44905

Основные принципы обучения РЯ в школе

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Специальные: общеметодические и частнометодические: экстра-лингвистический сопоставление языка и реалий функциональный коммуникативный показ функций языковых единиц речи структурно-семантический изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения функциональносемантический межуровневых и внутриуровневых связях нормативностилистический обучение учащихся правильной и выразительной речи исторический учет исторических изменений языка. Эстетический – отбор понятий направленных на раскрытие прекрасного в...

Русский

2013-11-14

16.17 KB

5 чел.

Основные принципы обучения РЯ в школе.

Принцип - руководящая идея, основное правило, основное требование к деятельности, поведению педагога; одно из исходных требований к процессу обучения, вытекающее из закономерностей его эффективной организации. Принципами обучения (принципами дидактики) называют определенную систему исходных, основных дидактических требований к процессу обучения, выполнение которых обеспечивает его необходимую эффективность. Дидактические принципы - основные положения, определяющие содержание, организационные формы и методы учебного процесса в соответствии с его общими целями и закономерностями. Принципы обучения характеризуют способы использования законов и закономерностей в соответствии с намеченными целями.

В школе изучается только часть научного курса РЯ. При формировании понятийной основы курса составители программ руководствуются и общедидактическими принципами, и специальными. Понятия, отбираемые для изучения в школе, рассматривались с точки зрения их научности, общепринятости, доступности.

В методике существует классификация принципов обучения (М. Т. Баранов). 2 группы принципов: 1. Общедидактические 2. Специальные: общеметодические и частнометодические: - экстралингвистический (сопоставление языка и реалий), - функциональный, коммуникативный (показ функций языковых единиц речи), - структурно-семантический (изучение языковых явлений с точки зрения строения и значения),  функционально-семантический, - межуровневых и внутриуровневых связях, - нормативно-стилистический (обучение учащихся правильной и выразительной речи), - исторический (учет исторических изменений языка).

Общедидактические: научности, наглядности, фундаментальности (прочности), систематичности и последовательности, доступности и посильности, связи теории с практикой, сознательности и активности, преемственности и перспективности.

Специальные - т.е. принципы, вытекающие из задач школьного курса РЯ: мировоззренческий, системный, функциональный, эстетический, коммуникативный, практический, исторический и межпредметный.

Мировоззренческий – отбор понятий, которые обеспечивают развитие у учащихся научного представления о языке (речь, язык, функции языка, славянские языки, национальный язык, стили, формы языка и т.д.).

Системный – отбор понятий, которые в совокупности дадут основу знаний о языке как о системе (общее строение языка, все парадигматические и синтагматические связи).

Функциональный – зависимость выбора яз.средств в процессе из употребления от цели, ситуации, адресата и сферы общения.

Эстетический – отбор понятий, направленных на раскрытие прекрасного в языке и речи, богатства языка, выразит.средств (текст, норма, стиль, лит.язык, переносное знач.слова, диалектизм и т.д.).

Коммуникативный - понятия, обеспеч. теоретическую основу работы по развитию связной речи – обучению детей создавать тексты разных стилей и типов речи (текст, стиль, тип речи, тема, мысль, план и т.д.).

Практический – понятия, расширяющие знания учащихся и формирующие умения и навыки (графика, орфография, словари, дефис, знаки препинания и т.д.).

Исторический – яз.факты, показывающие развитие языка, его связь с жизнью народа (устаревшие слова, заимствования, неологизмы, древнерус.яз. и т.д.).

Межпредметный понятия, необходимые для организации связей с др. предметами – общие сведения о языке (нац. яз., славянские яз., международный яз.) и разделы науки о языке, раздел о развитии речи (текст, план, склонение, спряжение, антонимы, синонимы и др.)

В результате применения перечисленных принципов отбора сложилась достаточно обоснованная система сведений о русским языке - школьный курс русского языка.

Формирование состава умений и навыков для школьного курса РЯ производилось на основе следующих принципов: логико-познавательного, частотно-нормативного, относительной орфографической и пунктуационной грамотности, логико-функционального.

Логико-познавательный - отбор умений, развивающих логическое мышление и формирующих пользование усвоенными знаниями о языке.

Частотно-нормативный - состав умений - правильное произношение и употребление слов, построение и использование синтаксических единиц в речи. Частотным он назван т.к. отбор языковых явлений для работы над нормами отражает их большую употребительность в речи.

Принцип относительной орфографической и пунктуационной грамотности - отбор из свода правил их минимума (школа не может достичь абсолютной орфографической грамотности). В школьный курс русского языка включены орфограммы, составляющие основу русской орфографической системы.

