44810

Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

ЭА осуществляемый на уровне отдельной фирмы предприятия называется обычно анализом хозяйственной деятельности. Предмет любой науки – это часть или сторона объективной действительности которая изучается только данной наукой; это хозяйственные процессы предприятий объединений ассоциаций социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов получающие отражение через систему экономической информации. Как видно из определения ЭА имеет...

Русский

2013-11-13

38.5 KB

4 чел.

1. Предмет, содержание и задачи экономического анализа

Экономический анализ (ЭА) – метод исследования экономики как по всей совокупности протекающих в ней процессов, так и по каждому из них. ЭА осуществляется с целью выявления основных тенденций и закономерностей развития экономики, их взаимосвязи и взаимовлияния; факторов, определивших те или иные результаты; основных пропорций и соотношений. Инструментами ЭА являются балансовый и индексный методы; факторный анализ; методы группировок, сравнений, исчисления относительных величин; современные математико-статистические методы. Информационной базой ЭА служат данные социально-экономической статистики. ЭА, осуществляемый на уровне отдельной фирмы, предприятия, называется обычно анализом хозяйственной деятельности.

Предмет любой науки – это часть или сторона объективной действительности, которая изучается только данной наукой; это хозяйственные процессы предприятий, объединений, ассоциаций, социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием объективных и субъективных факторов, получающие отражение через систему экономической информации.

Как видно из определения, ЭА имеет дело с хозяйственными процессами предприятий, объединений, других подразделений и конечными производственно – финансовыми результатами их деятельности. Экономика предприятия при этом изучается не только в динамике, но и в статике.

Предметом АХД является причины формирования и изменения результатов хозяйственной деятельности (т.е. установление и изучение причинно-следственной связи).

Предметом экономического анализа являются хозяйственные процессы; социально-экономическая эффективность и конечные финансовые результаты их деятельности, складывающиеся под воздействием субъективных и объективных факторов.

Объективные факторы постоянно воздействуют на хоз. деятельность, они отражают, как правило, действие экономических законов.

Субъективные фактора связаны с конкретной деятельностью человека, целиком и полностью зависят от него. Даже умелое прогнозирование в хоз. практике действий объективных условий, объективных факторов можно трактовать как явление субъективного порядка.  

Сущность ЭА состоит в обеспечении принятия управленческих решений, направленных на повышение эффективности хозяйственной деятельности.

Содержание представляет собой упорядоченную совокупность элементов или частей целого предмета или явления.

Содержание ЭА включает также элементы, которые в упорядоченной совокупности обеспечивают выполнение анализом своей роли.

1. Определение цели и задач.

2. Формирование информационной базы.

3. Организация анализа (определение субъектов анализа, т.е. тех людей, которые будут проводить его, и сроков проведения).

4. Выбор системы показателей.

5. Выбор методов и разработка процедур анализа.

6. Обобщение и интерпретация результатов анализа.

7. Выработка вариантов управленческих решений.

8. Выбор оптимального решения.

9. Осуществление регулируемого воздействия.

10. Проверка эффективности принятия решений.

Они определяются его содержанием, предметом, целевой направленностью.

Исследование экономических процессов начинается, если пользоваться методом индукции, с малого, с единичного – с отдельного хоз. факта, явления, ситуации, которые в совокупности и представляют хоз. процесс, выражающий сущность хозяйственной деятельности в том или ином звене управляемой подсистемы и управляющей системы. Способ индукции должен использоваться в единстве с методом дедукции. Это означает, что анализируя единичное нужно в то же время учитывать и общее. В ходе ЭА хоз. процессы изучаются в их взаимосвязи, взаимозависимости, взаимообусловленности, установление которых является наиболее важным моментом анализа, вне этой связи хозяйственная жизнь немыслима.

Причинный или факторный анализ исходит из того, что каждая причина и каждый фактор получают надлежащую оценку. С этой целью причины-факторы предварительно изучаются и классифицируются на группы: существенные и несущественные, основные и побочные, определяющие и неопределяющие. Далее исследуется влияние на хоз. процессы прежде всего существенных, основных, определяющих. А несущественных, побочных и неопределяющих во вторую очередь. Установить воздействие всех факторов крайне сложно и практически не всегда необходимо.

Знание, содержанием и предметом ЭА определяются и стоящие перед ним задачи:

1. Определение базовых показателей для разработки производственных планов и программ.

2. Повышение обоснованности планов и нормативов.

Достигается осуществление ретроспективного анализа хоз. деятельности. Выявляются основные факторы, которые оказывали в прошлом и могут оказать в будущем существенное влияние на хоз. деятельность предприятия. Особое внимание уделяется анализу хоз. деятельности за текущий период, который является в то же время и предплановым. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Выводы ретроспективного анализа совмещаются с текущими наблюдениями и в обобщенном виде используются в плановых расчетах. Ретроспективный и текущий анализ заканчиваются перспективным (прогнозным). Во всех случаях используются методы сравнительного анализа производственно-финансовых результатов, показателей социально-экономической эффективности передовых предприятий и организаций.

