44841

Принципы обеспечения экологической безопасности

Доклад

Экология и защита окружающей среды

В Указе Президента РФ О концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается что к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: рациональное использование природных ресурсов воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды минимизация...

Русский

2013-11-15

40 KB

12 чел.

Принципы обеспечения экологической безопасности

Понятие экологической безопасности (ЭБ) формулируется в Законе РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующим образом: «экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий». 

Обеспечение ЭБ территорий и населения региона основано на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Этим принципом признается отсутствие «абсолютно безопасных» технологий, производств, видов хозяйственной и иной деятельности.

Отсюда следует важнейший вывод: любая намечаемая и осуществляемая хозяйственная деятельность несет в себе угрозу ЭБ.

Обеспечение ЭБ на любом уровне (отдельного предприятия, города, региона) - сложный комплексный и многостадийный процесс. Он базируется на выполнении ряда обязательных условий, таких как:

  •  неуклонное соблюдение существующего в том или ином государстве законодательства (не только экологического), а также норм международного права;
  •  серьезная научно-методическая основа, позволяющая практически реализовывать и обеспечивать как систему контроля, так и технологические и иные нормы промышленных и других производств, воздействующих на окружающую среду;
  •  экологическая культура и сознание всего общества.

В Указе Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» подчеркивается, что «к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

  •  рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;
  •  предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
  •  предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
  •  экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
  •  безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
  •  создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации».

При этом основными объектами национальной безопасности устанавливаются:

  •  личность - ее права и свободы;
  •  общество - материальные и духовные ценности;
  •  государство - конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Очевидно, что проблему обеспечения ЭБ следует рассматривать в рамках наиболее крупной проблемы - национальной безопасности в целом. Она тесно взаимосвязана с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны и регионов, ее составляющих, в том числе Дальневосточного, разработка концепции ЭБ которого и была поручена компании «Финансовый и организационный консалтинг».

Известно, что в процессе практической деятельности по реализации интересов объективно возникают противоречия между индивидами, слоями общества, классами, государствами в результате их взаимодействия в ходе общественного развития. Результатом противоречий и интересов различных субъектов по отношению к компонентам окружающей среды является появление угроз ЭБ.

Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

«Угроза безопасности-это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.» Угроза ухудшения экологической ситуации и истощения природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России в целом и различных ее регионов эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

При решении вопросов обеспечения ЭБ, особенно имеющей техногенную основу, важнейшим фактором для управления и оценки складывающейся ситуации является процедура оценки и управления рисками, т.к. экологическая опасность (как и многие другие виды опасностей) характеризуется интегральной оценкой - риском. 

Оценка риска - это последовательное, системное рассмотрение всех аспектов воздействия анализируемого фактора на здоровье человека или состояние окружающей среды, включая обоснование допустимых уровней воздействия.

Управление риском - это разработка и реализация мероприятий по снижению риска. Цель управления риском - уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений до приемлемого уровня. Сам уровень приемлемого риска определяется с помощью математических моделей или экспертным путем.

Внедряя в любом регионе систему ЭБ, основанную на данных принципах, необходимо иметь в виду, что под приемлемым риском понимается такой уровень риска, который был бы оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов, т.е. приемлемый риск - это риск, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности.

При этом необходимо учитывать, что уровень риска, влияющий в том числе на степень ЭБ, связан, прежде всего, с безаварийной деятельностью промышленных, оборонных и других предприятий и с соблюдением экологических нормативов их деятельности.

При обеспечении ЭБ важнейшую роль также играет законодательное и нормативно методическое обеспечение. Только знание и неукоснительное исполнение существующей законодательной и нормативной базы, наряду с ее научно-методическим обеспечением, сможет способствовать развитию региона на единой основе в соответствии с основополагающими принципами управления.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Названные конституционные права граждан обеспечиваются выполнением государством своей экологической функции. Экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Кроме обязательного использования двух названных выше механизмов обеспечения ЭБ региона (оценка и управление рисками и нормативно-правовое управление), важно задействовать и экономические механизмы, стимулирующие природопользователей к выполнению требований природоохранного законодательства.

