44924

Проблемы повышения эффективности хозяйствующих субъектов в посткризисный период

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

От того насколько эффективно функционирует и развивается система популяция предприятий в государстве зависит эффективность работы экономики в целом а если говорить более широко то и состояние общества. У 37 промышленных предприятий в 1 кв. Доля предприятий не закупающих оборудование 2 и более месяцев подряд 50 в 2008 г. Доля руководителей предприятий не понимающих экономическую политику государства за 34 месяца: во IIм квартале 2009 г.

Русский

2013-11-14

18.97 KB

5 чел.

6

Проблемы повышения эффективности хозяйствующих субъектов в посткризисный период.


Кризис обострил внимание к базисным структурам экономики. Основным звеном организации экономической деятельности в современной экономике выступает предприятие (фирма, компания, корпорация и т.д.) – самостоятельная организация, на систематической основе самостоятельно осуществляющая производство продукции, ее реализацию за пределы организации и воспроизводство расходуемых ресурсов. От того, насколько эффективно функционирует и развивается система («популяция») предприятий в государстве, зависит эффективность работы экономики в целом, а если говорить более широко, то и состояние общества.

Современное Российское предприятие предприятие, несмотря на серьезные проблемы, связанные со старением производственного аппарата, низкой инвестиционной и инновационной активностью останется центральной ячейкой экономики. Усилия экономической науки должны быть в этой ситуации направлены на поиск и обоснование методов разрешение накопившихся в сфере деятельности предприятия проблем.

Основные проблемы субъектов экономики по данным Российский экономический барометр. Квартальный бюллетень. М.: ИМЭМО РАН, 2009, № 2.


1. У 37% промышленных предприятий в 1 кв. 2009 г. производственные мощности снизились (в 2008 г. мощности снизились у 27%).

2. Доля предприятий, не закупающих оборудование 2 и более месяцев подряд – 50% (в 2008 г. было 33%).

3. Загрузка рабочей силы в апреле – 76% (в 2008 г. было 90%).

4. Доля убыточных организаций в 1 кв. 2009 г. составила 35,5% (в 2008 г. – 29,4%).

5. Доля продаж за наличные деньги в апреле 2009 г. – 18% (в 2008 г. было 13%).

6. Доля руководителей предприятий, не понимающих экономическую политику государства за 3-4 месяца: во II-м квартале 2009 г. – 41%, доля руководителей, одобряющих эту политику – 11%.


Из этих данных видно, что большая часть предприятий не ведёт практически никакой инвестиционной деятельности. Обращает на себя внимание последний пункт: доля руководителей предприятий, не понимающих экономическую политику государства, во втором квартале, сейчас, составляет 41%. Это рекордная величина за всё время наблюдений. Разрыв между руководителями предприятий и представителями власти растет, фрагментация общества усиливается.


Все приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительном положении предприятий в экономической среде. Однако значительно более важным являются внутренние системные проблемы предприятий. В кратких формулировках эти проблемы могут быть сформулированы следующим образом.


1. Утрата суверенитета предприятиями. Включение предприятий в холдинговые структуры, в особенности, размещающиеся вдали от дислокации предприятия, часто приводит к утрате предприятиями прав распоряжаться производимой продукцией, заключать договора о поставках, распределять полученную прибыль, вести значимую инвестиционную деятельность. Фактически предприятия превращаются в цеха («цеховизация»). Это чрезвычайно важное и в целом негативное явление для экономики. Невозможно построить сбалансировано-рыночную экономику, если предприятия будут отделены от рынка продаж и поставок и управляться, условно говоря, «из Москвы».


2. Дисбаланс в распределении прав и ответственности между участниками деятельности корпорации и для каждого участника. Ограниченная ответственность собственников подавляющего числа российских предприятий (более точно говоря, всех предприятий, кроме товариществ и обществ с дополнительной ответственностью) находится в состоянии дисбаланса с практически неограниченными правами собственника, включая право на закрытие предприятия и вывод его активов.