Логико-функциональный - отбор умений, развивающих у детей способности оперировать определенным содержанием и необходимыми языковыми средствами в процессе создания текста того или иного типа и стиля речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

42547. Субъекты и объекты права на защиту собственности. Практика Европейского Суда по правам человека в праве собственности 62.35 KB
  С учетом расширения экономических связей между государствами, развитием миграционных процессов, возрастающей ролью привлечения иностранных инвестиций создание единых наднациональных стандартов защиты права собственности как фундаментального права человека и основной экономической категории, становится как никогда актуальным.
42548. Сортування методом вставок 29.5 KB
  Завдання: розробити програму, що забезпечує сортування вхідного файлу методом вставок. Вхідний файл містить в собі двовимірний масив чисел цілого типу, всі елементи якого слід відсортувати за зростанням, причому зробити це окремо в кожному стовпці.
42549. Создание в редакторе документа HTML на основании примеров и просмотр в Web-браузере 37.5 KB
  При каждом обновлении документа в блокноте обязательно его «Сохранить»(CTR+S) и выполнить в IE меню«Вид – Обновить(F5)» или на панели инструментов. Перейдите в блокнот и отформатируйте текст используя тэг br (перенос текста на другую строку, что-то вроде Enter). Вставьте его между тэгами Body и посмотрите IE, что получится...
42550. Розрахунок площ адміністративних та побутових приміщень 74 KB
  Визначити необхідні площі адміністративних та побутових приміщень якщо попередньо визначено що відповідної до плану технічного переоснащення підприємства спискова кількість працівників повинна становити N осіб робітників Nр осіб інженернотехнічних працівників та молодшого обслуговуючого персоналу – Nі осіб службовців Nс осіб. Тоді очікувана кількість чоловіків і жінок відповідно становитиме: Nчол= 07N = 07160 = 112 осіб Nжін= 03N = 03160 = 48 осіб.чол= 07 Np = 07130 = 91 осіб Nр.жін= 03 Np = 03130 =...
42551. Розрахунок площ адміністративних та побутових приміщень 76.5 KB
  Визначити необхідні площі адміністративних та побутових приміщень якщо попередньо визначено що відповідної до плану технічного переоснащення підприємства спискова кількість працівників повинна становити N осіб робітників Nр осіб інженернотехнічних працівників та молодшого обслуговуючого персоналу – Nі осіб службовців Nс осіб. Тоді очікувана кількість чоловіків і жінок відповідно становитиме: Nчол= 045N = 045120 = 55 осіб Nжін= 055N = 055120 = 65 осіб.чол= 045 Np = 04565 = 29 осіб Nр.жін= 055 Np =...
42552. Параллельные и распределённые вычисления 97.5 KB
  Разделить пакет из лабораторной работы № 2 на четыре пакета, поместив в первый пакет реализацию функций Func1 и типа Vector, во второй – реализацию функции Func2 и тип Matrix, в третий – реализацию функции Func3, а в последний - реализацию дополнительных процедур ввода-вывода Vector_Input, Vector_Output, Matrix_Input, Matrix_Output). Установить между пакетами отношения иерархии, выбрав первый пакет в качестве р о д и т е л ь с к о г о , а остальные пакеты реализовав через д о ч е р н и е модули ( п р и в а т н ы е и п у б л и ч н ы е).
42553. Швидке сортування 31 KB
  Завдання: розробити програму, що забезпечує сортування вхідного файлу методом швидкого сортування. Вхідний файл містить в собі двовимірний масив чисел цілого типу, всі елементи якого слід відсортувати за зростанням, причому зробити це окремо в кожному рядку.
42554. Создание фоновых рисунков, графических изображений, gif-анимаций, звуковых (mid или wav) файлов видеоклипов (avi или mpg), бегущих строк 29.5 KB
  Вставка рисунка в документ: img src= my. Если рисунок находится в поддиректории то ссылка на него будет выглядеть так: img src= my my.jpg Если рисунок лежит на уровень выше а документ находится в поддиректории то ссылка на неё будет такой: img src= .jpg Если картинка лежит на другом сайте то путь прописывается полностью: img src= http: www.
42555. Вибір типу та визначення необхідної кількості первинних засобів пожежогасіння 1.93 MB
  Визначити необхідну кількість та вибрати тип вогнегасників для оснащення приміщень в залежності від їх призначення розміру категорії за вибухопожежною та пожежною небезпекою класу очікуваної пожежної та інших умов. Головним критерієм вибору виду вогнегасників є величина можливого осередку пожежі.Визначаємо рекомендований тип вогнегасників.Визначаємо кількість вогнегасників.