44905

Основные принципы обучения РЯ в школе

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Специальные: общеметодические и частнометодические: экстра-лингвистический сопоставление языка и реалий функциональный коммуникативный показ функций языковых единиц речи структурно-семантический изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения функциональносемантический межуровневых и внутриуровневых связях нормативностилистический обучение учащихся правильной и выразительной речи исторический учет исторических изменений языка. Эстетический отбор понятий направленных на раскрытие прекрасного в...

Русский

2013-11-14

16.17 KB

5 чел.

Основные принципы обучения РЯ в школе.

Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению педагога; одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Дидактические принципы - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В школе изучается только часть научного курса РЯ. При формировании понятийной основы курса составители программ руководствуются и общедидактическими принципами, и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматривались с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.

В методике существует классификация принципов обучения (М. Т. Баранов). 2 группы принципов: 1. Общедидактические 2. Специальные: общеметодические и частнометодические: - экстралингвистический (сопоставление языка и реалий), - функциональный, коммуникативный (показ функций языковых единиц речи), - структурно-семантический (изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения),  функционально-семантический, - межуровневых и внутриуровневых связях, - нормативно-стилистический (обучение учащихся правильной и выразительной речи), - исторический (учет исторических изменений языка).

Общедидактические: научности, наглядности, фундаментальности (прочности), систематичности и последовательности, доступности и посильности, связи теории с практикой, сознательности и активности, преемственности и перспективности.

Специальные - т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса РЯ: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.

Мировоззренческий – отбор понятий, которые обеспечивают развитие у учащихся научного представления о языке (речь, язык, функции языка, славянские языки, национальный язык, стили, формы языка и т.д.).

Системный – отбор понятий, которые в совокупности дадут основу знаний о языке как о системе (общее строение языка, все парадигматические и синтагматические связи).

Функциональный – зависимость выбора яз.средств в процессе из употребления от цели, ситуации, адресата и сферы общения.

Эстетический – отбор понятий, направленных на раскрытие прекрасного в языке и речи, богатства языка, выразит.средств (текст, норма, стиль, лит.язык, переносное знач.слова, диалектизм и т.д.).

Коммуникативный - понятия, обеспеч. теоретическую основу работы по развитию связной речи – обучению детей создавать тексты разных стилей и типов речи (текст, стиль, тип речи, тема, мысль, план и т.д.).

Практический – понятия, расширяющие знания учащихся и формирующие умения и навыки (графика, орфография, словари, дефис, знаки препинания и т.д.).

Исторический – яз.факты, показывающие развитие языка, его связь с жизнью народа (устаревшие слова, заимствования, неологизмы, древнерус.яз. и т.д.).

Межпредметный понятия, необходимые для организации связей с др. предметами – общие сведения о языке (нац. яз., славянские яз., международный яз.) и разделы науки о языке, раздел о развитии речи (текст, план, склонение, спряжение, антонимы, синонимы и др.)

В результате применения перечисленных принципов отбора сложилась достаточно обоснованная система сведений о русским языке - школьный курс русского языка.

Формирование состава умений и навыков для школьного курса РЯ производилось на основе следующих принципов: логико-познавательного, частотно-нормативного, относительной орфографической и пунктуационной грамотности, логико-функционального.

Логико-познавательный - отбор умений, развивающих логическое мышление и формирующих пользование усвоенными знаниями о языке.

Частотно-нормативный - состав умений - правильное произношение и употребление слов, построение и использование синтаксических единиц в речи. Частотным он назван т.к. отбор языковых явлений для работы над нормами отражает их большую употребительность в речи.

Принцип относительной орфографической и пунктуационной грамотности - отбор из свода правил их минимума (школа не может достичь абсолютной орфографической грамотности). В школьный курс русского языка включены орфограммы, составляющие основу русской орфографической системы.

