44840

Техногенные аварии и катастрофы

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Техногенные системы и их воздействие на природу и человека Техногенные аварии и катастрофы Аварийные и катастрофические ситуации в техногенной сфере на потенциально опасных объектах можно объединить по следующим типам: режимные возникают при штатном функционировании потенциально опасных объектов последствия от них предсказуемые защищённость от них высокая; проектные возникают при выходе за пределы штатных режимов с предсказуемыми и приемлемыми последствиями защищённость от них достаточная; запроектные возникают при...

Русский

2013-11-14

24.58 KB

70 чел.

.Техногенные системы и их воздействие на природу и человека

Техногенные аварии и катастрофы

Аварийные и катастрофические ситуации в техногенной сфере на потенциально опасных объектах можно объединить по следующим типам:

1 – режимные (возникают при штатном функционировании потенциально опасных объектов, последствия от них предсказуемые, защищённость от них высокая);

2 – проектные (возникают при выходе за пределы штатных режимов с предсказуемыми и приемлемыми последствиями, защищённость от них достаточная);

3 – запроектные (возникают при необратимых повреждениях важных элементов с высоким ущербом и жертвами; степень защищённости от них недостаточная, с необходимостью проведения восстановительных работ);

4 – гипотетические (могут возникать при вариантах, не предсказанных заранее и сценариях развития с максимально возможными ущербом и жертвами; защищённость от них низкая, прямому восстановлению объекты не подлежат).

При техногенных авариях и катастрофах возникают как отдельные, так и комбинированные поражающие факторы: радиационное излучение, химически опасные вещества, бактериологическое заражение, взрывные и ударные волны, тепловое излучение, механические повреждения, электромагнитные излучения. Эти поражающие факторы воздействуют на людей, объекты и окружающую среду.

Большую экологическую опасность представляют техногенные катастрофы, которые сопровождаются выбросом вредных химических и радиоактивных материалов в окружающую среду. В таблице 2.1 приведены примеры наиболее крупных техногенных катастроф ХХ века, которые представляют только часть значительных промышленных аварий.

Самая крупная химическая авария произошла в 1984 г. в индийском городе Бхопале. Взрыв на предприятии американской компании «Юнион карбайд» выбросил в атмосферу несколько десятков тонн метилизоционата – сильного ядамногостороннего действия. В первые же часы после взрыва погибло большое число людей, тысячи людей ослепли. Всего катастрофа в Бхопале унесла более 5 тыс. человеческих жизней, пострадало не менее четверти населения 750-тысячного города.

Крупнейшая радиационная катастрофа, произошедшая в 1986 на Чернобыльской атомной электростанции, ещё долго будет напоминать миру о ядерной угрозе, заставляя искать альтернативные источники энергии.

Медленные техногенные воздействия

Техногенные воздействия совсем не обязательно связаны с авариями и катастрофами. Они могут быть обусловлены разрешённой хозяйственной деятельностью или просчётами и ошибками при разработке стратегии развития отдельных регионов такими как, например:

– значительное превышение предельно допустимой техногенной нагрузки на территорию;

– совокупность отраслей, хозяйственных объектов, размещаемых в природном комплексе экологически несовместимых;

– не корректная оценка экологических последствий размещения производительных сил и антропогенного преобразования природных ландшафтов.

Допущенные ошибки и просчёты становятся источником возникновения кризисных зон, в которых происходит нарушение состояния окружающей среды, вследствие чего наступает экологическое бедствие. Такие зоны могут охватывать территории в десятки тысяч квадратных километров. Рассмотрим несколько примеров. Азовское море. Аральское море.

Факторы техногенной опасности и анализ опасностей

Для технической (техногенной) системы риск связан с бесконтрольным освобождением энергии или токсических веществ. Обычно одни отделения предприятия представляют большую опасность, чем другие, поэтому в самом начале анализа следует разбить предприятие (систему) на подсистемы, для того чтобы выявить такие его производственные участки или компоненты, которые являются наиболее вероятным источником опасности.

