44924

Проблемы повышения эффективности хозяйствующих субъектов в посткризисный период

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

От того насколько эффективно функционирует и развивается система популяция предприятий в государстве зависит эффективность работы экономики в целом а если говорить более широко то и состояние общества. У 37 промышленных предприятий в 1 кв. Доля предприятий не закупающих оборудование 2 и более месяцев подряд – 50 в 2008 г. Доля руководителей предприятий не понимающих экономическую политику государства за 34 месяца: во IIм квартале 2009 г.

Русский

2013-11-14

18.97 KB

5 чел.

6

Проблемы повышения эффективности хозяйствующих субъектов в посткризисный период.


Кризис обострил внимание к базисным структурам экономики. Основным звеном организации экономической деятельности в современной экономике выступает предприятие (фирма, компания, корпорация и т.д.) – самостоятельная организация, на систематической основе самостоятельно осуществляющая производство продукции, ее реализацию за пределы организации и воспроизводство расходуемых ресурсов. От того, насколько эффективно функционирует и развивается система («популяция») предприятий в государстве, зависит эффективность работы экономики в целом, а если говорить более широко, то и состояние общества.

Современное Российское предприятие предприятие, несмотря на серьезные проблемы, связанные со старением производственного аппарата, низкой инвестиционной и инновационной активностью останется центральной ячейкой экономики. Усилия экономической науки должны быть в этой ситуации направлены на поиск и обоснование методов разрешение накопившихся в сфере деятельности предприятия проблем.

Основные проблемы субъектов экономики по данным Российский экономический барометр. Квартальный бюллетень. М.: ИМЭМО РАН, 2009, № 2.


1. У 37% промышленных предприятий в 1 кв. 2009 г. производственные мощности снизились (в 2008 г. мощности снизились у 27%).

2. Доля предприятий, не закупающих оборудование 2 и более месяцев подряд – 50% (в 2008 г. было 33%).

3. Загрузка рабочей силы в апреле – 76% (в 2008 г. было 90%).

4. Доля убыточных организаций в 1 кв. 2009 г. составила 35,5% (в 2008 г. – 29,4%).

5. Доля продаж за наличные деньги в апреле 2009 г. – 18% (в 2008 г. было 13%).

6. Доля руководителей предприятий, не понимающих экономическую политику государства за 3-4 месяца: во II-м квартале 2009 г. – 41%, доля руководителей, одобряющих эту политику – 11%.


Из этих данных видно, что большая часть предприятий не ведёт практически никакой инвестиционной деятельности. Обращает на себя внимание последний пункт: доля руководителей предприятий, не понимающих экономическую политику государства, во втором квартале, сейчас, составляет 41%. Это рекордная величина за всё время наблюдений. Разрыв между руководителями предприятий и представителями власти растет, фрагментация общества усиливается.


Все приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительном положении предприятий в экономической среде. Однако значительно более важным являются внутренние системные проблемы предприятий. В кратких формулировках эти проблемы могут быть сформулированы следующим образом.


1. Утрата суверенитета предприятиями. Включение предприятий в холдинговые структуры, в особенности, размещающиеся вдали от дислокации предприятия, часто приводит к утрате предприятиями прав распоряжаться производимой продукцией, заключать договора о поставках, распределять полученную прибыль, вести значимую инвестиционную деятельность. Фактически предприятия превращаются в цеха («цеховизация»). Это чрезвычайно важное и в целом негативное явление для экономики. Невозможно построить сбалансировано-рыночную экономику, если предприятия будут отделены от рынка продаж и поставок и управляться, условно говоря, «из Москвы».


2. Дисбаланс в распределении прав и ответственности между участниками деятельности корпорации и для каждого участника. Ограниченная ответственность собственников подавляющего числа российских предприятий (более точно говоря, всех предприятий, кроме товариществ и обществ с дополнительной ответственностью) находится в состоянии дисбаланса с практически неограниченными правами собственника, включая право на закрытие предприятия и вывод его активов.


3. Эксцентриситет управления. В принципе возможны следующие схемы расположения центра управления по отношению к предприятию:
- орган управления находится внутри самого предприятия (самоуправление);
- предприятие управляется из отдаленного центра, единого для широкого множества предприятий и базирующегося, естественно, вне предприятия (централизованное управление); 
- орган управления находится вне предприятия, но не отдален от него настолько, насколько в предыдущем случае, и не является единым для всех предприятий (корпоративное управление).
Концентрация акций у внешних собственников порождает ослабление управления, ситуацию двух «центров власти» - внутри коллектива и вне предприятия. Это порождает, в свою очередь, утерю целостности предприятия, его фрагментацию. Предприятия уподобляются провинциальным поселениям, влачащим жалкое существование вдали от центра.


