44935

Предмет и задачи методики преподавания РЯ

Доклад

Педагогика и дидактика

Методика РЯ опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии о связи языка и сознания речи и мышления. Методика обеспечивает такую систему обучения языку которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции быть важнейшим средством человеческого общения средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде. Для решения своих задач методика выбирает оптимальные варианты в рамках классноурочной системы жестко ограниченного числа уроков и...

Русский

2013-11-14

13.34 KB

1 чел.

Предмет и задачи методики преподавания РЯ

Методика преподавания РЯ - одна из педагогических наук. Она изучает процессы обучения школьников родному языку (усвоение ими знаний о языке, формирование у них языковых и речевых умений и навыков). Методика РЯ опирается на лингвистические и психологические концепции о роли языка в социальном развитии, о связи языка и сознания, речи и мышления. Методика обеспечивает такую систему обучения языку, которая строго соответствует современной теории лингвистики о сущности языка и его социальной функции - быть важнейшим средством человеческого общения, средством формирования мысли и ее выражения в языковом коде. Задача школы и научной методики - сделать для каждого учащегося его собственные языковые умения максимально гибким, совершенным органом интеллектуального мира человека.

РЯ служит инструментом познавательной деятельности, формой мышления и средством его развития. Без хорошо развитого речевого навыка, без умения выражать свои мысли, быстро и правильно воспринимать чужие учиться в современной школе невозможно, так же как и стать полноценным членом общества. Для решения своих задач методика выбирает оптимальные варианты в рамках классно-урочной системы, жестко ограниченного числа уроков и объема учебного материала по утвержденным программам и учебникам с использованием оборудования.

Методика имеет как практическую (прикладную) значимость, так и теоретическую часть; практические решения опираются на познанные закономерности формирования грамматических понятий, овладения речью, усвоения письма и орфографии, навыков чтения, интонаций, на изученные трудности и ошибки учащихся. На познании закономерностей основываются диагностическая и прогностическая функции методики.

Предмет методики. Предмет методики - процесс обучения русскому языку, причем понятие обучение включает в себя: а) содержание обучения, языковой материал, который изучается, языковые умения, которые должны быть усвоены; б) деятельность учителя по отбору и "подаче" материала учащимся, по организации их учебного труда, по их развитию, по выявлению их знаний и умений; в) деятельность учащихся по усвоению знаний, их творческий труд по применению знаний, выработка умений и навыков. Результат обучения также входит в объем понятия предмет методики как его важнейшее звено.

Деятельность учащихся и учителя методика рассматривает как взаимодействие, как совместную деятельность, как сотрудничество при ведущей роли учителя.

Задачи методики. Методика решает четыре задачи: 1. "зачем изучать", т.е. определение целей и задач обучения русскому языку как родному; 2. "чему учить", т.е. определение содержания обучения; обоснование и составление программы, учебников и учебных комплексов для учащихся, пособий. Методика определяет максимум знаний, умений по языку, критерии их выявления и оценки. 3. "как учить": разработка методов и приемов обучения, конструирование уроков и их циклов, методических пособий и учебного оборудования. 4. "как контролировать усвоенное", т.е. определение критериев оценки, методов контроля.

Стоит отметить, что методика РЯ объединяет в себе направления: «Методика преподавания РЯ в школе», «Методика начального обучения РЯ», «Методика преподавания РЯ как неродного" (в национальной школе и для иностранцев) и пр.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

18807. Развитие биосферы Земли 49.5 KB
  Развитие биосферы Земли. На ранней Земле предполагают активный вулканизм: за счет лав выплавляющихся из верхней мантии постепенно сформировалась земная кора а дегазация лав привела к возникновению первичной атмосферы и жидкой воды на поверхности планеты. В первый м...
18808. Круговороты основных биогенных элементов 697.5 KB
  Круговороты основных биогенных элементов Глобальный круговорот воды Круговороты воды и СО2 в глобальном масштабе представляют собой вероятно самые важные для человечества биогеохимические круговороты. Для обоих характерны небольшие но весьма подвижные фонды в а...
18809. Биогеохимические циклы 49 KB
  Ввиду того что растения и животные могут использовать только те биогенные элементы которые находятся на поверхности Земли или вблизи нее для сохранения жизни необходимо чтобы материалы ассимилированные какимилибо организмами в конечном счете становились доступным...
18810. ВВЕДЕНИЕ В КУРС «Экология» 625.62 KB
  Лекция 1. ВВЕДЕНИЕ В КУРС Экология План лекции Экология как наука об основных законах и принципах функционирования системы общество природа. Современная структура и основные направления развития экологии. Цели задачи и общее содержание курса
18811. Взаимодействие организма и среды 121.5 KB
  Лекция 2. Взаимодействие организма и среды План лекции: Понятие о среде обитания и средах жизни Основные представления об адаптациях организмов. Факторы среды. Классификация факторов Общие закономерности воздействия факторов на живые организмы ...
18812. Популяционный уровень жизни. Биоценозы и экосистемы, основы их жизнедеятельности 90.5 KB
  Лекция 34. Популяционный уровень жизни. Биоценозы и экосистемы основы их жизнедеятельности План лекции Популяция ее характеристики и структура. Понятие о биоценозе и его структуре. Экосистема ее свойства и структура. Поток энергии и пищевые цепи. Э...
18813. Биосфера – глобальная экосистема 72.5 KB
  Лекция 5 Тема: Биосфера глобальная экосистема. План 1. Общие закономерности организации биосферы. Структура и границы. 2. Закон В.И. Вернадского о биогенной миграции атомов в биосфере. 3. Основные функции живого вещества. 4. Место человека в биосфере. Концепция и кри...
18814. Биогеохимические циклы. Круговорот веществ в природе 53 KB
  Тема: Биогеохимические циклы. План лекции Круговорот веществ в природе Биогеохимические циклы наиболее жизненно важных биогенных веществ Весь лик Земли: все ее ландшафты атмосфера химический состав вод все это обязано своим происхождением прежд
18815. Глобальные проблемы современности, Парниковый эффект, озоновые «дыры», кислотные дожди 90.5 KB
  Глобальные проблемы современности. Понятие загрязняющего вещества. Классификация загрязнений. Краткая характеристика загрязнения сред биосферы. Парниковый эффект озоновые дыры кислотные дожди Понятие загрязняющего вещества...