44831

Эпоха Средневековья V – XVI

Доклад

Культурология и искусствоведение

Опыт средневековой школы лёг в основу всех современных педагогических систем составил неотъемлемый пласт культуры. Монастырские школы были и начальными и средними и высшими осуществляли воспитание духовных феодалов. Затем стали образовываться церковно-приходские школы из которых впоследствии развились начальные народные школы. В монастырских и соборных школах существовали внутренние школы где обучались мальчики которых готовили к пострижению в монахи и внешние школы в которых учились дети мирян.

Русский

2013-11-14

19.42 KB

5 чел.

Временные рамки

Общая характеристика эпохи

(культура)

Образование

Художественное образование

Эпоха

Средне-

вековья

VXVI

века

Начало Нового времени в разных странах:

падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789)

Средневековье — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Средние века начинаются с принятием христианства. В эту эпоху церковная культура преобладала над светской. Религиозное мировосприятие главенствовало в морали, философии, науке, искусстве. Именно в это время в Европе определяются роль и место культуры национальной, сословной, городской.

Романтический образ Средневековья открыл эпоху яркую, динамичную, эпоху величественных замков и соборов, доблестных рыцарей и трубадуров.

В Средневековом искусстве земная, “телесная” красота трактовалась как нечто греховное. "Плотской оболочке" средневековое сознание противопоставляло бессмертную человеческую душу. Характерный образ средневековья — распятие. Идеал людей этой эпохи связан с образом страдающего человека. 

Искусство Средневековья проникнуто духом символики. Оно отвечало мировоззрению художников и было вполне понятно зрителям. Особый выразительный эффект создавала так называемая “обратная перспектива”, очень часто использовавшаяся в церковной живописи.

Художники  не стремились утвердить в творчестве свою индивидуальность - искусство было, преимущественно, анонимным.

В эпоху Зрелого Средневековья с неожиданной силой заявило о себе рыцарское искусство — в светской лирике трубадуров, труверов, миннезингеров. Главной темой их творчества стала любовь. Песни были адресованы реальным лицам, которые предстают в образе Прекрасной Дамы. Также в рыцарском искусстве находили отклик вопросы морали, религии, политики. Разнообразие жанров: канцоны (выражением любовного чувства), сирвенты (обсуждались проблемы современности), альбы (тема разлуки влюбленных) и т.д. Нередко песни излагались в форме диалога (пасторели). Под влиянием искусства трубадуров формировалась рыцарская лирика в других европейских странах, прежде всего на севере Франции, в творчестве труверов.

Происходил переход от религиозного театра к светскому, что делало его более доступным для массового понимания: представление сопровождалось мелодическим пением персонажей и текстом рассказчика. Но, несмотря на то, что театр был народный, представление велось на латинском языке.

Опыт средневековой школы лёг в основу всех современных педагогических систем, составил неотъемлемый пласт культуры.

Монастырские школы были и начальными, и средними, и высшими, осуществляли воспитание духовных феодалов. В них обучались дети и молодые люди всех сословий. Из них готовили священников, а так же давали общее образование. Затем стали образовываться церковно-приходские школы, из которых впоследствии развились начальные народные школы. В монастырских и соборных школах существовали внутренние школы, где обучались мальчики, которых готовили к пострижению в монахи, и внешние школы, в которых учились дети мирян. Учебная система представляла двойной курс: 1) тривиум – грамматика, диалектика и риторика; 2) квадриум (старший курс) – музыка, арифметика, геометрия и астрономия.

Всё вышеперечисленное составляло круг так называемых 7-ми свободных искусств, основой которых была религия. К обоим учебным курсам присоединялось преподавание чтения, письма, религии, богословия и истории церкви. Воспитание и обучение в церковных школах носило «клерикальный» (порабощение мысли и воли в пользу церковной власти) характер. Ученость выработалась в схоластику – заучивание правил, положений и фактов.

