44940

Методика обучения лексики и фразеологии

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Этот раздел изучается в школе для того чтобы ученики получили представление о таких лексических понятиях как слово как единица языка лексическое значение слова функции слова синонимия омонимия антонимия многозначность представление о фразеологии. К практическим целям относятся: формирование лексических умений обогащение словарного запаса. Среди них особое значение имеют умения толковать лексическое значение слова фразеологизмы умения подбирать синонимы антонимы различить слово в прямом и переносном значении пользуясь...

Русский

2013-11-14

13.39 KB

46 чел.

Методика обучения лексики и фразеологии.

Раздел лексика появляется в школе в 1970 г. Этот раздел изучается в школе для того, чтобы ученики получили представление о таких лексических понятиях, как слово – как единица языка, лексическое значение слова, функции слова, синонимия, омонимия, антонимия, многозначность, представление о фразеологии. Это составляет познавательные цели. К практическим целям относятся: - формирование лексических умений, обогащение словарного запаса. Среди них особое значение имеют умения толковать лексическое значение слова, фразеологизмы, умения подбирать синонимы, антонимы, различить слово в прямом и переносном значении, пользуясь словарями. Лексические умения – это база для обогащения словарного запаса, для работы по стилистике. Система основных понятий – лексич. понятия с т.з. 1. Семантика слов (слово, ЛЗ слова, многознач.-однознач., прямое и переносное знач., омонимы, антонимы, синонимы). 2. Употреб. в разных сферах речи (общеупотреб., диалекты, профессионализмы). 3. Происхождения (заимстования, устаревшие, неологизмы). О всех лексических явлениях сообщаются следующие сведения: 1. дается определение, 2. цель использования в речи, 3. способ отражения в словаре. Лингвистическую основу школьного курса лексики составляет учение о слове, как единице языка, обладающий совокупностью значений, которые по-разному проявляются в речи. Знаменательные слова изучаются в разделе лексика, так как связаны с действительностью и имеют лексическое значение. Знаменательные слова обладают как лексическим, так и грамматическим значением. Принципы: 1. контекстуальный принцип, 2. экстра-лингвистический, котрый предполагает связь слова с действительностью, 3. лексико-грамматический, предполагающий сопоставление лексического и грамматического значения слова, 4. диахронический (исторический) принцип. Усиление лексического понятий и формирование лексических умений учащихся осуществляется в процессе выполнения определенных упражнений: 1. нахождение в предложении и тексте изучаемого лексического явления, 2. подбор примеров, иллюстраций лексическому явлению, 3. группировка, составление таблиц, 4. нахождение и исправление ошибок в употреблении слов и фразеологизмов, 5. нахождение в тексте новых для учеников слов и фразеологизмов и раскрытие значений при помощи словаря, 6. составление словарной статьи, 7. кроссворд-задача=нахождение слова по его толкованию, 8. установление семантики системных отношений данного слова, 9. введение тематических словариков, 10. лексический разбор слова – включает наблюдение над тем, как в тексте используется то или иное слово, его стилистическая функция.

Кроме того дается понятие о фразеологизмах.

Изучение лексики расширяет знания уч-ся о языке, знакомит со словом как элементом словарной системы. При изучении лексики необходимо систематически сопоставлять лексические и грамматические значения, проводить работу по предупреждению лексических ошибок в речи, научить работать с толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшая задача при изучении лексики и фразеологии – обогащение словарного запаса уч-ся. Для этого нужно организовать систематическое наблюдение за использованием в речи богатейших возможностей родного языка, сформировать навыки самостоятельного использования изобразительно-выразительных средств в речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

75951. Проблемы развития правоохранительной и судебной системы в РФ 17.71 KB
  Это вызвано объективными причинами стремлением подчеркнуть независимость и самостоятельность судебной власти уйти от порочной практики сращивания судебной системы и органов осуществляющих следствие дознание и оперативно-разыскную деятельность. Причины неудовлетворительного состояния судебной и правоохранительной системы РФ имеют многоплановый характер. Отмечают что есть все основания для вывода о полномасштабном кризисе судебной и правоохранительной системы.
75952. Развитие гражданского общества в РФ. Неправительственные организации и их значение 20.29 KB
  Это означает что важнейшим условием существования свободного общества в России является не только раскрепощение частной инициативы но и развитая система социальной поддержки. И в-третьих чувство гражданской ответственности а также цивилизованное поведение и активная гражданская позиция все это необходимые элементы подлинно гражданского общества. Становление гражданского общества есть в сущности бесконечный процесс совершенствования всех без исключения сторон жизнедеятельности людей.
75953. Россия – федеративное государство. Особенности проявления российского федерализма на современном этапе 17.78 KB
  Образование же Российской Федерации шло совсем иным путем. Эти государства а также национально-государственные образования и были признаны субъектами Российской Федерации. Порядок образования Российской Федерации свидетельствует о том что с момента своего возникновения эта федерация носила конституционно-правовой характер поскольку была создана не в результате заключения договора между ее субъектами а на основе провозглашения ее федерацией в Конституции Республики. В настоящее время субъектами Российской Федерации являются не только бывшие...
75954. Россия к началу 21 века: основные задачи и ресурсы для достижения целей 19.4 KB
  Рост производства означает возможность повышения уровня жизни и благосостояния граждан решения важных социальных проблем. Но для достижения этой цели стало ясно что темпы роста необходимо увеличить с 7 процентов в год за 2002-2004 гг. Главный источник беспокойства за наше ближайшее будущее заключается в том что экономический рост во многом опирается на высокие цены на нефть. Так за последние годы в стране буквально произошла революция в сотовой связи очень широко распространился кредит бытовой техники мебели автомобилей и пр.
75955. РФ и постсоветское пространство – состояние отношений и основные задачи 22.28 KB
  Интеграция в рамках СНГ стала приоритетным проектом в условиях глобального кризиса 20082009 гг. В новой версии Концепции внешней политики РФ прописано что Приоритетными направлениями развитие двустороннего и многостороннего сотрудничества с государствами участниками СНГ дальнейшее укрепление СНГ основы углубления регионального взаимодействия его участников имеющих не только общее историческое наследие но и обширный потенциал интеграции в различных сферах. Россия выстраивает дружественные отношения с каждым из государств ...
75956. Сентябрьско-октябрьский кризис 1993: истоки и пути решения 15.95 KB
  были внесены многочисленные поправки ограничивавшие полномочия президента. на VII съезде народных депутатов заставили президента убрать из правительства Е. Степанков осудили действия президента. пытался отрешить президента от должности но должного количества голосов не набралось.
75957. События 19-21 августа 1991 г. и их историческое последствия 19.25 KB
  Августовский путч попытка отстранения Михаила Горбачева с поста президента СССР и смены проводимого им курса предпринятая самопровозглашенным Государственным комитетом по чрезвычайному положению ГКЧП 19 августа 1991 года. Почему 20 августа День Путча 20 августа день подписания подписание нового Союзного договора согласно которому вместо СССР создавалась конфедерация Союз Советских Суверенных Государств ССГ. 22 августа все члены ГКЧИ были арестованы Пуго самоубийство Приостановлено действие компартии РСФСР Горбаче снимает с...
75959. Становление новых государственных институтов в РФ в конце 20 веке 20.83 KB
  Правительство Российской Федерации. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.