44831

Эпоха Средневековья V – XVI

Доклад

Культурология и искусствоведение

Опыт средневековой школы лёг в основу всех современных педагогических систем составил неотъемлемый пласт культуры. Монастырские школы были и начальными и средними и высшими осуществляли воспитание духовных феодалов. Затем стали образовываться церковно-приходские школы из которых впоследствии развились начальные народные школы. В монастырских и соборных школах существовали внутренние школы где обучались мальчики которых готовили к пострижению в монахи и внешние школы в которых учились дети мирян.

Русский

2013-11-14

19.42 KB

5 чел.

Временные рамки

Общая характеристика эпохи

(культура)

Образование

Художественное образование

Эпоха

Средне-

вековья

VXVI

века

Начало Нового времени в разных странах:

падение Константинополя (1453), открытие Америки (1492), начало Реформации (1517), начало Английской революции (1640) или начало Великой Французской революции (1789)

Средневековье — исторический период, следующий после Античности и предшествующий Новому времени. Средние века начинаются с принятием христианства. В эту эпоху церковная культура преобладала над светской. Религиозное мировосприятие главенствовало в морали, философии, науке, искусстве. Именно в это время в Европе определяются роль и место культуры национальной, сословной, городской.

Романтический образ Средневековья открыл эпоху яркую, динамичную, эпоху величественных замков и соборов, доблестных рыцарей и трубадуров.

В Средневековом искусстве земная, “телесная” красота трактовалась как нечто греховное. "Плотской оболочке" средневековое сознание противопоставляло бессмертную человеческую душу. Характерный образ средневековья — распятие. Идеал людей этой эпохи связан с образом страдающего человека. 

Искусство Средневековья проникнуто духом символики. Оно отвечало мировоззрению художников и было вполне понятно зрителям. Особый выразительный эффект создавала так называемая “обратная перспектива”, очень часто использовавшаяся в церковной живописи.

Художники  не стремились утвердить в творчестве свою индивидуальность - искусство было, преимущественно, анонимным.

В эпоху Зрелого Средневековья с неожиданной силой заявило о себе рыцарское искусство — в светской лирике трубадуров, труверов, миннезингеров. Главной темой их творчества стала любовь. Песни были адресованы реальным лицам, которые предстают в образе Прекрасной Дамы. Также в рыцарском искусстве находили отклик вопросы морали, религии, политики. Разнообразие жанров: канцоны (выражением любовного чувства), сирвенты (обсуждались проблемы современности), альбы (тема разлуки влюбленных) и т.д. Нередко песни излагались в форме диалога (пасторели). Под влиянием искусства трубадуров формировалась рыцарская лирика в других европейских странах, прежде всего на севере Франции, в творчестве труверов.

Происходил переход от религиозного театра к светскому, что делало его более доступным для массового понимания: представление сопровождалось мелодическим пением персонажей и текстом рассказчика. Но, несмотря на то, что театр был народный, представление велось на латинском языке.

Опыт средневековой школы лёг в основу всех современных педагогических систем, составил неотъемлемый пласт культуры.

Монастырские школы были и начальными, и средними, и высшими, осуществляли воспитание духовных феодалов. В них обучались дети и молодые люди всех сословий. Из них готовили священников, а так же давали общее образование. Затем стали образовываться церковно-приходские школы, из которых впоследствии развились начальные народные школы. В монастырских и соборных школах существовали внутренние школы, где обучались мальчики, которых готовили к пострижению в монахи, и внешние школы, в которых учились дети мирян. Учебная система представляла двойной курс: 1) тривиум – грамматика, диалектика и риторика; 2) квадриум (старший курс) – музыка, арифметика, геометрия и астрономия.

Всё вышеперечисленное составляло круг так называемых 7-ми свободных искусств, основой которых была религия. К обоим учебным курсам присоединялось преподавание чтения, письма, религии, богословия и истории церкви. Воспитание и обучение в церковных школах носило «клерикальный» (порабощение мысли и воли в пользу церковной власти) характер. Ученость выработалась в схоластику – заучивание правил, положений и фактов.

