44844

Охраняемые природные территории

Доклад

Экология и защита окружающей среды

Общая площадь ООПТ федго и регго значения состт свыше 56 млн. ООПТ регго значения зант площадь равную 3 млн. га 536 от площади ООПТ в нашем регионе.В РФ создано более 13 тысяч ООПТ федго регго и месго значения.

Русский

2013-11-14

38 KB

0 чел.

Охраняемые природные территории. Общая площадь ООПТ фед-го и рег-го значения сост-т свыше 5,6 млн. га, что сос-ет 13,5 % от площади Коми. ООПТ рег-го значения зан-т площадь равную 3 млн. га (53,6 % от площади ООПТ в нашем регионе).В РФ создано более 13 тысяч ООПТ фед-го, рег-го и мес-го значения. Из них фед-х ООПТ 266, к которым относятся 101 заповедник, 41 национальный парк и 69 гос при-х заказников фед-го значения, а также памятники природы, курорты и др. категории ООПТ. Общая площадь ООПТ фед-го значения около 580 тысяч квад-х километров в 81 из 84 субъектов Федерации (нет ООПТ фед-го уровня только в Санкт-Петербурге, Волгоградской и Тульской областях), что составляет приблизительно 3 % территории РФ.

ООПТ - участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны. (из ФЗ об ООПТ).

Особо охраняемые природные территории могут иметь федеральное, региональное или местное значение. Терр-и госх при-х заповедников и национальных парков отн-ся к ООПТ фед-го значения. Терр-и гос заказников, памятников природы, дендрологических парков и бот садов, лечебно-оздоровительных местностей и курортов могут быть отнесены либо к ООПТ федерального значения, либо к ООПТ рег-го значения. Природные парки являются ООПТ регионального значения. Лечебно-оздоровительные местности и курорты могут объявляться ООПТ  местного значения.

Гос управление и контроль в области орг-и и функционирования ООПТ фед-го значения осущ-ся Правительством РФ и фед органами исп власти в области ООС.

Гос кадастр ООПТ  включает в себя сведения о статусе этих терр-й, об их геог-м положении и границах, режиме особой охраны этих территорий, природопользователях, эколого-просветительской, научной, экономической, исторической и культурной ценности.

Гос кадастр ООПТ  ведется в целях оценки состояния природно-заповедного фонда, определения перспектив развития сети данных территорий, повышения эффективности государственного надзора в области охраны и использования особо охраняемых природных территорий, а также учета данных территорий при планировании социально-экономического развития регионов.

Для каждого вида и категории ООПТ существует свой особый режим охраны и использования.

Категории и виды особо охраняемых природных территорий

1. С учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий и статуса находящихся на них природоохранных учреждений различаются следующие категории указанных территорий:

а) государственные природные заповедники, в том числе биосферные;

б) национальные парки;

в) природные парки;

г) государственные природные заказники;

д) памятники природы;

е) дендрологические парки и ботанические сады;

ж) лечебно-оздоровительные местности и курорты.

Правительство РФ, соот-е органы исп власти субъектов РФ, органы МСУ могут устанавливать и иные категории ООПТ (терр-и, на кот-х нах-ся памятники садово-паркового искусства, охраняемые береговые линии, охраняемые речные системы, охраняемые природные ландшафты, био станции, микрозаповедники и другие).

Гос-е природные заповедники являются природоох-ми, научно-иссл-и и эколого-просвет-и учреждениями, имеющими целью сохр-е и изуч-е естеств-го хода прир-х процессов и явлений, ген-о фонда раст и жив мира, отд-х видов и сообществ растений и животных, типичных и уникальных эко систем.

Нац парки являются природоох-ми, эколого-просв-и и научно-исслед-ми учреждениями, терр-и (акватории) кото-х вкл-т в себя прире комплексы и объекты, имеющие особую экол-ю, ист-ю и эст-ю ценность, и предназначены для исп-я в природоох-х, просв-х, научных и кул-х целях и для регулируемого туризма.

Прир парки являются природоох-ми рекреац-и учреждениями, нах-ся в ведении субъектов РФ, терр-и (акватории) кот-х вкл-т в себя при-е комплексы и объекты, имеющие знач-ю эко и эст-ю ценность, и предназначены для исп-я в природоох-х, просв-х и рекреац-х целях.

На терр-х при-х парков устан-ся различные режимы особой охраны и использования в зависимости от экой и рекр-й ценности природных участков.

Гос природ заказниками явл-я терр-и (акватории), им-е особое значение для сохранения или восст-я при-х комплексов или их компонентов и поддержания эко-го баланса.

Гос при заказники могут иметь различный профиль, в том числе быть:

  •  комплексными (ландшафтными), предназ-и для сохр-я и восст-я при-х комплексов;
  •  биол-ми (бот-и и зоо-ми), предназ-и для сохр-я и восс-я редких и исчез-х видов раст-й и жив-х;
  •  палеонтологическими, предназначенными для сохранения ископаемых объектов;
  •  гидрологическими (болотными, озерными, речными, морскими);
  •  геологическими, предназ-и для сох-я ценных объектов и комп-в неживой природы.

