44924

Проблемы повышения эффективности хозяйствующих субъектов в посткризисный период

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

От того насколько эффективно функционирует и развивается система популяция предприятий в государстве зависит эффективность работы экономики в целом а если говорить более широко то и состояние общества. У 37 промышленных предприятий в 1 кв. Доля предприятий не закупающих оборудование 2 и более месяцев подряд – 50 в 2008 г. Доля руководителей предприятий не понимающих экономическую политику государства за 34 месяца: во IIм квартале 2009 г.

Русский

2013-11-14

18.97 KB

5 чел.

6

Проблемы повышения эффективности хозяйствующих субъектов в посткризисный период.


Кризис обострил внимание к базисным структурам экономики. Основным звеном организации экономической деятельности в современной экономике выступает предприятие (фирма, компания, корпорация и т.д.) – самостоятельная организация, на систематической основе самостоятельно осуществляющая производство продукции, ее реализацию за пределы организации и воспроизводство расходуемых ресурсов. От того, насколько эффективно функционирует и развивается система («популяция») предприятий в государстве, зависит эффективность работы экономики в целом, а если говорить более широко, то и состояние общества.

Современное Российское предприятие предприятие, несмотря на серьезные проблемы, связанные со старением производственного аппарата, низкой инвестиционной и инновационной активностью останется центральной ячейкой экономики. Усилия экономической науки должны быть в этой ситуации направлены на поиск и обоснование методов разрешение накопившихся в сфере деятельности предприятия проблем.

Основные проблемы субъектов экономики по данным Российский экономический барометр. Квартальный бюллетень. М.: ИМЭМО РАН, 2009, № 2.


1. У 37% промышленных предприятий в 1 кв. 2009 г. производственные мощности снизились (в 2008 г. мощности снизились у 27%).

2. Доля предприятий, не закупающих оборудование 2 и более месяцев подряд – 50% (в 2008 г. было 33%).

3. Загрузка рабочей силы в апреле – 76% (в 2008 г. было 90%).

4. Доля убыточных организаций в 1 кв. 2009 г. составила 35,5% (в 2008 г. – 29,4%).

5. Доля продаж за наличные деньги в апреле 2009 г. – 18% (в 2008 г. было 13%).

6. Доля руководителей предприятий, не понимающих экономическую политику государства за 3-4 месяца: во II-м квартале 2009 г. – 41%, доля руководителей, одобряющих эту политику – 11%.


Из этих данных видно, что большая часть предприятий не ведёт практически никакой инвестиционной деятельности. Обращает на себя внимание последний пункт: доля руководителей предприятий, не понимающих экономическую политику государства, во втором квартале, сейчас, составляет 41%. Это рекордная величина за всё время наблюдений. Разрыв между руководителями предприятий и представителями власти растет, фрагментация общества усиливается.


Все приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительном положении предприятий в экономической среде. Однако значительно более важным являются внутренние системные проблемы предприятий. В кратких формулировках эти проблемы могут быть сформулированы следующим образом.


1. Утрата суверенитета предприятиями. Включение предприятий в холдинговые структуры, в особенности, размещающиеся вдали от дислокации предприятия, часто приводит к утрате предприятиями прав распоряжаться производимой продукцией, заключать договора о поставках, распределять полученную прибыль, вести значимую инвестиционную деятельность. Фактически предприятия превращаются в цеха («цеховизация»). Это чрезвычайно важное и в целом негативное явление для экономики. Невозможно построить сбалансировано-рыночную экономику, если предприятия будут отделены от рынка продаж и поставок и управляться, условно говоря, «из Москвы».


2. Дисбаланс в распределении прав и ответственности между участниками деятельности корпорации и для каждого участника. Ограниченная ответственность собственников подавляющего числа российских предприятий (более точно говоря, всех предприятий, кроме товариществ и обществ с дополнительной ответственностью) находится в состоянии дисбаланса с практически неограниченными правами собственника, включая право на закрытие предприятия и вывод его активов.


3. Эксцентриситет управления. В принципе возможны следующие схемы расположения центра управления по отношению к предприятию:
- орган управления находится внутри самого предприятия (самоуправление);
- предприятие управляется из отдаленного центра, единого для широкого множества предприятий и базирующегося, естественно, вне предприятия (централизованное управление); 
- орган управления находится вне предприятия, но не отдален от него настолько, насколько в предыдущем случае, и не является единым для всех предприятий (корпоративное управление).
Концентрация акций у внешних собственников порождает ослабление управления, ситуацию двух «центров власти» - внутри коллектива и вне предприятия. Это порождает, в свою очередь, утерю целостности предприятия, его фрагментацию. Предприятия уподобляются провинциальным поселениям, влачащим жалкое существование вдали от центра.


