44919

Основные методы и приёмы обучения РЯ в школе

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Методы обучения: Познавательные методы А Объяснительный: слово учителя лекция Б Эвристический: беседа самостоятельный анализ. Практические методы.

Русский

2013-11-14

14.41 KB

11 чел.

Основные методы и приёмы обучения РЯ в школе.

Метод обучения – способ деятельности учителя и учащихся с целью овладения лингвистическими знаниями и языковыми, правописными и речевыми умениями и навыами. Метод реализуется системой приёмов обучения. Прием обучения – составная часть метода, то есть конкретное целенаправленное действие учителя или учащегося. Пр.: слово учителя – это метод обучения. Работа с таблицей – прием, с помощью которого реализуется данный метод. Метод и конкретный приём зависят от содержания языкового материала (терминов лингв. теории, отдельных единиц языка, текстов). В МПРЯ существует несколько классификация методов обучения. В основу разных классификация положено разные основания: уровни деятельности учащихся, источник получения знаний, этапы усвоения материала, цели обучения РЯ, тип учебного материала.

Уровень деятельности учащегося положен в основу дидактической классификации Лернера И. Я., Скаткина. Согласно ей выделяется 2 группы методов: репродуктивный (объяснительно-иллюстративный, репродуктивный), творческий (проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский).

Большой вклад в классификацию методов обучения русскому языку внесла Л. П. Федоренко. В основе ее классификации: источник знаний. Выделила 3 группы методов: теоретический (сообщение учителя, беседа, чтение учебника), теоретико-практический (наблюдение, языковой разбор, диктант, реконструирование, конструирование), практический (изложение, сочинение).

Попытку учесть различные факторы в обучении (цель, характер материала, этапы усвоения и др.) предпринял М. Т. Баранов и создал многомерную классификацию методов обучения. 1. Методы обучения: 1. Познавательные методы А) Объяснительный: слово учителя, лекция, Б) Эвристический: беседа, самостоятельный анализ. 2. Практические методы.  А) Методы закрепления знаний: составление плана ответа, ответы на вопросы, связное изложение, сопоставление с ранее изученным, языковой разбор. Б) Методы формирования языковых умений: нахождение языкового явления, подбор примеров, группировка, конструирование, языковой разбор. В) Методы формирования правописных умений: а) Методы, развивающие орфографическую и пунктуационную зоркость: нахождение орфограмм и пунктограмм, обозначение условия выбора орфограмм и пунктограмм, подбор примеров, орфографический и пунктуационный разбор, группировка. б) Методы, обеспечивающие правильную запись: конструирование, группировка, подбор примеров, списывание, диктант, составление предложений, изложение, сочинение. Г) Методы, формирования речевых умений: а) Методы формирования некоммуникативных речевых условий: имитация, образование форм слова, составление словосочетаний и предложений, подбор примеров, исправление ошибок. б) Методы формирования коммуникативных, речевых умений: 1. Методы формирования умений анализа текста: подбор заголовка, определение главной мысли, членение текста на части, составление плана, определение типа и стиля текста, собирание материала к сочинению, отбор языковых средств в соответствии со стилем и ситуацией общения. 2. Методы формирования умений строить текст: составление плана, изложение, свободный диктант, творческий диктант, сочинение. 2. Методы контроля: ответ на вопрос, рассказ ученика, подбор примеров, контрольный диктант, контрольное изложение, контрольное сочинение.

Приёмы: 1. Предметного действия – речевая работа (слушание, произнесения, чтение, запись термина с целью научить детей узнавать его в потоке речи). 2. Опорного повторения – речевая работа с лексическим составом формулировки правила с целью объяснения лексич. смысла входящих в него слов. 3. Приём перифраза – работа над синтаксической формой правила – пересказ её с помощью др. конструкций с целью облегчить учащимся усвоение.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

