44810

Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

ЭА осуществляемый на уровне отдельной фирмы предприятия называется обычно анализом хозяйственной деятельности. Предмет любой науки – это часть или сторона объективной действительности которая изучается только данной наукой; это хозяйственные процессы предприятий объединений ассоциаций социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов получающие отражение через систему экономической информации. Как видно из определения ЭА имеет...

Русский

2013-11-13

38.5 KB

4 чел.

1. Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Экономический анализ (ЭА) – метод исследования экономики как по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по каждому из них. ЭА осуществляется с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития экономики, их взаимосвязи и взаимовлияния; факторов, определивших те или иные результаты; основных пропорций и соотношений. Инструментами ЭА являются балансовый и индексный методы; факторный анализ; методы группировок, сравнений, исчисления относительных величин; современные математико-статистические методы. Информационной базой ЭА служат данные социально-экономической статистики. ЭА, осуществляемый на уровне отдельной фирмы, предприятия, называется обычно анализом хозяйственной деятельности.

Предмет любой науки – это часть или сторона объективной действительности, которая изучается только данной наукой; это хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Как видно из определения, ЭА имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно – финансовыми результатами их деятельности. Экономика предприятия при этом изучается не только в динамике, но и в статике.

Предметом АХД является причины формирования и изменения результатов хозяйственной деятельности (т.е. установление и изучение причинно-следственной связи).

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы; социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием субъективных и объективных факторов.

Объективные факторы постоянно воздействуют на хоз. деятельность, они отражают, как правило, действие экономических законов.

Субъективные фактора связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хоз. практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка.  

Сущность ЭА состоит в обеспечении принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности.

Содержание представляет собой упорядоченную совокупность элементов или частей целого предмета или явления.

Содержание ЭА включает также элементы, которые в упорядоченной совокупности обеспечивают выполнение анализом своей роли.

1. Определение цели и задач.

2. Формирование информационной базы.

3. Организация анализа (определение субъектов анализа, т.е. тех людей, которые будут проводить его, и сроков проведения).

4. Выбор системы показателей.

5. Выбор методов и разработка процедур анализа.

6. Обобщение и интерпретация результатов анализа.

7. Выработка вариантов управленческих решений.

8. Выбор оптимального решения.

9. Осуществление регулируемого воздействия.

10. Проверка эффективности принятия решений.

Они определяются его содержанием, предметом, целевой направленностью.

Исследование экономических процессов начинается, если пользоваться методом индукции, с малого, с единичного – с отдельного хоз. факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хоз. процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Способ индукции должен использоваться в единстве с методом дедукции. Это означает, что анализируя единичное нужно в то же время учитывать и общее. В ходе ЭА хоз. процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности, установление которых является наиболее важным моментом анализа, вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима.

Причинный или факторный анализ исходит из того, что каждая причина и каждый фактор получают надлежащую оценку. С этой целью причины-факторы предварительно изучаются и классифицируются на группы: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и неопределяющие. Далее исследуется влияние на хоз. процессы прежде всего существенных, основных, определяющих. А несущественных, побочных и неопределяющих во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов крайне сложно и практически не всегда необходимо.

Знание, содержанием и предметом ЭА определяются и стоящие перед ним задачи:

1. Определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ.

2. Повышение обоснованности планов и нормативов.

Достигается осуществление ретроспективного анализа хоз. деятельности. Выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказать в будущем существенное влияние на хоз. деятельность предприятия. Особое внимание уделяется анализу хоз. деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ заканчиваются перспективным (прогнозным). Во всех случаях используются методы сравнительного анализа производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций.

3. Объективное и всесторонне исследование выполнения плана.

4. Определение эффективности использования ресурсов (как в целом, так и отдельно).

5. Прогнозирование результатов хозяйственной деятельности.

6. Выявление и измерение внутренних резервов.

7. Обоснование оптимальных управленческих решений. Они могут быть связаны как с корректировкой текущей деятельности, так и с разработкой новой стратегии.

7. Обоснование выбора оптимальных управленческих решений из имеющихся альтернативных.

8. Разработка рекомендаций по выходу из сложных или часто встречающихся хозяйственных ситуаций.

9. Разработка инструментов и средств достижения желаемых результатов.

10. Совершенствование методик проведения оперативного, перспективного, функционально-стоимостного, маржинального анализов, изучения рынка и партнера.

Для выполнения поставленных задач необходимо сотрудничество аналитиков и руководителей.

Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономической наукой и в целом перед ЭА в частности на различных этапах выдвигались новые задачи, усиливались ранее поставленные и по-иному обозначались соответствующие акценты. Этот процесс будет происходить, естественно, и в дальнейшем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

31720. Соціально-психологічні аспекти виховання 37 KB
  Такі групи називають референтними. Референтні групи можуть бути як реальними так і уявними але особистість завжди орієнтується на їх цінності і стандарти як на еталонні зразки своєї поведінки завжди прагне до визнання з їх боку. Якщо індивід реально входить до складу референтної групи то це створює психологічно сприятливі умови для успішного розвитку особистості в певному напрямку останній зовсім не обов’язково має співпадати зі загальною стратегією виховання особливо коли референтній групі притаманна асоціальна спрямованість.
31721. Загальна характеристика процесу учіння 23.5 KB
  Загальна характеристика процесу учіння Учіння виявляється там де дії людини скеровуються свідомою метою засвоїти певні знання навички вміння форми поведінки і діяльності коли суб’єкт діє з метою засвоєння нового досвіду. Зміст учіння – гностична пізнавальна діяльність на основі пізнавальних психічних процесів за допомогою перцептивних мнемічних інтелектуальних імажинативних дій. Існує 3 основних групи мотивів учіння за їх джерелом: Внутрішні – зумовлені структурою потреб людини.
31723. Мотивація учіння 27 KB
  Мотивація учіння Будьяка діяльність здійснюється під впливом певних спонукань які є рушієм активності її суб'єкта. Навчальна мотивація визначається специфічними для навчальної діяльності факторами: власне освітньою системою освітнім закладом; організацією навчального процесу; суб'єктивними особливостями тих хто навчається вік стать інтелектуальний розвиток здібності рівень домагань самооцінка взаємодія з іншими тощо; суб'єктивними особливостями педагога насамперед його ставленням до учня до власної справи; специфікою навчального...
31724. Загальна характеристика праці вчителя 28.5 KB
  Загальна характеристика праці вчителя На основі системного підходу до аналізу педагогічної діяльності Н. До структурних компонентів належать суб'єкт та об'єкт педагогічної взаємодії предмет їх спільної діяльності цілі навчання і засоби педагогічної комунікації. Функціональними компонентами педагогічної діяльності на думку Н. Конструктивний компонент розкриває особливості конструювання вчителем власної діяльності та діяльності учнів з урахуванням близьких урок заняття цикл занять цілей навчання і виховання.
31725. Специфіка педагогічного мислення 27.5 KB
  Специфіка педагогічного мислення Педагогічне завдання є структурною одиницею мислення вчителя. Основним компонентом практичного мислення вчителя в якому найяскравіше проявляється внутрішня єдність інтелектуальних емоційних та вольових якостей особистості є процес прийняття педагогічних рішень. Ще одна важлива особливість мислення вчителя полягає в тому що теоретичні знання при розв'язанні педагогічних завдань використовуються як правило у знятому вигляді автоматично скорочено згорнуто. Зумовлено це поперше загальною тенденцією до...
31726. Педагогічне спілкування 28 KB
  Педагогічне спілкування Прагнення до людського спілкування виступає своєрідним внутрішнім стимулом рушієм діяльності особистості. Педагогічне спілкування це система органічної соціальнопсихологічної дії учителявихователя і вихованця в усіх сферах діяльності що має певні педагогічні функції спрямоване на створення оптимальних соціальнопсихологічних умов активної та результативної життєдіяльності особистості. Оптимальним треба вважати таке спілкування педагога з вихованцями у процесі навчальновиховної роботи яке створює найбільш...
31727. Методи педагогічної психології 29 KB
  Недоліки цього методу: пасивність спостерігача фіксація тільки зовнішніх проявів певних дій і вчинків складність кількісної обробки одержаних даних. Позитивні сторони методу – в його масовості швидкості одержання інформації легкої обробки даних можливості застосування математичних методів обробки даних і порівняльного аналізу декількох обстежень. Недоліки методу – важко розраховувати на повні правильні точні відповіді неможливість втручання в сам процес анкетування немає гарантій недобросовісного заповнення анкет тощо. Позитивні...
31728. Історія розвитку педагогічної психології 28 KB
  Історія розвитку педагогічної психології Становлення багатьох галузей наукового знання являє собою гетерогенний і гетерохронний і більше того розірваний у часі процес. поклала початок розвитку педагогічної теорії і цілеспрямованої організації шкільного навчання. Ця праця можна розглядати і як першу передумову тривалого суперечливого становлення педагогічної психології протягом більш ніж 250 років бо тільки в кінці 19 в. Весь шлях становлення і розвитку педагогічної науки може бути представлений трьома великими періодами етапами: Перший...