44811

Анализ школьных учебников и методической литературы по химии

Доклад

Химия и фармакология

Анализ школьных учебников и методической литературы по химии. B сложной системе обучения химии учебник занимает важное место. В нем присутствуют все структурные элементы которые присущи обучению химии в целом: содержание предмета химии методы обучения средства обучении и организация учебной деятельности учащегося. Межпредметные связи в преподавании химии.

Русский

2013-11-15

21.71 KB

65 чел.

1. Анализ школьных учебников и методической литературы по химии.

B сложной системе обучения химии учебник занимает важное место. Большинство методистов и дидактов относят его к средствам обучения, но его роль гораздо более значительна, чем роль таблиц, приборов, электронный пособий и т.д. В учебнике отражено содержание химических знаний в объеме школьного образования. Учебник формирует мировоззрение учащихся, сообщая им определенные методологические знания и философские идеи, обеспечивает развитием умственной деятельности учащихся, формирование химические и учебный умений и навыков. В учебнике последовательно реализуются все требования комплексного подхода, которые предъявляют к обучению. В нем присутствуют все структурные элементы, которые присущи обучению химии в целом: содержание предмета химии, методы обучения, средства обучении и организация учебной деятельности учащегося. Важнейшим требованием к учебнику следует считать отражение к нем системы соответствующей науке и соблюдение внутренней логики. В учебнике используются такие методические подходы, как проблемный, объяснительно-иллюстративный и т. д. Проблемные ситуации лучше всего создаются при установлении связей между элементами понятий, в частности, между строением вещества и его свойствами, между составом и строением, а так же между свойствами и применением веществ.

Использование в учебнике рассказов и объяснений, рисунков, изображений, например шаростержневых и масштабных моделей молекул веществ, чертежей приборов, таблиц, графиков свидетельствуют о том, что уже многие средства обучения нашли свое отражение в учебниках.

В большинстве современных учебников в аппарате ориентировки предусмотрено предисловие для учащихся, рассказывающее о том, как устроен учебник и как ученики должны им пользоваться. Большое значение для учащихся имеет оформление учебника. Оно оказывает эмоциональное воздействие, что очень существенно. Рисунки в учебнике несут не только функциональную нагрузку, обеспечивая лучшее усвоение материала. Они еще работают на формирование эстетических чувств у школьников.

В настоящее время делаются попытки создать учебники, обеспечивающие дифференциальный подход к учащимся, так называемые двухуровневые и трехуровневые учебники. Например: учебники Л.С. Гузея, Р.П. Суровцевой или учебник Г.И. Шелинского, Н.М. Юровой. Еще одно направление развития конструкции учебника – модульный учебник, в котором каждый блок содержания представлен в минимизированном варианте, а в специальных самостоятельных приложениях к нему пособиях – расширенный и углубленный материал по каждому модулю.

В последние годы начали возникать новые средства обучения, также предназначенные для индивидуального пользования, получили название интерактивных. Например, программирование пособия, рабочие тетради с печатной основой.

Организация работы учащегося с учебником.

2. Межпредметные связи в преподавании химии. Интегрированные уроки и внеурочные мероприятия по химии.

Межпредметные связи возникают в результате усвоения теоретического материала (теории, законы, понятия, факты, научные методы), приобретения умений и навыков (интеллектуальных и общеучебных), ознакомления с народнохозяйственными проблемами и т.д.

Предметом рассмотрения в дидактике является классификация межпредметных связей, в основу которой могут быть положены различные критерии. Наиболее известен хронологический критерий. Различают связи сопутствующие, предшествующие и перспективные по отношению к изучаемому предмету. По информационному критерию различают фактические, понятийные, теоретические связи. Однако не следует оставлять без внимания и специфику связей между разными предметами: химией и физикой, химией и историей, химией и биологией, химией и географией и т.д. Приведем несколько примеров межпредметных связей содержания химии с другими предметами.

1) Химия, как и все другие предметы, должна поставлять материал для широких философских обобщений. Вместе с тем знание исходных принципов и представлений материалистической диалектики позволяет лучше понять взаимосвязь химических явлений, движущие силы и закономерности химических процессов.

