44924

Проблемы повышения эффективности хозяйствующих субъектов в посткризисный период

Доклад

Экономическая теория и математическое моделирование

От того насколько эффективно функционирует и развивается система популяция предприятий в государстве зависит эффективность работы экономики в целом а если говорить более широко то и состояние общества. У 37 промышленных предприятий в 1 кв. Доля предприятий не закупающих оборудование 2 и более месяцев подряд – 50 в 2008 г. Доля руководителей предприятий не понимающих экономическую политику государства за 34 месяца: во IIм квартале 2009 г.

Русский

2013-11-14

18.97 KB

5 чел.

6

Проблемы повышения эффективности хозяйствующих субъектов в посткризисный период.


Кризис обострил внимание к базисным структурам экономики. Основным звеном организации экономической деятельности в современной экономике выступает предприятие (фирма, компания, корпорация и т.д.) – самостоятельная организация, на систематической основе самостоятельно осуществляющая производство продукции, ее реализацию за пределы организации и воспроизводство расходуемых ресурсов. От того, насколько эффективно функционирует и развивается система («популяция») предприятий в государстве, зависит эффективность работы экономики в целом, а если говорить более широко, то и состояние общества.

Современное Российское предприятие предприятие, несмотря на серьезные проблемы, связанные со старением производственного аппарата, низкой инвестиционной и инновационной активностью останется центральной ячейкой экономики. Усилия экономической науки должны быть в этой ситуации направлены на поиск и обоснование методов разрешение накопившихся в сфере деятельности предприятия проблем.

Основные проблемы субъектов экономики по данным Российский экономический барометр. Квартальный бюллетень. М.: ИМЭМО РАН, 2009, № 2.


1. У 37% промышленных предприятий в 1 кв. 2009 г. производственные мощности снизились (в 2008 г. мощности снизились у 27%).

2. Доля предприятий, не закупающих оборудование 2 и более месяцев подряд – 50% (в 2008 г. было 33%).

3. Загрузка рабочей силы в апреле – 76% (в 2008 г. было 90%).

4. Доля убыточных организаций в 1 кв. 2009 г. составила 35,5% (в 2008 г. – 29,4%).

5. Доля продаж за наличные деньги в апреле 2009 г. – 18% (в 2008 г. было 13%).

6. Доля руководителей предприятий, не понимающих экономическую политику государства за 3-4 месяца: во II-м квартале 2009 г. – 41%, доля руководителей, одобряющих эту политику – 11%.


Из этих данных видно, что большая часть предприятий не ведёт практически никакой инвестиционной деятельности. Обращает на себя внимание последний пункт: доля руководителей предприятий, не понимающих экономическую политику государства, во втором квартале, сейчас, составляет 41%. Это рекордная величина за всё время наблюдений. Разрыв между руководителями предприятий и представителями власти растет, фрагментация общества усиливается.


Все приведенные данные свидетельствуют о неудовлетворительном положении предприятий в экономической среде. Однако значительно более важным являются внутренние системные проблемы предприятий. В кратких формулировках эти проблемы могут быть сформулированы следующим образом.


1. Утрата суверенитета предприятиями. Включение предприятий в холдинговые структуры, в особенности, размещающиеся вдали от дислокации предприятия, часто приводит к утрате предприятиями прав распоряжаться производимой продукцией, заключать договора о поставках, распределять полученную прибыль, вести значимую инвестиционную деятельность. Фактически предприятия превращаются в цеха («цеховизация»). Это чрезвычайно важное и в целом негативное явление для экономики. Невозможно построить сбалансировано-рыночную экономику, если предприятия будут отделены от рынка продаж и поставок и управляться, условно говоря, «из Москвы».


2. Дисбаланс в распределении прав и ответственности между участниками деятельности корпорации и для каждого участника. Ограниченная ответственность собственников подавляющего числа российских предприятий (более точно говоря, всех предприятий, кроме товариществ и обществ с дополнительной ответственностью) находится в состоянии дисбаланса с практически неограниченными правами собственника, включая право на закрытие предприятия и вывод его активов.


