44845

Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа Метод это способ подхода к изучению познанию и преобразованию реальной действительности. Методология это учение о принципах построения и формах научного познания. Методология ЭА более общее чем метод понятие; вбирающее в себя помимо метода знание о формировании экономических явлений их структурных связях и путях дальнейшего развития.

Русский

2013-11-14

41 KB

9 чел.

2. Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа

Метод – это способ подхода к изучению, познанию и преобразованию реальной действительности.

Методология – это учение о принципах построения и формах научного познания.

Методология ЭА – более общее, чем метод, понятие; вбирающее в себя помимо метода знание о формировании экономических явлений, их структурных связях и путях дальнейшего развития. Методология ЭА предполагает использование всеобщего метода, общих и специфических методов.

Методика – совокупность методов для конкретной цели, в установленном порядке, практическое руководство к действию.

Методика – совокупность конкретных приемов, способов и средств, применяемых в процессе ЭА, в заранее определенной последовательности их использования, для достижения поставленной цели.

Всеобщим методом исследования является диалектика. Она ориентирует нас на глубокое понимание процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Метод ЭА – диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Особенности метода ЭА:

  1.  использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов, всесторонне характеризующих хоз. деятельность.

Эта система обычно формируется в ходе планирования, при разработки систем и подсистем экономической информации.

  1.  изучение причин, вызвавших изменение показателей.

Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимость, то задача анализа – раскрытие и изучение этих причин. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, решающим образом повлиявшие на тот или иной показатель.

  1.  выявление и измерение взаимозависимости между показателями.

Определяются объективными условиями производства и обращения товаров, навязать их искусственно нельзя.

Разделы методики (организационные аспекты, раскрывающие ее содержание):

1) Цель и задачи анализа.

2) Информационное обеспечение (источники информации).

3) Организация анализа (периодичность проведения, субъекты анализа, этапы проведения анализа).

4) Расчетно-аналитические аспекты (макеты аналитических таблиц, объяснение расчетов показателей).

5) Контрольно-управленческий аспект.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук подходы к изучению своего предмета (в т.ч. и ЭТ) базируются на общем диалектическом методе познания.

Характерные черты метода АХД:

– необходимость постоянных сравнений; – необходимость изучения внутренних противоречий положительных и отрицательных сторон каждого явления (процесса); – изучение ХД должно производится с учетом взаимосвязей; – ЭА способен не только установить причинно-следственные связи, но и давать им количественные характеристики; – разработка и использование системы показателей.

Использование метода ЭА проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Каждому виду анализа соответствует своя методика.

 

Классификация методов и приемов экономического анализа

Все методы ЭА делятся на общенаучные и конкретно-научные.

Общенаучные:                                                                                                         

1.  наблюдение (целенаправленное восприятие объекта); 2. сравнение (выявление отличий и сходства изучаемых процессов и явлений); 3. эксперимент (сознательное изменение течения естественных процессов путем создания искусственных условий); 4. анализ и синтез; 5. индукция (движение от частного к общему) и дедукция (наоборот); 6. абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих аналитика); 7. исторический метод (воспроизведение истории объекта во всей его многогранности с учетом всех случайностей); 8. логический метод (предположение, что отвлеченное восприятие в мышлении сложной динамики проявляется в форме исторической теории с отвлечением от случайных и несущественных факторов); 9. моделирование (процесс познания с помощью модели); 10. формализация; 11. системный подход (изучение системы взаимосвязанных элементов); 12. комплексный подход (всестороннее изучение экономических явлений, привлечение различных специалистов).

Конкретно-научные:

  1.  экономико-логические методы:
    1.  сравнение
    2.  группировка
    3.  детализация
    4.  элиминирование
    5.  интегральный метод
  2.  экономико-математические
    1.  интегральное исчисление
    2.  дифференциальное исчисление
    3.  математическая статистика
    4.  методы исследования операций
    5.  мат. программирование
  3.  эвристические методы
    1.  метод экспертных оценок
    2.  метод мозговой атаки
    3.  метод коллективного блокнота
  4.  специальные приемы
    1.  функционально-стоимостной анализ
    2.  экспресс-анализ
    3.  диагностический анализ
    4.  программно-ориентированный анализ

Также можно разделить методы на формализованные (логические) и неформализованные (математические) методы.

