44876

Работа с учебником как метод обучении РЯ в школе

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Школьный учебник –- это специальная книга излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для постижения учебных целей. Учебник – средство обучения вместе с материалами и пособиями. Основными функциями учебника являются следующие: информационная трансформационная систематизирующая и воспитательная.

Русский

2013-11-14

13.99 KB

4 чел.

Работа с учебником как метод обучении РЯ в школе.

Школьный учебник – это специальная книга, излагающая основы научных знаний по русскому языку и предназначенная для постижения учебных целей. Учебник – средство обучения (вместе с материалами и пособиями). Основными функциями учебника являются следующие: информационная, трансформационная, систематизирующая и воспитательная. В нем даются знания (информационная функция), представленные в виде определенной системы (систематизирующая функция) и служащие для формирования соответствующих общеучебных и специальных умений (трансформационная функция). При этом все материалы учебника направлены на воспитание у учащихся умения самостоятельно и верно оценивать факты действительности, работать творчески и инициативно в последующей трудовой жизни (воспитательная функция). Учебник и программа имеют общую систему понятий, фактов, общую последовательность их излучения. Но в учебнике в отличие от программы дается трактовка языковых явлений, уточняется содержание изучаемых понятий, включаются упражнения на закрепление знаний, формирование языковых, правописных и речевых умений. Учебник определяет объем сведений об изучаемых понятиях, способствует формированию у школьников необходимых способов деятельности. Он содержит описание языковых понятий, фактов и явлений, включает достаточное количество разнообразных интересных и содержательных упражнений, расположенных в определенной, методически оправданной последовательности, содействует развитию школьников, формированию у них материалистического мировоззрения, воспитанию высоких моральных качеств. Как правило, учебник включает следующие структурные компоненты: теоретические сведения о языке в виде текстов и внетекстовые компоненты: аппарат организации работы (вопросы, задания); иллюстративный материал и аппарат ориентировки (указатели, оглавление, заголовки и т. п.) Тексты о языке составляют основное содержание учебников по русскому языку. Они делятся на основные и дополнительные. В основных текстах описываются факты и явления языка и речи, даются определения понятий, перечисляются их основные признаки, делаются выводы и обобщения, предлагаются задания и упражнения, на основе которых формируется система умений и навыков, выводятся правила и т. п. В дополнительных текстах даются материалы для справок, примечания, разъяснения, образцы рассуждений (или способы применения правил) и т. п. Аппарат организации работы включает прежде всего те вопросы и задания, которые организуют наблюдения учащихся над фактами и явлениями языка, способствуют систематизации и обобщению изученного, направляют деятельность учащихся в процессе формирования у них умений и навыков. Иллюстративный материал (рисунки, схемы, таблицы, графические изображения и т. п.) способствуют более глубокому осознанию изучаемых явлений, поэтому он тесно связан с основным учебным текстом, наглядно представляет то, о чем в нем говорится, дополняет, конкретизирует его, а в ряде случаев восполняет материал, отсутствующий в тексте. Аппарат ориентировки (указатели, заголовки, оглавление) помогает учащимся понять внутреннюю структуру учебника, дает представление о содержании и построении учебного материала, позволяет ориентироваться в содержании учебника в целом, быстро найти нужные сведения и т. п. Учитель должен знать, как строится учебник, чтобы методически верно использовать весь материал, представленный в учебной книге, объяснить школьникам тем или иным способом на определенном этапе работы смысл и назначение всех ее компонентов. Учебник предназначен и для учащихся, и для учителя. Для ученика он является источником информации, справочным пособием, средством овладения умениями. Для учителя – он источник методической системы. С помощью учебника он определяет методы работы со школьниками на разных этапах освоения материала.

Чтение учебника – 1 из трёх теоретических (беседа, сообщение, учебник) методов обучения РЯ. Чтение учебника – добывание знаний из книги самими учащимися. Вопросы учителя после чтения – обязательное условие.

Учебники Ладыженской, Баранова, Тросенцова – структурно-семантическое направление в лингвистике. Явления и факты в 3 аспектах: форма, значение, употребление. Я использую его.

