44811

Анализ школьных учебников и методической литературы по химии

Доклад

Химия и фармакология

Анализ школьных учебников и методической литературы по химии. B сложной системе обучения химии учебник занимает важное место. В нем присутствуют все структурные элементы которые присущи обучению химии в целом: содержание предмета химии методы обучения средства обучении и организация учебной деятельности учащегося. Межпредметные связи в преподавании химии.

Русский

2013-11-15

21.71 KB

57 чел.

1. Анализ школьных учебников и методической литературы по химии.

B сложной системе обучения химии учебник занимает важное место. Большинство методистов и дидактов относят его к средствам обучения, но его роль гораздо более значительна, чем роль таблиц, приборов, электронный пособий и т.д. В учебнике отражено содержание химических знаний в объеме школьного образования. Учебник формирует мировоззрение учащихся, сообщая им определенные методологические знания и философские идеи, обеспечивает развитием умственной деятельности учащихся, формирование химические и учебный умений и навыков. В учебнике последовательно реализуются все требования комплексного подхода, которые предъявляют к обучению. В нем присутствуют все структурные элементы, которые присущи обучению химии в целом: содержание предмета химии, методы обучения, средства обучении и организация учебной деятельности учащегося. Важнейшим требованием к учебнику следует считать отражение к нем системы соответствующей науке и соблюдение внутренней логики. В учебнике используются такие методические подходы, как проблемный, объяснительно-иллюстративный и т. д. Проблемные ситуации лучше всего создаются при установлении связей между элементами понятий, в частности, между строением вещества и его свойствами, между составом и строением, а так же между свойствами и применением веществ.

Использование в учебнике рассказов и объяснений, рисунков, изображений, например шаростержневых и масштабных моделей молекул веществ, чертежей приборов, таблиц, графиков свидетельствуют о том, что уже многие средства обучения нашли свое отражение в учебниках.

В большинстве современных учебников в аппарате ориентировки предусмотрено предисловие для учащихся, рассказывающее о том, как устроен учебник и как ученики должны им пользоваться. Большое значение для учащихся имеет оформление учебника. Оно оказывает эмоциональное воздействие, что очень существенно. Рисунки в учебнике несут не только функциональную нагрузку, обеспечивая лучшее усвоение материала. Они еще работают на формирование эстетических чувств у школьников.

В настоящее время делаются попытки создать учебники, обеспечивающие дифференциальный подход к учащимся, так называемые двухуровневые и трехуровневые учебники. Например: учебники Л.С. Гузея, Р.П. Суровцевой или учебник Г.И. Шелинского, Н.М. Юровой. Еще одно направление развития конструкции учебника – модульный учебник, в котором каждый блок содержания представлен в минимизированном варианте, а в специальных самостоятельных приложениях к нему пособиях – расширенный и углубленный материал по каждому модулю.

В последние годы начали возникать новые средства обучения, также предназначенные для индивидуального пользования, получили название интерактивных. Например, программирование пособия, рабочие тетради с печатной основой.

Организация работы учащегося с учебником.

2. Межпредметные связи в преподавании химии. Интегрированные уроки и внеурочные мероприятия по химии.

Межпредметные связи возникают в результате усвоения теоретического материала (теории, законы, понятия, факты, научные методы), приобретения умений и навыков (интеллектуальных и общеучебных), ознакомления с народнохозяйственными проблемами и т.д.

Предметом рассмотрения в дидактике является классификация межпредметных связей, в основу которой могут быть положены различные критерии. Наиболее известен хронологический критерий. Различают связи сопутствующие, предшествующие и перспективные по отношению к изучаемому предмету. По информационному критерию различают фактические, понятийные, теоретические связи. Однако не следует оставлять без внимания и специфику связей между разными предметами: химией и физикой, химией и историей, химией и биологией, химией и географией и т.д. Приведем несколько примеров межпредметных связей содержания химии с другими предметами.

1) Химия, как и все другие предметы, должна поставлять материал для широких философских обобщений. Вместе с тем знание исходных принципов и представлений материалистической диалектики позволяет лучше понять взаимосвязь химических явлений, движущие силы и закономерности химических процессов.

2) химия - биология: биологическая роль химических элементов, физиологическое действие веществ, а также тесная связь органических веществ с биологическими объектами. Важное мировоззренческое значение имеет рассмотрение круговорота отдельных элементов (азота, углерода) в природе. Здесь особенно легко установить межпредметную связь с биологией и подчеркнуть идею неисчезаемости материи. Межпредметные связи с биологией устанавливаются и при постановке вопросов охраны окружающей среды и т.д.

3) химия - география: связи с географией могут устанавливаться через изучение природных соединений отдельных элементов и их месторождений.

4) химия - физика: связи устанавливаются через систему понятий о строении вещества и его свойствах, при изучении сущности процессов, общих для физики и химии законов (закон сохранения и превращения энергии, периодический закон Д.И.Менделеева), при ознакомлении с терминологией, системой единиц и т.д.

