44845

Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа Метод – это способ подхода к изучению познанию и преобразованию реальной действительности. Методология – это учение о принципах построения и формах научного познания. Методология ЭА – более общее чем метод понятие; вбирающее в себя помимо метода знание о формировании экономических явлений их структурных связях и путях дальнейшего развития.

Русский

2013-11-14

41 KB

9 чел.

2. Характерные особенности метода и методики экономического анализа. Классификация методов и приемов экономического анализа

Метод – это способ подхода к изучению, познанию и преобразованию реальной действительности.

Методология – это учение о принципах построения и формах научного познания.

Методология ЭА – более общее, чем метод, понятие; вбирающее в себя помимо метода знание о формировании экономических явлений, их структурных связях и путях дальнейшего развития. Методология ЭА предполагает использование всеобщего метода, общих и специфических методов.

Методика – совокупность методов для конкретной цели, в установленном порядке, практическое руководство к действию.

Методика – совокупность конкретных приемов, способов и средств, применяемых в процессе ЭА, в заранее определенной последовательности их использования, для достижения поставленной цели.

Всеобщим методом исследования является диалектика. Она ориентирует нас на глубокое понимание процессов и явлений в их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Метод ЭА – диалектический способ подхода к изучению хозяйственных процессов в их становлении и развитии.

Особенности метода ЭА:

  1.  использование системы показателей при изучении хозяйственных явлений и процессов, всесторонне характеризующих хоз. деятельность.

Эта система обычно формируется в ходе планирования, при разработки систем и подсистем экономической информации.

  1.  изучение причин, вызвавших изменение показателей.

Поскольку экономические явления обусловлены причинной связью и причинной зависимость, то задача анализа – раскрытие и изучение этих причин. Задача состоит в том, чтобы установить наиболее существенные причины, решающим образом повлиявшие на тот или иной показатель.

  1.  выявление и измерение взаимозависимости между показателями.

Определяются объективными условиями производства и обращения товаров, навязать их искусственно нельзя.

Разделы методики (организационные аспекты, раскрывающие ее содержание):

1) Цель и задачи анализа.

2) Информационное обеспечение (источники информации).

3) Организация анализа (периодичность проведения, субъекты анализа, этапы проведения анализа).

4) Расчетно-аналитические аспекты (макеты аналитических таблиц, объяснение расчетов показателей).

5) Контрольно-управленческий аспект.

Под методом науки в широком смысле понимают способ исследования своего предмета. Специфические для различных наук подходы к изучению своего предмета (в т.ч. и ЭТ) базируются на общем диалектическом методе познания.

Характерные черты метода АХД:

– необходимость постоянных сравнений; – необходимость изучения внутренних противоречий положительных и отрицательных сторон каждого явления (процесса); – изучение ХД должно производится с учетом взаимосвязей; – ЭА способен не только установить причинно-следственные связи, но и давать им количественные характеристики; – разработка и использование системы показателей.

Использование метода ЭА проявляется через ряд конкретных методик аналитического исследования. Каждому виду анализа соответствует своя методика.

 

Классификация методов и приемов экономического анализа

Все методы ЭА делятся на общенаучные и конкретно-научные.

Общенаучные:                                                                                                         

1.  наблюдение (целенаправленное восприятие объекта); 2. сравнение (выявление отличий и сходства изучаемых процессов и явлений); 3. эксперимент (сознательное изменение течения естественных процессов путем создания искусственных условий); 4. анализ и синтез; 5. индукция (движение от частного к общему) и дедукция (наоборот); 6. абстрагирование (мысленное отвлечение от несущественных свойств, связей и одновременное выделение одной или нескольких интересующих аналитика); 7. исторический метод (воспроизведение истории объекта во всей его многогранности с учетом всех случайностей); 8. логический метод (предположение, что отвлеченное восприятие в мышлении сложной динамики проявляется в форме исторической теории с отвлечением от случайных и несущественных факторов); 9. моделирование (процесс познания с помощью модели); 10. формализация; 11. системный подход (изучение системы взаимосвязанных элементов); 12. комплексный подход (всестороннее изучение экономических явлений, привлечение различных специалистов).

Конкретно-научные:

  1.  экономико-логические методы:
    1.  сравнение
    2.  группировка
    3.  детализация
    4.  элиминирование
    5.  интегральный метод
  2.  экономико-математические
    1.  интегральное исчисление
    2.  дифференциальное исчисление
    3.  математическая статистика
    4.  методы исследования операций
    5.  мат. программирование
  3.  эвристические методы
    1.  метод экспертных оценок
    2.  метод мозговой атаки
    3.  метод коллективного блокнота
  4.  специальные приемы
    1.  функционально-стоимостной анализ
    2.  экспресс-анализ
    3.  диагностический анализ
    4.  программно-ориентированный анализ

Также можно разделить методы на формализованные (логические) и неформализованные (математические) методы.