На этом этапе следует:

1 – Выявить источники опасности (возможны ли утечки ядовитых веществ, взрывы, пожары и т. п.);

2 – Определить компоненты системы, которые могут вызвать эти опасные состояния (химические реакторы, ёмкости и хранилища, энергетические установки и т. п.);

3 – Ввести ограничения на анализ. Например, нужно решить, будет ли анализ включать детальное изучение риска в результате саботажа, диверсий, войны, ошибок людей, поражения молнией, землетрясения и т. д.

В таблице 2.3. приведены источники, процессы и условия, создающие опасности.

1. Основные техногенные факторы неблагоприятного воздействия на человека

Мир опасностей, угрожающих человеку, весьма широк и непрерывно нарастает. В производственных, городских, бытовых условиях на человека воздействуют одновременно, как правило, несколько негативных факторов. Комплекс негативных факторов, действующих в конкретный момент времени зависит от текущего состояния системы «человек - среда обитания».

Появление техногенных источников тепловой и электрической энергии, высвобождение ядерной энергии, освоение месторождений нефти и газа с сооружением протяженных коммуникаций породили опасность разнообразных негативных воздействий на человека и среду обитания. Энергетический уровень техногенных негативных воздействий растет, и неконтролируемый выход энергии в техногенной среде является причиной роста числа увечий, профессиональных заболеваний и гибели людей.

Техногенный фактор - это влияние, оказываемое промышленной деятельностью на организмы, биогеоценоз, ландшафт, биосферу (в отличие от естественных, или природных факторов). Техногенный фактор обуславливают возникновение и развитие техногенеза. Поскольку практически все области деятельности человека носят все более индустриальный характер (добывающая и обрабатывающая отрасли, с.-х. технологии, коммунальное хозяйство и т.п.), техногенный фактор, по сути, становится синонимом антропогенного фактора.

С позиций обеспечения безопасности и снижения рисков техногенных катастроф к определяющим техногенным факторам относятся: потенциальная опасность объекта техносферы, объем опасных энергий, веществ и информации, исходный и остаточный ресурс эксплуатации, степень диагностируемости состояния, защищенность от техногенных аварий и катастроф, уровень анализа человеческого фактора, нормирования и декларирования безопасности.

В настоящее время перечень реально действующих негативных факторов (опасность) значителен и насчитывает более 100 видов, к наиболее распространенными и обладающими достаточно высокими энергетическими уровнями относятся негативные техногенные факторы.

В процессе эволюции человек, стремясь наиболее эффективно удовлетворять свои потребности в пище, материальных ценностях, защите от климатических и погодных воздействий, в повышении своей коммуникативности , непрерывно воздействовал на естественную среду и, прежде всего, на биосферу. Для достижения этих целей он преобразовал часть биосферы в территории, занятые техносферой.

Техносфера - регион биосферы в прошлом, преобразованный людьми с помощью прямого или косвенного воздействия технических средств в целях наилучшего соответствия своим материальным и социально-экономическим потребностям. Техносфера, созданная человеком с помощью технических средств, представляет собой территории, занятые городами, поселками, сельскими населенными пунктами, промышленными зонами и предприятиями.

К техносферным относятся условия пребывания людей на объектах экономики, на транспорте, в быту, на территориях городов и поселков. Техносфера не саморазвивающаяся среда, она рукотворна и после создания может только деградировать.

Для техносферы характерны потоки всех видов сырья и энергии, многообразие потоков продукции и людских резервов; потоки отходов (выбросы в атмосферу, сбросы в водоёмы, жидкие и твёрдые отходы, различные энергетические воздействия). Техносфера способна также создавать спонтанно значительные потоки масс и энергий при взрывах, пожарах, при разрушении строительных конструкций, при авариях на транспорте и т.п.

Любое превышение привычных уровней потоков сопровождается негативными воздействиями на человека и/или среду. В естественных условиях такие взаимодействия наблюдаются при излечении климата и стихийных явлениях. В условиях техносферы негативные воздействия обусловлены её элементами и действиями человека.

Взаимодействие человека с живой и неживой природой, с социальной средой и техносферой основано на обмене потоками веществ, энергий и информации. Потоки отличаются многообразием и в большинстве случаев жизненно необходимы. Ряд потоков (техногенные отходы, потоки при стихийных явлениях, при взрывах и пожарах и т.п.) носят негативный характер представляя угрозу жизни человека, социальной среде, устойчивому состоянию биосферы и техносферы.