2) химия - биология: биологическая роль химических элементов, физиологическое действие веществ, а также тесная связь органических веществ с биологическими объектами. Важное мировоззренческое значение имеет рассмотрение круговорота отдельных элементов (азота, углерода) в природе. Здесь особенно легко установить межпредметную связь с биологией и подчеркнуть идею неисчезаемости материи. Межпредметные связи с биологией устанавливаются и при постановке вопросов охраны окружающей среды и т.д.

3) химия - география: связи с географией могут устанавливаться через изучение природных соединений отдельных элементов и их месторождений.

4) химия - физика: связи устанавливаются через систему понятий о строении вещества и его свойствах, при изучении сущности процессов, общих для физики и химии законов (закон сохранения и превращения энергии, периодический закон Д.И.Менделеева), при ознакомлении с терминологией, системой единиц и т.д.

5) химия - математика: связь осуществляется при решении расчетных задач, а также при построении всевозможных графиков.

6) химия - история: связь осуществляется при рассмотрении развития химических производств и разнообразных исторических фактов.

Химия располагает большими возможностями в воспитании у учащихся неприятия алкоголизма, наркомании и токсикомании. Если это делается на основе межпредметных связей с биологией, валеологией (наука о здоровье и здоровом образе жизни), физиологией, то резко возрастает убедительность воспитательных воздействий. Учитель пользуется всеми возможностями, для того чтобы убедить

3. Методика изучения современной теории строения органических веществ, как фундамента курса органической химии.

Особенности современной методики изучения орг. химии обусловлены ее содержанием: орг.химия как наука рассматривает специфический круг веществ и хим.процессов. теория строения орг.веществ – это теор.база всего курса орг.химии. На ее основе формир-ся важнейшие понятия. Поэтому рассматривать методику изучения теории строения следует во взаимной связи с курсом орг.химии в целом.

В преподавании орг.химии в наст.время обучение строится на основе современ.теории строения, которая слагается из 3-х теорий:

- бутлеровской теории хим. строения;

- электронная теория;

- теория пространственных веществ.

Причем теория пространственного строения и электронная теория дополняют и развивают бутлеровскую теорию.

Поэтому в процессе ознакомления учащихся с теорией А.М. Бутлерова необходимо опираться на их знание об электроном строении атомов элементов, их положении в ПС, степени окисления, природы хим.св.и др. При этом необходимо формировать понятие о сущности этой теории – последовательном расположении атомов углерода в цепи, взаимное влияние в молекуле, зависимость свойств веществ от структуры молекулы.

План изложения учебного материала может быть следующим:

1) Краткая историч.справка о состоянии хим.науки в 60-х гг. 19 в. (истории борьбы идей)

2) Сущность теории строения А.М. Бутлерова

3) Понятие о изомерии и изомерах

4) Значение теории строения

Изучение основ теории строения орг.веществ начинается с краткой химич.справки о социально-экономических условиях развития науки и промышленности в 60-х гг. 19в. И тех противоречиях которые возникали между теор.воззрениями и практикой.

Подготовка учащихся к осмысленному восприятию основных положений теории строения осуществляется на примере тех знаний о состоянии и свойствах веществ, котрые известны из курса неорг.химии (углекислый газ, угольная кислота, метан, уксусная кислота и др.). На примере формул выслеживается валентность углерода, степень его окисления, воследовательность расположения атомов в молекуле.

Подготовка позволяет сформулировать основные положения теории строения вещества:

1. атомы в молекуле располагаются не беспорядочно, они соединены др. с др. в определенной последовательности согласно их валентности. Углерод  в орг.химии 4-х валентен. В порядке конкретизации и уяснения сущности этого положения составляют возможные варианты структурных формул.

2. свойства веществ зависят не только от качественного и количественного их состава, но и последовательности соединения атомов в молекуле, от их взаимного влияния друг на друга. здесь необходимо обратить внимание учащихся на наличие в углеродной цепи первичных, вторичных и третичных атомов углерода. Затем дать определение изомерии.

В заключении учитель сообщает о теоретической и практической значимости теории строения в период ее создания и в наше время: она позволила привести в систему накопленные в науке факты, понятия и знания о веществах, значительно их расширить и прогнозировать получение новых: совершенствование хим.науки и промышленности.

