44891

Методика формирования и развития системы понятий о химическом элементе

Доклад

Химия и фармакология

Цель изучения химических производств показать учащимся как достижения науки используются для практических нужд отразить роль науки как движущей силы производства и прогресса. Изучение химических производств позволяет существенно усилить экологическую сторону обучения химии раскрыть возможность реализации и требований экологической безопасности при грамотной организации производства что является важной воспитательной задачей курса химии средней школы. Структура системы понятий об основах химического производства. На этом основании можно...

Русский

2013-11-15

23.19 KB

25 чел.

10.Методика формирования и развития системы понятий о химическом элементе.

Понятие о химическом элементе — важнейшее, очень сложное, абстрактное понятие курса химии. Учащиеся работают с веществами, наблюдают химические процессы, но химический элемент они не видят. Нужны сложные умозаключения и убедительные доказательства того, что химические элементы действительно существуют и что они определяют качественный и количественный состав и, следовательно, свойства веществ. На основе понятия «химический элемент» формируется представление о материальном единстве мира, о едином происхождении живой и неживой природы, развивается абстрактное мышление учащихся. Без этого понятия невозможно изучить периодический закон Д. И. Менделеева. Вместе с тем при изучении курса химии постоянно наблюдалась путаница понятий «химический элемент» и «простое вещество». Нередко между ними незаметно ставился знак равенства. Лишь после того как учащиеся получат первые представления о химических элементах, становится возможным пользоваться химической символикой, моделировать вещества и их процессы. Поэтому формирование понятия «химический элемент» имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение.

Структура содержания понятия «химический элемент».

Как и всякое сложное понятие, система понятий «химический элемент» имеет свою структуру содержания. В состав ее входят понятия: 1) об атомах химических элементов; 2) о распространенности и круговороте элементов в природе; 3) о классификации и систематизации химических элементов.

Выявление этой связи в каждом конкретном случае позволяет организовать проблемные ситуации. Формирование системы понятий о химическом элементе  происходит не сразу, а постепенно, последовательно, обогащаясь за счет изучаемых в процессе обучения теорий.

С самого начала курса химии может произойти смещение понятий «химический элемент» и «простое вещество», потому что по большей части название элементов и простых веществ одинаковы. Если их не разграничить, то в дальнейшем эта путаница закрепится, и устранить возникшие ошибки будет значительно труднее. Учитель должен это постоянно иметь в виду и при изучении всех последующих тем все время обращать на это внимание. Понятие «химический элемент» является для учащихся очень абстрактным и сложным. Чтобы облегчить его понимание, можно использовать эксперимент.

Учащиеся обучаются определять валентность одного элемента, если известна валентность другого, а также составлять формулы бинарных соединений по валентности. Но обязательно надо проводить идею о том, что атом проявляет валентность только в соединении с другими атомами.

В последующих темах система понятий о химическом элементе не претерпевает изменений. Качественный скачок в ее развитии происходит при изучении периодического закона и периодической системы элементов Д. И. Менделеева, которые являются высшим обобщением знаний о химических элементах. Вносится уточнение в классификацию, дается

11.Методика формирования и развития системы химико-технологических понятий.

Цель изучения химических производств — показать учащимся, как достижения науки используются для практических нужд, отразить роль науки как движущей силы производства и прогресса. Изучение химических производств позволяет существенно усилить экологическую сторону обучения химии, раскрыть возможность реализации и требований экологической безопасности при грамотной организации производства, что является важной воспитательной задачей курса химии средней школы. На материале химических производств легко осуществляются межпредметные и внутрипредметные связи химии с физикой (при изучении аппаратов), химии с биологией (при изучении химизации сельского хозяйства), химии и черчения, химии и математики и т. д. На материале химических производств можно привести много примеров, иллюстрирующих успехи химической промышленности, способствующие удовлетворению нужд народного хозяйства и потребностей людей. Образовательные задачи сводятся к формированию конкретных понятий о химическом производстве по единой системе (схема 1.).

Схема 1. Структура системы понятий об основах химического производства.

Стрелки на схеме показывают связи между блоками понятий. На этом основании можно выбрать различную последовательность изучения конкретного производства. Важно только не нарушать причинно-следственные связи.