Человек, решая задачи достижения комфортного и материального обеспечения, непрерывно воздействует на среду обитания своей деятельностью и продуктами деятельности (техническими средствами, выбросами различные производств и т.д.), генерируя в среде обитания техногенные антропогенные опасности.

Техногенные опасности создают элементы техносферы - машины, сооружения, вещества и т.п., а антропогенные опасности возникают в результате ошибочных или несанкционированных действий человека или групп людей. Антропогенные опасности связаны с определённым видом деятельности человека. Называя профессию, мы сужаем перечень опасностей, грозящих человеку. Например, шахтёр подвергается одним опасностям, а оператор ПЭВМ - другим.

Возникновение опасностей в ряде случаях связано как с наличием неисправностей в технических устройствах, так и с неправильными действиями человека при их использовании. Уровни возникающих при этом опасностей определяются энергетическими показателями технических устройств.

Энергетические уровни техногенных опасностей существенно возросли в XX столетии, когда человек получил в своё распоряжение мощную технику, огромные запасы углеводородного сырья, химических и бактериологических веществ. В итоге история человечества породила очередной парадокс - в течение многих столетий люди совершенствовали технику, чтобы обезопасить себя от естественных опасностей, а в результате пришли к наивысшим техногенным опасностям, связанным с производством и использованием техники и технологий.

Техногенные опасности в XX столетии неуклонно нарастали и продолжают нарастать. Ошибки, допускаемые человеком, реализуются при проектировании и производстве технических систем, при их обслуживании (ремонт, монтаж, контроль), при неправильном выполнении обслуживаемым персоналом (операторами) процедур управления, при неправильной организации рабочего места оператора, при высокой психологической нагрузке на операторов технических систем, их недостаточной подготовленности и натренированности к выполнению поставленных задач.

Статистика свидетельствует, что неблагоприятные психологические качества человека все чаще становятся причиной несчастных случаев, достигая на отдельных производствах 40% от общего комплекса причин. Человеческий фактор все чаще становится определяющим при возникновении аварий в технических системах.

Около 80% авиакатастроф связаны с ошибочными действиями экипажей авиалайнеров; 60-80% случаев ДТП возникает из-за ошибок водителей автомобилей; свыше 60% аварий на объектах с повышенным риском происходит из-за ошибок персонала.

Производственная среда - это часть техносферы, обладающая повышенной концентрацией негативных факторов. Основными носителями травмирующих и вредных факторов в производственной среде являются машины и другие технические устройства, химически и биологически активные предметы труда, источники энергии, нерегламентированные действия работающих, нарушения режимов и организации деятельности, а также отклонения от допустимых параметров микроклимата рабочей зоны.

Физические негативные воздействия связаны с производственной деятельностью человека. Это особая группа негативных факторов, создающих высокие уровни физических нагрузок и обусловленную ими тяжесть и напряженность труда.

Для физических негативных факторов определяющим признаком является вид энергии. К ней относится:

· основные неблагоприятные характеристики воздушной среды и освещенности;

· механические факторы, такие как воздействие движущихся машин и механизмов, вибрации и ускорения;

· акустические факторы, такие как инфразвук, шум и ультразвук;

· повышенный уровень электромагнитного излучения, ультрафиолетовой и инфракрасной радиации;

К физическим опасным и вредным факторам, влияющим на человека относятся:

· движущиеся машины и механизмы, подвижные части производственного оборудования; передвигающиеся изделия, заготовки, материалы;

· разрушающиеся конструкции; обрушивающиеся горные породы;

· повышенная запыленность и загазованность воздуха рабочей зоны, повышенная или пониженная температура воздуха рабочей зоны,

· повышенный уровень шума на рабочем месте, вибрации, повышенный уровень инфразвуковых колебаний; повышенный уровень ультразвука;

· повышенное или пониженное барометрическое давление в рабочей зоне и его резкое изменение,

· повышенная или пониженная влажность воздуха, подвижность воздуха, повышенная или пониженная ионизация воздуха, повышенный уровень ионизирующих или электромагнитных излучений в рабочей зоне,

· повышенное значение напряжения в электрической цепи, замыкание которой может произойти через тело человека; повышенный уровень статического электричества; повышенная напряженность электрического поля;

