44866

Обобщение методического наследия. Краткие сведения из истории развития методики как науки

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Первый известный печатный учебник русского языка Азбука Ивана Федорова 1574 в ней даны 45 букв кирилловского алфавита грамматика орфография элементы просодии. Из числа учебников русского языка в XVIIXVIII вв. и оказавшая сильное влияние как на развитие нормированного русского языка так и на школьные учебники. Возникновение методики РЯ как науки связывается с появлением книги Буслаева выдающегося лингвиста историка педагога О преподавании отечественного языка 1844.

Русский

2013-11-14

20.07 KB

10 чел.

Обобщение методического наследия. Краткие сведения из истории развития методики как науки.

Методика преподавания РЯ изучает процессы обучения школьников родному языку – усвоение ими знаний, формирование у них языковых и речевых умений и навыков. Исследование любого явления должно протекать в его историческом развитии: без понимания того, как изучаемое явление возникло, как шло его развитие, невозможно понять его состояние сегодня и перспективы его развития.

Первый известный печатный учебник русского языка -"Азбука" Ивана Федорова (1574), в ней даны 45 букв кирилловского алфавита, грамматика, орфография, элементы просодии. Первое методическое пособие появилось в 1783 г.: его автор - известный русский педагог Ф.И.Янкович-де-Мириево ("Руководство учителям первого и второго разряда народных училищ Российской империи"). Из числа учебников русского языка в XVII-XVIII вв. заслуживают внимания "Грамматика..." М.Смотрицкого (1619), "Букварь" К.Истомина (1694) и особенно "Российская грамматика" М.В.Ломоносова (1757), являвшаяся основным пособием в гимназиях вплоть до середины XIX в. и оказавшая сильное влияние как на развитие нормированного русского языка, так и на школьные учебники.

Возникновение методики РЯ как науки связывается с появлением книги Буслаева - выдающегося лингвиста, историка, педагога - "О преподавании отечественного языка" (1844). Федор Иванович Буслаев - гуманист; для него человек - носитель прекрасного, высоких порывов души. Учить языку - значит развивать духовные способности учеников, а это невозможно без "метóды". Он разграничивает "учебную метóду" и "ученую метóду", т.е. методы обучения и исследования. Задачи учебной методики: опираться на опыт преподавания, на анализ результатов обучения; изучать личность ученика; обеспечить научную достоверность материала; пробудить в ученике желание учиться. Буслаев создал методику изучения в школе живого русского языка на основе анализа образцов художественной литературы, фольклора; учил брать язык как единое целое, в неразрывной связи всех его элементов: чтение, письмо, развитие речи, работа по грамматике, лексике, этимологии рассматриваются в совокупности. Высоко ценил практические упражнения - изложения, сочинения, переписку, переводы, деловое письмо. Основной задачей и для низших, и для высших ступеней обучения считал развитие "врожденного дара слова". В изучении языка видел огромные возможности умственного развития ученика, рекомендовал развивать навыки самостоятельности, творческого отношения к делу, применять эвристическую методику.

В XIX в. методика формировалась в борьбе за демократизацию школы, за доступ широких масс к образованию. Школе и преподаванию языка в ней уделяли внимание В.Г.Белинский, Н.А.Добролюбов, Н.Г.Чернышевский, Д.И.Писарев. Так, В.Г.Белинский создал учебник русского языка, выступал против формализма в преподавании риторики (теории красноречия), требовал направленности обучения на развитие высокой речевой культуры.

Значим вклад Ушинского. Основные его труды адресованы начальной школе - учебники "Детский мир" и "Родное слово". Но его методические идеи охватывают и среднюю школу, они актуальны и сегодня. Преподавание родного языка воспитывает мыслящую личность: «Язык народа - лучший, никогда не увядающий и вечно вновь распускающийся цвет всей его духовной жизни...». Овладение языком - разносторонняя деятельность школьника, но стержнем ее должен быть курс грамматики, имеющий практическую направленность. Этот курс раскрывает логику языка, приобщает к нормам склонения, спряжения, развивает мышление и дар слова учащихся. Они должны понять роль языковых форм в передаче значений, смысла; поэтому изучение грамматики следует начинать от текста, от предложения. Ушинский все грамматические темы строит на обнаружении изучаемых явлений в тексте "Сказки о рыбаке и рыбке" А.С.Пушкина и выявлении их функций. Речь учащихся должна развиваться на лучших образцах народного языка, ее правильность обеспечивается грамматикой. Ушинский предложил систему изложений и сочинений, которые высоко ценил. Все упражнения по языку должны быть разнообразны и взаимосвязаны. Орфографические умения и навыки Ушинский расценивал очень высоко: они должны быть прочно заложены на самых ранних ступенях обучения. В обучении орфографии признавал как роль правил, так и роль общей языковой культуры.

