44810

Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

ЭА осуществляемый на уровне отдельной фирмы предприятия называется обычно анализом хозяйственной деятельности. Предмет любой науки это часть или сторона объективной действительности которая изучается только данной наукой; это хозяйственные процессы предприятий объединений ассоциаций социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов получающие отражение через систему экономической информации. Как видно из определения ЭА имеет...

Русский

2013-11-13

38.5 KB

4 чел.

1. Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Экономический анализ (ЭА) – метод исследования экономики как по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по каждому из них. ЭА осуществляется с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития экономики, их взаимосвязи и взаимовлияния; факторов, определивших те или иные результаты; основных пропорций и соотношений. Инструментами ЭА являются балансовый и индексный методы; факторный анализ; методы группировок, сравнений, исчисления относительных величин; современные математико-статистические методы. Информационной базой ЭА служат данные социально-экономической статистики. ЭА, осуществляемый на уровне отдельной фирмы, предприятия, называется обычно анализом хозяйственной деятельности.

Предмет любой науки – это часть или сторона объективной действительности, которая изучается только данной наукой; это хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Как видно из определения, ЭА имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно – финансовыми результатами их деятельности. Экономика предприятия при этом изучается не только в динамике, но и в статике.

Предметом АХД является причины формирования и изменения результатов хозяйственной деятельности (т.е. установление и изучение причинно-следственной связи).

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы; социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием субъективных и объективных факторов.

Объективные факторы постоянно воздействуют на хоз. деятельность, они отражают, как правило, действие экономических законов.

Субъективные фактора связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хоз. практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка.  

Сущность ЭА состоит в обеспечении принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности.

Содержание представляет собой упорядоченную совокупность элементов или частей целого предмета или явления.

Содержание ЭА включает также элементы, которые в упорядоченной совокупности обеспечивают выполнение анализом своей роли.

1. Определение цели и задач.

2. Формирование информационной базы.

3. Организация анализа (определение субъектов анализа, т.е. тех людей, которые будут проводить его, и сроков проведения).

4. Выбор системы показателей.

5. Выбор методов и разработка процедур анализа.

6. Обобщение и интерпретация результатов анализа.

7. Выработка вариантов управленческих решений.

8. Выбор оптимального решения.

9. Осуществление регулируемого воздействия.

10. Проверка эффективности принятия решений.

Они определяются его содержанием, предметом, целевой направленностью.

Исследование экономических процессов начинается, если пользоваться методом индукции, с малого, с единичного – с отдельного хоз. факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хоз. процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Способ индукции должен использоваться в единстве с методом дедукции. Это означает, что анализируя единичное нужно в то же время учитывать и общее. В ходе ЭА хоз. процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности, установление которых является наиболее важным моментом анализа, вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима.

Причинный или факторный анализ исходит из того, что каждая причина и каждый фактор получают надлежащую оценку. С этой целью причины-факторы предварительно изучаются и классифицируются на группы: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и неопределяющие. Далее исследуется влияние на хоз. процессы прежде всего существенных, основных, определяющих. А несущественных, побочных и неопределяющих во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов крайне сложно и практически не всегда необходимо.

Знание, содержанием и предметом ЭА определяются и стоящие перед ним задачи:

1. Определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ.

2. Повышение обоснованности планов и нормативов.

Достигается осуществление ретроспективного анализа хоз. деятельности. Выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказать в будущем существенное влияние на хоз. деятельность предприятия. Особое внимание уделяется анализу хоз. деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ заканчиваются перспективным (прогнозным). Во всех случаях используются методы сравнительного анализа производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций.

3. Объективное и всесторонне исследование выполнения плана.

4. Определение эффективности использования ресурсов (как в целом, так и отдельно).

5. Прогнозирование результатов хозяйственной деятельности.

6. Выявление и измерение внутренних резервов.

7. Обоснование оптимальных управленческих решений. Они могут быть связаны как с корректировкой текущей деятельности, так и с разработкой новой стратегии.

7. Обоснование выбора оптимальных управленческих решений из имеющихся альтернативных.

8. Разработка рекомендаций по выходу из сложных или часто встречающихся хозяйственных ситуаций.

9. Разработка инструментов и средств достижения желаемых результатов.

10. Совершенствование методик проведения оперативного, перспективного, функционально-стоимостного, маржинального анализов, изучения рынка и партнера.

Для выполнения поставленных задач необходимо сотрудничество аналитиков и руководителей.

Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономической наукой и в целом перед ЭА в частности на различных этапах выдвигались новые задачи, усиливались ранее поставленные и по-иному обозначались соответствующие акценты. Этот процесс будет происходить, естественно, и в дальнейшем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2261. Способы обращений 22.26 KB
  Цели урока: активизация навыков диалогической речи, коррекция работы с текстом, знакомство со страноведческим материалом.
2262. Виховна година з теми: Державний Прапор України – святиня нашого народу 21.84 KB
  Мета: ознайомити учнів з історією створення Прапора України, виховувати патріотизм і національну гідність.
2263. Описание и принцип работы электрической принципиальной схемы станка 2Н125 30 KB
  Электрооборудование станка включает в себя трёхфазный короткозамкнутый асинхронный электродвигатель вращения и рабочей подачи шпинделя, электронасос охлаждения, электроаппаратуру управления.
2264. Типичные причины и виды конфликтов 47.93 KB
  В данной работе излагаются ключевые проблемы конфликтов в организации. Раскрываются основные понятия конфликтов, их сущность. Рассматривается основные виды конфликтов в организации, точки зрения организационных уровней, по сфере возникновения и развития, по отношению к отдельному субъекту
2265. Изгибающий момент 47.34 KB
  Определяем опорные реакции, используя вторую форму условий равновесия. Для определения поперечной силы Q и изгибающего момента M воспользуемся методом сечений.
2266. Франкфуртская школа (критическая социология) 64 KB
  Франкфуртская школа складывается в самостоятельное направление в 30-40-е гг. XX столетия на базе Института социальных исследований во Франкфурте-на-Майне (Германия).
2267. Права и обязанности детей и родителей 65.5 KB
  Сущность и анализ основных прав и обязанностей детей. Основные права и обязанности детей. Практика Европейского суда по защите прав детей. Сущность и анализ основных прав и обязанностей родителей. Основные права и обязанности родителей. Практика Европейского суда по правовым вопросам родителей.
2268. Синхронизация процессов. Обмен данными между процессами 56 KB
  Цель работы: получить представление о сигналах в операционной системе UNIX и способах их перехвата и обработки, а также о синхронизации процессов при помощи сигналов и обмене данными между процессами с использованием разделяемой памяти.
2269. Социализация личности 32.5 KB
  Социализация — двусторонний процесс включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей за счёт его активной деятельности.