44845

Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа Метод это способ подхода к изучению познанию и преобразованию реальной действительности. Методология это учение о принципах построения и формах научного познания. Методология ЭА более общее чем метод понятие; вбирающее в себя помимо метода знание о формировании экономических явлений их структурных связях и путях дальнейшего развития.

Русский

2013-11-14

41 KB

9 чел.

2. Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа

Метод – это способ подхода к изучению, познанию и преобразованию реальной действительности.

Методология – это учение о принципах построения и формах научного познания.

Методология ЭА – более общее, чем метод, понятие; вбирающее в себя помимо метода знание о формировании экономических явлений, их структурных связях и путях дальнейшего развития. Методология ЭА предполагает использование всеобщего метода, общих и специфических методов.

Методика – совокупность методов для конкретной цели, в установленном порядке, практическое руководство к действию.

Методика – совокупность конкретных приемов, способов и средств, применяемых в процессе ЭА, в заранее определенной последовательности их использования, для достижения поставленной цели.

Всеобщим методом исследования является диалектика. Она ориентирует нас на глубокое понимание процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Метод ЭА – диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Особенности метода ЭА:

  1.  использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов, всесторонне характеризующих хоз. деятельность.

Эта система обычно формируется в ходе планирования, при разработки систем и подсистем экономической информации.

  1.  изучение причин, вызвавших изменение показателей.

Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимость, то задача анализа – раскрытие и изучение этих причин. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, решающим образом повлиявшие на тот или иной показатель.

  1.  выявление и измерение взаимозависимости между показателями.

Определяются объективными условиями производства и обращения товаров, навязать их искусственно нельзя.

Разделы методики (организационные аспекты, раскрывающие ее содержание):

1) Цель и задачи анализа.

2) Информационное обеспечение (источники информации).

3) Организация анализа (периодичность проведения, субъекты анализа, этапы проведения анализа).

4) Расчетно-аналитические аспекты (макеты аналитических таблиц, объяснение расчетов показателей).

5) Контрольно-управленческий аспект.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук подходы к изучению своего предмета (в т.ч. и ЭТ) базируются на общем диалектическом методе познания.

Характерные черты метода АХД:

– необходимость постоянных сравнений; – необходимость изучения внутренних противоречий положительных и отрицательных сторон каждого явления (процесса); – изучение ХД должно производится с учетом взаимосвязей; – ЭА способен не только установить причинно-следственные связи, но и давать им количественные характеристики; – разработка и использование системы показателей.

Использование метода ЭА проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Каждому виду анализа соответствует своя методика.

 

Классификация методов и приемов экономического анализа

Все методы ЭА делятся на общенаучные и конкретно-научные.

Общенаучные:                                                                                                         

1.  наблюдение (целенаправленное восприятие объекта); 2. сравнение (выявление отличий и сходства изучаемых процессов и явлений); 3. эксперимент (сознательное изменение течения естественных процессов путем создания искусственных условий); 4. анализ и синтез; 5. индукция (движение от частного к общему) и дедукция (наоборот); 6. абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих аналитика); 7. исторический метод (воспроизведение истории объекта во всей его многогранности с учетом всех случайностей); 8. логический метод (предположение, что отвлеченное восприятие в мышлении сложной динамики проявляется в форме исторической теории с отвлечением от случайных и несущественных факторов); 9. моделирование (процесс познания с помощью модели); 10. формализация; 11. системный подход (изучение системы взаимосвязанных элементов); 12. комплексный подход (всестороннее изучение экономических явлений, привлечение различных специалистов).

Конкретно-научные:

  1.  экономико-логические методы:
    1.  сравнение
    2.  группировка
    3.  детализация
    4.  элиминирование
    5.  интегральный метод
  2.  экономико-математические
    1.  интегральное исчисление
    2.  дифференциальное исчисление
    3.  математическая статистика
    4.  методы исследования операций
    5.  мат. программирование
  3.  эвристические методы
    1.  метод экспертных оценок
    2.  метод мозговой атаки
    3.  метод коллективного блокнота
  4.  специальные приемы
    1.  функционально-стоимостной анализ
    2.  экспресс-анализ
    3.  диагностический анализ
    4.  программно-ориентированный анализ

Также можно разделить методы на формализованные (логические) и неформализованные (математические) методы.

Формализованные:

  1.  разработка системы показателей
  2.  метод сравнения

наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчетных показателей. Выявленные в ходе сравнения плановых показателей с отчетными величины отклонений являются объектом дальнейшего анализа.    