5) химия - математика: связь осуществляется при решении расчетных задач, а также при построении всевозможных графиков.

6) химия - история: связь осуществляется при рассмотрении развития химических производств и разнообразных исторических фактов.

Химия располагает большими возможностями в воспитании у учащихся неприятия алкоголизма, наркомании и токсикомании. Если это делается на основе межпредметных связей с биологией, валеологией (наука о здоровье и здоровом образе жизни), физиологией, то резко возрастает убедительность воспитательных воздействий. Учитель пользуется всеми возможностями, для того чтобы убедить

3. Методика изучения современной теории строения органических веществ, как фундамента курса органической химии.

Особенности современной методики изучения орг. химии обусловлены ее содержанием: орг.химия как наука рассматривает специфический круг веществ и хим.процессов. теория строения орг.веществ – это теор.база всего курса орг.химии. На ее основе формир-ся важнейшие понятия. Поэтому рассматривать методику изучения теории строения следует во взаимной связи с курсом орг.химии в целом.

В преподавании орг.химии в наст.время обучение строится на основе современ.теории строения, которая слагается из 3-х теорий:

- бутлеровской теории хим. строения;

- электронная теория;

- теория пространственных веществ.

Причем теория пространственного строения и электронная теория дополняют и развивают бутлеровскую теорию.

Поэтому в процессе ознакомления учащихся с теорией А.М. Бутлерова необходимо опираться на их знание об электроном строении атомов элементов, их положении в ПС, степени окисления, природы хим.св.и др. При этом необходимо формировать понятие о сущности этой теории – последовательном расположении атомов углерода в цепи, взаимное влияние в молекуле, зависимость свойств веществ от структуры молекулы.

План изложения учебного материала может быть следующим:

1) Краткая историч.справка о состоянии хим.науки в 60-х гг. 19 в. (истории борьбы идей)

2) Сущность теории строения А.М. Бутлерова

3) Понятие о изомерии и изомерах

4) Значение теории строения

Изучение основ теории строения орг.веществ начинается с краткой химич.справки о социально-экономических условиях развития науки и промышленности в 60-х гг. 19в. И тех противоречиях которые возникали между теор.воззрениями и практикой.

Подготовка учащихся к осмысленному восприятию основных положений теории строения осуществляется на примере тех знаний о состоянии и свойствах веществ, котрые известны из курса неорг.химии (углекислый газ, угольная кислота, метан, уксусная кислота и др.). На примере формул выслеживается валентность углерода, степень его окисления, воследовательность расположения атомов в молекуле.

Подготовка позволяет сформулировать основные положения теории строения вещества:

1. атомы в молекуле располагаются не беспорядочно, они соединены др. с др. в определенной последовательности согласно их валентности. Углерод  в орг.химии 4-х валентен. В порядке конкретизации и уяснения сущности этого положения составляют возможные варианты структурных формул.

2. свойства веществ зависят не только от качественного и количественного их состава, но и последовательности соединения атомов в молекуле, от их взаимного влияния друг на друга. здесь необходимо обратить внимание учащихся на наличие в углеродной цепи первичных, вторичных и третичных атомов углерода. Затем дать определение изомерии.

В заключении учитель сообщает о теоретической и практической значимости теории строения в период ее создания и в наше время: она позволила привести в систему накопленные в науке факты, понятия и знания о веществах, значительно их расширить и прогнозировать получение новых: совершенствование хим.науки и промышленности.

Все понятия орг.химии сгруппированы в 5 групп на основе современной теории строения:

- понятие хим.строения;

- понятие электронной теории;

- стереохим.понятия;

- понятия высокомолек.химии

- понятия о закономерностях химюреакций.

Понятия стереохимии и хим. строения  взаимосвязаны с электронным строением веществ. В неог.химии учащиеся практически не встречались с проявлением их влияния на свойства веществ. В орг.химии эти понятия играют решающую роль, так же как ознакомление со стереометрией молекул.

Все это определяет системный подход к изучению орг.вещ-в. Каждое конкретное орг.вещ-во рассматривается с позиции названых теор-ких понятий: электронное строение, тип гибридизации электронных облаков, хим. и пространств. строение, хим. поведение вещ-ва. По мере развития и обогащения понятий характеристика веществ становится более полной, многосторонней и обоснованной. Через свойства устанавливается связь между строением вещества и закономерностями хим.реакций, в которое оно вступает. Выявление этих многочисленных причинно-следственных связей позволяет убедительно объяснить и обоснованно прогнозировать свойства веществ и направление протекания хим. процессов.

учащихся бережно относиться к своему здоровью, а не только к окружающей среде.

