44905

Основные принципы обучения РЯ в школе

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Специальные: общеметодические и частнометодические: экстра-лингвистический сопоставление языка и реалий функциональный коммуникативный показ функций языковых единиц речи структурно-семантический изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения функциональносемантический межуровневых и внутриуровневых связях нормативностилистический обучение учащихся правильной и выразительной речи исторический учет исторических изменений языка. Эстетический – отбор понятий направленных на раскрытие прекрасного в...

Русский

2013-11-14

16.17 KB

5 чел.

Основные принципы обучения РЯ в школе.

Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению педагога; одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Дидактические принципы - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В школе изучается только часть научного курса РЯ. При формировании понятийной основы курса составители программ руководствуются и общедидактическими принципами, и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматривались с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.

В методике существует классификация принципов обучения (М. Т. Баранов). 2 группы принципов: 1. Общедидактические 2. Специальные: общеметодические и частнометодические: - экстралингвистический (сопоставление языка и реалий), - функциональный, коммуникативный (показ функций языковых единиц речи), - структурно-семантический (изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения),  функционально-семантический, - межуровневых и внутриуровневых связях, - нормативно-стилистический (обучение учащихся правильной и выразительной речи), - исторический (учет исторических изменений языка).

Общедидактические: научности, наглядности, фундаментальности (прочности), систематичности и последовательности, доступности и посильности, связи теории с практикой, сознательности и активности, преемственности и перспективности.

Специальные - т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса РЯ: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.

Мировоззренческий – отбор понятий, которые обеспечивают развитие у учащихся научного представления о языке (речь, язык, функции языка, славянские языки, национальный язык, стили, формы языка и т.д.).

Системный – отбор понятий, которые в совокупности дадут основу знаний о языке как о системе (общее строение языка, все парадигматические и синтагматические связи).

Функциональный – зависимость выбора яз.средств в процессе из употребления от цели, ситуации, адресата и сферы общения.

Эстетический – отбор понятий, направленных на раскрытие прекрасного в языке и речи, богатства языка, выразит.средств (текст, норма, стиль, лит.язык, переносное знач.слова, диалектизм и т.д.).

Коммуникативный - понятия, обеспеч. теоретическую основу работы по развитию связной речи – обучению детей создавать тексты разных стилей и типов речи (текст, стиль, тип речи, тема, мысль, план и т.д.).

Практический – понятия, расширяющие знания учащихся и формирующие умения и навыки (графика, орфография, словари, дефис, знаки препинания и т.д.).

Исторический – яз.факты, показывающие развитие языка, его связь с жизнью народа (устаревшие слова, заимствования, неологизмы, древнерус.яз. и т.д.).

Межпредметный понятия, необходимые для организации связей с др. предметами – общие сведения о языке (нац. яз., славянские яз., международный яз.) и разделы науки о языке, раздел о развитии речи (текст, план, склонение, спряжение, антонимы, синонимы и др.)

В результате применения перечисленных принципов отбора сложилась достаточно обоснованная система сведений о русским языке - школьный курс русского языка.

Формирование состава умений и навыков для школьного курса РЯ производилось на основе следующих принципов: логико-познавательного, частотно-нормативного, относительной орфографической и пунктуационной грамотности, логико-функционального.

Логико-познавательный - отбор умений, развивающих логическое мышление и формирующих пользование усвоенными знаниями о языке.

Частотно-нормативный - состав умений - правильное произношение и употребление слов, построение и использование синтаксических единиц в речи. Частотным он назван т.к. отбор языковых явлений для работы над нормами отражает их большую употребительность в речи.

Принцип относительной орфографической и пунктуационной грамотности - отбор из свода правил их минимума (школа не может достичь абсолютной орфографической грамотности). В школьный курс русского языка включены орфограммы, составляющие основу русской орфографической системы.

Логико-функциональный - отбор умений, развивающих у детей способности оперировать определенным содержанием и необходимыми языковыми средствами в процессе создания текста того или иного типа и стиля речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

162. Электротехника. Учебное пособие 931.25 KB
  Важнейшим электрическим явлением, которое рассматривает- ся в электротехнике. Короткое замыкание трансформатора. Асинхронные бесколлекторные машины. Эквивалентная схема двигателя. Расчет трехфазной цепи при симметричной нагрузке.
163. Теория информации. Информационные модели дискретных источников сообщений 709.11 KB
  Понятие информации относится к основополагающим категориям как философии, так и естественных наук. Информационные модели дискретных источников сообщений и их свойства. Эпсилон-энтропия гауссовских процессов. Методика расчета информационной производительности дискретных интерполяционных представлений процессов полиномами Лагранжа.
164. Мораль как предмет этики. Теория этики 379.15 KB
  Мораль как предмет этики. Эллинистические школы и зарождение индивидуальной этики. Основные догмы христианского мировоззрения. Антихристианская этика Э. Роттердамского. Гегель и метафизические основания этики.
165. Теория эндокринологии 370.79 KB
  Болезни щитовидной железы. Диффузный токсический зоб. Гипогликемия и гипогликемическая кома. Диабетическая ретинопатия. Синдром Иценко—Кушинга. Вторичный и третичный гиперпаратиреоз. Гипоталамогипофизарные заболевания и краниофарингиома.
166. Эмотивность и перевод: особенности языковой передачи эмоций при художественном переводе с английского языка на русский 241.63 KB
  Выражение эмоционального состояния. Произведения англоязычных писателей второй половины XX – начала XXI века. Среди типичных синтаксических средств эмотивности. Феномен эмотивности представляется малоизученным с точки зрения контрастивной (или сравнительной) лингвистики.
167. Компенсация при передаче стилистически сниженных высказываний на разных уровнях текста 303.34 KB
  Передача особенностей стилистически сниженных высказываний средствами западных языков. Проблематика перевода языковых единиц диалектного происхождения. Территориальные диалекты английского языка и негритянский диалект как пример этносоциального диалекта.
168. Языковые конструирование гендера в журналах об образе жизни (на материале английского языка) 289.15 KB
  Изучение языка как антропоориентированного феномена. Гендерные исследования в системе лексики, фразеологии и ономастики. Опыт конструирования гендера в средствах СМИ. Эгалитарная гендерная идеология и общая либерализация патриархальных стереотипов.
169. Проектирование железобетонного каркаса многоэтажного гражданского здания 487.5 KB
  Расчёт сечения ригеля по сечениям, нормальным к продольной оси. Расчёт и конструирование колонны первого этажа. Разработка конструктивной схемы здания. Расчёт и конструирование плиты монолитного перекрытия.
170. Проектирование механического привода 408.4 KB
  Определение частоты вращении тихоходного вала. Предварительное определение частоты вращения вала электродвигателя. Расчет червячной цилиндрический передачи. Выбор кинематической схемы редуктора. Выбор материалов и допускаемых напряжений.