44912

Эпоха Возрождения или Ренессанс

Доклад

Культурология и искусствоведение

В своем основном педагогическом трактате О первоначальном воспитании детей а также в других трудах по вопросам воспитания О благовоспитанности детей Беседы Метод обучения Способ писать письма Роттердамский определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов а также принцип активности воспитанника врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд Школа Витторино да Фельтре Дом радости Создал светское учебное заведение нового типа дававшее...

Русский

2013-11-14

27.65 KB

0 чел.

Временные рамки

Общая характеристика эпохи

(культура)

Образование

Художественное образование

Эпоха

Возрождения

или Ренессанс

(Италия

Испания

Англия)

1.Проторенессанс (2-я пол. XIII в. (дученто)

— XIV в. (триченто))

2.Раннее Возрождение 

(XV в.(кватроченто))

3.Высокое Возрождение (первые 20 лет XVI в. (чинквиченто))

4.Позднее Возрождение (30ые — 90ые годы XVI в. Маньеризм –время упадка)

Северное Возрождение конец XIV — XVI в.

(Нидерланды

Германия

Франция)

Возрождение - эпоха в истории культуры Европы, пришедшая на смену культуре Средних веков и предшествующая культуре Нового времени. Обновление культурного наследия прошлых эпох в современных социально-исторических условиях. Обращение к античному наследию. Отказ от церковно-схоластических представлений о мире.

Гуманизм - признание ценности человека как личности, интерес к его деятельности. Вера в возможности человека. Антропоцентризмутверждение личности человека, главная идея – убежденность в актуальности преобразования мира на основах разума, гармонии и красоты.

Живопись – главный вид искусства. Художник - идеальный человек. Стал формироваться идеал гармоничной, свободной, всесторонне развитой творческой личности.

Светский характер культуры, тесная связь науки и искусства.

Формируется научная картина мира. Наука признает только то, что можно повторить.

Развитие антропоморфности искусства – наделение человеческими качествами животных, предметов, явлений, мифологических созданий.

Человек – образ и подобие бога => человек

как бог творец, может творить и быстро изменить этот мир. Центр мироздания – человек, часть природы – наиболее совершенное ее творение. Человек, его переживания, внутренний мир и земная жизнь – главные темы литературы и искусства. 

Развиваются: астрономия (гелиоцентрическая система мира Николая Коперника), (Джордано Бруно, Г.Галлилей), океаническая география. Первое кругосветное путешествие (Магеллан).

Изобретение в середине XV века книгопечатания

Трактаты о достоинствах человека.

Большое внимание к античной философии (Платон, Аристотель). Переосмысление религии => реформация (антикатолическое движение) Лютер и Кальвин => протестантизм 

Художники  эпохи: Иероним Босх, Сандро Ботичелли, Питер Брейгель, Микеланджело Буонарроти,  Ганс Гольбейн, Леонардо да Винчи, Джотто ди Бондоне,  Альбрехт Дюрер, Лукас Кранах,  Мазаччо, Рафаэль Санти,  Тициан Вечеллио, Ян ван Эйк, Донателло и др.

Философы эпохи Возрождения: Николай Кузанский, Леонардо Бруни, Николай Коперник, Пико делла Мирандола, Мишель Монтень, Томас Мор,Эразм Роттердамский, Мартин Лютер, Томмазо Кампанелла, Джордано Бруно, Николо Макиавелли и др.

Педагоги-гуманисты ставили задачей воспитать здоровых,

жизнедеятельных людей, обладающих многосторонними интересами.

Большое внимание они уделяли физическому и умственному воспитанию детей, которое способствовало бы развитию в них творческой активности, самодеятельности. Мальчики и девочки учатся вместе. Им преподают чтение, письмо, математику, историю, географию и естествознание, обучают ремеслам, дети занимаются гимнастикой, бегом, метанием диска, играми. Используется принцип соревновательности. Все это получило распространение только в школах, где учились дети знатных и состоятельных родителей.

Самым влиятельным среди гуманистов был Эразм Роттердамский (1466-1536). Основные идеи, на которых построена его педагогика: 1.Людьми не рождаются, но делаются путём воспитания; 2.Человек обладает свободной волей, и только поэтому возможна его моральная и юридическая ответственность; 3.Выступал против всякого насилия и войн; 4.Ребёнка надо правильно воспитывать с самого рождения. Лучше, если это делают родители. Если они не могут это делать сами, то должны подобрать хорошего учителя;

5.Ребёнку надо дать религиозное, умственное и нравственное воспитание;

6.Важно физическое развитие.

В своем основном педагогическом трактате «О первоначальном воспитании детей», а также в других трудах по вопросам воспитания («О благовоспитанности детей», «Беседы», «Метод обучения», «Способ писать письма») Роттердамский определил необходимость сочетания античной и христианской традиций при выработке педагогических идеалов, а также принцип активности воспитанника (врожденные способности могут быть реализованы лишь через напряженный труд)

Школа Витторино да Фельтре 

(«Дом радости») Создал светское учебное заведение нового типа, дававшее классическое образование. В педагогической деятельности способствовал преодолению религиозно-схоластической ориентации школы.