Каждый из названных в схеме 1 блоков содержания представляет собой в свою очередь систему понятий, которая развивается и обогащается в процессе изучения химического производства. Вещества здесь рассматриваются под новым углом зрения — как сырье для производства и как продукт производства, а химические реакции — как процессы. Их закономерности изучаются как основа для разработки технологического режима, конструкции аппаратуры. В системе появляются совершенно новые понятия: об оптимизации производства, энергетике производства, о проблемах сырья и его комплексного использования, о качестве продукта, о технике безопасности и охране окружающей среды, о рабочих профессиях и др. Все эти понятия лучше всего формировать на материале о химических производствах, изучение которых осуществляется с позиций единого методического подхода. При рассмотрении проблемы сырья для любого производства подчеркиваются единые тенденции, определяемые научным подходом и требованиями общества: необходимость экономии и комплексного использования сырья (создание комбинированных производств, где используются все составные части сырья и где отходы одного производства служат сырьем для другого), обогащение сырья для повышения качества и увеличение количества производимого продукта, замена пищевого сырья непищевым и т. д. Понятие о проблеме сырья, как и другие проблемы производства, должны вводиться постепенно, адекватно содержанию. Так развиваются понятия о химическом производстве. Продукты производства и их свойства обычно рассматриваются значительно раньше, чем изучается их производство. Полученные знания при этом являются опорными. Такое же значение имеют знания о химических реакциях и их закономерностях — теоретической основой изучения химического производства. Особенности химических реакций определяют так называемый технологический режим производства. Следует подчеркивать разницу между терминами «химическая реакция» и «химический процесс». Последнее понятие шире первого, так как рассматривает способ ввода исходных веществ в сферу реакции, саму химическую реакцию, условия ее оптимального проведения и способ отвода продуктов. В этом же блоке целесообразно рассмотреть проблему энергетики процесса — источника энергии, утилизации избыточной энергии, ее экономии и т. д. Важным элементом технологии производства являются аппараты, в которых осуществляется процесс. С одной стороны, следует отметить специфику химических аппаратов, применяемых в ряде производств и имеющих ряд общих черт. Это дает возможность сравнивать их между собой и обобщать сведения о химическом производстве с целью формирования

12.Методы организации самостоятельной работы и развития творческих способностей учащихся.

Особенности и классификация самостоятельной работы учащихся.

Самостоятельная работа учащихся на уроках ведется по специальному заданию. От целей, содержания, формы задания зависит характер деятельности школьников. Организую самостоятельную работу, учитель ставит различные цели: обучение, развитие, воспитание учащихся. Самостоятельная работа всегда имеет определенную дидактическую направленность, на уроке она служит таким главным дидактическим целям: изучение нового материала; совершенствование имеющихся знаний и умений; проверке результатом обучения.

Различают самостоятельные работы трех типов:

1. Репродуктивная;

2. Частично поисковая;

3. Исследовательская.

Задание для самостоятельной работы первого типа заключают в себе требования выполнять те или иные действия по образцу. Выполняя работу, они перестраивают и систематизируют приобретенные знания. Самостоятельная работа в этих случаях служит целью лучшего осмысления нового и закрепление в памяти изученного материала.

Самостоятельная работа частично поискового типа характерна, побуждать учащихся к вполне осознанной деятельности. Задания для такого типа задач, работ предоставляет учащимся возможность самим найти путь и способ решения определенных задач на основании имеющихся знаний.

Исследовательская самостоятельная работа – одни из методов проблемного обучения. Она представляет собой небольшое ученическое исследование в результате, которого учащиеся приобретают новые знания или узнают новый способ действия. Исследование начинается с вопроса, вопрос вызывает затруднение. Появляется цель деятельности, намечается план, в котором могут предусматриваться некоторые варианты их решения. После анализа выбирается оптимальный вариант действия, он осуществляется, затем делается вывод.

При выполнении такого типа работ проявляется творчество учащихся. Это происходит при составлении задач самими учащимися, при нахождении разнообразных способов из решения.

Итак, самостоятельная работа учащихся как определенный способ обучения может быть охарактеризована по таким существенным признакам как дидактическая направленность, тип познавательной деятельности, форма организации работы (фронтальная, групповая, индивидуальная), вид источника знаний (работа с книгой, эксперимент, выполнение упражнений, решение задач). Идеальным результатом обучения считается достижение такого уровни развития познавательной деятельности учащихся, когда они могут самостоятельно ставить задачу, находить способы ее решения, контролировать и оценивать результаты своей познавательной деятельности. Самообразовательная деятельность учащихся обусловлена их воспитанием, обучением и самовоспитанием. И определяется уровнем интеллектуального, нравственного и эмоционально-волевого развития школьника.