Формализованные:

  1.  разработка системы показателей
  2.  метод сравнения

наиболее ранний и наиболее распространенный способ анализа. Непременным условием сравнения должны быть сопоставимость, одинаковость по содержанию и структуре плановых и отчетных показателей. Выявленные в ходе сравнения плановых показателей с отчетными величины отклонений являются объектом дальнейшего анализа.    

  1.  метод детализации
  2.  эвристические методы
  3.  построение аналитических таблиц

Неформализованные:

  1.  элементарные методы микроэкономического анализа (балансовый метод, метод элиминирования).
  2.  традиционные методы экономической статистики
    1.  метод средних величин

его сущность состоит в обобщении соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений процессов. Средние величины позволяют переходить от среднего к общему, от случайного к закономерному. С помощью средних величин можно определить общие тенденции и закономерности в развитии экономических процессов.

  1.  метод группировки

Неотъемлемая часть почти любого экономического исследования. Она позволяет изучить те или иные экономические явления в их взаимосвязи и взаимозависимости, выявить влияние наиболее существенных факторов, обнаружить те или иные закономерности и тенденции, свойственные этим явлениям и процессам. Виды группировок: типологические, структурные и аналитические. Так же могут строиться групповые таблицы.

  1.  метод обработки рядов динамики
    1.  индексный метод
  2.  методы математической статистики
    1.  корреляционный анализ
    2.  регрессионный анализ
    3.  кластерный анализ
    4.  метод современного факторного анализа
  3.  методы принятия решений
    1.  методы ситуационного анализа и прогнозирования
    2.  имитационное моделирование
    3.  линейное программирование
    4.  метод построения дерева решений
  4.  метод финансовых вычислений
    1.  дисконтирование
    2.  наращение
  5.  метод оценки денежных потоков


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

210. Статистика численности и социальной структуры населения 337.5 KB
  Статистика доходов и потребления, уровня жизни населения. Относительные показатели, характеризующие уровень экономически активного населения. Статистика охраны здоровья и медицинского обслуживания. Таблицы дожития и средней ожидаемой продолжительности жизни.
211. Радиоприемные устройства 6.25 MB
  Расчет коэффициента шума и полосы пропускания. Расчет усилителя промежуточной частоты (УПЧ). Определение структуры радиотракта. Расчет структурной схемы и видеоусилителя приемника. Радиолокационная станция обнаружения и целеуказания
212. Морское судоходство Западной Африки. Морские пути и особенности плавания на отдельных участках бассейна 943.98 KB
  Роль Атлантического океана в морских перевозках. Порты и гавани стран Западной Африки. Пути нейтрализации пиратской деятельности на море. Политическая ситуация - один из аспектов морского судоходства. Торговый флот стран Западной Африки.
213. Коммуникационные технологии 538.5 KB
  Обмен информацией производится по каналам передачи информации. Каналы передачи информации могут использовать различные физические принципы. Сетевое программное обеспечение (ПО) и сетевой протокол. Глобальные компьютерные сети. История развития сети интернет.
214. Проектирование комбикормового цеха 740.12 KB
  Характеристики применяемых материалов и изделий, фундаменты и фундаментные балки. Сведения о наружной и внутренней отделке. Организация и технология производства работ. Выбор грузозахватных приспособлений. Определение численного и квалификационного состава бригады для производства каменных работ.
215. Методы замера твердости металлов и их структурный анализ 538.5 KB
  Назначение легирующих элементов и их влияние на свойства стали. Краткие сведения о закалке и отпуске углеродистых сталей. Изучение упрочнения деталей из углеродистых сталей закалкой и последующим отпуском.
216. Исследование и расчет долбежного станка 315 KB
  Понижение класса кинематических пар звеньев. Построение планов скоростей для 12 положений механизма. Приведение масс звеньев механизма и построение графика приведенного момента инерции. Силовой расчет рычажного механизма.
217. Экологическое право. История формирования экологического права России 256.02 KB
  История формирования экологического права России. Право природопользования. Виды прав на природные объекты и ресурсы. Охрана окружающей среды при осуществлении хозяйственной и иной деятельности. Международно-правовой механизм охраны окружающей среды.
218. Образовательный процесс на примере темы искусство Древней Месопотамии 607 KB
  Структурно-методический анализ учебного материала. Анализ учебно-программной документации. Определение обучающих, воспитывающих, развивающих и когнитивных целей. Методы конструирования на основе методического анализа учебного материала.