44810

Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

ЭА осуществляемый на уровне отдельной фирмы предприятия называется обычно анализом хозяйственной деятельности. Предмет любой науки это часть или сторона объективной действительности которая изучается только данной наукой; это хозяйственные процессы предприятий объединений ассоциаций социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов получающие отражение через систему экономической информации. Как видно из определения ЭА имеет...

Русский

2013-11-13

38.5 KB

4 чел.

1. Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Экономический анализ (ЭА) – метод исследования экономики как по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по каждому из них. ЭА осуществляется с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития экономики, их взаимосвязи и взаимовлияния; факторов, определивших те или иные результаты; основных пропорций и соотношений. Инструментами ЭА являются балансовый и индексный методы; факторный анализ; методы группировок, сравнений, исчисления относительных величин; современные математико-статистические методы. Информационной базой ЭА служат данные социально-экономической статистики. ЭА, осуществляемый на уровне отдельной фирмы, предприятия, называется обычно анализом хозяйственной деятельности.

Предмет любой науки – это часть или сторона объективной действительности, которая изучается только данной наукой; это хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Как видно из определения, ЭА имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно – финансовыми результатами их деятельности. Экономика предприятия при этом изучается не только в динамике, но и в статике.

Предметом АХД является причины формирования и изменения результатов хозяйственной деятельности (т.е. установление и изучение причинно-следственной связи).

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы; социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием субъективных и объективных факторов.

Объективные факторы постоянно воздействуют на хоз. деятельность, они отражают, как правило, действие экономических законов.

Субъективные фактора связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хоз. практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка.  

Сущность ЭА состоит в обеспечении принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности.

Содержание представляет собой упорядоченную совокупность элементов или частей целого предмета или явления.

Содержание ЭА включает также элементы, которые в упорядоченной совокупности обеспечивают выполнение анализом своей роли.

1. Определение цели и задач.

2. Формирование информационной базы.

3. Организация анализа (определение субъектов анализа, т.е. тех людей, которые будут проводить его, и сроков проведения).

4. Выбор системы показателей.

5. Выбор методов и разработка процедур анализа.

6. Обобщение и интерпретация результатов анализа.

7. Выработка вариантов управленческих решений.

8. Выбор оптимального решения.

9. Осуществление регулируемого воздействия.

10. Проверка эффективности принятия решений.

Они определяются его содержанием, предметом, целевой направленностью.

Исследование экономических процессов начинается, если пользоваться методом индукции, с малого, с единичного – с отдельного хоз. факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хоз. процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Способ индукции должен использоваться в единстве с методом дедукции. Это означает, что анализируя единичное нужно в то же время учитывать и общее. В ходе ЭА хоз. процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности, установление которых является наиболее важным моментом анализа, вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима.

Причинный или факторный анализ исходит из того, что каждая причина и каждый фактор получают надлежащую оценку. С этой целью причины-факторы предварительно изучаются и классифицируются на группы: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и неопределяющие. Далее исследуется влияние на хоз. процессы прежде всего существенных, основных, определяющих. А несущественных, побочных и неопределяющих во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов крайне сложно и практически не всегда необходимо.

Знание, содержанием и предметом ЭА определяются и стоящие перед ним задачи:

1. Определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ.

2. Повышение обоснованности планов и нормативов.

Достигается осуществление ретроспективного анализа хоз. деятельности. Выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказать в будущем существенное влияние на хоз. деятельность предприятия. Особое внимание уделяется анализу хоз. деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ заканчиваются перспективным (прогнозным). Во всех случаях используются методы сравнительного анализа производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций.

3. Объективное и всесторонне исследование выполнения плана.

4. Определение эффективности использования ресурсов (как в целом, так и отдельно).

5. Прогнозирование результатов хозяйственной деятельности.

6. Выявление и измерение внутренних резервов.

7. Обоснование оптимальных управленческих решений. Они могут быть связаны как с корректировкой текущей деятельности, так и с разработкой новой стратегии.

7. Обоснование выбора оптимальных управленческих решений из имеющихся альтернативных.

8. Разработка рекомендаций по выходу из сложных или часто встречающихся хозяйственных ситуаций.

9. Разработка инструментов и средств достижения желаемых результатов.

10. Совершенствование методик проведения оперативного, перспективного, функционально-стоимостного, маржинального анализов, изучения рынка и партнера.

Для выполнения поставленных задач необходимо сотрудничество аналитиков и руководителей.

Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономической наукой и в целом перед ЭА в частности на различных этапах выдвигались новые задачи, усиливались ранее поставленные и по-иному обозначались соответствующие акценты. Этот процесс будет происходить, естественно, и в дальнейшем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

54278. Ознайомлення з дією множення. Знак множення 59.5 KB
  Мета: Ознайомити з дією множення знаком множення; вчити замінювати приклади на додавання прикладами на множення. Обладнання: Таблиця множення демонстраційні таблиці план уроку у вигляді віночка з стрічками схема до задачі індивідуальні картки.
54279. День матери 56 KB
  Цели: 1. Воспитывать любовь, понимание к самому близкому человеку – матери, правильное отношение к маме. 2. Раскрыть образ матери в поэзии, в живописи. 3. Развивать творческие способности, речь учащихся.
54280. Эпоха средневековья в истории европейской культуры 23.95 KB
  Содержанием процесса, который происходил в Европе в период раннего средневековья, следует считать формирование собственно европейской культуры в столкновении античного мира с миром «варваров», в соединении достижений средиземноморской культуры, христианских представлений и племенных культур народов северной Европы.
54281. Роль матері у вихованні дитини 178.5 KB
  Розкрити роль Матері Божої, рідної мами та неньки-України у житті кожної людини; виховувати любов, побожність, патріотизм.
54282. Мати – беригиня роду 89.5 KB
  В глибині сцени вінок і напис: У нашім краї на землі Нічого кращого не має Як тая мати молодая З своїм дитяточком малим Т. Бо мати для нас завжди є символом рідного дому рідної землі Батьківщини. Мати берегиня домашнього вогнища яке зігріває нашу душу теплом ласкою щирою любовю.
54283. Виховання в учнів зацікавлення до математики 109 KB
  В першу чергу це можна досягти цікавими уроками і позакласними заходами. Заходами, які пробуджують цікавість і працьовитість, фокусують увагу і зосередженість, розвивають вміння використовувати вивчений матеріал у нестандартних ситуаціях.
54285. Усміхніться, рідні матусі 66.5 KB
  Кум: Тихіше Хомо ти дивихто це біля нашої Уляни вишивається Хома: Та це ж Стецько. Кум: А ну послухаймо що воно буде ховаються за тином Стецько іде скоро розявив рот махає руками бачить Уляну сміється з захватом говорить Стецько: Та й патлата. А що в вас варили Уляна: сумно Нічого Стецько: згадує Ну. а тепер що Уляна: Що Стецько: Що Уляна: Що Стецько: Що Уляна: Що Нічого Стецько: Брешеш бо як нічого Батько казав розпитай її обо всім.
54286. Найдорожча у світі матуся 116.5 KB
  Мета: Відроджувати давні українські звичаї і традиції, пробуджувати в студентів прекрасні і благородні почуття – святе і ніжне ставлення до матерів, до материнства взагалі; виховувати почуття обов’язку у студентів – віддати шану матерям, відплатити любов'ю, турботою і допомогою в майбутньому.