3. Объективное и всесторонне исследование выполнения плана.

4. Определение эффективности использования ресурсов (как в целом, так и отдельно).

5. Прогнозирование результатов хозяйственной деятельности.

6. Выявление и измерение внутренних резервов.

7. Обоснование оптимальных управленческих решений. Они могут быть связаны как с корректировкой текущей деятельности, так и с разработкой новой стратегии.

7. Обоснование выбора оптимальных управленческих решений из имеющихся альтернативных.

8. Разработка рекомендаций по выходу из сложных или часто встречающихся хозяйственных ситуаций.

9. Разработка инструментов и средств достижения желаемых результатов.

10. Совершенствование методик проведения оперативного, перспективного, функционально-стоимостного, маржинального анализов, изучения рынка и партнера.

Для выполнения поставленных задач необходимо сотрудничество аналитиков и руководителей.

Опыт хозяйственного развития показывает, что перед экономической наукой и в целом перед ЭА в частности на различных этапах выдвигались новые задачи, усиливались ранее поставленные и по-иному обозначались соответствующие акценты. Этот процесс будет происходить, естественно, и в дальнейшем.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52061. Калинка — згадка про добре серце 96 KB
  Організація класу Слайд 1 Вчитель: Любі діти у наш клас Завітали гості щирі . Метод Мікрофон Слайд 2 А цікаво вам дізнатись Що сьогодні може статись Ну то всядьтеся зручніше – Попрацюємо скоріше Діти а до якого уроку ми приготувалися до уроку читання Що ми робимо на уроках читання читаємо; вчимося читати і переказувати; вивчаємо прислів’я приказки скоромовки і т. Слайд 3 Дихальні вправи. Слайд4...
52062. Володимир Винниченко. «Федько — халамидник». Щедрий на добро внутрішній світ героя. Федько як особистість. Образи Федька і Толі 141 KB
  Образи Федька і Толі. Образи Федька і Толі. На уроці ми з вами визначимо риси характеру Федька які вирізняють його з кола друзів – однолітків прокоментуємо їх. Порівняємо Федька і Толю зробимо відповідні висновки.
52063. Подорож. Переваги і недоліки різних видів подорожей 76.5 KB
  Travelling by plane is the fastest. You can get to many cities only in a few hours. You can stop wherever you like. During the trip you can sit comfortably in the armchair and read, eat or sleep. During the trip you need no tickets. People can
52064. Підсумковий урок – подорож «Синоніми, антоніми, омоніми» 37.5 KB
  учні дають визначення синонімам наводять приклади; Гра Синонімічний ланцюжок І варіант – щирий ІІ варіант – казати ІІІ варіант – кричати виконання вправ за варіантами різних рівнів складності І варіант – скласти зв’язний текст з синонімічного ланцюжка ІІ варіант – відредагувати речення замінивши однокореневі слова синонімами. ІІІ варіант – Підберіть потрібне слово. Коли групи приїхали на зупинку диктор оголошував назву станції але мікрофон був зламаний і ми почули останні слова деньніч З’ясуємо яке це місто...
52065. В поисках сокровищ Луганщины 597.5 KB
  Углублять знания учащихся о родном крае; формировать представление о национальной культуре украинского народа; развивать поисковые и творческие способности учащихся, умение работать в команде, мышление, память, представление;
52066. Наука. Наукові дослідження 2.35 MB
  Наука — сфера людської діяльності, функцією якої є вироблення і систематизація об'єктивних знань про дійсність; одна з форм суспільної свідомості.
52067. Щербина В. С . Господарське право 3.87 MB
  У підручнику відповідно до програми курсу висвітлено основні правові інститути Загальної частини господарського права, а також питання правового регулювання в окремих галузях господарювання (Особлива частина) на основі Господарського кодексу України та нового Цивільного кодексу України, а також інших нормативно-правових актів господарського законодавства України. Головну увагу зосереджено на правових питаннях господарської діяльності та управління нею.
52068. Графические возможности языка программирования 129.5 KB
  Точка SetPixelxycolor Закрашивает цветом color точку с координатами x y; Отрезок Linex1y1x2y2 Рисует отрезок из точки с координатами x1y1 в точку с координатами x2y2; окружность Circlexy rdius Рисует окружность с центром в точке с координатами xy и радиусом rdius. Точки с координатами x1 y1 и x2 y2 определяют диагональные вершины прямоугольника. Начало текста в точке с координатами x y.
52069. ЭТНОГРАФИЯ. Ю. В. Бромлея и Г. Е. Маркова 2.05 MB
  Специальный раздел посвящен проблемам этнической истории народов СССР вопросам формирования новой исторической общности советского народа. Классификация народов мира. Распространенность такого представления в значительной мере связана с тем что сложившись как наука в эпоху расцвета колониализма буржуазной Европы этнография была первоначально нацелена преимущественно на изучение народов внеевропейских территорий в большинстве отстававших в своем развитии. Уже давно стала очевидна несостоятельность деления народов на исторические...