В основе системы воспитания рыцарей лежала программа «семи рыцарских добродетелей»: владение копьём, фехтование, езда верхом, плавание, охота, игра в шахматы, пение и игра на музыкальном инструменте. До 7 лет ребёнок был на домашнем воспитании (причём находился якобы всё время на женской половине дома), потом становился пажом при супруге сюзерена и её придворных, приобретал круг знаний, умений и опыта придворной жизни. С 14 лет до 21 года наследник служил оруженосцем при сюзерене. Этот период — «освоение начал любви, войны и религии». Наконец, в 21 год происходило посвящение в рыцари, начиналась истинно рыцарская жизнь: испытания в турнирах, поединках, пирах.

Как такового централизованного художественного образования не существовало, мастер передавал свои умения и навыки лично ученику.

Так монастырь — центр возникновения предметов искусства – они служили культу.

появилось организованное профессиональное обучение в виде университетовв Болонье, Падуе, Монпелье. Преволирует монастырское образование.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

6337. Праісторія українських земель. Ранньоісторичні племена які населяли територію України 33.94 KB
  Праісторія. Передісторія українських земель. Кіммерійці, скіфи, сармати на території Північного Причорномор'я. Античні міста-держави Північного Причорномор'я. Теорії походження слов...
6338. Київська Русь, утворення розвиток та прийнеття Християнства 73 KB
  Київська Русь 1 Передумови утворення давньоруської держави та теорії її походження. 2 Політичний устрій та соціальна організація Київської Русі. 3 Соціально-економічний розвиток Київської Русі. 4 Основні напрями зовнішньої політики Київської Русі...
6339. Ситема вищої освіти України 131.5 KB
  Ситема вищої освіти України План Вища освіта України: сутність та мета. Система вищої освіти України: Сутність та основні принципи побудови. Структура вищої освіти (освітні та освітньо-кваліфікаційні рівні). Основні тип...
6340. Визначні етичні вчення 43.5 KB
  Визначні етичні вчення План Сутність етичного вчення Будди. Сутність етичного вчення Конфуція. Сутність етичного вчення Мойсея та Ісуса Христа. Етичні вчення XIX - XXстоліття Великі моральні пророки - Конфуцій, Бу...
6341. Джерела та основні принципи трудового права 217.5 KB
  Джерела та основні принципи трудового права Поняття джерел трудового права України, їх класифікація Суспільні відносини, що виникають при використанні праці, потребують правового регулювання, яке здійснюється прийняттям відповідних юридичних но...
6342. Форматування символів і абзаців. Форматування сторінок документа 193.5 KB
  Форматування символів і абзаців Форматування документа - це процес оформлення його загального вигляду та підготовки до друкування, тобто робота над формою (зовнішнім виглядом) документа. Текст можна форматувати під час його набирання або після ...
6343. Екологічні фактори 132.5 KB
  Екологічні фактори Поняття про екологічні фактори, їх види Абіотичні фактори. Біотичні фактори. Антропогенні фактори. Дія екологічних факторів. I. ПОНЯТТЯ ПРО ЕКОЛОГІЧНІ ФАКТОРИ, ЇХ ВИДИ. В процесі еволюційного ро...
6344. Інтернет у системі джерел банківської, фінансової і підприємницької інформації 38.53 KB
  Інтернет у системі джерел банківської, фінансової і підприємницької інформації 1. Світовий ринок інформаційних технологій у фінансовій сфері. Розглянемо результати і перспективи розвитку ринку інформаційних технологій та нові тенденції. Слід відміти...
6345. Основні законодавчі акти, норми та правила, що регулюють умови праці та її охорону в Україні 130 KB
  Основні законодавчі акти, норми та правила, що регулюють умови праці та її охорону в Україні Конституція України - основа всього законодавства країни, прийнята 28 червня 1996 року. Вона містить ряд статей, які стосуються питань охорони праці, з...