1872г. – «Азбука» (в 4-х книгах) Л.Н.Толстого. Он был горячим сторонником творческого развития учащихся и свои взгляды изложил в статье "Кому у кого учиться писать: крестьянским ребятам у нас или нам у крестьянских ребят" (1861). Задача преподавания РЯ - приобщить учащихся к чтению и пониманию литературы. Для этого необходимо овладение литературной нормой языка. Роль грамматики в системе Толстого недооценивалась: за грамматикой не признавалась самостоятельная роль в образовании.

Рубеж XIX-XX веков - расцвет методики; творчество В.Я.Стоюнина и Л.И.Поливанова, Н.Ф.Бунакова и В.Ф.Флерова, В.И.Водовозова и В.И.Гаврилова, Н.К.Кульмана и Н.С.Державина. Этот период как бы завершает обобщающий труд А.Д.Алферова "Родной язык в средней школе. Опыт методики" (1911). Помимо обобщения опыта русской школы в книге дан обзор преподавания родных языков в школах Западной Европы. Рекомендации не ограничиваться в школе изучением литературного языка: изучать язык народа, фольклор; знакомить учащихся с диалектами. Особое внимание - развитию "личного языка" учащегося, сочинению, творчеству - более половины объема книги посвящено развитию речи. Подчеркнуто значение грамматики для общего развития учащихся, для обучения правописанию, для овладения культурой речи. Рекомендации в методике орфографии пользоваться упражнениями, опирающимися на слух, зрение, кинестезии и сознание. Цель преподавания языка - умение вслушиваться в язык, говорить, читать и писать на нем. Разрабатывал методику развития интереса к языку и рекомендации по внеклассной работе. Предложил методику исправления и предупреждения речевых ошибок учащихся. Преподавание литературы рассматрено в тесной связи с изучением РЯ (единый предмет - словесность). Высоко ценил нравственное значение литературы в школе; занимаясь методикой выразительности речи, ее истоки определял пониманием замысла произведения литературы, его идеи. От овладения техникой выразительности переходил к художественному чтению, к драматизации.

В начале XX в. усилилась научно-лингвистическая направленность в методике русского языка. 1903г. Ф.Ф.Фортунатов - речь "О преподавании грамматики русского языка в средней школе". А.А.Шахматов - один из организаторов съездов преподавателей русского языка в 1904-1917 гг.; Д.Н.Овсянико-Кули-ковский - автор учебников русского языка 1907-1912 гг. Эта традиция связи лингвистической науки с методикой получила развитие в советское время: Л.В.Щерба, Д.Н.Ушаков, В.И.Чернышев, А.М.Пешковский, А.Н.Гвоздев, Е.С.Истрина, С.И.Абакумов, В.В.Виноградов, С.Г.Бархударов и другие активно участвуют в развитии методики как науки, в создании программ, учебников и пособий для учащихся школ и для учителей. Один из наиболее ярких примеров - методическая деятельность Пешковского. Его крупнейший лингвистический труд "Русский синтаксис в научном освещении" был задуман как учебник для средней школы. Его книга "Школьная и научная грамматика" (1914) - попытка устранить разрыв между наукой о языке и его школьным изучением. Он отстаивал самостоятельное образовательное и развивающее значение курса грамматики, критиковал сложившееся в школе положение, когда грамматика стала "служанкой орфографии". Он работал над школьным минимумом языковой теории, создал учебники "Наш язык", реализовав в них принцип наблюдений над языком, требовавший высокого уровня познавательной самостоятельности учащихся. Он боролся за научность методики, за эксперимент в школе, против догматизма, шаблона, за высокий уровень подготовки учителя.

Л.В.Щерба - лингвист и методист - искал ответы на вопросы: является ли методика наукой или искусством? Чем руководствоваться при выборе метода обучения? Как происходит усвоение языка в условиях билингвизма? Как развивать аудирование родной речи? Он первым понял необходимость применения теории речи в школьной методике: различая в языке речевую деятельность (говорение, аудирование, письмо, чтение), языковой материал (совокупность всего говоримого и написанного) и систему языка, он сделал попытку положить это разграничение в основу методики обучения. Много внимания уделял методике орфографии - острейшему вопросу в школе 20-х гг., который не утратил своей остроты и сегодня.

Методические решения опираются не только на особенности изучаемого языкового материала, но и на познанные закономерности процессов овладения языком. Значимы труды Гвоздева: он с точностью показал, как происходит усвоение звуковой стороны русского языка, его грамматики на разных возрастных ступенях; его книга "Вопросы изучения детской речи" (М., 1961) используется всеми методистами-исследователями.

