44940

Методика обучения лексики и фразеологии

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Этот раздел изучается в школе для того чтобы ученики получили представление о таких лексических понятиях как слово как единица языка лексическое значение слова функции слова синонимия омонимия антонимия многозначность представление о фразеологии. К практическим целям относятся: формирование лексических умений обогащение словарного запаса. Среди них особое значение имеют умения толковать лексическое значение слова фразеологизмы умения подбирать синонимы антонимы различить слово в прямом и переносном значении пользуясь...

Русский

2013-11-14

13.39 KB

52 чел.

Методика обучения лексики и фразеологии.

Раздел лексика появляется в школе в 1970 г. Этот раздел изучается в школе для того, чтобы ученики получили представление о таких лексических понятиях, как слово – как единица языка, лексическое значение слова, функции слова, синонимия, омонимия, антонимия, многозначность, представление о фразеологии. Это составляет познавательные цели. К практическим целям относятся: - формирование лексических умений, обогащение словарного запаса. Среди них особое значение имеют умения толковать лексическое значение слова, фразеологизмы, умения подбирать синонимы, антонимы, различить слово в прямом и переносном значении, пользуясь словарями. Лексические умения – это база для обогащения словарного запаса, для работы по стилистике. Система основных понятий – лексич. понятия с т.з. 1. Семантика слов (слово, ЛЗ слова, многознач.-однознач., прямое и переносное знач., омонимы, антонимы, синонимы). 2. Употреб. в разных сферах речи (общеупотреб., диалекты, профессионализмы). 3. Происхождения (заимстования, устаревшие, неологизмы). О всех лексических явлениях сообщаются следующие сведения: 1. дается определение, 2. цель использования в речи, 3. способ отражения в словаре. Лингвистическую основу школьного курса лексики составляет учение о слове, как единице языка, обладающий совокупностью значений, которые по-разному проявляются в речи. Знаменательные слова изучаются в разделе лексика, так как связаны с действительностью и имеют лексическое значение. Знаменательные слова обладают как лексическим, так и грамматическим значением. Принципы: 1. контекстуальный принцип, 2. экстра-лингвистический, котрый предполагает связь слова с действительностью, 3. лексико-грамматический, предполагающий сопоставление лексического и грамматического значения слова, 4. диахронический (исторический) принцип. Усиление лексического понятий и формирование лексических умений учащихся осуществляется в процессе выполнения определенных упражнений: 1. нахождение в предложении и тексте изучаемого лексического явления, 2. подбор примеров, иллюстраций лексическому явлению, 3. группировка, составление таблиц, 4. нахождение и исправление ошибок в употреблении слов и фразеологизмов, 5. нахождение в тексте новых для учеников слов и фразеологизмов и раскрытие значений при помощи словаря, 6. составление словарной статьи, 7. кроссворд-задача=нахождение слова по его толкованию, 8. установление семантики системных отношений данного слова, 9. введение тематических словариков, 10. лексический разбор слова – включает наблюдение над тем, как в тексте используется то или иное слово, его стилистическая функция.

Кроме того дается понятие о фразеологизмах.

Изучение лексики расширяет знания уч-ся о языке, знакомит со словом как элементом словарной системы. При изучении лексики необходимо систематически сопоставлять лексические и грамматические значения, проводить работу по предупреждению лексических ошибок в речи, научить работать с толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшая задача при изучении лексики и фразеологии – обогащение словарного запаса уч-ся. Для этого нужно организовать систематическое наблюдение за использованием в речи богатейших возможностей родного языка, сформировать навыки самостоятельного использования изобразительно-выразительных средств в речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

85041. Первая медицинская помощь при травмах. Первая медицинская помощь при утоплении 27.1 KB
  Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при переломах вывихах растяжениях и разрывах связок. Познакомить учащихся с правилами оказания первой медицинской помощи при утоплении. Объяснить правила оказания первой медицинской помощи при травмах: при переломах; при вывихах растяжениях и разрывах связок; при растяжении мышц и сухожилий. При этом подчеркнуть что объем мероприятий первой медицинской помощи зависит от тяжести состояния пострадавшего.
85042. Пожары в жилых и общественных зданиях, их причины и последствия 31.81 KB
  Дать учащимся представление о значении огня в жизнедеятельности человека о причинах возникновения пожаров и их возможных последствиях для безопасности человека. Изучаемые вопросы Значение огня в жизнедеятельности человека. Используя материалы курса истории обсудить с учащимися значение огня в жизнедеятельности человека на разных этапах развития общества. Благодаря использованию огня человек становился все меньше зависимым от природных условий существования.
85043. Профилактика пожаров в повседневной жизни и организация защиты населения. Права, обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности 31.93 KB
  Права обязанности и ответственность граждан в области пожарной безопасности. Разъяснить учащимся значение профилактики пожаров; обсудить основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности. Сформировать у учащихся чувство ответственного отношения к правилам пожарной безопасности к рекомендациям специалистов по правилам поведения для обеспечения личной безопасности во время пожара. Основные направления деятельности человека по обеспечению пожарной безопасности.
85044. Безопасное поведение на водоемах в различных условиях 33.55 KB
  Оказание помощи терпящим бедствие на воде. Закрепить знания правил безопасного поведения на воде во время купания во время водных походов в условиях аварийной ситуации возникшей во время водного пожара. Познакомить учащихся с основными способами оказания помощи терпящим бедствие на воде. Изучаемые вопросы Значение воды в жизнедеятельности человека безопасность на воде.
85045. Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека 31.48 KB
  Загрязнение окружающей природной среды и здоровье человека Цель урока. Сформировать у учащихся убеждение в необходимости сохранения окружающей природной среды и формирования у каждого человека культуры в области экологической безопасности. Изучаемые вопросы Влияние жизнедеятельности человека на загрязнение окружающей среды. Загрязнение атмосферы почв и природных вод в результате жизнедеятельности человека.
85046. Правила безопасного поведения при неблагоприятной экологической обстановке 30.91 KB
  Изучаемые вопросы Расширение возможностей организма человека противостоять опасным факторам окружающей среды. Формирование потребности в сохранении окружающей природной среды. Снижение вредного воздействия на организм человека неблагоприятных факторов окружающей среды. Изложение учебного материала Во вступительной части урока целесообразно отметить что значительного снижения уровня загрязнения окружающей нас природной среды в ближайшем будущем вряд ли можно ожидать.
85047. Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера 30.34 KB
  Классификация чрезвычайных ситуаций техногенного характера Цель урока. Познакомить учащихся с чрезвычайными ситуациями техногенного характера и основными причинами их возникновения; дать общее представление о классификации чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Изучаемые вопросы Причины возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера. Объекты экономики возникновение на которых производственных аварий может привести к чрезвычайным ситуациям техногенного характера.
85048. Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения 32.01 KB
  Аварии на радиационно опасных объектах и их возможные последствия. Обеспечение радиационной безопасности населения. Познакомить учащихся с понятиями радиационно опасный объект ионизирующее излучение радиоактивное загрязнение окружающей среды. Дать общее представление о последствиях аварий на радиационно опасных объектах и о влиянии ионизирующего излучения на организм человека.
85049. Аварии на химически опасных объектах Тамбовской области и их возможные последствия. Обеспечение химической защиты населения 33.32 KB
  Обеспечение химической защиты населения. Познакомить учащихся с общими мероприятиями проводимыми в стране и в регионе для защиты населения от химических аварий. Обобщить знания о средствах индивидуальной защиты и их защитных свойствах. Средства индивидуальной защиты и их защитные свойства.