44867

Позиционные чередования гласных и согласных в РЯ. Слог. Типология слогов. Принципы слогообразования и слогоделния

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

При морфологических чередованиях в качестве особой позиции может выступать не только суффикс но и окончание. Фонетические и морфологические чередования могут образовывать целые ряды позиционно чередующихся звуков. Позиционно-обусловленные чередования.

Русский

2013-11-14

41 KB

12 чел.

Позиционные чередования гласных и согласных в РЯ. Слог. Типология слогов. Принципы слогообразования и слогоделния.

Чередование - мена звуков занимающих одно и то же место в одной и той же морфеме но в разных словах или разных словоформах.

Чередование может быть связано с определенным положением звуков в слове (пр.: г на конце слова). Это чередование не знает исключений. В новых словах действует та же закономерность. Недавно заимствованы слова акваланг, смог, создано сложносокращенное слово киборг (кибернетический организм), они подчинились той же закономерности.

Позиционное чередование - чередование, которое происходит в какой-либо позиции.

Чередование бывает: фонетическое, морфологическое, историческое.

Фонетическое чередование. Позиции, т. е. условия появления того или иного звука, фонетические — начало и конец слова или слога, соседство других звуков, положение в ударном или безударном слоге.

Чередование звуков может быть вызвано позицией начала слова. Во многих русских говорах с неполным оканьем [о] заменяется [у] в начале слова во втором предударном слоге. Здесь скажут [6]блако, но [у]блака. Не в начале слова такой замены нет.

Чередование бывает связано с позицией звука в слоге. Так, в некоторых русских говорах [в] на конце слога заменяется звуком [у] неслоговым: голо[в]а голо[у].

Часто чередование бывает обусловлено положением звука рядом с другим (пр.: игра-сыграть. Перед глухими согласными звонкие заменяются глухими: вя[з]атъ свя[с]ка (связка). Звуки могут чередоваться в зависимости от положения по отношению к ударению: ударный [э] заменяется безударным [и3].

Морфологическое чередование. ПР.: шагать-шагнуть. При морфологических чередованиях в качестве особой позиции может выступать не только суффикс, но и окончание. ПР.: губить - гублю.

Фонетические и морфологические чередования могут образовывать целые ряды позиционно чередующихся звуков.

Позиционно-обусловленные чередования. Без исключений в яз.системе. Пр.: фонетическое чередование шумного звонкого согласного с глухим на конце слова (гла[з]а гла[с]) или перед глухим шумным (подру[г]а дру[ж]-ный), перед глагольным суффиксом -и- (дру[ж]йть) или окончанием глаголов II спряжения (дру[ж]у, дру[ж]ишь и т.д.).

Позиционно-прикреплённый чередования. Есть исключения. Пр.: морфологическое чередование о-а перед -ива-/-ыва- (выходит выхаживает и т. п.) знает исключения: топчет притаптывает и притоптывает, хлопает прихлопывает и др.

Кроме позиционных бывают и такие чередования, которые не имеют ни фонетической, ни морфологической обусловленности: подру[г]а дру[з*]ья, с[о)н с[-]на. Это непозиционные чередования, которые связаны только с конкретными словами.

Фонетические позиционно обусловленные чередования — это чередования звуков, относящихся к одной фонеме. Фонетические позиционно прикрепленные чередования могут быть чередованием звуков, относящихся к одной фонеме, и чередованием фонем. Так, если отступления от позиционного чередования закреплены в отдельных словах, лексикализованы и обязательны для говорящих, то такие чередования представляют собой чередования фонем. Пр.: конь-конный. Если отступления от позиционного чередования  необязательны, то такие звуки - представители одной фонемы. Пр.: ряд – ряды.

Морфологические и непозиционные чередования — это исторические чередования.

Слог.

