44905

Основные принципы обучения РЯ в школе

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Специальные: общеметодические и частнометодические: экстра-лингвистический сопоставление языка и реалий функциональный коммуникативный показ функций языковых единиц речи структурно-семантический изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения функциональносемантический межуровневых и внутриуровневых связях нормативностилистический обучение учащихся правильной и выразительной речи исторический учет исторических изменений языка. Эстетический – отбор понятий направленных на раскрытие прекрасного в...

Русский

2013-11-14

16.17 KB

5 чел.

Основные принципы обучения РЯ в школе.

Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению педагога; одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Дидактические принципы - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В школе изучается только часть научного курса РЯ. При формировании понятийной основы курса составители программ руководствуются и общедидактическими принципами, и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматривались с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.

В методике существует классификация принципов обучения (М. Т. Баранов). 2 группы принципов: 1. Общедидактические 2. Специальные: общеметодические и частнометодические: - экстралингвистический (сопоставление языка и реалий), - функциональный, коммуникативный (показ функций языковых единиц речи), - структурно-семантический (изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения),  функционально-семантический, - межуровневых и внутриуровневых связях, - нормативно-стилистический (обучение учащихся правильной и выразительной речи), - исторический (учет исторических изменений языка).

Общедидактические: научности, наглядности, фундаментальности (прочности), систематичности и последовательности, доступности и посильности, связи теории с практикой, сознательности и активности, преемственности и перспективности.

Специальные - т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса РЯ: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.

Мировоззренческий – отбор понятий, которые обеспечивают развитие у учащихся научного представления о языке (речь, язык, функции языка, славянские языки, национальный язык, стили, формы языка и т.д.).

Системный – отбор понятий, которые в совокупности дадут основу знаний о языке как о системе (общее строение языка, все парадигматические и синтагматические связи).

Функциональный – зависимость выбора яз.средств в процессе из употребления от цели, ситуации, адресата и сферы общения.

Эстетический – отбор понятий, направленных на раскрытие прекрасного в языке и речи, богатства языка, выразит.средств (текст, норма, стиль, лит.язык, переносное знач.слова, диалектизм и т.д.).

Коммуникативный - понятия, обеспеч. теоретическую основу работы по развитию связной речи – обучению детей создавать тексты разных стилей и типов речи (текст, стиль, тип речи, тема, мысль, план и т.д.).

Практический – понятия, расширяющие знания учащихся и формирующие умения и навыки (графика, орфография, словари, дефис, знаки препинания и т.д.).

Исторический – яз.факты, показывающие развитие языка, его связь с жизнью народа (устаревшие слова, заимствования, неологизмы, древнерус.яз. и т.д.).

Межпредметный понятия, необходимые для организации связей с др. предметами – общие сведения о языке (нац. яз., славянские яз., международный яз.) и разделы науки о языке, раздел о развитии речи (текст, план, склонение, спряжение, антонимы, синонимы и др.)

В результате применения перечисленных принципов отбора сложилась достаточно обоснованная система сведений о русским языке - школьный курс русского языка.

Формирование состава умений и навыков для школьного курса РЯ производилось на основе следующих принципов: логико-познавательного, частотно-нормативного, относительной орфографической и пунктуационной грамотности, логико-функционального.

Логико-познавательный - отбор умений, развивающих логическое мышление и формирующих пользование усвоенными знаниями о языке.

Частотно-нормативный - состав умений - правильное произношение и употребление слов, построение и использование синтаксических единиц в речи. Частотным он назван т.к. отбор языковых явлений для работы над нормами отражает их большую употребительность в речи.

Принцип относительной орфографической и пунктуационной грамотности - отбор из свода правил их минимума (школа не может достичь абсолютной орфографической грамотности). В школьный курс русского языка включены орфограммы, составляющие основу русской орфографической системы.

Логико-функциональный - отбор умений, развивающих у детей способности оперировать определенным содержанием и необходимыми языковыми средствами в процессе создания текста того или иного типа и стиля речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

71630. Разработка мероприятий по совершенствованию учета расчетов с поставщиками и покупателями в ООО «Дельта Телеком-Урал» 177.67 KB
  В настоящее время большое внимание уделяется расчетам с дебиторами и кредиторами. Следовательно право на получение дебиторской задолженности является имущественным правом а сама дебиторская задолженность является частью имущества организации.
71631. Разработка элементов фирменного стиля 821 KB
  Цель дипломной работы: выявление особенностей, характерных для разработки фирменного стиля при помощи графических редакторов. Предмет – особенности компьютерной графики, используемой при создании элементов фирменного стиля. Объект – графические программы, используемые при создании фирменного стиля.
71632. Русские земли в XII-XIII вв.: от политической раздробленности к установлению господства Золотой Орды 87 KB
  В период феодальной раздробленности в русских землях выделились три центра: Владимиро-Суздальское Галицко-Волынское княжества и Новгородская феодальная республика. Андрей начал борьбу за гегемонию ростово-суздальских князей в русских землях. Находилась на юго-западе русских земель.
71633. Основные и исходные данные для проектирования а/д мостов, путепроводов и тоннелей 49.15 KB
  Габариты мостов и тоннелей. Нормативное давление грунта от веса насыпи расположенной на уступах опор мостов или на звеньях тоннеля рекомендуется определять по следующим формулам: а вертикальное давление фунта: для опор мостов для тоннелей б горизонтальное боковое давление...
71634. Основные положения расчёта ж/б а/д мостов. Тротуары и эксплуатационные обустройства 35.78 KB
  Предельными называют такие состояния при которых конструкция сооружения или его основание перестаёт удовлетворять заданным эксплуатационным требованиям или требованиям безопасного производства работ.
71635. Постройка фундаментов мостов 140.77 KB
  Устройство плиты свайного ростверка. Для промеров расстояний через водоток вдоль оси перехода можно устроить лёгкий свайный мостик. При сооружении фундаментов в открытых котлованах размеры ограждений контуры фундаментов оси свай выносят на деревянную обноску из кольев и прибитых к ним горизонтальных досок.
71636. Методы научно-педагогического исследования в педагогике 31 KB
  Методология исследования – это учение о структуре, логической организации, методах и средствах принципов научного познания. Метод – способ достижения цели. С греческого «путь исследования», «теория», «учение». Принципы педагогического исследования (принцип, это основополагающее положение).
71637. История ранних славян VI-VIII вв 186.5 KB
  В бассейне левых притоков среднего Днепра найдены самые ранние памятники (III—IV века) киевской культуры, тесная связь которой с более поздними славянскими культурами практически не вызывает сомнений. Начало передвижения славянских народов связывают с продвижением гуннов на запад...