Значительное развитие получило также исследование ошибок речи, их причин и путей устранения. Это направление основано В.А.Добромысловым в его книге "К вопросу о языке рабочего подростка" (1932). В.А.Добромыслов работал также в области развития логического мышления при изучении родного языка, в методике изложения и сочинения, исследовал связи грамматического материала с развитием речи учащихся, разрабатывал методику формирования грамматических понятий, усвоения их определений и правил.

Проблемы обучения русскому языку в условиях диалектов, диалектного языкового окружения исследовал А.В.Текучев (1903-1987). Он создал также методику языкового анализа, работал в области определения содержания языкового образования, предложил орфографический и пунктуационный минимум для средней школы, разрабатывал общие вопросы методики русского языка как науки, изучал ее историю. Он - признанный специалист и в методике преподавания русского языка в национальной школе.

XX век породил новые лингвистические научные школы, давшие основу для развития методики: это успехи функциональной стилистики и культуры речи, социолингвистики, семиотики, фонологии, возникновение психолингвистики, неориторики, теории языковой личности и др.

Последнее десятилетие внесло много нового в систему средне-школьного образования: для этого периода характерна общая гуманитарная направленность, расширение цикла языковых предметов, возникло разнообразие типов школ, программ и учебников (это уже привело к необходимости вариативных методик), в гуманитарных школах (классах) введены стилистика, культура речи, словесность (основы филологии), риторика, основы истории языка, редактирование, церковнославянский язык.

В условиях плюрализма стало необходимым введение стандартов, определяющих минимум знаний, умений, развития учащихся, обязательный для всех вариантов образования. Как бы в противовес стандартам широко применяются инновационные методики ("инновация" ее авторами переводится как "движение к новому"), направленные на высокую познавательную активность учащихся, увлеченный поиск, их речевое творчество.

Методика русского языка накопила значительный опыт, однако до сих пор требуют упорядочения система научных понятий и терминов, обсуждения принципы и методы обучения русскому языку, пока недостаточно изучены закономерности усвоения русского языка учащимися разных возрастов.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

70079. ИНОСТРАННЫЙ ЯЗЫК: УЧЕБНО-МЕТОДИЧЕСКИЙ КОМПЛЕКС (4 курс) 202.5 KB
  Задачей обучения является формирование у студентов знаний, умений и навыков, позволяющих пользоваться общеупотребительными и терминологическими языковыми средствами при осуществлении основных видов коммуникативной деятельности: восприятия на слух (аудирование) и чтения...
70080. ОБЩАЯ ХИМИЯ: КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ 588 KB
  Основными классами неорганических соединений являются оксиды кислоты соли и основания. Солеобразующие оксиды делят на основные образуют соли с кислотами кислотные образуют соли с основаниями и амфотерные образуют соли как с кислотами так и с основаниями.
70081. Сложные запросы 120 KB
  Над наборами записей, содержащихся в таблицах базы данных и/или возвращаемых запросами, можно совершать теоретико-множественные операции, такие как декартово произведение, объединение, пересечение и вычитание.
70083. Оказание первой доврачебной медицинской помощи человеку, пораженному электрическим током 108 KB
  Положение головы пострадавшего перед проведением искусственного дыхания Рис. Оценить состояние пострадавшего. Первая помощь пострадавшему от электрического тока Первая помощь пострадавшему от электрического тока состоит из двух этапов: освобождение пострадавшего от действия тока...
70084. Измерение влажности воздуха 41.5 KB
  Цель работы: Познакомиться с методом измерения относительной влажности воздуха с помощью термометра Техника безопасности: Аккуратное обращение с термометром и стаканом Ход работы: Измерить t воздуха и воды в стакане убедившись в их равенстве.
70085. ДОСЛІДЖЕННЯ МОМЕНТУ ІНЕРЦІЇ ТІЛ РІЗНОЇ ГЕОМЕТРИЧНОЇ ФОРМИ 46 KB
  Мета роботи: встановити моменти інерції тіл різної геометричної форми методом незгасаючих крутильних коливань. Прилади та обладнання:Прилад з диском для створення крутильних незгасаючих коливань, Набір досліджуваних тіл, Секундомір, Лінійка, Мікрометр.
70087. Проектирование отношений и схемы данных. (MS Access) 91 KB
  В открытом окне Схема данных уже будут отображены все созданные таблицы и связи между ними. Установите включение опций Обеспечение целостности данных Каскадное обновление связанных полей Каскадное удаление связанных полей.