Гуарино да Верона

(1-я ступень – элементарный курс,

2-ая – грамматический – латынь +

греческая мифология, история + чтение трудов, 3-я – риторика, философия. Воспитать честные и добрые нравы)

Мастера Возрождения способствовали становлению рисования как учебного предмета, внесли много ценного в методику обучения рисунку, положив в основу рисование с натуры. Институты любительского и профессионального художественного образования в эпоху Возрождения: художественные мастерские, частные школы, университеты, гуманистические академии.

Обучение рисованию проходило в мастерской художника.Т.о.,обучение изобр-му иск-ву было построено на практической основе, на непосредственном творческом общении молодежи с художником педагогом.

Постановка обучения в эпоху Возрождения представляла собой следующие этапы:

Мальчика 10-12 лет отдавали к мастеру, и он с первых дней начинал знакомиться с ремеслом своего учителя. К 18 годам ученик становился подмастерьем, учитель мог поручить ему исполнение отдельных частей работы. После 6-8 лет обучения ученик мог оставаться в качестве помощника у своего учителя, но мог и перейти к другому мастеру и даже поменять специальность – стать гравером, живописцем, скульптором. У наиболее крупных художников воспитанники изучали ювелирное дело, литературу, математику, скульптуру, живопись и архитектуру.

Основа обучения – рисунок. Система обучения рисунку тесно связана с композицией, поскольку он являлся подготовительной стадией к живописной работе. Искусство гармонично, художник практик и теоретик живописи, обладает запасом знаний.

Появляются первые научные труды по изобразительному искусству.

 Ченнино Ченнини «Трактат о живописи». Основа рисунка, считал Ченнини, - рисование с натуры.

 Леон Баттиста Альберти - крупнейший теоретик ренессансной архитектуры, создатель её целостной концепции, «Три книги о живописи». Этот труд раскрывает основы рисунка, которые являются по основным своим положениям актуальными и в настоящее время: обучение строилось на основе изучения натуры с точки зрения перспективы и анатомии.   Основа его методики – личный показ. К методическим установкам относится: а) делать крупные изображения, т.к. в маленьких легко скрыть любую ошибку, б) обобщение формы и тона легче сделать через прищуренные глаза.

Леонардо да Винчи «Книга о живописи». Основа методики – рисование с натуры с помощью анализа формы. Методическая установка – рисовать, начиная с целого. 1.изучение трактатов

2.изучение природы — созерцание

3.законы перспективы

4.практика перспективы

5 изучение перспективы по работам мастеров

6.рисование с натуры

7.анализ техники рисунка мастеров

8.учиться делать самому «самовыражение возможно, когда человек владеет техникой»

Альбрехт Дюрер «Книга о живописи»: 1) «Трактат о пропорциях» - правила построения фигуры человека через геометрию и математические расчеты, деление фигуры на части. Наличие вспомогательных линий при построении фигуры человека; 2) «Наставления в измерении циркулем и линейкой» - учение о перспективе.

Огромное значение придавал конструктивному анализу формы, натурному рисованию, личному примеру педагога. Большую ценность для обучения рисунку представляет метод обобщения формы, предложенный Дюрером.Разбирая вопросы творчества, Дюрер считал, что в искусстве нельзя полагаться только на чувство и зрительное впечатление, а необходимо опираться на точные научные знания, которые обеспечивают художнику твердый и надежный успех в работе.

Пьетро дела Франческо  включает: 1. Рисунок

2. Построение рисунка на плоскости = перспектива

3. Цвет на основе символики 4. Композиция


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

61051. Разработка нового вертикально-интегрированного формата свадебного агентства в интересах создания доминирующей в Москве сети 1 MB
  Какие конкурентные силы оказывают влияние на рынок свадебных услуг. Какой сегмент рынка по организации свадебных торжеств наиболее привлекателен с точки зрения ведения бизнеса Какие факторы являются ключевыми для обращения в то или иное агентство по организации свадьбы. В чем, предположительно, могут заключаться основные элементы нового формата свадебного агентства и последовательность их внедрения...
61053. Павутина життя (Web of Life) 62 KB
  Мета: 1)Повторити й активізувати лексику теми. 2)Тренувати учнів у читанні та вживанні сполучних слів у підрядних реченнях. 3)Продовжувати формувати навички діалогічного та монологічного мовлення. 4)Навчати учнів аудіювання.
61055. Смислові зв’язки між частинами складносурядного речення 58 KB
  Мета: поглибити знання учнів про складносурядні речення; ознайомити із засобами звязку між їхніми частинами; зясувати поняття смислових відношень між частинами складносурядних речень...
61059. СЛОВОСПОЛУЧЕННЯ Й РЕЧЕННЯ. ЧЛЕНИ РЕЧЕННЯ. ЗВЕРТАННЯ. ВСТАВНІ СЛОВА 102.5 KB
  Мета: повторити найважливіші теоретичні відомості з синтаксису і пунктуації зокрема про словосполучення й речення як основні синтаксичні одиниці про особливості вживання звертань вставних слів і однорідних членів речення...