Бурное время перемен и новации, которое сегодня переживает страна и школа, проявляется в активном обновлении содержания и форм учебно-воспитательного процесса. Недаром в концепции модернизации российского образования отмечается, что наряду с уроком - основной формой учебного процесса необходимо шире практиковать и другие формы обучения и воспитания. Одной из составляющих учебно-воспитательного процесса является внеурочная работа по предмету, которая помогает обогатить знания, стимулирует познавательную активность, способствует развитию индивидуальных качеств учащихся, раскрытию их творческого потенциала. Систематическое проведение внеклассных мероприятий помогает расширить кругозор учащихся, внести соревновательные элементы в учебный процесс и укрепить представление о знаниях как важнейшем факторе развития личности и ее высокой общественной оценки. Участие школьников в подготовке и проведении мероприятий открывает широкие возможности для формирования практических навыков работы с различными источниками знаний. Важным аспектом этой деятельности является и то, что совместная творческая работа сближает учащихся и учителей, способствует формированию настоящего коллектива единомышленников. Примером внеурочного мероприятия по химии может служить анализ сточных вод различных предприятий.

Интегрированный урок – это учебное занятие, на котором обозначенная тема рассматривается с различных точек зрения, средствами нескольких предметов. Ведут такой урок несколько учителей.

Основная цель такого урока: формирование у учащихся единой научной картины мира, целостного представления о нём, гуманистического мировоззрения и диалектического мышления.

Типы интегрированных уроков: конференция, круглый стол, конференция - защита темы и др.

Интегрированный урок развивает и обогащает личность ученика, развивает интерес к предмету и активизирует учебную работу, повышает качество знания и формирует умения и навыки.

Наиболее эффективно применение интегрированного урока на итоговом обобщении знаний и умений учащихся.

Для того, чтобы организовать работу учащихся с учебником, надо на первом же занятии объяснить им, как устроен учебник. Надо предложить им открыть учебник, прочесть вслух обращенное к ним предисловие, рассмотреть и объяснить условные обозначения, а затем познакомить их с аппаратом ориентировки – оглавление, предметным указателем и др. Далее следует обратить внимание на текст учебника и объяснить почему в нем разные шрифты. После этого нужно обратится к справочным таблицам и объяснить как с ними можно обращаться. Затем на примере одного параграфа надо научить учащихся читать учебник. Начинать читать параграф нужно с его названия, вдумываться в каждое слово. После этого ребятам нужно немного рассказать о памяти, о механизмах запоминания. Далее надо заметить, что на уроке учитель не всегда будет рассказывать то, что можно прочитать в учебнике. Обязательно нужно обратить внимание учащихся на вопросы и задания к параграфу. Работа с учебником проводится систематически, постепенно усложняясь.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

55268. Принципи економічного районування України. Районний господарський комплекс та його галузева структура (три групи галузей) 25.18 KB
  Спеціалізація як основна народногосподарська функція (спеціалізація району на певних виробництвах і послугах певною мірою відповідає його географічному розташуванню, природним, економічним і соціальним умовам та спирається на раціональний поділ праці з іншими районами);
55269. Пригоди в осінньому лісі 44 KB
  Любі гості мами й тата В дитсадку у нас розвага Починаємо увага Під музику заходять діти сідають. Погляньте діти у віконце: Де сховалось наше сонце Хмарини у небі пропливають Холодним дощиком лякають. Кукловська Діти виконують пісню Осінь сл. Діти давайте разом попросимо дощик щоб він перестав.
55270. Казкові пригоди 40 KB
  Математика: продовжувати вчити дітей орієнтуватись в просторі; розв’язувати цікаві математичні задачі; формувати навички орієнтування в часі; закріплювати знання цифр у межах 10 вміння їх відшукувати на картинках; назви геометричних фігур та їхні ознаки; назви днів тижня частини доби місяців.
55272. НОВОРІЧНІ ПРИГОДИ В ЛІСІ 40 KB
  Мета: продовжити знайомити дітей із традиціями відзначання свята Нового року;підтримувати інтерес до музично-рухової творчості та художнього слова;викликати у вихованців святковий,піднесений настрій.
55273. Здоровим будь, або пригоди одного хлопчика 48.5 KB
  Мета: Розширювати знання дітей про складові здоров’я, ознаки хвороби та здоров’я, взаємозв’язок між поведінкою та здоров’ям людини. Розвивати світогляд, артистичність. Виховувати прагнення до здорового способу життя, почуття дружби і товаришування.
55274. Пригоди у королівстві Кровоносної системи 79 KB
  Мета: - продовжувати формувати уявлення про імунітет як реакцію – відповідь організму на проникнення в нього чужорідних тіл; - встановити біологічну роль імунної системи у збереженні гомеостазу; - ознайомити учнів з історією розвитку імунітету, роллю вчених (І.І.Мечников, П. Ерліх) у створені вчення про імунітет
55275. Географічне положення, історія дослідження Австралії. Рельєф і корисні копалини материка 271 KB
  Рельєф і корисні копалини материка Зміст кейсу Розділ програми Тема заняття Мета заняття Практичне завдання Режим роботи Теоретичний матеріал за темою Наочний матеріал Питання для перевірки засвоєння вивченого матеріалу Алгоритм виконання практичної частини завдання...
55276. Частини мови. Прикметник 121 KB
  Мета: повторити і закріпити прикметники; навчити учнів складати загадки, використовуючи дану частину мови; розвивати творчі здібності, естетичний смак.