44940

Методика обучения лексики и фразеологии

Доклад

Иностранные языки, филология и лингвистика

Этот раздел изучается в школе для того чтобы ученики получили представление о таких лексических понятиях как слово – как единица языка лексическое значение слова функции слова синонимия омонимия антонимия многозначность представление о фразеологии. К практическим целям относятся: формирование лексических умений обогащение словарного запаса. Среди них особое значение имеют умения толковать лексическое значение слова фразеологизмы умения подбирать синонимы антонимы различить слово в прямом и переносном значении пользуясь...

Русский

2013-11-14

13.39 KB

40 чел.

Методика обучения лексики и фразеологии.

Раздел лексика появляется в школе в 1970 г. Этот раздел изучается в школе для того, чтобы ученики получили представление о таких лексических понятиях, как слово – как единица языка, лексическое значение слова, функции слова, синонимия, омонимия, антонимия, многозначность, представление о фразеологии. Это составляет познавательные цели. К практическим целям относятся: - формирование лексических умений, обогащение словарного запаса. Среди них особое значение имеют умения толковать лексическое значение слова, фразеологизмы, умения подбирать синонимы, антонимы, различить слово в прямом и переносном значении, пользуясь словарями. Лексические умения – это база для обогащения словарного запаса, для работы по стилистике. Система основных понятий – лексич. понятия с т.з. 1. Семантика слов (слово, ЛЗ слова, многознач.-однознач., прямое и переносное знач., омонимы, антонимы, синонимы). 2. Употреб. в разных сферах речи (общеупотреб., диалекты, профессионализмы). 3. Происхождения (заимстования, устаревшие, неологизмы). О всех лексических явлениях сообщаются следующие сведения: 1. дается определение, 2. цель использования в речи, 3. способ отражения в словаре. Лингвистическую основу школьного курса лексики составляет учение о слове, как единице языка, обладающий совокупностью значений, которые по-разному проявляются в речи. Знаменательные слова изучаются в разделе лексика, так как связаны с действительностью и имеют лексическое значение. Знаменательные слова обладают как лексическим, так и грамматическим значением. Принципы: 1. контекстуальный принцип, 2. экстра-лингвистический, котрый предполагает связь слова с действительностью, 3. лексико-грамматический, предполагающий сопоставление лексического и грамматического значения слова, 4. диахронический (исторический) принцип. Усиление лексического понятий и формирование лексических умений учащихся осуществляется в процессе выполнения определенных упражнений: 1. нахождение в предложении и тексте изучаемого лексического явления, 2. подбор примеров, иллюстраций лексическому явлению, 3. группировка, составление таблиц, 4. нахождение и исправление ошибок в употреблении слов и фразеологизмов, 5. нахождение в тексте новых для учеников слов и фразеологизмов и раскрытие значений при помощи словаря, 6. составление словарной статьи, 7. кроссворд-задача=нахождение слова по его толкованию, 8. установление семантики системных отношений данного слова, 9. введение тематических словариков, 10. лексический разбор слова – включает наблюдение над тем, как в тексте используется то или иное слово, его стилистическая функция.

Кроме того дается понятие о фразеологизмах.

Изучение лексики расширяет знания уч-ся о языке, знакомит со словом как элементом словарной системы. При изучении лексики необходимо систематически сопоставлять лексические и грамматические значения, проводить работу по предупреждению лексических ошибок в речи, научить работать с толковым словарем, словарями синонимов, антонимов, омонимов. Важнейшая задача при изучении лексики и фразеологии – обогащение словарного запаса уч-ся. Для этого нужно организовать систематическое наблюдение за использованием в речи богатейших возможностей родного языка, сформировать навыки самостоятельного использования изобразительно-выразительных средств в речи.


 

А также другие работы, которые могут Вас заинтересовать

9728. Шкалы риска и характеристика их градации 26.5 KB
  При выработке стратегии поведения и в процессе принятия конкретного решения предпринимателю целесообразно различать и выделять определенные области (зоны риска) в зависимости от уровня возможных (ожидаемых) потерь. Как и к большинству других вопросо...
9729. 3аключение договора 55 KB
  Заключение договора. Заключение договора, кроме мелких бытовых сделок, проходит обычно несколько стадий, каждая из которых влечет для будущих контрагентов определенные правовые последствия. Различен и порядок заключения договоров: наряду с общими пр...
9730. Договор в пользу третьего лица 23.5 KB
  Договор в пользу третьего лица. Договором в пользу третьего лица признается договор, в котором стороны установили, что должник обязан произвести исполнение не кредитору, а указанному или не указанному в договоре третьему лицу, имеющему право требова...
9731. Договор комиссии 32 KB
  Договор комиссии. По договору комиссии одна сторона (комиссионер) обязуется по поручению другой стороны (комитента) за вознаграждение совершить одну или несколько сделок от своего имени, но за счет комитента. По сделке, совершенной комиссионером с т...
9732. Договор контрактации. Доклад 31.5 KB
  Договор контрактации. По договору контрактации производитель сельскохозяйственной продукции обязуется передать выращенную (произведенную) им сельскохозяйственную продукцию заготовителю - лицу, осуществляющему закупки такой продукции для переработки ...
9733. Договор купли-продажи: понятие, элементы, содержание 29.5 KB
  Договор купли-продажи: понятие, элементы, содержание. По договору купли-продажи одна сторона (продавец) обязуется передать вещь (товар) в собственность другой стороне (покупателю), а покупатель обязуется принять этот товар и уплатить за него определ...
9734. Договор мены. Доклад 28.5 KB
  Договор мены. По договору мены каждая из сторон обязуется передать в собственность другой стороны один товар в обмен на другой. К договору мены применяются соответственно правила о купле-продаже, если это не противоречит существу мены. При этом кажд...
9735. Договор поставки товаров 35.5 KB
  Договор поставки товаров. По договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимател...
9736. Договор присоединения 24.5 KB
  Договор присоединения. Договором присоединения признается договор, условия которого определены одной из сторон в формулярах или иных стандартных формах и могли быть приняты другой стороной не иначе как путем присоединения к предложенному договору в ...