44919

Основные методы и приёмы обучения РЯ в школе

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Методы обучения: Познавательные методы А Объяснительный: слово учителя лекция Б Эвристический: беседа самостоятельный анализ. Практические методы.

Русский

2013-11-14

14.41 KB

12 чел.

Основные методы и приёмы обучения РЯ в школе.

Метод обучения – способ деятельности учителя и учащихся с целью овладения лингвистическими знаниями и языковыми, правописными и речевыми умениями и навыами. Метод реализуется системой приёмов обучения. Прием обучения – составная часть метода, то есть конкретное целенаправленное действие учителя или учащегося. Пр.: слово учителя – это метод обучения. Работа с таблицей – прием, с помощью которого реализуется данный метод. Метод и конкретный приём зависят от содержания языкового материала (терминов лингв. теории, отдельных единиц языка, текстов). В МПРЯ существует несколько классификация методов обучения. В основу разных классификация положено разные основания: уровни деятельности учащихся, источник получения знаний, этапы усвоения материала, цели обучения РЯ, тип учебного материала.

Уровень деятельности учащегося положен в основу дидактической классификации Лернера И. Я., Скаткина. Согласно ей выделяется 2 группы методов: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), творческий (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Большой вклад в классификацию методов обучения русскому языку внесла Л. П. Федоренко. В основе ее классификации: источник знаний. Выделила 3 группы методов: теоретический (сообщение учителя, беседа, чтение учебника), теоретико-практический (наблюдение, языковой разбор, диктант, реконструирование, конструирование), практический (изложение, сочинение).

Попытку учесть различные факторы в обучении (цель, характер материала, этапы усвоения и др.) предпринял М. Т. Баранов и создал многомерную классификацию методов обучения. 1. Методы обучения: 1. Познавательные методы А) Объяснительный: слово учителя, лекция, Б) Эвристический: беседа, самостоятельный анализ. 2. Практические методы.  А) Методы закрепления знаний: составление плана ответа, ответы на вопросы, связное изложение, сопоставление с ранее изученным, языковой разбор. Б) Методы формирования языковых умений: нахождение языкового явления, подбор примеров, группировка, конструирование, языковой разбор. В) Методы формирования правописных умений: а) Методы, развивающие орфографическую и пунктуационную зоркость: нахождение орфограмм и пунктограмм, обозначение условия выбора орфограмм и пунктограмм, подбор примеров, орфографический и пунктуационный разбор, группировка. б) Методы, обеспечивающие правильную запись: конструирование, группировка, подбор примеров, списывание, диктант, составление предложений, изложение, сочинение. Г) Методы, формирования речевых умений: а) Методы формирования некоммуникативных речевых условий: имитация, образование форм слова, составление словосочетаний и предложений, подбор примеров, исправление ошибок. б) Методы формирования коммуникативных, речевых умений: 1. Методы формирования умений анализа текста: подбор заголовка, определение главной мысли, членение текста на части, составление плана, определение типа и стиля текста, собирание материала к сочинению, отбор языковых средств в соответствии со стилем и ситуацией общения. 2. Методы формирования умений строить текст: составление плана, изложение, свободный диктант, творческий диктант, сочинение. 2. Методы контроля: ответ на вопрос, рассказ ученика, подбор примеров, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение.

Приёмы: 1. Предметного действия – речевая работа (слушание, произнесения, чтение, запись термина с целью научить детей узнавать его в потоке речи). 2. Опорного повторения – речевая работа с лексическим составом формулировки правила с целью объяснения лексич. смысла входящих в него слов. 3. Приём перифраза – работа над синтаксической формой правила – пересказ её с помощью др. конструкций с целью облегчить учащимся усвоение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

16686. ПРОБЛЕМЫ ИЗЪЯТИЯ ЗАЛОГА 12.83 KB
  ПРОБЛЕМЫ ИЗЪЯТИЯ ЗАЛОГА К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Главное качество залога право следования за вещью в силу которого залогодержате...
16687. НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСПАРИВАНИЯ В СУДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА НА ТОРГАХ 52.63 KB
  НЕКОТОРЫЕ ПРОБЛЕМЫ ОСПАРИВАНИЯ В СУДЕ РЕАЛИЗАЦИИ ИМУЩЕСТВА НА ТОРГАХ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Нарастающее число споров о признан...
16688. ВЛИЯНИЕ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НА ЧАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ 29.53 KB
  О ВЛИЯНИИ ПРОЦЕДУРЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ РЕГИСТРАЦИИ НА ЧАСТНЫЕ ОТНОШЕНИЯ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Соотношение публичных и частнопра...
16689. ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННИКА С НЕЗАКОННЫМ ВЛАДЕЛЬЦЕМ И ПРИОБРЕТАТЕЛЬНАЯ ДАВНОСТЬ 19.08 KB
  ОТНОШЕНИЯ СОБСТВЕННИКА С НЕЗАКОННЫМ ВЛАДЕЛЬЦЕМ И ПРИОБРЕТАТЕЛЬНАЯ ДАВНОСТЬ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Во владении физических и ос
16690. НЕГАТОРНЫЙ ИСК: ОТРИЦАНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОГУЛЬНЫМ 20.77 KB
  НЕГАТОРНЫЙ ИСК: ОТРИЦАНИЕ НЕ ДОЛЖНО БЫТЬ ОГУЛЬНЫМ К.И. СКЛОВСКИЙ Я отрицаю все и в этом суть моя признание героя популярной немецкой трагедии могло бы стать девизом отечественной правоприменительной практики в связи с неоправданно широким распространением не
16691. ПРИМЕНЕНИЕ НОРМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ 21.93 KB
  О ПРИМЕНЕНИИ НОРМ О ЗЛОУПОТРЕБЛЕНИИ ПРАВОМ В СУДЕБНОЙ ПРАКТИКЕ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Проблеме злоупотребления правом хорошо
16692. ЗАЩИТА АРЕНДАТОРА ОТ ВТОРОЙ АРЕНДЫ 9.49 KB
  О ЗАЩИТЕ АРЕНДАТОРА ОТ ВТОРОЙ АРЕНДЫ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. Собственник вправе неоднократно распорядиться вещью причем все его...
16693. ПРАВА УЧРЕДИТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА И РЕЖИМ СУПРУЖЕСКОГО ИМУЩЕСТВА 14.19 KB
  ПРАВА УЧРЕДИТЕЛЯ ХОЗЯЙСТВЕННОГО ОБЩЕСТВА И РЕЖИМ СУПРУЖЕСКОГО ИМУЩЕСТВА К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. При обсуждении и без того сложн...
16694. ВОПРОСЫ О ЗАДАТКЕ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ 9.06 KB
  К ВОПРОСУ О ЗАДАТКЕ ПРИ ПРИОБРЕТЕНИИ ЖИЛЫХ ПОМЕЩЕНИЙ К.И. СКЛОВСКИЙ Скловский Константин Ильич доктор юридических наук адвокат профессор кафедры гражданского права КГАУ имеет около 120 научных публикаций. В практике риэлтерских агентств возник острый вопрос...