  1.  метод детализации
  2.  эвристические методы
  3.  построение аналитических таблиц

Неформализованные:

  1.  элементарные методы микроэкономического анализа (балансовый метод, метод элиминирования).
  2.  традиционные методы экономической статистики
    1.  метод средних величин

его сущность состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений процессов. Средние величины позволяют переходить от среднего к общему, от случайного к закономерному. С помощью средних величин можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

  1.  метод группировки

Неотъемлемая часть почти любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Виды группировок: типологические, структурные и аналитические. Так же могут строиться групповые таблицы.

  1.  метод обработки рядов динамики
    1.  индексный метод
  2.  методы математической статистики
    1.  корреляционный анализ
    2.  регрессионный анализ
    3.  кластерный анализ
    4.  метод современного факторного анализа
  3.  методы принятия решений
    1.  методы ситуационного анализа и прогнозирования
    2.  имитационное моделирование
    3.  линейное программирование
    4.  метод построения дерева решений
  4.  метод финансовых вычислений
    1.  дисконтирование
    2.  наращение
  5.  метод оценки денежных потоков


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

25178. Філософія позитивізму та неопозитивізму 29.5 KB
  Філософія позитивізму та неопозитивізму 1. Класичний позитивізм Конт Спенсер Міль 1й позитивізм Наука не пояснює а описує явища. позитивізм переживає кризу викликану прогресом природничонаукового знання. Адже прогрес науки заперечував і знецінював ті синтетичні узагальнення що розглядалися позитивізмом як вічні і незаперечні істини.
25179. «Ідеологія і утопія» (К. Манхейм) 26 KB
  Манхейм Системна спроба дослідження ідеології була зроблена К. Марксу надмірно широке розуміння ідеології. Подруге німецький соціолог виокремив таку важливу характеристику ідеології як систематизованість саме тому ідеологія претендувала на науковість. За цими ознаками виокремлюють два основні різновиди відкриті і тоталітарні ідеології.
25180. Предмет історико-філософської думки 88 KB
  Пригадайте ще років 1520 тому історії філософії відводили місце на крайній периферії у табелі про ранги філософських дисциплін. Головними вважали дослідження з діамату істмату філософських проблем природознавства етики та естетики а історія філософії розташовувалася десь за ними. Приблизно такий самий статус зберігався і в системі викладання: справа зводилася до короткого історикофілософського вступу якому присвячували двітри лекції і на тому історію філософії забували. Є підстави констатувати докорінну зміну статусу історії...
25181. Києво-Могилянська Академія та її роль у формуванні української філософії 25.5 KB
  КиєвоМогилянська Академія та її роль у формуванні української філософії Заснована Петром Могилою у 1632 р. В академії вперше для східних слов'ян почалося систематичне викладання філософії. Викладання філософії передбачало: діалектику логіку фізику математику та метафізику. Про це свідчить хоча б те що кожен професор філософії повинен був виробити собі свій оригінальний курс.
25182. Cимволізм культури. Сутність символу 28 KB
  Зміст поняття символу розкривається через суміжні до нього поняття знаку і образу. Усвідомлення сутності символу неможливе без співвіднесення його з образом. Образ не є уявленням він скоріше предмет уявлення. Будьякий смисл є образом і будьякий образ є хоча б певною мірою символом.
25183. Буття-в-собі і буття-для-себе в параці Ж.-П.Сартра Буття і ніщо 26.5 KB
  Буттявсобі і буттядлясебе в параці Ж.Сартра Буття і ніщо. Буття не створене ніким і нічим воно просто є воно не активне не пасивне не імманенте. Буття є те що воно є це позитивність неповязана з часом.
25184. Філософські школи античності 30.5 KB
  Філософські школи античності Немає філософії взагалі існують її конкретні історичні прояви. Усю 1200 річну історію античної філософії можна розбити на 3 етапи: класика або еллінська філософія еліністична філософія та філософія доби Римської імперії. Рання класика або натурфілософія початковий період філософії. До філософії можна прийти лише знаючи математику.
25185. Основні засади ФІ Гегеля та Канта 34.5 KB
  Історія людства в своїй цілісності стає об'єктом теоретичної реконструкції та аналізу в творчості Канта а своє логічне завершення ці пошуки знаходять в філософії історії Геґеля. Найхарактернішою ознакою німецької класичної філософії є визнання субстанційності історії. Продовжуючи просвітницьку традицію Кант та Геґель постулювали як засадничу основу історичного процесу розум раціональне впорядкування історії. ФІ на відміну від емпіричних описових досліджень історії має представити всесвітню історію як систему...
25186. Методи теоретичного пізнання 30 KB
  Теоретичне пізнання це пізнання яке ґрунтується на споглядальному відношенні до дійсності тобто має чисто інтелектуальний характер. До загальних методів теоретичного пізнання відносять аналіз та синтез. Третім загальнонауковим методом теоретичного пізнання є ідеалізація.