44845

Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа Метод – это способ подхода к изучению познанию и преобразованию реальной действительности. Методология – это учение о принципах построения и формах научного познания. Методология ЭА – более общее чем метод понятие; вбирающее в себя помимо метода знание о формировании экономических явлений их структурных связях и путях дальнейшего развития.

Русский

2013-11-14

41 KB

9 чел.

2. Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа

Метод – это способ подхода к изучению, познанию и преобразованию реальной действительности.

Методология – это учение о принципах построения и формах научного познания.

Методология ЭА – более общее, чем метод, понятие; вбирающее в себя помимо метода знание о формировании экономических явлений, их структурных связях и путях дальнейшего развития. Методология ЭА предполагает использование всеобщего метода, общих и специфических методов.

Методика – совокупность методов для конкретной цели, в установленном порядке, практическое руководство к действию.

Методика – совокупность конкретных приемов, способов и средств, применяемых в процессе ЭА, в заранее определенной последовательности их использования, для достижения поставленной цели.

Всеобщим методом исследования является диалектика. Она ориентирует нас на глубокое понимание процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Метод ЭА – диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Особенности метода ЭА:

  1.  использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов, всесторонне характеризующих хоз. деятельность.

Эта система обычно формируется в ходе планирования, при разработки систем и подсистем экономической информации.

  1.  изучение причин, вызвавших изменение показателей.

Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимость, то задача анализа – раскрытие и изучение этих причин. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, решающим образом повлиявшие на тот или иной показатель.

  1.  выявление и измерение взаимозависимости между показателями.

Определяются объективными условиями производства и обращения товаров, навязать их искусственно нельзя.

Разделы методики (организационные аспекты, раскрывающие ее содержание):

1) Цель и задачи анализа.

2) Информационное обеспечение (источники информации).

3) Организация анализа (периодичность проведения, субъекты анализа, этапы проведения анализа).

4) Расчетно-аналитические аспекты (макеты аналитических таблиц, объяснение расчетов показателей).

5) Контрольно-управленческий аспект.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук подходы к изучению своего предмета (в т.ч. и ЭТ) базируются на общем диалектическом методе познания.

Характерные черты метода АХД:

– необходимость постоянных сравнений; – необходимость изучения внутренних противоречий положительных и отрицательных сторон каждого явления (процесса); – изучение ХД должно производится с учетом взаимосвязей; – ЭА способен не только установить причинно-следственные связи, но и давать им количественные характеристики; – разработка и использование системы показателей.

Использование метода ЭА проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Каждому виду анализа соответствует своя методика.

 

Классификация методов и приемов экономического анализа

Все методы ЭА делятся на общенаучные и конкретно-научные.

Общенаучные:                                                                                                         

1.  наблюдение (целенаправленное восприятие объекта); 2. сравнение (выявление отличий и сходства изучаемых процессов и явлений); 3. эксперимент (сознательное изменение течения естественных процессов путем создания искусственных условий); 4. анализ и синтез; 5. индукция (движение от частного к общему) и дедукция (наоборот); 6. абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих аналитика); 7. исторический метод (воспроизведение истории объекта во всей его многогранности с учетом всех случайностей); 8. логический метод (предположение, что отвлеченное восприятие в мышлении сложной динамики проявляется в форме исторической теории с отвлечением от случайных и несущественных факторов); 9. моделирование (процесс познания с помощью модели); 10. формализация; 11. системный подход (изучение системы взаимосвязанных элементов); 12. комплексный подход (всестороннее изучение экономических явлений, привлечение различных специалистов).

Конкретно-научные:

  1.  экономико-логические методы:
    1.  сравнение
    2.  группировка
    3.  детализация
    4.  элиминирование
    5.  интегральный метод
  2.  экономико-математические
    1.  интегральное исчисление
    2.  дифференциальное исчисление
    3.  математическая статистика
    4.  методы исследования операций
    5.  мат. программирование
  3.  эвристические методы
    1.  метод экспертных оценок
    2.  метод мозговой атаки
    3.  метод коллективного блокнота
  4.  специальные приемы
    1.  функционально-стоимостной анализ
    2.  экспресс-анализ
    3.  диагностический анализ
    4.  программно-ориентированный анализ

Также можно разделить методы на формализованные (логические) и неформализованные (математические) методы.

Формализованные:

  1.  разработка системы показателей
  2.  метод сравнения

наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчетных показателей. Выявленные в ходе сравнения плановых показателей с отчетными величины отклонений являются объектом дальнейшего анализа.    

