44841

Принципы обеспечения экологической безопасности

Доклад

Экология и защита окружающей среды

В Указе Президента РФ О концепции национальной безопасности Российской Федерации подчеркивается что к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся: рациональное использование природных ресурсов воспитание экологической культуры населения; предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов; предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды минимизация...

Русский

2013-11-15

40 KB

12 чел.

Принципы обеспечения экологической безопасности

Понятие экологической безопасности (ЭБ) формулируется в Законе РФ от 10.01.2002 № 7-ФЗ «Об охране окружающей среды» следующим образом: «экологическая безопасность - состояние защищенности природной среды и жизненно важных интересов человека от возможного негативного воздействия хозяйственной и иной деятельности, чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, их последствий». 

Обеспечение ЭБ территорий и населения региона основано на принципе презумпции потенциальной экологической опасности любой намечаемой хозяйственной или иной деятельности. Этим принципом признается отсутствие «абсолютно безопасных» технологий, производств, видов хозяйственной и иной деятельности.

Отсюда следует важнейший вывод: любая намечаемая и осуществляемая хозяйственная деятельность несет в себе угрозу ЭБ.

Обеспечение ЭБ на любом уровне (отдельного предприятия, города, региона) - сложный комплексный и многостадийный процесс. Он базируется на выполнении ряда обязательных условий, таких как:

  •  неуклонное соблюдение существующего в том или ином государстве законодательства (не только экологического), а также норм международного права;
  •  серьезная научно-методическая основа, позволяющая практически реализовывать и обеспечивать как систему контроля, так и технологические и иные нормы промышленных и других производств, воздействующих на окружающую среду;
  •  экологическая культура и сознание всего общества.

В Указе Президента РФ «О концепции национальной безопасности Российской Федерации» подчеркивается, что «к числу приоритетных направлений деятельности государства в экологической сфере относятся:

  •  рациональное использование природных ресурсов, воспитание экологической культуры населения;
  •  предотвращение загрязнения природной среды за счет повышения степени безопасности технологий, связанных с захоронением и утилизацией токсичных промышленных и бытовых отходов;
  •  предотвращение радиоактивного загрязнения окружающей среды, минимизация последствий произошедших ранее радиационных аварий и катастроф;
  •  экологически безопасное хранение и утилизация выведенного из боевого состава вооружения, прежде всего атомных подводных лодок, кораблей и судов с ядерными энергетическими установками, ядерных боеприпасов, жидкого ракетного топлива, топлива атомных электростанций;
  •  безопасное для окружающей природной среды и здоровья населения хранение и уничтожение запасов химического оружия;
  •  создание и внедрение безопасных производств, поиск способов практического использования экологически чистых источников энергии, принятие неотложных природоохранных мер в экологически опасных регионах Российской Федерации».

При этом основными объектами национальной безопасности устанавливаются:

  •  личность - ее права и свободы;
  •  общество - материальные и духовные ценности;
  •  государство - конституционный строй, суверенитет и территориальная целостность.

Очевидно, что проблему обеспечения ЭБ следует рассматривать в рамках наиболее крупной проблемы - национальной безопасности в целом. Она тесно взаимосвязана с государственной, общественной, оборонной, информационной и иными видами безопасности страны и регионов, ее составляющих, в том числе Дальневосточного, разработка концепции ЭБ которого и была поручена компании «Финансовый и организационный консалтинг».

Известно, что в процессе практической деятельности по реализации интересов объективно возникают противоречия между индивидами, слоями общества, классами, государствами в результате их взаимодействия в ходе общественного развития. Результатом противоречий и интересов различных субъектов по отношению к компонентам окружающей среды является появление угроз ЭБ.

Категория «угроза» имеет не меньшее значение в теории национальной безопасности, чем категория «жизненно важные интересы». Своевременное обнаружение угроз и реагирование на них со стороны системы обеспечения национальной безопасности имеют первостепенную важность в практической деятельности по защите жизненно важных интересов личности, общества и государства.

«Угроза безопасности-это совокупность условий и факторов, создающих опасность жизненно важным интересам личности, общества и государства.» Угроза ухудшения экологической ситуации и истощения природных ресурсов находится в прямой зависимости от состояния экономики и готовности общества осознать глобальность и важность этих проблем. Для России в целом и различных ее регионов эта угроза особенно велика из-за преимущественного развития топливно-энергетических отраслей промышленности, неразвитости законодательной основы природоохранной деятельности, отсутствия или ограниченного использования природосберегающих технологий, низкой экологической культуры.

При решении вопросов обеспечения ЭБ, особенно имеющей техногенную основу, важнейшим фактором для управления и оценки складывающейся ситуации является процедура оценки и управления рисками, т.к. экологическая опасность (как и многие другие виды опасностей) характеризуется интегральной оценкой - риском. 

Оценка риска - это последовательное, системное рассмотрение всех аспектов воздействия анализируемого фактора на здоровье человека или состояние окружающей среды, включая обоснование допустимых уровней воздействия.

Управление риском - это разработка и реализация мероприятий по снижению риска. Цель управления риском - уменьшение возможных негативных последствий нежелательного развития событий в ходе реализации принятых решений до приемлемого уровня. Сам уровень приемлемого риска определяется с помощью математических моделей или экспертным путем.

Внедряя в любом регионе систему ЭБ, основанную на данных принципах, необходимо иметь в виду, что под приемлемым риском понимается такой уровень риска, который был бы оправдан с точки зрения экономических и социальных факторов, т.е. приемлемый риск - это риск, с которым общество в целом готово мириться ради получения определенных благ в результате своей деятельности.

При этом необходимо учитывать, что уровень риска, влияющий в том числе на степень ЭБ, связан, прежде всего, с безаварийной деятельностью промышленных, оборонных и других предприятий и с соблюдением экологических нормативов их деятельности.

