44905

Основные принципы обучения РЯ в школе

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Специальные: общеметодические и частнометодические: экстра-лингвистический сопоставление языка и реалий функциональный коммуникативный показ функций языковых единиц речи структурно-семантический изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения функциональносемантический межуровневых и внутриуровневых связях нормативностилистический обучение учащихся правильной и выразительной речи исторический учет исторических изменений языка. Эстетический – отбор понятий направленных на раскрытие прекрасного в...

Русский

2013-11-14

16.17 KB

5 чел.

Основные принципы обучения РЯ в школе.

Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению педагога; одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Дидактические принципы - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В школе изучается только часть научного курса РЯ. При формировании понятийной основы курса составители программ руководствуются и общедидактическими принципами, и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматривались с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.

В методике существует классификация принципов обучения (М. Т. Баранов). 2 группы принципов: 1. Общедидактические 2. Специальные: общеметодические и частнометодические: - экстралингвистический (сопоставление языка и реалий), - функциональный, коммуникативный (показ функций языковых единиц речи), - структурно-семантический (изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения),  функционально-семантический, - межуровневых и внутриуровневых связях, - нормативно-стилистический (обучение учащихся правильной и выразительной речи), - исторический (учет исторических изменений языка).

Общедидактические: научности, наглядности, фундаментальности (прочности), систематичности и последовательности, доступности и посильности, связи теории с практикой, сознательности и активности, преемственности и перспективности.

Специальные - т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса РЯ: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.

Мировоззренческий – отбор понятий, которые обеспечивают развитие у учащихся научного представления о языке (речь, язык, функции языка, славянские языки, национальный язык, стили, формы языка и т.д.).

Системный – отбор понятий, которые в совокупности дадут основу знаний о языке как о системе (общее строение языка, все парадигматические и синтагматические связи).

Функциональный – зависимость выбора яз.средств в процессе из употребления от цели, ситуации, адресата и сферы общения.

Эстетический – отбор понятий, направленных на раскрытие прекрасного в языке и речи, богатства языка, выразит.средств (текст, норма, стиль, лит.язык, переносное знач.слова, диалектизм и т.д.).

Коммуникативный - понятия, обеспеч. теоретическую основу работы по развитию связной речи – обучению детей создавать тексты разных стилей и типов речи (текст, стиль, тип речи, тема, мысль, план и т.д.).

Практический – понятия, расширяющие знания учащихся и формирующие умения и навыки (графика, орфография, словари, дефис, знаки препинания и т.д.).

Исторический – яз.факты, показывающие развитие языка, его связь с жизнью народа (устаревшие слова, заимствования, неологизмы, древнерус.яз. и т.д.).

Межпредметный понятия, необходимые для организации связей с др. предметами – общие сведения о языке (нац. яз., славянские яз., международный яз.) и разделы науки о языке, раздел о развитии речи (текст, план, склонение, спряжение, антонимы, синонимы и др.)

В результате применения перечисленных принципов отбора сложилась достаточно обоснованная система сведений о русским языке - школьный курс русского языка.

Формирование состава умений и навыков для школьного курса РЯ производилось на основе следующих принципов: логико-познавательного, частотно-нормативного, относительной орфографической и пунктуационной грамотности, логико-функционального.

Логико-познавательный - отбор умений, развивающих логическое мышление и формирующих пользование усвоенными знаниями о языке.

Частотно-нормативный - состав умений - правильное произношение и употребление слов, построение и использование синтаксических единиц в речи. Частотным он назван т.к. отбор языковых явлений для работы над нормами отражает их большую употребительность в речи.

Принцип относительной орфографической и пунктуационной грамотности - отбор из свода правил их минимума (школа не может достичь абсолютной орфографической грамотности). В школьный курс русского языка включены орфограммы, составляющие основу русской орфографической системы.

Логико-функциональный - отбор умений, развивающих у детей способности оперировать определенным содержанием и необходимыми языковыми средствами в процессе создания текста того или иного типа и стиля речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

77782. Реконструкция КУСП «Мишневичи» Шумилинского района 907.93 KB
  Одна из главных проблем, стоящих на современном этапе развития,- рациональное применение электрической энергии, наиболее эффективное использование электрооборудования. Для достижения этой цели необходимо знать и уметь пользоваться методом технических расчётов в планировании...
77783. Проектирование СТОА ООО “Стройметмастерсервис” 1.72 MB
  В 1970 году вступила в строй первая очередь завода рассчитанная на выпуск 220 тыс. автомобилей Жигули, и с конвейера сошли первые автомобили ВАЗ 2101, за основу которых был взят итальянский автомобиль ФИАТ 124. Мощность двигателя 2101 составляла 60 л.с., а максимальная скорость 140 км/ч.
77784. Правовые проблемы наследования по завещанию в гражданском праве Российской Федерации 279 KB
  Современному обществу нельзя обойтись без наследования, поэтому его значение очень велико. Особенно возросла роль наследственного права в нашей жизни в последние годы. У многих граждан появилась дорогостоящая собственность – дома, земельные участки, квартиры.
77785. PR-технологии продвижения торговой компании Babyliss 358.5 KB
  В современном мире PR является одним из наиболее динамично развивающихся и перспективных видов предпринимательской деятельности. С середины 90-х гг. в России наблюдается настоящий бум развития PR, обусловленный произошедшими экономическими и социальными изменениями.
77786. Проектируемое предприятие ресторан с баром в г. Саратове 26.19 MB
  Среди предприятий общественного питания основное место занимают рестораны, кафе, бары. Они играют заметную роль в организации отдыха населения. Туда приходят не только для того, чтобы поесть, но и отметить юбилей, важное событие в жизни человека, того или иного коллектива...
77787. Совершенствование системы развития персонала организации (на примере ЗАО АФ «Аудит-Классик») 306.06 KB
  Актуальность развития персонала заключается в следующем. Система развития персонала способствует формированию коллектива, обладающего высокими способностями и сильной мотивацией к выполнению задач, стоящих перед организацией. Развитие персонала ведет к росту производительности...
77789. Учет денежных средств в ОАО «Горецкая райагропромтехника» 192.53 KB
  Всевозможные расчеты возникающие между организациями осуществляются при помощи денежных средств в силу чего завершается превращение денежной формы выделенных средств в производственные запасы получение денежной выручки и заключенного в ней чистого дохода.
77790. ПРАВОВОЕ РЕГУЛИРОВАНИЕ ПОСТАВКИ ТОВАРОВ ДЛЯ ГОСУДАРСТВЕННЫХ НУЖД 158.95 KB
  Цели работы заключается в следующем: Определение и изучение процесса формирования заказов на поставку товаров для государственных нужд, Рассмотрение способов проведения процедуры размещения заказа на поставку государственных нужд...