Все понятия орг.химии сгруппированы в 5 групп на основе современной теории строения:

- понятие хим.строения;

- понятие электронной теории;

- стереохим.понятия;

- понятия высокомолек.химии

- понятия о закономерностях химюреакций.

Понятия стереохимии и хим. строения  взаимосвязаны с электронным строением веществ. В неог.химии учащиеся практически не встречались с проявлением их влияния на свойства веществ. В орг.химии эти понятия играют решающую роль, так же как ознакомление со стереометрией молекул.

Все это определяет системный подход к изучению орг.вещ-в. Каждое конкретное орг.вещ-во рассматривается с позиции названых теор-ких понятий: электронное строение, тип гибридизации электронных облаков, хим. и пространств. строение, хим. поведение вещ-ва. По мере развития и обогащения понятий характеристика веществ становится более полной, многосторонней и обоснованной. Через свойства устанавливается связь между строением вещества и закономерностями хим.реакций, в которое оно вступает. Выявление этих многочисленных причинно-следственных связей позволяет убедительно объяснить и обоснованно прогнозировать свойства веществ и направление протекания хим. процессов.

учащихся бережно относиться к своему здоровью, а не только к окружающей среде.

Бурное время перемен и новации, которое сегодня переживает страна и школа, проявляется в активном обновлении содержания и форм учебно-воспитательного процесса. Недаром в концепции модернизации российского образования отмечается, что наряду с уроком - основной формой учебного процесса необходимо шире практиковать и другие формы обучения и воспитания. Одной из составляющих учебно-воспитательного процесса является внеурочная работа по предмету, которая помогает обогатить знания, стимулирует познавательную активность, способствует развитию индивидуальных качеств учащихся, раскрытию их творческого потенциала. Систематическое проведение внеклассных мероприятий помогает расширить кругозор учащихся, внести соревновательные элементы в учебный процесс и укрепить представление о знаниях как важнейшем факторе развития личности и ее высокой общественной оценки. Участие школьников в подготовке и проведении мероприятий открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний. Важным аспектом этой деятельности является и то, что совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Примером внеурочного мероприятия по химии может служить анализ сточных вод различных предприятий.

Интегрированный урок – это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов. Ведут такой урок несколько учителей.

Основная цель такого урока: формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.

Типы интегрированных уроков: конференция, круглый стол, конференция - защита темы и др.

Интегрированный урок развивает и обогащает личность ученика, развивает интерес к предмету и активизирует учебную работу, повышает качество знания и формирует умения и навыки.

Наиболее эффективно применение интегрированного урока на итоговом обобщении знаний и умений учащихся.