В основе системы воспитания рыцарей лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьём, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте. До 7 лет ребёнок был на домашнем воспитании (причём находился якобы всё время на женской половине дома), потом становился пажом при супруге сюзерена и её придворных, приобретал круг знаний, умений и опыта придворной жизни. С 14 лет до 21 года наследник служил оруженосцем при сюзерене. Этот период — «освоение начал любви, войны и религии». Наконец, в 21 год происходило посвящение в рыцари, начиналась истинно рыцарская жизнь: испытания в турнирах, поединках, пирах.

Как такового централизованного художественного образования не существовало, мастер передавал свои умения и навыки лично ученику.

Так монастырь — центр возникновения предметов искусства – они служили культу.

появилось организованное профессиональное обучение в виде университетовв Болонье, Падуе, Монпелье. Преволирует монастырское образование.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

80531. Національно-культурне відродження 1920-1930-х рр. Українська культура періоду тоталітаризму (1933 – 1953 рр.) 28.11 KB
  Коренізація була викликана прагненням більшовиків заручитися підтримкою місцевого (корінного) населення з тим, щоб зміцнити свою соціальну базу. У середині 20-х рр. 80% населення республіки складали українці, а 20% – представники інших національностей.
80532. Українська культура початку ХХ ст. (1900 – 1921 рр.) 547 KB
  Української наукової громадськості було надано сім професорських місць у Львівському університеті і три професорських місця в Чернівецькому університеті. Спроби української громадськості з інших регіонів надати закарпатцям допомогу також припинялися угорською владою. Зростання числа грамотних українців стимулював розвиток української літератури. Коцюбинського Цвіт яблуні Intermezzo Тіні забутих предків стали класикою золотим фондом української літератури.
80534. Культура українських земель XIX ст. Національно-культурне відродження 917.5 KB
  У XIX ст. розвиток української культури обумовлювався підпорядкуванням українських земель двом імперіям – Російській та Австро-Угорській. Обидві імперії були багатонаціональними, з титульною (панівної) нацією. І Росія, і Австро-Угорщина проводили колонізаторську політику
80535. Культура українських земель ІІ пол. XIX- поч. ХХ ст 910 KB
  Криза феодального ладу в Російській імперії заглиблювалася повільно, революційна ситуація ще не дозріла. Тому діяльність частини української інтелігенції відбувалася в руслі російської культури. У Росії XIX ст. панувала думка, що український народ...
80536. Культура Київської Русі 1.59 MB
  Культура Київської Русі. В епоху Київської Русі IXXII ст. була створена яскрава і самобутня культура її основою став економічний і духовний розвиток Русі освоєння досягнень інших словянських країн і Візантії. Писемність у Київській Русі стала відомою в Х ст.
80537. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ КОМУНІКАЦІЇ 49 KB
  Транспорт - це засіб пересування, за допомогою якого можна добратися до туристичного центру. Це може бути літак, теплохід, поїзд, туристичний автобус, автомобіль та ін. Значну частину витрат вартості турпакету складають витрати на перевезення. Чим більш комфортабельний і швидкісний вид транспорту використовується, тим вища вартість подорожі.
80538. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ РОЗМІЩЕННЯ 174 KB
  До найбільш розповсюджених у міжнародній практиці форм управління підприємствами гостинності відносяться: управління за контрактом; управління через договір франчайзингу; оренда. В індустрії гостинності поширення й інші організаційні форми управління акціонерні товариства T спільні підприємства СП синдикати консорціуми і т. що відрізняються змістом й пропорціями функцій структурою і ступенем централізації управління. Управління за контрактом Однією з основних форм управління підприємствами індустрії гостинності що...
80539. ОРГАНІЗАЦІЯ ПОСЛУГ ХАРЧУВАННЯ 113.5 KB
  Сутність і соціальноекономічна значущість харчування у сфері туристичних послуг. Соціальнопросторова модель організації послуг харчування. Сутність і соціальноекономічна значущість харчування у сфері туристичних послуг Дядечко Л.