  1.  метод детализации
  2.  эвристические методы
  3.  построение аналитических таблиц

Неформализованные:

  1.  элементарные методы микроэкономического анализа (балансовый метод, метод элиминирования).
  2.  традиционные методы экономической статистики
    1.  метод средних величин

его сущность состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений процессов. Средние величины позволяют переходить от среднего к общему, от случайного к закономерному. С помощью средних величин можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

  1.  метод группировки

Неотъемлемая часть почти любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Виды группировок: типологические, структурные и аналитические. Так же могут строиться групповые таблицы.

  1.  метод обработки рядов динамики
    1.  индексный метод
  2.  методы математической статистики
    1.  корреляционный анализ
    2.  регрессионный анализ
    3.  кластерный анализ
    4.  метод современного факторного анализа
  3.  методы принятия решений
    1.  методы ситуационного анализа и прогнозирования
    2.  имитационное моделирование
    3.  линейное программирование
    4.  метод построения дерева решений
  4.  метод финансовых вычислений
    1.  дисконтирование
    2.  наращение
  5.  метод оценки денежных потоков


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

27950. Специфика психологического понимания личности. Проблемы социально-психологической диагностики организаций. Параметры организационной диагностики в модели Визбора 31.97 KB
  Специфика психологического понимания личности. Исследованием проблем человеческой личности занимаются персонологи этот термин предложил Генри Мюррей для обозначения как экспериментаторов так и теоретиков в области психологии личности. Наука о личности это дисциплина стремящаяся заложить фундамент для лучшего понимания человеческой индивидуальности путём использования разнообразных исследовательских стратегий а также методов оценки при изучении объяснении прогнозировании вынесении обоснованных решений в том или в ином...
27951. Структура и свойства темперамента. Коучинг как вид индивидуального консультирования. Отличие коучинга от психотерапевтической работы с клиентом 21.4 KB
  Структура и свойства темперамента Темперамент лат. Анализ внутренней структуры темперамента представляет значительные трудности обусловленные отсутствием у темперамента в его обычных психологических характеристиках единого содержания и единой системы внешних проявлений. Попытки такого анализа приводят к выделению трех главных ведущих компонентов темперамента относящихся к сферам общей активности индивида его моторики и его эмоциональности.
27952. Определение и структура характера. Типологии характера. Стратегии поведения в ситуации конфликта (концепция Блейка – Моутона) 33.66 KB
  Типологии характера. Типологии характера. Характер – индивидуальное сочетание устойчивых психических особенностей человека обусловливающее типичный для данной личности способ поведения в определенных жизненных условиях и обстоятельствах. Немов В характере выражаются наиболее типичные существенные особенности человека знание которых позволяет в какойто мере предвидеть как человек будет поступать в тех или иных ситуациях.
27953. Роль механизмов идентификации в процессе становления личности. Психология индивидуальных различий по Майерс-Бригс 53.89 KB
  Что касается другого типа взаимодействия конкуренции то здесь чаще всего анализ сконцентрирован на наиболее яркой ее форме а именно на конфликте. Эти элементы ведут себя различно в зависимости от типа конфликта. Межличностные отношения также даны во взии: они определяют как тип взя который возникает при данных конкретных условиях так и степень выраженности этого типа. Описание типологии MBTI ТЕОРЕТИЧЕСКАЯ ОСНОВА Основой тестирования служит классификация Карла Юнга разделившего в 1920 г различные группы людей по основным архетипам...
27954. Задатки, одаренность и талант. Психологические особенности одаренных 39.64 KB
  Психологические особенности одаренных Задатки генетические программы определяющие развитие функциональных систем в структуре мозга и человека в целом как индивида. Способности это такие индивидуальнопсихологические особенности человека которые содействуют успешному выполнению им той или иной деятельности и не сводятся к имеющимся у него знаниям умениям навыкам. Они тесно связаны с общей направленностью личности с мерой устойчивости склонностей человека некоторой деятельности. Способности это индивидуальнопсихологические...
27955. Гетерохронность развития человека в биологическом, психологическом и социальном планах 30.1 KB
  И в связи с этим изменяется содержание средств методов и форм организации занятий физическими упражнениями. Определение психологомпрактиком собственной позиции при взаимодействии с другими участниками взаимодействия – одна из важнейших задач и она должна непременно решаться в процессе организации собственной деятельности. Клиент бунтует против принятия непривычных для него форм поведения и организации действий преимущественно на бессознательном уровне а это требует особых способов и подходов. Аким образом Учитель занят передачей...
27956. Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности 18.81 KB
  Самооценка и уровень притязаний как структурные элементы личности. САМООЦЕНКА ценность значимость которой индивид наделяет себя в целом и отдельные стороны своей личности деятельности поведения. Самооценка выполняет регуляторную и защитную функции влияя на поведение деятельность и развитие личности ее взаимоотношения с другими людьми.