Число стабильных и важных видов внешкольных занятий относится домашняя самостоятельная работа учащихся рассматривающаяся, как основная часть процессе обучения. Она несет определенно дидактические функции, наиболее важные среди которых следующие:

1. Закрепление знаний, умений полученных на уроках;

2. Расширение и углубление учебного материала проработанного в классе;

3. Развитие самостоятельного мышления;

4. Формирования умений и навыков самостоятельно выполняя упражнения.

Любая самостоятельная работа учащихся должна контролироваться. А.С. Гранитская предлагает следующий контрольный комплекс, который обеспечивает сплошную контролируемость результатов самостоятельной работы: контроль учителя, самоконтроль, взаимоконтроль, внутренний самоконтроль.

Развитие творческих способностей.

Для подготовки школьников творческая деятельность и развитие их творческих способностей учителю необходимо при изучении всех разделов находить возможность для выполнения специальных упражнений связанных с изучаемой темой с целью освоение методов творческого поиска решений учебных задач.

Основная технология, используемая в работе по развитию творческих способностей следующая: критическое чтение, проблемное обучение, игровые технологии, технология укрупнения дидактических единиц, традиционная технология.

Развитие творческих способностей школьников одна из главных задач обучения. Процесс развития творческих способностей сложен и многогранен. Он имеет объективную и субъективную сторону.

Объективное творчество определяется новизной и социальной ценностью конечного продукта, его результатом должно быть научное открытие или изобретение.

Субъективное переживается самим процессом творчества. Творческие способности развиваются в деятельности их упражняющей. Поэтому необходимо создать целостную совокупность учебных ситуаций на каждый из этапов познания.

политехнических знаний учащихся. С другой стороны, необходимо помнить о межпредметных связях, чтобы правильно отобрать информацию об аппаратах.

При изучении материалов и конструкций аппаратов должны быть рассмотрены основные тенденции развития производства: повышение производительности и интенсивности работы аппаратов, обеспечение механизации трудоемких процессов, автоматизация и дистанционное управление с целью ограждения людей от работы во вредных цехах, замена периодических процессов непрерывными. Изучение понятий блока о технике безопасности предоставляет большие возможности для воспитания учащихся. Кроме того, отмечаются меры по охране окружающей среды. Особое внимание должно быть уделено проблеме организации безотходного производства как главному пути, обеспечивающему охрану окружающей среды. Говоря о химическом производстве, необходимо остановиться и на профессиях людей, работающих на предприятиях. Для изучения в средней школе отобраны немногочисленные производства, сгруппированные вокруг важнейших народнохозяйственных проблем: производство серной кислоты, чугуна и стали, этилового спирта, полимеров.

Среди методических подходов к изучению химических производств ведущая роль принадлежит проблемному подходу, оказывающему наибольшее развивающее воздействие на учащихся. Усвоению материала о химическом производстве способствует решение задач с производственным содержанием. Особая роль в изучении химических производств принадлежит средствам наглядности: таблицам, макетам, фильмам, программам для компьютера, презентациям, транспарантам для кодоскопа. Более глубокому ознакомлению с производством способствуют также производственные экскурсии и участие в производительном труде на заводе.

Основной организационной формой изучения химического производства в школе является урок, на котором используются словесно-наглядные и словесно-наглядно-практические методы обучения. На факультативных занятиях химические производства изучаются углубленно. Знакомство с производством может быть осуществлено на внеклассных занятиях, в кружках по изучению местного производства, в которых учащиеся могут даже оказать помощь предприятию. Особого внимания в процессе ознакомления учащихся с химическим производством заслуживают экскурсии.

представление об относительности деления элементов на металлы и неметаллы, об амфотерности.

Формирование понятий о естественных группах сходных элементов.

Знакомя всех учащихся с понятием об естественных группах сходных химических элементов, вначале употребляют термин «естественное семейство», чтобы не путать его с группами периодической системы. Формируют это понятие индуктивным путем на трех семействах – благородных газов, щелочных металлов, галогенов.

В процессе сравнения используют химический эксперимент и другие средства наглядности. В результате делают выводы по следующим параметрам:

1. Сходство свойств между элементами изучаемого семейства;

2. Различие свойств изучаемого семейства;

3. Взаимосвязь свойств и значений атомной массы;

4. Сходство и различие свойств семейств и их зависимость от значения атомной массы.

Последний пункт особенно важен для понимания периодического закона.