4. Неравноправие различных групп акционеров (в том числе – миноритарных и мажоритарных).


5. Столкновение двух видов прав: права, основанного на отношениях собственности, и права, основанного на трудовых отношениях.


6. Многоуровневая («фрактальная»); внутрикорпоративная коррупция.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84685. Структура Посольства, распределение обязанностей, штатное расписание 13.41 KB
  Структура Посольства распределение обязанностей штатное расписание. Посол представляет РФ непосредственно руководит работой Посольства несёт персональную ответственность за выполнение возложенных на Посольство задач и осуществление им функций определяет в соответствии с нормативными актами МИДа России структуру Посольства распределяет должностные обязанности между его сотрудниками. Сотрудников посольства. Обеспечение безопасности посольства его сотрудников и членов их семей организация защиты государственной и иной охраняемой законом...
84686. Роль иностранного языка в работе дипломата 12.06 KB
  Роль иностранного языка в работе дипломата. Роль иностранного языка в работе чрезвычайно важна. Профессиональное владение иностранными языками может пригодиться дипломату во многих сферах его дипломатической деятельности. Знание в совершенстве языка страны пребывания значительно расширяет количество источников информации печатные издания на иностранном языке интернетресурсы телевидение радио и т.
84687. МГИМО: история, структура, кадровая база МИД России 15.87 KB
  МГИМО: история структура кадровая база МИД России. МГИМО является одним из старейших университетских центров страны по подготовке специалистов международного профиля. Первый набор в МГИМО составил 200 студентов. С 1946 года на учебу в МГИМО стали направляться студенты из зарубежных стран.
84688. Статус профессиональной дипслужбы во внешнеполитической системе, дипломаты и политическое руководство 13.63 KB
  Служба в аппарате внешнеполитического ведомства – это особая разновидность федеральной государственной службы Российской Федерации. Это профессиональное осуществление целей и функций внешней политики России посредством исполнения государственных должностей федеральной государственной службы утвержденных в: центральном аппарате МИД РФ диппредставительствах и консульских учреждениях за рубежом представительствах при международных организациях представительствах МИД на территории РФ на отдельных государственных должностях госслужбы в...
84689. Порядок приема в МИД и требования, предъявляемые к выпускникам вузов, впервые поступающим на государственную службу 14.85 KB
  К дипломатической службе не относятся технические сотрудники. В России долгое время не было специального закона о дипломатической службе. Закон – 79ФЗ о гражданской службе от 2004 года распространялся и на дипломатическую службы. В этих законах формулируются принципы государственной службы: равных доступ граждан к службе профессионализм и компетентность стабильность.
84690. Дипломатические ранги и порядок их присвоения 15.73 KB
  Присвоение дип рангов дип работникам производится в соответствии с установленными ФЗ Об основах гос службы РФ и иными нормативными правовыми актами РФ квалификационными требованиями к профессиональному образованию стажу и опыту работы по специальности знанию Конституции РФ Федеральных Законовнов применительно к исполнению своих должностных обязанностей а также с учетом срока пребывания в дип ранге результатов служебной деятельности и при наличии сертификата о соответствующем уровне владения иностранным языком. Присваиваются следующие...
84691. Порядок отбора кандидатов на замещение дипломатических должностей в загранучреждениях 17.24 KB
  Форма прохождения дипломатической службы в каждой стране своя; она определяется национальными особенностями и традициями этой страны а также материальными и кадровыми возможностями. Однако под влиянием глобализации происходит стандартизация дипломатической службы во всем мире. Это крайне ценимые качества на дипломатической службе. Главные требования которые предъявляются к лицам претендующим на должность дипломатической службы: сильная политологическая правовая и общегуманитарная подготовка классического образца воспитанность и хорошие...
84692. Прохождение службы в центральном аппарате МИДа и за рубежом. Ротация дипломатических кадров 14.15 KB
  Основные элементы системы прохождения дипслужбы можно представить следующим образом: А отбор на службу оценка претендентов с точки зрения их профессиональнокфалификационной психологической и духовнонравственной пригодности к работе в структурах МИД и загранучреждений РФ; Б процедура утверждения в должности замещение госдолжности дипслужбы; В профессиональная адаптация путём испытательного срока стажировок повышения квалификации и других мероприятий; Г оценка служебной деятельности формирование здоровых ценностных установок на...
84693. Основные черты современного дипломата 12.27 KB
  К числу важнейших для дипломата качеств относят: глубокое понимание целей задач и особенностей внешнеполитического курса России способность к стратегическому видению развития событий умение грамотно доходчиво и убедительно выражать свои мысли как в письменной так и в устной форме знание современных информационных технологий проницательность умение увидеть главное и определяющее в информационном потоке стрессоустойчивость способность определять приоритеты организованность ответственность обладание высоким общеобразовательным и...