3. Эксцентриситет управления. В принципе возможны следующие схемы расположения центра управления по отношению к предприятию:
- орган управления находится внутри самого предприятия (самоуправление);
- предприятие управляется из отдаленного центра, единого для широкого множества предприятий и базирующегося, естественно, вне предприятия (централизованное управление); 
- орган управления находится вне предприятия, но не отдален от него настолько, насколько в предыдущем случае, и не является единым для всех предприятий (корпоративное управление).
Концентрация акций у внешних собственников порождает ослабление управления, ситуацию двух «центров власти» - внутри коллектива и вне предприятия. Это порождает, в свою очередь, утерю целостности предприятия, его фрагментацию. Предприятия уподобляются провинциальным поселениям, влачащим жалкое существование вдали от центра.


4. Неравноправие различных групп акционеров (в том числе – миноритарных и мажоритарных).


5. Столкновение двух видов прав: права, основанного на отношениях собственности, и права, основанного на трудовых отношениях.


6. Многоуровневая («фрактальная»); внутрикорпоративная коррупция.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

84771. Телекоммуникационные сети. Классификация телекоммуникационных сетей 678.02 KB
  В зависимости от вида передаваемых данных телекоммуникационные сети делятся на: аналоговые сети; цифровые сети. К современным телекоммуникационным сетям предъявляются два основных требования: интеграция возможность передачи в сети данных разных типов неоднородного трафика предъявляющих разные...
84772. Суффикс. Представление о «суффиксе» 41 KB
  Организовать наблюдение за влиянием суффикса на значение слова. Познавательные: извлекать информацию критически оценивать понимать информацию в разных формах схемы модели ориентироваться в своей системе знаний отвечать на вопросы преобразовывать информацию проводить анализ сравнение...
84773. Кодирование и обработка звуковой информации 61.5 KB
  Цель: знакомство учащихся со звуковой информацией, способами кодирования и обработки звуковой информации в компьютере. Познавательные: осмыслить и усвоить принципы двоичного кодирования при оцифровке звука, формировать умения оценивать числовые параметры информационных объектов.
84774. Урок чтения по теме «Сказки» 71.5 KB
  Развитие связной речи путём составления развернутой фразы для ответа на вопрос; развитие умения выборочного чтения; развитие мыслительных операций анализ синтез классификация в ходе выполнения заданий на определение сказки по иллюстрации предмету; решения кроссворда.
84775. Исторические источники 27.5 KB
  Содержание материала учебника позволяет реализовать поставленные цели и задачи урока применяя современные технологии: ИКТ на этапе получение новых знаний связанных со зрительным восприятием исторических источников; деятельностный подход на этапе самостоятельного получения новых знаний...
84776. Площадь прямоугольника 69.5 KB
  Наш урок мне бы хотелось начать со слов: «Только то и приятно, что трудно достать» М.Твен Как эти слова можно отнести к нашему уроку математики? Я думаю, мы сегодня испытаем удовольствие от работы. Вам известен автор этих слов? Внимательно посмотрите на экран. Слайд с эпизодом.
84777. Конспект урока обществознания: «Богатые» 33 KB
  Значит к теме нашего урока Богатые мы поставили цель: показать особенности положения в обществе богатых людей. По каким характеристикам людей относят к страте богатых Кто такие богатые люди учащиеся предлагают характеристики На доске выстраивается систематизация особенностей страты богатых...
84778. Основы религиозных культур и светской этики 35.5 KB
  Ключевые понятия: семья, род, родословная, имя рода - фамилия, семейные роли, семейные ценности. Цель: иметь представление о себе как части рода и осознавать, что семья - носитель нравственных ценностей, на основе которых формируются нравственные отношения.
84779. Условный оператор на языке Pascal 81 KB
  Цель: Ребенок, который имеет представление об условном операторе на языке Pascal; умеет писать простейшие программы с условным оператором на языке Pascal. Задачи: систематизация знаний по теме «Условный оператор»; выработка практических умений в разработке программ на языке Pascal...