Учебник под ред. Бабйцевой – специфический. Состоит из 3 частей: теория, практика, русская речь.

Учебник Разумовской и Леканта – особо ощущается функциональный подход.Наличие у учителя нескольких учебников позволяет ему выбирать методическую систему, заложенную и реализованную в учебном комплексе.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

44169. ИССЛЕДОВАНИЕ ЦЕННОСТНЫХ ОРИЕНТАЦИЙ ПЕРСОНАЛА 64.5 KB
  Исследовательская модель ценностей известного психолога или психологов. Рокича; Методика Оценка терминальных ценностей ОТеЦ И.Шварца для изучения ценностей личности. Рокича основанная на прямом ранжировании списка ценностей.
44170. Методические рекомендации для студентов факультета технологии и предпринимательства 1.21 MB
  Все страницы нумеруются по порядку, начиная с титульного листа, который считается первой страницей, но цифра «1» на нем не ставится. Порядковый номер страницы печатается арабскими цифрами правый верхний угол. Страницы с рисунками и таблицами входят в общую нумерацию. Дубликат страниц не допускается
44172. Разработка программных средств оцифровки электрокардиограмм 6.19 MB
  По итогам работы, получено приложение, позволяющее распознавать кривую на отсканированной ленте ЭКГ с дальнейшим ее автоматическим анализом, находящим важные участки и пики. По итогам проведенного анализа, вычисляются некоторые параметры выделенных участков, и выводится информация о возможных патологиях
44173. «ҚАРЖЫ» МАМАНДЫҒЫ БОЙЫНША СТУДЕНТТЕРДІҢ ДИПЛОМ ЖҰМЫСТАРЫН ОРЫНДАУҒА АРНАЛҒАН ӘДІСТЕМЕЛІК НҰСҚAУЛЫҚ 135 KB
  Диплом жұмысын орындау оқу үдерісінің күрделі әрі шешуші кезеңі болып танылады. Бұл маманнның өз мамандығы бойынша теориялық және практикалық міндеттерін шешуге дайындығын көрсетеді.Студент бұл жұмысты дайындау барысында қаржы саласындағы нақты мәселелерді шешу бойынша өз мүмкіндіктерін көрсетуі тиіс.
44174. Разработка проекта озеленения и благоустройства территории двора по ул. Ленинградская 15 3.77 MB
  Толщина расстилаемого неуплотненного слоя растительного грунта должна быть не менее 15 см при подзолистых почвах и 30 см при других почвах и во всех климатических подрайонах. Экспликация Экспликация Боярышник зеленый Crtegus viridis Липа мелколистная Tili cordt `Rncho` Газон обыкновенный Спецификация Скамья Урна Дорожка асфальтированная 2. На участке были сохранены кустарники липа мелколистная и боярышник зеленый но пересажены на другое место для...
44175. Проектирование коллекции театрального костюма по мотивам пьесы Григория Горина «Тиль» для театральной студии «Другое дерево 1.39 MB
  Идея дипломной работы заключается в том чтобы наиболее точно отразить эпоху Испании и Нидерландов 16 века в театральном костюме добиться максимального эффекта малыми средствами а так же создание коллекции исторического театрального костюма для актёров младшей возрастной группы и разработка ее теоретического базиса. Определить основные характеристики и требования к театральному костюму Проанализировать этапы развития костюма во Фландрии 16 века. Объектом исследования является проблема развития...
44176. РАЗРАБОТКА МАРКЕТИНГОВОГО ПЛАНА УЧАСТИЯ В ВЫСТАВКЕ (НА ПРИМЕРЕ ООО «СЕРВИСНЫЙ ЦЕНТР «СИБЭНЕРГОРЕСУРС», Г. ЛЕНИНСК-КУЗНЕЦКИЙ) 1.19 MB
  Целью работы является разработка плана участия в выставке для совершенствования деятельности предприятия на примере ООО Сервисный Центр СибЭнергоРесурс. Четвертая глава направлена на разработку маркетингового плана участия в выставке для Сервисный Центр СибЭнергоРесурс.3 Разработка маркетингового плана участия в выставке..