать полученные знания (т.е. создавать тексты соответствующего стиля речи - научного, официально-делового, публицистического). Эти задачи в одних предметах специально сформулированы, в других - не сформулированы, но реализуются в учебном процессе.

В современной школе русский язык изучается с 1 по 9 класс. В 10-11 классах в течение многих лет он преподавался факультативно (в зависимости от типа школ и возможностей ввести предмет "русский язык" в учебный план). В настоящее время во многих регионах России предусмотрена обязательность уроков русского языка в старших классах.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

11572. Изучение кривой равновесия жидкости и её насыщенного пара 155.5 KB
  Лабораторная работа № 4 Изучение кривой равновесия жидкости и её насыщенного пара Оборудование: круглодонная колба с термометром; откачиваемая магистраль включающая рубашку охлаждения и балластные баллоны; мембранный манометр; насос Комовского; электроплитка н...
11573. Измерение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса 146.5 KB
  Лабораторная работа № 5 Измерение коэффициента вязкости жидкости методом Стокса Оборудование: Стеклянные цилиндрические сосуды с исследуемой жидкостью мелкие шарики измерительный микроскоп аналитические весы пикнометр секундомер масштабная линейка. ...
11574. Изучение температурной зависимости коэффициента вязкости жидкости с помощью капиллярного вискозиметра 101 KB
  Лабораторная работа № 6 Изучение температурной зависимости коэффициента вязкости жидкости с помощью капиллярного вискозиметра Оборудование: капиллярный вискозиметр аспиратор стеклянный термостатирующий сосуд электродвигатель с мешалкой термометр электро
11575. Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости методом отрыва кольца 94.5 KB
  Лабораторная работа № 7 Определение коэффициента поверхностного натяжения жидкости методом отрыва кольца Оборудование: лабораторные весы тонкое алюминиевое кольцо на трифилярной подвеске станина с вертикально перемещаемым столиком и часовым индикатором пере...
11576. Изучение шифраторов, дешифраторов и преобразователей кодов 211.32 KB
  Изучение шифраторов дешифраторов и преобразователей кодов Цель работы. Изучить назначение принципы построения и структуры шифраторов дешифраторов и преобразователей кодов. 1 Краткие сведения из теории Дешифратором декодером называется устройство рас...
11577. Минимизация функций алгебры логики и построение дискретных схем с использованием логического конвертера программы электронная лаборатория 224.91 KB
  Минимизация функций алгебры логики и построение дискретных схем с использованием логического конвертера программы электронная лаборатория Цель работы. Научиться минимизировать функции алгебры логики ФАЛ получать совершенную дизъюнктивную нормальную форму С
11578. Создание модели данных с помощью Allfusion ERwin Data Modeler 93.57 KB
  Лабораторная работа 4 по дисциплине: Проектирование и архитектура программного проектирования На тему: Создание модели данных с помощью Allfusion ERwin Data Modeler Цель работы: Знакомство с CASEсистемой Allfusion ERWin Data Modeler изучение основных принципов построения логической
11579. Создание логической модели данных с помощью Allfusion ERwin Data Modeler 106.68 KB
  Лабораторная работа 5 по дисциплине: Проектирование и архитектура программного проектирования На тему: Создание логической модели данных с помощью Allfusion ERwin Data Modeler Цель работы: Развитие логической модели. Ход работы: Как было указано выше связи определяют
11580. Создание физической модели данных с помощью Allfusion ERwin Data Modeler 122.49 KB
  Лабораторная работа 6 по дисциплине: Проектирование и архитектура программного проектирования На тему: Создание физической модели данных с помощью Allfusion ERwin Data Modeler Цель работы: Создание физической модели. Ход работы: Различают два уровня физической модели: ...