Для того, чтобы организовать работу учащихся с учебником, надо на первом же занятии объяснить им, как устроен учебник. Надо предложить им открыть учебник, прочесть вслух обращенное к ним предисловие, рассмотреть и объяснить условные обозначения, а затем познакомить их с аппаратом ориентировки – оглавление, предметным указателем и др. Далее следует обратить внимание на текст учебника и объяснить почему в нем разные шрифты. После этого нужно обратится к справочным таблицам и объяснить как с ними можно обращаться. Затем на примере одного параграфа надо научить учащихся читать учебник. Начинать читать параграф нужно с его названия, вдумываться в каждое слово. После этого ребятам нужно немного рассказать о памяти, о механизмах запоминания. Далее надо заметить, что на уроке учитель не всегда будет рассказывать то, что можно прочитать в учебнике. Обязательно нужно обратить внимание учащихся на вопросы и задания к параграфу. Работа с учебником проводится систематически, постепенно усложняясь.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34399. Исторический аспект развития прогнозирования и планирования 26 KB
  Экономическая мысль совершая поиск путей становления системы планирования испытывала колебания вступала в противоборство допуская ошибки и избавляясь от них под влиянием реальных явлений хозяйственной жизни. Рассмотрим становление и совершенствование прогнозирования и планирования в бывшем СССР и развитых зарубежных странах. Первый долгосрочный план который представляет интерес с точки зрения общей методологии планирования это план ГОЭЛРО государственный план электрификации России разработанный в 1920 г.
34400. Развитие и особенности ПИП в зарубежных странах (США, Япония, Франция и др.) 45.5 KB
  Для США характерно стратегическое планирование суть которого состоит в выборе главных приоритетов развития национальной экономики ведущую роль в реализации которых играет государство. Основным источником займов на цели разработки и освоения новой технологии является Японский банк развития. Направления стратегического развития разрабатываются в виде целевых государственных программ и сопровождаются комплексом различных финансовых льгот и преференций стимулирующих их реализацию. Она представляет собой модель будущего развития экономики...
34401. Научные основы методологии прогнозирования и планирования 30.5 KB
  Вторая является основой планирования и прогнозирования в странах с рыночной экономикой. Методология прогнозирования и планирования развития экономики определяет основные принципы подходы и методы проведения прогнозных и плановых расчетов раскрывает и характеризует логику формирования прогнозов планов и их осуществления. Принципы это основополагающие правила прогнозирования и планирования т.
34402. Система показателей планов-прогнозов 30.5 KB
  Нормативы показатели в относительном выражении. Лимиты ресурсные показатели представляющие предельно допустимую величину затрат ресурса для достижения установленных конечных результатов. Основными блоками показателей прогнозирования и планирования экономических и социальных процессов являются: показатели производства трудовых ресурсов основных и оборотных фондов капитальных вложений природных ресурсов научнотехнического прогресса финансов и денежного обращения социального развития и уровня жизни населения внешнеэкономических...
34403. Система прогнозов и планов. Методологические основы их сопряжения 32 KB
  Для формирования стратегии и тактики развития экономики разрабатывается система прогнозов включающая прогнозы временного аспекта и по уровням управления а также частные и комплексные прогнозы экономического и социального развития страны и регионов. По масштабу прогнозирования выделяют: макроэкономические прогнозы межотраслевые и межрегиональные прогнозы развития народнохозяйственных комплексов отраслевые и региональные прогнозы прогнозы звеньев экономики: предприятий объединений отдельных производств и продуктов. Во временном аспекте...
34404. Объекты макроэкономического ПиП 26.5 KB
  Система прогнозных расчетов включает прогнозы макроэкономических показателей: валового национального продукта прогнозы показателей эффективности характеризующих качество экономического роста материалоемкости фондоотдачи производительности труда прогнозы структуры экономики. На макроуровне необходимо также осуществлять прогнозные расчеты экономического потенциала занятости спроса на продукцию разрабатывать прогнозы инвестиций экспорта и импорта платежного баланса цен валютного курса инфляции прогнозы государственных операций при...
34405. Прогнозирование и планирование на микроуровне. Методология разработки бизнес-планов 50 KB
  В связи с этим повышается роль прогнозов требуются расширение системы и совершенствование методов прогнозирования с целью повышения точности прогнозных расчетов и реальности проекта. Прогнозирование будущего развития предприятия самый значительный и сложный этап подготовки бизнесплана поскольку на основе результатов прогнозных расчетов определяются рамки проекта и требуемые ресурсы. Причем при реализации проекта в случае отклонения реальных данных от заложенных в проекте или изменения условий можно быстро уточнить расчеты вводя новую...
34406. Система методов ПиП 26 KB
  интуитивные Применяются если 1 объект прогнозия не поддается матем. описанию 2невозможно учесть все факторы объект очень сложный или очень простой 3 в экстремальной ситуации когда требуется быстрое решение 4 отсутствует статистичая выборка К интуитивным методам относятся: мды экспертных оценок используются для получения прогнозных оценок относительно развития производства НТП эффективности использования ресурсов мд исторических аналогий и прогнозия по образцуна основе развития изучаемого процесса в...
34407. Методы экспертных оценок, их сущность. Индивидуальные и коллективные экспертные оценки, их разновидности и характеристика 26 KB
  1метод интервью беседа прогнозиста с экспертом по схеме вопрос ответ относительно перспектив развития прогнозируемого объекта 2 аналитический мд самостоятельная работа эксперта над анализом развития прогнозируемого объекта. Прогнозный сценарий определяет стратегию развития объекта. Коллективные экспертные оценки предполагают согласованность мнений экспертов по направлениям развития объекта: 1 м. Используется ряд приемов предполагающих систематизированное рассмотрение характеристик объекта.