4. Неравноправие различных групп акционеров (в том числе – миноритарных и мажоритарных).


5. Столкновение двух видов прав: права, основанного на отношениях собственности, и права, основанного на трудовых отношениях.


6. Многоуровневая («фрактальная»); внутрикорпоративная коррупция.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

33804. Формы государства. Государственный аппарат. Источники права 17.7 KB
  Источники права Форма государства внешняя структура способ организации государственной власти выражающаяся в построении верховных ор ганов государства распределении власти меяаду различными уровнями государственных органов общем режиме управления страной. Механизм государства призван надежно гарантировать и охранять законные интересы и права своих граждан. Источник права Источник форма права способ с помощью которого закрепляются находят внешнее выражение нормы права. Некоторые учёные отождествляют источник и форму выражения...
33805. Понятие, сущность и структура Конституции Республики Беларусь 17.02 KB
  Конституция Республики Беларусь белор. Канстытуцыя Рэспублікі Беларусь основной закон Республики Беларусь. Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии 1919 года Первая Конституция Социалистической Советской Республики Белоруссии ССРБ была принята на I Всебелорусском съезде Советов 3 февраля 1919 г.
33806. Гражданство Республики Беларусь 17.47 KB
  Гражданство Республики Беларусь это устойчивая правовая связь человека Республикой Беларусь выражающаяся в совокупности их взаимных прав обязанностей и ответственности.1991 года был введен в действие Закон Республики Беларусь О гражданстве Республики Беларусь который действовал до 17.2002 года был принят Закон Республики Беларусь О гражданстве Республики Беларусь который вступил в силу 17.
33807. Избирательная система 17.6 KB
  Избирательная система в широком смысле совокупность правовых норм регулирующих порядок предоставления избирательных прав проведения выборов в органы государства и местного самоуправления определения результатов голосования. Такая система правовых норм в совокупности образует избирательное право в широком смысле. Избирательная система в узком смысле порядок определения результатов голосования.
33808. Референдум. Виды референдумов 15.74 KB
  Виды референдумов. Референдум важнейший институт прямой демократии. Референдум это один из способов участия общественности в принятии решений важных для государства и для каждого отдельного гражданина. Условия проведения референдума и его процедура регулируются конституциями и законодательством соответствующих стран.
33809. Президент 16.56 KB
  Президент Республики Беларусь является главой государства гарантом конституции Республики Беларусь прав и свобод человека и гражданина. Он представляет Республику Беларусь в отношениях с другими государствами и международными организациями. Президентом может быть избран гражданин Республики Беларусь по рождению не моложе 35 лет обладающий избирательным правом и постоянно проживающий в Республике Беларусь не менее десяти лет непосредственно перед выборами. Статус права и обязанности президента Статус права и обязанности президента...
33810. Правительство 16.92 KB
  Совет Министров Республики Беларусь высший орган исполнительной власти осуществляющий руководство системой подчиненных ему республиканских органов государственного управления и иных государственных организаций а также местных исполнительных и распорядительных органов в Беларуси. Главой Совета Министров является Премьерминистр который назначается Президентом Республики Беларусь с согласия нижней палаты Парламента Республики Беларусь. Совет Министров Беларуси в своей деятельности подотчётен Президенту Республики Беларусь и ответствен перед...
33811. Парламент 18.1 KB
  Состоит из двух палат Палаты представителей и Совета Республики. Совет Республики является палатой территориального представительства. От каждой области и города Минска избираются на заседаниях депутатов местных Советов по восемь членов Совета Республики. В дополнение к ним восемь членов Совета Республики назначаются Президентом Республики Беларусь.
33812. Конституционный суд 16.07 KB
  Конституционный суд в отличие от всех прочих судов вправе отменить закон или иной нормативный правовой акт в случае признания его неконституционным. Канстытуцыйны суд Рэспублікі Беларусь один из высших судов Белоруссии осуществляющий конституционный контроль; существует с 1994 года. История Во время конституционного кризиса 1996 года суд счёл что результаты референдума об изменении конституции не будут обязательными.