3. Эксцентриситет управления. В принципе возможны следующие схемы расположения центра управления по отношению к предприятию:
- орган управления находится внутри самого предприятия (самоуправление);
- предприятие управляется из отдаленного центра, единого для широкого множества предприятий и базирующегося, естественно, вне предприятия (централизованное управление); 
- орган управления находится вне предприятия, но не отдален от него настолько, насколько в предыдущем случае, и не является единым для всех предприятий (корпоративное управление).
Концентрация акций у внешних собственников порождает ослабление управления, ситуацию двух «центров власти» - внутри коллектива и вне предприятия. Это порождает, в свою очередь, утерю целостности предприятия, его фрагментацию. Предприятия уподобляются провинциальным поселениям, влачащим жалкое существование вдали от центра.


4. Неравноправие различных групп акционеров (в том числе – миноритарных и мажоритарных).


5. Столкновение двух видов прав: права, основанного на отношениях собственности, и права, основанного на трудовых отношениях.


6. Многоуровневая («фрактальная»); внутрикорпоративная коррупция.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

45684. Понятие и основные хар-ки МК 62.5 KB
  В понимании МК наблюдается тенденция сведения её к СМИ или СМК это обусловлено законом РФ О СМИ. В законе эти средства названы СМИ на практике чаще используется термин СМК. Под этот тип подпадают все СМК работающие без обратной связи с аудиторией. При линейной коммуникации активность участников различна: коммуникатор проявляет свою активность через СМК а реципиент пассивно воспринимает информацию.
45685. Аудитории коммуникации: история, типология, основные подходы 40.5 KB
  А. современного медиа-рынка – совокупность корыстно действ.потребителей, которые платят своим селективным вниманием за тот/иной инф.продукт. Массовая аудитория (с возник. TV, PR). Характеризуется Блумер: рассредоточенность; члены не обязаны знать др.друга; строение меняется всё t; члены лишены чувства общей идентичности; из-за своих размеров и разнородностей не м.дествовать сама...
45687. Коммуникационный менеджмент. Задачи и функции коммуникационного менеджмента 33 KB
  Цель – достижение нового кач-ва развития орг-ции. Дб. Согласованный режим ком-ций, орг.как единая ресурсная система. Задача – согласование всех ком.потоков и направление ресурсного потока на достижение орг. Предмет – внутр.и внеш.ком-ции. Объект – орг-ция. Орг. – это группа людей, деят. кот.сознательно координируется и согласуется для достижения целей
45688. Модели межличностной коммуникации в организации. Критерии эффективности 34 KB
  Дисциплина и уважение Справедливое вознаграждение труда Корпоративность Подчиненность личных интересов общественным Разделение труда Полномочия и ответственность за принятие решений Единое направление деятельности Стабильность персонала Цель рациональное взаимодействие сотрудников и инфраструктуры. Цель коммуникационного менеджмента сплочение коллектива развитие личностных и профессиональных качеств сотрудников. Вовлечение сотрудников в формирование стратегических планов создание команд на основе мониторинга поддержка и защита...
45689. Норма современного русского языка. Толковые словари 43.5 KB
  Норма современного русского языка. Литературный язык форма общенародного языка понимаемая говорящими как образцовая. Возникает как необходимость существования единого общеупотребительного общераспространенного языка на территории единого государства. Сейчас выделяют 8 сфер бытования языка: мертвый язык памятников письменности устный язык диалектов русский язык употребляемый в грамотной речи язык русского зарубежья неисконно русская речь повседневный русский язык и просторечия научнотехнический и профессиональный...
45690. Словари современного русского языка 34.5 KB
  Словари современного русского языка По функциям и цели создания толковые словари разделяются на дескриптивные и нормативные. Дескриптивные словари предназначены для полного описания лексики определенной сферы и фиксации всех имеющихся там употреблений. Дескриптивными по определению являются словари сленгов и жаргонов диалектные словари. По характеру толковые словари разделяются на общие и частные.