Логико-функциональный - отбор умений, развивающих у детей способности оперировать определенным содержанием и необходимыми языковыми средствами в процессе создания текста того или иного типа и стиля речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

34299. РЕГЕНЕРА́ЦИЯ 34 KB
  Иногда при регенерации вместо нормального числа пальцев образуется их больше или вместо одного хвоста вырастает два или три. Часто способность к регенерации стоит в связи с защитной способностью отбрасывать органы в момент опасности вследствие сильного сокращения мышц например защемленную лапку придавленный хвост и т. Благодаря физиологической регенерации поддерживается структурный гомеостаз и обеспечивается возможность постоянного выполнения органами их функций. Во многих тканях существуют специальные камбиальные клетки и очаги их...
34300. Смерть как биологическое явление 114 KB
  Интенсивность смертности мужчин в зависимости от их возраста Швеция На неизменяемость скорости старения в конкретной популяции людей в течение XX в. несмотря на существенное повышение жизненного уровня указывают например данные об абсолютном возрастном приросте интенсивности смертности мужчин Швеции с 1900 по 1980 г. Швеция: 1 интенсивность смертности мужчин в возрасте 40 лет 2 то же в возрасте 30 лет 3 скорость старения мужчин в возрастном интервале 30 40 лет Сделанное заключение хорошо согласуется с теми изменениями которые...
34302. Анализируя динамику затрат живого и прошлого труда по мере рационалистического развития технологического 29.5 KB
  Анализируя динамику затрат живого и прошлого труда по мере рационалистического развития технологического процесса установлено что уменьшение суммы живого и прошлого труда происходит только до определенного предела. Дальнейшее увеличение затрат прошлого труда фактически не будет обеспечивать увеличение производительности труда а будет лишь увеличивать стоимость выпускаемой продукции и становится экономически нецелесообразным. Как определить этот предел эту границу переход к которой фактически будет означать топтание на месте даже при...
34303. Динамика развития реального технологического процесса 34 KB
  Динамика развития реального технологического процесса кривая ломанная линия Она описывает реальную динамику развития производительности от вооруженности. Точка 37 произошло изменение в развитии технологического процесса и прошел этап эвристического развития У увеличивается У1 до У2. Недостаток совершенного развития 24 дальше 45 резкое повышение производительности труда.
34304. Эволюционный путь развития технологических процессов 22.5 KB
  Эволюционный путь развития технологических процессов Использование в производстве рационалистических решений совершенствующих вспомогательные ходы технологического процесса представляет собой эволюционный путь его развития. Сущность технических решений обеспечивающих эволюционный путь развития технологических процессов заключается в замене движений человека на подобные движения механизмов на вспомогательных элементах процесса. На современном этапе развития техники практически любой вид движения возможно осуществить известными механизмами....
34305. Революционный путь развития технологических процессов 29 KB
  Революционный путь развития технологических процессов Использование в производстве эвристических технических решений совершенствующих рабочие ходы технологического процесса представляет собой революционный путь его развития. Во 2ом варианте после перехода на технологию с более высоким уровнем не происходит одновременного снижения затрат живого и прошлого труда на единицу продукции а даже возможно временное повышение их что казалось бы позволяет сделать вывод об отсутствии какоголибо развития но если проследить за дальнейшим эволюционным...
34306. Модели и методы оценки технологических процессов 23.5 KB
  Модели и методы оценки технологических процессов В настоящее время можно выделить три основных подхода к изучению научнотехнического развития прва описанию технологий и их развития: экономический подход технократический или пифагорский подход системный подход. В рамках экономического подхода развивалось направление связанное с решение задач планирования научнотехнического развития прва для обеспечения заданного необходимого прироста объема выпуска продукции использование так называемых балансовых методов планирования. С целью...
34307. Понятие о системах технологических процессов 24 KB
  Понятие о системах технологических процессов. Система это целое составленное из отдельных частей ке находятся в тесном отношении между собой . Технологическая система это совокупность взаимосвязанных предметов производства исполнителей и направлено на выполнение отдельных операций и процессов в целом. Между операцией в технологическом процессе и системах можно считать условленным так как они имеют опред.