44810

Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

ЭА осуществляемый на уровне отдельной фирмы предприятия называется обычно анализом хозяйственной деятельности. Предмет любой науки это часть или сторона объективной действительности которая изучается только данной наукой; это хозяйственные процессы предприятий объединений ассоциаций социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов получающие отражение через систему экономической информации. Как видно из определения ЭА имеет...

Русский

2013-11-13

38.5 KB

4 чел.

1. Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Экономический анализ (ЭА) – метод исследования экономики как по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по каждому из них. ЭА осуществляется с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития экономики, их взаимосвязи и взаимовлияния; факторов, определивших те или иные результаты; основных пропорций и соотношений. Инструментами ЭА являются балансовый и индексный методы; факторный анализ; методы группировок, сравнений, исчисления относительных величин; современные математико-статистические методы. Информационной базой ЭА служат данные социально-экономической статистики. ЭА, осуществляемый на уровне отдельной фирмы, предприятия, называется обычно анализом хозяйственной деятельности.

Предмет любой науки – это часть или сторона объективной действительности, которая изучается только данной наукой; это хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Как видно из определения, ЭА имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно – финансовыми результатами их деятельности. Экономика предприятия при этом изучается не только в динамике, но и в статике.

Предметом АХД является причины формирования и изменения результатов хозяйственной деятельности (т.е. установление и изучение причинно-следственной связи).

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы; социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием субъективных и объективных факторов.

Объективные факторы постоянно воздействуют на хоз. деятельность, они отражают, как правило, действие экономических законов.

Субъективные фактора связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хоз. практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка.  

Сущность ЭА состоит в обеспечении принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности.

Содержание представляет собой упорядоченную совокупность элементов или частей целого предмета или явления.

Содержание ЭА включает также элементы, которые в упорядоченной совокупности обеспечивают выполнение анализом своей роли.

1. Определение цели и задач.

2. Формирование информационной базы.

3. Организация анализа (определение субъектов анализа, т.е. тех людей, которые будут проводить его, и сроков проведения).

4. Выбор системы показателей.

5. Выбор методов и разработка процедур анализа.

6. Обобщение и интерпретация результатов анализа.

7. Выработка вариантов управленческих решений.

8. Выбор оптимального решения.

9. Осуществление регулируемого воздействия.

10. Проверка эффективности принятия решений.

Они определяются его содержанием, предметом, целевой направленностью.

Исследование экономических процессов начинается, если пользоваться методом индукции, с малого, с единичного – с отдельного хоз. факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хоз. процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Способ индукции должен использоваться в единстве с методом дедукции. Это означает, что анализируя единичное нужно в то же время учитывать и общее. В ходе ЭА хоз. процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности, установление которых является наиболее важным моментом анализа, вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима.

Причинный или факторный анализ исходит из того, что каждая причина и каждый фактор получают надлежащую оценку. С этой целью причины-факторы предварительно изучаются и классифицируются на группы: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и неопределяющие. Далее исследуется влияние на хоз. процессы прежде всего существенных, основных, определяющих. А несущественных, побочных и неопределяющих во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов крайне сложно и практически не всегда необходимо.

Знание, содержанием и предметом ЭА определяются и стоящие перед ним задачи:

1. Определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ.

2. Повышение обоснованности планов и нормативов.

Достигается осуществление ретроспективного анализа хоз. деятельности. Выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказать в будущем существенное влияние на хоз. деятельность предприятия. Особое внимание уделяется анализу хоз. деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ заканчиваются перспективным (прогнозным). Во всех случаях используются методы сравнительного анализа производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций.

3. Объективное и всесторонне исследование выполнения плана.

4. Определение эффективности использования ресурсов (как в целом, так и отдельно).

5. Прогнозирование результатов хозяйственной деятельности.

6. Выявление и измерение внутренних резервов.

7. Обоснование оптимальных управленческих решений. Они могут быть связаны как с корректировкой текущей деятельности, так и с разработкой новой стратегии.

7. Обоснование выбора оптимальных управленческих решений из имеющихся альтернативных.

8. Разработка рекомендаций по выходу из сложных или часто встречающихся хозяйственных ситуаций.

9. Разработка инструментов и средств достижения желаемых результатов.

10. Совершенствование методик проведения оперативного, перспективного, функционально-стоимостного, маржинального анализов, изучения рынка и партнера.

Для выполнения поставленных задач необходимо сотрудничество аналитиков и руководителей.

Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономической наукой и в целом перед ЭА в частности на различных этапах выдвигались новые задачи, усиливались ранее поставленные и по-иному обозначались соответствующие акценты. Этот процесс будет происходить, естественно, и в дальнейшем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

59629. Чудеса з колобком 47.5 KB
  Летіло Всесвіт Око одиноко Спинилося; змережило сльозу предтечу Життя зродився з неї Сокіл. Бо ви є Життя. І ті що прийдуть не зазнають Добра без Зла і Краси без Погані бо без цього не пізнають що таке життя і навіщо жити в ньому.
59630. Совершенствование системы формирования кадрового резерва на примере ПИИ «Иркутскжелдорпроект» 635 KB
  Существует несколько подходов к понятию кадровый резерв. Во-первых, резерв кадров – это определенное количество людей, находящееся в банке данных организации и проходящих планомерную подготовку для дальнейшего занятия вакантных рабочих мест.
59631. Разработка бизнес-стратегии интенсивного роста отдела «Системы Управления» департамента «Промышленная Автоматизация» компании ООО «АББ» в интересах кратного увеличения объемов продаж 5.91 MB
  Несмотря на мировое лидерство, в России сложилась прямо противоположная ситуация. Компании – системные интеграторы практически не имеют информацию о том, что компания ABB обладает собственными системами управления для промышленной автоматизации. С РСУ и PLC+SCADA системами знакомы только конечные заказчики в некоторых промышленностях
59633. Здорова сім’я – здорова держава! 50 KB
  Склад команди 3 чоловіка 1 дитина тато і мама. Команди вітають одна одну журі вболівальників і йдуть до місця старту. Команди шикуються в колони. За сигналом перший учасник підбиваючи кульку вгору біжить до набивного мяча оббігає його і повертається назад де на лінії старту передає кульку другому учаснику команди і т.
59634. Географічно–туристичний КВК на тему: Мій рідний край 41.5 KB
  Після кожного конкурсу вони будуть оголошувати загальну кількість балів яку набрала кожна команда. За кожну правильну відповідь команда одержує 1 очко. Відповідає та команда яка перша знає відповідь...
59635. Тарас Шевченко – великий син свого народу (відкритий урок) 82 KB
  Хлопчик: Тарасе сонце заходить Женімо отару в село Тарас: Я заночую тут. Хлопчик: А вівці Тарас: Жени й моїх овець а у селі вони й самі дорогу до двору знайдуть. Тарас: Вечеря Була вечеря коли мати жила.
59636. Виховний захід у дитячому садочку: здоров’я дітей – здоров’я нації 74 KB
  Привітання команд: Команда Козачок: Добри день вам люди добрі Щиро просим до господи Раді вас у нас вітати Щастя та добра бажати Чайка Сьогодні свято конкурс нині сьогодні все козацтво тут. А конкурси будуть такі. Конкурс Вартові сигнальники. Конкурс швидкі вершники.