Как правило, разбивка туристских стоянок на территории заказников запрещена, разрешается лишь прокладка туристских троп.

Памятники природы — уникальные, невосполнимые, ценные в экологическом, научном, культурном и эстетическом отношениях природные комплексы, а также объекты естественного и искусственного происхождения.

Дендрологические парки и ботанические сады явл-я природоох-ми учреждениями, в задачи которых входит создание спец-х коллекций растений в целях сохр-я разнообразия и обогащения расти-го мира, а также осущ-е научной, учебной и просв-й деятельности.

Территории (акватории), пригодные для орг-и лечения и профилактики заболеваний, а также отдыха населения и обладающие прир-и лечебными ресурсами (мин воды, лечебные грязи, рапа лиманов и озер, лечебный климат, пляжи, части акваторий и внутренних морей, другие природные объекты и условия), могут быть отнесены к лечебно-оздоровительным местностям.

Курорты — освоенные и используемые в лечебно-профилактических целях особо охраняемые природные территории, располагающие природными лечебными ресурсами и необходимыми для их эксплуатации зданиями и сооружениями, включая объекты инфраструктуры.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

53391. Древняя Индия 41 KB
  Развивающая: Развивать умение пользоваться историко-географической картой, извлекать из неё знания, закрепить их с помощью работы по контурной карте. Умение переходить от одной формы работы к другой. Воспитательная: Закрепление представлений о том, что общечеловеческие достижения в культуре имеют конкретное происхождение. Представить культуру Индии как часть общемировой.
53392. США. Індіанці: пошуки вирішення проблеми. Контроль навичок - аудіювання 95.06 KB
  By the end of the lesson you should be able to reply and react appropriately to various statements. Beside, you will listen to some new information about the first Americans who came to Alaska from Asia crossing the Bering land bridge, which later became the Bering Strait. You will hear the text about American Indians and their problems.
53393. Методичні основи змісту навчання та виховання 143 KB
  В широкому плані особистість людини є інтегральною цілісністю біогенних соціогенних і психогенних елементів. Коменського великого чеського педагога чітко позначені положення про те що весь процес навчання і виховання дітей необхідно будувати з урахуванням їх вікових і індивідуальних особливостей і виявляти ці особливості шляхом систематичних спостережень. Він вважав що в процесі виховання і навчання необхідно орієнтуватися на позитивні якості...
53394. У НАС В ГОСТЯХ ІНДІЯ 99.5 KB
  Мета: забезпечити засвоєння учнями знань про характерні риси економіко географічного положення Індії особливості природних умов і ресурсів розміщення населення й господарства культурноісторичні особливості країни; розвивати творчі здібності учнів логічне мислення формувати культуру спілкування; продовжити розвивати інтерес до предмета; формувати вміння працювати самостійно та в групах виховувати почуття доброти й милосердя до людей інших...
53395. ІНДУКЦІЯ – МЕТОД ПІЗНАННЯ ІСТИНИ 59 KB
  Як виховати цілісне мислення як сформувати ставлення до математики як до цілісної системи яка забезпечує світопізнання розвиток інтелекту показати практичне застосування логічних методів для встановлення істини у житті людини Покажемо це на прикладі вивчення теми âІндукціяâ. У перекладі з латинської термін âіндукціяâ означає âнаведенняâ. Розрізняють кілька видів індуктивних міркувань: міркування за схемою âповна індукціяâ та міркування за схемою âнеповна індукціяâ. Це індукція шляхом переліку популярна індукція та...
53396. На шляху до сучасності: утвердження індустріального суспільства у провідних державах світу 91.5 KB
  Мета уроку: Систематизувати узагальнити та конкретизувати знання та уявлення учнів про розвиток провідних держав світу в 2 половині ХІХ ст. Тип уроку: урок узагальнення та систематизації знань умінь і навичок. Після цього уроку учні зможуть: Характеризувати процес завершення формування індустріального суспільства у провідних державах Європи та...
53397. Використання інформаційних технологій на уроках математики 1.49 MB
  Застосування компютерної техніки на уроках дозволяє зробити урок нетрадиційним яскравим насиченим наповнюючи його зміст знаннями з інших наочних областей що перетворюють математику з об'єкту вивчення в засіб отримання нових знань. Ефективність застосування нових інформаційних технологій на уроках математики обумовлена наступними факторами: 1 різноманітність форм представлення інформації; 2 висока степінь наочності; 3 можливість моделювання за допомогою компютера різноманітних обєктів і процесів; 4 звільнення від рутинної роботи...
53398. Засоби пошуку інформації в Інтернеті. Принципи функціонування веб-каталогів та пошукових систем. Стратегії пошуку інформації 1.56 MB
  Сьогодні на уроці продовжим вивчати сільське господарство, характеристику тваринництва, узагальнемо спеціалізацію сільського господарства, ознайомимось і оцінемо проблеми і перспективи розвитку сільського господарства, завершимо виконання практичної роботи №9, використовуючи знання з інформатики.