Таким образом, развитие понятия  «химический элемент» осуществляется в несколько этапов:

1. Подготовительный – до формулирования определения химического элемента;

2. Экспериментальный – до изучения атомно-молекулярного учения;

3. Изучение элементов на базе атомно-молекулярного учения;

4. Формирование понятий о естественной группе элементов;

5. Изучение периодической системы Д. И. Менделеева и теории строения атома;

6. Изучение элементов по группам периодической системы;

7. Обобщение знаний учащихся, установление связей понятия о химическом элементе с другими понятиями курса химии.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

28440. Модули. Структура модулей. Заголовок модуля и связь модулей друг с другом. Интерфейсная часть. Исполняемая часть. Инициирующая часть. Компиляция модулей. Доступ к объявленным в модуле объектам. Примеры использования модулей 56.5 KB
  Заголовок модуля и связь модулей друг с другом. Здесь UNIT зарезервированное слово единица; начинает заголовок модуля; имя имя модуля; INTERFACE зарезервированное слово интерфейс; начинает интерфейсную часть модуля; IMPLEMENTATION зарезервированное слово выполнение; начинает исполняемую часть; BEGIN зарезервированное слово; начинает инициирующую часть модуля; конструкция BEGIN инициирующая часть необязательная; END зарезервированное слово признак конца модуля. Тела процедур и функций располагаются в исполняемой...
28441. Алфавит языка. Идентификаторы. Константы. Выражения. Операции. Структура программы. Типы данных INTEGER, REAL, CHAR, STRING, BOOLEAN. Оператор присваивания. Организация ввода-вывода данных. Программирование линейных структур алгоритмов. Условный оператор. 61.5 KB
  Оператор присваивания. Условный оператор. Составной оператор. Метки и операторы перехода.
28442. Операторы повторений. Счетный оператор цикла FOR. Оператор цикла WHILE. Оператор цикла REPEAT… UNTIL. Программирование циклических структур алгоритмов 29 KB
  Операторы повторений. Счетный оператор цикла FOR. Оператор цикла WHILE. Оператор цикла REPEAT UNTIL.
28443. Структура типов данных. Стандартные процедуры и функции, применимые к целым, вещественным числам. Логический, символьный, перечисляемый типы, тип-диапазон 80.5 KB
  константы переменные значения функций или выражения характеризуются своими типами. Порядковые типы К порядковым типам относятся целые логический символьный перечисляемый и тип диапазон. ORDX для логического типа даёт положительное целое число в диапазоне от 0 до 1. ORDX для символьного типа даёт целое число в диапазоне от 0 до 255 для перечисляемое типа ORDX даёт число в диапазоне от 0 до 65535.
28444. Массивы. Описание одномерного массива. Ввод – вывод одномерного массива. Обработка одномерных числовых массивов. Описание двумерного массива. Ввод – вывод двумерного массива. Обработка двумерных числовых массивов 30 KB
  Описание одномерного массива. Ввод вывод одномерного массива. Описание двумерного массива. Ввод вывод двумерного массива.
28445. Особенности договорных отношений и оформление договорной документации между юридическими лицами и участниками туристской деятельности 29.5 KB
  Договоры с авиа компаниями могут быть трех видов: договор на квоту мест на регулярных авиа рейсах; агентское соглашение; чартер аренда самолета. Договор на квоту мест на регулярных авиа рейсах. Квота мест может быть жесткой или мягкой. При жесткой квоте мест вся ответственность за не реализацию мест падает на туристскую фирму независимо от причины не реализации.
28446. Технология составления и основное содержание туристской документации 43.5 KB
  В набор технологической документации для каждого тура обязательно включаются: технологическая карта туристского путешествия по маршруту; график загрузки туристского предприятия группами туристов на определенное время; информационный листок к путевке туристского путешествия; бланки путевок типовой формы ТУР1 Туристская путевка утвержденной Минфином России; лист бронирования см. Технологическая карта туристского путешествия это документ наглядно и лаконично дающий все необходимые для работы сведения и данные по туру...
28447. Порядок движения документов в организациях социально 32 KB
  Порядок движения документов в организациях социальнокультурного сервиса и туризма. Документооборот д о это движение документов в организации с момента создания или получения до отправки или передачи их на хранение. Основой структуры любого документооборота является документ комплекс документов связанный процессов управления разных уровней и автоматической обработкой. Единый маршрут для одного вида документов или совокупности документов образует документопоток.
28448. Особенности договорных отношений и оформление договор 33.5 KB
  Турфирмы же туроператоры и турагенты это организации занимающиеся деятельностью по формированию продвижению и реализации или только по продвижению и реализации туристского продукта. В соответствии со статьей 9 Закона о туризме туроператор при формировании и продвижении туристского продукта приобретает право на услуги входящие в тур на основании договоров с лицами предоставляющими отдельные услуги или с туроператором по приему туристов обеспечивающим предоставление всех видов услуг входящих в тур. Порядок реализации туристского...