Слог — минимальная произносительная единица, которая служит полем реализации сегментных и суперсегментных признаков. Соответственно слог выступает как минимальная единица восприятия речи. Понятие окончательно не ясно – много теорий. Обязательный признак слога - контраст между его составляющими. Артикуляторно единство слога обеспечивается одновременностью всех движений, требуемых слогом, за исключением антагонистических. Степень слитности звуков в слоге различна: минимальная — в наиболее контрастных слогах с глухими взрывными согласными (па), максимальной — в слогах с сонорными вследствие большей близости сонорных к гласным (ли). Конститутивные и дифференциальные признаки фонем, в частности характеристики согласных по активному речевому органу и твердости — мягкости, реализуются как минимум в слоге.

Суперсегментные характеристики слова и фразы — в русском языке ударение и интонация — тоже соотнесены со слогом. Слоги: ударные и безударные. Предударныей – контрастнее послед.

Фонологический статус слога в различных языках неодинаков. В РЯ слог не соотнесен непосредственно со значащими единицами, которые выступают в качестве единиц распределения и сочетаемости звуков.

Структура слога. Оиентир на фонемный состав. Слогоносителями считаются только гласные фонемы, и число слогов в слове определяется по числу гласных фонем. Между тем такое соответствие не всегда соблюдается. Чаще это бывает в словах с консонантными сочетаниями, если структура сочетаний нарушает тенденцию к восходяще-нисходящей звучности в сонорной структуре слова (мхи, рты, кадр).  Т.к. в РЯ полнозначное слово обязательно включает гласную фонему; нет фонологического противопоставления слоговых согласных неслоговым в одной и той же позиции (кот-коты); согласные ассимилируются с гласными; в  потоке речи побочные слоги, развивающиеся в краевых позициях слова, могут устраняться в результате слияния слов внутри синтагмы (театруж полон).

Таким образом, в результате действия двух последних причин слоговая структура русского слова в ряде случаев оказывается подвижной.

 Слогораздел. Несемантизирован – общевонетическая традиция к открытому слогу. Морфологический принцип деления чаще проявляется на стыке префикса с корнем (из-за разное семантической нагрузки аффиксов). Интенрвокальные сочетания – расхождения в слогоделении.

При определении места слоговой границы выдвигались следующие критерии.

1. Соотношение интервокальных сочетаний с характеристиками начала и конца слова (Ломоносов, Тредиаковский). Данный критерий не универсален.

2. Структура сочетаний (Аванесов). Учитываются характеристики согласных по признаку шумный—сонорный. Теория восходящей звучности. Коэфицент. Глас. – 4, сонор. – 3, звонкие – 2, шумные – 1.

      3. Положение сочетания по отношению к ударению (Щерба).  Артикуляторная теория. Пр.: мос-тик, мо-сты. В заударном положении слогораздел проводится внутри сочетания, в предударном — перед сочетанием. Наиболее точный принцип.

      4.  Степень фонетической связанности звуков (Бондарко). Теория открытых фонетич.слогов. Деление слогов по смыслу. Пр.: там арка упала.
Звуки, образующие один слог, характеризуются большей связанностью, взаимозависимостью. Поэтому слогораздел всегда проводится перед сочетанием согласных. Исключение делается только для сочетаний с начальным [
j].

Названные расхождения в слогоделении могут указывать на принципиальную подвижность слоговых границ и несемантизованности слогораздела. Не исключено, что в этих условиях интервокальные согласные — независимо от их числа — относятся к обоим гласным, к обоим слогам. Такая точка зрения высказывалась неоднократно. В ее пользу говорят: аккомодация интервокальных согласных не только с последующим, но и с предыдущим гласным, отсутствие здесь абсолютных ограничений на употребление одиночных согласных, разнообразие и многочисленность сочетаний согласных, а также то, что сочетания, оценивающиеся как трудные в краевых позициях, в положении между гласными не считаются трудными. Ср.: рта amp арта атра.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