Формализованные:

  1.  разработка системы показателей
  2.  метод сравнения

наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчетных показателей. Выявленные в ходе сравнения плановых показателей с отчетными величины отклонений являются объектом дальнейшего анализа.    

  1.  метод детализации
  2.  эвристические методы
  3.  построение аналитических таблиц

Неформализованные:

  1.  элементарные методы микроэкономического анализа (балансовый метод, метод элиминирования).
  2.  традиционные методы экономической статистики
    1.  метод средних величин

его сущность состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений процессов. Средние величины позволяют переходить от среднего к общему, от случайного к закономерному. С помощью средних величин можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

  1.  метод группировки

Неотъемлемая часть почти любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Виды группировок: типологические, структурные и аналитические. Так же могут строиться групповые таблицы.

  1.  метод обработки рядов динамики
    1.  индексный метод
  2.  методы математической статистики
    1.  корреляционный анализ
    2.  регрессионный анализ
    3.  кластерный анализ
    4.  метод современного факторного анализа
  3.  методы принятия решений
    1.  методы ситуационного анализа и прогнозирования
    2.  имитационное моделирование
    3.  линейное программирование
    4.  метод построения дерева решений
  4.  метод финансовых вычислений
    1.  дисконтирование
    2.  наращение
  5.  метод оценки денежных потоков


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

24220. Источники формирования собственных оборотных средств предприятия 52 KB
  Деление оборотных средств на оборотные производственные фонды и фонды обращения определяется особенностями их использования и распределения в сферах производства продукции и ее реализации. Оборотные средства обслуживающие процесс обращения продукции представляют собой фонды обращения. Расходы будущих периодов это невещественные элементы оборотных фондов включающие затраты на подготовку и освоение новой продукции которые производятся в данном периоде квартал год но относятся на продукцию будущего периода например затраты на...
24221. Компетенция преподавателя 34 KB
  В общении необходимо проявлять активность которая в свою очередь вызывается следующими способами: 1 интересная тема 2 актуальные для возраста темы 3 личностнозначимые темы 4 интересное задание 5 разнообразное задание 6 система поощрений и наказаний. специфика среднего этапа: большие трудности с возрастом учащихся личностнозначимые темы играют гораздо большую роль преподаватель должен быть очень осторожен в подборе тем большое колво речевых упражнений 3.
24223. Речевая деятельность в школе 72.5 KB
  Научить учащихся понимать звучащую речь одна из важнейших целей обучения. Структура письма как и говорения состоит из 3х частей: 1 побудительномотивационная появляется мотив потребн6ость вступить в общение чтото передать письменно сообщить инфу возникает замысел высказывания; 2 аналитикосинтетическая формируется и реализуется само высказывание: отбор слов распределение предметных признаков в группе предложения смысловая организация связей между предложениями; 3 исполнительная фиксация продукта с помощью графических...
24225. Содержание обучения ин. Яз., его основные компоненты 30 KB
  Цель: ознакомиться с общим содержанием текста газеты библиотечный материал. Цель: изучить содержание текста с целью его дальнейшего применения извлекается до 80 инф. Цель: проанализировать тщательно содержание текста извлекается до 100. В зарубежной методике:1 scheming наше ознакомительное чтение2 scanning поисковое чтение3 reading for detail Аналитическое и Изучающее чтение Критерии отбора текстов: 1 объем текста 2 тематичность 3 тема урока 4 интересная тема 5 возможность обсуждения 6 проблематика проблематика в тексте...
24227. Игровые технологии в обучении иностранных языков 53 KB
  лексика фонетика развитие психических процессов развитие произвольного поведения Характеристики игры: мотивированность отсутствие принуждения индивидуализированная глубоко личная деятельность обучение и воспитание в коллективе но чрезмерно увлекаться игрой не нужно должна развитие определенных способностей память мышление учение с увлечением Игра это технология совокупности приемов. Все игры делятся на 2 категории: ролевые подстановочные Ролевые: Она представляет собой разыгрывание определенной ситуации. Ролевые игры...