При обеспечении ЭБ важнейшую роль также играет законодательное и нормативно методическое обеспечение. Только знание и неукоснительное исполнение существующей законодательной и нормативной базы, наряду с ее научно-методическим обеспечением, сможет способствовать развитию региона на единой основе в соответствии с основополагающими принципами управления.

В соответствии со ст. 42 Конституции РФ «Каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением». Названные конституционные права граждан обеспечиваются выполнением государством своей экологической функции. Экологическая функция государства включает в свое содержание деятельность по распоряжению в интересах общества природными ресурсами, находящимися в собственности государства, а также деятельность, направленную на обеспечение рационального использования природных ресурсов с целью предупреждения их истощения, на охрану окружающей среды от деградации ее качества, охрану экологических прав и законных интересов физических и юридических лиц.

Кроме обязательного использования двух названных выше механизмов обеспечения ЭБ региона (оценка и управление рисками и нормативно-правовое управление), важно задействовать и экономические механизмы, стимулирующие природопользователей к выполнению требований природоохранного законодательства.

К таким механизмам относятся: снижение платы за использование природных ресурсов на предприятиях, использующих передовые природоохранные технологии; снижение налоговых нагрузок, субсидии и льготные кредиты для приобретения наиболее современных очистных сооружений и заводов по переработки отходов и т.п. Для этого, безусловно, необходима коррекция существующей законодательной основы в данной сфере.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85803. ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ ВВОДА ДАННЫХ ИЗ КОМАНДНОЙ СТРОКИ 80.5 KB
  Содержимое PSP отражает этапы развития операционной системы. При реализации некоторых новых моментов к PSP добавляются новые поля. В результате там имеются элементы, которые служат различным целям и ориентированы к различным методам. Среди них есть и устаревшие, которые уже не используются.
85804. Створення кінематичних елементів 492.45 KB
  Щоб описати рух тіла, треба встановити закон зміни в часі координат чи швидкостей тіла відносно інших тіл. Зміна положення тіла в просторі з плином часу характеризується переміщенням. Це векторна величина, яка визначає не лише зміну положення тіла, а й напрям, у якому відбувався рух.
85805. Створення 3D-моделі за допомогою «операції обертання» по її плоскому кресленню 1.66 MB
  Розглянемо алгоритм створення деталі Маточина по її плоскому кресленнюмал. Проаналізувавши креслення ви помітите що деталь складається з тіл обертаннядвох циліндрів усіченого конуса і вирізаного отвору по центру деталі різного діаметру що складається з двох циліндрів мал.
85806. Відсікання частин деталей площиною та за ескізом 1.67 MB
  Проаналізуйте її геометричну форму, визначте симетричність. Ви переконалися в тому, що зовнішня, видима частина деталі читається легко, а внутрішня, зображена штриховими лініями, значно важче. Щоб полегшити сприйняття внутрішньої будови деталі, його треба зробити видимим.
85807. Створення елементів по перерізам 1.1 MB
  Мета: Отримати практичні навички по роботі з САПР КОМПАС-3D та навчитись створювати елементи по перерізам. Теоретичні відомості: Перш ніж художник приступає до зображення глека (мал. 255), він аналізує, з яких геометричних тіл складається цей предмет. Перший етап. Визначення просторового положення глека...
85808. ОРГАНИЗАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ ФОРМИРОВАНИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-ТВОРЧЕСКИХ УМЕНИЙ У ШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ПРОЕКТИРОВАНИЯ ДОСУГОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ПРИМЕРЕ КРУЖКОВОЙ РАБОТЫ ПО ТЕХНОЛОГИИ) 4.59 MB
  Внеклассная работа  органическая часть всей учебно-воспитательной деятельности школы. Она является продолжением и развитием процесса, осуществляемого на уроках, и подчинена общим учебно-воспитательным задачам. Человечество подошло к черте, когда деятельность оценивается, прежде всего, по её социальным, экологическим, экономическим и другим последствиям. Главная цель преобразования «Трудового обучения» в «Технологию»
85809. ОПТИМИЗАЦИЯ ПЕРЕДАЧИ ДАННЫХ МЕЖДУ «1С» И «ST-МОБИЛЬНАЯ ТОРГОВЛЯ» 1.8 MB
  В последнее время подавляющее большинство работников сферы торговли стали использовать методы работы с торговыми точками посредством торговых представителей. Торговые представители в свою очередь обладают планшетными компьютерами с установленным на них программным продуктом «ST-Мобильная Торговля». В офисной части компании-поставщика, в частности супервайзеры, аналитики или руководители, используют «1С: Управление торговлей» с установленной подсистемой мобильной торговли.
85810. ОПТИМАЛЬНОЕ НЕПРОИЗВОДСТВЕНННОЕ ПОТРЕБЛЕНИЯ В ОДНОСЕКТОРНОЙ МОДЕЛИ ЭКОНОМИЧЕСКОГО РОСТА 6.04 MB
  Целью работы является разработка математической модели оптимизации потребления в односекторной модели Экономического роста, выявление факторов, влияющих на экономический рост, разработка механизмов их применения их в процессе, обеспечения стабилизации при возникновении кризисных ситуаций в экономике.
85811. ОБЩЕСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКОЕ ДВИЖЕНИЕ В ЯПОНИИ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XIX ВЕКА 341.5 KB
  События, происшедшие в Японии в 1853 – 1869 гг., их анализ и место в развитии страны стали почти сразу же одной из главных, к тому же дискуссионных тем в японской исторической науке, актуальность и острота которой сохраняются и в наши дни. Так же тема является актуальной и потому, что в Японии происходили процессы, которые были похожи на ситуацию, сложившуюся в России в результате Октябрьской революции