26247. Организация системы семеноводства 95.5 KB
  Контроль качества семян апробация посевов. Разработать технологии производства семян заданной культуры в системе внутрихозяйственного семеноводства. Система семеноводства сельскохозяйственных растений представляет собой совокупность функционально взаимосвязанных физических и юридических лиц осуществляющих деятельность по производству оригинальных элитных семян элиты и репродукционных семян. При этом развитая система семеноводства должна представлять собой высокоэффективный механизм не только обеспечивающий потребность в...
26248. Использование дистанционных методов и прецизионной техники для внесения удобрений 96 KB
  Лекция Использование дистанционных методов и прецизионной техники для внесения удобрений Цели и задачи. Сформировать умение разрабатывать электронные картограммы по обеспеченности элементами питания кислотности солонцеватости и картызадания для дифференциального внесения удобрений в режиме off line а также способность разрабатывать агротребования для выполнения операций в режиме on line. Рассматриваются различные режимы дифференцированного внесения удобрений и мелиорантов off line и on line программное обеспечение и использование...
26249. Техническое обеспечение агротехнологий 90 KB
  Рассматривается методика определения потребности агротехнологий в технике и оптимизации Машинотракторного парка на основе использования научно обоснованных нормативов. Ключевые слова: оптимизация МТП нормативы потребности эталонные единицы тракторооснащенность плуги бороны культиваторы лкщильники комбинированные агрегаты опрыскиватели. Одним из способов оптимизации состава МТП является методика основанная на использовании научно обоснованных нормативов потребности в технике. Нормативы потребности в базовых технических средствах в...
26250. Внесение удобрений 70.5 KB
  Домашнее задание Внесение удобрений Цель и задачи. Сформировать умение оперативно принимать решение по выбору оптимальных норм способов и сроков внесения удобрений в различных агротехнологиях в зависимости от изменяющихся агроэкологических и производственных условий. Рассматриваются нормы сроки и способы внесения удобрений в том числе микроудобрений в зависимости от агроэкологических и производственных условий. Сроки и способы внесения удобрений.
26251. Оценка устойчивости ландшафтов и агроландшафтов и их антропогенной преобразованности 71 KB
  13 Практическое задание Оценка устойчивости ландшафтов и агроландшафтов и их антропогенной преобразованности Цели и задачи. Сформировать представление об устойчивости природных ландшафтов и агроландшафтах видах экологической устойчивости определяющих ее факторах о цене экологической устойчивости агроландшафтов и принципах ее обеспечения. Затраты на ее поддержание определяют цену устойчивости агроландшафта. Дать характеристику экологической агрономической и экономической устойчивости определенного агроландшафта.
26252. Оценка экологической емкости агроландшафта 49 KB
  14 Домашнее задание Оценка экологической емкости агроландшафта Цели и задачи. Сформировать представление о способности агроландшафта воспринимать антропогенную нагрузку при сохранении экологической устойчивости и критериях ее оценки. Формируется понятие экологической емкости агроландшафта и определяющие ее условия. Дать оценку экологической емкости агроландшафта на примере конкретного земельного массива Оценка экологическая емкость агроландшафта Чтобы обеспечить экологическую устойчивость агроландшафта необходимо задать такие параметры...
26253. Значение и место альтернативных технологий в земледелии 47 KB
  Сформировать представление об агротехнологиях альтернативного земледелия как социальном явлении их формах причинах агрономических ограничений возможностях использования. Принципы и источники альтернативного земледелия его мотивации. Основателем данного направления считают австрийского философа Рудольфа Штайнера сформулировавшего в 1924 году принципы так называемого биодинамического земледелия как развитие созданного им мистического учения антропософии. В то же время продукция органического земледелия отнюдь не застрахована от природных...
26254. Агроэкологические требования сельскохозяйственных культур как исходный критерий агрооценки земель 38.5 KB
  Близкие по условиям возделывания конкретных сельскохозяйственных растений ЭАА объединяются в агроэкологические типы земель в пределах которых формируются производственные участки. Пока что не все аспекты агроэкологической оценки растений разработаны с достаточной полнотой особенно почвенные некоторые трудно поддаются формализации. Следует ускорить разработку региональных рекомендаций по данному вопросу с учетом местных условий культур сортов растений. Отношение растений к свету: размещение растений по реакции на продолжительность дня...
26255. Выбор, размещение и сельскохозяйственных культур и сортов и разработка агроэкологических карт в АгроГИС 64 KB
  Ключевые слова: виды сорта культур агроэкологическая оценка интенсивные пластичные устойчивые сорта агроэкологическая карта категории пригодности. Выбор культуры и сорта. Выбор культуры и сорта Выбор культур для региона конкретного хозяйства и поля осуществляют на основе оценки их биологических требований и средообразующего влияния. Показатели агроэкологической оценки культур указанные в паспорте сорта сравниваются с соответствующими параметрами агроландшафта.