· повышенный уровень электромагнитных излучений, повышенная напряженность магнитного поля;

· отсутствие или недостаток естественного света; недостаточная освещенность рабочей зоны; повышенная яркость света; пониженная контрастность; прямая и отраженная блескость; повышенная пульсация светового потока;

· повышенный уровень ультрафиолетовой радиации; повышенный уровень инфракрасной радиации;

· острые кромки, заусенцы и шероховатость на поверхностях заготовок, инструментов и оборудования;

· расположение рабочего места на значительной высоте относительно поверхности земли (пола);

Общим свойством этих процессов является то, что они связаны с переносом энергии. При определённой величине и частоте энергия может оказать неблагоприятное воздействие на человека, вызывать различные заболевания, создавать дополнительные опасности.

Конкретные производственные условия характеризуются совокупностью негативных факторов, а также различаются по уровням вредных факторов и риску проявления травмирующих факторов.

Таким образом, мир опасностей в начале 21 века достиг своего наивысшего развития. Многообразие и высокие уровни опасностей, действующих на человека, характерны, прежде всего, для техносферы. Непрерывно нарастающие ухудшения здоровья и гибель людей от воздействия опасностей техносферы объективно требует от государства и общества принятия широких мер с использованием научного подхода в решении проблем безопасности жизнедеятельности человека в условиях техносферы.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

2934. Основы физики. Вещества и их перемещения 616 KB
  С каждой движущейся массой вещества связан волновой процесс, а длина волны определяется соотношением где n – постоянная Планка, m – масса тела, v – скорость движения. Это соотношения называется «постулат Луи де Бройля» Элек...
2935. Электромагнитная индукция, ЭДС индукции, токи Фуко 37 KB
  Электромагнитная индукция, ЭДС индукции, токи Фуко: В электропроводящем контуре при изменении проходящего через него потока возникает ток, независящий от способа изменения потока, и называемый индукционным. В контуре так же возникает ЭДС...
2936. Изнасилования и их расследование 278.5 KB
  Изнасилования и их расследование В настоящее время экспертами и криминалистами разработано множество новых систем и подходов к решению задач борьбы с преступностью. Улучшение научных технологий криминалистики, повышение профессионализма следователей...
2937. Здоровый образ жизни, мероприятие для 10 класса 70.5 KB
  Сформировать ценностное отношение к собственному здоровью при помощи углубления знаний по анатомии и физиологии человека; Создать условия для формирования и развития у учащихся умения самостоятельно приобретать и применять знания, описывать результаты наблюдений, выдвигать гипотезы, делать выводы, обсуждать результаты эксперимента, участвовать в дискуссии.
2938. Хто квітень наш отак підступно зрадив 69.5 KB
  Хто квітень наш отак підступно зрадив? Мета:  висвітлити основні відомості про Чорнобильську трагедію, виховувати почуття поваги й пам’яті до трагічних в сторінок історії України. Обладнання: проекто...
2939. Святкування Водохреща 63 KB
  Святкування Водохреща. Мета: розширити знання учнів про святкування Водохрещення, розвивати вміння аналізувати і робити висновки, порівнювати, бажання загартовувати свій організм; виховувати повагу до традицій і звичаїв українського народу. Об...
2940. Исследование колебаний механической системы с одной степенью свободы 45.5 KB
  Дана механическая система с одной степенью свободы, представляющая собой совокупность абсолютно твердых тел, связанных друг с другом посредством невесомых нерастяжимых нитей, параллельных соответствующим плоскостям. Система снабжена внешней упругой ...
2941. Дружба. Виховна година. 51 KB
  Виховна година на тему Дружба Мета, розкрити зміст понять дружба, дійсний друг показати його відмінність від понять приятель і знайомий прищепити учням повагу до цінностей дружби, сприяти розвиткові критичного ставлення до себе і с...
2942. Праздник 8 Марта — день чудесный 50.5 KB
  Тема, 8 Марта — день чудесный. Форма, концертная программа. Цели, - развивать творческие возможности детей, фантазию, наблюдательность, - память, - доставить детям радость от участия в мероприятии. Задачи, - способствовать развитию речевых ум...