52993. Найрозумніший (інтелект-шоу з фізики) 127.5 KB
  Стан механічної системи при якому дія на систему зовнішніх сил не викликає взаємного тиску частинок цієї системи називається: 1. Електричний струмом називається: 1 процес хаотичного руху заряджених частинок; 2 процес безперервного руху заряджених частинок; 3 процес напрямленого руху заряджених частинок. Фізична величина яка чисельно рівна добутку швидкості V руху на час t протягом якого він відбувався називається: 1 переміщенням; 2 траєкторією; 3 шляхом; 7. Пристрій який перетворює електричну енергію в енергію обертального руху...
52995. Физкультминутки на уроках русского языка в 5 – 9 классах 164.5 KB
  Когда эти буквы будут обозначать 1 звук вы поднимете голову вверх хлопнете над головой 3 раза и опустите руки вниз. Встаньте ровно руки опущены. Когда вы услышите синонимы поднимите руки вверх и хорошо потянитесь кверху. Когда услышите слово которое пишется с двумя н поднимите руки вверх.
52996. Педагогічний контроль виконання домашніх завдань з фізичної культури 275 KB
  Пропаную добірку вправ, які можуть послужити змістовним наповненням домашніх завдань. Їх виконання не потребує специфічного обладнання та інвентарю, зате забезпечує ефективний розвиток сили, координації рухів, витримки та витривалості. Додаю також нормативи педагогічного контролю виконання домашніх завдань...
52997. Фізкультурно-оздоровчі заходи для учнів молодших класів у режимі навчального дня школи: малі форми активного відпочинку 123 KB
  До цих традиційних заходів додаються психокорекційні: психогімнастика кінесіологічні вправи та ін. Короткочасні фізичні вправи та ігри в процесі уроків і виконання домашнього завдання сприяють підтриманню активної уваги і підвищують працездатність на заняттях. Основні вимоги до вибору вправ до малих форм активного відпочинку: мають відповідати віковим особливостям учнів бути простими цікавими та доступними мати ігровий характер бути зручними для виконання на обмеженій площі емоційними й досить інтенсивними; мають бути знайомі...
52998. Сценарій фізкультурно-оздоровчого Свята «Відкриття шкільної спартакіади» 376 KB
  Ведучий 1: Ми запрошуємо вас в країну шкільної Спартакіади. Ведучий 2: Шановні учні школи. Ведучий 1: Символом Олімпійських ігор є п`ять олімпійських кілець. показовий виступ художньої гімнастики Ведучий 2: Школа До виносу Олімпійського прапора струнко Винос прапора.
52999. Рухливі ігри на уроках фізкультури та в режимі навчального дня 110 KB
  Світ ігор дуже різноманітний: рухливі сюжетні народні рольові спортивні імітаційні командні групові ігриестафети ігриконкурси ігризабави ігризмагання тощо. Найкращими ліками для дітей від рухового голоду є рухливі ігри. Ігри на уроках фізкультури та в режимі навчального дня використовуються для гармонійного поєднання розумових фізичних та емоційних навантажень загального комфортного стану.
53000. Застосування методу колового тренування на уроках фізичної культури 495.5 KB
  Анотація Методична розробка комплексів колового тренування на уроках фізичної культури у 511 класах яка містить основні вимоги та набір фізичних вправ для комплексів колового тренування. Одним із сучасних методів організації і навчання учнів на уроці є метод колового тренування який запроваджується в школах нашої країни з 1966 – 1967 років. Колове тренування виникло як організаційнометодичний метод виконання фізичних вправ що спрямовані на комплексний розвиток рухових якостей учнів.
53001. Использование инновационных технологий на уроках физкультуры 409 KB
  Данное упражнение развивает: скоростно-силовые качества мышцы и связки ног укрепляет мышечно-связочный аппарат голеностопного сустава. Упражнение воспитывает: а организованность; б синхронность; в групповую совместимость командные качества. На уроках физической культуры практикуем как подготовительное разминочное прыжковое упражнение легкая атлетика гимнастика спортивные игры. Упражнение развивает: а ловкость.