К таким механизмам относятся: снижение платы за использование природных ресурсов на предприятиях, использующих передовые природоохранные технологии; снижение налоговых нагрузок, субсидии и льготные кредиты для приобретения наиболее современных очистных сооружений и заводов по переработки отходов и т.п. Для этого, безусловно, необходима коррекция существующей законодательной основы в данной сфере.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

41165. Человек в организации. Функция мотивации 242.5 KB
  Системно поведение человека в организации может быть представлено с двух позиций: 1 с позиции взаимодействия человека с организационным окружением в этом случае человек находится в центре модели и 2 с позиции организации включающей в себя индивидов в этом случае организация как целое является исходной точкой рассмотрения. Второе что он сделал для организационного окружения для организации в ответ на стимулирующие воздействия которые организация применила по отношению к человеку. Нас будут интересовать ответы на вопросы: как...
41166. РАСПРЕДЕЛЕНИЕ В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 898 KB
  Основные журналы по изучению распределения и маркетинга: 1. Цели политики распределения. Особенности оптовой торговли как канала распределения. Проблема относительно времени и места продажи товара рассматривается в маркетинге как политика распределения.
41167. Теплообменные аппараты 688 KB
  По истечении определенного промежутка времени осуществляется переключение потоков теплоносителей. Регенераторы выполняются исключительно для газовых теплоносителей. В зависимости от взаимного направления движения теплоносителей различают такие схемы движения теплоносителей: а прямоточная схема прямоток когда горячий и холодный теплоноситель движутся вдоль поверхности теплообмена в одном направлении б противоточная схема противоток когда горячий и холодный теплоноситель движутся вдоль поверхности теплообмена в противоположных...
41168. Функциональные стили русского языка и стилистическая дифференциация лексики 48 KB
  В зависимости от цели и темы высказывания говорящий или пишущий выбирает из лексической системы русского языка нужные ему слова. Например в официальноделовом документе и в письме близкому вам человеку на одну и ту же тему будут использованы разные слова:Дорогой Ванечка Уважаемый товарищ ИвановПодобное явление обусловлено так называемым функциональностилевым расслоением русской лексики. Функцию общения выполняют как правило слова разговорного стиля в его устной форме проявления; функцию сообщения и воздействия слова одного из книжных...
41169. Теоремы линейных цепей. Метод эквивалентного генератора 424 KB
  В электрической цепи любой пассивный элемент можно заменить эквивалентным источником напряжения, э.д.с. которого равна падению напряжения на данном элементе E=U=IR и направлена навстречу току. E =E =IR то точки '''' и ''d'' ''c'' и ''b'' оказываются соответственно точками одинакового потенциала: Таким образом закоротив точки '''' и ''d'' и исключив получим этот участок из ветви b получим схему рис. Ток ветви при этом не изменится. k ой ветви Ek вызывает в ветви n ток In то этот же источник э.
41171. Организация, менеджеры и успешное управление 316 KB
  Приведенное определение справедливо для формальной организации. Существуют также неформальные организации группы которые возникают спонтанно но где люди вступают во взаимодействие друг с другом достаточно регулярно. Неформальные организации существуют во всех формальных организациях за исключением быть может очень маленьких. У них нет руководителя но неформальные организации настолько важны что мы им посвятим целую тему.
41172. ЦЕНА В СИСТЕМЕ МАРКЕТИНГА 1.42 MB
  Основные журналы по изучению цены в системе маркетинга. Внешним проявлением внутреннего содержания цены в экономической теории являются ее функции. Однако эту функцию в условиях рыночных отношений нельзя сводить только к измерению затрат или цены которая предлагается изготовителем товара при выходе на рынок. Стимулирующая функция цены.
41173. ЛИЧНОСТЬ И ОРГАНИЗАЦИЯ. МОТИВАЦИЯ В ОРГАНИЗАЦИИ 127.5 KB
  Сущность мотивации в организации Для достижения целей организации руководству необходимо обеспечить эффективные действия персонала. Для этого нужно не только обеспечить функциональную загрузку работников и создать им необходимые условия но и вызвать у них желание энергично совершать именно те действия которые приближают организации к достижению поставленных целей. Мотивация как функция управления это процесс с помощью которого руководство организации побуждает работников действовать так как было ранее...